Профессия стюард. Стюарды. В чем заключается профессия бортпроводника. Должностные обязанности

Стюарты Стю́арты

(Stuart, Stewart), королевская династия в Шотландии (1371-1714) и в Англии (1603-49, 1660-1714). Наиболее известны: Мария Стюарт, Яков I (в Шотландии - Яков VI), Карл I, Карл II, Яков II.

СТЮАРТЫ

СТЮ́АРТЫ (Stewarts, Stuarts), аристократический шотландский род, королевская династия в Шотландии (1371-1707) и Англии (1603-1649, 1660-1714).
Короли Шотландии
Предки Стюартов известны с начала 11 века, когда основатель рода - Алан (999-1055) стал сенешалем графства Дол в Верхней Бретани. Как это было принято в средних веках должность наследовалась потомками Алана из поколения в поколение. В середине 12 веке Уолтер (Вальтер) (1104-1177) - третий сын четвертого сенешаля Дола - приехал в Британию и поступил на службу к шотландскому королю Давиду I. Позднее он стал исполнять должность придворного сенешаля, а в 1157 году при короле Малькольме IV (1153-1165) официально утвержден лордом-сенешалем Шотландии. Эта должность передавалась по наследству потомкам Уолтера в течение пяти поколений до первой половины 14 века. От названия должности (Stewart) и произошла фамилия рода.
В годы междуцарствия и борьбы за шотландский престол пятый сенешаль из рода Стюартов Яков и его сын Уолтер (умер 1326) неизменно выступали на стороне Роберта Брюса (см. БРЮС Роберт) и сражались с англичанами. Верность рода новой династии была вознаграждена: в 1315 году Уолтер Стюарт стал мужем старшей дочери короля Роберта I Брюса - Марджери. Этот брак и дал их сыну Роберту Стюарту право занять шотландский престол после смерти его кузена, бездетного короля Давида II Брюса. В 1371 году первый представитель династии Стюартов был коронован под именем Роберта II. Он находился на престоле до 1390 года, а затем в Шотландии царствовал Роберт III Стюарт (1390-1406).
Годы междоусобной борьбы за престол значительно ослабили авторитет центральной власти в Шотландии, местные бароны чувствовали себя независимыми правителями. Ситуация осложнялась отношениями с Англией, короли которой претендовали на верховную власть над Шотландией. Главными целями первых Стюартов стали отпор претензиям англичан и ограничение вольности своих баронов. Но силы первых Стюартов (Роберта II и Роберта III) были еще слишком малы и они по сути оставались просто зрителями кровопролитных междоусобиц шотландских кланов. К тому же Роберт III оказался оттесненным от власти своим младшим братом Александром.
Отношения Англии и Шотландии постоянно балансировали на грани войны и мира. Английские короли обладали большими экономическими, военными и людскими ресурсами, чем их северные соседи, но в течение многих веков не могли покорить Шотландию. В 15 веке Англия не была в состоянии вести активную войну на севере из-за Столетней войны (см. СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА) , а затем войны Алой и Белой розы (см. АЛОЙ И БЕЛОЙ РОЗЫ ВОЙНА) , но английские короли не оставляли формальных претензий на шотландский престол. На на англо-шотландской границе вспыхивали вооруженные конфликты. Не решаясь на широкомасштабную агрессию, англичане поддерживали мятежных баронов и бунтующие кланы против Стюартов. В свою очередь шотландские короли стремились найти союзников в борьбе против Англии. Таким союзником стала Францией - главный враг Англии и ее противник в Столетней войне. Союз Франции и Шотландии неоднократно возобновлялся на протяжении 15-16 веков и получил название «Старого союза».
В 1406 году, сразу после смерти Роберта III, его малолетний сын Яков I Стюарт (1406-1437) был захвачен на море и привезен в Англию. Большую часть царствования (до 1424) он провел в плену, в замке Виндзор. Его освобождению помог лишь брак между пленником и родственницей английского короля Генриха VI Ланкастера (см. ГЕНРИХ VI (английский король)) Джоан Бифорт. После свадьбы шотландский король был отпущен на родину за большой выкуп. На родине Якову I удалось значительно укрепить авторитет королевской власти. Бароны Олбени, Мар, Марч и кланы островов признали его безусловную власть над собой. Яков I был зарезан в результате заговора баронов и его сын Яков II Стюарт (1437-1460) вступил в ожесточенную борьбу с кланом Дугласов, растянувшуюся на несколько десятилетий.
Политика ограничения своеволия местных баронов не могла не вызвать сопротивления шотландской знати. Особенно острым противостояние между королем и баронами было в годы правления Якова III Стюарта (1460-1488), который по мнению многих своих подданых далеко не соответствовал идеалу короля-рыцаря. В отличие от своих воинственных предков он лично не участвовал в военных действиях, увлекался музыкой и архитектурой, а также склонен был опираться на советников незнатного происхождения. В 1488 году вспыхнул мятеж против короля Якова III и в одном из сражений он был заколот.
Однако победа мятежников оказалась случайным успехом. Правление нового короля Якова IV Стюарта (1488-1513) стало временем дальнейшего усиления королевской власти. Король успешно продолжил политику усмирения знати и добился подчинения себе кланов Горной Шотландии и островов, особенно упорно сопротивлявшихся центральной власти. Яков IV многое сделал для упорядочения работы судов и развития эффективного государственного механизма. Он поддерживал развитие шотландской торговли, начал строительство флота, развивал артиллерию, основал университет в Абердине (1495). В его правление в Шотландии появились первые печатные станки (1507).
Между тем, в Англии завершилась Война Алой и Белой роз и на ее престоле утвердились властные и предприимчивые короли из династии Тюдоров. Над Шотландией нависла реальная угроза английского завоевания. Королю Якову IV удалось заключить перемирие с Англией, а в 1502 году он женился на английской принцессе Маргарите, дочери английского короля Генриха VII Тюдора (см. ГЕНРИХ VII Тюдор) . Однако приход к власти в Англии воинственного Генриха VIII Тюдора (см. ГЕНРИХ VIII Тюдор) , вступившего в войну с Францией, поставил Якова IV перед выбором: остаться верным Старому союзу с Францией или склониться перед волей английского короля. Шотландский король решился выступить на стороне Франции, его армия вторглась на английскую территорию. В 1513 году в битве при Флоддене шотландское войско потерпело поражение, а король Яков IV был убит. Его наследник, упорный и энергичный Яков V Стюарт (1513-1542), сохранил верность союзу с Францией, подкрепленному его браками с французскими принцессами Мадлен Валуа (1537) и Марией де Гиз (см. МАРИЯ Гиз) (1538). Профранцузская политика Стюартов привела к очередной войне с Англией: в 1542 году англичане предприняли попытку вторжения в Шотландию, но потерпели поражение. Ответный поход шотландцев окончился неудачей из-за предательства баронов, погибли двое сыновей короля. Вскоре скончался и сам король Яков V. Ему наследовала его несовершеннолетняя дочь Мария Стюарт (1542-1567).
Пресечение мужской линии династии Стюартов осложнило политическую ситуацию в Шотландии. С начала 16 века в верхушке шотландского общества выявились две противоборствующие группировки, которые опирались на поддержку внешних сил: Англии или Франции. В годы несовершеннолетия Марии Стюарт это противостояние обострилось. Английская партия стремилась навязать королеве брак с наследником английского престола Эдуардом Тюдором и тем самым объединить две страны. Французская партия старадась устроить брак Марии с французским принцем и тем самым сохранить фактическую независимость Шотландии. Франкофилы победили; Франция в 1548 году оказала Шотландии военную помощь против Англии, а юная королева была обручена с дофином Франциском Валуа (будущий король Франциск II) и увезена во Францию, где воспитывалась при французском дворе.
