Где проходит граница между европой и азией. Современные представления о евро-азиатской границе Где находится стык европы и азии

Вопрос, несомненно, вызовет недоумение у любого жителя Казахстана и России, ведь об этом знает каждый школьник: граница между Европой и Азией проходит по Уральским горам и реке Урал. Свидетельство тому – обелиски на важных железнодорожных магистралях

и автотрассах, пересекающих Уральский хребет, с указанием, где начинается Европа, где Азия.

Но вопрос не так прост, как кажется.

Об этом говорит и тот факт, что данный вопрос обсуждался на научно-практической конференции Общества геологов-нефтяников Казахстана, состоявшейся в Атырау. Ее участники единогласно отметили актуальность обсуждаемой темы.

История вопроса

Древние греки первоначально считали Европу отдельным материком, разделенным от Азии Эгейским и Черным морями. Убедившись, что Европа – лишь малая часть огромного материка, который сейчас называют Евразией, античные авторы стали проводить восточную границу Европы по реке Дон. Это мнение господствовало в течение почти двух тысячелетий.

В 1730 году шведский ученый Филипп Иоганн фон Страленберг впервые обосновал в мировой научной литературе идею о проведении границы между Европой и Азией (позднее, в 1736 году, Василий Татищев, известный своей «Историей Российской», утверждал, что именно он подсказал ему эту мысль). В своей книге Татищев проводил границу следующим образом – от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, далее по реке Урал, через Каспийское море до реки Кумы, через Кавказ, Азовское и Черное моря и Босфор.

Эта идея не сразу получила признание современников и последователей. Например, Михаил Ломоносов в трактате «О слоях земных» (1757-1759 гг.) проводил рубеж между Европой и Азией по Печоре, Волге и Дону. Однако вскоре появились авторы, исследования которых вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией.

Постепенно новая граница стала общепринятой сначала в России, а затем и за ее пределами.

Границы Европы и Азии закреплены в городах Казахстана памятниками-символами. В городе Уральске в 1984 году был установлен монумент у моста через реку Урал при въезде в город со стороны аэропорта. На его вершине установлен шар, символизирующий Землю, опоясанный надписью «Европа-Азия». В городе Атырау с двух сторон моста через реку Урал установлены беседки с надписями соответственно «Европа» и «Азия».

Так где же проходит юго-восточная граница Европы по территории Казахстана?

Геологическое

обоснование

В природном отношении резкой границы между Европой и Азией не существует. Континент объединен непрерывностью суши, сложившейся на настоящий момент тектонической консолидированностью и единством многочисленных климатических процессов.

Восточная часть материка включает две платформы (Китайско-Корейскую и Южно-Китайскую), некоторые плиты и области мезозойской и альпийской складчатости. Юго-восточная часть представляет собой области мезозойской и кайнозойской складчатости. Южные районы представлены Индийской и Аравийской платформами, Иранской плитой, а также областями альпийской и мезозойской складчатости, которые преобладают и в Южной Европе. Территория Западной Европы включает в себя зоны преимущественно герцинской складчатости и плиты палеозойских платформ. Центральные области континента – зоны палеозойской складчатости и плиты палеозойской платформы.

Период формирования материка охватывает огромный промежуток времени и продолжается в наши дни. Процесс образования древних платформ, слагающих континент Евразия, начался в докембрийскую эпоху. Тогда сформировались три древние платформы – Китайская, Сибирская и Восточно-Европейская, разделенные между собой древними морями и океанами.

К концу палеозоя Восточно-Европейская платформа и Казахстанская плита были спаяны. Надвинутая на запад Казахстанская плита занимала гипсометрически приподнятое положение. С геологической точки зрения линию западной границы Казахстанской плиты можно принять в качестве юго-восточной границы Европейского материка в пределах территории Республики Казахстан.

Географическое

обоснование

В 1964 году XX конгресс Международного географического союза в Лондоне принял границу Европы и Азии, изобразив ее на карте красной линией. Линия прошла по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, реке Эмба, северному берегу Каспия, Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу. Однако это решение до настоящего времени у нас в республике не прижилось. Интересно, что при проведении границы между Европой и Азией по реке Эмба в Европе будет расположено 12,5 процента территории Казахстана.

В 2010 году Русское географическое общество провело экспедицию в Казахстане с целью ревизии общепринятых взглядов на прохождение границы Европы и Азии по территории РК. Участники экспедиции воочию убедились, что именно Уральский хребет, вернее его восточное подножие, является ориентиром для проведения границы Европы и Азии.

По их мнению, реки Урал и Эмба не являются реальными границами, так как характер местности по их берегам одинаков. Ученые пришли к предварительному выводу о том, что наиболее разумно провести границы Европы и Азии по восточному краю Прикаспийской низменности, являющейся юго-восточным окончанием Восточно-Европейской равнины.

В 2011 году вопрос о проведении этой границы был вынесен на обсуждение Московского отделения Всероссийского географического общества.

В ходе обсуждения выяснилось, что европейско-азиатскую границу вообще нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра, потому что в природе между Европой и Азией нет резкого перехода. Климат в Европе у границы с Азией такой же, как и в Азии у границы с Европой, почвы такие же, и в растительности также нет большой разницы.

Единственным естественным рубежом может служить строение земной поверхности, отражающее геологическую историю местности. Это обычно и использовали географы, проводя границу между Европой и Азией по Уралу и Кавказу. Но где же тогда точно провести границу? Ведь ширина Уральских гор доходит до 150 километров, а Кавказа – и того больше. Выход из этого положения находили в том, что границу проводили по главным водоразделам Урала и Кавказа (поэтому-то и были на Урале расставлены пограничные обелиски). В таком случае западная часть Урала относилась к Европе, а восточная – к Азии, жители северного склона Главного Кавказского хребта могли считать себя европейцами, а южного склона и всего Закавказья – азиатами. Но беда не в этом.

Самые большие неприятности из-за такого проведения границы между Европой и Азией испытывали картографы. Составляя, например, карту Европы, они должны были показывать пол-Урала и небольшую часть Кавказа, разрывая эти горные массивы. Возражали против такой постановки вопроса и геологи. Они вынуждены были искусственно делить на две части Кавказ, имевший единую геологическую историю развития. Мугоджары, лежащие на продолжении Уральского хребта и составляющие с ним единое целое, иногда отрывались от Урала, так как некоторые ученые границу южнее Уральских гор проводили по реке Урал.

Московские географы решили исправить положение и решили договориться о проведении границы между Европой и Азией таким образом, чтобы Урал и Кавказ не разрывались на части, а целиком относились к той части материка, с которой они больше связаны геологической историей.

