Где находится большой дворец. Большой петергофский дворец. Дворец в XIX-XX столетиях

В 2015 году государственному музею-заповеднику «Большой Петергофский дворец» исполнилось ни много ни мало – 300 лет. Три столетия назад своим указом Петр I подписал Петергофу «приговор» исторического значения: именно здесь заложили Верхние палаты – будущий Большой дворец.

В XXI столетии потомки решили не осрамиться перед Петровой памятью, и в течение юбилейного года посетители должны были по достоинству оценить старания устроителей: юбилейные выставки, научно-практическая конференция, обновленная «ольгинская» коллекция, выставка рисунков Петра Алексеевича – и это еще неполный перечень мероприятий, подготовленных к отмечаемой дате.

Большой дворец по праву считается самым красивым дворцом Европы. К тому же занимает не последние позиции в числе самых крупных памятников XVIII столетия и находится под надежной охраной ЮНЕСКО.

Прежде чем судить, это надо видеть

Петергофский красавец – «приверженец» линейной симметрии: 300 м главного фасада его барочной композиции обращено на Финский залив.

Террасу дворца оборудовали площадкой с балюстрадой, и с нее было приятно любоваться видом на Морской канал и Большой каскад. Последний выполнял роль парадной дворцовой лестницы.

Все было детально продумано, гениальная идея более, чем удачно воплощена в жизнь, а сам дворец настолько органично вписывался в окружающий вид, что Жан-Батист Леблон – главный архитектор Санкт-Петербурга – в свое время выразил отношение к сему чуду: «...это такие вещи, которые надо видеть, чтобы судить об их красоте».

Мы строили-строили и… перестраивали-перестраивали

Вся эта красота возводилась в несколько этапов. Первый припал на 1710 год: Иоганн Браунштейн начал возводить Верхние (Нагорные) палаты, но не учел особенности местных почв – палаты дали усадку и покрылись трещинами. Через 6 лет в Петергоф на помощь приехал Жан-Батист Леблон, который составил план переделок: укрепление фундамента, постройка подземного акведука для отвода грунтовых вод, полное изменение планировки и интерьерного дизайна. Сторонник светлого пространства, архитектор в первую очередь занялся увеличением оконных и дверных проемов, а также расширением площади балкона Итальянского салона – Леблону хотелось, чтобы одновременно там могло находиться достаточно много людей.

Грандиозные планы зодчего после его смерти продолжил Николо Микетти – он придал дворцу завершенный вид, достроив по бокам галереи.

Императрица Елизавета Петровна, став на престол, занялась переустройством дворца. Ей хотелось перемен, а тут – целый дворец ждал ее хозяйской руки. Масштабы были еще те! Архитектору Растрелли поручили разработать новые чертежи здания, к чему он и приступил в 1745 году. Центр Большого дворца был не тронут – все осталось, как при Петре, а вот боковые галереи дополнили величавыми Церковным и Гербовым корпусами.

Также пристроили и корпуса-ризалиты, изменившие плоскость фасада. Украшением западного корпуса стала Парадная лестница и Светлая галерея. Эта галерея получила еще одно название – Танцевальный зал. Он был самым изысканным помещением в Большом дворце.

Вдобавок ко всему Растрелли оформил интерьеры помещения с особой тщательностью, превратив дворцовые залы в утонченные, изящные парадные комнаты. Все здесь дышало роскошью и пышностью: подвесные «зеркальные» своды, плафонная живопись, сплошная позолота, обилие зеркал, настенная роспись – они придавали ощущение нескончаемого праздника. Для полного оформления понадобилось 9 лет, на протяжении которых не прекращались дворцовые пышные торжества. Дочь Петра, стоит отметить, знала толк в организации подобных мероприятий.

Но пришел 1762 год, а с ним – и время правления Екатерины II . Место уже неугодного Растрелли занял новый фаворит – Жан-Батист Валлен-Деламот, который переделал две дворцовые комнаты. Для них он подобрал модный тогда китайский стиль.

Еще один императорский архитектор Юрий Фельтен переоборудовал некоторые парадные залы – Аванзал, Тронный зал и столовую. На этом крупные переделки Большого дворца прекратились.

Роскошь, вмещенная в 30 залов

Большой дворец по праву мог гордиться количеством своих залов: их насчитывалось до 30 штук. Все главные помещения располагались строго по «дворцовому регламенту» – на втором этаже.

Чесменский зал, например, служил своеобразным залом ожидания начала церемониала. Прототипом Петергофского Танцевального зала служила зеркальная галерея Версаля. Особенностью таких помещений были фальшивые зеркальные окна-обманки. Тронный зал являлся наибольшим по площади залом 330 кв. м дворца предназначались для официальных приемов, балов и концертов. Звание старейшего дворцового помещения носил Картинный зал. Кроме того, изначально он был и наиболее крупным парадным помещением.

Парадные комнаты Собственной половины включали в себя личные императорские кабинеты, спальни, салоны и туалетные. Доступ сюда имели лишь лица приближенные.

Небольшая Куропаточная гостиная, названная так за изображения куропаток на драгоценном шелке, до наших дней сохранила отдельные элементы дорогой обивки на одной из стен, в оконных драпировках и в нише.

Уникальным являлся и Дубовый кабинет: он единственное помещение дворца, которое и в XXI веке может похвастаться полностью сохраненным оформлением времен эпохи Петра. В кабинете имеются и некоторые личные вещи царя, в числе которых – его дорожные часы.

Цари – со дворцом, архитектор – с носом

Если смотреть на Большой дворец из Верхнего либо Нижнего парков, то кажется, что здание огромно. Но это обманчивое впечатление: на самом деле дворец более узкий и не таких внушительных размеров, как представляется.

Особый интерес во дворце являла Голубая приемная: к парадным залам она не относилась, а выступала в роли секретарской. Особенностью приемной было ведение там «поденных журналов», в которых фиксировали все события в жизни Большого дворца.