Однако засилье французской партии, власть католички - королевы-регентши Марии де Гиз, опиравшейся на расквартированные в Шотландии отряды французских войск, породило сильное оппозиционное движение. Начиная с 1520-х годов в Шотландии активно начали распространяться идеи Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ) , принесенные кальвинистами с континента, а также английскими протестантами. К 1550-м годам протестанты, возглавляемые проповедником Джоном Ноксом (см. НОКС Джон) , стали преобладающей силой в стране. В 1560 году сторонники английской партии и протестанты вынудили регентшу вывести французские войска из страны. Католичество в Шотландии было запрещено и государственной религией стала кальвинистская церковь.
В 1561 году после смерти мужа на родину вернулась королева Мария Стюарт. Первое время ее личного правления (до 1565) было периодом мирного сосуществования королевы-католички с протестантами и с Англией, где правила ее двоюродная сестра королева Елизавета I Тюдор. Новым мужем Марии стал ее дальний родственник, шотландский лорд Генри Дарнлей. Но вскоре королевой овладели честолюбивые мечты. Верная католичка, она считала своим долгом вернуть Британию в лоно римско-католической церкви. Считая себя законной наследницей английской короны, Мария открыто оспаривала престол у Елизаветы I. Шотландская королева поддерживала тесные связи с папским Римом, Габсбургами, Католической лигой во Франции, ирландскими католическими кланами, готовилась восстановить господство римской церкви в Шотландии. Политика королевы вызывала недовольство внутри страны, искусно подогревавшееся Англией. Терпение шотландцев переполнилось после убийства мужа королевы, Генри Дарнлея, в котором обвиняли ее саму, и ее поспешного нового брака с графом Босуэлом. Восстание баронов в 1567 году вынудило Марию Стюарт бежать в Англию, где она и была арестована и много лет провела в заключении. В 1587 году она казнена по обвинению в заговоре с целью убийства Елизаветы I Тюдор.
Новый королем Шотландии стал сын Марии Стюарт и Генри Дарнлея - Яков VI Стюарт (1567-1625). В первые правления малолетний король был заложником группировок знати, боровшихся за титул регента Шотландии. Став взрослым, Яков VI увлекся перспективой занять английский престол и все силы отдал борьбе за признание его наследником бездетной Елизаветы I Тюдор. Его права на престол основывались на том, что он являлся внуком Маргариты Тюдор, старшей дочери английского короля Генриха VII Тюдор. Яков искусно лавировал между католиками, которым он обещал покровительство и терпимость, и протестантами, старался поддерживать хорошие отношения как с Англией, так и с католическими державами. Дипломатическая игра Якова VI увенчалась успехом: в 1603 году, после смерти королевы Елизаветы Тюдор он занял английский престол под именем Якова I Стюарта.
Стюарты в Англии
Получив английскую корону, Яков стал одновременно королем Англии и Шотландии, положив начало объединению двух стран в одно государство. Проблемы Шотландии для него отошли на второй план, а главной задачей стало укрепление династии Стюартов в Англии. Между тем, уже в последние годы царствования Елизаветы I расширилось влияние парламентской оппозиции. В отличие от своей предшественницы, Яков I не имел широкой поддержки в английском обществе, не мог маневрировать политическими силами и манипулировать парламентом. Кроме того, он был ревностным сторонником теории божественного происхождения монархии и неограниченной королевской власти. Эти взгляды вступали в противоречие с английской политической традицией, где роль парламента была исключительно высока. Политические претензии Якова I вызвали ряд столкновений с парламентом. Недовольство англичан вызывала и внешняя политика короля, его стремление к примирению с Испанией - «национальным врагом» Англии, попытки устроить брак наследника престола с католической принцессой. Дочь Якова I - Елизавета Стюарт (1592-1662) вышла замуж за курфюрста Фридриха V Пфальцского. Спустя столетие ее потомки заняли английский престол.
Преемник Якова, его сын Карл I Стюарт (см. КАРЛ I Стюарт) (1625-1649), продолжил непопулярную политику отца. Обострявшийся конфликт между королем и парламентом вылился в 1640-е годы в Английскую революцию (см. АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) , которая свергла монархию. В 1649 году парламент вынес смертный приговор королю Карлу I, который был казнен 30 января 1649 года. Вслед за его казнью Англия была провозглашена республикой. После гибели короля Шотландия разорвала отношения с парламентской Англией и признала своим королем сына казненного монарха - Карла II Стюарта. Шотландия стала оплотом роялистов для продолжения борьбы с парламентом. В 1651 году отряды рялистов потерпели поражение от войск Кромвеля (см. КРОМВЕЛЬ Оливер) , Карл II был вынужден уехать на континент, а Шотландия была насильственно объединена в одно государство с Англией.
В 1660 году в результате военного переворота в Англии была восстановлена монархия и Карл II занял английский и шотландский престолы (1660-1685). Его правление стало для Англии временем экономического подъема и стабильности, но также и временем нового политического конфликта между монархией и парламентом. В период Реставрации зарождаются партии вигов и тори, позднее ставшие основой двухпартийной политической системы Великобритании.
Карл II не имел законных детей (среди внебрачных наиболее известен герцог Монмут) и преемником стал его брат Яков II Стюарт (см. ЯКОВ II Стюарт (1633-1701)) (1685-1688), в годы правления которого конфликт между монархией и парламентом обострился. Конфликту способствовала религиозная политика короля - фанатичного католика, стремившегося уравнять своих единоверцев в правах с протестантами. Такие попытки воспринимались его подданными - в большинстве своем протестантами - как попытка вернуть Британию к католицизму, который ассоциировался с неограниченной властью монарха. Против Якова II объединились самые разные политические группировки и он был свергнут в 1688 году.
Трон был передан дочери Якова II - Марии II Стюарт (1689-1694) и ее мужу Вильгельму III Оранскому (1689-1702). Мария практически не вмешивалась в политические дела, а ее супруг - умный и дальновидный политик - сумел не только избежать конфликтов с парламентом, но и значительно повысить престиж монархии в Англии. После Вильгельма III королевой стала другая дочь Якова II, Анна Стюарт (1702-1714). При королеве Анне состоялось формальное объединение Англии и Шотландии в одно государство - Великобританию. Анна умерла бездетной и престол должен был перейти сыну Якова II - Якову III Стюарту (годы жизни 1688-1760), который жил в эмиграции и оставался верным католичеству. Но согласно Акту о престолонаследии, принятому английским парламентом в 1701 году, королем Великобритании мог быть только протестант, а конкретно -ганноверский герцог Георг (потомок дочери Якова I Стюарта Елизаветы). Таким образом династия Стюартов лишилась власти в Англии и Шотландии.
В эмиграции Стюарты нашли поддержку во Франции. После смерти Якова II французский король Людовик XIV Бурбон признал Якова III королем Великобритании. Претендент был известен как «Старым Шевалье», или «Шевалье де Сент-Жорж». Он поддерживал контакты со своими сторонниками на Британских островах. В потерявшей независимость Шотландии Яков III стал символом борьбы с Англией. Сторонники восстановления Стюартов на престоле получили название якобитов. С помощью Франции в Шотландии организовывались вооруженные восстания якобитов, в которых принимали участие и представители династии Стюартов. В 1715 году Яков III предпринял неудачную попытку овладеть властью в Великобритании. Сын Якова III и Марии Собесской- Карл-Эдуард Стюарт (1720-1788), известный как «Младший Шевалье» в 1745 году возглавил отряды горных шотландских кланов. 16 апреля 1745 года в битве при Куллодене войска восставших были разгромлены превосходившей их по численности английской армией. Суровыми репрессиями англичанам удалось подавить движение якобитов в Шотландии. После поражения, до конца жизни Карл-Эдуард жил в Риме. Материальную помощь ему оказывал король Георг III Английский. Династия Стюартов окончательно пресеклась в 1807 году, когда в Риме умер ее последний представитель, младший брат Карла-Эдуарда - Генрих-Бенедикт Стюарт, носивший сан кардинала Йоркского.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Стюарты" в других словарях:

