Выжившие в авиакатастрофах. Чудесные спасения: выжившие в авиакатастрофах. ссср, под ленинаканом

Авиаперелеты - самый безопасный вид пассажирских перевозок. Ежедневно более 80 тысяч самолетов по всему миру совершают около двухсот тысяч рейсов и доставляют в пункт назначения более трех миллионов пассажиров. Процент аварий крайне низок, а поэтому - казалось бы - страх перед полетами имеет иррациональную природу. Ничего подобного! Ведь все мы прекрасно понимаем: случись что на высоте в десять километров над землей, шансов выжить нет никаких. Вообще. Однако совсем отчаиваться не стоит. Маленькая, но тем не менее надежда на спасение все-таки есть. Об этом свидетельствуют удивительные случаи, когда пассажирам удавалось выжить в самых страшных авиакатастрофах.

Пожалуй, наиболее известный случай чудесного спасения произошел в 1972 году. Лайнер югославской авиакомпании Yugoslav Airlines совершал перелет по маршруту Стокгольм - Копенгаген - Загреб - Белград. Самолет поднялся в воздух и набрал высоту в десять тысяч метров в штатном режиме. Полет проходил над Восточной Германией. Неожиданно лайнер распался на части: носовая часть с кабиной пилотов отделилась от основного корпуса. Главной версией крушения стал теракт, в организации которого под подозрение попали сторонники хорватской националистической организации «Усташи». Впрочем, кто действительно стал организатором и исполнителем теракта, не удалось выяснить до сих пор.

dnpmag.com

Стюардесса Весна Вулович оказалась единственной выжившей в катастрофе. 22-летнюю девушку, упавшую с десятикилометровой высоты, обнаружил крестьянин Бруно Хонке. Он оказал бортпроводнице первую помощь и передал пострадавшую прибывшим на место происшествия медикам. Весна получила множество травм, но через шестнадцать месяцев она выздоровела. Придя в сознание после катастрофы, стюардесса в первую очередь попросила сигарету.

Удивительно, но после пережитого у девушки не возникло страха перед полетами. Она прожила до 2016 года и скончалась в возрасте 67 лет. В 1985 году имя Весны Вулович было внесено в книгу рекордов Гиннесса как человека, выжившего при падении с максимальной высоты.

Не менее известный случай произошел летом 1981 года. Борт Ан-24РВ совершал перелет из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. На высоте 5220 метров лайнер столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16 - гражданские и военные центры управления полетами плохо координировали свои действия. Экипажи обоих самолетов погибли. Как и пассажиры Ан-24. Исключением стала студентка Лариса Савицкая - девушке чудом удалось выжить.

ribalych.ru

Лариса возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем Владимиром. Самолет был полупустым, поэтому молодожены решили расположиться на удобных креслах в хвостовой части лайнера. Когда произошло столкновение, девушка спала, но от сильного удара и внезапного ожога моментально проснулась. Фюзеляж самолета разломился прямо перед креслом Ларисы, а ее выбросило в проход между сиденьями. Девушка доползла до ближайшего кресла и вжалась в него. Впоследствии она вспоминала, что в тот момент ей в голову пришла сцена из фильма «Чудеса еще случаются», в котором героиня вжимается в кресло самолета и выживает при крушении.

Ларису спасло благоприятное стечение обстоятельств. Форма обломка, в котором она оказалась, была такова, что при падении он планировал подобно листу дерева. Падение длилось удивительно долго - целых восемь минут. К тому же он упал в березовую рощу, и деревья смягчили удар. Но, конечно, сознание в тот момент Лариса потеряла.

Очнувшись на земле, первое, что увидела девушка, было кресло с телом мертвого мужа. Загадка - останки пассажиров разметало на сотни метров вокруг, а Владимир оказался рядом.

Лариса получила серьезные травмы, но могла встать на ноги. Спасатели обнаружили девушку только через два дня. За это время она соорудила временное прибежище из обломков самолета, в котором и ждала помощи. Шли дожди, температура не поднималась выше десяти градусов - согреваться приходилось чехлами с сидений. А еще одолевали комары, от которых девушка защищалась целлофановым пакетом.

Не знаю, может, от психологического шока я словно не ощущала своего тела, - вспоминала Лариса Савицкая. - А ведь были сломаны ребра, руки, спина, выбиты зубы… Тело казалось просто ватным, и дышать было трудно. Боль тупая, словно не моя. И еще какой-то постоянный гул: то ли в ушах гудело, то ли комары…

Лариса тоже попала в книгу рекордов Гиннесса. Но не только как человек, оставшийся в живых при падении с пятикилометровой высоты, но и как пассажир, получивший минимальную компенсацию. Всего 75 советских рублей.

В ряде авиакатастроф удавалось выжить сразу нескольким пассажирам. Так, в крушении лайнера Боинг-747 японских авиалиний, произошедшем 12 августа 1985 года, в живых осталось четверо. В тот день самолет следовал курсом из Токио в Осаку. Через двенадцать минут после взлета произошел отрыв вертикального хвостового стабилизатора или, попросту говоря, киля.

kulturologia.ru

Экипаж на протяжении долгих тридцати двух минут не оставлял попыток стабилизировать неуправляемую машину. Но лишенный киля самолет с все возрастающей амплитудой раскачивался по всем трем осям. Он продолжал лететь, то резко набирая высоту, то внезапно снижался. Так продолжалось до последнего момента. Внезапно перед глазами пилотов возник горный массив. В попытке избежать столкновения с горой командир увеличил тягу двигателей и отдал распоряжение выпустить закрылки аварийной электросистемы. Самолет резко задрал нос и едва не свалился в штопор, но выровнять лайнер все-таки удалось. К несчастью, успех оказался временным. Неуправляемый самолет снова опустил нос и устремился прямо на ближайшую вершину. Скорость снижения стала нарастать. Командир снова попытался выровнять воздушное судно, но увы. Правое крыло задело верхушки деревьев, и борт Japan Airlines на большой скорости врезался в лесистый склон горы Оцутака.

