Помпеи: история гибели города и интересные факты. Развалины помпея Извержение везувия гибель помпеи

Город Помпеи – прекрасный образец древнеримской архитектуры, овеянный легендами. Восставший из пепла, он превратился в популярный итальянский музей под открытым небом, причисленный ЮНЕСКО к объектам всемирного наследия.

Все еще не до конца изученный, город-музей расположился в Кампании (недалеко от Неаполя) в тени Везувия – печально известного вулкана, извержение которого принесло Помпеям гибель, но не забвение…

Становление Помпеи

Считается, что Помпеи были основаны в VI столетии до н.э. древним народом – осками, обитавшими в южной Италии. В переводе с оскского «pumpe» переводится как «пять», что может символизировать слияние пяти небольших поселений, существовавших в этой местности с незапамятных времен. По другой же версии название города произошло от древнегреческого «pompe», что означает «триумфальное шествие». В одной из легенд рассказывается об основании города Гераклом, торжественно прошествовавшим по улицам Помпей после победы над трехтелым чудовищем Герионом (десятый подвиг).

О ранней истории Помпей известно лишь то, что им поочередно владели греки, этруски, кумы, самниты. В состав Римской республики Помпеи вошли лишь в 310 г. до н.э., сохранив при этом собственную автономность. Самоуправляемым он оставался до 89 года до н.э., когда консул Сула присвоил ему статус очередной колонии Рима (расплата за антиримское восстание).

Следует отметить, что Помпеи соединяли Южную Италию и Рим, являясь одной из важных точек торгового пути «Via Appia».

Здесь усиленными темпами:

  • строили рынки и прочие торговые помещения;
  • возводили мосты, амфитеатр, термы, многоэтажные дома;

  • проводили водопроводы и мостили камнем улицы.

При этом большая часть города была отдана под роскошные виллы знатных римлян.

Начало конца

Роковое землетрясение, пробудившее Везувий ото сна произошло в 62 году. В результате сильных подземных толчков 5 февраля в городе не осталось ни одного уцелевшего здания. И хотя большую часть городских построек удалось отремонтировать, некоторые из них так и остались полуразрушенными вплоть до «судного» дня…

Гибель Помпеи

Жители Помпеи даже не могли предположить, что природа готовит им поистине жестокий удар. Они продолжали выполнять восстановительные работы, даже начали строительство Центральные термы, не восприняв всерьез новые толчки (семидесятые годы). Ведь в те времена сейсмическая активность в Кампании считалась нормой.

Впрочем, расплата за проявленную беспечность не заставила себя долго ждать…

В августе 79 года Везувий пробудился, обрушив на невинных горожан хлопья пепла и камни, падающие прямо с небес. Лишь через сутки завершилось извержение, принесшее гибель не только Помпеям, но и двум крупным городам – Стабии и Геркуланум, не говоря уже о небольших селения и виллах. Шутка ли, пепел Везувия достиг границ Сирии и Египта!

Существует версия, согласно которой извержение длилось не один, а целых два дня. Первый из них ознаменовался стремительным выбросом ядовитого дыма, вдохнув который люди тот час же сжигали себе легкие и умирали. Тем, же кому удалось спастись, вернулись на следующий день когда дым уже рассеялся.

Как только дым рассеялся, вереницы спасшихся жителей потянулись в сторону города, что стало их роковой ошибкой.

В тот страшный день мирный город превратился в земной «филиал ада». Смерть как будто витала в воздухе, застигая горожан в храмах, домах, на рынках. Преследовала она и за чертой города, забрав по разным источникам от двух до тридцати тысяч человеческих жизней.

Следует отметить, что большинству жителей (на тот момент население Помпеи составляло 20 тыс. человек) все же удалось избежать гибели. Вот только возвращаться им уже было не куда. Многометровый шар лапилли и пепла – все, что осталось от процветающего дома.

Следственная комиссия, отправленная к Везувию, пришла к выводу, что восстанавливать погибшие города не имеет смысла. Еще долго по развалинам мертвого города бродили люди, стремясь разыскать утерянное имущество. Но, и они ушли, осознав всю тщетность подобных поисков.

Город, восставший из пепла

Столетиями преданный забвению, город Помпеи был случайно обнаружен в средине XVI столетия итальянским архитектором Доменико Фонтана.

Кто знает, были бы когда-нибудь обнаружены древние стены, если бы граф Туттавиллы не пожелал провести подземный тоннель от своей виллы к реке Сарно? Но, видимо, Помпеям суждено было «возродиться»…

Между 1592 и 1600 годами Фонтана посчастливилось обнаружить несколько фрагменты настенных росписей и старинных надписей, в одной из которых говорилось о «decurio pompeis». Однако, неверное толкование фразы (упоминание городской должности в Помпеях, было ошибочно принято за имя хозяина виллы Помпея Великого) не позволило связать находку с «потерянным» римским городищем.

Находка, прямо указывающая на местонахождение древней Помпеи, была найдена лишь в конце XVII века. Так надпись, в которой в очередной раз фигурировало название города, положила конец дискуссии, длившейся в научном мире с 1637 года.

Впрочем, раскопки оказались весьма непростым занятием – твердый и толстый слой вулканического материала надежно оберегал доверенную ему тайну. Пограничный столб, точно указывающий на принадлежность руин, удалось раскопать только в августе 1763 года.

«Современные» Помпеи

Невероятно, но внезапная и быстрая гибель «спасла» Помпеи от медленного разрушения – нет другого античного города, который бы настолько хорошо сохранился.

