Создание советским союзом трансатлантических пассажирских линий. Списанные и погибшее суда морфлота ссср Немецкий флаг был спущен и поднят советский

Сегодня я расскажу о легендарной серии пассажирских кораблей советской постройки - «Иван Франко», «Александр Пушкин», «Шота Русавели», «Тарас Шевченко» и «Михаил Лермонтов». Это были первые советские современные океанские пассажирские лайнеры, созданные для круизов и работе на регулярных трансокеанских пассажирских линиях.

Теплоходы были построены на верфи «Mathias Thesen Werft», Германия. Теплоход был построен по заказу Министерства морского флота СССР для Черноморского региона и считался четвертым в серии из пяти однотипных кораблей. Головным был лайнер «Иван Франко» построенный в 1964 году, затем были спущены на воду «Александр Пушкин» в 1965 году, «Тарас Шевченко» в 1966 году, за ним следовал «Шота Руставели» и завершал серию «Михаил Лермонтов» в 1971 году.


Самыми знаменитыми судами серии оказались «Александр Пушкин» и «Михаил Лермонтов»: они были переданы в Балтийское морское пароходство и совершали регулярные рейсы по маршрутам Ленинград - Гавр - Монтреаль и Ленинград - Гавр - Нью-Йорк.

Александр Пушкин (Marko Polo)

Сами по себе лайнеры получились удачными. «..их общий архитектурный облик придает кораблям особую элегантность». Внутри сделали все, чтобы сразить наповал вьедливых иностранцев.

На борту лайнера прекрасный интерьер: картины, гобелены и орнамент в грузинском стиле, светлые просторные каюты с душевыми кабинами, в большинстве из которых установлены сейфы. Для комфортных условий судно оборудовано стабилизаторами качки. Для отдыха пассажиров на корабле предусмотрено два бассейна и сауны, спортивный зал, массажный кабинет, спортплощадка на верхней палубе, кинозал, дискотека, семь баров с меню на любой вкус, а один из них ночной, казино, зал игровых автоматов, детский клуб, магазины, парикмахерская и медицинский пункт.

В 80-х социалистическую экономику не могло уже спасти ничто, ни даже валютные чудеса наших королей океанов. Пушкина по ненадобности и невостребованности загнали на Дальний Восток, и когда в 1988 году глава Orient Lines г-н Херрод вышел на руководство ММФ с предложением Пушкина купить, его встретили шампанским и горячими обьятиями.

Западные специалисты пассажирского флота сочли мистера Херрода сумасшедшим, потому что без красных флага и экзотики лайнер можно было сделать конкурентноспособным, только предварительно вложив в него уйму денег.

Что капиталист и судовладелец и сделал. Модернизация лайнера обошлась ему в порядка 20 миллионов долларов, и она стоила того.

Была выполнена ощутимая реконструкция, после которой лайнер обрел вторую жизнь. Четыре пассажирских лифта, плавательный бассейн, казино, библиотека, бары, знаменитый ресторан «Seven Seas» на 450 мест. Салон для представлений «Ambassador» на 438 посетителей, а танцевальный салон на 220 человек. На лайнере постоянно присутствуют несколько музыкальных групп с музыкальными программами. Возле бассейна, кроме саун и джакузи, также располагается бар, где можно отдохнуть в неформальной обстановке.

"Иван Франко"

Теплоход «Иван Франко» головной корабль серии круизных лайнеров после развала Советского Союза первым отправился на слом в 1997 году. Всю свою жизнь он работал на Черном море.

"Шота Руставели" (ASSEDO)

С июля 1968 года пассажирский лайнер «Шота Руставели» начал совершать круизные рейсы между портами Одесса и Батуми, а через два месяца вышел к берегам Великобритании. В порту Саутгемптон теплоход принимал на борт туристов и отправлялся в трехмесячный кругосветный круиз. Рейс пролегал через порты Лас-Пальмас, Сидней, Окленд, Папеэте и Панама. За такое длительное путешествии судно оставляло за кормой почти 26000 морских миль и пересекало Атлантический, Индийский и Тихий океаны, а также Тасманово и Карибское моря.

Пассажирское судно фрахтовалось различными зарубежными фирмами «Гранди Виаджи», «Италнорд», «Ориентурист», «Транстур» и другими. Гостями комфортабельного лайнера были туристы из республик Советского Союза, в том числе и выдающиеся личности - 20 августа 1973 года на теплоходе путешествовали Владимир Высоцкий, Марина Влади и ее два сына - Пьер и Волдемар.

В 2002 году после завершения продолжительного ремонта в порту Севастополь теплоход с новым названием «Assedo» (в обратном порядке значит Одесса - порт приписки корабля), как собственность компании «Kaalbye Shipping Ltd Ukraine», начал совершать круизные рейсы по Черному, Средиземному и Карибскому морям, а также посещать порты Западной Европы.

Вскоре после длительных переходов техническое состояние лайнера «Assedo» ухудшилось и уже не соответствовало постоянно возрастающим международным требованиям, и 28 ноября 2003 года теплоход был отправлен для разделки на металлолом в индийский порт Alang.

"Тарас Шевченко"

Теплоход «Тарас Шевченко» третье судно серии оказалось долгожителем среди своих собратьев. Лайнер совершал длительные рейсы по всем морям и океанам, фрахтуясь фирмами «Транстур», «СТС», «Интурист», «Спутник» и другими.

Из-за многочисленных долгов за топливо, воду, масло и снабжение продуктами в портах 6 января 2005 года было переименовано в «Tara» и отправлено в один из портов Бангладеш для разделки на слом.

"Михаил Лермонтов"

Лайнер «Михаил Лермонтов» последнее судно серии был одним из самых комфортабельных кораблей Балтийского морского пароходства. В феврале 1986 года теплоход во время очередного рейса из Австралии к берегам Новой Зеландии затонул, получив пробоину у мыса Джексон. Все пассажиры были спасены.

Технические данные лайнера «Shota Rustaveli» («Assedo»):
Длина - 177 м;
Ширина - 23 м;
Осадка - 8,2 м;
Водоизмещение - 21275 тонн;
Количество палуб - 9;
Судовая силовая установка - два дизельных двигателя «Sulzer» типа 7RD76, мощностью 21000 л. с.;
Скорость - 20 узлов;
Количество пассажиров - 650 человек;
Экипаж - 100 человек;

Продолжение следует...

Теплоход «Шота Руставели» был построен в 1968 году на верфи «Mathias Thesen Werft », Германия. На борту лайнера прекрасный интерьер: картины, гобелены и орнамент в грузинском стиле, светлые просторные каюты с душевыми кабинами, в большинстве из которых установлены сейфы.

Для комфортных условий судно оборудовано стабилизаторами качки. Для отдыха пассажиров на корабле предусмотрено два бассейна и сауны, спортивный зал, массажный кабинет, спортплощадка на верхней палубе, кинозал, дискотека, семь баров с меню на любой вкус, а один из них ночной, казино, зал игровых автоматов, детский клуб, магазины, парикмахерская и медицинский пункт. Теплоход был построен по заказу Министерства морского флота СССР для Черноморского региона и считался четвертым в серии из пяти однотипных кораблей. Головным был лайнер «Иван Франко» построенный в 1964 году, затем были спущены на воду «Александр Пушкин » в 1965 году, «Тарас Шевченко » в 1966 году, за ним следовал «Шота Руставели » и завершал серию «Михаил Лермонтов» в 1971 году.

