Имам мечети кул шариф данный момент. Кто такой кул-шариф. История мечети Кул Шариф

Кул Шариф – воин, поэт, политический и религиозный деятель

О том, что Кул Шариф реально существовал во времена Казанского ханства можно узнать из множества исторических источников. Много сведений также сохранилось в памяти народа, великий философ и мыслитель Шигабутдин Марджани также проводил исследования и собирал исторические сведения. Следуя этим данным, можно смело говорить о том, что Кул Шариф на момент падения ханства являлся главой духовенства мусульман, а также верховным сеидом. Сами татары считали его великим героем и «амиром» (с арабского это слово переводится как «руководитель»).

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?
Из прозы "Зафернаме-и вилайет-и Казан"

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться

Величественное здание держит свои двери открытыми для каждого, кто пожелает зайти внутрь и прикоснуться к и татарского народа. Главная татарстанская джума-мечеть считается также одной из крупнейших в Европе. Площадь достопримечательности - 10000 м 2 .

История мечети Кул Шариф

Современное здание главной религиозной достопримечательности Казанского Кремля - не историческое сооружение. Знаменитая мечеть Кул Шариф в Казани была разрушена в 1552 году войсками царя Ивана Грозного во время штурма города. На татарских землях осталась лишь славная память о величественном здании, а о том, как она выглядела в 1552 году, не известно никому. По прошествии многих веков, с 1996 и по 2005 годы проводилось ее восстановление. Приурочили открытие к тысячелетию Казани.

История названия. Имам Кул Шариф

Название было дано как память о последнем имаме Казани Кул-Шарифе. Он действительно жил во времена Казанского ханства, об этом свидетельствуют как исторические хроники, так и память народа. Для татар он был великим человеком, его называли "сеид", что у мусульман означает почетный титул для потомков пророка Мухаммеда. Поэтому название мечети его именем неудивительно.

Строительство мечети Кул Шариф

Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища. Казанская мечеть Кул Шариф была построена в основном на пожертвования от жителей Татарстана и России. 400 миллионов рублей - столько было потрачено на восстановление всенародной жемчужины. 24 июня 2005 года произошло открытие религиозного комплекса, ставшего символом Казани.

Описание и архитектура мечети

Проект здания был разработан архитекторами Ш. Х. Латыповым, М. В. Сафроновым, А. Г. Саттаровым, И. Ф Сайфуллиным. Им удалось подчеркнуть былое величие разрушенной мечети. Она имеет 5 этажей, включая цокольный и технический: на первом этаже находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором - смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин. На цокольном этаже находятся музей ислама, гардеробы, помещения для омовения. В комплекс мечети входят также библиотека и издательство. Небольшое здание с голубой крышей возле мечети - это здание пожарной части.

Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Благодаря голубому цвету наверший минаретов и купола религиозная достопримечательность известна в народе как "голубая мечеть".

Высота каждого из минаретов и соответственно мечети - 57 метров.

В молельный зал можно попасть с северной стороны, в музей ислама - с южной.

Вместимость здания - 1,5 тысячи человек, а площадь перед ней может вместить еще 10 тысяч молящихся. Зелеными квадратами на асфальте обозначены места для молящихся.

Умелыми руками мастеров достопримечательность стала не только символом веры, но и памятником тысячелетних традиций народа. Внутри можно увидеть арки с аятами, орнаментальные косички.

Не забыли архитекторы о славном цветке, который обозначает «возрождение» – тюльпане. Его можно увидеть в прорезах окон. Восемь символов мусульманской веры – полумесяцев отождествляют восемь минаретов прошлого.

В интерьере просматриваются уникальные виды работ и отделки. Их выполнили в соответствии с технологиями шестнадцатого века. В строительстве использовали алебастр (ганч), дерево и камень. Все обрабатывалось вручную. Также удивляют позолоченные элементы, обогащающие главную достопримечательность казанского Кремля изнутри.

Красоту интерьеру придают лепнина, витражи, мозаика.

Ковры на полу мечети - подарок правительства Ирана, а цветная хрустальная люстра весом около двух тонн была сделана в Чехии.