Как проехать в Помпеи

К прославленному археологическому комплексу можно недорого (за 2-4 евро) добраться на следующих видах транспорта:

  • поезд, следующий до «Pompeii-Scavi-Villa dei Misteri» из Неаполя или Сорренто – время путешествия займет чуть более получаса;
  • автобус – сообщение с Помпеями организовано компаниями CSTP (в Салерно), SITF (в Неаполе) и Marozzi (в Риме).

Прогулка на собственном автомобиле окажется гораздо затратнее – за один только час парковке придется отдать около 5 евро. При том, что стоимость входного билета для взрослых составляет 12 евро.

Город Помпеи – климат и особенности передвижения

Планируя поездку, следует понимать, что знойным летом температура на Юге Италии часто поднимается до +35 °С. Чтобы прогулка по комплексу не превратилось в утомительное занятие, рекомендуется прихватить с собой побольше питьевой воды и тюбик с солнцезащитным кремом.

К слову, кроме классических пешеходных экскурсий, на территории Помпеи разрешена езда на арендованных велосипедах. Правда, комфорт передвижения последним способом несколько сомнителен, поскольку на территории встречается очень много булыжников, а дороги испещрены широкими бороздами, оставленными на каменной кладке железными колесами повозок.

Появление каменных глыб легко объясняется специфическим устройством античного торгового города, условно разделенного на верхнюю и нижнюю часть. По мостовым последней бежали сточные воды, вперемешку с мусором, не позволяя перейти на другую сторону улицы. Для решения проблемы и были установлены высокие камни – древний прототип современного пешеходного перехода («зебры»).

О чем «молчат» древние стены

Путнику, впервые ступившему на легендарные земли, открываются превосходно выполненные статуи, мозаики, фрески, что свидетельствует о высоком уровне мастерства их исполнителей.

Следующее, что бросается в глаза, так это различие архитектурных стилей – хаотичная застройка старых кварталов, возведенных во времена осков, сменяется новыми «стройными» прямоугольными кварталами с прямыми улицами, храмами, рынками и амфитеатрами.

К другим преимуществам римского градостроительства можно отнести наличие:

  • мощеных мостовых, забота о которых ложилась на плечи горожан, ремонтировавших и убирающих участок, прилегающий к его дому;
  • покатый профиль тротуаров и дорог, направляющих сточные воды к так называемой городской клоаке.

При этом торговые улицы обрамлялись фасадами зданий, нижние этажи которых были отданы под лавки, а верхние – под личные покои (жилье).

Жилые же кварталы выглядели далеко не так презентабельно. Благодаря теплому климату, частные дома здесь строились в основном без окон, что позволяло существенно сэкономить на дорогостоящем стекле. Лишь иногда в глухих торцах, выходящих на улицу, пробивались узкие щели.

Стараниями выдающихся археологов (Алькубьерре, Ф. ле Вега, Каролина Бонапарт, Джузеппе Фиорелли) были открыты:

  • некрополи и форумы;
  • театры и храмы;
  • ворота, амфитеатр и оборонительные стены;
  • «останки» животных и людей – в толще лавы учеными обнаружились многочисленные пустоты. Заполненные гипсом, они помогли воссоздать позы и даже мимику погибших;
  • целые жилые кварталы, заполненные прекрасно сохранившейся домашней утварью, фресками, мозаиками, скульптурами.

Слой застывшей лавы защитил внутреннее убранство домов от беспощадного влияния времени, не коснувшегося значимых культурных ценностей – важного источника, повествующего о городском укладе, быте, искусстве римлян, живших здесь в I столетии. И хотя расчищено уже больше половины (около 3/5 античной территории), город Помпеи продолжает трепетно хранить свои тайны, разгадка которых ложится на плечи будущих поколений.

Город Помпеи и его достопримечательности

Выделив на экскурсию целый день, турист позволяет себе спокойно прогуливаться по улицам в поисках очередного «лакомого кусочка».

Но, что же делать людям, ограниченным во времени?

Существует целый ряд достопримечательностей, рекомендуемых к обязательному посещению в ходе экскурсии по городу Помпеи:

  • храм Аполлона – считается самым старым храмом, воздвигнутым в честь греческого бога в XVIII веке до н.э. От его величественной колоннады, состоящей из 28 стройных колонн, сохранилось всего две. Предполагается, что главное здание, лежащее сегодня в руинах, покоится на старинном алтаре. Единственное, чему удалось уцелеть, так это фрескам, украшающим внутренние ниши храма (посвящены троянской войне);


24 августа 79 года произошло одно из самых катастрофических извержений вулкана Везувий. Римские города Помпеи, Геркуланум и Стабии, располагавшиеся у подножия вулкана, были уничтожены. Везувий породил гигантское раскалённое облако из камней, пепла и дыма высотой до 33 км, выделив при этом тепловую энергию, многократно превосходящую ту, которая выделилась при взрыве атомной бомбы над Хиросимой.
Систематические раскопки в Помпеях начались в 1860 году, тогда же исследователями были найдены 40 погребённых под пеплом тел жителей города. Историки обнаружили, что окрестности Везувия были уничтожены пирокластическими потоками.
Меня всегда удивляла история Помпеи и Геркуланума — тысячи лет пролежать под неглубоким слоем пепла в одной из самый густонаселенных областей мира — подножие Везувия! Рядом находится крупнейший и старейший город Италии Неаполь и ни кто не догадался взять лопату и пойти покопаться… а вдруг чего полезного осталось!?