По преданию, дочь Петра, Елизавета, специально приказала Растрелли украсить Танцевальный зал особым образом – побогаче, с позолотой. Ведь основным назначением зала был прием именитых купцов, падких до благородного металла.

Великий Растрелли, создав восхитительный дворец, который являлся парадной царской резиденцией и, возможно, превосходящий по красоте, пышности и шику даже Версальский шедевр, не заслужил достойного вознаграждения. Елизавета Петровна была очень довольна работой архитектора, но не заплатила ему ни гроша.

В петровские времена Большой дворец был сосредоточением официальной летней жизни России: в его стенах поднимались важные государственные вопросы, а залы принимали знатных гостей, спешащих на балы и маскарады.

Даже спустя 300 лет после строительства, изумительный Петергофский Большой дворец поражает своим великолепием и роскошью.

Петергоф. Вид с высоты птичьего полета.

На южном берегу Финского залива над водным торжеством фонтанов великолепного дворцово-паркового ансамбля Петергофа главенствует Большой дворец, архитектура которого свидетельствует о мощном расцвете в середине XVIII столетия гения Растрелли.

Нынешний облик комплекса сформировался не сразу, и в его становлении можно отметить несколько периодов. Первый начался весной 1714 года, когда Петр I задумал построить на вершине 15-метрового берегового уступа Верхние палаты в виде двухэтажного здания с двумя ризалитами и центральной частью, выделенной фронтоном. За два года под руководством архитектора И. Ф. Браунштейна были заложены основы планировок Нижнего парка и Верхнего сада, прорыт Большой канал, возведены Большой грот и средняя часть Монплезира.

Второй этап (с 1716 по 1719 год) связан с именем французского архитектора Ж. Б. Леблона, заставшего уже сложившуюся композицию ансамбля. Он укрепил фундамент Верхних палат и соорудил подземный акведук для отведения грунтовых вод, а скромные фасады и интерьеры переделал, придав палатам облик небольшого парадного дворца. Зодчий изменил центральную часть здания: в центре первого этажа появился обширный сквозной вестибюль с колоннами и мраморным полом; в Итальянском салоне, самом большом помещении дворца, увеличились размеры дверей и окон; на каждом фасаде было устроено по три парадных входа; балкон на консолях был увеличен. В 1717 году Леблон разработал «Водяной план», включавший проект водоснабжения Большого каскада и обширную программу убранства Нижнего парка и Верхнего сада фонтанами. После пожара в январе 1721 года восстановление интерьеров совпало с началом перестройки палат по чертежам архитектора Н. Микетти, который руководил всеми работами по созданию крупнейших фонтанных сооружений комплекса в 1719-1723 годах. Использовав в проекте основу композиционного решения дворца Монплезир, он пристроил к Верхним палатам два симметричных флигеля, связав их с центральной частью здания галереями с аркадами.

Вид на Большой канал.

В память о Чесменском сражении в Эгейском море, в котором российский флот одержал победу и переломил тем самым ход Русско-турецкой войны, Екатерина II заказала немецкому художнику Я. Ф. Гаккерту серию картин «Сожжение турецкого флота в ночь на 26 июня 1770 года». Для того чтобы мастер мог достоверно изобразить взрыв и пожар на корабле, на рейде в Ливорно в присутствии многотысячной толпы зевак был взорван и потоплен старый 60-пушечный фрегат «Святая Варвара».

Эти картины украсили Чесменский зал Большого дворца в Петергофе

Дворец со стороны Финского залива

Наличник окна

Впервые прием в новом Большом дворце Петергофа Елизавета Петровна устроила 15 июня 1752 года. Присутствовавшие на нем придворные и гости были в восторге от великолепия архитектуры и роскошного внутреннего убранства дворца

Вид на дворцовую церковь со стороны Большого каскада

После смерти Петра I и переезда в 1726 году императорского двора в Москву в Петергофе наступило строительное затишье, затянувшееся на пять лет. Возвращение в 1730 году в Петербург правительственных учреждений вернуло Петергофу значение главной загородной резиденции, что ознаменовало начало новых работ. В Верхнем саду было устроено пять фонтанов по проектам Растрелли с золочеными свинцовыми скульптурами и орнаментами, исполненными по моделям отца архитектора. Мастер установил в разных местах парка несколько трельяжей разного вида, богато отделанных скульптурой. Новые фонтаны и разнообразное тре-льяжное убранство придали Верхнему саду такой же парадный вид, какой уже имел Нижний парк.

К 1740-м годам назрела необходимость расширения Верхних палат - дворец петровского времени ни по своим размерам, ни по архитектуре не удовлетворял требованиям и вкусам елизаветинского двора. В декабре 1745 года Елизавета Петровна приказала Растрелли «по обе стороны Больших палат на галереях сделать деревянные апартаменты с пристойными покоями». Разработанный им проект надстроек галерей не был осуществлен из-за сомнений в чертежах самого автора. В апреле 1747 года был утвержден другой проект и началась подготовка к работам. Императрица хотела иметь загородную резиденцию для пышных приемов и парадных церемоний, по красоте и инженерным решениям не уступавшую знаменитому Версалю. Типичной чертой этого ансамбля, в котором получили дальнейшее развитие художественные особенности, наметившиеся в архитектуре петровского времени, было строго регулярное построение плана. Вся композиция подчинялась главенству центральной оси, она определялась положением основного дворцового здания.

Трельяж - деревянная или металлическая конструкция (решетка). Играет роль опоры для вьющихся растений, обеспечивает в садово-парковом ансамбле сквозное разделение пространства, направление переходов, а также служит рамкой для организации висты - узкой перспективы, направленной к выдающемуся объекту ландшафта.

Дворцовая церковь

Аудиенц-зал.