    - (Stuart, Stewart), королевская династия в Шотландии (1371 1714) и Англии (1603 49, 1660 1714). Наиболее известны: Мария Стюарт, Яков I (в Шотландии Яков VI), Карл I, Карл II, Яков II … Современная энциклопедия

    Королевская династия в Шотландии (1371 1714 гг.) и Англии (1603 1649 гг., 1660 1714 гг.). Наиболее известны: Мария Стюарт, Яков I (в Шотландии Яков VI; сын Марии Стюарт), Карл I, Карл II, Яков II … Исторический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 династия (65) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Старинный шотландский дом, из которого произошел рядшотландских и английских королей. Название С. (англ. Steward, шотл.Stuart) принадлежало потомкам Вальтера, достигшего при дворешотландского короля Малькольма III, в XI в. звания майордома.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Стюардесса , равно как и стюард - это специалист рядового состава, который может входить в состав экипажа воздушных и водных транспортных средств. Основной задачей такого специалиста является обслуживание пассажиров, забота об их безопасности, при необходимости - оказание медицинской помощи. Стюардессы и стюарды проверяют, пристегнулись ли все пассажиры ремнями, объясняют правила пользования спасательными жилетами и кислородными масками, разносят продукты и напитки. Профессия относится преимущественно к категории «человек-человек», так как относится к сфере обслуживания. Профессия подходит тем, кого интересует психология и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание: кто такая стюардесса?

