Палац святой софии. Мечеть айя-софия в стамбуле. Архитектура и внутреннее убранство

Самой великолепной и восхитительной жемчужиной среди тысяч турецких достопримечательностей в области истории и архитектруры, является несравненный Собор Святой Софии, расположенный в столице страны – городе Стамбуле. Это здание имеет множество названий: местные жители уважительно именуют его мечеть Айя София, иностранцы знают, как Собор Святой Софии Премудрости Божьей или Святой Софии Константинопольской, либо просто Софийский собор. Сейчас архитектурный памятник, с нелегкой судьбой, имеет официальное название «Музей Айя София» – «Ayasofya Müzesi». Совершенно удивительно то, что некогда христианский собор смог стать мечетью, а теперь и музеем. Это один из наиболее часто посещаемых музеев в мире, так как он является аутентичным памятником зодчества Византии и символизирует ее «золотой век». Айя София, расположенная в историческом районе Стамбула – «Султанахмет», находится под охраной ЮНЕСКО.

История здания турецкого Собора Святой Софии

Первое здание Собора Святой Софии Премудрости Божьей – небольшое, крытое деревянной крышей, было возведено в далеком 360 году по указу императора Римской империи Константина, но возводилось оно не на пустыре, а там, где ранее стоял древний акрополь. Но, через семьдесят пять лет, собор был сожжен во время грозных народных волнений, вспыхнувших в Стамбуле в 404 году. Стоявший у власти император Феодосий Второй отдал приказ о реконструкции сооружения. Это было в 415 году. Но возведенная заново базилика, также была покрыта деревянной кровлей, что снова привело к пожару в ходе народного бунта, случившегося в 532 году, при правлении императора Юстиниана. К сожалению, теперь невозможно точно сказать, имена зодчих, возводивших первые два здания собора, но точно известны имена архитекторов, которые начали создавать Собор Святой Софии в 532 году, это были - мастера Анземиос и Исидорос. Софийский собор, тогда еще города Константинополя, как раньше назывался Стамбул, возводился за пять лет, в стройке участвовали десять тысяч подсобных рабочих. Здесь было решено короновать будущих императоров Римской империи. Кстати, именно посетив Софийский собор, и, придя в изумление от такой роскоши и красоты, наш русский князь Владимир – Красное Солнышко решил, что Русь непременно должна принять православие. Но в этих же стенах, в 1054 году, начался и раскол между двумя крупными течениями христианства – православием и католичеством, после того, как предали друг друга анафеме кардинал Гумберт, являвшийся полномочным представителем Папы Римского Льва Девятого, и патриарх Михаил Кируларий.

В тринадцатом веке город осадили воины-крестоносцы, во время захвата они сильно повредили здание базилики. А уже через сто лет, в 1453 году, Константинополь захватил султан Турции Махмед Фитих Завоеватель. Но рушить Собор Святой Софии он не стал, так как был восхищен красотой сооружения и глобальностью его масштабов. Сутан просто отдал приказ переделать христианский храм в мусульманскую мечеть, и переименовать его в «Айя София».

По устоявшейся мусульманской традиции, к зданию пристроили четыре стройных минарета. Кроме того, провели ряд восстановительных работ по укреплению сооружения, дополнив его опорами. Чуть позже рядом построили здание медресе – учебного заведения для мусульман, проработавшего вплоть до семнадцатого века. В середине девятнадцатого века древняя стамбульская мечеть Айя София была реконструирована архитекторами братьями Фоссати. Во время этой реконструкции был убран придел для молитв императоров и пристроен михраб. Музеем, турецкий Собор Святой Софии стал в 1935 году, его назвали «Дом-музей Мустафы Ататюрка». А с 1985 года, как уже упоминалось выше, Софийский собор получил официальный статус «исторический памятник Стамбула» и был взят под охрану организации ЮНЕСКО.

