Классическая греческая скульптура. Поздняя классика

Страница 1

Классический период древнегреческой скульптуры приходится на V - IV вв.до н.э. (ранняя классика или «строгий стиль» - 500/490 - 460/450 гг. до н.э.; высокая - 450 - 430/420 гг. до н. э.; «богатый стиль» - 420 - 400/390 гг. до н. э.; поздняя классика - 400/390 - ок. 320 гг. до н. э.). На рубеже двух эпох - архаической и классической - стоит скульптурный декор храма Афины Афайи на острове Эгина. Скульптуры западного фронтона относятся ко времени основания храма (510 - 500 гг. до н. э.), скульптуры второго восточного, заменившие прежние, - к раннеклассическому времени (490 - 480 гг. до н. э.). Центральный памятник древнегреческой скульптуры ранней классики - фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии (около 468 - 456 гг. до н. э.). Другое значительное произведение ранней классики - так называемый «Трон Людовизи», украшенный рельефами. От этого времени дошел также ряд бронзовых оригиналов - «Дельфийский возничий», статуя Посейдона с мыса Артемисий, Бронзы из Риаче. Крупнейшие скульпторы ранней классики - Пифагор Регийский, Каламид и Мирон. О творчестве прославленных греческих скульпторов мы судим, главным образом, по литературным свидетельствам и поздним копиям их произведений. Высокая классика представлена именами Фидия и Поликлета. Ее кратковременный расцвет связан с работами на афинском Акрополе, то есть со скульптурной декорацией Парфенона (дошли фронтоны, метопы и зофор, 447 - 432 гг. до н. э.). Вершиной древнегреческой скульптуры были, no-видимому, хрисоэлефантинные статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского работы Фидия (обе не сохранились). «Богатый стиль» свойственен произведениям Каллимаха, Алкамена, Агоракрита и других скульпторов к. V в. до н. э Его характерные памятники - рельефы баллюстрады небольшого храма Ники Аптерос на афинском Акрополе (около 410 г. до н. э.) и ряд надгробных стел, среди которых наиболее известна стела Гегесо. Важнейшие произведения древнегреческой скульптуры поздней классики - декорация храма Асклепия в Эпидавре (около 400 - 375 гг. до н. э.), храма Афины Алей в Тегее (около 370 - 350 гг. до н. э.), храма Артемиды в Эфесе (около 355 - 330 гг. до н. э.) и Мавзолея в Галикарнассе (ок. 350 г. до н. э.), над скульптурной декорацией которого работали Скопас, Бриаксид, Тимофей и Леохар. Последнему приписываются также статуи Аполлона Бельведерского и Дианы Версальской. Имеется и ряд бронзовых оригиналов IV в. до н. э. Крупнейшие скульпторы поздней классики - Праксителъ, Скопас и Лисипп, во многом предвосхитившие последующую эпоху эллинизма.

Праздничная и богатая жизнь во время праздника и на тарелках для общественной деятельности. Одним из достижений классического эллинского полиса является интеграция гражданина, его подчинение структуре полиса и превращение его в реальный конечный элемент этой структуры. Эта гибкость классического полиса компенсируется сниженной мобильностью отдельного гражданина. Он всегда находится перед сообществом, и его отношения с ним прямые. Гражданские действия неубедительны.

Эти интимные отношения между гражданином и вежливым сообществом во многом напоминают атмосферу в старых родовых коллективах, и поэтому традиционные термины племенного и семейного родства продолжают служить выражением политических отношений. Воинствующее сообщество, однако, является лишь тенденцией к множеству равных граждан. В некоторых случаях достаточная видимость для такой эквивалентности. Но сообщество полисов - это иерархическая структура с уровнями все более и более прав, полномочий и форм представительства.

