Виды дворцовой площади. Как луг превратился в архитектурный ансамбль. История Дворцовой площади. История и архитектура

Один из символов Санкт-Петербурга и одно из самых посещаемых туристических мест этого города - Дворцовая площадь. Этот архитектурный ансамбль начал складываться во второй половине XVIII столетия, его формирование завершилось в первой половине XIX века.

Площадь образована несколькими историческими и архитектурными памятниками - Зимним дворцом (эта достопримечательность и дала название площади), Зданием штаба Гвардейского корпуса, полукруглым Зданием Главного штаба и, конечно, знаменитой Александровской колонной. Размеры площади - примерно пять с половиной гектаров. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что ее размеры - восемь гектаров, но это не соответствует действительности.

Площадь находится под охраной ЮНЕСКО: ее внесли в список Всемирного наследия.

С чего все начиналось...

В первые годы XVIII столетия в городе была заложена крепость-верфь, окруженная валами. Также вокруг крепости был вырыт ров, перед которым находилось свободное от какой-либо застройки пространство. Размеры его были огромны. Это пространство было необходимо в целях обороны: в случае нападения неприятеля на крепость со стороны суши оно помогло бы артиллеристам отразить атаку.

Но спустя короткое время после того, как крепость была достроена, она лишилась своего военного значения. А вместе с ней его лишилось и открытое пространство, расположенное за рвом. На этой пустующей территории стали складировать пиломатериалы, необходимые для различных строительных работ. Также там хранились якоря больших размеров и другие припасы, связанные с кораблестроением. Часть территории занимал рынок. К тому времени пространство, когда-то имевшее оборонное значение, заросло травой и стало настоящим лугом. Прошло еще несколько лет и территория снова изменилась: через нее тремя лучами прошли новые улицы. Они разделили территорию на несколько частей.

Затем наступил новый период истории будущей знаменитой площади. В это время она использовалась как место для народных гуляний. Над ней сверкали фейерверки, на ней били фонтаны, в которых вместо воды было вино.

В 40-е годы XVIII века вышло царское повеление, согласно ему на будущей площади (которая в то время еще была лугом) следовало посеять овес. Позже на лугу пасся придворный скот. Иногда здесь проходили строевые учения солдат. В тот период времени достраивался и перестраивался Зимний дворец, а открытое пространство перед ним нередко использовалось для строительных целей.

В середине 60-х годов XVIII века на этом пространстве состоялся своеобразный рыцарский турнир. Это был грандиозный праздник, специально для которого соорудили из дерева временный круглый театр без крыши. Одеяния участников праздника поражали роскошью.

От луга к плацу

В конце 70-х годов XVIII века по велению императрицы начат процесс преобразования площади. Был проведен конкурс проектов, после объявления победителя начались строительные работы. В конце столетия площадь выглядела так: огромное пространство было окружено домами с трех сторон и, согласно свидетельствам современников, напоминало амфитеатр.

В начале XIX века архитектор Антон Модюи предложил план перепланировки площади. Именно на этом плане площадь впервые приобретает те очертания, которые сейчас так хорошо нам знакомы. В первой половине XIX века облик площади постепенно меняется, трансформируется. В 30-е годы в ее центре была возведена знаменитая колонна. В начале XX века (также, как и XIX веке) на площади часто проходили военные парады и смотры.

Одной из самых мрачных страниц в истории площади стало событие, названное в последствии «Кровавым воскресеньем». На площади состоялся разгон шествия рабочих, которые несли царю петицию с экономическими и политическими требованиями. Во время разгона этой демонстрации погибли сотни людей: против безоружных демонстрантов было применено огнестрельное оружие.

В первые годы XX века все здания на площади были окрашены в кирпично-красный цвет, который как бы стал предвестником событий 1917 года. В 40-е годы XX века зданиям был возвращен первоначальный облик: их стены перекрасили в светлые тона. Вскоре после революционных событий на площади был установлен памятник литератору и философу Александру Радищеву. Бюст был изготовлен из гипса. Простояв примерно полгода, он был опрокинут порывом сильного ветра и с тех пор не восстанавливался.

В советское время на площади проходили парады и праздничные демонстрации. В первые послереволюционные годы на этой территории устраивались масштабные театрализованные представления на революционную тематику. В начале 30-х годов площадь была реконструирована: удалена брусчатка, пространство заасфальтировано; гранитные столбики, окружавшие знаменитую колонну, также удалены. В 40-е годы рассматривалась идея переноса колонны и устройства на площади аэродрома. Но этот план не был воплощен в жизнь. В 70-е годы на площади вновь были проведены реконструктивные работы. Асфальт заменили брусчаткой. На углах площади были установлены фонари.

Площадь в XXI веке

В начале XXI столетия на площади проходили реставрационные работы, в ходе которых была сделана археологическая находка - остатки флигеля, принадлежавшего Анне Иоанновне. Если говорить точнее, был найден фундамент этого здания - когда-то роскошного, состоявшего из трех этажей. Археологическая находка была тщательно изучена, было сделано множество ее фотоснимков, после чего ее вновь закрыли землей. Спустя несколько лет была отреставрирована Александровская колонна.

