Загадочная балаклава. История балаклавы В Балаклаву с экскурсией

Балаклава – компактный, но очень живописный населённый пункт в районе Севастополя. Он популярен у туристов из-за роскошной природы, уютных пляжей и возможности активного отдыха. В этой статье – вся полезная информация про Балаклаву – как добраться, чем заняться, достопримечательности Балаклавы с фото и описанием, история курорта.

История курорта

О прекрасной гавани в окружении скал впервые упомянул Гомер в «Одиссее». Древний сказитель назвал поселение, расположенное здесь, Ламосом и упомянул, что залив полностью скрыт со стороны моря, а вода здесь всегда спокойна.

Побережье много раз переходило «из рук в руки». До I в. н. э. основными его обитателями были тавры, которые основали рыбачью деревню. В числе последующих «хозяев» оказывались римляне, греки, византийцы, основавшие пос. Ямболи, итальянцы, которые построили знаменитую крепость Чембало.

В XIV в., в период восстания греческого населения крепости, она перешла к княжеству Феодоро, а после стала частью Османской империи. Вероятно, тогда возник топоним: турки называли крепость «Балык-юв», что означает «рыбье гнездо».

В 1624 г. крепостью овладели запорожцы, а затем она перешла во владение Российской империи. Во время Крымской войны городок захватили англичане, построившие деревянную набережную, водопровод и первую на полуострове железную дорогу.

После того как британцы покинули город, Балаклава некоторое время была частью Ялтинского уезда, а затем развивалась как курорт. Открывались пансионаты, гостиницы, вначале XX в. построены дача графа Апраскина и охотничий домик Юсуповых, сухопутные укрепления, которые использовались во время войн.
Множество военных объектов (включая засекреченную базу) появилось в советский период, поэтому некоторое время населённый пункт был закрыт. А в 1957 г. Балаклава официально потеряла статус города.

Достопримечательности Балаклавы – фото с описанием

Большинством крымчан Балаклава воспринимается как отдельный город, хотя административно это район Севастополя. Здесь немало достопримечательностей, которые обязательно стоит посетить, если вы выбрали отдых в Крыму .

Прежде всего, населённый пункт славится Балаклавской бухтой, самой удобной на черноморском побережье. В ней никогда не бывает штормов, скалы полностью скрывают бухту от посторонних глаз. Раньше здесь базировались подводные лодки, а сейчас расположены суда Черноморского флота.

Вдоль городка тянется красивейшая набережная, носящая имя героя войны И.А. Назукина.


Недалеко от Балаклавской набережной стоит старейшая ныне действующая на полуострове церковь Двенадцати апостолов, построенная на месте византийского храма, стоявшем здесь еще в 6 веке. Своими корнями храм уходит во времена генуэзского периода, а храмовой архитектурой он обязан 18 веку и считается уникальным. Во время реконструкции здания был найден камень с надписью, гласившей, что церковь была возведена в 1357 году.

Во время крымской войны она была разрушена, и полностью восстановлена только к концу 19 века. Ее украсили портиками и освятили в честь Николая Чудотворца, являющегося покровителем моряков. После победы в крымской войне греческий балаклавский батальон хранил здесь свои знамена.

Храм славен не только своим многовековым существованием. Его архитектура была признана уникальной, у которой в мире нет аналогов, и находится в реестре архитектурных памятников 18 века. Построено здание в виде креста с расположенным в центре куполом, стены выполнены мраморным бутовым известняком. На входе в храм стоят белокаменные колонны, а внутренняя часть остается белоснежной, не затронутой фресками уже несколько веков.

В СССР церковь была закрыта и в ее здании располагались различные организации. Но в1990 году архитектор Юрий Лосицкий представил свой проект реконструкции здания и уже к лету того же года, первый раз за много лет там провели богослужение.

Ступив на землю Балаклавы, непременно услышишь предания и легенды знаменитой крепости Чембало. Остатки ее башен, находящихся на горе Кастрон видны еще издалека. В свое время эта цитадель делала Балаклавскую бухту недосягаемой гаванью. По летописям ее строительство было начато еще в середине 14 в., а закончилось во второй половине 15 в., свидетельством тому являются сохранившиеся с тех времен консульские надписи. Не исключено, что генуэзцы могли возвести крепость на руинах фундаментов, которые остались со времен римлян и греков, присутствие которых подтверждают археологические раскопки.


К первой башне ведёт каменная лестница, по которой поднимутся даже дети, а вот к следующим придётся добираться по горной тропе. Зато сверху открывается невероятный по красоте вид на населённый пункт и акваторию Чёрного моря.

Представительство Чембало располагалось между цитаделью Каламита, что у Черной реки и мысом Сарыч. На утесе были выстроены вверху и внизу оборонительные города, которые представляли собой хорошо укрепленный дворец.

Город вверху носил имя покровителя моряков Николая, В нем находился весь управленческий корпус колонии. В Консульском замке на нижнем этаже стояла большая емкость для хранения питьевой воды. В нижнем городе были построены оборонительные стены, которые надежно защищали замок, он был назван именем Георгия Победоносца.

Остатки Чембало отлично видны с набережной, здесь есть ступени, по ним можно подняться на самую высшую точку Кастрон и, поднимаясь пофантазировать, какой была крепость во время ее становления. Свое начало она брала от старых порта и рынка, что были в бухте, первая башня была началом стен крепости, всего Чембало окружало 16 башен.

Наверху от башни-донжона открывается удивительная красота, с высоты птичьего полета видно море до самого горизонта, по правую сторону горы виден мыс Фиолент, слева – Айя, а повернувшись назад можно увидеть всю Балаклаву во всей ее красе.

К сожалению, все памятники Крыма, которые относятся к генуэзскому периоду, не исключение и Чембало, давно превратились в руины и продолжают разрушаться. Пока не нашлось желающих их реставрировать.

Подземный военно-морской музейный комплекс Балаклавы

Большинство отдыхающих в Крыму приезжают в Балаклаву, чтобы побывать в музейном военно-морском комплексе «Балаклава», который стал музеем в 2002 году. Создавался он на основе подземного завода, предназначенного для ремонта и обслуживания подлодок, находящегося в штольнях.

Это уникальная достопримечательность Балаклавы, как своеобразный памятник холодной войне, военной истории, технике тех лет, той Балаклаве, которая была засекреченной базой атомных подлодок (объект ГТСNo825).

Военной базой бухта стала еще до войны, а уже в 50-х годах здесь начали строить противоатомный объект. Для создания засекреченной базы была выбрана Балаклава – полностью изолированная от посторонних глаз бухта, закрытая небольшим проливом. Уникальные оборонительные сооружения были сделаны в кратчайшие сроки, в тяжелейших условиях, под землей всего за 8 лет и являются блистательным показателем инженерных работ.

