Путешественники открывшие новые земли в 19 веке. Забытые русские путешественники XIX века. Подготовка новой экспедиции

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века совершили ряд выдающихся открытий, которые стали достоянием не только российской, но и зарубежной, мировой науки. Кроме того, они внесли значительный вклад в развитие отечественных знаний и сделали очень много для того, чтобы способствовать подготовке новых кадров для развития морских исследований.

Предпосылки

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили свои открытия во многом потому, что в это столетие обозначилась необходимость поисков новых торговых путей и возможностей для поддержки связи России с другими странами. В конце XVIII - начале XIX века наша страна окончательно укрепила свой статус на международной арене как мировая держава. Естественно, что это новое положение расширило её геополитическое пространство, которое потребовало новых исследований морей, островов и океанских побережий для строительства портов, судов и развития торговли с иностранными государствами.

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века состоялись как талантливые мореплаватели как раз в то самое время, когда наша страна добилась выхода к двум морям: Балтийскому и Чёрному. И это неслучайно. Это открывало новые перспективы для морских исследований и дало толчок к строительству и развитию флотов, морского дела вообще. Поэтому неудивительно, что уже в первые десятилетия рассматриваемого столетия русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили ряд выдающихся исследований, которые существенно обогатили русскую географическую науку.

План кругосветной экспедиции

Такой проект стал возможным во многом благодаря успешным военным действиям нашей страны в конце XVIII столетия. В это время Россия получила возможность строить свой флот на Чёрном море, что, разумеется, должно было стимулировать морское дело. Русские мореплаватели в это время всерьёз задумались над тем, чтобы проложить удобные торговые пути. Этому ещё способствовало то обстоятельство, что наша страна владела на территории Северной Америки Аляской. С ней также необходимо было поддерживать постоянные связи и развивать экономическое сотрудничество.

И.Ф. Крузенштерн ещё в конце XVIII века представил план кругосветной экспедиции. Однако тогда он был отвергнут. Но уже буквально через несколько лет, после воцарения Александра I, российское правительство проявило интерес к представленному плану. Он получил одобрение.

Подготовка

И.Ф. Крузенштерн происходил из дворянского рода. Он учился в Кронштадтском морском корпусе и, будучи его учеником, принял участие в войне против Швеции, хорошо себя тогда зарекомендовав. После этого он был отправлен на стажировку в Англию, где получил прекрасное образование. По возвращении в Россию представил план кругосветной экспедиции. Получив одобрение, тщательно к ней подготовился, закупил лучшие приборы и оснастил корабли.

Его ближайшим помощником в этом деле был его товарищ Юрий Фёдорович Лисянский. С ним он подружился ещё в кадетском корпусе. Друг также себя прекрасно зарекомендовал как талантливый морской офицер в годы Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Уже в скором времени были снаряжены два суда под названиями «Нева» и «Надежда». Последним руководил граф Николай Резанов, ставший знаменитым благодаря известной рок-опере. Экспедиция отправилась в плавание в 1803 году. Её целью было исследовать и разведать возможность открытия новых торговых путей из России в Китай и побережье североамериканской территории.

Плавание

Русские мореплаватели обогнули мыс Горн и, выйдя в Тихий океан, разделились. Юрий Фёдорович Лисянский повёл свой корабль к североамериканским берегам, где отбил захваченный индейцами торговый русский город Ново-Архангельск. Во время этого путешествия он также провёл впервые в истории мореплавания парусный корабль вокруг Южной Африки.

Судно «Надежда» под руководством Крузенштерна отправилось в Японское море. Заслуга этого исследователя состоит в том, что он тщательно исследовал берега острова Сахалин и внёс значительные изменения на карту. Основной же было исследовать в чём давно было заинтересовано руководство Тихоокеанского флота. Крузенштерн вошёл в Амурский лиман, после чего, исследовав берега Камчатки, вернулся на родину.

Вклад Крузенштерна в науку

Путешественники России существенно продвинули русскую географическую науку, выведя её на мировой уровень развития. привлекла внимание широкой общественности. После окончания путешествия оба написали книги, в которых были изложены результаты их исследований. Крузенштерн опубликовал «Путешествие вокруг света», но особенное значение имеет выпущенный им атлас с гидрографическими приложениями. Он заполнил многие белые пятна на карте, провёл ценнейшие исследования морей и океанов. Так, он изучил давление и температуру воды, морские течения, приливы и отливы.

Общественная деятельность

Его дальнейшая карьера была тесно связана с морским корпусом, куда он сначала был определён инспектором. Впоследствии стал там преподавать, а потом вообще его возглавил. По его инициативе были созданы Высшие офицерские классы. В дальнейшем их преобразовали в Морскую академию. Крузенштерн ввёл новые дисциплины в учебный процесс. Это существенно повысило качественный уровень преподавания морского дела.

Кроме того, он помогал в организации других экспедиций, в частности содействовал планам другого видного исследователя О. Коцебу. Крузенштерн принял участие в создании знаменитого Русского географического общества, которому суждено было занять одно из ведущих мест не только в российской, но и в мировой науке. Особое значение для развития географии имел выпущенный им «Атлас Южного моря».

