Смольный собор - жемчужина растрелли. Школьная энциклопедия Храм Вознесения Христова в Кадашах

Русский архитектор итальянского происхождения, создатель «елизаветинского барокко».

Детство и юность

Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году в Париже. Его отцом был известный придворный архитектор и скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Любовь к искусству Растрелли-младшему привили с самого раннего детства. Отец и не думал препятствовать тому, чтобы сын пошел по его стопам; более того, увлечение Бартоломео-младшего архитектурой в семье всячески поощрялось. В Париже, где Растрелли провел детство и часть юности, он и начал обучаться азам архитектуры. Как нетрудно догадаться, его первым учителем стал Растрелли-старший. Тогда пользовавшийся большим авторитетом при дворе, Карло Растрелли не мог подумать о том, что слава его сына однажды превзойдет его собственную, ведь сейчас при упоминании семейной фамилии первым действительно вспоминается Зимний Дворец, который однажды построит Растрелли-сын.

Флорентиец по происхождению, Карло Растрелли работал при дворе «короля-солнца» Людовика XIV, а после смерти последнего был приглашен работать в . Растрелли подписал контракт сроком на три года. Так семья Растрелли оказалась при петровском дворе. Здесь Бартоломео окончательно утвердился в выборе будущей профессии. Во многом сказалось влияние : в ту пору он во многом превосходил остальные европейские города. Даже стажировки за границей (считается, что юный Растрелли совершенствовал свои архитектурные навыки в Италии и Франции) не отбили у него охоту продолжать работать в Петербурге. Отец, видя стремление сына, старался всячески помогать ему. Растрелли помогал отцу проектировать Стрельнинский дворец, занимался отделкой интерьера во дворце .

Самой же ранней задокументированной работой Растрелли-младшего считается дворец , выполненный в стиле петровского барокко. Тогда его работа не привлекла особого внимания и оставила простых обывателей равнодушными, ведь подобных зданий в Петербурге было очень много. Самые выдающиеся работы Растрелли, прославившие его имя в веках, будут еще впереди.

Раннее творчество

В 1730 году Российскую Империю возглавила племянница . Новая императрица была известной любительницей роскоши и изыска, что не могло не сказаться на ее архитектурных предпочтениях. Оба Растрелли были вскоре приглашены на аудиенцию к Анне Иоанновне. Результатом встречи остались довольны и Растрелли, и сама императрица, решившая доверить Растрелли-старшему строительство сразу нескольких дворцов - в , а потом и в Лефортово. Отец Растрелли, который в первую очередь был скульптором, нежели архитектором, взял на себя руководство строительными работами, а Растрелли-младший занялся разработкой проектов. К тому времени полученные им образование и опыт как ничто другое помогли ему с честью справиться с возложенными на него крупными задачами.

Тем временем Анна Иоанновна начинает приближать к себе фаворитов, самым видным из которых станет герцог . Покровительство императрицы позволяет Бирону влиять как на внутреннюю, так и на внешнюю политику Империи. В 1732 году Бирон задумал выстроить манеж между Большой Морской улицей и Невским проспектом. Видя успехи юного архитектора, он без колебаний поручает это задание молодому Растрелли. Тогда же, в 1730-ые гг. Бартоломео Растрелли строит для герцога Бирона Рундальский дворец и дворец в Митаве. Все эти постройки были возведены в Курляндии и являли собой живые доказательства эволюции архитектурного мастерства Растрелли. Намечается тенденция к собственному стилю: теперь он тяготит к рельефным полуколоннам, постепенно отказываясь от пилястр и рустовки.

В этот же период Растрелли начинается проектирование Летнего и Зимнего дворцов. Как архитектор он вступает в пору своего расцвета. В 1732 году Растрелли женился и вскоре стал многодетным отцом: в его семье родились Иосиф Яков, Елизавета Катерина и Элеонора. Однако до зрелых лет дожила лишь одна дочь: Иосиф и Элеонора умерли в 1737-38 гг. от холеры, которая в то время свирепствовала в Петербурге.

Примечательно, что смена власти, вошедшая в историю под названием «эпоха дворцовых переворотов» практически не отразилась на карьере Растрелли. Более того, в 1738 г. он стал обер-архитектором с годовым жалованием в 1200 рублей и служебной квартирой в бывшем Зимнем дворце, где поселилась также его семья. Тогда именитый итальянец мог позволить себе практически все. Создавая роскошные постройки, он вел не менее помпезный образ жизни, пользуясь расположением императорской власти.

Вскоре на горизонте появляется новый интересный проект - строительство дворца для по поручению . Но завершить дворец Растрелли не успел, поскольку пришедшая в 1741 году к власти крайне не любила все немецкое, и связь Растрелли с Бироном и Минихом ей отнюдь не нравилась. Неприязнь новой императрицы дошла до того, что та велела не признавать графское достоинство Растрелли, задержать выплату жалования и даже не давать ему новых строительных проектов. Однако не в характере Растрелли было пасовать перед трудностями.

Елизавета Петровна в жизни Растрелли

То недоверие, с которым новая императрица относилась к творчеству Растрелли, не сломило его характера. К тому времени он уже был достаточно известен в Петербурге, получал много заказов. Вдобавок как человек Растрелли прекрасно умел подстраиваться под окружающих, что очень пригодилось ему в общении с императрицей Елизаветой. Искусство дипломатии и помогло ему в итоге внушить доверие государыне, прежде относившейся к Растрелли с предубеждением.

Первым проектом Растрелли во время правления Елизаветы стал деревянный летний дворец в Петербурге, который, увы, не сохранился до наших дней. Тот период был для Растрелли на редкость плодотворным - он активно работал над в , проектировал Андреевский собор в Киеве, а в 1752-1757 гг. перестраивал Екатерининский дворец в . Помимо этого Растрелли успевал руководить работами по реставрации дворца в Стрельне.

Из последних грандиозных проектов Растрелли стоит выделить ансамбль и Зимний дворец. Несмотря на огромный потенциал, время Растрелли-архитектора подходило к концу - вместе с жизнью императрицы Елизаветы Петровны и эпохой блестящего, роскошного архитектурного стиля барокко.

Закат Растрелли

В 1761 году Елизавета Петровна скончалась. После ее смерти столь полюбившийся Петербургу барокко очень быстро вышел из моды, и Растрелли стал получать все меньше заказов. Взошедшая на престол быстро приблизила к себе архитектора Антонио Ринальди, который вскоре стал ведущим мастером при императорском дворе. Растрелли оказался не у дел. Роскошный образ жизни, который долгие годы вел архитектор, сменился острой финансовой нуждой. В 1762 году Растрелли уезжает в годовой отпуск в Италию, чтобы поправить здоровье. Там же он пытается найти нового заказчика: Растрелли по-прежнему был кормильцем своей семьи и пытался любым способом зарабатывать деньги. Вскоре до него доходит известие о том, что внутреннее убранство Зимнего дворца переделывает архитектор Вален-Деламот. Ему, Растрелли, даже не подумали доверить эту работу. Вскоре Растрелли и вовсе был уволен - императрица подписала указ об отстранении архитектора, правда, предоставив ему жалование в размере 1000 рублей в год.

В 1764 году некогда купающийся в славе и совершенно забытый теперь архитектор уехал из Петербурга. В Курляндии, где Растрелли вскоре появился со своей семьей, он достраивал некогда начатые им Митавский и Руэнтальский дворцы по заказу Бирона, недавно вернувшегося из ссылки. Последним проектом Растрелли считается курляндская усадьба Грюнхоф, которая была завершена после смерти архитектора другим автором - Йенсеном.

К сожалению, дальнейшая судьба Растрелли неизвестна. Последним местом, где жила семья архитектора, скорее всего, была Литва, но дата смерти Бартоломео и следы его могилы в дальнейшем теряются. Предполагается, что Франческо Бартоломео Растрелли умер в апреле 1771 года, поскольку этим месяцем датирован указ о выплате пенсии, которая была назначена наследникам Растрелли.

В память о достижениях архитектора его именем была названа площадь перед Смольным монастырем.


Имеет отношение к населенным пунктам:

В 1715 году прибыл с семьей в Санкт-Петербург по приглашению Петра I, где провел большую часть своей жизни. По проекту архитектора в городе построены выдающиеся архитектурные сооружения, в числе которых Зимний дворец, Строгановский дворец, Воронцовский дворец и др. Предположительно, скончался в Санкт-Петербурге.

..............................................................................................................................................................................................................

РАСТРЕЛЛИ, БАРТОЛОМЕО ФРАНЧЕСКО (Варфоломей Варфоломеевич) (Rastrelli, Bartolomeo Francesco) (1700–1771), архитектор, крупнейший представитель зодчества барокко в России.