Здесь на достаточной глубине, в скалах были сделаны искусственный водный источник, сухие доки, технические участки, в которых обслуживались и ремонтировались подлодки, склады с топливом, секретная минно-торпедная часть. Из горы Таврос можно было выйти через два выхода, один вел в бухту, другой в открытое море, оба выхода были хорошо замаскированы.

В конце прошлого века в связи с перевооружением флота объект перестал быть секретным и потерял свое значение. Здесь из того немногого, что сохранилось, организовали выставки посвященные историческому значению Черноморского флота и подводных сил страны. Для осмотра открылись некоторые зоны, проходящие рядом с подземным каналом, помещения, которые были раньше заводскими цехами и арсенал торпед и ядерных боеголовок. Также здесь можно увидеть макеты боевых кораблей и некоторые виды техники и вооружения того времени.

Еще здесь в одной из пещер представлена экспозиция редких экспонатов, относящихся к Крымской войне, которые любезно предоставила семья Шереметьевых из Киева. Здесь можно увидеть военную амуницию, обмундирование, награды, некоторые виды разного оружия. Здесь на картах сражений можно увидеть маршруты той войны, почитать письма солдат и многое другое.


Мыс Фиолент и Свято-Георгиевский монастырь

К одному из красивейших мест полуострова можно отнести мыс Фиолент, который манит живописным ландшафтом, чистым морем, белым пляжем и камнями на дне моря, которые обросли морской растительностью. Здесь в штиль особенно приятно наблюдать за морем, в это время вода в море совершенно прозрачная.

Образовался он вследствие извержения, существовавшего здесь еще в доисторическом периоде, вулкана, о чем свидетельствуют застывшие потоки лавы на его поверхности, на уже покрывшихся известняком склонах прожилки полудрагоценных минералов.


Мыс оброс множеством преданий и имен, и каждый выбирает легенду на свой вкус. Изначально он назывался Партеннум и по легенде олицетворял Ифигению, доставленную сюда богиней Артемидой для принесения ее в жертву богам, которая потом стала жрицей храма Девы. Святым Георгием он стал называться, согласно другой легенде, после того, как к терпевшим крушение морякам явился святой Георгий, который им помог.

Высадившись на утес, они обнаружили на ней лик Георгия и после этого, оставшиеся в живых моряки в благодарность за спасение воздвигли здесь в его честь монастырь. А вот Фиолентом он стал называться не очень давно, и по сей день идут споры, откуда пошло это название, то ли от божьей страны, то ли от неистового характера мыса.

Чтобы понять, что такое мыс Фиолент, нужно представить очень высокую гору с морем у подножья и старую лестницу из 800 ступеней, если по ней спуститься вниз, то можно увидеть отвесные скалы над пляжем, море и в нем скалу, с возвышающимся крестом, поставленным туда в давние времена.


Мыс Фиолент

На скалах Фиолента над Яшмовым пляжем есть Георгиевская скала, здесь стоит единственная в своем роде Свято-Георгиевская обитель, где ранее стоял языческий храм. По преданиям его построили в конце 9 века моряки, которым помог спастись святой Георгий. Из этой обители выходили священники (капелланы) для флота, там побывали многие императоры России, а побывавший на этой земле Пушкин уехал переполненный впечатлениями.

В ознаменование тысячелетнего юбилея обители в 1891 г. на скале, где мореплаватели увидели явление св. Георгия, установили крест, на котором святой поражает дракона и дата 891-1891.В начале 20-х г. прошлого века обитель отдали под воинскую часть ЧФ, а в 90-е годы его стали заново возрождать. Сейчас еще ведутся работы по восстановлению, но монастырь принимает всех, кто желает посетить службу.

Водопад Мердвен-Тобе в окрестностях села Родное (Балаклавский район)

Действительно безграничны запасы достопримечательностей Крыма. Вот и в Байдарской долине их полное изобилие. Одним из таковых считается водопад Мердвен Тобе, что дословно означает перевернутая лестница, такое название он получил благодаря своей форме.

Форма скалы, с которой изящно, стекают струи воды, с особой грацией падая в зеленую гладь озера, в самом деле, очень походит на перевернутую лестницу. Зеленый берег озера напоминает тропический пейзаж, что-то в нем есть голливудское.

Здесь же под козырьком находится увитый плющом грот Коба-Чаир, в котором даже в самый жаркий день можно найти прохладу. Если из грота смотреть на водопад, то открывается потрясающее зрелище игры воды с солнцем. В очень жаркое лето водопад практически высыхает, поэтому на всю его красоту лучше любоваться в марте-апреле.

Но, несмотря на это, озеро остается в распоряжении отдыхающих. Место для отдыха здесь очень хорошо обустроено, здесь есть столики, лавочки, раздевалки, т.е. все, что нужно для полноценного отдыха. Находится водопад около села Родное, поэтому местные жители его называют Родновским водопадом. Недалеко от него находится страусиная ферма, где можно услышать много интересного о страусах, порыбачить и отдохнуть в кемпинге.

На Таврической набережной в Балаклавской бухте уже много лет стоит красивейшее полуразрушенное здание. Называют его охотничьим домиком Юсуповых, хотя слово домик к этому строению плохо подходит.

Еще в начале 20 века семья Юсуповых, которые очень любили Крым пополнили свою коллекцию домов здесь еще одним летним дворцом. Их династия была самой состоятельной в царской России. К сожалению, ни один член семьи Юсуповых не жил в этом доме.

Единственный наследник этой династии Феликс был замешан в организации убийства Григория Распутина и все их семейство, как и другие представители рода Романовых, было вывезены в Англию. Позднее наследник с женой переехали в столицу Франции, где и остались до конца своих дней.


Сейчас этот памятник архитектуры не пригоден для посещения туристов, но, все- же величественные стены некогда красивого дворца помнят о тех временах великой империи.

Чем ещё заняться в Балаклаве?

Балаклава популярна среди туристов. Прежде всего, их привлекают чудесные пляжи, на которые можно добраться, заказав прогулку на катере. До нескольких мест для купания легко дойти и пешком. Например, в центре расположен Городской пляж, а чуть дальше, в 4 км от центральной площади, есть благоустроенные Матросский и Мраморный пляжи.

Туристам предлагается заняться рыбной ловлей, заказать экскурсию на квадроциклах, покататься на лошадях или полетать с парапланом. Развиты яхтинг и дайвинг.