фотографии теплохода «Assedo» («Шота Руставели»)

теплоход «Assedo»

теплоход «Assedo» в порту Севастополь в 2002 году

теплоход «Assedo» в порту Дубровник

интерьер в грузинском стиле

на палубе теплохода «Assedo»

круизный лайнер «Assedo»

тренажерный зал на борту лайнера


С июля 1968 года пассажирский лайнер «Шота Руставели» начал совершать между портами Одесса и Батуми, а через два месяца вышел к берегам Великобритании. В порту Саутгемптон теплоход принимал на борт туристов и отправлялся в трехмесячный кругосветный круиз . Рейс пролегал через порты Лас-Пальмас, Сидней, Окленд, Папеэте и Панама. За такое длительное путешествии судно оставляло за кормой почти 26000 морских миль и пересекало Атлантический, Индийский и Тихий океаны, а также Тасманово и Карибское моря.

Пассажирское судно фрахтовалось различными зарубежными фирмами «Гранди Виаджи », «Италнорд », «Ориентурист », «Транстур » и другими. Гостями комфортабельного лайнера были туристы из республик Советского Союза, в том числе и выдающиеся личности - 20 августа 1973 года на теплоходе путешествовали Владимир Высоцкий, Марина Влади и ее два сына - Пьер и Волдемар.

В 2002 году после завершения продолжительного ремонта в порту Севастополь теплоход с новым названием «Assedo » (в обратном порядке значит Одесса - порт приписки корабля ), как собственность компании «Kaalbye Shipping Ltd Ukraine », начал совершать круизные рейсы по Черному, Средиземному и Карибскому морям, а также посещать порты Западной Европы.

Вскоре после длительных переходов техническое состояние лайнера «Assedo » ухудшилось и уже не соответствовало постоянно возрастающим международным требованиям, и 28 ноября 2003 года теплоход был отправлен для разделки на металлолом в индийский порт Alang .

судьба других теплоходов серии сложилась по-разному

Теплоход « Иван Франко » головное серии круизных лайнеров после развала Советского Союза первым отправился на слом в 1997 году.

теплоход «Иван Франко»

теплоход «Александр Пушкин»

теплоход «Alexandr Pushkin»

теплоход «Alexandr Pushkin» в порту

Лайнер «Александр Пушкин » после постройки в 1965 году совершал рейсы на круизной линии Ленинград и Монреаль, а позднее, после переоборудования в Германии, теплоход начал совершать кругосветные с пассажирами из Германии, Великобритании и Франции. В 1992 году после кратковременного бездействия в порту Сингапур судно было продано компании «Shipping & General » и отправлено в Грецию для проведения капитального переоборудования, переименовав в «Marco Polo ». В 2000 году судно перешло в собственность компании «Orient Line ».

лайнер «Marco Polo»

бар на лайнере «Marco Polo»

библиотека на борту лайнера «Marco Polo»

Была выполнена ощутимая реконструкция, после которой лайнер обрел вторую жизнь. Четыре пассажирских лифта, плавательный бассейн, казино, библиотека, бары, знаменитый ресторан «Seven Seas » на 450 мест. Салон для представлений «Ambassador » на 438 посетителей, а танцевальный салон на 220 человек. На


Знаю, ничего не вернется,
Бьется злое сердце в часах.
Только иногда отзовется,
Солнцем, что-то вечное в нас.

Вспоминаю 85-й год. Новоросийск, у причала стоит теплоход "Иван Франко". Мне, пятилетнему пацану, тогда он показался просто огромным в сравнении с речными теплоходами.
Нет теперь "Ивана Франко" - как и большинство советского морского пасфлота он окончил свою жизнь на "Пляже мертвецов" в индийском Аланге, кто-то - в Пакистане или Турции.
Этот пост - воспоминание. О том флоте, который когда-то у нас был. И очень хочется надеятся что вновь по морям пойдут красавцы лайнеры под российским триколором. Но пока - увы - это мечты. Кто то скажет - во всем мире суда на металл режут. Неспорю. Но вместо ушедших появляются новые. А у нас пока глухо. Даже подержанных нет. Вот это и грусно.

Теплоход "Иван Франко" выходит из Александрии, 1993 год



теплоход "Михаил Лермонтов" прибывает в Тилбери, 1985 год. Затонул у побережья Новой Зеландии 16 февраля 1986 года(находился там во фрахте). Погиб 1 человек.


Всего же таких теплоходов в Совторгфлоте было пять. Первые яетыре - Иван Франко, Александр Пушкин, Шота Руставелли и Тарас Шевченко
- строились серией с 1964 по 1968 год. Лермонтов стоял тут особняком - его построили в 1972 году, по частично модернизированному проекту. Судьба судов серии такова - Иван Франко, Шота Руставелли и Тарас Шевченко были разделаны на металлолом соответственно в 1997, 2003 и 2004 годах, Михаил Лермонтовзатонул в 1986 году, в живых пока остается только одно судно - Александр Пушкин (1965 год постройки) - сейчас он называется Marco Polo. Но перспективы его туманны, так как судно не соответствует нормам SOLAS-2010, а требуемая переделка под эти нормы хоть и незначительная, но весьма недешевая.

ASSEDO (бывший Шота Руставелли) в Кильском канале, 2003 год

турбоход "Максим Горький"


Один из последних ветеранов. Сейчас его уже практически разобрали на металл в индийском Аланге. История судна такова - изначально он строился как трансатлантический лайнер. Но особо ему поработать на трансатлантической линии не удалосьь - практически сразу Hamburg (так изначально называлось судно) встал под круизы. Построенное в 1969 году судно в 73-м году приобретает Советский Союз. Практически сразу судно начинает работать с туристами в разных уголках земного шара. В 90-е годы судно возвращается в Германию и работает "под крылом" Phoenix Reisen. Уже в двухтысячные начинаются проблемы с турбинами и котлами. Да и рост стоимости топлива. Судно не раз пытались продать, и в конце 2009 года его продают на слом. Были неоднократные попытки немецких энтузиастов выкупить его (с возвращением старого названия) и установки в Гамбурге в качестве музейного судна. Но увы - в декабре 2009 года судно прибыло к месту своей последней стоянки. В настоящий момент разделка на завершающем этапе.

турбоход "Федор Шаляпин"


Это уже из породы британских рысаков. Cunard понимая, что хоть старушки королевы еще вылезут за счет престижа - будущее далеко не за такими гигантами. Все же англичане еще надеялись, что трансатлантика будет жить. Боинг же и им подобные надежду прихлопнули. Под вопросом оказалась судьба "малой тройки" кунарда - лайнеров Ivernia, Frankonia, Carmania. Два лайнера - Ivernia и Carmania в 1973-1974 году купил СССР. У нас транспортники пришлись ко двору- особенно на дальнем востоке - туда отправилась Ivernia, став "Федором Шаляпиным". Потом он передан был в ЧМП. На Черное море отправилась Carmania (бывш. Saxonia) - под именем "Леонид Собинов". Шаляпина разобрали в 2004 году, Собинова - в 1999-м.