Подготовка новой экспедиции

Крузенштерн через несколько лет после своего путешествия настаивал на тщательном исследовании южных широт. Он предлагал снарядить две экспедиции к Северному и Южному полюсам по два корабля в каждой. До этого мореплаватель почти вплотную подошёл к Антарктике, однако дальше пройти ему помешали льды. Тогда предположил, что шестого материка либо не существует, либо к нему невозможно добраться.

В 1819 году российское руководство приняло решение о снаряжении новой эскадры для плавания. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен после ряда проволочек был назначен её руководителем. Было принято решение о строительстве двух кораблей: «Мирный» и «Восток». Первый спроектировали по плану российских учёных. Он отличался прочностью и водоустойчивостью. Однако второй, построенный в Великобритании, был менее устойчив, так что его пришлось не раз переделывать, перестраивать и ремонтировать. Подготовкой и постройкой руководил Михаил Лазарев, который сетовал на такое несоответствие двух суден.

Путешествие к югу

Новая экспедиция отправилась в 1819 году. Она достигла Бразилии и, обогнув материк, вышла к Сандвическим островам. В январе 1820 года русская экспедиция открыла шестой материк - Антарктиду. Во время манёвров вокруг неё было обнаружено и описано множество островов. Среди наиболее значимых открытий можно назвать остров Петра I, побережье Александра I. Сделав необходимое описание берегов, а также зарисовки животных, увиденных на новом материке, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен отплыл обратно.

Во время экспедиции, помимо обнаружения Антарктиды, были сделаны и другие открытия. Например, участники обнаружили, что Земля Сандвича - это целый архипелаг. Кроме того, был описан остров Южная Георгия. Особое значение имеют описания нового материка. Со своего корабля Михаил Лазарев имел возможность наблюдать лучше за землёй, поэтому его выводы представляют особенную ценность для науки.

Значение открытий

Экспедиция 1819-1821 годов имела огромное значение для отечественной и мировой географической науки. Открытие нового, шестого материка, перевернуло представление о географии Земли. Оба путешественника опубликовали результаты своего исследования в двух томах с приложением атласа и необходимыми указаниями. Во время путешествия было описано около тридцати островов, сделаны великолепные зарисовки видов Антарктиды и её животного мира. Кроме того, участники экспедиции собрали уникальную этнографическую коллекцию, которая хранится в Казанском университете.

Дальнейшая деятельность

Беллинсгаузен впоследствии продолжил свою военно-морскую карьеру. Он участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, командовал Балтийским флотом, а потом был назначен губернатором Кронштадта. Показателем признания его заслуг является тот факт, что его именем назван ряд географических объектов. В первую очередь следует упомянуть море в Тихом океане.

Лазарев также отличился после своего знаменитого путешествия к Антарктиде. Он был назначен командиром экспедиции по охране берегов Русской Америки от контрабандистов, с чем он успешно и справился. Впоследствии командовал черноморским флотом, участвовал в за что удостоился нескольких наград. Итак, великие первооткрыватели из России также внеси свой выдающийся вклад в развитие географии.

Открытый урок.для 8 класса. Образование и наука в 19 веке.

Русские первооткрыватели и путешественники.

В самом начале 19 века в России сложилась система высшего, среднего и начального образования. Проведённая в 1803 году реформа в области образования привела к созданию в каждом губернском городе гимназии. В каждом уездном городе уездного училища. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения. Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования.

1.Соотнесите университеты и даты их образования.

Дерптский 1802г

Казанский 1804г

Харьковский 1804

Виленский 1804г

Петербургский 1819г

Александровский (Царскосельский) лицей 1811г-

В котором обучались представители высшего дворянского общества (А.С.Пушкин).

2. Заполните таблицу. Учебные заведения при Николае 1.

Кого и чему учили.

Приходские училища

Представители низов. Закону божьему, грамоте, арифметике.

Уездные училища

Дети купцов, ремесленников, мещан. Русский язык арифметика, геометрия, история, география.

Гимназии

Дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. Изучали точные и гуманитарные предметы.

3. Укажите книгоиздателя, книги которого способствовали развитию просвещения в 40-е гг. 19 века?

А. Сытин И.Д.

Б. Смирдин А.Ф

В. Солдатенков К.Т.

Г. Павленков Ф.Ф.

4.Заполните таблицу.

Совершенствование системы образования во многом способствовало и развитию отечественной науки.

Область науки

открытие

биология

Двигубский И.А.

Земная поверхность и населяющие её существа с течением времени под действием естественных причин претерпевают коренные изменения.

Дядьковский И.Е.

Жизнь является непрерывным физико-химическим процессом.

Бэр К.М. 1834г

Всеобщий закон развития природы.

медицина

Пирогов Н.И.1856

Основоположник военно-полевой хирургии Первый использовал наркоз.

геология

Н.И.Кокшаров 1840

Была составлена геологическая карта Европейской России.

Астрономия

Создание мощных телескопов. Пулковской обсерватории

математика

Лобачевский Н.И. 1826г.

Неевклидова геометрия.

Петров В.В.1802г.

Разработал гальваническую батарею. Прообраз электрической лампочки.