Родился в Париже, в семье итальянского скульптора БАРТОЛОМЕО КАРЛО РАСТРЕЛЛИ.
В 1716 вместе с отцом, приглашенным на русскую службу, приехал в Петербург. В 1725–1730 учился за границей, скорее всего в Италии.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего (до этого он исполнил порученный отцу проект паркового обустройства мызы Стрельна) был дом молдавского господаря А.Кантемира в Петербурге (1721–1727). Назначенный в 1730 придворным архитектором императрицы Анны Ивановны, спроектировал для нее деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый, т.н. третий Зимний дворец в Петербурге (1732–1736). В 1736–1740 построил для графа Бирона дворцы в Рундале (Руентале) и Митаве (Елгаве) в Курляндии (ныне Латвия). Наиболее значительной среди ранних произведений Растрелли был деревянный Летний дворец в Петербурге (основные работы 1741–1744), впоследствии разобранный при возведении Инженерного замка.


Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1742-1744

Для всех этих построек характерно еще весьма сдержанное барокко с достаточно плоскостными фасадами и умеренным применением скульптуры; не отходя слишком далеко от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора, Растрелли вместе с тем сохраняет и даже усиливает (особенно в Летнем дворце) свойственный ей пространственный размах. Умению мыслить масштабно-пространственно, в широком ландшафте, способствовал его дар художника-графика (чертежи и эскизы Растрелли принадлежат к шедеврам европейского архитектурного рисунка 18 в.).


Рундальский дворец - барочный дворцовый комплекс в Латвии. Построен в 1730-х

Зимняя резиденция Курземского и Земгальского герцога Э.И.Бирона в Митаве (современная Елгава)

Высший расцвет творчества мастера наступает в середине века. В 1745–1757 он руководит работами по перестройке царских резиденций в Петергофе (ныне Петродворец) и Царском Селе (ныне Пушкин). Связав прежние постройки в целостные ансамбли, он объединяет их общим ритмом с помощью фасадов громадной протяженности и внутренних парадных анфилад, которым подчиняется – по принципу «галереи-блока» – вся планировка. В Петергофе зодчий преобразовал и значительно увеличил Большой дворец, создав заново почти всю внутреннюю отделку. Особой грандиозностью и великолепием отличается царскосельский Большой дворец, также практически созданный заново; барокко достигает здесь предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора; большую роль, что вообще характерно для работ мастера, играет раскраска стен (в данном случае – интенсивно-бирюзовая).


Екатерининский дворец в Царском селе

Во всех случаях поразительная роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи и т.д.) сочетается с необычайной – и в то же время продуманной – масштабностью. Изыск и масштаб сливаются воедино и в обустройстве парадных подъездов к зданиям и парковых территорий (в царскосельском парке Растрелли, в частности, завершил начатый С.И.Чевакинским павильон «Эрмитаж» и построил «Грот»). В 1754–1762 по проектам Растрелли возводился новый Зимний дворец, который также поражает союзом живописной роскоши фасадной пластики и общего силуэта с логической строгостью планировки, зримо подчиняющей себе огромную городскую территорию.



Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге Ф.Б. Растрелли. 1749-1757

Среди других произведений Растрелли – Воронцовский (1749–1757) и Строгановский (1752–1754) дворцы в Петербурге.







Строгановский дворец на Невском проспекте,19 в Санкт-Петербурге

Помимо дворцовой архитектуры мастер радикально обновил русское церковное зодчество: в 1747–1750 он создал проект воссоздания обрушившегося шатра Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой (позднее украсив интерьер собора богатым лепным убранством), а также проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого в 1748–1767 вел И.Ф.Мичурин.


Андреевский собор в Киеве

Самым крупным из его церковных сооружений, равно как и последним большим произведением, явился Смольный монастырь в Петербурге (1748–1764) с жилыми корпусами и храмами, скомпонованными в ансамбль вокруг центрального Воскресенского собора; последний, как и Андреевский храм в Киеве, центричен в плане, сочетая западные барочные новации с традиционным русским пятиглавием.


Собор Смольного монастыря Ф.Б. Растрелли. 1748-1764

С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла, и Смольный монастырь, хотя уже и сложившийся как ансамбль, остался недостроенным (в частности, не была возведена задуманная Растрелли гигантская колокольня).


Проектная модель Смольного монастыря. Мастер Я. Лоренц. 1750-1756

Перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора. В 1764 отделывал бироновские дворцы в Митаве и Руентале. В 1762 и 1767 наезжал в Италию в надежде улучшить свои дела (в том числе путем вывоза картин итальянских художников для продажи в Россию).

Умер Растрелли в Петербурге в 1771.



Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1752-1756

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1752-1756. Янтарная комната


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. 1752-1756. Западный фасад


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе Восточный фасад. Центральная часть



Восточный фасад


Атланты


Грот (Утренний зал) в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли


Грот (Утренний зал) C юго-восточной стороны


Эрмитаж в Царском селе. Арх. М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли. 1743-1753


Эрмитаж в Царском селе. 1743-1753. Вид с юго-восточной стороны


Екатерининский (Большой) дворец 1752-1756 . Восточный фасад


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752-1756 . Восточный фасад. Центральная часть


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752-1756. Въездные ворота


Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций. Гравюра П.А. Артемьева, Е.Т. Внукова и Н. Челнакова с оригинала М.И. Махаева. 1761


Екатерининский дворец. Зубовский корпус



Дворцовая площадь. Зимний дворец.


Зимний дворец в Санкт-Петербурге


Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Фрагмент западного фасада


Петергоф


Церковь апостолов Петра и Павла в Петергофе. Ф.Б. Растрелли. 1747–1751


Купола прекрасного Андреевский собор в Киеве

Екатериненский дворец, Царское село. Фото Вадима Гиппенрейтора

Памятник Ф. Б. Растрелли. в Царском Селе 1991 год.

Спасибо гениальному архитектору Растрелли - создателю самых красивых зданий Санкт-Петербурга!

Министерство образования РФ

Уральская государственная

Архитектурно–художественная академия

Реферат по теме:

"Дворцовая архитектура Б.Ф. Растрелли"

Выполнил студент гр.

Проверил:

Екатеринбург 2008 г.


1. Биография Растрелли

2. Постройки:

2.1. Петергоф 1747-1755

2.2. Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

2.3. Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе

2.4.Эрмитаж в Царском селе 1743-1753

2.5.Грот («Утренний зал») в Царском селе 1749-1761

2.6. Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге 1749-1757

2.7. Дворец Строганова, строительство 1752-1754 гг

3. Приложения

4. Список литературы


1. Растрелли Бартоломео Франческо (1700-1771)

Растрелли (Rastrelli) Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) , русский архитектор, глава русского барокко середины 18 в. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725-30. В 1730-63 придворный архитектор. Мансардные, с крутыми изломами крыши (в т. н. третьем Зимнем дворце в Петербурге, 1732-33), рустика [во дворцах Бирона в Рундале (1736-40) и Митаве (ныне Елгава, 1738-40); оба пункта на территории Латвии], подчёркнутые горизонтальность членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор свидетельствуют о близости ранних построек Растрелли к рус. архитектуре 1-й четверти 18 в.

В зрелый период (1740-1750-е гг.) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены Растрелли под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурного ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре. Новые качества в творчестве Растрелли сказались уже в первых крупных постройках 40-х гг. - деревянном Летнем дворце в Петербурге (1741-44, не сохранился) и Андреевской церкви в Киеве (проект 1747; построена в 1748-67 архитектором И.Ф. Мичуриным). В последней Растрелли, творчески используя традиции рус. зодчества 17 в., создал контраст между массивным центральным куполом и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами, подчеркнул их вертикальную направленность: главки кажутся продолжением колонн, находящихся на углах постройки, и словно вырастают из её основания, придавая зданию динамичность, устремлённость ввысь.

В 1747-52 Растрелли работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (см. Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Растрелли расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций, выразительностью силуэта и праздничной декоративностью облика дворцовую церковь и "корпус под гербом", заново создал все интерьеры. Для пышных и праздничных интерьеров Растрелли характерны яркая полихромия, изобилие декора: отражения в многочисленных зеркалах, мерцающая позолота деревянной резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, сверкая и переливаясь, создавали полный великолепия фон для дворцовых церемоний.

В период строительства дворцов М.И. Воронцова (1749-57) и С.Г. Строганова (1752-54) в Петербурге завершилось формирование зрелого стиля Растрелли. Членения фасадов и трактовка стены приобретают в постройках Растрелли необычайную пластичность. Растрелли широко пользуется наружными колоннами; собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг главных композиционных узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора. Растрелли перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752-57) в Царском Селе (см. Пушкин). Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру - Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и торжественный облик. Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Растрелли - Смольный монастырь (1748-54) и Зимний дворец (1754-62) в Петербурге, которые он задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли.