В последнее время появилось огромное множество фотографий пострадавших городов, сделанных туристами. Поражает чудесная сохранность. Удивительным оказался факт того, что в конце 19 века на фото видны торчащие крыши засыпанных домов — то есть люди знали и помнили, что здесь были городки, жили люди и имели имущество… но ни кто даже и не копался!!! Берегли старину естественно!
Но меня особенно всегда поражало то что дата гибели Помпей известна до дня — 24 августа 79 года! Тысячи лет люди помнили об этой ужасной катастрофе.
Я решил покопаться а сколько еще было потом извержений которые отложились в памяти народной.
Начну с последнего — 1944 года, есть множество видео и фото документов.










Все то же самое — пепел, лава и человеческие жертвы.

Следующее в глубь времен было извержение 1906 года…от сюда https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post415512041/







Это фотография засыпанной вулканологической обсерватории основанной в 1841 — 1842 годах.



Вот что пишут историки про историю извержений Везувия…
«Предположительно вулкан Везувий появился 25000 лет назад в результате столкновения двух тектонических плит. Следы наиболее древнего из известных извержений датированы 6940 ± 100 годом до н. э.

Извержение, происшедшее 3800 лет назад, покрыло пирокластическими потоками территорию, охватывающую Неаполь.
Сильное (5 баллов по шкале извержений) извержение 79 года уничтожило несколько городов - Помпеи и Стабии были засыпаны вулканическим пеплом, местами толщиной до 8 м, а Геркуланум - грязевыми потоками из-за дождя, сопровождавшего извержение. Также существует версия о большом пирокластическом потоке, который разрушил Геркуланум и Помпеи. Пирокластический поток был настолько насыщен газами, что они плотно запечатали здания городов, оставив их без кислорода, вследствие чего останки жертв извержения не разложились, а застыли в вулканическом пепле.
Сильные извержения также были в 1631, 1794, 1822, 1872 и 1906 гг. Извержение 1631 года было в 10 раз слабее извержения 79 года, однако более высокая плотность населения прилегающих районов обусловило большое количество жертв, порядка 4000 человек. Во время извержения вулкан извергался в нескольких фазах. В результате извержения вулкан стал ниже на 168 м. В 1805 году извержение Везувия было относительно слабым, однако большая часть города Неаполь была разрушена почти полностью, а жертвами катастрофы стало около 26 тысяч человек.

Извержение 1872 года есть так же на фото — https://humus.livejournal.com/3408653.html
Оно было с разрушениями и жертвами но как бы не очень!
По историографии получается что следующие извержения в глубь веков это 1822 года, 1794 года и 1631 года и все полторы тысячи лет Везувий либо молчал либо особых бед не делал со дня гибели Помпеи… не логично как то… но ладно, давайте разбираться с последними тремя! Потому что именно в это время начинается страшная путаница в показаниях свидетелей:::-)))
В то время не было фотографов но в избытке были художники!
Картину последний день Помпеи написанную Карлом Брюлловым знают все, создал он её в 1830 — 1833 году.
Вот что пишут историки…
«В 1830 году Брюллов приступил к работе над большой картиной с историческим сюжетом - «Последний день Помпеи» (1830-1833), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел картины был связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло извержение Везувия . Для более точной и полной передачи трагедии Брюллов тщательно изучил многочисленные литературные источники, в которых рассказывалось о древней катастрофе, и побывал на раскопках в Помпеях и Геркулануме и сделал на месте ряд эскизов пейзажа, руин, окаменелых фигур.»
То есть тут показания свидетелей расходятся с официальными датами извержения Везувия — Брюллов наблюдал извержение в 1828 году лично! Остыла лава и пепел и как любой любопытный человек поехал посмотреть что же там получилось на местах трагедии… участвовал в раскопках… ну а что вполне по человечески помогал откапывать городок.

Хотя картина датирована 1817 годом но вот по официальной биографии не много не так все было…
«В 1819 году Тёрнер впервые посетил Италию. Он побывал в Турине, Милане, Риме, Венеции, Неаполе. Изучал работы Тициана, Тинторетто, Рафаэля, современных итальянских художников. После путешествия в Италию его живопись стала более яркой, палитра интенсивной с преобладанием основных цветов. Особое место в творчестве художника заняла венецианская тема. Он трижды (в 1819, 1833, 1840 годах) побывал в этом городе, и воспоминания о нём питали его фантазию долгие годы.» Ну это мелочи…

Вот еще один свидетель…»«Извержение Везувия» - повторяющаяся тема в четырёх картинах и минимум одном наброске английского художника Джозефа Райта, путешествовавшего по Италии в 1773-1775 годы. Одна из них, «Везувий из Портичи», находится в библиотеке Хантингтона в Калифорнии; вторая, «Извержение Везувия, с видом над островами в заливе Неаполя» - в лондонской галерее Тейт; третью, «Везувий с Посиллиппо», можно увидеть в Йольском центре британского искусства; четвёртая, известная под тем же названием, находится в частной коллекции.
В 1774 году Райт во время путешествия сделал набросок гуашью, который ныне хранится в Музее и художественной галерее Дерби.

Но самый интересный это Пьер-Жак Волер, прозванный шевалье Волер (Pierre-Jacques Volaire; 1729 – 1799) – французский живописец-пейзажст.
Родился в Тулоне в семье официального городского художника (его дед был художником-декоратором в арсенале). Учился у Клода Жозефа Верне, с которым работал в течение восьми лет с 1754 по 1762 годы. Творчество Верне оказало решающее влияние на формирование стиля Волера.
В 1762 году Волер переехал в Рим, где стал членом Академии Святого Луки и получил почетное звание рыцаря. Но конкуренция на рынке искусства вынудила художника переехать в Неаполь в 1767 году. В Неаполе он прожил до самой своей смерти.









