Возведение статуй на акрополе. Древние чудеса света

Когда греки восстали против Османской империи, во время одного из сражений им удалось окружить афинский Акрополь, на территории которого пребывали турки. Когда у осаждённых снаряды стали подходить к концу, они начали разрушать колонны Парфенона, чтобы делать из скрепляющих их деталей боеприпасы. Греки подобного допустить не могли, а потому, чтобы враги древний памятник архитектуры оставили в покое, прислали им партию свинца.

Древние критики очень высоко оценивают достоинства Фидия. Особого внимания заслуживает этос или постоянный нравственный уровень его произведений по сравнению с теми, что были в более поздней «жалкой» школе. Димитрий называет свои статуи возвышенными и в то же время точными. То, что он ехал на гребне великолепной волны искусства, не подлежит сомнению: но нужно сожалеть, что у нас нет кусочка работы, которой мы можем определенно удерживать его ответственным, за исключением одного.

На месте были еще осколки слоновой кости, плесени и другое литейное оборудование, а основание черной глазури выпила чашку с надписью «Я принадлежу Фидии». Золотое соотношение было представлено греческим письмом после Фидии, который, как говорят, использовал его. Говорят, что золотая спираль обладает определенными эстетическими ценностями, и именно поэтому Фидиас использовал ее. Ирландский поэт Патрик Каванаг использовал имя Фидия в своем стихотворении «Плужные лошади».

Находится Акрополь в столице Греции, в Афинах, на скалистом холме с плоской вершиной на высоте 156 метров над у. м. и занимаемая им площадь составляет около трёх гектаров (300 метров в длину, 170 – в ширину). Найти новый Акрополь можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте – обнаружить по следующим координатам: 37° 58′ 17.12″ с. ш., 23° 43′ 34.2″ в. д.

В то же время, как и в других странах, а также в других странах. Неиспользуйте, чтобы получить информацию о том, что у вас есть. Как и всякая гибель города, Италика не просто говорит о себе, о том, что было в империи, о которой говорили два императора, о том, что она представляла в испанской культуре. Остатки его памятников и его домов - не просто свидетельство его утраченной власти. Есть и другие места и другие проблемы, которые нужно вступать в игру, когда вы ходите по улицам или когда пытаетесь представить себе достойное жилье для того, что осталось от него.

Афинский Акрополь представляет собой комплекс сооружений, большая часть которых была построена в V ст. до н.э. лучшими архитекторами Эллады. Изначально он предназначался не столько для обороны города, сколько для проведения языческих богослужений. На его территории было возведено огромное количество храмов, посвящённых Афине (наиболее известный ), а также Посейдону и Нике.

Так же, как Лоуренс Даррелл в Жюстине напомнил, что в любовных отношениях между двумя людьми всегда есть как минимум два других, Вальтер Беньямин, на Дороге Один Путь, говорит о городах, которые переплетают их истории, которые сливаются вместе, которые построены путем обмена формами и персонажей. Таким образом, история города никогда не является историей этого города; Действительно, мы можем сказать, что все города мира способствуют формированию каждого из них. Это особенно очевидно, как мы увидим, когда архитектуры, которые коннотируют их, теряют отличительные признаки их принадлежности к эпохе или географии, они становятся разрушительными, синтетическими и неприводимыми фрагментами, и как таковые они избегают многих конвенций, посредством которых признание и усердие во времени и пространстве являются их сходством.

Активно застраивать Акрополь в Афинах начали в VII-VI ст. до н.э. и одной из значительных построек того времени являлся Гекатомпедон, храм самой почитаемой богини античной Греции, Афины. Правда, через столетие, во время греко-персидской войны большую часть святилищ персы разрушили, и прогнав врагов со своей территории, греки начали строить Новый Акрополь.

Это всегда придавало особенно «активную» роль руин. Увлечение, которое они оказали на путешественников и архитекторов, не только повлияло на возможность признания остатков прошлой целостности, но и на то, чтобы увидеть их как своего рода приостановленное время архитектуры, в пределах которого излишнее рассеивается, а главное раскрывается. И в этом проявляется не только прошлое, но можно признать ожидания будущего, как это имеет место в необычайных римских взглядах Пиранези, где среди потрясений и загрязнений того, что осталось от столицы империи, уже дальновидные ожидания будущего города.

Руководить строительными работами было поручено известному скульптору того времени, Фидию (автору одного из чудес света, в Олимпии), который судя по описаниям современников, и разработал план архитектурного комплекса. А помогали ему создавать новый Акрополь самые именитые зодчие тех времён – Калликрат, Мнесикл, Иктин, Архилох и др. Возведённый древними мастерами новый Акрополь в Греции всем своим видом говорит о высоком уровне архитектуры древних эллинов.

По этой причине руины - это необычайная область обучения для архитекторов, и работа с ними позволяет вам проверять вопросы, относящиеся к архитектуре всех времен. Среди многих возможных вопросов, на которые мы можем упомянуть, мы рассмотрим восемь, без каких-либо претензий на систематичность и обращаясь к ним главным образом с помощью примеров.