С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла, и Смольный монастырь, хотя уже и сложившийся как ансамбль, остался недостроенным (в частности, не была возведена задуманная Растрелли гигантская колокольня). Перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора. В 1764 отделывал бироновские дворцы в Митаве и Руентале. В 1762 и 1767 наезжал в Италию в надежде улучшить свои дела (в том числе путем вывоза картин итальянских художников для продажи в Россию).

Умер Растрелли в Петербурге в 1771.


2. Постройки:

2.1. Петергоф. Арх. Б.Ф. Растрелли. 1747-1755. Петродворец, Россия

Петергоф (нидерл. Peterhof, «двор Петра»)(Приложение 1) - дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 29 км от Санкт-Петербурга. Находится на территории города Петергоф (с 1944 года - Петродворец). От него происходит название Петергофской дороги. Относится к государственному музею-заповеднику (ГМЗ) Петергоф.

Центр ансамбля (Приложение 2) - Большой дворец, построенный на приморской террасе и обращенный к морю. Первый дворец сооружен в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах, затем достроен в стиле «зрелого барокко». Важная часть ансамбля - парки с фонтанами: Верхний парк (с южной стороны) с пятью фонтанами и Нижний парк, где находится крупнейший в мире комплекс фонтанов. Площадь нижнего парка 102,5 га, фонтаны питаются от ключей в районе Ропши по водоводу длиной 22 км (1721-1724, инженер В. Туволков). Декоративным подножием дворца служит Большой грот с обрамляющими его каскадами (Большой каскад). Большой каскад спускается к бассейну и морскому каналу. В центре бассейна - фонтан со скульптурой «Самсон, разрывающий пасть льва» (1802, скульптор М. И. Козловский) с высотой струи 20 м. По сторонам «ковша» расположены Большие (Итальянский и Французский) фонтаны и колоннады (1800-1803, архитектор Воронихин); в восточной части парка - «Шахматная гора» и два Римских фонтана, в западной - каскад «Золотая гора» (Марлинский) и 2 больших (Менажерных) фонтана.

Б.Ф. Растрелли в середине XVIII столетия более десяти лет работал по перестройке Петергофе. Он выполнил ряд значительных сооружений, придавших масштабность и монументальность первоначальному Петергофскому ансамблю.

В 1745-1755 годах он переделал и расширил скромный дворец петровского времени – так называемые Верхние палаты, превратив их в представительный Большой дворец, доминирующий над всем ансамблем.

Архитектор создал новую композицию комплекса построек, размещенных по сторонам Монплезира, исполнил для Нижнего парка проекты фонтана в восточном Лабиринте, а также проекты павильонов у Большого каскада. В 1755 году по его рисункам были построены новые трельяжные беседки у фонтанов «Адам» и «Ева».

Каким был Большой дворец и каскад после перестроек Ф.Б. Растрелли, можно видеть на гравюре II половины XVIII столетия.

2.2. Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Первый Зимний дворец Петра I был построен в 1711 году в глубине участка, простиравшегося от берега Невы до нынешней улицы Халтурина и ограниченного с запада Зимней канавкой, прорытой в 1718-1720 годах (Приложение 3). В 1719-1721 годах по проекту архитектора Г. Матарнови на набережной Невы, на месте, где ныне находится Эрмитажный театр, был построен второй Зимний дворец, обращенный фасадом к Неве. Он был значительно расширен в 1726-1727 годах.

Постройка третьего Зимнего дворца осуществлена Ф. Б. Растрелли в 1732-1735 годах. В 1754-1762 годах Растрелли коренным образом перестроил его и создал новое монументальное здание - четвертый, ныне существующий Зимний дворец, намного превосходящий все прежние по размерам и великолепию архитектурной отделки.

Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором (Приложение 4). Его фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь, в центре которой Ф. Б. Растрелли предполагал поставить конную статую Петра I.

Фасады дворца расчленены антаблементом на два яруса. Они декорированы колоннами ионического и композитного ордеров. Колонны верхнего яруса объединяют второй, парадный, и третий этажи. (Приложение 5)

Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания.

Южный фасад прорезан тремя въездными арками, что подчеркивает его значение как главного. Въездные арки ведут в парадный двор, где в центре северного корпуса находился центральный вход во дворец. (Приложение 6)

Парадная Иорданская лестница расположена в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль северного фасада располагались анфиладой пять больших залов, так называемых «антикамер», за ними - огромный Тронный зал, а в юго-западной части - дворцовый театр.

После 1762 года работу по внутренней отделке дворца продолжили помощники Растрелли - С.И. Чевакинский и Ю.М. Фельтен. Вскоре к этой работе были привлечены Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. Они внесли ряд изменений в первоначальную планировку и отделку дворца. Начатые этими зодчими работы по переделке барочных интерьеров дворца продолжали в 1780-1790-х годах Д. Кваренги и И.Е. Старов. При этом были уничтожены дворцовый театр, Тронный зал, была создана новая анфилада залов с окнами на Неву. (Приложение 7)

В 1820-х годах К.И. Росси создал во дворце знаменитую Военную галерею 1812 года. В начале 1830-х годов О. Монферран перестроил ряд парадных залов: Фельдмаршальский, Петровский и некоторые другие. Сильный пожар 17-19 декабря 1837 года уничтожил дотла всю великолепную отделку Зимнего дворца. После пожара сохранились лишь стены и своды, а также детали на фасадах.

В 1838-1839 годах дворец был восстановлен по проектам и под руководством В.П. Стасова и А.П. Брюллова.

Отделка некоторых залов по возможности воспроизводила существовавшую до пожара; оформление других помещений дворца выполнялось по проектам, разработанным заново. Значительную художественную ценность представляет декоративное убранство Георгиевского зала, Военной галереи 1812 года с портретами участников Отечественной войны, Иорданской лестницы, Малого аванзала, Петровского, Концертного, Александровского, Белого и других залов.

Зимний дворец - один из самых знаменитых барочных памятников России, построенный Франческо Бартоломео Растрелли в царствование Елизаветы Петровны. Это композиционный центр старого Санкт-Петербурга. В художественном и градостроительном отношении он принадлежит к числу высших достижений отечественного зодчества XVIII века.

2.3 Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе

Своим существованием Екатерининский (Большой) дворец обязан его блистательным хозяйкам, трем императрицам - Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II. Им принадлежал дворец в XVIII веке, и они уделяли его строительству огромное внимание. Их фантазии и личные вкусы воплощали в жизнь сотни талантливых архитекторов, художников, скульпторов, садоводов. По имени первой владелицы дворца Екатерины I он получил свое название.

Над созданием царской резиденции начиная с 1718 года последовательно работали архитекторы И. Браунштейн, М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский, Ч. Камерон, Д. Кваренги, В. Стасов, И. Монигетти и многие другие. Однако ведущая и определяющая роль в возведении уникального здания принадлежала архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. С 1752 по 1756 год при императрице Елизавете Петровне он возглавил строительство царскосельского дворца и довел его до конца.

Растрелли использовал строения, которые существовали еще с Петровского времени и которые неоднократно перестраивались и надстраивались. Архитектор значительно увеличил размеры дворца и сделал все здание одной высоты - в три этажа со слегка повышенной центральной частью за счет дополнительного полуэтажа. В итоге он объединил все объемы постройки в единое и мощное целое.

Громада дворца развернулась на 306 метров в длину; над восточным крылом засверкало пять золоченых куполов. На фоне бирюзовых стен четко читаются ряды белых колонн, прихотливые рельефы наличников, словно перетекающих один в другой, ажурный пояс кованых балконных решеток с золочеными деталями. Особый изыск фасадам придает скульптура, поражающая обилием и разнообразием форм. (Приложение 11)

На западной стороне (Приложение 8) вместо Оранжерейного зала Растрелли сооружает Парадную лестницу с высокой кровлей, увенчанной звездой. Отсюда название - Корпус под звездой. Расположенную на восточной стороне (Приложение 9) церковь архитектор увеличивает по габаритам и завершает пятиглавием. Между церковью и соседним дворцовым флигелем на уровне второго этажа Растрелли устраивает закрытый Висячий сад. Зодчий словно стремится доказать, что дворец императрицы Елизаветы ничем не уступает чертогам легендарной правительницы Семирамиды.

Двухъярусная, залитая светом широкая Парадная лестница вела на второй, или, как его называли, «бель-прекрасный» этаж, который состоял из анфилады парадных помещений. Между Парадной лестницей и Большим залом (главным помещением дворца) (Приложение 10) Растрелли расположил пять антикамер. Эти просторные двухсветные гостиные, соединенные между собою тремя рядами дверей, были необычайно изобретательно украшены сдвоенными золочеными колоннами, резьбой, скульптурой, живописными плафонами, печами, облицованными изразцами.

