Как найти людей которые занимаются группами самоубийц. Группы смерти. Как «киты» убивают детей

Так называемые "группы смерти", доводящие детей до самоубийства, теперь стали популярны в Украине.

В феврале резко выросло число поисковых запросов на тему "игр", финалом которых становится самоубийство. Украинская Киберполиция предупреждает, что во ВКонтакте такие сообщества ведут квалифицированные психологи, которые и склоняют детей к суициду.

Прошлой весной в России разгорелся скандал вокруг групп в соцсетях с суицидальной тематикой. На тот момент СМИ сообщили о самоубийствах 130 подростков, подписанных на такие паблики.

Корреспондент.net разбирался в масштабах угрозы для украинских детей.

Правила "игры"

По данным Киберполиции, администраторы суицидальных пабликов, такие, как "Киты плывут вверх", "Разбуди меня в 4.20", f57, f58, "Тихий дом", "Рина", "Няпока", "Море китов", "50 дней до моего...", часто сами находят депрессивных подростков.

Перед тем, как втянуть ребенка в квест модераторы изучают его личность и если тот имеет склонности к суициду, присылают ему задания.

Чаще всего они состоит в нанесении себе повреждений, к примеру, вырезать на своем теле кита или надпись, и все это должно сниматься на фото или видео.

Игра в синих китов

"Игра" длится 50 дней и должна закончиться самоубийством ребенка, которое также должно быть зафиксировано на видео. По данным полиции, записи затем продаются в Darknet.

В Украине первой официально зарегистрированной жертвой "групп смерти" стала 15-летняя Вилена, которая 6 декабря спрыгнув с 13-го этажа в Мариуполе.

Почему киты

Киты относятся к тому малому числу млекопитающих, которые могут добровольно совершить самоубийство. Эти животные ассоциируются у идеологов "групп смерти" со свободой, в том числе, с сознательным выбором уйти из жизни.

Подростки сравнивают себя с китами, которых отвергнул океан, под которым подразумевается общество, семья или близкий человек.

Согласно описаниям из "групп смерти", киты просыпаются или умирают в 4.20 утра. В это время подростки встают, чтобы получить новое задание.

С чего началось

Публикация вызвала резонанс как в медийной сфере, так и среди пользователей соцсетей. Многие СМИ провели собственные расследования и передали свои материалы в соответствующие органы.

Выяснилось, что после самоубийства девочки Рины поползи слухи о существовании мистической секты, выдающей участникам порядковые номера и призывающей к "самовыпилу". Утверждалось, что Рина стала первой жертвой секты.

После этого появилось множество пабликов, основной целью которых являлись не призывы к массовым самоубийствам или организация секты f35, а попытка привлечь больше подписчиков и прославиться на просторах сети, .

Как уберечь детей

Также должно насторожить такие хэштэги, как #домкитов, #морекитов, #млечныйпуть, #150звезд, #ff33, #d28, #хочувигру, #бегиилиумри и записи в аккаунте соцсетей цифр, начиная от 50 и менее, а также изображения китов, в особенности летающих, бабочек и единорогов.

Стоит также обратить внимание на использование в общении с друзьями фраз "разбуди меня в 4.20" и "я в игре".

Кроме того, киберполиция опубликовала список детей из Украины , которые являются участниками суицидальных групп, и рекомендации для родителей.

Проверять кожные покровы и если на них есть неестественные повреждения постараться выяснить причину их появления;

Проверить, в каких пабликах состоит ребенок;

Обратить внимание на круг общения;

Занять свободное время ребенка спортивными или творческими секциями;

Обязательно контролировать фото и видео в гаджетах.

Отметим, что самым важным для каждого ребенка является внимание родителей и забота. Необходимо как можно чаще говорить с ребенком о его проблемах и мыслях.

Так называемые "группы смерти", доводящие детей до самоубийства, теперь стали популярны в Украине.

В феврале резко выросло число поисковых запросов на тему "игр", финалом которых становится самоубийство. Украинская Киберполиция предупреждает, что во ВКонтакте такие сообщества ведут квалифицированные психологи, которые и склоняют детей к суициду.

Игра в синих китов

Прошлой весной в России разгорелся скандал вокруг групп в соцсетях с суицидальной тематикой. На тот момент СМИ сообщили о самоубийствах 130 подростков, подписанных на такие паблики.

