Скульптурный портрет поздней классики. Поздняя классика

ЛЕКЦИЯ

Искусство периода классики Древней Греции.

Эллинистическая Греция.

Расцвет Афин в середине V века до н.э. неразрывно связан с деятельностью Перикла, который в течении 15 лет руководил городом (444-429 гг. до н.э.). Около него группировалась интеллектуальная элита: люди искусства и науки (поэт Софокл, архитектор Гипподам, «отец истории» Геродот), знаменитые философы. На склонах Афинского Акрополя в театре Диониса представляли трагедии Эсхила, Софокла, эврипида, комедии Аристофана.

Греки также работали «мозаикой» - своего рода живописью, которая состоит из фиксации некоторых очень маленьких кусков камня или стекла разных цветов в специальной пасте, которая укрепляется. Они не применяли мозаики на стенах, но только на полу. Вот почему они не представляли в мозаике лишь очень мало портретов, более стилизованных растений и животных или геометрических декоративных элементов, а также некоторые сцены из общественной жизни, особенно в поздний эллинистический период.

Акрополь означает «главный город», и каждый греческий город имеет акрополь. Для современного мира Афинский Акрополь - это тот, которому интерес и восхищение каждого. По инициативе Перикла, около 447 года, Фидиас, великий скульптор, был назначен главным архитектором для координации строительства Акрополя. За 40 лет был построен храм Парфенона.

В период классики греки занимались фресковой живописью на мифологические и героические сюжеты. Время не сохранило работ, но дошли имена мастеров – Полигнот, Апполлодор.

В краснофигурной вазописи фигуры изображаются в сложных ракурсах (мастера Евфросий, Дурис, Бриг). К концу V в. до н.э. вазопись приходит в упадок, теряя индивидуальность и превращается в ремесло.

В южной части плато, здания, построенные Менезилем, и которые. Заменили старые ворота - и храм Эрехии, который защищал разные культы. Вне зданий на плато, на стене массивной стены, которая фланговала справа монументальный вход. Маленький ионный храм был построен в честь богини Афины - Нике - Аптероса, в 428 году до нашей эры.

Известный своим знаменитым рельефом. Пинакотека, галерея картин, расположена на массиве слева от входа в Акрополь. Рядом с Эретейон, вырезанный Фидиасом, есть Афина Парфенос. Чье копье видно из углов. Гармоничный ансамбль Акрополя стал. Не только святое плато, место праздника Панатеней, но и выражение цивилизационного идеала века.

В этот период дальнейшее развитие получает ордерная система. Складываются следующие основные типы греческих храмов:

1. храм в антах

2. простиль

3. амфипростиль

4. периптер

5. диптер

6. псевдопериптер

7. толос (ротонда)

Ранняя классика (первая половина V века).

Развиваются скульптура и архитектура как взаимодополняющие виды искусства. Наблюдается постепенный переход от архаической скованной скульптуры к классической, выражающей «олимпийское спокойствие», сдержанность, торжественность (скульптура Дельфийского возничего, 476г. до н.э.). Существовала и монументальная живопись, которая до нашего времени не сохранилась. Храмы также расписывались, были цветными. Самый известный храм этого времени – храм Зевса в Олимпии (470-456 гг. до н.э.).

Стремление к прекрасному грекам. Перикл был великой личностью момента, который решил выполнить. Скульптор Фидия был тем, кто создал шедевр ансамбля, тот, кто. Думал и сделал проект художественно. Великий Фидия создал Парфенон, как огромную жемчужину ансамбля.

Мрамор из Пентелича, из которого он построил храм, цветущий и бриллиантовый раскаленный драгоценный камень. Дорический стиль в сочетании с ионным стилем делает Парфенон одним из чудесных памятников, так как. Красота, в мире, один из самых чистых примеров совершенства.

Посвященный Афине, Парфенон является шедевром классической архитектуры. Как красота, вызывают празднование Пантелейна, отмечая пик классической скульптуры. Наряду с Парфеноном Эрехтейон определяет свои помещения как один из самых элегантных святилищ ионной архитектуры.

Высокая классика.

В Афинах работали скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий. Их бронзовые статуи дошли до нас в римских мраморных копиях I - II вв. до н.э.

