Самые богатые люди тувы. Лучшие люди республики тыва Религия и культура тувинцев

Сроки выхода БМЭ в 2019 году. Последний день приема правок - 25 декабря 2018 года. Сдача книги в типографию - 25 февраля 2019. Рассылка книг - с 31 марта 2019. Вручение наград Героям - ежемесячно по итогам заседания экспертного совета. Публикация на сайте проекта - сразу после утверждения статей

Международная энциклопедия "Лучшие люди", "Лучшие в образовании" 2017 года отпечатана и направляется читателям и героям книги

Секреты успеха Лучших Людей

КАРЛОС РЭЙ НОРРИС: «Я ОБНАРУЖИЛ ЗАБАВНУЮ ВЕЩЬ: ЕСЛИ ВЫ ПОМОГАЕТЕ ДРУГИМ, КТО-НИБУДЬ КОГДА-НИБУДЬ ПОМОЖЕТ ВАМ»

Сложно представить, что шестикратный и так и непобеждённый чемпион мира по каратэ среди профессионалов в среднем весе, создатель уникального стиля боевого искусства, культовый герой боевиков 1970-х годов и главный герой одного из самых популярных американских сериалов 1990-х годов «Крутой Уокер: правосудие по-техасски» Чак Норрис ни в детстве, ни в подростковом возрасте бойцовского характера не демонстрировал

БЕРНАРД БАРУХ: «ИСКУССТВО ЖИЗНИ НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ИСКЛЮЧАТЬ ПРОБЛЕМЫ, А В ТОМ, ЧТОБЫ РАСТИ ВМЕСТЕ С НИМИ»

О том каким образом Бернард Барух ─ сын врача, эмигрировавшего из Германии в США за шесть лет до того, как северяне решили поучить южан уму-разуму, и дочери богатого рабовладельца, потерявшего практически всё состояние во время Гражданской войны, ─ вошёл в плеяду самых богатых и влиятельных людей мира, известно довольно много, но и легенд его личность окутывает немало. Восхождение на финансовый олимп Барух начал в 1890 году офисным посыльным в небольшой фирме, спустя десять лет его состояние оценивалось уже в миллион долларов, а к началу 1940-х годов ему принадлежали миллиарды. После окончания Второй мировой войны он предложил план полного уничтожения ядерного оружия и ввёл в официальный политический дискурс термин «холодная война». Баруха называли экономическим диктатором, одиноким волком Уолл-стрит, серым кардиналом Белого дома, Дж.П. Морган так и вообще «крестил» его карточным шулером. Впрочем, игры он действительно никогда не гнушался, и игры эти были не только карточными и биржевыми.

ДЕСЯТЬ В СОТОЙ СТЕПЕНИ ОТ СЕРГЕЯ БРИНА

Вполне вероятно, что, если бы кто-то из современных учёных провёл среди жителей нашей планеты исследование на предмет выявления самой часто произносимой фразы, то это оказалась бы фраза «Ok Google». Подобно волшебному заклинанию «Сим-сим, откройся», позволяющему героям сказки «Али-Баба и сорок разбойников» войти в пещеру с сокровищами, «Ok Google» тоже открывает путь к сокровищам: для интернет-пользователей ─ к несметным информационным богатствам глобальной сети, а для основателя Google Inc. Сергея Брина к вершине финансового олимпа. Впрочем, его амбиции связаны не только с материальным благополучием. «Очевидно, ─ сказал он в одном из интервью ABC News. ─ что каждый хочет быть успешным, но я хочу, чтобы меня вспоминали как новатора, очень надёжного и этичного и в конечном счёте сильно изменившего мир».

Представлены монгольские элементы. Эта закономерность отражается и в собственных именах. Они издавна имели важное значение для тувинцев.

История происхождения имен

Современные тувинские имена были заимствованы у монголов, русских, тюркских народов.

Еще совсем недавно ребенка нарекали не сразу, а спустя месяцы, а иногда и годы после его рождения. Еще в 19-м веке мальчик получал свое «мужское» имя в возрасте примерно 10 и более лет. До этого его называли просто «сын», «маленький мальчик», «малыш» и так далее.

Эта традиция берет свое начало из преданий и эпических сказаний тувинцев, где объясняется, что наречение происходит только тогда, когда молодой человек получает коня и становится мужчиной. Так, например, один из героев эпических сказаний Хан-Буддай получил имя, когда стал ездить на охоту и смог укротить своего коня, а герой эпических сказаний Меге Сагаан-Тоолай - только перед поездкой за своей невестой.

Многие тувинские имена связаны с внешним видом ребенка, его темпераментом или характером. Например, Биче-оол переводится как «маленький мальчик», Кара-кыс - «черная девочка», Узун-оол - «длинный мальчик» и так далее.

Нередко способ наречения отражает сильное желание родителей видеть в малыше ту или иную черту, например Маадыр переводится как «герой», Мерген - «мудрый».

Встречаются у народа имена, которые были даны по названию определенного предмета: Деспижек - «корытце».

Девочек часто называли в честь красивых птиц, растений, животных, например Сайлыкмаа - «синичка», Чодураа - «черемуха». Самое распространенное тувинское женское имя - Чечек - «цветок».

Иногда детей нарекали по названию местности, где проживала семья, например, Хемчик-оол (река, впадающая в Енисей).

Еще в начале 20-го века, если в семье умирали дети, то ребенку давали какое-либо «страшное», «скверное» имя, чтобы отпугнуть злого духа. Вместе с плохим прозвищем ему давали и мирское «настоящее», но его не произносили, пока ребенок не подрастет и не окрепнет. В настоящее время этот обычай исчез, но среди людей старшего поколения часто можно встретить лиц с такими именами и возникшими на их основе фамилиями.

Способ образования

Все тувинские имена по происхождению делятся на три группы:

  • Первая группа - это исконно национальные наречения: Мерген - «мудрый», Анай «козленок», Чечен - «изящный», Белек - «подарок», Чечек - «цветок», Маадыр - «герой».

Многие имена двусложные, состоят из нескольких компонентов, например, Белек-Байыр - «подарок и праздник», Алдын-Херел - «золотой луч».

