Как слепить из пластилина птичку. "Красивая птица". Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе

Инна Кутепова

Программное содержание :

Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками .

Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров и уважение к их труду.

Продолжать учить детей лепить детали общей фигуры из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания (стеки) .

Упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, оттягивания при выполнении отдельных элементов.

Развивать мелкую моторику руки.

Учить, стекой прорисовывать узоры на птице.

Материал : Глиняные игрушки , иллюстрации с дымковскими игрушками , дощечки по количеству детей, пиалы для воды, тряпочки для рук, глина, стеки, магнитофон. Музыка : русская народная, классическая Д. Шостаковича.

Ход занятия

Звучит русская народная музыка спокойная. – Здравствуйте, ребята! Хотите знать, чем я сегодня богата? Только сначала гостям улыбнитесь, поклонитесь, да скорее ко мне обернитесь. – Игрушки я слепила , да вас сюда я пригласила. Хочу загадать вам загадку : А игрушки эти не простые , а волшебно расписные : белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски- простой казался бы узор, но отвести не в силах взор! -О каких игрушках загадка ? (дымковских ) .

Воспитатель приглашает детей в «дымковскую деревню » Дыхательная гимнастика. - Как дымком повеяло ! (дети глубоко вдыхают носом) . – Вы чувствуете запах дыма? - Посмотрите, кто нас встречает? (барышни, лошадки и т. д.) Игра : «Заря- заряница» (воспитатель и дети находятся в дымковской деревне ) - Почему игрушки , которые вы видите, называются дымковские ? - Из какого материала они сделаны? - Что любили лепить дымковские мастера ? - Почему они любили лепить животных и людей? - Какое настроение создают такие игрушки ? - Какие краски используют дымковские мастера ? - Какие элементы дымковской росписи вы знаете ?

Давайте с вами, ребята, мы помечтаем… Садитесь на ковер, закрывайте глаза, слушайте мой голос и музыку (релаксация)

Привезли мы глину с дальнего бугра. Ну-ка, за работу, чудо- мастера! Я слеплю лошадку, я её поглажу. И седельце с бахромой на спине прилажу. Слепим, высушим – и в печь! А потом распишем. Будем мы игрушки «печь» , печка жаром пышет. А в печи- не калачи, а в печи-куличи, Не пышки, не ватрушки, а в печи-игрушки !

А теперь садитесь ребята за столы.

Кто-то дырочки умело сделал птахе у спины. И синица вдруг запела голоском самой весны. Голосисты эти птицы и нарядны словно ситцы! Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью! Фью-ти, фью-ти гнёзда вью! (загадка-стихотворение о птице)

Из каких частей состоит птица? (голова, туловище, хвост, крылья) . – Как мы будем делить глину, чтобы вылепить птицу? - Какую форму имеет голова? (шара) . - Какую форму имеет туловище? (овоида) . - Как мы будем лепить крылья? (сплющивать) . - Как мы будем лепить клюв, хвост? (вытягивать) . - С помощью чего будем соединять голову и туловище? (с помощью стеки) . - Оперение у птицы прорисовываем стекой.

Воспитатель напоминает детям правила работы с глиной :

Если сохнут руки? (намочить водой) . - Если глина трескается? (затереть водой, стекой, мокрой тряпочкой) . - Если руки грязные? (вытираем тряпочкой) .

Чтобы подготовить наши ручки к работе, поиграем пальчиками.

Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка » (Сжать кулаки, на название каждой птички отгибать один пальчик)

Пой-ка, подпевай-ка, Десять птичек - стайка : Эта птичка - соловей , Эта птичка – воробей , Эта птичка – совушка . Сонная головушка : Эта птичка – свиристель , Эта птичка – коростель . Эта птичка – скворушка Серенькое пёрышко. Это – зяблик, Это – стриж, Это – развесёлый чиж…. Ну. А это – злой орлан. Птички , птички по домам ! (Игра проводится 2 раза в разном темпе) .

Под музыку дети выполняют работу.

Физ. Минутка «Петух»

Шел по берегу петух Шаги с высоким подниманием ног, рук. Поскользнулся, в речку бух! Круговое движение руками, присесть. Будет знать петух, что впредь Подъем, погрозить пальцем. Надо под ноги смотреть. Наклоны вперед.





Подготовила и провела: воспитатель старшей группы Мартынова Е.Б.

