Дворец вишневецких, вишневец. Города-крепости левобережной и слободской украины Дворец вишневецких

В посёлке Вишневец Тернопольской области сохранился роскошный дворец, построенный в стиле классицизма с элементами барокко.

У дворца, его владельцев и обитателей длинная и интереснейшая история, начавшаяся ещё в конце 15 века, когда князь Михаил Вишневецкий построил оборонный замок на высоком берегу реки Горынь. Здесь, в родовом гнезде и начинается летопись могучего рода князей Вишневецких. В 1640 году Ярема Вишневецкий значительно укрепил твердыню, построив бастионы и монастырь, входивший в оборонную систему. Но эти меры не спасли фортификационное сооружение от захвата казаками во время восстания в 1648 году и разорения турками после подписания Зборовского договора.

Буквально из пепла возродил замок Михаил Серваций, последний представитель рода Вишневецких, придав ему роскошь по типу французских резиденций, но не лишая оборонного значения. Был разбит огромный парк и построена церковь.

После смерти Сервация в 1744 году усадьба переходит близким родственникам Вишневецких — роду Мнишеков. Благодаря их щедрости и образованности Вишневец становится культурным центром. Восьмидесятиметровый зеркальный зал, театральный зал, охотничий зал, картинная галерея, скульптуры, изысканные интерьеры, антикварная мебель, великолепная посуда — далеко не всё, что появилось во дворце во время владения им новыми хозяевами. Вестибюли были выложены керамической плиткой в количестве 40 тысяч штук, каждая имела неповторимый рисунок. Крыша имела необычный синий цвет. Библиотека с 22 тысячами фолиантов — крупнейшая коллекция редчайших экземпляров в Европе. К сожалению, большая часть книг утрачена. Некоторые литературные реликвии хранятся в Национальной библиотеке в Киеве и во Всеукраинском историческом музее.

За 60 лет до Первой мировой войны дворец сменил 9 владельцев. После войны реконструкцией занимался киевский архитектор В. Городецкий. Перед Второй мировой войной оставшиеся ценности были вывезены в Москву.

Во дворце во время войны располагалось гестапо и жандармерия.

С 1963 года усадьба становится памятником архитектуры, но это не мешает здесь расположиться различным учреждениям. Помещения занимают швейная фабрика, ПТУ, другие организации. Только с провозглашением Независимости Украины в 1993 году проводятся исследовательские работы и замок становится филиалом Государственного историко-архитектурного заповедника в Збараже. В 2005 году — Национальным заповедником «Замки Тернопольщины». Проводится ремонт, реставрация экспонатов, облагораживается территория. В музее всегда много посетителей.

Пройдя через ажурную арку, потом через белый пилон, взгляду открывается п-образный дворец нежно-персикового цвета.

Придворцовая площадь рассечена дорожками и зелёными газонами.

Фронтон украшен лепниной с изображением амуров и муз, держащих родовой герб.

Напротив дворца — бывшие хозяйственные помещения, конюшня и жилой дом для прислуги, где было 70 комнат.

Современная обстановка замка максимально приближена к атмосфере тех лет, когда поместье называли волынским Версалем.

А назвал его так французский писатель Оноре де Бальзак. Именно в этом замке у него зародились чувства к Эвелине Ганской, ставшей его музой и женой.

Лестница на второй этаж в результате перепланировок изменилась. Но, наверняка, она имела не менее великолепный вид, и по ней спускались аристократки, шурша складками изысканных нарядов.

В картинной галерее представлены портреты исторических личностей.

Дмитрий Вишневецкий родился здесь в 1517 году и стал казацким предводителем, создав крепость на острове Хортица и не пустившим со своим немногочисленным отрядом татарско-турецкое войско за Днепр.

В эпоху Смутного времени здесь состоялось знакомство одной из самых авантюрных пар истории — Лжедмитрия I и Марины Мнишек. В 1605 году они были помолвлены в призамковой церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Хранятся иконы, отреставрированные мастером Магинским.

С балкона открывается вид на Вишневец, который на протяжении веков был ареной боевых действий.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1530 года строения пережила все лихолетья, возможно потому, что на подворье похоронены основатели усадьбы — князья Вишневецкие.

В музее проводятся выставки современных профессиональных художников и аматоров.

Парк 18 столетия, заложенный в английском стиле, имеет статус памятника архитектуры и градостроения. Теперь аллеи заросли самосевом, а ступени лестницы стёрлись. А когда-то здесь прогуливались аристократы, отдыхая в беседках и уединённых лавочках.

Деревья — немые свидетели дворцовых тайн. Одно из них посадила графиня Урсула Мнишек, статс дама. Бук впитал все позитивные качества своей хозяйки — красоту и романтичность.

Эта лавочка знаменита тем, что здесь видели Т. Г. Шевченко в окружении местных жителей во время пребывания его в Вишневце в 1846 году в составе Киевской архиографической комиссии. Услышав историю о жестоком обращении с крестьянами владельца замка во время игры в шахматы, когда фигурами были крепостные и их судьба зависела от мастерства игрока, поэт пел песню: «Ой, горе тій чайці!» В память о пребывании Кобзаря во дворце у входа установлена мемориальная доска.