Правила "игры"

По данным Киберполиции, администраторы суицидальных пабликов, такие, как "Киты плывут вверх", "Разбуди меня в 4.20", f57, f58, "Тихий дом", "Рина", "Няпока", "Море китов", "50 дней до моего…", часто сами находят депрессивных подростков.

Перед тем, как втянуть ребенка в квест модераторы изучают его личность и если тот имеет склонности к суициду, присылают ему задания.

Чаще всего они состоит в нанесении себе повреждений, к примеру, вырезать на своем теле кита или надпись, и все это должно сниматься на фото или видео.


Летающие киты — символ суицидальных пабликов

"Игра" длится 50 дней и должна закончиться самоубийством ребенка, которое также должно быть зафиксировано на видео. По данным полиции, записи затем продаются в Darknet.

В Украине первой официально зарегистрированной жертвой "групп смерти" стала 15-летняя Вилена, которая 6 декабря спрыгнув с 13-го этажа в Мариуполе.

Почему киты

Киты относятся к тому малому числу млекопитающих, которые могут добровольно совершить самоубийство. Эти животные ассоциируются у идеологов "групп смерти" со свободой, в том числе, с сознательным выбором уйти из жизни.

Подростки сравнивают себя с китами, которых отвергнул океан, под которым подразумевается общество, семья или близкий человек.

Согласно описаниям из "групп смерти", киты просыпаются или умирают в 4.20 утра. В это время подростки встают, чтобы получить новое задание.

С чего началось

Публикация вызвала резонанс как в медийной сфере, так и среди пользователей соцсетей. Многие СМИ провели собственные расследования и передали свои материалы в соответствующие органы.

Выяснилось, что после самоубийства девочки Рины поползи слухи о существовании мистической секты, выдающей участникам порядковые номера и призывающей к "самовыпилу". Утверждалось, что Рина стала первой жертвой секты.

После этого появилось множество пабликов, основной целью которых являлись не призывы к массовым самоубийствам или организация секты f35, а попытка привлечь больше подписчиков и прославиться на просторах сети.

Как уберечь детей

Также должно насторожить такие хэштэги, как #домкитов, #морекитов, #млечныйпуть, #150звезд, #ff33, #d28, #хочувигру, #бегиилиумри и записи в аккаунте соцсетей цифр, начиная от 50 и менее, а также изображения китов, в особенности летающих, бабочек и единорогов.

Стоит также обратить внимание на использование в общении с друзьями фраз "разбуди меня в 4.20" и "я в игре".


— проверять кожные покровы и если на них есть неестественные повреждения постараться выяснить причину их появления;

— проверить, в каких пабликах состоит ребенок;

— обратить внимание на круг общения;

— занять свободное время ребенка спортивными или творческими секциями;

— обязательно контролировать фото и видео в гаджетах.

Отметим, что самым важным для каждого ребенка является внимание родителей и забота. Необходимо как можно чаще говорить с ребенком о его проблемах и мыслях.

Детские самоубийства, связанные между собой, произошли в разных регионах России. Подростки состояли в группах смерти в соцсети «ВКонтакте», где их . В Подольске были спасены 10 таких детей. Почему подростки играют в опасные игры и как уберечь ребенка от беды, рассказала педагог-психолог центра психологической помощи «Юность» Екатерина Великанова.

Уязвимость подростков

Современные подростки отличаются от предыдущих поколений тем, что они более чувствительные, ранимые и уязвимые, поэтому для них так важно общение. При этом они не могут объяснить, что с ними происходит - им трудно подбирать слова, описывать свое состояние.

Многие родители считают, что у подростков нет права на любовь, и в столь юном возрасте ее быть не может. В одной семье 18-летний мальчик посмел влюбиться. Но мама ему сказала, что пока он сам не научится зарабатывать деньги, в этой жизни он ничего не решает. А решать, что ему делать, будет только она - мать. Его оградили от общения с девочкой, заблокировали телефон. В подобных ситуациях подростки не знают, к кому обратиться. Тогда в их жизни может возникнуть добрый дяденька из соцсети «ВКонтакте», так называемый куратор, который их выслушает и поймет, подскажет выход, а потом ребенок попадет под влияние групп смерти.