Судя по его картинам и датировкам Везувий извергался несколько лет…

Художников изобразивших извержение везувия огромное количество и в основном все картины приходятся на 20 — 30 е годы 19 века, вторая масса картин это конец 18 века, время в котором как бы и не было извержений запоминающихся…. однако судя по картинам это были грандиозные события!

Здесь куча фотографий Неаполя и Помпей и прочих окрестностей Везувия https://humus.livejournal.com/3997368.html

Так что я думаю что Кард Брюллов реально помогал откапывать свеже погребенные Помпеи!
Что самое интересно Помпеи засыпало только один раз и то не до конца…. крыши многих зданий торчали. На одной из фото есть вид Неаполя из Помпей, то есть городок то находится в реальной прямой видимости из Неаполя! На большинстве картин с изображенияви извержения Везувия в начале 19 века вид как раз из Неаполя а вся лава и камни летят на Помпеи… одна неувязочка — датировка! Но это как говорится вопрос к историкам!

Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное, каждый образованный человек знает, что извержение вулкана Везувий уничтожило Помпеи полностью. Город был погребен под слоем вулканического пепла и камней. Об этом страшном происшествии было снято несколько кинофильмов, оно стало сюжетом романов и картин. В России самое известное произведение живописи на эту тему – «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.

История города Помпеи


Считается, что город Помпей сначала был поселением, основанным в 6 веке до нашей эры. Об истории того времени известно мало, но, как и многие города на территории современной Италии, Помпеи не обошли стороной военные действия. Город переходил из рук в руки разных древних племен, в свое время им владели и древние греки, которые построили в Помпеях храмы в честь своих богов.

Наконец, в 1 веке до н.э. город перешел под власть Римской империи. С этого времени Помпеи (Pompeii) стремительно развивались. Здесь построили форум, амфитеатр, где проходили гладиаторские бои и другие зрелищные мероприятия. Возводились промышленные здания (пекарни, прядильни), термы (общественные бани), храмы, богатые виллы для знати. Хотя период расцвета длился всего около 150 лет, а это немного для древнего города, за это время Помпеи смогли оставить потомкам достаточно памятников архитектуры.

Извержение Везувия

Где находится Везувий? Посмотрите на географическую карту Италии, и вы увидите, что знаменитый вулкан расположен почти посередине между Неаполем и Помпеями. Роковую роль в гибели Помпей сыграл ветер, направивший огромное облако с вулканическим пеплом на город. Таким образом, Неаполь не пострадал, а Помпеи погибли, так же как и ближайшие к ним города – Геркулан и Стабии.

Извержение вулкана Везувий произошло в 79 году нашей эры. Долгое время считалось, что это было 24 августа, но последние раскопки показали, что, скорей всего, это ошибка, и извержение случилось 24 октября. Катастрофа произошла стремительно, но все же не мгновенно, поэтому большинство жителей успело бежать из города и спастись. Считается, что из 20 тысяч жителей погибло 2 тысячи. Но эти данные составлены на основе найденных человеческих останков в Помпеях, которые хорошо сохранились. Многие ученые считают, что жертв было больше, потому что горожане могли погибнуть и вне стен города, но их останки уже не найти.


Извержение вулкана опасно выбросом лавы. Огненные потоки уничтожают все живое на своем пути, а постройки и ландшафт видоизменяют до неузнаваемости. Но с Везувием в Помпеях было не так. В 79 году основной вред нанесла не лава, а облако из вулканического пепла и камней. Однако, оборвав жизнь Помпей, пепел хорошо сохранил под собой городские улицы, строения и даже предметы быта в домах. Также при раскопках 19 века была обнаружена еще одна особенность: на месте человеческих тел спрессованный пепел образовывал пустоты, сохранявшие предсмертные образы. Пустоты стали заливать гипсом и получались изображения людей. Сейчас такие гипсовые фигуры в разных позах выставлены в Помпеях, чтобы туристы могли оценить масштаб трагедии.

Помпеи: что посмотреть?

Раскопки в Помпеях ведутся до сих пор. Возможно, скоро археологи порадуют нас еще какими-нибудь находками. Но и сейчас город-музей представляет собой довольно большой комплекс. Даже для беглого осмотра необходимо несколько часов.

Достопримечательности Помпей, которые представляют интерес для туристов:


  • Городские ворота. Считается, что всего было семь ворот. Они не служили надежным укреплением, скорее, были просто входами и выходами из города. Сохранились также дорожные плиты с колеями от повозок. А еще жители Помпей устанавливали на дороге плоские камни, возвышавшиеся над плиткой. Это служило своеобразным пешеходным переходом, чтобы горожане не испачкали ноги в грязи в дождливые дни.
  • Большой театр (Амфитеатр) и Малый театр (Одеон). Амфитеатр вмещал 20 тысяч, а Одеон – 1,5 тысячи зрителей. В них даже были предусмотрены колонны для установки навесов от солнца. В Амфитеатре проходили спортивные соревнования, гладиаторские бои, в Малом театре шли спектакли. В Одеоне до сих пор хорошая акустика: звуки со сцены можно отчетливо слышать в дальних зрительных рядах.
  • Лупанарий. Это древнеримский публичный дом. В Помпейском лупанарии сохранились комнаты для свиданий, а также фрески на эротические темы в этих комнатах.
  • Форум. Главная городская площадь, окруженная колоннами, была центром торговой, политической и религиозной жизни. Сначала Форум располагался в центре, но по мере застройки Помпей оказался на окраине города. Здесь находится еще несколько достопримечательностей, которые заслуживают осмотра: базилика, здание муниципалитета, храм Юпитера, храм Аполлона, арка Калигулы и другие.
  • Термы (общественные бани). В Помпеях есть несколько банных комплексов. Лучше всех сохранились Стабиевы термы. Здесь можно увидеть раздевалку, фригидарий (зал с бассейном с холодной водой), типидарий (бассейны с теплой водой), гимнастические комнаты. Также здесь выставлено несколько гипсовых изображений людей, погибших при извержении Везувия.