Должность стюардессы появилась еще в первой половине двадцатого века. Тогда к этой работе допускались исключительно девушки с медицинским образованием, хотя в их обязанности также входило компостирование билетов, уборка в салоне, туалете и кабине пилотов, раздача пледов и жевательных резинок, и даже погрузка и выгрузка багажа. К счастью, со временем все физически сложные работы стали выполняться специальными работниками при помощи технического оборудования, и стюардессы были от них освобождены.

Особенности профессии

Вакансия стюардессы окутана неким романтическим флером, и нельзя сказать, что он абсолютно не оправдан. Однако каждый полет для такой работницы - это не столько романтика, сколько труд, который должен выполняться безупречно. Стюардессы и стюарды являются наиболее близкими к пассажирам представителями авиакомпании и, соответственно, их профессионализм влияет на престиж и статус последней. Основные обязанности стюардесс обычно таковы:

  • Проверка комплектности спасательных приспособлений.
  • Встреча пассажиров, проверка их посадочных талонов, оказание помощи в поиске мест в салоне.
  • Подготовка перед полетом, в том числе, информирование пассажиров о способах использования спасательных средств и расположении выходов.
  • Контроль за поведением пассажиров во время полета, предупреждение или разрешение конфликтных ситуаций.
  • Оказание медицинской помощи при необходимости.
  • Контроль за салоном: за уровнем влажности и температурой воздуха, наличием посторонних подозрительных предметов, соблюдением санитарных норм и т.п.
  • Раздача еды и напитков.
  • Прощание с пассажирами по прилету в пункт назначения.

При мыслях о том, кто такая стюардесса, в воображении большинства людей возникает стройная девушка в фирменном костюме известной авиакомпании. Это обосновано тем, что многие из таких компаний предъявляют определенные требования к внешности соискательниц на вакансии. Требования могут быть более или менее жесткими, однако они всегда есть.

Плюсы и минусы профессии стюардесса

Плюсы

  1. Достойная заработная плата, полный соцпакет.
  2. Возможность путешествовать по всему миру.
  3. Ранний выход на пенсию.
  4. Достойный социальный статус.

Минусы

  1. Достаточно большая нагрузка на организм (и из-за смены часовых поясов, и из-за необходимости значительную часть полета проводить на ногах).
  2. Необходимость регулярно уезжать из дома, которая может вызвать сложности в отношениях с родными и близкими.
  3. Отсутствие возможности покинуть территорию аэропорта в перерывах между рейсами.

Важные личные качества

Для стюардессы важна стрессоустойчивость, коммуникабельность, психологическая устойчивость, физическая выносливость, дипломатичность, сдержанность, приятный внешний вид. Кроме того, у нее должно быть хорошее зрение и слух, быстрая реакция, четкая дикция и приятный голос. Обучение на стюардессу может помочь в приобретении отсутствующих навыков, но без подходящих исходных данных найти работу в этой сфере будет сложно.

Обучение на стюардессу

Необходимости в обучении в ссузе или вузе на стюардессу нет. Очень часто авиакомпании, набирающие новый персонал, сами проводят обучающие курсы для своих будущих сотрудниц (длятся эти курсы, как правило, несколько месяцев). Но для того, чтобы попасть на учебу, понадобится пройти собеседование.

Наличие диплома об образовании по некоторым специальностям может увеличить вероятность успешного трудоустройства. Например, ответом на вопрос о том, где получить профессию стюардессы, может стать направление подготовки в колледжах «Сервис на транспорте» (код 43.01.06). Зачисление проводится на базе среднего балла аттестата, обучение после 11 класса длится от 2 до 4 лет, после 9 класса - от 3 до 5 лет (в зависимости от формы получения образования: очной, вечерней или заочной).

Курсы

Как уже было отмечено, курсы по подготовке стюардесс проводят все авиакомпании при расширении штата. Причем в большинстве случаев их обязуют пройти и тех, кто еще не работал в подобной должности, и кандидаток с опытом работы (поскольку обязанности стюардесс и стюардов в разных компаниях могут различаться). Курсы всегда завершаются прохождением экзамена, после которого понадобится пройти 30 часов учебного налета. Лишь после этого можно получить официальный сертификат бортпроводника третьего класса (классов всего три, самый высокий - первый).

Лучшие колледжи для стюардесс

Место работы

Стюардессы работают в транспортных компаниях. Чаще всего речь идет об авиационных фирмах, хотя бортпроводников на водных судах могут называть так же.

Зарплата стюардессы

Хотя уровень доходов стюардессы зависит от того, на самолетах какой компании она работает, и в какой стране трудоустроена, он всегда достаточно высок.

Зарплата на 16.03.2020

Россия 29800—190000 ₽

Москва 30000—190000 ₽

Карьерный рост

Стюардесса начинает со статуса бортпроводника третьего класса, по мере увеличения часов налета она может претендовать на получение второго и первого классов. Чаще всего именно звание бортпроводника первого класса становится вершиной карьеры такой сотрудницы.

Профессиональные знания

  1. Организация безопасности на транспорте.
  2. Риск и страхование на транспорте.
  3. Организация сервиса на транспорте.
  4. Основы медицины.
  5. Основы психологии.
  6. Менеджмент.

Известные стюардессы

  1. Рут Кэрол Тайлер, первая афроамериканская стюардесса в США.
  2. Нерха Бханот, погибшая в ходе спасения пассажиров от террористический атаки.
  3. Йоханна Сигурдардоттир, исландская стюардесса, впоследствии ставшая премьер-министром Исландии (и первой женщиной премьер-министром в мире одновременно).