В целом архитектурный образ Екатерининского дворца характерен для стиля позднего, елизаветинского барокко. Правда, со временем в оформлении интерьеров дворца отразились различные художественные стили, главным образом классицизм. Несколько помещений, переделанных в середине XIX века, получили декор в стилистике так называемого «историзма».

Императоры и члены семьи Романовых с большим удовольствием проводили досуг в своей загородной резиденции. Следует отметить, что каждый из новых хозяев (в том числе и последний владелец дворца Николай II) считал своим долгом внести какие-либо изменения в художественную отделку парадных покоев и многочисленных помещений дворца.

2.4 Эрмитаж в Царском селе

Эрмитаж - один из самых выдающихся памятников архитектуры русского барокко середины XVIII века - предназначался для празднеств и отдыха в кругу приближенных. Композиционная основа здания характеризуется типичным для барокко диагональным построением плана (Приложение 16). Центральный восьмиугольный зал связан галереями-переходами с четырьмя малыми кабинетами. (Приложение 12, 15)

Проект царскосельского Эрмитажа разработал в 1743 году М.Г. Земцов. Летом 1746 года павильон был отстроен вчерне. Строительные работы вел С.И. Чевакинский. Террасы - «ко флигелям переходы с балюстрадами» - он заменил деревянными галереями, позднее перестроенными в камне. В 1748 году Растрелли исполнил проект нового декоративного оформления фасадов, обогатив их колоннами. Фусты [стволы] колонн тесались из пудостского известняка. (Приложение 13)

В 1751 году лепные мастера Д.Б. Джанни и Г.Ф. Партир приступили к скульптурному убранству здания. Ими были исполнены аллегорические статуи, вазы, лепные украшения малых фронтонов, «клейма» с сидящими фигурами на двух больших фронтонах и, наконец, декоративная обработка окон и дверей. (Приложение 14)

Модели для барельефов на пьедесталах колонн лепил скульптор И. Дункер. Лепные детали фасадов были вызолочены, а стены окрашены в бледно-зеленый цвет. Внутренняя отделка Эрмитажа характерна для архитектуры барокко. Многочисленные зеркала в резных вызолоченных обрамлениях, чередующиеся с широкими окнами, и иллюзорная роспись плафонов как бы раздвигали границы небольших помещений, связывали внутреннее пространство павильона с окружающими его просторами парка.

Восемь десюдепортов [живописных панно, расположенных над дверью] для центрального зала и большой плафон «Пир на Олимпе» были написаны в 1752-1753 годах Д. Валериани и его помощником А.И. Вельским. Плафоны в угловых кабинетах и переходных галереях исполнил А. Перезипотти. Деревянная резьба, обрамляющая двери, окна и зеркала в интерьерах, исполнялась резчиками Петром Валюхиным, Дмитрием Сакулисным, Игнатием Канаевым и другими мастерами.

Одной из особенностей Эрмитажа были его подъемные механизмы, с помощью которых обеденный стол и канапе приводились в движение специальной командой из двенадцати солдат. Машинное устройство отличалось громоздкостью и было заменено в 1840-1842 годах новым, более совершенным, сохранившимся до нашего времени. Из двух подъемных устройств, служивших для подъема на второй этаж, одно было заменено в 1812 году каменной лестницей, а другое уничтожено в 1911 году и вместо него сделана вторая деревянная лестница.

2.5. Грот («Утренний зал») в Царском селе. 1749-1761

Грот - садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, - являлся обязательной принадлежностью регулярных парковых ансамблей XVIII века. (Приложение 17)

Разработка проекта царскосельского Грота и его постройка на берегу Большого пруда связаны с именем Ф.Б. Растрелли. Проект был одобрен в августе 1749 года. Работы по постройке Грота затянулись, и еще в 1761 году, после окончания строительства Большого дворца, он оставался в числе незаконченных парковых сооружений.

В 1771 году архитектор А. Ринальди разработал заново проект внутренней отделки Грота. Начатые по его чертежам работы продолжались до конца 1770-х годов. В 1782 году в окнах и дверях Грота установлены фигурные железные решетки, замечательные по своеобразию и красоте рисунка. После окончания отделки Грота, переименованного в Утренний зал, в нем разместили собрание скульптурных произведений - статуй и ваз из цветного камня, порфира и др.

К центральному залу Грота примыкают два симметричные помещения. Объемное и плановое решения этого здания (Приложение 19) - скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах, характерны для архитектуры барокко. (Приложение 20)

Барочной пышностью и богатством отличаются фасады Грота, декорированные сложно сгруппированными колоннами, поддерживающими разорванные фронтоны. Над центральной частью павильона возвышается купол, прорезанный четырьмя окнами-люкарнами и увенчанный изображением прихотливого по форме пирамидального фонтана. Обрамление арочных проемов, люкарн и завершение купола поражают обилием декоративных мотивов и одновременно органичной слитностью композиций.

Маски Нептуна в замках окон, красиво задуманные композитные капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов, головки нереид подчеркивают связь павильона с водной стихией.

Фасад Грота замыкает перспективу, открывающуюся на Старый сад с берегов озера. Изысканный силуэт здания рисуется на фоне темной зелени вековых деревьев парка и отражается в зеркальной глади озера. (Приложение 18)

2.6. Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге

Дворец знатного елизаветинского вельможи графа Михаила Илларионовича Воронцова (1714-1767) (Приложение 21) был возведен с большим размахом, в изысканных барочных формах. Воронцов являлся активным участником дворцового переворота 1741 года, склонив на сторону Елизаветы Петровны лейб-гвардии Преображенский полк. С 1758 года он стал государственным канцлером. Был другом и покровителем М.В. Ломоносова.

Воронцовский дворец (Садовая ул., 26) (приложение 22) создавался в 1749-1757 годах по проекту крупнейшего зодчего отечественного барокко Ф.Б. Растрелли. Хотя выбранный под застройку участок выходил к берегу Фонтанки, композиция усадьбы значительно отличалась от предыдущих аналогичных построек: сухопутное передвижение в Петербурге стало к середине XVIII столетия преобладающим, и Растрелли ориентировал главный фасад дворца не на реку, а на недавно проложенную Садовую улицу. К тому времени эта магистраль уже стала одной из самых оживленных, так как соединяла новые районы города с торговым центром на Невской перспективе.

Чтобы городской шум не докучал жителям усадьбы, планировка комплекса была решена по-московски: между магистралью и центральным корпусом дворца был устроен обширный парадный двор - курдонёр, по сторонам которого расположились служебные флигели.

Двор отделен от улицы кованым кружевом решетки, звенья которой заключены между четырехгранными столбами. Два из них, фланкирующие вход в усадьбу, окружены приставными колоннами. Поддерживаемый ими антаблемент когда-то служил основанием для статуй или вазонов, но они не сохранились.

Главный фасад Воронцовского дворца скомпонован по традиционной трехчастной схеме с выделением центрального и боковых ризалитов. Однако центральный ризалит необычно широк и поднят на полуэтаж.

Исключительно богат декор здания. Простенки между окнами, обрамленными наличниками сложного рисунка, заполнены не только пилястрами и лопатками, но и сдвоенными колоннами.

В обработке ризалита первого этажа архитектор использовал одни колонны, что придало этой части постройки весомость. Благодаря этому верхние ярусы кажутся более легкими. Декоративная отделка боковых ризалитов несколько упрощена. Здесь применен мотив сдвоенных и сильно выдвинутых вперед колонн, поддерживающих раскрепованный антаблемент. Сложная пластика ризалитов подчеркивается почти лишенными украшений стенами между ними.

Между дворцом и Фонтанкой в прошлом простирался обширный фруктовый сад с прудом, откуда расходились прямые аллеи.

Роскошное внутреннее убранство, созданное также по проекту Растрелли, не сохранилось.

У Воронцовского дворца богатая событиями судьба. При Екатерине II Михаил Илларионович оказался не у дел, и в 1763 году дворец откупили в казну. В конце 1790-х гг. здание было пожаловано императором Павлом I Мальтийскому ордену, здесь же размещался Капитул российских орденов. В 1798-1800 годах во дворце была устроена церковь Рождества Св. Иоанна Предтечи (арх. Дж. Кваренги), а со стороны сада (по его же проекту) к главному корпусу была пристроена Мальтийская капелла.

В 1810-1918 годах здесь находился Пажеский корпус. В 1827 году интерьеры дворца были реконструированы под руководством архитектора А.Е. Штауберта.

В конце 1917 - первой половине 1918 года в бывшем Воронцовском дворце располагался партийный клуб и другие органы Партии левых социалистов-революционеров, затем - курсы комсостава РККА, а в 1920-1930-х годах - Ленинградское пехотное училище им. С.М. Кирова. С 1958 года и по сей день здесь находится Суворовское военное училище.

2.7. Дворец Строганова, строительство 1752-1754 гг.