В разное время замок посетили Пётр I, Павел I, Иван Мазепа, Николай Костомаров, Леся Украинка и многие другие выдающиеся личности. И у каждого была своя история и свои тайны.

Вишневецкий замок занимает одно из ведущих мест в золотом запасе культурного наследия Тернопольщины и Украины. Праздник замка — 14 октября, на Покрову Пресвятой Богородицы.

Благодарю организаторов увлекательной экскурсии и экскурсовода Марьяну за интересный рассказ. Мне поездка в это замечательное место очень понравилась, и я делюсь своими впечатлениями.

Доехать можно с автостанции в Тернополе. Автобусы ходят часто. Расстояние 47 км. Время в пути 1 час.

Адрес: пгт Вишневец, ул. Замковая, 5
+380 3550 3 12 34, +380 67 304 19 49
Работает: 08:00-17:00

Сайт Национального парка «Замки Тернопілля»:
http://nzzt.com.ua/news.php

Отдел туризма Тернопольской областной администрации:
тел. +380 352 43 42 31; +380 67 688 50 13.
Тернополь, ул. Грушевского, 8

Замок в Вишневце

Отстранение в 1395 году от княжеской власти в Новгород-Северском Дмитрия Корибута Ольгердовича (1358 - 1404) принесло ему взамен обширные владения в волынских землях, где под его руководством начинается активное строительство оборонных крепостей. Так в долине реки Горынь в селении Вишневец (ныне Старый Вишневец) появился первый замок.

После смерти Дмитрия Корибута, в связи с отсутствием наследников мужского пола, замок в Вишневце вместе с имением на протяжении трех поколений передается по боковой линии Ольгердовичей – Несвицких вплоть до вступления во владения Михаила Васильевича Збаражского (– 1517).

Центральный вход дворца в Вишневце

Очередной турецко-татарский набег в 1494 году стер крепость в Старом Вишневце с лица земли, как и селение, находящееся под его защитой. В связи с этим в том же году князь Михаил Васильевич, уже принявший вторую фамилию - Вишневецкий, заложил выше по течению реки на вершине крутого холма новую твердыню - Вишневецкий замок, которому судьбой была уготована участь оплота и защитника нового рода от турецко-татарских набегов на многие столетия вперед.

Окончательный свой облик в качестве оборонного объекта твердыня приобретает после масштабной перестройки 1640-х годов, проведенной под началом Иеремии Вишневецкого (1612 - 1651). Именно тогда у крепости появляются черты бастионной системы обороны, что, впрочем, не спасает ее от захвата казаками во время восстания 1648 года и разграбления татарами годом позднее после подписания Зборовского мира.

Въездная арка дворца в Вишневце

И, не смотря на применение самой современной (на тот момент времени) техники фортификационного искусства, Вишневец падает под ударами врагов: сначала в 1655 году от меча татар, а спустя двадцать лет (в 1675 во время польско-турецкой войны) - турок, превратившись в руины. Результат бурного XVII века - город и крепость в руинах, король Речи Посполитой Ян III Собеский (1629 - 1696) освободил Вишневец от уплаты налогов на двенадцать лет.

Своим возрождением из небытия родовое гнездо Вишневецких обязано последнему представителю по мужской линии этого богатого польского магнатского рода - Михаилу Сервацы (1680 - 1744), который на “потухшем пепелище” возводит уже не замок - пышный дворец, оконченный к 1720 году, не утративший роль оборонного объекта (гарнизон квартировал здесь до 1760-х). Чуть позже появились неотъемлемые атрибуты дворцовой роскоши - призамковая церковь и обширный парк.

Центральный корпус замка в Вишневце

Смерть последнего мужчины в роду Вишневецких передает дворцовое имение в Вишневце по женской линии семейству Мнишек, под началом которых дворец засиял всеми гранями своей красоты, добавив еще одну жемчужину в ожерелье европейского дворцово-паркового искусства.

Три поколения владельцев с фамилией Мнишек (Ян Кароль (1716 – 1759), Михаил Ежи (1748 – 1806) и Король Филип (1794 – 1846)) придают Вишневецкому дворцу по истине королевского блеска: живопись (одних портретов из частных собраний Вишнивецких, Потоцких, Сангушко, Чарторыйских, Острожских.. около шестиста), скульптура, антикварная мебель, голландские изразцы, литература (около двадцати одной тысячи томов), доспехи, столовая посуда… Кардинальная же перестройка главного здания комплекса лишь придает последний штрих к портрету одной из лучших дворцовых резиденций на Волыни.

Главная лестница парка замка в Вишневце

Последний владелец из рода Мнишек - Андрей Ежи (1823 - 1905) через четыре года после вступления в права наследования уезжает во Францию, забрав самые ценные реликвии семейной коллекции (две тысячи книг, семейные портреты и переписку, труды по геральдике рода). Дворец же в Вишневце на долгие годы превращается в место торгов, где лотами выступают собранные ранее с любовью и трепетом те самые семейные портреты и книги, предметы интерьера и скульптура… – все, за что обыватели (большей частью антиквары со всей Европы) готовы платить деньги.