турбоход "Леонид Собинов"


Вообще тут надо отметить, что основная направленность работы советского морского пасфлота была в массе своей транспортной, нежели круизной. Особенно это было видно по дальневосточному пароходству. Другой чертой пассажирского морфлота СССР была разнотипность - в отличии от флота речного, который в 50-е годы начал активно обновляться серийными судами (при этом до середины-конца 60-х годов немало оставалось старых несерийных пароходов). Немалое влияние здесь оказывало малое количество верфей в СССР, которые могли строить морские суда. Загружены верфи в массе своей были заказами на грузовой и военный флот. Строительство за рубежом обходилось недешево, так как верфи соцстран опять же в массе были или на реках, где крупные суда провести невозможно, или были загружены заказами Минречфлота. Строительство же на верфях капстран обходилось весьма дорого. В немалой степени загрузк морских верфей (особенно во Владивостоке и на Черном море) была обусловлена и весьма тяжелым ремонтом старых морских трофейных судов. На дальнем востоке "поддавали жару" "либертосы" - морские транспортники типа Liberty, построенные в годы войны в США. Простое и неприхотливое судно, но бывшее по сути "одноразовым". После войны их пригоняли на верфи, практически полностью меняли металл на обшивке. До недавнего времени один Liberty еще был жив - это грузовой пароход "Одесса", стоявший в одной из гаваней Владивостока и использовавшийся как плавмстерская.
Вообще до середины 70-х пассажирский морфлот достаточно сильно держался за довоенные суда - такова была тенденция во всем мире. Дешевое топливо, отработанность судов и линий - все это давало возможность ходить на "старичках".

пароход "Адмирал Нахимов"


Это фото уникально (вообще благодаря энтузиасту морфлота Виталию Костриченко на шипспоттинге сейчас можно найти немало достаточно уникального фотоматериала по отечественным судам) тем, что оно сделано в германском Висмаре во время реконструкции парохода.
Пароход был построен в 1925 году. Первоначальное название "Berlin". Судну везло как утопленнику в прямом смысле. Как и многие крупные пароходы того времени Berlin строился для трансатлантической линии. Но в отличии от своего колеги "Bremen" (который достался англичанам и был безжалостно распилен на гвозди) его задача была не в рекордах на голубую ленту атлантики. Это было судно для перевозки через океан клиентов попроще. После прихода к власти в Германии нацистов судно снимается с трансатлантической линии и начинает работать под эгидой KDF(аналог наших профсоюзов). Во время войны Berlin становится транспортом. В 1945 году он был затоплен на мелководье экипажем. После раздела флота судно было переданно СССР. После подъема его отправили в Ньюкасл, где был сделан корпусной ремонт, после чего судно перевели уже в Висмар на верфь Matias Tessen. Ремонт судна продолжался до 1955 года. Первоначально пароход должен был уйти на Дальний Восток, но в самый последний момент его судьба переменилась и он встал на Крымо-Кавказскую линию Черноморского Морского Пароходства. А на Дальний Восток ушла "Азия". Еще раз одеть военный бушлат пароходу пришлось во время карибского кризиса - он выполнил несколько рейсов к берегам Кубы. Погиб "Адмирал Нахимов" на траверзе мыса Дооб при выходе из Новороссийска 31 августа 1986 года. Сухогруз "Петр Васев" ударил его в борт. Подробно о катастрофе можно прочитать здесь - http://admiral-nakhimov.net.ru/stat.htm
В момент катастрофы на борту находилось 897 пассажиров. Погибло 359 человек.

1945 год. Вот в таком виде "Berlin" достался Советскому Союзу

"Адмирал Нахимов" в порту Новороссийска

пароход Der Deutsche. По результатм раздела флота попал в СССР, переименован в "Азию". Разделан на металлолом в Японии в 1967 году

паротурбоход "Советский Союз"


Это судно по праву считалось флагманом ДАльневосточного морского пароходства. Построен в Германии по заказу компании HAPAG в 1922 году и назван именем первого президента и основателя компании - Альберта Баллина. Баллин покончил жизнь самоубийством в 1918 году в день капитуляции Германии. На счету HAPAG перед первой мирой войной - голубая лента атлантики. Турбоход "Deutschland" вырвал буквально ее у англичан.
Albert Ballin стал плодом уже другой доктрины. Понимая, что сходу вырвать у Британии "Голубую ленту" нереально, фирма пошла на принцип - Комфорт и размер превыше скорости. В скорости новое судно конечно уступало королевам, но по комфорту и грузоподъемности даже превосходил их. Всего построено четыре таких судна. После прихода к власти Гитлера судно переименовали - Hansa. После войны Hansa достается Советскому Союзу вместе с однотипным лайнером Hamburg. Надо сказать, что суда неоднократно модернизировались в Германии. НАиболее кардинальная модернизация была проведена зимой 34/35 годов, когда носовая часть обоих лайнеров была удлинена на 10 метров. Это в купе с настройкой и модернизацией турбин и котлов дало рост скорости до 19 узлов. Hansa стала "Советским Союзом" и отправилась на дальний восток в качестве пассажирского лайнера (принято пароходством в 1955 году), а Hamburg стал китобойной базой "Юрий Долгорукий"

"Советский Союз" ведут в гавань


В составе ДВМП судно проработало до 1980 года. Еще одну модернизацию машины оно прошло в Гонконге в 1971 году. В конце 70-х судно становится учебным. Разделано в Японии в 1982-1983 годах.

"Совесткий Союз" на Камчатке, 70-е годы

турбоход "Балтика"


История этого судна началась в 1939 году. Правительство СССР для Балтийского пароходства заказало два однотипных судна в Нидерландах - "Вячеслав Молотов" и "Иосиф Сталин". Уже в первые дни войны суда были мобилизованы и превращены в военные транспорта. При эвакуации с полуострова Ханко оба судна попали под обстрел. "Сталин" потерял ход и управление. Течением судно унесло к берегам Эстонии, где он был и потоплен огнем батарей немцев. По другой версии - судно подорвалось на мине. В 1945 году судно было поднято и отбуксировано в Таллин. По разным источникам в том же году разделано в Таллине, по другим - польском Гданьске.
"Молотов" же после войны первоначально встал на линию Ленинград - Нью-йорк, потом был заменен д/э "Россия". Некоторае время "Молотов" работал сначала на ДАльнем востоке, а потом на Черном море, после чего вернулся на Балтику.

у побережья Камчатки, 1955 год

турбоход "Вячеслав Молотов" на Черном море

В 1957 году судно переименовали - "Балтика". В теже годы Н. С. Хрущев совершил на нем визит в Великобританию.