Мартин ван Хемскерк, строящийся Св. Взаимоотношения между архитектурой и руинами, в целом, широко обсуждались также из-за его тесной связи с некоторыми из ключевых событий в истории архитектуры. Руины руин являются постоянными в формировании многих архитекторов, но в некоторых случаях обнаруживают нечто большее, чем страсти автора, например, на рисунках, сделанных в Риме Мартеном Ван Хемскерком. Предметом является Базилика Св.

Как выглядит Акрополь

На вершину скалы Акрополя Афин можно было подняться лишь с западной стороны по зигзагообразной дороге, с других сторон она была неприступна. Внизу, у подножья, находились два театра – Диониса, построенный греками, и Одеон Ирода Аттика, возведённый римлянами во II ст. н.э. Если посмотреть на карту, можно заметить, что памятники Акрополя в Греции насчитывают около пятнадцати построек (вместе с театрами), плюс в настоящее время на его территории в отдельном здании открыт музей.

Петра все еще строились в то время, но, возможно, под влиянием того, что можно было увидеть на небольшом расстоянии - Бани Каракаллы, Базилика Массенцио - рисунки показывают, прежде всего, как архитектура в их первоначальный и последний момент имеют тенденцию напоминать и вызывать некоторые константы их характера. Дизайн, или, скорее, картина, одна из самых красивых в истории архитектуры, представляет собой проект в форме разрушения и отрицает не только античную страсть Соане, но и подчеркивает важный аспект архитектуры: ее привязывают к несколько отчетов, в нескольких формах, которые со временем повторяются и которые, несмотря на то, что они были усовершенствованы в разном возрасте, не принадлежат ни к какому времени.

Это проявляется более решительно, когда архитектура сознательно исследует контакт со своим прошлым, но также закладывает ее, когда, как и сегодня, любая связь с ней, кажется, отрицается. Подтверждение можно найти в произведениях искусства или в обычных ситуациях, в культурных зданиях или сооружениях, разбросанных по краям наших улиц. Среди многих примеров, которые можно сделать в этом отношении, современная работа, последняя, ​​оставленная великим мастером Хасаном Фатти, в месте, далеком от его родины, в Нью-Мексико, говорит нам об этой «уникальной традиции» архитектуры, которая неизбежно ведет к преодолению погодных и космических ограничений.

Промахос

Интересно, что первым памятником, который увидел Новый Акрополь, было не здание, а статуя Афины-Промахос, созданная самим Фидием. Богиня была в шлеме, правой рукой опиралась на копьё, в левой у неё был щит (шлем и остриё копья были сделаны из золота). Изготовлена Промахос была из бронзы, имела высоту около 7 метров и установлена так, что её не только можно было увидеть с любой точки города, но и с моря – блестевший на солнце золотой шлем и остриё копья моряки видели с большого расстояния.

Разработанный как мечеть и исламский центр, только частично реализованный и долгое время оставленный в состоянии «незавершенного, Дар аль-Ислам», так называется вмешательством, которое стоит рядом с Абикиу - показывает, уже в состоянии глиняные кирпичи, с которыми строились кирпичики, привезенные Египтом, нашли немедленную ссылку на макушку выходцев из Америки и испанцев, которые не за горами построили дома или - спросил он. Заполненные растения, на фотографиях, свидетельствующих о временном оставлении, напоминают о средиземноморских руинах, сливаясь с пустынным ландшафтом южных Соединенных Штатов.

Пропилеи (437 – 432 гг. до н. э)

Афина-Промахос была расположена напротив парадного входа в Акрополь Афин. Изготовлена она была зодчим Мнесиклом из белого пентелийского и серого элевскинского мрамора. Состоят Пропилеи из трёх частей: центральной, в которой находилось шесть дорических колонн, и двух примыкающих к нему крыла. Интересно, что с двух сторон от главного прохода были установлены ионические колоны – судя по всему, такой принцип сочетания колонн двух разных типов здесь был использован впервые.

Аналогичным образом заброшенные останки нового бариса, шедевра другого архитектора, в оазисе Эль Карга, сливаются с египетской пустыней, но относятся к архитектуре других эпох и других мест. Столкнувшись с необходимостью ответить в разных частях мира, проблемы Подобные архитектуры, даже если они не принадлежат одному автору или не имеют автора, имеют тенденцию генерировать подобные формы. Это не всегда объясняется использованием демонстративных контактов, разработанным с помощью различных способов передачи знаний, но, как вспоминает Аби Варбург, говоря о сосудистом искусстве, это скорее приводит к необходимости реагировать на проблемы, конструктивные или символические, аналогичные.

Парфенон (447 – 438 гг. до н. э.)

Греки убеждены, что Акрополь и Парфенон – это два неотделимых друг от друга понятия, поскольку представить их друг без друга невозможно. Возведён Парфенон был Калликратом и Иктином из пентелийского мрамора на вершине скалы и был посвящён покровительнице города богине Афине.


