Успенский собор в смоленске. Успенский собор в Омске. Свято-Успенский кафедральный собор: адрес Фото и описание

Поражает величием иконостас храма – 30-метровый пятиярусный резной золоченый, украшенный большим количеством деревянных скульптур; ничего подобного Вы не встретите в других землях российских. В храме находятся три православных святыни, известность которых уходит далеко за пределы Смоленской земли: сандалии св. воина Меркурия (XIII в.), золотом тканая плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой (XVI в.) и, конечно же, чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.).

Святой воин Меркурий в 1238(9) году, будучи воеводой Смоленска, разбил отряд монголотатар у с. Долгомостье в 27 км. к югу от Смоленска, но и сам при этом погиб – его обезглавил убегавший татарин. Мощи св. Меркурия были положены в Успенском Мономаховом соборе, там же находились его доспехи. После нашествия поляков в XVII веке они исчезли; в 1812 году было похищено копье, а в 1954 году – шлем. До наших дней сохранились только сандалии Меркурия. Предание гласит, что пока воинские доспехи св. мученика Меркурия находятся в Смоленске, Царица Небесная будет неотступно пребывать с этим городом, сохраняя его от всех бед и зол.

Плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой была изготовлена в 1561 году и передана в дар Успенскому собору Московского кремля для поминовения души убиенного кн. Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана IV Грозного. Осенью 1812 года обоз с награбленными московскими ценностями, в котором находилась плащаница, был отбит у французов русским отрядом, а плащаница передана на хранение в Смоленский Успенский собор. После изгнания Наполеона из России за выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 года, по единодушному мнению императора Александра I и полководца М.И. Кутузова, было решено оставить плащаницу на вечное хранение в Смоленске. Плащаница выполнена в технике лицевого шитья и по сложности и чистоте исполнения представляет собой драгоценную редкость.

Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из величайших святынь всего христианского мира. По преданию, она была написана святым евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы. В Смоленск из Чернигова ее перенес Владимир Мономах в начале XII века и поместил в Успенском соборе. С этого времени Икона Божией матери «Одигитрия» (в пер. с греческого «путеводительница») стала именоваться «Смоленской». Много раз она спасала город и его жителей во время нашествий. В 1812 году икону вывезли в Москву и накануне Бородинской битвы крестным ходом обносили вокруг Кремля. В период Великой Отечественной войны древний чудотворный образ бесследно исчез.

В 1943 году, после освобождения Смоленска от гитлеровских захватчиков, из надвратной Одигитриевской церкви в Свято-Успенский собор перенесли Святую чудотворную надвратную икону Смоленской Божией Матери, написанную в 1602 году с первописного образа, и подаренную царем Борисом Годуновым на освящение только что построенной Смоленской крепостной стены. Именно годуновский список находится сейчас в Успенском соборе. 5 августа 1812 года русские войска, оставляя Смоленск, вывезли икону из города и с тех пор вплоть до изгнания армии Наполеона с территории Смоленской губернии в ноябре 1812 года, годуновский образ «Одигитрии» находился в действующей армии. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по русскому лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. В 1912 и 2012 годах с этим образом совершили крестный ход до Бородино.

В древнем русском городе Туле, столь славном своими искусными оружейниками, самоварами и пряниками, стоит замечательный храм, главный придел которого освящён в честь великого праздника - Успения Пресвятой Богородицы. Громкую славу принесла ему не древность постройки (возведён он был немногим более века назад) и не громкие имена исторических личностей, побывавших в его стенах, а замечательная архитектура, поставившая его в один ряд с лучшими памятниками храмового зодчества России.

Забота матушки-императрицы

В 1791 году благочестивая императрица Екатерина II повелела выделить деньги на перестройку весьма обветшавшей к тому времени одноименного женского монастыря славного города Тулы. Эти средства поступили как нельзя кстати, поскольку старое здание, невесть когда и построенное (документов о том не сохранилось), пришло в полную негодность. За многие года стены этого двухэтажного здания осели в землю настолько, что в дождливые осенние и весенние дни первый этаж нещадно заливало водой.

