Военные корабли швеции. Военно-морские силы швеции. Военно-морские учебные заведения

Шведская компания Kockums Naval Systems работает над неатомной подлодокой по проекту А26 водоизмещением 1900 тонн. Ранее она в 1992-1996 годах выпустила серию из трех 1500-тонных лодок типа Gotland с ВНЭУ на базе двигателей Стирлинга, обеспечивающей максимальное время подводного плавания 20 суток. По шведскому проекту в 1996-2003 годах для ВМС Австралии было собрано 6 неатомных субмарин типа Collins (водоизмещение 3050 тонн), завершаются работы на двух шведских субмаринах типа «Арчер» (1400 тонн) для ВМС Сингапура. Проект подлодки получил код A26. Основным предназначением новой субмарины преимущественно будет ведение операций в прибрежных водах, но наряду с этим она сможет выполнять задачи и в открытом море ...

В соответствии с обнародованным техническим заданием, подводное водоизмещение A26 составит 1,9 тысячи тонн. Корпуса подлодки будет иметь длину — 63 метра, а ширина — 6,4 метра. На A26 будут установлены четыре торпедных аппарата калибра 530 миллиметров и один универсальный отсек для дополнительного вооружения. Планируется, что экипаж подлодки составит от 17 до 26 человек, а автономность плавания A26 будет достигать нескольких недель. Подводная лодка нового поколения будет дизель-стирлинг-электрической. Данную характеристику она унаследует у подводных лодок предыдущего поколения типа Gotland, состоящих на вооружении Швеции. Эти лодки стали первыми в мире, использующими воздухонезависимый двигатель Стирлинга. Предположительно, A26 сможет развивать скорость до 20 узлов и до пяти узлов только с применением двигателей Стирлинга. При этом она сможет выполнять боевые задачи без всплытия для подзарядки аккумуляторных батарей до 20 суток.

Германский промышленный гигант ThyssenKrupp и шведская Saab подтвердили факт ведения переговоров по продаже шведских активов ThyssenKrupp Marine Systems AB (TKMS AB), ранее известных под названием Kockums. TKMS AB разрабатывала новую шведскую субмарину А 26 с 2007 г., однако контракт на производство пока так и не подписан. Как сообщалось ранее, ценовые переговоры между TKMS и шведским правительством зашли в тупик, и в Стокгольме обеспокоены отказом ThyssenKrupp санкционировать продажи А 26 на экспорт. Подводная лодка А 26 — потенциальный конкурент другой программы ThyssenKrupp - НАПЛ проекта 218. В своем заявлении, опубликованном в середине марта 2014 г., глава Управления оборонных поставок (FMV) Лена Эриксон (Lena Erixon) сообщила: «Одна из причин, по которым FMV не хотело продолжать сотрудничество по проекту А 26 с ThyssenKrupp — нежелание компании разрешить экспорт субмарины, что означает отсутсвие возможностей международной кооперации. Это противоречит национальным интересам страны в сфере кораблестроения, так как при таком положении Швеция лишена возможности разделить расходы на разработку и обслуживание ПЛ с другими странами».

Группой Saab AB - новой владелицей шведской судостроительной компании Kockums - на военно-морской выставке Euronaval 2014 была представлена модель разрабатываемой для ВМС Швеции перспективной неатомной подводной лодки проекта А26.


Согласно требованиям ВМС Швеции, подлодки нового поколения, разрабатываемые в рамках проекта A26, одобренного правительством и Министерством обороны страны, должны быть снабжены улучшенными сонарами и средствами наблюдения, поскольку они могут быть использованы для разведки. Субмарины будут создаваться с применением технологии малозаметности. Список технических требований включает в себя обязательное использование на подлодках воздухонезависимого двигателя Стирлинга, разновидности двигателей внешнего сгорания. Использование такой силовой установки повышает живучесть подлодки и увеличивает ее шансы покинуть поле боя после получения серьезных повреждений и выхода из строя основного двигателя. Кроме того, двигатель Стирлинга отличается практически бесшумной работой. К числу недостатков такой силовой установки относится малая скорость, которую может развивать подлодка - у субмарин класса Gotland этот показатель составляет пять узлов. Как ожидается, при помощи «стирлинга» подлодки проекта A26 смогут развивать скорость до семи узлов.


Парламент Швеции одобрил покупку для ВМС страны двух дизель-стирлинг-электрических подводных лодок нового поколения проекта A26. Программа создания таких кораблей началась в феврале 2010 года, и субмарины пока существуют только на бумаге. Выделение средств на покупку перспективных подлодок позволит шведской компании Kockums провести все необходимые исследования и начать строительство субмарин. Как ожидается, новые подлодки будут включены в состав ВМС Швеции в 2018-2019 году и заменят устаревшие субмарины класса Sodermanland. Эти дизель-электрические лодки используются Швецией с 1989 года. В настоящее время подводный флот скандинавской страны насчитывает пять подлодок: три - класса Gotland и две - класса Sodermanland. По предварительным данным, к 2018 году все подлодки класса Gotland пройдут модернизацию с использованием наработок проекта A26. После 2020 года может быть принято решение о замене всех подводных лодок в составе подводного флота Швеции на корабли проекта A26.


ВМС Швеции приобретут две новые подводные лодки типа А26 постройки Saab Kockums, сообщается 17 марта 2015г. Обе субмарины будут поставлены до 2022 года, стоимость контракта 8,2 млрд шведских крон. Это подлодки нового поколения, весьма высокотехнологичные, заявил министр обороны Швеции Питер Халтквист (Peter Hultqvist).


ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, m: - надводное 1,700 - подводное 1,860 - 1900
Длина, м 63
Ширина, м 6,4
Главная энергетическая установка: дизель-стирлинг-электрическая - DE-Gensets: 3 x 500 kW - Stirling AIP system Mk III: 3 x 65 kW
Скорость полного хода, узл. 26
Скорость подводного хода, узл. 12
Скорость подводного хода с применением двигателей Стирлинга, узл. 5 - 7
Глубина погружения, м 200
Автономность, сут. 45
Автомность под водой без всплытия, сут. до 18 - 20
Экиапаж, чел. 17 - 26

ВООРУЖЕНИЕ

4 х 533-мм торпедных аппаратов 533-мм, 400-мм торпеды, мины
Отсек вооружения 6 х 1,5 м

На прошедшей с 16 по 18 мая 2017 года в Сингапуре 11-й международной конференции и специализированной выставки военно-морской техники и вооружений IMDEX Asia 2017, шведская группа Saab AB представила новый вариант разрабатываемой ею перспективной неатомной подводной лодки проекта А26, оснащенный вертикальными пусковыми установками, предназначенными прежде всего для размещения американских крылатых ракет Raytheon Tomahawk ...


Согласно продемонстрированной на выставке модели, три шестизарядные вертикальные пусковые установки цилиндрического типа размещаются в дополнительном отсеке длиной 10 м в центральной части подводной лодки А26. Водоизмещение лодки при этом увеличивается на 400-500 тонн. Согласно представителю разрабатывающего проект А26 предприятия Saab Kockums, входящего в состав Saab AB, модули пусковых установок могут быть использованы для размещения различного вооружения, а с демонтажем самих пусковых установок - также для размещения оборудования для боевых пловцов и т.п. Тем не менее, неофициально в качестве главного вооружения для данных ПУ называются именно ракеты Tomahawk.