Таким образом, Урал теперь решено целиком относить к Европе, а Кавказ, тоже целиком, к Азии.

С учетом геологии, геоморфологии и географии региона юго-восточную границу Европы по территории Актюбинской области предлагается провести по восточному подножию Мугоджарских гор (продолжение Уральских гор на территории Казахстана) и по левобережью реки Эмба по линии кряжа Шошкаколь, плато Шагырай, чинка Донызтау с дальнейшим выходом к Каспийскому морю южнее месторождения Тенгиз.

Таким образом, на европейской части территории будут находиться Атырауская, Западно-Казахстанская, частично Актюбинская и Мангыстауская области.

В связи с этим предлагается по территории Казахстана установить обелиски «Европа-Азия» в Актюбинской области в районе города Хромтау на автомагистрали Актобе-Астана, в районе железнодорожной станции Мугалжар, а также в Атырауской области между железнодорожными станциями Опорный и Бейнеу.

Такое решение вопроса о границе Европы и Азии предложено отразить во всех учебниках географии и на всех географических картах, выпускаемых в учебных целях.

Европа – часть света площадью около 10,5 миллиона квадратных километров и населением в 830,4 миллиона человек. Вместе с Азией образует материк Евразия.

Евразия – самый большой континент на Земле. Площадь – 53 893 тысячи квадратных километров, что составляет 36 процентов площади суши. Население – более 4,8 миллиарда (данные на 2010) – это около 3/4 населения всей планеты.

Расберген МАХМУДОВ,

Косан ТАСКИНБАЕВ,

кандидат геолого-

минералогических наук, геолог

P.S. Мнение российских и казахстанских ученых,

участвовавших в экспедиции,

и предложения по новому определению

границы между Европой и Азией

Международным географическим союзом до настоящего времени пока еще не рассматривалось.

Это не праздный вопрос. Я 34 года учила детей в школе географии, моя сестра и её муж тоже географы, и дочь моя вот уже 8 лет как ведет этот предмет. И мы все знаем и учим, что граница проходит следующим образом: Уральские горы (60° в.д.) - р. Эмба - Каспийское море - Кумо-Манычская впадина - Азовское море - Керченский пролив - Черное море - пролив Босфор - пролив Дарданеллы - Средиземное море.
В школьных учебниках ничего не изменилось, а вот в СМИ, на некоторых картах и в запросто издающихся сейчас книгах, которые их издатели называют географическими, всё не так.
Примерно с 2001 г. слышу, что Эльбрус - высочайшая вершина Европы, что Кабардино-Балкария - европейская республика, что Грузия, Азербайджан, Армения и Турция целиком лежат в Европе (?!).
Недавно купила «Иллюстрированный атлас мира» изд-ва «Ридерз Дайджест» (2008 г.). Думала, правда атлас. А в нем на картах Россия вообще не находится в Европе, что не мешает Эльбрусу именоваться высочайшей вершиной Европы!
Читаешь выходные данные, оказывается - в каждом подобном издании есть географы-консультанты. О чем же они думают? Или я отстала от жизни? Тогда как же быть с учебниками и что говорить детям?
А с географией в школе и без того - беда. Видимо, кто-то надеется, что «извозчик довезёт» А ведь без географии мы нигде.
Природоведение во многих школах сейчас отдано биологам, а раньше оно подготавливало детей к физике, астрономии, биологии и к географии, разумеется. Что можно дать за 1 час в неделю в 6-м классе? Разве можно немаленький наш мир вместить в 2 часа в 7-м классе?
И астрономию перестали преподавать. Немудрено, что выпускники средних школ думают, что солнце обращается вокруг Земли. Вы еще не встречали таких?

Г.А. ПАВЛЕНКО , учитель географии,
пос. Зюкайка, Верещагинский район, Пермский край

Уважаемая Галина Анфиногеновна!
Вы подняли очень важный во­прос. Он стои"т почти столько же веков, сколько существует география. Наша газета не раз обращалась к этой теме, в 90-е годы были опубликованы специальные историко-географические исследования (см. например: В.П. Чичагов. Граница Европы и Азии//География, № 12/1997). В них рассматривалась историческая изменчивость человеческих представлений о границах таких культурных макрорегионов, как Европа, и вывод был для нас с вами неутешительный: однозначного решения нет.
Вместе с тем очевидно, что в учебных целях хорошо было бы упорядочить номенклатуру. Как это можно сделать? Например, согласованным решением ряда авторитетных географов. «География» направила копии вашего письма ряду крупных географов современности. Возможно, их ответы дадут импульс к выработке всероссийского решения (или подтверждению решений, ранее принятых). Первым на наше с вами обращение откликнулся Александр Павлович Горкин, заведовавший в 70-90-е годы редакцией географии научного издательства «Советская энциклопедия», а в 1994-2001 гг. возглавлявший всё издательство «Большая Российская энциклопедия» и знающий проблему в разных ее аспектах.