На территории площади часто проходят мероприятия общественного и спортивного характера, устраиваются концерты знаменитых исполнителей. В зимнее время была сделана попытка превратить площадь в каток с платным входом, но это вызвало возмущение множества общественных организаций и каток прекратил свое существование. Сравнительно недавно на площади был установлен павильон с зеркальными стенами, в которых отражался весь архитектурный ансамбль. Этот павильон простоял недолго: он был разрушен порывом ветра, после чего демонтирован.

Архитектурный ансамбль площади

Расскажем подробнее о тех исторических и архитектурных достопримечательностях, которые составляют ансамбль главной площади Санкт-Петербурга:

Александровская колонна была воздвигнута в память о победе русских войск над армией Наполеона. Автор этого величественного сооружения в стиле ампир - архитектор Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Разработанный им проект колонны был утвержден императором в конце 20-х годов XIX века, а в середине 30-х годов состоялось торжественное открытие монумента. Колонна изготовлена из розового гранита в одной из каменоломен, находившихся недалеко от Санкт-Петербурга. Транспортировка колонны в город стала сложной задачей. Для этой цели даже была построена специальная баржа. Сегодня колонна является одной из главных достопримечательностей города. Иногда, вспоминая знаменитое стихотворение классика русской поэзии, ее называют «Александрийским столпом», но это ошибочное название.

Зимний дворец - еще одна важная часть ансамбля площади. Он был построен в середине XVIII столетия. Автор проекта - Бартоломео Франческо Растрелли. Дворец выстроен в соответствии с канонами елизаветинского барокко (фасады и помещения отличаются пышной отделкой). Первоначально здание являлось резиденцией российских правителей, где они проводили зимние месяцы. Во второй половине 30-х годов XIX века во дворце случился страшный пожар, который не могли потушить в течение нескольких дней. Имущество, спасенное из дворца, было сложено вокруг знаменитой колонны. В конце 30-х годов XIX века дворец был восстановлен. В советское время в здании размещены экспозиции Государственного Эрмитажа.

В восточной части площади находится здание бывшего Штаба гвардейских войск. Автор проекта - художник и архитектор Александр Брюллов. Здание выстроено в соответствии с канонами позднеклассического стиля. Благодаря изяществу и строгости оно идеально вписалось в архитектурный ансамбль, что было очень непросто: с одной стороны от Штаба находится дворец в стиле барокко, с другой - здание в стиле ампир. Штаб был построен примерно за шесть лет: строительные работы были начаты во второй половине 30-х годов XIX века и завершены в начале 40-х годов. За несколько лет до разработки проекта и строительства здания существовала идея постройки на этом месте театра. Эта идея так и не была воплощена в жизнь.

С южной стороны площади высится здание Главного штаба. Оно было возведено в начале XIX столетия. Автор проекта - архитектор Карл Росси. Три корпуса здания образуют дугу, длина которой - пятьсот восемьдесят метров. Корпуса соединяет триумфальная арка. Она увенчана скульптурной группой, изображающей колесницу Славы. Архитекторами этой группы являются Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов. В дореволюционное время в корпусах здания располагался не только Главный штаб, но также три министерства. В первые послереволюционные годы в здании разместился Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР. Позже здесь находилось обычное отделение милиции. В настоящее время здесь размещен Штаб Западного военного округа, занимающий часть здания. Крыло, расположенное с восточной стороны, передано в начале 90-х годов XX века Государственному Эрмитажу.

Дворцовая площадь это главная площадь Санкт-Петербурга. На площади и рядом с ней расположены некоторые известные достопримечательности города. На Дворцовой площади расположен самый известный музей Петербурга - Эрмитаж. Здесь часто проводятся различные интересные мероприятия.
(Посмотреть фото большего размера.)

Дворцовую площадь можно включить в перечень мест, в Санкт-Петербурге. В составе исторического центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наиболее значимыми зданиями на площади являются: “Зимний дворец”, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с его знаменитой Триумфальной аркой, Александровская колонна. Немного севернее Дворцовой площади расположен “Новый Эрмитаж” с фигурами Атлантов у входа, . Пройдя от Дворцовой площади в южном направлении, вы попадёте к Адмиралтейству, и далее, через “Александровский сад”, к , Сенатской площади и памятнику (Расстояние от Дворцовой площади примерно 750 метров.) К памятнику и собору от Зимнего дворца можно пройти также по набережной Невы. От расположенного недалеко от площади причала отправляются скоростные катера на подводных крыльях .

После посещения Дворцовой площади обязательно пройдите к набережной Невы. Отсюда открывается отличный вид на Петропавловскую крепость и Стрелку Васильевского острова. Это одно из самых красивых мест в городе.

Расположение Дворцовой площади вы можете уточнить

Как пройти к Дворцовой площади

Добраться до Дворцовой площади Санкт-Петербурга проще всего . Ближайшая станция метро “Адмиралтейская” расположена на расстоянии примерно 200 метров от площади. Пройдите от станции по улице Малая Морская к Невскому проспекту и поверните налево в направлении Адмиралтейства. Дворцовая площадь будет справа от вас.