Наиболее распространенным компонентом тувинских имен для мальчиков является слово «оол», которое переводится как «мальчик», «парень». Например, Алдын-оол - «золотой мальчик».

  • Ко второй группе относят те, которые связаны с буддизмом, они были видоизменены согласно фонетическим законам. Часто тувинцы называли детей в честь буддийских божеств, Долчан, Долгар, Шогжал.

Также нарекали детей в честь священных буддийских книг, например Манзырыкчы.

  • К третьей группе относятся русские или заимствованные из других европейских языков.

Следует отметить, что имена у тувинцев употребляются чаще, чем фамилии. Человека знают по его личному прозвищу, кроме того, вплоть до 1947 года фамилиями были старые названия племен.

Образование фамилий и отчеств

В 1947 году тувинцам разрешили брать русские имена и фамилии, так как родоплеменные названия, которые служили фамилиями, были количественно ограничены.

В результате этого процесса национальные тувинские имена стали фамилиями, а русские заимствованные - именами. Например, Кускелдей Тамара, Даваа Александр. Особенно это характерно для младшего и среднего поколения.

У тувинских фамилий отсутствуют определенные окончания, которые характерны для русских.

Отчества образуются следующими способами:

  • К имени отца прибавляются суффиксы: -евич, -ович для мужчин; -евна, -овна для женщин. Например, Кызыл-ооловна, Кызыл-ооло-вич.
  • Имя отца ставится на третьем месте без суффикса. Например, Танова София Седип, Монгуш Александр Кызыл-оол.

Необычные мужские

По сложившейся народной традиции родители называли ребенка странно, чтобы уберечь его от опасности. Ему подбирали необычное или некрасивое прозвище. Например, Кодур-оол означает «лишайник». Часто мальчика называли женским именем, а девочку - мужским. Иногда детям давали даже кличку. Считалось, что такие способы наречения отгоняли от ребенка злых духов.

Список красивых тувинских имен:

  • Айлан - «соловей»,
  • Айхаан - «лунный хан»,
  • Алдынхерел - «золотой луч»,
  • Баазан - «родился в пятницу»,
  • Байлак - «достаток»,
  • Белек - «образованный»,
  • Бурбу - «родился в четверг»,
  • Маадыр - «герой»,
  • Менгиот - «горный ледник»,
  • Мерген - «меткий стрелок»,
  • Чечен - «изящный»,
  • Чимит - «бессмертный».

Для женщин

У тувинцев мужские имена легко превращают в женские, заменив элемент «оол» на «кыс», который означает «девочка», «девушка», или «уруг» - «дочь», «ребенок». Например, Алдын-кыс «золотая девочка», Ак-уруг «белый ребенок».

Одним из характерных показателей тувинских имен для девочек является составная часть «маа», это тибетское слово, которое означает «мама». Например, Сайлыкмаа - «синичка», Чечекмаа - «цветочек».

Список популярных тувинских женских имен:

  • Азунда - значение неизвестно,
  • Айсуу - «лунная вода»,
  • Анай - «козленок»,
  • Каракыс - «черная девушка»,
  • Олча - «удача»,
  • Саар - «доярка»,
  • Сайлыкмаа - «синичка»,
  • Сылдысмаа - «звезда»,
  • Хералмаа - «луч»,
  • Херел - «луч»,
  • Чечекмаа - «цветок»,
  • Шенне - «пион»,
  • Шуру - «красивая».

Вместо заключения

В последнее время тувинцы наряду с национальными именами для наречения детей используют заимствованные из русского языка.

Современные мужские имена преимущественно тувинские (тюркского происхождения), а также монгольские, русские, европейские, тибетские.

Мужские легко узнать по окончанию - оол, женские по -кыс, -маа, -уруг.

Для тувинцев большое значение всегда имело имянаречение, так как они верили в мистическую, магическую и духовную связь между объектом и словом. Поэтому называли детей словами, означающими положительные качества характера. Также популярными являются имена, образованные от названия местности, в которой рожден малыш.

После распространения ламаизма (16-й век) тувинцы активно стали использовать тибетские и монгольские слова и понятия для наречения детей. Появились буддийские имена - в честь божеств, философских терминов, священных книг.

Часто имя подбирал ребенку лама и шептал его в правое ухо ребенку мужского пола.

Респу́блика Тува́, (Тува́, тув. Тыва Республика) - субъект Российской Федерации. Входит в состав Сибирского федерального округа.

Площадь республики - 168 604 км², население - 315 532 чел. (2016).

Столица - город Кызыл.

Республика Тува расположена в Южной Сибири, в географическом центре Азии. Граничит с субъектами Российской Федерации - Республикой Алтай, Республикой Хакасия, Красноярским краем, Иркутской областью, Республикой Бурятия.

Самая протяжённая юго-восточная и южная граница Республики Тува с Монголией является государственной границей Российской Федерации».

Тува находится в Западном Саяне, соседствует с Хакасией, но по сути на отшибе планеты, окружена горами, рядом нелюдимые местности… Обширная территория с довольном малочисленным населением, главные достопримечательности края — природные.

Особенности региона (смесь религий, своеобразные красоты природы, интересные культура, творчество, народ, история) ярко отличают его от других российских регионов.

«Тывинцы по своему происхождению восходят к тюркоязычному населению Средней Азии. В 13 в. их территория вошла в состав Монгольской империи Чингиз Хана. В связи с этим тывинцы приобрели монголоидные черты во внешнем облике и культуре, но сохранили свой тюркский язык».

Тувинцы — монголоидные народы.

Религия и культура тувинцев

Своеобразие религии и верований местного населения откладывает отпечаток и на природу республики и на все восприятие Тувы. Леса, окутанные тайной духов… Здесь есть и православные верующие, и старообрядцы, и протестанты, но их мало.

«Местные верования тувинцев – интересный микс буддизма и языческого шаманизма – ставят в ступор религиоведов».

У Тывы очень богатое историческое и религиозное прошлое, только момент того, что в 1758 — 1911 Тува была провинцией Китая — заслуживает большого внимания. Вполне закономерно появление буддизма, он начал обосновываться здесь еще в 13-м веке. А вот шаманство — первая, кровная — так скажем, религия тувинцев. Туву, Кызыл смело можно назвать одним из центров шаманизма.