Коллега, ответить на ваш вопрос: где проходит на суше граница между двумя частями света, Европой и Азией, совсем не просто - по целому ряду причин.
Во-первых, «часть света», в отличие от «материка» (или «континента»), - понятие не физико-географическое, а историко-географическое, может быть, даже культурно-географическое, «цивилизационное». Отождествлять их нельзя*. Правда, большинству частей света (Африка, Австралия и Океания, Америка) «повезло» - их природные и историко-географические границы практически совпадают. Они достаточно четко обозначены водными рубежами (не речными, а Мирового океана!), хотя лимитация и этих частей света в каждом случае имеет свои особенности. Часть света «Америка» состоит из двух континентов, острова Гренландия, архипелагов Вест-Индии; Суэцкий канал искусственно замкнул водные рубежи части света «Африка», отделив ее от «Азии»; континент «Австралия» стал только частью части света «Австралия и Океания» (простите за тавтологию), «слившись» с островами и архипелагами Тихого океана. Континент (материк) «Евразия» занимает в этом отношении особое положение, «приютив» на своей огромной территории два историко-географических макрорегиона, две части света - Европу и Азию, между которыми на востоке и юго-востоке нет никаких жестких «цивилизационных» границ,
Само содержание историко-географического понятия «Европа» именялось с течением времени. Введенное в употребление в VI-V вв. до н.э. древнегреческими учеными Гекатеем и Геродотом, оно первоначально относилось лишь к той части ойкумены, которая располагалась к северу от Средиземного моря. В Средние века «Европа» в общественном сознании расширялась на север и восток, сохраняя в себе как основную черту католическо-протестантскую культуру. Никаких физико-географических обоснований этого «расширения» не было. Интересно, что до Петра I Русское государство не относило себя к Европе. Однако более высокий на западе континента уровень экономического и культурного развития вызвал «встречное» движение к «европеизации» - с востока на запад. Когда повторяют, что Петр I «прорубил окно в Европу», то забывают географическую коннотацию этого процесса. «Куда» прорубил, понятно, а «откуда» - фигура умолчания. Так он, видимо, из Азии это прорубал, а не из Австралии! «Европеизация» Российской империи, хотя и не быстрыми темпами, продолжалась в XVIII-XIX вв. Более энергично шло развитие страны в восточном, «азиатском» направлении. И общественное сознание по-прежнему не отождествляло подданных Российской империи с европейцами. Вспомним хотя бы слова А.С. Пушкина, что «единственный европеец в нашей стране - это правительство».
Во-вторых, существуют различные подходы физико-географов (включая геоморфологов, биогеографов, гидрологов и др.) к определению восточной границы Европы, т.е. в пределах Российской Федерации. Критерии берутся из самых разных отраслей знания: тектоника, орография, гидрологический режим, ландшафты, биогеоценозы и пр. Представляется, что никакого прямого отношения к определению границ историко-культурных пространственных образований они не имеют. Это примерно то же самое, что определять границу между Палестинской автономией и Израилем по тектоническому разлому или между католической и протестантской Европой - по среднегодовым температурам воздуха и числу солнечных дней в году. Кстати, интересно, что проблема границы между Европой и Азией почему-то больше волнует природоведов, чем историков или экономико-географов.
В-третьих, проблема идентификации населения, его «историко-культурного» самоощущения. Спросите, например, грузина или армянина - он живет в Европе или Азии? Большинство ответит, что в Европе. Их не интересует тектоника Закавказья и Кумо-Манычская впадина, но они прекрасно знают, что их страны - старейшие христианские государства не только Евразии, но и мира, следовательно, они европейцы**. Спросите об этом же азербайджанцев: многие (но не футбольные болельщики на чемпионатах Европы!) скажут, что живут в Азии. Любопытно, что в советские времена в ежегодных справочниках «Народное хозяйство СССР» Центральное статистическое управле-ние относило все три закавказские республики к Европе.
В-четвертых, очень многие специалисты-географы не придают принципиального значения какому-то точному установлению восточной границы между Европой и Азией и признают мирное сосуществование разных точек зрения, справедливо полагая, что в природе нет особых «европейских» или «азиатских» процессов и явлений.
В-пятых, встречаются и случаи «патриотической шизофрении» - в одном и том же издании авторы утверждают, что юго-восточная граница Европы проходит по Кумо-Манычской впадине и что высшей точкой Европы является наш российский Эльбрус (!?).
Однако в связи с установлением (лимитацией) точных границ между Европой и Азией могут возникнуть и довольно серьезные геополитические проблемы. Расскажу об одном случае, к которому имел личное отношение. В то время я работал заведующим редакцией географии издательства «Советская энциклопедия». Звонок из МИД (80-е годы): «У нас переговоры со странами НАТО о зоне, где нельзя размещать ракеты определенного типа - как СССР, так и странами НАТО. Они предлагают этой зоной считать всю Европу. Можете ли дать точную справку, где кончается (или начинается) Европа на востоке?» Ю.К. Ефремов (известный советский географ, автор множества статей в энциклопедиях, в т.ч. статьи «Азия» в Британской энциклопедии) и я дали справку, что общепризнанной (или установленной законом) восточной границы Европы нет. Есть несколько вариантов, предлагаемых учеными (не только советскими, но и западными), а также административными органами: по главному водоразделу Урала (или по восточным склонам Урала), по Кумо-Манычской впадине (или по водоразделу Большого Кавказа), по реке Урал (или по реке Эмба). Кроме того, советские административные органы (Госплан, ЦСУ) к Европе относят Грузию, Азербайджан, Армению. Мы также отметили, что в течение веков географы мира «сдвигали» т. наз. «границы» Европы к востоку. Так что «Европа» - это историко-географическое, культурно-цивилизационное понятие, не имеющее на карте четких сухопутных границ . Такова была суть нашей справки (кстати, абсолютно объективной). Я бы и сейчас подписался под этой справкой 25-летней давности. В ходе дальнейших переговоров идея натовцев заглохла, а замысел их был - провести границу Европы в СССР по восточным склонам Урала, реке Эмба, водоразделу Б. Кавказа, т.е. максимально расширить «советскую часть» Европы (где нам нельзя было бы держать предусмотренные договором ракеты) с соответствующими последствиями для обороны нашей страны.
И последний вопрос - как отвечать на ЕГЭ о восточных и юго-восточных границах Европы? Я принципиальный противник бухгалтерской оценки знаний, но мне жалко абитуриентов и их учителей, и я ответил бы так: пишите так, как велят, хотя к настоящей науке это часто не имеет никакого отношения. И еще у меня забавная мысль возникла - как бы ответили авторы вопросов ЕГЭ на запрос МИД России о ракетах в Европе? К счастью, таких вопросов им не зададут.

А.П. ГОРКИН,
доктор геогр. наук, профессор географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

* В последнее время не только в СМИ, но и в официальных публикациях все чаще встречается выражение «континент Европы», что с научной точки зрения абсолютно безграмотно.
** Логика, впрочем, не совсем безупречная, если принять во внимание азиатский генезис этой религии.

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света - Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы, установленные людьми, чтобы подчеркнуть исключительность этих мест. Одни стоят точно на географической границе, другие - чуть в стороне, в «удобных» местах, некоторые «официальные», другие ставят энтузиасты, третьи сооружаются в честь какого-либо события - у каждого своя история.

Традиция, которая возникла ещё в позапрошлом веке, продолжается до сих пор. Новые отметки появляются почти каждый год, и не только на Урале: вариантов определения границы Европы и Азии до сих пор несколько, и прийти к какому-то единственно верному практически невозможно.

Мы постарались собрать самый полный и подробный список указателей, знаков и обелисков «Европа-Азия». Получилось всего 64, но на деле их ещё больше.

Начнем с знаков возле Екатеринбурга и постепенно будем удаляться от города. Отметки разбиты по регионам: Свердловская область, Пермский край, Челябинская область, Башкирия, Оренбургская область, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий АО, Коми, Ставропольский край, Ростовская область, Казахстан и Турция.

Свердловская область

На территории Свердловской области мы насчитали 34 обелиска Европа-Азия.