Чаще всего под такое влияние попадают девочки. Они рассказывают, что в таких группах с ними общаются, расспрашивают, что их беспокоит, как живут, окружают любовью и заботой, чего в обычной жизни им недостает. Возможно, с детьми общаются даже не люди, а боты - специальные программы, автоматически выполняющие какие-либо действия. К сожалению, часто такой суррогат становится заменой теплому общению родителей с детьми, которые интересуются только тем, поел ли ребенок и какую отметку в школе получил.

Опасные группы

Первоначально в названиях групп смертников присутствовало слово «кит», оно и стало общеупотребительным при упоминании темы. Чаще всего мы слышим «синий кит», были еще «белый кит», «море китов», «киты умирают в луже бензина». Сейчас страницы почистили, а раньше в группах выкладывали много психоделической музыки, суицидные картинки с надписями, которые обесценивают жизнь. Были видео-лайфхаки, например, как справиться с ЕГЭ, которые заканчивались рассказом, как правильно сделать петлю. Готовые рецепты, что и в каком количестве принять, чтобы уход из жизни был не таким болезненным.

Сейчас такие группы могут маскироваться под группы для депрессивных подростков, или грустненьких. Пишут, что не пропагандируют жестокие игры. Тем не менее, игра ведется, но уже, как правило, в закрытых сообществах, куда взрослым доступа нет.

В то же время появились группы антикитов - «дельфины». Они ищут детей, которые играют, выискивают кураторов и сообщают об этом в правоохранительные органы. Взрослых в этих группах тоже не особенно ждут и далеко не всех принимают.

Чтобы стать своим, вступить в группу, подросток должен оставить заявку, начать игру. Как правило, это какой-то хештег с надписью, например, «хочу в игру» или «ищу куратора», «жду инструкций» или «разбуди меня в 4:20 утра». Это некий пароль, который говорит о согласии ребенка вступить в игру. Почему именно 4:20 утра? Скорее всего, потому, что это то время, когда легче всего воздействовать на психику. Длительная депривация сна, если человек регулярно не высыпается, приводит к состоянию агрессии, которая может направляться как вовне, так и на себя. Человек теряет чувство реальности, ему кажется, что это происходит не с ним. Как будто бы он уже ничего не может контролировать и от него мало что зависит. В таком состоянии он более восприимчив и подвержен влиянию кураторов этих групп.

Папа одной из девочек, которая прыгнула с крыши и состояла в этих группах, говорил, что она всегда ложилась вовремя, был уверен, что она спит достаточное количество времени. Но утром подросток вставал разбитым, уставшим, пропускал школу, снижалась успеваемость, росло недовольство собой и жизнью, развивалась депрессия. Когда заглянули в ее переписку «ВКонтакте», оказалось, что каждое утро в 4:20 она находилась онлайн примерно до 6-7 часов утра.

Обратный отсчет и угрозы

Участникам группы могут объявить обратный отсчет, как правило, это 50 дней, которые даются до совершения самоубийства. Каждый день ребенок получает новое задание от куратора. Участникам групп «китов» предлагали вырезать на руке кита или какой-то след. Причем те, кто это делал, особенно не скрывали такие следы, наоборот, дети этим хвалились и становились героями в школе. Одна девочка, на которую вышли психологи, выполняла задания и рассказывала об этом одноклассникам, те своим друзьям, гудела вся школа. Она дошла до 28 задания - убить кошку и прислать фотографию куратору. Кошку она убивать не стала, скачала фотографию в сети Интернет и отправила. На этом этапе с ней стали работать и помогли выйти из игры. Позже выяснилось, что у девочки дома постоянно ругались родители. Это и послужило причиной вступления в группу.

Задания содержат элемент опасности - перебежать дорогу перед приближающимся автомобилем, простоять на краю крыши, балансируя, около четырех минут, сфотографироваться у рельсов возле железной дороги с плакатом и специальной надписью. Последнее задание - это самоубийство. Если ребенок отказывается его выполнить, то ему начинают угрожать. Пишут, что если ты этого не сделаешь, мы убьем твою семью, в доказательство присылают его домашний адрес. Ребенок думает, что за ним следят, знают, где он находится. На самом деле до этого он выполнил одно из заданий - перешел по ссылке на сайт, который автоматически определил его местонахождение. Подростки же верят, что действительно к ним может кто-то прийти и что-то сделать, поэтому у них появляется благородная мотивация спасти семью, пожертвовав собой, и они выполняют эти задания.

