Самые древние пещерные рисунки. Шедевры наскальной живописи

К ЧИТАТЕЛЮ

Человек соприкасается с искусством каждый день. И, как правило, не в му­зеях. С самого рождения и на про­тяжении всей жизни люди погру­жены в искусство.

Здание гостиницы, вокзала, мага­зина, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения могут быть произведениями искусства. Но могут и не быть. Далеко не каждую карти­ну, статую, песню или фарфоровый сервиз считают шедеврами. Как от­личить произведения искусства от ремесленных поделок? Не существу­ет рецепта, где было бы точно изло­жено, что и в каких пропорциях нужно соединить, чтобы получилось произведение искусства. Однако можно развивать свою способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы часто называем вкусом.

Что такое искусство? Почему оно имеет такую магическую власть над человеком? Почему люди едут за тысячи километров, чтобы своими

глазами увидеть великие произведе­ния мирового искусства: дворцы, мозаики, картины? Почему художни­ки создают свои творения, даже ес­ли кажется, что они никому не нуж­ны? Почему они готовы рисковать своим благополучием, чтобы вопло­тить свой замысел?

Искусство нередко называют ис­точником наслаждения. Из столетия в столетие миллионы людей на­слаждаются изображениями пре­красных человеческих тел на по­лотнах Рафаэля. Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначено для наслаждения, а ведь этот сюжет является общим для тысяч живописцев на протяже­нии многих веков...

Часто говорят, что искусство от­ражает жизнь. Конечно, это во многом верно: нередко точность, узнаваемость того, что изображает художник, поразительна. Но вряд ли простое отражение жизни, её

копирование, вызывало бы столь сильный интерес к искусству и вос­хищение им. Да и как «отражает жизнь», например, искусство средне­вековой каллиграфии или кружево каменных орнаментов на стенах средневековых мечетей?

Можно говорить об отражении искусством жизни в более широком смысле. На произведения искусства накладывает отпечаток место и вре­мя их создания. Греческая амфора, фрагмент фрески или статуя, пре­вратившись в музейный экспонат, не теряют своей красоты, но часто «за­молкают», будучи вырванными из среды, в которой они были созданы. Вполне естественно восхищаться тонкостью линий и богатством цве­товой гаммы фресок в средневеко­вых христианских храмах. Однако смысл их становится понятным, только если посмотреть на фрески глазами тех, для кого они были написаны. Росписи христианских церквей - это своеобразная «Биб­лия для неграмотных»: тот, кто не умел прочесть Священное писание христиан, мог видеть его содержа­ние на стенах и столпах храма. Как почти все произведения средневеко­вой европейской живописи, фрески являются частью христианского вос­приятия мира и непонятны вне свя­зи с ним.

В очерках, посвящённых отдель­ным памятникам искусства, расска­зывается, почему они появились именно в это время и в этом месте. История их возникновения иногда позволяет посмотреть на памятни­ки искусства совершенно по-ново­му. Варвары-готы, завоевав земли, принадлежавшие Римской импе­рии, были восхищены архитектурой и искусством поверженной держа­вы. В VI в. они попытались воспро­извести постройки римлян с высо­ким куполом, когда возводили памятник-мавзолей знаменитому королю Теодориху. Однако секрет конструкции купола был утрачен. Отчаявшись сравняться в архитектурном искусстве с великими масте­рами Рима, строители мавзолея нашли поистине «варварское» решение проблемы. Они более не пыта­лись построить купол, а просто вы­тесали его из колоссальной цельной каменной глыбы...

Искусство - форма познания мира. Но методы искусства совер­шенно не похожи на научные. Ки­нофильм сжимает целую челове­ческую жизнь до двухчасового действия. Русский иконописец утон­чает и удлиняет до крайности чело­веческое тело, чтобы показать, на­сколько святые и ангелы далеки от земного мира и близки миру небес­ному. Именно такая «неправиль­ность» позволяет зрителю сосредо­точиться на главном, рассмотреть то, чего в повседневной жизни он просто порой не замечает. И иногда происходит чудо: искусство изменяет человека. Он задумывается над тем, что казалось ему неважным, начинает по-другому оценивать по­ступки людей и свои собственные, принимает иной образ действий. Весь смысл его жизни может стать совершенно другим. Творчество способно преобразить не только зрителя, но и самого творца. Так, ра­бота над картиной «Ночной дозор» совершенно изменила личность Рембрандта и придала зрелость его художественной манере. Может быть, это и есть главное предназна­чение искусства: позволить челове­ку познать и изменить самого себя.

Есть множество ответов на воп­рос, что такое искусство, но каждый из них показывает лишь одну из гра­ней истины.

Каждое истинное произведение искусства является глубоко индиви­дуальным, уникальным. Прежде чем принять конкретную форму, худо­жественный образ развивается, вы­нашивается в замыслах автора. Всё то, что пережито, осмыслено твор­цом, его понимание мира и духов­ные ценности проявляются в произ­ведении искусства.

Подлинный художник способен выразить то, что другие лишь смут­но чувствуют. Лучшие памятники искусства можно рассматривать ча­сами, находя всё новые грани совер­шенства. Настоящие ценители ис-

кусства советуют идти в музей не для того, чтобы за два часа «пробежать» по всем залам, а посвятить это вре­мя одному-единственному шедевру, постигая, как сказал Николай Гуми­лёв, «все оттенки смысла», вложен­ные творцом в произведение. В этой книге представлены самые извест­ные памятники мирового искусст­ва - всё самое яркое, самое лучшее, что создано человечеством за не­сколько тысячелетий: картины, ста­туи, иконы, храмы...

Обычно виды искусства подраз­деляют на пространственные и временные. К пространственным ви­дам искусства относятся архитекту­ра, декоративно-прикладное и изо­бразительное искусство (скульптура, живопись, графика). Этим видам ис­кусства посвящены первые две кни­ги тома «Искусство» в «Энциклопе­дии для детей». К временным, разворачивающимся во времени, относятся музыка, театр, танец, ки­но и телевидение - они станут те­мой третьей книги. В число времен­ных искусств иногда включают и литературу; в «Энциклопедии для детей» ей посвящен отдельный том.

Весной 1997 года издательство «Аванта+» отпраздновало свой пяти­летний юбилей. И эта книга (первая часть тома «Искусство») тоже юби­лейная, десятая по счёту в серии «Энциклопедия для детей».

Выпуская том «Искусство», мы хотим пожелать нашему читателю войти в парадоксальный и притяга­тельный мир искусства, за/думаться о тайне красоты, почувствовать в се­бе самом стремление к творчеству.


Счастливое мгновение: главный редактор Мария Аксёнова подписывает том в печать.


Создание юбилейной, десятой книги «Энциклопедии для детей». Редакторы за работой.


ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА

ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА

ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориаль­но охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых на­родностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятель­ности - искусству - одно из величайших событий в истории человечест­ва. Первобытное искусство отразило первые представления человека об ок­ружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобыт­ного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую за­острённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображе­ний, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очер­тании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопро­сы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

До недавнего времени учёные при­держивались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натурали­стическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и гео­метрические фигуры. Сейчас боль­шинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы по­явились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплете­ния волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.


Медведь.

Остатки глиняной скульптуры.

Палеолит.

Пещера Монтеспан.

Франция.

В пещере Моптеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью.


ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА

Первые произведения первобытно­го искусства созданы около тридца­ти тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменно­го века.

Самыми древними скульптурны­ми изображениями на сегодняш­ний день являются так называемые «палеолитические венеры» - при­митивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сход­ства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобыт­ных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заклю­чалась не в том, чтобы воспроизве­сти конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ

плодородия и хранительницы оча­га. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: ло­шадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульп­тура выполнена из камня или кости.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выде­ляют несколько периодов. В глубо­кой древности (примерно с XXX ты­сячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность Внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобыт­ные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллель­ными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться до­полнительными цветами (различ­ными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (на­пример, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случа­ях контуры или наиболее вырази­тельные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

В XII тысячелетии до н. э. пещер­ное искусство достигло своего рас­цвета. Живопись того времени пере­давала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живо­писные «полотна», покрывшие сво­ды глубоких пещер.

В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саугуола, занимавшийся рас­копками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подоб­ных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер,

Венера из Виллендорфа. Палеолит.

Естественно-исторический музей, Вена.

*Каменный век - древ­нейший период в истории человечества (начался свыше 2 млн. лет назад, продол­жался до VI тысячелетия до и. э.), когда орудия и ору­жие изготовлялись из камня; делится на палеолит, мезо­лит и неолит.


Зубр. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Альтамира. Испания.

Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пе­щер с изображениями первобыт­ного времени.

Выдающееся открытие было сде­лано совершенно случайно в сен­тябре 1940 г. Пещеру Ласко во Фран­ции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира, обнару­жили четыре мальчика, которые, иг­рая, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко - изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных - са­мое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеоли­та. Наиболее эффектны изображе­ния лошадей, например маленьких тёмных низкорослых степных ло­шадок, напоминающих пони. Инте­ресна также расположенная над ни­ми чёткая объёмная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пе­щера превращена теперь в прекрас­но оборудованный музей.

Лошадь и олени.

Пещерная живопись.

Палеолит.

Пещера Ласко.

Франция.


Бык. Пещерная живопись. Палеолит.

Пещера Ласко. Франция.


Зубры. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция.


Лошадь. Пещерная живопись. Палеолит


Олени. Пещерная живопись. Палеолит.

В дальнейшем пещерные изо­бражения утратили живость, объём­ность; усилилась стилизация (обоб­щение и схематизация предметов). В последний период реалистиче­ские изображения отсутствуют со­всем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появи­лись беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схема­тические знаки.

ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячеле­тия до н. э.), изменились климатиче­ские условия на планете. Одни жи­вотные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли дру­гие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приру­чили собаку. Все эти перемены, без­условно, оказали влияние на созна­ние первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

Об этом свидетельствуют, напри­мер, наскальные рисунки в при­брежных горных районах Восточ­ной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего худож­ника были животные, на которых он охотился, теперь - фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеоли­тические рисунки представляли от­дельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сце­пы, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охот­ников того времени. Кроме различ­ных оттенков красной краски при­меняли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом слу­жили яичный белок, кровь и, воз­можно, мёд.

Центральное место в наскаль­ной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачиваю­щимся действием.

Стрелок из лука. Наскальная живопись. Ущелье Вальторта. Испания.

Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бе­гу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного. Тогда же появились изо­бражения драматических эпизодов военных столкновений между пле­менами. В некоторых случаях речь идёт, видимо, даже о казни: на пер­вом плане - фигура лежащего че­ловека, пронзённого стрелами, на втором - тесный ряд стрелков, под­нявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизнен­ны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для то­го, чтобы изображать массовые сце­ны. Первобытный художник освобо­дил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что меша-

ло бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него - это прежде всего воплощённое движение.

ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА

Таяние ледников в неолите, или но­вом каменном веке (5000-3000 гг. до н. э.), привело в движение наро­ды, начавшие заселять новые про­странства. Усилилась межплемен­ная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпо­ху неолита человеку угрожала худ­шая из опасностей - другой чело­век! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на не­больших холмах, т. с. в местах, защищённых от внезапного нападения. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схе­матичной и условной: изображе­ния лишь слегка напоминают чело­века или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норве­гии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, дости­гающие восьми метров в длину.


Стадо скота у деревни. Наскальная живопись. II тысячелетие до н. э. Горное плато Тассилин-Аджер. Сахара.

Наскальное искусство существовало во всех частях света, но нигде оно не было так широко распространено, как в Африке. Вырезанные, выбитые на скалах и написанные красками изображения обнаружены на огромных

пространствах - от Мавритании до Эфиопии и от Гибралтара до мыса Доброй Надежды. В отли­чие от европейского искусства африканская наскальная живопись не является исключительно доисторической. Её развитие можно проследить

приблизительно от VIII-VI тысячелетий до и. э. вплоть до наших дней. Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847-1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и др.)


Стоунхендж. II тысячелетие до н. э. Солсбери. Англия.


Стоунхендж. Реконструкция.

Помимо схематизма они отличают­ся небрежностью исполнения. На­ряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фи­гуры (круги, прямоугольники, ром­бы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и

средств передвижения (лодки и ко­рабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Первобытное искусство сыгра­ло важную роль в истории и культу­ре древнейшего человечества. Нау­чившись создавать изображения (скульптурные, графические, живо-

Менгиры. Неолит. Бретань. Франция.

МЕГАЛИТЫ

В III-II тысячелетиях до н. э. появились сооружения из огромных каменных глыб - мегалиты (от греч. «мегас» - «большой» и «литос» - «камень»). К ме­галитическим сооружениям относятся менгиры - вертикально стоящие камни высотой более двух ме­тров; дольмены - несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи - сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Ев­ропе, Северной Африке, на Кавказе и в других рай­онах земного шара. В одной только Франции их об­наружено около четырёх тысяч. Назначение этих сооружений неизвестно.

Самое знаменитое из них - кромлех Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.), недалеко от города Солсбе­ри в Англии. Стоунхенлж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диа­метре составляет тридцать метров. Любопытно, что горы Преселли в Южном Уэльсе, откуда, как предпо­лагалось, доставляли строительный материал для этого сооружения, находятся в двухстах восьмидеся­ти километрах от Стоунхенджа. Однако современные геологи считают, что каменные глыбы попали в окре­стности Стоунхенджа с ледниками из разных мест.


Дольмен. Неолит. Корсика. Франция.

писные), человек приобрёл некото­рую власть над временем. Воображе­ние человека воплотилось в новой

форме бытия - художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.

Изобразительное искусство существует столько лет, столько по Земле ступает нога человека. Оно неразрывно связано с бытом и жизнью людей, как в ту далекую эпоху, так и сегодня. Древние художники хотели сохранить и передать важную информацию будущим поколениям, поэтому выбрали наиболее простую и понятную форму – рисунок.

Древние наскальные изображения или петроглифы являются крупицей древней культуры, которая помогает больше узнать о наших предках и их жизни. Первобытные шедевры можно найти не только на территории современной Европы, их находят в изобилии и в других точках земного шара.