  • Виллы и дома. Везувий (Италия) не смог разрушить многие здания, некоторые прекрасно сохранились, хотя большинство все же дошло до наших дней только в виде развалин. Но самое ценное, что во многих виллах под слоем пепла уцелели уникальные фрески и росписи. Кстати, при раскопках здания именовали по изображениям на фресках или найденным предметам, эти названия используются и сейчас. Например, Дом Трагического Поэта назван по фреске актера с трагической маской в руках. Дом Мистерий украшен изображениями мифологических сцен. В Доме Фавна установлена статуя танцующего фавна, а в Доме Хирурга нашли хирургические инструменты. Дом Моралиста назван по надписям на стенах с призывами уважать женщин, воздерживаться от драк и соблюдать чистоту ног и постели.
  • Акведук. Этот древний водопровод использовался не только для доставки питьевой воды, но и для снабжения фонтанов, которые тоже частично сохранились в Помпеях. Также много воды уходило для функционирования общественных терм.
  • Промышленные и торговые помещения. Хорошо сохранился термополий, предок современного кафе, где готовилась и продавалась еда. Также в Помпеях можно увидеть мельницы и пекарню, прядильные и ткацкие мастерские. В таких помещениях выставлены и найденные при раскопках предметы, например, древние амфоры, жернова и прочие.


Ощутить историю Помпеи поможет еще одна достопримечательность – улица Изобилия. Названа она так из-за статуи девушки, несущий рог изобилия, установленной на фонтане. Здесь можно прогуляться по древней мостовой и купить вполне современные сувениры. На улице Изобилия расположены кафе для туристов и сувенирные лавки.

Как добраться?

Где находятся Помпеи? Совсем недалеко от Неаполя. Поэтому в Неаполе предлагают экскурсии в Помпеи, но в основном на английском языке, так что с русскоязычным гидом стоит договариваться заранее. Если же вы хотите самостоятельно организовать поездку, лучше всего воспользоваться железнодорожным сообщением. От Неаполя поезд отправляется с вокзала Гарибальди и идет до станции Помпеи (Pompei). Время в пути – около получаса.

Из Рима тоже легко добраться до Помпей на поезде, только нужно делать пересадку в Неаполе (и еще переехать с Центрального вокзала на вокзал Гарибальди) или в Салерно (с вокзала на вокзал переезжать не нужно, но путь длиннее). Поездка займет около 2 часов.

Неаполь – Везувий – Помпеи – это один из популярных вариантов организованной однодневной экскурсии. Если честно, это слишком насыщенный тур, но некоторые путешественники спешат вместить как можно больше в один день. Вообще, на осмотр Помпей нужно закладывать не менее 4 часов. И то за это время вы успеете пробежаться по всем достопримечательностям «галопом». Лучше отправляться в Помпеи на целый день. А вот вечером можно посидеть в неаполитанском кафе с бокалом вина и подумать о вечности. Поверьте, поездка в Помпеи располагает к таким размышлениям.

Экскурсия на Везувий

Совместите поездки на вулкан и в Помпеи, только если у вас очень ограничено время на экскурсионную программу. И если вы выносливый турист! Дело в том, что по Помпеям нужно много ходить, достопримечательности разбросаны по довольно большому периметру. А потом еще совершать пеший подъем на вулкан по одному из туристических маршрутов.


Везувий на карте Италии находится в 15 км от Помпей. Прямой автобус довезет вас за 15 минут. А потом можно подняться пешком (фуникулеров нет) на вершину по девяти разным маршрутам. Высота Везувия почти 1300 метров. На самом верху можно увидеть кратер с дымом. По пути следования есть скамеечки для отдыха. Берите с собой удобную обувь и головные уборы от солнца. Территория вулкана считается национальным заповедником. Вход туда оплачивается, билет стоит 10 евро. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) парк открыт лишь до 15 часов, летом – до 17 часов.

Посетите Неаполь, вулкан Везувий и Помпеи. Эти достопримечательности можно осмотреть за один день. Такие туры предлагаются из Рима и других итальянских городов. Но лучше, конечно, на каждую достопримечательность оставить по целому дню. Тогда вы сможете лучше запечатлеть в памяти ваши эмоции и сделать много-много эффектных фото.

Древний город Помпеи (Италия): достопримечательности, Везувий, карта

Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное, каждый образованный человек знает, что извержение вулкана Везувий уничтожило Помпеи полностью. Город был погребен под слоем вулканического пепла и камней. Об этом страшном происшествии было снято несколько кинофильмов, оно стало сюжетом романов и картин. В России самое известное произведение живописи на эту тему – «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. История города Помпеи Считается, что город Помпей сначала был поселением, основанным в 6 веке до нашей…

Обзор

Сумма всех оценок статьи:

Об извержении Везувия в 79 г., и гибели города Помпеи, знают, пожалуй, все. Слои пепла и магмы, которые накрыли Помпеи, законсервировали целые дома, не говоря уже о деревьях, людях, животных. Сейчас возможно не только видеть, как выглядел тот же город Помпеи 2000 лет назад, но и восстановить ход 19-ти часового извержения вулкана. Однако далеко не все еще известно о том, что произошло тем далеким августовским днем во времена правления . Благодаря современной науке учеными выдвигаются все новые и новые версии об истинных причинах ужасной трагедии.