Почему выбирают игры с плохим финалом?

Как-то по заданию куратора три девочки из Подольска поехали в Царицыно прыгать с крыши.

«Когда я спросила, почему именно туда, они ответили, чтобы их дольше не нашли. Но на самом деле они выбрали этот длинный путь для того, чтобы взрослые, наоборот, обратили на них внимание и не дали им сделать задуманное. Они не дошли до крыши - посидели сначала в метро, потом в кафе, затем в подъезде. Плакали, переписывались - ждали, что их найдут. Поэтому и предсмертные записки оставили у себя на страничках в соцсети», - рассказала психолог.

Она добавила, что не все они состояли в «китах», а само решение уйти из жизни приняли давно, так как у них очень тяжелая ситуация в семье. В настоящее время девочки из Подольска проходят реабилитацию у психолога. Работать нужно и с их родителями.

Мама одной из девочек на допросе в Следственном комитете называла свою дочь «пятнадцатилетняя кобыла», утверждая, что это все от безделья и ребенка надо пороть. Собиралась отправить дочь в деревню, чтобы та поняла, что к чему. Когда психолог сказал ей, что девочке нужна поддержка, она ответила, что поддержка нужна ей, иначе она сама спрыгнет с крыши.

Еще одна девочка, которая состояла в «китах», призналась, что у нее ничего не ладится - ни с мамой, ни с друзьями, была ситуация в гипермаркете, за которую ей стыдно, - она выпрашивала деньги. Она сказала, что «киты» ни при чем, а состояла она там только потому, что было интересно, ее там слушали и слышали.

Практически все, кому требуется помощь, одним из главных депрессивных факторов называют боязнь ЕГЭ. Очень часто учителя запугивают детей, не дают им выбирать предметы, которые те хотят, лишают их веры в себя и свои силы. Подростки иногда действительно смертельно боятся этого экзамена.

Так как подростки чувствительные и ранимые, для них много факторов риска не только в Интернете, но и в жизни. Например, «дети 404». Ошибка 404 на компьютерном сленге означает, что страничка не найдена, не существует. «Дети 404» - это те, у кого нетрадиционная или неустоявшаяся сексуальная ориентация. Таких детей очень много, несмотря на то, что тема табуирована, об этом не говорят. Попытки суицида у этих детей происходят из-за того, что их не принимают такими ни родители, ни общество.

В «китов» начинают играть девочки, которые страдают от внушаемых стереотипов общества. Например, что девочка должна быть маленькой и стройной. А если она не такая? Очень часто сами родители провоцируют неприятие детьми самих себя. Например, спрашивают, как она могла с такой попой надеть обтягивающие джинсы. Родители считают, что лучше дочь услышит от них, что она толстая, чем ей скажут об этом другие. Неприятие себя может спровоцировать прямой или отложенный суицид. Для начала это способно привести к расстройству пищевого поведения, анорексии, а затем смерти. Больной анорексией не принимает себя таким, какой он есть, хочет, чтобы его тело стало меньше. На третьей стадии происходят необратимые процессы, когда организм начинает переваривать сам себя. Если психолог или психотерапевт на первой и второй стадии могут помочь, то потом уже нет.

Еще подростки боятся взрослеть, и виной этому взрослые, которые постоянно жалуются, как им тяжело жить. Ребенок начинает воспринимать мир как филиал ада, не понимает, ради чего нужно продолжать учиться и жить, потом приходит к мысли или его подталкивают, что нужно самому уйти из этого мира. Одними из переломных моментов у таких детей являются совершеннолетие и получение паспорта, тогда за ними нужно следить особенно внимательно. Такие дети иногда говорят, что даже 50 дней не стали бы ждать, если бы не помощь психолога.