В 1792 году её разобрали и на том же месте возвели новую, тоже каменную, но одноэтажную и трёхпридельную. Руководил работами тульский гражданский губернатор Андрей Иванович Лопухин. Прослужила она людям и Богу до 1857 года, пока также не стала проявлять признаки обветшания, несколько странные для каменного сооружения, не простоявшего и семидесяти лет. Однако меры приняли: здание укрепили и расширили, отчего оно, как явствует из документов, пришло в ещё худшее состояние. Обычное дело - хотели как лучше, а вышло…

Собор - краса и диво

Однако, унывать не стали, а подождали ещё сорок лет и, благословясь, разобрали храм до основания. В начале же следующего века, а точнее в 1902 году, на его месте возвели новую постройку. На этот раз получился действительно прекрасный храм, известный сегодня как Успенский кафедральный собор (Тула). Весьма удачно найдено сочетание стен, выложенных из красного кирпича, и чёрных куполов, увенчанных золотыми крестами и полумесяцами. Двухэтажный, построенный в псевдорусском стиле и богато декорированный, он стал настоящим украшением, которым по праву гордится Тула.

Кафедральный Успенский собор славен и своей росписью внутренних помещений. Она в точности воспроизводит фрески, выполненные Виктором Васнецовым при оформлении им знаменитого Владимирского собора в Киеве. Уровень исполнения настолько высок, что позволяет предположить участие в их создании мастеров, прежде занятых в росписи киевского собора. Работа над ними была завершена в 1909 году, о чём свидетельствует сохранившаяся до наших дней надпись на одной из стен.

Эпоха разрушения

Большевики, захватившие власть в 1917 году, упразднили монастырь, его жителей разогнали, а Успенский кафедральный собор (Тула) закрыли. Поскольку первоочередной задачей было всё созданное прежде разрушить, причём, как сказано в их гимне, «до основанья», то крушили, не задумываясь. Безвозвратно гибли в те годы сотни шедевров русского храмового зодчества, но наперекор их злой воле выстоял Успенский кафедральный собор (Тула).

В тридцатые годы его неоднократно пытались взорвать, но покрывшиеся пороховой копотью стены упорно не желали сдаваться. Это было тем более удивительно, что две постройки, прежде возведённые на этом месте, преждевременно обветшали и грозили развалиться без всяких взрывов. Остаётся только гадать: усердие ли строителей этого «третьего храма» придало его стенам такую небывалую прочность или не попустил Господь свершиться чёрному делу и благодаря Ему не рассталась со своей святыней древняя Тула.

Кафедральный Успенский собор выстоял, и, не сумев его разрушить, городские власти решили использовать здание в своих сугубо мирских целях - разместили в его стенах архив. Но поскольку советское учреждение не могло находиться под сенью куполов и крестов, являвшихся, как тогда говорили, пережитком прошлого, то их снесли, безнадёжно нарушив гармонию всей архитектурной композиции.

Трудный процесс возрождения святыни

Успенский кафедральный фото которого представлены в статье, в результате новых веяний, принесённых с собой перестройкой, был возвращён верующим, но этот процесс оказался длительным и сложным. В конце восьмидесятых удалось провести реконструкцию фасада здания, и, несмотря на то что в нём по-прежнему находился архив, установить на кровле разрушенные в тридцатые годы купола и кресты. Внешний облик здания во многом стал походить на тот, каким он был накануне катастрофы 1917 года.

Лишь в сентябре 2006 года, когда были улажены все формальности, вновь обрела свою святыню древняя Тула. Кафедральный Успенский собор после долгих десятилетий вновь стал достоянием церкви. В январе следующего года епархиальный владыка митрополит Алексий совершил освящение его нижнего тёплого храма, а в мае был освящён и верхний храм. Это событие принято считать днём завершения реставрационных работ и началом новой эпохи в жизни собора.

Храм в наши дни

Сегодня этот великолепный памятник храмового зодчества начала XX века ежедневно посещается прихожанами храма и многочисленными туристами, которых во множестве принимает гостеприимная Тула. Кафедральный Успенский собор привлекает их не только своей удивительной архитектурой, но тем значением, которое он приобрёл в духовной жизни края.

Среди его святынь находятся частицы мощей многих святых, жизнью своей и смертью прославивших Господа. Здесь же можно поклониться и образу Успения Пресвятой Богородицы, снискавшему славу многими чудесами, явленными по молитвам перед ним, а также многим другим святым образам, которыми славен Успенский кафедральный собор в Туле. Расписание служб, проводимых в нём, можно видеть и на дверях храма, и на принадлежащих ему интернет-сайтах.

Часы работы храма

В будние дни Божественная литургия совершается в 8:00, а вечерние службы начинаются в 17:00. В праздничные же и выходные дни расписание несколько меняется. Ранняя обедня совершается в 7:00, а поздняя - в 10:00. Вечерние же богослужения начинаются так же, как и в обычные дни - в 17:00. Дополнительная информация для всех, кто желает посетить Успенский кафедральный собор (Тула) - адрес: ул. Менделеева, 13 (литер Л).