Говоря о городах, механизм «путаницы» между руинами и новым становится еще более очевидным. Современный ландшафт часто сравнивался с ландшафтом руин, его разрозненностью и фрагментацией, и этот подход привел к важным аналитическим и теоретическим приобретениям. Разрушенный город, даже больше, чем разрушенная архитектура, демонстрирует на самом высоком уровне особые отношения с временем и пространством, создаваемые архитектурой на их конечной стадии. В этом существенная близость между прошлым и настоящим проявляется с большей силой в пределах конкретной коннотации, которую занимает время в городской сфере.

Парфенон являет собой прямоугольное здание 30,8 х 69,5 м с расположенными по периметру колоннами, высотой около десяти метров: семнадцать были установлены с южной и северной стороны святилища, восемь – с западной и восточной (здесь же были расположены входы в храм).

Парфенон был декорирован скульптурными барельефами из жизни города: шествие на Акрополь избранных дев с подарком для богини (проводилось раз в четыре года), около сотни барельефов с изображениями различных сражений. Восточная сторона Парфенона рассказывала легенду о рождении Афины, западная – о её споре с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет являться покровителем Афин.

Время в городе, по сути, очень особенное время, сделанное из графика ускорений, возвратов, замедление, которое постоянно переполняет каждую хронологическую логику и постоянно делает это все время. Если мы посмотрим на вещи с этой точки зрения, наш способ взглянуть на древние города может измениться. Мы можем, например, понять необычайную городскую реализацию, которая представляет собой комплекс Северия Лептиса Магна, Ливия, как чисто историческое свидетельство - исключительное усилие, предпринятое городом для празднования его самого важного гражданина - или как полезный городской материал, даже сегодня.

Главный зал Парфенона был поделён на три части с помощью двух рядов колон. В глубине этого памятника архитектуры была расположена двенадцатиметровая скульптура Афины. В правой руке у богини была Ника, с левой стороны находилось копьё. Лицо и руки статуи были вырезаны из слоновой кости, оружие и одежда вылиты из золота, в глазах сияли драгоценные камни.

Если бы это было так, если бы мы отбросили город от его археологической натуры и поместили его в более широкую городскую вселенную, то этот необычный крах между архитектурой и городом, который открывается, чтобы назвать только один случай, в галерее дорог, которая завершает отверстие, мы будем искать, что это такое: современное ожидание той конкретной роли, которую некоторые архитектуры могут предпринять против города, к которому они принадлежат, когда они объединяют городские и архитектурные особенности.

Фактически мы можем видеть Лептиса как экстраординарный пример в завершенной истории или как набор техник и решений, которые действительны в любое время, когда государство разрушения дало доказательства. Точно так же на другом континенте мы можем рассматривать необычный город Чан-чан, столицу пре-воплощающей империи Моше, Перу, как техническое чудо в глинобитных конструкциях или видеть, что в его формировании из 10 колоссальных заборов, свободно связанных, без видимых отношений между ними, просветительское ожидание преувеличенных пространств замкнутых пространств, которые характеризуют пригороды и пригороды нашего времени.

К сожалению, в V ст. скульптуру вывезли в Константинополь, где она сгорела во время пожара.

У западного входа расположен квадратный зал «парфенон», в котором находился архив и казна городского морского союза. Предположительно, от этого зала и пошло название греческого храма, в переводе означающее как «дом для девушек», поскольку именно здесь жрицы изготавливали пеплос (женскую верхнюю одежду без рукавов, пошитую из лёгкого материала, которую во время торжественного шествия преподносили богине.

Когда дома и дворцы рушится, буквально ослабевая от износа и погоды, он оказывается городом, который также может быть построен из того, что обычно приписывается антигородскому значению. Мисьонес, Ла Тринидад, Парагвай. Напротив, то, что демонстрируют руины иезуитов Редуксионов Параны, если смотреть за историческое дело, к которому они принадлежат, это как в прохождении, установленном временем, между замкнутым пространством и открытой структурой, способностью упорядочения некоторых архитектура с сильным символическим смыслом легко перемещается от цитадели к ландшафту.

Храм Афины Победительницы (449 – 421 гг. до н. э.)

Расположен небольшой мраморный храм (размеры его основания – 5,4 х 8,14 м, высота колонн – 4 м) на юго-западе от Пропилей, на небольшом выступе скалы, который предварительно был укреплён подпорной стенкой. Автором этого оригинального памятника архитектуры был автор Парфенона, Калликрат. Святилище окружали колонны, при этом с трёх сторон здание было обнесено стенами, тогда как с восточной стороны, где располагался вход в храм, стена отсутствовала, вместо неё стояло два столба.

Как, например, некоторые конкретные здания могут продемонстрировать свою привлекательную роль независимо от уровня полноты или состояния контекста, породившего их. Столкнувшись с проходами, превратившимися в луга, где небо покрыто потолком и форестом, можно ограничиться рассмотрением «романтического» аспекта руин, или вы можете увидеть, как можно увидеть «упорядочивающую» способность некоторых конкретных архитектур подчеркнув, как вылить свое урбанистическое значение в ландшафт, который долгое время был исключен в построении своего отдельного мира.