Прошли столетия, а гордый Собор Святой Софии, так и является архитектурной достопримечательностью Стамбула, которая с первого взгляда поражает воображение самых бывалых путешественников. Этот символ зодчества Византии и крупнейший храм мира, привлекает туристов своей богатой и захватывающей историей. Купол Айя Софии имеет приличную высоту в пятьдесят пять метров и диаметр – тридцать один метр. Здание отличается внешней привлекательностью и аутентичностью внутренних интерьеров, кроме того, нельзя забывать свидетелем скольких исторических событий оно стало за годы своего долгого существования: видело Византию, Константинополь, Стамбул, массу трагических событий – землетрясений, разрушений, восстаний, пожаров, войн, захватов. Но Собор Святой Софии Премудрости Божьей, не прекращает и теперь радовать своей красотой местных жителей и иностранных гостей Турции. В 2006 году турецкое правительство позволило проводить в этой стамбульской мечети-музее мусульманские религиозные обряды.

Храм Айя София – внушительный и примечательный снаружи, не менее восхищает и внутренними интерьерами с их изысканным декором. Отделка сооружения продолжалась не одно столетие: его стены покрывались чудесными мозаиками, украшались витиеватыми орнаментами арабской вязи, сложными сюжетными сценами. Материалами, которые использовали в отделке интерьера являются мрамор и золото. Вас, наверняка, удивит то, что внутри Айя Софии гармонично сочетаются украшения, связанные с мусульманством и христианством.

Здесь медальоны с именами Аллаха и мусульманских святых, соседствуют с фреской, на которой мастерски изображен лик Пресвятой Богородицы. Чтобы рассмотреть помещение лучше, обязательно поднимитесь на второй этаж храма, отсюда откроется вся величественность Айя Софии. Здесь же, вы увидите великолепные ворота из мрамора, ранее скрывавшие императорские комнаты. Особенно привлекательными являются древние мозаики собора, которые были созданы в период девятого-десятого веков. Они были восстановлены во время реставрации 1935 года, и радуют глаз туристов своей первозданной яркостью и свежестью красок. Продолжая тему гармонии элементов мусульманства и православия, которые прослеживаются в Айя Софии, можно привести в пример соседство апсиды с алтарем и ложи султана, где он находился со своими сыновьями-шахзаде и приближенной знатью во время молений. Рядом находится ложа для молитв султанш и других женщин из гарема, приближенных к правителю.

В храме масса очень интересных деталей интерьера, в том числе овеянные легендами. Например, В Соборе Святой Софии есть медная «Плачущая колонна» с небольшим отверстием, если человек вложит туда палец и загадает сокровенное желание, оно сбудется. Не менее интересными являются исламские элементы мечети: михраб, минбар, украшенный резным мрамором, ложа муэдзина, обращенная к Мекке. При посещении Айя Софии путешественники обязательно осматривают здание мусульманской школы, библиотеку, центр помощи беднякам, построенные при османском султане Махмуде Первом в семнадцатом столетии.

Расписание работы Собора Святой Софии в Стамбуле: в летний сезон - с пятнадцатого апреля по первое октября – музей работает с девяти утра до семи вечера, а билеты продаются до шести вечера; в зимний сезон - с девяти утра до пяти вечера, билеты продаются до четырех часов. Храм открыт каждый день без выходных, кроме месяца Рамадан, поэтому уточняйте его наступление, прежде чем запланируете экскурсию туда.

Цена билета в Айя Софию: взрослый билет - тридцать лир, детский билет для лиц до двенадцати лет - бесплатно.

Как доехать до Собора Святой Софии в Стамбуле:
- На автобусе, идущем по маршруту «Т4», на трамвае «TR1» до остановки «Султанахмет».
- Из аэропорта «Ататюрка» - на метро «Havalimani-Aksaray», доехать до станции «Zeytinburnu» и перейти на трамвай «TR1».
- Из района Сисли - сесть на метро до станции «Taksim».

– древнейший Константинополь. В самом его сердце возвышается мечеть Айя София – в переводе с греческого «Священная Премудрость». Мечеть Айя Софияимеет многовековую и непростую историю, связанную с множеством жертв, разрушениями, землетрясениями и войнами.

История мечети Айя София начиналась так…

Изначально Айя София строилась как величайший христианский храм Византии.

Впервые храм пострадал в 532 г. Причиной этому послужила драка между горожанами, что привело к восстанию в городе, погромам и пожарам. И собор сгорел.

