Наскальная роспись. Пещерная живопись

Наскальная живопись – уникальные рисунки жителей эпохи палеолита, первое подтверждение первобытного искусства и эстетики наших предков, живших на нынешней территории Европы и Азии. Эту важнейшую веху в истории открыл археолог-любитель из Испании Марселино-Санс де Саутуола в 1879 году случайным образом. Во время прогулки со своей дочерью он наткнулся на пещеру Альтамира, исписанную наскальными изображениями. Это первый официальный факт обнаружения такого рода творчества, которое позднее с каждым годом изучалось и открывалось с новой стороны.

К 20 веку окончательно сформировалось объяснение причин появления наскальной живописи. Стало совершенно ясно, что рисунки имели несколько функций. Во-первых, историческую, присущую и современному творчеству: увековечить момент в истории. Например, поход на войну. Во-вторых, космогоническую: раскрыть видение мира в ту эпоху, его строение и представление богов, людей и духов. В-третьих, магическую. Люди верили, что изображение охоты обязательно принесет удачу в реальном походе на дикого зверя. Разумеется, важной была религиозная функция. Наскальный рисунок местного бога был прообразом современных икон. Ну и, наконец, эстетическая функция, позволяющая человеку выразить собственные эмоции.

Если одни ученые изучали причины появления наскальной живописи, других интересовал сам процесс ее реализации. Для художников это было важно прежде всего с исторической точки зрения. Для начала изображения классифицировали по цветам: монохромные, многоцветные и полихромные изображения. Затем пристально была изучена манера исполнения изображений. В качестве красок древние люди использовали глину, окись марганца и древесный уголь. Для создания вяжущей консистенции их смешивали со смолой и животным жиром, а вместо кистей чаще всего использовались пальцы, хотя иногда применялись и полые трубки, и тростинки.

Была отмечена кардинальная разница в подходе к рисункам. Огромное количество объектов нарисовано схематично на уровне современного детского творчества. Авторы как будто целенаправленно стремились изобразить лишь набросок, передавали символ рисунка, достаточный для узнавания. Другая часть изображений ничем не уступает по уровню исполнения творениям художников эпохи Возрождения. Эти рисунки содержат в себе многообразие цвета, мастерскую передачу экспрессии, движения.

Из вопроса техники исполнения вытекает вопрос смысла изображения. И здесь стоит отметить, что основными мотивами первобытного творчества были животные: олени, бизоны, лошади, кабаны, мамонты, медведи. Скорее всего, такой выбор был обусловлен религиозно-магической тематикой. Предположение о том, что наши предки верили в удачный исход охоты в случае изображения рисунка будущего трофея, пусть и схематического, было не раз подтверждено исторически. В этом смысле редкое изображение рыб тоже получает свое объяснение. Рыбы – не такие опасные существа, как дикие звери, для удачной рыбалки рисунки и магия не нужны, а необходимы лишь ловкость и умение.

Более тщательный подход к творчеству, а именно особая эстетика рисунков несет, по всей видимости, социальную роль. Скорее всего, первобытные художники стремились к красоте пытаясь проявить свои творческие способности. В таком роде чаще всего были выполнены рисунки на социальные темы: например, разведение очага или времяпровождение. Благодаря наскальной живописи для историков открылся огромный пласт информации, которая прежде была недоступна. Например, выяснилось, что азартные игры появились более 3500 лет назад, их происхождение относят к минойской цивилизации, и эти факты были подтверждены благодаря наскальному изображению карточного поединка. Очевидно, что правила той игры значительно отличались от современных правил , однако это подтверждает стремление людей развлекаться много тысяч лет назад.


Еще одно уникальное открытие было сделано благодаря все той же пещере Альтамир. Стало понятно, что на территории Испании обитали бизоны, которые были предками европейских зубров. А наскальные рисунки в Сибири помогли окончательно выяснить места обитания шерстистого носорога и его внешний вид. Без наскальной живописи воспроизвести, как в реальной жизни выглядело это животное, не представлялось возможным. Еще более шокирующее открытие было сделано в пещерах Сахары. Выяснилось, что самая великая пустыня мира когда-то была вполне процветающим местом, приютом для сотен животных.

Очевидно, что наскальная живопись служила для первобытных людей средством развлечения, религии и магии. К счастью, самой главной ее функцией оказалось знакомство человечества с первобытным искусством и открытие еще одного огромного культурного, исторического и космологического пласта цивилизации.