Главной православной достопримечательностью города Омска по праву считается Успенский кафедральный собор, построенный в честь Пресвятой Богородицы. Несмотря на сложную историю, храм действует по сей день и собирает в своих стенах тысячи прихожан.

Как строился Успенский собор

Архитектор Эрнест Виррих, известный проектированием главных улиц Санкт-Петербурга, заложил первый камень в основание будущего храма летом 1891 года. До этого на протяжении долгих 13 лет велись подготовительные работы. Изначально Успенский кафедральный собор (Омск) строился на деньги с пожертвований и фонда муниципального православного союза. Именно поэтому процесс затянулся на многие годы.

В основе проекта сооружения стоял - знаменитый Спас-на-Крови. Тем не менее, Успенский собор в Омске не стал простой копией, а получил собственный переработанный облик. При строительстве было использовано более 30 видов кирпича, поэтому сооружение было во многом уникальным.

Успенский кафедральный собор (Омск) представлял собой совокупность лучших идей традиционного народного и Именно так зодчие того времени видели главные молитвенные сооружения страны. Из византийской архитектуры Виррих взял луковичные главы, а из русской - шатровые крыльца, обрамление арок и наличников, дыньки, декоративные кокошнички и прочее.

Открылся храм в 1898 году, а уже спустя несколько лет на прилегающей территории появились многочисленные детские площадки, приходская школа и целых два училища.

На грани исчезновения

После революции Успенский собор в Омске переживал сложные времена. В 1920 году храм вместе со всей территорией был отдан во владение обновленцам, которым не по силам было его содержать. Постепенно прихожане стали отворачиваться от божьего дома.

К середине 1920-х Успенский собор в Омске полностью опустел. Именно по этой причине местными властями было принято решение начать снос сооружения. Первым делом от расхищения пострадал иконостас Успенского собора. Вслед за ним были сняты главы и колокола. К 1934 году от храма остались только стены и крыша. Спустя некоторое время здание переоборудовали под оперный театр для работников обкома партии.

В феврале 1935 года муниципальный исполком принял решение снести сооружение во благо будущего омского наркома. Процедура много времени не заняла. К концу года на месте храма образовались руины, а архиерейский сад для детей прихожан стал местом для заседаний пионеров. От собора осталась лишь часть алтарной стены. В середине 1990-х на месте руин властями города был сделан декоративный фонтан.

Воскрешение из пепла

Летом 2005 года по постановлению правительства области началось воссоздание храма, результатом чего стал нынешний Успенский собор в Омске. Стоит отметить, что при раскопках были обнаружены целые захоронения. Археологи нашли в фундаменте, на котором находился Успенский собор в Омске, мощи архиепископа Сильвестра. Также в гробнице были обнаружены старинные иконы и притвор Николая Чудотворца.

Первый камень в основание нового храма заложил митрополит Феодосий. Также отец Омский и Тарский поместил в фундамент ковчежец вместе с мощами священного мученика Сильвестра. В январе 2006 года началось активное возведение стен, а к августу на территории собора были освящены новые недавно вылитые колокола (13 штук).

Через несколько месяцев подняли купола, общий вес которых составлял 15 тонн. В апреле 2007 года установили крест, а в мае начались керамические и расписные работы. Так к середине лета, 15 июля, собор был полностью возведен с нуля и освящен.

Архитектура и интерьер

Площадь храма составляет более 1500 кв. метров. Высота колокольни вместе с крестом - 47 м. Диаметр главного купола равен 15 метрам. Свято-успенский собор (Омск) представляет собой величественное пятиглавое сооружение. Купола выполнены в шлемовидной форме. В их основании располагаются мощные цилиндрические башни с арочными окнами.

Над главным куполом установлен 8-гранный фонарь с пилястрами. Аналогичный стиль был использован и при строительстве колокольни с верхним перехватом. Кресты на главах - восьмиконечные. Стоит отметить, что колокольня выполнена из трех ярусов с вытянутыми проемами. Такой зодческий ход используется достаточно редко, но архитекторы отталкивались от первоначальных проектов Эрнеста Вирриха.