Правящий император Юстиниан буквально через месяц начал стройку новой церкви. Для возведения храма были доставлены лучшие строительные материалы: золото, мрамор, слоновая кость, серебро; использованы отдельные элементы из древних храмов Эфеса и Рима.

Антоний Новгородец, русский паломник, описывая великолепие и богатство храма, указывал на золотой крест высотой в два человеческих роста, украшенный драгоценностями, на золотые лампады и полы, великолепные фрески на стенах.

Строительство продолжалось около 6 лет, на что потребовалось 3 годовых дохода Византии. Христианство получило самый большой храм в мире.

Дальнейшая история храма-мечети

Землетрясение 989 г. разрушило часть купола и здания Айя Софии.

До 1204 г., когда Константинополь разграбили крестоносцы, в Айя-Софии хранилась Туринская плащаница – 4-метровое полотно, в которое, по преданию, заворачивали тело Христа после смерти. Сейчас она находится в Турине.

В 1453 г. Константинополь завоевывает султан Мехмед II. К собору пристраивается 4 минарета и его превращают в мечеть. Внутри собора все фрески, мозаики и лики святых замазывают штукатуркой. Именно это спасало на протяжении веков внутренние росписи и мозаики от уничтожения. Таким образом, до наших времен сохранилась мозаика, на которой императоры Юстиниан и Константин подносят Богородице макеты Св. Софии и Константинополя.

Открыты еще не все тайны храма

В 2010 г. турецким кинодокументалистом Гёкселем Гюленсоем получено разрешение на исследование подземной части мечети, где выявлены затопленные помещения и тоннели, которые соединяют мечеть (собор) айя софия с дворцом Топкапы, подземелья, украшения, человеческие кости и две плотно закрытые двери. В свое время американские ученые для исследования нижнего яруса мечети хотели предварительно выкачать воду, но оставили эти работы, т.к. не смогли понизить уровень воды.

Собор размещен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет. В сегодняшнее время является одним из символов города и музеем.

Собор Святой Софии признан одним из величайших образцов византийской архитектуры, сохранившихся до наших дней, который даже иногда называют «восьмым чудом света».


По словам русского ученого Н.П. Кондакова, этот храм «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Храм Святой Софии в Константинополе стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа.


Храм является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии. Айя-София считается 4 в мире музеем равным по масштабу таким шедеврам как церковь Св. Павла в Лондоне, Сан Пьетро в Риме и Дома в Милане.


Имя София обычно толкуют как «премудрость» , хотя оно имеет гораздо более широкое значение. Оно может обозначать «разум», «знание», «умение», «талант» и т.д. Христа часто отождествляют с Софией в смысле мудрости и разума. Тем самым София представляет собой аспект Иисуса как образ Божественной Премудрости.


София — это не только духовная категория, но и популярное женское имя. Его носила христианская святая София, жившая во II веке — ее память празднуется 15 мая. Имя София распространено в Греции, Румынии и южнославянских странах. В Греции существует также мужское имя Софрониос с аналогичным значением — разумный, мудрый.

Софии — Премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи.

«Айя-София»

Светильники горели, непонятный
Звучал язык, — великий шейх читал
Святой Коран, — и купол необъятный
В угрюмом мраке пропадал.

Кривую саблю вскинув над толпою,
Шейх поднял лик, закрыл глаза — и страх
Царил в толпе, и мертвою, слепою
Она лежала на коврах…
А утром храм был светел. Все молчало
В смиренной и священной тишине,
И солнце ярко купол озаряло
В непостижимой вышине.
И голуби в нем, рея, ворковали,
И с вышины, из каждого окна,
Простор небес и воздух сладко звали
К тебе, Любовь, к тебе, Весна!

Иван Бунин


Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».


БОЛЕЕ 1000 ЛЕТ СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ОСТАВАЛСЯ САМЫМ БЮЛЬШИМ ХРАМОМ В ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ.(ДО ПОСТРОЙКИ СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА В РИМЕ).
Его высота - 55 метров, диаметр купола - 31 метр, длина — 81 метр, ширина — 72 метра. Если смотреть на храм с высоты птичьего полета можно увидеть, что он представляет собой крест размерами 70х50.


Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части — нефы, с помощью колон и столбов.


