День бортпроводника 12 июля. Праздник воздушной профессии – День бортпроводника гражданской авиации. Бортпроводник – романтическая или опасная профессия

Блестящий лайнер, голубые высоты – и в считанные часы человек спускается по трапу на незнакомые земли, расположенные за тысячи километров от дома. Для кого-то авиаперелеты стали частью жизни. А кто-то поднимается на борт с дрожью в ногах.

Несмотря на распространенное мнение, авиатранспорт относится к самому безопасному. Пассажирам практически не о чем беспокоиться, вверяя свою жизнь опытным пилотам.

А о комфорте и безопасности во время полета побеспокоятся стюарды и стюардессы, которые прекрасно подготовлены и знают, как найти выходы в трудных или непредвиденных ситуациях. Этим труженикам посвящен профессиональный праздник Всемирный день бортпроводника гражданской авиации, который отмечается ежегодно 12 июля.

Бортпроводник – романтическая или опасная профессия?

Милые и всегда улыбающиеся стюардессы, строгие и собранные стюарды – привычное сопровождение во время полета.

Они знают несколько языков, умеют общаться с неуравновешенными личностями, способны оказать медицинскую помощь, имеют опыт обслуживания пассажиров.

Такое сочетание качеств психолога, медика, официанта, переводчика воплотила в себя романтическая и сложная профессия бортпроводник.

Этим людям приходится регулярно менять часовые пояса, преодолевать тысячи километров в воздухе, при этом оставаясь приветливыми и вежливыми.


Новые страны, земли, люди с одной стороны противостоят постоянным перегрузкам, неадекватному общению и многочасовым пребыванием на большой высоте. Вот и решайте, на сколько романтичная профессия стюардессы опасна для жизни.

История профессии насчитывает более 80 лет. Первые пассажирские перевозки не предусматривали присутствие дополнительного человека на борту самолета. Функции бортпроводника выполнял второй пилот.

О безопасности полетов задумались в Германии – и в 1928 году в небо поднялся лайнер, на котором пассажиров обслуживал стюард. В его обязанности входило обеспечение комфорта пассажиров. Поэтому набирали стюардов среди официантов элитных ресторанов.

В Америке в 1930 году возникла идея в качестве бортпроводников приглашать девушек.

В пользу этой идеи говорило требование привлекать симпатичных девушек, которые создадут дополнительную рекламу пассажирским авиаперевозкам. К тому же, представительницы прекрасного пола имеют меньший вес, что было немаловажно в то время для полетов.


Звание первой стюардессы получила Эллен Черч, проживающая в штате Айова. Девушка увлекалась полетами и брала частные уроки по пилотажу. Поэтому она рискнула предложить свои услуги авиакомпании, которая на удивление, рискнула испробовать в роли бортпроводника женщину.


Девушка прошла испытание, и ей было поручено набрать первый отряд стюардесс. Группа состояла из семи медсестер. Основные требования к ним были: возраст – до 25 лет и вес – до 52 килограмм.

Международный день бортпроводника: кто празднует?

К современным стюардессам не предъявляются требования по весу, как к первым бортпроводникам. Но, чтобы стать бортпроводником, придется окончить специальное учебное заведения. Кроме этого, при выборе персонала авиакомпании придерживаются принципов трех О.

О: образ внешний. Внимание обращают на речь, мимику, внешнюю привлекательность, макияж, умение держать себя.

О: образ внутренний. Речь идет об определенных чертах характера: самообладания, сдержанности, коммуникабельности, стрессоустойчивости, решительности.

О: образ профессиональный. Здесь претенденты обязаны показать те знания и навыки, которые они приобрели в учебном заведении или на прежней работе.


Современный бортпроводник – это гарантия обеспечения комфорта и безопасности пассажиров во время полета.

Авиакомпании стараются подчеркнуть имидж компании за счет внешнего вида бортпроводников. Для этого компании подбирают для стюардесс особую униформу, которая может отражать национальные мотивы. В идеях формы ставка может делаться на элегантность, строгость или сексуальность.

Именно люди этой профессии 12 июля отмечают свой профессиональный праздник – Всемирный день бортпроводника гражданской авиации.

К ним, конечно, присоединяются коллеги, друзья и родственники. Не отстают и студенты с преподавателями профильных учебных заведений.