Дворец стали отстраивать в 1749-1751 годах в стиле зрелого барокко с невиданными прежде размахом и роскошью. Под руководством Растрелли трудились архитекторы Н. Жирар, Я. Дмитриев, И. Казаков и многочисленные мастера-строители. Переделка здания началась с разборки каменных флигелей и галерей, возведенных Н. Микетти. Длина и высота сооружения были увеличены, что сделало его более монументальным и парадным. Длина обращенного к морю фасада составила 268 метров (противоположный формируется из основного объема строения и двух перпендикулярных ему флигелей, поэтому никогда не измеряется), при этом ширина была не очень большой. Здание имело около 30 помещений. Старые петровские палаты были включены в центральный трехэтажный корпус вновь возводившегося Большого дворца. Появились боковые флигели: восточный - «Церковный» и западный - «Под гербом». Каждый из них, принадлежа единому целому, представлял собой традиционный в русской архитектуре кубический объем со сложно разработанной венчающей частью.

Особенность Танцевального зала - зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен. Множество зеркал создают эффект многократно увеличенного пространства

Голубой кабинет.

Вчерне - обозначение этапа строительства, на котором готовы принципиальные конструкции здания и возможна дальнейшая отделка и декоративное оформление фасадов и интерьеров.

В этом отразилось внимательное изучение и творческое развитие Растрелли художественных традиций и композиционных приемов русской допетровской архитектуры. Флигели соединялись с центральным корпусом одноэтажными галереями, образовывавшими на втором этаже открытые террасы.

Со стороны Верхнего сада здание дворца напоминало по конфигурации растянутую букву «П». В композиции сооружения четко выделялись отдельные взаимосвязанные объемы, ритмически нарастающие к центру. Это придавало зданию особую пластическую выразительность и величавость. В облике дворца значительную роль играли высокая фигурная кровля, завершение кровли в виде золоченой вазы сложной конфигурации и особенно золоченые купола с разнообразным рельефным декором. Отделка фасадов отличалась сдержанностью, хотя в ней использовались всевозможные декоративные элементы, характерные для архитектуры барокко.

Уже к началу 1750 года была полностью закончена наружная отделка восточного флигеля и дворцового храма, а западный флигель и центральный корпус - выстроены вчерне. В западном флигеле Растрелли сделал парадный вход. Такое решение позволяло зодчему развернуть анфиладу парадных залов, нанизанных на ось вдоль фасада. В конце лета 1750 года покрыли железом купол флигеля «Под гербом» и центральную часть здания.

Парадная лестница.

За сооружение дворца в Петергофе, которым императрица Елизавета Петровна была очень довольна, Растрелли не получил никакого вознаграждения.

Растрелли выполнил также проекты декоративного убранства помещений. На их реализацию ушло еще пять лет. Для внутренних помещений по рисункам мастера готовились наборные паркеты, панели, резные декоративные детали, кованые решетки и прочее.

В начале 1751 года Растрелли реализовал проект убранства дворцовой церкви, а в январе следующего года - проект «наилучшего украшения столярною и золотарною работаю аванзала» (позднее названного «Чесменским»), В 1753 году он представил эскизы отделки орнаментальной резьбой и скульптурой второго аванзала, в дальнейшем - Аудиенц-зала. Оформление Аудиенц-зала и храма было отмечено синтезом живописи и декоративной резьбы. Стены были покрыты деревянной золоченой резьбой, оплетавшей зеркала, двери и оконные проемы. Живописные плафоны и росписи, убранство стен, потолков гармонировали с цветными узорами наборных паркетов.

Скульптурное оформление Парадной лестницы

В 1755 году Растрелли выполнил проект устройства в Большом дворце эрмитажа с подъемными столом и стулом.

Парадную (Купеческую) лестницу мастер украсил деревянными золочеными вазами и четырьмя резными статуями - аллегориями времен года; над лестницей находился живописный плафон, а на стенах красовалась орнаментальная роспись.

В том же характере было выполнено убранство Танцевального (Купеческого) зала площадью около 270 м, занимавшего все западное крыло дворца. Это самое пышное помещение дворца, его интерьер разработан в особом праздничном ключе. Зал создавался в 1751-1752 годах и полностью сохранил изначальный замысел Растрелли.

Работы по перестройке и расширению Большого дворца были завершены в 1755 году созданием плафонов, установкой и золочением деревянной резьбы в Аудиенц-зале. Впоследствии многие помещения были переделаны Ж. Б. Валлен-Деламотом, Ю. М. Фельтеном, А. И. Шта-кеншнейдером. Тем не менее ряд интерьеров до 1941 года сохранил барочную отделку середины XVIII века, выполненную по проектам Растрелли. Но во время Великой Отечественной войны они были разрушены.

В 1951 году во дворце начались восстановительные и реставрационные работы, которые не окончены и по сей день.

Большой дворец Петергофа стал воплощением переходного периода творчества мастера к высокому барокко и подготовкой к гораздо более значительному и цельному произведению зодчего - Большому Екатерининскому дворцу Царского Села.

Большой дворец является центром Петергофского ансамбля, который расположен в г. Петергофе в 29 км от Петербурга, на южном берегу Финского залива. Это так называемая «коронная» резиденция русских царей. Почти на 300 м протянулось вдоль террасы величественное трехэтажное здание.
Идея местоположения царской резиденции и первоначального облика Нагорных палат принадлежала Петру Великому.

Над созданием архитектурного облика и оформлением внутреннего убранства Большого дворца на протяжении 18-19 вв. работали знаменитые западноевропейские и русские мастера: Ж.-Б.Леблон, И.-Ф.Браунштейн, Ф.-Б. Растрелли, М. Земцов, Н. Микетти, А.И. Штакеншнейдер. До сих пор посетители Большого Петергофского дворца не устают восхищаться его великолепием.

Первоначально дворец, построенный в 1714-1725 гг. по проекту Ж.-Б. Леблона и И. Браунштейна, выглядел довольно скромно. Позднее в 1745-1755 гг. он был перестроен Елизаветой Петровной по модели Версальского дворца по проекту Ф.-Б. Растрелли в стиле зрелого барокко.