Ленц Э.Х. 1833

Правило направления движущей силы индукции. Через год изобрёл электродвигатель.

Якоби Б.С. 1840г.

Гальвонопластику-метод нанесения металла на нужную поверхность с помощью электричества.. Буквопечатающий аппарат для телеграфа.1850г

Шиллинг П.Л.1832г

Изобрёл электрический телеграф.

    Отгадайте кроссворд. Химия, наука и производство. Пользуясь учебником на стр.105-106

1. В 1826-27 годах один из этих исследователей положил начало порошковой металлургии.

2. Этот исследователь открыл основной закон фотохимии.

3. 6.В 30-х годах 19 века эти братья крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода построили первую паровую железную дорогу.

4.В 1840 году этот учёный открыл основной закон термохимии.

5.В 1817 году этот выдающийся металлург разработал четыре варианта технологии получения булатной стали.

6.Этот исследователь в области химии разработал способ получения глюкозы.

7. Один из этих химиков создал устойчивые химические красители для бурно развивающейся текстильной промышленности.

Отличительными чертами развития образования и науки в первой половине 19 века стали: увеличение числа высших и средних учебных заведений и обучающихся в них представителей различных слоёв населения страны; рост численности научных работников; достигнутые на этой основе крупные успехи русских учёных в развитии отечественной и мировой науки; усиление практической направленности научных исследований; укрепление связей науки с промышленным производством

6. Русские первооткрыватели и путешественники.

19 век стал временем крупнейших географических открытий, совершённых русскими исследователями. Продолжая традиции своих предшественников-землепроходцев и путешественников в 17-18 веках, они обогатили представление россиян об окружающем мире, способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи. Россия впервые осуществила сою давнюю мечту: её корабли вышли в Мировой океан.

Работа с текстом вставить пропущенные слова.

1.Крузенштерн И.Ф. и Лисянский Ю.Ф.

В 1803 году по указанию Александра 1 на кораблях «Надежда» и «Нева» была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская экспедиция, продолжавшаяся три года. Её возглавил Иван Фёдорович Крузенштерн -крупнейший мореплаватель и учёный -географ 19 века.

В ходе плавания было впервые нанесено на карту более тысячи километров берегов острова Сахалин. Ю.Ф.Лисянский открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске. Островах Тихого и Ледовитого океанов.

Итоги наблюдений были изложены в докладе Академии наук. Крузенштерн И.Ф был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного в начале 20-х гг «Атласа Южных морей». В 1845 году адмирал Крузенштерн И.Ф стал одним из членов- учредителей Российского географического общества.

Работа с картой. Соотнести полученную информацию с заданием.

2. Беллинсгаузен Ф.Ф и Лазарев М.П.

Одним из учеников и последователей Крузенштерна стал Фадей Фадеевич Беллинсгаузен. Он был участником первой русской кругосветной экспедиции.

В 1819-1821 году Беллинсгаузену было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный». План экспедиции составил Крузенштерн И.Ф. Главной целью было обозначено «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса».

16 января 1820 года экспедиция подошла к берегам неведомой в то время Антарктиды, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки В Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими была открыта группа островов, названная островами Россиян.

За 751 день плавания русские моряки прошли около 50 тыс. км. Были сделаны важнейшие географические открытия, привезены ценные коллекции. Данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового для человечества континента.

Доклад обучающегося. Всавить пропущенные слова.

3.Баранов А.А. и освоение Русской Америки.

Александра Александровича Баранова трудно отнести к первооткрывателям или путешественникам в строгом смысле этого слова. Но это был человек, внёсший неоценимый вклад в освоение нашими соотечественниками Русской Америки.

В поисках новых районов охоты Баранов подробно изучил остров Кадьяк и другие территории, вёл поиск полезных ископаемых, основывал новые русские поселения и снабжал их всем необходимым. Налаживал обмен с местными жителями. Именно ему удалось впервые по настоящему закрепить за Россией обширные территории на Тихоокеанском побережье Северной Америки. Деятельность Баранова была чрезвычайно сложна и опасна. Постоянные набеги индейцев стоили русским поселенцам не только немалых средств, но и жизней. Только в 1802 году при попытке создать поселение на острове Ситка было убито более 200 поселенцев.

Усилия Баранова были настолько успешными, что в 1799 году он стал правителем Российско-американской компании, а 1803 году был назначен правителем Российских колоний в Америке. В 1804 году Баранов на острове Ситка основал крепость Новоархангельск, а затем форт Росс. В 1825 году он предпринял экспедицию на Гавайские острова с целью их присоединения к России. Однако удачи она не принесла. В 1818 году получил согласие на отезд из Америки на Родину. В дороге, на острове Ява, Баранов скончался в 1819 году.

Работа с картой. Соотнести полученную информацию с заданием

4. Невельской Г.И. и Е.В. Путятин.

Крупнейшим исследователем российского Дальнего востока середины 19 века стал Геннадий Иванович Невельской.

В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855) ему удалось обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура. Здесь в 1850 году он основал Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре). Путешествия Невельского имели важное значение: впервые было доказано, что Сахалин вовсе не соединён с материком. А является островом и Татарский пролив-именно пролив, а не залив, как это считалось.

