Древние чудеса света. Афинский Акрополь - памятник древней архитектуры

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), - место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 году по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию , который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям , имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной - вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма - знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн - 10,5 м; построен в 447 году - освящен в 438 году; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер . Здание воспринимается от Пропилей в три четверти - зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

В самом храме, в наосе , стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события - ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал - девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов - Халкотека (450 год). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам - статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. - перестроен в 326 году), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

Парфенон

Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как культовый центр, но и как памятник искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства - делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

В 5 веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 века англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце 19 века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

Акрополь II тысячелетия до н. э. Здания, руины которых можно сейчас видеть на Акрополе, воздвигнуты в середине V в. до н. э. Однако и до V в. афинский Акрополь не был пустынной скалой. Жизнь протекала здесь с конца III тысячелетия до н. э. Акрополь уже тогда был убежищем для жителей окрестных равнин при нападении врагов. Мощные крепостные стены высотой до 10 метров и шириной в 6 метров защищали Акрополь, делали его неприступной твердыней. Проникнуть на холм можно было с запада и севера. Вход с западной, менее надежной стороны был укреплен особенно тщательно. С северной стороны он, по-видимому, скрывался зарослями кустарника и к нему вели ступени узкой лестницы, вырубленной в скале. Впоследствии, когда на Акрополе остались лишь святилища богов, лестница на северном склоне стала не нужна и северный вход был заложен. Сохранен был лишь один основной вход на Акрополь - с западной стороны.

В XVI-XII вв. до н. э. Афины не выделялись среди остальных городов Греции. Они уступали Микенам, Тиринфу, Пилосу и другим могущественным эллинским центрам. Выдвижение Афин началось после того, как пала критская держава. До сих пор живет поэтическая легенда о древнем герое Тезее, который принес Афинам победу. Сказание повествует о страшной дани, которую должны были ежегодно посылать афиняне на Крит. Семь юношей и семь девушек становились добычей страшного чудовища, получеловека-полубыка - минотавра, который жил в лабиринте на Крите. Однажды, рассказывается в мифе, в число юношей попал сын афинского царя Эгея смелый и красивый Тезей. С помощью полюбившей его дочери критского царя Ариадны он победил чудовище и вернулся в Афины, принеся им свободу и славу.

Древнейший Акрополь Афин, возможно, был похож на акрополи Микен и Тиринфа. Постройки этого времени сохранились плохо, так как позднее на афинском Акрополе воздвигалось в различные эпохи много сооружений.

Раскопки показали, что во II тысячелетии до н. э. здесь происходили совещания правителей, судебные процессы, религиозные празднества. В северной части Акрополя археологи нашли площадку, по-видимому, для священных церемоний афинян. Западнее царского дворца, у северных ворот, был обнаружен колодец, который давал хорошую питьевую воду людям, находившим за стенами защиту от врагов. Данные археологических раскопок говорят о том, что и в эти годы общественная, религиозная, культурная жизнь афинян была сосредоточена на Акрополе.

Ордера греческих храмов . К VI в. до н. э. в греческой архитектуре уже полностью сложились основные типы храмов, самым распространенным из которых был периптер. Он представлял собой чаще всего прямоугольную в плане постройку, обнесенную со всех сторон колоннадой и перекрытую двускатной кровлей. В греческом храме в определенную систему были приведены архитектурные элементы здания. Существовал порядок их расположения в зависимости от характера сооружения. Этот порядок назывался ордер (илл. 8, 9, 10).

Некоторые храмы строились в дорическом ордере, другие - в ионическом, третьи - позднее, начиная с IV в. до н. э., - в коринфском. Каждый ордер был по-своему выразителен. Дорический ордер - самый строгий но формам; здания, выстроенные в нем, могут производить впечатление строгое, даже иногда суровое. Ионический ордер отличается изяществом форм и пропорций, легкостью элементов. Примечательно, что римский архитектор Витрувий видел в дорическом ордере выражение мужественной силы, формы ионического напоминали ему утонченную, дополненную украшениями женскую красоту. Коринфский ордер отличался от этих двух ордеров особенной нарядностью, роскошью.

На схемах можно видеть изображение трех ордеров и названия их частей. Все части ордера могут быть разделены на группы: несущие элементы - стилобат, колонны и несомые - антаблемент, кровля . Соотношение основных частей - мощность или слабость несущих, тяжесть или легкость несомых - и придает зданпю характер суровый и напряженный, или естественно гармоничный, или легкий.

Постройки на Акрополе в VI в. до н. э. В VI в. до н. э. на Акрополе стоял храм Афины, называвшийся Гекатомпедон 1 . Он располагался прямо против Пропилеи и поражал своей красотой вошедшего на Акрополь человека. Этому эффекту способствовала размеренная постепенность подъема по склону холма и проход через небольшие, украшенные колоннами ворота - Пропилеи.

В размещении Пропилеи и Гекатомпедона на древнем Акрополе господствовала симметрия, которой часто придерживались архаические мастера. Принцип симметрии считали важным и скульпторы, особенно создатели изваяний на фронтонах храмов. Симметрия лежала и в основе статуй, украшавших тогда Акрополь. Изображение спереди строго в фас, казавшееся особенно выразительным и красивым, выступало и в планировке зданий этого времени. Именно поэтому зодчие поставили храм Гекатомпедон прямо перед Пропилеями, чтобы человек, вошедший на Акрополь, увидел этот основной храм священного холма не сбоку, а спереди, с богато украшенного фасада 2 .