Пещерная или наскальная живопись - рисунки, которые встречаются на стенах и потолках пещер, поверхностях скал. Сделанные в доисторический период изображения датируются эпохой палеолита, примерно 40 000 лет назад. Некоторые ученые считают, что наскальная живопись первобытных людей - способ общения с окружающим миром. Согласно иной теории рисунки наносились с церемониальной или религиозной целью.

http://mydetionline.ru

История открытия

На юго-западе Франции и севере Испании было археологами обнаружено более 340 пещер, в которых имелись изображения доисторических времен. Изначально возраст картин был спорным вопросом, поскольку метод радиоуглеродного датирования мог быть неточным из-за грязных поверхностей, которые исследовали. Но дальнейшее развитие технологий позволило устанавливать точный период нанесения изображений на стены.

http://allkomp.ru/

Хронологию можно установить также тематикой рисунков. Так, северный олень, изображенный в пещере Куэва-де-Лас, которая находится в Испании, датируется концом Ледникового периода. Самые ранние рисунки в Европе обнаружены в пещере Шове во Франции. Они появились 30 000 лет до нашей эры. Сюрпризом для ученых было то, что изображения были изменены неоднократно на протяжении тысяч лет, что и вызвало путаницу в дотировании рисунков.

Живопись в три этапа


Существуют монохромные и полихромные пещерные рисунки. Полихромная наскальная живопись создавалась в три этапа и полностью зависела от опыта и культурной зрелости художника, освещения, вида поверхности и доступного сырья. На первом этапе намечались контуры изображаемого животного при помощи древесного угля, марганца или гематита. Второй этап подразумевал завершение рисунка и нанесение на изображение красной охры либо другого пигмента. На третьем этапе наносились контуры черным цветом для зрительного увеличения изображения.

Сюжеты и темы

Наиболее распространенным сюжетом в пещерной живописи первобытных людей является изображение крупных диких животных. В начале каменного века художники рисовали:

  • львов;
  • носорогов;
  • саблезубых тигров;
  • медведей.

Образы животных, на которых охотились люди, появляются в период позднего палеолита. Изображение человека - очень редкое явление и картинки менее реалистичны, чем нарисованные фигурки зверей. В первобытном искусстве нет изображений пейзажей и ландшафта.

Работа древних художников


Доисторические обитатели планеты обнаружили, что краска, изготовленная из животных и растений не такая устойчивая, как добытая из земли. Люди со временем определили свойство окисей железа, находящихся в земле, не терять первоначальный внешний вид. Поэтому они искали залежи гематита и могли проходить в день десятки километров, чтобы принести краситель домой. Современные ученые обнаружили тропы, проложенные к залежам, по которым курсировали древние мастера.

Используя морские раковины в качестве резервуара для краски, работая при свечах или слабом дневном свете, доисторические живописцы применяли в работе разнообразные приемы и методы живописи. Вначале рисовали пальцами, а затем перешли на мелки, подушечки из мха, кисточки из шерсти животных, а также растительные волокна. Они использовали более прогрессивный метод распыления краски при помощи камыша или костей со специальными отверстиями.

В кости птицы делали отверстия и наполняли красной охрой. Изучая наскальную живопись древних людей, ученые определили, что такие приспособления использовались 16 000 лет до нашей эры. В каменном веке художники также применяли приемы светотени и ракурса. В каждой эпохе появляются новые методы живописи и пещеры пополняются рисунками, исполненными в новых стилях на протяжении многих веков. Гениальные работы доисторических художников вдохновили многих современных мастеров на создание прекрасных произведений.

18 декабря 1994 года известный французский спелеолог Жан Мари Шове обнаружил пещерную галерею c древними изображениями животных. Находка получила имя в честь своего первооткрывателя пещера Шове. Мы решили рассказать о самых красивых пещерах с наскальными рисунками.

Пещера Шове

Открытие пещеры Шове на юге Франции возле городка Понт д’Арк стало научной сенсацией, которая заставила пересмотреть существующее представление об искусстве древних людей: ранее считалось, что первобытная живопись развивалась поэтапно. Поначалу изображения были очень примитивными, и должна была пройти не одна тысяча лет, чтобы рисунки на стенах пещер достигли своего совершенства. Находка Шове говорит об обратном: возраст некоторых изображений составляет 30-33 тыс лет, а это значит, что наши предки научились рисовать еще до переселения в Европу. Найденная наскальная живопись представляет собой один из древнейших образцов пещерного искусства в мире, в частности, рисунок черных носорогов из Шове пока считается самым древним. Юг Франции богат на подобные пещеры, но ни одна из них не может сравниться с пещерой Шове ни по размерам, ни по сохранности и мастерству исполнения рисунков. В основном на стенах пещеры изображены животные: пантеры, лошади, олени, а также шерстистый носорог, тарпан, пещерный лев и другие животные ледникового периода. Всего в пещере найдены изображения 13 различных видов животных.
Сейчас пещера закрыта для посещения туристами, так как изменение влажности воздуха может привести к повреждению изображений. Археологи могут работать в пещере всего несколько часов в день. На сегодняшний день пещера Шове является национальным достоянием Франции.