Зашифрованные послания

Чаще всего петроглифы находят в пещерах и в скальных гротах, которые образовались благодаря естественному процессу движения земной коры. Также довольно распространенны наскальные рисунки под открытым небом: расписанные камни и валуны, стелы и т.д. В большинстве случаев, места с древней живописью имели сакральное значения для древних людей. Их можно назвать первыми храмами, где наши предки проводили свои священные обряды. Главными героями петроглифов были птицы, животные, знаки, разные человекоподобные существа и геометрические формы (линии, окружности, пятна, ромбы). Некоторые изображения без труда можно понять, и разобраться, что они значат, однако некоторые вызывают довольно много вопросов и не могут трактоваться однозначно. Главные мотивы – это охота, быт, проведение обрядов. Петроглифы довольно точно передают некоторые сцены из жизни. Например, изображения охоты ясно дают понять, сколько нужно человек для ловли и убийства мамонта.

Техника исполнения

В качестве краски использовали исключительно натуральные красители, ведь других материалов под рукой не было. В большинстве случаев рисовали охрой, которая является одним из оксидов железа. Также пользовались гематитами, лимонитами, гетитами, которые смешивались с кровью или жиром животных. В некоторых рисунках можно проследить примитивную, но все же технику. Например, линии имеют одну толщину (1-2,5 см), схожий типаж и расположение. Часто петроглифы находятся под потолком пещеры или на значительном расстоянии от земли. Это говорит об одном – в процессе создания наскального изображения, пользовались какими-либо примитивными конструкциями (типа лестниц или строительных лесов). Некоторые петроглифы выполнены при помощи древнего инструмента (типа стамески), ведь на породе видны следы работы древним орудием труда.

Список самых интересных мест с петроглифами в Европе

  • Франция, Долина чудес
  • Франция, пещера Пеш-Мерль
  • Италия, петроглифы Валь-Камоники
  • Испания, доисторическая пещера Эль-Кастильо

Богатое наследие

Петроглифы находят по всему миру, в самых разных местах: пещерах, степях, горах и т.д. В Старом Свете (Европе) осталось довольно много мест, где можно познакомиться с искусством первобытных людей. Среди самых известных мест числятся в основном пещеры: Шове (Франция), пещера Нерха (Испания), пещера Ласко (Франция) и много других. Все они занесены в ценный список организации ЮНЕСКО, поскольку являются достоянием всего человечества. В основном на сводах пещер изображены животные, но также присутствуют разные орнаменты и отпечатки множества ладоней. Первые люди смогли передать важную, по их мнению, информацию, ведь огромное количество петроглифов сохранились до нашего времени.

Петроглифы в Европе – ФОТО

Копии росписей эпохи позднего палеолита из пещеры Альтамира, доступны для осмотра в одноименном музейном комплексе. «Бизон»:


Пещера Магура, уникальные образцы первобытного искусства на Балканах:


Сикстинская капелла первобытной живописи – пещера Ласко:


Португалия, археологический комплекс с петроглифами в долине Коа:


Наскальные изображения периода мадленской и граветтской культуры в пещере Пеш-Мерль:


Петроглиф в итальянской провинции Брешия на территории живописной долины Валь-Камоника:


Одно из 435 наскальных изображений животных в пещере Шове – рисунок шерстистого носорога:


Археологический музей под открытым небом рядом с норвежским городом Альта:


Изображения крупных животных выбитые на камнях у норвежской реки Этна (Мёллерстуфоссен):


Комплекс петроглифов в шведском городе Танум является частью мирового наследия:


Финляндия, петроглифы Астувансалми на берегу озера Юовеси:


Кроманьонцы, обитающие на земле 30 тыс. лет назад, для выражения своих чувств и эмоций использовали простые рисунки. Но наскальные рисунки первобытных людей нельзя называть примитивными, поскольку их создавали люди, обладающие незаурядными художественными талантами. Рисунки первобытных людей в пещерах — это графические и объемные изображения, барельефы на стенах. Таких рисунков на сегодня известно много: во Франции (юго-западная часть), Испании (северо-западная ее часть), Италии, даже в России, Сербии и Англии имеются в единичных экземплярах.

Наскальная живопись и картинки первобытных людей уникальны и чаще всего напоминают двухмерное изображение. При этом приемы, помогающие передать объем, стали применять только в период Возрождения. Наскальная живопись изобилует изображением носорогов, бизонов, мамонтов, оленей. Также на рисунках встречаются сцены охоты, изображены люди со стрелами и копьями. Изредка встречаются рисунки рыб, растений, насекомых. Краски, которыми выполнены рисунки, не тускнеют и в полной мере передают первозданную яркость. Трудно представить человека, который не имеет представления о том, что такое наскальные рисунки (фото помогут разобраться в этом).

Где рисовали первые люди?

Труднодоступные участки пещер, расположенные в сотне метров от поверхности, являлись прекрасным местом для рисования. Это объясняется прежде всего культовым значением наскальных изображений, требующим исполнения определенного обряда. Таким обрядом и было рисование. В плошки заливали растопленный и еще горячий жир диких животных, пучков мха или шерсти. Тогда художник начинал трудиться при свете каменных светильников.

Как называются наскальные рисунки?

Наскальные рисунки древних называются петроглифы (греч. — вырезать камень). Встречаются рисунки, выполненные в виде символов или условных обозначений. Рисунки содержат огромное количество ценной информации о быте представителей древнейшего населения, раскрывают традиции и исторические события, оказавшие влияние на древнего человека.

Более поздние рисунки выполнялись в виде символов или условных обозначений. Человек изначально стремился к выражению мыслей с помощью знаков, письма. Живопись приближала наступление этого момента, став переходным периодом между графическими рисунками и письменностью. Изображения получили название пиктограмм. Например, на территории Армении археологами были обнаружены начертания, напоминающие все известные древние алфавиты. Самые древние изображения, найденные здесь, созданы более 9 000 лет назад. Наскальные рисунки первобытных людей — картинки, созданные первыми людьми.

Техника выполнения и материалы

Что побуждало людей рисовать? Просто желание создавать красоту или необходимость совершить и запечатлеть особый ритуал? Выполнить скальную гравюру было не так уж и просто, особенно, если краска наносилась в глубокие прорези, которые древний живописец высекал грубым режущим инструментом. Это мог быть крупный каменный резец. Такой инструмент был обнаружен на стоянке древних людей Ле Рок де Сер. В период среднего и позднего палеолита техника выполнения наскальной живописи первобытных людей более тонкая. Контуры гравюр высекались по несколько раз неглубокими линиями. Уже тогда использовалась штриховка и комбинированная роспись. Встречаются подобные изображения на бивнях и костях животных, которые относятся к тому же периоду.

Наскальные рисунки, фото в Пещере Альтамира


Краска первобытного человека – это все оттенки охры, которые использовались в качестве красного красителя, древесный уголь и марганцевая руда. Использовался и мел, гуано летучих мышей. Будущая краска растиралась при помощи кости или камня. Полученный порошок смешивали с жиром животных. У древних людей были даже прототипы современных тюбиков. Краски они хранили в полых частях животных костей, обе стороны которых запечатывались затвердевшим комочком из того же животного жира. Других красок, например, зеленых или голубых, не было.

Кистью первобытным художникам служили кости или острые палочки, концы которых расщепляли. Использовали и кусочки шерсти, которые привязывали к кости. Рисовали сначала контур, а потом закрашивали. Но встречаются и другие изображения. Например, отпечаток руки, который был забрызган краской через тростинку.

Древние люди не имели представления о композиции или пропорциях тела. Они рисовали больших хищников и на их фоне – крошечных горных козлов. Но это не мешало им создавать шедевры, сопоставимые с современным представлением о живописи. Точность передачи объектов и животных поразительна, и рисунки древних людей в пещерах запечатлели в камне древних животных, которые давно вымерли. Визуальный эффект усиливался благодаря тому, что изображение наносилось на выступ скалы.