На вопрос, когда появилась новая женская профессия "стюардесса", у историков пассажирской авиации нет четкого ответа. Но во многих справочных изданиях первой в мире стюардессой называется американка Элен Черч (Ellen Church), дипломированная медсестра из штата Айова. Она сумела уговорить руководство Boeing Air Transport привлечь к работе женщин‑медиков. В 1930 году для полетов отобрали восемь медсестер. Элен Черч вышла в рейс Сан‑Франциско ‑ Чикаго первой из них ‑ 15 мая 1930 года (на самолете Boeing Model 80). Стюардессы (которых тогда называли Sky Girls ‑ "небесные девушки") должны были не только оказывать первую медицинскую помощь или, мило улыбаясь, подавать кофе, но выполнять ряд других обязанностей, непростых и для мужчин. В должностной инструкции было сказано, что стюардессы должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой этого багажа. Перед вылетом стюардессы должны были убрать в салоне и пилотской кабине, проверить ‑ надежно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, при необходимости перебить мух. В полете раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, убирать туалет после посещения пассажирами. В местах промежуточных посадок они должны были таскать ведра с топливом для заправки авиалайнера. А когда самолет прибывал в конечный пункт, должны были помочь наземному персоналу закатить его в ангар. Девушки работали по 100 часов в месяц, получая 125 долларов. Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трехмесячным испытательным сроком, однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, иметь диплом медсестры, возраст ‑ не старше 25 лет, вес ‑ не более 52 кг, рост ‑ не выше 160 сантиметров.

Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам на должность стюардессы свои требования, однако существуют и общие правила. Претендент должен быть приятной внешности, без изъянов, у него должен быть приятный тембр голоса, плавная речь без дефектов, он должен иметь правильный прикус, пропорциональные черты лица, отсутствие на лице родинок и родимых пятен, должен быть здоров. Зрение должно быть корректируемым в пределах 20/30% или лучше. Возраст кандидатов на место стажера варьируется от 19 до 29 лет (в некоторых компаниях возрастная планка колеблется от 18 до 24 лет). Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам. Для молодых людей рост - от 170 до 190 сантиметров, у девушек ‑ от 160 до 175 сантиметров.

Авиалинии предпочитают нанимать стюардесс, которые имеют опыт в общении с людьми. От будущих бортпроводников требуются такие качества, как коммуникабельность, дипломатичность, толерантность, эмоциональная сдержанность. Один из основных критериев у российских авиаперевозчиков ‑ хорошее владение русским языком и одним или несколькими иностранными языками. Особенно авиакомпании заинтересованы в специалистах, которые имеют среднее специальное образование. Приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, лингвист, официант, бармен и повар. В последние несколько лет при наборе отдается предпочтение тем, кто имеет высшее образование.

Претендентов экзаменует специальная комиссия, которая принимает решение о приеме. Если после собеседования и тестов члены комиссии одобряют кандидатуру претендента, ему предстоит пройти врачебно‑летную экспертную комиссию (ВЛЭК). На основании протокола заседания конкурсной комиссии и заключения ВЛЭК кандидат зачисляется на должность бортпроводника‑стажера и направляется в учебно‑тренировочный центр для прохождения курсов первичного обучения. Обучение в учебном комплексе и медицинская комиссия ‑ платное, хотя многие работодатели оплачивают теоретическую подготовку своих потенциальных кадров. Правда, на разных условиях: одни безвозмездно финансируют процесс, другие планируют вычесть издержки из заработной платы новичка или вообще не вмешиваются в материальные затраты стажеров.

Программа обучения и ее оригинальные методики направлены на быстрое и успешное введение в профессию, тем более что учебников мало. В среднем же обучение длится около 2 месяцев, однако на длительность обучения влияет уровень владения иностранными языками. Если работодатель готовит сотрудников для международных чартерных рейсов, то срок обучения возрастает до 3 месяцев. Однако на курсах бортпроводники не получают классических знаний иностранного языка ‑ они с ними уже приходят. Стажеров подковывают профессиональной фразеологией, разговорной лексикой, а страноведение знакомит новое поколение бортпроводников с политикой и культурой разных государств, с менталитетом и привычками иностранцев.

Сегодня, чтобы соответствовать международным стандартам, авиакомпании готовят стюардесс к общению с пассажирами не только на международном английском языке, но и на французском, и немецком. Авиакомпания "Аэрофлот", например, являясь одним из членов альянса, специально обучает стюардесс японскому, китайскому, корейскому на базе Восточного университета РАН. А стюардессы немецкой авиакомпании Lufthansa, работающие на российских рейсах, в ответ на пожелания российских пассажиров начинают учить русский язык.

На курсах юношей и девушек учат создавать доброжелательную атмосферу в салоне самолета, предугадывать вопросы и желания пассажиров, демонстрировать неподдельный интерес к душевному состоянию своих подопечных. По многим пунктам обучение стажера зависит от типа воздушных судов авиакомпании, где в перспективе он собирается работать. Нужно знать конструкцию самолета, чтобы в случае каких‑то непредвиденных ситуаций (воздушные ямы, гроза) уметь объяснить пассажирам причину тряски самолета, успокоить их, не компрометируя экипаж и компанию. Преподаватели доводят до автоматизма умение будущих бортпроводников пользоваться аварийно‑спасательными средствами. Они отрабатывают аварийные посадки на сушу и воду, учатся погружать пассажиров на плот, эвакуировать через надувной трап, открывать двери и люки самолета.

В "школе стюардесс" молодых девушек учат, как правильно подавать еду, сервировать тележку, стандартно обслуживать пассажиров первого и бизнес‑класса. Их обучают на настоящих атрибутах (тележки, посуда, напитки, еда, салфетки) и на тренажерах, макетах и муляжах. Помогают в работе знания по практической психологии. Уже при встрече и размещении пассажиров бортпроводники должны отметить настрой пассажиров, чтобы к каждому найти специальный подход (кто‑то спокоен и доволен, кто‑то раздражен, возбужден).