Особенно впечатляет вид на фасад Большого дворца из Нижнего или Верхнего парка. Но на самом деле здание Большого дворца довольно узкое и не так огромно, как кажется на первый взгляд. Большой дворец включает в себя примерно 30 залов, куда входят роскошные парадные залы, оштукатуренные под мрамор, с инкрустированным паркетом, расписанными потолками, позолоченными стенами.

Среди многочисленных залов дворца выделяют: Голубую приемную, Танцевальный зал, Чесменский зал, Белую столовую, Аудиенц-зал, Китайские кабинеты, Картинный зал, Куропаточную гостиную, Кабинет императрицы, Коронную, Большую голубую гостиную, Кавалерскую, Туалетную, Штандартную и др.

В Петровской части дворца до настоящего времени сохранился Дубовый кабинет первого российского императора. Главный элемент убранства этих небольших уютных покоев - резные дубовые панно, которые были созданы еще при жизни царя Петра I французским скульптором Николя Пино. В Дубовом кабинете представлены и личные вещи Петра I, в числе которых дорожные часы, выполненные немецким мастером Иоганном Беннером.

В период царствования дочери Петра I, Елизаветы, в середине 18 в., в Петергофе работал непревзойденный мастер стиля барокко, знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Для интерьеров, которые были созданы гением Растрелли типично обилие золоченой деревянной резьбы, многочисленные зеркала, наборные паркеты, выполненные из разных пород древесины, яркие и красочные потолочные плафоны.

Практически все западное крыло Большого дворца – это Танцевальный зал (в 18 в. он назывался Купеческим залом). Легенда гласит, что императрица Елизавета Петровна потребовала специально, чтобы Растрелли побогаче украсил этот зал, поскольку основным назначением этого зала был прием именитых представителей купечества, которые, по словам Елизаветы, очень любили все золотое.

Новые переделки и изменения интерьеров Большого дворца происходят во второй половине 18 в. в модном в то время классическом стиле. Известные архитекторы Ж..Б. Валлен-Деламот и Ю.М. Фельтен в 1760-1770 гг. занимались оформлением интерьеров Чесменского, Тронного залов, Китайских кабинетов.

В результате двухсотлетнего строительства получился восхитительный дворец, где рядом со скромными покоями петровских времен блистают роскошью и великолепием залы середины 18 в. в стиле барокко. Рядом с ними хранят спокойствие и строгость торжественные апартаменты в стиле классицизма. Их сменяют покои середины 19 века, в которых возрождаются художественные принципы стиля рококо.

Большой дворец в Петергофе являлся центром официальной летней жизни России: именно здесь решались многие важные для страны вопросы, проводились приемы именитых гостей, праздники, маскарады и балы.

Сегодня Большой дворец – это уникальный историко-художественный музей с коллекцией, насчитывающей порядка трех с половиной тысяч экспонатов, куда входят живопись, предметы мебели, ткани, светильники, посуда, которые отвечали вкусам венценосных хозяев дворца.

Большой Петергофский дворец — основное здание Петергофского дворцово-паркового ансамбля в городе Петергофе на южном берегу Финского залива, в 29 км от Санкт-Петербурга.

Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту И. Браунштейна, Ж.-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен (1745—1755) Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф.-Б. Растрелли), — в так называемом стиле зрелого барокко.
Длина обращённого к морю фасада — 268 м.
Является частью Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».


Центральная часть южного фасада, выходящего на Верхний сад


Верхний парк и Большой Петергофский дворец.

Перспектива Морского канала

Вид на фасад Большого дворца из Верхнего или Нижнего парков впечатляет, но сам по себе дворец довольно узкий и не настолько большой, как выглядит. Насчитывает прим. 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.


Садовников В.С.Вид Большого Петергофского дворца со стороны нижнего сада, 1845.

Парадная лестница


Аллегория Весны

Парадный вход размещён в западном флигеле дворца. Такое решение позволяло Б. Ф. Растрелли развернуть анфиладу парадных залов, нанизанных на ось вдоль фасада (этот принцип наиболее полно реализован архитектором в следующем по времени создания большом дворце — Екатерининском).


Парадная лестница. Аллегории Лета и Весны

Квадратный в плане зал с двухсветной лестницей — один из самых эффектных интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной отделкой. В нём Растрелли достиг максимального синтеза искусств, применив едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл. В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы.

Но основным элементом декора, традиционным для растреллиевских интерьеров, является золочёная резьба по дереву. Выполнение работ относится к 1751 году; бригаду русских мастеров возглавлял Иосиф Шталмеер.

Нижнюю часть лестницы украшают резные кариатиды, воссозданные в послевоенные годы по моделям скульпторов Г. Михайловой и Э. Масленникова.

Самые заметные скульптуры верхней части — аллегорические изображения времён года, украшающие верхнюю площадку лестницы.


Лето


Потолок лестницы украшен плафоном «Аллегория Весны» работы Бартоломео Тарсия (1751 год).


Танцевальный зал

Голубая приёмная

Интерьер создан Б. Ф. Растрелли и в дальнейшем не подвергался изменениям.


АЙВАЗОВСКИЙ Иван - Вид на Большой каскад в Петергофе

В 1773 году художник завершил работу над полотнами; место для них было определено заранее, им стал Аванзал Петергофского дворца.

Во время Великой отечественной войны интерьер был полностью уничтожен.
Картины эвакуировали, но плафон в спешке демонтировать не удалось, и он сгорел.
При реставрации ему подыскали замену, работу Августина Тервестена «Жертвоприношение Ифигении» (1690 год).
Тематически он даже более прежнего вписывается в интерьер Чесменского зала, так как создан на сюжет из истории Троянской войны, развернувшейся на берегах Эгейского моря.