В Балаклаве много столовых, кафе и ресторанов, которые специализируются в основном на рыбных блюдах. Балаклавская уха славится на всё побережье. Отведав местные деликатесы, стоит сесть на автобус № 126 и отправиться в Инкерман, где продегустировать марочные вина.

Полезная информация

Сезон в Балаклаве начинается в конце весны и длится до сентября. Есть прямые рейсы из Симферополя. Автобусы идут с автовокзала, однако за сутки совершается всего четыре рейса. Легче добраться из Севастополя: от пл. Нахимова идут городские автобусы № 2а, 12, 14, 20а, 120. Следует ехать до ост. «5-й км Балаклавского шоссе», затем на маршрутном такси № 9 – до ост. «Площадь 1-го Мая». От неё совсем недалеко до бухты.

Дошедших до наших дней, можно найти в поэме Гомера "Одиссея", в ней Гомер описывает события 12 веке до нашей эры:

"В гавань красивую там мы вошли. Ее окружают
Скалы с обеих сторон непрерывной стеною.
Около входа высоко вздымаются друг против друга
Два выбегающих мыса, и узок вход в эту гавань.
Там племя мы встретили кровожадное Лестригонов"
Как сходятся историки - это было племя Тавров, обитавших в то время в этим местах.

Второе упоминание о Балаклаве, тоже находится в греческом эпосе, про двух друзей Аресте и Пилате которые прибыли сюда спустя 10 лет после высадки Одиссея. На берегах Бадаклавы, где живут кровожадные листригоны, им нужно было выкрасть статую Артемиды.
Первое греческое название Балаклавы - Сюмболон Лимен, что означает "Бухта предзнаменования".
Следующее название, которое встречается в истории - это название, под которым мы сейчас и знаем город, Балаклава. Название Балаклава имеет два перевода с татарского - "Рыбье гнездо" и "Рыбная погода".

Первое историческое упоминание о Балаклаве датируется 1 веком н.э. Плинием Старшим. Путешествуя по Тавриде (одно из первых названий Крыма, просуществовавшее до средневековья), описывает Балаклаву как рыбацкий поселок и местом сбора пиратов.
В конце 1-го века нашей эры, римское войско под предводительством Плавтия Сильвана победило Тавро- скифов под Херсонесом. После победы римляне возводят в Балаклаве храм Юпитеру и называют город Сюмболон.

В 145 году н.э. император Антонин Пий помогает правителям Херсонеса в сражениях с остатками Тавров и скифов, последние были отброшены в северную и восточную часть Крыма. В это время в Балаклаве усиливается крепость и упрочняется римское господство. Все важные должности занимают римляне, греки занимаются в основном торговлей. Римляне живут в Балаклаве до 240 года, в этом году они покидают территорию Таврии и передают город грекам.

В 1204 г. пала Византия и генуэзцы захватили торговые пути в Крым. В Балаклаве начинают строить крепость и защитные сооружения для охраны торговых судов, крепость носит стратегическое назначение, является ключом к столице, Херсонесу. В Балаклавской бухте постоянно несут дежурство военные корабли, готовые в любой момент отбить вражеское нападение.

В 1475 г. город, после долгой осады, пал под натиском Османской империи, летописцы приписывают к этому периоду появление первого упоминания названия Баликайя. И на долгие годы Османская империя закрепилась там.

В 1624 г. Балаклаву захватили казаки, город был частично разграблен, греческие поселения в городе практически не пострадали, Османские были разграблены и сожжены. Крепость и город казаки долго не удерживали, после разграбления вернулись с награбленным в свою столицу, на остров Хортицу.


В 1773 году 23 июня турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2-мя русскими кораблями "Корона" и "Таганрог", и после 6 часов сражения турецкие корабли полностью разгромленные - отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Черном море, выигранная в меньшинстве она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.

В 1787 г. Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава это ключ к Крыму и распорядилась обустроить военные укрепления.

В 1854 г., в октябре, в Балаклаву вошла эскадра Английского морского флота, после ожесточенного сопротивления часть оборонявшихся сдалась, часть сумев выбраться из окружения добралась до места базирования русской армии в Ялте. Те, кто сдался на милость победителей, были или убиты или занимались черновыми работами по восстановлению или обустройству города.


В 1855г. возле Балаклавы состоялось кровавое сражение, хотя русские войска не одержали в нем победы, боевой дух англичан был подавлен, с огромными потерями англичане удержали Балаклаву, а место сражения назвали "Долина смерти".
Во время пребывания англичан в Балаклаве, была отстроена первая деревянная набережная в городе, позже она стала называться набережной Назукина. Появилось множество торговых лавочек, ремесленников.
В это же время англичане начали строительство первой железной дороги в Крыму, она соединяла с Балаклавой, протяженность составила практически 13 км.
На протяжении всего периода нахождения англичан , в городе все время было не спокойно, постоянные убийства, виселица не пустовала и на день. Английские матросы, по одному практически не перемещались по городу, а в окрестности выходили только группами, очень сильное было сопротивление местными жителями.

Уже в 1856 году порт в спешном порядке покидают англичане, город практически заново разграбили, а отстроенную железную дорогу разобрали и продали туркам.
Восстановление города полностью завершилось в 1871 году, город становится одним из популярных курортов русской аристократии.

В 1887 в городе была открыта первая гостинца "Гранд Отель" и через год князь Юсупов построил на противоположном берегу бухты охотничий домик, Балаклава набирает свою популярность.

В период 1-й мировой войны Балаклава была оккупирована Германией, потом перешла под интервенцию Франции и в двадцатые годы перешла под власть большевиков. Население города было не большое, с началом первой мировой войны около 400 человек. Город практически опустел.

В 1931 году было построено первое водолазное училище в СССР, город снова как феникс возрождался.
В период второй мировой войны оборону города держали практически год, русские войска оставили город практически стертым с лица земли.

В 1945 году город посетил английский премьер Уинстон Черчилль, с коротким визитом, почтить память войнам погибшим в "Долине смерти".


В 1953 - 63 гг. в Балаклаве построена под скалой база для подводных лодок, секретное название - , одно из монументальных сооружений СССР. Там находились тактические подводные лодки с ядерным вооружением.

В 1957 г. Балаклаву из-за секретности объекта перевели под юрисдикцию г. .

В 1990, после распада СССР, Балаклава вошла в состав Украины, секретный бункер был разграблен, корабли РФ, были передислоцированные на другие базы РФ.

В 2014 году вместе с Крымом вошла в состав РФ и получила новый виток своей истории.

Балаклава на карте Крыма

Приветствую, друзья!

Если вы еще не так хорошо знакомы с географией нашего полуострова, но желание посетить самые интересные уголки велико – советую взглянуть, где находится Балаклава на карте Крыма.