Скульптура Мирона «Дискобол» выполнена в 460-450 гг. до н.э. Автор изображает атлета в момент наивысшего напряжения сил перед броском диска, передавая внутреннее движение при внешней статичности. Скульптура «Афина и Марсий» была создана мастером для Афинского Акрополя. Лесное существо – Марсий – выбирает инструмент, Афина взирает на него с гневом. Фигуры объединены действием, несовершенство Марсия отражено в выражении его лица, фигура остается совершенной.

Расслабленное отношение, безмятежное лицо, легкое сгибание стопы, пусть занавес вибрирует на свету. Он сохраняет суровое выражение дорического духа. Агора, место открытых собраний, смотрит. Наложение краев крыльца. Палестинцы, место обучения, получают монументальный вид.

Театры в конце 5-го века. Они начинают иметь каменные грейферы и получают большую разметку, гарантируя, что спектакль театральных пьес так ценится греками того времени. Древнегреческое искусство выражает самые высокие чувства, самые благородные слова греческого гражданина древности. Классические произведения имеют большую ценность и известны во всем мире; они дали идеал совершенства европейского искусства от первого до средневековья и эпохи Возрождения.

Поликлет из Аргоса написал теоретический трактат «Канон» (правило), где точно расчитал размеры частей тела исходя из роста человека как единицы измерения (голова 1/7 роста, лицо и кисть – 1/10, ступня – 1/6). Свой идеал Поликлет выразил в сдержанно-мощных, спокойно-величественных образах «Дорифора» (копьеносца, 450-440 гг. до н.э.), «Ранней Амазонки».

Древнегреческая наука, писание, известные философы, такие как Сократ, Аристотель. Древнегреческая наука, письмо, философия. Важность древнегреческого письма, философия. Основные системы философии. Самые известные философы. Исторические слайды, слайды, стр. 18.

Древнегреческие костюмы. Расположение Древней Греции в географическом районе. Особенности древнегреческого костюма. Швейцарские костюмы и особенности ткани. Особенности: Образ женщин древнегреческого знака. Художественные отчеты, отчеты, стр. 8. Положение женщин в Древней Греции. Женщина в древнегреческой мифологии. Мысли древних греческих философов о женщинах. Ситуация в семье и обществе.

В 480-479 гг. до н.э. персы захватили и разграбили Афины и основные святилища на Акрополе. Среди развалин Фидий выполняет 7-метровую статую Афины-воительницы (Афины-Помпадос) с копьем и щитом в руках как символ возрождения города (статуя погибла в XIII в.). Около 448г. до н.э. Фидий создает 13-метровую статую Зевса для храма Зевса в Олимпии (погибла в V в). С 449 г. до н.э. началась реконструкция Афинского Акрополя в период расцвета греческой демократии. Шестнадцать лет Фидий отдал Акрополю. Он руководил строительством и выполнял скульптурные работы на главном храме. Раз в четыре года по священной дороге от Афин к Акрополю тянулось гествие с дарами богине Афине (Панафинейские празднества). Процессия проходила через парадный вход на холм – Пропилеи (арх. Месикл, 437-432 гг. до н.э.), состоящие из ионической колоннады между двуми дорическими портиками – на площадь Акрополя. Справа от Пропилей, на выступе скалы стоял храм Афине-Нике (арх. Калскикрат, 449-421 гг. до н.э.) ионического ордера с деревянной скульптурой Нике Аптерос (бескрылой) внутри храма. Процессия направлялась к главному храму Акрополя – Парфенону (70 ´ 31м, высота 8м) В нем соединились черты дорического ордера (колонны) и ионического (фриз). Здесь присутствует соразмерность частей, точность расчетов. Внутри храма находилась статуя Афины-Парфенос (Афины-Девы) высотой 13м, выполненная Фидием в 447-438 гг. до н.э. Последней постройкой Акрополя был Эрехтейон (посвящен Афине, Посейдону и мифическому царя Эрехтейю). На одном из трех портиков вместо колонн перекрытие поддерживают кариатиды.

Исторические документы, Отчеты, стр. 12. Древняя Греция длилась около 6 тысячелетий. Одной из самых известных легенд является Акрополь. Боги древнегреческих олимпийцев. Древнегреческая архитектура. Они построили огромные здания для богов. Слайды истории, слайды, стр. 7.

Древнегреческая и римская цивилизации. Когнитивные источники античной греческой истории. Источники познания древнеримской истории. Значительные различия между нынешним и антидемократическим. Сводка истории, Сводка, стр. 9. Периодизация римской истории. Самое знаменитое римское украшение. Различия между принципом и доминированием. Деятельность первых господствующих правителей. Причины краха Римской Республики и империи. Появление и распространение христианства.