Катастрофа унесла жизни 520 человек и стала самой крупной катастрофой одного самолета за всю историю авиации. Выжившими пассажирами оказались две женщины и две маленькие девочки. 26-летняя стюардесса авиакомпании Japan Airlines Юми Отиаи, 34-летняя Хироко Ёсидзаки со своей восьмилетней дочерью Микико и двенадцатилетняя Кэйко Каваками. Кэйко была найдена сидящей на дереве. Всех четверых немедленно доставили в токийский госпиталь.

После трагедии выяснилось, что остаться в живых могло гораздо большее число пассажиров. Так, Кэйко Каваками рассказывала, что уже на земле ее отец разговаривал с ней, призывая не падать духом, но потом затих. Также девочка слышала стоны и крики других раненых. Эксперты и врачи подтвердили слова Кэйко. Они установили, что большое число пассажиров погибли на земле от ран и холода, так и не дождавшись помощи. А помощь не приходила на протяжении долгих 14 часов. Причиной страшной задержки стала конкуренция между многочисленными службами спасения. Они долго не могли решить, кто отправится на спасение пострадавших.

Причиной авиакатастрофы стала обыкновенная халатность. За семь лет до трагедии лайнер получил серьезное повреждение, ударившись хвостовой частью о взлетную полосу, но ремонт не был проведен должным образом. Для 506 пассажиров и 14 членов экипажа рейса JAL 115 это обстоятельство стало роковым.

Самая крупная по числу жертв авиакатастрофа произошла 27 марта 1977 года на острове Тенерифе. На одной взлетно-посадочной полосе оказались сразу два лайнера. Один - американской авиакомпании Pan Am, другой - нидерландской KLM. Трагедия унесла жизни 583 человек. 61 человеку посчастливилось выжить.

kulturologia.ru

Причиной, по которой оба самолета одновременно попали на одну взлетную полосу, стали плохие погодные условия. Радиосвязь диспетчеров с пилотами дала сбои, и командный состав лайнеров не мог правильно понять указания, которые поступали из диспетчерского центра. К тому же на остров опустился сильный туман, который снизил видимость до ста метров.

Самолеты оказались друг напротив друга. Первым на взлет пошел Boeing авиакомпании KLM. Набрав скорость, его экипаж увидел, как из тумана ему навстречу движется другой Boeing, американской Pan Am. Пилоты попытались оторвать машину от земли, но расстояние не позволило совершить маневр. Лайнеры на полном ходу столкнулись влобовую. В нидерландском самолете погибли все, среди пассажиров американского Boeing оказались выжившие. В том числе капитан, второй пилот и борт-инженер.

Безусловно, самым быстрым и комфортным видом транспорта современности является самолет. Более того, довольно часто именно на авиалайнере пассажиры могут добраться до самого удаленного места на планете, и путешествие займет совсем немного времени. Однако многие отказываются от такого варианта, так как считают крушение самолетов частым явлением. И это вовсе не удивляет, ведь если проанализировать многочисленные художественные фильмы об авиакатастрофах, то действительно можно прийти к выводу – самолеты терпят крушение практически каждый день и шанса остаться в живых у пассажиров практически не остается. На самом деле это, конечно, не так, а подтверждают этот факт многочисленные выжившие после крушения самолета. Реальные истории о счастливчиках, которым удалось спастись при авиакатастрофах, мы и приведем в этой статье в качестве убедительного примера.

Конечно, самолет был и будет самым удобным и безопасным видом транспорта, но даже такую мощную и надежную машину следует в первую очередь рассматривать в качестве техники. А как известно, с любой машиной могут случиться неполадки, что и приводит к возникновению аварийных ситуаций. Согласно аналитическим исследованиям, основной причиной катастроф, как ни печально это признавать, является человеческий фактор. Ведь техника не может самостоятельно себя испортить и вывести из строя, такое случается из-за невнимательности и халатного отношения именно человека. Если при сборке машины использовались некачественные комплектующие, данному процессу не уделялось должного внимания, а ежедневный технический осмотр проводился, как говорится, на скорую руку, то даже самая надежная техника рано или поздно может выйти из строя.

Практически все выжившие при крушении самолета указывают на то, что машина в небе просто начинает вести себя как-то неправильно, а на борту в это время начинают мигать тревожные «огни», что еще более нагнетает и так тревожную обстановку. Эксперты утверждают, что любая поломка в небе – это недоработка и найти ее специалистам необходимо именно на земле, чтобы не допустить возникновение аварийной ситуации.

Чаще всего самолеты терпят крушение из-за следующих причин:

  • неисправности самолета или отдельных приборов, которые не были выявлены при техническом осмотре. Согласно статистике, примерно 23% авиакатастроф происходит именно из-за этой причины, то есть из-за обычной человеческой халатности и невнимательности;
  • ошибок, допущенных пилотами и обслуживающим персоналом;
  • неблагоприятных условий, которые могут резко измениться на маршруте авиалайнера.

Существует еще несколько причин, которые могут привести к крушению самолета, к примеру, терроризм, но это уже совершенно другая тема для обсуждения. Но чтобы не стало причиной создания аварийной ситуации, выжившие после падения самолета практически в каждой аварии все-таки остаются. Что же помогло им остаться в живых, какие меры они принимали для спасения своей жизни, далее и будем более тщательно анализировать.

Имена и истории люди, сумевших выжить после авиакатастроф

Спасатели выносят выживших с места крушения самолета, разбившегося у аэропорта Jose Maria Cordova в Колумбии

Многим может показаться, что тем, кому удалось выжить при авиакатастрофе просто посчастливилось, то есть, они, как говорят, родились под счастливой звездой. В действительности это не совсем так, ведь эксперты, проанализировав более 2 тыс. спасений, пришли к выводу – выжившие после крушения самолета смогли сохранить свою жизнь не только из-за благоприятного стечения обстоятельств, но и благодаря знаниям и правилам, которые они своевременно предприняли в экстремальной ситуации.