Дворец С.Г. Строганова (Приложение 23) - один из лучших городских дворцов середины XVIII столетия. В отличие от Воронцовского дворца-усадьбы, Строгановский дворец - пример городского дома, выходящего своими фасадами на красную линию улицы. Дворец расположен на трапецевидном участке и, образуя в плане замкнутый блок с внутренним парадным двором, выходит наружными фасадами на Невский проспект и на Мойку. (Приложение 24) Общей планировке дома отвечает композиция главного фасада по Невскому с центральной частью. Отмечающий парадный въезд во двор. Этот центральный ризалит выделен фронтоном и группами колонн по сторонам въездной арки. Неглубокие боковые ризалиты обработаны пилястрами, несущими изогнутый по кривой антаблемент. Усиливающееся к центру обогащение декоративной отделки фасада подчеркивает главенствующее значение его слегка выступающей средней части. В наружной обработке фасадов зодчий выявил типичное для того времени размещение внутренних помещений дворца. Нижний, служебный, этаж имеет вид цокольной части - рустованной, с небольшими, скромно обрамленными окнами. Верхние этажи, отделенные по фасаду от нижнего этажа тягой, где находились парадные и жилые комнаты, объединялись крупным ордером. Расположенные во втором этаже высокие залы и парадные помещения отмечены большими окнами, богатыми лепными наличниками, балконами с металлической узорной решеткой. Верхний, жилой, полуэтаж обработан проще и художественно подчинен бельэтажу. Фасад, обращенный к Мойке, сохранил общую для всего здания систему разработки наружного объема, но получил в деталях несколько иную трактовку. Декоративное мастерство, присущее Растрелли, сказалось здесь в великолепно прорисованных скульптурных деталях, особенно в центральной части главного фасада, где рельефная маска над воротами, лепные обрамления окон двух верхних этажей и герб в виде картуша на фронтоне сплелись в целостную живописную композицию, художественно выявляющую главную ось здания. Но при большом пластическом богатстве декоративной отделки фасады дома были в целом трактованы более плоскостно, чем в Воронцовском дворце. Это вытекало из местоположения дома, поставленного по красной линии улицы и отвечающего своим главным фасадом "сплошной" застройке Невского проспекта.


Список литературы

1. «История русской архитектуры», В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков; Ленинград Стройиздат 1984 г.

2. «История архитектуры: учебное пособие», Н.В. Бирюкова, Москва ИНФРА-М 2006.

3. «Архитектурно-градостроительные памятники Русского государства ХI–XIXвв.: учебное пособие» Р.Г. Людмирская, Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 г.

4. «История русской архитектуры: высшая школа», В.Н. Ткачев, 1987.

5. «100 великих архитекторов», Салин Д.К. , Вече, 2000 г.

Архитектор Бартоломео Растрелли - создатель множества восхитительных, прекрасных сооружений. Его дворцы и культовые здания поражают своей торжественностью и великолепием, горделивостью и царственностью. И это неудивительно. Ведь Бартоломео Растрелли, биография которого интересует многих современных любителей архитектуры, творил и созидал для императоров.

Коротко о детстве

Родился Бартоломео Франческо Растрелли в Париже, в семье талантливого и знаменитого итальянского скульптора Бартоломео Карло Растрелли. Это произошло в далеком 1700 году, когда Францией управлял Людовик XIV. Король очень ценил своего придворного ваятеля, поэтому детство маленького Франческо прошло в довольстве и беззаботности.

Мальчик рос очень пытливым и старательным. Ему нравилось что-то делать своими руками, нравилось подражать отцу и оттачивать свое мастерство.

Переезд в Россию

После смерти “короля-солнца” Карло Растрелли получил приглашение от русского двора на трехгодичную работу в Северном царстве. В то время было привычным талантливым мастерам ездить на заработки в Россию, поэтому Растрелли-старший, недолго думая, собрал семью и отправился в Санкт-Петербург.

Столица встретила иностранцев благосклонно. Семья поселилась в собственном доме, пользовалась уважением и почетом. Петр I, занятый обустройством нового города, обходился с талантливыми ремесленниками любезно и предупредительно. Он, видя их умение и мастерство, снабжал специалистов заказами, за которыми следовало хорошее, поистине царское вознаграждение.

Начало творчества

С юных лет Бартоломео Растрелли занимался серьезной зодческой работой под руководством и наблюдением своего отца. Например, он участвовал в достройке некоторых дворцов князя Меншикова - энергичного и властолюбивого соратника императора Петра.

Первой относительно самостоятельной работой Бартоломео Растрелли (к слову, в России молодого зодчего называли Варфоломей Варфоломеевич) было строительство трехэтажного дворца из природного камня для светлейшего князя, государственного деятеля и ученого Дмитрия Константиновича Кантемира.

Архитектор не наделил свое первое сооружение какими-то отличительными особенностями и свойствами. Нет, дворец был возведен в согласии с общепризнанным стилем Петра I, ему была присуща объемная полнота, четкость членений и плоскостность фасадов. Свой собственный стиль Растрелли выберет чуть позже.

В 1720 годы начинающий архитектор несколько раз совершал поездки во Францию и Италию, чтобы ознакомиться с новыми модными веяниями и направлениями в строительном искусстве.

Политический переворот

В начале 1930-х годов, на заре правления Анны Иоанновны, Растрелли-отец решил наладить с новой государыней отношения и отправился к ней на аудиенцию, захватив с собой сына и чертежные наброски.

Молодая царица, тяготеющая к помпезности и изысканности, благосклонно приняла талантливых зодчих и оказала им честь заняться строительством своего собственного дворца. Так у молодого архитектора появилась возможность отличиться перед государыней. Все его проекты были одобрены и воплощены в жизнь.

Зимний дворец

С приходом к власти Анны Иоанновны одаренный зодчий начинает труд всей своей жизни - ему поручают достроить главный царский дворец в Петербурге. Что делает Бартоломео Растрелли? Зимний дворец, сооруженный еще в начале 1700-х годов, казался императрице небольшим и заурядным, поэтому она с радостью утвердила грандиозный замысел воодушевленного архитектора, в соответствии с которым необходимо было выкупить четыре стоящих рядом дома и на их месте воздвигнуть великолепный строительный комплекс.

Через несколько лет строительство было завершено, и перед глазами петербуржцев предстало добротное четырехэтажное здание, обращенное своими фасадами на Неву и вмещающее в себя почти семьдесят парадных залов и более ста спален, а также театр, галерею, капеллу и множество служебных и караульных помещений.

Дворец был искусно и богато оформлен, имел круглые рустованные колонны и скульптуры фронтона, а весь первый этаж дома занимали огромные галереи с арками.

Примечательно, что Растрелли пришлось еще раз переделывать Зимний дворец. Произошло это спустя двадцать лет, в правление Елизаветы Петровны.

Новая императрица нашла главную резиденцию Романовых грязной и не соответствующей своему статусу. Она захотела увеличить здание в высоту и длину. Для этого необходимо было снести строение, а на его месте построить новое, более уместное для приема иностранных министров и проведения праздничных торжеств.

Чем примечательна структура нового Зимнего дворца, возведенного под надзором Бартоломео Растрелли? Здание насчитывало полторы тысячи комнат и занимало территорию, равную шестидесяти тысячам кубических метров.

Дворец, обладающий формой огромного прямоугольника, располагал внутренним парадным блоком и массивным, великолепно убранным фасадом, который был оснащен широко расставленными колоннами и просторными окнами, всевозможными формами оконных наличников и многочисленными вазами и статуями, размещенными над парапетами.

Примечательно, что современный вид Зимнего дворца, называемого также Эрмитажем, почти полностью соответствует последнему проекту великого архитектора.

Зодчий для Бирона

В 1730 годы Бартоломео Растрелли начинает тесно общаться с Бироном - фаворитом Анны Иоанновны. По протекции некоронованного императора зодчий становится королевским архитектором действующей императрицы. К слову, Елизавета Петровна, через пятнадцать лет пришедшая к власти с помощью дворцового переворота, также пользовалась услугами Растрелли как обер-архитектора.

Для Бирона зодчий разрабатывает и осуществляет проекты по строительству Митавского и Здесь мастер создает масштабные постройки, тяготеющие к замкнутой структуре, где доминирующим элементом является вытянутый центральный корпус.

С каждым новым чертежом искусство Бартоломео Растрелли развивается и совершенствуется, линии и приемы становятся все пластичнее и рельефнее.

Работа над перестройками. Аничков дворец

С приходом следующей владычицы у талантливого зодчего стали появляться интересные и изумительные заказы, одним из которых стало окончание строительства на набережной реки Фонтанки, начатого зодчим Земцовым.

Роскошное здание, возведенное в стиле барокко, вошло в историю как Аничков дворец. Бартоломео Франческо Растрелли руководил строительством и оформлением необычного сооружения, формой напоминавшего букву “Н”.

Работа над перестройками. Петергоф

Следующим заказом Растрелли было переустройство Петергофа.