турбоход "Балтика" у Рендсбурга, Кильский канал, 1967 год

Уже при правлении Л. И. Брежнева судно попадает в некую "опалу" - сказался визит Хрущева. После этого судно в массе своей работает на внутренних линиях Балтики. В 1984 году турбоход "Балтика" выведен из эксплуатации, а в 1987 году разделан на металлолом в Дании.

теплоход "Абхазия" в Ялте, 1940 год

"Абхазия" отправляется в рейс

Июнь 1942 года, Севастополь

В качестве трофея СССР получил недостроенный теплоход MARIENBURG, строительство которого началось в 1939 году. В 1955 году он вошел в состав Чероморского пароходства под именем "Ленсовет", а в 1962 году - еще одно переименование - теперь уже "Абхазия". Изначально судно строилось для работы на Балтике в качестве парома между портами Германии и Восточной Пруссии. Разделан на металл в 1980 году в БАрселоне, Испания

"Абхазия" в Сочи, 1972 год

1975 год. справа видна фальштруба "Победы"

"Победа" в Сочи, 70-е годы. Судно было разделанно на металл в 1977 году. "Победу" мы видим в фильме "Брилиантовая рука" - герой Ю. Никулина садиться на теплоход "Михаил Светлов" (в реальной жизни д/э "Россия"). А на причале за "Россией" как раз стоит "Победа" - бывшая германская Iberia (не путать с кунардовской "тезкой" 1954 года постройки)

теплоходы "Таджикистан" и "Победа" (справа) в Ялте, 70-е годы


Фото этого судна нет нужды представлять. "Михаил Светлов ту-ту", "Руссо туристо, облико морале", "Наши люди в булочную на таксти не ездят" - конечно же - это дизельэлектроход "Россия". Как уже отмечено, на борту судна снимались эпизоды заграничного круиза кинокомедии "Брилиантовая рука". В фильме судно называлось "Михаил Светлов".
"Россия" из всех трофейных лайнеров СССР получил практически в идеальном состоянии.
Лайнер был построен в Германии в 1938 году. Это при том, что киль лайнера был заложен в 1937-м. От момента закладки до первого рейса прошло 14 месяцев! Лайнер получил название "Patria" (Родина). Именно Родина, а не Адольф Гитлер. Пущенная когда то "утка" до сих пор бродит по просторам. Но тогда, в 1938 году, Patria стала крупнейшим судном с дизель-электрической энергитической установкой - весьма смелый шаг для того времени.

Patria в норвежском порту Хаммерферст. Фото 1938 года (из колекции Я. Пиченевского)


В 1945 году судно было передано СССР. Некоторое время поработав на линии Ленинград - Нью-Йорк (где она сменила "Вячеслава Молотова"), в 1948 году "Россия" встала на линию Одесса - Батуми.

1948 год. Судно уже покрашено в белый цвет


Дизельэлектроход был списан в 1984 году, в 1985 году судно было продано на разделку, к концу 1985 года прибыло в Сингапур, откуда отправилось на разделку в Японию, где судя по всему, к концу 1986 года было разобранно.

теплоход "Ильич" - бывшая германская Caribia. На дальнем востоке в составе ДВМП также работал его систершип - Русь (ех Cordilera). Русь была списана и продана на разделку в 1981 году, Ильич - в 1983 году, разделан в Японии в конце 1984 года в Японии.

"Русь" во Владивостоке

теплоход "Кооперация"


"Кооперация" - один из "последних могикан" первого торгового флота Советской России. Построенная в 1928 году в Ленинграде, она сначала работала на линии Ленинград - Лондон перевозя пассажиров и грузы. В войну стала военным транспортом, в послевоенные годы работала на разных линиях, неоднократно ходила в Бейрут (об этих рейсах рассказывается в повести Б. А. Ременя "В чужом порту, в дали от дома") и Александрию. В 1979 году судно передается "Интерлихтеру" и становится плавучим общежитием. Стояло оно на месте нынешнего порта Усть-Дунайск. В 1987 году судно было проданно на разделку и к концу 1988 года разделано на металл в Египте.

пароход "Император Петр Великий"


Построен в 1913 году. В годы первой мировой войны использовался как госпитальное судно на Черном море. Впоследствии пароход неоднократно работал в разных бассейнах. Некоторое время работал в ДВМП (именно в то время он назывался "Якутия"). После возврата на Черное море судну вернули первоначальное имя - "Петр Первый". Разделан на металл в 1973 году.

В 1938 году на верфи Blom und Voss было построено два однотипных лайнера по заказу Румынии - Basarabia и Transilvania. После того, как Румыния капитулировала, ее флот был разделен. Basarabia осталась в Румынии, а Transilvania была передана Черноморскому пароходству и переименована в "Украину". Судно было списано в 1987 году. Вообще 87-й стал для многих старых судов последним - повлияла катастрофа Нахимова. Basarabia была разделана на металл уже в 90-е годы.

Transilvania в Ялте, 1972 год

пароход "Вологда"


Построен в 1930 году в Данциге. Работал на Северном море. Во время войны - транспорт сопровождения. В 1956 году в Висмаре прошел модернизацию. Потом работал на линии Мурманск - Гремиха. В 1975 году списан и использовался как гостиница. Разделан на метал в 1981 году.

после модернизации в Висмаре

Увы, здесь конечно не все суда. Всему свое время.

Советский Союз распался, и на лайнере «Иван Франко» перекрашивали трубу - красную полосу с серпом и молотом посредине заменили на синюю с трезубцем.

Осенью 1992-го мы закончили навигацию по Ближневосточной пассажирской линии. А в ноябре, по договору с российским военным ведомством, нам предстоял рейс на Кубу. До этого я был там в начале 1987 года на т/х «Леонид Собинов».
Перевозили кубинских военных в Анголу, где в то время ожесточенно воевали за власть три политические группировки. Всех их поддерживали другие государства, преследуя свои интересы, - они активно помогали воюющим.

Этим занималась и Куба, воюя на стороне официальных властей - МПЛА, добившихся ранее независимости от Португалии. Советский Союз активно помогал - ежедневные вливания с его стороны составляли 6 миллионов долларов, значительную часть из которых составляли военные поставки. Кубинские офицеры учились в военных училищах Союза, войска были оснащены советским вооружением, и они довольно успешно воевали на территории Анголы. Контингент составлял 50 тысяч.

Рейс Луанда - Гавана

В порту Луанда я с палубы наблюдал, как кубинский офицер периодически бросал гранаты-лимонки советского производства в воду. Он вырывал кольцо, предварительно обернув боковую ручку бумагой, и резко бросал. Бумага в воде размокала, ручка раскрывалась, задействуя запал, и граната взрывалась на глубине. Отпугивали подводных диверсантов, которые могли подплыть к судну и взорвать его, что там однажды и случилось.

Официантка Лена в изумлении попросила кубинца дать ей гранату. Она ловко бросила ее в воду, и через некоторое время раздался взрыв, который вызвал у нее бурю восторга, а стоящие на палубе члены экипажа ей зааплодировали. Рядом со мной стоял судовой механик и, качая головой, повторял после каждого взрыва: «Семь рублей, семь рублей» .
На мой вопрос, что это значит, он ответил: «Ведь это наши гранаты, на наши деньги».