Также к площади можно пройти от станций метро “Невский Проспект” и “Гостиный Двор” вдоль Невского проспекта (расстояние примерно 800 метров) и от станции метро “Василеостровская” через Дворцовый мост (расстояние примерно 2,5 километра).

Ближайшая станция метро – .

Зимний дворец

Это старейшее здание на Дворцовой площади. Строительство дворца по проекту Б.Ф.Растрелли, началось в 1754 году и завершилось в 1762 году. В то время Зимний дворец стал самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Тогда во дворце находилось 1500 комнат.
Дворец имеет простую прямоугольную форму. Богато украшенный фасад придаёт зданию торжественность и узнаваемость. Фасад дворца украшен колоннами, резными наличниками окон, статуями. Внутри дворца имеются богато украшенные залы. В настоящее время в Зимнем дворце расположен самый большой . Рядом с дворцом расположен также Эрмитажный театр.

Александровская колонна

Александровская колонна это один из известнейших памятников Петербурга. Она была установлена в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Монферраном. Колонна была установлена в память о победе над войсками Наполеона.
Строительство колонны велось с 1829 года по 1834 год. Основная часть колонны была изготовлена из монолитного куска розового гранита. Гранитный блок был добыт в карьере в местечке Pyterlahti недалеко от Выборга в Финляндии, а затем доставлен в Петербург. Общая высота сооружения 47,5 м. Наверху колонны установлена фигура ангела, который держит в левой руке крест.

Здание Главного штаба расположено на юго-восточной стороне Дворцовой площади. Строительство здания продолжалось с 1819 по 1829 год. Руководил строительством архитектор Росси. Центральная часть здания состоит из двух корпусов, составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров.

Здание Главного штаба известно благодаря наиболее заметной части здания - Арке Главного штаба. Архитектор Росси, проектируя главную площадь города, решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой. Арка была построена как завершающая деталь в композиции Дворцовой площади. В то же время Арка является монументом, посвящённым победе в Отечественной войне 1812 года.

Арка украшена скульптурной композицией состоящей из колесницы, в которую впряжена шестёрка коней. Коней сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В колеснице стоит крылатая Ника. В правой руке богиня держит лавровый венок. Скульптурная композиция является символом воинской славы. Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года. Высота Арки главного штаба 36 метров. Через арку можно пройти на Невский проспект (по улице Большая Морская).

Адрес: Дворцовая площадь

Как говориться, все дороги Петербурга ведут к главной площади, которая носит название Дворцовой и которая занимает достойное место во Всемирном списке культурного наследия ЮНЕСКО. Размеры Дворцовой более чем в два раза больше Красной площади.

Дворцовая площадь - сосредоточение сразу нескольких историко-архитектурных памятников федерального масштаба. Это и колоссальный полукруг здания Главного штаба и его прекрасная Триумфальная арка , и гармоничное сооружение штабного здания Гвардейского корпуса , и знаменитый Александровский столп и, конечно же, потрясающей, всемирно известный Зимний дворец.

История Дворцовой площади кратко

Возникновение и формирование площади напрямую завязано на истории возведения Адмиралтейства , которое создавалось по законам военного времени как крепость-верфь. А это значит, что территория Адмиралтейской верфи была окружена валами и рвами, перед которыми была организована открытая эспланада (ровное пространство) для лучшего наблюдения за наступающим врагом.

Но адмиралтейская крепость вскоре утратила свою военную актуальность, и часть ровного пространства стала использоваться для складывания адмиралтейского оборудования, часть же постепенно зарастала травой, превращаясь в Адмиралтейский луг .

Во времена Анны Иоанновны на луговых землях иногда проводились праздники для простого народа – строились временные павильоны для развлечений, организовывались распития вин и скармливание зажаренных быков народу. Затем, во время строительства третьего и пятого Зимних Дворцов, луговое пространство использовалось для складирования строительного материала. Здесь также проводились иногда военные учения , и пасся императорский скот.

Идея организации площади перед достраивающимся пятым Зимним дворцом принадлежит Ф.Растрелли . Он создал первый проект замкнутой придворцовой территории, с колоннадой, окружающей памятник Петру Первому, в центре ее. В 60-е годы 18 века проводится архитектурный конкурс генерального плана застройки города, по итогам которого утверждается архитектурное проектирование А.Квасова по благоустройству Дворцовой площади.


Отталкиваясь от доминанты Зимнего Дворца, в котором прорезаются арочные выходы на площадь, Квасов дал основную геометрическую границу площадного пространства на западе, закруглив ее на северном направлении. Постепенно околодворцовое пространство оформляется строениями Южного павильона Малого Эрмитажа (арх.Фельтена) и Вольного экономического общества (арх. Валлен-Деламота), а также Глазовским домом и особняками А. Ланского и Я. Брюса.

Арки Зимнего дворца

Все эти сооружения распределяются по дугообразной линии намеченной А.Квасовым, окружая Зимний дворец подобием амфитеатра. На образовавшемся площадном пространстве в конце 18 века проходили смены гвардейских караулов и народные гуляния, аналогичные гуляниям при Анне Иоанновне.