Стоимость и правила посещения

Чтобы посетить здание, нужно придерживаться некоторых правил:

  • закрытая одежда, голова, все тело должно быть покрытым;
  • отсутствие обуви, каждый разувается перед входом в здание, можно надеть бахилы на ноги;
  • во время молитвы нельзя мешать молящимся, женщинам нельзя проходить на мужскую половину, они молятся на втором этаже;
  • нужно проявлять толерантность к окружающим, верующим людям. Не торопить их, не шуметь, не фотографировать людей во время молитвы;
  • наблюдать за молящимися можно с одной из двух смотровых площадок для экскурсионных групп и индивидуальных туристов.

Посещение самой мечети бесплатно, а за вход в музей исламской истории, расположенный на цокольном этаже, взрослые платят 50 рублей, студенты и пенсионеры - 40 рублей, школьники – 20 рублей.

Существует несколько увлекательных фактов об этой достопримечательности:

  1. Достопримечательность составляет не одно сплошное здание, а большой комплекс. Центральный купол достигает высоты около 39 метров.
  2. Считалось и считается, что Кул Шариф - самая большая мечеть в Европе, но на данный момент она таковой не является.
  3. В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
  4. Купол напоминает шапку.
  5. Музей, размещенный в двух залах, был открыт через год после официального открытия комплекса, в 2006 году.
  6. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
  7. В мечети Кул Шариф можно проводить никах - исламское бракосочетание по шариату. В связи с ростом популярности проведения никаха в стенах здания рекомендуется выбрать дату как минимум за 3 месяца до события.

Адрес, время работы, как добраться

Мечеть расположена на территории музея-заповедника Казанский Кремль. Посетить знаменитую достопримечательность можно как самостоятельно, так и во время .

Главная мечеть города открыта к посещению с 9 утра и до 18 вечера. В течение нескольких часов можно осмотреть все ее достопримечательности.

Чтобы добраться до достопримечательности, необходимо сесть в метро и проехать до станции «Кремлевская» или общественным транспортом доехать до остановки «ЦУМ» или «Дворец спорта».

Посещение комплекса оставит много положительных эмоций, восхищений на долгие годы. Прикоснитесь к культурному вековому наследству Татарстана, восстановленному талантливыми строителями, художниками и архитекторами республики.

Мечеть Кул-Шариф начинает свою историю от Казанского ханства. Древняя мусульманская святыня, была одной из пяти мечетей казанского Кремля. Храм обладал восемью минаретами, чем не могла похвастаться ни одна мечеть мира. В 1552 году при взятии Казани Иваном Грозным, величественная постройка пала жертвой разрушений.

В 1996 году на месте утраченной мечети началось строительство новой. Работникам понадобилось десять лет, чтобы перед глазами жителей города возник белоснежный архитектурный комплекс с синими куполами устремленными в небо. Название храма таит отсылку к своей предшественнице. Кул Шариф — последний имам погибший при штурме войсками Ивана Грозного храма. Источники повествуют, что мужчина возглавил оборонный отряд и был последним сброшен с крыши мечети.

Мечеть Кул Шариф в Казани является комплексом из трех элементов. Кроме храма к нему относятся памятный камень и административная постройка. Площадь ансамбля равна примерно 19000 м² . Высота минаретов исчисляет 57 м, главный купол — 39, при диаметре 17,5 м. Внешний вид современная святыня позаимствовала у разрушенной мечети XIII века аль-Кабир.

Открытие комплекса было приурочено к 1000 дню рождения столицы. Мечеть позиционировали как крупнейшую в Европе, но фактически ни по одному параметру постройка не являлась рекордсменом. Но мечеть Кул-Шариф признана одной из крупнейших и занимает главенство в республике Татарстан.

В здании 2 зала отведено под музей, единственный повествующий о многогранной культуре и истории ислама у населения Поволжья и Приуралья. Экспозиция раскрывает вклад татарского народа в религию и отображает влияние веры на формирование нации. Посетить музей можно даже в праздничные дни, но часы работы сокращены. В главном зале хранится коллекция изданий Корана на разных языках и книги с фамилиями людей, пожертвовавших средства на строительство святыни.