Конец высокой классики совпадает со смертью Фидия (431г. до н.э.) и Перикла. Периклу принадлежат слова: «Мы любим прекрасное, соединенное с простотой, и мудрость без искажения».

Поздняя классика.

В архитектуре поздней классики (410-350гг. до н.э.) в отличие от ранней и высокой нет чувства меры (месотес), появляется стремление к грандиозному, внешне великолепному.

Слайды, слайды, стр. 22. Древнегреческое искусство и искусство. Древнегреческое искусство состояло из трех периодов. Большинство храмов были построены. Архитектурные слайды, слайды, 10 стр. Документы по географии, отчеты, стр. 12. Достижения древнегреческой науки. Что привело к древнегреческим достижениям? Жизнь в независимом городе. Большой слой свободных граждан. Философия возникла в Греции.

Слайды, слайды, стр. 19. Хлеб Моллюски Рыба Бобы Орехи Основной напиток - это разбавленное водой вино. Главная Древнегреческая кухня. Прически и сандалии. Слайды истории, слайды, стр. 11. Древнегреческая наука и искусство. Греческие ученые и мыслители. Партенон - это храм Афины, покровителя Афин, мудрости и богини войны.

Гигансткая гробница царя Мавзола в Галикарнасе (арх. Пиней и Сатир, 353г. до н.э.), от которой произошло позднее название «мавзолей», завершалась колесницей с конями и была украшена фризом в 150м с изображением битвы греков с амазонками. Мавзолей соединил пышность и торжественность восточного декора с изяществом греческого ионического ордера.

Географические слайды, слайды, стр. 14. Этот временной интервал начался с появления первого постоянного поселения и продолжался до прибытия римлян в землю Элада. Любой образ жизни, обычаи и т.д. этой или любой другой страны. На окружающую среду страны сильно влияет. Сводка истории, Сводка, стр. 2.

Греческая территориальная административная организация и управление. Введение. Греческие административно-территориальные единицы. Список литературных источников. Домашнее задание на государственную администрацию, домашнее задание, стр. 10. Древнегреческие легенды и мифы. Класс, литовский язык. Десять постоянных богов олимпа. Религиозные призывы, Сводка, стр. 9.

В этот период появляется коринфский ордер.

В скульптуре проявляется интерес к душевному миру человека, в пластике находит отражение его сложная, менее прямолинейная характеристика. На смену мужественной красоте атлета приходит красота несколько женственная, изящная. В это время работают скульпторы Пракситель, Лисипп, Скопас.

Древнегреческая цивилизация. Один пример карт. Географические слайды, слайды, стр. 11. Народы Греции и Рима заняли и перестроили древние восточные страны - Индию. Слайды, слайды, стр. 12. Древняя Греция имеет свои политические особенности и свои культурные достижения. В классический период появились основные политические концепции, связанные с древней Грецией.

Исторические слайды, слайды, стр. 13. Древнеегипетское и греческое искусство. Художественные слайды, слайды, стр. 16. Искусство является одной из самых важных частей культуры. Византийского искусства, используя классические языческие мотивы для прославления христианства. Известные греческие художники, певцы и поэты. Известные греческие художники - художник эпохи Возрождения Эль Греко.

Праксителю принадлежит первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры («Афродита Книдская»). В этом образе отражена грусть, задумчивость, созерцательность. Рукой мастера создана скульптура «Гермес с Дионисом». Гермес – покровитель торговли и путешественников, вестник, курьер богов.

Скульптура «Менада» или «Танцующая вакханка» Скопаса рассчитана на обозрение со всех точек зрения. Вакханка – спутница бога виноделия Диониса (у римлян – Вакха).

Художественные слайды, слайды, стр. 7. Греческое искусство несколько красиво и интересно, с его характерными чертами. Источники. Художественные слайды, слайды, стр. 20. Смерть троянца - это начало ее смерти. Люди северо-восточного Иерусалима начинают сражаться, они сражаются против жителей ахеменидских азиатских народов, нации. Истории, отчеты, стр. 4.

Греческое искусство имеет долгую историю. В истории древнегреческого искусства есть три архаических эпоса. Художественные слайды, слайды, стр. 10. Период Кр назывался золотым веком. Керамина образует большую часть древнегреческих археологических находок. Исторические слайды, слайды, стр. 6.