Всемирный день бортпроводника гражданской авиации 12 июля: традиции праздника

В Международный день бортпроводника празднуют не только российские стюарды и стюардессы. Праздник объединяет бортпроводников всего мира. Торжество обычно проходит в кругу коллег и друзей – в ресторане или на природе. Звучат слова приветствий и душевные поздравления.

Обязательно произносится тост, в котором желают, совпадения числа взлетов с посадками.

Руководство авиакомпаний старается в этот день отметить лучших и профессиональных сотрудников, которым вручаются грамоты и денежные премии, ценные призы.


Отмечается важность бортпроводников в обеспечении сервиса авиакомпании.

Цель мероприятия – привлечение внимания к профессии молодежи, поднятие престижа профессии.


12 июля бортпроводники всего мира отмечают свой профессиональный праздник. В авиационной отрасли подавляющее число бортпроводников давно является женщинами и все пассажиры привыкли называть их стюардессами. Наш сайт с удовольствием поздравляет всех стюардесс и желает им приятных полетов и мягких посадок!

  • Белоснежный самолет отправляется в полет,
  • На борту встречает нас Стюардесса — просто класс!
  • Ремешки всем застегнет, и водички всем нальет,
  • С праздником тебя, красотка, авиации находка!

Немного истории и фактов

  • Во время первых полетов пассажирских самолетов, с людьми на борту работал второй пилот. Однако, владельцы самолетов быстро поняли, что это совсем не безопасно.
  • Начиная с 1928 года в Германии в состав экипажа стали добавлять третьего человека — стюарда или бортпроводника.
  • Изначально на должность стюардов нанимали исключительно мужчин.
  • В 1930 году в США сообразили, что молодые девушки гораздо больше подходят для данной работы. Причем сразу по двум причинам:
    • Девушки меньше весили, что являлось весомым аргументом в те годы.
    • В качестве пассажиров в то время выступали преимущественно мужчины, которых молодые девушки устраивали гораздо больше.
  • Официально считается, что первой стюардессой на воздушном судне является Эллен Чёрч, которая 15 мая 1930 года взошла на борт лайнера United Airlines.
  • Вопреки расхожему мнению, основная задача бортпроводника не обслуживание пассажиров, а слежение за их безопасностью.
  • В настоящий момент к бортпроводникам выдвигаются повышенные требования. В частности требуется, чтобы они обладали такими качествами, как коммуникабельность, дипломатичность, толерантность, эмоциональная сдержанность. В крупнейших российских авиакомпаниях требуется, чтобы стюардесса знала один или несколько иностранных языков.

  • Простая история о стюардессе.

    Еще и сейчас, на вопрос о будущей профессии, маленькая девочка может ответить – стюардессой.

    А раньше, на заре развития авиации, это была самая популярная и самая недостижимая мечта многих девочек и девушек! Хотя первые стюарды были мужчинами. В их обязанности входила, помощь пассажиру при посадке и высадке из самолета. И обслуживание их во время полета. Тогда их набирали из официантов фешенебельных ресторанов. И к технике они не имели ни малейшего отношения. Уже на дирижаблях Цеппелина были специально обученные специалисты в экипаже, для помощи пассажирам в размещении и для создания комфорта.

    С бурным ростом авиации, и в частности, гражданской, остро встал вопрос о необходимости помощника пилота, стюарда, который, занимается только пассажирами, их безопасностью, оказывает медицинскую помощь, в общем, старается, что бы требовательные, капризные и любознательные пассажиры, не мешали пилоту.

    Так первым стюардом стал мужчина приглашенный компанией Lufthansa в 1928 году. Он летал на самолете Junkers F-13, с четырьмя пассажирами на борту.

    В 1930 году американская транспортная компания Boeing Air Transport (United Airlines), заинтересовалась опытом немецких коллег, и решила создать подобную службу на своих линиях. Этому немало способствовала Эллен Черч, медсестра из Сан-Франциско. Она брала частные уроки пилотирования. И по окончании курсов пришла к менеджеру Boeing с просьбой взять ее на службу пилотом. На получила предложение собрать и возглавить первый небольшой отряд женщин медсестер для работы бортпроводницами – стюардессами на авиалиниях. Менеджмент компании сделал правильную ставку.

    Дело в том, что, в те года авиационные, пассажирские перевозки были делом не только новым, но и довольно опасным. А присутствие на борту, в полете, хрупкой миловидной девушки, в качестве члена экипажа, успокаивало даже самых нервных, и боязливых пассажиров. Да и основная профессия Эллен, в полете могла пригодиться. Малые высоты полетов приводили к сильной болтанке в приземных течениях ветров. Немногие хорошо переносили подобное испытание. Вот тут то и пригодилась подготовка Эллен Черч как медсестры.