Место это удивительное и для «первооткрывателей» весьма загадочное. Но, я надеюсь, вы сможете разобраться, как выйти в море на шашлыки и рыбалку и не найти обратный вход в Балаклавскую бухту с моря. А также поймете, почему тут Венеция и Генуя бились за рынки сбыта рабов.

Ну, а я по традиции, приглашаю вас на небольшой, но полезный информационный обзор этого местечка.

Начнем с того, что Балаклава – бывший по статусу город, сейчас относится к одному из районов , и считается просто населенным пунктом.

Находится Балаклава в 15-17 км от Севастополя, на юго-западном побережье. Поселение расположилось по краям уникальной, достаточно узкой балаклавской бухты, которая на 1,5 км врезается в сушу.

Уникальность бухты в том, что скалистые берега и извилистый пролив полностью скрывают картину соединения с морем, создавая иллюзию ограниченного водного пространства.

Как добраться

  1. Добраться сюда из легко и быстро можнозаказав трансфер , либо арендовав собственное авто . Ехать порядка 100км, но трасса в отличном состоянии. Что-почем и как не попасть с арендой впросак я писал .
  2. В Балаклаву из аэропорта прямых рейсов нет, но можно отправиться с пересадкой в Севастополе. Рейсов в Севастополь довольно много. Расписание и билеты можно посмотреть и купить на е «Крымавтотранса «.
  3. До Севастополя ходят еще и Аэроэкспрессы Fly&Bus . Цены и расписание на их сайте .
  4. На въезде в Севастополь есть автобусная станция «5 км». Отсюда очень часто бегают маршрутки и автобусы до Балаклавы. Проблемы уехать нет.
  5. Можно доехать до Севастополя на автобусе через Симферополь с автостанции «Курортная «. Рейсов здесь больше, чем из аэропорта. Для поиска и покупки билетов используйте тот же сайт «Крымавтотранса «.
  6. Добраться до Симферополя из аэропорта можно на 17-м троллейбусе или 49-м автобусе. Ехать 20-30 минут.

О всех способах, как покинуть симферопольский аэропорт грамотно и дешево в

Общее описание курорта

Балаклава – это сочетание оздоровительного, развлекательного и культурно-познавательного туризма.

Климатические условия и санаторные заведения позволят вам укрепить организм, поддержать здоровье, а природные ландшафты и пейзажи южного побережья подарят восторг и умиротворение.

Кроме того, Балаклава – это древний город , который сохранил свою историю, увековечив ее в природных и рукотворных памятниках.

Районы и структура

Население Балаклавы около 20000 человек. Структура этого населенного пункта проста – старый район и новые застройки. Жилые районы располагаются ступенями, «по вине» горного ландшафта.

По обе стороны балаклавской бухты открывается вид на историческую часть древнего городанабережную Назукина и Таврическую . Здесь сохранились узкие улочки, ведущие вверх, прогуливаясь которыми вы встретите и памятники архитектуры, и лучшие рестораны и кафе, и многочисленные отели и гостиницы.

Новые районы, построенные после войны, являются продолжением Балаклавы, и тянутся в сторону Севастополя и Ялты.

Море у берегов Балаклавы

В бухте, где практически отсутствуют штормы, морская вода сохраняет идеальную прозрачность и чистоту . Температура моря в летний период достигает комфортных +24 + 26 градусов, и редко, когда опускается ниже +20 до конца сентября.

Эта местность, с ее окружающими скалами, подводными рифами и таинственными мысами Айя и Фиолент, привлекают поклонников подводного плавания. Здесь же и расположен лучший на полуострове дайвинг-центр.

Спокойные воды балаклавской бухты больше всего подходят для яхтенного спорта. Отдыхая здесь, вы можете стать зрителем парусной регаты, или же совершить путешествие в открытое море на одной из белоснежных яхт.

Пляжи Балаклавы

В Балаклаве различают пляжи непосредственно в самой бухте и за ее пределами. Все они галечные (кроме бетонного городского), с не слишком широкими, а местами совсем узкими береговыми полосами. Оборудованные и многолюдные – это пляжи по одну и другую сторону бухты:

  • Городской , набережная Назукина. Имеется вся инфраструктура, удобства и развлечения;
  • Мраморный – в конце набережной Таврической. Здесь также есть пляжное оборудование, заведения общепита и различные услуги;
  • Матросский — бок о бок с Мраморный, но с бетонными конструкциями, что снижает его привлекательность по сравнению с соседом.
  • Васили – оборудованный, бесплатный пляж, к которому ведет дорожка с Мраморного.

Чтобы посетить живописные пляжи за пределами бухты придется использовать катер, ялик или яхту, что само по себе дарит отличное настроение, ну или топать пешком по тропинкам и холмам.

Лучшие пляжи

  • Яшмовый – мыс Фиолент. Считается одним из самых привлекательных и чистых пляжей полуострова, протяженностью в 1 км. Благоустроен, есть кафе и санитарные зоны. На берегу и в море встречаются крупные камни, но красота здешних пейзажей и морская лазурь заставит позабыть обо всем на свете;

В противоположной стороне от Яшмового пляжа, двигаясь к мысу Айя, находятся не менее популярные и оборудованные пляжи:

  • Серебряный – расположился ближе всего к Балаклаве;
  • Золотой – дальний, но просторный, с аттракционами, кафе, платными лежаками;

Дикие и прекрасные пляжи

Совсем уединиться здесь не получится, отдыхающие добираются сюда на катерах в течение всего дня. Но зато можно поставить палатку и остаться с ночевкой.

  • Затерянный мир – мыс Айя . Очень говорящее название — зеленые холмы, нависающие скалы, каменистый берег, чистейшая вода. Не забудьте договориться с хозяином катера или лодки, чтобы забрал вас, ведь другого пути отсюда нет;
  • Инжир – маленький, каменистый пляж, к которому ведет тропинка от Золотого пляжа. Здесь чудесный и целебный воздух, благодаря хвойным деревьям;
  • Шайтан – Дере (Шайтанка) – рядом с входом в бухту. Здесь скалы и огромные валуны встречаются с морем и негде спрятаться от солнца. Чтобы отправиться сюда, надо быть экстремалом, хорошим ныряльщиком, ну или нудистом.

Пляжи здесь перечислены не все, есть небольшие, менее известные и комфортные, на которые вы можете забрести в ходе прогулок.

Парки Балаклавы

Выдающихся парков в Балаклаве нет, но имеется несколько зеленых зон для культурного отдыха – скверов, с аккуратными дорожками, скамеечками и фонарями.