В тот же день мы приняли на борт кубинских военных и вечером отправились обратным рейсом на Кубу. Молодые ребята отличались дисциплиной и поднимались на борт судна с чувством выполненного долга воинов-интернационалистов; радовались, что возвращались на Родину. Рейс с кубинцами был без происшествий, они много пели, танцевали и занимались физическими упражнениями.

Перед приходом на остров меня попросили написать на кубинцев характеристики. Пришлось советоваться с капитаном Зиновьевым и помполитом Картамышевым. На испанский перевела администратор судна. Кстати, испанский оказался несложным.

В Гаване судно торжественно встречал кубинский генералитет, играл оркестр, нас благодарили за содействие и благополучные перевозки воинов-интернационалистов.

Рейс Новороссийск - Гавана

В балласте пришли из Одессы в Новороссийск. Погода была ненастной. Как обычно здесь, дул ветер норд-ост, который быстро превращался в штормовые порывы, могущие достигать и двенадцати баллов. Здесь он называется бора. Черные тучи сгущались. Пришвартовались на пассажирском причале, где рядом стояли несколько катеров с Андреевским флагом.

К нам на борт поднялись российские морские офицеры вместе с нашим начальником управления военных перевозок Владимиром Трапезниковым . На совещании сообщили, что будем вывозить российскую мотострелковую бригаду . Предпоследнюю часть, находящуюся на Кубе. Всего там было более трех тысяч человек, которые помогали обучать кубинцев общевойсковым специальностям. Часть контингента отправили самолетами, когда представлялась возможность.

Новое руководство России, по-видимому, стремилось угодить США (смягчить напряженность и, вероятно, получить кредиты), выводило оттуда остатки войск. Закрыли также радио-разведывательный центр России под предлогом, что космическая разведка более совершенна и эффективна.

А мы вскоре отошли от причала, погрузив ящики и бочки с грузом для российских военных. Новороссийск мигом заслонила пелена дождя с рваным ветром. Обычный двухнедельный переход, не по дуге большого круга, прошел в учебных тревогах, уборке, ремонте и подготовке к грядущему рейсу.

Другая Гавана

Подходим к столице Гаване. У входа в порт высятся две крепости: Ла Пунта и Эль Морро, построенные испанцами для охраны гавани от пиратов. При подходе к причалу видим, как подходят власти, их очень много, некоторые на поводке держат собак. Судовой плотник Юзов, стоя у трапа, в сердцах воскликнул: «Раньше нас встречали здесь цветами, а сейчас - собаками».

Мы почувствовали, что, действительно, отношение к нам изменилось, и было от чего . Союз развалился, разбежалась единственная и направляющая - КПСС, с которой была скопирована кубинская компартия, прекратилась серьезная помощь Кубе. Руководители Страны Советов подводили кубинское руководство: сначала - Хрущев, создавший ядерную угрозу США завозом ядерных ракет на Кубу, а затем, не поставив в известность ее руководителя Фиделя Кастро, забрал их назад. А теперь Горбачев/Ельцинбез согласования с Кубой выводили военный контингент.

Гаванский портовик Андреас Гарсиа в сердцах сказал мне, что помощь «великой страны» заканчивается беспомощностью острова перед «акулами империализма». Огорчало портовика, что никто даже не предупредил о выводе войск, и кубинское правительство даже официально заявило несогласие с такими действиями, о чем сообщали кубинские СМИ.

На борт прибыл представитель Морфлота Борис Трунов с данными о количестве садящихся на судно и порядке посадки. Должного порядка не было: садились ночью, то шли толпой, то по часу никто не являлся; уточнить порядок погрузки ни у кого не представлялось возможным. Наряду с военнослужащими оказался десяток пассажиров с билетами: наше судно из Гаваны направлялось в Ленинград.

У трапа кубинцы проверяли пассажиров и их багаж, так как было запрещено вывозить ценные предметы, сигары, оружие и попугаев ...
На причале стояла железная бочка и кубинские таможенники, обнаружив попугая, отрывали ему голову и бросали в эту бочку.
Все же, оказалось, многим удалось проносить запрещенные предметы.

«Школа» и другие прелести спецрейсов

Очень многие вывозили собак, далматинцев вывозить не запрещалось. В «Атласе пород собак» Наймана и Новотного прочитал, что далматинец по своему типу напоминает высоконогую гончую и первоначально использовалась для охоты. Сейчас культивируется как комнатная собака. Пользовалась большим успехом, особенно у аристократического сословия, как элегантная, нарядная собака, белая с большими черными пятнами, сопровождавшая всадников и кареты. У нас платили большие деньги за этих породистых четвероногих друзей человека.

Все зарабатывали, и моряки, конечно, также. Валютная часть зарплаты была ничтожной, поэтому советские моряки занимались покупкой и перепродажей всего того, что пользовалось спросом. Будучи на Кубе, незаметно для властей и охраны проносили сигареты известных марок: «Монте Кристо», «Ромео и Джульетта», серебряные монеты - песо, уже не имеющие хождения на Кубе, и попугаев, если удавалось пронести незаметно. Если был традиционный заход на Канарские острова для пополнения топлива и воды, то там продавали или меняли эти предметы на часы, вещи, обувь.

«Спецрейсы» не были выгодны, и моряки старались на них не идти. А если и шли, то скудная жизнь дома заставляла заниматься куплей-продажей, которую среди моряков прозвали «школой». Такая «коммерция» поднимала моряков на сносный уровень жизни по сравнению с основной массой населения СССР.

Военные, похоже, тоже уловили сигналы черного рынка. Перед отходом судна на причале появился командир бригады генерал-майор Вячеслав Бибиков, который, не заходя на теплоход, говорил с нами прямо на берегу, убедившись, что посадка контингента заканчивается.

Рейс Гавана - Ленинград/Санкт-Петербург

Всего к нам село 827 человек, включая 12 пассажиров по билетам. Оформив документы, медленно проследовали из Гаванского порта. На берегу не было видно никого из провожающих. В туманной дымке была видна панорама постепенно уходящей столицы Кубы: набережная Малекон, величественное здание Капитолия - копия здания конгресса США в Вашингтоне, где сейчас находится Академия наук Республики Куба.

Начинаем разбираться, что же у нас делается на судне. Знакомлюсь с начальником эшелона полковником Виктором Литовченко.
У него два помощника: по офицерам - Валерий Абрамов и по солдатам - Михаил Песенников, и еще административный помощник - Владимир Коршиков.
Они постоянно в работе - контингент тяжелый, люди не всегда слушаются, напряженная жизнь на Кубе в трудных климатических и бытовых условиях дает о себе знать.

Несколько кают занято арестованными, которых будет судить военный трибунал дома, четыре каюты заняты под гауптвахту, три каюты предусмотрены под медицинский изолятор, несмотря на то, что на «Иване Франко» прекрасный медицинский блок: приемная, процедурная и два изолятора. Но у военнослужащих много заболеваний: чесотка, ожоги, травмы, гепатит, а еще тут большое количество собак-далматинцев.