№1 Обелиск на горе Берёзовой Первый на Урале столб «Европа-Азия» появился весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Это была острая четырёхгранная деревянная пирамида с надписями «Европа» и «Азия». Горные чиновники старались ради наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал вместе с поэтом В. А. Жуковским по России, Уралу и Сибири и в тот год должен был проехать здесь.

Через 36 лет, в 1873 году, деревянный столб заменили на обелиск из мрамора с каменным постаментом. На вершине пирамиды красовался золочёный двуглавый орел. Реконструкцию приурочили к проезду через перевал другого представителя императорской фамилии - возвращавшегося из кругосветного путешествия великого князя Алексея Александровича.

После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. Сейчас в том месте, где он стоял, есть два новых обелиска. Первый был возведен в 1926 году - уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом (в нашем списке он под номером 3).

В 2008 году на месте старого памятника открыт ещё один новый обелиск, опять с орлом. Он и стоит там по сей день. Это впечатляющая 25-метровая мраморная колонна в духе Александрийского столпа. Территория вокруг облагорожена, есть беседки и клумбы, скамейка влюблённых и металлическое дерево для замочков, которыми скрепляют узы любви.

Как доехать:
Едем по трассе Р242 Екатеринбург-Пермь (Новомосковский тракт). Приблизительно через 25 км после выезда из Екатеринбурга повернуть направо в село Новоалексеевское. Ехать по главной дороге, далее на Т-образном перекрестке повернуть налево в направлении Первоуральска. Ехать прямо, через 8 км с правой стороны будет граница Европа-Азия.

Координаты обелиска на горе Берёзовой: 56°52"13.0"N 60°02"52.0"E

№2 Обелиск на Ново-Московском тракте
Этот обелиск установили в 2004 году по проекту скульптора Константина Грюнберга. Его форма символизирует переплетённые буквы Е и А, а в основании заложены камни с самой восточной и с самой западной точек Евразии - мыса Дежнёва и мыса Рока.

Именно сюда чаще всего приезжают туристы и свадебные процессии. Каждый обязательно делает фото, стоя одной ногой в Европе, а другой в Азии. На самом деле, при этом вы фактически целиком будете в Азии - знак стоит далеко от реальной границы.

Этот обелиск находится к Екатеринбургу ближе всех, на 17 км Новомосковского тракта, по которому туда проще всего и доехать . Обелиск будет справа от трассы.

№3 Обелиск возле Первоуральска На дороге в Первоуральск, немного ниже обелиска на Берёзовой, стоит ещё один пограничный столб «Европа-Азия». Примерно так же выглядел самый первый мраморный обелиск. Рядом с ним есть источник с родниковой водой, куда часто ездят жители и Первоуральска, и Екатеринбурга.

Как доехать: едем по Новомосковскому тракту, сворачиваем направо непосредственно на дорогу в Первоуральск. Обелиск вскоре появится по правую руку.


№4 Знак Европа-Азия у остановки «Зелёный мыс»
В 2015 году у остановки Зелёный мыс на Новомосковском тракте появился большой уральский камень - магнетит с Первоуральского рудника, с горы Магнитка неподалеку от Волчихи. Его установили участники Уральского общества любителей естествознания.

В 2019 году рядом установили ещё один камень, а между ними прикрепили надпись «Азия Европа». Знак находится точно на географической границе Европы и Азии.

Как доехать: по Новомосковскому тракту до 32-го километра, знак будет слева перед жёлтым надземным переходом.

№5 Обелиск у станции Вершина
Установлен в 1957 году во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов. Так молодёжь, которая ехала в Москву по Транссибу из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, узнала, где кончается Азия и начинается Европа.

Станция Вершина принадлежит Свердловской железной дороге, расположена возле Первоуральска, туда можно доехать из Екатеринбурга.

№6 Обелиск у деревни Курганово Этот знак стоит гораздо восточнее многих. Он находится возле Екатеринбурга в другой стороне от первых четырёх, на Полевском шоссе, в 2 км от деревни Курганово.

Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска выбирали при содействии членов Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

Доехать до него очень просто: едем от Екатеринбурга на Полевской (трасса Р-355), проезжаем Горный щит, знак будет по правую руку перед Курганово.

№7 Обелиск у станции Мраморская Черно-белый столб у железнодорожной станции Мраморская установили в 2004 году взамен разрушенного старого обелиска.

Наверху столба - указатели «Европа» и «Азия», между ними надпись «Урал», символизирующая границу, а сверху прикреплена фигурка соболя со стрелой со старого герба Свердловской области.

№8 Обелиск в селе Мраморское
Небольшой самодельный обелиск из мрамора установили в 2005 году В. Г. Чесноков и В. П. Вилисов. Обелиск представляет собой две прямоугольные мраморные плиты, на верхней высечены надписи «Европа» и «Азия».

№9 Беседка возле Полевского
Резная деревянная беседка со столиком, на опорных столбах которой вырезаны надписи «Европа» и «Азия». Её установил в 2001 году Полевской лесхоз. Находится на дороге между городом Полевской и посёлком Станционный-Полевской, у развилки возле коллективных садов.

Беседка стоит далеко от официальной географической границы Европы и Азии. Граница проходит по водоразделу бассейнов Оби и Волги, который расположен гораздо восточнее.

№10 Знак на дороге Косой брод-Асбест Полосатый столб установили в 2007 году участники клуба «Вояджер» по инициативе одного из членов Кирилла Вялых.

Он расположен к востоку от Полевского, на старой лесовозной дороге из посёлка Косой Брод в Асбест. Доехать прямо до знака на обычной машине не получится, только на внедорожнике, либо последние пару километров пройти пешком.

№11 Обелиск Европа-Азия на дороге Ревда-Дегтярск Установлен в 1984 году к 250-летию г. Ревды. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской.

№12 Обелиск на горе Каменной «Филина» в 1980-е установили ревдинские школьники на горе Каменной, на перевале Ревдинско-Уфалейского хребта. Интересно, что постаментом ему служит засохший ствол настоящего дерева - вкопать столб в твёрдую скалу было бы невозможно.

№13 Знак «Голуби» на горе Котёл
Знак установили в мае 2011 года туристы из Екатеринбурга и Новоуральска. Проект П. Ушакова и А. Лебедкиной. Целующиеся голуби символизируют любовь и дружбу между двумя континентами.

Возле Новоуральска в разное время установили пять знаков (№№14-18). За информацию о них спасибо Элле Подгорновой .