За шестьдесят с небольшим лет (с 1852 по 1913) замок сменил девятерых хозяев, которые, не смотря на титулы и чины, использовали один из некогда богатейших дворцов Европы лишь в качестве средства пополнения своих быстротающих банковских счетов. Дворец за это время утратил былую роскошь, а бесценная коллекция была пущена на ветер.

Перед Первой мировой (1914 - 1918) была предпринята попытка реставрации дворцового комплекса в Вишневцах его очередным владельцем волынским предводителем дворянства – Павлом Александровичем Демидовым (1869 – 1935), для чего даже был приглашен из Киева архитектор Владислав Городецкий (1863 - 1930). Но война и революция 1917 года внесли свои коррективы: сначала помещения занял 25 корпус российской армии, затем министерство временного правительства, его сменили петлюровские адъютанты.

Западный флигель дворца в Вишневце

В середине 20-х годов ХХ столетия главный корпус Вишневецкого дворца вновь принял в своих стенах музейную коллекцию, прочие же помещения занимала ремесленная школа.

Вторая мировая закончили дело, начатое предшественниками: остатки дворцовых ценностей вывезены в Москву (1940 - 1941), использование немецкими войсками в качестве жандармерии и гестапо (1941 - 1944) лишило комплекс последних экспонатов, пожар при освобождении лишь окончил начатое ранее разрушение (1944).

Послевоенная реставрация 1950-х годов практически полностью восстановила внешний облик Вишневецкой жемчужины с той лишь разницей, что была проведена внутренняя перепланировка помещений, да и парку уже не уделяют должного внимания - он частично зарос самосевом, а частично был уничтожен местным населением.

Хозяйственные корпуса дворца в Вишневце

Лишь в 1963 году Вишневецкий дворец признается властями памятником архитектуры, но не смотря на это в следующем десятилетии его помещения активно используются под нужды различных хозяйственных организаций (Дом культуры, библиотека, галантерейный цех, ПТУ ).

Обретение независимости Украиной благотворно сказывается на судьбе дворцового комплекса: проведены историко-культурные исследования (1993), замок официально становится филиалом Государственного историко-архитектурного заповедника в Збараже (1999), а позже - Национального заповедника “Замки Тернопольщины” (2005), утверждена и начала претворятся в жизнь программа сохранения и использования дворцов-паркового комплекса (2005 - 2011), здания комплекса покинули все прочие хозяйственные организации (2007).

На текущий момент замок в Вишневце засиял всеми гранями своей красоты: закончена внешняя реставрация здания, основная часть внутренних работ, частично облагорожен восьмигектарный парк, восстановлена ограда.

Архитектура

Внутренний двор замка в Вишневце

Замок в 1640 году представлял собой четырехугольную укрепленную по углам бастионами крепость. С юга дополнительной защитой служил крутой высокий склон горы над рекой Гнезда, а подступы к твердыне с остальных частей света защищали ров и земляные укрепления, по центру которых были устроенны подъемные мосты под защитой равелинов (с севера и запада).

Внутренний периметр замковых стен был застроен жилыми и хозяйственными сооружениями. Доминантой комплекса, в прочим как и сейчас, выступал дворец у южной стены.

С востока замыкало внешний периметр обороны крепости подзамче - территория с жилыми и торговыми зданиями, защищенная собственными оборонными сооружениями.

Центральный въезд замка в Вишневце

После реставрационного преображения 1720 года дворец приобрел свой нынешний вид – п-образное в плане здание площадью 1470 м2 с двумя боковыми флигелями и главным корпусом в центре (ранее части были разрознены и не сообщались между собой).

Украшенные боковыми и осевыми ризалитами, переводящих объем здания из двух в трехэтажное, фасады, выходящие во внутренний парадный двор, украшены бесфронтонным портиком тосканского ордера и рустом на первом ярусе. Завершает великолепие Вишневецкой жемчужины треугольный фронтон с лепниной в центральной части.

Внутреннее убранство дворца поражало воображение современников: восьмидесятиметровый зеркальный зал, керамическая плитка на полу (на каждой уникальный рисунок),стены драпированы тканями с золотым шитьем ручной работы, панели отделаны ценными породами деревьев, крыша с танцевальным залом покрыта голубой керамической черепицей.

Есть легендарные клады, которые ищут порой сотни лет и не могут найти, хотя место их захоронений вроде бы хорошо известно. О них упоминается в древних хрониках, их существование подтверждают легенды и предания., сохранившиеся у местных жителей. Таким «заговоренным» кладом оказались сокровища Иеремии Вишневецкого, спрятанные им в городе Лубны (нынешняя Полтавская область на Украине).