Каждое утро собираю на инструктаж бортпроводниц и дневальных, убирающих каюты, требую тщательной уборки, санобработку и проявление личной осторожности с целью не допустить заболеваний и не заразиться самим. Кажется, пока все идет нормально. Между некоторыми солдатами происходят какие-то разборки - в каютах потеки крови. Предупреждаю Виктора Ивановича, поддерживаю с ним постоянный контакт. Он - эрудит и патриот, рассказывает много интересного. Считает, что новые советские каски, которые носят военнослужащие, лучшие в мире, таких в других армиях нет. По его мнению, автомат Калашникова лучше американской автоматической винтовки М-16. Последняя сложна в разборке, очистке и эксплуатации. Что касается автомата Калашникова, то мы его все знали и умели пользоваться, а вот лучше ли он М-16, существуют разные мнения.

Следовал с нами один капитан, которого задерживали кубинские власти в связи с тем, что он, садясь в самолет для следования домой, имел при себе пистолет Макарова. Это было запрещено, и его сняли с рейса. Садясь к нам на судно, он опасался, как бы его снова не сняли за прошлое нарушение, но все обошлось.

На второй день после отхода из Гаваны обнаружили «зайца» - кубинца С. Он признался, что провели его на судно два наших офицера, заведя к ним в бар «Фрегат», а затем в одну из кают, где его и оставили. С. рассказал, что окончил в Одессе высшую мореходку (ныне Морская академия, ОНМА) и работал на Кубе, однако в связи с полунищим существованием и несогласием с диктаторским режимом в стране решил ее покинуть. По-видимому, наши военнослужащие решили ему помочь. На Канарах его встретили представители эмигрантской общественной кубинской организации, и он сошел. Сошла и кубинка, следовавшая до Ленинграда, с двумя детьми.

Военнослужащим было запрещено выходить на берег. Члены экипажа выходили в город, в основном на рынок и в магазинчики, рассыпанные в большом количестве на этом острове. А для кого-то остров служил привлекательным курортным центром: повсюду были туристы из разных стран: скандинавы, немцы, англичане, американцы.

Набрав воды и топлива, т/х «Иван Франко» последовал в порт назначения - Ленинград, получивший свое первоначальное название Санкт-Петербург. На подходе к порту ко мне подошел один из солдат, водолаз по специальности, и спросил, будет ли таможня «шмонать». Он сказал, что кубинцы до того обнаглели, что ловили на территории расположения наших войск наших военнослужащих и обыскивали с целью нахождения долларов, которые были запрещены на Кубе. Он считает, что это беспредел, особенно после тесных дружеских отношений, тем более, что они обучали их людей.

Я его успокоил, полагая, что у нас, наоборот, заинтересованы в притоке иностранной валюты, поэтому та небольшая сумма, которую они имеют, не будет подвержена конфискации. Хотя подумал, что и у нас полно дикостей и беспредела.

Видео из сети: "Иван Франко", Гавана, 14.04.1992

Запорожские страдания

А что касается любви и дружбы, то на этом судне мне пришлось с этим встретиться. Еще перед отходом на Кубу, в Одессе, ко мне в каюту постучала возбужденная женщина лет пятидесяти. Она назвалась Марией Сергеевной из Запорожья и попросила, чтобы я взял на Кубе молодого человека по имени Серхио, который купит билет, если я не буду возражать, и приедет в Запорожье. Она стала настойчиво просить сделать это и умоляла помочь. На мои вопросы сказала, что Серхио влюблен «безумно» в ее дочь, а она в него. Дочь страшно переживает, плачет и тоскует. При этом Мария Сергеевна поставила на столик пару баночек закруток, сделанных ею. «От всего сердца, - сказала она, - помогите молодым». Ну что ж, надо помочь влюбленным, решил я и пообещал помочь.

В Гаване меня позвал к ограде порта симпатичный молодой человек, назвавшийся Серхио, который попросил разрешения взять билет, сказав, что все документы для поездки уже готовы. Я дал ему разрешение на поездку, и перед отходом он сел на борт судна, и я поместил его в каюту. В рейсе у меня не было времени для беседы с ним и, придя в конечный порт, он благополучно сошел. Я был доволен, что любящие люди теперь встретятся и что сделал доброе дело.

Прошло несколько лет, и я, просматривая свои бумаги и найдя адрес Марии Сергеевны, решил ей написать. Вскоре получил ответ. Она с сожаление м написала, что Серхио уже не живет у них и что брак расторгнут. Не знаю, кто виноват в этом, но это мне напомнило любовь и дружбу с Кубой и песню, которую когда-то распевали в нашей стране: «Куба, любовь моя, остров зари багровой…»

Игорь Лукшин, Первый Генеральный консул Украины в Турции (1994-1997), ветеран ЧМП

Подготовила Оксана Мамотенко

Легендарный лайнер «Иван Франко» - в свое время флагман советского пассажирского флота: первым совершил плавание через Атлантику к Малым Антильским островам, первым из советских судов пришел в порты Аяччо и Бастия на острове Корейка, Ольбия на острове Сардиния, первым прошел норвежскими фьордами. Впервые после гражданской войны в Испании порты этой страны посетил теплоход под нашим флагом. Теперь, 15 сентября, франковцы вспомнили молодость.



Члены команды теплохода «Иван Франко» съехались в Одессу из разных городов Украины и даже из Америки, Германии.

В прошлом году встречались команды теплоходов ЧМП «Достоевский» и «Казахстан», в этом году «Максим Горький» собирал друзей.

Решили и мы, - рассказывает организатор Людмила Чернявская , 20 лет проработавшая на «Иване Франко». На теплоходе она встретила своего «старшего» мужа (так по-свойски, по-одесски звучит это из ее уст), родила ребенка. Потом жизнь развела супругов. Тут же на судне судьба свела с «младшим» мужем. Так вся жизнь и прошла на теплоходе.

Команду «Ивана Франко» собрала немецкая «крестная мама» Беата

Людмила создала в Интернете страничку, посвященную команде «Ивана Франко». А когда на нее зашла Беата - легендарная туристка из Германии, по сути «крестная мама» теплохода (настоящая крестная была женой представителя страны на судоверфи в ГДР), то сразу завертелись винтики и колесики и возникла идея встречи всего коллектива.

Я попала на «Иван Франко» в 1984 году, - делится с нами Беата Иннгауэр на ломанном русском. Работала помощником врача. И когда пришло время идти в отпуск, решила отправиться в путешествие. В бюро мне предложили круиз в Египет. На теплоходе я встретила Сергея, он работал администратором. И это была любовь на всю жизнь. Мы дружим уже 30 лет. А три года назад мы были в путешествии с его женой и дочкой.