Интерьер собора состоит из главного и среднего залов, а также притвора с колокольней и трапезной. Над алтарем располагается 5-гранная конха. Что касается кровли трапезной, то она классическая двускатная. В цокольной части храма применен такой вид облицовки, как рустика. Каждый зал украшен удивительными росписями теплых тонов, декоративными нишами, лопатками и многоярусными карнизами. Окна собора оформлены резными наличниками.

Святыни и иконы

Самой важной составляющей храма времен 19 века был образ святой княгини, известной горожанам как В основании рамки были частицы мощей благоверной.

Иконы Успенского собора того времени требуют отдельного внимания. В начале 1910-х годов епископ Андроник привез с собой целый ряд чудотворных образов из Новгорода. Это были иконы Божьей матери, Преподобной Евфросинии, и прочие. Каждая из них содержала мощи святых.

В настоящее время главной святыней собора является рака с частицами тела и одежды архиепископа Сильвестра. Мощи в 2009 году были перенесены в пещерную церковь (нижний ярус храма). Также в иконостас собора входит образ Божьей матери Казанской с личной подписью Патриарха Алексея II.

Духовенство храма

В конце 19 века в штат Успенского собора входило 11 персон: кафедральный протоиерей, 2 священника, ключарь, 2 псаломщика и 5 диаконов. Первым руководителем храма был настоятель Недосеков. Именно он в начале 20 века основал вместе с ключарем Скальским Омское церковное училище. С 1911 года протоиереем был настоятель Соловьев, который за свою верную службу получил Орден наивысшей степени.

В настоящее время собором руководит митрополит Владимир. В его подчинении 6 иереев и 5 диаконов. Главным среди священнослужителей считается клирик Олег. Протоиереем храма является Валерий Желтовский.

Адреса и службы

Свято-успенский кафедральный собор (Омск) располагается в здании № 12 по улице Интернациональная. Его купола и колокольня видны издалека, поэтому найти храм не составит большого труда. Также рядом с ним курсирует общественный транспорт.

Сегодня Успенский собор, служба в котором проходит по вечерам в будни и выходные, открыт ежедневно до поздней ночи для всех желающих. В праздники прихожане имеют возможность подняться на колокольню.

К кафедральному храму приписаны также следующие соборы Омска: Воскресенский, Павла Комельского и Иверской.

Полезно знать

Для первоначального строительства храма в конце 19 века необходимые средства собирались не только городскими властями и святейшим Синодом, но и прихожанами со всей империи. Внутреннюю отделку на себя взяло Государственное казначейство, а иконостас был ввезен за личные деньги Николая II. Всего на строительство и украшение ушло более 125 тысяч рублей.

В апреле 2005 года в Омской области стартовал грандиозный выставочный проект, посвященный Успенскому собору конца 19 века. В экспозицию входили редчайшие экспонаты древнерусского зодчества, церковное облачение, книги и первые фотографии храма.

Сегодня на прилегающей к собору площади ежегодно проводятся различные праздничные мероприятия городского и государственного значения, например, парад к 9 мая. Также с недавних мер главная дорога к храму по указу правительства области стала основным местом для проведения спортивных состязаний.

В «Указателе церковных древностей г. Смоленска» есть такие слова:

«Смоленскй кафедральный Успенский собор принадлежит к числу знаменитых и величественных храмов нашего отечества. Он служит лучшим украшением г. Смоленска, а вместе с тем и самою дорогою его святынею. Построенный почти в центре города, на высокой горе, он сразу выделяется из массы городских зданий как своею грандиозностью, так и своим открытым видом. Поднимаясь своими куполами и крестами в небесную высь, он кажется стоящим выше города и господствующим над всею окрестностью».

Действительно, расположение Свято - Успенского кафедрального собора в Смоленске донельзя удачно. Но за это следует быть благодарными зодчим скорее , а не . А вот внушительные размеры, позволяющие собору доминировать в городском ландшафте, и его торжественный архитектурный облик — заслуга мастеров XVII—XVIII веков.

С композиционной точки зрения архитектура Успенского собора Смоленска повторяет многие древние храмы. Крестово-купольный, четырехстолпный, он представляет собой массивный куб с выступающими алтарными апсидами, увенчанный традиционным пятиглавием (как помним, сначала было семь глав). В оформлении заметно сильное барочное влияние, причем это барокко в его украинском изводе.

Автором декоративной концепции Успенского собора следует считать Антона Ивановича Шеделя, сына немецкого архитектора Готфрида Иоганна (рус. — Ивана Ивановича) Шеделя, прибывшего в Россию еще в 1713 году и много строившего в Санкт-Петербурге и Киеве. В частности, Шеделю-старшему принадлежат проекты и Большой Лаврской колокольни в Киеве.