Первые сведения о подземных тайниках в Лубнах были собраны в конце XIX века историком К. Бочкаревым. Вот один характерный пример таких неожиданных находок: «Несколько лет тому назад у лубненского мирового судьи производилась тяжба двух евреев В. и К. «О восстановлении нарушенного владения». Множество свидетелей с одной и с другой стороны выясняли существо дела, но тут у судьи возник вопрос: как стороны могли владеть строением, тянувшимся до самой середины Базарной плоащди, когда там пустое, незастроенное место? И только вследствие нового допроса обнаружилось, что спор идет о подземном владении: истец открыл из своего подвала ход в подземную галерею и стал ею пользоваться для склада товаров, занимая ее все дальше и дальше. Ответчик же из своего двора пользовался миной (галереей) с другого конца для хозяйственных надобностей, и так владел каждый спокойно и бесспорно, пока оба не столкнулись».

Создание под Лубнами второго - подземного, потаенного города связывают с баснословно богатым украинским магнатом, князем Иеремией Вишневецким. Он владел 53 городами, множеством сел и замков. В 1640 году властелин Вишневечины превратил Лубны в свою столицу. Для строительства замка-крепости были приглашены опытные архитекторы, монахи бенедиктинского ордена. За год на высоком холме над рекой Сулой вознесся неприступный замок с высокими стенами и четырехугольными башнями.

Противоречивая личность Вишневецкого до сих пор вызывает споры между историками Польши, Украины и России. Для католиков князь - это европейски образованный человек, блестящий полководец, защитник католической веры. А православные жители Украины считают его предателем и кровавым карателем, опозорившим древний род Вишневецких, который издавна придерживался истинной, традиционной веры.

Дед Иеремии, Дмитрий Вишневецкий, был легендарным предводителем запорожских казаков. Когда его взяли в плен турки, он отказался променять православную веру на ислам и был зверски замучен. Мать Иеремии Вишневецкого Раина Могилянка считалась ревнительницей православия и строила на Украине церкви и монастыри. Но неожиданно для родственников и почитателей старинного рода сын Р. Могилянки - Иеремия - принял в 19 лет католичество и сделался безжалостным гонителем православных.

В 1648 году восставшие казаки, возглавляемые полковником Максимом Кривоносом, внезапно подошли к Лубнам и осадили княжеский замок, славившийся небывалой роскошью. Князь с небольшой свитой поспешно, бросив все свои сокровища, бежал в Польшу. А сокровища действительно были несметными - только посуды и скульптур из серебра хранилось в замке несколько возов. Согласно древней легенде, князь спрятал их в подземных тайниках города Лубны. Казаки взяли замок штурмом, разрушили его до основания, но до сокровищ так и не добрались. В 1651 году, после победы над отрядами Богдана Хмельницкого под Берестечком, 39-летний князь Вишневецкий скоропостижно скончался и, как это обычно бывает при захоронениях сокровищ, не успел открыть тайны своего клада.

Существовани сокрытых под землей родовых сокровищ подтверждается не только легендами. При строительных работах и в провалах земли, периодически происходящих в городе, не раз обнаруживались не известные ранее ходы и подземелья. Тоннели, залегавшие на глубине от трех до семи метров, нередко имели готические своды; часто это были запутанные лабиринты с многочисленными ответвлениями, непонятно куда ведущими. В 60-е годы XIX века в местности, где когда-то стоял замок князя Вишневецкого, в провалившейся земле неожиданно открылся глубокий подземный коридор: «Смельчаки спускались в него и в конце хода видели железную дверь, запертую большим висячим замком, но, боясь обвала, который вскоре и произошел, ломать двери не решились».

Строительство подземного города в Лубнах часто связывают с монахами ордена бенедиктинцев, которых воинствующий католик Иеремия Вишневецкий пригласил к себе в Лубны, чтобы утвердить католическую веру в своей столице. Монахи не только возвели в городе величественный монастырь, но и соорудили под ним обширные подземелья, соединенные тайными ходами с замком. В 1880 году владелец одного из зданий, принадлежавших в XVII-XVI1I веках бенедиктинскому монастырю, по торжественным дням стал угощать своих приятелей необыкновенным вином. И только перед смертью он признался, что наплел у себя в подвале подземный ход в монастырские винные погреба, от которых уходило в сторону замка несколько засыпанных землей подземных ходов.

В 1899 году при устройстве фундамента на Базарной площади нашли обширное подземелье, где лежало семь человеческих скелетов. Из подземелья вел подземный ход в сторону реки Лубянки, но из-за завалов в нем люди и не смогли выйти из своего укрытия. А в районе, где в XVII веке стоял костел, обнаружили галерею шириной 2,5 и высотой 3,2 метра. Галерея эта разделялась на два рукава: первый вел к Соборной площади, но через 30 метров его преграждал завал. По второму ходу прошли шагов двадцать и наткнулись на полусгнившую дубовую дверь. Сломали ее быстро, но пройти дальше не смогли - из-за спертого воздуха дышать было невозможно. Здесь нашли несколько серебряных монет, обломок меча, какие-то полуистлевшие документы и средневековые изразцы.