От сооружений VI в. до н. э. на Акрополе дошли лишь фундаменты, да и то далеко не все. Это объясняется тем, что большинство зданий было разрушено во время греко-персидских войн, и тем, что на Акрополе в V в. до н. э. воздвигались новые постройки. Архаические храмы лучше сохранились там, где в последующие эпохи не было такого бурного строительства и где не был, как на Акрополе, дорог каждый клочок земли. Именно поэтому храмы VI в. можно видеть не на Акрополе, а в других областях Греции: храм Аполлона в Коринфе, Геры в Олимпии, Деметрьг в Пестуме (илл. 11). На них, несомненно, были похожи и храмы Акрополя в VI в. до н. э.


Архитектурные формы архаических храмов тяжеловесны и суровы. Колонны словно набухают под тяжестью давящей на них крыши. Суровость смягчалась лишь скульптурными украшениями. Некоторые фронтонные композиции архаических храмов Акрополя сохранились, хотя, к сожалению, не всегда точно определено, к какому храму относилась та или иная скульптурная группа, и не всегда бесспорны их реконструкции.

Фронтон - борьба Геракла с гидрой. На Акрополе были найдены плиты с рельефами, на которых изображен подвиг Геракла - борьба с гидрой 3 . Небольшие размеры плоского рельефа заставляют думать, что он принадлежал маленькому храмику или сокровищнице. Материал рельефа - мягкий известняк (так называемый порос ). Изготовленные из него скульптуры ярко раскрашивали. Раскраска закрывала шероховатую поверхность камня.

К сожалению, от фигуры Геракла сохранились лишь торс и ноги. Гидра была изображена со многими головами на извивающихся змеиных телах 4 . В композиции еще нет четкости, которая появится позднее: не выделяется главное, частности не отводятся на второй план. Борьба насыщает как этот, так и другие памятники. Подвижность фигур типична для подобных композиций архаического искусства. В них все подчинено oраскрытию темы победы героя-человека над злой силой.

Фронтоны Гекатомпедона. На афинском Акрополе были найдены и другие скульптуры, украшавшие храмы. В одной из групп показан Геракл, борющийся с Тритоном, в другой - фантастическое чудовище с тремя туловищами и тремя головами - Тритопатор. Есть основание предполагать, что они украшали наиболее древний храм - Гекатомнедон 5 . Статуи сделаны из известняка и ярко раскрашены. Мастер заполнил низкие боковые части фронтонов гибкими змеиными хвостами, переплетающимися друг с другом, все более тонкими к углам.


Древний скульптор изобразил Геракла, побеждающего морское чудовище - Тритона (илл. 12). Тритон показан в виде человека с рыбьим хвостом 6 . Герой прижимает врага к земле 7 . Обращают внимание напряженные, более объемные, чем в предыдущем фронтоне, формы, красота их очертаний.

Три человеческих туловища Тритопатора - доброго древнего аттического божества (илл. 13) - переходят у пояса в длинные хвосты, заполняющие боковую низкую часть фронтона. Лица Тритопатора мирные и добродушные (илл. 14). В руках одного - волнистая лента, изображающая воду, у другого - язык пламени, знак огня, у третьего - птица, символ воздуха, и сзади - нечто подобное крылу. Тритопатор олицетворял стихии воды, огня и воздуха. В этой скульптурной группе уже больше объемности, сочности. Изваяния не такие плоскостные, как в рельефе Геракла с гидрой. Композиция сложнее. Три лица представлены с разных точек зрения: первая голова спереди, две другие в повороте. Тритопатор показан вылезающим из угла фронтона. И хотя он движется в сторону, его лица и туловища поворачиваются к зрителю.


Эти изваяния были раскрашены, и краска сохранилась довольно хорошо. Волосы на голове и бороде были синими, глаза - зелеными, уши, губы и щеки - красными. Тела покрыты бледно-розовой краской. Змеиные хвосты расписаны красными и синими полосами.

Одна из голов Тритопатора, хранящаяся в музее Афинского Акрополя, так и вошла в историю искусства под условным названием "Синяя Борода" (илл. 15).

Яркий цвет привлекал древних художников. Краска оживляла образы. Она лишала мифологическую сцену ужаса, вносила в нее элемент игры. В греческом искусстве злые существа - сфинксы, горгоны, тритоны - не выглядят страшными и всемогущими, всегда чувствуется превосходство над ними человеческого разума. В этом проявлялся гуманизм греков - великое завоевание человеческой культуры.

Фронтон - Афина с гигантом . Около 530 г. до н. э. Гекатомпедон был перестроен. На одном из фронтонов нового храма (его называют Гекатомпедон II в отличие от старого) изображалась схватка олимпийских богов с гигантами (илл. 16). Сохранилась статуя Афины, борющейся с гигантом (илл. 17). По всей вероятности, она помещалась в центре фронтона, а по бокам располагались другие фигуры. Афина-победительница показана в порывистом движении, гигант повержен у ее ног. Мастер подчеркивает победу богини, возвышая ее фигуру над теряющим силы гигантом. Торжество покровительницы города воспринимается уже с далекого подхода к храму. Тема борьбы звучит здесь без оттенка жестокости, не так, как в сцене схватки Геракла с Тритоном, где герой в пылу битвы напрягал все силы и прижимал чудовище к земле. Скульптор не показывает Афину напряженной, он скорее демонстрирует превосходство благородной богини. Эта сцена, представленная в монументальных формах, достойна большого храма Акрополя, достойна Афин.