Как можно понять, данный вариант лодки А26 с ВПУ предназначен не для ВМС Швеции, а для потенциальных заказчиков проекта А26, требующих наличия в составе вооружения своих перспективных подводных лодок крылатых ракет для нанесения ударов по наземным целям. В Европе в первую очередь неофициально в качестве таких потенциальных заказчиков называется Польша, куда Saab активно ведет работу по продвижению проекта А26, действуя в партнерстве с ведущим польским государственныс оборонным холдингом Polska Grupa Zbrojeniowa (PGZ). ВМC Польши в рамках программы Orka планируют приобретение трех неатомных подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами, с вступлением в строй головной в 2024 году.


Напомним, что шведское оборонное закупочное ведомство Försvarets Мaterielverk (FMV) в июне 2015 года подписало с группой Saab AB контракт стоимостью 7,6 млрд шведских крон (около 1 млрд долл) на постройку для ВМС Швеции на Saab Kockums двух неатомных подводных лодок проекта А26,которые должны быть сданы шведскому флоту в 2022 и 2024 годах. Лодки проекта А26 в исполнении для ВМС Швеции, разрабатываемого с 1990-х годов, должны быть достаточно крупными кораблями подводным водоизмещением около 2000 тонн и длиной 63 м, оснащенными воздухонезависимой энергетической установкой с применением двигателей Стирлинга, и оснащенными в носовой части, помимо торпедного вооружения, специальным отсеком Мultimission Рortal (MMP) диаметром 1,6 м для размещения необитаемых либо обитаемых подводных аппаратов или дополнительного количества торпед.

Швеция проводит плановую модернизацию военно-морских сил, заменяя суда, построенные в 1980-е годы. Одним из них является 62-метровый разведывательный корабль A201 Orion, вошедший в состав королевского флота в 1984 году.

Устаревший «Орион»

Главной задачей судна было слежение за советскими боевыми кораблями. Активное участие в разработке «Ориона» принимали американские конструкторы. На корабле было установлено самое современное на тот момент разведывательное оборудование.

Внешне шведский корабль напоминает катер с ангаром, занимающим две трети палубы. Выражаясь профессиональным языком, это обтекатель, защищающий от непогоды антенны и другие приборы, необходимые для сбора разведданных.

С «Орионом» связан один любопытный инцидент. В 1985 году во время учений советского флота в Гданьской бухте шведский корабль-разведчик столкнулся с принадлежащим СССР минным тральщиком.

Обстоятельства происшествия неизвестны до сих пор. Очевидно, «Орион» вёл слежку за ходом манёвров у северо-западных берегов Польши и Калининградской области. Западные СМИ считают, что советский корабль пошёл на перехват и мог протаранить шведское судно.

Восемь лет назад «Орион» отметился благородным жестом в адрес России. В мае 2009 года шведский корабль спас двух российских рыболовов, терпевших бедствие в Балтийском море.

В апреле 2010-го правительство Швеции признало «Орион» устаревшим: установленное в 1980-х годах оборудование не могло полностью соответствовать современным требованиям.

По технологии «Стелс»

Минобороны Швеции не уточняет название судна, которое должно заменить «Орион». В пресс-релизе ведомства указывается, что новый корабль будет более габаритным и тяжёлым. Длина стального корпуса составит 71 метр (у «Ориона» — 62 метра), а водоизмещение — 2300 тонн (у «Ориона» — 1400 тонн).

Корабль будет построен на принадлежащей Saab AB верфи Kockums AB в Мальмё. Не исключено, что корпорация воплотит в жизнь принципиально новый проект. На данный момент в составе шведского флота нет ни одного корабля с заявленными Минобороны характеристиками.

Прежде революционной разработкой Saab AB считались корветы типа Visby («Висбю»). Это первый в мире проект многоцелевых кораблей, построенных по технологии «Стелс». Её суть заключается в снижении заметности для радиолокаторов. Важный с военной точки зрения эффект достигается с помощью специальных геометрических форм и радиопоглощающих материалов.

Длина Visby составляет 73 метра при водоизмещении в 640 тонн. Уменьшить вес корабля удалось за счёт использования в конструкции многослойного пластика и армированного углеволокна. Корвет способен вести разведку, поражать летательные аппараты противника, надводные и подводные цели. Всё вооружение заключено внутри борта.

  • Wikimedia

В окружении НАТО

Не считая сторожевых катеров, в состав шведских ВМС входят пять кораблей типа Visby, 4 корабля типа Göteborg, 2 корабля типа Stockholm, 7 минных тральщиков (проекты Landsort и Koster) и пять подводных лодок (проекты Gotland и Östergötland). В общей сложности шведский флот включает 63 боевых корабля.

Самым крупным судном шведского флота является 105-метровый сторожевой корабль Carlskrona (P04). 10 лет назад Минобороны Швеции планировало превратить Carlskrona в корабль-разведчик, но позже было решено сохранить его боевую специализацию.

Carlskrona — единственное в стране судно, способное участвовать в дальних морских походах. Задачи, которые стоят перед королевскими ВМС, ограничены акваторией Балтийского моря. Шведские военно-морские силы включают три флотилии и один амфибийный полк (аналог морской пехоты).

Швеция находится в окружении стран — членов НАТО (за исключением Финляндии), и потому единственным потенциальным противником королевства является Россия. События на Украине 2014 года в Стокгольме восприняли как акт агрессии со стороны Москвы. Королевство присоединилось к антироссийским санкциям, задумалось об укреплении Вооружённых сил и о вступлении в НАТО.

  • globallookpress.com
  • Shi Tiansheng

Влияние на политическую элиту Швеции оказывает жёсткий антироссийский курс, который проводит Норвегия. В последние годы соседнее королевство наращивает ударные и разведывательные возможности при поддержке США. В Осло не исключают, что страна присоединится к системе противоракетной обороны, которую формирует Пентагон.

Особенности шведского нейтралитета

Судя по высказываниям шведских политиков и публикациям в местной прессе, градус русофобии в королевстве не так высок, как в Норвегии. С начала XX века Швеция проводит политику нейтралитета, стараясь не ввязываться в разборки великих держав.

Тем не менее в период холодной войны Стокгольм явно играл на стороне НАТО и уделял большое внимание боеготовности армии, направляя на её содержание в пять раз больше средств, чем сегодня (5% от ВВП).

На данный момент принципиального разворота в сторону альянса в Швеции не произошло. В статьях о России национальные СМИ нередко задают читателям вопрос: «Зачем мирной, нейтральной Швеции вновь вступать в конфронтацию с Москвой?»

В конце марта 2017 года газета Svenska Dagbladet опубликовала статью о том, что страх шведов перед военной мощью России навеян в основном историческими событиями, в частности войнами XVIII века. Также в материале говорится о беспочвенности алармистских настроений, связанных с вездесущими «русскими подлодками».

«Слишком серьёзные последствия»

Швеция занимает выгодное географическое положение для противодействия сначала советскому, а потом российскому флоту. Наибольшее стратегическое значение имеет остров Готланд, расположенный на перекрёстке морских путей. На Готланде дислоцирована военно-морская база Visby.

После распада СССР Балтийский флот был разделён на две части: первая группировка базируется в Финском заливе, а вторая — более многочисленная — в Калининграде, представляющем собой анклав.