Главный купол напоминает казанскую шапку — головной убор из традиционного одеяния ханов. Окна купола выполнены в форме тюльпана. Также в сооружении использованы очертания знака, символизирующего в мусульманстве благословение Аллаха.

Внутреннее убранство выполнено из челябинского мрамора, двери — из краснодарского дуба. Все осветительные приборы, от массивной двухтонной люстры, до самых миниатюрных изготовлены по чертежам татарских мастеров в Чехии из хрусталя и цветного стекла.

Мечеть расположена на территории Кремлевского комплекса в самом центре Казани. Ближайшие остановки автобусов:”центральный стадион”, “батурина”, “дворец спорта”. Короткий, но живописный путь открывается от одноименной станции метро. Вход на территорию комплекса свободный. Даже ночью можно полюбоваться белоснежной архитектурой в свете причудливой иллюминации, так как проход через Спасскую башню открыт круглосуточно.

Трагические события 16 века

После длительной обороны, которая длилась ровно 41 день, второго октября 1552 года русское войско ворвалось в Казань. Историки называют эту оборону героической, так как огромному 150-тысячному московскому войску под предводительством Ивана Грозного противостояло не более 30 тысяч воинов и конница. Глава духовенства и царь Казани на протяжении всего боя продолжали вдохновлять и воодушевлять казанцев, никто не думал даже о сдаче Казани. В то время в Казани правил Едигер-Хан. Но новейшие технические вооружения Ивана Грозного жестоко пробились в горящий город.

Во Время обороны Казани сеид Кул Шариф был главным руководителем. Его ученики оказывали упорное сопротивление, но после штурма все они героически погибли. Погиб и сам Кул Шариф. Мечеть была разрушена и сожжена. Прекрасная многоминаретная мечеть Казани больше не возвышалась на холме.

Пожар охватил весь город. Многобашенная мечеть, у стен которой отчаянно защищались и оборонялись казанцы под предводительством сеида Кул-Шарифа , почти полностью сгорела. Последняя схватка погубила всех защитников города. Перед царем Иваном Грозным предстал поверженный город. Он с удивлением осматривал красивейшие дворцы, которые смогли уцелеть, и укрепление города. Царь праздновал победу и в честь этого, приказал построить памятный храм. В Москве возродили красивейший собор Василия Блаженного с девятью башнями. А центральная мечеть Казани была почти полностью разрушена. После взятия города, Казань имела печальный вид. Все защитники погибли, город почти полностью сгорел. Столице ханства лежала в руинах, пожары не прекращались.

Намного позже татарский философ, ученый и просветитель Ш. Марджани провел исследование, в котором он выяснил, что в Кремле когда-то находилась соборная мечеть, а во главе ее стоял сеид Шарифкол. Шарифкол пользовался уважением и почетом среди религиозных деятелей. Это был не только ученый, но и поэт. Четыреста лет назад великолепная и изящная мечеть украшала Казань. Библиотека мечети была богата, а красота - неописуема. В своем исследовании Марджани также отметил, что мечеть являлась центром развития наук и религиозного просвещения всего Среднего Поволжья 16 века. Назвали мечеть в честь имама сеида Кул Шарифа.

Восстановление мечети Кул-Шариф

В те годы, когда демократия была развернута во всей своей красе, общественность стала поднимать вопрос о том, чтобы восстановить знаменитую мечеть Кул Шариф. Татарский народ веками мечтал об этом, и вот, наконец, президент Республики Татарстан пошел им навстречу. М.Ш. Шаймиев осенью 1995 года решил подписать Указ о воссоздании мечети. Зимой был объявлен конкурс, в котором был выбран самый лучший проект по возрождению мечети Кул-Шариф. Место для постройки здания было определено там, где раньше располагалось Юнкерское училище. Здесь торжественно заложили памятный знак, а весной 1996 года конкурс был завершен. Летом президент России Борис Ельцин посетил это место, где должна была строиться новая мечеть, и даже пообещал выделить на строительство некоторое количество денег. И с тех пор народ живет представлениями о легендарном образе мечети и ее руководителе, Кул Шарифе.