Эксперты заключают, что купольная система этого древнего строения таких колоссальных размеров , что до сих пор поражает специалистов и остается настоящим шедевром архитектурной мысли. Впрочем, как и само убранство собора. Оно всегда считалось самым роскошным.



Внутренняя отделка храма длилась в течении нескольких веков и отличалась особой роскошью - 107 колонн из малахита (по преданию из храма Артемиды в Эфесе) и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Мозаика на золотом полу. Мозаика полностью покрывающая стены храма.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол



Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен на Рождество Христово 537 года и его освящали, император Юстиниан воскликнул: “Соломон, я превзошел Тебя”.

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии

Даже на современного человека храм Святой Софии производит большое впечатление. Что уж говорить о людях Средневековья! Именно поэтому с этим храмом было связанно множество легенд. В частности, поговаривали, что план здания был вручен императору Юстиниану самими ангелами, когда тот спал.







Храму Святой Софии около тысячи лет, как и фрескам на его стенах и потолках. Фрески эти изображают современников библейских событий, которые происходили на рубеже первого миллениума, 10 веков назад. Храм Святой Софии реконструируется с 1934 года.


Над входом Вы увидите икону Богоматери Влахернской с ангелами, в эксонартексе отображено детство Христа.





Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей

Император Александр

Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)

Иоанн Златоуст

Михраб, расположенный в апсиде


Когда Константинополь захватил султан Мехмед II (1453 год), храм был превращен в мечеть. Было пристроено 4 минарета, сильно изменено внутреннее убранство, замазаны штукатуркой фрески, перемещен алтарь.Софийский собор переименовали в мечеть Айя-София.

После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть . Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ. В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).

C 1935 года по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем , а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.

Падение Константинополя (картина неизвестного венецианского художника конца XV — нач. XVI в.)





Из многочисленных пожалуй, самой популярной и наиболее посещаемой является Собор (Стамбул). Местные жители называют его Айя София. Они с гордостью демонстрируют это грандиозное сооружение всем гостям, посещающим страну. И это не случайно. Собор в Стамбуле, фото которого красуется во всех рекламных буклетах турагентств, - великолепное строение с богатой историей, оригинальной архитектурой и самобытным оформлением внутренних помещений.

Стало свидетелем многочисленных исторических событий древнейшего Константинополя (нынешнего Стамбула), его история насыщена различными, нередко трагическими событиями - землетрясениями и разрушениями, пожарами и войнами. Тем не менее Собор выстоял и сегодня радует своим величием не только местных жителей, но и многочисленных гостей города.

Собор Святой Софии в Стамбуле: история создания

Многим покажется странным, что более 1000 лет это сооружение являлось крупнейшим храмом в православном мире. Первое строение на месте нынешнего Собора появилось в 360 году, в годы правления Константина. Сравнительно небольшая базилика была покрыта деревянной кровлей и имела соответствующую форму.

В 404 году, во время общественных беспорядков сооружение было сожжено. Феодосий II приказал его реконструировать в 415 году. Новая базилика имела пять нефов и тоже имела деревянную крышу. В 532 году, после народных волнений (восстания Ника), во времена правления императора Юстиниана было уничтожено и это здание.

О том, кто строил предыдущие храмы, не сохранилось достоверных данных. А вот имена создателей нынешней постройки хорошо известны. Это Анземиос и Исидорос. Собор Святой Софии в был возведен благодаря тому же Юстиниану. Архитектура нового сооружения существенно отличалась от ранее существовавших базилик.

Первый храм

Соборный храм заложили в 532 году, а уже спустя пять лет (в 537 г.) под его сводами прошло первое богослужение. Позднее Айя София стала постоянным местом коронования императоров Римской империи. В июле 1054 года в стенах этого храма представитель Льва IX (папы римского) - кардинал Гумберт и патриарх Михаил Кируларий отлучили друг друга от церкви (предали анафеме). Это событие стало причиной на католиков и православных.

Возведение мечети

В период между 1204 и 1261 годами Стамбул оккупировали крестоносцы. В это время и сам город, и церковь были серьезно повреждены. Завоевав в Константинополь, султан Мехмед начал устанавливать мусульманские порядки. Здание Собора хорошо укрепили, были установлены дополнительные столбы опор. Таким образом, появилась на этой земле мечеть Айя София. В годы правления султана Мехмеда было построено медресе - мусульманское учебное заведение, которое просуществовало до XVII века.