«Шамани́зм (также шама́нство) - ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах.

Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана».

К тувинским шаманам едут не только со всей России, а, бывает, даже из-за границы… Хоть и христианством шаманизм не одобряется, мало того — считается бесовским учением (однако не стоит забывать про столь популярную толерантность) — надо отдать должное «профессионализму» местных духовников.

Настоящие шаманы — люди проникающие в суть вещей и явлений без колдовства, они входят в транс, особую волну, измерение, для ритуалов нередко используются всякие натуральные психотропные препараты вроде отвара разных грибов, трав, порошков. В общем — это экстрасенсорика, основанная на животных инстинктах, без шарлатанства и пафоса. Правда, все равно русскому человеку справедливо чужды подобные обряды.

Танцы, ритуалы здесь сопровождают все процессы жизни: рождение, свадьбу, болезнь, смерть, похороны, праздники и т.д. Также вызов природных явлений, исцеление, упокоение души умершего нередко происходят под руководством шамана.

Что главенствует в Туве — буддизм или шаманство — понять сложно, действительно симбиоз религий..

По основной версии:

«Традиционная религия тувинцев - тибетский буддизм, который сочетается с элементами древнего шаманизма. В сентябре 1992 года Далай-лама XIV, являющийся духовным лидером буддистов, совершил в республику трёхдневный визит».

Документальный фильм «Тува. Свободные люди»:

Несмотря на «здоровый» образ жизни мужчин-добытчиков, показанный в фильме:

«По данным сессии совместного общего собрания РАН и РАМН за 2004 год, опубликованной в «Вестнике Российской Академии Наук», только Республика Тыва попала в число территорий с низким уровнем здоровья, тогда как все регионы России разместились в группах с повышенным и средним уровнем здоровья населения».

Среди культурных достижений тувинцев выделяются — тувинское камнерезное искусство, тувинское горловое пение:

«Всемирную известность получило тувинское горловое пение, ставшее неофициальным символом республики. В частности, этот вид пения исполняет национальный оркестр.

Среди других символов - тувинское камнерезное искусство».

В Туве множество буддийских организаций, храмов и монастырей. Некоторые храмы и монастыри (например, Устуу-Хурээ) — крупные достопримечательности, культурные объекты Тувы.

Также в Туве несколько учреждений культуры: театры, музеи, филармония.

Одной из значительных археологических достопримечательностей Тувы является: Пор-Бажын (развалины крепости на острове посреди озера Тере-Холь в Тере-Хольском кожууне республики Тывы).

«Представьте себе озеро в степи, гладкое, как зеркало. В центре его – несколько островов, где на самом большом из них высится древняя крепость. Это и есть Пор-Бажын, в переводе с тувинского – «глиняный дом»».

«Традиционная культура тувинцев, основного населения республики, это культура кочевников. Благодаря своему относительно изолированному положению - отсутствию железных дорог, горам, окружающим территорию со всех сторон - в Туве до настоящего времени сохранились самодостаточные кочевнические хозяйства.

Традиционным для тувинцев является разведение овец, лошадей, в Тоджинском кожууне сохраняются оленеводство и охота как основные занятия населения».

«Большую популярность приобрела археология Тувы. Символом древней Тувы стала свернувшаяся кольцом бронзовая пантера VIII века до н. э., обнаруженная при раскопках кургана Аржан-1. В 2001 году при раскопках кургана Аржан-2 было обнаружено богатейшее захоронение, названное первой археологической сенсацией XXI века».

«Республика обладает богатым историко-культурным наследием, сохранившейся этнической культурой: традиционное жилище тувинцев-кочевников (юрта), национальная кухня, народные промыслы и ремёсла (фигурки из агальматолита), национальные виды искусства (горловое пение хоомей), национальные виды спорта (борьба «хуреш», конные скачки), уникальное сочетание традиций шаманизма и буддизма, быт русских староверов.

Ежегодный праздник животноводов Наадым, фестиваль «Устуу-Хурээ» и празднование национального Нового года Шагаа - красочные и популярные мероприятия, привлекающие туристов».

Быт тувинцев также создается вокруг основ народного мировоззрения: шаманизма-буддизма. Артибуты верований есть почти в каждом доме, шаман на праздниках, в гостях — само собой разумеющийся факт.

Тувинцы могут жить в юртах, кочевать, основной способ прокорма семьи схож с первобытными моделями поведения: охота, рыбалка, разведение домашних животных (оленей).

Природа Тувы

83% республики — леса, а вокруг горы. О Туве часто говорят как о кладезе природных красот, памятников, неизведанных мест, девственной природе, но в действительности — желающих полюбоваться достопримечательностями Тувы и приезжающих в республику туристов — немного.

«Тыва обладает значительным туристическим потенциалом, что определяется большим разнообразием природно-климатических зон (горные тундры, тайга, степи и полупустыни), наличием живописных пейзажей, богатством фауны и флоры, сохранностью национальных традиций и уникальных памятников истории.

По результату Национального Туристического Рейтинга (№1), опубликованного проектом «Национальный Рейтинг» в декабре 2015 года, Республика Тыва заняла последнее, 85-е место».

В Туве 16 заказников, 14 памятников природы и два заповедника.

Природный биосферный заповедник «Убсунурская котловина» — памятник Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

«Находится в самом северном крупном замкнутом водном бассейне Центральной Азии, входящем в состав Монголии (район озера Убсу-Нур) и России (заповедник Убсунурская котловина) и является природоохранной зоной в обеих странах. Общая площадь объектов охраны природы в Убсунурской котловине составляет 1 068 853 га».

В близлежащих местностях в изобилии растут сосны, ели, находятся альпийские луга, ледники, тундра, тайга, пустыни — здесь встречаются совершенно разные природные, климатические зоны и здесь по-настоящему красиво.

Это, пожалуй, одно из самых прекрасных мест Тувы, для кого-то самое красивое. Благодаря столь бурным климатическим контрастам — здесь много животных, птиц, совершенно «разношерстных».