Первый предвестник катастрофы – землетрясение в 63 г. Оно превратило окрестности Везувия в пустыню и разрушило часть Помпеев. С течением времени страсти поутихли, страх прошел, город снова отстроился. Никто не мог предположить, что людей ожидает еще более жуткая участь.

Извержение вулкана Везувий

Началось все в час дня 24 августа. Со страшным грохотом разверзлась вершина вулкана, над ним поднялся столб дыма и полетели тучи пепла, которые смогли достичь даже районов Рима. С неба с шумом и грохотом обрушился настоящий ливень из камней и пепла, затмивший солнце. Перепуганные люди бежали из города. Потом из вулкана полились потоки лавы. Ближайший к Везувию город Геркуланум затопили лавины грязи, образовавшейся из пепла, воды и лавы. Поднимаясь, они заполнили собой весь город, затекая в окна и двери. Спастись не успел почти никто.


Соседний город Помпеи грязи не видел. На него обрушились вначале тучи пепла, который, казалось, возможно легко стряхнуть, но потом начали падать куски пористой лавы и пемзы по несколько килограммов каждый. В первые часы, возможно, успели покинуть город достаточно много жителей. Однако когда большинство людей поняли, что им грозит, было уже поздно. На город опустились серные пары, мешавшие дышать. Горожане гибли или под ударами падавшей лавы, или просто задыхались.

Спустя 48 часов снова засияло солнце. Однако город Помпеи к тому времени перестал существовать. В радиусе 80 км все было разрушено. Лава, застывая, снова превращалась в камень. Пепел занесло даже в Африку, Сирию, Египет. А над Везувием стоял лишь тоненький столб дыма.

Результаты раскопок, описание трагедии

Спустя века, когда на месте Помпей проводили раскопки, извлекли множество окаменелых статуй - жертв того извержения. Ученым удалось выяснить, почему они сохранились. Природа будто позаботилась о будущих археологах. Сразу после извержения на окрестности Везувия пролился мощный горячий ливень, который превратил пепел в грязь, надежно укрывшую тела. В последствии эта грязь превратилась в подобие цемента. Залитая ею плоть постепенно разлагалась, но тот объем, который она некогда занимала, оставался полым внутри затвердевшей субстанции.

1777 год – на Вилле Диомеда впервые нашли не просто скелет, но и отпечаток тела под ним, но только в 1864 г. руководитель раскопок Джузеппе Фьоролли придумал, как восстановить облик умершего. Простукав поверхность и обнаружив полость, которая осталась от разложившегося тела, археологи проделывали небольшое отверстие и заливали в него жидкий гипс. Заполняя каверну, тот создавал слепок, точно передававший предсмертную позу помпейца.

Такой способ позволил восстановить сотни человеческих тел: в ряде случаев хорошо видны прически жертв, складки их одежды и даже выражения лиц, благодаря чему мы весьма подробно можем представить себе последние минуты жизни несчастного города. Слепки запечатлели весь ужас и отчаяние той далекой катастрофы, навеки остановив мгновенье: по сей день женщина держит на руках младенца, а две девочки цепляются за края ее одежды. Молодые мужчина и женщина лежат рядом, будто только что упали на бегу. А за северными стенами города какой-то несчастный теряет равновесие, напрасно дергая козу за привязь.

Повсюду смерть моментально настигала множество людей. В доме некоего Квинта Поппея замертво упало 10 рабов, поднимавшихся по лестнице в верхние покои; идущий первым, держал бронзовый светильник. В доме Публия Пакувия Прокула раздавило семеро детей, когда обрушился второй этаж, не выдержав тяжести лавы. В здании, где велась виноторговля, 34 человека укрылись под сводчатым перекрытием, захватив с собой хлеба и плодов, чтобы переждать извержение, - однако выбраться они уже не смогли. В одном загородном поместье в погребе погибло 18 взрослых и 2 ребенка, а хозяин имения, сжимавший в руке серебряный ключ, скончался снаружи дома у садовой калитки, выходившей к полям. Подле него находился управляющий, который нес хозяйские деньги и другие ценности.

В доме Менандра хозяева сбежали, оставив привратника охранять имущество. Старик прилег в своей каморке у дверей и скончался, прижимая к груди хозяйскую мошну. У Нукерийских ворот просил милостыню нищий - ему накидали мелочи и подарили совсем новые сандалии, но никуда в них уйти он уже не смог. В Доме Везония Прима забыли привязанную собаку. Пес карабкался вверх сквозь пепел и пемзу, пока позволяла длина цепи.

В казарме навсегда остались 50 гладиаторов, двое были прикованными к стене. Но оказался среди них и некто из совсем иных общественных слоев: это была женщина, как видно, богатая и знатная. Кости, оставшиеся от нее, украшали жемчуга, кольца и другие драгоценности. Была ли это щедрая благодетельница, опекавшая сразу нескольких бойцов и застигнутая гибелью во время обычного визита к своим подопечным? Либо она навещала той роковой ночью своего любовника? Мы уже никогда ничего не узнаем об этой таинственной истории.

Трогательных фактов о помпейцах, навеки застывших в 79 г., можно рассказать немало. Кое-какие из тел выставлены на обозрение туристам в помпейском «Саду беглецов», но большая часть хранится в запасниках тамошнего музея.

