Самый известный древнегреческий скульптор. «Священная Римская империя». Скульптура Греции эпохи архаики

Есть много исторических фактов, относящихся к греческим Статуям (в которых мы не будем углубляться в этой подборке). Однако, не обязательно иметь диплом историка, чтобы восхититься невероятным мастерством исполнения этих великолепных скульптур. Действительно бесконечные произведения искусства, эти 25 самых легендарных греческих статуй - шедевры разных пропорций.

Давайте поделимся вашим вкладом в историю скульптуры в три этапа: архаичный, классический и эллинистический. Больше, чем вся эта статья, есть много истории, но мы сосредоточимся только на основных моментах. Возможно, вдохновленные Египтом и Месопотамией, эти фигуры были вырезаны из камня. Самыми распространенными темами были обнаженные молодые девушки, задрапированные девушки в ткани и сидящие женщины. Несмотря на то, что грубые с точки зрения точности по сравнению с более поздними работами, даже эти цифры показывают большое понимание анатомии, чем в другие эпохи на этом этапе истории.

Атлет из Фано





Известная итальянским именем Атлет из Фано, Победоносная молодость - греческая бронзовая скульптура, которая была найдена в море Фано на Адриатическом побережье Италии. Атлет из Фано был построен между 300 и 100 годами до н.э и в настоящее время находится среди коллекций Музея Дж. Пола Гетти в Калифорнии. Историки полагают, что статуя была однажды частью группы скульптур победных атлетов в Олимпии и Дельфи. Италия до сих пор хочет вернуть скульптуру и оспаривает её вывоз из Италии.


Посейдон с мыса Артемисион
Древняя греческая скульптура, которая была найдена и восстановлена у моря Мыса Артемисион. Бронзовый Артемисион, как полагают, представляет или Зевса, или Посейдона. Все еще ведутся дебаты по поводу этой скульптуры, потому что ее недостающие удары молнии исключают возможность, что это - Зевс, в то время как ее недостающий трезубец также исключает возможность, что это - Посейдон. Скульптура всегда связывалась с древними скульпторами Майроном и Онатасом.

Как и в других культурах, большая часть работы связана с религиозными деятелями. Как только их боги имели человеческий облик, скульптуры могли сосредоточиться на больших деталях тела, без идеи сосредоточиться на человечестве и противоречивых идеях о поклонении как теме искусства. Такое отношение будет видно в других культурах и действительно не будет тем, что вы увидите в Древней Греции.

Этот период часто рассматривается как революционный для набора греческих скульпторов. Анатомические пропорции были правильными, тела были гладкими и реалистичными, хотя и идеализированными. Это отличный переход от человеческого стиля к: «Это ли бронзовый человек?».



Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса в Олимпии - 13-метровая статуя, с гигантской сидящей на троне фигурой. Эта скульптура была создана греческим скульптором по имени Фидий и в настоящее время находится в Храме Зевса в Олимпии, Греция. Статуя сделана из слоновой кости и древесины и изображает греческого бога Зевса, сидящего на кедровом троне, украшенном золотом, черным деревом и другими драгоценными камнями.


В этот период тисненые скульптуры украшали внешние стены храмов, хотя многие из этих предметов были потеряны и остались только фрагменты. Еще одним интересным событием является настройка погребальных скульптур. Раньше греки были жесткими и родовыми в течение архаического периода, но теперь они изображают настоящих людей, как правило, больных и семьи.

Это изменения, которые, фокусируясь на реализме, показывают, насколько гуманистическим станет классический период. Это также то, что мы видим, отраженное в культуре Древней Греции, правительстве и многом другом, когда вы смотрите на всю сцену. Как и в предыдущем, в этот период скульптура стала еще более натуралистической.