Работал архитектор в стиле барокко, и творчество его сына тоже оказалось задано рамками этого пышного стиля. К сожалению, мы почти ничего не знаем о жизни А. И. Шеделя, другие его произведения — кроме Успенского собора — нам не известны. А то, что спустя несколько лет после окончания постройки своды собора дали опасные трещины, конечно, не говорит в пользу того, что Антон Иванович был выдающимся зодчим. Но запоминающийся облик Успенского собора в Смоленске ему удалось создать.

Возле северо-западного угла собора находится двухъярусная колокольня постройки 1766—1772 годов с часовой пристройкой.

До революции соборная колокольня обладала прекрасной звонницей. Среди прочих имелись:

«праздничный колокол весом 100 пудов, полиелейный 450 пудов и будничный 65 пудов... Еще колокол с надписью: „Каштом и накладом славетнего пана Ивана Семеновича Водозовича, мещанина Головчинского; подал тот звон до церкви Преображения Спаса, на честь и хвалу Богу, року 1634“. Весом колокол 31 пуд 30 фунтов»

После революции звонницу расхитили, впоследствии колокола пришлось собирать заново.

Приход Свято-Успенского кафедрального собора г. Витебска Витебской епархии Белорусской Православной Церкви.

Адрес: 210 026 г. Витебск, ул. Крылова, 9.

Тел.: (0212) 662 853.

История.

Первые документальные данные о существовании православной церкви Пресвятой Богородицы на Лысой (Пречистенской) горе, в месте слияния Витьбы и Западной Двины, относится к 1406 году. А уже к началу XV века появилась новоотстроенная церковь Успения Пресвятой Богородицы, и доминирующая высота в городе получила название Успенской горы.

К тому времени церковь уже была одета камнем.

По приговору польского суда по поводу убийства униатского епископа Иосафата Кунцевича Успенскую церковь разобрали, казнили 20 человек, город лишили магдебурского права и всех привилегий.

Через несколько лет на собранные деньги витебляне восстанавливают деревянный храм, но в 1629 году он сгорает. В 1636 году сооружается новый Успенский храм, однако, через полвека он ветшает.

В 1743 г. было заложено кирпичное здание храма и монастыря. Автором проекта был итальянский зодчий Иосиф Фонтана.

Достраивался храм после раздела Польши усилиями русского православного генерал-губернатора Чернышева и гражданского губернатора Кречетова и был завершен в 1777 году. В 1799 г. Успенский собор по приказу
Павла I был передан в ведение православных. 30 августа 1799 г. собор был освящен новым чином белорусским епископом Анастасием. В 1804 г. на соборе был установлен купол. В 1839 г. в храме произошло торжественное богослужение по поводу возвращения униатов в православие. В 1864 г. в одной из башен собора была устроена часовня во имя св. Евфросинии, княжны Полоцкой.

В комплекс с собором входили здания Витебской Духовной семинарии. После октября 1917 г. семинария и собор в Витебске были закрыты. Постановлением СНК БССР от 5.07.1926 г. Успенский собор был объявлен государственной собственностью республики, что не помешало в сентябре 1936 г. году взорвать один из красивейших храмов Белой Руси, духовную святыню Витебска.

В 1949 г. на месте собора строится огромный цех завода заточных станков. Совершенное кощунство не принесло блага, завод пришел в упадок и прекратил свое существование еще при своих строителях. В 80-х годах здание было заброшено и только летом 1998 г. снесено.

В пространстве и времени СвятоУспенский кафедральный собор прошел свой исторический путь. Он погибал в огне и возрождался, разрушался руками иноверцев и поднимался снова.

26 сентября 1998 г. Патриархом Московским Алексием II заложена капсула с памятной грамотой и освящен первый камень на восстановление собора.

Идею о возрождении Свято-Успенского кафедрального собора в 90-х годах прошлого века поддержал Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко.

Строительные работы начались в июне 2000 года. К зиме 2004 года строители приступили к перекрытию цокольного этажа, чтобы избежать отрицательного влияния зимних погодных условий и сохранить высокое качество выполненного объема работ. Штаб стройки по возрождению СвятоУспенского собора действовал с самого начала. Владимир Леонидович Половцев -опытный специалист-строитель, считал возрождение храма своим святым долгом. Попечительский совет собора возглавлял председатель областного Совета депутатов Александр Егорович Атясов.