Интересно, что другое название этого небольшого мраморного храма – Нике Аптерос, что означает – Бескрылая. Согласно легенде, деревянная статуя богини Победы, что находилась в этом храме, крыльев не имела: афиняне категорически не хотели, чтобы она покинула город.

Храм Эрехтейнон (421-407 гг. до н. э.)

Эрехтион считается последним памятником архитектуры Акрополя, был посвящён сразу двум богам, Афине и Посейдону и получил своё название из-за найденных на его территории остатков гроба правителя Ерехтея.

Расположена святыня за спиной Промахос и возвели её в том месте, где, согласно легенде, Афина поспорила с Посейдоном. По описанию очевидцев, возле храма росло оливковое дерево и в полу остался след от удара посоха Посейдона. История гласит о том, что олива сгорела, когда древний Акрополь подожгли персы, но после его освобождения возродилась.

Несмотря на то, что по размерам храм уступает Парфенону (11,63 х 23,5 м), его архитектура имеет более сложный план.

Восточный портик здания, подпирают шесть ионических колон, северный – четыре. Фриз святыни был сделан из мраморовидного известняка, в который были вставлены мраморные белые скульптуры. С южной стороны Эрехтейнона расположен портик, который вместо традиционных колонн подпирали статуи девушек. В настоящее время все оригинальные скульптуры заменены на копии и находятся в Лувре, Музее Акрополя и Британском музее.

Акрополь в наши дни

К сожалению, история не пощадила афинский Акрополь: из Парфенона люди сделали сначала церковь Богоматери, затем – мечеть, Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Бескрылой Ники разобрали и возвели из него крепостную стену, а во время войны с Турцией в XIX в. он значительно пострадал от выпущенного турками снаряда. Свою лепту в разрушении уникального комплекса внесло сильнейшее землетрясение в Греции 1894 года.

Как только греки возвращали себе власть над городом, они занимались реставрацией своей достопримечательности. После того как Греция провозгласила в конце XIX ст. независимость, этим вопросом занялись более серьезно, в результате чего им удалось достичь значительных успехов, благодаря которым посетители музея в настоящее время имеют возможность не только увидеть новый Акрополь, но и более чётко представить себе, как он выглядел во времена античности.

Они ликвидировали все поздние сооружения Акрополя, отстроили храм Ники, создали копии скульптур и заменили ими оригиналы, забрав их на хранение в музеи, один из которых разместили у подножия скалы. Открыт новый Афинский музей Акрополя был в 2009 году . Интересно, что он являлся третьим по счёту, поскольку в результате многочисленных археологических раскопок первые два музея всех находок не вмещали и были заменены на более крупное здание, превышающее по площади своего предшественника в десять раз.

Акрополь II тысячелетия до н. э. Здания, руины которых можно сейчас видеть на Акрополе, воздвигнуты в середине V в. до н. э. Однако и до V в. афинский Акрополь не был пустынной скалой. Жизнь протекала здесь с конца III тысячелетия до н. э. Акрополь уже тогда был убежищем для жителей окрестных равнин при нападении врагов. Мощные крепостные стены высотой до 10 метров и шириной в 6 метров защищали Акрополь, делали его неприступной твердыней. Проникнуть на холм можно было с запада и севера. Вход с западной, менее надежной стороны был укреплен особенно тщательно. С северной стороны он, по-видимому, скрывался зарослями кустарника и к нему вели ступени узкой лестницы, вырубленной в скале. Впоследствии, когда на Акрополе остались лишь святилища богов, лестница на северном склоне стала не нужна и северный вход был заложен. Сохранен был лишь один основной вход на Акрополь - с западной стороны.

В XVI-XII вв. до н. э. Афины не выделялись среди остальных городов Греции. Они уступали Микенам, Тиринфу, Пилосу и другим могущественным эллинским центрам. Выдвижение Афин началось после того, как пала критская держава. До сих пор живет поэтическая легенда о древнем герое Тезее, который принес Афинам победу. Сказание повествует о страшной дани, которую должны были ежегодно посылать афиняне на Крит. Семь юношей и семь девушек становились добычей страшного чудовища, получеловека-полубыка - минотавра, который жил в лабиринте на Крите. Однажды, рассказывается в мифе, в число юношей попал сын афинского царя Эгея смелый и красивый Тезей. С помощью полюбившей его дочери критского царя Ариадны он победил чудовище и вернулся в Афины, принеся им свободу и славу.

Древнейший Акрополь Афин, возможно, был похож на акрополи Микен и Тиринфа. Постройки этого времени сохранились плохо, так как позднее на афинском Акрополе воздвигалось в различные эпохи много сооружений.

Раскопки показали, что во II тысячелетии до н. э. здесь происходили совещания правителей, судебные процессы, религиозные празднества. В северной части Акрополя археологи нашли площадку, по-видимому, для священных церемоний афинян. Западнее царского дворца, у северных ворот, был обнаружен колодец, который давал хорошую питьевую воду людям, находившим за стенами защиту от врагов. Данные археологических раскопок говорят о том, что и в эти годы общественная, религиозная, культурная жизнь афинян была сосредоточена на Акрополе.