Афина Парфенонская
Афина Парфенонская - гигантская статуя из золота и слоновой кости греческой богини Афины, обнаруженной в Парфеноне, что в Афинах. Сделанная из серебра, слоновой кости и золота, она была создана известным древним греческим скульптором Фидием и рассматривается сегодня, как самый известный культовый символ Афин. Скульптура была разрушена пожаром, который имел место в 165 до н.э, но была восстановлена и размещена в Парфеноне в 5-ом столетии.


Популярность среди повседневных предметов, таких как фольклор, животные, среди прочих. Жесткий удар Артемизио - отличный пример: лошадь в движении, и ребенок, сидящий на спине, наклоняется вперед. Это как будто оно замерзло во времени, а не как скульптура. Все от мышц лошади, как взъерошенные волосы ребенка, находится в движении статуи, сохранившейся навсегда в бронзе.

В этот период была создана одна из самых известных скульптур - Венера Мило. В этот период также был создан Колосс Роде, массивная статуя высотой 98 футов, среди многих других работ. К сожалению, он был разрушен в результате землетрясения в 226 году до нашей эры.


Дама из Осера

75 сантиметровая Дама из Осера - критская скульптура, в настоящее время размещенная в Лувре в Париже. Она изображает архаичную греческую богиню в течение 6-ого столетия, Персефон. Хранитель из Лувра по имени Максим Коллиньон нашел мини-статую в хранилище Музея Осера в 1907. Историки полагают, что скульптура была создана в течение 7-ого столетия в греческий переходный период.

Хотя греки не изобретали использование монет для ощутимого возникновения, они определенно опрокинули ногу в их использовании, влияя на дизайн монет для остальной части истории. Металлические диски с важными бюстами или богами профиля с одной стороны и дополнительная информация или дизайн - с другой - когда вы смотрите на свои монеты, нет никакой разницы между ними и валютами, которыми пользуются многие страны сегодня.

Где бы Капитолийские здания по всему миру были без влияния греческой архитектуры? В состоянии без славных колонн, вот где они будут! Обсуждая греческую архитектуру, мы обычно начинаем в классический период и за ее пределами. До этого многие конструкции были сделаны из глиняного кирпича и с течением времени терялись. Существует много разговоров о греческих зданиях, но как только мы сосредоточимся на искусстве, мы будем обсуждать колонны, так как это стало декоративным предметом в наше время.

Антиной Мондрагон
Мраморная статуя 0.95 метра высотой изображает бога Антиноя среди массивной группы культовых статуй, построенных, чтобы поклоняться Антиною, как греческому богу. Когда скульптура была найдена во Фраскати в течение 17-ого столетия, то была идентифицирована из-за его полосатых бровей, серьезного выражения, и взгляда, который был направлен вниз. Это творение было куплено в 1807 для Наполеона и в настоящее время показывается в Лувре.

Существует три типа архитектуры, которые использовались в Древней Греции: дорический, ионический и коринфский. Дорические колонны обычно были более широкими и короче, чем два других стиля. В отличие от других, у них не было базы, будучи плоской против пола храма. Столица была довольно простой.

Ионными колоннами были те, у которых был капитал в виде пергамента. Это то, что вы представляете, когда приходит в голову идея греческих колонок. Наконец, коринфские колонны являются самыми экстравагантными из всех, выделяя все виды флоры, листвы и даже небольших фигур в своих столицах. Этот стиль также использовался в Риме и привел другие влияния в римской архитектуре.

Аполлон Странгфорда
Древняя греческая скульптура сделала из мрамора, Странгфордский Аполлон был построен в период между 500 и 490 до н.э и был создан в честь греческого бога Аполлона. Его обнаружили на острове Анафи и назвали в честь дипломата Перси Смита, 6-ого виконта Странгфорда и настоящего владельца статуи. Аполлон в настоящее время размещается в 15-ой комнате британского Музея.


Некоторыми распространенными формами живописи в Древней Греции были панели и картины на стенах. Окрашенные панели были сделаны на деревянных платформах в энкаустике или закалке. Как и в технике выше, ряд картин был образным, хотя почти не сохранилось в современную эпоху. Картины на стенах были в основном фресками, картины были свежие, в влажной штукатурке.