Сокровища Вишневецкого искали долго, но безуспешно. В 1916 году городская управа выделила солидные средства на поиски княжеской «казны». Для этих работ пригласили из Москвы известного специалиста по поиску подземных кладов археолога И. Стеллецкого. Но и его старания, и его богатый опыт не принесли быстрого результата. Из-за начала Первой мировой войны работы вскоре пришлось свернуть. В 1922-1923 годах археолог вернулся в Лубны. С помощью местных любителей истории ему удалось точно установить место, где в XVII столетии стоял замок (урочище Вал), и отыскать подземный ход, ведущий из него в сторону реки, по которому когда-то спасались защитники замка от казаков полковника Кривоноса: «Своеобразный ход для бегства был наспех сооружен Иеремией Вшпневецким в своей столице, крутоярых Лубнах, - писал Стеллецкий. - Выкопан ход был в рушенном слое вала и обит бревнами и досками. На большой высоте ход выводил в овраг, впадавший в реку Сулу. Необходимость сооружения такого хода была вызвана начавшимся народным восстанием под руководством Богдана Хмельницкого. Как установлено раскопками, ход этот был вскоре сожжен казаками Кривоноса при взятии замка штурмом. Раскопками раскрыты следы ужасающей трагедии, имевшей здесь место. Единственным путем спасения из горящего замка был деревянный тайник к реке Суле. Он был подожжен казаками со стороны выхода. Передние пытались вернуться назад, а из замка напирали все новые массы бегущих. Невероятные сцены предсмертной борьбы среди огня и дыма! Обгоревший свод рухнул и похоронил свои жертвы. Костяки найдены сваленными в кучу в самых неестественных позах». Обнаруженный тайный ход помог раскрыть одну из исторических загадок, но сокровища Вишневецкого и на этот раз ускользнули от искателей клада.

И. Стеллецкий, по его собственному признанию, находился на правильном пути в своих исканиях, и надо было дальше раскапывать развалины замка в поисках тайника с сокровищами. Историк был уверен, что существовал и другой подземный ход, который в XVII веке соединял замок Вишневецкого с бенедиктинским монастырем. Но проверить на практике свою догадку археологу не удалось. Против продолжения работ категорически выступили местные власти, и поиски пришлось прекратить...

В наши дни несколько энтузиастов, занимающихся кладом Вишневецкого, высказали предположение, что этот клад никогда не будет найден. На сокровищах и на самом князе лежит проклятие его матери. В 1610 году, при основании под Лубнами Мгарского монастыря, в специальном акте княгиня Вишневецкая прокляла каждого, кто осмелится предать святую православную веру...

С возможностью сокрытия клада с помощью специальных ритуалов или проклятий был согласен один из самых опытных операторов биолокации России Сергей Бахрак.

Бахрак не теоретик, а уникальный практик, умело работающий с биолокационной рамкой. В течение многих лет он проводил работы на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем комбинате, предотвращая аварии на сложном химическом дорогостоящем оборудовании. В Москве по заказу Мостеплоэнерго этот специалист с достоверностью до 80-90% не только находил места протечек теплопроводов, но и участки труб, где в результате коррозионного повреждения такие протечки могли бы произойти в ближайшее время.

Вместе с сотрудниками Ассоциации инженерной биолокации Бахрак несколько раз пытался найти древнюю Либерию Ивана Грозного. Но все попытки кончались полным крахом. Перед операторами или вставала непреодолимая «мысленная» преграда, или при каждой новой попытке обнаружить библиотеку рамка указывала не на нее, а на ее «фантом», находящийся то в одном, то в другом месте.

По словам С. Бахрака, с явлением «фантома» он впервые столкнулся при поисках жертв сталинских репрессий, захороненных, по слухам, под стенами московского Новоспасского монастыря. Несколько опытных операторов уверенно указали на погребенные останки жертв на крутом склоне, идущем от монастыря к большому пруду. На месте массового захоронения поставили деревянный крест. При попытке же разрыть захоронение никаких следов его обнаружено не было. По мнению операторов, кто-то из пришедших к кресту и прочитавших табличку о расстрелянных на этом месте людях, обладал очень сильными экстрасенсорными способностями, и он, поверив надписи, непроизвольно создал на этом месте «фантом» массового захоронения, который операторы не могли отличить от реального объекта. Такие вот «фантомы» сокровищ и невидимые барьеры, уводящие их искателей от цели, умели ставить наши предки.

Надежность и длительность существования таких преград определялись опытностью колдуна или накалом страстей человека, обладавшего задатками экстрасенсорных способностей. Вероятно, с таким проклятием-заклятием, наложенным княгиней Вишневецкой, и столкнулись искатели сокровищ в городе Лубны.

Но современные методы поиска, гораздо сильнее био. рамок и фантомов!!! Удачи, господа!

В городке Вишневец (ударение на И) на Тернопольщине расположено величественное сооружение, названное по фамилии местного знатного рода – дворец Вишневецких. Сооружение эту недаром называют Волынским Версалем. Пышный и величественный, дворец привлекает к себе множество туристов. У Михаила Сервация Вишневецкого, благодаря которому дворец построен, не было детей. Имея огромное состояние, достигнув значительных высот в Речи Посполитой, он решил: если не могу иметь сына-наследника, то оставлю после себя нечто большее – дворец, который будет удивлять будущие поколения. Так и случилось. Сейчас дворец Вишневецких является памятником архитектуры 18 века общегосударственного значения, а также прекрасным местом, с которым стоит ознакомиться ближе. Дворец является составной частью Национального заповедника «Замки Тернопольщины».