Зато Балаклава находится в окружении природных парков, которые необходимо посетить:

Полезно знать

В Балаклаве начинается Большая Севастопольская Тропа вдоль побережья до Ласпи порядка 18 км. Великолепный маршрут выходного дня для активных туристов. Порка что это один из немногих прототипов «трэкинга в горах» , который широко развит в

Всю информацию посмотрите на сайте visitsevtrail.ru

Друзья, мы не прощаемся. Про Балаклаву можно говорить часами. В мы продолжим наше виртуальное путешествие по курорту и разберем вопросы истории, достопримечательностей, а также питания и проживания.

Не переключайтесь. Подписывайтесь на обновления блога , активно участвуйте в комментариях и оставайтесь на связи при помощи кнопок социальных сетей.

Все только начинается!

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вхождение Крыма в состав России в мире оценивается неоднозначно. Во многих западных государствах это событие рассматривается как акт оккупации Россией полуострова Крым. Игнорируется воля большинства крымчан, проголосовавших на референдуме за воссоединение с Россией.

В современном мире присоединение Крыма к России - самый актуальный вопрос. 18 марта 2014 г. был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России, в соответствии с которым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты— Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Владимир Познер в своем интервью сказал, что «никакого экономического интереса Крым не представляет. Дело в городе Севастополе, где расположен российский Черноморский флот. Вот что имеет большое значение». По мнению специалистов, Черноморский флот не может тягаться по мощи с Тихоокеанским, а уж тем более с Северным. Но в историческом плане существование российского флота на Черном море, по словам доктора исторических наук Андрея Союстова, себя полностью оправдывает и будет оправдывать.

"Во-первых, это средство, которое могло позволить державе прибрать к рукам черноморские проливы и - вековечная мечта - выбраться в Средиземное море из бутылки черноморского бассейна. Второе - это всегда та сила, что препятствует неприятелю добраться до наших южных границ кратчайшим путем, по морю» . Автор данной работы целиком и полностью согласен с мнением тех ученых и публицистов, которые считают, что Крым был и является стратегической базой России в Причерноморье. В Крыму находятся немало таких объектов, которые могут усилить обороноспособность нашего государства. Одним из таких объектов является Балаклава.

Летом 2014 г. мы посетили ряд мест на Крымском полуострове. Экскурсии произвели на меня огромное впечатление. Особенно поразил город Балаклава, а именно секретный объект 825, историю которого я постарался отобразить в данной работе.

После распределения кораблей и баз Черноморского флота, Балаклава вместе с заводом досталась Украине. Но сегодня наша страна получила весь Крым, а значит, и Балаклаву в состав Российской Федерации.

Научное исследование мы посвящаем «Объекту 825 ГТС». Поскольку многие архивные документы до сих пор засекречены, нам пришлось собирать информацию по крупицам. Кроме того, летом мы с семьей съездили в Крым, чтобы посетить Балаклаву и на месте узнать некоторые подробности.

Цель работы : определить место секретного «Объекта 825 ГТС» в историческом и современном аспектах.

В соответствии с целью работы мы определили задачи исследования:

    Проследить историю селения Балаклава с древности до наших дней.

    Исследовать историю секретного объекта Балаклавы с 1953 по 2014 годы.

    Сопоставить полученные данные с результатами практических наблюдений.

    Охарактеризовать современное состояние и перспективы развития балаклавского объекта.

Перспективы исследования.

В процессе проведения исследования нами были изучены документальные материалы, обобщены и систематизированы сведения по личным наблюдениям, анализу документальной литературе, Интернет-ресурсам, СМИ.

Материал работы можно использовать в качестве дополнения на уроках истории, обществознания, географии.

Глава 1. Из истории местечка Балаклава

Балаклавская бухта - уникальное творение природы. Узкой лентой вдается она в глубину суши, отделяясь от моря узким входом. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов. Поэтому со стороны открытого моря гавань не видна. За право обладать удобной Балаклавской гаванью непрерывно боролись азиатские и европейские народы

Первый исторический народ Крыма, оставивший следы своего пребывания на древней земле Балаклавы именуется таврами. Античные писатели характеризуют тавров как дикий народ, приносящий человеческие жертвы.С Балаклавой связан один из знаменитых мифов древней Греции - о посещении Одиссея страны лестригонов (так называл тавров Гомер).

Первое историческое упоминание о Балаклаве датируется 1 веком н.э. Плинием Старшим. Путешествуя по Тавриде (одно из первых названий Крыма, просуществовавшее до средневековья), описывает Балаклаву как рыбацкий поселок и местом сбора пиратов[ 6, 21].

В конце 1-го века нашей эры, римское войско под предводительством ПлавтияСильвана победило Тавро- скифов под Херсонесом. После победы римляне возводят в Балаклаве храм Юпитеру и называют город Сюмболон.

В 145 году н.э. император Антонин Пий помогает правителям Херсонеса в сражениях с остатками Тавров и скифов, последние были отброшены в северную и восточную часть Крыма. В это время в Балаклаве усиливается крепость и упрочняется римское господство. Все важные должности занимают римляне, греки занимаются в основном торговлей. Римляне живут в Балаклаве до 240 года, в этом году они покидают территорию Таврии и передают город грекам.

В 1204 г. пала Византия и генуэзцы захватили торговые пути в Крым. В Балаклаве начинают строить крепость и защитные сооружения для охраны торговых судов, крепость носит стратегическое назначение, является ключом к столице, Херсонесу. В Балаклавской бухте постоянно несут дежурство военные корабли, готовые в любой момент отбить вражеское нападение.

В 1475 г. город, после долгой осады, пал под натиском Османской империи, летописцы приписывают к этому периоду появление первого упоминания названия Баликайя. И на долгие годы Османская империя закрепилась там.

В 1624 г. Балаклаву захватили казаки, город был частично разграблен, греческие поселения в городе практически не пострадали, Османские были разграблены и сожжены. Крепость и город казаки долго не удерживали, после разграбления вернулись с награбленным в свою столицу, на остров Хортицу.

В 1773 году 23 июня турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2-мя русскими кораблями "Корона" и "Таганрог", и после 6 часов сражения турецкие корабли полностью разгромленные - отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Черном море, выигранная в меньшинстве она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.

В 1787 г. Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава это ключ к Крыму и распорядилась обустроить военные укрепления.

В 1854 г., в октябре, в Балаклаву вошла эскадра Английского морского флота, после ожесточенного сопротивления часть оборонявшихся сдалась, часть, сумев выбраться из окружения, добралась до места базирования русской армии в Ялте. Те, кто сдался на милость победителей, были или убиты или занимались черновыми работами по восстановлению или обустройству города.