Описания панелей и их создателей наблюдаются в литературе того времени. Набор панелей, панелей Пицы, сохранился, показывая художественное мастерство Архаического периода. Панели были деревянные доски, окрашенные в штукатурку минеральными пигментами. По мнению историков, эти таблетки были пожертвованиями. Как и весь спектр искусства на протяжении всей истории, у нас есть пример искусства, созданного для поклонения.

Кройсос из Анависоса
Обнаруженный в Аттике, Кройсос из Анависоса - мраморный курос, который когда-то служил надгробной статуей для Кройсоса, молодого и благородного греческого воина. Статуя является известной своей архаичной улыбкой. 1.95 метра высотой, Кройсос - автономная скульптура, которая была построена между 540 и 515 до н.э и в настоящее время показывается в Национальном Археологическом Музее Афин. Надпись под статуей гласит: “остановитесь и поскорбите у надгробия Кройсоса, которого убил неистовый Арес, когда он был в передних рядах.”


Фрески использовались для украшения зданий и гробниц. Как обсуждалось выше, поскольку многие здания не пережили погоды, многие фрески этого не делают. Те, кто выжил, были в гробницах, таких как «Гробница дайвера». Греческая скульптура: археологические открытия, научные достижения, методологические ориентации.

Этот текст является результатом отправки вопросов участникам и обмена электронными письмами. Использование термина «скульптура» в вопросах ориентировало ответы на мраморные и бронзовые работы, а выражение «греческий пластик», более общий, но мало используемый на французском и английском языках - вопреки слову Пластик на немецком языке, возможно, привел к большим замечаниям о вкладе открытий и исследований на терракотовые скульптуры и фигурки. Исследования в области бронзы, несомненно, будут видеть другие события в ближайшие годы.

Битон и Клеобис
Созданные греческим скульптором Полимидисом, Битон и Клеобис - пара архаичных греческих статуй, созданных Аргивянами в 580 до н.э, чтобы поклоняться двум братьям, связанным Солоном в легенде под названием Истории. Статуя теперь находится в Археологическом Музее Дельфи, Греция. Первоначально построенные в Аргосе, Пелопоннесе, пара статуй была найдена в Дельфи с надписями на основе, идентифицирующими их, как Клеобис и Битон.


Предусматриваются также новые перспективы вокруг места назначения и приема работ, особенно в отношении понимания и присвоения греческих портретов римлянами, которые вводят в действие связи между скульптурой и социальной и религиозной историей. Социальное значение погребальных рельефов продолжает отражать отражение, равно как и понятие религиозной статуи поклонения: книга Габриэле Ника об Афине Парфеносе в Акрополе, в частности, оживила дебаты. Эти примеры показывают вес афинской модели в этом типе исследования: задача следующих нескольких лет, без сомнения, попытаться смягчить ее.

Гермес с младенцем Дионисом
Созданный в честь греческого бога Гермеса, Гермес Праксителя представляет Гермеса, несущего другого популярного персонажа в греческой мифологии, младенца Диониса. Статую сделали из Паросского мрамора. Как полагают историки, она была построена древними греками во время 330 до н.э. Она известна сегодня, как один из большинства оригинальных шедевров великого греческого скульптора Праксителя и в настоящее время размещается в Археологическом Музее Олимпии, Греция.


Наконец, отношения между греческой скульптурой и «периферийными» цивилизациями иногда видны в аспекте ближневосточных и египетских моделей, в тени книги «Черная Афина» - книга, последствия которой были ограничены во Франции - которые искали чтобы подчеркнуть африканское наследование, особенно египетское, из которого греческая цивилизация была обязана, иногда под мраморными скульптурами финикийского и пунического мира. Немецкоязычные исследователи особенно продуктивны в последнем районе, будь то так называемые антропоидные саркофаги, большинство из которых вырезаны в мраморе Парос или ансамбль, найденный в святилище Эчмун, рядом от Сидона.