№14 Столб у деревни Починок - «савчуковский»
Cтолб установлен в 1966 году на автодороге через Билимбай в Мурзинку под руководством директора УЭХК А. И. Савчука. Он находится между деревнями Починок и Тарасково на хорошо заметном перевале через Бунарский хребет (в этом месте дорога пересекает широкую просеку и ЛЭП).

Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом: дорога пересекает водораздел ближе к Тарасково.

Обелиск изготовлен из стального листа на одном из предприятий Новоуральска. Первоначально он был украшен гербами Советского Союза на каждой грани и литыми надписями «Европа» и «Азия».

№15 Обелиск в районе Новоуральска - «шитиковский»
В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх-Нейвинска в д. Пальники, в истоках рек Тагил, Бунарки (бассейн Оби) и Шишим (бассейн Волги).

Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту Бориса Шитикова и представляет собой четырёхметровую стелу с солнечными часами. Активное участие принимали туристы М. Чернякин, В. Евстахов, В. Михайлов, А. Болтушин. Большую помощь в установке оказали ребята из подросткового турклуба «Нейва».

К сожалению, однажды знак упал, и когда его поднимали, не смогли выставить часы по солнцу, из-за этого теперь они не показывают точное время.

№16 Обелиск Европа-Азия на горе Медвежка у станции Мурзинка Обелиск представляет собой металлическую решетчатую конструкцию в форме острой трехгранной пирамиды. Венчает пирамиду острый шпиль с многолучевой звездой наподобие громоотвода Невьянской башни.

Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись «Медвежка 499 м», на правой «Зеленый мыс 2006», на левой: «Задумали Ломов В. А. и сын Сергей». Автор знака - Владимир Ломов. Знак был установлен в ноябре 2006 года при поддержке сотрудников санатория «Зелёный мыс».

№17 Знак на старой билимбаевской дороге
Мраморный обелиск с надписью «Здесь будет установлен знак Европа-Азия в честь строителей города» установлен на западном склоне горы Медвежка близ Новоуральска, по дороге в ЗИЛовские сады.

Руководитель бывшего турклуба строителей Виктор Михайлов планировал поставить грандиозный знак, но, увы, не успел этого сделать, и временный обелиск превратился в постоянный.

№18 Обелиск возле Александровского рудника - «воронинский» Знак появился в октябре 2016 года. Установлен недалеко от Александровского рудника и посвящен рудознатцам и горнякам, о чём свидетельсвует надпись на одной из граней. Площадка у подножия стелы выложена местными минералами. Автор и реализатор идеи - преподаватель Горного университета, краевед, минералог Олег Воронин.

№19 Знак на дороге из Карпушихи к скале Старик-камень
Самый скромный и неприметный знак из всех - просто деревянный столбик с табличкой, на которой вырезаны крестик и надписи «Европа и Азия».

Позднее ниже появились ещё три таблички: «Европа», «Азия» и «Весёлые горы» - это название хребта, по которому проходит водораздел, а значит и граница частей света. Их добавили Андрей Пичугин и Игорь Павлюков.

№20 Знак у горы Билимбай Деревянный знак с названием хребта Весёлые горы в 2011 г. установил нижнетагильский краевед Андрей Пичугин вместе с другом Валерием Рогожиным. Два синих треугольника наверху символизируют Уральские горы.

Столб стоит на восточном склоне горы Билимбай у обочины лесовозной дороги из Черноисточинска в Большие Галашки.

№21 Знак у горы Белой В 2013 году краевед Андрей Пичугин и его однофамилец Александр Пичугин установили ещё один деревянный знак «Европа-Азия Весёлые горы» - в седловине между горами Белой и Поперечной, где дорога из посёлка Уралец выходит на лесовозную дорогу из Черноисточинска в Большие Галашки.

№22 Знак у Висимского заповедника
Знак установили осенью 2018 года в охранной зоне Висимского биосферного заповедника по инициативе его сотрудников. Он представляет собой плоский щит, укрепленный между двух деревянных столбов, с указателями «Европа» и «Азия» на пяти языках.

Знак расположен в 20 км к западу от Кировграда, на дороге из Кировграда в Большие Галашки после моста через реку Тагил, между истоками рек Сулем и Ломовка. Его установили немного восточнее реальной границы Европы и Азии, в живописном месте, откуда открывается вид на гору Ежовую.

№23,24 Обелиск у посёлка Уралец и автобусная остановка «Азия-Европа»
Обелиск расположен на перевале через хребет Весёлые Горы вблизи поселка Уралец, недалеко от горы Белой. Посвящен первым успехам советской космонавтики. Знак установили в 1960 или 1961 году на месте старого деревянного столба.

Обелиск изготовили рабочие механического завода поселка Уралец по проекту В. П. Красавченко. Квадратную колонну 6 м высотой венчает макет земного шара. Раньше вокруг него по стальным орбитам вращались спутники и корабль «Восток».
Через дорогу от обелиска стоит автобусная остановка «Азия-Европа».

Координаты знака и остановки: 57°40"38.0″N 59°41"58.5″E

№25 Столб Европа-Азия у Елизаветинского
На старом Висимском тракте из Нижнего Тагила в Висимо-Уткинск, у села Елизаветинское, стоит знак Европа-Азия - деревянный столб с вырезанными указателями частей света.

Подробности возникновения знака точно неизвестны. По одним данным знак устновлен в 1957 году супругами М. Е. и В. Ф. Ляпуновыми, по другим - в 1977 году лесником Черноисточинского охотохозяйства.

№26 Обелиск на перевале Большой Урал у посёлка Синегорский
Столб находится у перевала Большой Урал на Серебрянском тракте, в 2 км от посёлка Синегорский. Его установили в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочие леспромхоза Синегорский. Автор проекта А. А. Шмидт.

Основа сооружения - сварная стела из листовой стали высотой 9 метров. На верхней грани стелы укреплены металлические серп и молот. Знак был серебристым, в последние годы его красят в синий.

№27 Обелиск в Кушве у деревни Кедровка
Это один из самых первых обелисков Европа-Азия. Памятный знак был установлен в 1868 году на деньги золотопромышленников на перевале у горы Кедровка. Выполнен в виде часовни чугунного литья. Когда-то купола были позолочены, а на шпиле был двуглавый орёл. Надпись на одной из сторон: «В память переезда через Урал Его Императорскаго Высочества государя Великаго князя Владимира Александровича 3 Августа 1868 года».

В гражданскую войну обелиск сильно пострадал, в 1970-х годах его восстановили туристы Нижне-Салдинского завода. Обелиск находится на дороге Кушва-Серебрянка, в 4 км от деревни Кедровка.