Примечательно, что в конце VI в, до н. э. для скульптур часто используется уже не известняк, а мрамор. Греки верными стали применять для изображения человеческой фигуры этот красивый камень. Слегка просвечивающий с поверхности, он хорошо передавал нежность кожи и лучше, чем другие породы, отвечал стремлению эллинских ваятелей показать человека прекрасным и совершенным.

Значение фронтонных композиций. Сюжеты фронтонных композиций архаических храмов никогда не были случайными. Скульпторы не делали их только для украшения. В них всегда заключался глубокий смысл, своеобразное метафорическое изображение воспринятого художником бытия. В представлении эллинов суровой архаической эпохи мир пребывал в непрестанной жестокой борьбе. В греческих сказаниях и мифах она принимала характер победы светлых, возвышенных сил над темными, низменными существами. Гиганты боролись с титанами, обитатели Олимпа - боги - с гигантами, мужественные люди-герои вступали в неравный бой со страшными чудовищами - тритонами, гидрами, горгонами.

В образах архитектуры, в скульптурах, в рисунках на вазах прославлялась физическая сила человека, показывались его победы. В искусстве находила выражение всеобщая идея торжества совершенного и физически, и духовно героя-человека.

Гончары VI в. до н. э. любили подчеркивать массивность форм и широкие тулова ваз, зодчие создавали мощные, набухающие в середине и узкие вверху колонны храмов, скульпторы показывали широкие плечи и узкие талии в статуях юношей - победителей на состязаниях. В архаических памятниках находило выражение огромное духовное напряжение человека. Подобная трактовка художественных форм и сюжетные изображения борьбы и победы светлых сил над темными появляются в период решительной ломки старого мировоззрения. В эти века рождалась новая, эллинская культура, противопоставившая догмам восточной цивилизации новые принципы. Значение перелома было огромным для дальнейшей судьбы европейских народов.

Статуи кор. В 1886 г. на афинском Акрополе между Эрехфейоном и северной стеной холма обнаружили четырнадцать мраморных статуй афинских девушек. Впоследствии нашли еще несколько таких же изваяний. Во времена, когда Афинами правили сыновья тирана Писистрата, на Акрополе стояло много скульптур, в том числе статуи девушек, или, по-гречески, кор (илл. 7). Статуи эти имели высокие постаменты разных типов - круглые, квадратные, некоторые в виде колонн с дорическими или ионическими капителями 8 .Сделаны они были большей частью из мрамора, привезенного с островов Эгейского моря. Лишь некоторые исполнены из местного аттического пентеллийского мрамора.

Греческие скульпторы показали кор в длинных, праздничных одеждах. Девушки не похожи друг на друга, хотя стоят в одной позе - строго фронтально, держась прямо, сохраняя торжественность. До сих пор неизвестно точно, кого изображают эти изваяния. Одни хотят видеть в них богинь, другие - жриц, третьи - знатных девушек с дарами богине. Статуи кор убеждают в любви общества поздней архаики конца VI в. до н. э. к украшениям, узорам. Особенно красивы и разнообразны сложной укладкой волос, тщательно завитыми локонами прически кор. Скульпторы изображают их с большим мастерством.

Близость стран Востока дает себя знать в деталях этих памятников архаического искусства. Нарядны одежды кор. На большинстве из них рубахи-хитоны. Некоторые коры придерживают их левой рукой у бедра, и ткань красиво собирается в складки. Сверху наброшен плащ - гиматий, нередко роскошный, ниспадающий живописными складками (илл. 18).

Лица мало раскрывают настроение кор. Лишь уголки рта чуть приподняты и губы сложены в сдержанную, пока еще далекую от живого чувства радости улыбку (илл. 19). О характере девушек больше говорит их одежда. У некоторых складки хитонов образуют сложные узоры, весело перебивают друг друга, у других - спокойно стекают вниз, у третьих - показаны сдержанными, редкими. Одежды как бы отвечают различным характерам и настроениям девушек - то веселых и оживленных, то спокойных, то строгих и сосредоточенных. В этом проявляется способность античной скульптуры архаической поры передавать чувства не мимикой лиц, но пластикой форм и выразительностью линий.

До находки акропольских кор античную скульптуру представляли беломраморной, бесцветной. Коры удивили мир тем, что на них сохранилась краска, в то время как с большинства других греческих статуй она сошла. Краска лежит плотным слоем на мраморе, в некоторых местах даже закрывая его. Но статуи не проигрывают от этого в своей художественной выразительности. Предельное обобщение сочетается в них с конкретностью, подчеркнутой раскраской зрачков, алых губ, темных волос. Краска, приближая образ к реальности, еще с большей силой утверждает характер и идею произведения - прославление красоты.

Значительно позже образы римских скульпторов III - IV вв. н. э. - индивидуальные, конкретные - уже не выдержали бы подобной раскраски. Она сделала бы их слишком близкими к реальности, натуралистическими, и произведение утратило бы способность выражать общую идею. Позднейшая монументальная скульптура поэтому также отказывается от раскраски. Греки же в статуях кор и других своих произведениях этого не боялись, настолько сильным был в их пластических формах характер обобщения.