Восстановлен в 1969 году


Тронный зал


В. Эриксен. "Поход на Петергоф" (Конный портрет Екатерины Великой). 1762


Люстры Тронного зала


Тронное кресло и картина «Шествие на Петергоф»

+++++++++++++++++++++
Аудиенц-зал


Центральная часть плафона «Освобождённый Иерусалим»

Другим средством выделения вертикального объёма зала стали пилястры по углам и на продольных стенах, завершающиеся выразительными резными капителями (архитектор в интерьерах дворца редко использовал ордер).
Зеркала, традиционный барочный элемент оформления, в полной мере использован в нижнем ярусе зала. Огромное зеркало в центре над камином и напротив него, от них зеркала чуть поменьше справа и слева на продольных стенах, и ещё два в простенках окон — такое множество иллюзорных перспектив способствует зрительному расширению пространства. Основной элемент декора традиционен для Растрелли — это золочёная резьба по дереву. Орнаменты зеркальных рам отличаются особо сложным и прихотливым рисунком.
Интересной деталью интерьера являются женские бюсты, венчающие орнамент вокруг окон; мотив повторён в виде женских головок над окнами-обманками второго яруса. Интересно, что со времён Растрелли зал ни разу не подвергался переделкам вплоть до 1941 года

Свод украшен единственным живописным произведением в Аудиенц-зале: плафоном, изображающим заключительный эпизод поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». Плафон был написан в 1754 году П. Балларини специально для «Аудиенц-камеры» (итальянский художник работал в России недолго и ничего больше здесь не создал). Живописная работа отличается от остальных плафонов дворца необычным выбором темы: вместо условных аллегорий избрана любовно-героическая поэма.
В 1941 году при пожаре дворца плафон погиб; сейчас на его месте воссозданная Л. Любимовым и В. Никифоровым при участии А. Солдаткова в 1979 году копия.

Зал использовался для малых государственных приёмов. В середине XIX века, когда стало практикой накрывать столы во всех парадных залах дворца для торжественных обедов, здесь отводилось место статс-дамам; зал получил своё второе название — Статс-дамская.

Белая столовая


«Веджвудский сервиз»

Первоначальный декор Столовой, выполненный в традиционной для Б. Ф. Растрелли манере, просуществовал недолго.
В 1774—1775 годах Ю. М. Фельтен существенно переделал зал, и по характеру переделки он получил своё нынешнее название. Белая столовая составляет выразительный контраст предыдущему интерьеру: после изобилия блеска позолоты и игры зеркал — почти полная монохромность и матовая текстура. Интерьер решён в строгих канонах классицизма, и на контрасте двух соседних залов легко прослеживаются отличия двух стилистичексих подходов.
В зале нет падуги, потолок подчёркнут монументальным карнизом, который, однако, не соприкасается с плоскостью потолка; резные золочёные панно из дерева уступили место гипсовой лепнине; десюдепорты потеряли лёгкость и усилены сандриками.

Горизональные тяги, карниз, сандрики создают композиционно замкнутый интерьер.
В отличие от барочного стремления раскрыть пространство перспективами из окон или через зеркальные эффекты классицистический подход характеризуется стремлением к пространству уравновешенному, самодостаточному, гармонично организованному и внутренне завершённому, что в полной мере реализовалось в интерьере Фельтена.


Белая столовая

Белая столовая также выделяется среди остальных залов дворца отсутствием живописи. Функцию главного декоративного оформления несут на себе настенные барельефы, в других интерьерах выполнявшие лишь вспомогательную роль. Все лепные панно выполнялись русскими скульпторами. Сюжеты барельефов — аллегории изобилия (амуры, поддерживающие корзины с плодами и цветами), композиции из охотничьих трофеев, в верхнем ярусе — композиции из музыкальных инструментов. В простенках верхнего яруса также размещены медальоны работы Ф. Г. Гордеева на мифологический сюжет о Дионисе и Ариадне. Барельефы воссозданы в послевоенные годы по моделям Л. Швецкой, Г. Михайловой, Э. Масленникова.

В современной экспозиции зала выставлен «Веджвудский сервиз» (или Husk-сервиз).
Посуда, выполненная из фаянса необычного кремового оттенка с тонким цветочным рисунком лилово-сиреневого цвета выполнена на заводе «Этрурия» в Стаффордшире Дж. Веджвудом. Это одна из ранних работ английского керамиста, ставшего впоследствии всемирно известным. Екатерина II заказала сервиз в 1768 году; в 1779 он был получен полностью и включал в себя около 1500 предметов. Не все выставленные предметы изготовлены на заводе Веджвуда; со временем посуда билась и частично восполнялась за счёт копий, создававшихся на российских мануфактурах.

Сейчас в зале демонстрируется комплект на 30 кувертов из 196 предметов. Придворные обеды или ужины в XVIII—XIX веках носили церемониальный характер и продолжались по нескольку часов; меню включало в себя несколько перемен; чтобы за разговорами блюда не остывали, тарелки ставились на «водяницы», заполненные кипятком. Торжественные обеды и ужины обслуживались штатом до 500 человек, включая поваров, лакеев, кофешенков и т. д.


Люстра в Белой столовой

В Белой столовой имеются изящные круглые печи из белых поливных изразцов русского производства. Первоначально они были выполнены по эскизам Ю. Фельтена. Разбитые в годы войны, печи были восстановлены в послевоенные годы В. Жигуновым, А. Поваровым, В. Павлушиным

Белая столовая замыкает анфиладу больших парадных залов дворца. Её местоположение в планировке проводит границу между официальными залами и приватными дворцовыми покоями.

К Белой столовой примыкают две небольшие комнаты — Буфетные (название закрепилось с середины XIX века; до этого одна из них именовалась Подогревальней).
Подсобные помещения использовались для подготовки блюд к подаче на стол и хранения посуды; были меблированы дубовыми столами и посудными шкафами.
Сейчас в одной из Буфетных выставлены живописные произведения из коллекции музея работы А. Сандерса, выполненные в 1748 году.