Александр Великий
Статуя Александра Великого была обнаружена во Дворце Пеллы в Греции. Покрытая мраморным напылением и сделанная из мрамора, статуя была построена в 280 до н.э, чтобы чтить Александра Великого, популярного греческого героя, который прославился по нескольким частям мира и провел сражения против персидских армий, особенно в Гранисусе, Иссуе и Гаугамеле. Статуя Александра Великого теперь демонстрируется среди греческих коллекций произведений искусства Археологического Музея Пеллы в Греции.


Однако самая загадочная работа остается почти через тридцать лет после ее открытия. Большая мужская статуя найдена в Мозие, Пуническом городе Восточной Сицилии, чья точная дата трудно установить и значение которой породило десятки статей, без действительно удовлетворительного решения. Синтезы с учетом новых открытий и научных ориентаций, несомненно, будут рождаться во Франции и за рубежом в течение следующего десятилетия.

Антуан Хермари. Каковы области, в которых археологические открытия последних пятнадцати-двадцати лет принесли наибольшее значение греческой скульптуре: хронология, региональные стили, атрибуты художников, другие? Рейнхард Сенфф. Кроме того, новые технологии позволили возобновить научное изучение работ, тем самым создав большое количество данных, которые коренным образом изменяют традиционный взгляд на греческую скульптуру. Один из самых впечатляющих недавних открытий в области континентальной греческой скульптуры был сделан Немецким археологическим институтом во время раскопок, проведенных в Афинах Дипилон, главный вход в город с запада.

Кора в Пеплосе
Восстановленная из Афинского Акрополя, Кора в Пеплосе - стилизованное изображение греческой богини Афины. Историки полагают, что статуя была создана, чтобы служить исполненным по обету предложением во время древних времен. Сделанная во время Архаичного периода греческой истории искусств, Кора характеризуется жесткой и формальной позой Афины, ее величественных локонов и архаичной улыбки. Статуя первоначально появилась в множестве цветов, но только следы её оригинальных цветов могут наблюдаться сегодня.


Именно здесь в город вошел священный путь Элевсина, и шествие Великих Панатенейцев проводилось каждые четыре года. Украшение большинства гробниц архаического периода было жестоко разрушено во время завоевания города Афин персами в 480 году до н.э. После ухода персов демократия стала политическим режимом в Афинах; тогда не было причин для восстановления памятников, переданных аристократам. Таким образом, большое количество изуродованных скульптур использовалось в качестве строительного материала для новой стены.

Львиный образ жизни, сфинкс и курос, типичные особенности похоронного контекста, были эксгумированы недалеко от того, что, возможно, было их первоначальным расположением на кладбище. Он очень похож на группу аттических скульптур, включая целую статую, так называемый «Нью-Йорк» курос, а также мраморную голову и руку большой утонченности, обнаруженную во время предыдущих раскопок, проведенных в в том же секторе. Долгосрочные исследовательские проекты, один из которых осуществляется университетами Мюнхена и Бохума в Германии, касаются полихром древнегреческой скульптуры и архитектуры.

Эфеб с Антикитеры
Сделанный из прекрасной бронзы, Эфеб с Антикитеры - статуя молодого человека, бога или героя, держащего сферический объект в его правой руке. Будучи творением пелопоннесской бронзовой скульптуры, эту статую восстановили в области кораблекрушения около острова Антикитера. Как полагают, она является одной из работ известного скульптора Ефранора. Эфеб в настоящее время показывается в Национальном Археологическом Музее Афин.


Их самые поразительные результаты были впервые представлены публике в громких богах в цветной выставке в различных европейских столицах и Соединенных Штатах. Внедрение новых технологий, таких как сканирующая электронная микроскопия и неразрушающая флуоресцентная фотография, выявляет следы краски, невидимые невооруженным глазом на резных поверхностях. Микроскопический анализ и обработка образцов позволяют идентифицировать пигменты, используемые в древние времена. Результаты значительно меняют наше понимание древней резьбы по камню.