В начале 19 века происходит последняя перепланировка площади (арх.А.Модюи ), которая сохранилась до наших дней. Здания напротив Зимнего сносятся и заменяются Главным штабом , состоящим из двух корпусов (арх.К.Росси) , связанных между собой Триумфальной аркой . Это фундаментальное строение - торжественное и монументальное - придало площади логическую завершенность.


Позже строение Экономического общества будет стилизовано под Главный Штаб, а восточную сторону придворцового пространства замкнет Штаб Гвардейского корпуса (арх.А.Брюллов). Довершит общую картину установленная в центре площади Александрийская колонна (арх.О.Монферран ). После окончательного оформления, придворцовая площадь стала местом проведения войсковых смотров и парадных военных шествий.


Эта площадь помнит день Кровавого воскресенья 1905 годаи ночь 1917 года, когда вооруженными матросами был захвачен Зимний дворец. Помнит она и проводимые в советский период парадные и демонстрационные шествия, многотысячные театрализованные представления на социалистическую и другие тематики. Например, в 1924 году бойцы Красной армии выступали здесь в роли шахмат.

Живые шахматы - фото 1924 года

После октябрьских событий 1918 года , когда в залах Главного штаба был убит Урицкий, площадь получила его имя. В том же году в Зимнем садике устанавливается памятник А.Радищеву из гипса, однако, он простоял недолго – опрокинутый ветром, разбился.

В последний период Великой Отечественной войны площадь, как и многие другие петербургские объекты, получает назад свое историческое название. В конце 70-х была проведена реконструкция площади, на которую уложили диабазовую брусчатку. Также установили воссозданные фонарные столбы.

Сегодня территория площади не только место проведения парадных торжеств . Здесь проходят различные городские события – День города , спортивные марафоны , музыкальные концерты, Дни бардовской песни и прочее.

Описание достопримечательностей

Как уже говорилось, все сооружения Дворцовой площади являют собой цельный архитектурный ансамбль , оформившийся в результате труда многих известных архитекторов. Но самой главной достопримечательностью площади, ради которой сюда идут многочисленные туристы, является, конечно же, знаменитый Зимний дворец .

Зимний дворец

Прекрасный памятник архитектурного дворцового зодчества середины 18 века – Зимний Дворец – самая известная достопримечательность Петербурга. Это прекрасный образец русского барокко , выполненный Ф.Растрелли и главный дворец российских императоров, начиная с Екатерины Великой.

Зимний дворец

Русские цари здесь жили , устраивали балы , проводили официальные приемы, решали судьбы России. В интерьерах дворца они старались выразить могущество и героизм страны, показать ее несметные богатства и мастерство отечественных умельцев.


В Зимнем дворце было положено начало знаменитой коллекции Эрмитажа , одной из богатейших в мире, для хранения которой были построены специальные здания, составившие вместе с дворцом единую архитектурную композицию Дворцовой площади и Дворцовой набережной. Это Малый и Новый Эрмитажи, Эрмитажный театр.

Южный павильон Малого Эрмитажа

Сегодня в дворцовых залах можно увидеть и выставочные экспозиции и восстановленные жилые и парадные помещения русских правителей. Залы с воссозданным интерьером, самые известные и красивые, находятся на втором этаже . Это личные покои бывших императриц Александры Федоровны и Марии Александровны, Военная галерея, Гербовый и Петровский залы, Большой Тронный Георгиевский зал и многие другие.


На первом этаже можно посмотреть египетские, месопотамские, скифские и другие редкости, добытые в ходе археологических исследований. На третьем – предметы искусства Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока.


Лицом к Зимнему Двору, волнообразным силуэтом из двух крыльев, расположены два корпуса Главного штаба. Местом соединения штабных корпусов стала монументальнейшая Триумфальная арка.

Главный штаб и Триумфальная арка

Корпусное сооружение Главного штаба возведено в 20-х годах 19 века известным архитектурным мастером К.Росси. Как понятно из названия, в этих корпусах размещался военный штаб. Также здесь нашлось место и для военного, финансового и прочих Министерств. Сегодня западная часть здания соответствует своему предназначению, оно отдано в распоряжение Западному военному округу . А территория восточной части с 2013 года поступила в распоряжение Эрмитажа , поместившего туда коллекции модернистов и абстракционистов начала 20 века.

Западное крыло отличается от восточного наличием металлостеклянного купола , сооруженного в самом начале 20 века. Этот купол способствовал естественному освещению находящейся внизу штабной специализированной библиотеки.

Триумфальная арка здания Главного штаба

Знаменитым украшением штабных корпусов является монументальная Триумфальная арка , возведенная к 1828 году. Это не просто проход с Невского проспекта на площадь, но и скульптурный памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года . Триумфальная арка состоит из трех запараллеленных арок, украшенных барельефными рисунками и прекрасной скульптурной группой прославляющей русскую военную славу.


Выразительная композиция триумфальной колесницы , запряженной шестью лошадьми, находящаяся на 36-метровой высоте, выполнена С.Пименовым и В.Демут-Малиновским . Она хорошо просматривается с площади. Прекрасны скульптуры и двух вооруженных воинов в римском одеянии, сдерживающих горячих коней, и крылатой Ники со знаменем в левой руке и с венком из лавра в правой.