Ордера греческих храмов . К VI в. до н. э. в греческой архитектуре уже полностью сложились основные типы храмов, самым распространенным из которых был периптер. Он представлял собой чаще всего прямоугольную в плане постройку, обнесенную со всех сторон колоннадой и перекрытую двускатной кровлей. В греческом храме в определенную систему были приведены архитектурные элементы здания. Существовал порядок их расположения в зависимости от характера сооружения. Этот порядок назывался ордер (илл. 8, 9, 10).

Некоторые храмы строились в дорическом ордере, другие - в ионическом, третьи - позднее, начиная с IV в. до н. э., - в коринфском. Каждый ордер был по-своему выразителен. Дорический ордер - самый строгий но формам; здания, выстроенные в нем, могут производить впечатление строгое, даже иногда суровое. Ионический ордер отличается изяществом форм и пропорций, легкостью элементов. Примечательно, что римский архитектор Витрувий видел в дорическом ордере выражение мужественной силы, формы ионического напоминали ему утонченную, дополненную украшениями женскую красоту. Коринфский ордер отличался от этих двух ордеров особенной нарядностью, роскошью.

На схемах можно видеть изображение трех ордеров и названия их частей. Все части ордера могут быть разделены на группы: несущие элементы - стилобат, колонны и несомые - антаблемент, кровля . Соотношение основных частей - мощность или слабость несущих, тяжесть или легкость несомых - и придает зданпю характер суровый и напряженный, или естественно гармоничный, или легкий.

Постройки на Акрополе в VI в. до н. э. В VI в. до н. э. на Акрополе стоял храм Афины, называвшийся Гекатомпедон 1 . Он располагался прямо против Пропилеи и поражал своей красотой вошедшего на Акрополь человека. Этому эффекту способствовала размеренная постепенность подъема по склону холма и проход через небольшие, украшенные колоннами ворота - Пропилеи.

В размещении Пропилеи и Гекатомпедона на древнем Акрополе господствовала симметрия, которой часто придерживались архаические мастера. Принцип симметрии считали важным и скульпторы, особенно создатели изваяний на фронтонах храмов. Симметрия лежала и в основе статуй, украшавших тогда Акрополь. Изображение спереди строго в фас, казавшееся особенно выразительным и красивым, выступало и в планировке зданий этого времени. Именно поэтому зодчие поставили храм Гекатомпедон прямо перед Пропилеями, чтобы человек, вошедший на Акрополь, увидел этот основной храм священного холма не сбоку, а спереди, с богато украшенного фасада 2 .

От сооружений VI в. до н. э. на Акрополе дошли лишь фундаменты, да и то далеко не все. Это объясняется тем, что большинство зданий было разрушено во время греко-персидских войн, и тем, что на Акрополе в V в. до н. э. воздвигались новые постройки. Архаические храмы лучше сохранились там, где в последующие эпохи не было такого бурного строительства и где не был, как на Акрополе, дорог каждый клочок земли. Именно поэтому храмы VI в. можно видеть не на Акрополе, а в других областях Греции: храм Аполлона в Коринфе, Геры в Олимпии, Деметрьг в Пестуме (илл. 11). На них, несомненно, были похожи и храмы Акрополя в VI в. до н. э.


Архитектурные формы архаических храмов тяжеловесны и суровы. Колонны словно набухают под тяжестью давящей на них крыши. Суровость смягчалась лишь скульптурными украшениями. Некоторые фронтонные композиции архаических храмов Акрополя сохранились, хотя, к сожалению, не всегда точно определено, к какому храму относилась та или иная скульптурная группа, и не всегда бесспорны их реконструкции.

Фронтон - борьба Геракла с гидрой. На Акрополе были найдены плиты с рельефами, на которых изображен подвиг Геракла - борьба с гидрой 3 . Небольшие размеры плоского рельефа заставляют думать, что он принадлежал маленькому храмику или сокровищнице. Материал рельефа - мягкий известняк (так называемый порос ). Изготовленные из него скульптуры ярко раскрашивали. Раскраска закрывала шероховатую поверхность камня.

К сожалению, от фигуры Геракла сохранились лишь торс и ноги. Гидра была изображена со многими головами на извивающихся змеиных телах 4 . В композиции еще нет четкости, которая появится позднее: не выделяется главное, частности не отводятся на второй план. Борьба насыщает как этот, так и другие памятники. Подвижность фигур типична для подобных композиций архаического искусства. В них все подчинено oраскрытию темы победы героя-человека над злой силой.

Фронтоны Гекатомпедона. На афинском Акрополе были найдены и другие скульптуры, украшавшие храмы. В одной из групп показан Геракл, борющийся с Тритоном, в другой - фантастическое чудовище с тремя туловищами и тремя головами - Тритопатор. Есть основание предполагать, что они украшали наиболее древний храм - Гекатомнедон 5 . Статуи сделаны из известняка и ярко раскрашены. Мастер заполнил низкие боковые части фронтонов гибкими змеиными хвостами, переплетающимися друг с другом, все более тонкими к углам.