№28 Обелиск у посёлка Баранчинский Установлен на лесовозной дороге к западу от посёлка Баранчинский в Кушвинском округе, к югу от горы Кедровка.

Отлит из чугуна на Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А. Никитина в 1996 г.

№29 Обелиск у станции Хребет-Уральский
Мраморный обелиск установили на перроне станции Хребет-Уральский в 2003 году в честь 125-летия Свердловской железной дороги.

Посёлок Хребет-Уральский расположен у самой границы с Пермским краем. Водораздел находится в паре километров к западу от обелиска, у истока реки Туры.

№30 Знаки на 276 км Горнозаводской железной дороги
Одинаковые металлические трёхгранные пирамиды установили в 1878 году при строительстве железной дороги по обе стороны полотна.

Рёбра пирамид сделаны из железнодорожных рельсов. До революции в камерах в верхней части обелисков были керосиновые фонари, которые зажигали по ночам.

№31 Знак у поселка Павда Простой чёрно-белый столб стоит на развилке трёх лесных дорог - на Павду, Кытлым и Растёс. У его подножия лежит камень, куда кидают монетки на счастье.

№32 Столб у Казанского Камня Ещё один полосатый столб «Европа-Азия» стоит на границе Свердловской области и Пермского края по дороге из Североуральска на Жигаланские водопады, у подножья Казанского камня. Возможно, разрушен.

№33 Обелиск у поселка Кытлым Посёлок Кытлым расположен на севере Свердловской области, к западу от Серова. В 8 км от Кытлыма, на дороге в Верхнюю Косьву, находится ещё один обелиск Европа-Азия. Его установили в 1981 году работники Южно-Заозерского прииска.

Нижняя часть обелиска - толстая стальная труба. Верхняя часть - плоская треугольная металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

№34 Знак на перевале через Поповский увал Установлен на высоте 774 м на дороге из Ивделя на Сибиревский приииск. Столб двуликий - с одной стороны европейское лицо, с другой азиатское.

№36 Знак у горы Колпаки
Сам обелиск разрушен в 2000-х годах, сейчас остался только постамент. Находится на дороге от пос. Промысла на север, на развилке Медведка-Косья.

Знакам на этом месте вообще не везёт, их постоянно ломают. До революции здесь стояла изящная металлическая пирамидка . В 1973 году во время слёта туристов на Тёплой горе здесь установили другой знак. В 1985 году - ещё один, макет ракеты из металлолома. Фото с девочками относится к началу 2000-х - ракеты уже не было.

№37 Знак на границе Свердловской области, Пермского края и республики Коми, на горе Саклаимсори-Чахль Место, где встречаются Европа, Азия, республика Коми, Пермский край и Свердловская область, а также проходит граница бассейнов трёх великих рек - Оби, Печоры и Волги.

Знак установлен 25 июля 1997 года по инициативе Геннадия Игумнова, занимавшего в то время должность губернатора Пермской области. На столбе надпись: «Губернатор Игумнов на память потомкам».

№39,40,41 Дорожные знаки в Магнитогорске


Кроме обелиска, в Магнитогорске есть дорожные знаки, отмечающие границу Европы и Азии.

В городе четыре моста через Урал, которые здесь называют «переходами», ведь они соединяют между собой целые части света. Кроме упомянутого в предыдущем пункте Центрального, есть ещё Северный, Южный и Магнитный (он же Казачья переправа). На каждом мосту, кроме самого короткого Северного, есть дорожные знаки. Правда, судя по Google-панорамам , на Южном переходе в 2018 году знаков уже не было, но есть вероятность, что их вернут.

Координаты: Центральный переход 53°25"20.0″N 59°00"35.5″E ;
Магнитный переход 53°22"40.4″N 59°00"18.3″E ;
Южный переход 53°23"53.4″N 59°00"05.5″E

№42 Дорожный знак на мосту Европа-Азия в селе Кизильское
Кизильское находится в 90 км от Магнитогорска. Знаки установлены с обеих сторон моста через реку Урал.

№43 Обелиск на перевале через хребет Урал-Тау возле Златоуста Стела из нержавеющей стали на высоком каменном основании появилась на федеральной трассе М5 «Урал» между Златоустом и Миассом на перевале через хребет Урал-Тау в 1987 году. Автор макета - архитектор С. Побегуц.

Надписи с названиями частей света расположены «наоборот»: на европейской стороне стелы надпись «Азия», а на азиатской - «Европа». Знак работает как дорожный указатель - водитель видит название той части света, в которую он въезжает.

№44 Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал на окраине Верхнеуральска, на том месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, установили географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

№45 Обелиск около станции Уржумка
Ещё один обелиск между Златоустом и Миассом расположен у железнодорожной станции Уржумка, на полкилометра к востоку от неё.

Это один из самых первых знаков, отмечающих границу Европы и Азии. Он появился в 1892 году вместе со станцией, открытие было приурочено к завершению строительства этого участка Транссиба. Автор проекта - инженер и писатель Н. Г. Гарин-Михайловский.

Обелиск представляет собой четырехгранную призму, увенчанную остроконечной пирамидой, с выступающим поясом, на котором написано Европа и Азия. Памятник сделан из местного уральского гранита. Находится под охраной государства как объект культурного наследия регионального значения.

№46 Обелиск в районе г.Кыштым
К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. В основании пирамиды - родник, откуда берет начало ручей, стекающий на азиатскую сторону.

В 2012 году гранитную пирамиду заменили на металлическую с каменным основанием. Знак расположен на дороге Слюдорудник - Большие Егусты в 2,5 км от Егустов.

№48 Старые обелиски на реке Урал
У деревни Новобайрамгулово, на трассе Учалы-Белорецк стоят ещё два обелиска «Европа» и «Азия»: по обе стороны бывшего автомобильного моста через Урал.

Эти обелиски расположены на 300 метров южнее новых знаков. Их построили в 1968 году по эскизу художника Д. М. Адигамова и архитектора У. Ф. Зайникеева. Обелиски представляют собой плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней их части изображен земной шар. Мост, у которого они стояли, сейчас разрушен.

№49 Знак в истоке реки Урал
Табличка «Здесь начинается река Урал» установлена в 1973 году самодеятельной группой. Чугунный мостик через исток и надписи «Европа» и «Азия» появились намного позже.

№51 Стелы на Белом мосту
Пешеходный мост Европа-Азия через реку Урал, или Белый мост - одна из главных достопримечательностей Оренбурга. Посередине моста с обеих сторон установлены две блестящие квадратные стелы, они появились сравнительно недавно.