Китайские кабинеты

Самыми экзотическими по декору помещениями дворца без сомнения являются Западный и Восточный Китайские кабинеты. Они расположены симметрично относительно центральной оси дворца, обрамляя собой Картинный зал.
Это та часть дворца, которая существовала изначально; со временем она перестраивалась и изменяла всоё функциональное предназначение.
В Восточном кабинете ранее, при Петре I, существовала столовая. Идея обустроить Китайские кабинеты принадлежит Екатерине II и была реализована в 1766—1769 годах и в дальнейшем существенно не изменялся. Интерьер разрабатывал архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот.

За основу декоративного убранства были взяты китайские лаковые ширмы, китайские лаковые миниатюры, привезённые в Россию ещё при Петре I.
Толщина створок ширм позволяла распилить их вдоль, чтобы использовать для оформления обе стороны створки.
В каждом кабинете архитектор разместил по пять декоративных панно (в настоящее время только два — подлинные; остальные восемь — воссозданные взамен утраченных во время войны).
Роспись, выполненная по чёрному фону, характерна для китайского изобразительного искусства конца XVII — начала XVIII века. Среди сюжетов — традиционные сельские сцены и островные пейзажи.
Три панно выделяются тематической оригинальностью: на них изображены этапы производства шёлка, выступление военных в поход и сбор урожая риса.
Однако площади китайских панелей было недостаточно, чтобы создать гармоничный интерьер, и тогда Валлен-Деламот решил использовать надставки-обрамления, которые по его эскизам рисовали русские мастера лаковой миниатюры. Тонкая стилизация была исполнена безупречно. Сюжетами послужили пейзажные мотивы, изображения животных, цветов, птиц; рисунки на вставках не повторяются. Размер самого крупного составного панно — 4,5 х 2,3 м.

В качестве фона для лаковых панно были выбран шёлковый штоф; золотистых тонов — для Западного кабинета и малиново-красных — для Восточного. Двери были также оформлены лаковой живописью в китайском стиле. Дверные проёмы архитектор задумал необычной пятиугольной формы; десюдепорты Западного кабинета украшены стилизованным солнечным диском в вершине пятиугольника и динамичными золочёными фигурами драконов по бокам, которые протягивают свои лапы к солнцу.

Орнаментальные плафоны, расписанные в лаковой технике по шлифованной штукатурке, напоминают подглазурную роспись по фарфору (необычно крупные изразцы печей в кабинетах как раз выполнены в технике подглазурной росписи). Потолок украшен фонарями в китайском стиле из расписного стекла. Они появились здесь в 1840-х годах, это было последнее внесённое дополнение в интерьеры. Паркет кабинетов — с самым затейливым и сложным рисунком среди дворцовых залов, он выполнен в технике маркетри из древесины ценных пород: амаранта, палисандра, эбенового дерева, ореха, сандала, чинары.

В комнатах, в соответствии с изысканной стилизацией, подобрано мебельное и художественное убранство. Часть мебели — подлинно китайские предметы, лаковые миниатюры, подаренные Екатерине II (стол, расписанный красным лаком и палисандровые кресла с инкрустацией перламутром в Западном кабинете); другие — работы европейских мастеров в китайском духе. В Восточном кабинете представлены работы английских мебельщиков XVIII века с отделкой лаковой живописью: письменный стол и стулья, напольные часы; в Западном — уникальное бюро-цилиндр французской работы 1770-х годов.
В то время в Европе, особенно во Франции, было хорошо налажено изготовление предметов мебели в стиле «шинуазри», простимулированное высоким интересом аристократии к дальневосточной экзотике и редкостью оригинальных изделий. Оставаясь конструктивно европейской, эта мебель за счёт росписей и декоративных деталей удачно имитировала китайскую.

Над богатыми по колористике интерьерами под началом Валлен-Деламота работали многие видные художники: Антонио Перезинотти, братья Алексей и Иван Бельские, А. Трофимов, И. Скородумов, «мастер лаковых дел» Фёдор Власов.

Современная экспозиция музея включает в себя также коллекцию фарфоровых изделий XVII—XIX веков, выполненных китайскими и японскими мастерами: посуду, вазы, подсвечники, статуэтки; кантонскую эмаль, лаковые расписные шкатулки и кабинеты.

Увлечение китайским искусством, характерное для XVIII века, помимо расписных шелков в Диванной имеет ещё одно отражение в Петергофе: во дворце Монплезир сохраняется «Лаковая камора» Петра I.

Картинный зал


Картинный зал

Просторный двусветный зал, находящийся в обрамлении Китайских кабинетов, занимает центральное место в планировке дворцовых помещений; через него проходит композиционная ось не только самого дворца, но и Нижнего парка и Верхнего сада. Из больших окон-дверей нижнего яруса, выходящих на обе стороны, видна перспектива Морского канала, прорезающего Нижний парк и уходящего к Финскому заливу, и бассейны фонтанов Верхнего сада (окна-двери ведут на балконы, единственные во дворце).


Двери с десюдепортом

Картинный зал — одно из старейших помещений Петергофского дворца, он создан ещё при строительстве «Нагорных палат» Петра I.
В первоначальном варианте здания зал был самым крупным парадным помещением.
Объёмы и пропорции зала за все последующие перестройки не изменялись; он даже сохранил элементы изначальной отделки по замыслу императора, который воплощали Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти.
К ним относятся лепной карниз, роспись падуг и плафон работы Бартоломео Тарсия на тему «История иероглифики», созданный в 1726 году. Сложное многофигурное полотно (более тридцати персонажей) прославляет героя (Петра I); над ним развевается штандарт с двуглавым орлом, вокруг него — античные боги Фемида, Афина, Церера, Меркурий; аллегории Вечности в виде крылатой женщины с кольцом, Истины, поражающей Невежество, Порока, убегающего от Света.
Выполненная в монохромной манере темперная роспись на падугах, композиционно слитная с их формой, продолжает тематику плафона. Изображены атрибуты и эмблемы воинской славы, крупномасштабные фигуры символизируют время, истину, славу, могущество, патриотизм и морские победы. В окружённые знамёнами угловые медальоны вписаны профили Нептуна, Марса, Аполлона и Беллоны. На продольных падугах присутствуют также аллегории четырёх стихий.