Однако территория не совсем российская: большая часть заповедника находится все-таки в Монголии, а не в России… Это памятник не только природных красот, но и вечного родства Монголии и Тувы.

Убсунурская котловина, Республика Тыва:

«На территории заповедника зарегистрировано 359 видов птиц. В фауне заповедника насчитывается около 80 видов млекопитающих. Основные виды — это жители гор, тайги и тундры, такие как ирбис, алтайский улар, марал, рысь и росомаха.

Степные виды - монгольский жаворонок, журавль-красавка, суслики, дрофа и песчанки. Заповедник является охраняемой территорией, и многие виды, исчезнувшие в иных местах, можно встретить здесь.

Географическое положение Тувы на стыке восточно-сибирских таёжных и центрально-азиатских полупустынных ландшафтов определяет богатство её флоры и фауны. Более 90 % территории представляет собой охотничьи угодья.

Здесь обитают соболь, саянская белка, рысь, росомаха, горностай, медведь, волк, марал, горный козел, кабарга. Здесь же обитает и снежный барс, занесённый в Красную книгу России.

С 2011 года каждое лето проводятся Археолого-географические экспедиции «Кызыл - Курагино»».

Ирбис (или нежный барс) — жемчужина данного заповедника, этот редкий вид животных, занесенный в Красную Книгу, на грани исчезновения, на территории заповедника снежных барсов — несколько десятков особей (20-30).

Ирбис — легенда заснеженных гор :

В Туве процветает горно-добывающая промышленность, республика богата запасами древесины, термальными карбонатными источниками, минеральными водами.

Регион, окутанный неизвестностью — почему так воспринимают россияне Туву? Некоторые действительно очень мало знают о республике, а те, которые что-то знают — не более чем фрагментарно. Единицы были в Туве и много знают о ней.

Приезжающие сюда журналисты поражаются красотами природы, самобытностью и загадочною этого региона: «краю скифских курганов, китайских дворцов, шаманов и старинных обычаев удалось сохранить свою уникальную самобытность».

Тыва является сейсмоопасным регионом: здесь часто происходят землетрясения, к подземным толчкам в 3-4 балла все уже привыкли, в декабре 2011 года было одно из самых крупных за последние годы землетрясений силой 9,5 баллов и магнитудой 6,7. Повторное землетрясение было зафиксировано 27 февраля 2012 года. Помимо этого были мелкие толчки.

Но Тува помимо природных красот, загадочности, шаманизма, необычности имеет ряд и нехороших черт, не считаем частые землетрясения: Тува — один из самых криминальных регионов в России, по количеству убийств на первом месте в России.

Убийства происходят в основном на бытовой почве, на фоне застолий, пьет около половины населения, не работает только официально пятая часть, но на деле гораздо больше, либо имеют неудовлетворительный заработок. Многие тувинцы носят с собой ножи, нравом отличаются буйным (говорят, что что это в предков: войны Чингисхана были беспощадны), при провокации сдачи дают с лихвой…

Осложняет все и оторванность от «большой земли»: до Тувы не так просто добраться, ж/д транспорта нет, есть как основной вид связи с остальным миром — автодорога. Ездят автобусы из сибирских регионов, возможно добраться на самолете, вертолете, летом можно на теплоходе.

Так что, учитывая криминальность региона и частые землетрясения, смотреть на красоты Тувы стоит с осторожностью… но все-таки стоит, потому что в горах, вдали от суеты, в заповедниках — это очень красивый регион.

Сценарий мероприятия

«Известные люди Тывы»

Мастер группы:

Добрый день, уважаемые коллеги и гости! Добрый день, обучающиеся! Тема нашего мероприятия «Известные люди Тывы».

У каждого народа есть свои особенные сыновья, которыми они гордятся, которых ставят в пример другим. Их дела и поступки вдохновляют, а слава о них греет сердца землякам. В небольшой, но красивейшей республике Тыва, входящей в состав России есть тоже свои герои. Они известны не только в республике, но и за ее пределами. И сейчас о некоторых знаменитых наших современниках мы узнаем подробнее.

(Видео из фильма «Год на посту Министра обороны»).

Ведущий – 1

Шойгу Сергей Кужугетович – родился 21 мая 1955 года в городе Чадан Тувинской АССР в семье служащих. Школу Сергей закончил со средней успеваемостью. Закончив 10 классов в 1972 году, поступил в Красноярский политехнический институт на специальность «инженер-строитель». Уже на первом курсе Вуза познакомился со своей будущей женой – Ириной Антипиной. Спустя 5 лет они поженились, впоследствии в семье родились две дочери.

Ведущий- 2

Профессиональный путь Сергея Шойгу можно обозначить так:

в 1991 году он возглавил Российский корпус спасателей, став председателем Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям,

в 1991-1994 годах был председателем Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

А с января 1994 года по май 2012 года Сергей Шойгу занимал пост министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В общей сложности путь длиною в 21 год.

Ведущий-1

Весной 2012 года Сергей Шойгу вступил в должность губернатора Московской области, и 6 ноября этого же года президент РФ В.В. Путин назначил Сергея Кужугетовича Министром обороны РФ. После вступления в должность министра обороны Шойгу была значительно увеличена интенсивность , предприняты неоднократные внезапные проверки боеготовности, созданы , возвращены на службу многие несправедливо уволенные офицеры.

Ведущий-2

До прихода на пост Минобороны Сергея Шойгу моральный климат в Вооружённых Силах оставлял желать лучшего, но «Шойгу, генералу армии, человеку, прошедшему многие горячие точки и чрезвычайные ситуации, удалось переломить ситуацию и стать своим в армии»; за год набор в военные училища и академии увеличился в 7,5 раз, а в ВУЗах, где нет военных кафедр, по инициативе нового министра были созданы , (что позволяет студентам этих ВУЗов отслужить в армии без отрыва от обучения), в России увеличивается количество и .

Ведущий-1

По инициативе Шойгу создаются Арктические войска, предназначенные для обеспечения безопасности арктического региона России, ежегодно проводятся Армейские Международные Игры, танковый биатлон и развивается армейский спорт.

К 2015 году Вооруженные Силы Российской Федерации становятся второй по боевой мощи армией в мире. Понятно, что Тувинский народ гордится своим земляком.