От чего погибли жители Помпеи

Традиционно считали, что смерть всех помпейцев была долгой и мучительной: они вдыхали пепел, который превращался в их легких в своеобразный цемент, блокировавший дыхание. Но сравнительно не так давно группа неапольских вулканологов во главе с Джузеппе Мастролоренцо поставила эту теорию под сомнение. Они пришли к выводу, что жертвы не метались, не агонизировали в удушье и не ловили воздух ртом - они моментально были убиты пирокластическим потоком.

По расчетам вулканологов, Везувий выбросил один за другим шесть таких потоков. Три первых остановились, немного не дойдя до города, находящегося в 4,5 км от подошвы вулкана. Именно они уничтожили все живое в соседних Геркулануме, Стабиях и приморском местечке Оплонтис, которые имели несчастье быть расположенными немного ближе к Везувию (и о которых, увы, редко вспоминают как о жертвах той катастрофы). А вот гибель Помпеев наступила от четвертой волны высотой 18 м, промчавшейся со скоростью современной машины (примерно 104 км/ч) и накрыла город раскаленным газом. Все продолжалось не более минуты, возможно, даже меньше. Но этого хватило, чтобы сотни людей погибли моментально.

Ученые исследовали останки 650 помпейцев и сравнили их с 37 скелетами, обнаруженными в Оплонтисе, и 78 из Геркуланума. По цвету и структуре костей они вычислили, что жители Геркуланума и Оплонтиса погибли от пирокластического потока температурой 500–600 °C, а помпейцы - от потока, который был холодней: 250–300 °C. В первом случае люди в момент сгорели до костей, а во втором - нет. Поэтому в Геркулануме и не осталось целой человеческой плоти, которая, будучи покрыта пеплом, потом создала бы полость, как это случилось с помпейцами.

Но чем же тогда объясняется, что у большинства жителей Помпеев, как видно на их гипсовых слепках, широко разинуты рты? Ведь именно это в первую очередь дало возможность приписать их смерть удушью. Вулканологи отвечают, это каталептическое окоченение. Несчастные застыли в тех позах, в которых их неожиданно настигла волна раскаленного газа. И в действительности, очень многих из них резкий мышечный спазм остановил в движении, к примеру в бегущей позе, а ведь человек, которому не хватает дыхания, бежать не может. По мнению Мастролоренцо, открытый рот жертвы - это последний вопль боли, а не желание вдохнуть; руки, поднесенные к лицу, - результат судорожного спазма, а не защита от пепла.

Почему же все всегда объясняли позы несчастных именно удушьем? Исключительно благодаря убедительности рассказа римского историка Плиния Младшего, сообщившему в письмах Тациту о смерти его дяди, Плиния Старшего, во время извержения. В момент извержения он с семьей был в порту Неаполитанского залива неподалеку от Помпеев. Плиний Старший, адмирал римского флота, во главе эскадры отправился к гибнущим городам.

В скором времени он достиг ближайшего - Стабий. Однако как только адмирал с командой сошел на берег, ядовитое серное облако окутало побережье. Плиний Младший писал: «Дядя встал, опираясь на двух рабов, и тут же упал… думаю, потому, что от густых испарений ему перехватило дыхание. Когда вернулся дневной свет, тело его нашли в полной сохранности, одетым как он был; был похож он скорей на спящего, чем на умершего». Спасатели умерли от удушья, а вместе с ними погибли 2000 беженцев. Но дело в том, что в Помпеях в позе Плиния археологи находят тела редко, большинство же из оставшихся в городе были чем-то активно заняты в момент смерти.

Жизнь и быт в городе Помпеи до катастрофы

Примечательно, что в Помпеях за месяц до извержения вулкана, проходили выборы местных магистратов, и на стенах домов сохранились самые различные избирательные призывы. Среди них немногие выражают пожелание отдельных лиц, подавляющее же большинство выглядит так:

«Гая Куспия Пансу предлагают в эдилы все мастера-ювелиры», «Прошу вас, сделайте эдилом Требия, его выдвигают кондитеры», «Марка Голкония Приска и Гая Гавия Руфа предлагают в дуумвиры Феб со своими постоянными покупателями». Признак, объединяющий авторов надписи, мог быть самым странным: «Ватию предлагают в эдилы, объединившись, все любители поспать» или: «Гая Юлия Полибия - в дуумвиры. Любитель ученых занятий, а вместе с ним булочник».

Художниками были ремесленники, которые, что интересно, работали «бригадным методом»: одни делали раствор и краски, другие создавали основу под фреску, а третьи ее расписывали. Экспертам сегодня стало известно, что помпейцы смешивали краски с водой для придания разных оттенков еще на сырой от свежей штукатурки стене. После этого картина полировалась каменными валиками. Благодаря тому что фрески сохранились до нашего времени, ученые пришли к выводу, что помпейцы в своем арсенале имели 4 различных стиля росписи стен.

В III столетии до н. э. они на песчаник наносили штукатурку, которую после красили для создания цветного фона стены, и лишь после этого наносили рисунок. Если в 85–80 г. до н. э. изображали реальных людей, то в 30-е годы на стенах уже появились изображения литературных героев. Чуть позднее перешли к декору, напоминающему картины импрессионистов. Что интересно: после извержения вулкана подобные фрески больше нигде не повторялись.

В особенности восхищает мозаика помпейцев. Ее делали из стекла или керамики. При чем мозаика играла не только эстетическую, но и функциональную роль в жилищах. Например, на мозаичных полах выкладывались «послания». Если у входа была выложена фигура собаки, это могло свидетельствовать о богатстве хозяина дома, «собака» же была призвана это богатство охранять.