Елизавета Петровна всей душой хотела улучшить и обогатить резиденцию своего умершего отца. Для этого она приказала сохранить в облике здания петровский стиль и атмосферу того времени, однако распорядилась наделить сооружение современным великолепием и масштабностью.

Бартоломео Растрелли удалось расширить и видоизменить дворцовый комплекс, оставив его выразительное центральное здание практически без изменений. По бокам он пристроил корпуса и воздвиг новые павильоны, соединив их красочными галереями, а также надстроил третий этаж и разработал живописную парковую систему.

Самый эффектный элемент петергофского интерьера - это квадратный парадный зал с двухцветной лестницей, декорированный роскошной отделкой.

Здесь присутствует все - дорогая позолота предметов и шикарная роспись стен, а также лепнина, резьба по дереву и ковка.

Работа над перестройками. Царское Село

Еще одним важным строительным объектом, который необходимо было переделать, являлась летняя царская резиденция, находящаяся в Ее императрица считала слишком старомодной и маленькой.

Какие изменения необходимо было произвести, дабы улучшить Бартоломео Франческо Растрелли для удовлетворения желаний государыни совершает перестройку в стиле русского барокко, не жалея ни денег, ни каких-либо других средств. На украшение фасадов и статуй уходит более ста килограммов золота.

В процессе перестройки зодчий перенес парадную лестницу на юго-западную сторону дворца, обнажив протяжность параллельных, примыкающих друг к другу парадных зал; углубил впадины окон, образовав богатую игру светотени; украсил фасады лепниной и скульптурой, разукрасив их в нежно-голубой и насыщенно-золотой цвета. Все это придало любимому дворцу императрицы праздничный торжественный вид и насыщенную эмоциональную экспрессию.

Новые проекты

Однако архитектурные работы Бартоломео Франческо Растрелли не ограничились лишь перестройкой чужих проектов. Зодчий создавал собственные талантливые и самобытные чертежи, по которым возводил роскошные и торжественные здания. Одним из таких сооружений стал Смольный собор. Бартоломео Франческо Растрелли выполнил его в пышном и претенциозном стиле украсив люкарнами и фронтонами и покрасив в мягкий светло-голубой цвет.

Комплекс культового здания выполнен необычно и по-особенному. Собор возведен пятиглавым, однако лишь один-единственный купол (обладающий самым большим размером) напрямую относится к храму, четыре же других являются колокольнями.

Еще одним талантливым творением архитектора является Строгановский дворец. Бартоломео Франческо Растрелли объединил три строения в одно общим фасадом, в центре которого установил портик с гербом, а также выполнил большую парадную лестницу, украшенную богатой лепниной и позолоченными кованными перилами, и просторную галерею, декорированную позолоченной скульптурой и огромными зеркалами.

Внутри здания располагалась грандиозная зала площадью в сто двадцать восемь квадратных метров.

Закат творчества

Со смертью Елизаветы Петровны канул в Лету помпезный и дорогостоящий стиль барокко, поэтому Бартоломео Франческо Растрелли оказался не у дел. На смену ему пришли новые мастера, более осведомленные в современном искусстве. Не имея заказов и испытывая материальные трудности, стареющий архитектор решается просить об отпуске и едет в Италию, якобы на лечение.

Здесь зодчий усиленно ищет заказчиков, однако у него ничего не получается. Параллельно с этим талантливый Растрелли узнает, что императрица Екатерина пользуется услугами другого архитектора. Так великий итальянец получает печальную отставку и достойную пенсию в тысячу рублей.

Вместе с семьей (у зодчего была любимая жена и двое детей) Растрелли покидает Россию. По дороге он встречается со своим былым покровителем Бироном и отправляется к нему на родину, дабы перестроить и улучшить курляндскую собственность бывшего регента Российской империи.

Говорят, что последней работой талантливого мастера стал проект церкви Святого Симеона и Святой Анны, который был преподнесен одаренным умельцем лично графу Панину с просьбой о вознаграждении в двенадцать тысяч рублей. Однако граф не счел нужным ответить на прошение Растрелли, хотя и построил церковь в согласии с чертежами после смерти архитектора.

Последние дни

Последние годы перед смертью великий зодчий провел в забвении и одиночестве. Мировому искусству уже не требовались его новые творения, никто не просил его о новых проектах и постройках. Грустно и уныло коротал свои дни талантливый мастер. Особенно печальным стало его существование после смерти супруги.

Историки и искусствоведы до конца не знают точной даты кончины Растрелли. Предположительно, умер он в марте-апреле 1771 года. Место его захоронения до сих пор неизвестно.

Однако после него осталось огромное, бесценное и роскошное наследие - его великие творения, прошедшие сквозь века и невзгоды. Они до сих пор вызывают восхищение и восторг у туристов со всего мира.

Тайнопись искусства [Сборник статей] Петров Дмитрий

Загадки очевидного. Архитектура Растрелли (Галина Зеленская, архитектор)

Загадки очевидного. Архитектура Растрелли

(Галина Зеленская, архитектор)

Исследователи-педанты называют произведения великого петербургского зодчего - Растреллиево барокко. Исследователи-интуитивисты, не приводя тому доказательств, предпочитают другое наименование - русское барокко. Слушатели моих лекций, итальянцы, утверждали: это - не барокко. Современники Растрелли называли его дворцово-парковые ансамбли «русской Версалией».

В научные споры вступать не люблю, но… Хочу провести расследование, по-моему, - занимательное. Предлагаю поместить произведения обер-архитектора Елизаветинского двора графа Франческо Бартоломео Растрелли в средокрестие двух пространственно-временных параллелей и посмотреть, что из этого получится.

Первая параллель - версальская. Необходимость ее участия в расследовании подтверждают факты… Отец архитектора, скульптор Карло Бартоломео Растрелли, флорентинец и дворянин, работал в Версале. В ту пору мания величия Людовика XIV превращала небольшой замок (шато) Людовика XIII в самую роскошную загородную резиденцию Европы. В 1700 году здесь родился первенец скульптора, названный Франческо Бартоломео.

П. Ротари. Портрет архитектора Бартоломео Растрелли. Вторая половина 1750-х - начало 1760-х

В 1715 году «король-солнце», правивший страной 72 года, вечным сном упокоился. Растрелли-отец получил приглашение потрудиться при дворе российского царя Петра I. В 1716 году все семейство прибыло в Петербург. Растрелли-сыну было тогда шестнадцать лет, и значился он учеником своего отца. Похоже, в работе с Растреллистаршим заключалось все образование Растрелли-младшего, если не считать тех впечатлений, на которые столь горазд Версаль.

Значит, Версаль, если не в Петрову пору, то во времена Елизаветы Петровны воспользовавшись пребыванием в нем будущего великого зодчего, определил-таки архитектурную реальность Петергофа, Царского Села и Петербурга? Отвечаю: нет, нет и нет. Чтобы и вы убедились в том, совершим перемещение в пространстве-времени.

Стоим на террасе перед Версальским дворцом, смотрим в даль просторов земных. Воздушная перспектива, рожденная слиянием Вод и Неба, слепит глаза. Жестко очерченный силуэт зеленых боскетов справа и слева от бассейна делает реально ощутимым и болезненно нестерпимым воздействие Вселенской оси - фантастического творения Андре Ленотра, умершего в 1700 году, когда Растрелли родился. Ленотр - первый садовник Людовика XIV, живописец и архитектор, автор самых прекрасных парков эпохи «короля-солнца», вдохновитель и учитель следующих за ним архитекторов, и не только французских.

О, Версальская ось, детище Бесконечности-Безграничности прекрасной геометрической Пустыни! На ось нанизаны вселенские символы: Большой канал в виде латинского, удлиненного, креста; залы под открытым небом, образованные жесткими квадратами боскетов; ковры-партеры, вытканные свободно бегущим по земле узорочьем, что не имеет ни начала, ни конца; дворец - жилище бога Солнца или короля Франции, как хотите. Холодно и одиноко? Нет, ведь рядом с этой Разумом сотворенной моделью Мироздания - живая Природа в восхитительном движении света-цвета, движении Времени. Ленотр - сказитель, навевающий современникам «золотые сны» о Небесной гармонии, которая волей монарха (он верил в это) может воплотиться здесь-сейчас на Земле.

Смотрим на фасад Версальского дворца, пытаясь определить его стиль. Это - не Ренессанс, не барокко, не классицизм. Для Ренессанса и классицизма простоты и сомасштабности человеку не хватает. Для барокко, напротив, композиция дворца слишком проста. То - чисто французский стиль, столь характерный для второй половины XVII века, что шла под девизом признания, сделанного Людовиком XIV: «Государство - это я». Блистательные архитекторы «короля-солнца» Луи Лево, а позднее Жюль Ардуэн-Мансар придали дворцу ту монументальность, что сделала его простоту надменной, холодной, высокопарной.