Когда бить тревогу и что делать

Как правило, самоубийству предшествует ссора со значимыми для подростков взрослыми - родителями, учителями. Это может быть несчастная любовь, травля в школе. Трагическому финалу предшествуют дни, недели, а может быть, месяцы метаний, душевных страданий, надрыва, слез, когда человек сидит один или, наоборот, не может остаться один. Произносит фразы «Я во всем виноват», задает вопросы: «Мама, что бы ты делала, если бы меня не стало?», «Мама, что ты будешь делать, когда меня не станет?». Внимательные родители просто не могут не заметить таких особенностей в поведении. В этом случае родители не должны становиться тиранами: не нужно заставлять ребенка показывать переписку в соцсетях со всеми и обо всем. На самом деле это приводит к тому, что дети замыкаются в себе и создают множество фейковых страниц, на которых пускаются во все тяжкие в ответ на насилие к их личности.

Был случай, когда мама увидела на стене плакат, на котором был изображен кит, и потащила свою девочку к психологу на следующее же утро. Выяснилось, что девочка действительно нарисовала кита, так как готовилась к проекту по экологии. Мама же долго требовала от нее признания, что та состоит в «китах». Дочка призналась психологу, что после такого давления и недоверия ей хотелось закрыться в комнате и больше не общаться с мамой вообще.

Тотальный контроль, слежка за детьми очень плохо влияют на отношения с ними. Вместо того, чтобы интересоваться внутренним миром и проблемами ребенка, родители отслеживают внешние проявления «преступлений». Чем активнее родители будут контролировать детей, тем сильнее у них будет желание уйти, обмануть, обыграть их в игру в сыщика и преступника. Родителям лучше стараться проводить как можно больше времени с детьми. Например, вместе купить что-то, поиграть в «Монополию», погулять, поиграть, не говоря при этом об оценках. Хорошие отношения - это более крепкий трос, чем тотальный контроль и слежка. Клубы, досуговые учреждения также могут помочь создать интересный мир ребенку, найти общие интересы между разными поколениями. Главное, помогать друг другу, а не делать отношения в семье формальными и бездушными и по любому поводу конфликтовать.

В четверг, 19 мая корреспондент «Ленты.ру» пригласил в редакцию администратора сообщества «Море Китов». В разговоре с изданием он рассказал о причинах популярности «групп смерти», попытках помочь депрессивным подросткам и борьбе с массовой пропагандой суицида. Кроме того, «Море Китов» поделился с «Лентой.ру» фактами, свидетельствующими об угрозах со стороны журналистов «Новой газеты»: те утверждали, что «Новая» напрямую сотрудничает с ФСБ, запугивали «Море» рассказами об аресте одного из администраторов сообществ f57 Филиппа Лиса и попытках ФСБ обвинить «Море Китов» в организации преступного сообщества (статья 210 УК РФ). Журналисты также обещали «Морю Китов» защиту и адвоката в обмен на интервью. «Лента.ру» публикует монолог «Моря Китов».

О первых постах, создании страницы под именем «Море Китов» и одноименной группы

Я создал страницу «Море Китов» 28 ноября, но тогда я ничего не знал о произошедшем 23 ноября самоубийстве Рины Паленковой.

В конце ноября 2015 года Рина Паленкова покончила жизнь самоубийством. Ее смерть породила множество версий среди пользователей «ВКонтакте». Новость о трагедии запостили в группу f57, автор записи отмечал, что Рина стала первой жертвой зловещей секты f57, цель которой - доведение подростков до самоубийства. Утверждалось, что размещенное в группе видео может подтолкнуть подростков к суициду. В посте говорилось, что ей присвоен порядковый номер 1. Скорее всего, запись опубликовал администратор сообщества, решивший таким образом дополнительно увеличить аудиторию.

Свой первый пост я вообще написал еще в начале ноября со своей настоящей страницы, там была фотография с китом и текстом о смысле жизни. Грубо говоря, я пытался сказать, что не стоит зацикливаться на негативном, надо пережить это и жить дальше. Написал его, пока сам был в депрессии. Осенью у меня умер близкий человек, маме с сестрой пришлось ходить по нотариусам и тратить кучу денег, а работу она найти не могла. Я же ухаживал за своим дедом-инвалидом. Ну и еще поссорился с девушкой. Это все и вдохновило меня на пост. Первоначально я выложил его в группу «Типичный Краснодар».