Дельфийский возничий
Более известный, как Хениокос, Возничий Дельфи - одна из самых популярных статуй, которые пережили Древнюю Грецию. Эта бронзовая статуя в натуральную величину изображает водителя колесницы, который был восстановлен в 1896 в Прибежище Аполлона в Дельфах. Здесь он был изначально установлен в течение 4-ого столетия, чтобы увековечить память победы команды колесницы в древних спортивных состязаниях. Первоначально часть массивной группы скульптур, Дельфийский Возничий теперь показан в Археологическом Музее Дельф.


Конечно, давно признано, что терракота эллинистического периода, как и знаменитая Танагра, изначально была покрыта яркими красками, но современный глаз, обусловленный ее искаженным восприятием скульптуры белый мрамор, как правило, шокирован появлением архаических корай или классических и эллинистических статуй с яркими и красочными драпировками, окрашенными глазами и волосами и реалистично обработанной кожей. Так много деталей часто делалось только с помощью цвета на поверхности камня! Эти новые результаты показывают, насколько наши знания древней скульптуры были фрагментарными.

Гармодий и Аристогитон
Гармодий и Аристогитон были созданы после учреждения демократии в Греции. Созданные греческим скульптором Антенором, статуи были сделаны из бронзы. Это были первые статуи в Греции, за которые заплатили из государственных средств. Целью создания было почтить обоих мужчин, которых древние Афиняне приняли, как выдающиеся символы демократии. Первоначальным местом установки был Керамеикос в 509 году нашей эры, наряду с другими героями Греции.


Афродита из Книдоса
Известный, как одна из самых популярных статуй, созданных древним греческим скульптором Праксителем, Афродита из Книдоса была первым представлением в натуральную величину нагой Афродиты. Пракситель построил статую после того, как он был уполномочен Косом создать статую, изображающую красивую богиню Афродиту. Помимо статуса культового изображения, шедевр стал достопримечательностью в Греции. Его оригинальная копия не пережила массивный пожар, который однажды имел место в Древней Греции, но ее точная копия в настоящее время выставлена в Британском Музее.


Крылатая Победа Самотраки
Созданную в 200 году до н.э. Крылатую Победу Самотраки, изображающую греческую богиню Нику, рассматривают сегодня, как самый большой шедевр Эллинистической скульптуры. Она в настоящее время показывается в Лувре среди самых знаменитых оригинальных статуй в мире. Она была создана в период между 200 и 190 до н.э., но не для того, чтобы почтить греческую богиню Нику, а в честь морского сражения. Крылатая Победа была установлена македонским генералом Деметриусом, после его военно-морской победы на Кипре.


Статуя Леонида I в Фермопилах
Статуя Спартанского короля Леонида Первого в Фермопилах была установлена в 1955, в память о героическом короле Леонидасе, отличившемся во время Сражения против персов в 480 до н.э. Знак был помещен под статуей, которая гласит: “Приди и Возьми”. Именно это произнес Леонидас, когда король Ксеркс и его армия попросили, чтобы они сложили свое оружие.


Раненный Ахиллес
Раненый Ахиллес является изображением героя Илиады по имени Ахиллес. Этот древний греческий шедевр передает его мучения перед смертью, будучи раненным смертельной стрелой. Сделанная из алебастрового камня, оригинальная статуя в настоящее время располагается в резиденции Achilleion королевы Елизаветы Австрийской в Кофу, Греция.


Умирающий Галл
Также известный как Смерть Галатиана, или Умирающий Гладиатор, Умирающий Галл - древняя Эллинистическая скульптура, которая была создана в период между 230 до н.э. и 220 до н.э. для Атталуса I из Пергамона, чтобы праздновать победу его группы над галлами в Анатолии. Считается, что статуя была создана Эпигонусом, скульптором династии Атталид. Статуя изображает умирающего кельтского воина, лежащего на его упавшем щите рядом с его мечом.