Ефимий Васильевич Путятин в 1822-1825 гг. совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. В 1852-1855гг. во время руководимой им экспедиции на фрегате «Паллада» были открыты острова Римского-Корсакова. Путятин стал первым из русских, кому удалось побывать в закрытой от европейцев Японии и даже подписать там договор в 1855 году.

Результатом экспедиций Невельского и Путятина, кроме сугубо научных, стало закрепление за Россией Приморской области на Дальнем Востоке.

Собранные русскими путешественниками научные сведения были настолько обширны и значимы, что потребовалось создание специальных учреждений для их обобщения и использования.

Важнейшим из них стало открытое в 1845 году Русское географическое общество. Оно превратилось в центр географических знаний в России. Регулярными стали организации научных экспедиций. Проведение исследований населения России и соседних с ней стран. Издание географических и статистических сборников. Для развития экономических и географических исследований Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Закавказья и Средней Азии в 1851 г. Были созданы Кавказский и Сибирский отделы русского географического общества.

8.Домашнее задание параграфы 15. 16.

Глава № 8

Лекция № 36

Культура России в XIX веке

Первая половина XIX века

Образование и наука

В самом начале XIX века в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. Проведенная в 1803 году реформа в области образования привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе училища. Приходские училища создавались и в сельской местности, в них принимались дети разных сословий. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения.

В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего дворянского общества (в их числе и А.С. Пушкин),

Большое внимание правительство Александра I уделяло развитию высшего образования. Помимо единственного до того в России Московского университета, только в первые два десятилетия века были открыты пять новых: Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819).

При Николае I сохранились все типы школ, но каждый из них стал сословно-обособленным. Приходские одноклассные училища предназначались теперь для представителей «низов». В них в течение года обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике. В уездные трехклассные училища принимали детей купцов, ремесленников, мещан. Здесь обучали русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии. В семиклассных гимназиях учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. Был усилен контроль за университетами, считавшимися источниками «неблагонадежности». В 1835 году университеты были лишены статуса внутренней автономии.

Увеличивается количество военных учебных заведений, обучение в которых проходили в основном молодые дворяне. В 1832 году была открыта Императорская военная академия, в 1855 году - Артиллерийская и Инженерная академии.



Рост промышленного производства и развитие техники вызвали рост потребности в специалистах технических специальностей. В первой половине XIX века увеличилось количество профессионально-технических учебных заведений. В начале 1830-х годов в Петербурге были открыты Институт гражданских инженеров, Лесной институт, Политехнический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горный институт. В Москве была открыта Коммерческая академия, Земледельческая школа, Горнозаводская школа, Техническое училище.

Совершенствованию системы образования во многом способствовало и развитие отечественной науки.

Научные открытия

Биология
Иван Алексеевич Двигубский Опроверг утверждение о неизменяемости растений и животных, он утверждал, что земная поверхность и населяющие ее существа с течением времени под действием естественных причин претерпевают коренные изменения.
Устин Евдокимович Дядьковский Выдвинул и доказал идею о том, что все явления в природе обусловлены естественными причинами и подчинены общим законам развития. Жизнь, по его мнению, является непрерывным физико-химическим процессом.
Карл Максимович Бэр Серьезным шагом вперед в обосновании представлений о развитии живых организмов стала работа «Всеобщий закон развития природы».
Медицина
Николай Иванович Пирогов Профессор Медико-хирургической академии, основоположник военно-полевой хирургии. В годы Крымской войны он впервые в полевых условиях применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку.
Математика
Николай Иванович Лобачевский Создал неевклидову геометрию
Физика
Василий Владимирович Петров Разработал гальваническую батарею. Она позволяла получать устойчивую электрическую дугу – прообраз будущей электрической лампочки
Борис Семенович Якоби Изобрел электродвигатель, гальванопластику – метод нанесения тонкого слоя металла на нужную поверхность с помощью электричества. Изобрел буквопечатающий аппарат для телеграфа
Эмиль Христианович Ленц Установил правило определения направления движущей силы индукции (закон Ленца0, а спустя год на этой основе был изобретен электродвигатель
Павел Львович Шиллинг Создал первый в мире практически пригодный электрический телеграф – прибор для передачи письменных сообщений по проводам
Химия
Константин Сигизмундович Кирхгофф Разработал способ получения глюкозы.
Герман Иванович Гесс Открыл основной закон термохимии, выражавший принцип сохранения энергии применительно к химическим процессам
Петр Григорьевич Соболевский и Василий Васильевич Любарский Положили начало порошковой металлургии
Наука в производстве
Павел Петрович Аносов Разработал четыре варианта технологии получения булатной стали
Ефим и Мирон Черепановы, крепостные механики Построили первую паровую железную дорогу
Химики Н. Н. Зинин и А.М. Бутлеров Создали устойчивые химические красители для бурно развивающейся текстильной промышленности
История
Николай Михайлович Карамзин Написал 12-ти томную «Историю государства Российского»
Сергей Михайлович Соловьев Написал «Историю России с древнейших времен» в 29 томах