Из открытых данных следует, что в состав Балтийского флота входят 44 боевых корабля и две субмарины, а на балансе шведских ВМС числятся 58 судов и пять подлодок.

Главный редактор журнала «Армия и Флот» Дмитрий Шеремецкий считает, что деятельность шведских ВМС представляет определённую опасность для Балтийского флота, однако её не стоит преувеличивать.

  • Сторожевой корабль Carlskrona (P04)
  • Wikimedia

«У шведов нет крупных кораблей и мощных ударных вооружений. В этом компоненте они нам сильно уступают. Да, Швеция — высокотехнологичная страна. Я имею в виду проект «Висбю», но пока невозможно точно сказать, на что способны эти корветы, чего стоит их система радиолокационной защиты и ударные комплексы», — пояснил RT Шеремецкий.

«Шведы не воевали около 200 лет. Все их военные знания — из учебников и результатов натовских учений. Очень я сомневаюсь и в высокой мотивации шведских военных. Не думаю, что они готовы бросить нам вызов и уж тем более устроить какую-либо провокацию. Слишком серьёзные последствия будут для них», — рассуждает Шеремецкий.

Эксперт напомнил, что Швеция уже почти 100 лет не обладает мощным флотом, так как ещё в XIX веке отказалась от великодержавных амбиций. «Ничего коренным образом с тех пор не поменялось, и вряд ли что-то изменится. Швеция обрела свою нишу полунейтрального государства, и эта ниша, насколько я могу судить, всех в королевстве устраивает».

Меня часто спрашивали - а зачем вообще Россия в Северную войну начала строительство Балтийского флота? Ведь без своей морской торговли флот по сути не нужен, защищать ему, мол, некого, да и средств стоит бешенных. С легкой руки даже каста такая появилась - «флотофобы Мезозойского петровского периода». Краткий лозунг этих людей - флот есть зло, бессмысленный попил бабла, а Петр - главный попильщик России, бессмысленный в своем самодурстве и беспощадный.
Я уже довольно много писал о появлении флотов Англии, Голландии, Франции, а теперь хотел бы предложить… Швецию. Да-да, вы не ослышались, именно ту самую Швецию. Ведь если шведские короли строили флот, не имея своей значимой морской торговли - значит наверное они тоже попильшики, бессмысленные и беспощадные?
Вообще флот на приватирской основе появился в Швеции в 1522 году - именно тогда восставшие провинции Дании наняли 10 кораблей у ганзейского Любека для защиты от набегов датчан. Кстати, заплатил Густав Ваза за этот наемный отряд довольно кругленькую сумму - 42000 марок, что эквивалентно 10 бочонкам серебра. Откуда в полунищей провинции Дании нашлись такие деньжища - история умалчивает. Тем не менее именно с этого наемного отряда началась история ВМС Швеции. Став королем Ваза продолжал заботиться о флоте, и после его смерти (1560 год) флот Швеции насчитывал до 30 кораблей. Уже здесь мы видим, что основная задача шведского флота - защита собственного побережья от набегов датчан. Правда у Дании, раздираемой междоусобицами и религиозными волнениями, не было сил ни на какие десанты, но кого это волновало? Кстати, это обвинение очень часто применяют к Петру - мол, у Швеции не было сил на десанты в Прибалтику, а тут этот полоумный флоты строит. Давайте тогда и Гкстава Вазу признаем полоумным. Он же тоже строил, исходя из предположения, что такой вариант возможен.
Да, кстати, о шведской морской торговле на 1522 год. Ее попросту нет. Конечно, ту дюжину транспортно-торговых лихтеров, которые курсировали между Любеком, Штральзундом и Стокгольмом, кто-то посчитает достаточно большим торговым объединением, но строить ради нах порядка 30 военных кораблей???.. Хм…
Торговля Швеции того времени вполне напоминала торговлю России времен Петра I - в Швецию плавали за товаром, чаще всего - за железом и медью.
Эрик XIV , взошедший на трон, резко ускорил строительство флота, но хотя бы использовал его по прямому назначению. Десанты в Финляндию, война с Эстонией, захват Таллина, то есть флот использовался как инструмент экспансии. В 1566 году флот насчитывал 60 кораблей, с 2000 пушек и 7000 моряков. Однако после смерти Эрика от флота Петра? остались рожки да ножки. Он высочайше изволил сгнить.
Тем не менее настоящее клепание корабликов Шведы начали при знаменитом Густаве-Адольфе, продолжили королеве Кристине, и Карле X . Правда этот флот либо перевозил войска, либо сидел в базах, воевать у него не получалось вообще. Ну или почти вообще, поскольку пару-тройку побед над датчанами все же можно вспомнить, однако если разбираться в этих сражениях - вина датчан там как бы не больше, чем неумение шведов. Итак, состав флота на 1644 год: 40 больших кораблей, 40 галер, 150 мелких судов (так называемый островной или архипелажский флот); более того - в 1678 году Петр I Карл XI начинает строительство Питербурха Карлсконы, то есть главной базы флота, строящейся исключительно для флота. Состав на 1697 год - 37 линейных кораблей и 8 фрегатов.
Ах да, мы забыли про шведскую торговлю. Она существует. Но… как бы помягче выразиться… она сосредоточена в периметрах Швеции и восточной части Балтийского моря, то есть Швеция торгует со своими завоеванными землями - Померанией, Прибалтикой, Финляндией и т.д. Опять таки - основой оборот стране делают купцы, которые плавают в Швецию сами . Кстати, численность шведского торгового флота на 1697 год прямо-таки потрясает - 147 судов более 200 тонн. Для сравнения - у Англии в тот же период порядка 5000 торговых судов. У Франции - около 2000 торговых судов. Но все они по сравнению с Голландией просто карлики - до 20000 торговых судов.
Итог Северной войны всем известен - Швеция проиграла по всем статьям. Ах да, скажут некоторые, это ж Россия проиграла, ведь Петр заплатил Швеции компенсацию за Прибалтику. Кстати, а куда пустили шведы эти деньги? Ведь страну сотрясала инфляция, и чуть ли не дефолт. А… пустили они эти деньги на флот. Прежде всего в 1726 году в Питерсбурхе в Карлсконе был создан новый каменный док, где все корабли прошли тимберовку. С усиленной энергией начал строиться галерный флот (в 1756 году был выделен из-под флотского командования и отдан генералам, стал называться «армейский флот»), были закуплены 9 кораблей заграницей.
Кстати - с морской торговлей Швеции все так же грустно - плавают к ним, а не они. Ну тут некоторые вспомнят шведскую Ост-Индскую компанию - а я просто предложу поглядеть на дату ее создания - 1731 год. А так же вспомнить, что стояли у ее истоков шотландцы, а не шведы. Шведская Вест-Индская компании - 1745 год. Если же говорить об унылой истории шведской Африканской компании (1649 год) со всеми ее 17 судами - это будет грустная и недолгая история. Англичане, датчане, голландцы быстро прихлопнули эту лавочку. Ну кто захочет - сам почитает.