При каждом приезде Сергея Кужугетовича на родину в Тыву, земляки встречают его, как очень дорого и почётного гостя.

Вот, что говорит президент Республики Тыва Шолбанн Кара-оол о Сергее Кужугетовиче. (видео слова президента).

Ведущий-1

Герой России – Сергей Шойгу, настоящий мужчина, который давно ответил на вопрос, кто он такой и чего он хочет. У него есть внутренний стержень, уверенность в себе, он полон сил и энергии. Пожелаем ему ещё долго прославлять своими делами Тыву и Россию.

Ведущий-2

В августе тувинцы отмечают ежегодный национальный праздник Наадым. В программе соревнований праздника: борьба хуреш, скачки на лошадях, стрельба из лука и многое другое.
Борьба Хуреш - непременный атрибут всех празднеств.

Правила борьбы очень простые: проиграет тот, кто коснется земли чем-либо, кроме ног. Борьба ведется один на один, участвуют только мужчины. Перед схваткой участники поединка надевают борцовские костюмы содак-шудак , а после победы исполняют небольшую мимико-танцевальную сценку, изображая Орла. О своих любимых борцах народ слагает легенды, приписывая им сверхчеловеческие качества.

Ведущий-1

Сайын-Белек - один из любимых борцов в Республике Тыва, кумир мальчишек, которых он тренирует в тесхемской спортивной школе, неоднократный победитель Надыыма (праздника животноводов).

Борец имеет высокое звание Арзылан-Моге (Лев). Борец Сайын-Белек Тюлюш родился 28 сентября в 1982 году в республике Тыва, Тесхемского района, деревне Оо-Шынаа. 25 сентября во время республиканского турнира на Кубок Главы Тывы ему присвоили звание «ЧаанМоге» - Слон-борец. Позже, в интервью Сайын-Белек Тюлюш признался, что его главная победа сегодня совсем другая.

Ведущий-2

«От всей души благодарю Главу Тывы Шолбана Кара-оола за решение присвоить мне звание "Чаанмоге". Это очень волнительный момент в моей жизни. На соревнованиях мощная поддержка моих зрителей всегда помогает мне. Спасибо, земляки!». Сайын-Белек заслужил это почётное звание. Народ поддержал такое справедливое решение правительства.

Ведущий-1

Есть уголок в России – Мой Отчий дом Тыва!

Мы Отчизне верно служим,

Ты – один из сыновей,

Так расти, чтоб был ты нужен,

Дорог Родине твоей!

Ведущий-2

Одной из отличительных особенностей национальной борьбы «Хуреш» является особый ритуал борца « Девиг» - танец Орла. При его исполнении борец импровизирует полет Орла - символа небесной силы, огня и бессмертия. (видео танец орла)

Ведущий-1

Тувинское горловое пение. Наверное, все мы слышали о нем, но поверьте, совершенно другое дело слушать его в исполнении знаменитых хоомейжи (мастеров горлового пения ), в тувинской степи под звездами, когда из всех окрестных станов, прослышав об их приезде, верхом на приземистых степных лошадках приезжают араты с семьями.

Как они умеют слушать эту вечную, завораживающую песню степи! Кажется, что нечеловеческое горло издает эти удивительные звуки, а сама эта степь, этот ветер, напоенный ароматом горьких трав.

Ведущий-2

Ондар Конгар-оол Борисович один из самых признанных в мире мастеров тувинского горлового пения; народный хоомейжи Республики Тыва, Заслуженный артист РФ, Заслуженный работник образования Тывы, отличник физкультуры и спорта Республики Тыва.

Награжден медалью «За доблестный труд», включен в книгу «Заслуженные люди Тывы 20 века, обладатель престижной международной музыкальной премии «Грэмми», выдвигался в номинанты премии «Оскар» Американской кино академии.

Ведущий-1

Родился Конгар-оол Борисович 29 марта 1962 года в селе Ийме–Дзун Хемчинского района Тувинской АССР. Его мама вскоре вышла замуж и забрала Конгар-оола в Чадан, где он окончил школу. Из-за плохого отношения отчима к Конгар-оолу, детство его было трудным. Тем не менее, он не озлобился. Наоборот, широко улыбался всю жизнь. Обаятельнейшая улыбка, проникающий в душу сыгыт– сделали Конгар-оола Ондара послом культуры Тывы во всем мире.

Ведущий-2

Он выступал в самых престижных залах планеты. Участвовал в ток-шоу легендарных американских ведущих Чеви Чейза, Девида Леттермана. Он в буквальном смысле объездил весь земной шар, неоднократно посетив Америку, Японию, почти всю Европу и другие страны, прославляя тувинский хоомей и свою любимую Тыву.

Его концерты всегда собирали полные залы. Он умел создать атмосферу праздника, где каждый чувствовал себя желанным гостем. Конгар-оол был центром притяжения в Туву многих музыкантов и музыковедов. Он обладал особым артистическим чутьем зрительской массы, умел «завести слушателей». Выступления Конгар-оола всегда сопровождались «громом» оваций. (видео Конгаар-оол поет)

Ведущий-1

Судьба распорядилась так, что он исполнял хоомей перед всеми тремя президентами России: Борисом Николаевичем Ельциным, Дмитрием Анатольевичем Медведевым, Владимиром Владимировичем Путиным.

Удивляла способность артиста успевать везде: в концертах выступать с сольными исполнениями; во время спортивных соревнований, особенно по национальной борьбе хуреш, озвучивать состязания борцов своим великолепным хоомеем; в ходе конских скачек – комментировать; при проведении благотворительных марафонов – быть режиссером и ведущим.

Ведущий-2

Еще одна черта характера народного любимца – природная щедрость, желание и готовность прийти на помощь другим, если у него была такая возможность.

На протяжении многих лет Ондар Конгар-оол был неизменным членом жюри Международного фестиваля этнической музыки и ремесел «Саянское кольцо» в п. Шушенское, сейчас фестиваль называется «Мир Сибири».

Его музыкальная группа «Алаш», ежегодно занимала первые места в номинации «Горловое пение». В последние годы своей жизни Конгар-оол проделал огромную работу по реконструкции обветшавшего здания бывшего музея и созданию Центра тувинской культуры, директором которого он и был назначен в г. Кызыл.