Создание музея

В XIX веке (1847-1849 гг.) в Соборе проводилась очередная реконструкция. Братья Фоссати, которые на то время были архитекторами, убрали отсек, где когда-то молились императоры. Он был расположен в северной части храма в небольшой нише, а слева пристроили михраб. В 1935 году Собор Святой Софии (Стамбул) был объявлен домом-музеем Мустафы Ататюрка.

С 2006 года, после многочисленных обращений верующих к правительству страны, в храме было разрешено проведение мусульманских обрядов. Церковные историки утверждают, что именно Собор Святой Софии в Стамбуле стал местом, где послы русского князя Владимира познакомились с идеей православной религии. Потрясённые красотой проводимой здесь службы, они посоветовали князю обратить в христианскую веру Святую Русь.

Как выглядит собор Святой Софии в Стамбуле?

Великолепный храм имеет форму продолговатого четырёхугольника. Он образует три нефа: один (средний) - широкий, два боковых - более узких. Базилика имеет четырехугольное средокрестие, которое венчает купол. Огромная купольная система храма является шедевром культовой архитектуры своего времени.

По мнению турецких исследователей, прочность стен Собора достигается за счёт добавления в раствор (строительный) экстракта сухих листьев ясеня. Центр широкого нефа, квадратного в основании, ограничен по углам четырьмя колоннами, которые подпирают огромные арки и покрыты плоским куполом (31 м). Его вершина находится в 51 метре от поверхности земли. Купол составляют радиальные арки. В его нижних частях, расположенных в межарочных промежутках, прорезано 40 арочных окон. Благодаря этому создается ощущение огромного светового пояса, расположенного в нижней части купола.

Даже по меркам современных строителей здание имеет весьма внушительные размеры -75х68 метров. Большинство архитектурных и технических решений, которые впервые были применены, когда строился Собор Святой Софии (Стамбул), в дальнейшем использовались в культовой архитектуре по всему миру.

Внутреннее убранство

Собор Святой Софии (Стамбул), краткое описание которого туристы могут найти в рекламных проспектах турагентств или в путеводителе по городу, особенно впечатляет своими огромными размерами при входе внутрь.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких веков. Она всегда отличалась роскошью. Стены Собора полностью покрывали мозаики (как орнаменты, так и сюжетные композиции). Используемые при строительстве различные цвета мрамора, делают первые два этажа темно-серыми, практически черными. Ближе к куполу (в верхних ярусах) стены словно отливают золотом.

Главная особенность этого удивительного сооружения заключается в гармоничном сочетании мусульманской и православной религий. На четырех больших медальонах арабской вязью нанесены имена пророка Мухаммеда, Аллаха и первых халифов. Между медальонами находится православная фреска с ликом Богородицы.

Огромное впечатление на всех туристов производит посещение второго этажа храма. Отсюда Собор Святой Софии (Стамбул) выглядит еще более величественным. Здесь можно полюбоваться красотой этого древнейшего строения. На втором этаже можно увидеть знаменитые мраморные ворота. В свое время именно они отделяли основное помещение Собора от императорских комнат.

Мозаики

Ценнейшим элементом внутреннего оформления храма являются древние мозаики. Специалисты условно делят их на три исторических периода:

  • IX век (начало);
  • IX-X века;
  • конец X века.

В 1935 году начались реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик. Историки особенно ценят изображение Божьей Матери (мозаичное), которое расположено на апсиде. Оно выполнена на золотом фоне. Одежды Богоматери темно-синего цвета. Это великолепное сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.

Удивительно хорошо сохранился апсид и алтарь, рядом с которыми можно видеть ложу султана. Во время богослужений здесь присутствовал правитель вместе с приближенными и сыновьями. Напротив была оборудована ложа для женщин из семейства султана. Важным элементом внутреннего убранства следует назвать огромные настенные панно, которые исполнены в классических для османской каллиграфии традициях.