Лейтмотив военной славы присутствует и в барельефах и в орнаментах, украшающих арку. Венки с лавровыми листьями и военные трофеи, богини славы с пальмовыми ветками, часовые в античных доспехах, застывшие в приветственной позе – всё максимально выразительно воспевает российскую военную победу.


Довершает тематику победного триумфа над Наполеоном знаменитая Александровская колонна.

Александровская колонна

По центру площади стоит уникальный памятник архитектуры начала 19 века , великое произведение О.Монферрана . Только одним этим памятником он уже увековечил память о себе. Выполненный в лучших триумфальных образцах античности, лаконичный колонный силуэт четко и стремительно взмывает вверх.

Александровская колонна

Александровская колонна или, как называл ее А.С.Пушкин, Александрийский столп , является и памятным увековечиванием победного триумфа войны 1812 года , и памятной стелой Александру Первому , и прославлением героизма российского воинства. Вся атрибутика декоративного убранства пьедестала и колонного завершения наполнена символами Славы и Победы.

Барельеф пьедестала Александровской колонны

Четырехлетняя история создания и водружения 600-тонной колонны достойна отдельного написания, ибо это тоже героизм – героизм творческий и трудовой. Гранитная колонна стоит без специального крепежа, удерживаемая только собственным весом уже почти двести лет, с 1832 года. Александрийский столп выдержал испытания временем, войнами, революциями и сменами режимов.

Сегодня Александровская колонна является одним из известнейших символов города , его визитной карточкой, одной из ключевых достопримечательностей не только Дворцовой площади, но и всего города.

Штаб Гвардейского корпуса

Чуть позже установления Александрийского столпа, вместо бывшего Манежа, восточная окраина площади застраивается штабным зданием для Гвардейского корпуса (арх.А.Брюлов ). Велось это строительство в рамках программы по архитектурному завершению ансамблевого оформления площади.


Гвардейские войска , учрежденные Петром Первым в самом начале 18 века, играли существенную роль в политической жизни России. Хорошо известны полки Семеновский , Преображенский , Измайловский и т.д. На них опиралась правящая династия, они неоднократно помогали российским императорам, и сооружение их Штаба около главной царской резиденции было вполне оправдано.

Классическое здание, расположенное буквой Г, выходит своими фасадами на площадь и на набережную Мойки. Парадный фасад четырехэтажного сооружения, выходящий на площадь, украшен двенадцатиколонным портиком и лепными межоконными барельефами. Строение Гвардейского штаба гармонично вписалось в архитектурный комплекс площади, не перетягивая на себя «одеяло», не выделяясь, а дополняя и завершая архитектурный облик площади с её восточной стороны.

Декор Главного фасада Штаба

Внутреннее убранство Штаба оформлялось с использованием гвардейской атрибутики – это изображения шашек, касок, киверов и прочего, даже стеновые орнаменты напоминали шитье гвардейских воротничков.

В октябрьские дни 1917 года Штаб Гвардейского корпуса был занят штабом Петроградского военного округа, который во главе с Лениным занимался вопросами обороны города. Об этих событиях рассказывает мемориальная доска.

С постройкой Гвардейского штабного корпуса градостроительное оформление Дворцовой площади закончилось, приняв тот финишный вариант , который сегодня видят все туристы. Но к Дворцовой площади относится еще небольшой сквер между Зимним дворцом и Дворцовым проездом, о котором тоже хочется сказать несколько слов.

Зимний сад

После завершения возведения императорского дворца в его зимнем варианте, этот небольшой участок с западной его стороны служил для разведения караулов, он так и назвался - Разводная площадь .


Но к концу 19 века Невский проспект соединяется с Дворцовой набережной новой улицей - Дворцовым проездом , который вскоре стал пользоваться вниманием горожан, и превратился в оживленный городской участок. Шум многолюдного городского проезда был не очень удобен царской семье, покои которой смотрели в сторону Дворцового проезда.


Поэтому было принято решение о создании небольшой буферной зоны в виде сквера между императорской резиденцией и городской улицей. Работы по возведению сада контролировал архитектор Н.Крамской, а непосредственно садовыми посадками занимался Р.Катцер .


Садовая ограда в стиле растреллевского барокко выполнялась архитектором Р.Мельцером . Само по себе это чугунное ограждение было произведением искусства . В узорах чугунной решетки были использованы изображения листьев акантов, вензеля царской фамилии, имперский герб. Ограда замыкалась воротами, украшенными двуглавыми орлами и фонарями, а опорные столбы были украшены вазами . Экспонат ограды был участником всемирной парижской выставки 1900 года , где получил заслуженное Гран-при .


После выставки ограда была установлена на гранитных основаниях в предназначенном ей месте, очертив тем самым территорию Зимнего сада, который к тому времени был засажен деревьями, кустарниками и цветами. В саду был смонтирован и фонтан . Однако царской семье в начале 20 века этим садом особо пользоваться не пришлось. Николай Второй с семейством перебрался в Царское село, а горожан в сад не пускали.