Это относится к уцелевшему члену экипажа югославского авиалайнера – бортпроводнице В. Вулович, которой было 22 года на момент аварии. К сожалению, в истории спасшихся не так часто можно встретить имена членов экипажей авиалайнеров, возможно это объясняется тем, что в такой сложной ситуации команда воздушного корабля не заботится о собственной безопасности, а отдает все свои силы для спасения пассажиров.

А В. Вулович, все же удалось чудом спастись в ужасной авиакатастрофе, при которой пассажирский самолет взорвался в небе из-за бомбы на борту, которую заложили террористы. Эта ужасная трагедия случилась в 1972 году, во время авиаперелета из Копенгагена в Загреб, который выполнялся югославским авиаперевозчиком. Несмотря на страшный взрыв в небе, стюардесса выжила после падения самолета. По мнению экспертов, такое неимоверное спасение можно объяснить тем, что бортпроводница на момент взрыва находилась в самом безопасном месте – посередине салона и на приличном расстоянии от бомбы. По счастливой случайности выжившая стюардесса при падении самолета находилась в отделенном от корпуса отсеке, который упал с высоты 10 тыс. км на ветки заснеженных деревьев и тем самым смягчил удар.

Но это всего лишь первая часть счастливой истории, чудом спасшейся югославской бортпроводницы. Если бы не помощь местного жителя, который, увидев девушку, незамедлительно освободил ее из-под обломка самолета и доставил в ближайшую больницу, Весна Вулович могла просто замерзнуть в холодном лесу. Выжившая стюардесса после крушения самолета с такой огромной высоты, более месяца пролежала в коме, а после ей еще пришлось почти 1.5 года вести отчаянную борьбу за свою жизнь. Девушка смогла выдержать серьезные испытания и в скором времени полностью оправилась как физически, так и морально, а ее действительно «фантастический» прыжок с высоты в 10 тыс. км без парашюта был занесен в Книгу Гиннесса. Законный сертификат известной на весь мир стюардессе вручал ее кумир – Пол Маккартни, что привело в неимоверный восторг героиню.

История Сесилии Сичан, 4-х летней девочки

Сесилия Сичан

История следующей героини Сесилии Сичан произошла в 1989 году, даже в наши дни активно обсуждается. Ведь в этой ужасной трагедии, которая случилась с McDonnell Douglas DC-9-82, обслуживанием которого занималась авиакомпания Northwest Airlines, смогла выжить всего одна пассажирка из 154 человек находившихся на борту – 4-х летней маленькая девочка родом из Америки.

В авиапутешествие Сесилия отправилась на воздушном транспорте с родителями. Неполадка, из-за которой случилась авиакатастрофа, показала себя на взлете – пилот не смог верно повернуть штурвал, вследствие этого левая плоскость крыла зацепила мачту для освещения, страшное пламя моментально охватило крыло. Воздушный транспорт изменил траекторию полета, что привело к падению и взрыву самолета. Авиалайнер упал на автомобильную трассу, ужасный взрыв последовал моментально. Обломки машины и изувеченные тела находившихся на борту эксперты находили в полумиле от места авиакатастрофы.

Медики и пожарные службы прибыли на место трагедии незамедлительно, но ужас представившейся картины дал понять – спасать в этом месте уже некого. Однако детский плач, который доносился из обломков самолета, привел спасателей в настоящее изумление. Первым кинулся на детский голос сотрудник пожарной службы Д. Тьед. Увидев маленькую руку, которая тянулась из обломков, пожарник аккуратно достал пострадавшую и бережно передал ее в руки медиков.

Конечно, при крушении девочка получила многочисленные повреждения как головы, так и конечностей, кроме этого ее тело сильно обгорело. Но несмотря на все, именно этой маленькой путешественнице удалось единственной выжить в страшной трагедии. Для полного выздоровления девочке пришлось перенести несколько операций, включая и 4 по пересадке кожи. Заботиться о Сесилии стали ее тетя и дядя. Как только девочка подросла, она решила сделать на своей руке татуировку авиалайнера, как постоянное напоминание об ужасном и в то же время счастливом дне в ее жизни. Сегодня Сесилия продолжает пользоваться современными самолетами, а на часто задаваемый вопрос, не боитесь ли вы авиаперелетов, с шуткой отвечает – «Нет, не боюсь, так как в одно и то же место дважды снаряд уж точно не попадает».

Российская авария

Трагедия с самолетом Ан-24, который перевозил 38 пассажиров из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск, долгое время обсуждалась во всем мире. Ведь выжившие после крушения самолета исчислялись не десятками и даже не единицами – в этой страшной катастрофе, случившейся в 1981 году, смогла выжить одна 20-ти летняя пассажирка – Л. Савицкая, которая после медового отпуска возвращалась вместе с мужем домой. Имя уцелевшей пассажирки было внесено в Книгу рекордов Гиннесса, причем не раз:

  1. За выживание при падении без парашюта с высоты боле 5 тыс. км.
  2. За получение самой минимальной компенсации, в сумме в 75 рублей, которая выплачивается государством в качестве ущерба всем пострадавшим.
  3. Также она собрала множество отечественных наград от властей.

Причиной крушения самолета стало столкновение с бомбардировщиком. Конечно, Ан-24, имеющий небольшие размеры, не смог выдержать ужасного удара и просто распался на куски высоко в небе. В момент столкновения счастливая пассажирка отдыхала на своем кресле, пристегнутая ремнем безопасности. Вывел ее из состояния сна сильнейший ожог, вызванный огнем, который стремительно набирал силу из-за разгерметизации.