История

Дворец Вишневецких – бывшая резиденция последнего представителя княжеского рода Вишневецких, Михаила Сервация – стоит на месте бывшего оборонного замка, построенного еще в 1395 году для защиты от турецко-татарских набегов.

Старый замок

Старый оборонительный замок в середине 17 века перестроили и укрепили за счет Яремы Вишневецкого. Замковые укрепления были модернизированы, а также построен оборонный монастырь кармелитов, который входил в единую оборонительную систему Вишневецкого замка. Но это не помогло: в 1648 году его захватили казаки, а 1675 году во время нападения турок замок был взят. Всю шляхту, закрытую внутри, враги уничтожили. Фортификационные элементы через несколько десятков лет снова восстановили, но Вишневец уже навсегда потерял оборонное значение.

Дворец

Новый дворец закончили строить в 1720 году. Чуть позже появились неотъемлемые атрибуты дворцовой роскоши – призамковая церковь и большой парк.

После смерти последнего мужчины в роду Вишневецких дворцовое имение в Вишневце достался родственникам по женской линии – Мнишекам. Три поколения рода Мнишеков добавили дворцу в Вишневце королевского блеска: произведения живописи (самих только портретов из частных собраний Вишневецких, Потоцких, Сангушко, Чарторыйских, Острожских было в коллекции около шести сотен), скульптура, антикварная мебель, голландские изразцы, более двадцати тысяч томов книг, оружие, столовая посуда...

Архитектура и композиция

В архитектуре дворца переплетены черты позднего барокко и классицизма. После перестройки просторный дворец приобрел очертания классического стиля. Симметричная П-образная композиция дворца включает в себя удлиненный в плане двухъярусный корпус с флангами и боковыми эркерами. Центральная часть фасада с парадным входом украшена ризалитом, вверху находится треугольный щит, украшенный пышной лепниной. Ворота резиденции выполнены по образцу античных триумфальных ворот.

Дворец внутри

Внутренняя структура дворца – симметричная, зеркальная, включает в себя вестибюль с лестницей и салон. Несколько залов в партере объединены арочными переходами. В зеркальной галерее длиной 80 метров (!) была размещена художественная коллекция предметов искусства, одна из крупнейших в частных резиденциях Речи Посполитой 18 века.

Дворец Вишневецких поражал отделкой: везде бархат и атлас, позолота и бронза, картины и ценные часы, богатая мебель с гербами. Наибольшей гордостью владельцев дворца была огромная библиотека, насчитывавшая тысячи томов, собранных со всего мира. Привлекал внимание посетителей и театральный зал, где показывали различные представления, в том числе и с приглашенными иностранными актерами.

Судьба коллекции

Последний владелец из рода Мнишеков – Андрей Ежи – вскоре после вступления в права наследования уехал жить во Францию ​​и забрал ценные реликвии семейной коллекции с собой. Среди них оказались семейные портреты и переписка, труды по геральдике рода и две тысячи книг. Далее дворец в Вишневце «пошел с молотка»: были распроданы портреты и книги, предметы интерьера и скульптура. После этого замок сменил девятерых хозяев и окончательно потерял всю свою былую роскошь.

Несмотря на все лишения и потери, часть книжного собрания дворца в Вишневце хранится сейчас в отделах старопечатных и редких книг Национальной библиотеки Украины имени Вернадского.

Первая мировая

Перед Первой мировой войной тогдашний владелец дворцового комплекса Павел Демидов пытался осуществить реставрацию комплекса, даже пригласил для этого из Киева знаменитого архитектора Владислава Городецкого. Но из-за войны и революции в России эта попытка не увенчалась успехом. Вскоре в дворцовых помещениях расквартировалось одно из подразделений российской армии, затем министерство временного правительства, а дальше на смену пришли войска Директории.

После войны в главном корпусе дворца открыли музей, в других помещениях действовала ремесленная школа.

Вторая мировая

В ходе Второй мировой остатки дворцовых ценностей вывезены в Москву. Немецкие войска использовали сооружения дворцового комплекса для нужд жандармерии и гестапо. Довершил разрушение пожар при освобождении города в 1944 году.

В советские времена дворец был отремонтирован, однако не было восстановлено его внутреннее убранство. После этого в дворцовых помещениях работали дом культуры, ПТУ, галантерейный цех и библиотека.

Годы независимости

Лишь в 2000-х годах комплекс превратили в музей, который сейчас входит в состав Национального заповедника «Замки Тернопольщины». Здание замка в Вишневце сейчас внешне полностью отреставрировано, закончили также основную часть внутренних работ.

Парк

Парк был составной частью дворцового комплекса. Создали его на месте бывшего сада. Раньше здесь ажурные беседки соседствовали с подвесными мостиками, а уютные скамейки – с роскошными клумбами. На склоне, со стороны реки Горынь, парк переходил в двухскатный партерный сад. Искусственные поймы образовывали перед дворцом каскад озер. Была тут оранжерея, водопады, античные скульптуры, каменные полукруглые лавки. До наших времен сохранились лишь несколько старых каштанов, около сотни вековых лип, а также каменная скамья, стоящая на месте одного из оборонных бастионов.