Греческая скульптура частично уцелела в обломках и фрагментах. Большинство статуй известно нам по римским копиям, которые исполнялись во множестве, но не передавали красоты оригиналов. Римские копиисты их огрубляли и засушивали, а переводя бронзовые изделия в мрамор, уродовали их неуклюжими подпорками. Большие фигуры Афины, Афродиты, Гермеса, Сатира, которые мы сейчас видим в залах Эрмитажа,- это только бледные перепевы греческих шедевров. Проходишь мимо них почти равнодушно и вдруг останавливаешься перед какой-нибудь головой с отбитым носом, с попорченным глазом: это греческий подлинник! И поразительной силой жизни вдруг повеет от этого обломка; сам мрамор иной, чем в римских статуях,- не мертвенно-белый, а желтоватый, сквозистый, светоносный (греки еще натирали его воском, что придавало мрамору теплый тон). Так нежны тающие переходы светотени, так благородна мягкая лепка лица, что невольно вспоминаются восторги греческих поэтов: действительно эти скульптуры дышат, действительно они живые.

Все эллинские полисы развивают институты Национального собрания, совета, который ведет дела полиса, магистратов, возглавляемых советом, и судей для решения гражданских дел. Различие между демократической афинской и олигархической спартанской системой заключается в существовании или отсутствии общего принципа или цензуры для доступа к собранию, советам, судам и магистратам. Объединив элементы монархии и олигархии, структура спартанской общины поддерживает закрытое, консервативное общество.

Политическая демократия в Афинах. Афинская общественная система более типична для классической политической структуры. Мы видим определенный баланс между тенденциями к близости и открытости. Национальная ассамблея в Афинах охватывает большее число граждан и часто встречается - четыре раза в одном судебном разбирательстве. Всегда 50 человек, они составляют одну десятую часть совета и представляют одну из десяти территориальных рабов. Эта система обеспечивает демократическую основу власти. Собственно учитывать коэффициент культуры афинской полис-системы.

В скульптуре первой половины века, когда шли войны с персами, преобладал мужественный, строгий стиль. Тогда была создана статуарная группа тираноубийц: зрелый муж и юноша, стоя бок о бок, делают порывистое движение вперед, младший заносит меч, старший заслоняет его плащом. Это памятник историческим лицам - Гармодию и Аристогитону, убившим несколькими десятилетиями раньше афинского тирана Гиппарха,- первый в греческом искусстве политический монумент. Он вместе с тем выражает героический дух сопротивления и свободолюбия, вспыхнувший в эпоху греко-персидских войн. «Не рабы они у смертных, не подвластны никому»,- говорится об афинянах в трагедии Эсхила «Персы».

И традиция, в какой-то мере, определяет безошибочное мобильное решение проблем взаимоотношений личности и личности, свободы и нечестности. Демократическая система в Афинах реализуется на практике лишь незначительно. Национальное собрание встречается без требования кворума. В определенный момент встречи становятся настолько формальными, что афиняне начинают бежать от них, идут к гражданам, которые не заняты едой. К этому добавляются условия слабо регулируемой правовой системы и в основном устное решение всех публичных вопросов.

Они налагают высокую способность говорить тем, кто осмеливается выступить в Национальном собрании и совете. Таким образом, на практике власть остается в руках немногих. Конечно, Архонты или такой талантливый стратег, как Перикл, заказываются вместе с ним. Его противники вмешиваются и ограничивают его авторитет, но он не перестает напоминать единое целое, как утверждает Фукидид.

Сражения, схватки, подвиги героев. Этими воинственными сюжетами переполнено искусство ранней классики. На фронтонах храма Афины в Эгине - борьба греков с троянцами. На западном фронтоне храма Зевса в Олимпии - борьба лапифов с кентаврами, на метопах - все двенадцать подвигов Геракла. Другой излюбленный комплекс мотивов - гимнастические состязания; в те далекие времена физическая тренированность, мастерство телодвижений имели решающее значение и для исхода битв, поэтому атлетические игры были далеко не только развлечением. Еще с 8 века до н. э. в Олимпии проводились раз в четыре года гимнастические состязания (начало их впоследствии стали считать началом греческого летосчисления), а в V веке они праздновались с особой торжественностью, причем теперь на них присутствовали и поэты, читавшие стихи. Храм Зевса Олимпийского - классический дорический периптер - находился в центре священного округа, где происходили состязания, они начинались с жертвоприношения Зевсу. На восточном фронтоне храма скульптурная композиция изображала торжественный момент перед началом конских ристалищ: в центре - фигура Зевса, по сторонам от нее - статуи мифологических героев Пелопа и Эномая, главных участников предстоящего состязания, по углам - их колесницы, запряженные четверкой коней. Согласно мифу, победителем был Пелоп, в честь которого и были учреждены Олимпийские игры, возобновленные потом, как гласило предание, самим Гераклом.