Пещеры Нерха

Пещеры Нерха — удивительный по красоте ряд огромных пещер возле города Нерха в Андалусии, в Испании. Получили прозвище «Доисторический собор». Были обнаружены случайно в 1959 году. Являются одной из главных достопримечательностей Испании. Некоторые их галереи открыты для посещения, а в одной из них, которая формирует естественный амфитеатр и имеет прекрасную акустику, даже проходят концерты. Помимо самого крупного в мире сталагмита, в пещере было обнаружено несколько загадочных рисунков. Специалисты считают, что на стенах изображены тюлени или морские котики. Около рисунков были найдены фрагменты древесного угля, радиоуглеродное датирование которого дало возраст между 43 500 и 42 300 годами. Если специалисты докажут, что изображения были сделаны этим углем, тюлени пещеры Нерха окажутся существенно древнее, чем наскальные рисунки из пещеры Шове. Это еще раз подтвердит предположение, что у неандертальцев были способности к творческому воображению ничуть не меньшие, чем у человека разумного.

Капова пещера (Шульган-Таш)

Эту карстовую пещеру нашли в Башкирии, на реке Белой, в районе которой сейчас находится заповедник «Шульган-Таш». Это одна из самых длинных пещер Урала. Наскальные рисунки древних людей эпохи позднего палеолита, подобные которым можно встретить лишь в очень ограниченных местах Европы, были обнаружены в Каповой пещере в 1959 году. Изображения мамонтов, лошадей и других животных выполнены в основном охрой — природным пигментом на основе животного жира, их возраст около 18 тыс. лет. Есть несколько рисунков углем. Помимо животных, имеются изображения треугольников, лестниц, косых линий. Самые древние рисунки, датируемые ранним палеолитом, находятся в верхнем ярусе. На нижнем ярусе Каповой пещеры находятся более поздние изображения ледникового периода. Рисунки примечательны также тем, что человеческие фигуры показаны без реализма, присущего изображенным зверям. Исследователи предполагают, что изображения делались для того, чтобы умилостивить «богов охоты». Кроме того, пещерные картины рассчитаны на восприятие не с одной определенной точки, а под несколькими углами зрения. Для сохранения рисунков пещера была закрыта для посещения в 2012 году, однако в музее на территории заповедника был установлен интерактивный киоск для всех желающих взглянуть на рисунки виртуально.

Пещера Куэва-де-лас-Манос

Пещера Куэва-де-лас-Манос («Пещера множества рук») находится в Аргентине, в провинции Санта Крус. Мировую известность Куэва-де-лас-Манос в 1964 году принесли исследования профессора археологии Карлоса Градина, который обнаружил в пещере множество настенных рисунков и отпечатков ладоней человека, самые старые из которых датируются IX тысячелетием до н. э. Более 800 отпечатков, накладываясь друг на друга, образуют разноцветную мозаику. Пока ученые не пришли к единому мнению о значении изображений рук, по которым пещера и получила свое название. Запечатлены в основном левые руки: из 829 отпечатков лишь 36 — правые. Причем, по мнению некоторых исследователей, руки принадлежат мальчикам-подросткам. Скорее всего, нанесение изображения своей руки входило в обряд инициации. Кроме того, ученые выстроили теорию о том, как получились такие четкие и ясные отпечатки ладоней: видимо, специальный состав набирался в рот, и сквозь трубку с силой выдувался на руку, приложенную к стене. Кроме отпечатков ладоней, на стенах пещеры изображены люди, страусы-нанду, гуанако, кошки, геометрические фигуры с орнаментами, процессы охоты (на рисунках показано использование болас — традиционного метательного оружия индейцев Южной Америки) и наблюдений за солнцем. В 1999 году пещера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещера Ласко

Пещера получила прозвище «Сикстинской капеллы первобытной живописи», ей нет равных по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Была обнаружена в 1940 году четырьмя подростками недалеко от города Монтиньяк, во Франции. Живописные и гравированные рисунки, которые находятся здесь, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. и изображают лошадей, коров, быков, оленей, медведей. Всего насчитывается около ше-стисот рисунков животных и почти полторы тысячи вы-сеченных на стенах изображений. Рисунки сделаны на светлом фоне с оттенками желтого, красного, коричнево-го и черного. Ученые утверждают, что древние люди не жили в этой пещере, а использовали ее исключительно для рисования, или же пещера была чем-то вроде культового места. Пещера Ласко была внесена в список всемирного на-следия ЮНЕСКО в 1979 году.