К сожалению, парку долго не уделяли должного внимания – он зарос самосевом и частично был уничтожен местным населением. Сейчас восьмигектарная площадь облагораживается, восстановлено ограждение.

Церковь

У подножия горы, на которой стоит дворец, есть призамковая . Первое письменное упоминание о ней датировано 1530 годом. Церковь стала усыпальницей для многих представителей рода Вишневецких. Даже грозный Ярема Вишневецкий, приняв католическую веру, не посмел разрушить храм, где были похоронены его православные родители.

Байда

В 1516 году в городке Вишневец родился основатель первой крепости на острове Малая Хортица, которая стала прародительницей Запорожской Сечи – Дмитрий Вишневецкий (Байда). В 1995 году перед дворцом установлен памятник в его честь.

В стенах величественного дворца в Вишневце в разное время бывали известные люди. Это, в частности, последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский, преемник московского престола царевич Павел I, историк Николай Костомаров и многие другие. Напомним о некоторых исторических фигурах более детально.

Богдан Хмельницкий

В 1651 году в замке Вишневецких татары удерживали в плену Богдана Хмельницкого, которого предал крымский хан.

Лжермитрий

В замке состоялась первая встреча будущего московского царя Дмитрия Ивановича (он же Лжедмитрий Первый) с красавицей-полькой Марией Мнишек. Есть легенда о том, что именно в призамковой церкви в Вишневце в 1605 году состоялась их помолвка (правда, жених лично не присутствовал в связи с занятостью, и его место временно занял дьяк Власьев).

Оноре де Бальзак

Всемирно известный писатель Оноре де Бальзак здесь впервые встретился со своей музой – Эвелиной Ганской.

Тарас Шевченко

Тарас Шевченко побывал в Вишневце осенью 1846 года, работая в составе археографической комиссии.

Симон Петлюра

В мае 1920 года во дворце Вишевецких располагался штаб Главного Атамана Симона Петлюры.

Как доехать

Доехать до дворца Вишневецких удобно на авто. Через Вишневец проходит автотрасса М19 (Е85), которая связывает этот городок с Черновцами, Тернополем, Дубно, Луцком. Направляясь из Черновцов или Тернополя, при въезде в Вишневец за рекой повернуть налево (если из Луцка или Дубно – справа, не доезжая до моста). Главная дорога приведет к дворцу.

Автобусом без пересадок до Вишневца можно доехать из Черновцов, Тернополя, Дубно, Луцка, Ивано-Франковска, а также многих соседних районных центров.

Железнодорожного транспорта в городе нет.

Время работы : 8:00–17:00.

Маленький волынский городок Вишневец уютно разместился в верховьях реки Горынь, которая делит его на две части: правая - Старый, левая - Новый Вишневец. Первое письменное упоминание о поселении принадлежит к 1395 году, когда сын великого князя литовского Ольгерда Дмитрий Корыбут построил крепость на правом берегу Горыни. Укрепление просуществовало недолго - в 1494 г. оно было сметено татарской ордой. Князь Михаил, воевода брацлавский, построил новую крепость уже на левом берегу. Именно он первым стал именовать себя князем Вишневецким, а сам Вишневец стал на долгие годы родовым гнездом могущественного рода.
Немеркнущую славу роду Вишневецких принёс уроженец этого города Дмитрий (Байда) Вишневецкий (1517 - 1564).

Дмитрий Вишневецкий
Вишневецкий, объединив казаков, в 1552—1553 годах на свои деньги построил на острове Малая Хортица замок, который считается прототипом Запорожской Сечи. В 1556 г. организовал походы запорожских казаков на города Очаков и Ислам-Кермен. В результате ответных действий турецких и крымских войск в 1557 году замок на Малой Хортице был ими после длительной осады захвачен и разрушен. В 1558 году Вишневецкий с казаками перешёл на службу к Ивану Грозному. Ему был пожалован в вотчину город Белёв и подарены земли под Москвой. В 1558 году Вишневецкий участвовал в походе русского войска на Крым, а также выполнял поручения царя на Дону и на Северном Кавказе. Вишневецкий в союзе с Донскими казаками под начальством атамана Михаила Черкашенина подступил к Азову. Погромив азовцев и крымцев, Вишневецкий пошел на Кубань, где возобновил древнее христианство и поднял тем престиж Москвы. Вишневецким был основан на Дону город Черкасский, столица донского казачества. Однако Вишневецкий, недовольный нерешительностью царя в противодействии татарам, разорвал отношения с Москвой и возвратился под суверенитет польского короля. В 1563 году он вмешался в борьбу за престол господаря в Молдавии. Был взят в плен и выдан турецкому султану Сулейману I, по приказу которого был казнен. Согласно народной молве, его сбросили на торчащий из стены крюк, на котором он висел три дня, пока турки не расстреляли его из луков, не стерпев проклятий и насмешек над мусульманской верой. Героическая гибель Вишневецкого потрясла казаков. Молва присоединила к его имени прозвище Байды, героя народной песни-легенды.
Основной источник информации:"Запорожская сечь - первая украинская держава": http://history-sich.ucoz.ua/index/0-8
С Вишневецким замком связана судьба ещё одной исключительно противоречивой фигуры - князя Иеремии (Ярёмы) Вишневецкого (1617 - 1651), в отношении которого украинские историки не могут определиться, кто он: палач или гениальный политический деятель, собиратель украинских земель?