Лаокоон и его сыновья
Статуя, в настоящее время расположенная в Ватиканском Музее в Риме, Лаокоон и его Сыновья, также известна, как Группа Лаокоона и была первоначально создана тремя великими греческими скульпторами из острова Родос, Агесендером, Полидорусом и Атенодоросом. Эта статуя в натуральную величину сделана из мрамора и изображает троянского священника по имени Лаокоон, вместе с его сыновьями Тимбрэусом и Антифантесом, задушенными морскими змеями.


Колосс Родосский
Статуя, изображающая греческого Титана по имени Гелиос, Колосс Родосский был сначала установлен в городе Родосе в период между 292 и 280 до н.э. Признанная сегодня, как одно из Семи Чудес Древнего Мира, статуя была построена, чтобы праздновать победу Родоса над правителем Кипра в течение 2-ого столетия. Известная, как одна из самых высоких статуй Древней Греции, оригинальная статуя была уничтожена землетрясением, которое поразило Родос в 226 до н.э.


Дискобол
Построенный одним из лучших скульпторов Древней Греции в течение 5-го столетия - Мироном, Дискобол был статуей, первоначально помещенной у входа на Стадион Панатинайкон в Афинах, Греция, где первое мероприятие Олимпийских Игр было проведено. Оригинальная статуя, сделанная из алебастрового камня, не переживала разрушение Греции и никогда не восстанавливалась.


Диадумен
Найденный у острова Тилос Диадумен - древняя греческая скульптура, которая была создана в течение 5-ого столетия. Оригинальная статуя, которая была восстановлена в Тилосе, в настоящее время входит в коллекции Национального Археологического Музея в Афинах.


Троянский конь
Сделанный из мрамора и покрытый специальным бронзовым напылением, троянский конь - Древняя греческая скульптура, которая была построена между 470 до н.э и 460 до н.э, чтобы представлять троянского коня в Илиаде Гомера. Оригинальный шедевр пережил опустошение Древней Греции и в настоящее время находится в Археологическом Музее Олимпии, Греция.


Древняя Греция была одним из величайших государств мира. Во время ее существования и на ее территории были заложены основы европейского искусства. Сохранившиеся памятники культуры того периода свидетельствуют о высочайших достижениях греков в области архитектуры, философской мысли, поэзии и, конечно, скульптуры. Подлинников сохранилось немного: время не щадит даже самые уникальные творения. О мастерстве, которым славились древние скульпторы Древней Греции, во многом мы знаем благодаря письменным источникам и более поздним римским копиям. Однако и этой информации достаточно, чтобы осознать значение вклада жителей Пелопоннеса в

Периоды

Скульпторы Древней Греции не всегда были великими творцами. Эпохе расцвета их мастерства предшествовал период архаики (VII—VI вв. до н. э). Дошедшие до нас скульптуры того времени отличаются симметричностью и статичностью. В них нет той жизненности и скрытого внутреннего движения, что делает статуи похожими на замерших людей. Вся красота этих ранних произведений выражается через лицо. Оно уже не столь статично, как тело: улыбка излучает ощущение радости и безмятежности, придавая особое звучание всей скульптуре.

После завершения архаики следует наиболее плодотворное время, в которое древние скульпторы Древней Греции создали свои самые знаменитые произведения. Оно делится на несколько периодов:

  • ранняя классика — начало V в. до н. э.;
  • высокая классика — V в. до н. э.;
  • поздняя классика — IV в. до н. э.;
  • эллинизм — конец IV в. до н. э. — I в. н. э.

Переходное время

Ранняя классика — период, когда скульпторы Древней Греции начинают отходить от статичности в положении тела, искать новые способы выражения своих замыслов. Пропорции наполняются естественной красотой, позы становятся более динамичными, а лица — выразительными.