№52 Знак в Орске на Верхнем мосту
Орск - ещё один город, который река Урал делит на европейскую и азиатскую части.

По обеим сторонам большого автомобильного моста через Урал висят таблички с надписями «Европа» и «Азия».

№54 Газопровод «Сияние Севера» на Приполярном Урале
Знак поставили газовики. Он находится на дороге, идущей вдоль газопровода «Сияние Севера» из поселка Вуктыл на центральную базу природного парка «Югыд-ва».

№56 Крайняя Восточная точка Европы
Местоположение точки в 2003 году определили участники российско-белорусской экспедиции, тогда же установили памятный знак (на фото), который потом сломали местные жители. Эта точка не имела официального статуса.

В 2019 году геологи из Уральского горного университета, в частности Фират Нурмухаметов, вместе с главным редактором «Уральского следопыта» Максимом Фирсовым заново определили координаты точки - они оказались на 800 метров в стороне от старых. Здесь хотят поставить новый знак и сделать это место популярным для туристов, как и три другие крайние точки Европы: в Норвегии, Португалии и в Испании.

Точка находится на границе Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми, недалеко от озера Малое Щучье.

№59 Знак к северу от горы Яныгхачечахль
Маленький самодельный деревянный указатель. Расположен на Приполярном Урале на высоте 709 м к северу от Ивделя, недалеко от горы Яныгхачечахль.

№63 Беседки в Атырау
По обеим сторонам моста через реку Урал установлены беседки с надписями «Европа» и «Азия».

Координаты: 47°06"18.0″N 51°54"53.1″E

Турция

№64 Мост мучеников 15 июля в Стамбуле
Стамбул - ещё один трансконтинентальный город, он разделён на европейскую и азиатскую части Босфорским проливом. Европу и Азию соединяют три висячих моста через Босфор.

Мост мучеников 15 июля (до 2016 года - «Босфорский мост») - первый из трёх. Он построен в 1973 году на основе проекта российского инженера Олега Александровича Керенского. С обеих сторон у моста висят таблички «Welcome to Europe/Asia».

Координаты: 41°02"51.0″N 29°01"56.0″E

Читайте нас в

Граница - и сразу представляется колючка, пограничники, собаки, таможня ну и прочие атрибуты разделения государств. Но есть в мире границы, которые четко обозначены на карте, а в реальности обозначены только рукотворными стелами или памятниками.

Европа и Азия- два мира, две сестры.По российской территории проходит большая часть границы между ними, протяженностью 5524 км, через степи, горы и моря, от северных морей до Кавказских гор.

История определения разделительной линии начинается еще с Древней Греции, с тех пор научные умы и ученые мужи провели немало исследований и пришли, наконец, к тому, что мы видим на современных картографических документах. Им, ученым, можно верить, ведь географы, картографы и геологи - не кабинетные ученые. Думается, что каждый километр, доступный для человека был пройден неугомонными исследователями собственными ногами. Последняя такая экспедиция была проведена три года назад, Русским Географическим обществом в Республике Казахстан, были сделаны некоторые выводы, которые, впрочем, отражения на картах пока не нашли.

Поэтому, опуская все тонкости и перипетии кропотливой работы историков, географов, картографов и других, близких к созданию географической границы людей, можно обозначить имеющиеся её очертания на современной карте России и Казахстана. Со временем, вероятнее всего она претерпит изменения, так как каждое поколение ученых пытается внести свою лепту в свою область науки. Кроме того, вся эта работа имеет и практическое значение, например, для организации новых туристических маршрутов, повышающих возможность финансовых вложений в регионы, таким образом, улучшающих социальное положение проживающих здесь народностей; создание новых природных парков и заповедников; уточнение энциклопедий и учебников по географии.

А пока, на картах России и соседнего Казахстана, граница определена от южного берега Азовского моря идущая к низовьям великого Дона, выше по Кумо - Манычской впадине, что у реки Кумы и пересекая Каспийское море, выходит к реке Эмба, затем через территорию Казахстана по восточному склону гор Мугоджар (местное название Уральских гор,) , проходит Актюбинскую область (РК) и возвращается в Россию. Тянется по земле Оренбургской области, далее Челябинская, Свердловская области и через Пермский край на север – между Ханты Мансийский, Ямало-Ненецкими округами и Ненецким автономным округом и Коми., добираясь по восточной подошве Ураслького хребта к побережью Карского моря

Географическая граница между двумя частями света Европы и Азией является не только разделительной линией, но и объединяющей два материка.

Каким же образом простому путешественнику определить эту самую границу воочию, не заглядывая в карты? Очень просто, если следовать вдоль линии границы (кроме труднодоступных высоких горных хребтов, дна рек и морей) то можно увидеть памятники и стелы. Их начали устанавливать еще в начале девятнадцатого века, и они были деревянными. Со временем, их заменили на сооружения из материалов более долговечных – камень, сталь, мрамор. На каждом памятном знаке- два слова Европа – Азия. Досконально не посчитано, сколько их всего, этих памятников, к примеру, на Урале более двадцати. Эти места привлекательны туристам, путешественникам, всем проезжающим тем, что можно постоять одновременно в двух частях света. Здесь проводятся различное мероприятия - от возложения цветов молодоженами до международных фестивалей. В любом случае памятники служат как для обозначения географической границы., так и культурно-историческим наследием для будущих потомков

Существует и альтернативный вариант, по которому граница проводится по водоразделу Уральского края и Кавказа. Узнать, какая из версий истинна, поможет исторический, географический обзор континента.

Ранние представления

С далекой древности люди задавались вопросами о том, где заканчивается земля, что представляют собой части света. Около 3-х тысячелетий назад суша впервые была условно поделена на 3 области: Запад, Восток и Африку.

Античные греки считали, что граница между Азией и Европой проходит по Черному морю. В то время оно называлось Понту. Римляне сдвинули границу к Азовскому морю. По их мнению, разделение шло по акватории Меотиды, включая Керченский пролив между Европой и Азией и

В своих трудах Полибий, Геродот, Пампоний, Птолемей и Страбон писали, что граница между частями света исторически должна быть проведена по побережью Азовского моря, плавно переходя к руслу Дона. Такие суждения оставались истинными вплоть до 18 века нашей эры. Аналогичные выводы были представлены и русскими теологами в книге «Космография», датируемой 17-м столетием. Тем не менее в 1759 году М. Ломоносов заключил, что граница между Азией и Европой должна проводиться по рекам Дон, Волга и Печора.