Иеремия рано потерял родителей, в детстве пережил изгнание. Опеку над ним взял родной дядя Константин Вишневецкий, ревностный католик, магнат и сенатор. Неизвестно, как бы сложилась судьба Иеремии, если бы его опекал другой дядя - знаменитый киевский митрополит Пётр Могила! Но Вишневецкому было суждено католичество. Образование он получил в иезуитском коллегиуме (Львов), чему-то обучался в Италии, Испании и Голландии. По возвращении домой унаследовал колоссальное состояние и стал крупнейшим землевладельцем, содержавшим мощную наёмную армию. Его латифундия начитывала 30 городов, 230 тыс. человек и была самой крупной не только в Польше, но и во всей Европе.
Поскольку всё благосостояние князя основывалось на крепостном праве, он был непримиримым врагом казачества и лично Богдана Хмельницкого - в первую очередь за антикрепостническую и сепаратистскую направленность его восстания. В ходе гражданской войны получил известность своей беспримерной жестокостью по отношению к противнику и к мирному населению.
Крупнейшими военными успехами Вишневецкого были героическая оборона Збаража (см. ниже) и победа над казаками под Берестечком (1651), в котором, по польским источникам, погибло 30 тысяч казаков. Однако эта победа, после которой Иеремия считался реальным претендентом на польский престол, не принесла Вишневецкому счастья. Через два месяца он неожиданно умер в военном лагере от пищевого отравления, спровоцировавшего скоротечную дизентерию - поел огурцов и запил мёдом. Подозрение, что князь был отравлен, вскрытие не подтвердило (хотя в то время методы химического анализа были крайне несовершенны, в частности - определять самый популярный яд, мышьяк, ещё не умели). Ни подтвердить, ни опровергнуть эти версии сейчас невозможно - останки князя утрачены. Как оказалось, он не был даже погребён по-христиански. И это ещё не всё. Не осталось ни одного прижизненного портрета Иеремии Вишневецкого, ни единой принадлежащей ему вещи, ни одного дома, где бы ступала его нога. Говорят о "проклятии Вишневецкого", наложенное на сына-вероотступника его матерью, православной христианкой Раиной (Ириной) Могилянкой. Проклятие это имело и дальнейшие последствия. Михаил Вишневецкий - сын Иеремии - стал польским королем: четыре года правил он Речью Посполитой, но с его смертью в 1673 году род Вишневецких прервался... Сама Польша начала стремительно слабеть. Она потеряла Украину, Прибалтику, Пруссию, Смоленск, а затем на долгие 150 лет и вообще утратила независимость.
(По материалам статей на сайтах "Юбилеи на Украине" (http://ubilei.in.ua/ ) и "Академик" (http://dic.academic.ru ).)

Однако вернёмся в Вишневец.
Во время польско-турецкой войны в 1675 году замок был захвачен и разрушен турками. Только в 1720 году последний из князей Вишневецких Михаил Серваций начинает работы по восстановлению родового гнезда. Бывший замок Вишневецких превращается в роскошную резиденцию в стиле французского ренессанса. Дворец, самый роскошный вариант которого был построен по проектам украинских, польский и французских архитекторов в 1720 году, стал поистине великолепен. Дворец двухэтажный, в ризалитах - трехэтажный.

Он состоит из нескольких объемов, объединенных при перестройке в конце XVIII в. в симметричную П-подобную композицию с осевыми и угловыми ризалитами.
Образует открытый курдонер с партерным парком.

Фасады, выходящие в курдонер, выделены в композиции бесфронтонными портиками тосканского ордера, а центральная часть с парадным входом увенчана треугольным фронтоном с пышной лепкой в тимпане. Стены по первому ярусу обработаны рустом. Центральная часть дворца выделена треугольным фронтоном с пышной лепкой в тимпани.
Интерьер дворца был полностью утрачен. Оформление отреставрированных залов, конечно, не позволяет судить о былом великолепии.

Крыша дворца была облицована специально ограненным камнем, который переливался на солнце всеми цветами радуги (ее в советское время растащили на крыши сельских сараев).
С балконов и из окон открывался изумительный вид на реку,
0955
к которой от дворцовых стен спускалось 3 каскада садов, а река была перегорожена так, что образовывала каскады озер… Но и сейчас вид на дворец от реки - бесподобен.

И, как всегда, краеведческая информация для путешествующих общественным транспортом. Проще всего добраться до Вишневца автобусом от областного центра - Тернополя. Туда из Москвы идут прямые проходящие поезда, например, Москва - Будапешт.