Скульптор Древней Греции Мирон творил именно в этот период. В письменных источниках он характеризуется как мастер передачи анатомически правильного строения тела, способный с высокой точностью запечатлеть реальность. Современники Мирона указывали и на его недоработки: по их мнению, скульптор не умел придавать красоту и живость лицам своих творений.

Статуи мастера воплощают героев, богов и животных. Однако наибольшее предпочтение скульптор Древней Греции Мирон отдавал изображению атлетов во время их свершений на соревнованиях. Знаменитый «Дискобол» — его творение. Скульптура не сохранилась до наших дней в подлиннике, зато существует несколько ее копий. «Дискобол» изображает атлета, приготовившегося пустить свой снаряд. Великолепно выполнено тело спортсмена: напряженные мышцы свидетельствуют о тяжести диска, скрученный корпус напоминает пружину, готовую развернуться. Кажется, еще секунда, и атлет метнет снаряд.

Великолепно исполненными Мироном считаются и статуи «Афина» и «Марсий», также дошедшие до нас только в виде более поздних копий.

Расцвет

Выдающиеся скульпторы Древней Греции творили на протяжении всего периода высокой классики. В это время мастера создания рельефов и статуй постигают как способы передачи движения, так и основы гармонии и пропорций. Высокая классика — период становления тех основ греческой скульптуры, которые позже стали эталоном для многих поколений мастеров, в том числе и для творцов эпохи Возрождения.

В это время трудились скульптор Древней Греции Поликлет и гениальный Фидий. Оба они заставляли восхищаться собой еще при жизни и не были забыты в веках.

Покой и гармония

Поликлет творил во второй половине V в. до н. э. Он известен как мастер создания скульптур, изображающих атлетов в состоянии покоя. В отличие от «Дискобола» Мирона его спортсмены не напряжены, а расслаблены, но при этом у зрителя не возникает сомнений в их мощи и возможностях.

Поликлет первым применил особое положение тела: его герои часто опирались на постамент только одной ногой. Такая поза создавала ощущение естественной расслабленности, свойственной отдыхающему человеку.

Канон

Самой известной скульптурой Поликлета считается «Дорифор», или «Копьеносец». Произведение также называют каноном мастера, поскольку оно воплощает некоторые положения пифагореизма и является примером особого способа постановки фигуры, контрапоста. В основе композиции — принцип перекрестной неравномерности движения тела: левая сторона (рука, держащая копье, и отставленная назад нога) расслаблена, но одновременно в движении в противоположность напряженной и статичной правой (опорная нога и выпрямленная вдоль тела рука).

Подобный прием Поликлет использовал затем во многих своих произведениях. Основные его принципы изложены в недошедшем до нас трактате по эстетике, написанном скульптором и названном им «Канон». Достаточно большое место в нем Поликлет отвел принципу который также успешно применял в своих работах, когда этот принцип не противоречил естественным параметрам тела.

Признанный гений

Все древние скульпторы Древней Греции периода высокой классики оставили после себя достойные восхищения творения. Однако самым выдающимся среди них стал Фидий, по праву считающийся основоположником европейского искусства. К сожалению, работы мастера в большинстве своем дошли до наших дней только в качестве копий либо описаний на страницах трактатов древних авторов.

Фидий трудился над украшением афинского Парфенона. Сегодня представление о мастерстве скульптора можно сложить по сохранившемуся мраморному рельефу, длиной в 1,6 м. На нем запечатлены многочисленные паломники, направляющиеся в Остальные украшения Парфенона погибли. Такая же участь постигла и статую Афины, установленную здесь и сотворенную Фидием. Богиня, выполненная из слоновой кости и золота, символизировала сам город, его мощь и величие.