Цели: Освоение техники работы с пластилином используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной работы.

Задачи:

  • Учить детей соотносить реальные и сказочные образы.

На основе полученных впечатлений (в процессе подготовительной работы) предложить создать в работе образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы аппликации.

  • Развивать зрительный контроль действия рук.
  • Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

Предварительная работа: ребята сделали фон на листах формата А4 при помощи гуаши и влажных салфеток.

Ход занятия:

Ребята к нам пришли сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.

В: А кто знает какой праздник скоро будет? Кого мы будем поздравлять?

Д: праздник мам

В: Правильно ребята в последнее воскресенье ноября в России отмечают день мамы. У каждого из нас есть мамочка. Мама всегда дарит тепло, красоту, а самое главное - счастье. А как вы думаете, что такое счастье?

(ответы детей)

Молодцы! Вы правильно говорите, счастье -это когда мама рядом. А что мы можем сделать для мам? Сегодня для наших мам мы сделаем подарки, но они будут необычными. Люди говорят, что живет где то далеко необычная на свете птица, она приносит счастье – яркое, радостное. Как вам кажется выглядит птица счастья? Закройте глазки и представьте свою птицу счастья. Что вы видите? (ответы детей)

(дети садятся за столы, на магнитной доске иллюстрации птиц счастья, над магнитной доской расположены птицы, собранные из деревянных пазлов) .

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие они эти птицы счастья. Все они разные, потому что каждый человек представляет в своем воображении свою птицу счастья. Ребята у вас лежат на столах силуэты этих птиц. Украсить птиц можно разными способами: перьями, бусинками и красками раскрасить. Но мы будем украшать их с помощью пластилина и цветной бумаги.

Посмотрите на этих птиц счастья (показывает на образец) . Начинаем украшать птичек с головки. Какой формы голова у птички?

Д: круглая

В: Правильно. Скатываем шарик прикладываем его к силуэту и придавливаем немного к бумаге. Делаем глазки и носик. Дальше приступаем к туловищу. Туловище у птички овальное. Берем кусочек пластилина раскатываем колбаску и накладываем ее на контур туловища. Таким же способом делаем крылья птичке.

(самостоятельная творческая деятельность)

В: (физкультминутка) Ребята все встали:

Скачет шустрая синица
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок
Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень
Тири-тири-тири-тень

В: Ребята, а хвост нашей птички будет разноцветным. И сделаем его из цветной бумаги. У вас на подносах лежат прямоугольники разных цветов и ножницы. Давайте вспомним как мы работаем с ножницами: держим ножницы правильно, не размахиваем ими, потому что это очень опасно, и после работы ножницы надо положить на поднос.

Ножницами разрезаем прямоугольник на полоски. Потом, там где нарисован контур хвоста скатываем шарик приплющиваем его и прикладываем к контуру хвоста и к этому шарику прикладываем полосочку. Таким образом мы будем делать перышки нашей птице счастья.

Ребята чем интереснее красивее будет ваша Птица Счастья, тем больше радости и счастья она принесет.

(дети самостоятельно размещают свои работы на магнитной доске. Рассматривание и анализ детских работ)

В: Ребята посмотрите у на целая стая Птичек Счастья. Эти птицы несут на своих крыльях удачу во всех делах, мир в доме и на всей нашей земле.

(звучит песня птица счастья)

Начало творческой работы.
У всех своя Птица Счастья
и приемы украшения тоже разные
И вот что у нас получилось!

«Красивая птица»

Цель: Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи-доказательства, развивать речь- описания, развивать воображение, логическое мышление, память, инициативу и творческие способности детей, овладения изобразительными умениями и навыками.

Материалы: лист бумаги, простой карандаш, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, гуашь, кукла-мальчик Петя.

Предварительная работа:

1.Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением разных птиц. Обратить внимание на их отличительные особенности: крылья, хвосты, перья, лапки, хохолки.

2.Рассматривание изображения птиц в изделиях народных промыслов(городецкая роспись, дымковская игрушка),обратить внимание детей на то, что художник меняет облик птицы.

3.Рассматривание изображения птиц в иллюстрациях к сказкам. обратить внимание на то, что художники приукрашают птиц.

4.Наблюдение за птицами на прогулке.

Ход встречи.

1.Организационный момент.