Капитан 1 ранга В. Аксёнов

Геополитические изменения в мире, Европе, странах Балтии и Североевропейском регионе определяют постепенный отход военно-политического руководства Швеции от традиционной (официально провозглашенной еще в 1834 году) ориентации на принципы нейтралитета. По мнению бывшего министра обороны госпожи Лени Бьерклунд, "Швеция, подписавшая документы, обязующие следовать новой стратегии безопасности Европейского союза, должна быть готова к своевременной, быстрой, а при необходимости и массированной реакции на угрозы безопасности страны и ЕС. Важным компонентом в решении этих задач являются Королевские ВМС страны". Командующий ВМС контрадмирал Андерс Гренстад видит этот вид вооруженных сил как "инструмент активной международной политики безопасности".

Исторически ВМС Швеции, включавшие флот и части береговой обороны, предназначались для защиты территории страны, ведения преимущественно оборонительных действий во внутренних и прибрежных водах (протяженность береговой линии около 2 700 км), а также обеспечения свободы мореплавания (до 95 % внешней торговли страны осуществляется по морю). Флот не обладал крупными боевыми кораблями, способными достаточно продолжительно действовать на удалении от баз, основные усилия направлялись на развитие фортификационных объектов. В частности, береговая артиллерия насчитывала свыше 50 батарей, которые обслуживала третья часть личного состава ВМС.

В настоящее время военно-политическое руководство страны реализует концепцию "ускоренной трансформации ВС", введенную в действие директивой ВГК генерала Хокана Сюрена в 2004 году. В части, касающейся ВМС, строительство и учебно-боевая деятельность направляются на обеспечение безопасности страны с моря в так называемой дальней прибрежной зоне, а также на тесное сотрудничество, кооперацию и координацию действий с соответствующими военными структурами ЕС и НАТО. Приоритетными являются задачи по созданию и совместной отработке международных стандартов оперативных формирований сил быстрого реагирования (СБР). Морской компонент СБР должен находиться в готовности выполнять в рамках многонациональных формирований задачи по организации морской блокады в кризисных районах, ведения разведки, борьбы с минной опасностью, а также принимать участие в миротворческих и гуманитарных операциях. В типовой состав оперативных групп СБР ВМС Швеции включаются два ракетных катера (РКА) типа "Гётеборг" или "Стокгольм", два минно-тральных корабля типа "Ландсорт" с судами управления и обеспечения, подводная лодка типа "Готланд", а также амфибийно-десантная группа численностью до 400 человек.

Деятельность ВМС Швеции в дальней прибрежной зоне, включающей, по мнению местных военных специалистов, архипелаги, заливы, проливы, мелководные акватории, а также гавани и побережье с его транспортной инфраструктурой, существенно осложняется высокой интенсивностью судоходства, непростыми гидрографическими и гидроакустическими условиями. Поэтому все оперативные формирования флота и морской пехоты должны быть, по расчетам командования, "легкими, мобильными, малозаметными и обладать большой поражающей мощью и гибкостью боевого применения".

Корабельный состав ВМС. В составе флота числятся пять дизельных подводных лодок (ДПЛ), сверхмалая ПЛ, пять корветов, шесть ракетных и 12 патрульных катеров, пять минных заградителей и девять противоминных кораблей, более 250 катеров, включая пять катеров-тральщиков катамаранного типа с дистанционным управлением, четыре катера - постановщика гидроакустических буев, два катера - минных заградителя и транспортно-десантные катера. Кроме того имеется около 100 маломерных (водоизмещением до 2 т) вспомогательных катеров типа G (Gruppbat). Вспомогательный флот насчитывает более 20 судов различного назначения (в том числе три плавбазы, два транспорта, разведывательный корабль, спасательное судно ПЛ, три - обеспечения водолазных работ и два- обеспечения испытательных пусков ракет и океанский буксир). Тактико-технические характеристики кораблей, катеров и судов приведены в таблице.

Численный состав ВМС около 5 тыс. человек, в том числе более 2 тыс. офицеров (из них около 90 женщин).

Система базирования. Характерной особенностью системы базирования ВМС Швеции является наличие в шхерных районах побережья укрепленных или скальных укрытий для кораблей, пунктов управления, складов, мастерских, а также сети якорных стоянок и оборудованных причалов в многочисленных портах.

Национальные ВМС используют военно-морскую базу Карлскруна и пункт базирования Мускё. ПБ Хернёсанд, Гётеборг, Мальме и Форёзунд находятся в консервации.

ВМБ Карлскруна (в глубине шхерного района, рядом с крупной судостроительной верфью "Карлскрунаварвет" и испытательными полигонами) имеет причальный фронт 4 км, глубины у стенок до 10 м.

ПБ Мускё (на одноименном острове в Хорс-фиорде, в 40 км южнее г. Стокгольм) имеет длину причального фронта свыше 5 км, глубины у стенок до 12 м и оборудована системой подземных (до 30 м) скальных укрытий с тремя сухими доками, слипом, тоннелями, связывающими его с материком. Здесь же находятся служебные, складские и жилые помещения.

ПБ Хернёсанд находится на побережье Ботнического залива, имеет судоремонтную верфь, причальный фронт до 1 км, глубины у стенок около 7 м.

ПБ Гётеборг (в устье р. Гёта-Эльв в проливе Каттегат) , одновременно является крупнейшим в стране нефтяным, контейнерным и паромным узлом, центром судостроения и ремонта. Здесь имеются 12 гаваней, около 100 причалов, общей длиной свыше 20 км с глубинами у стенок до 20 м, позволяющими принимать корабли всех классов, вплоть до авианосцев.

ПБ Мальме расположен на юго-западном побережье Швеции в проливе Скагеррак, южнее порта Ландскруна.

В северо-восточной части о. Готланд находится ПБ Форёзунд, в котором предусматривается стоянка и обслуживание боевых кораблей водоизмещением до корвета УРО, а также ракетных и сторожевых катеров.

Наиболее крупными портами, пригодными для стоянки и ремонта боевых кораблей и катеров, являются Ландскруна, Норчёпинг, Хельсингборг, Оскарсхамн, Сундсвалль и другие.

Организационная структура ВМС. В 1998 году с осуществлением реорганизации системы высшего военного управления страны упразднен ряд должностных обязанностей командующих видами ВС, которые переданы главным инспекторам. В частности, в ведение инспектора ВМС отнесены разработка и проверка исполнения нормативных документов по боевой подготовке, организация контроля за испытаниями и принятием на вооружение новых образцов оружия и военной техники.

Руководство военно-морскими силами осуществляют: оперативное - командующий тактическим командованием ВМС, административное - инспектор ВМС (подчинен начальнику управления подготовки и повседневной деятельности войск командования ВС Швеции).

Флот состоит из флотилии подводных лодок и двух флотилий надводных кораблей.

Подводные силы располагают в составе флотилии (штаб в ВМБ Карлскруна) тремя ПЛ типа "Готланд" с воздухонезависимой двигательной установкой (ВНДУ) и двумя типа "Сёдерманланд" (бывшие типа "Вестергётланд", в ходе модернизации оснащенные ВНДУ). Впервые такой установкой ("Тиллма Стерлинг", работающей на жидком кислороде), позволяющей увеличить время нахождения в подводном положении в 5 раз по сравнению с обычной ПЛ, в 1988 году была оснащена ПЛ "Нэккен", а в 1996, 1997 и 1998-м - серийные ПЛ типа "Готланд" ("Готланд", "Уппланд" и "Халланд"). Появление в этой связи новых возможностей по длительному ведению разведки и осуществлению специальных операций отвечает намерениям командования ВС Швеции по переориентации с ведения традиционных для данного вида ВС боевых действий на "участие в международных операциях, например высадке и возвращению разведывательно-диверсионных групп".