Новая мечеть – это не просто самая главная мечеть Казани и одна из крупнейших мечетей Европы. Кул-Шариф является символом Казани и Татарстана, является притягательным центром для всех татар мира, одним из национальных образов. В памяти народа еще сохранено воспоминание о той главной мечети, которая когда-то оборонялась, и в итоге сгорела дотла. Архитекторы восстанавливали конструкцию комплекса, представляя себе всю красоту и величие храма, пытаясь возвратить его в родную культуру. Основная идея реконструкции лежала в архитектуре, и имела большое историческое значение. Ведь это главная мечеть Татарстана и всего татарского народа, который возродил свою государственность. Еще одна идея была заложена в реконструкции. Это память о защитниках отечества. Такую же роль, например, играют собор Василия Блаженного, который находится в Москве, и мечеть Мухаммеда-Али, которая располагается в Каире. Оба эти здания появились в переломный период стран. Они символичны и имеют нетрадиционные формы, архитектура – уникальна. Этими качествами обладает и новая Соборная мечеть Казани. Недаром эта мечеть находится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Символичность мечети Кул-Шариф

Самым главным символом является место, которое выбрали для постройки новой мечети. Эта территория была выбрана с помощью опроса экспертов. Двор бывшего Юнкерского училища, казалось бы, подсказал сам Всевышний. Впоследствии оказалось, что мечеть каким-то непонятным образом обошла все многочисленные геологические провалы, разломы и оползни, которыми изобилует остальная часть Кремля. Комплекс ориентирован на Мекку с самой высокой точностью. Проект четырех архитекторов не зря победил. Училище, казарма и воинский плац символизируют многовековую военную силу, которая вытеснила татар. И именно здесь теперь построен культовый комплекс, который олицетворяет смену разных эпох.

Художественный образ целого комплекса имеет заложенные в себе смысловые элементы, которые приблизили архитектуру мечети именно к татарским традициям. Композиция в основе та же, но здесь символически отразилась легенда о трагической судьбе мечети Кул-Шариф. Архитекторы также ввели дополнительные башни, приблизив тем самым мечеть к легендарному образу. А купол имеет форму, которая ассоциируется с образом короны ханов Казани. Президент республики Татарстан неоднократно говорил о мечети Кул-Шариф, как о символе возрождения.

Хронология строительства мечети Кул-Шариф

1990-е Общественность Татарстана поднимает вопрос о реконструкции мечети. 1995 - Осень. Президент республики Татарстан издает указ о воссоздании Кул-Шарифа на территории Кремля Казани. 1995 - Зима. Для воссоздания мечети был объявлен конкурс среди архитекторов, которые должны были представить лучший проект. 1996 - Зима. Для строительства была выбрана территория бывшего Юнкерского училища. Этой зимой был торжественно заложен памятный знак. 1996 - Весна. Конкурс среди архитекторов завершен, определены победители. 1997 - Закладывается фундамент мечети. 1998 - Архитекторы начинают проектировать интерьер храма. Проектирование закончилось в 2001 году. 1998 - Весна. Цокольный этаж практически завершен. Создается монолитный бетонный каркас. 1999 - Изготавливаются металлические конструкции шпилей минаретов, а также купола. Все металлические конструкции были произведены местным авиационным училищем и организацией "Вакуумаш". 2001 - На мечети были установлены шпили и купола. 2005 - Торжественное открытие мечети Кул-Шариф

Мечеть Кул Шариф — один из символов Казани и действующая джума-мечеть Татарстана, располагается в западной части Казанского кремля и входит в историко-архитектурный комплекс, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

История мечети Кул Шариф

Мечеть на территории Казанского кремля имеет не только религиозное значение, а изначально строилась как центр просвещения и мемориал памяти защитников города — на месте старой мечети, уничтоженной в 1552 году во время взятия Казани войском Ивана Грозного. В то время оборону одной из частей города Казани и возглавлял имам Кул Шариф, в чью честь названа новая мечеть, он погиб вместе со сподвижниками.

Указ о воссоздании мечети на историческом месте в Казанском кремле подписал в 1995 году президент Татарстана М. Ш. Шаймиев. Тогда же прошел конкурс на лучший проект.

Строительные работы начались уже в 1996 году и продолжались по 2005 год. Мечеть возводилась в основном за счет пожертвований: свой вклад в создание Кул Шариф внесли более 40 тысяч частных лиц и самых разных организаций, информация о них записана в книгах, хранящихся в главном зале.