В 1855г. возле Балаклавы состоялось кровавое сражение, хотя русские войска не одержали в нем победы, боевой дух англичан был подавлен, с огромными потерями англичане удержали Балаклаву, а место сражения назвали "Долина смерти".

В период 1-й мировой войны Балаклава была оккупирована Германией, потом перешла под интервенцию Франции и в двадцатые годы перешла под власть большевиков. Население города было не большое, с началом первой мировой войны около 400 человек. Город практически опустел.

В 1931 году было построено первое водолазное училище в СССР, город снова как феникс возрождался.

Во время второй обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны Балаклава с ее удобной гаванью оказывается столь же привлекательной для немцев, как и для англичан в 1854 г. На ее захват немцы бросили 72-ю пехотную дивизию, поддержанную танками. Первый удар врага принял на себя батальон НКВД, прорвавшийся к городу 4 ноября 1941, а также бойцы 514-го стрелкового полка Приморской армии и морские пехотинцы. Понеся большие потери, защитники Балаклавы были вынуждены отступить в район Генуэзской крепости. Крепость Чембало вновь, как и в древности становится последним оборонительным рубежом Балаклавы. Защитники Генуэзской крепости, заняв 20 ноября оборону, за несколько месяцев отбили до 70-ти штурмов фашистов, не потеряв ни одного человека. Оборона Балаклавы длилась с 4 ноября 1941года по 29 июня 1942г. А в 1944 году, 15-16 апреля, советские войска вышли к оборонительным рубежам противника,и уже 18 апреля Балаклава была освобождена.

В 1945 году город посетил английский премьер Уинстон Черчилль, с коротким визитом, почтить память воинам погибшим в "Долине смерти".

После войны жизнь в Балаклаве круто изменилась. В бухте была размещена дивизия подводных лодок, и Балаклава превратилась в одну из секретнейших военных баз в стране. Размещенные в Балаклаве субмарины оснастили в 60-е годы ядерным оружием, а на западном берегу бухты был построен в толще скалы подземный завод по ремонту подводных лодок. В 1953 - 63 гг. в Балаклаве построена под скалой база для подводных лодок, секретное название - «Объект 825 ГТС», одно из монументальных сооружений СССР. Там находились тактические подводные лодки с ядерным вооружением.

В 1957 г. Балаклаву из-за секретности объекта перевели под юрисдикцию г. Севастополь.

В 1990, после распада СССР, Балаклава вошла в состав Украины, секретный бункер был разграблен, корабли РФ, были передислоцированные на другие базы РФ. В марте 1995г. из Балаклавы была выведена последняя российская подводная лодка, а в 2003году ушла в Севастополь подводная лодка «Запорожье», принадлежащая Военно-морским силам Украины

В 2014 году Балаклава вместе с Крымом вошла в состав РФ и получила новый виток своей истории.

Невозможно описать все стороны истории Балаклавы. Для этого мы рекомендуем вам книгу Шавшина Владимира Георгиевича «Балаклава: Исторические очерки». В ней можно узнать более подробно обо всех периодах истории Балаклавы, вплоть до начала 90-х годов ХХ века.

Глава 2. История Балаклавской бухты и объекта 825 ГТС

Балаклава - небольшой городок на побережье Черного моря. Балаклавская бухта - уникальная бухта Чёрного моря, идеально подходящая для организации порта, базирования подводных лодок. Ширина бухты составляет 200-400 метров, а глубина не более 17 метров. Географическая уникальность бухты способствует отсутствию в ней штормов, что является отличным условием для швартовки. Благодаря уникальности входной части бухты — её извилистости она абсолютно незаметна со стороны открытого моря, что является огромной стратегической выгодой(Приложение 1).

Во времена Советского Союза, это было супер засекреченное место - база подводных лодок с уникальным заводом по ремонту подводных лодок, который был выдолбленный в скале Балаклавской бухты. Сейчас Балаклава, это база Черноморского военного флота и город, где сохранилось много интересных исторических памятников.

В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы— СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия.

Незадолго до своей смерти Иосиф Виссарионович Сталин утвердил комплексный план защиты от атомного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус— город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь[ 7].

Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз— со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок вождь рассматривал и визировал лично. Времени на размышления у него почти не оставалось: по данным советской разведки, в США уже развернулось бешенное подземное строительство. Под сколы и в шахты прятали командные пункты и баллистические ракеты, ангары и военные заводы: Целые города уходили в земные недра, ветвясь там, как кротовые норы.

В гонке вооружений Советский Союз не мог отставать от Соединенных Штатов. Летом 1957 года в Балаклаве появились специалисты Минспецмонтажа. В этом же году было создано специальное строительное управление №528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Все было настолько засекречено, что даже местные жители ни о чем не подозревали. Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта.

Работы в горе Таврос велись круглосуточно, как у шахтеров, в четыре смены. Шаг за шагом, кубометр за кубометром, день за днем, год за годом. Общая выработка скального грунта превышала 25 тысяч кубометров. В толще западного утеса возникали рукотворные расщелины и пещеры, которые превращались в подземные дороги, причалы, шлюзовые камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты(Приложение 2).

В случае ядерной угрозы это подземное царство было рассчитано для укрытия 10 тысяч человек и целого дивизиона субмарин. В автономном режиме они могли находиться в течение 3 лет!

Подземный завод строился в противоатомном отношении I категории устойчивости с пробивкой скального грунта высокой степени защищенности и обеспеченности. Он имел большие производственные площади, в том числе сухой док и подводной канал для одновременного захода семи подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время.

Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы .

Глава 3. Описание, внутреннее строение и назначение объекта

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями(Приложение 3).

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной - 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни - 22 метра.

Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим батопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью "закупоривать" подземный объект. Такой же батопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, батопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход на северную сторону также перегораживался батопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось "пяти Хиросимам". Для смягчения ядерного удара все подземные сооружения, включая водный канал, имели закругленную форму.

По мнению военных "верхов", при гипотетическом ядерном взрыве в центре Балаклавы, помимо огненного шквала до нескольких тысяч градусов, огромных уровней радиации в десятки тысяч рентген, столб воды мог подняться на десятки метров, засосав в горло бухты сотни миллионов тонн воды и затопив все живое. Весь удар должен был принять на себя передвижной батопорт, который закрывал и открывал морской вход в подземный комплекс. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним - 26 метров. Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли подзарядить в заводе свои аккумуляторные батареи, пополнить запасы воды и топлива. Придя с боевой службы, субмарины могли пройти все необходимые виды техобслуживания, ремонта, а затем выйти в полном снаряжении из подземного комплекса.

