Дворец Дожей – роскошная резиденция древнего венецианского правительства. Дворец дожей.

Архитектурный памятник Италии, выполненный в готическом стиле.

Автором проекта является Филиппо Календарио. Строительство дворца происходило на протяжении 115 лет 1309-1424. В 1577 году произошел пожар, существенно повредивший здание. Дворец восстановили в старом стиле вопреки тому, что был рассвет архитектуры ренессанса. Здание было резиденцией дожей. Дож – глава правления Венецианской республики, который избирался на пожизненный срок путем многоступенчатого голосования. Претенденты на должность дожа происходили из самых влиятельных родов Венеции. Институт дожей просуществовал более тысячи лет,его упразднил Наполеон в 1797 году.

Также во дворце заседали сенат, Большой совет, коллегия, Верховный суд, морское ведомство, тайная полиция и другие представители государственного аппарата. Дворец Дожей отличается от своих дворцов-современников тем, что он не является крепостью.

Дворец это трехэтажное здание в форме русской буквы «П», выполненное из серого, белого и розового мрамора. Здание имеет два фасада, которые образуют прямой угол. Первый этаж – это галерея заостренных кверху арок, которые опираются на колонны. Второй этаж также образован колоннами, но менее толстыми и более высокими, а в верхней части находится ряд лож, украшенных орнаментом в виде четырехлистника. Третий этаж – гладкая стена, облицованная белым мрамором, которую прорезают крупные и мелкие окна. На южном фасаде находится балкон, который являлся трибуной дожа. Над балконом установлен монумент Правосудия Алессандро Витториа.


Стена по периметру увенчана ажурными белыми мраморными зубцами. Дворец имеет два основных входа; — Порта делла Карта (бумажные ворота) – парадный вход дворца Дожей. Над воротами изображен крылатый лев и перед ним на коленях дож Франческо Фоскари. Бумажными ворота назывались из-за традиции вывешивать на них объявления. — Порта дель Фрументо (пшеничные ворота) — выходят на набережную и являются стартовой точкой экскурсий по дворцу.

Итальянский художник Франческо Гварди изобразил дворец в картинах «Дворец Дожей в Венеции» — находится в Лондонской Национальной Галерее,


а также «Аудиенция дожа в Зале Совета во Дворце дожей» находится в Парижском Лувре.


Сегодня Дворец Дожей, хранящий множество тайн и легенд, притягивает толпы туристов. Приподнять завесу неизвестного можно с помощью двухчасовой экскурсии стоимостью 10 евро с человека.

Официальный сайт: palazzoducale.visitmuve.it – тут же можно заказать билеты онлайн за 20 евро, чтобы не стоять в очередях.

Просмотреть на карте большего размера

Дворец Дожей в Италия - величайший архитектурный памятник города. Когда-то здесь располагалась резиденция правителей Венецианской республики, самого могущественного, богатого и развитого морского государства в Средние века. А сейчас здесь музей и толпы туристов со всего мира. Главное богатство дворца для туристов и многочисленных экскурсионных групп - его прохлада (удивительно, даже в сорокаградусную жару в Венеции редко где можно встретить кондиционер), что очень актуально летом и потолочные фрески с лепниной. Если вы застудили шею, приходите в другой раз: смотреть придется в основном на потолок.

За годы своего существования дворец успел побывать местом резиденции правительства Венецианской республики , местом заседания Совета и Большого Сената, пристанищем тайной полиции. Во дворце очень много тайных лестниц и коридоров, в которые пускают туристов. Но будьте осторожны, заблудиться очень легко!

Архитектура Дворца Дожей очень эклектична, поскольку строился и достраивался он в разные времена за всю славную историю своего существования. Ныне существующий - уже четвертый дворец по счету. Первое здание возведено в Античность, судя по раскопкам, это была крепость. В ходе восстания в X веке была разрушена. В 1106 году сгорело второе, а третье было разрушено самими венецианцами, так как не соответствовало представлению венецианцев о величии государства.

Нынешний дворец был сооружен предположительно в XII веке. На то время в городе не строили привычные замки с толстыми стенами. Море - главное укреплением, а хорошо обученный флот Венеции - его защита. Главный архитектор Дворца Дожей - Филиппо Календарио, он значительно усовершенствовал его внешний вид. Для окончательного строительства были приглашены ломбардские и флорентийские ремесленники, большая часть здания была построена и отделана династией Бон, венецианскими мастерами по мрамору.

Особенности

Дворец Дожей - единственная в мире постройка, где к основным законам архитектуры прибегают лишь от случая к случаю. Сперва кажется нелогичным, что массивная часть дворца стоит на легких, ажурных арках, дворец будто перевернут. Но несмотря на это, каждые детали архитектурной композиции прекрасно сочетаются друг с другом. На облик дворца смотреть приятно. Открытая аркадная галерея первого этажа - это место, где можно укрыться от палящего солнца летом. Здесь приятно отдохнуть и насладиться красотами внешней отделки дворца.