Помимо технических знаний и умений будущие хозяйки судна проходят воздушно‑правовую и медицинскую подготовку. Они также тренируются тушить пожары.

Профессиональная деятельность обязывает бортпроводников безупречно выглядеть на рабочем месте: с достоинством носить форму, демонстрировать безупречные манеры. С этой целью в образовательную программу введены обязательные посещения театров и музеев. После окончания курсов Учебно‑тренировочный комплекс выдает стажерам теоретическое свидетельство. С оценкой ниже "хорошо" стажер не проходит технологическую практику. Если в этом документе будет тройка, перед стажером закроют двери все авиакомпании страны. Только владельцам хороших оценок предложат пройти практику под эгидой инструктора. Обычно испытательный срок заканчивается, когда новичок налетает не менее 30 часов. Квалификационная комиссия выдает окончательное свидетельство и присваивает статус бортпроводника 3‑го класса.

Раз в год стюардессы проходят медицинский осмотр. Известно, что труд авиационных специалистов предъявляет повышенные требования к здоровью, это относится и к состоянию здоровья стюардесс, тем более что по некоторым параметрам неблагоприятные факторы полета оказывают на них несколько большее влияние, чем на других членов летных экипажей. Неблагоприятными являются такие условия труда: физическое напряжение в полете; работа стоя и на ходу; перепады температуры; нарушение режима труда, отдыха и питания; постоянная смена климатических зон и часовых поясов; утомляемость. Помимо перечисленных факторов профессиональные обязанности и социальные условия вызывают нервно‑эмоциональное напряжение в связи с высокой требовательностью к исполнению служебных обязанностей, строгой дисциплиной, обслуживанием привередливых и грубых пассажиров. Карьера женщин заканчивается где‑то в возрасте 45 лет, мужчины летают до 50.

Принято считать, что стюарды и стюардессы ‑ лицо авиапредприятия: от их работы зависит признание той или иной авиакомпании на международном рынке. Два раза в год на основе заполненных пассажирами анкет, непосредственно в процессе оказания услуг на борту авиакомпаний‑участников проводятся исследования Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA Survey of Flights in Europe, SoFiE). Анкетирование проводится на основных европейских языках: русский, английский, французский, немецкий. Исследование охватывает европейский регион, полеты короткой и средней продолжительности. Пассажирами оценивается обслуживание на борту воздушного судна как бизнес‑класса, так и экономического, процесс посадки на борт и время отправления, комфортабельность салона, питание и напитки. В 2006 году экспертами ведущей международной консалтинговой компанией мира SkyTrax, специализирующейся на исследованиях в области авиационной индустрии и контролирующей уровень сервиса на бортах во всем мире, авиакомпания "Аэрофлот" была признана лучшей авиакомпанией мира в категории "Улучшение бортового сервиса" (Onboard Service Improvement Excellence). По итогам маркетингового исследования "Обзор континентальных рейсов: Европа (SoFiE)", проводившегося в первой половине 2008 года, компания "Аэрофлот - российские авиалинии" вошла в пятерку европейских авиакомпаний по рейтингу потребительской удовлетворенности качеством сервиса на европейских маршрутах.

Если верить глянцевым журналам, то каждая девочка хочет стать моделью, певицей или актрисой. Однако практика показывает, что это не совсем так. Многих девушек манит совсем не блеск софитов, модные показы и мировые подиумы, а романтика неба, частные путешествия и стильная красивая форма стюардессы. Не последнюю роль при этом играет не только престиж данной профессии, но и достаточно высокие зарплаты бортпроводниц.

Если верить глянцевым журналам, то каждая девочка хочет стать моделью, певицей или . Однако практика показывает, что это не совсем так. Многих девушек манит совсем не блеск софитов, модные показы и мировые подиумы, а романтика неба, частные путешествия и стильная красивая форма стюардессы . Не последнюю роль при этом играет не только престиж данной профессии, но и достаточно высокие зарплаты бортпроводниц.

Но так ли прекрасна профессия стюардессы, как это кажется с первого взгляда? Действительно ли работа бортпроводницы – это сплошной праздник и феерия незабываемых впечатлений? На самом деле профессиональная деятельность "небесных ангелов" (именно так иногда называют стюардесс) имеет целый ряд особенностей, из-за которых эту профессию можно назвать не только интересной, но и невероятно тяжелой. А вот что это за особенности вы узнаете в рамках данной статьи.

Кто такая стюардесса?


бортпроводница ) – специалист рядового состава воздушных судов и член кабинного экипажа, обслуживающий пассажиров и отвечающий за их безопасность. Поскольку стюардессы (и стюарды) являются своего рода "лицом" авиакомпании в ним предъявляются повышенные требования с точки зрения внешних и физических данных: для девушек – 42-48 размер одежды, рост 160-175 см; для юношей – 46-54 размер одежды, рост 170-185; привлекательная внешность, приятный голос, возраст до 30 лет.

Название профессии произошло от английского steward (управляющий), из чего можно сделать вывод, что стюардессы выступают в качестве управляющего салоном самолета. В какой-то мере так и есть, поскольку на время полета именно бортпроводницы являются "хозяйками" салона, принимающих гостей – пассажиров. Официальной датой появления профессии стюардессы считается 1930 год, когда авиакомпания "Боинг" впервые наняла девушек-бортпроводниц (до этого ). Отметим, что первые стюардессы не только обслуживали пассажиров, но и взвешивали багаж и пассажиров, убирали в салоне после окончания полета, помогали заправлять самолет и закатывать его на стоянку.