Лариса была ознакомлена с правилами безопасного полета, поэтому не стала расстегивать ремни и как можно сильнее вжалась в свое кресло. Как после пояснит девушка, ей помог выжить сюжет фильма от итальянских режиссеров «Чудеса еще встречаются», в котором главная героиня смогла выжить благодаря пристегнутому ремню и правильно выбранной позиции тела. Та часть самолета, в котором находилась девушка, упала на ветки деревьев, что в значительной степени смягчило падение, которое длилось около 8-ми минут. После приземления Лариса потеряла сознание, но через некоторое время она самостоятельно очнулась, спустилась в березовый лес и даже соорудила для себя убежище для безопасного ночлега. Спасательным бригадам понадобилось 48 часов, чтобы отыскать счастливую пассажирку, имя которой уже внесли в список погибших.

Это вовсе не удивляет, ведь приехавшие на место трагедии не смогли найти ни одного выжившего, вокруг были лишь обгоревшие тела и обломки самолета. У девушки были серьезные травмы головы и спины, для полного выздоровления ей потребовалось пройти несколько операций, с чем Лариса и смогла справиться на все 100%.

История Эрики Дельгадо

Эрика Дельгадо

Многие переживали о выздоровлении 9-ти летней, одной уцелевшей пассажирки самолета McDonnell Douglas DC-9-14, Эрики Дельгадо. Воздушный транспорт перевозил на своем борту 47 пассажиров в Боготу из Картахены. Избежать гибели удалось только Эрике. Причиной авиакатастрофы стала поломка высотометра, вследствие этого самолет не смог благополучно зайти на посадку и просто упал в болотистой местности.

Девочка находилась на борту со своими родителями и братом, по ее словам, из самолета, который буквально на глазах начал разваливаться, ее вытолкнули руки матери. Буквально через несколько секунд воздушный транспорт охватило пламя, прогремел страшный взрыв. Эрика же упала на водоросли, но выбраться из болотной трясины самостоятельно ей никак не удавалось. По словам девочки, уже через несколько минут на место трагедии прибыли местные жители, но не для спасения потерпевших, а с целью наживы. Как утверждает Эрика, ее мольбы о помощи они игнорировали, а вот золотое украшение мародеры быстро сорвали с ее шеи и поспешили удалиться. Но все же ее спасателем оказался местный фермер, который, услышав детский крик, поспешил на помощь к девочке. Удивительно, но в такой страшной аварии Эрика отделалась лишь переломом руки.

Еще истории из России

При крушении российского самолета Як-42, выполняющего рейс по маршруту Ярославль – Минск, в 2011 году, выживших оказалось двое. Самолет должен был доставить в Минск хоккейную команду, после падения воздушного транспорта спасатели обнаружили двоих уцелевших – спортсмена А. Галимова и А. Сизова – бортинженера рухнувшего воздушного судна. К сожалению, усилия медиков не помогли спасти жизнь хоккеиста, так как он получил серьезные ожоги тела, несовместимые с жизнью. Бортинженеру повезло намного больше, несмотря на многочисленные переломы и ушибы, Александр смог полностью восстановить свои силы и даже не отказался от авиации. Конечно, на работу в воздухе бортинженер не соглашается, зато очень тщательно проверяет каждый самолет на техническую исправность перед вылетом.

Эксперты утверждают, что сохранить свою жизнь при крушении самолета вполне реально, самое главное - пассажиры должны знать о правилах безопасного полета, использовать эти знания при чрезвычайной ситуации, сохранять спокойствие даже в, казалось бы, безысходном положении, четко придерживаться инструкций от членов экипажа. Обязательно нужно трезво оценить сложившуюся ситуацию и не спеша принять верное решение.

Вконтакте

Несмотря на то, что в автомобильных авариях ежегодно погибает в тысячи раз больше людей, чем в крушениях самолетов, в массовом сознании живет страх именно к полетам. В первую очередь, это объясняется масштабностью трагедий – упавший лайнер это десятки и сотни одновременно произошедших смертей. Это шокирует значительно сильнее, чем несколько тысяч сообщений о смертельных ДТП, растянутых на месяц.

Вторая причина страха авиакатастрофы – осознание собственной беспомощности и неспособности хоть как-то повлиять на ход событий. Практически всегда это действительно так. Однако история воздухоплавания накопила небольшое количество исключений, при которых люди выживали, падая вместе с самолетом (или его обломками) с высоты нескольких километров без парашюта. Этих случаев настолько мало, что у многих из них есть собственные странички в Википедии.

Наездница на обломках

Стюардессе авиакомпании Jugoslovenski Aerotransport (сегодня она называется Air Serbia) Весне Вулович принадлежит мировой рекорд по выживанию в свободном падении без парашюта. Она попала в Книгу рекордов Гиннесса потому, что осталась жива после взрыва самолета DC-9 на высоте 10 160 метров.

В момент взрыва Весна работала с пассажирами. Она сразу же потеряла сознание, поэтому ни момента катастрофы, ни ее деталей не запомнила. Из-за этого у стюардессы не появилось страха полетов – все обстоятельства она воспринимала с чужих слов. Оказалось, что в момент разрушения самолета Вулович зажало между сиденьем, телом другого члена экипажа и тележкой из буфета. В таком виде обломки упали на покрытый снегом склон горы и скользили по нему до полной остановки.

Весна осталась жива, хотя и получила тяжелые травмы – сломала основание черепа, три позвонка, обе ноги и таз. В течение 10 месяцев у девушки была парализована нижняя часть тела, в целом лечение заняло почти 1,5 года.

После выздоровления Вулович пыталась вернуться на прежнюю работу, но к полетам ее не допустили и дали должность в офисе авиакомпании.