Ведущая: В гости к нам пришел мальчик Петя(кукла).Летом Петя гостил у бабушки в деревне. Отгадайте загадки: «Каких Петя увидел домашних птиц во дворе у бабушки?»(выставляются иллюстрации птиц) Домашние птицы:

1.Не воин, а со шпорами,

Не караульщик, а кричит.(Петух)

2.Клохчет,клохчет,

Детей созывает, всех под крыло собирает.(Наседка)

3.Явился в жёлтой шубке.

Прощайте, две скорлупки!(Цыплёнок)

4.на красных ногах,

Кричит:»ГА-га-га!»

Воды не боится.

Что это за птица?(Гусь)

5.Пёстрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку-

Спотыкалочку!(Утка)

6.Надуется,натужится,

Начнёт болтать,

По чудному лопатать.(Индюк)

2.Рассматриванеи с детьми изображения птиц.

Ведущая: Расскажите Пете, какие бывают разные красивые птицы. Какие крылья, хвосты, перья, лапки,хохолки? Как художник меняет облик птицы?(городецкая роспись, дымковская роспись)Как художники приукрашивают птиц?(Рассмотреть иллюстрации к сказкам).

3.Игра- беседа:»Птички».

Ведущая: Покажем Пете, как мы умеем играть.(физкультминутка)

Ребята, представьте себе, что вы - птички. Закройте глаза и присядьте -птички сидят на ветке и спят. Вот пригрело тёплое весеннее солнышко, и птички проснулись, расправили крылышки, пёрышки, потянулись.

Взмахнули крылышками и полетели по голубому небу, летали птички и устали, опустились на травку возле ручейка, попили водички.

Снова птички полетели и опустились на птичий двор. Поклевали зёрнышки и стали рассматривать обитателей птичьего двора, а во дворе кого только нет: и важный-преважный индюк, и гордый петух, и куры - хохотушки, и утята непослушные, и уточка- кряква, и гусь - задира. Погостили птички у них и полетели домой обратно. А солнышко уже садиться стало, небо потемнело, птички уселись снова на веточки, сложили свои крылышки и уснули. А теперь откроем глазки и снова станем детьми и нарисуем для Пети много красивых птичек.

4.Дети с радостью соглашаются, ведущая объясняет, как надо выполнить рисунок.

Воспитатель: Надо расставить пальцы, приложить ладонь к листу бумаги и обвести его простым карандашом, воспитатель предлагает представить ребёнку свою ладошку в виде птицы, хвостом которой являются пальцы, также показывает приём дорисовки головы, лап, крыла.

5.Выполнение работы детьми. Дети начинают трудиться, педагог при необходимости оказывает помощь тем, кто затрудняется.

6.В ходе выполнения работы провести гимнастику для глаз: Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Следить глазами за движением руки взрослого, не поворачивая головы: вверх, вниз, влево, по кругу.

«Пробежать» глазами по контуру большого рисунка. Взрослый может вести по контуру указкой.

«Подремать» закрыть глаза на минутку и расслабиться.

7.Итог встречи.

Все рисунки раскладываются на столе. Воспитатель предлагает рассказать Пете, кто живёт на нашем птичьем дворе. Включить запись голосов домашних птиц. Петя благодарит,прощается с детьми и уходит.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 26

Муниципального образования Темрюкский район

Конспект открытого занятия

для детей старшей группы

Тема: «Лепка сказочной птицы»

Воспитатель: Батицкая Н.В.

Ст. Старотитаровская

2009 г

Конспект занятия с использованием ИКТ «Лепка сказочной птицы» в старшей группе

Ход проведения занятия.

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в детский сад, пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте. Мы рады Вас видеть.

Воспитатель: Дети, предлагаю гимнастику для пальцев в тазиках с теплой и прохладной водой (дети кладут ручки в тазик с прохладной водой) .

Воспитатель: Сушим пальцы полотенцем (дети сушат пальцы полотенцем)

Воспитатель: Дети прошу занять свои домики. (Дети встают на прямоугольники разных цветов). Посмотрите, какАЯ замечательная птица (Показ игрушечноой птицы. Дети рассматривают)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на его части тела. Какие части тела есть у птицы?

Дети: Туловище, голова, ножки, лапки, хвостик.

Воспитатель: Предлагаю нарисовать в воздухе какой формы туловище, голова?

Дети: овальной, круглой (дети рисуют пальцем в воздухе) .

Воспитатель: Что больше голова или туловище?

Дети: Туловище.