Древний скульптор изобразил Геракла, побеждающего морское чудовище - Тритона (илл. 12). Тритон показан в виде человека с рыбьим хвостом 6 . Герой прижимает врага к земле 7 . Обращают внимание напряженные, более объемные, чем в предыдущем фронтоне, формы, красота их очертаний.

Три человеческих туловища Тритопатора - доброго древнего аттического божества (илл. 13) - переходят у пояса в длинные хвосты, заполняющие боковую низкую часть фронтона. Лица Тритопатора мирные и добродушные (илл. 14). В руках одного - волнистая лента, изображающая воду, у другого - язык пламени, знак огня, у третьего - птица, символ воздуха, и сзади - нечто подобное крылу. Тритопатор олицетворял стихии воды, огня и воздуха. В этой скульптурной группе уже больше объемности, сочности. Изваяния не такие плоскостные, как в рельефе Геракла с гидрой. Композиция сложнее. Три лица представлены с разных точек зрения: первая голова спереди, две другие в повороте. Тритопатор показан вылезающим из угла фронтона. И хотя он движется в сторону, его лица и туловища поворачиваются к зрителю.


Эти изваяния были раскрашены, и краска сохранилась довольно хорошо. Волосы на голове и бороде были синими, глаза - зелеными, уши, губы и щеки - красными. Тела покрыты бледно-розовой краской. Змеиные хвосты расписаны красными и синими полосами.

Одна из голов Тритопатора, хранящаяся в музее Афинского Акрополя, так и вошла в историю искусства под условным названием "Синяя Борода" (илл. 15).

Яркий цвет привлекал древних художников. Краска оживляла образы. Она лишала мифологическую сцену ужаса, вносила в нее элемент игры. В греческом искусстве злые существа - сфинксы, горгоны, тритоны - не выглядят страшными и всемогущими, всегда чувствуется превосходство над ними человеческого разума. В этом проявлялся гуманизм греков - великое завоевание человеческой культуры.

Фронтон - Афина с гигантом . Около 530 г. до н. э. Гекатомпедон был перестроен. На одном из фронтонов нового храма (его называют Гекатомпедон II в отличие от старого) изображалась схватка олимпийских богов с гигантами (илл. 16). Сохранилась статуя Афины, борющейся с гигантом (илл. 17). По всей вероятности, она помещалась в центре фронтона, а по бокам располагались другие фигуры. Афина-победительница показана в порывистом движении, гигант повержен у ее ног. Мастер подчеркивает победу богини, возвышая ее фигуру над теряющим силы гигантом. Торжество покровительницы города воспринимается уже с далекого подхода к храму. Тема борьбы звучит здесь без оттенка жестокости, не так, как в сцене схватки Геракла с Тритоном, где герой в пылу битвы напрягал все силы и прижимал чудовище к земле. Скульптор не показывает Афину напряженной, он скорее демонстрирует превосходство благородной богини. Эта сцена, представленная в монументальных формах, достойна большого храма Акрополя, достойна Афин.


Примечательно, что в конце VI в, до н. э. для скульптур часто используется уже не известняк, а мрамор. Греки верными стали применять для изображения человеческой фигуры этот красивый камень. Слегка просвечивающий с поверхности, он хорошо передавал нежность кожи и лучше, чем другие породы, отвечал стремлению эллинских ваятелей показать человека прекрасным и совершенным.

Значение фронтонных композиций. Сюжеты фронтонных композиций архаических храмов никогда не были случайными. Скульпторы не делали их только для украшения. В них всегда заключался глубокий смысл, своеобразное метафорическое изображение воспринятого художником бытия. В представлении эллинов суровой архаической эпохи мир пребывал в непрестанной жестокой борьбе. В греческих сказаниях и мифах она принимала характер победы светлых, возвышенных сил над темными, низменными существами. Гиганты боролись с титанами, обитатели Олимпа - боги - с гигантами, мужественные люди-герои вступали в неравный бой со страшными чудовищами - тритонами, гидрами, горгонами.

В образах архитектуры, в скульптурах, в рисунках на вазах прославлялась физическая сила человека, показывались его победы. В искусстве находила выражение всеобщая идея торжества совершенного и физически, и духовно героя-человека.

Гончары VI в. до н. э. любили подчеркивать массивность форм и широкие тулова ваз, зодчие создавали мощные, набухающие в середине и узкие вверху колонны храмов, скульпторы показывали широкие плечи и узкие талии в статуях юношей - победителей на состязаниях. В архаических памятниках находило выражение огромное духовное напряжение человека. Подобная трактовка художественных форм и сюжетные изображения борьбы и победы светлых сил над темными появляются в период решительной ломки старого мировоззрения. В эти века рождалась новая, эллинская культура, противопоставившая догмам восточной цивилизации новые принципы. Значение перелома было огромным для дальнейшей судьбы европейских народов.