Видео



«Все пытаются понять живопись.
Почему они не пытаются понять пение птиц?»
П. Пикассо

История открытия пещеры Ласко

Пещера Ласко (или Ляско) находится во Франции, в районе Перигоре. В этом же районе находится ещё одна древняя пещера Кро-Маньон.

В интернете гуляет несостыковка: пещеру Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Странно, но такое сравнение сделал Саутуола (первооткрыватель пещерной живописи) относительно . В принципе же, обе эти пещеры можно сопоставлять с великим культурным памятником конца 15 века.

Китайская лошадка, одно из самых известных изображений из пещеры Ласко

Пещеру открыли четверо юношей 12 сентября 1940 года: Марсель Равид, Жак Марсаль, Жорж Анье, Симон Конкас. Заинтересовались они пещерой из-за легенды: якобы в ней спрятаны сокровища. В некоторой мере эта легенда оказалась правдивой, так как найденные наскальные рисунки, чем не сокровища?

Первым из исследователей пещеры стал Анри Брейль (специалист по древностям), научный же мир узнал про Ласко лишь после 45-го года.

Кто рисовал и кого

Наскальные рисунки пещеры Ласко относятся к солютрейской археологической культуре , их возраст 18 — 15 тысяч лет до н.э. Всего рисунков насчитывают больше 2000, среди них изображения быков, зубров, коров, лошадей, кошек, бизонов, одно изображение северного оленя, нечёткие и схематичные, людей, а также какие-то знаки, символы, точки.

Из красителей широко применялась охра, окись марганца и окись железа. Древние художники измельчали минерал, и получившийся краситель смешивали с водой или с животным жиром. Техника нанесения краски с водой напоминает акварельную технику. Кроме такой техники художники использовали гравировку — прорезали в стенах пещеры контуры изображения и заполняли их краской.

Ниже представлен план пещеры Ласко. Названия отдельных частей были даны ещё Анри Брейлем, их используют до сих пор.

Пещера Ласко во Франции, примерный план

Изображения Зала Быков (Ротонды):

Эта часть пещеры в длину достигает 20 метров, ширина колеблется от 5,5 до 7,5 метров. Самый яркий и содержательный зал. Стены пещеры здесь светлые, почти белые, что усиливает эффект от наскальных рисунков.


Единорог. Это одно и первых изображений в пещере, уникальное. Многие исследователи считают, что это мифический зверь.


Группа из пяти оленей, на фотографии уместилось только 3


Это самое большое изображение быка, которое когда-либо было обнаружено, в длину он достигает более 5 метров. Шесть точек над его головой заинтриговали многих исследователей, выдвигается даже гипотеза, учёными Шанталем Жеге-Валькиви, Михаэлем Раппенглюком и Фрэнком Эджем, что это отсылка к созвездию Тельца (точки символизируют скопление Плеяд)

Изображения Осевого прохода:


Большой черный бык, 3,71 метра в длину и 1,93 ширину. Краска была нанесена двумя способами: распылением через специально сделанную трубочку и кистью


Большой Чёрный бык, фрагмент


Корова с чёрной головой


Корова с чёрной головой, фрагмент



Изображения Кошачьего зала:

Этот зал получил название такое из-за изображённых здесь шести представителей кошачьих (в пещерной живописи хищников редко изображали). Кроме кошек на стенах снова присутствуют быки, олени, лошади, а также какие-то знаки.



В этой части встречается единственное изображение лошади анфас (животных, как видно выше, древние художники чаще всего рисовали сбоку).

Лошадь анфас

Изображение колодца:


По примитивным рисункам, оставленным на стенах жилищ древними людьми тысячелетия назад, можно узнать не только, сколько мамонтов убили охотники, но и как менялось человечество

Наскальная живопись в горах Сьерра-де-Сан-Франсиско. Мексика

Изображения сделаны в период с 100 года до н. э. по 1300 год н. э. Размеры некоторых достигают двух метров. Возможно, поэтому позднейшие предания повествуют об обитании здесь расы гигантов.