Статуи девушек прекрасны. Созерцая их, человек получает большое наслаждение. Перед ним будто оживают чувства древних скульпторов, сумевших передать безмятежную красоту юности. Во время греко-персидских войн эти прекрасные изваяния были разбиты и лежали в груде так называемого персидского мусора, пока их не использовали как простые камни во время строительства новых храмов. Возможно, архаические статуи VI в. до н. э. утратили для греков V в. до н. э. очарование, которое чувствовали их отцы и деды. Не исключено также, что сильно поврежденные статуи уже потеряли свое религиозное значение. Ведь известно, что эллины нередко относились к изваяниям как к живым существам: иногда одевали их, смазывали благовонными маслами, приносили пищу, однажды даже связали некоторым статуям ноги и руки, так как боялись, что они могут, уйти.

Архаические здания и скульптуры Акрополя полны большой своеобразной красоты. Их не заменят никакие рассказы о чувствах и настроениях людей этого времени. Произведения греческой архаики не теряют своей ценности, даже будучи поставленными рядом с созданиями мастеров классической эпохи. Так, часто человек переживает глубоко чувства героев книг, написанных много десятилетий или столетий назад. Музыка прошлых веков волнует тоже не менее, чем произведения современных композиторов. Так и архаические памятники афинского Акрополя, фронтонные композиции и скульптуры, проникнутые особенным, никогда уже более не повторившимся впоследствии очарованием, останавливают взгляд человека, хотя они и уступают по совершенству исполнения произведениям, созданным на Акрополе в середине V в. до н. э.

Победа демократии в греческих городах . В конце VI в. до н. э. в Афинах аристократия утратила многие преимущества, которыми пользовалась раньше. Общественное устройство теперь основывалось на демократических началах. Формы жизни ряда греческих городов стали более прогрессивными; демократический строй способствовал развитию наук и искусств.

В конце VI в. до н. э. свободным греческим городам противостояла огромная персидская держава Ахеменидов, переживавшая постоянную острую борьбу различных династий. Неограниченная власть царя, характерный для древневосточных государств сложный чиновничий аппарат с массой бесправных подданных казались эллинам проявлением варварства.

Восстание Милета. Греческие города, расположенные в Малой Азии на побережье Эгейского моря, долгое время находились под властью персов. Непомерно большие налоги, произвол персидских правителей - сатрапов, их постоянное вмешательство в экономические дела греков ложились тяжелым бременем на плечи жителей малоазийских городов. Крупный город Милет поднял восстание и сверг персидского ставленника. Милетян поддержали другие малоазийские города, и восстание разгорелось. Персы подавили его, но поняли, что пример свободолюбия малоазийским грекам подают города Балканского полуострова, и решили уничтожить основы демократического строя в городах материковой Греции.

Начало греко-персидских войн. В 492 г. до н. э. походом на Грецию отправился зять персидского царя Дария I Мардоний. Однако после гибели во время шторма трехсот кораблей он бесславно возвратился назад. Второй поход персов в 490 г. до н. э. был также неудачным. В исторической битве при Марафоне греки наголову разбили персидскую армию. Более тяжкое испытание выпало на долю эллинов в 480 г. до н. э., когда армию персов возглавил новый царь - Ксеркс. Полчища варваров двинулись с севера и остановились у Фермопильского ущелья. Греческие воины показали пример мужества и стойкости. Лишь с помощью изменника персидским отрядам удалось одержать победу. 300 доблестных спартанцев, прикрывавших отход основных войск, пали вместе со своим предводителем - царем Леонидом. На месте их гибели был поставлен памятник - мраморное изваяние льва с надписью: "Путник! Пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли!" Персидская армия, прорвавшаяся сквозь ущелье Фермопилы, двинулась к Афинам и захватила их.

Разрушение памятников Акрополя. Афины подверглись разгрому. Особенно сильно пострадал Акрополь. Храмы были разрушены и лежали в развалинах, их сокровища были разграблены, святилища осквернены. Многочисленные изваяния, в том числе статуи кор, были сброшены с постаментов и разбиты. Вот что пишет знаменитый греческий историк Геродот о захвате персами Акрополя:

"Персы расположились на том холме, противолежащем Акрополю, который афиняне называют Ареопагом, и стали осаждать Акрополь следующим способом: стрелы обворачивали в паклю, зажигали и потом пускали из луков в укрепление. Осаждаемые афиняне, хотя доведены были до последней крайности и укрепление обрушилось, продолжали, однако, сопротивляться. Предложение писистратидов 9 относительно сдачи было отвергнуто афинянами; с целью защиты они употребляли различные средства, между прочим бросали в варваров громадными камнями каждый раз, когда те подступали к воротам. Вследствие этого Ксеркс, не будучи в состоянии взять афинян, долгое время не знал, что делать.

Наконец, после таких затруднений, доступ в Акрополь открылся варварам: дело в том, что согласно изречению оракула всей Аттике суждено было подпасть под власть персов. Итак, перед Акрополем, но позади ворот и подъема, там, где не стояло никакой стражи и куда, как всем казалось, не мог взойти никто из людей, в этом же месте с крутым спуском подле святилища кекроновой дочери Аглавры взошло несколько человек, Когда афиняне увидели этих варваров, вошедших на Акрополь, одни из них кинулись со стены и погибли, а другие бежали внутрь святилища; вошедшие на стену варвары бросились прежде всего к воротам, отворили их и перебили молящих о защите; по умерщвлении всех их, варвары ограбили храм и предали огню весь Акрополь".