Официальное открытие мечети состоялось 24 июня 2005 года и было приурочено к тысячелетию Казани.

Архитектура Кул Шариф

Архитекторы казанской мечети — «Татинвестгражданпроект»: И. Ф. Сайфуллин, А. Г Саттаров, Ш. Х. Латыпов, М. В. Сафронов.

Мечеть включает пять этажей, считая цоколь и тех. этаж. В плане представлена в виде двух пересекающихся под углом 45° квадратов. Такое устройство здания имеет символическое значение — повторяет мусульманский знак «благословение Аллаха».

Высота каждого из четырех основных минаретов Кул Шариф — 58 метров. Размеры купола Кул Шариф: высота — 39 метров, диаметр — 17 метров. Вместимость мечети — 1700 человек.

Кроме того, имеется два симметрично расположенных малых минарета. Стены мечети включают восемь стрельчатых арок, украшенных орнаментом и обрамленных аятами, высеченными на мраморе. Стрельчатые окна мечети декорированы витражами. Окна на куполе выполнены в виде тюльпанов, и это тоже символично: цветок является древнебулгарским знаком возрождения и процветания.

Помимо самой мечети, в комплекс Кул Шариф входят библиотека-музей, издательский центр, управление имама, экскурсионное бюро и посвященный закладке мечети памятный камень, пожарная часть. Здание мечети включает две части: ритуальную верхнюю и музейно-экскурсионную нижнюю.

В архитектуре купола прослеживается сходство с традиционным видом шапки Казанской — царского венца, сейчас эта шапка хранится в Оружейной палате . В целом же в архитектурных формах и декоре, наличии стрельчатых арок подчеркиваются традиции татарского зодчества.

Облицовка здания — белый мрамор, а купол и шпили шести минаретов — бирюзовые.

Вход в мечеть Кул Шариф находится с молельной площади, это северная часть здания; его акцентируют псевдоминареты. Вход в музей ислама — с противоположной, южной, стороны.

Мечеть Кул Шариф внутри

По сторонам от главного зала располагаются смотровые балконы для экскурсий.

В отделке использованы уральский гранит и мрамор, змеевик и мраморный оникс, также мечеть украшают позолота, лепнина, витражи и римская мозаика, панно из керамики, ручная резьба по камню и дереву, золотое шитье, подаренные Ираном традиционные ковры.

Роскошная цветная хрустальная люстра диаметром 5 метров изготовлена в Чехии.

Посещение мечети Кул Шариф

Вход в действующую мечеть бесплатный для всех. Женщинам обязательно покрывать голову платком: можно взять платки и накидки бесплатно на входе. Также нельзя заходить в мечеть с открытыми коленями и плечами (относится и к женщинам, и к мужчинам).

Режим работы мечети Кул Шариф — с 9:00 до 19:30. Перерыв на намаз по пятницам — с 12:00 до 14:00.

Музей ислама в мечети Кул Шариф

Музей находится на цокольном этаже, его экспозиция размещена в двух залах. Первый более общий, посвящен истории религии и пророков; здесь можно познакомиться с книгами об основах ислама и выставкой предметов для намаза, увидеть макет Каабы, исторические рукописи и издания Корана. Второй зал посвящен истории мусульманской культуры Среднего Поволжья, а также содержит экспозицию серебряных монет с арабской вязью, книги татарских религиозных деятелей и писателей.

Вход в Музей исламской культуры в Казани платный: 200 рублей — полный, 80 рублей — льготный билет (школьникам, студентам, пенсионерам).

Режим работы музея: ежедневно, с 9:00 до 19:30 (касса до 19:00).

Как доехать до Кул Шариф

Чтобы увидеть знаменитую Казанскую мечеть, нужно добираться до кремля — на метро до станции «Кремлевская» либо на автобусах до остановки «Батурина», автобусах и троллейбусе № 2 до остановки «Центральный стадион». Один из самых популярных видов на Кул Шариф открывается с площади Тысячелетия.

Мечеть Кул Шариф на панорамах Казанского кремля — Google Maps

Видео о мечети Кул Шариф