В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты трехэтажного дома(Приложение 4).

В 1961 году Хрущев взял курс на сокращение Вооруженных Сил СССР. При посещении Севастополя и Черноморского флота Никита Сергеевич по-своему оценил уникальность подземного сооружения в Балаклаве. Масштабность и универсальность подземного комплекса настолько поразили Хрущева, что он приказал переоборудовать его под... склады для вина. И только благодаря настойчивым просьбам и неоднократным специальным докладам в ЦК КПСС Главнокомандующего ВМС СССР адмирала Кузнецова подземный завод по ремонту подводных лодок удалось достроить.

Трудно представить, как внутри огромной горы, состоящей из твердых мраморных пород, всего за четыре года продолбили 600-метровый канал. Ведь уровень канала на 7 метров ниже уровня моря! Какие инженерные технологии применялись для создания эго искусственного детища, до сих пор остается загадкой. Известно лишь, что первоначальные работы вели представители Черноморского флота СССР. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.

Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей. Западный выход из канала закрывался специальным сооружением - сборными железобетонными плитами толщиной 2 метра, длиной - 10 и высотой - 7 метров.

Весь подземный комплекс с мощной системой шлюзования и жизнеобеспечения является, пожалуй, единственным в мире историческим памятником инженерно-технического искусства времен "холодной войны". На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 год) никто из местных жителей даже не подозревал о существовании секретной штольни - "Объекта №825 ГТС", который официально назывался городской телефонной станцией.

Многие уже догадывались, почему Балаклава перестала быть климатологическим курортом, несмотря на очень жесткий режим секретности: въехать в бухту не могли даже коренные севастопольцы. Говорят, одного зеваку, случайно проехавшего свою остановку, сняли с автобуса при подъезде к бухте и едва не замордовали в застенках КГБ. А двое бывших рабочих, годами живших на одной лестничной площадке, только после горбачевской гласности узнали о том, что они трудились на одном и том же заводе, в одном и том же месте, но только в разных бригадах.

Глава 4. Балаклавский объект в 90-е годы

Военные "хозяйничали" в бухте вплоть до развала Советского Союза. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Когда массивные противоатомные гермодвери "гостеприимно" распахнулись перед всеми желающими, "демилитаризацией" бухты занялись "хваткие хозяйственники": откручивали, снимали и вывозили все, что могли. В подземные шахты ринулись толпы добытчиков лома цветных и черных металлов. Первым делом были похищены все чугунные крышки, закрывавшие всевозможные коммуникационные колодцы, смотровые люки, технологические шахты, тоннели, потерны и прочие переходы. В некогда засекреченный завод можно было без особых проблем въехать не только на грузовике, но и на небольшом подъемном кране. От бывших цехов, способных в кратчайшие сроки вернуть в строй покалеченную субмарину, остался один-единственный станок, который уже никогда не заработает: силовые кабели вырезаны до последнего метра, а все детали "ушли" на металлолом (Приложение 5).

Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в "хозяйственных" целях. Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом. Говорят, из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла и "выкачали" не один миллиард гривен.

Сегодня о былой подземной мощи напоминает лишь облезлая надпись "Счастливого плавания!", расположенная, вероятно, на месте бывшей казармы. Подземные укрытия превратились в опасные тропы с коварными "волчьими ямами" почти на каждом шагу. В многочисленных помещения валяются и торчат металлические детали, не заинтересовавшие "кладоискателей", но вполне способные покалечить незадачливого туриста. Единственное, что не угрожает, - это электрический ток: от многокилометровых кабельных трасс осталось лишь воспоминание. Заброшенный южный батопорт под действием неких неведомых сил распался на две части, одна из которых свалилась в канал, перегородив вход. На изъеденном ржавчиной изломе видно, какую огромную работу проделали во время сборки этого батопорта, сколько стальных листов требовалось сварить и сшить (Приложение 4).

Глава 5. Современное состояние секретного объекта

На почерневших стенах подземного города еще можно увидеть следы от выжигания ворованного цветного металла. Грабеж бывших заводских цехов продолжался бы и по сей день, если бы военные не решили создать музей - "в назидание потомкам". Его немногочисленные сотрудники сразу же превратились в зорких стражей уцелевшего добра.

Весть о наличии в Балаклаве уникального подземного памятника быстро облетела все посольства, аккредитованные в России и Украине. Когда иностранные гости прибыли в бухту, они пришли в ужас и не поверили собственным глазам: неужели советский человек мог такое создать? В 2001-2012 годах в подземном городе бухты побывали посол Китая Ли Гиобанг, посол Италии Брунетти Гетц, посол Израиля Анна Азари... Говорят, что ведущий комментатор американской телекомпании Майкл Лафтин после выхода на поверхность не удержался и перочинным ножом выцарапал свое имя на стене бетонной патерни туннеля). Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля - графиня Кларисса.

В соответствии с планом международного "Трейд-клуба" подземный комплекс посетили торговые атташе и представители деловых кругов из 43 стран мира. После обзора бывшего подземного завода они предложили сделать из него музей "холодной войны". Чтобы превратить бывшие закрытые военные объекты в "открытую" зону туризма, нужно около полумиллиарда долларов. Именно такую цифру называют в Севастопольской городской администрации сторонники суперпроекта "Балаклава - международный туристический и рекреационный центр".

Сегодня к осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. Экспонатами музея являются модели боевых кораблей и образцы техники и вооружений из Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, которое прекратило свое существование в 1993 году в результате распада СССР. Модели созданы курсантами и передавались в дар музею училища(Приложение 6).

Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников.

У входа в главную штольню предлагают воздвигнуть шестиэтажное здание в виде носовой части подводной лодки: там будут отведены места не только для демонстрации бывшей военной техники (ракет и торпед), но и для увеселительных заведений - ресторанов и дискотек. Архитектурно-художественное решение музейного комплекса задумано так, чтобы сохранить таинственность горы Таврос. Музейные экспозиции будут освещены под таким углом, чтобы создать видимость подземного пространства. Но сначала нужно решить проблему водной очистки бухты. Во многих местах дно покрыто многометровым слоем ила, в котором, кроме всевозможных отходов и шлаков, могли затаиться боевые снаряды и мины.

В недавнем интервью заместитель Председателя Правительства РФ по оборонной промышленности Дмитрий Рогозин высказал уверенность о том, что в в Крыму все оборонные объекты будут восстановлены и использованы по назначению. Не известна судьба Балаклавы. Если честно, мне бы хотелось, чтобы этот объект оставили под музей. Пусть будет мир. Не надо войны.