Что рисовали первобытные люди?

Наскальные рисунки древних людей — это проявление эмоционального и яркого образного мышления. Не все могли создавать подобные шедевры, а только те, в подсознании которых возникали зрительные образы. Те, кого переполняли яркие образы, переносили их на плоскость скал.


Существует предположение, что с помощью наскальной живописи передавались видения, человек самовыражался и передавал полученный жизненный опыт. Но большинство ученых придерживаются версии о культовом значении рисунков: вероятно, они создавались перед охотой. Таким образом, человек пытался повлиять на результат, привлечь предпочитаемого зверя во время охоты.

Исчезновение некоторых животных, изменение климата повлекло серьезную смену деятельности человека. Теперь он больше времени проводил, выращивая животных и обрабатывая землю. Для охоты оставалось меньше времени. Это отразилось и в наскальной живописи. Рисунки теперь выполнялись не глубоко в пещере, а снаружи. Изображения человека теперь встречались все чаще. Животные, которых одомашнили, также изображались на пещерных гравюрах (сцены охоты на лис). Распространились схематические рисунки: треугольники, прямые или извилистые линии, нагромождение цветных пятен.

Если раньше чаще всего изображали сцены охоты, то теперь это были и ритуальные танцы, сражения, выпас скота. Таких рисунков много в Испании.

Где можно увидеть наскальную живопись?

Во Франции в пещерах Ласко и Шове обнаружены рисунки, которые датируют примерно XVIII-XV тысячелетиями до н. э. На них изображены лошади, коровы, быки, медведи. В Испании в пещере Альтамира сцены охоты изображены древними художниками настолько искусно, что если смотреть на них при пылающем огне, то создается впечатление движения объектов. В Африке есть целый комплекс пещер с наскальной живописью. Это и Лаас-Гаальв Сомалиленде, и Тассилин-Адджер в Алжире. Обнаружены наскальные рисунки и в Египте (пещера Пловцов), Болгарии, Башкирии, Аргентине (пещера Куэва-де-лас-Манос) и многие другие.

Объекты искусства или примитивное отражение действительности?

Между первобытным «искусством» и современным невозможно поставить знак равенства. Но, рассматривая древние изображения, современные искусствоведы опираются на привычные формулировки, далеко уходя за пределы специфики первобытного искусства. Сегодня в мире искусства есть автор произведения, и есть потребитель. Древние художники создавали свои творения лишь потому, что обладали умением рисовать и чувствовали необходимость в отображении окружающей их действительности или значимых событий. Представления об искусстве у них отсутствовали либо были размытыми, но переполнявшие сознание образы находили выход в мир через своего создателя, которого, вероятнее всего, соплеменники считали наделенным сверхъестественной силой.


Так чем же отличается наскальная живопись от обычной современной? Отличие только в том, что первые рисунки выполнялись художниками эпохи палеолита, а в качестве холста использовалась скала. Конечно, феномен творчества связан с взаимодействием всех духовных сил и выбросом особым образом эмоций. Человек мог создавать нечто новое и важное для себя, но осознание этого явления происходило постепенно. Кроманьонец проживал в такой культурной среде, в которой отсутствовало разделение на отдельные сферы деятельности. А досугом в нашем понимании древние люди не располагали, так как их жизнь не делилась на строгое выполнение работы и отдых. Время, когда человек не боролся за существование, он посвящал выполнению ритуалов и иных действий, важных для благополучия племени.

1. Пещера Шове, Франция

Когда ровно 19 лет назад Жан Мари Шове спустился в ущелье Пон-д"Арк, что во французском департаменте Ардеш, он и не подозревал, что с этого дня его имя войдет в историю. Именно в честь французского спелеолога галерея с наскальными рисунками была названа Шове (фр. Chauvet-Pont-d"Arc Cave).

Обнаружили ее случайно — подсветив стену фонариком, Жан Мари наткнулся на охристое пятно. Присмотревшись, он увидел, что это «пятно» — изображение мамонта. Кроме него в пещере было обнаружено больше 300 древних рисунков. Среди них были лошади, львы, носороги, волки, бизоны… При помощи метода радиоуглеродной датировки ученым удалось установить предположительный возраст наскального «зоопарка». Так, возраст некоторых рисунков насчитывает 30−33 тысячи лет! Не секрет, что юг Франции славится пещерами с петроглифами (например, пещера Ласко, Кро-Маньон, Труа-Фрер, Фон-де-Гом), но галерея Шове превосходит их и по размеру, и по сохранности.

Однако уникальные росписи закрыты для посещения с целью сберечь хрупкие «картины» от повреждений, к которым могут привести малейшие изменения температуры и влажности воздуха, а также проникновение света. Даже археологам разрешено находиться в пещере всего по несколько часов. Одним из счастливчиков, кому удалось полюбоваться древнейшим из образцов пещерного искусства, стал немецкий режиссер Вернер Херцог. Вместе с четырьмя помощниками он снял документальный фильм в формате 3D «Пещера забытых снов». К слову, съемочной команде пришлось получать разрешение у самого министра культуры Франции и снимать в ограниченное время с использованием техники, которая не излучает тепло. Этот фильм, пожалуй, единственный способ заглянуть в пещеру Шове.

2. Ньюспейпер-Рок, США

В 40 км к северо-западу от города Монтиселло в американском штате Юта находится удивительная скала, на которой сконцентрирована одна из самых внушительных коллекций петроглифов на квадратный метр. Из-за обилия рисунков каменное арт-панно напоминает полосу газеты, которую можно прочитать.

«Напечатали» ее предположительно древние индейцы доколумбовой культуры Фремонт и Анасази. Ученые считают, что рассказанная на «Газетном камне» (от англ. Newspaper Rock) история «высекалась» как в доисторический период, так и после знакомства с европейцами. Судя по многочисленным изображениям животных, таких как бизоны, кабаны и мамонты, история каменной «газеты» повествует об охоте, приручении лошадей и быков, а также изобретении колеса и орудий труда.

Всего на Ньюспейпер-Рок насчитывается около 650 различных изображений зверей, людей и символов. Однако в древней «газете» так и не удалось найти ответ, почему для столь большого количества петроглифов была выбрана относительно небольшая площадка.

3. Куэва-де-лас-Манос, Аргентина

Дословно «Пещера рук» (с испанского Cueva de las Manos) сохранила на своих каменных стенах отпечатки сотен рук, причем, в основном левых. Она находится на юге Аргентины в провинции Санта-Крус (163 км от города Перито-Морено) в долине реки Пинтурас.

Приблизительно из 800 наскальных рисунков больше 90% изображают левую ладонь. Автор фото: Marianocecowski.

На первый взгляд ладошки с растопыренными пальцами выглядят очень современно, как будто кто-то распылил баллончик с краской о трафарет. На самом же деле наскальные рисунки были созданы предположительно от 13 000 до 9 000 лет назад. К слову, ученые предполагают, что этот наскальный «автограф» был оставлен с помощью распыления краски вокруг приложенной к стене ладони.