Ведущий-1

В 2012 году широкомасштабным фестивалем горлового пения «Дембилдей» артист отметил свой 50-летний юбилей, который собрал настоящих звезд worldmusic (ВОРЛД МУЗИК) в Кызыле. Приезжал на праздник один из популярных бит-боксеров США Шодеке.

В марте 2013 года, за четыре месяца до своей кончины, Конгар-оол был признан «Звездой культуры» Тывы, получив соответствующий знак от министерства культуры Республики Тыва.

Ведущий-2

Внезапная кончина Конгар-оола Борисовича стала ударом для всей современной тувинской культуры. Он был фанатиком, в хорошем смысле этого слова, своей Родины. И хотел, чтобы каждый полюбил ее так, как любил Тыву он. На кончину тувинского хоомейжи живо откликнулись СМИ во всем мире. Печальную новость сообщили российские информ агенства, её подхватили и опубликовали западные информационные агентства, в том числе крупнейшие американские газеты.

В декабре 2013 года мастера тувинского горлового пения на своем форуме приняли решение об установке памятника своему товарищу. Хоомейжи- в полный рост, в национальном костюме, с чанзы – трехструнным музыкальным инструментом. И, конечно, со своей фирменной Конгар-ооловской улыбкой. Планируемая высота скульптуры - два метра.

Ведущий-1

9 августа 2014 года на международном конкурсе «Хоомей» все лауреаты получили приз-статуэтку, прообраз будущего памятника знаменитого хоомейжи.

Светлая память Конгар-оола Борисовича Ондара живет в его учениках. Конгар-оол является знаменитым, объехавшим весь мир артистом, легендой, звездой тувинского народа, исполнителем традиционного искусства горлового пения - хоомей.

Ведущий-2

Что услышали вы в песне древней моей -

Цвет весенней тайги, жаркий ветер степей.

Обжигающий зной, блеск прозрачных озер

Красоту величавых заснеженных гор.

Пенный рокот воды на порогах речных,

Шум осенней листвы тополей золотых,

Гул бескрайних отар, дробный стук табунов.

Запах чая и дыма родных очагов!

Ведущий-1 Творчество Кангаар-оол- Борисовича связано с бурным расцветом хоомея в Тыве, с тувинской народной музыкой, ее самобытностью, красотой. Благодаря его концертам, выступлениям его учеников, созданными им ансамблями «Эртине», «Алаш», «Чиргилчин» о Туве узнал весь мир, от Америки до Японии. Современная молодежь Тувинской республики продолжают чтить эти традиции, с учетом современных музыкальных вкусов. (видео Куулара)

Мастер группы

Многих известных и талантливых людей воспитала щедрая Тывинская земля. Сегодня мы познакомились только с тремя из них. Думаю, что одной встречей мы не ограничимся, обязательно ещё поговорим о славном тувинском народе и его героях.

В нашем филиале обучаются студенты из Тывы, у которых имеются таланты. Они исполнят несколько номеров художественной самодеятельности.

Песню исполнят трио Чингис, Айдын, Белек.

Танец в исполнении группы: Элементрикс.

Стихотворение о Тыве в исполнении Монге-Байыра.

Всем спасибо за внимание!

Национальный характер

Жилище

Во всех районах Тувы, за исключением таежных, распространена разборная и переносная юрта с деревянным легким каркасом, покрытая войлоком. Крыша куполообразная, из тонких длинных палок, привязанных одним концом к решетке, а другим вставленных в деревянный круг, который служит одновременно и дымовым отверстием. Ориентируют юрту обычно по-древнетюркски – входом на восток, но в южных районах, по монгольскому обычаю, – на юг. Юрту покрывают семью кусками войлока определенного размера и поверх перевязывают веревками. Земляной пол раньше застилали войлоком, шкурами, а сейчас – досками. В центре юрты находится очаг с железным таганом на трех ножках для приготовления пищи, огонь очага обогревает и освещает юрту. В юрте нет перегородок, правая сторона при входе считается женской – здесь, почти у самой двери, находится кухня; левая сторона – мужская, у двери лежат седла, сбруя, и здесь же держат скот-молодняк в холодное время года. Прямо напротив входа, за очагом, – почетный угол (тор), где принимают гостей и сидит хозяин. Деревянная мебель и домашняя утварь приспособлена к перекочевкам.

Горловое пение

Природа одари ла кочевников центра Азии ис ключительным даром – умением одновременно воспроизводить мелодию двух тонов: основного (речевого или певческого) и наложенного на него второго, мелодического тона (низкого или высокого), что дает эффект особого «горлового» пения. Оно существует здесь в пяти основных жанровых формах: хоомей, сыгыт, каргыраа, борбаннадыр, эзенгилээр, с многочисленными подвидами при множестве индивидуальных манер исполнения. Если художественную культуру тувинского народа образно сравнить с национальной шапкой «оваадай», то горловое пение видится как ее красная коралловая верхушка «чинзе»: красиво по виду, высоко по положению, дорого по содержанию.

Хоомей стал одним из стержней национальной культуры тувинского народа. Говорят, что каждый пятый тувинец владеет горловым пением. 15 чел. обладают самым высоким званием – народный хоомейжи Республики Тува.

Из современных исполнителей наиболее популярен народный хоомейжи Ондар Конгар-оол и коллектив ансамбля «Хун-хурту». В Кызыле действует Международный научный центр «Хоомей» (ул. Щетинкина-Кравченко, 46, тел. 334 24).

Кухня

У тувинцев, как и у большинства кочевых народов Средней Азии, основу питания составляют продукты животноводства. Пища, как правило, пресная и с бедная вкусовыми оттенками – тувинцы почти не используют специй.

Наиболее почитаемым продуктом всегда было молоко (сут). Все блюда из молока с древности назывались «ак чем» («белая пища»).