Статуи кор. В 1886 г. на афинском Акрополе между Эрехфейоном и северной стеной холма обнаружили четырнадцать мраморных статуй афинских девушек. Впоследствии нашли еще несколько таких же изваяний. Во времена, когда Афинами правили сыновья тирана Писистрата, на Акрополе стояло много скульптур, в том числе статуи девушек, или, по-гречески, кор (илл. 7). Статуи эти имели высокие постаменты разных типов - круглые, квадратные, некоторые в виде колонн с дорическими или ионическими капителями 8 .Сделаны они были большей частью из мрамора, привезенного с островов Эгейского моря. Лишь некоторые исполнены из местного аттического пентеллийского мрамора.

Греческие скульпторы показали кор в длинных, праздничных одеждах. Девушки не похожи друг на друга, хотя стоят в одной позе - строго фронтально, держась прямо, сохраняя торжественность. До сих пор неизвестно точно, кого изображают эти изваяния. Одни хотят видеть в них богинь, другие - жриц, третьи - знатных девушек с дарами богине. Статуи кор убеждают в любви общества поздней архаики конца VI в. до н. э. к украшениям, узорам. Особенно красивы и разнообразны сложной укладкой волос, тщательно завитыми локонами прически кор. Скульпторы изображают их с большим мастерством.

Близость стран Востока дает себя знать в деталях этих памятников архаического искусства. Нарядны одежды кор. На большинстве из них рубахи-хитоны. Некоторые коры придерживают их левой рукой у бедра, и ткань красиво собирается в складки. Сверху наброшен плащ - гиматий, нередко роскошный, ниспадающий живописными складками (илл. 18).

Лица мало раскрывают настроение кор. Лишь уголки рта чуть приподняты и губы сложены в сдержанную, пока еще далекую от живого чувства радости улыбку (илл. 19). О характере девушек больше говорит их одежда. У некоторых складки хитонов образуют сложные узоры, весело перебивают друг друга, у других - спокойно стекают вниз, у третьих - показаны сдержанными, редкими. Одежды как бы отвечают различным характерам и настроениям девушек - то веселых и оживленных, то спокойных, то строгих и сосредоточенных. В этом проявляется способность античной скульптуры архаической поры передавать чувства не мимикой лиц, но пластикой форм и выразительностью линий.

До находки акропольских кор античную скульптуру представляли беломраморной, бесцветной. Коры удивили мир тем, что на них сохранилась краска, в то время как с большинства других греческих статуй она сошла. Краска лежит плотным слоем на мраморе, в некоторых местах даже закрывая его. Но статуи не проигрывают от этого в своей художественной выразительности. Предельное обобщение сочетается в них с конкретностью, подчеркнутой раскраской зрачков, алых губ, темных волос. Краска, приближая образ к реальности, еще с большей силой утверждает характер и идею произведения - прославление красоты.

Значительно позже образы римских скульпторов III - IV вв. н. э. - индивидуальные, конкретные - уже не выдержали бы подобной раскраски. Она сделала бы их слишком близкими к реальности, натуралистическими, и произведение утратило бы способность выражать общую идею. Позднейшая монументальная скульптура поэтому также отказывается от раскраски. Греки же в статуях кор и других своих произведениях этого не боялись, настолько сильным был в их пластических формах характер обобщения.

Статуи девушек прекрасны. Созерцая их, человек получает большое наслаждение. Перед ним будто оживают чувства древних скульпторов, сумевших передать безмятежную красоту юности. Во время греко-персидских войн эти прекрасные изваяния были разбиты и лежали в груде так называемого персидского мусора, пока их не использовали как простые камни во время строительства новых храмов. Возможно, архаические статуи VI в. до н. э. утратили для греков V в. до н. э. очарование, которое чувствовали их отцы и деды. Не исключено также, что сильно поврежденные статуи уже потеряли свое религиозное значение. Ведь известно, что эллины нередко относились к изваяниям как к живым существам: иногда одевали их, смазывали благовонными маслами, приносили пищу, однажды даже связали некоторым статуям ноги и руки, так как боялись, что они могут, уйти.

Архаические здания и скульптуры Акрополя полны большой своеобразной красоты. Их не заменят никакие рассказы о чувствах и настроениях людей этого времени. Произведения греческой архаики не теряют своей ценности, даже будучи поставленными рядом с созданиями мастеров классической эпохи. Так, часто человек переживает глубоко чувства героев книг, написанных много десятилетий или столетий назад. Музыка прошлых веков волнует тоже не менее, чем произведения современных композиторов. Так и архаические памятники афинского Акрополя, фронтонные композиции и скульптуры, проникнутые особенным, никогда уже более не повторившимся впоследствии очарованием, останавливают взгляд человека, хотя они и уступают по совершенству исполнения произведениям, созданным на Акрополе в середине V в. до н. э.

Победа демократии в греческих городах . В конце VI в. до н. э. в Афинах аристократия утратила многие преимущества, которыми пользовалась раньше. Общественное устройство теперь основывалось на демократических началах. Формы жизни ряда греческих городов стали более прогрессивными; демократический строй способствовал развитию наук и искусств.