    Отбор в первую группу стюардесс из семи медсестер, был весьма жесток, даже по современным понятиям. Профессиональная медсестра. Не старше 25 лет. Весом не более 115 фунтов, а это около 52 кг. Рост был желателен поменьше. Не выше 163 см. А первой униформой девушек стал простой медицинский халат. Были еще условия, о которых сейчас не очень любят вспоминать в Америке. Девушки не имели прав жениться и заводить детей. Платили им, по тем меркам, весьма приличную сумму, 125 долларов в месяц. Но и обязанностей была масса, о которых нынешние «богини воздуха» и не подозревают. Например, в их обязанности входила, помощь экипажу в выкатке самолета из ангара, заправке топливом. Погрузка багажа и уборка самолета. Они же были гидами, и рассказывали пассажирам о местах, над которыми происходил полет.

    Помимо этого они оказывали медицинские услуги и кормили всех. И даже ловили мух, раздавали жвачку и чистили ботинки клиентам! Как видите, работы было много. И, тем не менее, когда и другие авиакомпании последовали примеру Boeing Air Transport, желающих « небесными девушками» (sky girls так их тогда прозвали), было огромное количество! Только лишь во время второй мировой войны, из-за массового набора медсестер в армию, критерии отбора девушек несколько смягчили. И стали набирать любых подходящих девушек.

    ЛЮБОПЫТНО, что в стране «развитой демократии»,

    возрастной критерий отменили только в 70х годах.

    А запрет на замужество и детей аж в 80м!

    Сегодня, неправильно воспринимать стюардессу как прислугу, которая вас кормит и ухаживает за вами. Прежде всего, стюардесса должна обеспечивать вашу безопасность. И программа подготовки современных стюардесс напоминает подготовку спецназа! Помните, стюардесса на борту радушная хозяйка, временно принимающая вас у себя дома. Она не служанка, по типу «подай-принеси», а полноправный член экипажа воздушного судна. При необходимости она даже вести самолет, такие курсы тоже входят в программу подготовки. Ведите себя как в гостях у хороших друзей. И счастливого вам полета!

    Это интересно:

      * Крайний срок работы стюардессы в России- 45 лет.

      * Самая вызывающая униформа была у девушек американской авиакомпании Hooters Air. Под девизом «летай горячо». Девушки были одеты в маечки и коротенькие трусики-боксеры. Компания в 2006 г. Закрылась, но всей Америке еще памятны оранжевые шортики и глубокие декольте стюардесс.

      * В тайской авиакомпании P.C/ Air работают транссексуалы с бейджиком «третий пол». Будьте бдительны!

      * Югославская стюардесса Вулович Весна, выжила при падении с 10000 метров!

      * 2-3 месяца готовят стюардесс в России. У каждой компании свои методики.

      * В 2008 году канадская стюардесса сама посадила самолет с пассажирами в аэропорту Шеннон. У командира «поехала крыша», а второй пилот получил ранение, пытаясь образумить коллегу.

    Ежегодно свой профессиональный праздник - - отмечают представители одной из самых романтичных специальностей в мире, больше известные нам как стюарды и стюардессы.

    Может показаться удивительным, но этой профессии уже более 80 лет. Считается, что она возникла в Германии в 1928 году, когда на борт самолета стали брать специального человека, в чьи обязанности входило обеспечение сервиса во время полета, - стюарда. Прежде этим занимался второй пилот самолета, что было рискованно с точки зрения безопасности полета.

    Сначала функции бортпроводников выполняли мужчины - чаще всего ими были бывшие официанты дорогих ресторанов. Однако уже в 1930 году в Соединенных Штатах возникла идея привлечь к работе привлекательных девушек - это должно было стать дополнительной рекламой пассажирских авиаперевозок. Существовал и еще один довод в пользу представительниц прекрасного пола: они меньше весили, что имело большое значение для самолетов того времени.

    Первой стюардессой в истории авиации называют Эллен Черч (Ellen Church, 1904 - 1965) из штата Айова. В свой первый полет в этом качестве она отправилась 1930 года на рейсе из Окленда в Чикаго для воздушного транспорта Boeing.