Первый рустованный этаж с арочными окнами предельно скромен и суров. «Бельэтаж», собственно дворцовый, подчинен ритму ионических колоннад, что вперед гордо выступают, оставив позади себя стену с ионическими пилястрами. Третий этаж (вспомогательный) превращен в аттик для расстановки скульптуры. Дворец смотрит арочными окнами вдаль, и крест-бассейн Андре Ленотра свой проповеднический пафос смиряет: «Государство - это он, и бог - он тоже».

Движемся через анфилады залов Версальского дворца. Каждый зал соперничает с остальными, выставляя свое богатство напоказ, чтобы зрителей поразить и убить… Убить способность человека ощущать себя человеком в изнемогающих от роскоши апартаментах бога-короля. В интерьерах дворца трудно дышать: там нет пространств, есть декор - такой, другой, третий… Разнообразие не позволяет остановить взгляд на отдельном, насладиться чем-то особым. Пресыщение появляется и нестерпимо разрастается. Закрываю глаза - слышу голос Петра: «Если замечу за своим Петербургом что-нибудь подобное, подожгу его с четырех сторон». Не надо ничего поджигать… Петербург - совсем другой. И Петергоф - не Версаль. В «Золотом царстве» прекрасной Елисавет есть Идея - какая-то своя, чистая и прекрасная, которую непременно нужно понять…

Большой зал Царскосельского дворца

Версальский дворец

Возвращаемся в Россию. Нет, не в Петербург - в Москву золотоглавую. Подтверждено документально: в пору пребывания в Москве с двором Анны Иоанновны Растрелли тщательно изучал русскую архитектуру. О том свидетельствуют сделанные им наброски соборов Кремля, церкви Николы «Большой крест», Успения на Покровке, Знамения в Дубровицах, Меншиковой башни. Несомненно, зодчего интересовало конструктивное решение соборов и церквей. Столь же несомненно, что их художественное решение представляло для него интерес не меньший.

Храм Успения на Покровке ныне не существует. Однако есть сведения, что в нем повторялся почти без изменения декор красавицы-церкви Воскресения в Кадашах, сооруженной в середине XVII века. Нет равных в русском зодчестве двум ярусам декоративных гребней - «петушьих». Не уступают гребням декоративные наличники из резного белого камня, что окаймляют большие окна на храме и слуховые оконца на стройной шатровой колокольне. Иконостас этой церкви принадлежит к лучшим произведениям русских резчиков по дереву. Вызолоченные ажурные растительные формы как бы ниспадают сплошной завесой, отделяя собственно храм от алтаря (сейчас иконостас находится в церкви Иоанна Воина).

Церковь Знамения в Дубровицах поставлена на высоком берегу реки Пахры при впадении ее в Десну. Она была сооружена по заказу «дядьки» Петра I - князя Голицына в 1690–1704 годах. Получилось уникальное произведение, ни на что другое не похожее. Будто архитектор - неизвестно, кто именно, - взял и переиначил на русский манер тот декор, что был изобретен целым миром. Храм снизу доверху покрыт резьбой по белому камню, из которого он сложен. Здесь и диковинные цветы, и узорные листья аканта, и раковины, и элементы ордерных систем с диковинными композитными капителями, и оригинальные волюты порталов, и замысловатые надкарнизные декоративные надстройки, напоминающие барочные фронтоны, и еще много другого, неизвестно какого. Даже сам план здания с фигурными лестницами превращен в своеобразный орнамент. И еще… Внутри храм сохранил деревянный иконостас и ложу владельца, столь пышно покрытые растительным орнаментом, что опять возникает то же самое впечатление, которым поражала предыдущая церковь: будто со сводов спущена некая драгоценная завеса, сверкающая и переливающаяся в лучах золотого света. Думаю, можно делать выводы, показывающие, что привлекло Растрелли в русских церквях…

В московском барокко XVII века Растрелли увидел «свое», точнее, ту красоту, что в дальнейшем определит своеобразие его собственной архитектуры. Цепь связей такова. Красота - то, что «веселит сердце». Да! Архитектура должна быть праздничной: поднятой над буднями, обыденностью, даже реальностью, создающей образы, что переносят в мир фантазии, сказки… Красота - в узорочье живом. Да-да! Архитектура должна придерживаться художественных представлений и умения русских мастеров, чувствующих душу дерева и камня… Красота - в световой феерии, когда «не знаешь, где находишься - на небе или на земле». Да-да-да! Внутреннее пространство должно быть миражом, фантазией, сказкой, обещанными фасадом…

Все? Нет, определить принцип, задающий направление действий. Принцип этот позволяет сформулировать церковь в Дубровицах. Осознав своеобразие русской архитектуры, нужно «пересказать» русское узорочье, воспользовавшись европейским архитектурным языком, освоить который старается Новое, Петербургское, время. И еще одно - общее - положение… Чтобы праздничная архитектура стала Высоким искусством, необходимо Всеобщее воодушевление, движимое стремлением утвердить в веках Славу Всероссийскую, олицетворением которой в данный исторический момент служит «дщерь Петрова» - императрица Елисавет.

Если так, можно сказать… Растреллиева архитектура возникла на трех силах. Первая - извечное для русичей-россиян обожествление Власти. Сначала - княжеской. Потом - царской. Тогда и сейчас - Высшей. Вторая сила - чувство любви к своему Отечеству. Пережив Послепетровское лихолетье, оно, по мнению русичей-россиян, должно преобразиться, получив «блаженство и славу», обещанные еще царем Петром - Первым, Великим. Третья сила или следствие предыдущих явлений - расцвет Творчества, прежде всего художественного, что непременно станет искать форму выражения этого Всеобщего воодушевления в Красоте, Добре и Правде отеческих времен. При чем тут Растрелли? Только при том, что именно он - итальянец по происхождению, петербуржец по судьбе - реализовал требования трех сил в праздничности созданного им «русского барокко»…

Третье пространственно-временное перемещение: входим в Верхний сад Большого Петергофского дворца… Произнесите, пожалуйста, первое «Ах!» на нашем пути. Вас просит об этом фантаст Растрелли, уверенный, что Высшая цель искусства Архитектуры - воображение зрителей поражать. Поверьте ему: он прав… в границах своего времени. Мощная Глубинная ось идет на дворец, что свет и душевное тепло источает. Нас ждали - и мы пришли! Пусть представление начинается… Главная ось, что пришла из Безграничных далей, чтобы утвердить статус монарха в системе Земных координат, вдруг мощь свою превращает… в игру осей-подголосков, вдоль и поперек расчерчивающих Верхний сад. Расчерчивая, они его преображают в изысканный партер: театральный, потому что жизнь - это театр.

Верхний сад с помощью «чуть-чуть» укрощает Небо. Будь глубина воздушной перспективы длиннее или короче, ушло бы Небо в вышину или навалилось на Землю всей своей тяжестью. Но нет, никаких катаклизмов не происходит! Найденное Растрелли соотношение ширины и высоты дворца с глубиной зеленых кулис, поднявшихся над партером, заставляет Небо повиснуть в вышине замершим куполом. Небо замирает. Вечность в Сад вступает.

Что такое Вечность? Абстракция пустая? Только не в мире Архитектуры, что, «увековечивая» Настоящее, всегда обращена к Вечности. Здесь, в саду эпохи барокко, эта якобы пустая абстракция себя проявляет во «всеконечном совершенстве». Понятие принадлежит Растрелли. Оно обозначает, что проектируемый им объект достиг того состояния, при котором ничего нельзя изменять: ни прибавлять, ни убавлять, - потому что все поиски закончены. Достижение «всеконечного совершенства» свидетельствует о том, что Время остановилось, уступив свое место Вечности. И это - правда. В любом случае, присутствия Вечности в Верхнем саду человек не ощутить не может - всегда ощущает, знает он о том или не знает.

Направляемся к «Павильону под гербом». То - написанный на «архитектурном языке» философский трактат об отношениях Вечности и мгновения. Золотой орел с трепещущими от напряжения крылами взлетел над Земной сферой или приземлился? Ни то, ни другое: он уже приземлился и еще не взлетел. Разрыв между тем, что уже закончилось и еще не началось, вызывает ощущение, что Время остановилось, дальше не течет. И… Врата открываются: Временные связи распадаются - Вечность появляется и разливается по всему Верхнему саду.

Напоминает золотая главка Растреллиева павильона цветочный бутон, что вот-вот - и раскроется? Не волнуйтесь, ничего подобного не произойдет, так как стремление к свободе лепестков главки-бутона уравновешено сдерживающим напряжением валика с листьями. Уравновешенность сил утверждает: никаких изменений не произойдет… Счастье, что нас ублажает, будет всегда, о господа!