Победа греков. Эллины, несмотря на захват персами Афин, с честью вышли из тяжелого испытания. В битве при Саламине было сломлено сопротивление персидского флота, в сражении при Платеях разбита сухопутная армия неприятеля. Одолев врагов, греки показали превосходство демократического строя над отживающей общественной системой персов. Греческие города одержали победу, значение которой было чрезвычайно велико. От исхода греко-персидских войн зависело не только благополучие собственно греческого государства. Трудно представить, какой была бы в случае победы персов эллинская культура. Вряд ли Акрополь был бы тогда увенчан величавым Парфеноном. Наверно, не было бы гения Фидия, Скопаса, Лисиппа. А без классической греческой культуры характер римской цивилизации, а вместе с тем и дальнейшей европейской был бы совершенно иным.

Победа греков над персами означала торжество новых, прогрессивных принципов демократии и свободы в политическом и социальном строе. Победа привела к появлению новых плодотворных импульсов в греческом искусстве. Система архаического художественного мышления, имевшая некоторые общие черты с древневосточной, оказалась уже несостоятельной. Не случайно поэтому, что переход от искусства архаики к искусству классики совпадает по времени с благополучным для греков исходом этой войны.

Акрополь (от греческого слова » акрополис» — что в переводе означает » верхний город») — представляет собой укрепленную часть города, находящуюся на возвышенности и предназначенную для обороны города в военное время. Акрополь был местом изначального поселения людей, а уже значительно позже вокруг него был построен нижний город, не имеющий значительных защитных сооружений.

Окруженные стенами города строились обычно вокруг холма или высокой скалы. На скале возводились внутренние укрепления. Такая цитадель в Древней Греции называлась Акрополем. Однако постройка выполняла не только роль внутренней крепости — греки хранили в глубине своего сознания представления о доисторических временах, и поднятая на скале площадь символизировала для них небесную сферу, священные очищающие душу силы и бессмертие.


Бесстрашные воины и мудрые военные инженеры укрепили вход в Акрополь лишь при приближении врага. Порог священного участка представлялся грекам своего рода границей бессмертия и земных прозаических дел. На акрополе были расположены храмы, посвященные древнегреческим богам. Одним из выдающихся памятников мировой архитектуры является Акрополь в Афинах.

Афинский акрополь занимает скалистый холм высотой более 150 метров. Его вершина пологая, и храмы построены на нем в восходящем порядке. Холм в ширину достигает размеров 170 метров, а в длину — около 300 метров.


Структура акрополя в Афинах.

Ансамбль Афинского Акрополя имеет в своем составе несколько храмов и других важнейших объектов, среди которых можно назвать следующие:

  • — это центральный и самый главный храм Акрополя, посвященный покровительнице городе, богине Афине. Построен храм в середине 5 века до нашей эры архитектором Калликратом.


  • Гекатомпедон — один из древнейших храмов в составе Акрополя, который был построен в честь богини Афины, который был построен значительно раньше Парфенона.
  • — храм в составе Акрополя, расположенный севернее Парфенона, который также имел важное религиозное и культовое значение. Эрехтейон был посвящен богине мудрости Афине, богу морей Посейдону, а также легендарному афинскому царю Эрехтею.


  • Статуя Афины Промахос — огромная бронзоая статуя богини Афины — покровительницы города — полиса. Ее автором стал скульптор Фидий, который воздвиг статую в 465 — 455 годах до нашей эры на возвышенном постаменте между храмами Парфеноном и Эрехтейоном.

Афина держит в руках щит и копье, а на голове статуи красуется золотой шлем. Копье также было сделано из чистого золота. В лучах солнца они сверкали, и их свет был виден на многие километры. Именно поэтому статуя Афины Промахос служила своеобразным маяком для моряков — по ней они ориентировались и успешно достигали берегов Эллады.


  • Пропилеи — представляют собой проход, ограниченный колоннадой, который предназначен для торжественных шествий. Пропилеи не случайно стали визитной карточкой Акрополя — их стройная колоннада оформляет вход в ансамбль.

  • Храм Ники Аптерос — посвящен богине Нике — победительнице. Храм расположен в юго — западном направлении от Пропилей. Он построен на выступе скалы, и поэтому дополнительно укреплен опорной стеной высотой в 8 метров. Храм Ники был построен Калликратом в 427 — 424 годах до нашей эры.


  • Элевсинион
  • Бравронейон — это святилище богини Артемиды Бравронской, которое было расположено в углу Акрополя рядом с Халькотекой. Богиня Артемида покровительствовала беременным женщинам и роженицам. храма отличается простотой и изяществом.


  • Халькотека — специальное здание, в котором были собраны для хранения оружие, ритуальные предметы и утварь для совершения жертвоприношений. Именно здесь хранились принадлежащие городу копья, щиты, панцири, катапульты, а также трофейное оружие, добытое в честном бою у неприятеля.


  • Пандросейон — это храмовая постройка — святилище, построенное в честь дочери первого царя Аттики Кекропса, которую звали Пандроса. Двор святилища имеет трапециевидную форму. На его территории расположен алтарь бога Зевса Геркея — покровителя семейного очага.