Заключение

Данное исследование мы посвятили секретному «Объекту 825 ГТС», находящемуся в городе Балаклава. Мы проанализировали и проследили историю этого секретного объекта с 1953 по 2016 годы. В целях получения более точной информации я посетил местечко Балаклава и сам секретный объект, изучил доступные документы, зафиксировал особо важные сведения с помощью фотоаппарата и аудиозаписи. Всё это дало возможность охарактеризовать современное состояние объекта и увидеть перспективы его

развития.

Секретный объект в Балаклаве - это уникальная постройка не только в истории нашего государства, но и всего мира.

Все поставленные в работе задачи были в основном выполнены

Была исследована история Балаклавы и ее секретного объекта, охарактеризовано современное состояние объекта и определены перспективы его дальнейшего развития.

Считаем, что данная работа будет интересна не только специалистам, но и обычным людям.

Многие вопросы остались за страницами исследования, однако надеюсь его продолжить в заданном направлении.

Список используемой литературы

    Андреев А.Р., История Крыма.-М., 1997.- 254с.

    Верхотуров Д.Н., Крым. Военная история: От Ивана Грозного до Путина.-М., 2014.-288с

    Военно-энциклопедический словарь.-М., 2012.-506 с.

    Прохоров Д., Храпунов Н., Краткая история Крыма.- Симферополь., 2013.-400с.

    Сухоруков В., Знаете ли вы Крым.- Симферополь., 2013.-324с.

    Черкашин Н.А. Подземная гавань субмарин.Совершенно СЕКРЕТНО №8/147 - 2001г. Статья о знаменитом объекте №825 в Балаклаве.

    Шавшин В.Г., Балаклава: исторические очерки., 2004.- 264 с.

    Эхо Москвы: На Украине могут появиться новые базы Черноморского флота (радиоинформация)

    www.pomnivoinu.ru/home/reports/1259/

    virtual-sevastopol.ru/balaklava-muzei.html

    http://anastgal.livejournal.com/909772.html

    http://fishki.net/30823-7-zabroshennyh-chudes.html

    http://www.viza-yalta.com/country.php

    http://ru.wikipedia.org

    http://www.youtube.c

Приложение 1

Географическое месторасположение Балаклавы (Крым)

Приложение 2

История создания объекта (редкие кадры-фото автора)

Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта.

Приложение 3

Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Огромная подземная бухта могла укрыть бригаду из 14 подводных лодок проекта 615 и три тысячи человек - население всей тогдашней Балаклавы.

Приложение 4

Под землей довольно прохладно, температура около +12 градусов. Смотришь, как в канале плещется вода, и пытаешься представить себе, сколько же человеческого труда было когда-то затрачено на постройку всего этого!

В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей и автономно существовать 3 года.

Минно-торпедная часть комплекса. Здесь проверяли и обслуживали боекомплект подводных лодок, проводили регламентные работы, после чего доставляли мины и торпеды в арсенал.

505-метровый тоннель является наиболее масштабной частью объекта.

Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы

Выход при необходимости перекрывался батопортом (плавучим затвором судопропускного сооружения), вес которого достигал 150 тонн.

Когда гуляешь по основным коридорам, то с виду все хорошо, но стоит свернуть чуть в сторону...

Это заброшенный темный коридор, сохранившийся с 50-х гг.

Головная часть торпеды.

Макет дизельной подлодки проекта 613 в разрезе.

Действующая радиоуправляемая модель противолодочного корабля.

В одном из стендов

Модель современного корабля

Вход в подводную лодку

1-2.Вход в секретный объект. Можно проехпть на катере, но мы пошли пешкоь, чтобы дучше увидеть и прочувствовать.

Торпеда и тележка для перевоза торпед

Туннели, по которым проплывали подлодки.

Карта Балаклавской бухты с военными обозначениями

Торпеды лежат на тележке, которая стоит на специальном вращающемся перекрёстке.

Пульт управления и рабочие готовы к загрузке торпеды

Одна из подводных лодок.

Моряки проверяют: всё ли сделано правильно.

Место, откуда в море ночью выплывали подводные лодки.

История Балаклавы – древнего крымского города, которому в 2004 г. исполнилось 2500 лет, удивительна. Название «Балаклава» восходит к тюркскому «балык-ювэ», что в переводе означает «сачок для рыбы, рыбье гнездо». В самом центре города находится знаменитая Балаклавская бухта. Гладь воды в ней настолько ровная,что словно «налита до краев». У выхода из бухты – скала Крепостная с руинами крепости Чембало. На противоположном берегу – гора Таврос, внутри которой находится бывший подземный завод для подводных лодок, нынче музей.

Тавры в Балаклаве

Название горы напоминает о древнейших обитателях этих мест – о племенах тавров. Они облюбовали отроги Главной гряды Крымских гор приблизительно в 8 в. до н.э. «Таврос» в переводе с греческого — «горец».

Балаклава — закрытый город

В годы «холодной войны» появился уникальный секретный объект – подземный ремонтный завод для подводных лодок. Именно поэтому еще 2 десятилетия назад немногие из гостей Крыма слышали название Балаклава.

Въезд сюда был запрещен, а сам город не наносился на карты. После распада СССР начался процесс демилитаризации Балаклавы, и город быстро развивается как туристско-рекреационный центр. Население Балаклавы 23 тыс. человек. Город является центром Балаклавского муниципального округа г. Севастополя.

Балаклава сегодня

С каждым годом увеличивается число отечественных и иностранных туристов, посещающих этот уголок Крыма. В 2004 г. во время празднования 250-летия города, была проведена капитальная реконструкция набережной, появился новый памятник Лесе Украинке на пл. 1 Мая.

Появились в Балаклаве новые гостиницы и рестораны. Все предприятия питания здесь специализируются на приготовлении рыбных блюд и блюд из морепродуктов. Наиболее известные и популярные среди туристов: ресторан «Избушка рыбака», ресторан «Балаклава», почетными гостями которого в разное время были Б. Ельцин, киноартисты Г. Куценко, Н. Караченцев, режиссер Алла Сурикова, журналисты Николай Сванидзе и Леонид Парфенов. Пользуется популярностью и таверна яхт-клуба «Золотой символ».

Каждое лето Балаклава становится огромной съемочной площадкой (здесь снимались ленты «Водитель для Веры», «Сафо», «Танкер Танго», «Девятая рота», «Шик», многие музыкальные клипы, включая ролик на песню Александра Рыбака «Небеса Европы»). В городке ежегодно проводятся фестиваль бардовской песни «Балаклавские каникулы», международный фестиваль молодежной музыки «Жемчужный рай» и др. При желании вы всегда можете посмотреть на набережную Балаклавы .