Лисипп работал в бронзе и, если верить древним писаниям, оставил после себя 1500 статуй. Атлетов он показывал не в момент наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент релаксации, после состязаний («Апоксиамен, счищающий с себя песок», «Отдыхающий Геракл»). Лисипп создал свой канон человеческого тела (голова в котором составляет 1/9 роста). Он был придворным Скульптором А. Македонского, делал гигантские многофигурные композиции, портреты.

Эпоха истории греческого искусства. Основным типом древнегреческого здания является храм. Римская мраморная копия. 240 м Большой алтарь Зевса. Известные греческие художники. Художественные слайды, слайды, стр. 33. Старое греческое и римское искусство. Заказ является ключом к греческой архитектуре и мерилом того же. Эль Греко - испанский художник, который родился на Крите.

Греки способствовали развитию изобразительного искусства, литературы и театра. В истории греческого искусства выделяются три эпохи. Слайд-шоу, слайд-шоу, стр. 14. Греческая архитектура и искусство в Древнем периоде. Под влиянием азиатской архитектуры меньшинства. Он отличается реалистичным изображением идеализированной формы. Греки не заботились о красоте гостиной. Греческие архитектурные особенности.

Эллинистическая Греция.

Этот период связан с завоеваниями Филиппа, а затем Александра Македонского. Взаимно обогащаются культуры Древней Греции и восточных стран. В эпоху Эллинизма развивались математика, медицина, натурфилософия, астрономия. Их развитие связано с именами Архимеда, Эвклида, астронома Гиппарха.

Исторические документы, Отчеты, стр. 16. Еще несколько фактов о греческом театре. Ну, еще несколько фактов о греческом театре. Первый каменный греческий театр. На такой площади проходили греческие спектакли или оперы. Театральные слайды, слайды, стр. 15.

Скульптура - это отрасль искусства, которая включает в себя пространственную эстетику. Греки украшали дома, стены, храмы со скульптурами. Римляне скопировали греческие статуи. Согласно легендам, в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Византийское наследие - это искусство и наука. Византийский стиль, средневековая архитектура и художественный стиль. Император Юстиниан с Свитой.

Активно строятся города, часто как военные поселения. Используется «гипподамова система», известная еще с V в. до н.э. Согласно ей улицы прокладывались под прямым углом, город делился на квадраты жилых районов. Выделялась главная площадь – агора – административный и торговый центр.

Архитектура тяготела к гигантским размерам. Появляется диптер – тип храма с двумя рядами колонн.

Художественные слайды, слайды, стр. 18. В истории греческого искусства следует выделить четыре эпохи. Период составляет 1 год. Идеал древнегреческой красоты - это идеальное человеческое тело. Первой заботой скульптора был канон. Домашнее задание, домашнее задание, стр. 5.

Древность - это древность греков и римлян, их культура. Многоэтажные арочные мосты, в которых находятся водопроводные трубы. Художественные слайды, слайды, стр. 35. Древняя египетская наука и искусство. Египетское искусство, медицина, математический календарь. Древнеегипетское искусство пыталось отразить вечность и бессмертие. Египтяне использовали сложные фармацевтические методы для кипячения мацерации. В Египте лекарственные средства для скота также были популярны в печени.

Сложное развитие гигантской державы породило создание ряда художественных школ (на острове Родос, в Александрии, в Пергаме, на территории самой Греции).

К родосской художественной школе принадлежат скульптуры: «Ника Самофакийская» (неудержимая устремленность, торжественный образ), «Афродита Милосская» (скульптор Агесандр, 120 г. до н.э.), «Лаокоон с сыновьями» (мастера Агесандр, Афинодор, Полидор, 40-25 гг. до н.э., в позах театральность, много дробности).

Александрийская школа соотносится с бытовым направлением в скульптуре («Старик, вынимающий занозу из ноги»). Развивается и декоративная скульптура, украшавшая парки и виллы («Мальчик с гусем»).

Пергамская школа интересна Алтарем Зевса, созданным в 180 г. до н.э. мастерами Диосинадом, Орестом, Менекратом. Рельефный фриз 130м длинной и высотой 2.3м на цоколе алтаря изображает битву богов с гигантами. Характерна преувеличенность эмоций, подчеркнутая динамика. Этой же школе принадлежит скульптура «Галл, убивающий себя и свою жену».