  • Аррефорион — это сооружение небольшого размера, служащее для проживания четырех аррефор — молодых девушек знатного происхождения, которые ткали пеплос, предназначенный в подарок богине Афине во время проведения ежегодных Панафинейских игр.
  • Афинский алтарь — специальное место во дворе Акрополя, на котором было принято совершать ритуальные жертвоприношения в честь древнегреческих богов. Обычно жертвы необходимо было приносить во время проведения торжественных мероприятий и праздников.


  • Святилище Зевса Полиея
  • Святилище Пандиона — на сегодняшний день представляет собой руины разрушенного здания, которое в древности находилось в юго — восточной части Афинского Акрополя. Это небольшое сооружение было храмом легендарного древнегреческого героя Пандеониса, одного из афинских царей.
  • Одеон Герода Аттического — представляет собой постройку в виде древнегреческого театра, рассчитанного для посещения 5 тысяч зрителей. Здание было построено в 165 году нашей эры по заказу греческого оратора и философа Герода Аттика в память о своей умершей супруге Регине. На сегодняшний день здание сохранилось практически полностью, и в нем проводятся спектакли и концерты.


  • Стоя Эвмена — это двухэтажное здание, в которого присутствуют колонны дорического ордера. Внутри сооружения расположены ионические колонны, а верхний ярус украшают капители, выполненный в пергамонском стиле. Впереди Стои находятся остатки фундамента памятника Никию. Стоя Эвмена была построена на склоне холма, и свое название получила по имени архитектора Эвмена II Пергамского.
  • Асклепион — это древнегреческий храм, построенный в честь бога врачевания Асклепия. Святилище имело не только религиозно — культовое значение, но и выполняло функции лечебного учреждения. Асклепионы способствовали развитию медицинской науки в Древней Элладе.

Лечением больных занимались жрецы бога врачевания — асклепиады. Поначалу выполнялись только определенные ритуальные действия, но позже жрецы стали использовать различные целебные травы и снадобья. Это помогало излечению больных, а также способствовало накоплению специальных медицинских знаний.


  • Театр Диониса
  • Одеон Перикла
  • Теменос Диониса
  • Святилище Аглавры

Пропилеи.

Этой границей служили колоннада под названием Пропилеи. Греки усовершенствовали ордер, заимствованный из традиционной египетской архитектуры. Колонны Пропилеи выполнены в дорическом ордере, который греки считали воплощением силы и мужества.

Экстерьер Пропилеи не характеризуется симметричными линиями. Правое крыло постройки словно сжалось, чтобы освободить место для мраморного храма. Четыре колонны храмика, более тонкие и изящные, стоят на точеных подставках и завершаются двумя упругими завитками. Это колонны ионического ордера — воплощение изящной женственности.


Храм Ники Аптерос.

Богиня победы Ника изображена безоружной, ибо настоящая победа выше оружия. Победа непостоянна, поэтому Ника имеет орлиные крылья. После греко — персидских войн греки утверждали, что поселившись в их городе, Ника никогда уже его не покинет, и поэтому изображали победу без крыльев, а сооружение назвали храмом Бескрылой Победы — Ники Аптерос. Таким образом, Победа стала для Афин домашней богиней.

И, как доказательство того, что она чувствует себя уверенно и уютно, на одном из барельефов храма она неторопливо поправляет завязку сандалии. Храм Ники расположен непосредственно перед входом в Акрополь. Левое крыло Пропилеи — просторный мраморный павильон, в котором был устроен первый в мире музей живописи — Пинакотека.


Статуя Афины Промахос.

Подобно тому, как другие города являлись отдельными друг от друга полисами, Акрополь был особенным миром, противопоставленным городу — миром, в котором реальность сливалась с вымыслом. Пришедших на Акрополь встречала огромная фигура в чешуйчатом панцире, отлитая из бронзы.

В борьбе за независимость было осознанно единство между людьми и землей. Грек беззаветно служил отечеству. Завоеванный мир мог оказаться непрочным, и Афины в любой момент могли снов обратиться к войне. Вооруженный мир существовал в обличии покровительницы полиса в доспехах и шлеме. Бронзовая фигура, опирающаяся на копье, была для афинян самой богиней Афиной.

Греческие скульпторы не придерживались раз и навсегда установленных стандартов, они постоянно находились в творческом поиске. Художник стремился придать фигуре более выразительную позу или новый жест. Каноны греческого искусства не были неизменны и за их строгим соблюдением жрецы не следили. Каждый мастер вносил свои изменения. Также греческому искусству были неведомы раз и навсегда установленные сюжеты.

Мир представлялся грекам в постоянном циклическом движении. Пластическое воплощение богов и героев было утверждением совершенства. Скульптура считалась главным из искусств, и работы над созданием скульптурных композиций возглавлял гениальный древнегреческий скульптор Фидий — творец бронзовой статуи Афины.


Как гласил миф, на роль покровителя города — полиса претендовали два божества — Афина и бог морей Посейдон. Во время спора Афина слегка коснулась скалы копьем, и на этом месте выросла олива. В свою очередь, Посейдон ударил трезубцем о камень, и из него забила вода.

Однако боги единодушно признали чудо, сотворенное Афиной, более полезным, и отдали город под ее покровительство. Свое название город также получил по имени богини.