Помимо молока в тувинской кухне важное место занимает мясо. Представление о достатке в семье связывается с возможностью ежедневно есть мясо до полного насыщения. Мясо домашних и диких животных сушат, вялят, солят, замораживают, словом, придумывают всевозможные способы его длительного хранения. В любое время года тувинцы предпочитают вареное мясо жареному. Баранина – самый распространенный вид мяса в Туве. При этом в пищу идет буквально все, в том числе внутренности и кровь. Как только баранья туша разделана и внутренности разобраны, мясо варят в котле. При этом действе присутствует вся семья, ближайшие соседи и живущие поблизости родственники.

Рыбу тувинцы не жалуют. Если и едят ее, то в вареном виде.

Дикие травы и целебные растения, которые собирают тувинцы, также используются в национальной кухне. Из чаги, крапивы, золотого корня, сараны, шиповника, облепихи, солодки, смородины делают настойки, которые в зимнее время служат спасительным источником витаминов.

Язык

Тувинский язык относится к тюркской группе языков алтайской семьи. Письменность создана в 1930 г. на базе латиницы, а с 1941 г. переведена на кириллическую основу. Конституцией Тувы 2001 г. тувинский и русский определены как равноправные государственные языки. Делопроизводство ведется на русском языке. В большинстве тувинских сел и на чабанских стоянках молодежь не говорит по-русски.

Тувинские блюда и напитки

Хойтпак – заквашенное молоко (тюркск ое название «айран»). Из него гонят молочную водку (арака), из творожистых остатков делают кислый, высушенный на солнце творог (ааржы), а также пресный сладковатый сыр (быштак). Для получения хойтпака нужна закваска. Лучшей закваской считают сам хойтпак, а когда его нет, используют пророщенную в полотняном мешочке пшеницу. Иногда готовят закваску заранее: берут кусок чистого войлока, пропитывают его хойтпаком и хранят. За зиму войлок подсыхает, но закваска не утрачивает своих свойств. Весной этот войлок опускают в свежее молоко, и оно быстро заквашивается. Хранят хойтпак в деревянных кадках (доскаар), отчего в юрте стоит специфический запах. Хойтпак употребляют как утоляющий жажду питательный напиток: две пиалы выпил – и можно пасти скот целый день.

Арака (Арага) – молочная водка. Для ее приготовления используют самогонный аппарат – уникальное изобретение тувинских умов, так называемый шууруун: ствол тополя с удаленной сердцевиной, закрепленный с помощью камней прямо в посудине, сверху – сосуд с холодной водой, который служит конденсатором алкоголя, щели в трубе обматывают войлоком. Во время кипячения напиток, называемый «шими арагазы», вытекает из шуурууна по специальному желобу. Алкоголя там немного – примерно 20 %. Чтобы получить более крепкую водку, ее перегоняют вторично и доводят до 70–80 Љ. Такая водка называется «дан» («заря»). Водка-первач не слишком приятного мутного цвета, запах соответствует цвету. Вкус такой, что лучше пить араку быстро. Этот напиток тувинцы всегда предлагают гостям.

Божа – разновидность творога. У экономных тувинцев в дело идет все. Оставшуюся после перегонки в котле жидкую творожистую массу сливают в полотняный мешочек, остужают, процеживают и сушат. Получается разновидность сушеного творога «ол ааржы». Кроме божа, на стенках перегонного аппарата образуется творожистый осадок, который соскребают ложкой и едят, – «шуурун итпээ». Из него делают съедобные колобки «хом», которые сушат на солнце.

Быштак – прессованный сыр. Готовят его из кипяченого молока с добавлением простокваши. Мешочек с «заготовкой» кладут между двух досок, что придает сыру нужную форму. Сыр можно приготовить в течение одного дня.

Куртуг – творог нарезают квадратиками и сушат, как грибы, на ниточке, подвешивая к каркасу юрты. Творог быстро твердеет. Его берут с собой в длительные поездки или на пастбище. С непривычки его есть трудно, однако попробовать стоит. Куртуг можно привезти в качестве сувенира.

Согожа – любимейшее блюдо тувинцев. Нежную часть печенки поджаривают на углях, режут и обматывают тонким сальником, нанизывают на шампуры, солят и дожаривают. Есть можно только в горячем виде.

Праздники

Наадым. Ежегодный национальный праздник тувинского народа, отмечаемый в августе. В программе соревнований: борьба хуреш, скачки, стрельба из лука и др.

Хуреш – непременный атрибут всех празднеств наравне с конными скачками и стрельбой из лука. Правила борьбы очень простые – проиграет тот, кто коснется земли чем-либо, кроме ног. Борьба ведется один на один, участвуют только мужчины. Перед схваткой они надевают борцовские костюмы содак-шудак, а после победы исполняют небольшую мимико-танцевальную сценку, изображая орла. О любимых борцах народ слагает легенды, приписывая им сверхчеловеческие качества.

Шагаа. Празднование Нового года по лунному календарю – один из главных обрядов тувинского народа. Поскольку оно зависит от фазы луны, его празднуют в разное время – с начала января до конца февраля. Дата праздника определяется ламами по астрологическим таблицам, а затем ежегодно устанавливается Верховным Хуралом.

Шагаа – комплекс обрядов, игр и развлечений. Время наступления Нового года воспринимается как особое, сакральное, когда происходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом в их космическом значении. За несколько дней до наступления Шагаа жилища внутри и снаружи очищают от снега, грязи и пыли. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и чистят на снегу, все старое выбрасывают или сжигают.

В домах и храмах особое внимание уделяется алтарю или месту, на котором размещают подношения Будде и статуэтки буддийских бурханов. Перед Шагаа их чистят, моют, натирают до блеска. Обязательно зажигают лампаду.

Встречают Новый год не в полночь, а с появлением первых лучей солнца в первый новогодний день. Чтобы не пропустить этот важный момент, взрослые не ложатся спать. Существует поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю и, если ему попадаются спящие люди, принимает их за мертвых и не благословляет.

Первый день Шагаа проходит в визитах, посещении родственников и обмене подарками. Происходит духовное очищение, когда прощаются все обиды, горести и печали остаются в прошедшем году. В дни празднования Нового года почитается белый цвет (который у многих тюрко-монгольских народов связывается с представлением о счастье). Особая, ритуальная роль в новогоднем празднике отводится пище. Готовят ее в большом количестве. В новогодней трапезе преобладают вареная баранина, различные виды молочных продуктов, выпечка.