Таким образом, греческое искусство ассоциируется с классическим периодом расцвета, с выработкой гармоничных архитектурных пропорций (архитектоникой), с поиском образа идеального человека, с простотой и уравновешенностью, с ясной цельностью изображаемого и воплощаемого.


Концентрация все больших богатств в руках крупных рабовладельцев приводит в конце 5 в. до н. э. к падению значения свободного труда в полисах, к кризису рабовладельческой демократии. Междоусобная Пелопоннесская война углубила кризис.
Подчинение греческих полисов возникшей на Балканах мощной Македонской державе, завоевания Александра Македонского на Востоке положили конец классическому периоду греческой истории. Распад полисов повлек в философии и искусстве утрату идеала свободного гражданина. Трагические конфликты общественной действительности вызвали появление более сложного взгляда на явления жизни, на человека, привели к значительным изменениям в области искусства, которое обретает в известной мере противоречивый характер. В нем утрачивается ясная вера в возможность гармоничной и совершенной жизни, ослабевает дух гражданственной героики. Однако, как и раньше, главной художественной задачей оставалось изображение прекрасного человека; скульптура в значительной мере продолжала быть связанной с архитектурой. Но художники все чаще обращались к таким сторонам бытия человека, которые не укладывались в мифологические образы и представления прошлого. Развивая и углубляя достижения высокой классики, ведущие мастера 4 в. до п. э. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, раздираемого глубокими сомнениями, вступающего в трагическую борьбу с враждебными силами окружающего мира. Были достигнуты первые успехи в раскрытии духовной жизни личности. Зарождается, хотя и в самых общих чертах, интерес к быту и характерным особенностям психологического склада человека.

Архитектура
Развитие архитектуры протекало неравномерно. В первой трети 4 в. до н. э. наблюдался известный спад строительной деятельности, отразивший экономический и социальный кризис греческих полисов. Наиболее остро этот спад сказался в Афинах, потерпевших поражение в Пелопоннесской войне. Впоследствии строительство развивалось довольно интенсивно, особенно на периферии.
Постройки 4 в. до и. э. следовали принципам ордерной системы. Наряду с храмами большое распространение получило строительство театров, которые обычно устраивались под открытым небом. По склону холма вырубались места для зрителей (в театре в Эпидавре было 52 ряда скамей), обрамлявшие круглую или полукруглую орхестру - площадку, на которой выступали хор и артисты. Удивительна по совершенству акустика театра в Эпидавре.
Появились сооружения, посвященные возвеличению отдельной личности или монарха-самодержца. В честь победы на состязаниях хора, субсидированного богатым афинянином Лисикратом, в Афинах был сооружен памятник (334 г. до н. э.), представляющий собой стройный цилиндр, декорированный пилястрами.
Возведенный на кубическом цоколе и завершенный конусообразной кровлей, он увенчан акротерием - своеобразной подставкой для приза - треножника. Небольшой по размерам памятник производит впечатление гармонии и величия благодаря умелому применению коринфского ордера. Совсем иной масштаб, характер форм отличает Галикарнасский мавзолей - грандиозную монументальную усыпальницу правителя Карий Мавсола (ок. 353 г. до н. э.).

Скульптура
Общий характер скульптуры поздней классики определился дальнейшим раз¬витием реалистических тенденций.

Скопас. Трагические противоречия эпохи нашли наиболее глубокое воплощение в творчестве крупнейшего мастера первой половины 4 в. до и. э. Скопаса, работавшего в разных городах Древней Греции. Сохраняя традиции монументального искусства высокой классики, Скопас насыщал свои произведения большим драматизмом, стремился к многогранному раскрытию образов, сложных чувств и переживаний человека. Герои Скопаса, подобно героям высокой классики, воплощали совершенные качества сильных и доблестных людей. Но порывы страсти нарушали гармоническую ясность образов, придавали им патетический характер. Скопас открыл область трагического в самом человеке, ввел в искусство темы страдания, внутреннего надлома. Таковы образы раненых воинов с фронтонов храма Афины в Тегее (сер. 4 в. до н. э., Афины, Национальный археологический музей). Голова воина с западного фронтона дана в стремительном патетическом повороте, резкая беспокойная игра светотени подчеркивает драматизм выражения. Гармоническое строение лица нарушено ради выявления внутреннего напряжения.