В конце VI в. до н. э. свободным греческим городам противостояла огромная персидская держава Ахеменидов, переживавшая постоянную острую борьбу различных династий. Неограниченная власть царя, характерный для древневосточных государств сложный чиновничий аппарат с массой бесправных подданных казались эллинам проявлением варварства.

Восстание Милета. Греческие города, расположенные в Малой Азии на побережье Эгейского моря, долгое время находились под властью персов. Непомерно большие налоги, произвол персидских правителей - сатрапов, их постоянное вмешательство в экономические дела греков ложились тяжелым бременем на плечи жителей малоазийских городов. Крупный город Милет поднял восстание и сверг персидского ставленника. Милетян поддержали другие малоазийские города, и восстание разгорелось. Персы подавили его, но поняли, что пример свободолюбия малоазийским грекам подают города Балканского полуострова, и решили уничтожить основы демократического строя в городах материковой Греции.

Начало греко-персидских войн. В 492 г. до н. э. походом на Грецию отправился зять персидского царя Дария I Мардоний. Однако после гибели во время шторма трехсот кораблей он бесславно возвратился назад. Второй поход персов в 490 г. до н. э. был также неудачным. В исторической битве при Марафоне греки наголову разбили персидскую армию. Более тяжкое испытание выпало на долю эллинов в 480 г. до н. э., когда армию персов возглавил новый царь - Ксеркс. Полчища варваров двинулись с севера и остановились у Фермопильского ущелья. Греческие воины показали пример мужества и стойкости. Лишь с помощью изменника персидским отрядам удалось одержать победу. 300 доблестных спартанцев, прикрывавших отход основных войск, пали вместе со своим предводителем - царем Леонидом. На месте их гибели был поставлен памятник - мраморное изваяние льва с надписью: "Путник! Пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли!" Персидская армия, прорвавшаяся сквозь ущелье Фермопилы, двинулась к Афинам и захватила их.

Разрушение памятников Акрополя. Афины подверглись разгрому. Особенно сильно пострадал Акрополь. Храмы были разрушены и лежали в развалинах, их сокровища были разграблены, святилища осквернены. Многочисленные изваяния, в том числе статуи кор, были сброшены с постаментов и разбиты. Вот что пишет знаменитый греческий историк Геродот о захвате персами Акрополя:

"Персы расположились на том холме, противолежащем Акрополю, который афиняне называют Ареопагом, и стали осаждать Акрополь следующим способом: стрелы обворачивали в паклю, зажигали и потом пускали из луков в укрепление. Осаждаемые афиняне, хотя доведены были до последней крайности и укрепление обрушилось, продолжали, однако, сопротивляться. Предложение писистратидов 9 относительно сдачи было отвергнуто афинянами; с целью защиты они употребляли различные средства, между прочим бросали в варваров громадными камнями каждый раз, когда те подступали к воротам. Вследствие этого Ксеркс, не будучи в состоянии взять афинян, долгое время не знал, что делать.

Наконец, после таких затруднений, доступ в Акрополь открылся варварам: дело в том, что согласно изречению оракула всей Аттике суждено было подпасть под власть персов. Итак, перед Акрополем, но позади ворот и подъема, там, где не стояло никакой стражи и куда, как всем казалось, не мог взойти никто из людей, в этом же месте с крутым спуском подле святилища кекроновой дочери Аглавры взошло несколько человек, Когда афиняне увидели этих варваров, вошедших на Акрополь, одни из них кинулись со стены и погибли, а другие бежали внутрь святилища; вошедшие на стену варвары бросились прежде всего к воротам, отворили их и перебили молящих о защите; по умерщвлении всех их, варвары ограбили храм и предали огню весь Акрополь".

Победа греков. Эллины, несмотря на захват персами Афин, с честью вышли из тяжелого испытания. В битве при Саламине было сломлено сопротивление персидского флота, в сражении при Платеях разбита сухопутная армия неприятеля. Одолев врагов, греки показали превосходство демократического строя над отживающей общественной системой персов. Греческие города одержали победу, значение которой было чрезвычайно велико. От исхода греко-персидских войн зависело не только благополучие собственно греческого государства. Трудно представить, какой была бы в случае победы персов эллинская культура. Вряд ли Акрополь был бы тогда увенчан величавым Парфеноном. Наверно, не было бы гения Фидия, Скопаса, Лисиппа. А без классической греческой культуры характер римской цивилизации, а вместе с тем и дальнейшей европейской был бы совершенно иным.

Победа греков над персами означала торжество новых, прогрессивных принципов демократии и свободы в политическом и социальном строе. Победа привела к появлению новых плодотворных импульсов в греческом искусстве. Система архаического художественного мышления, имевшая некоторые общие черты с древневосточной, оказалась уже несостоятельной. Не случайно поэтому, что переход от искусства архаики к искусству классики совпадает по времени с благополучным для греков исходом этой войны.