Но потом я подумал, что мне нужна аудитория, которой мои мысли будут действительно интересны. И когда я узнал о смерти Рины и увидел сотни пабликов о суициде, то понял, что вот он, мой шанс. Все репостили ее последнюю запись, она стала настоящей звездой. Я зашел на ее страницу и начал вникать в тему. Окончательно понял, что смогу привлечь аудиторию, когда увидел кучу расследований пользователей об истинных причинах ее смерти. Все говорили, что она первая жертва мистической секты f57. В одноименной группе до этого выложили видео со странной музыкой, космосом и Сатурном, после просмотра которого Рина якобы и покончила с собой. Сама Рина была на эту группу подписана и даже что-то там комментировала.

Тут же возникли сотни фейковых сообществ по теме суицидов и f57. Я закинул другой свой пост в предложенные записи одной из таких суицидальных групп, сейчас ее уже удалили. Этот пост собрал сотни лайков, и я закинул еще пару постов.

Затем 28 ноября 2015 года я создал страницу под именем «Море Китов», чтобы писать эти посты у себя на странице, а затем точно так же кидать эти записи в предложенные публикации суицидальных групп. Я скачал видео с Сатурном через программу VK opt, позволяющую скачать и залить любое видео во «ВКонтакте» без указания автора и с запретом возможности репостить и добавлять его себе. Я закидывал его во всех группах и утверждал, что я и есть админ оригинальной f57.

Ко мне в друзья начали добавляться люди, думающие, что я админ. А я закинул видео и в несколько групп с расследованиями об f57 и смерти Рины. Но вскоре из-за высокой активности и сцен насилия оригинальную f57 забанили, но я в тот же день нашел качественное фейковое сообщество. Оно называлось f75. Там рассказали о смерти Рины из-за просмотра того видео.


Там же выложили пост с новостью о том, что какой-то парень бросился под поезд. Такие записи появлялись постоянно, была группа «Мертвые новости», где ежедневно публиковали известия о самоубийствах взрослых и детей.


При этом в f75 утверждали, что парень тоже смотрел видео с Сатурном. Он стал жертвой номер два. Я репостнул эту запись и написал «номер два», чтобы все думали, что я админ. Параллельно я мониторил все новости и добавлял всех желающих в друзья. Потом появилось сообщение об еще одной жертве, я репостнул и написал «номер три».

Таким образом я подхватывал эти новости и постил у себя на странице «Море Китов». В один момент какой-то парень по имени Марк выложил фотографии у окна и очень долго не появлялся онлайн. Все подумали, что он четвертая жертва. Я так и написал.


Он зашел в онлайн часов через десять, снял видео, рассказал, что жив. Я удалил его запись и все остальные записи о жертвах со своей страницы.

Потом я узнал про сайт с таймером, там на фоне была та самая картинка «ОНО» из f57, а дата отсчета стояла на 8 декабря. Причем там еще была карта Москвы. Пошли слухи, что в этот день будут массовые суициды или теракты. Я решил создать группу и чтобы завлечь туда людей, написал мистические посты.


В итоге группа «Море Китов» запустилась 4 декабря 2015 года. Мне тут же написала куча народу, в том числе Александра Медведева, диванный расследователь. Из скриншота переписки с ней и построили версию, что я призывал подписчиков к суициду. На самом деле они меня ловили на живца. Хотели выяснить, действительно ли я такой злодей, ведь я изображал из себя создателя оригинальной f57 и всей секты. К тому же мне писали сотни людей, и я очень устал. Писал ей «на отвали». Конечно, она не совершила никакого самоубийства и до сих пор жива.

В обсуждении я написал «выбирайте себе номера и выкладывайте свои последние фотографии, как Рина». Все начали писать, но многие тут же принялись троллить, брали номера 1488, 228. На утро я планировал плавно сменить тематику и начать объяснять, что никакой секты не существует, а смертей не было. Но группу заблокировали той же ночью за пропаганду суицида. И пришлось создавать новую.

О создании новой группы

Я создал новую группу, назвал ее Familiam (это видно по аватару группы - прим. «Ленты.ру» ) предложил всем в нее добавиться. При этом моей целью была исключительно помощь подросткам, я никогда не вел сторонних групп, не имел других аккаунтов «ВКонтакте» и не преследовал цели заработать или лично распиариться на всей этой истории. Я специально подчеркиваю это для всех, кто пытается обвинить меня в пропаганде суицидов. При этом я хотел сохранить полную анонимность, но мне это не удалось.