Выбор цели

Выжить как Весна Вулович в коконе из обломков значительно проще, чем в одиночном свободном полете. Однако и во втором случае есть свои удивительные примеры. Один из них датируется 1943 годом, когда военный летчик из США Алан Мэги летал над Францией на тяжелом четырехмоторном бомбардировщике B-17. На высоте 6 км его выбросило из самолета, и падение затормозила стеклянная крыша вокзала. В итоге Мэги упал на каменный пол, остался жив и тут же был взят в плен потрясенными увиденным немцами.

Отличной целью падения будет большой стог сена. Известно несколько случаев, когда люди выживали в авиакатастрофах, если на их пути оказывался плотно растущий кустарник. Густой лес тоже дает некоторые шансы, но тут появляется риск напороться на сук.

Идеальным вариантом для падающего человека будет снег или болото. Мягкая и сжимающаяся среда, поглощающая набранную в полете к центру земли инерцию при удачном стечении обстоятельств может сделать травмы совместимыми с жизнью.

Почти не остается шансов на выживание при падении на водную гладь. Вода практически не сжимается, поэтому итог соприкосновения с ней будет таким же, как при столкновении с бетоном.

Спасение порой могут принести самые неожиданные объекты. Одна из главных вещей, которым учат любителей прыжков с парашютом – держаться подальше от линий электропередач. Однако известен случай, когда именно высоковольтная линия спасла жизнь скайдайверу, оказавшемуся в свободном полете из-за нераскрывшегося парашюта. Он попал прямо на провода, отпружинил и упал на землю с высоты нескольких десятков метров.

Пилоты и дети

Статистика выживания в авиакатастрофах показывает, что значительно больше шансов обмануть смерть у членов экипажа и пассажиров, не достигших совершеннолетия. С пилотами ситуация понятна – в их кабине системы пассивной безопасности более надежны, чем у остальных пассажиров.

Почему чаще других выживает дети – до конца не понятно. Однако несколько достоверных причин исследователи этого вопроса установили:

  • повышенная гибкость костей, общая расслабленность мышц и больший процент подкожного жира, защищающего внутренние органы от травм наподобие подушки;
  • небольшой рост, из-за которого голова закрывается спинкой кресла от летящих обломков. Это крайне важно, так как основная причина смертей при авиакатастрофах – травмы мозга;
  • меньший размер тела, снижающий вероятность напороться в момент приземления на какой-то острый предмет.

Непобедимая сила духа

Удачное приземление еще не всегда означает положительный исход. Не каждого чудом выжившего мгновенно находят благожелательно настроенные местные жители. Например, в 1971 году над Амазонкой на высоте 3 200 метров из-за пожара, вызванного попаданием молнии в крыло с топливным баком, разрушился самолет Lockheed Electra. 17-летняя немка Юлиана Копке пришла в себя в джунглях, пристегнутая к креслу. Она была ранена, но могла передвигаться.

Девушка вспомнила слова отца-биолога, который рассказывал, что даже в непроходимых джунглях всегда можно найти людей, если идти за течением воды. Юлиана пошла вдоль лесных ручьев, постепенно превращавшихся в реки. Со сломанной ключицей, пакетом конфет и палкой, которой она разгоняла на мелководье скатов, девушка через 9 дней вышла к людям. В Италии по этой истории сняли фильм «Чудеса еще случаются» (1974).

На борту, включая Копке, летело 92 человека. Впоследствии было установлено, что кроме нее падение пережили еще 14 людей. Однако в течение нескольких следующих дней все они умерли еще до того, как их нашли спасатели.

Эпизод из фильма «Чудеса еще случаются» спас жизнь Ларисе Савицкой, которая в 1981 году летела вместе с мужем из свадебного путешествия рейсом Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск. На высоте 5 200 метров пассажирский Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К.

Лариса с мужем сидела в хвосте самолета. Фюзеляж разломился прямо перед ее креслом, и девушку отбросило в проход. В этот момент она вспомнила фильм о Юлиане Копке, которая при крушении добралась до кресла, вжалась в него и выжила. Савицкая сделала то же самое. Часть корпуса самолета, в котором осталась девушка, упала на смягчившую удар березовую рощу. В падении она находилась около 8 минут. Лариса оказалась единственной выжившей, она получила серьезные травмы, но осталась в сознании и сохранила способность самостоятельно передвигаться.

Фамилия Савицкой два раза вписана в российский вариант Книги рекордов Гиннеса. Она значится человеком, выжившим после падения с наибольшей высоты. Второй рекорд скорее печальный – Лариса стала той, кто получил минимальную компенсацию физического ущерба. Ей выплатили всего 75 рублей – именно столько по нормам Госстраха тогда полагалось выжившим в авиакатастрофе.

Примерно 16% людей боятся летать на самолетах. Статистика говорит, что попасть в катастрофу гораздо больше шансов, путешествуя по земле, чем по воздуху. Но все же в некоторых случаях риск авиакатастроф вполне оправдан.

После каждого крушения люди, чудом не успевшие на рейс или сдавшие свой билет, благодарят бога за такое счастливое стечение обстоятельств. Ведь шанс выжить в авиакатастрофе очень мал. В журнале Popular Mechanics была опубликована статистика, согласно которой люди, выбравшие место в хвосте самолета, повышают свои шансы на спасение на 40%. Но Эд Галея, профессор математического моделирования и инженерии в Университете Гринвича в Лондоне, убежден, что в авиалайнерах нет «безопасных» мест. При воздушном крушении все пассажиры одинаково оказываются в зоне риска.

Людей, выживших в авиакатастрофах, очень мало. Как они живут, получив второй шанс?