Голова раненого воина с западного фронтона храма Афины-Ален в Теге

Сконас предпочитал работать в мраморе, почти отказавшись от излюбленного мастерами высокой классики материала - бронзы. Мрамор позволял передавать тонкую игру света и тени, разнообразные фактурные контрасты. Его «Менада» («Вакханка», ок. 350 г. до н. э., Дрезден, Скульптурное собрание), дошедшая в небольшой поврежденной античной копии, воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Танец Менады стремителен, голова запрокинута назад, волосы тяжелой волной спадают на плечи. Движение изогнутых складок ее хитона подчеркивает стремительный порыв тела.
Герои Скопаса предстают то глубоко задумчивыми, элегичными, то живыми и страстными, но всегда они гармоничны и значительны. Сохранился фриз Галикарнасского мавзолея с изображением битвы греков с амазонками (ок. 350 г. до н. э., Лондон, Британский музей). Стремительной динамики и напряжения полна часть фриза, исполненная Скопасом. На смену равномерному и постепенно нарастающему движению фриза Парфенона приходит ритм подчеркнуто-контрастных противопоставлений, внезапных пауз, вспышек движений. Резкий контраст света и тени подчеркивает драматизм композиции. С именем Скопаса связывают замечательное надгробие юноши («Надгробие юноши из Аттики», ок. 340 г. до н. э., Афины, Национальный археологический музей).
Влияние искусства Скопаса на дальнейшее развитие греческой пластики было громадным, и его можно сравнить лишь с воздействием искусства его современника - Праксителя.

Пракситель. В своем творчестве Пракситель обратился к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости, безмятежной созерцательности. Пракситель и Скопас дополняют друг друга, раскрывая различные состояния и чувства человека, его внутренний мир.
Изобразив гармонически развитых, прекрасных героев, Пракситель также обнаружил связь с искусством высокой классики, однако и его полные грации и тонких чувств образы утратили героическое жизнеутверждение и монументальное величие произведений эпохи расцвета, приобретая более лирически-утонченный и созерцательный характер.
С наибольшей полнотой мастерство Праксителя раскрывается в мраморной группе «Гермес с Дионисом» (ок. 330 г. до н. э., Олимпия, Археологический музей).

Гермес с Дионисом

Изящен изгиб фигуры Гермеса, непринужденна поза отдыха молодого стройного тела, прекрасно одухотворенное лицо. Блестяще использует мастер возможность мрамора передавать мягкую мерцающую игру света и тени, тончайшие светотеневые нюансы.
Пракситель создал новый идеал женской красоты, воплотив его в образе Афродиты, которая, сняв одежду, собирается войти в воду. Хотя статуя предназначалась для культовых целей, образ прекрасной обнаженной богини освободился от торжественной величественности. Он пленяет жизненностью, совершенством форм и пропорций, удивительной гармоничностью. Статую чрезвычайно высоко ценили в древности.
Афродита Книдская вызывала множество повторений в последующие времена, но ни одно из них не могло сравниться с оригиналом, так как в них преобладало чувственное начало, в то время как в Афродите Книдской воплощено преклонение перед совершенством красоты человека. Афродита Книдская (до 360 г. до н. э.) дошла в римских копиях, лучшие из них хранятся в Ватиканском и Мюнхенском музеях, голова Афродиты Книдской - в собрании Кауфмана в Берлине.

Афродита Книдская

В мифологические образы Пракситель подчас привносил черты повседневной жизни, элементы жанра. Статуя «Аполлона Сауроктона» (третья четверть 4 в. до н. э., Рим, Ватикан) - изображение изящного мальчика-подростка, который целится в бегущую по стволу дерева ящерицу. Так переосмысливается традиционный образ божества, приобретая жанрово-лирическую окраску.
Некоторые статуи Праксителя были искусно окрашены живописцем Никием.
Воздействие искусства Праксителя проявилось в дальнейшем в многочисленных произведениях парковой скульптуры эпохи эллинизма, а также в мелкой пластике, в частности, в замечательных терракотовых (из обожженной глины) статуэтках из Танагры (например, «Афродита в раковине», Ленинград, Эрмитаж, или «Девушка, закутанная в плащ», конец 4 в. до н. э, Париж, Лувр). Эти изящные грациозные женские образы сохранили все обаяние и чистоту греческой классики. В мелкой пластике еще долго продолжала жить тонкая поэзия, присущая творениям Праксителя.
Если в искусстве Скопаса я Праксителя еще ощутимы связи с принципами искусства высокой классики, то в художественной культуре последней трети 4 в. до н. э. эти связи слабели.
Ведущее значение в общественно-политической жизни древнего мира приобрела Македония. После победоносных походов Александра Македонского и завоевания им греческих полисов, а затем и громадных территорий Азии, вошедших в состав Македонской державы, начался новый этап в развитии античного общества - период эллинизма.
Ломка старого и зарождение нового в искусстве, и прежде всего в скульптуре, привели к размежеванию направлений: классицизирующего идеалистического и реалистического, ищущего новых путей развития на основе переработки лучших достижений классики.