При новой власти, спустя некоторое время, последовавшее за революционными событиями, Зимний сад практически прекратил свое существование - ограду с царскими эмблемами переломали , цветники вытоптали. Была попытка установить гипсовый бюст Радищева на одной из опор ограды, но она оказалась неудачной - бюст упал и разбился.


1 мая 1920 года состоялся исторический «ленинский» субботник , во время которого все оформление Зимнего сада было сметено с лица земли в прямом смысле. Все, что осталось от ограды, опорные столбы, ворота и прочее, в качестве мусора было вывезено с территории Дворцовой площади. Сохранились лишь деревья и неработающий фонтан. Только в первом десятилетии 21 века исторический вид сквера был восстановлен и зеленым островком вошел в каменную композицию Дворцовой площади.

Зимний дворец на Дворцовой площади - бывшая царская резиденция, символ архитектурного стиля елизаветинское барокко, самый большой дворец в Петербурге. С первых советских лет здесь работает самый известный в России музей - Государственный Эрмитаж.

Адмиралтейский луг

Дворцовая площадь возникла как часть гласиса, открытого пространства перед Адмиралтейством , основанном в 1704 году. С той поры здесь существовал луг, где не редко пасли скот. Называли его Адмиралтейским.

Рядом с верфью тут же стали селиться высшие морские чины. В 1705 году на расстоянии 200 сажен от Адмиралтейства по проекту Доменико Трезини был построен дом генерал-адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Через два года рядом поселился адмиралтейств-советник А. Кикин. В 1712 году дом Апраксина был перестроен в камне, в 1716 году здание было вновь переделано, на это раз по проекту архитектора Леблона .

Западную часть луга, близ трассы будущего Невского проспекта , с 1705 года занимал Морской рынок. Он возник по желанию местных мастеровых, которые пожаловались губернатору А. Д. Меншикову на отсутствие в Морской слободе заведения по продаже съестных припасов и питья. На рынке торговали не только продуктами, но и дровами, сеном.

Рядом с рынком, на участке дома №55 по набережной Мойки , был построен по типовому проекту для именитых дом адмирала, президента Адмиралтейств-коллегии Корнелия Крюйса. В разных источниках по разному говорится о судьбе этого дома. Он или сгорел в 1710 году, или был разобран ради строительства трактира "Петровское кружало".

После казни Кикина в 1718 году его особняк заняла Морская академия.

Весной 1721 года на Большой Першпективной дороге (Невском проспекте) была высажена аллея. Она разделила Адмиралтейский луг на две части. Западная впоследствии стала Адмиралтейской площадью, а восточная постепенно превратилась в Дворцовую.

В 1728 году по завещанию дом Апраксина перешёл Петру II. Молодой император здесь так и не поселился, он переехал с правительством в Москву. Дом Апраксина всё это время пустовал, с 1731 года стал перестраиваться под резиденцию императрицы Анны Иоанновны. Её проектированием занимался Б. К. Растрелли с сыном. Для размещения новых помещений был выкуплен соседний участок, принадлежащий Морской академии. К 1735 году здесь был построен новый Зимний дом Анны Иоанновны, главным фасадом выходящий к Адмиралтейству.

Площадь рядом с Зимним дворцом предполагалось окружить колоннадой, в центре которой должна была быть установлена бронзовая статуя Анны Иоанновны работы Б. К. Растрелли. Для этого площадь очистили от появившихся здесь случайных деревянных построек вплоть до самой аллеи. Рядом с южным торцом Зимнего дворца на краю Адмиралтейского луга оставили лишь несколько служебных построек. Среди прочего отсюда был перенесён построенный в 1732 году по проекту Ф. Б. Растрелли деревянный манеж. К 10 ноября 1738 года он был открыт "на показанном от берейтера Шидерера месте подле конюшенных мазаночных домов" на берегу "новозачатого" Екатерининского канала (участок дома №28 по Невскому проспекту) .

Адмиралтейский луг использовался как площадка для парадов и народных гуляний. Например, 27 января 1740 года здесь состоялся смотр императорской гвардии. Войска проследовали по Невскому проспекту к Зимнему дворцу с музыкой и развевающимися знамёнами. Тогда же во дворце для знати был устроен маскарад, а для простого народа на луг выставили угощения - жареных быков, фонтаны красного и белого вина.

Пространство рядом с императорской резиденцией требовало соответствующего ухода. В 1750 году началось мощение Адмиралтейского луга дёрном и булыжником. С этого времени "луг" в строгом понимании этого слова исчез.

Последним штрихом в создании парадного облика Дворцовой площади стала переоблицовка домов "депо карт" и Вольного экономического общества под единый фасад со зданием Главного штаба. Это было сделано в 1842-1845 годах архитектором Иваном Черником , который таким образом завершил замысел Карла Росси.