Русские первооткрыватели и путешественники

Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский В 1803-1806 гг., во время первой русской кругосветной экспедиции было нанесено на карту более тысячи километров берегов острова Сахалина. Много данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов. Лисянский открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. По итогам экспедиции Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного «Атласа Южных морей».
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев В 1819-1821 гг. Беллинсгаузену было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпках (одномачтовых кораблях) «Восток» и «Мирный». В 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время Антарктиды, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими были открыта группа островов, названная островами Россиян. За 751 день плавания русские моряки сделали важнейшие географические открытия, привезены ценные коллекции, данные наблюдения за водами мирового океана и ледяного покрытия нового для человечества континента
Александр Андреевич Баранов Внес огромный вклад в освоение Русской Америки. Будучи купцом, он вел поиск полезных ископаемых, основывал русские поселения и снабжал их всем необходимым, Именно ему удалось закрепить за Россией обширные территории на Тихоокеанском побережье Северной Америки
Геннадий Иванович Невельский В 1848-1855 гг. ему удалось обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых территорий и войти в низовья Амура.
Евфимий Васильевич Путятин В 1852-1855 гг. будучи руководителем экспедиции открыл острова Римского-Корсакова. Вместе с Невельским положил начало закреплению за Россией Приморской области на Дальнем Востоке.

Художественная культура

«Золотой век» русской литературы

В первой половине XIX века русская литература вступила в свой «золотой век». Она подняла важнейшие общественные проблемы, одной из главных в их числе была проблема укрепления национального самосознания . Писатели и поэты обращались к историческому прошлому страны, пытались найти в нем ответы на современные вопросы.

Важной особенностью развития литературы и искусства этого времени была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.

Господствующим направлением в русском и европейском искусстве начала XIX века оставался классицизм . Его последователи подражали классическому античному искусству. Однако русский классицизм имел свои особенности. Если во второй половине XVIII века, он был более связан с идеями Просвещения народа, то под влиянием наполеоновских войн в основу произведений классицизма были заложены идеи служения государю и Отечеству.

Наиболее ярким примером сочетания литературной работы и деятельности историка стало творчество Николая Михайловича Карамзина . В повести «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода он сопоставляет республиканскую (воплощенную в истории Новгорода) и самодержавную (московскую») традиции отечественной истории. Несмотря на симпатии к республиканским идеям, свой выбор Карамзин делает в пользу самодержавия, а тем самым –единого и сильного Российского государства. Этими мыслями был проникнут и его научный труд «История государства Российского».

Сентиментализм Карамзина и других литераторов проявился в идеализации сельской жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков, нравственных черт человека прежних эпох.

Одним из ведущих направлений в художественной культуре первых десятилетий XIX века стал романтизм . Романтизм – это течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру.

Русский романтизм отличал повышенный интерес к национальной самобытности, традициям, отечественной истории, утверждению сильной, раскрепощенной личности

Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского, поэта, чьи произведения: баллады «Людмила», и «Светлана» стали образцами стиля новой литературы.

Помимо него представителями романтизма были поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский.

В начале своего творчества романтические произведения создали великие поэты Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Их произведениям, в отличие от мечтательных, а порой мистических работ Жуковского, были присущи жизненный оптимизм, активная позиция в борьбе за идеалы. Эти черты были преобладающими в романтической литературе начала XIX века, и именно они наметили переход к реализму, ставшему основным стилем в 3-40-х гг. выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина (по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе) – историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», поэма «Медный всадник» и др. а также роман Лермонтова «Герой нашего времени».

В 20-50-х гг. получает широкое распространение другое новое направление – реализм. Его последователи старались изображать окружающую действительность в ее наиболее типичных проявлениях. Одним из течений нового стиля стал критический реализм , выявлявший неблагополучные стороны жизни и самим содержанием произведений требующий перемен.

Основателем «натуральной школы» (критического реализма») явился Николай Васильевич Гоголь. Одним из ярких произведений этого художественного направления стала его повесть «Шинель», положившая, наряду с другими его работами: «Мертвые души», «Ревизор», и др. начало «гоголевскому периоду» русской литературы 30-40-х гг. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - отмечал позже Ф.М. Достоевский.

Реалистичный мир русского купечества показал читателю в первой своей драме «Свои люди – сочтемся» Александр Николаевич Островский, раскрывший отличительные черты представителей стремительно усиливавшего свое значение купечества. Драматург работал в молодости в Московском Коммерческом суде, где почерпнул богатый жизненный опыт, связанный с бытом и нравами русского купечества.

В 40-50-х гг. центральное место в литературе заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов. Литературный событием стал выход в свет «Записок охотника» Ивана Сергеевича Тургенева, описавшего не только природу среднерусской полосы, но и крепостных крестьян, к которым он отнесся с симпатией и добротой.

Беспросветная нищета и забитость крепостного крестьянина были изображены в повестях Дмитрия Васильевича Григоровича «Деревня» и «Антон-Горемыка». Как писал один из современников, «ни один образованный человек того времени… не мог читать без слез о несчастьях Антона и не возмущаться ужасами крепостного права».

Первая половина XIX века стала временем становления современного литературного языка, основанного на традициях народной речи и сменившего тяжеловесную письменную речь предшествующего века.