Сесилия Сичан (Крокен)

В 1987 году лайнер McDonnell Douglas MD-82 авиакомпании Northwest Airlines потерпел крушение. На борту была четырехлетняя Сесилия Сичан, которая вместе с матерью и братом возвращалась с отдыха. Самолет не смог набрать высоту, в результате чего произошло чудовищное столкновение со столбом, пострадало левое крыло. Лайнер упал на землю и разломился, проскользив по поверхности несколько метров. Авария произошла по вине экипажа – пилоты не смогли проконтролировать угол взлета и скорость воздушного судна. Также не было сигнала о том, что самолет не готов к взлету.

Погибли 153 человека – экипаж, пассажиры и двое очевидцев трагедии. Сесилия Сичан стала единственной выжившей после крушения. Своим спасением девочка обязана матери – женщина прикрыла малышку своим телом. Столкновение Сесилия не помнит. Хоть девушка думает об этом ежедневно и даже сделала себе татуировку на запястье в виде небольшого самолета, но говорить о трагедии смогла лишь через четверть века:

«Я думаю о произошедшем каждый день. Трудно не думать об этом, когда я смотрю в зеркало. У меня есть шрамы на руках и ногах, на лбу».

Маленькая Сесилия получила ожоги третьей степени, у нее был переломан череп, ключица и нога. После семинедельного лечения в клинике малышку забрала тетя Рита, сестра матери, и дядя Франклин Лумпкин. Чтобы избавиться от назойливого внимания журналистов, им пришлось переехать в Алабаму из Аризоны.

Сесилия только в средней школе узнала о том, что стала единственной выжившей на борту самолета:

«Я чувствовала себя виноватой. Почему я? Почему мой брат не выжил? Почему не кто-то другой?», — рассказывает девушка в фильме Sole Survivor.

Сесилия не боится летать, но желания становиться стюардессой у нее тоже никогда не возникало. В свое время Сичен прозвали «главной американской сиротой». Через многие годы удалось разыскать пожарного Джона Тие – именно он отыскал девочку среди обломков лайнера и передал ее медикам. В 2012 году Сичен пригласила своего спасителя на свадьбу. Кроме того, девушка поддерживает связь с семьями погибших. Сесилия пытается жить нормальной жизнь, но один взгляд в зеркало возвращает ее мыслями к той ужасной катастрофе, пробуждая чувство вины, за то, что именно она выжила при крушении.

Весна Вулович

Весна Вулович попала на страницы Книги рекордов Гиннесса, как выжившая после падения с 10 тысяч метров высоты.

Девушка работала стюардессой «Югославских авиалиний». 26 января 1972 года она летела рейсом Копенгаген-Загреб, на борту было 28 пассажиров. Самолет был в воздухе уже около часа, когда неожиданно носовая часть с кабиной пилота отсоединилась от остальной конструкции. Согласно заключению экспертов, на борту сработало взрывное устройство. Служба государственной безопасности Чехословакии через 10 дней после авиакатастрофы представила детали взрывного механизма в виде будильника. Были установлены даже имена взрывателей, но найти их самих не удалось.

22-летняя Весна вообще не помнит ничего о крушении. Последнее воспоминание – как уборщица чистит борт самолета, а спустя несколько часов Вулович нашли на обломках этого лайнера.

«Громкий взрыв, очень яркий свет и невыносимый холод - вот и всё, что я помню о той катастрофе. На меня наткнулся местный житель, немец Бруно. Нащупал пульс, понял, что у меня сломан позвоночник, поэтому не стал двигать моё тело, а сразу вызвал помощь», — рассказывает Весна в одном из интервью.

Помимо множественных переломов у стюардессы была также потеря памяти. Когда она пришла в себя в больнице, то ровным счетом ничего не помнила об аварии и не понимала, почему ее родители плачут. Когда Весне рассказали о том, что произошло, стюардесса ощутила чувство вины – она не могла понять, почему выжила, в то время, как все пассажиры и ее коллеги погибли.

«Я сломала левую руку и левую ногу, три позвонка (один из них был просто раздавлен), в нескольких местах проломила череп», — вспоминает о своих травмах Вулович.

Девушке удалось спастись благодаря низкому давлению – на такой высоте сердце человека с нормальным давлением просто не выдержало нагрузки. Стюардесса потеряла сознание, что также сыграло ей на руку.

Посла аварии Весне предстояло заново учиться разговаривать и ходить, к тому же необходимо было вернуть память. Четыре с половиной года ей понадобилось, чтобы снова встать на ноги, а от хромоты Вулович не смогла избавиться до конца своей жизни.

После выписки из больницы девушка снова хотела работать стюардессой, но ей отказали, даже не приняв в учет аргументы, что «снаряд дважды в одну воронку не падает» и что Вулович «является гарантом безопасности на борту». Впрочем, взамен ей предложили работу в офисе авиакомпании, где она и проработала до пенсии. В 200\16 году весны Вулович не стало, она скончалась в своем доме в Белграде.

Камил Баженов

В апреле 2012 году лайнер авиакомпании UTair, направляющийся в Сургут, упал с высоты 200 метров через 42 секунды после взлета. Крушение произошло под Тюменью, погибло 33 человека, 10 остались в живых.

Авиакатастрофа произошла в результате решения КВС не проводить противообледенительную обработку, хотя на самолете в тот момент был снег. После инцидента авиакомпания приняла решение проводить эту процедуру в обязательном порядке, раньше решение оставалось за капитаном.

Одним из выживших стал 27-летний Камил Баженов, которые летел на деловую встречу. Камил мог полететь совсем на другом рейсе, так как перепутал очереди. Но в последний момент все же взял билет в хвостовой части на этот злополучный самолет.

Полет начался как обычно, ничто не предвещало беды, как вдруг самолет стало сильно трясти. Очнулся Камил уже на земле – парень поднял руку, чтоб его заметили спасатели. Баженов хоть и находился в сознании, но не может вспомнить ничего, что происходило дальше.

В авиакатастрофе Камил получил десять переломов и четыре разрыва связок, парню пришлось учиться ходить заново.