Музей Дожей

Вы уложитесь в несколько часов, если пожелаете осмотреть дворец самостоятельно. Если останется время и силы, обязательно сходите на любопытную экскурсию «Тайный маршруты»: тайные лестницы, камеры пыток, piombi - тюремные камеры под крышей (туда же был брошен без обвинений Казанова). В общем, полицейская сторона венецианского государства, которую по обычным входным билетам увидеть нельзя.

Дворец дожей на площади Сан-Марко, полноправный участник её великолепного, известного на весь мир архитектурного ансамбля, обладает, если так можно сказать, двойственным характером. Снаружи Дворец дожей, главное административное здание когда-то могущественной Венецианской республики, выглядит ажурным, изящным, почти невесомым; внутри же его интерьеры и росписи поражают своей мрачной, давящей и даже какой-то зловещей красотой.

Венецианские аристократы как никто иной знали толк в роскоши, и посетители – будь то иностранные посланники или собственные граждане – должны были сразу понимать, куда (и к кому) на аудиенцию они попали.

Немного истории

Здание Дворца дожей, которое вы видите сегодня, появилось в XIV - XV веке, его строили более ста лет с 1309 по 1424 годы, а архитектор Филиппо Календарио указывается как предположительный автор проекта. Архитектурный стиль Дворца дожей: готика.

Однако уже в 810 году на этом месте существовало строение, выполнявшее административные функции, но это был не дворец, а крепость. Постепенно росло могущество Венеции, и необходимость в крепости отпала – республику защищал отличный сильный флот. Так появился нынешний Дворец.

На протяжении истории несколько раз резиденция правителей Венеции подвергалась разрушительным пожарам – иногда вследствие мятежей и поджога разгневанными горожанами, иногда – по случайности, какой судьбы не избежал почти ни один из средневековых замков. После любых повреждений Дворец заново отстраивался лучшими венецианскими архитекторами, вследствие чего стиль постепенно сменялся с готического на ренессансный.

Художники, архитекторы и скульпторы, работавшие над оформлением фасада, интерьеров и росписью стен и потолков Дворца дожей – это целая плеяда мастеров времен расцвета Венецианской республики. Сегодня внутри вы увидите работы Пьетро Ломбардо, Якопо и Доменико Тинторетто, Тициана, Веронезе и многих-многих других. Увы, большой пожар 1577 года уничтожил множество шедевров-подлинников, хранившихся в одном крыле дворца, так что это восстановленные позднее работы.

Залы Дворца дожей

Во время визита по Дворцу дожей вы проходите через залы, в которых базировались все органы власти Венецианской республики. Здесь находился непосредственно сам правитель – дож, заседали Большой Совет (специальный венецианский орган) и Сенат, располагались органы юстиции, инквизиции и другие ведомства. Здесь же неподалеку после оглашения приговоров в помещении тюрьмы томились осужденные.

Перечислю самые главные и интересные залы Дворца-музея.

Кстати, приготовьтесь, что после его посещения у вас может заболеть шея: почти все потолки залов настолько великолепны, что бо льшую часть времени идешь по Дворцу, задрав голову.

Итак, пройдя через кассы музея и небольшое помещение с античными колоннами и другими артефактами, вы оказываетесь во внутреннем дворе Дворца. Не торопитесь сразу войти, а обратите внимание на некоторые детали архитектуры, арки и скульптуры.



Затем по Лестнице гигантов вы поднимаетесь во Дворец и начинаете осмотр. На Лестнице находятся две статуи – Марса и Нептуна, олицетворяющие власть Венеции, распространявшуюся и на сушу, и на море. Можно немного пройти и по балконам.



Сразу при входе внутрь наверх ведет Золотая лестница – ещё один шедевр в ряду других, после чего вы попадаете в несколько залов и комнат поменьше, которые служили личными апартаментами венецианского дожа. Они все в основном располагались наверху и имели вид на лагуну.


Помещение под названием Liago в венецианском диалекте обозначало террасу или балкон, крытый стеклянной кровлей. Это было место (по сути – коридор), где члены аристократических семейств Венеции могли прогуливаться между заседаниями и общаться между собой, решая различные вопросы. Далее идет Зал Совета сорока (судебной коллегии). Её члены решали политические и экономические вопросы, а также заведовали уголовным и гражданским судопроизводством.