Леохар. Самым видным представителем идеализирующего направления был Леохар, придворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная статуя - Аполлон Бельведерский (ок. 340 г. до н. э., Рим, Ватикан), исполненная с высоким профессиональным мастерством, характеризуется спокойным величием и холодной торжественностью.

Аполлон Бельведерский

Лисипп. Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп, последний большой мастер поздней классики. Расцвет его творчества приходится на 40-30-е гг. 4 в. до н. э., на время правления Александра Македонского. В искусстве Лисиппа, так же как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача индивидуализации образа человека, раскрытия его переживаний; он вносил более ясно выраженные особенности возраста, рода занятий. Новыми в творчестве Лисиппа были его интерес к характерно-выразительному в человеке, а также расширение изобразительных возможностей скульптуры. Ему принадлежали и огромная (20 м высоты) бронзовая статуя Зевса (не дошла до наших дней) и настольная статуэтка Геракла, исполненная для Александра Македонского.
Свое понимание образа человека Лисипп воплотил в статуе юноши, скребком счищающего с себя песок после состязаний,- «Апоксиомен» (325-300 гг. до н. э., Рим, Ватикан), которого он представил не в момент напряжения сил, а в состоянии расслабленности. Стройная фигура атлета показана в сложном развороте, словно предлагающем зрителю обойти статую. Движение свободно развернуто в пространстве. Лицо выражает усталость, глубоко посаженные затененные глаза смотрят вдаль.

Апоксиомен

Лисипп умело передает переход от состояния покоя к действию и наоборот. Таково изображение отдыхающего Гермеса (330-320 гг. до н. э., Неаполь, Национальный музей).
Большое значение имело творчество Лисиппа для развития портрета. В созданных им портретах Александра Македонского обнаруживается глубокий интерес к раскрытию духовного мира героя. Наиболее примечательна мраморная голова Александра (Стамбул, Археологический музей), в которой раскрыт образ сложный и противоречивый.
В искусстве поздней классики появились более дифференцированные изображения людей разных типов и в различных состояниях. Учеником Лисиппа выполнена голова кулачного бойца Сатира из Олимпии (ок. 330 г. до н. э., Афины, Национальный археологический музей), с беспощадной реалистической наблюдательностью передающая грубую физическую силу, примитивность духовной жизни, мрачную угрюмость характера. Автор портрета кулачного бойца не интересовался вопросами оценки и осуждения уродливых сторон человеческого характера, он только их констатировал. Таким образом, обращаясь к более конкретному изображению действительности в ее индивидуальных проявлениях, скульптура утрачивала интерес к идеальному обобщенному героическому образу, а вместе с тем и то особое воспитательное значение, которое она имела в предшествующие периоды.

Вазопись и живопись
К концу классического периода характер вазописи изменился. В ней все большее место занимала узорчатая орнаментальность, героические мотивы уступали место жанровым, лирическим. В том же направлении эволюционировала и живопись. По образному решению с Афродитой Праксителя перекликается «Афродита Анадиомена» - картина прославленного художника конца 4 в. до н. э. Апеллеса, обогатившего красочную палитру и более свободно пользовавшегося светотеневой моделировкой.
О разнообразии тенденций в монументальной живописи поздней классики дают яркое представление уникальные росписи неизвестного греческого мастера, найденные в Казанлыкской гробнице, в Болгарии в 1940-е гг., а также красочные мозаики в Пелле, в Македонии.

Художественные ремесла
В период поздней классики продолжали процветать художественные ремесла. Вазы приобрели более сложные формы, иногда мастера имитировали в глине дорогие серебряные вазы с их сложной чеканкой и рельефами, прибегали к многоцветной раскраске. Распространение получили изделия из металла, посуда из серебра, позолоченные кубки и пр.
Искусство поздней греческой классики завершило большой плодотворный путь развития древнегреческого искусства.