Позже я переименовал ее в «Море Китов».


Попытался писать жизнеутверждающие посты, немного рассказал о себе и своих проблемах.

Я специально написал первый пост за сутки до 8 декабря, предполагаемой даты массового суицида. Я пытался собрать в одной группе всех одиноких подростков, ведь тогда среди них установилось бы взаимопонимание и поддержка. «Я смогу разобрать проблемы каждого, буду отвечать и помогать. Мы будем как семья, отсюда и название Familiam». Мне тут же начали писать десятки пользователей - «китов».

Что произошло 8 декабря

В день массового «самовыпила» началась настоящая дичь. К тому времени во «ВКонтакте» было более 30 суицидальных групп с тематикой как у f57. Я не очень следил за тем, кто и как их создает. Я по-прежнему помогал всем, даже специально взял себе девушку-администратора, чтобы она тоже переписывалась с «китами».

Суицидальные игры, «группы смерти» и обряды инициации: психоаналитик Артём Баранов рассказывает о причинах детских самоубийств и объясняет, почему подростки выбирают игры, где ставка — жизнь, откуда у них такой интерес к экзистенциальным вопросам, какую роль во всём этом играет система образования и почему взрослые должны перестать бояться разговаривать с детьми на сложные темы.

В последнее время снова всколыхнулась «детская тема» из-за так как называемых «групп смерти» и «суицидальных игр» Например, нашумевшей игры «Синий кит». . Основные проблемы, связанные с ней, сводятся к обсуждению все новых форм «стерилизации детства». Иначе говоря, проблема обсуждается в терминах «чего бы еще такого придумать, дабы оградить детей от окружающего их ужасного и злого мира?»

Однако истоки проблемы следует искать, исходя из идеи целостного подхода к ребенку, в том числе рассматривая систему образования и воспитания.

В первую очередь необходимо обратиться к такой важной особенности человеческого организма, которая была обнаружена только в XX в. сразу несколькими исследователями, а именно: человек — существо «преждевременно рожденное», и ни одному животному на нашей планете не требуется столько времени, чтобы стать самостоятельным. Общество как социальная организация берет на себя обязательства по «донашиванию» человеческого детеныша до более-менее «автономной жизни». Логично предположить, что общество заинтересовано, чтобы подготовить индивида ко взрослой жизни как можно быстрее.

Но парадокс заключается в том, что система образования последние сто-двести лет организована так, что только увеличивает разрыв между детством и взрослостью, при этом предъявляя к ребенку повышенные требования, императивы, формируя представления о том, каким он должен быть. Это, в свою очередь, помещает ребенка в зону иррациональности, абстрактных понятий, противоречий и мифов. В школах с детьми очень боятся разговаривать на тему смерти, которая носит вполне конкретный характер. Учителя литературы, кажется, должны одними из первых рассказывать об этом опыте, проходящем красной нитью буквально с 5-го класса, начиная с пресловутого тургеневского «Му-му», через всю литературу. Но нет! Как только разговор касается темы смерти, «наследники Песталоцци» проявляют «страусиную политику», открещиваясь тем, что мол, детям такое рано, показывая тем самым, что неуверенно ориентируются в данном дискурсе и сводят свою роль зачастую до примитивных морализаторов или «натаскивателей» для успешной сдачи ЕГЭ. К сожалению, необходимо признаться, что система школьного образования совершенно не готова к разговору с современным «юным субъектом». А вот дети, они-то как раз вполне себе задаются этими вопросами, только обсудить их совсем не с кем, никто не может помочь внести ясность в довольно сложную и актуальную для них проблему. Педагоги оказываются не готовы, школьные психологи настроены в духе господствующей идеологии потребления, счастья и позитива, поэтому сами сторонятся «экзистенциальных вопросов», а к профессиональным психотерапевтам и психоаналитикам детей ведут, лишь когда совсем все плохо, и то, надо заметить, не всегда.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Таким образом образование пытается уберечь детей от «проклятых вопросов», но на самом деле не спасает от глобального конфликта между детской и взрослой жизнью. Поэтому дети выбирают игры, где ставка — жизнь, то есть то, что не относится к их миру, то, что отчуждено от их опыта. И такая игра — это попытка приобщиться к опыту взрослых, который обладает более сложной организацией, включающий в себя одновременно легкомысленные и серьёзные понятия. «Суицидальная игра» — это своего рода месседж ко взрослому миру, который можно расшифровать следующим образом: «Взрослый, не бойся говорить с нами о смерти. Видишь, она не так страшна, как тебе кажется. Поговори с нами о ней, и ты сам станешь легче относится к ней, лучше узнаешь ее». Однако выходит, что взрослый мир боится смерти больше детей и за свой страх платит жертвами детского суицида.