    Эллен Черч (стоящая в дверном проеме, слева) стала первой в мире стюардессой

    Эллен окончила курсы медсестер, кроме того, в частном порядке брала уроки управления самолетом - это послужило решающим аргументом в ее пользу: девушка сама предложила свои услуги авиакомпании. Более того, именно мисс Черч было поручено набрать первую группу для подготовки будущих стюардесс; ими стали семь медсестер в возрасте до 25 лет и весом не более 52 килограммов.

    В наши дни вес бортпроводника не столь важен. Зато при подборе персонала часто используется принцип «трех О»: это образ внешний (речь, мимика, макияж, внешняя привлекательность); образ внутренний (наличие необходимых черт характера); образ профессиональный (профессиональные знания и навыки).

    Главная обязанность современного бортпроводника - обеспечивать безопасность пассажиров во время полета. Кроме того, стюарды и стюардессы делают все, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно.

    Если хотите вы мир посмотреть -
    Лучше всего самолётом лететь.
    На борту самолёта уют и комфорт,
    Бортпроводник его создаёт!

    Пусть в жизни будет всё у вас в порядке,
    Пусть безопасны будут взлёты и посадки,
    Погоды лётной, счастья и терпенья,
    Всегда во всём удачи и везенья!

    Авиация позволяет за короткое время перемещать грузы и людей на значительные расстояния. Несмотря на распространённое заблуждение, этот вид транспорта относится к одному из самых безопасных. Он является важной частью экономики развитых стран. Специалистам, занятым в данной отрасли, посвящён международный профессиональный праздник.

    Кто празднует

    В мероприятии принимают участие бортпроводники гражданской авиации. Праздник отмечается сотрудниками авиационных предприятий, преподавателями, студентами, слушателями курсов, выпускниками профильных учебных заведений. К действу присоединяются их родственники, друзья, знакомые, близкие люди.

    История и традиции праздника

    Праздник появился после формирования в 20-х годах XX века подобной профессии. Впервые она возникла в Германии в 1928 году, где функции обслуживания пассажиров переложили со второго пилота на специально подготовленного человека. Данное решение было продиктовано соображениями безопасности. Таким образом экипаж освободили от выполнения посторонних задач.

    Цель проводимого мероприятия состоит в повышении престижа бортпроводников, обращение внимания на их проблемы, приобщение к своим рядам. Подобным действом демонстрируется высокая роль работников в конкурентной борьбе компаний.

    Международный день бортпроводника 2020 года объединяет специалистов во многих странах мира, в их числе - Россия. За праздничными столами в кафе и ресторанах собираются коллеги и их знакомые, родственники, друзья, близкие люди. Участники обмениваются опытом, обсуждают нововведения. Звучат поздравления, пожелания здоровья, успехов в ответственном труде. Неизменным атрибутом чествований становится произношение традиционного тоста о том, чтобы количество взлётов совпадало с числом посадок.

    Отличившимся сотрудникам вручаются почётные грамоты, ценные подарки. Руководство отмечает важную роль работников в обеспечении высокого сервиса.

    Средства массовой информации готовят передачи об истории отрасли. В качестве главных героев сюжетов и интервью выступают ветераны гражданской авиации, бывшие и действующие стюардессы. Они рассказывают о своём жизненном пути, интересных случаях во время полётов. Мероприятия зачастую проходят на природе, если погода летнего месяца благоприятная. Пикник сопровождается купаниями в водоёмах, рыбалкой и приготовлением блюд на открытом огне.

    О профессии

    Бортпроводники гражданской авиации выполняют задачи по обслуживанию пассажиров во время полётов. Они обязаны консультировать, предоставлять предусмотренные пищу и напитки.

    Путь в профессию начинается после окончания курсов или учебного заведения. Выпускник осваивает необходимые теоретические знания и практические навыки. К работе допускаются только сдавшие необходимые экзамены.

    К сотрудникам предъявляются строгие требования к владению иностранными языками, уровню сервиса. Стюард должен обладать навыками оказания первой медицинской помощи.

    Деятельность относится к категории опасных для жизни и здоровья. Она обусловлена не только значительными стрессами, возможными катастрофами, но и продолжительным радиоактивным облучением. Его фон во время полёта в верхних слоях атмосферы намного выше, чем на поверхности Земли. На Западе профессия ботпроводника является высокооплачиваемой и востребованной благодаря большому парку лайнеров многочисленных авиакомпаний.