Дворцовая площадь была частью маршрута утренних прогулок императора Александра II. Он один, без охраны, проходил по Миллионной улице , Зимней канавке и набережной Мойки, по площади шёл к Зимнему дворцу. Так было и 2 апреля 1879 года. Когда царь повернул с Мойки на площадь у Певческого моста, к нему быстрым шагом направился высокий человек в шинели. Поравнявшись с Александром II, он выстрелил в него из пистолета. Выстрел оказался неудачным. Царь ловко петляя, уворачиваясь от последующих выстрелов побежал в сторону Министерства иностранных дел. Террорист успел выстрелить пять раз, после чего был сбит с ног подоспевшим жандармом. Человеком, покушавшимся на жизнь императора Александра II, был Александр Константинович Соловьёв, член радикальной организации "Земля и воля".

У западного фасада Зимнего дворца разбит сад. В 1900 году вокруг него была установлена высокохудожественная кованая железная ограда, которая получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Автором ограды был архитектор Роберт Мельцер.

9 января 1905 года в Петербурге, в том числе на Дворцовой площади, произошли события, вошедшие в историю России как Кровавое Воскресенье.

Булыжное мощение Дворцовой площади конечно же доставляло неудобство и для прохожих, и для проезжающих по ней экипажей. В 1911 году петербургский градоначальник предложил старшему городскому садовнику рассмотреть вопрос устройства на ней цветника. В следующем году журнал "Зодчий" опубликовал такую статью:

"Более 10 лет как в Управе возник проект переустройства Дворцовой площади, составил его архитектор Мельцер. Предполагалось площадь эту заасфальтировать, линию у тротуара засадить липами, разбить цветники, поставить фонтаны и, между прочим, снести бульвар от штаба к Дворцовому мосту, срезая закругление Александровского сада, и в этом месте устроить проезд. Проект получил Высочайшее одобрение, но до сих пор к осуществлению его не приступали. В настоящее время проект вновь обсуждается в Управе, причём городской садовник составил смету на полное переустройство площади в сумме 418 тысяч рублей" [Цит. по 1, с. 269].

Несмотря на все эти планы, при царской власти Дворцовая площадь так и осталась с булыжной мостовой.

Перед Первой мировой войной все здания на Дворцовой площади были окрашены в красно-кирпичные цвета. События 1917 года происходили именно на таком фоне. В 1940-х годах здания снова перекрасили в присущие им светлые тона.

Дворцовая площадь после 1917 года

Сразу после Февральской революции 1917 года Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов утвердил решение о "погребении погибших в дни переворота" на Дворцовой площади. Архитекторам дали задание решить в каком именно месте площади будет произведено захоронение и как будет выглядеть монумент над ним. Похороны были назначены на 10 марта. За три дня до этого в Совете выступил Алексей Максимович Горький, который предложил оставить Дворцовую площадь в покое и устроить захоронение на Марсовом поле. Этот вариант вызвал в Совете споры, в которых даже возникла идея устроить на месте Александровского сада новую "Площадь Свободы", там и похоронить погибших. Но от этой затеи отказались сразу, под давлением архитекторов было принято предложение Горького. Дополнительным аргументом стало то, что вокруг Александровской колонны вбито много свай и копать могилы там было бы крайне сложно.

Дважды на Дворцовой площади выступал Владимир Ильич Ленин. Первый раз это произошло 1 мая (18 апреля) 1917 года, когда он от имени ЦК партии большевиков говорил о значении пролетарского праздника Первое мая и задачах русской революции. Второй раз Ленин выступал с трибуны 19 июля 1920 года, когда на Дворцовой площади проходил митинг по случаю закладки памятника Карлу Либкнехту и Розу Люксембург. Этот монумент собирались установить в садике Зимнего дворца, рядом с уже находящимся там временным памятником Радищеву.

После 1917 года Гвардейская площадь вошла с состав Дворцовой.

30 августа 1918 года в подъезде восточного корпуса здания Главного штаба был убит председатель Петроградской чрезвычайной комиссии Моисей Соломонович Урицкий. Убийцей стал эсер Леонид Канегиссер, который мстил за расстрел чекистами его товарища. Уже в октябре того же года Дворцовую площадь назвали площадью Урицкого.

В 1918 году с постамента были снята ограда сада Зимнего дворца. Во время первомайского субботника 1920 года 7 000 рабочих, студентов и курсантов очистили западную часть площади Урицкого от каменных глыб и щебня, оставшихся от разрушенного год назад постамента. В помощь рабочим сюда была даже проложена узкоколейная железная дорога, на которой перемещались 100 вагенеток. Ограда позже была установлена вокруг парка имени 9 января .

Трудовой мотив с тех пор станет главным для всей демонстраций на главной площади Ленинграда. В советское время здесь проводились демонстрации в дни 1 мая и 7 ноября. Для выступлений на таких мероприятиях руководителей разных величин, у ворот Зимнего дворца сооружалась трибуна. Кроме уже упомянутого Ленина, с неё выступали Никита Сергеевич Хрущёв и другие советские лидеры (Зиновьев, Киров, Попков, Кузнецов, Толстиков, Козлов, Романов).

Летом 1924 года на Дворцовой площади состоялась уникальная шахматная партия. Роль белых фигур исполняли моряки, чёрных - красноармейцы. Кони были настоящие. Ходы выполнялись по командам И. Рабиновича и П. Романовского, отдававших их по телефону.

Весной 1932 года Дворцовую площадь заасфальтировали. При этом под ней проложили новые подземные коммуникации.