Стоит обратить внимание на еще одну важную деталь. Происхождение подобных игр связано с вытесненными из нашей культуры обрядами инициации, которые у древних народов проходили все ровесники современных детей, играющих со смертью. Практически в каждом таком обряде присутствовала смерть, а проходивший обряд инициации часто подвергался смертельным испытаниям. Можно привести в пример американские племена, в которых одноплеменники прогоняли испытуемых по всей территории, побивая палками и крича: «Ты должен умереть», «Тебя сейчас убьют». Загоняли в хижину с муравейниками, в которой посвящаемые должны были провести иногда несколько дней, после чего их выгоняли за пределы племени для одиночной жизни в лесной хижине или в земляной яме. Таких примеров существует очень много. После подобного посвящения подростки возвращались в племя заново родившимися, в некоторых традициях шаманы давали им особое зелье, которое было способно буквально стирать память, то есть таким образом окончательно предавали забвению весь прежний опыт. Молодые люди умирали и рождались заново для уже совсем другой жизни.

Современному подростку недоступен подобный радикальный акт перерождения, однако сама проблема периода перерождения, когда в ребёнке умирает инфантильность и рождается взрослый ответственный человек, не может исчезнуть, поэтому она замещается «игрой со смертью» — универсальной, не опосредованной никакими традициями. «Юный субъект» попадает в познавательный вакуум, у него нет представления, каким образом можно инициироваться, через какое посвящение можно получить доступ ко взрослой жизни. Чем меньше реальных знаний и практики ответственности, характерной для взрослого, тем больше риск вовлечения в подобные инфантильные игры, тем больше риск того, что ребенок совершит только первый акт этого действия — покончит со своим детством, так как ответа, как стать взрослым, у него нет.

Современность не только вытеснила обряды инициации, она вытесняет любую сверхподвижность ребенка, а его высокую активность трактует как отклонение от нормы, что непременно нужно исправить. Девятикратного олимпийского чемпиона по спринту Усэйна Болта мать в детстве хотела отвести к психиатру именно в связи с его гиперактивностью, но вовремя одумалась и отдала в секцию легкой атлетики. Сейчас мы в значительно меньшей степени видим тех «сорвиголов», которые бросаются в исследовательские авантюры, мы почти не видим маргинальных подростков с активной революционной и максималисткой позицией, современные дети больше склонны к прострации. В школах и колледжах они, бывает, с трудом выполняют положенное, а любое дополнительное усилие вызывает у них раздражение. Большинство из них не предпринимает никаких попыток хоть как-то исследовать вопрос о смысле своего существования, так как окружающие равнодушны к ним. Мне, например, приходилось иметь дело с завучем по воспитательной работе одного учебного заведения, которая при любом самом мало-мальском конфликте между учащимися призывала их писать друг на друга заявления в полицию, полностью ликвидируя свою роль и ответственность. Ей было невдомек: то, что внешне проявляется как ненависть, — это попытка подростков договориться, возможно, даже признаться в любви. Это приводит к утрате желаний, которые способны стать катализатором рационального или иррационального (здесь это не так важно) жизненного проекта. Для того чтобы начать думать о таком проекте, необходимо вообразить себе смерть, вообразить свое самоубийство, его последствия для Другого, тем самым переконструировав собственные идеалы, дав вовлечь себя в новую жизнь. Однако, когда окружающие встречают холодным равнодушием, желанием к стерилизации любой активности (пусть даже несколько тревожной), отключением внимания от всей истинной подростковой проблематики — воображаемое самоубийство вполне логично перетекает в желание его совершить.