К сожалению, на сегодняшний день мозаик сохранилось не очень много. На одной из них изображена Дева Мария с императором Иоанном II. В свое время этот правитель выделил огромные средства на строительство этого храма.

На что обратить внимание?

Место традиционной коронации императоров Византии - омфалион. Оно представляет собой мраморные окружности, расположенные на полу собора.

Плачущая колонна покрыта медью. В ней на небольшой высоте (на уровне роста человека) находится маленькое отверстие. Как гласит древняя легенда, если в отверстие вложить палец и загадать в этот момент желание, то оно сбудется непременно.

«Холодное окно» - еще одна достопримечательность древнего храма. Любопытно, что в самый жаркий день из этого окна дует прохладный, освежающий ветерок.

Среди мечети Айя-София следует отметить прекрасно сохранившийся михраб и алтарь в одной из апсид храма. Кроме того, к ним относится резной мраморный минбар, который был создан в XVI веке во времена правления султана Мурада III.

Туристов, наверняка заинтересует и отдельная ложа для муэдзина. Она обращена к Мекке - гробнице османских султанов. Большой интерес вызывает осмотр здания начальной школы, библиотеки, фонтана и центра для бедняков, которые построил султан Махмуд I в XVII веке.

Время работы

Если вы собираетесь поехать в Турцию, рекомендуем вам обязательно посетить Собор Святой Софии (Стамбул). Адрес этого удивительного памятника истории и архитектуры: Aya Sofya Sq., Sultanahmet, Istanbul, Turkey. Уверены, что вы останетесь довольны посещением этого великолепного сооружения.

Необходимо отметить, что своих посетителей ежедневно ждет Собор Святой Софии (Стамбул). Время работы немного меняется в зависимости от сезона. Летом (с 15.04 по 01.10) музей работает с 9.00 до 19.00, а зимой - с 9.00 до 17.00. Продажа билетов заканчивается летом в 18.00, зимой - в 16.00.

Стоимость посещения музея составляет тридцать турецких лир, а для юных посетителей (младше двенадцати лет) вход совершенно бесплатный. Курс лиры вы сможете уточнить в турагентстве непосредственно перед поездкой. Все, кто хочет посетить Собор Софии в Стамбуле, должны знать, что во время священного для всех мусульман месяца Рамадан храм не работает.

Как добраться?

Если вы собираетесь посетить музей самостоятельно (не в составе экскурсионной группы), то вам следует знать, как к нему добраться. Сделать это довольно просто, воспользовавшись городским транспортом. Вам понадобится автобус (маршрут Т4) либо скоростной трамвай (TR1). Остановка, которая вам нужна, называется «Султанахмет».

Желающие могут воспользоваться метро (Havalimani-Aksaray) от аэропорта Ататюрка до станции Zeytinburnu. Затем нужно пересесть в трамвай TR1, который и довезет вас до места. Если вы будете проживать в районе Сисли, то вам можно проехать на метро до станции Taksim.

Мечеть Айя София (Святая Мудрость ‒ греч.), бывший патриарший православный собор, впоследствии ‒ мечеть, ныне ‒ музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София (тур. Ayasofya Müzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире ‒ вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора ‒ 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

История

История постройки

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Согласно Иоанну Малале, собор сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя! » ‒ такие слова произнес, по преданию, Юстиниан , войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

История собора периода Византийской империи

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, в особенности разрушению подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В XIV веке лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.

Собор после османского завоевания

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айа-София . Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции ‒ алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айи-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Архитектурные особенности

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний ‒ широкий, боковые ‒ более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше ‒ громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей: надписи, сделанные скандинавскими рунами на мраморных парапетах собора, предполагается, что они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей.

Сегодня Айя София ‒ национальный музей, вход в который стоит 25 лир (около 10 евро), плюс 10 лир стоит аудио-гид. К кассам с 7 утра выстраивается невероятная очередь туристов, местные гиды пытаются шепотом выманить из очереди клиентов, чтобы отвести их во дворец Топкапы. Музей Айя-София работает с 9.20 до 16.30, каждый день кроме понедельника, продажа билетов заканчивается в 16:00.

Вы можете узнать о других мечетях в Стамбуле из следующих наших статей: и .