Известно, что при Петре I интерьер украшали гобелены французской работы и 16 картин итальянских живописцев, за что зал именовался Итальянским салоном.
В дальнейшем декор зала неоднократно переделывался. В 50-е годы XVIII века интерьер был изменён по проекту Б. Ф. Растрелли: в зале появился паркет, заменивший мраморную плитку, зеркала в барочных рамах, а также изысканные десюдепорты.
Их выразительная скульптурная композиция из женского бюста в окружении птиц с распростёртыми крыльями многократно повторяется в различных вариациях в дальнейших дворцовых покоях.

В 1764 году зал обрёл свой нынешний вид, когда по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота была закончена шпалерная развеска картин, принадлежащих кисти П. Ротари. Приехавший в Россию в 1756 году граф Пьетро Ротари пользовался репутацией мастера идеализированного портрета, был назначен придворным художником и пользовался благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны. Он оставил след в русской живописи: у него учились Ф. С. Рокотов и И. С. Аргунов.
В 1762 году Ротари умер; Екатерина II распорядилась приобрести у вдовы итальянского художника все его полотна, оставшиеся в мастерской. Часть их Ротари привёз с собою из Германии и Италии, но большинство были созданы в России. Большой знаток костюма, Ротари любил рисовать идеализированные портреты молодых девушек или мужчин в национальных одеждах (польских, русских, турецких, венгерских, татарских и т. п.).
Большинство работ художника, попавших в Петергоф, — как раз такие портреты.

Ротари был плодовитым и модным художником: в Китайском дворце Ораниенбаума есть кабинет Ротари, в Архангельском, подмосковном имении Юсуповых, — салон Ротари; его работы представлены в коллекциях российских и зарубежных музеев.
Но самое крупное собрание работ художника представлено в Картинном зале:
368 полотен занимают почти всю площадь стен.
Шпалерная развеска часто применялась для украшения интерьеров; в Петергофе таким же образом отделан павильон «Эрмитаж», в Большом Екатерининском дворце тоже есть Картинный зал, где реализован тот же принцип размещения живописных работ.
Однако не было случая, чтобы шпалеры были составлены из работ только одного художника; в этом плане интерьер не имеет аналогов. Зал, во времена Елизаветы Петровны недолго называвшийся Старым, стали именовать Кабинетом мод и граций или Галереей Ротари; со временем за ним закрепилось современное название.

В музейной экспозиции зала в качестве иллюстрации представлены некоторые предметы мебели, напоминающие о прежнем использовании зала. Складные ломберные столики XVIII века указывают на то, что здесь нередко устраивались карточные игры. В зале установлено фортепиано, изготовленное в Москве в 1794 году (мастер Иоганн Штюмпф); в XIX веке здесь проводились музыкальные вечера для узкого круга приближённых ко двору.

В годы Великой Отечественной войны центральная часть дворца, где находится Картинный зал, была взорвана, кроме крыши и межэтажных перекрытий обрушилась и северная стена, смотревшая на Морской канал и Финский залив. От всего зала остались лишь три стены.
Восстановлен зал одним из первых- в 1964 году. Его плафон и падуга воссозданы художниками бригады Я. Казакова.

Куропаточная гостиная

Куропаточная гостиная, или Будуар, открывает анфиладу комнат женской половины дворца. Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной, она использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении.
Комната расположена в старой, петровской части дворца. До перепланировки, предпринятой Б. Ф. Растрелли, на месте гостиной были две маленькие комнаты, причём одна из них — без окон. Впоследствии растреллиевский интерьер был переработан Ю. М. Фельтеном, который, однако, не изменил его общий характер: были оставлены некоторые золочёные орнаменты на стенах и дверях, остался и альков, отделяющий размещённый в гостиной диван от остальной части комнаты. Фельтен создал новую нишу для дивана, плавно изогнув к алькову плоскости стен.

Своим названием комната обязана изысканной отделке стен. Шёлковая бледно-голубая ткань серебристого отлива с вытканными изображениями куропаток, вписанных в орнамент из цветов и колосьев пшеницы, создана по эскизам Филиппа де Лассаля (де ла Салля).
Лионский художник во второй половине XVIII века пользовался большой известностью: он работал над эскизами обивочных шелков для резиденций всех европейских монархов.
Рисунок с куропаткми специально разрабатывался для Петергофского дворца; заказчицей дорогого шёлка была Екатерина II. Обветшавшую ткань в XIX веке дважды (в 1818 и 1897 годах) возобновляли на русских фабриках в точном соответствии с оригинальной.
Сохранившийся кусок материи, вытканной в конце XIX столетия, был использован при воссоздании интерьера после войны для затяжки западной стены гостиной и в качестве образца для изготовления обивки для других стен. Часть старой ткани размещена на западной стене.

Потолок гостиной украшает овальный плафон, аллегорически изображающий Утро, прогоняющее Ночь (неизвестного французского художника XVIII века). Ранее потолок был расписан темперой художниками братьями Алексеем и Иваном Бельскими, но роспись безвозвратно погибла во время войны.

В Куропаточной гостиной экспонируются четыре произведения Ж. Б. Грёза, в том числе «Девушка, сидящая у стола» (1760-е годы). Другим заметным экспонатом комнаты является арфа, изготовленная в Лондоне в конце XVIII века филиалом фирмы французского мастера музыкальных инструментов Себастиана Эрара.
Восстановлена в 1964 году.

Диванная опочивальня императрицы.