Рассматривая основы афинской полисской культуры как особой ситуации в сообществе, мы должны отметить две противоположные тенденции - общее ограничение числа полных граждан и противоположную тенденцию к их увеличению. Афиняне находятся на вершине. Они имеют политическое право участвовать в работе Национального собрания после их 20-летнего возраста и быть избранными в магистраты, когда им исполнилось 30 лет. В то же время у них также есть гражданские права на собственность, наследование и торговлю, женитьбу и иметь наследников.

Сразу после них, в общественной лестнице, есть метеоры, инопланетяне в Афинах. У них есть только гражданские права. Все остальные лица считаются юридически некомпетентными. Это не означает, что свободный спортсмен и раб в равной степени лишены. Женщина не имеет прав в общественном месте для политических и гражданских действий. Но сначала, через своего отца, мужа или сына, она приобретает свои заслуги. С другой стороны, он может иметь высокое положение в частном пространстве дома. Инвалидность никогда не охватывает все сферы полис жизни.

Библиотеки, издатели, книгораспространители: вместе или порознь
Практика показала, что, громко декларируя идеи интеграции и кооперации, по крайней мере, на уровне информационных технологий взаимодействия, библиотеки, издатели и книготорговцы, как правило, действуют сами по себе и не хотят (реже - не м...

Аллегория звука
Лица Дамы и ее служанки - души и ее сознания - умиротворены. В них отражается мир духа, как заметили некоторые комментаторы. Этот гобелен еще называют «музыкой сфер». Снова прическа Дамы напоминает язык пламени, а все животные освобождены...

Предусматривается также возможность подключения инвалидов к маргинальным сообществам, на уровне которых они чувствуют себя свободными. Но, как правило, полис фактически живет в меньших территориальных сообществах - Десяти, установленных Клинтон Филе и демо. Территориальное филе занимает свою организацию из старых клановых линий - у нее есть защитник-герой, праздник и ритуалы, соединяющие членов сообщества. Наполнители и дым также являются бляшками для административной жизни, для граждан. В братстве, которое объединяет несколько семей в едином культе, деятельность более приватная, и здесь женщина чувствует себя более равноправной мужу.

Питер Брейгель Старший
Часто к аллегории прибегал в своём творчестве Питер Брейгель Старший. Рассмотрим его картину "Две обезьяны на цепи" (см. приложение 56). Картина создаёт противоречивое настроение как безысходности, так и чего-то светлого, обнад...

Пятый век в истории скульптуры Греции классического периода можно назвать «шагом вперёд». Развитие скульптуры Древней Греции в этом периоде связано с именами таких знаменитых мастеров, как Мирон, Поликлен и Фидий. В их творениях образы становятся более реалистичными, если можно сказать, даже «живые», уменьшается схематизм, который был характерен для архаической скульптуры. Но главными «героями» остаются боги и «идеальные» люди.

Он обязан официально представить его членам прихода. В эпоху аттической классики религиозные общины являются платформой общения, в которой перемещенным лицам предоставляется временная свобода. На празднике Деметры Тесмофороса свободные женщины не только покидают свои дома, но, под защитой праздничного порядка, они могут вести себя свободно и даже растворяться. В свою очередь, афийские рабы посвящают себя Элеусину и участвуют в тайнах в равной степени со свободными афинянами и иностранцами. В традиционных культурах всегда есть способ компенсировать ограниченные права на социальные действия.

Мирон, живший в середине 5 в. до н. э, известен нам по рисункам и римским копиям. Этот гениальный мастер прекрасно владел пластикой и анатомией, чётко передавал свободу движения в своих работах («Дискобол»). Так же известно его произведение "Афина и Марсий", которое сотворено на основе мифа про этих два персонажа. Согласно легенде, Афина изобрела флейту, но во время игры заметила, как некрасиво изменилось выражение её лица, в гневе она кидает инструмент и проклинает каждого, кто будет на нём играть. За ней всё время наблюдало лесное божество Марсий, которое испугалось проклятия. Скульптор попытался показать борьбу двух противоположностей: спокойствия в лице Афины и дикости в лице Марсия. Современные ценители искусства до сих пор восхищаются его творчеством, его скульптурами животных. К примеру, сохранено около 20 эпиграмм на бронзовую статую из Афин.