«До катастрофы у меня был довольно тяжёлый период в жизни. Я работаю в жёстких условиях. В личном плане было нелегко… Но я не унываю. Чёрная полоса сменится белой. Если с человеком такое случилось, то надо бороться», — рассказывает Баженов.

И правда – уже через год после аварии Камил женился и стал успешным предпринимателем. Об этой странице в его биографии напоминают лишь две фотокарточки из электронного альбома «Новая жизнь» и запись, сделанная после катастрофы: «Всем огромное спасибо за поддержку, она мне очень помогла, особенно когда я был в реанимации».

Лариса Савицкая

20-летняя Лариса с мужем возвращались из свадебного путешествия из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Их самолет Ан-24 находился на высоте 5220 метров, как неожиданно в лайнер врезался бомбардировщик Ту-16. Самолет разлетелся на обломки, намертво вцепившись в пассажирское кресло, Савицкая полетела вниз.

«Помню страшный удар, ожог - температура с плюс 25 моментально упала до минус 30. Страшные крики и свист воздуха. Муж погиб сразу - в этот момент жизнь для меня кончилась. Я даже не кричала - от горя не успела осознать страх. Сначала потеряла сознание, а когда пришла в себя, лежу и думаю - но не о смерти, а о боли. Не хочется, чтобы при падении было больно», — вспоминает в интервью Лариса.

Девушка даже не думала, что сумеет выжить, хотелось лишь умереть без боли. Но столкновение с деревом спасло ей жизнь. При ударе Ларисе выбило все зубы, она повредила позвоночник в пяти местах, сломала ноги, ребра и руку.

Три дня девушка провела в беспамятстве. Когда ей наконец-то удалось открыть глаза, то первое, что она увидела, было тело ее погибшего мужа.

«Состояние шока было такое, что я боли не чувствовала. Я даже ходить могла. Когда спасатели меня обнаружили, они кроме «му-му» ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека».

Родные Ларисы тоже не ожидали увидеть девушку живой. Они даже заказали ей гроб и вырыли могилу. Савицкой пришлось пройти длительный курс лечения ипериод реабилитации, но и сейчас, спустя годы, при перемене погоды боли усиливаются, напоминая о том чудовищном дне.

За несколько дней до вылета Лариса посмотрела фильм «Чудеса случаются», где рассказывалось о спасении Джулианы кепке. Савицкая не знает, было ли это предупреждением.

«Я не ударилась ни в религию, ни в пьянство, ни в депрессию. Люблю жизнь. Но иногда полушутя-полусерьёзно говорю: «Я любимая девочка у Бога». Живу как жила».

В 1985 году у Ларисы родился сын. Через два месяца после этого счастливого события в автокатастрофе погибла мать Савицкой. Лариса жила на пособие в 32 рубля, перепечатывала тексты, торговала книгами. В 90-е годы ее парализовало – причиной стали травмы, полученные при крушении лайнера. Но Савицкая смогла выкарабкаться и даже устроилась работать офис-менеджером в риелторскую фирму.

О крушении женщина старается не вспоминать, но любое упоминание об авиакатастрофах вновь возвращает ее в тот день. Кроме того, Лариса теперь отмечает два дня рождения – 24 августа она считает днем своего спасения, когда ей был подарен второй шанс.

Джулиана Кепке

24 декабря 1971 года в Перу произошла страшная авиакатастрофа с огромным количеством жертв – при крушении самолета Lockheed L-188 Electra погибло 92 человека.

17-летняя Джулиана Маргарет Кёпке стала единственным выжившим пассажиром. Девушка вместе с матерью – орнитологом Марией Кепке – направлялась к отцу. Ганс Кепке был зоологом и как раз проводил исследования в южноамериканских джунглях. Семья хотела вместе встретить Рождество.

За 20 минут до окончания рейса самолет влетел в облако, пассажиры почувствовали сильную тряску. По салону летал багаж, пассажиры плакали и кричали.

«Внезапно мы вошли в очень тяжёлое тёмное облако. Моя мать беспокоилась, но я была в порядке, мне нравилось летать», — рассказывала Джулиана в интервью ВВС.

Девушка не выпускала руку матери, последние слова, которые Джулиана услышала, были: «Это конец, все кончено».

Самолет вошел в штопор и девушка потеряла сознание. Очнулась она уже в больнице и первое, о чем подумала, было: «Я пережила авиакатастрофу».

Кепке порвала связки в коленном сустава, ее ключица была сломана в нескольких местах. Но после аварии Джулиана находилась в состянии аффекта и не чувствовала боли, все ее силы были направлены на то, чтобы выжить:

«До катастрофы я провела полтора года с родителями на исследовательской станции всего в 30 милях от места падения самолёта. Я много узнала о жизни в тропическом лесу. Я слышала, как кружат поисковые самолёты, но не могла их видеть из-за густого леса».

Девушке пришлось пробираться практически наощупь – она потеряла очки и почти ничего не видела. В течение дня она смогла выйти к ручью, который должен был привести ее к цивилизации. На поиски людей у нее ушло 10 дней. По дороге она то и дело натыкалась на изувеченные тела пассажиров, в каждом из них она пыталась разглядеть мать и каждый раз, когда убеждалась, что перед ней другие люди, вздыхала с облегчением.

У Джулианы было множество ран, в которых уже завелись личинки, девушка вытаскивала их руками, превозмогая сильнейшую боль. Но наконец-то пришло спасение:

«В какой-то момент я услышала голоса нескольких мужчин. Это было похоже на голоса ангелов. Когда они увидели меня, они встревожились и прекратили говорить. Они думали, что я была своего рода водной богиней - фигурой из местной легенды».

Сначала местным жителям пришлось оказывать выжившей пассажирке помощь своими силами, только через сутки Джулиана попала в руки спасателей. Мать девушки нашлись через две недели после крушения. Женщина выжила, но получила много травм. Врачи боролись за ее жизнь, но Мария Кепке скончалась в больнице.