Вероятно, в правой руке художник держал костяные трубочки для разбрызгивания красителя. Левая, соответственно, служила натурой. Больше всего рук находятся на входном камне — как будто они приветствуют вошедшего в патагонскую пещеру. Существует мнение, что изображение рук означало переход во взрослую жизнь, поэтому на стенах этого почитаемого предками индейцев места отпечатаны ладони мальчиков-подростков.

Помимо изображений рук в пещере встречаются рисунки животных, таких как страус-нанду и гуанако (род лам), а также иероглифические надписи. Автор фото: Joanbanjo.

4. Альтамира, Испания

Многие называют пещеру, расположенную на севере Испании, «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Ее стены расписаны уникальными наскальными «картинами» эпохи палеолита. Возраст изображенных на стенах и потолке Альтамиры (с исп. «La cueva de Altamira») рисунков насчитывает около 20 тысяч лет.

Из-за большого потока туристов рисунки стали разрушаться. Чтобы сберечь наскальную живопись, Альтамира была закрыта для посещения. В 2001 году в музейном комплексе, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии панно Большого плафона, которыми можно полюбоваться, не нанося вред хрупким петроглифам.

Расположенная в 30 км от города Сантандер (Кантабрия), она была открыта в 1879 году испанским юристом и археологом-любителем Марселино Санс де Саутуола. Вернее, именно ему приписывают открытие наскальных рисунков. Марселино исследовал Альтамиру и раньше (в 1875 году), а до него о необычных древних находках (орудия труда, кости, рога), найденных в пещере, оповестил местный пастух. В один прекрасный день, когда Саутуола взял с собой на раскопки 6-летнюю дочь Марию, ему улыбнулась удача. Девочка была крайне любознательна и первой разглядела наскальный рисунок бизона. Так мир узнал о 270-метровой пещере, своды которой пестрят полихромными изображениями животных и человеческих ладоней.

Примечательно, что для придания цвета древние художники использовали уголь и охру, а для придания объема — рельеф стен. Подлинность первобытной живописи многие ученые поставили под сомнение и обвинили Марселино Санс де Саутуола в подделывании. И только после смерти первооткрывателя, в 1902 году мир признал уникальность Альтамиры.

5. Альта, Норвегия

Петроглифы, найденные близ Северного полярного круга в городе Альта в 1970-х годах, доказывают, что предположительно в период 4200−500 лет до нашей эры эта местность была заселена людьми. От них остались около пяти тысяч восхитительных наскальных рисунков на 45 археологических участках.

Крупнейший и единственный открытый для посещений расположился в 4 км от города Альта. Около 3000 изображений, которые находятся под открытым небом, были внесены в список Всемирного наследия. К слову, это единственный в Норвегии памятник-объект ЮНЕСКО доисторического периода. Петроглифы рассказывают о том, как древние предки скандинавов рыбачили (изображение рыбака, держащего большую рыбу в руках), охотились (сцены, на которых показано, как охотники загоняли стада оленей в воду, где те были более уязвимы, и настигали их копьями) и отдыхали (танцевальные сюжеты). Кроме того, многие петроглифы изображают религиозные ритуалы, такие как шаманские обряды с бубном.

6. Калбак-Таш, Россия

Комплекс наскальных композиций Калбак-Таш (Тялбак-Таш) находится на правом берегу реки Чуи на 723-м километре Чуйского тракта между селами Иня и Иодро. Это урочище — крупнейшее скопление петроглифов в Горном Алтае, протяженность его составляет около 10 км. В алтайской галерее насчитывается свыше 5000 рисунков и рунических надписей.

Животные мотивы — самые популярные в Калбак-Таше. Чаще всего в урочище встречаются изображения быков, оленей, волков, барсов и других животных, распространенных на Алтае. Автор фото: Zouave M.

Калбак-Таш был древним святилищем для людей разных веков: от неолита (VI-IV тыс. лет до н.э) до древнетюркской эпохи (VII-X вв. до н.э.). Помимо скифских изображений животных, людей и сцен охоты, в Калбакташском святилище встречаются также родовые фамильные знаки тамги, относящиеся к древнетюркской эпохе, а также ритуальные сюжеты, изображающие шаманов с их звериными спутниками кер-тютпы, переносящие хозяев в подземный мир.

Урочище Калбак-Таш входит в состав природно-хозяйственного парка «Чуй-Оозы» — особо охраняемой природной территории Республики Алтай. Автор фото: Zouave M.

Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. на юге Франции, в департаменте Ардеш, в обрывистом берегу каньона одноименной реки, притока Роны, близ городка Понт д’Арк три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр.

Все они уже имели большой опыт исследования пещер, в том числе и содержащих следы доисторического человека. Полузасыпанный вход в тогда еще безымянную пещеру им уже был известен, но пещера еще не была обследована. Когда Эльет, протиснувшись через узкое отверстие, увидела большую полость, уходящую вдаль, она поняла, что нужно возвращаться к машине за лестницей. Был уже вечер, они даже засомневались, не отложить ли им дальнейшее обследование, но все же вернулись за лестницей и спустились в широкий проход.

Исследователи наткнулись на пещерную галерею, где луч фонарика выхватил из мрака охристое пятно на стене. Оно оказалось «портретом» мамонта. Ни одна другая пещера богатого на «росписи» юго-востока Франции не сравнится с вновь обнаруженной, названной именем Шове, ни по размерам, ни по сохранности и мастерству исполнения рисунков, а возраст некоторых из них достигает 30-33 тысяч лет.

Cпелеолог Жан-Мари Шове, по имени которого пещера получила свое название.

Открытие пещеры Шове 18 декабря 1994 года стало сенсацией, которая мало того что отодвинула возникновение первобытных рисунков на 5 тысяч лет назад, так ещё и опрокинула сложившуюся к тому времени концепцию эволюции палеолитического искусства, основанную, в частности, на классификации французского учёного Анри Леруа-Гурана. По его теории (как и по мнению большинства других специалистов) развитие искусства шло от примитивных форм к более сложным, и тогда самые ранние рисунки из Шове должны были бы вообще относиться к дофигуративной стадии (точки, пятна, полосы, извилистые линии, прочие каракули). Однако, исследователи живописи Шове оказались лицом к лицу с тем фактом, что древнейшие изображения чуть ли не самые совершенные по своему исполнению из известных нам палеолитических (палеолитических - это как минимум: неизвестно, что бы сказал Пикассо, восхищавшийся альтамирскими быками, доведись ему увидеть львов и медведей Шове!). По-видимому, искусство не очень дружит с эволюционной теорией: избегая всякой стадиальности, оно каким-то необъяснимым образом возникает сразу, из ничего, в высокохудожественных формах.

Вот что по этому поводу пишет крупнейший специалист в области палеолитического искусства Абрамова З. А.: "Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи… Остается загадкой, как палеолитические мастера достигли столь высокого совершенства и какими были те пути, по которым в гениальное творчество Пикассо проникли отголоски искусства ледникового периода" (цит. по: Шер Я. Когда и как возникло искусство?).

(источник - Donsmaps.com)

Рисунок чёрных носорогов из Шове считается самым древним в мире (32.410 ± 720 лет назад; в Cети попадается информация о некой "новой" датировке, дающей живописи Шове от 33 до 38 тыс.лет, но без заслуживащих доверия ссылок).

На данный момент, это древнейший образец творчества человека, начало искусства, не обремененное историей. Обычно в искусстве палеолита преобладают рисунки животных, на которых люди охотились - лошадей, коров, оленей и так далее. Стены же Шове покрыты изображениями хищников - пещерных львов, пантер, сов и гиен. Есть рисунки, изображающие носорога, тарпанов и ряд других животных ледникового периода.