После первого рейса Беата была еще в 14 рейсах на «Иване Франко», - добавляет ее переводчица Людмила Крячко (На фото справа ). - И очень подружилась со всеми. Помню, как подходя к Генуе, мы высматривали, есть ли Беата на берегу. Несмотря на то, шла она с нами рейс или нет, всегда привозила нам кучу подарков. Ее уже пускали на борт без билета, без всяких документов. Она была как «крестная мама». Ходила и всем раздавала подарки. На встрече франковцев немецкая гостья выглядела немного скучающей. Оказалось, что она все время ждала своего давнего друга - пассажирского помощника. На следующий день Игорь Лукшин, большой друг и постоянный автор «Моряка Украины», позвонил и рассказал, что приболел, но преданная «Ивану Франко» немецкая туристка таки нашла его, навестила дома, после чего только уехала к себе в Германию.

А вообще на пароходе у нас всегда случались романтические истории, - вспоминает Людмила. - Помню, как австрийский турист влюбился в нашу бортпроводницу Лену. И на следующий год приехал со своим другом, который полюбил меня. Но тогда было очень строго, внеслужебные связи пресекались. Мы могли только улыбаться и разговаривать. Ни о каком выходе в город с туристом не было и речи. Так все и прошло.

Немецкий флаг был спущен и поднят советский

Романтическая атмосфера воспоминаний в дворике небольшого кафе враз преобразилась в торжественную с появлением капитана Валентина Сидорова .

В 1964 году, когда мы принимали «Иван Франко», я был третьим помощником. Михаил Григор был нашим капитаном. Уже многих нет с нами. И мы повзрослели, поседели, но мы молоды душой. И большое спасибо вам за это!

Через гром аплодисментов слово берет Анатолий Остапчук . В свои 92 года старый моряк скупо делится прошлыми событиями: именно тогда, будучи первым помощником, спускал немецкий флаг (ГДР) на приобретенном Союзом судне и поднимал советский.

Принимали мы «Иван Франко» полгода, я осматривал каждое помещение. Это был очень ответственный момент. Но у немцев все было в порядке. Из Риги мы вышли в свой первый рейс вокруг Европы. Три года я прослужил на «Иване Франко», а потом был переведен на другое судно.

От дипломной до «машины» «Ивана Франко»

Не раз приходилось спасать судно от пожаров и поломок в «машине». Заканчивая с отличием одесскую мореходку, Василий Стенгач (На фото справа) писал дипломную о теплоходе «Иван Франко». Тогда он не думал, что судьба распорядится дать ему работу именно на этом легендарном лайнере.

10 лет на «Иване Франко»! Чего только не было. Несколько раз приходилось тушить пожар. Мы всегда действовали быстро, без промедления, - сообщает нам Василий Филиппович. - Помню, загорелся дизель, форсунки выбило. Я сразу бросился тушить. Мы тогда не думали о себе, делали то, что нужно, чтобы на судне все было нормально.

Мы работали с такой самоотдачей, трудились по совести, получали немного, но были довольны, кормили семью, - вступает в разговор Герой соцтруда Владимир Колпаков, чье имя среди других героев высечено на стеле перед Оперным театром. 45 лет он отдал флоту, из них 15 лет на теплоходе «Иван Франко». На одном из судов ЧМП, где Владимир Колпаков был механиком, случилась поломка. Он вызвался чинить. Но руководство не хотело брать ответственность на себя. Вызвали ремонтную компанию. Пять дней специалисты пытались что-то сделать. Не получилось. Надо было ставить судно в завод. А это 4 млн рублей убытка за срыв контракта. Когда они вышли из «машины», Владимир, договорившись со стармехом, решил попробовать сам, как считал нужным. На устранение поломки ушло всего полтора часа. А сейчас морскую династию Колпаковых продолжает сын, работая стармехом.

Теплоход «Иван Франко», в свое время флагман пассажирских судов, был кузницей кадров. Все помощники стали капитанами. Росли «машина» и «палуба», службы теплохода.

Петр Горгуз пришел мотористом, стал вторым механиком.

16 декабря 1972 года идем на Рио-де-Жанейро, - вспоминает Петр Андреевич. - В Генуе забираем немецких туристов. Нам улыбаются, нас благодарят. Бывало на судне встречались фронтовики с нашей и немецкой стороны. Но все понимали: лучше мира ничего не может быть.

У нас был замечательный экипаж. На каждый праздник - концерт. Служба ресторана - на Новый год, палуба - на 1 мая. Потом месяц все это обсуждаем. Немцы нам выделяли музыкальный салон. А когда увидели наши «капустники», и сами стали смотреть. Наша жизнь была праздником. Сейчас мне говорят: это потому, что вы были молодые. Да нет, все изменилось. Тогда в кино в Одессе были большие очереди. А ты с удостоверением моряка идешь, и одесситы тебя пропускают.

Первым теплоходом «Иван Франко» стал и в биографии - депутата Одесского городского совета, руководителя Федерации профсоюзов работников водного транспорта и плавсостава Украины.

Мои годы на «Иване Франко» - это самые яркие воспоминания, как первая любовь. В моей трудовой деятельности были и другие пассажирские суда, более комфортабельные и современные. Но «Иван Франко» - первый. Это новое впечатление от Босфора, и переход через Атлантику, и первый иностранный порт после «железного занавеса» Советского Союза. У нас уже было сложившееся впечатление о загранице. И тут ты ступаешь на иностранную землю. Свою роль сыграл и коллектив. Мы действительно жили одной семьей. После «Ивана Франко» я пошел на «Максим Горький». И мне было с чем сравнить.
Там тоже были очень интересные и яркие рейсы - на Шпицберген, кругосветки. Но у нас была такая поговорка для экипажа: «Черный пароход - белая жизнь, белый пароход - черная жизнь». В прямом смысле это соответствовало действительности. «Иван Франко» имел классическую на тот момент расцветку - черный борт, а «Максим Горький» - белоснежный лайнер. И стили жизни наших экипажей отличались. Мы умели и поработать, и нам давали хорошо отдохнуть.

В 80-е годы рейсы на Кубу. Уровень комфортности теплохода тогда уже не уступал международным. Мы перевозили офицеров и солдат срочной службы. В этих рейсах тоже был свой колорит. Мы стали хорошо разбираться в кубинских сигарах.

"Иван Франко", Гавана, 14.04.1992


Встречались со смерчем и жестокими штормами

Рейсы «Ивана Франко» не обходились без происшествий.

Я помню, как на Антильских островах мы выходили из порта, - рассказывает Татьяна Кирсун , работавшая на теплоходе барменом. - И вдруг навстречу нам мчится сухогруз. Его двигатели отказали. И на всем ходу врезается в борт. И тут все у него приходит в порядок: он дает задний ход и быстро отходит от нас. Конечно, его остановили. А нас поставили на ремонт заделывать вмятину. Был случай, когда при переходе через Атлантику в сильный шторм нас ударило бревно. Мы это очень сильно почувствовали. Но самое страшное было, когда в открытом море нас попросили покинуть палубу. Мы наблюдали, как смерч крутится возле нас, вбирая все в себя.

Выдержать все трудности и испытания помогали закалка и сила духа.
- Мы все должны были успеть, - говорит на ходу Саша Чепелов , обнимая все так же обворожительных женщин, - мы не спали по четыре дня, надо было и поработать, и погулять, и посмотреть страну.

Об экипаже «Иван Франко» ходили легенды. Его директора ресторана Вилена Кушниренко чуть не забрали в Москву.