Джулиана хотела одного – забыть катастрофу как кошмарный сон, но ей это не удавалось из-за настойчивого внимания журналистов. История спасения девушки легла в основу фильма Miracles Still Happen, снятого в 1974 году. Устав от преследований корреспондентов, Джулиана полностью отказалась от интервью.

Только в начале 2000-х девушка смогла снова говорить о крушении. Она вышла на связь с режиссером Вернером Херцогом, который задумал снять документальный фильм «Падение Джулианы в джунгли». А через десять лет, в 2011 году Кепке написала книгу «Когда я упала с неба».

Девушка стала маммалиологом (раздел зоологии, изучающий млекопитающих). По каким причинам произошла та страшная авиакатастрофа, так и не объяснили, поэтому Джулиану до сих пор интересует вопрос, почему вообще происходят крушения подобного рода:

«С тех пор как это со мной случилось, я слежу за авиакатастрофами. Для меня очень важно знать, почему они происходят. Мне важно, чтобы нашлось объяснение. Наше падение так и не объяснили».

Летать Кепке не боится, но не любит. Когда самолет попадает в зону турбулентности, у нее начинают потеть ладони и сильно сдавливает сердце.

В Хабаровск. Как сообщалось ранее, медики диагностировали у нее сложный перелом лодыжки и заподозрили черепно-мозговую травму. Напомним, ребенок - единственный выживший пассажир самолета L-410, который упал близ поселка Нелькан в среду днем. Кроме нее на борту было еще шесть человек - все погибли .

Спасение девочки¸ в прямом смысле слова, упавшей с неба, уже называют чудом. Между тем, это далеко не единичный случай. История авиации знает немало других, когда людям удавалось выживать в самых чудовищных катастрофах. Даже если шанс на спасение был один на миллион.

Один из последних: когда 20 июня 2011 года под Петрозаводском разбился Ту-134. На борту находились 52 человека. Летели ночью, видимость была плохая. При заходе на посадку самолет задел 50-метровую сосну. Через пару секунд его разорвало на части. Но уцелели пятеро. В том числе Александра Каргополова. Выброшенная чудовищной силой из салона, она упала на пашню. Это спасло жизнь. Физически поправилась быстро, но вот обрести душевный покой не получалось несколько лет. "С горем нельзя справляться одному, - признавалась она. - Всегда нужно, чтобы кто-то находился рядом".

Одна из самых крупных катастроф произошла 12 августа 1985 года в Японии. "Боинг-747" Japan Airlines с 524 пассажирами и членами экипажа вылетел из Токио в Осаку. Через 12 минут после взлета у самолета оторвался хвост. Неимоверными усилиями пилоты удерживали неуправляемую машину еще 32 минуты... Лайнер рухнул в горах. Спасатели увидеть выживших даже не надеялись. Тем больший шок испытали, обнаружив сразу четверых (!). Все они сидели там, где разорвало обшивку.

16 августа 1989 года самолет DC-9 авиакомпании Northwest Airlines вылетел из аэропорта Детройта. На борту - 154 человека, среди них и 4-летняя Сессилия Сичан, летевшая с родителями и старшим братом. На взлете лайнер начало раскачивать. Он задел мачту освещения, часть левого крыла оторвалась. DC-9 рухнул на землю...

Один из пожарных услышал среди тлеющих обломков тоненький писк. Маленькая Сессилия, получившая тяжелейшие переломы и ожоги, оказалась единственной, кому удалось спастись. Перенесла четыре операции. Девочку взяли в семью тетя и дядя. Когда Сессилия выросла, то сделала себе татуировку на запястье в виде самолета. Она признается, что совершенно не боится летать: убеждена, что еще раз подобный ужас повториться просто не может.

И, конечно, потрясает история россиянки Ларисы Савицкой. 24 августа 1981 года 20-летняя студентка возвращалась из свадебного путешествия с мужем Владимиром. Летели на Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Над городом Завитинском на высоте 5200 метров их самолет столкнулся с бомбардировщиком Tу-16.

Лариса спала, когда почувствовала сильный удар. И вжалась в кресло. Восемь минут она падала с высоты 5200 метров на обломке самолета 3 метра в ширину и 4 метра в длину. Единственная из 38 человек, кто уцелел. Два дня провела до прихода спасателей. Сумела выжить еще и на земле. Врачи констатировали у нее сотрясение мозга, травмы позвоночника, переломы. Тогда писали, что компенсация родным погибших составила 300 рублей. Лариса получила... 75 рублей. Потому что выжила.

Она вышла замуж, родила сына. Много болела. Говорила: совсем не боится летать на самолете. "Но когда я рассказываю о том, что было, меня потом мучает бессонница", - признавалась Лариса. Поэтому избегала журналистов.

Еще из истории чудес

26 января 1972 года югославский DC-9 взорвался на высоте 10 160 метров. Его разорвало на части. В средней секции находилась 22-летняя стюардесса Весна Вулович. Вместе с обломками она упала на лес, что смягчило удар. Весна провела 27 дней в коме и 16 месяцев в больнице, но выжила.

11 января 1995 года DC-9-14 летел из Боготы в Картахену с 47 пассажирами и 5 членами экипажа на борту. При заходе на посадку самолет рухнул в болото. 9-летнюю Эрику Дельгадо выбросило из самолета. Она отделалась сломанной рукой. Больше не спасся никто.

30 июня 2009 года йеменский А-310 летел из Парижа на Коморские острова. На борту было 153 человека, в том числе 13-летняя Бахия Бакари. За несколько минут до посадки самолет рухнул в Индийский океан. Бахию выбросило через иллюминатор. С ушибами и сломанной ключицей, она сумела взобраться на один из обломков, остававшихся на плаву. На нем девочка провела 9 часов.