Чудо света



Прочие выдающиеся скульпторы Древней Греции, возможно, мало в чем уступали Фидию, но ни один из них не мог похвастаться созданием чуда света. Олимпийского была изготовлена мастером для города, где проходили знаменитые Игры. Высота громовержца, восседавшего на золотом троне, поражала (14 метров). Несмотря на подобную мощь бог не выглядел грозным: Фидий создал спокойного, величественного и торжественного Зевса, несколько строгого, но вместе с тем и доброго. Статуя до своей гибели в течение девяти веков привлекала множество паломников, искавших утешения.

Поздняя классика

С завершением V в. до н. э. не иссякли скульпторы Древней Греции. Имена Скопас, Пракситель и Лисипп известны каждому, кто интересуется античным искусством. Они творили в следующий период, называемый поздней классикой. Работы названных мастеров развивают и дополняют достижения предыдущей эпохи. Каждый по-своему, они преобразуют скульптуру, обогащая ее новыми сюжетами, способами работы с материалом и вариантами передачи эмоций.

Кипящие страсти

Скопаса можно назвать новатором по нескольким причинам. Предшествовавшие ему великие скульпторы Древней Греции в качестве материала предпочитали использовать бронзу. Скопас свои творения создавал в основном из мрамора. Вместо традиционного спокойствия и гармонии, которыми наполняли свои работы Древней Греции, мастер выбрал экспрессию. Его творения полны страстей и переживаний, они больше похожи на реальных людей, нежели на невозмутимых богов.

Самой знаменитой работой Скопаса считается фриз мавзолея в Галикарнасе. На нем изображена амазономахия - борьба героев греческих мифов с воинственными амазонками. Основные черты стиля, присущие мастеру, хорошо просматриваются по сохранившимся фрагментам этого творения.

Плавность

Еще один скульптор этого периода, Пракситель, считается лучшим греческим мастером в плане передачи грации тела и внутренней одухотворенности. Одно из выдающихся его произведений — Афродита Книдская — современниками мастера признавалось лучшим творением, когда-либо созданным. Мраморная статуя богини стала первым монументальным изображением обнаженного женского тела. Оригинал ее до нас не дошел.

В полной мере особенности стиля, свойственного Праксителю, просматриваются в статуе Гермеса. Особой постановкой обнаженного тела, плавностью линий и мягкостью полутонов мрамора мастер сумел создать несколько мечтательное настроение, буквально окутывающее скульптуру.


Внимание к деталям

На закате эпохи поздней классики трудился еще один известный греческий скульптор - Лисипп. Его творения отличались особым натурализмом, тщательной проработкой деталей, некоторой удлиненностью пропорций. Лисипп стремился создавать статуи, полные изящества и элегантности. Свое мастерство он оттачивал, изучая канон Поликлета. Современники отмечали, что работы Лисиппа в отличие от «Дорифора» производили впечатление более компактных и сбалансированных. По преданию мастер был любимым творцом Александра Македонского.

Влияние Востока

Новый этап в развитии скульптуры начинается в конце IV в. до н. э. Границей между двумя периодами считается время завоеваний Александра Македонского. С них фактически начинается эпоха эллинизма, представлявшего собой соединение искусства Древней Греции и восточных стран.

В основе скульптур этого периода лежат достижения мастеров предыдущих веков. Эллинистическое искусство подарило миру такие произведения, как и Венера Милосская. В это же время появились знаменитые рельефы Пергамского алтаря. В некоторых работах позднего эллинизма заметно обращение к бытовым сюжетам и деталям. этого времени оказала сильное влияние на становление искусства Римской империи.

В заключение

Значение античности как источника духовных и эстетических идеалов переоценить невозможно. Древние скульпторы в Древней Греции заложили не только основы собственного ремесла, но и стандарты понимания красоты человеческого тела. Они сумели решить проблему изображения движения при помощи изменения позы и переноса центра тяжести. Древние скульпторы Древней Греции научились передавать с помощью обработанного камня эмоции и переживания, создавать не просто статуи, но практически живые фигуры, готовые в любой момент тронуться с места, вздохнуть, улыбнуться. Все эти достижения лягут в основу расцвета культуры в эпоху Возрождения.