Бог морей Посейдон был еще и богом богачей, в то время как богиня мудрости Афина покровительствовала труженикам. Миф о победе Афины над Посейдоном запечатлен в скульптурной композиции на западном фронтоне Парфенона — главного храма Акрополя.

Большинство фигур изображены обнаженными. Идеалом греков была гармония внешней и внутренней красоты, единство тела и духа. Греческие боги, непоседливые, пылкие и деятельные по своему характеру были похожими на самих греков.


Огромная бронзовая статуя Афины Промахос стояла на афинском Акрополе между Пропилеями и Парфеноном. Афина Промахос (Ἀθηνᾶ Πρόμαχος), чьё имя переводится как «Афина, сражающаяся в первом ряду», была богиней мудрости и войны. Её статуя была первым, что видел человек, входящий на территорию Акрополя через Пропилеи.


То, что статуя была посвящена именно Афине Промахос , было определено по комментарию к речи Демосфена против Андротиона начала IV века (это единственный античный источник, упоминающий эту Афину как «Промахос»). Во времена Античности её называли «бронзовая Афина», чтобы отличать от «золотой Афины» — статуи, сделанной Фидием из золота и слоновой кости, стоявшей в Парфеноне. Павсаний (II век) описывал её как «великую бронзовую Афину» на Акрополе.

Скульптором, создавшим статую Афины Промахос, являлся Фидий . Она была отлита около 456 года до н.э. и, таким образом, являлась одной из наиболее ранних работ Фидия. На Акрополе ему приписывают авторство ещё двух статуй – статуи Афины Парфенос, стоявшей в Парфеноне, а также Афины Лемния (Лемносской), стоявшей, вероятно, недалеко от Пропилей.

Рисунок Горхама Филиппса Стивенса, 1936 г. Вероятный вид статуи Афины Промахос с военными трофеями у подножья на фоне Микенской оборонительной стены

Статуя была создана за счёт трофеев, захваченных у персов во время Марафонской битвы , которую афиняне выиграли в 490 году до н.э. На военную добычу от этой победы было создано большое количество памятников, установленных впоследствии как в Афинах, так и в святилище Аполлона в Дельфах. Статуя Афины Промахос была создана, возможно, в честь тройной победы полководца Кимона над персами в битве при (и на) реке Эвримедонт в 467 году до н.э. или в честь Каллиева мира 449 года до н.э., который завершил период греко-персидских войн. Некоторые исследователи предполагают, что скульптура создавалась одновременно со строительством Парфенона, то есть, около 430 года до н.э.


Версия внешнего вида Афины Промахос археолога Линферта, 1982 год

До наших времён дошла финансовая документация , выбитая на стеле, части которой были обнаружены на и в Акрополе. Эти записи покрывают девять лет, однако их даты неопределяемы, поскольку имена ответственных за расходы чиновников не сохранились. Кроме того, учёными лишь принимается на веру то, что эти расходы относятся к Бронзовой Афине, хотя они могли быть произведены как на строительство какого-либо здания, так и на создание нескольких статуй стандартного размера.

От статуи, которая, согласно данным Стивенса, насчитывала 9 метров в высоту (если вычесть пьедестал в 1,52 метра, то сама Афина была 7,48 метра высотой), не сохранилось ничего. О внешнем виде Афины Промахос можно судить лишь по её изображениям на аттических монетах, отпечатанных в Римский период в I – II веках. Также по этим монетам были идентифицированы несколько сохранившихся копий той скульптуры. Она выглядела как стоящая прямо в расслабленной позе женщина в просторном пеплосе с поясом. Левой рукой она придерживала щит у своей ноги, а в правой сжимала копьё (на этой же руке можно разглядеть крылатый объект – сову или Нику). Однако, возможно, что на самом деле копьё она держала в левой руке, а правой приподнимала щит, при этом огромная сова сидела у её ног, как показано на некоторых монетах, также возможно, что и копьё и щит она держала в левой руке, тогда как на правой у неё сидела сова, а у ног справа – змея (исследователи придерживаются разных мнений на этот счёт). Как писал Павсаний, на её щите были изображены сцены из кентавромахии (битвы между лапифами и кентаврами). Кентавромахия была мифической аллюзией на Греко-Персидскую войну и была также изображена на метопах Парфенона, на сандалиях Афины Парфенос и на западном фронтоне храма Зевса в Олимпии. Этот щит был выгравирован знаменитым афинским скульптором Мисом по рисунку, сделанному художником Паррасиосом (Παρράσιος). Шлем Афины одни археологи относят к аттическому типу, а другие – у коринфскому. Павсаний писал, что статуя была такой высоты, что позолоченный кончик её копья и гребень шлема были видны морякам, проплывавшим мимо мыса Сунион, находящегося в 65 километрах от Афин.


Камни пьедестала с лежащими на них блоками архитектурного пояса стоят на месте статуи

Пьедестал статуи Афины Промахос, имевший размеры 5 х 5 х 1,5 метра (см. ниже), был отреставрирован в Римский период – вероятно, во время правления императора Августа (31 г. до н. э. – 14 г. н. э.). Часть фрагментов его рельефного пояса сохранилась до наших дней. Неизвестно, занимала ли статуя весь пьедестал или только его часть.