Театр

В русском театре смена художественных направлений происходила также быстро, как и в литературе.

В начале XIX века на сцене русских театров господствовал классицизм с присущи ему античными и мифологическими сюжетами, внешней парадностью.

В 20-30 гг. появляется романтическая школа с характерным для нее внутренним переживанием героев. Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал Павел Степанович Мочалов, снискавший особую популярность в ролях Гамлета (в одноименной трагедии У. Шекспира) и Фердинанда (в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь). Его игра отличалась бурной эмоциональностью, а его герои отличались самоотверженной борьбой за свободу и справедливость.

В 40-х гг. начинается новая страница в истории русского театра, связанная с развитием реалистического направления. В драматургии оно было связано с произведениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер Московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин, выходец из крепостных. Он был подлинным реформатором русского актерского искусства. Щепкин был первым, кто предложил подчинить весь спектакль единой идее. Каждая новая роль Щепкина в Малом театре становилась крупнейшим общественным событием жизни Москвы.

Другим замечательным актером школы сценического реализма был Александр Мартынов. Его творчество связано с Александринским театром в Петербурге. Он с великолепным мастерством передавал переживания и повседневный быт «маленького человека» своего времени.

Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический). В Петербурге самым известным был Александринский театр, отличавшийся от более демократичного Московского Малого своим официальным характером.

Музыка

Музыка больше, чем другие виды искусства испытала на себе влияние героического 1812 го. Если прежде преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России. Одной из первых в этом ряду стала опера К.А. Кавоса «Иван Сусанин».

Вся первая половина XIX века прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы звучали в музыкальных произведениях А.Е. Варламова, А.А. Алябъева, А.Л. Гурилева.

Романтическое направление в музыкальном искусстве принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке, заложившему основы русской национальной школы в музыке. «Создает музыку народ, - говорил он, а мы, художники, только ее аранжируем».

Глинка сумел утвердить в русской музыке не только народные, но и реалистические традиции. Он стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки. Наиболее яркое представление о творчестве композитора дает его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В ней Глинка прославил простого крестьянина-патриота и в то же время мужество, стойкость и величие характера всего русского народа.

Развитие национальной темы в музыке продолжил другой русский композитор – Александр Сергеевич Даргомыжский. Его главное произведение – опера «Русалка» - ознаменовало рождение нового жанра русской оперы – народно-бытовой психологической драмы.

Живопись

В этот период происходит отказ от классицизма со свойственными ему библейско-мифологическими сюжетами, преклонением перед классическим наследием Греции и Рима. Растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.

Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи стал Карл Павлович Брюллов. В одной из самых известных и масштабных своих работ – «Последний день Помпеи» - он впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. В этой работе Брюллова обозначилось стремление к реализму. Оно проявилось во всех его картинах: «Автопортрете», «Всаднице» и др.

Яркими представителями романтизма в живописи стали замечательные портретисты Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин. Кипренский создал замечательные по своей выразительности портреты А.С. Пушкина и А.Н. Оленина (президента Академии художеств). В них он показал возвышенное начало, внутренний мир настроений и переживаний своих героев, известных всей России. Отличительной чертой творчества Тропинина был показ человека в окружающей его обстановке, за любимым делом. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Гитарист», «Золотошвейка» и др. Тропинин знаменит и тем, что стал автором второго прижизненного портрета А.С. Пушкина.

Одним из крупнейших мастеров русской живописи стал Александр Андреевич Иванов. Основным произведением его жизни стала картина «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился 20 лет. Основная идея картины – уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Каждый человек из множества изображенных на картине индивидуален и неповторим. Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения. Слова, способного указать народу путь к лучшему будущему.

Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов. В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные социальные проблемы. Такими стали, например, его работы: «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», в которых виден драматизм ситуаций, критическую позицию автора по отношению к действительности.

Рождение популярного в XIX веке бытового жанра связано с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова. Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. Они были посвящены повседневному труду и быту крестьян. В работах 20-х гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка», в портретной галерее крестьян он изображал их жизнь в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это направление живописи принято называть «венециановской школой».

В жанре морского пейзажа работал И.К. Айвазовский. Его полотна поражают удивительно живописным изображением морской стихии. Особую известность приобрела картина «Девятый вал», являющаяся ярким примером непревзойденного профессионализма мастера и свидетельствующая о романтическом складе его творчества в этот период.

Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832 г. в Москве Училище живописи, ваяния и зодчества.

Архитектура

В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX века являлся стиль ампир , выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, присутственных мест, театры и даже храмы.

Начало XIX века было временем быстрой застройки столиц Петербурга и Москвы, а также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей – ряда зданий и сооружений, объединенных в единое целое. В Петербурге именно тогда сформировались Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади, в Москве - Театральная.

Крупнейшими представителями русского ампира были Андреян Дмитриевич Захаров, создавший здание Адмиралтейства в Петербурге, Андрей Никифорович Воронихин, построивший Казанский собор, положивший начало ансамблю Невского проспекта.

В стиле ампир работал и Карл Иванович Росси, создавший здание Александринского театра, Публичной библиотеки, Сената и Синода.