ПЛ "Готланд" в настоящее время арендована ВМС США и с июня 2005 года находится в ВМБ Сан-Диего, где обеспечивает отработку тактических приемов борьбы американских противолодочных сил с такими ПЛ, в том числе в прибрежных и мелководных районах.

Планы развития подводных сил включают: строительство к 2012 году двух ПЛ с ВНДУ по совместному с Данией и Норвегией проекту "Викинг", а также разработку более эффективных образцов ракетного и минно-торпедного оружия, оснащение подводных лодок автономными или дис-танционноуправляемыми подводными аппаратами различного назначения, а в перспективе - создание многофункциональной ПЛ модульной конструкции (с заменяемыми секциями-отсеками, содержащими, например, топливные емкости, блоки с ракетами класса "поверхность - поверхность" и т. д.).

Надводные силы флота включают две флотилии надводных кораблей - 3-ю (ВМБ Карскруна) и 4-ю (ПБ Мускё), которые состоят из дивизионов корветов и тральщиков. В 32-й дивизион корветов входят поступающие в боевой состав флота корветы типа "Висбю" (в настоящее время два - "Висбю" и "Хельсингборг"). Ракетные катера (по шведской классификации корветы) типов "Стокгольм" (два) и "Гётеборг" (четыре) сведены в 31-й ("Стокгольм", "Мальме" и "Кальмар") и 41-й ("Гётеборг", "Евле" и "Сундсвалль") дивизионы.

33-й и 42-й дивизионы минно-тральных кораблей имеют в своем составе минный заградитель "Карлскруна" (33 дн), тральщики - искатели мин типа "Ландсорт" (семь) и тральщики типа "Стюрсё" (четыре), а также катера: четыре постановщика гидроакустических буев типа "Эйдерн" и пять тральщиков катамаранного типа SAM с дистанционным управлением. В каждом дивизионе есть группа минеров-подводников.

Кроме того, в состав флотилий входят плавбазы "Троссё" (3-я флотилия) и "Висборг" (4-я).

Современные корветы УРО типа "Висбю" предназначены в основном для действий в прибрежных районах и являются самыми боеспособными в составе надводных сил флота. Они могут решать целый комплекс боевых задач: борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, минной угрозой, нанесения ракетных ударов по береговым объектам противника, обеспечения защиты морских коммуникаций, а также участия в блокадных действиях с моря и миротворческих операциях. В настоящее время два корвета этого типа ("Хернёсанд" и "Нючёпинг") находятся на разных этапах морских испытаний, а в 2007 году к ним присоединится последний в серии, пятый, корабль ("Карлстад").

При разработке проекта корабля этого типа по технологии "стелт" (общей стоимостью 1,2 млрд долларов США) использовался опыт строительства и эксплуатации тральщиков типов "Стюрсё" и "Ландсорт", а также экспериментального ракетного катера на воздушной подушке скегового типа "Смюге". В процессе 10-летнего конструирования и постройки компания "Карлскрунаварвет" использовала новейшие технологии с целью снижения акустической, визуальной, инфракрасной и радиолокационной заметности, а также уменьшения возможности обнаружения собственных физических полей корабля, в том числе с помощью лазерных устройств, по кильватерному следу и гидростатическому давлению.

Планами развития этого рода военно-морских сил предусматривается создание кораблей следующего поколения на замену (в 2010-2020 годах) РКА типов "Стокгольм" и "Гётеборг". Это будут корабли класса корвет водоизмещением до 2 000 т, способные выполнять задачи не только в прибрежных водах, но и в океанских районах в составе многонациональных сил.

Противоминные корабли типов "Ландсорт" и "Стюрсё" построены в конце прошлого века по современным технологиям, оснащены и продолжают оснащаться новейшим оборудованием для обнаружения, определения точного местоположения, идентификации, классификации и нейтрализации морских мин различных типов. На борту кораблей находятся группы минеров-подводников, которые предварительно проходят всестороннюю подготовку на своей базе в Гуллмарсфьорден, а также буксируемая и/или автономная аппаратура дистанционного обнаружения мин.

Десантные корабли. Три десантных корабля ("Боре", "Хеймдал" и "Грим") были построены в 1960-х годах и выведены из боевого состава флота в 2002-м. Их планируется заменить современными кораблями, способными обеспечить в ходе амфибийно-десантной операции высадку усиленного батальона морской пехоты Швеции. В качестве десантно-высадочных средств используются десантные катера, которых в составе флота насчитывается до 250 единиц (в основном типов Strb СВ 90H/HS/E, Tpbs 200 и Trossbat).

С созданием к 2014 году полноценной группировки МП и оснащением ее бронетанковой техникой потребуется приобретение более крупных десантных кораблей и новых десантно-высадочных средств на воздушной подушке. На отработку действий в современных условиях направлены, в частности, совместные с НАТО учения шведских подразделений морской пехоты типа "Стронг ризолв-2002" (с высадкой с американского десантного корабля "Тортуга", позднее - с голландского "Роттердам"), регулярное участие в маневрах "Балтопс" и "Кооперэйтив баннерс", а также создание в 2006 году шведско-финской оперативной амфибийной группы.

Повышенное внимание уделяется формированию групп судов обеспечения надводных, подводных и амфибийных сил в море при выполнении ими боевых задач в дальних прибрежных зонах.

Соединения ракетных и минно-тральных катеров в ближайший период времени, вероятно, сохранят свое традиционное предназначение и боевой состав.

Амфибийные силы, ранее предназначавшиеся преимущественно для береговой обороны 2 700 км побережья и свыше 25 тыс. островов национальной принадлежности, в настоящее время испытывают период становления для решения других задач, в том числе проведения разведывательно-диверсионных операций в глубине обороны противника с использованием быстроходных морских транспортно-десантных средств.

Они представляют собой амфибийный полк, на базе которого может быть сформирована амфибийная бригада в составе трех батальонов. Каждый батальон предназначается для действий как самостоятельно, так и во взаимодействии с подразделениями других родов военно-морских сил, частей сухопутных войск, авиации и некоторых гражданских ведомств.
Организационно амфибийный батальон морской пехоты (общая численность личного состава около 800 человек) включает четыре роты (штабную, амфибийную и две береговых егерей), минометную батарею и группу боевого управления.

Штабная рота (175 человек, три взвода: штабной, разведывательный, обеспечения) решает задачи ведения разведки в интересах батальона (три отделения водолазов-разведчиков), а также различных видов обеспечения.

Амфибийная рота (145 человек, три взвода: штабной, обеспечения, противоминный, а также ракетная батарея) оснащена дистанционно управляемыми системами подводного наблюдения и обнаружения мин, а также ракетами малой дальности. Ракетная батарея численностью 50 человек имеет в боекомплекте 24 ПКР малой дальности RBS-17 "Хеллфайр".

Рота береговых егерей (180 человек, четыре взвода: штабной и три егерских по 50 человек) предназначена в основном для борьбы с высадившимся десантом противника. Егерский взвод организационно включает пять отделений: три стрелковых, пулеметное (четыре 12,7-мм пулемета) и противотанковое (четыре 84-мм РПГ "Карл Густав"). Для решения конкретных задач из состава егерских взводов формируются группы егерей по шесть-восемь человек.