Современным бортпроводницам, к счастью, ничего подобного делать не нужно. Перечень их обязанностей ограничивается исключительно обслуживанием экипажа самолета и пассажиров. Стюардессы встречают и размещают пассажиров на борту, разъясняют правила поведения на воздушном судне и осуществляют контроль за их выполнением, рассказывают о том, как нужно себя вести в случае непредвиденных ситуациях и при необходимости оказывают первую медицинскую помощь, разносят обеды и прохладительные напитки, проверяют комплектность аварийно-спасательных средств, контролируют санитарное состояние самолета.

Какими личностными качествами должна обладать стюардесса?

Как можно догадаться, работа стюардессы напрямую связана с общением с самыми разными людьми, поэтому "небесные ангелы", прежде всего, должны быть вежливыми, коммуникабельными и уравновешенными. Кроме того, перечень личностных качеств, которыми должна обладать стюардесса, включает в себя:


Также стюардесса должна владеть как минимум одним иностранным языком, знать основы социальной психологии, иметь навыки обращения с аварийно-спасательным оборудованием и сервисного обслуживания экипажа и пассажиров.

Преимущества профессии стюардессы

Не сложно догадаться, что основное преимущество профессии стюардессы заключается в особой атмосфере романтики, которая окружает не только место работы бортпроводницы, но и всю ее профессиональную деятельность. Яркие эмоции, незабываемые впечатления, новые встречи и жизнь среди облаков – все это является неотъемлемой частью работы стюардессы.

Немаловажен также и тот факт, что "небесные ангелы" имеют возможность не только (и, заметьте, получать за это вполне высокую заработную плату), но и покупать себе и своим родственникам модные и качественные вещи по европейским ценам. Согласитесь, что для молодых девушек это преимущество данной профессии может стать решающим.

Стоит сказать и о том, что профессиональные обязанности стюардесс накладывают определенный отпечаток на отношение бортпроводниц к себе. Представительницы этой профессии настолько привыкают всегда поддерживать безупречный внешний вид и сохранять невозмутимость даже в самых сложных ситуациях, что и в повседневной жизни непроизвольно придерживаются этих привычек. А это очень сильно помогает им как в личной жизни, так и в построении карьеры в будущем, когда профессия бортпроводницы станет для них недоступной.

Недостатки профессии стюардессы


Несмотря на то, что с первого взгляда работа стюардессы кажется пределом мечтаний, состоящим из одних преимуществ, имеются в ней и недостатки. И основным недостатком профессии стюардессы можно назвать жесткие возрастные ограничения. Очень редко "небесным ангелом" становится женщина старше 30 лет. Мало того, даже опытные стюардессы, обладающие превосходным послужным списком, после 30 лет вынуждены выходить на "пенсию", поскольку руководство практически всех авиакомпаний уверено, что только молодые девушки могут оказывать нужное воздействие на пассажиров.

Теперь поговорим о путешествиях по всему миру. Да, стюардессы имеют возможность посещать самые разные уголки нашей планеты. Но посещать, это не означает осматривать достопримечательности и знакомиться с культурой других народов. Как правило, рейсы авиакомпании в одну и другую сторону выполняются с интервалом в 2-3 часа, поэтому стюардессы элементарно не успевают не то что осмотреть достопримечательности, но и просто прогуляться по окрестностям отеля, в котором они отдыхают между вылетами.

Нельзя не сказать и о достаточно непростых условиях труда:

  • во-первых, в каждом полете могут встретиться неприятные пассажиры, которые хамят, скандалят и относятся к стюардессам, как к обслуживающему персоналу. Но как бы неприятен не был пассажир, бортпроводницы должны всегда улыбаться, и спокойно реагировать на агрессию;
  • во-вторых, отправляясь в очередной рейс, члены экипажа самолета, в том числе и стюардессы, переживают не только за безопасность пассажиров, но и за собственную жизнь. Ведь самолет относится к транспорту повышенной опасности, технические неполадки которого могут привести к необратимым последствиям;
  • в-третьих, частые смены часовых поясов, перепады давления, шум, вибрации и излучения оказывают негативное влияние на здоровье бортпроводниц, из-за чего возникают такие проблемы, как варикозное расширение вен, гинекологические заболевания, невроз, синдром хронической усталости, бессонница и заболевания опорно-двигательного аппарата.

Где можно получить профессию стюардессы?

Чтобы получить профессию стюардессы совсем необязательно поступать в профильное высшее учебное заведение. Достаточно пройти собеседование в авиакомпании, медицинскую комиссию и подготовительные курсы, которые включают в себя как теоретическую, так и практическую части. Однако нужно понимать, что работа стюардессы требует огромных знаний: начиная от оказания медицинской помощи, до психологических основ ведения переговоров с террористами. Поэтому претендентке на должность стюардессы нужно, как минимум, иметь способность к самообразованию. А еще лучше, если бортпроводница будет совмещать свою работу с заочным обучением в одном из лучших авиационных ВУЗов России , к которым можно отнести.

Историческая справка. Доподлинно неизвестна точная дата появления этой профессии. Однако в большей массе газетных и справочных материалов указывается, что первая стюардесса – это американская женщина Элен Черч. От нее к руководству компании Boeing Air Transport поступило предложение по улучшению работы экипажа. Оно заключалось в подключении к системе авиаперевозок женщин-медиков для оказания срочной помощи. В скором времени идея оправдалась. В первом полете на борту рейса Сан-Франциско-Чикаго задействовали 8 медицинских сестер. На тот момент профессия или специальность стюардессы называлась «девушка в небе». Их главной задачей было не только оказание первой помощи, но и пробивка билетов, обслуживание, общение с людьми, уборка в помещениях, проверка багажа. Доходило до того, что они могли подносить топливо во время дозаправки, а после посадки самолета в конечный пункт помогали завозить его в ангар на стоянку.