Мозаики в домах и банях жителей города было довольно много. 1831 год – археологи нашли мозаичное панно, сделанное из полутора миллионов кубиков! Говорится о мозаике, на которой изображен , ведущий поединок с персидским царем Дарием. Алекс Барбе полагает, что это панно находилось на вилле очень богатого жителя Помпеев, так как рядом была и его баня, тоже полностью отделанная мозаикой. Так же украшались и фонтаны - как в городе, так и в садах богачей.

В особенности искусно расписывались салоны для приема гостей. Их могло быть несколько. Трапезные были организованы на греческий манер: там находятся три кровати с подушками, размещенными полуовалом. На них принимали угощения полулежа. В такой столовой как правило бывало три двери, две из которых предназначались исключительно слугам.

Жители Помпей слыли в античном мире большими любителями покушать. Мягкий средиземноморский климат давал возможность выращивать различные овощи и фрукты, рыба плескалась невдалеке, да и мяса было достаточно. Искусные повара-рабы готовили лакомства, славившиеся далеко за пределами города. Различные рецепты подаваемых блюд строго хранились. Порой хозяева отпускали таких рабов на волю в благодарность за их кулинарное мастерство, правда, оговаривая условия: их ученики-преемники должны быть такими же мастерами в приготовлении блюд, как и они.

Первые раскопки города

Однако прошло несколько веков, и итальянцы забыли, где именно находились погибшие города. Легенды доносили до жителей отголоски древних событий. Но кто погиб? Где и когда? Крестьяне, копавшие колодцы в своих усадьбах, часто находили в земле следы старинных построек. Только в конце XVI столетия во время прокладки подземного туннеля в районе города Торре-Аннунциата строители наткнулись на остатки древней стены. Еще спустя 100 лет при строительстве колодца рабочие обнаружили часть здания, на котором была надпись: «Помпеи».

Серьезные раскопки в районе катастрофы начали вести только во второй половине XVIII столетия. Но у археологов не было достаточного опыта, чтобы правильно выполнять работы такого масштаба. Раскопанные здания, после того как из них вывозили все самое интересное - обычно, драгоценности и древние статуи - вновь засыпали. В результате погибло множество бесценных артефактов, предметов быта горожан. Однако уже в конце XVIII столетия археологи схватились за голову и навели порядок на раскопках.

А во время правления Иоахима Мюрата, бывшего наполеоновского маршала, ставшего со временем правителем Неаполя, раскопки начали вестись вполне цивилизованным образом, по всем правилам науки. Теперь ученые обращали внимание на расположение вещей, окружающую их среду, простые орудия труда и бытовую утварь. До нашего времени погребенные города удалось раскопать на три четверти. Но впереди еще большая работа, сулящая ученым новые удивительные открытия.

Древний город Помпеи был образован еще в 6 веке до н.э. Если бы не извержение вулкана Везувия, который сжег весь город дотла, покрыв его огромным слоем вулканического пепла, Помпеи бы до сих пор существовал неподалеку от Неаполя. Сейчас же это руины, которые ЮНЕСКО причислило в списки Всемирного наследия.

Название Помпеи возникло после объединения пяти самостоятельных городов (pumpe - пять). Это более правдоподобная версия. Существует легенда, по которой Геракл в жестком бою победил великана Гериона, и после этого торжественно прошелся по городу, празднуя победу. С древнегреческого языка pumpe – торжественное, триумфальное шествие.

В те времена люди верили в бога, и считали, что боги управляют земными катаклизмами. Не смотря на то, что 5 февраля 62 г. н. э. произошло сильнейшее землетрясение, которое, возможно, могло стать толчком к извержению вулкана, люди по-прежнему продолжали жить в городе, поклоняюсь богам, и, веря, что с ними не случится несчастье. Все же вулкан извергся. Это произошло 24 августа 79 г. н.э. Пострадал не только город Помпеи, но и близлежащие города – Геркуланум, Стабии. Извержение было настолько сильным, что пепел долетал даже до соседних государств – Египта и Сирии. В городе жило около 20 тыс. человек. Некоторые успели бежать еще до начала катастрофы, ну а многие погибли. Точное число жертв неизвестно, но останки тел находили далеко за пределами города.

Город оставался под слоем пепла многие века, пока в 1592 году Доминико Фонтана (известный архитектор того времени) не наткнулся на городскую стену, во время прокладывания канала от реки Сарно. Никто не предал этой стене большого значения, и лишь спустя около 100 лет в руинах Помпей нашли табличку, с высеченной на ней надписью – «Помпеи». Даже после этого случая никто и не мог предположить, что это старинный город, который исчез с лица земли. Сделали вывод, что это старая вилла Помпея Великого.

И вот в 1748 году началось извлечение древнего города. Раскопками руководил Алькубьерре , который был уверен, что это город Стабии. Непосредственно в самих же Помпеях было произведено всего три раскопки в разных местах. Алькубьерре был варваром, и все находки, которые, по его мнению, представляли интерес, он отправлял в Неапольский музей, а другие попросту уничтожал. Многие ученые запротестовали, и раскопки прекратилась.

В 1760 году начались новые раскопки, которыми руководил Ф. Вега . Они продолжались до 1804 года. Целых 44 года Вега и его подчиненные потратили на извлечение произведений искусства. Все находки реставрировались заново и извлекались очень аккуратно. В это время сюда уже начали съезжаться туристы, поэтому многие памятники не сразу передавали в музеи, а оставляли на обозрение посетителям города Помпеи, уже ставшего музеем.

В 1863 году раскопки продолжились. На этот раз ими руководил Джузеппе Фиорелли . Именно он открыл огромное количество пустот под слоями пепла. Это не что иное, как тела жителей города. Залив эти пустоты гипсом ученые полностью воспроизводили слепки человеческих тел, вплоть до мимики.