Минометная батарея (100 человек, три взвода: штабной и два минометных) вооружена восемью 81-мм минометами М84 национального производства и является основным подразделением огневой поддержки батальона.

Группа боевого управления (до 20 человек), поддерживая связь с командованием, координирует действия всех подразделений батальона морской пехоты.

Кроме того в состав амфибийных сил входит дивизион патрульных катеров в составе 12 катеров типа "Таппер" и двух бывших минных заградителей ("Аркезунд" и "Грюндзунд"), выступающих в качестве кораблей управления. В интересах авмфибийных сил могут быть задействованы также находящиеся в резерве патрульные катера типа "Капарен" и бывший тральщик типа "Викстен".

Авиация ВМС. В 1998 году в результате реорганизации имевшихся в ВС страны вертолетных эскадрилий было сформировано одно крыло боевых и вспомогательных вертолетов (штаб в Линчёпинг), в составе которого задачи в интересах ВМС выполняют вертолеты, дислоцирующиеся на авиабазах Берга (в районе Стокгольма), Севе (Гётеборг) и Роннебю: 11 AS.332 "Супер Пума" (шведское обозначение Нкр-10), 14 "Боинг Вертол/Кавасаки-107" (Hkp-4C/D), восемь "Агуста-109М" (Нкр-15) и 10 NH-90 (Нкр-14). Намечается до 2008 года довести количество вертолетов "Агуста-109М" до 20 (в том числе восемь будут предназначены для базирования на корветах типа "Висбю"), а к 2009-му завершить закупку средних транспортно-десантных вертолетов NH-90 (всего 18), имеющих современное бортовое авиационное оборудование и вооружение, в том числе торпедное. Одновременно к 2009 году будут выведены из боевого состава все вертолеты Нкр-4.

Комплектование и учебно-боевая подготовка. Комплектование ВМС личным составом осуществляется в соответствии с принятым в 1994 году законом "Об обязательном участии в тотальной обороне", согласно которому на действительную военную службу могут быть призваны граждане Швеции мужского пола в возрасте от 18 до 47 лет.

Продолжительность срочной службы в зависимости от военно-учетной специальности составляет 10-18 месяцев. Помимо призыва, комплектование может осуществляться и на добровольной основе гражданами мужского и женского пола от 18 до 24 лет.

Действительная срочная служба в ВМС включает, как правило, три этапа: начальное обучение, специальную подготовку и прохождение службы в боевых подразделениях.

Специальная подготовка рядового состава предусматривает овладение военно-учетной специальностью и проводится в течение 10-15 недель в соответствующих школах или учебных центрах. Кандидаты в унтер-офицеры и офицеры резерва готовятся по специальности 20-30 недель.

Служба на кораблях или в подразделениях береговой обороны продолжительностью до 10 недель (для первой категории) и 20-25 недель (для второй и третьей) является завершающим этапом действительной срочной службы.

Боевое слаживание подразделений и тактических групп родов ВМС осуществляется в ходе различных по масштабам учений и практических занятий.

После окончания действительной срочной службы военнообязанные зачисляются в резерв (запас) и приписываются к конкретной воинской части. За время пребывания в запасе (предельный возраст резервиста 47 лет) военнообязанные, как правило, один раз в два-три года призываются на сборы (на 20-30 дней) для переподготовки.

Отбор кандидатов в офицеры в ходе срочной службы осуществляется на основании результатов тестов по теоретической и физической подготовке, разработанных исследовательским центром министерства обороны, центром набора призывников и штабом ВМС.

Подготовка кадровых офицеров осуществляется в военно-морском училище (г. Карлскруна). Срок обучения кадровых офицеров составляет два года, офицеров резерва - один год, по окончании училища выпускники получают первичное офицерское звание фенрик (младший лейтенант) и направляются в строевые части, где они должны прослужить не менее года. После трех-пяти лет службы будущие "карьерные офицеры" могут поступить в высшую школу ВМС в г. Стокгольм, окончив 12-месячный курс обучения в которой получают звание лейтенант. Программа курса включает овладение системами оружия, изучение основ штабной работы и другие смежные дисциплины.

Еще через три-пять лет службы в частях офицеры имеют право на обучение в военном колледже, также в Стокгольме, с последующим присвоением воинского звания капитан.

Подготовка старшего офицерского состава до капитана 3/2 ранга (коман-дор-капитан/эрлогс-капитан) и майора/подполковника морской пехоты осуществляется на одном из двух специальных курсов национального колледжа вооруженных сил в. Стокгольме. Здесь в течение двух лет слушатели изучают и практически отрабатывают широкий комплекс дисциплин, в частности оперативное искусство и военную стратегию. По окончании первого из спецкурсов офицеры назначаются на должности командира корабля 3 ранга или роты (амфибийные силы). Офицеры, успешно окончившие второй спецкурс, могут быть назначены на должности командиров кораблей 2 ранга, береговых объектов либо на соответствующую воинскому званию штабную должность.

Наряду с такой четырехступенчатой офицерской карьерой у военнослужащих имеется возможность последовательно повышать свою квалификацию по выбранной специальности в той или иной сфере военной деятельности.

По мнению руководства ВМС Швеции, существующий порядок прохождения службы рядовым и офицерским составом позволяет эффективно комплектовать боевые и резервные части и подразделения, а командованию выявлять кандидатов для дальнейшего продвижения по службе.

В международном плане подразделения морской пехоты Швеции принимали активное участие в миротворческих операциях ООН (Босния, Косово, Афганистан, Либерия), а представители военно-промышленного комплекса страны - в реализации оборонных программ стран Балтии, в частности поставках ВВТ, создании сводного дивизиона тральщиков (БАЛТРОН) и т. д.

Основные направления совершенствования ВМС и возможности военно-промышленного комплекса. В связи с вступлением в ЕС в 1995 году к настоящему времени почти все крупные компании ВПК Швеции перешли в собственность европейских и американских корпораций. Являясь страной - членом "Шестистороннего соглашения" (наряду с Великобританией, Францией, Германией, Италией и Испанией), Швеция участвует в процессе реструктуризации ВПК европейских стран.

Командование ВМС Швеции намерено совершенствовать этот вид ВС по шести приоритетным направлениям: приведение к стандартам НАТО командной информационно-управляющей системы, создание, модернизация или приобретение современных надводных, минно-тральных, амфибийных кораблей, подводных лодок и вертолетов.

По первому направлению работы ведет компания "СААБ системз", модернизируя уже установленную на трех корветах УРО систему CETRIS, включающую ряд интерфейсов (цифровой передачи данных, опознавания "свой - чужой", инфракрасного обнаружения/слежения, связи и РЭБ). Предусматривается установка аппаратуры цифровых систем передачи данных "Линк-11/16/22".