Кликабельно 1500 рх

Кроме того, ни в одной другой пещере нет такого количества изображений шерстистого носорога, животного, по «габаритам» и силе не уступавшего мамонту. По размерам и силе шерстистый носорог почти не усту-пал мамонту, вес его достигал 3 т, длина тела — 3,5 м, размеры переднего рога — 130 см. Вымер носорог в конце плейстоцена, раньше мамонта и пещерного медведя. В отличие от мамонтов, носороги не были стадными животными. Вероятно, потому, что это мощное животное хотя и было травоядным, имело такой же злобный нрав, как их современные родственники. Об этом свидетельствуют и сцены яростных "наскальных" схваток носорогов из Шове.

Пещера находится на юге Франции, в обрывистом берегу каньона реки Ардеж, притока Роны, в очень живописном месте, в окрестностях Понт д’Арк («Арочного моста»). Этот природный мост образован в скале огромной промоиной высотой до 60 метров.

Сама пещера "законсервирована". Вход в неё открыт исключительно для ограниченного круга ученых. Да и тем позволено в нее входить лишь дважды в год, весной и осенью, и работать там всего пару недель по несколько часов в день. В отличие от Альтамиры и Ласко, Шове пока не "клонировали", так что обывателям вроде нас с вами остаётся любоваться репродукциями, чем непременно и займёмся, но чуть позже.

"За пятнадцать с лишним лет, прошедших после открытия, людей, побывавших на вершине Эвереста, было гораздо больше, чем тех, кто видел эти рисунки", - пишет Адам Смит в рецензии на документальный фильм Вернера Херцога о Шове. Не проверял, но звучит хорошо.

Так вот, известному немецкому кинорежиссёру каким-то чудом удалось получить разрешение на съёмки. Фильм "Пещера забытых снов" был снят в 3D и показан на Берлинском кинофестивале в 2011 году, что, надо полагать, привлекло внимание широкой общественности к Шове. Негоже и нам отставать от общественности.

Исследователи сходятся на том, что пещеры, содержащие рисунки в таком количестве, явно были предназначены не для жилья и не представляли из себя доисторические картинные галереи, а являлись святилищами, местами проведения обрядов, в частности, инициации юношей, вступающих во взрослую жизнь (об этом свидетельствуют, например, сохранившиеся детские следы).

В четырех «залах» Шове вместе с соединяющими проходами общей протяженностью около 500 метров обнаружено более трёхсот прекрасно сохранившихся рисунков с изображением различных животных, в том числе масштабные многофигурные композиции.


Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр - участники открытия пещеры Шове.

Росписи ответили и на вопрос — тигры или львы обитали в доисторической Европе? Оказалось —вторые. Древние рисунки пещерных львов показывают их всегда без гривы, что позволяет предположить, что в отличие от африканских или индийских сородичей у них её или не было, или она была не такой внушительной. Часто эти изображение показывает характерную для львов кисточку на хвосте. Раскраска шерсти, по-видимому, была одноцветной.

В искусстве палеолита большей частью фигурируют рисунки животных из "меню" первобытных людей - быков, лошадей, оленей (хотя и это не совсем точно: известно, например, что для обитателей Ласко основным "кормовым" животным был северный олень, в то время как на стенах пещеры он встречается в единичных экземплярах). В общем, так или иначе, преобладают промысловые копытные. Шове в этом смысле уникальна обилием изображений хищников - пещерных львов и медведей, а также носорогов. На последних имеет смысл остановиться подробнее. Такого количества носорогов, как в Шове, больше не найдено ни в одной пещере.



Кликабельно 1600рх

Примечательно, что первыми "художниками", оставившими свой след на стенах некоторых палеолитических пещер, в том числе Шове, стали… медведи: местами гравировки и росписи нанесены прямо поверх следов могучих когтей, так называемых гриффад.

В позднем плейстоцене могли сосуществовать по крайней мере два вида медведей: бурые благополучно дожили до наших дней, а их родственники — пещерные медведи (большой и малый) вымерли, так и не сумев адаптироваться к сырому сумраку пещер. Большой пещерный медведь был не просто велик — он был огромен. Вес его достигал 800-900 кг, диаметр найденных черепов составляет около полуметра. Из схватки с таким зверем в глубинах пещеры человек, вероятнее всего, не мог бы выйти победителем, но некоторые специалисты-зоологи склонны предполагать, что, несмотря на устрашающие размеры, это животное было медлительным, неагрессивным и не представляло реальной опасности.

Изображение пещерного медведя, сделанное красной охрой в одном из первых залов.

Старейший российский палеозоолог профессор Н.К. Верещагин полагает, что "у охотников каменного века пещерные медведи были своего рода мясным скотом, не требующим забот на выпас и прокорм". Облик пещерного медведя передан в Шове как нигде отчетливо. Похоже, он играл особую роль в жизни первобытных сообществ: зверя изображали на скалах и гальке, его фигурки лепили из глины, зубы использовали в качестве подвесок, шкура, вероятно, служила постелью, череп сохранялся в ритуальных целях. Так, в Шове обнаружен подобный череп, покоящийся на скальном основании, что скорее всего свидетельствует о существовании медвежьего культа.

Шерстистый носорог вымер немного раньше мамонта (по разным источникам от 15-20 до 10 тыс л. н.), и, по крайней мере, в рисунках мадленского периода (15-10 тыс. л. до н. э.) он почти не встречается. В Шове же мы вообще видим двурогого носорога с более крупными рогами, без всяких следов шерсти. Возможно, это носорог Мерка, живший на юге Европы, но гораздо более редкий, чем его шерстистый сородич. Длина его переднего рога могла составлять до 1,30 м. Словом, чудище было то ещё.

Изображений людей практически нет. Встречаются только химероподобные фигуры - например, человек с головой зубра. В пещере Шове не было обнаружено следов обитания людей, но кое-где на полу сохранились отпечатки ступней первобытных посетителей пещеры. По мнению исследователей, пещера была местом проведения магических ритуалов.




Кликабельно 1600 рх

Прежде исследователи считали, что в становлении первобытной живописи можно выделить несколько этапов. Поначалу рисунки были очень примитивными. Умение пришло позднее, с опытом. Должна была пройти не одна тысяча лет, чтобы рисунки на стенах пещер достигли своего совершенства.

Находка Шове разбила вдребезги эту теорию. Французский археолог Жан Клотт, тщательно исследовав Шове, заявил, что наши предки наверняка научились рисовать еще до переселения в Европу. А прибыли они сюда около 35 000 лет назад. Самые древние изображения из пещеры Шове представляют собой весьма совершенные произведения живописи, в которых можно увидеть и перспективу, и светотень, и разные ракурсы и т. д.

Интересно, что художники пещеры Шове использовали методы, неприменимые нигде более. Перед нанесением рисунка стены выскабливали и разравнивали. Древние художники, сначала процарапав контуры животного, красками придавали им необходимый объем. "Люди, которые нарисовали это, были великими художниками", - подтверждает специалист по наскальной живописи французский ученый Жан Клотт.

Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас ясно, что её общая протяженность более 500 м на одном уровне, высота потолков от 15 до 30 м. Четыре последовательных «зала» и многочисленные боковые ответвления. В двух первых залах изображения сделаны красной охрой. В третьем - гравировки и черные фигуры. В пещере много костей древних животных, а в одном из залов - следы культурного слоя. Обнаружено около 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась.

(источник - Flickr.com)

Есть предположение, что такие изображения с множественными контурами, наслаивающимися друг на друга, являются своего рода первобытной анимацией. Когда в погружённой во мрак пещере вдоль рисунка быстро водили факелом, носорог "оживал", и можно себе представить, какое воздействие это оказывало на пещерных "зрителей" - "Прибытие поезда" братьев Люмьер отдыхает.

Имеются и другие соображения на этот счёт. Например, что таким образом изображается в перспективе группа животных. Тем не менее, тот же Херцог в своём фильме придерживается "нашей" версии, а уж ему-то в вопросах "движущихся картинок" можно верить.

Сейчас пещера Шове закрыта для общественного доступа, поскольку любое заметное изменение влажности воздуха может привести к повреждению настенной живописи. Право доступа, лишь на несколько часов и с соблюдением ограничений, могут получить лишь немногие археологи. Пещера была отрезана от внешнего мира со времён ледникового периода из-за падения скалы перед её входом.

Рисунки пещеры Шове поражают знанием законов перспективы (перекрывающие друг друга рисунки мамонтов) и умением класть тени - до сих пор считалось, что эта техника была открыта на несколько тысячелетий позже. И за целую вечность до того как идея осенила Сера, первобытные художники открыли пуантилизм: изображение одного животного, похоже, бизона, целиком состоит из красных точек.

Но удивительнее всего то, что, как уже говорилось, художники отдают предпочтение носорогам, львам, пещерным медведям и мамонтам. Обычно моделями наскальной живописи служили те животные, на которых охотились. "Из всего бестиария той эпохи художники выбирают самых хищных, самых опасных зверей", - говорит археолог Маргарет Конки из университета Беркли в Калифорнии. Изображая животных, которые явно не значились в меню кухни палеолита, но символизировали опасность, силу, власть, художники, как считает Клотт, "познавали их сущность".

Археологи обратили внимание на то, как именно изображения включены в пространство стены. В одном из залов красной охрой изображен пещерный медведь без нижней части туловища, так что кажется, говорит Клотт, "будто он выходит из стены". В том же зале археологи обнаружили также изображения двух каменных козлов. Рогами одному из них служат природные расщелины в стене, которые художник расширил.



Изображение лошади в нише (источник — Donsmaps.com)

Наскальная живопись явно играла значительную роль в духовной жизни доисторических людей. Подтверждением этому могут служить два больших треугольника (символы женского начала и плодородия?) и изображение существа с человеческими ногами, но с головой и туловищем бизона. Вероятно, люди каменного века надеялись таким образом присвоить себе хотя бы частично силу животных. Пещерный медведь, судя по всему, занимал особое положение. 55 медвежьих черепов, один из которых лежит на поваленном валуне, как на алтаре, наводят на мысль о культе этого зверя. Что объясняет также выбор пещеры Шове художниками - десятки рытвин в полу указывают на то, что это было место зимней спячки гигантских медведей.

Древние люди снова и снова приходили поглядеть на наскальную живопись. На 10-метровом "лошадином панно" видны следы копоти, оставленные факелами, которые были укреплены в стене после того, как ее покрыли росписью. Эти следы, по словам Конки, находятся поверх слоя минерализованных отложений, покрывающих изображения. Если живопись - это первый шаг на пути к духовности, то способность ценить ее - несомненно, второй.

О пещере Шове опубликовано, по крайней мере, 6 книг и десятки научных статей, не считая сенсационных материалов в широкой прессе, изданы и переведены на основные европейские языки четыре больших альбома прекрасных цветных иллюстраций с сопровождающим текстом. В российский прокат 15 декабря выходит документальный фильм «Пещера забытых снов 3D». Режиссер картины - немец Вернер Херцог.

Картину «Пещера забытых снов» (Cave of Forgotten Dreams) оценили на 61-м Берлинском кинофестивале. На фильм сходили более миллиона человек. Это самый кассовый документальный фильм по итогам 2011 года.

Согласно новым данным, возраст угля, которым нарисованы рисунки на стене пещеры Шове - 36000 лет, а не 31000, как считалось раньше.

Уточненные методы радиоуглеродного датирования показывают, что заселение современным человеком (Homo sapiens) Центральной и Западной Европы началось на 3 тысячи лет раньше, чем считалось, и происходило быстрее. Время совместного проживания сапиенсов и неандертальцев в большинстве районов Европы сократилось с примерно 10 до 6 и менее тысяч лет. Окончательное исчезновение европейских неандертальцев, возможно, также произошло на несколько тысячелетий раньше.

Известный британский археолог Пол Мелларс (Paul Mellars) опубликовал обзор последних достижений в развитии метода радиоуглеродного датирования, которые привели к существенным изменениям наших представлений о хронологии событий, происходивших более 25 тыс. лет назад.

Точность радиоуглеродного датирования в последние годы резко возросла благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, появились методы высококачественной очистки органических веществ, в первую очередь коллагена, выделяемого из древних костей, от всех посторонних примесей. Когда речь идет об очень древних образцах, даже ничтожная примесь постороннего углерода может привести к серьезным искажениям. Например, если в образце возрастом 40 000 лет окажется всего-навсего 1%современного углерода, это приведет к уменьшению «радиоуглеродного возраста» на целых 7 000 лет. Как выяснилось, в большинстве древних археологических находок присутствуют такие примеси, поэтому их возраст систематически занижался.

Второй источник ошибок, который наконец удалось устранить, связан с тем, что содержание радиоактивного изотопа 14С в атмосфере (а следовательно, и в органическом веществе, образовавшемся в различные эпохи) не является постоянным. Кости людей и животных, живших в периоды повышенного содержания 14С в атмосфере, изначально содержали больше этого изотопа, чем предполагалось, и поэтому их возраст опять-таки занижался. В последние годы удалось провести ряд чрезвычайно точных измерений, позволивших реконструировать колебания 14С в атмосфере в течение последних 50 тысячелетий. Для этого были использованы уникальные морские отложения в некоторых районах Мирового океана, где осадки накапливались очень быстро, гренландские льды, пещерные сталагмиты, коралловые рифы и т. д. Во всех этих случаях можно было для каждого слоя сопоставить радиоуглеродные даты с другими, полученными на основе соотношения изотопов кислорода 18О/16О или урана и тория.

В результате были разработаны поправочные шкалы и таблицы, позволившие резко повысить точность радиоуглеродного датирования образцов старше 25 тысяч лет. О чем же рассказали уточненные даты?

Ранее считалось, что люди современного типа (Homo sapiens) появились в Юго-Восточной Европе примерно 45 000 лет назад. Отсюда они постепенно расселялись в западном и северо-западном направлении. Заселение Центральной и Западной Европы продолжалось, согласно «неисправленным» радиоуглеродным датировкам, примерно 7 тыс. лет (43-36 тыс. лет назад); средняя скорость продвижения - 300 метров в год. Уточненные датировки показывают, что заселение происходило быстрее и началось раньше (46-41 тыс. лет назад; скорость продвижения до 400 метров в год). Примерно с такой же скоростью позже распространялась в Европе земледельческая культура (10-6 тыс. лет назад), тоже пришедшая с Ближнего Востока. Любопытно, что обе волны расселения шли двумя параллельными путями: первый — вдоль Средиземноморского побережья от Израиля до Испании, второй — по долине Дуная, с Балкан — в Южную Германию и далее до Западной Франции.