Абрис кровли «Павильона под орлом» напоминает «юпку» танцующих на балу прекрасных дам. В гирлянде, «юпку»-кровлю украшающей, воплощен апофеоз Бесконечности. Мерный ход листьев вниз-вперед, легкий всплеск усилий под напором изогнутой кровли и вверх-назад к началу нового движения, что собой представляет и утверждает простой повтор одних и тех же, счастья полных, мгновений. Хватит! Повтор одного и того же - иллюзия движения! И философия эта - утопия, мечта, самообман, равно опасный! Что вы! В мире нет ничего, кроме череды одних и тех же мгновений. Подчиняясь «Колесу Времени» или «Солнечной круговерти», они становятся движением вечным - движением бесконечным. Нет начала. Значит, нет и конца. Поверьте фонтанной капели… Есть лишь Вечный праздник самодвижения: капля-мгновение, капля-мгновение, капля-мгновение…

Церковь Знамения в Дубровицах

Купол «Павильона под гербом» в Петергофе

Храм Вознесения Христова в Кадашах

Петербуржцы-россияне середины века XVIII верили… Лучшее в Прошлом - та созидательная основа, на которой зиждется Настоящее, «счастливая пора», даруемая потомкам героикой свершений их отцов, и прежде всего деяниями Великого Петра. Будущее - продленное в бесконечность Настоящее, что не подлежит изменению, так как все Должное уже свершилось или вот-вот и свершится. То - удивительная модель Времени, редкая: абсолютно гармоничная, а потому - столь же утопичная. Невозможная в действительности, но… Сколько в ней, согласитесь, жизнеутверждающей силы! Хотите жить, веря в Прошлое, Настоящее и Будущее? Я хочу… Вы тоже? Извините, подобное время было, но… уже истекло.

В Большом зале Царскосельского дворца стен, что-то выгораживающих, что-то несущих, нет, как не было! Стены преображены, растворены, исчезли в огромностях оконных проемов, в иллюзорности зеркальных простенков. Потолка, над головой нависающего, от чего-то защищающего, тоже нет, как не было! Есть плафон, где в Небе, уходящем в вышину, парят на облаках Олимпийские боги и богини, на царствующих особ похожие. В фантастический зал вливаются золотые токи солнца закатного, световую феерию открывающего. В ответ оживает, колеблется, танцует пламя свечей. Пламени свечей отвечает мерцанием-сверканием цвета орнамент золотой, тоже движущийся - оживающий, живой, что прорастает дивными торсами дивных существ. Что это?! Эдем?! Парадиз?! Райский сад?!

Слушайте. Смотрите. Дыханье от восторга не прервите. Музыка изысканная звучать начинает. В зале появляются тени былого - тени галантных кавалеров и восхитительных дам. Дамы играют веерами! Все танцуют! Ах, как они ликуют! Пышные «юпки» и «камзолы» из дорогой парчи. Блеск драгоценностей спорит с сиянием глаз. Зеркала множат великолепие, что ослепляет и покоряет даже нынешний, привыкший к сдержанности взгляд! Это - не Парадиз, не Эдем, не Рай! Это - Вселенское празднество! Прочь, все заботы и печали! Прочь, все утраты и горести! Ах, веселитесь, танцуйте и вы, о господа! Иллюзорные зеркальные стены для того и созданы, чтобы сделать невидимой реальную жизнь! Она конечно же есть, но где-то не здесь: там, в зазеркалье, то есть в мире ином, то есть в мире не этом!

Уходим из зала. Шествуем по Золотой анфиладе. Остановиться заставляет украшение над дверным проемом, что десюдепортом по-французски называется. На облачных вихрях парит золотое божество. Кажется, вот-вот - и превратится облачный вихрь в ураган и в одно мгновение сметет вызолоченное великолепие дворца вместе с танцующими тенями. Но нет, вихревое движение в дверном украшении завершает театральный жест прелестных ручек золотого божества: «Ах, веселитесь, веселитесь, господа, пусть не страшат вас жизненные бури!» Будто золотые призраки былого, такого же золотого, и сегодня уговаривают-успокаивают себя…

За сто лет до «дщери Петровой» в Англии был казнен король. В том числе и за чрезмерное богатство чертогов. А в России все дозволено Властителям, вознесенным случаем в Небеса?! Объяснение нашей привязанности к Растреллиевым фантазиям есть… Оно принадлежит послевоенным годам, когда, в нищете без надежд пребывая, петербуржцы все это «царство золотое» из руин поднимали, отдавая ему сердец привязанность, талант, жизнь. За что? Не за плату. За красоту золотым свечением наполненного пространства, когда «не понимаешь, где находишься, на небе или на земле» - так описывается в русских летописях та «лепота», перед которой не в силах устоять сердца русичей-россиян.

В XX веке знатоки именитые начали определять Свод из тысячи памятников архитектуры, что составляют высшую ценность мировой культуры. Произведения петербургского архитектора, итальянца по происхождению графа Растрелли всегда в их число входят. Я одно могу в заключение сказать - то, что для меня несомненно… Франческо Бартоломео Растрелли был истинным петербуржцем - человеком, отдавшим жизнь служению Великой цели. И еще… В творческом плане Растрелли можно лишь позавидовать: он мог разговаривать с Богами… о будущем России. Без произведений Растрелли нет Петербурга, а значит, нет и Новой России… В том, что воплотилась столь дивная Красота, есть знак россиянам дарованного спасения…

Из книги Великие загадки мира искусства автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Великие авантюры и приключения в мире искусств автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Об искусстве автора Валери Поль

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Загадки «дощатой книги» Эта история до сих пор не склонила чашу весов ни в чью сторону: одни исследователи считают ее великой сенсацией, другие - великой авантюрой-подделкой. Но все по порядку.В августе 1919 года бывший художник-рисовальщик и археолог, а ныне 29-летний

Из книги Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] автора Алмазов Борис Александрович

Эвпалинос, или архитектор (Фрагмент)Федр. Что ты делаешь здесь, Сократ? Я давно уже ищу тебя. Я облетел нашу бледную сень и повсюду о тебе спрашивал. Все знают тебя, но никто не видел. Почему избегаешь ты этих теней? Какая мысль связала твою душу и увела ее от нас

Из книги Анатолий Зверев в воспоминаниях современников автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Архитектура В Северной Германии надо различать Средне-Немецкую область, где здания сооружаются из тесаного камня, и область Северно-Немецкой низменности, где преобладают кирпичные постройки. Какую роль в появлении в Германии готического стиля сыграли соборы старой

Из книги Тайнопись искусства [Сборник статей] автора Петров Дмитрий

Архитектура Североитальянские, в особенности ломбардские, зодчие рано приняли самостоятельное участие в развитии христианской архитектуры. В переходном к готике стиле выстроено цистерцианское аббатство Кьяравалле близ Милана. Но настоящая готика и сюда проникла из-за

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

Архитектура Рим в это время был покинут своим гением и беден искусством. Знатные роды в борьбе между собой, с народом и папством воздвигали себе угрюмые и суровые дома-цитадели, башни которых на далекое расстояние господствовали над пустынными окрестностями. Папы уж не

Из книги автора

Первый архитектор Начнем рассказ о декоративной скульптуре Петербурга, разумеется, с петровских времен, когда на болотистых берегах Невы и на островах творил первый и гениальный строитель Северной столицы Доменико Андреа Трезини, один из основоположников целого стиля

Из книги автора

Блистательные Растрелли Растрелли Бартоломео Карло Растрелли Бартоломео Карло (Rastrelli, Bartolomeo Carlo; 1675–1744) - художник, выдающийся мастер скульптуры барокко, один из основоположников этого стиля в России.Родился во Флоренции, в состоятельной дворянской семье. Около 1700 года

Из книги автора

Растрелли Бартоломео Карло Растрелли Бартоломео Карло (Rastrelli, Bartolomeo Carlo; 1675–1744) - художник, выдающийся мастер скульптуры барокко, один из основоположников этого стиля в России.Родился во Флоренции, в состоятельной дворянской семье. Около 1700 года переселился в Париж, где

Из книги автора

Растрелли Франческо Бартоломео Растрелли Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич; 1700–1771) - архитектор, основоположник русского барокко - сын Б. К. Растрелли. Первое время помогал отцу, затем стал получать самостоятельные заказы.После смерти Петра I в России

Из книги автора

ГАЛИНА МАНЕВИЧ Судьба Анатолий Тимофеевич Зверев умер в 1986 году на 56-м году жизни. Он принадлежал к той достаточно малочисленной генерации художников, которая, вопреки сложившейся в стране общественно-политической ситуации и почти тотальному господству социально

Из книги автора

Трагедия абсолютного совершенства. О творениях архитектора Карла Росси (Галина Зеленская, архитектор) У города есть душа. Она может быть подобна живой воде, жизненной силой наполняющей. И напротив, может быть душа города, подобно мертвой воде, - души людей умертвляющей.