Кораблестроительные программы реализует, в основном, крупнейшая в стране компания "Кокумс" (штаб-квартира в г. Карлскруна, верфи в городах Карлскруна и Мальме), основанная в 1679 году. Корветы УРО типа "Висбю" с фиброкарбоновым корпусом, многоцелевые минно-тральные корабли типов "Ландсорт" и "Стюрсё", подводные лодки типа "Готланд" и нового проекта А26 - все были построены и строятся на заводах этой компании. Ныне она входит в консорциум "Тиссен-Крупп марин системз груп" (ThyssenKrupp Marine Systems group, г. Гамбург), объединяющий также германские фирмы "Ховальдтсверке дойче верфт" (г. Киль), "Нобискруг" (г. Рендсбург), "Блом унд Фосс" (г. Гамбург), "Нордзееверке" (г. Эмден) и "Хелленик шипъярдз" (г. Скараманга, Греция).

Десантные катера типа Strb-90H (Stridsbat-90H, экспортное обозначение СВ 90Н - Combat Boat 90Н) крупными сериями строились на судоверфях "Докставарвет" и "Готландсварвет", в том числе и на экспорт в Норвегию, Грецию, Малайзию и Мексику. Ведется подготовка к серийному производству амфибийно-десантного катера типа СВ 2010.

Ракетно-артиллерийское оружие для ВМС создается на заводах компании "Бо-форс дефенс", находящейся в собственности американской "Юнайтед дефенс". Современные образцы: противокорабельные ракеты RBS-15 Мк3, артустановки калибров 40 и 57 мм поступают на вооружение как шведских, так и иностранных боевых кораблей и катеров.

Новейшее торпедное оружие (легкие торпеды типа 45 и тяжелые типа 62) поставляет флоту компания "СААБ андервотер системз".

Планом совершенствования вертолетной авиации предусматривается закупка легких вертолетов типа "Агуста 109" LUHS (Light Utility Helicopter Sweden), как корабельного, так и берегового базирования, а также средних многоцелевых вертолетов типа NH-90. Швеция участвует в совместном проекте разработки NH-90 по программе Nordic Standard Helicopter Programme.

Таким образом, среднесрочными планами развития ВМС предусматривается продолжение работ над совместным проектом "Викинг" по созданию к 2012 году новейшей подводной лодки с воздухонезависимой двигательной установкой, ввод в 2007-м в боевой состав флота еще одного корвета УРО типа "Висбю", завершение к 2014 году формирования амфибийных батальонов с дооснащением их десантными катерами типов СВ 90Н и СВ 2010, разработка новейших комплексов оружия и военной техники, внедрение командно-управляющих информационных систем, а также ряд других мероприятий.

Как и оборонные ведомства других европейских стран, командование ВМС Швеции поставлено перед необходимостью сокращения военных расходов, в частности консервации и/или конверсии высокозатратных объектов береговой инфраструктуры (многочисленных фортификационных сооружений, скальных укрытий и слипов, укрепленных ракетных и артиллерийских позиций, командных пунктов и узлов связи, объектов судоремонтной промышленности, складских помещений и пр.). Учитывая опыт ряда европейских государств (например, Албании, на территории которой в 1950-1970 годы было построено около 750 тыс. долговременных железобетонных огневых позиций), шведские специалисты рассчитывают эффективно использовать сэкономленные за счет этого средства и возможности, возникшие благодаря окончанию "холодной войны".

Наряду с оснащением флота новейшими образцами вооружений и военной техники, командование ВМС Швеции намечает в ближайшие годы последовательно сокращать численность личного состава, количество объектов береговой обороны, выводить из боевого состава флота устаревшие подводные лодки, надводные корабли и катера, преследуя при этом цели оптимизации корабельного состава, авиационного парка и структуры морской пехоты прежде всего в интересах обеспечения безопасности страны с морских направлений в дальней прибрежной зоне.

Балтийский и Черноморский флоты до середины ХХ века были главными российскими флотами. Однако с началом холодной войны они стремительно утратили стратегическое значение, поскольку оказались в «бутылках, пробки от которых находятся в руках НАТО». Поэтому главными стали два океанских флота - Северный и Тихоокеанский. В постсоветский период ситуация еще более усугубилась, поскольку СФ и ТОФ полностью сохранили «подведомственное» побережье и систему баз, а БФ и ЧФ понесли в этом плане очень серьезные потери. Главная база ЧФ вообще оказалась за границей, а главная база БФ - в маленьком Калининградском анклаве.

Тем не менее дальнейшие судьбы флотов сложились по-разному. ЧФ лихорадит до сих пор, его судьба неочевидна. БФ же в некотором смысле является самым благополучным из российских флотов. Во-первых, он базируется в наиболее спокойных, комфортных и развитых (по сравнению с остальными флотами) регионах РФ. Во-вторых, именно на его зону ответственности приходится основная кораблестроительная база постсоветской России (поэтому ему достаются наиболее новые и современные корабли). В-третьих, хотя формально БФ находится в самом «логове НАТО», в реальности именно на его театре военных действий (ТВД) геополитическая ситуация наиболее спокойная, а вероятность войны, на самом деле, равна нулю.

Самый «свежий» флот

Сегодня в составе БФ находятся 3 подводных лодки (2 - пр. 877, обе в ремонте, 1 новейшая пр. 677), 2 эсминца пр. 956 (оба в ремонте), 2 наиболее современных в ВМФ РФ сторожевых корабля пр. 11540, 3 новейших корвета пр. 20380, 8 малых противолодочных кораблей (МПК) пр. 1331 (построены в покойной ГДР), 4 малых ракетных корабля (МРК) пр. 12341, 7 ракетных катеров пр. 12411, 20 тральщиков, 4 БДК пр. 775 (в т.ч. 1 775М), 2 десантных корабля на воздушной подушке (ДКВП) пр. 12322. БФ является самым молодым из четырех российских флотов, здесь нет ни одной единицы, построенной даже в 70-е годы, всего 3 корабля построены до 1985 года.

Новейшая ПЛ пр. 677 введена в состав флота чисто условно, поскольку у нее очень серьезные проблемы с двигательной установкой. А корветы пр. 20 380 вообще не понятно для чего построены. У них слишком сильное ударное вооружение, чтобы быть сторожевыми кораблями, и слишком слабая ПВО (а ПЛО - вообще нулевая) для «нормальной» войны. Однако в тех геополитических условиях, в которых находится БФ, все это нельзя считать большой проблемой.

Теоретическими конкурентами БФ на его ТВД выступают 6 стран НАТО и 2 нейтральные страны, тесно сотрудничающие с НАТО. Тем не менее угроза с их стороны является чисто виртуальной как из-за тотального сокращения их флотов, так и, что гораздо важнее, из-за полной неготовности воевать.

ВМФ Германии - самый сильный противник

ВМС Германии (Бундесмарине) насчитывают менее 50 боевых единиц. Подводный флот включает 4 ПЛ пр. 212 (еще 2 строятся), которые стали первыми в мире ПЛ с воздухонезависимой энергетической установкой. Кроме того, в отстое находятся 5 списанных ПЛ пр. 206 (их либо продадут, либо отправят на слом). Фрегатов сегодня у немцев имеется 13 - 3 новейших типа «Заксен», 4 современных типа «Бранденбург» и 6 старых типа «Бремен» (еще 2 корабля этого типа выведены из состава ВМС и, возможно, будут проданы, за ними последуют и остальные «Бремены»). Кроме того, в составе Бундесмарине имеется 5 корветов типа «Брауншвейг», 8 ракетных катеров типа «Гепард» (в отстое еще 2 «Гепарда» и 2 более старых «Альбатроса», которые служат источником запчастей для уцелевших катеров) и 20 тральщиков (10 пр. 332, 5 пр. 333, 5 пр. 352). Немецкий флот обладает нулевыми десантными возможностями и не способен наносить удары по целям в глубине суши.