Кроме того, выяснилось, что период совместного проживания современных людей и неандертальцев в большинстве районов Европы был существенно короче, чем считалось (не 10 000 лет, а лишь около 6 000), а в некоторых районах, например на западе Франции, и того меньше — всего 1-2 тыс. лет.По уточненным датировкам, некоторые ярчайшие образцы пещерной живописи оказались намного древнее, чем считалось; начало эпохи Ориньяк, ознаменованное появлением разнообразных сложных изделий из кости и рога, тоже сдвинулось в глубь времен (41 000 тыс. лет назад по новым представлениям).

Пол Мелларс полагает, что нуждаются в пересмотре и опубликованные ранее датировки самых поздних неандертальских стоянок (в Испании и Хорватии; обе стоянки, согласно «неуточненному» радиоуглеродному датированию, имеют возраст 31-28 тыс. лет). В действительности эти находки, скорее всего, на несколько тысячелетий старше.

Все это показывает, что коренное неандертальское население Европы пало под натиском ближневосточных пришельцев значительно быстрее, чем считалось. Превосходство сапиенсов — технологическое или социальное — было слишком велико, и ни физическая сила неандертальцев, ни их выносливость, ни приспособленность к холодному климату не могли спасти обреченную расу.

Живопись Шове удивительна во многих отношениях. Взять, например, ракурсы. Обычным делом для пещерных художников было изображать зверей в профиль. Конечно, и здесь это характерно для большей части рисунков, но встречаются прорывы, как на вышеприведённом фрагменте, где морда бизона дана в три четверти. На следующем рисунке можно видеть тоже редкое изображение в фас:

Может, это иллюзия, но создаётся отчётливое ощущение композиции - львы в предвкушении добычи принюхиваются, но ещё не видят бизона, а тот явно напрягся и застыл, лихорадочно соображая, куда бежать. Правда, судя по туповатому взгляду, соображается плохо.


(источник - popular-archaeology.com)


В недавно вышедшем фантастическом фильме «Прометей» пещера, сулящая открытие внеземной цивилизации, посетившей когда-то нашу планету, скопирована подчистую с Шове, включая эту замечательную группу, к которой дорисованы совершенно неуместные здесь люди.


Кадр из фильма «Прометей» (реж. Р. Скотт, 2012)


Мы-то с вами знаем, что людей на стенах Шове нет. Чего нет, того нет. Быки есть.

(источник - Donsmaps.com)

В течение плиоцена и в особенности в плейстоцене древние охотники оказывали существенное давление на природу. Представление о том, что вымирание мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя, пещерного льва связано с потеплением и концом ледникового периода, впервые было подвергнуто сомнению украинским палеонтологом И.Г. Пидопличко, высказавшим казавшуюся тогда крамольной гипотезу о том, что в вымирании мамонта был повинен человек. Позднейшие открытия подтвердили справедливость этих предположений.Развитие методов радиокарбонового анализа показало, что последние мамонты (Elephas primigenius ) жили в самом конце ледникового периода, а кое-где дожили до начала голоцена. На Пржедмостской стоянке палеолитического человека (Чехословакия) были найдены остатки тысячи мамонтов. Известны массовые находки костей мамонтов (более 2 тыс. особей) на стоянке Волчья Грива под Новосибирском, имеющие возраст 12 тыс. лет. Последние мамонты в Сибири жили всего 8-9 тыс. лет назад. Уничтожение мамонта как вида несомненно результат деятельности древних охотников.

Немаловажным персонажем в живописи Шове был большерогий олень.

Искусство верхнепалеолитических анималистов служит наряду с палеонтологическими и археозоологическими находками важным источником информации о том, на каких животных охотились наши предки. До недавнего времени древнейшими и наиболее полными считались позднепалеолитические рисунки из пещер Ласко во Франции (17 тыс. лет) и Альтамира в Испании (15 тыс. лет), но позже была открыта пещеры Шове, которая дает нам новый спектр изображений фауны млекопитающих того времени. Наряду с относительно редкими рисунками мамонта (среди них изображение мамонтенка, поразительно напоминающее обнаруженного в вечной мерзлоте Магаданской области мамонтенка Диму) или альпийского козерога (Capra ibex ) там есть множество изображений двурогих носорогов, пещерных медведей (Ursus spelaeus ), пещерных львов (Panthera spelaea ), тарпанов (Equus gmelini ).

Изображения носорогов в пещере Шове порождают немало вопросов. Это, несомненно, не шерстистый носорог - рисунки изображают двурогого носорога с более крупными рогами, без следов шерстного покрова, с ярко выраженной кожной складкой, характерной из ныне живущих видов для однорогого индийского носорога (Rhinocerus indicus ). Быть может, это носорог Мерка (Dicerorhinus kirchbergensis ), который дожил на юге Европы до конца позднего плейстоцена? Однако если от шерстистого носорога, бывшего объектом охоты в палеолите и исчезнувшего к началу неолита, сохранились довольно многочисленные остатки кожи с волосяным покровом, роговые наросты на черепе (во Львове хранится даже единственное в мире чучело этого вида), то от носорога Мерка до нас дошли лишь костные останки, а кератиновые "рога" не сохранились. Таким образом, открытие в пещере Шове ставит перед нами вопрос: какой вид носорогов был известен ее обитателям? Почему носороги из пещеры Шове изображены стадами? Весьма вероятно, что в исчезновении носорога Мерка также повинны охотники палеолита.

Отдыхающими поодиночке мы их не видим. Всегда охота, и всегда чуть не целым прайдом.

Вообще понятно восхищение первобытного человека окружающими его огромными, сильными и быстрыми зверями, будь то большерогий олень, бизон или медведь. Даже как-то нелепо рядом с ними ставить себя. Он и не ставил. Есть чему поучиться нам, заполняющим свои виртуальные «пещеры» собственными или семейными фотографиями в неизмеримых количествах.Да, что-что, а самолюбование первым людям было не свойственно. Зато тот же медведь изображался с величайшим тщанием и трепетом:

Завершает галерею самый странный рисунок в Шове, определённо культового назначения. Находится он в самом дальнем уголке грота и выполнен на скальном выступе, имеющем (неспроста, надо полагать) фаллическую форму

В литературе обычно сей персонаж именуется как «колдун» или таврокефал. Помимо бычьей головы мы видим ещё одну, львиную, женские ноги и нарочито увеличенного размера, скажем так, лоно, составляющее центр всей композиции.На фоне своих коллег по палеолитическому цеху умельцы, расписывавшие это святилище, выглядят изрядными авангардистами. Нам известны отдельные изображения т. н. «венер», мужчин-колдунов в образе животных и даже сцены, намекающие на соитие копытного с женщиной, но чтобы всё перечисленное так густо замешать…Предполагается (см., например, http://www.ancient-wisdom.co.uk/francech auvet.htm), что изображение женского тела было самым ранним, а головы льва и быка дорисованы позже. Интересно, что при этом отсутствует какое-либо наложение более поздних рисунков на предшествующие. Очевидно, сохранение цельности композиции входило в планы художника.

, а так же еще раз посмотрите на и