Зал Большого Совета занимает всё южное крыло Дворца. Это впечатляющий зал, считающийся самым большим среди объектов такого рода на территории всей Италии (54 метра в длину, 25 метров в ширину, 15 метров в высоту). Именно его украшали росписи и картины Пизанелло, Беллини, Джентиле да Фабриано, Тинторетто, Тициана, Веронезе и других выдающихся мастеров, однако они полностью сгорели в пожаре 1577 года. В 1590 году Якопо Тинторетто и его сын Доменико создали новую картину – «Рай», а Веронезе – большое полотно под названием «Триумф Венеции», и Зал впоследствии был восстановлен. В заседаниях Большого совета принимали участие все члены знатных венецианских семей мужского пола старше 25 лет. Решениям Совета должны были подчиняться все остальные органы власти республики.






Под потолком зала проходит фриз с портретами всех дожей Венецианской республики, кроме одного, Марино Фальера, казненного за попытку государственного переворота. На месте его предполагаемого портрета находится черное полотно, которое должно было символизировать забвение предателя.

Зал выборов – следующий зал, в котором оказываются посетители, пройдя из Зала Большого Совета. Зал компаса служил пристанищем органов инквизиции. Именно сюда можно было принести и опустить в специальный «почтовый ящик» в виде львиной пасти донос. Зал Совета Десяти – один из центральных административных залов, служивший местом проведения собраний так называемого венецианского совета десяти. Это был специальный орган, состоявший из высокопоставленных жителей Венецианской Республики, решавший судьбу политических преступников.

Зал Скарлатти , Зал карт , Зал Коллегии , Зал Сената – остальные самые значимые залы Дворца дожей. Несколько залов отведено также под большую коллекцию оружия разных периодов существования Венецианской республики.





После оружия визит по Дворцу-музею заканчивается осмотром таких объектов, как коридор через знаменитый Мост вздохов , пристроенный со стороны Дворцового канала и ведущий в так называемые Новые тюрьмы. Есть здесь и Старые тюрьмы, непосредственно во Дворце.

Но до них вы, скорее всего, уже не доберетесь – территория Дворца очень большая, впечатлений (и не самых приятных) вы получите много. Так что, выйдя на свежий воздух, к Венецианской лагуне, скорее всего, с удовольствием вдохнете полной грудью и подумаете о том, как хорошо жить в XXI веке и не зависеть от воли зловещего собрания влиятельных вельмож Венецианской республики. В общем, полное погружение в атмосферу гарантировано. Приятного визита!

Время работы Дворца дожей

С 26 марта по 1 ноября: с 8.30 до 19.00 (касса закрывается за час до окончания работы музея).

Со 2 ноября по 25 марта: с 8.30 до 17.30 (касса также закрывается за час до официального закрытия).

Дворец дожей закрыт 1 января и 25 декабря.

Адрес: Площадь Сан-Марко, вход через Porta del Frumento, со стороны набережной.

Билет во Дворец дожей дает право на вход также ещё в три музея на Площади Сан-Марко – это Археологический музей, Музей Коррер и Библиотека Святого Марка.

Венеция

Свое название дворец берет от резиденции дожа, верховного главы Венецианского государства. Ничего почти не осталось от первоначальной конструкции, построенной до 1000 года на основе уже существовавших римских стен. Это античное здание было уничтожено пожаром.

Нынешний Дворец Дожей построили каменотесы Филиппо Календарио, Пьетро Базейо и мастер Энрико. В 1400-1404 годах был закончен фасад, выходящий на лагуну, а в 1424 году и тот, который выходил на Площадь Святого Марка. Для завершения строительства здания были приглашены флорентийские и ломбардские мастера, но большая часть здания в стиле готики была выполнена членами семьи Бон, венецианскими мастерами - специалистами по обработке мрамора. В 1577 году очередной пожар уничтожил одно крыло здания и Антонио да Понте, создатель моста Риальто, восстановил первоначальный вид здания.

В центре восточного фасада находится большой балкон, выполненный учениками Сансовино в 1536 году. Над балконом стрельчатое окно и скульптурное изображение дожа Андреа Гритти перед символом Венеции. Над этим балконом установлена статуя Правосудия работы скульптора Алессандро Витториа. Именно с этого балкона в 1866 году было провозглашено воссоединение Венеции с Итальянским Королевством.

Слева от фасада, выходящего на Площадь Святого Марка, открывают доступ во двор Дворца Дожей Бумажные ворота - Порта делла Карта, созданные Джованни и Бартоломео Бон; в форме стрельчатой арки, украшенной в ее верхней части декоративными элементами в готическом стиле; на портале - дож Франческо Фоскари перед крылатым львом, а вверху - статуя Правосудия.

Через Бумажные ворота можно пройти в арочную галерею Фоскари, а затем во двор Дворца Дожей, в центре которого установлены два бронзовых парапета для колодцев работы Альфонсо Альбергетти (1559 г.) и Никколо деи Конти (1556 г.), литейщиками пушек.

Основной фасад с восточной стороны входа - работы Антонио Риццо, конец XV века, роскошно украшен Пьетро Ломбардо. Два фасада, которые обрамляют двор с южной и западной стороны, построены из красного кирпича Бартоломео Манопола в XVII веке.