ВМФ Польши - самый старый флот

В ВМС Польши имеется 5 ПЛ - 1 советской постройки пр. 877 и 4 норвежской типа «Коббен» (еще одна такая ПЛ используется как береговая станция для обучения курсантов). Надводный флот включает 2 бывших американских фрегата типа «Оливер Перри», корвет «Кажуб», 5 ракетных катеров (3 построенных в ГДР типа «Оркан» и 2 советских пр. 1241Т; еще 2 таких же катера списаны и находятся в отстое), 19 тральщиков и 5 средних десантных кораблей типа «Люблин». Противокорабельные ракеты (ПКР) имеют на вооружении только фрегаты и ракетные катера, причем это ракеты трех разных типов: у фрегатов - «Гарпун», у пр. 1241Т - П-20, у «Орканов» - шведские RBS-15.

Амбициозные планы строительства серии новых корветов были отменены из-за бюджетных ограничений. По данной причине перспективы польского флота сейчас вообще очень туманны: все его корабли построены до 1995 года («Коббены» - вообще в 60-е), это самый возрастной флот на Балтике. Кроме «Орканов», все его корабли и катера должны быть списаны в ближайшие годы, никакой замены им не предвидится.

ВМФ Дании - пять боеспособных единиц

Дания с географической точки зрения относится к Северному морю, но на Балтике у нее есть Борнхольм, поэтому можно и ее включить в число балтийских стран. ВМС традиционно считались в Дании главным видом ВС и обладали значительной боевой мощью. В частности, уже в 1909 году в стране появился подводный флот. В конце 80-х здесь были созданы уникальные модульные корветы типа «Флювефискен», которые, в зависимости от установленного вооружения, могли быть ракетными, либо патрульными кораблями, либо тральщиками. А уже в ХХI веке в состав датского флота вошли не менее уникальные корабли типа «Абсалон», которые имеют огневую мощь фрегата (ПКР «Гарпун», 127-мм-орудие) и при этом являются десантными кораблями (могут нести 4 десантных катера и до 7 танков «Леопард-2»).

Однако последние бюджетные сокращения нанесли датскому флоту больше потерь, чем любой противник. В частности, все 3 оставшиеся ПЛ были выведены из его состава и превращены в музеи. Реальным боевым потенциалом обладают лишь 5 единиц: 2 вышеупомянутых корабля типа «Абсалон» и 3 фрегата типа «Ивер Хютфельдт». 4 фрегата типа «Тетис» не имеют ракетного вооружения и, фактически, являются патрульными кораблями. Есть также 2 патрульных корабля типа «Кнуд Расмуссен» и 1 типа «Флювефискен» (еще 10 в отстое). Имеется 6 сторожевых катеров и 10 малых тральщиков.

ВМС прибалтийских стран можно пренебречь

ВМС Литвы имеют в своем составе 3 сторожевых корабля датской постройки типа «Флювефискен», 1 бывший норвежский ракетный катер «Сторм», не имеющий ракет и использующийся как патрульный, 1 бывший норвежский минзаг, 2 бывших английских тральщика типа «Хант» и 1 бывший немецкий тральщик типа «Линдау». Ни один из этих кораблей и катеров не имеет никакого ракетного вооружения.

В начале 90-х Литва получила от России 2 МПК пр. 1124 (они стали платой за строительство литовцами жилья для офицеров в Калининградской области), которые в ее ВМС классифицировались как фрегаты. Литва собиралась продать их в Грузию, но после августовской войны 2008 года НАТО ввело негласное, но предельно жесткое эмбарго на продажу Грузии любых вооружений, поэтому оба корабля пошли на слом.

ВМС Латвии включают бывший норвежский минзаг (аналогичный литовскому), 5 бывших голландских тральщиков, 2 бывших норвежских ракетных катеров типа «Сторм» (как и в Литве, не имеют ПКР и используются в качестве сторожевых) и десяток катеров береговой охраны, вооруженных только пулеметами.

ВМС Эстонии состоят из трех бывших английских тральщиков типа «Сэндаун». Единственный фрегат датской постройки (по сути, патрульный корабль, не имевший ракет) списан из-за отсутствия финансирования и, видимо, вернется в Данию, где отправится на слом.

Таким образом, флоты всех трех стран Балтии являются таковыми лишь формально. Фактически они подходят лишь для охраны экономической зоны в мирное время. В случае войны их боевая ценность (даже суммарная) равна нулю (тем более, что эти страны не имеют еще и боевой авиации).

В целом, из шести натовских флотов серьезной силой по меркам данного ТВД является лишь немецкий. Датские ВМС слишком маленькие, польские слишком старые, а флоты стран Балтии вообще являются фикцией.

Судно шведских ВМФ Trossoe в сопровождении немецкого катера. Фото: Heribert Proepper / AP

ВМФ Швеции - самый современный

ВМС Швеции включают три десятка единиц. В составе подводного флота имеются 3 ПЛ типа «Готланд» и 2 типа «Вестергетланд» («Сёдерманланд»). Кроме того, 3 ПЛ типа «Нэккен» находятся на хранении. Надводные силы представлены корветами типа «Стокгольм» (2), «Гётеборг» (2, еще 2 выведены и предлагаются на продажу), «Висбю» (2, еще 3 проходят модернизацию и испытания) и тральщиками типа «Ландсорт» (7) и «Стирсё» (4). Все шведские ПЛ, корабли и катера построены в самой Швеции по собственным проектам и традиционно отличаются очень высоким качеством.

Вообще, длительный нейтралитет пошел лишь на пользу Швеции. Поскольку стране было не на кого надеяться, она сама строила очень эффективные ВС. Более того, наряду с США, СССР, КНР и Францией она входила в число пяти стран мира, которые практически все вооружения для своих ВС (за редкими непринципиальными исключениями) делали сами. В стране действовала система всеобщей воинской обязанности, напоминавшая швейцарскую (милиционная армия с малой продолжительностью срочной службы, но регулярной переподготовкой). Но после окончания холодной войны Стокгольм заметно сблизился с НАТО, приняв участие в афганской и ливийской операциях альянса. Возможно, следствием этого стало то, что Швецию коснулись общеевропейские тенденции деградации ВС и утраты ими боеспособности (недавно этот факт открыто признало шведское командование). Чрезвычайно симптоматичным шагом стала недавняя отмена призыва и переход к «профессиональной армии», что автоматически привело к заметному снижению ее численности и падению уровня подготовки.

ВМФ Финляндии - для охраны границ

Основу ВМС Финляндии составляют 8 ракетных катеров - по 4 типов «Раума» и «Хамина». Они вооружены ПКР RBS-15, а на катерах типа «Хамина» имеется такая экзотика, как южноафриканские ЗРК типа «Умконто». Кроме того, имеется 6 минзагов и 13 тральщиков, а также несколько десятков десантных катеров.

Таким образом, БФ сегодня вполне адекватен ситуации на своем ТВД, причем тенденции к ухудшению ситуации не наблюдается. Скорее наоборот. Темпы обновления БФ невелики, но у соседей, включая даже немцев, они еще ниже.