В этом случае фактический, высокий и чиновник не исключает низкую, традиционную и сторону. Афинская культура не только запоминает прошлое, но и сохраняет ее как возможность в синхронизации с другими ответами. Таким образом, старый тип сообщества, военное объединение равных мужчин, унаследованное время от времени, лежит в основе политических партий, которые подрывают афинскую политическую демократию.

Свобода и рабство в эпоху классики. Из этого обзора следует четко указать, что термин свобода не является одномерной твердой позицией. Если мы понимаем свободу как возможность для того или иного акта, лучше поговорить о ее различных проявлениях на разных платформах для реализации сообщества, разработанных системой аттической культуры. Пока мы определили три вида свободы - политические, гражданские и частные. Полным гражданином в классических Афинах является тот, у кого есть первые две свободы. Вниз по лестнице следуют более свободные, самые низкие - рабы.

Поликлет, творивший в Аргосе, во второй половине 5 в. до н. э, является ярким представителем пелопонесской школы. Скульптура классического периода богата его шедеврами. Он был мастером бронзовой скульптуры и прекрасным теоретиком искусства. Поликлет предпочитал изображать атлетов, в которых простые люди всегда видели идеал. Среди его работ известны статуи "Дорифора" и "Диадумена". Первая работа – это сильный воин с копьем, воплощение спокойного достоинства. Вторая - стройный юноша, с повязкой победителя в соревнованиях на голове.

Понятно, какова экономическая функция этого ограничения прав. В случае продолжительного производства и неразвитых инструментов необходимое количество человеческих единиц производится для производства требуемого продукта. Под экономической основой мы находим эффект культурного фактора. Исправление сохраняется в связи с новым взглядом на недостойную трудовую деятельность. Мастерство и мелкая торговля в Афинах в основном управляются лунами, черным трудом рабов, городская полиция также является рабом.

И рабы, подобные ветрам, - иностранцы. Только сельскохозяйственные работы считаются достойными свободного гражданина. Культурный фактор, скрытый в идеях достойной и недостойной деятельности, является своего рода колледжем наших и незнакомцев. Рабы и луны просто чужды, а значит, и из-за коробки.

Фидий – ещё один яркий представитель творца скульптуры классического периода. Его имя ярко зазвучало в период расцвета греческого классического искусства. Самыми известными его скульптурами являлись колоссальные статуи Афины Парфенос и Зевса в Олимпийском храме из дерева, золота и слоновой кости, и Афины Промахос, изготовленной из бронзы и расположенной на площади Афинского Акрополя. Эти шедевры искусства безвозвратно утрачены. Лишь описания и уменьшенные римские копии дают нам слабое представление о великолепии этих монументальных скульптур.

Взгляд на искусство в эпоху классики. В стиле того, что хранится классикой как изобразительное искусство, действуют две неоднократно сформулированные тенденции - одна для строгой цели для традиционного использования сообществом, а другая для рассеянного использования для использования другими способами, а не обязательно для определенного сообщества. Функция, которую мы называем искусством, развивается по второй тенденции. Если мы хотим быть точными, в произведениях искусства классического века, мы должны искать признаки необрезания в сочетании с особенностями свободного эстетического использования, которые мы привыкли говорить о искусстве.

Афина Парфенос – яркая скульптура классического периода, была построена в храме Парфенон. Она представляла собой 12-метровую деревянную основу, тело богини покрывали пластинки из слоновой кости, а сама одежда и вооружение смастерены из золота. Примерный вес скульптуры – две тысячи килограмм. Удивительно, но золотые части каждые четыре года снимали и взвешивали заново, так как они являлись золотым фондом государства. Фидий украсил щит и постамент рельефами, на которых изобразил себя и Перикла в сражении с амазонками. За это его обвинили в святотатстве и отправили в заключение, там он и умер.