В Москве в стиле ампир были выполнены работы Осипа Ивановича Бове: реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь, Театральная площадь с Большим театром, Триумфальные ворота и др

Много и плодотворно работали в Москве архитекторы Доменико Жилярди и Афанасий Григорьевич Григорьев. Они восстанавливали разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Слободский дворец, Екатерининский институт, Московский университет.

С началом упадка классицизма в 30-е гг. начинает распространятся «русско-византийский» стиль. Архитектором Константином Андреевичем Тоном в этом стиле были созданы храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, Николаевский (ныне – Ленинградский) вокзал и др.

Крупнейшим православным храмом Петербурга был Исаакиевский собор, построенный в 1818-1858 гг. по проекту архитектора Огюста Монферана, пол личным контролем императора Николая I.

Архитектор О. Монферрано. Исаакиевский собор Внутреннее убранство Исаакиевского собора

Скульптура

Развитие скульптуры было тесно связано с развитием архитектуры. Особенно много работ, органично вписанных в архитектурные ансамбли было создано скульпторами Иваном Петровичем Витали: бюст Пушкина, ангелы у светильников на углах Исаакиевского собора и Петром Карловичем Клодтом: «Укротитель коней» на Аничковом мосту. В Петербурге, конный памятник Николаю I установленный на площади перед Исаакиевским собором.

В 1804 году Иван Петрович Мартос создает памятник Минину и Пожарскому.

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Он был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Первая половина XIX века вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры. Ее отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, усиление общественного звучания создаваемых произведений, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западноевропейской и русской народной культуры. Все это делало художественную культуру России разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию ее влияния на жизнь не только просвещенных слоев общества, но и миллионов простых людей.

Вторая половина XIX века

Образование

Первые два десятилетия после отмены крепостного права прошли под знаком осознания обществом и государством необходимости широкого просвещения народа. Реформа в области образования, проведенная в 1864 году расширяла в России сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида:

1) земские школы, создававшиеся силами земств

2) церковные школы

3) народные училища Министерства народного просвещения

Средние учебные заведения по реформе разделялись на два типа:

-классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла, выпускники гимназий могли без экзаменов поступать в университеты;

Реальные училища - отличались от гимназий большим вниманием к естественным наукам: математике, физике, химии, реальные училища готовили к поступлению в технические высшие учебные заведения.

Огромную роль в распространении просвещения стали играть земства. Только с 1864 по 1874 г. было открыто почти 10 тыс. земских школ. Правительство отдавало предпочтение церковно-приходским школам, однако денег на их содержание у государства не хватало. Поэтому земская школа продолжала оставаться самым распространенным типом начальной школы, охватив все губернские и уездные города, в также многие сельские районы. Основным типом средней школы были гимназии. В 1861 году в России было 85 мужских гимназий, спустя четверть века число гимназий выросло в 3 раза, К началу 90-х гг. было открыто около 300 женских гимназий.

Были успехи и в высшем образовании. Открылись новые университеты в Томске и Одессе. В 1863 году вступил в действие новый университетский устав, расширивший права университетов по самоуправлению.

Действовали специальные высшие учебные заведения – Медико-хирургическая академия, Технологический, горный, путей сообщения, Электротехнический университеты, Петровская сельскохозяйственная академия. Происходило становление высшего женского образования. К концу XIX века в России насчитывалось свыше 60 государственных высших учебных заведений.

Однако в целом уровень грамотности населения России оставался одним из самых низких в Европе. По переписи населения в 1897 г. средний уровень грамотности населения страны составлял 21,1%. Высшее образование имели немногим более 1% населения, среднее 4%.