Знаменитые люди

Мунзук Максим Монгужукович (1910–1999) – народный артист России и Республики Тува. Родился в с. Межегей Тандинского кожууна в семье батрака. Поистине мировую славу принесла ему роль удэгейского охотника Дерсу Узала в одноименном фильме японского режиссера Акиры Куросавы.

Оскал-оол Владимир Базыр-оолович (1920–1999) – народный артист СССР. Родился в местечке Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна. Первый в Туве артист цирка, родоначальник целой династии. Он создал прекрасную сказку о Туве, с элементами национальных игр, обрядов, обычаев.

Черзи Монгуш Холла-Салович (1899–1969) – скульптор, родоначальник тувинского камнерезного искусства. В 8 лет смастерил из тополиной коры игрушку и с тех пор вырезал деревянные игрушки, делал и расписывал сундуки (аптара). С 1942 г. стал серьезно заниматься резьбой по дереву и камню. Черзи создал около 1000 скульптурных работ из дерева и камня, множество видов тувинских шахмат.

Кенин-Лопсан Монгуш Борахович (р. 1925) – ученый, этнограф, действительный член Нью-Йоркской академии наук, доктор исторических наук, исследователь шаманизма, президент республиканского общества шаманов «Дунгур». Родился в местечке Чаш-Тал сумона Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна. Классик тувинской литературы. Американский фонд шаманских исследований присвоил ему звание «Живое сокровище шаманизма».

Монгуш Аяс Семис-оолович (р. 1973) – борец. Родился в с. Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна. Абсолютный чемпион России, чемпион Европы, чемпион мира по борьбе сумо. На протяжении 14 лет непрерывный победитель крупнейших тувинских соревнований на праздниках Наадым. Его выступления неизменно собирают полные стадионы. Кумир всех мальчишек Тувы.

Рушева Надежда Николаевна (1952–1969) – художница редкой одаренности, имя которой вошло в историю российского искусства. Ее мама Н.Д. Ажыкмаа – одна из первых тувинских балерин. Надя родилась в г. Улан-Баторе, где ее родители находились в командировке. После рождения дочери Рушевы переехали в Москву. У девочки очень рано проявился необыкновенный талант художника. Популярность «всесоюзного» масштаба настигла девочку благодаря ее иллюстрациям к произведениям А.С. Пушкина и М.А. Булгакова. Надя умерла в возрасте 17 лет в результате осложнений после гриппа. Она оставила после себя огромное творческое наследие – около 12 тыс. рисунков.

Шойгу Сергей Кужугетович (р. 1955) – министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Родился в Чадане. Одна из самых заметных фигур в правительстве России. Член Совета безопасности РФ. Один из лидеров партии «Единая Россия». Генерал-полковник. Герой России (1999). Кандидат экономических наук, президент Международной ассоциации спасателей.

Из книги Эти странные французы автора Япп Ник

Из книги Эти странные бельгийцы автора Мейсон Энтони

ХАРАКТЕР Истинная природа бельгийцаПитер Брейгель Старший, величайший представитель прославленной династии художников, четыреста лет назад уловил и запечатлел на своих полотнах дух сограждан, занимающихся сельским трудом, радостно скользящих по льду замерзшего пруда

Из книги Эти странные шведы автора Берлин Петер

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР МеланхолияОбщей чертой для всех шведов является сумрачное состояние души, нечто вроде английского сплина, именуемое svarmod. Это чувство, которое можно также назвать глубокой черной меланхолией, является порождением долгих морозных зим, высоких

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Из книги Алтай (Алтайский край и Республика Алтай) автора Юдин Александр Васильевич

Из книги Красноярский край (включая Таймырский и Эвенкийский автономные округа) автора Юдин Александр Васильевич

Из книги Забайкалье (Бурятия и Читинская область) автора Юдин Александр Васильевич

Национальный характер АлтайцыСамоназвание алтай-кижи (человек Алтая). Алтайцы – собирательное название тюркоязычных племен, населяющих Горный Алтай и Кузнецкий Алатау. К северным алтайцам относятся тубулары (туба-кижи), проживающие в Чойском и Турочакском районах,

Из книги Тува автора Юдин Александр Васильевич

Национальный характер ДолганыДолганы – основное коренное население Таймырского АО (ок. 4880 чел.) – проживают в Хатангском р-не по р. Хатанга и Хетта, а также в поселках, подчиненных администрации г. Дудинки, в Авамской тундре.Долганы – сравнительно молодой народ,

Из книги Эти странные австралийцы автора Хант Кент

Национальный характер БурятыБуряты – монголоязычный народ Сибири. Его общая численность в мире – 520 тыс. чел. Существуют разные гипотезы происхождения бурятского народа. Одни ученые считают, что буряты появились на Байкале из-за миграции их предков из других районов

Из книги Индия. Юг (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Национальный характер ЖилищеВо всех районах Тувы, за исключением таежных, распространена разборная и переносная юрта с деревянным легким каркасом, покрытая войлоком. Крыша куполообразная, из тонких длинных палок, привязанных одним концом к решетке, а другим вставленных

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Характер Характер любого оззи – это сложнейшая смесь всех возможных характеров, какие только можно себе вообразить. Если посмотреть на австралийца как на некий единый характер, то вы не найдете в нем никакой логики. Но если вы попробуете высветить по отдельности каждый

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Специальная дрессировка собак автора Круковер Владимир Исаевич

Национальный характер Каждый индиец с момента рождения принадлежит к общине, касте, наследует профессию родителей и ведет образ жизни в соответствии с религиозно-этическими традициями, идущими с глубокой древности. Большое значение имеет гороскоп и определение

Из книги Простые вопросы. Книга, похожая на энциклопедию автора Антонец Владимир Александрович

29. ХАРАКТЕР Характер – это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих. Характер проявляется в человеческих отношениях. Характер и темперамент

Из книги автора

Из книги автора

Существует ли национальный характер? Если обратиться к мнению людей, складывается впечатление, что они ясно видят колоссальное разнообразие характеров у представителей одного и того же народа, но в то же время большинство из них твердо убеждены, что национальный