Вид на место статуи со стороны Эрехтейона

Статуя Афины Промахос простояла, смотря на город, около 1000 лет, но около 465 года нашей эры была транспортирована в Константинополь , куда свозилось множество уцелевших греческих бронзовых скульптур. Монумент был уничтожен в 1203 году суеверной толпой, среди которой прошёл слух, будто бы Афина Промахос приманила крестоносцев, осаждавших город с 11 по 18 июля.


Место статуи со стороны Эрехтейона в приближении

Основание пьедестала статуи было обнаружено французским археологом Шарлем Эрнестом Бёле в 1853 году . Оно находилось к западу от , недалеко от Пропилей Мнесикла. Это платформа размером 5,465 х 5,58 метра, частично вырубленная в скале и частично составленная из блоков крупнозернистого известняка. Квадратное отверстие размером 0,48 х 0,48 метра, куда вставлялся деревянный брус, бывший опорой статуи, было сделано приблизительно в центре платформы. Сейчас на сохранившихся блоках лежит несколько частей архитектурного пояса с иониками (яйцеобразным орнаментом с остриями в промежутках), сделанного из белого пентелийского мрамора. Возможно, что он украшал пьедестал статуи после реставрации в Римский период (однако равновероятно, что он относился к некоему римскому памятнику, стоявшему возле библиотеки Адриана).


Табличка с информацией о статуе, слева от которой виден ионический архитектурный пояс

Из дошедших до нас статуй того же типа, что и Афина Промахос, особо выделяются маленькая бронзовая скульптура Афины графа Элгина , хранящаяся сейчас в музее искусств Метрополитен, а также торс из Лувра, известный под названием «Афина Медичи » (голова от этого торса, по-видимому, находится в Национальном музее Рима).


Афинский Акрополь - главная достопримечательность Афин, настоящий символ Греции, а его главный храм Парфенон - «визитная карточка» этой страны.

Афинский Акрополь возник как защитное сооружение около 6-10 тысяч лет назад. Уже тогда этот скалистый отрог, расположенный сегодня на окраине Афин, привлекал своей неприступностью - скала высотой 70-80 метров с почти ровной верхней площадкой и крутыми склонами с трех сторон уже тогда служила убежищем для местного населения в случае нападения. Но по-настоящему укрепления здесь стали строить около 1250 года до н.э., когда холм был окружен мощными стенами в 5 метров толщиной, строительство которых потом приписывали циклопам.

Но настоящий расцвет пришел сюда в 5 веке до н.э., когда греки изгнали войска персидского царя Ксеркса. После себя персы оставили только разрушения, и правитель Афинского государства Перикл решил не восстанавливать руины, а отстроить Акрополь заново. Именно во время его правления и под руководством выдающегося скульптора Фидия этот религиозный центр города превратился в ту жемчужину, которая, пусть и с многочисленными, часто невосполнимыми разрушениями, дошла до наших дней, и которую теперь знает весь мир.

С 450 года до н.э. здесь были выстроены знаменитейшие сооружения древнегреческой архитектуры, главными из которых стали Парфенон (храм богини Афины Парфенос), Пропилеи, торжественный вход на Акрополь, храм Ники Аптерос (в отличие от общепринятого изображения, афиняне сделали свою Нику бескрылой, чтобы богиня победы не улетела от них), храм Эрехтейон, посвященный царю из древнегреческой мифологии Эрехтею, а также Нике и Посейдону, и статуя Афины Промахос, поражавшая своими размерами (21 метр) и величием, с отлитым из золота шлемом и наконечником копья, служившими своеобразным ориентиром для кораблей, видевших свет великой богини издалека.

Пронесшиеся столетия не пощадили Афинский Акрополь. В 6 веке была увезена в Константинополь и там погибла во время пожара приблизительно в 12 веке статуя Афины, сильно пострадали все храмы, в том числе и Парфенон, несколько раз на протяжении своей истории менявший название, бывший и католическим храмом, и мечетью, и едва не уничтоженный страшным взрывом пороха, произошедшим 26 сентября 1687 года во время осады города войсками венецианской республики. Лишь после обретения Грецией в 1830 году независимости было остановлено разграбление и растаскивание по крупнейшим музеям мира руин Акрополя, а с 1898 года стала проводится масштабная реконструкция памятника. http://omyworld.ru/2091




В Афинах открылся ультрасовременный музей Акрополя.


В музее выставлены уникальные находки античного времени, в частности мраморные скульптуры, которые являются частями фриза главного афинского античного храма Парфенона. Некоторые представлены в виде дубликатов, поскольку самая большая коллекция оригиналов до сих пор находится в Британском музее в Лондоне. В начале позапрошлого столетия их перевез в Британию лорд Элгин, тогдашний британский посол в Греции.

Греческая сторона уже несколько десятилетий подряд пытается вернуть себе эти экспонаты. Президент Греции Каролюс Папулиас в своей речи на открытии в который раз призвал лондонцев вернуть скульптуры. Но Британский музей считает себя их законным владельцем и подчеркивает, что именно здесь экспонаты бесплатно доступны посетителям со всего мира.

Скульптуры с Афинского Акрополя в музее.




Похоже, так выглядели богини с восточного фриза Парфенона.

Смотришь на сооружения архитекторов античности и становится грустно от того, что несмотря на то, что в настоящее время пытаются сохранить все сооружения, однако время уже значительно упущено. О былом великолепии можно только догадываться или прочитать в древних рукописях. Посмотрите вокруг этих сооружений, огромное количество безликих примитивных построек современности. Что мы оставим потомка?