13 января 1944 года, в первый день операции по снятию Ленинградской блокады, Дворцовой площади возвращено историческое название.

К 60-летию Октябрьской революции (в 1977 году) было решено преобразить мощение Дворцовой площади. Архитекторами Б. Н. Булдаковым, Г. А. Бойковой, Ф. К. Романовским и художником В. А. Петровым был составлен проект, по которому площадь замостили прямоугольниками из брусчатки, которые разделили гранитными плитами. Розовый гранит добыли в карьере "Возрождение", а серий - из Каменногорского карьера . На 17 000 квадратных метрах образовалась "сетка" из 460 ячеек.

В 1994 году принималось решение об определении места нахождения вестибюля станции метро "Адмиралтейская". Для его размещения на углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка требовалось расселить находящийся там дом. Заслуженным архитектором России Сергеем Шмаковым был предложен альтернативный вариант. Он составил проект, в котором выход из метро был бы организован в Александровском саду и в первом этаже здания Главного штаба, рядом с Невским проспектом, из существующих там гранитных порталов. Перестроить первый этаж этого дома было бы гораздо дешевле. Но проект Шмакова принят не был, выход из метро в конце 2011 года появился там, где и планировался изначально.

С советского времени каждые Новый Год, 9 мая и в День города (27 мая) на Дворцовой площади проводятся массовые праздничные мероприятия. С большим размахом с 2000-х годов для школьных выпускников здесь стали проводить праздник "Алые Паруса".

1 декабря 2007 года на Дворцовой площади начал работать коммерческий ледовый каток. Его появление здесь вызвало бурные споры в общественности. Основными аргументами противников работы катка стали: нарушение архитектурного ансамбля Дворцовой площади и невозможность подойти близко к Александровской колонне. Каток просуществовал здесь весь зимний сезон, но в последующие годы уже не появлялся.

Дворцовая площадь является главной площадью Петербурга, образованной знаковыми для города достопримечательностями - Зимним дворцом, Главным штабом, Гвардейским корпусом и Александровской колонной.

История возникновения


Здание Главного штаба

История Дворцовой площади начинается с постройки Зимнего дворца в 1754-62 годах. Идея создания центральной площади принадлежит знаменитому архитектору Б. Ф. Растрелли, который спроектировал Зимний и предложил черновую версию проекта всей Дворцовой.

В 60-70-е годы XVIII века началась активная застройка центральной площади. В этот период был создан Южный павильон Малого , а также Вольное экономическое общество в районе пересечения площади с .

Следующий важный этап застройки Дворцовой приходится на 1819-29 годы, когда по проекту К. Росси был возведен Главный штаб с триумфальной аркой. В 1834 году была воздвигнута величественная Александровская колонна, а в начале 1840-х - штаб Гвардейского корпуса. Таким образом, завершилось формирование современного ансамбля центральной площади города.

Изначально территория Дворцовой в Санкт-Петербурге именовалась Адмиралтейским лугом. Современное название было закреплено в 1766 году. В период с октября 1918 по январь 1944-го центральная площадь города носила имя «площадь Урицкого».

О составе ансамбля


Зимний дворец на Дворцовой площади

Подробнее об образующих объектах ансамбля Дворцовой площади:

  • Зимний дворец - северная граница площади. Здание в стиле роскошного барокко является творением знаменитого архитектора Б. Ф. Растрелли. На протяжении почти двух веков дворец имел статус основной императорской резиденции, а в настоящее время Зимний - это главное здание Эрмитажа, где содержится значительная часть музейной коллекции.
  • Здание Главного штаба - ограничивает площадь с южной стороны. Сооружение является образцом стиля ампир и состоит из трех корпусов, образующих дугу, растянувшуюся на 580 метров. Корпуса объединяет величественная триумфальная арка, которая придает площади парадный облик и располагается в центре архитектурного ансамбля. На самой арке установлена колесница Славы, символизирующая победы русской армии. Часть здания штаба сейчас передана в распоряжение Западному военному округу, а его восточное крыло - Эрмитажу.
  • Штаб Гвардейского корпуса - восточная граница Дворцовой площади. Данный проект - детище А. Брюллова, который справился с невероятной по степени сложности задачей - ему удалось связать в единую гармоничную композицию Зимний дворец, выполненный в стиле барокко, и Главный штаб, который является представителем классического стиля в архитектуре.
  • Александровская колонна - один из самых известных памятников в Петербурге. Представляет собой символ победы Александра I в войне с наполеоновской Францией. Монолит держится под силой собственной тяжести и не имеет дополнительных креплений.

Площадь в наши дни

На сегодняшний день Дворцовая площадь - один из главных символов Санкт-Петербурга. Здесь регулярно проводят грандиозные концерты и фестивали, а также значимые культурные и спортивные мероприятия.

Помимо того, что на самой центральной площади и так находится несколько важных городских достопримечательностей, с нее открывается отличный вид на . А еще, миновав Зимний дворец, можно попасть на Дворцовую набережную, с которой по левую руку видно Васильевский остров, а по правую - Заячий, тот самый, где расположена .