Эта ситуация хорошо выражена в отношении к изобразительному искусству эпохи классиков. Он определяется следующей иерархией. С одной стороны, искусство и не искусство не разделены четкой границей. Нет искусства, а человеческая деятельность - что-то между наукой и художественным творчеством. Это говорит греческое слово для искусства. Согласно классификации этих действий в звуке девяти, возглавляемых Аполлоном, понимается, что для эллинов нет абстракции художественной литературы. Музы представляют отдельные типы поэзии, исторической прозы и астрономии, исключая художественные сферы, такие как красноречие.


Статуя Зевса ещё один шедевр скульптуры классического периода. Её высота четырнадцать метров. Статуя изображает верховного греческого божества сидящим с богиней Никой в руке. Статуя Зевса, по мнению многих искусствоведов, является величайшим творением Фидия. Её соорудили, используя ту же технику, что и при сотворении статуи Афины Парфенос. Фигуру сделали из дерева, изобразили обнаженной по пояс и покрыли пластинами из слоновой кости, а одежду покрыли золотыми листами. Зевс восседал на троне и в правой руке держал фигуру богини победы Ники, а в левой находился жезл, который являлся символом власти. Статую Зевса древние греки воспринимали как очередное чудо света.

Но они в основном исключают произведения искусства, связанные с работой, напоминающие мастерство - архитектуру, скульптуру и живопись. Такие виды деятельности не считаются искусством в неспециализированном греческом смысле. Скульпторы, архитекторы и художники - ремесленники, потому что они зарабатывают деньги и питаются своим трудом. Пока поэт и ученый являются сплоченными свободными людьми, деятельность которых не приводит к продукту денежной ценности. Вот почему архитекторы, скульпторы и художники обычно являются инопланетянами.

Не влияет ли эта ситуация на самооценку скульпторов и живописцев и, следовательно, на их работы? Интересно, что, подобно скульпторам, скульпторы подписывают свои работы. Эти подписи сообщают об их движении в греческом мире. Однако нам нужно различать уверенность в себе ремесленника, основанную на занятии ремесла, и самооценку художника, которая создает уникальный артефакт. Не из-за такой самооценки, что вазописатели и скульпторы в классическую эпоху. Как указывает опытный археолог и знаток афинской культуры, Франсуа Шаму, тогда это невозможно.

Афина Промахос (примерно 460 год до нашей эры), 9-метровая бронзовая скульптура древней Греции была сооружена прямо среди развалин, после того, как персы разрушили Акрополь. Фидий «рождает» совсем другую Афину – в образе воительницы, важной и строгой защитницы своего города. В правой руке у неё мощное копье, в левой щит, а на голове шлем. Афина в этом образе представляла собой военную мощь Афин. Эта скульптура древней Греции как будто бы царила над городом, и каждый, кто путешествовал по морю вдоль берегов, мог созерцать искрящиеся в лучах солнца, покрытые золотом верхушку копья и гребень шлема статуи. Кроме скульптур Зевса и Афины, Фидий творит образы из бронзы других богов в хрисоэлефантинной технике, принимает участие в конкурсах скульпторов. Так же он был руководителем больших строительных работ, к примеру, возведение Акрополя.

Напротив, художественные произведения выражают коллективный дух времени, свидетельствуют о способности тех, кто создал их, продолжать работу других. Эта способность коренится в ограничениях коллективов и устойчивости значений, которые их связывают. Искусство классики подразумевает ремесленные каноны и, следовательно, достигает виртуозного технического совершенства. Если подпись отсутствует, трудно претендовать, от руки которой была создана статуя. Различные почерк школ и групп, но не отдельные стили.

На большом фризе Парфенона нельзя идентифицировать самого Фиделя, но только его почерк, который другие, вероятно, следуют послушно. Архитектура. В области того, что мы теперь называем изобразительным искусством, архитектура особенно характерна для эпохи. Его основное выражение, храм, связывает работу архитектора, скульптора и живописца. Изобразительное искусство в классической эпохе продолжает существовать в одном комплексе, как музыка в единстве пения, игры и танца. По сравнению с архитектурой в области архитектуры храма, классика выражается более свободно.