Культурный пейзаж наскальных рисунков Гобустана. Азербайджан

Более 6000 изображений, люди и животные. Некоторые практически в натуральную величину. Датируются ранним неолитом (8-е тысячелетие до н. э.). Важное место отведено тщательно прорисованным женским фигурам — главой рода была мать.

Плато Тассилин-Аджер. Алжир


Один из древнейших центров обитания человека в Сахаре. По сюжетам 15 000 рисунков можно проследить, как изменялся климат с 6-го тысячелетия до н. э. до первых веков н. э.

Археологический парк Сан-Агустин. Колумбия

Основная масса изображений I-VIII веков. Изначально они были цветными. У изваяний расширенные зрачки (возможно, отображена традиция племен использовать во время ритуалов галлюциногены).

Стоянки древнего человека в пещерах Ягуль и Митла в центре долины Оахака. Мексика


Рисунки в пещере Ягуль появились 3000 лет до н. э.

Росписи пещеры Грот-Шове-Пон-д’Арк, район Ардеш. Франция


Копия рисунков из пещеры Шове. Оригинальные созданы 30 000-32 000 лет назад (сейчас вход в Шове разрешен только археологам, копию пещеры откроют в этом году).

Скальные жилища Бхимбетка. Индия


Росписи периода от мезолита до конца доисторического времени. Сюжеты наскальных изображений отражают некоторые сохранившиеся до сих пор традиции местных жителей.

Наскальные изображения в Кондоа. Танзания


Рисунки наносились по крайней мере в течение двух тысячелетий. Некоторые до сих пор имеют сакральное значение для людей из близлежащих деревень.

Пещера Альтамира и палеолитическое наскальное искусство на севере Испании. Испания


Копии рисунков полутора- и двухметровых животных эпохи позднего палеолита (15 000-11 000 лет до н. э.). Оригиналы находятся в соседней пещере. Побывав здесь, Пикассо сказал: «После работ в Альтамире все искусство пошло на спад».

Наскальная живопись в районе Цодило. Ботсвана

4500 рисунков. Большинство находится на так называемом «женском холме». По поверьям местных племен, отсюда боги управляют миром.

Комплексы петроглифов Монгольского Алтая. Монголия


Ранние изображения относятся к периоду, когда здесь были леса с дичью (11 000-6000 лет до н. э.).

Наскальная живопись в Валь-Камонике. Италия

Самые старые рисунки созданы 8000 лет назад.

Наскальные рисунки в Альте. Норвегия


Подлинные изображения (4200-500 лет до н. э.) бесцветны. Некоторые покрасили для туристов.

Петроглифы Твифелфонтейна. Намибия


Первые петроглифы появились здесь 5000 лет назад.

Наскальные рисунки в пещерах по реке Везер. Франция


Рисункам в пещере Ласко более 17 000 лет. В пещеру доступа нет, ее копия находится рядом.

Национальный парк Серра-да-Капивара. Бразилия


Возраст росписей — более 25 000 лет, что доказывает существование одной из самых древних человеческих общин на территории Южной Америки.

Доисторическая наскальная живопись в Сьега-Верде. Испания


Среди нескольких сотен изображений (22 000-8000 лет до н. э.) человек встречается лишь однажды.

Наскальная живопись в горах Тадрарт-Акакус. Ливия


Рисунки сделаны от 12 000 лет до н. э. до 100 года н. э. Свидетельствуют об изменениях климата. Когда-то в Сахаре были леса и озера.

Неолитический объект Чаталхёйюк. Турция


Изображения украшали стены жилищ людей в 8-6-м тысячелетии до н. э.

Наскальные рельефы в Тануме. Швеция


Рисунки выбиты не позже 1500 г. до н. э. Некоторые окрашены для туристов.

Археологический объект Аль-Хиджр. Саудовская Аравия


Первые изображения созданы около 15 000 лет назад.

Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы. Казахстан


Самые старые петроглифы датированы второй половиной 2-го тысячелетия до н. э.

Фото: Павел Балабанов / РИА Новости, Alamy / Legion-media (x4), Karolynaroca (cc-by-sa), Diomedia, AFP / East News, AGE / Legion-media, Alamy / Legion-media (x2), Shutterstock (x2), Luca Giarelli (CC-BY-SA 3.0), Thomas Schoch (CC-BY-SA 3.0), AFP / East News (x2), Shutterstock (x2), Alamy / Legion-media (x2), Diomedia