Дело было так, - делится Вилен Николаевич. - Прибыли к нам на лайнер 15 секретарей ВЛКСМ со всех республик. Накрыли мы им стол. И вот дошла моя очередь говорить тост. Ну, я сказал такой, чтобы был комсомольский с морским подтекстом. Всем понравилось, кричат «наш человек». А на утро вызывает меня капитан. И говорит: «Что ты там натворил, почему это 15 секретарей в один голос просят отправить тебя в Москву на комсомольскую работу?» Но я человек морской, - заключает моряк. - Конечно, отказался.

С гордостью о своей работе на «Иване Франко» говорит шеф завпроизводства Виктор Усатый , под начальством которого работали 55 поваров, холодный, горячий цеха, пекарня и кондитерская.

У нас были дни русской и украинской кухни, - вкусно рассказывает Виктор Иванович. - Пассажиры были немцы. А я брал продукты и показывал им, как нарезать овощи для борща, как готовить котлеты по-киевски. Мы устраивали пиратские вечера, делали русские чаи, «буфет» вместо ужина. И все блюда украшали с фантазией, соревновались, у кого лучше.

Ну и, конечно, украшением праздничного стола тогда и сейчас служит торт. На встречу «иванофранковцев» весом 10 кг в три уровня испекла свой торт-мечту Зоя Петрик , старожил лайнера, проводившая его в последний путь в Индии. Вся ее жизнь связана с морем. На «Иване Франко» познакомилась с мужем, воспитала сына, который уже работает судовым механиком.

Этот торт - символ, - объясняет Зоя. - Это наша жизнь, наша молодость. Бело-голубые цвета - море, спасательный круг теплохода «Иван Франко». А Земной шар - наш жизненный путь. В нем три слоя, три разных торта: «Киевский», «Черный маклер» и «Битое стекло». Я давно мечтала его сделать. А самый большой торт, который я испекла на «Иване Франко», весил 40 кг и предназначался для холодного «буфета».

Зоя и по сей день в море. И не мыслит себя без него:

Море любит сильных, - заключает она. - И мы все успевали: и поработать, и отдохнуть, и многое увидеть - весь мир!

Пока мы рассматриваем уникальный торт, на летней площадке танцуют ламбаду. Именно так весело, озорно проводили праздники на «Иване Франко». Одним из самых запоминающихся был переход через экватор.

Мы организовывали праздники для пассажиров, которые первый раз пересекали экватор, - комментирует видео тогдашний комсорг Владимир Цуркан , который заведовал культурной жизнью теплохода. - И все включались в это действо. У нас было столько идей, столько фантазии, что всем было интересно: и пассажирам, и туристическим фирмам, и экипажу.

Печать «Ивана Франко» ставили на теле в День Нептуна где попало

Смешно смотреть старый фильм, как члены команды, переодетые в чертей, мылят пассажирам головы и ставят круглую печать, которую сами изготовили, причем на самых разных местах: на животе, плече и не только. А потом в бассейн и в плавание.

В самодеятельности участвовали почти все члены экипажа. Многие занимались в школьных и студенческих кружках и студиях и умели петь и танцевать. Была даже циркачка, которая жонглировала горящими факелами, - вспоминают «франковцы».

Благодаря участию в самодеятельности, нас предпочтительнее брали на суда, - утверждает горничная Елена. - Это очень приветствовалось. Я училась на народных танцах. Но мне всегда было по душе исполнять цыганочку. Однажды, когда пассажирами у нас были кубинцы, мы делали для них концерт. Я вышла в своем наряде и бросила одному шаль. Кубинец как начал плясать, весь зажегся. Наверно, этот день ему очень запомнился.

В дополнение к воспоминаниям гостям дарят значки с теплоходом «Иван Франко». В советское время они не продавались. В киоске магазина «Березка» на борту лайнера за доллар можно было купить брелок с изображением лайнера.

Это был самый дешевый товар, - рассуждает продавец киоскер Нина Козлитина . - А самыми дорогими - каракуль, хохлома, шкатулки. В ассортименте были матрешки, платки, янтарь и многое другое. Выторг за полугодовой рейс составлял примерно 10 тысяч дойч марок. Причем работать в портах не разрешалось, а только в море.

Нацепив значок с флагманом лайнеров 70-х, мы словно приобщаемся к той удивительной, насыщенной жизни, в которой участвовали члены экипажа легендарного «пассажира», своим трудом зарабатывая славу морской державы. Теплоход «И ван Франко» остается в нашей памяти как образец обслуживания высокого класса, отеля на волнах с дружным коллективом и профессиональным командованием.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук

Из интервью с Лией Кошелевой, библиотекарем лайнера («МУ» № 18 (589) от 6.05.09):

«Ванечка» - так любовно называли первенец знаменитой «писательской» серии пассажирских теплоходов ЧМП. В 1964 году в немецком Висмаре был спущен на воду «Иван Франко» - флагман серии, затем -«Александр Пушкин» (в 65-м году), «Тарас Шевченко» в 66-м, «Шота Руставели» в 68-м и «Михаил Лермонтов» в 1971 году.

Слова «первый» и «впервые» сопутствовали «Ивану Франко». Впервые лайнер такого уровня был спроектирован по советским чертежам, в разработке которых, кстати, принимал участие Михаил Григор - впоследствии первый капитан судна . В результате - высота борта 13,5 м, длина - 176,14, ширина - 23,6, дальность плвания - 8000 миль. Всего теплоход вмещал около 1000 человек, из которых более 350 - члены экипажа.

В команду набирали лучших из лучших. Возможно, именно поэтому на борту сложились столь теплые, почти семейные отношения - каждому из специалистов практически не было равных, а потому не было конкуренции, споров, ссор. Все понимали, что делают одно важное общее дело - «Иван Франко» должен был стать полноправным участником мирового туризма, привлечь к себе на борт иностранных туристов, соответственно, потеснив на данном рынке тогдашних монополистов - судовладельцев Греции, Италии, Норвегии и других стран. Стоит ли говорить, что экипаж советского суперлайнера блестяще справился с задачей. Особый, «франковский» сервис, доброжелательная атмосфера на борту, отличная морская выучка экипажа, прекрасная кухня - визитные карточки «Ивану Франко», благодаря которым о теплоходе буквально в первые годы его морской жизни заговорили во всем мире. В заграничном списке фирм-фрахтователей «Ванечки» такие мировые «зубры», как «Транстур», «Райзебюро», «Средиземноморский клуб», «Италнорд» др. Клиенты таких фирм, как «Неккерман», «Италтурист», «Ян Райзен» выстаивали очереди, чтобы попасть на борт «Ивана Франко».

15/06/1963 Заложен на верфи.

07/10/1964 Испытательные рейсы.

Доставлено 14 ноября 1964 на Черное море и пнредано в ЧМП, Одесса, СССР.
Добавлено в состав круизных судов ЧМП.

1997 Продано Polluks Shipping, Кингстаун, Сент-Винсент. Переименован в "FRANK".

21/07/1997 Прибыл в Аланг, Индия для разделки на металлолом.