Наверху северного фасада с Арочной галереей Фоскари установлен циферблат часов; у этого фасада два яруса арок: полукруглые в портике и стрельчатые в лоджии. В арочных галереях выделяются ниши с античными отреставрированными статуями. Этот фасад также является барочной работой Манопола. Справа, на высоком пьедестале установлен памятник урбинскому герцогу Франческо Мария делла Ровере работы Джованни Бандини (1587 год). Перед лестницей Гигантов открывается Арка Фоскари, начатая мастерами Бон в готическом стиле и законченная архитектором Риццо в стиле Возрождения. Над сооружением установлена статуя св. Марка и статуи других аллегорических фигур. Рядом с лестницей Гигантов расположен дворик Сенаторов. По традиции здесь во время торжественных церемоний собирались сенаторы.

Лестница Гигантов берет свое название от двух огромных статуй Марса и Нептуна, которые изваял Сансовино и его ученики. Она была построена по проекту Антонио Риццо в конце XV века. На верхней площадке лестницы совершалась церемония коронования дожей. Лестница ведет в крытую галерею второго этажа. Вдоль галереи и внутри дворца часто встречаются "пасти львов" - выгравированные головы львов, в которые опускались послания и тайные доносы, являвшиеся компетенцией различных управлений.

В парадные залы дворца можно подняться по "Золотой лестнице", спроектированной Сансовино в 1538 году для дожа Андреа Гритти и законченная Скарпаньино в 1559 году. Лестница, покрытая позолоченной лепниной, в старину предназначалась для важных гостей и для высокопоставленных лиц.

В зале Скарлатти собирались сановники алых тог, ожидавшие дожа для проведения официальных церемоний. Роскошная отделка этого зала была выполнена под руководством Пьетро Ломбардо. Богатый деревянный потолок относится к началу XVI века. На изящном мраморном камине установлен герб дожа Агостино Барбариго.

Зал Карт берет свое название от важных географических карт, украшающих стены, выполненных Джован Баттиста Рамнусио в 1540 году, а также Франческо Гриселлини и Джустино Менескарди в 1762 году. В центре зала два больших глобуса, относящихся к XVII веку.

В зале Коллегии собиралась Коллегия, состоящая из дожа, шести советников, старшин, главы Совета Десяти и Верховного Канцлера. Здесь принимались наиболее важные решения правительства республики. Этот зал был спроектирован Антонио да Понте в 1574 году. Великолепный позолоченный резной потолок создан Франческо Белло и является обрамлением аллегорических полотен работы Паоло Веронезе, среди которых над трибуной выделяется "Венеция на троне".

Зал Сената был также реконструирован Антонио да Понте. Рисунок прекрасного потолка был сделан веронцем Кристофоро Сорте. Вставленные в него панно созданы различными художниками, в том числе Тинторетто.

В зале Совета Десяти заседал трибунал, который вел следствия, касающиеся политических преступлений против государства. Трибунал возглавлял дож и в его состав входило десять членов Большого совета и шесть советников. Над этим залом находились тюремные камеры, так называемые Пьомби, со свинцовым потолком, в которых когда-то были заключены Джакомо Казанова и Джордано Бруно. В центре потолка помещен шедевр Паоло Веронезе "Зевс поражает молнией пороки", увезенный в 1797 году французами в Париж и до сих пор хранящийся в Лувре. В настоящее время на этом месте установлена копия этого знаменитого полотна, выполненная Якопо ди Андреа.

Зал Большого совета занимает все южное крыло. Его длина 54 метра, ширина - 25 метров, а высота - 15 метров. Его украшали шедевры Тициана, Веронезе, Тинторетто и других знаменитых художников, но все они погибли при пожаре 1577 года. По проекту Антонио да Понте зал был реконструирован. В настоящее время стена в глубине зала полностью покрыта живописным полотном "Рай", написанным Якопо Тинторетто и его сыном Доменико (1590 года). На потолке выделяется огромная овальная картина Паоло Веронезе "Триумф Венеции".

Из залов Управления Законов и Управления уголовных дел можно попасть в коридор, который проходя по мосту Вздохов, перекинутому через Дворцовый канал, ведет в Новые тюрьмы, спроектированные архитектором Антонио да Понте. По мосту проходят два коридора: верхний ведет в Новые Тюрьмы, а нижний возвращается на этаж портика Дворца Дожей. К Старым Тюрьмам принадлежали Пьомби, находящиеся под свинцовой крышей Дворца, и Поцци, находящиеся на уровне воды Дворцового канала, в которые сажали самых опасных заключенных. Тюремные камеры Поцци из-за их деревянной облицовки и убогого пространства навевают на посетителя мрачное ощущение, и легко можно представить настроение тех, кто был заключен здесь.