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Исправь ошибку»

У птицы впереди хвост. (Дети: голова)

У птицы сзади клюв. (Дети: хвост)

У птицы вверху лапки. (Дети: спинка)

У птицы внизу крылья (Дети: лапки)

У птицы сбоку хвост. (Дети: крылья)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наш гость прилетел к нам один. Предлагаю слепить ему друзей, чтобы ему не было одиноко. Дети, вы не против?

Дети: Нет.

Воспитатель: Алеша как ты предлагаешь лепить птицу?

Ребенок: Для лепки возьмем комок глины величиной с грецкий орех (слайд 1). Круговыми движениями руки раскатаем шар.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю показать в воздухе? (дети имитируют)

Ребенок: (слайд 2) Захватываем пальцами с одной стороны и слегка вытянем - будет голова.

Воспитатель: Ребята: покажите как? (дети имитируют).

Ребенок: (слайд3) Слегка вытянем и заострим клювик. Сгладим переход от головы к туловищу.

Воспитатель: Покажите как? (дети показывают) .

Ребенок: (слайд4) Оттянем немного глины с другой стороны и сформируем хвостик.

Воспитатель: Ребята, покажите как? (дети показывают)

Воспитатель: (офтольмотренаж)

Совушка – сова, большая голова,

Днем она спала, глаза закрывала, (Дети закрывают глаза) .

Ночью она летала, глаза широко открывала. (Дети широко открывают глаза) .

Воспитатель: Вы наверно немного подустали, предлагаю выполнять движения и повторять слова за мной.

Физкультминутка (развитие общей моторики)

Вот на ветках посмотри, (4 хлопка по бокам)

В красных майках снегири. (ладони к плечам, круговые движения руками)

Распустили перышки, (шевелить растопыренными пальцами)

Греются на солнышке. (погладить себя по бокам)

Головой они вертят, (руки на поясе, повороты головой)

Улететь они хотят. (махать руками-«крыльями») .

Кыш! Кыш! Полетели! («прогонять» птиц)

За метелью, за метелью! («летать»)

Воспитатель: Усаживаемся правильно на свои места. Ножки поставили вместе.

Птица будет наблюдать за нами. Предлагаю сконструировать птицу из квадрата Воскобовича (дети конструируют) .

Воспитатель: Помогите мне лепить птицу (воспитатель лепит) .

Дети: (Подсказывают) Возьмем комок глины величиной с грецкий орех, круговыми движениями руки раскатываем шар. Захватываем пальцами с одной стороны и слегка вытянем - будет голова. Слегка вытянем и заострим клювик. Сгладим переход от головы к туловищу. Оттянем немного глины с другой стороны и сформируем хвостик.

Воспитатель: Теперь раскатываем шарик, сплющиваем, прикрепляем к туловищу – крыло, второе крыло. Раскатаем столбики, прикрепляем к туловищу лапки. Прилепляем глазки. Снегирь малоподвижен, скачет по земле короткими прыжками, ныряет в снег и купается.

Дети: (самостоятельно лепят)

Воспитатель: Молодцы, у всех получается. (Воспитатель показывает игрушку-птицу). Нашему гостю очень понравились друзья, которых вы слепили. Молодцы! А теперь расставьте птиц на сугроб. (Дети ставят). Займите свои домики. (Дети встают на прямоугольники разных цветов)

Воспитатель: Такую птичку после просушки можно расписать. Как мы ее распишем? (Слайд5)

Дети: Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом - черные. Спина у птички голубовато-серая, брюшко у птицы красное.

Воспитатель: Зачем птичке толстый короткий клюв?

Дети: Чтобы расклевать ягоды рябины и есть зернышки, расклевать семена клена, липы.

Воспитатель: Кто хочет рассказать про свою сказачную птицу?

Дети: Моя сказочная птица (что делает)

Воспитатель: читает стихотворение про птицу.

Побелело за окошком –

Все в снегу.

Какая ширь!

Как румяная матрешка

На крыльце живой снегирь.

Снегирей в окно увидишь:

Здравствуй, милый зимний гость!

На крыльцо скорее выйди,

Брось им спелых зерен горсть!

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая птица (Слайд5). Послушайте, как она поет (включает аудиозапись)

Воспитатель: Выразите свое настроение после занятия смайликами. (Дети прикрепляют смайликов на доску) .

Дежурные убирают рабочие места.