Венера таврическая была установлена в летнем саду

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

Венера Таврическая. Описание одной статуи.

В Эрмитаже, куда в университетские годы и позже, пока жил в центре города, я заходил постоянно, продлевая прогулки уже во времени, я нет-нет спускался в залы античной скульптуры, где ничем особо не интересовался, ощущая присутствие за поворотом одной-единственной статуи, по сравнению с которой все вокруг меркнет.

Это литературные «фикции», за которыми маццони-ручка скрывается в своеобразной самооценке его картины, которая также была автором некоторых литературных произведений. Трудно связать с сонетом соответствующую картину Маццони. Я, 58: «Это не тело, которое грешит, но ум, поэтому, если нет намерения, нельзя говорить о вине».

Массимилиано Симоне, Анимированные и неодушевленные. Скульптуры были впервые размещены на внешнем фасаде и во дворе дворца консерватории; то первоначальное ядро ​​было обогащено последующими приобретениями находок из городских раскопок, из Ватикана или купленных специально. К сожалению, наличие серьезных проблем с проникновением воды и влаги заставило галерею «Лапидари» приблизиться к публике, а затем из музея были исключены залы Нового музея и Новый Армейский дворец Консерватории. Палаццо деи Консерватори, украшенные фресками в истории Рима, располагают самыми известными столицами из бронзы, такими как Лупа, Спинарий и Гросс; в большом стеклянном лобби на первом этаже дворца находится конная статуя Марка Аврелия, когда-то размещенная в центре площади, и остатки Храма Юпитера Капитолия.

Афродита (Венера Таврическая). Римская копия с греческого оригинала III в. до н.э. Мрамор.

Мрамор не сохранил своей чистоты и свежести, из-за этого статуя не кажется чем-то особо привлекательной. Но если представить ее во всей первозданной чистоте белоснежного мрамора, слегка окрашенного под телесный цвет, как делали греки, со зрачками, излучающими свет и жизнь, все меняется.

Исследователи, участвующие в Исследовательском проекте Механизма Антикитера, используя рентгеновскую томографию и другие методы визуализации, смогли расшифровать надписи на внешней и внутренней сторонах 82 сохранившихся фрагментов. Размер некоторых символов составляет около 1, 2 мм.

Информация, полученная из текста, содержит более ранние предположения об устройстве, механизм античности, вычисляющий положение Солнца, Луны и Планет, а также фазы Луны и даже предстоящие солнечные и лунные затмения. Хотя механизм также показывает положение планет и Солнца в зодиакальных созвездиях, основные функции устройства являются астрономическими. «Это нечто более серьезное, чем игрушка», Проф.

Богиня только что искупалась и вышла на уединенный берег; услышав чьи-то голоса, она оглянулась в сторону, движения ее рук нетрудно угадать, - можно ли вообразить, что Афродита Книдская Праксителя была прекраснее? Или Венера Милосская? Между тем у Венеры Таврической удивительная история.

Известно, в преобразованиях Петра I славянофилы и западники в равной мере увидели лишь заимствования фасонов иноземной одежды, заговорили о приобщении к достижениям западной цивилизации, о европеизации России... Это лишь внешняя сторона, видимость, которая и поныне составляет один из черных мифов о России.

Сначала они не обратили внимания на другие находки, в том числе бронзовые и мраморные статуи, роскошное стекло и керамику. Но покрытые слоем отложений, фрагменты бронзового механизма, состоящие из обсадной колонны, ручки и десятков передач, вскоре привлекают внимание ученых. Исследования продолжались от различных команд в течение ближайших десятилетий.

Вращая рычаг, зубчатая передача металлических зубчатых колес установлена ​​для установки положений разных указателей на передней панели устройства. Дизайн во многом похож на часы, но современные описания также представляют его как «аналоговый компьютер». Считается, что это было сделано между 200 и 70 годами до нашей эры и не имело аналогов в течение следующей тысячи лет.

Ни одна культура не развивается без заимствований. Величайшую восприимчивость к цивилизациям Востока проявила древнегреческая культура, которую Рим взял за основу своей, основу, отринутую христианством как языческая. Новое обращение к первоистокам европейской цивилизации в странах Европы в XIV - XVI веках и породило эпоху Возрождения.

Показания существования таких устройств существуют в древних текстах. Цицерон упоминает механизмы, которые моделировали движение планет в небесной сфере, работу Архимеда, и привезли в Рим после осады Сиракуз. Он также упоминает, что его современник и знакомый, поэт Посидоний, философ, также построили такое устройство.

Он также упоминает обычные способы «создания сфер», которые сегодня воспринимаются как свидетельство забытой традиции.

Показания существования таких устройств существуют в древних текстах. Цицерон упоминает механизмы, которые моделировали движение планет в небесной сфере, работу Архимеда, и привезли в Рим после осады Сиракуз. Он также упоминает, что его современник и знакомый, поэт Посидоний, философ, также построили такое устройство.

То же самое Россия пережила в свои исторические сроки. Тут нет речи об отсталости, как нельзя говорить об отсталости младшего брата по отношению к старшему, пусть первый будет стараться подражать второму; и о заимствованиях много говорить не следует, тем более если младший гениально одарен.

Самые впечатляющие свойства и черты ренессансных эпох и личностей - это гениальность и универсализм познаний и дарований. Можно ли представить короля, властителя, царя из всех времен и народов, чтобы он при этом предстал превосходным кузнецом, плотником, токарем, кораблестроителем, полководцем, ценителем книг и искусства, выправителем алфавита?