Рабочий график первых представителей этой профессии насчитывал 100 часов в месяц, за что им начислялось 125 долларов США. Другие авиакомпании быстро оценили преимущества стюардесс и в скором времени также начали внедрять их на борт. К кандидатам предъявлялись довольно лояльные требования: наличие документов, свидетельствующих о медицинском образовании, не быть замужем, категория веса до 52 килограмм и роста до 160 сантиметров, возраст обязательно моложе 25 лет.

Описание профессии

Сегодня бортпроводницы, или стюардессы (стюарды), стали квалифицированными рядовыми специалистами на всех воздушных рейсах. Они не только выполняют обслуживающую функцию, но, в основном, несут ответственность за всех пассажиров, их безопасность и здоровье. В общем, за этой профессией остались те же обязанности, что и были в начале, однако с небольшими корректировками. Например, теперь стюардессам не приходится заниматься погрузками пассажирского багажа или помощью в завозке самолетов в ангар. Ныне развитие всех отраслей авиаперевозок позволяет представителям этой профессии избавиться от тяжкого «ручного» труда. В общем, стюардессы стали милыми, обходительными официантками, способными оказать медицинскую помощь, разговаривающими на нескольких языках. Но не стоит забывать, что в их обязанности входит полный контроль ситуации на борту – пристегнуты ли пассажиры, в норме ли кислород, жилеты или крепления сидений.

Мужчина стюард

Как ни странно, но не только женщины могут стать бортпроводником. Многие авиакомпании практикуют наем стюардов. Изначально на борту авиалайнера заботой о пассажирах занимался второй пилот, но руководители компании довольно быстро поняли, что это очень опасно. В результате в 1928 на германских самолетах стали внедрять третьего члена экипажа – стюарда. Через какое-то время стюарды стали меняться на стюардесс, потому что людям удобнее, когда их обслуживают милые миниатюрные девушки.

Недостатки и преимущества

Быть стюардессой – это трудно, в этой профессии, как и в любой другой, существуют свои плюсы и минусы.

  1. Большие возможности. Авиа-стюардам открывается восхитительный шанс посмотреть на разные страны и города, узнать мир. Среднестатистический гражданин, как правило, не в состоянии отправиться в многочисленные путешествия.
  2. Неплохая зарплата, встроенный социальный пакет, предусмотренные льготы, предоставленные путевки и отпуск в 45 дней.
  3. Пенсионный возраст – в 45 лет.
  4. Разнообразная жизнь.
  1. Моменты, когда экипажу запрещается покидать аэропорт, в перерыве между полетами.
  2. Большие нагрузки. Весь рейс стюардессе приходится провести стоя.
  3. Тяжесть привыкания к регулярным изменениям временных поясов и климата, что тестирует организм «на прочность».
  4. Перегрузки. Статистика говорит о том, что из-за них здоровье ухудшается.

В каком месте обучаются?

Совсем необязательно учиться и сдавать экзамены в престижном заведении, чтобы устроиться работать стюардессой. Дорогостоящие ВУЗы можно заменить, сконцентрировавшись на специальных школах с обучающем курсом, где требования к кандидатам гораздо ниже. В среднем для профессии «стюардесса» придется учиться на протяжение 4 месяцев. Выбор образовательного заведения будет зависеть от желаемых перспектив, можно пройти курс колледжа, а можно поступить в ВУЗ. В последних предоставляет большой спектр знаний, что дает значительный толчок для карьеры. Вот несколько заведений, предлагающих готовиться к ремеслу:

  1. МГТУГА (город Москва).
  2. Летный институт (Санкт-Петербург).
  3. Гос. университет (Санкт-Петербург).
  4. Московское учреждение – МИД.
  5. «Школа бортового персонала» – НОУ.

Обязанности и оклад

Стюардессам приходится полностью выкладываться в каждом полете, ведь на их плечах огромная ноша ответственности . Вот их обязанности:

  1. Разносить напитки и обеды по салону.
  2. Руководствуясь целым сводом правил, обеспечить бортовую безопасность.
  3. Оказать, при необходимости, срочную медицинскую помощь.
  4. Рассадить пассажиров.
  5. Подготовить к полету.
  6. Проверить работу систем связи.
  7. Следить за настроением и поведением в салоне.
  8. Осмотреть борт на наличие запрещенных или посторонних вещей.
  9. Контролировать все параметры: сухость, температура и давление.
  10. Включать свет.
  11. Проверить целостность спасательных механизмов.
  12. Обеспечить правильную расстановку оборудования.

Заработная плата за такие требования зависит от класса профессии. Например, новички не будут зарабатывать больше 20000 р. за месяц. Но уже после окончания срока испытания и набора летных часов, авиа-стюардам начинают начислять различные бонусы и премии. После 6 месяцев рабочего стажа заработная плата достигает 60000 рублей. Первоклассные бортпроводницы могут получать свыше 100000 рублей, оклад за 60 минут составляет примерно 4 тысячи р.

Как стать бортпроводницей: возможные перспективы

В данной профессии существует целая система должностей:

  1. Стюардесса III категории.
  2. Сотрудник II класса.
  3. Первоклассная стюардесса.
  4. Инструктор.
  5. Руководитель.

Многие из стюардесс достигают максимум I-го класса. Устроиться на работу – несложно, особенно если учиться в отделе компании. Основные требования сводятся к знанию нескольких языков (предпочтительно английского), притягательному внешнему виду, крепкому здоровью. При приеме на работу может учитываться даже размер одежды – необходим 45-й. В общем, стюардесса должна быть миловидной позитивной девушкой.

Перед тем как окончательно решить трудоустроиться, хорошо оцените все плюсы и минусы этой профессии. Если вы уже определились, звоните в авиакомпанию и спросите, как записаться на курсы. Кандидату придется много учиться и сдавать экзамены, но после прохождения он точно отправится в полет. Дерзайте!