Научные открытия

Математика и физика
Пафнутий Львович Чебышев – математик и физик Сконструировал стопоходящую машину. Имитирующую движение животного при ходьбе, а также автоматическую счетную машинку –арифмометр.
Александр Григорьевич Столетов - физик Измеряя отношение электромагнитных электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света, это открытие способствовало утверждению электромагнитной теории света
Александр Степанович Попов – физик Изготовил приемник-передатчик, через несколько лет он добился 150-километровой дальности передачи и приема. За свое открытие он был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
Павел Николаевич Яблочков - физик Создал дуговую электрическую лампочку, которые вскоре осветили улицы и дома многих городов мира
Морской офицер Александр Федорович Можайский Сконструировал первый в мире самолет
Механик-самоучка Федор Абрамович Блинов Изобрел гусеничный трактор
Химия, биология
Дмитрий Иванович Менделеев - химик Открыл периодический закон химических элементов,
Ректор Казанского университета Александр Михайлович Бутлеров-химик Заложил основы органической химии
Василий Васильевич Докучаев - почвовед Опубликованные труды Докучаева о русских почвах были удостоены золотой медали, в своей книге он изложил план борьбы с засухой, поразившей черноземную полосу России, путем посадки лесозащитных полос
Иван Михайлович Сеченов - биолог Создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологической науке. Он первым научно доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность есть не что иное, как результат работы головного мозга
Иван Петрович Павлов - биолог Создал учение об условных рефлексах, которое положило начало современных представлений о мозге животных и человека. Павлов доказал, что условный рефлекс – это наивысшая и наиболее поздняя форма приспособления организма к окружающей среде. Если безусловный рефлекс – сравнительно постоянная врожденная реакция организма, присущая всем представителям данного вида, то условный рефлекс –новоприобретение организма, результат накопления им индивидуального жизненного опыта.
Илья Ильич Мечников и Николай Федорович Гамалея - биологи Организовали первую в России бактериологическую станцию, разработали методы борьбы против бешенства, уделяли огромное внимание борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений.
География
Академик, адмирал Федор Петрович Литке - географ Обследовал Камчатку, Чукотку и ряд островов в северной части Тихого океана
Николай Михайлович Пржевальский - географ Произвел крупные геологические и зоологические обследования Центральной Азии, открыл целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озер, впервые были даны описания некоторых животных: дикой лошади, дикого верблюда, тибетского медведя. В собранном им гербарии, который насчитывал до 16 тыс. экземпляров, было обнаружено 218 новых видов растений
Николая Николаевич Миклухо-Маклай - географ Посвятил жизнь изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи. Завоевал любовь и доверие ее жителей. Он посетил юго-западный берег этого острова, юго-восточное побережье, совершил два труднейших путешествия во внутренние районы Малакки, побывал на Филиппинах и в Индонезии, жил в Австралии, где основал биологическую станцию.
Гуманитарные науки
Профессор, декан историко-филологического факультета, а затем ректор Московского университета Сергей Михайлович Соловьев Создал 29 – томную «Историю России с древнейших времен». Крупным научным и общественным явлением стали его «Публичные чтения о Петре Великом», приуроченные к 200-летию со дня рождения великого реформатора России. Он был также сторонником сравнительно-исторического метода исследования, указывал на общие черты развития России и Западной Европы.
Ученик Соловьева Василий Осипович Ключевский Блестяще защитил В Московском университете докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Он был автором «Курса русской истории», который читал в Московском университете

Отечественная наука второй половины XIX века вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами этого явления стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права, они разбудили инициативу русских людей.

Литература

Основным художественным направлением второй половины XIX века стал критический реализм. Он отличался повышенным вниманием к отображению реальной жизни на основе ее критического восприятия. Для литературы того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества. Наиболее ярким примером критической литературы является творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Смешной, но одновременно страшной предстает Россия в произведениях сатирика: «Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлева», «Помпадуры и помпадурши». Художественный прием, которым пользуется писатель, - гротеск. В своих произведениях он доводит до крайности все существующие пороки и слабости. Писатель не знает пощады ни к чиновникам, ни к представителям высшего света, ник купцам, ни к нарождающейся буржуазии.

>>Русские первооткрыватели и путешественники

§ 16. Русские первооткрыватели и путешественники

XIX век стал временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими исследователями. Продолжая традиции своих предшественников - землепроходцев и путешественников XVII-XVIII вв., они обогатили представления россиян об окружающем мире, способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи. Россия впервые осуществила давнюю мечту: ее корабли вышли в Мировой океан.

И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

В 19 веке русские исследователи совершили ряд выдающихся географических открытий. В 1803 г.И. Крузенштерн на «Надежде» и «Неве» совершил 1-ю русскую кругосветную экспедицию исследовав северную часть Тихого океана, Сахалин, Аляску, Алеутские о-ва. Ю. Лисянякий на «Неве» открыл один из Гавайских островов. В 1819-21 гг.Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» совершили 2-ю арктическую экспедицию. В ходе ее 16.1.1820 корабли подошли к Антарктиде которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком».Отдохнув в Австралии экспедиция двинулась в тропическую часть Тихого океана и открыла о-ва в архипелаге Туамоту. Они были названы в честь Кутузова, Лазарева, Раевского, Барклая де Толли, Ермолова и др. Отдохнув в Сиднее, корабли возвратились в Антарктику и открыли о. Петра I и землю Александра I. В июле 1821 г. корабли возвратились в Кронштадт, привезя огромное количество материалов и коллекций. Освоение Русской Америки связано с именем А. Баранова. Купец из Каргополя торговал на Аляске с 1790 г. Он составил подробные карты Аляски и близлежащих островов. В 1799 г. Баранов стал правителем колоний в Америке. В1804г. Он основал Новоархангельск. Баранов пытался присоединить к России Гавайи, но потерпел неудачу. Несмотря на болезнь, он оставался на посту до своей смерти. Территория Дальнего Востока оставалась на русской карте белым пятном. В 1848 г. Николай 1 отправил на Дальний Восток экспедицию Г. Невельского. Он доказал, что Сахалин-остров и исследовал низовья Амура. Е. Путятин во время кругосветной экспедиции 1822-25 гг. открыл о-ва Римского-Корсакова и заключил договор с Японией. Кругосветные экспедиции совершили В.Головин-1807-11,Ф. Литке-1826-29 и составили 50 карт. И.Вознесенский в1839-40 г. описал Аляску, Алеутские и Курильские о-ва. В 1809 А. Колодкин начал изучение Каспия. В 1848 г. Э. Гофман и М. Ковальский исследовали Сев. Урал. В 1845 г. Было создано Русское Географическое общество.