А знаете ли вы, откуда взялась в Эрмитаже Венера Таврическая? Из Тавриды? Из Греции? Из Италии?
Или из Таврического дворца? Видимо, да. Но туда она попала из Летнего сада, где мраморная статуя обнаженной богини была впервые в России выставлена на всеобщее обозрение летом 1719 года.

На Руси еще не видели белых дьяволиц, как христиане называли изваяния богини любви и красоты, ломая ей руки и сбрасывая в канаву. Отрытую из-под земли статую, столь редкой сохранности и уникальной красоты, купить, оказалось, не так просто: Ватикан, прознав о находке и сделке, наложил арест на статую Венеры.

Пришлось вмешаться министрам царя, вступить в переговоры с кардиналами, обещать им доставить мощи святой Бригитты, прежде чем позволили покинуть пределы благословенной Италии Венере. Вывезти ее морем не решились: а вдруг буря, кораблекрушение?

Везли не спеша через Вену и на санях, дождавшись зимы. Чуть ли не год или два царь Петр, совершив второе путешествие по Европе, пережив трагедию с бегством сына к австрийскому императору и смерть младшего сына, вел переписку со своими послами о доставке Венус в Санкт-Петербург. Постигшие бедствия не сломили его дух. Он устроил на Неве и в Летнем саду уникальное для православной Руси празднество в честь античной гостьи.

Что это было? Мережковский свой исторический роман о Петре I и Алексее начинает с упоминания об этом празднестве, хотя последний к этому времени, как год скончался, не вынеся пыток, обычного способа дознания во всех странах исстари.

Появились фильмы и исследования, в которых царя показывают чуть ли не самолично истязающим сына и первую жену Евдокию. Все это выдумки! То есть из той же серии черных мифов о России. Но если, допустим, это правда, сохранились документы, внушающие доверие у историков, - а таких документов нет, - во всех странах при раскрытии заговора у трона летели головы и самых близких к властителю в первую очередь. Тут нет новости.

Не в жестокостях и принуждениях суть деяний царя-реформатора. Не в этом его уникальность. У нас и поныне посмеиваются над празднествами, какие любил устраивать царь Петр. Даже Пушкин в «Арапе Петра Великого» не без юмора упоминает ассамблеи, какие учредил царь, приучая русское общество к свету, в котором столь любил бывать сам поэт в свое время.

Между тем театр возник, вся культура античности зачиналась со всенародных празднеств. Вот к чему приобщал русский народ царь-реформатор, как гениальная личность скорее всего бессознательно, но заключая в себе все богатство человеческой природы, как греки.

Теперь представьте Летний сад. Со стороны Невы в галерее из двенадцати парных колонн высится статуя Венеры. Гости, а это знать и мастеровые, строители города и кораблей, съезжаются на лодках и барках. На пристани восседает на бочках с вином Вакх, который всех привечает чаркой вина.

Вдоль аллеи, ведущей к Летнему дворцу, установлены столы с холодной закуской, и там царь с царицей приветствуют гостей. Трубы, барабанный бой и пушечная пальба над Невой возвещают о начале празднества в честь Венус.

На лодках подъезжают ряженые, изображающие богов, нимф и сатиров во главе с Нептуном. Празднество в разгаре. На Неве возгораются огни с разнообразной символикой и фейерверк.

Здесь в годах лишь ближайшие сподвижники царя, в большинстве все молоды, а из дам и вовсе все еще юны. На дощатой галерее у Летнего дворца играет оркестр; ряженые закружились в хороводе, к ним присоединяется публика, а в разгар веселья и царь с царицей; хороводу тесно, и он растекается по аллеям Летнего сада.

Это больше, чем празднество, а мистерия, с явлением в умах и миросозерцании русских поэтов и художников богов Греции, как было и в странах Европы в эпоху Возрождения.

Подобное празднество, изумившее Европу, устроил в Таврическом дворце и саду 28 апреля 1791 года Потемкин, князь Таврический, формально в честь императрицы Екатерины II. Там были выставлены произведения искусства: картины, скульптуры, бюсты, - исключительные, и среди них Венера, в честь которой устроил празднество царь Петр, в скором времени, с заключением мира со шведами, объявленный императором всероссийским.

Венера Таврическая, взгляните на нее внимательнее при очередном посещении Эрмитажа или на снимок, теперь ясно, это символ Ренессанса в России, с его первоистоками в античности, что вполне сознавал Петр I, величайшая ренессансная личность. «Как же! - мне сказала главный редактор издательства «Аврора», куда я заглянул с рукописью книги «Ренессанс в России» (женщина). - Он рубил головы стрельцам...»
Святая простота! Так-то проглядели эпоху Возрождения в России, то и дело впадая в самоуничижение и юродство, вплоть до разрушения великого государства.

Есть сонет, посвященный Венере Таврической. В Эрмитаже эта уникальная статуя занимает не лучшее место: при входе в большой зал в углу, - большинство посетителей проходят мимо, не выделяя ее среди множества скульптур. А если с экскурсоводом, группа останавливается у прохода, внимание у всех рассеяно; не знаю, что рассказывает экскурсовод, между тем Венера Таврическая достойна выситься одна в небольшом зале, чудесный символ Ренессанса в России, что воплощает и Эрмитаж со всеми его сокровищами (отнюдь не императорскую власть, как думают несведущие в искусстве).