Представления 18-19 веков

Постепенно понятия о разделении частей света стали складываться воедино. В средневековых арабских летописях границей значились акватории рек Камы и Волги. Французы считали, что линия деления проходит по руслу Оби.

В 1730 году предложение о проведении границы по бассейну Уральских гор выдвинул шведский ученый Страленберг. Идентичную теорию чуть ранее в своих авторских трудах обозначил и русский теолог В. Татищев. Он опроверг идеи о разделении частей света только по рекам Российский империи. По его мнению, граница между Азией и Европой должна быть проведена от Великого Пояса до побережья Каспийского моря и Таурисских гор. Таким образом, обе теории сходились в одном - разделение проходит по акватории Уральского хребта.

Некоторое время идеи Страленберга и Татищева оставались без внимания. В конце 18 века признание подлинности их суждений было отражено в трудах Полунина, Фалька, Щуровского. Единственное, в чем ученые были не согласны, это в проведении границы по Миассу.

Еще в 1790-х географ Паллас предложил ограничить разделение южными склонами рек Волги, Общего Сырта, Маныч и Ергени. Из-за этого к Азии относилась Прикаспийская низменность. В начале 19 века граница была вновь отодвинута чуть западнее - к реке Эмбе.

Подтверждение теорий

Весной 2010 года российским Обществом географов была организована масштабная экспедиция на территорию Казахстана. Целью похода значилась ревизия общеполитических взглядов на линию разделения частей света - горный хребет (ниже см. фото). Граница Европы и Азии должна была проходить по южной части Уральской возвышенности. В результате экспедиции ученые определили, что разделение находится немного поодаль от Златоуста. Далее Уральский хребет распадался и терял выраженную ось. В этой местности горы разделяются на несколько параллелей.

Между учеными встала дилемма: какой из распавшихся хребтов считать границей частей света. В ходе дальнейшей экспедиции было установлено, что корректное разделение должно проходить по берегам рек Эмба и Урал. Только они способны четко представить истинные границы материка.

Другой версией было установление оси деления по восточному перешейку Прикаспийской низменности. Доклады российских ученых были приняты во внимание, однако рассмотрения Международным союзом они так и не дождались.

Современная граница

Долгое время политические взгляды не давали европейским и азиатским державам договориться о конечном разделении частей света. Тем не менее в конце 20 века определение официальной границы все же состоялось. Обе стороны исходили из культурных и исторических концепций.

На сегодняшний день ось деления Европы и Азии идет через Эгейское, Мраморное, Черное и Каспийское моря, проливы Босфор и Дарданеллы, акваторию Урала вплоть до Ледовитого океана. Такая граница представлена в международном географическом атласе. Таким образом, Урал - единственная река между Европой и Азией, через которую проходит разделение.

По официальной версии, Азербайджан и Грузия частично находятся на территории обеих частей света. Стамбул и вовсе является трансконтинентальным городом из-за принадлежности пролива Босфор и к Азии, и к Европе. Аналогичная ситуация обстоит и со всей страной Турцией. Примечательно, что город Ростов также принадлежит Азии, хоть и находится на территории России.

Точное деление по Уралу

Вопрос о пограничной оси между частям света неожиданно открыл активную дискуссию среди жителей и властей Екатеринбурга. Дело в том, что этот город между Европой и Азией находится на данный момент в нескольких десятках километров от зоны условного деления. С учетом стремительного территориального роста Екатеринбург уже в ближайшие годы может унаследовать судьбу Стамбула, став трансконтинентальным. Примечательно, что в 17 км от Ново-Московского тракта уже возведен мемориал, показывающий границу частей света.

Куда интереснее ситуация обстоит в окрестностях города. Здесь находятся и большие акватории, и горные хребты, и населенные пункты. На данный момент граница проходит по водоразделу Среднего Урал, поэтому пока эти области остаются в Европе. Это касается и Новоуральска, и гор Котел, Березовая, Варначья, Храстальная, и Сей факт ставит под сомнение правильность возведения на Ново-Московском тракте пограничного мемориала.

Трансконтинентальные государства

На сегодняшний день Россия - самая большая по пограничной территории страна между Европой и Азией. Такие сведения были озвучены еще в конце 20 века на саммите ООН. Всего трансконтинентальных государств насчитывается пять, включая Российскую Федерацию.

Из остальных следует выделить Казахстан. Эта страна не входит ни в Совет Европы, ни в азиатский аналог. Республика с площадью в 2,7 миллионов кв. км и населением около 17,5 млн человек имеет межконтинентальный статус. Сегодня она входит в Евразийское Сообщество.

Под юрисдикцию Совета Европы попадают такие пограничные страны, как Армения и Кипр, а также Турция, Грузия и Азербайджан. С Россией отношения определены только в рамках договоренного регламента.

Все эти государства считаются трансконтинентальными. Особняком среди них стоит Турция. Она занимает всего 783 тысячи кв. км, однако является одним из важнейших торговых и стратегических центров Евразии. За влияние в этом регионе до сих пор борются представители НАТО и Евросоюза. Численность населения здесь составляет более 81 миллиона человек. Турция имеет выход сразу к четырем морям: Средиземному, Черному, Мраморному и Эгейскому. Граничит с 8 странами, включая Грецию, Сирию и Болгарию.

Трансконтинентальные мосты

В общей сложности на все сооружения было потрачено свыше 1,5 миллиардов долларов. Главный мост между Азией и Европой лежит через пролив Босфор. Его длина составляет более 1,5 километров при ширине в 33 м. Босфорский мост является подвесным, то есть основные крепления находятся сверху, а само сооружение имеет форму дуги. Высота в центральной точке равна 165 метрам.

Мост не отличается живописностью, однако считается главным межконтинентальным символом Стамбула. На строительство властями было потрачено порядка 200 миллионов долларов. Стоит отметить, что пешеходам подниматься на мост строго запрещено, чтобы исключить случаи самоубийства. Проезд для транспорта платный.

Также можно выделить пограничные мосты в Оренбурге и Ростове.

Трансконтинентальные памятные знаки

Большинство обелисков находится на Урале, в Казахстане и Стамбуле. Из таковых следует выделить памятный знак у пролива Югорский Шар. Находится он на и является самой северной точкой границы Европы и Азии.

Крайние восточные координаты трансконтинентальной оси отмечены знаком в верховье реки Малой Щучьей.

Из обелисков можно выделить памятники у поселка Промысла, на станции Уральский Хребет, на перевале Синегорский, на горе Котел, в Магнитогорске и др.