Диванная оформлена по проекту Ю. Фельтена в 1770 году. Применив золочённую резьбу по дереву, Фельтен использует геометрический плоский орнамент, розетки, провисающие гирлянды цветов.
Она располагается в расширенном Растрелли ризалите центральной, петровской части дворца. Однако об отделке Елизаветинского времени здесь напоминают лишь покрытые вычурной резьбой панели стен, коробки окон и двери да характерный для большинства помещений середины XVIII столетия рисунок паркета "зигзаг”.
В основном же облик этого интерьера сформировался в 1770 году, когда архитектор Ю.М. Фельтен перестроил для Екатерины II парадную спальню, создав при помощи деревянных перегородок комплекс из двух комнат — Опочивальню императрицы и Коронную.
Основной архитектурный акцент, определяющий облик помещения, архитектор перенес на перегородку с альковной нишей, где некогда устанавливалась парадная кровать.
Будучи мастером периода становления классицизма, Фельтен, ученик Ф.-Б. Растрелли, хотя еще и применяет здесь деревянную позолоченную резьбу, однако, наряду с причудливо изгибающимися стилизованными золотыми побегами по белому и розоватому полю, использует геометрически четко очерченный плоский орнамент, спокойные круглые розетки, провисающие как бы под собственной тяжестью гирлянды цветов.

Особую изысканность композиции придают струящиеся в вертикально ориентированных простенках ленты с букетами цветов и побегами лавра.Несмотря на значительные переделки, Опочивальня по-прежнему оставалась органически включенной в анфиладу, что соответствовало парадному ритуалу европейского двора XVII — первой половины XVIII столетия, но не отвечало требованиям нового периода строительства — большей комфортабельности жилого интерьера, и в первую очередь интимных помещений.
Выделение Опочивальни из анфилады потребовало бы значительных перестроек и перепланировки. Фельтен предложил иное решение, использовав расположение Опочивальни в ризалите здания.
В 1779 году от двери до двери поперек комнаты была установлена деревянная "турецкая перегородка” со стрельчатыми арками. Ее изготовили из ольхи и липы столяры Ожигин и Забаровский под руководством вольного столярного мастера Векмана.
Парадная кровать в альковной нише исчезает, а за перегородкой у западной стены размещается широкий и низкий "турецкий” диван "с приступом”.
По преданию, его прислал Екатерине II Потемкин с фронта русско-турецкой войны.
На подобные диваны была тогда мода, и во многих дворцах Петербурга появились "софы по турецкому вкусу”. С этого времени комната именовалась Диванной.
Стены Диванной обиты "китайскою материею шелковою с разными фигурами”.
Сюжет росписи — обычные житейские сценки. Люди спокойно беседуют в маленьких домиках, отправляются на рыбную ловлю, наблюдают за выступлением уличного дрессировщика, охотятся, покупают у торговца декоративные комнатные цветы и т. п.

Как драгоценная реликвия сохраняется в Диванной скромная яйцеобразная фарфоровая ваза. Она украшена тонко выполненной синей подглазурной кобальтовой росписью.
Ручки — в виде пучков листьев водных растений с маскароном бородатого старика.
На вазе крошечные изображения двуглавого орла и кружка со стрелкой.
Так метил свои изделия великий русский ученый-керамист, друг М.В. Ломоносова Дмитрий Иванович Виноградов. Ему принадлежит честь создания в 1748 году первых изделий из отечественного фарфора.
B то время лишь два завода в Европе — Мейсенский под Дрезденом и Венский — изготовляли фарфоровые изделия. Способ их производства держался в строжайшей тайне.
Д.И. Виноградов после долгих исследований составил свой рецепт изготовления керамической массы. При его непосредственном участии были выпущены первые изделия на Петербургском императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 году.
Ваза в Диванной изготовлена в середине XVIII столетия.
Двумя десятилетиями позже на том же Петербургском заводе изготовили по модели скульптора Ж.-Д. Рашетта удивительную по высокому художественному и технологическому совершенству фигуру собачки, лежащей на зеленой подушке.

Наряду с керамикой в XVIII веке успешно развивается русское стеклянное производство. Петербургский стеклянный завод по качеству стекла и особенно хрусталя не уступал лучшим заводам Европы. Славились русские мастера производством хрустальных осветительных приборов.
В Диванной можно видеть хрустальную люстру со стержнем рубинового стекла конца XVIII века, а на столике у зеркала — великолепные жирандоли 1760-х годов.
На столике в центре комнаты стоит кофейный прибор на два лица. Он был выполнен на Венском фарфоровом заводе, как гласит предание, для внуков Екатерины II Александра и Константина.
Над диваном висит портрет Елизаветы Петровны ребенком — копия с портрета работы Луи Каравака. Луи Каравак приехал в Россию по приглашению Петра I и жил здесь долгие годы, вплоть до своей смерти. Он изобразил дочь Петра I обнаженной, лежащей на подбитой соболями порфире. В правой руке она держит медальон с портретом отца. Хотя подобное изображение было довольно смело для своего времени, портрет пользовался большим успехом и несколько раз был повторен как самим Караваком, так и современными ему художниками. Портрет в Диванной написан Бухгольцем.
В Диванной находится гарнитур мебели французской работы в стиле, присущем второй половине XVIII века, наугольный немецкий комод середины того же века с причудливо извивающимися стенками (такие комоды метко прозвали "бомба”) и воссозданное реставраторами по фотографии зеркало в резной золоченой раме.
Стены обиты китайским шёлком XVIII века, реставрированным и дополненным А. Васильевой

Восстановлена в 1964 году. На ковре стоит фарфоровая статуэта любимой левретки императрицы Екатерины II Земиры.

Туалетная

Туалетная с вычурным туалетным столиком у окна, выходящего в Китайский садик.
Но, пожалуй, более всего привлекает то, что стены обшиты матовой зеленой тканью — один из приемов эклектики — а на верху она сходится складками, создавая ощущение солнечных лучей.
Шёлк, украшающий стены этой комнаты, выткан в середине XIX века по рисунку П. Дверза, воспроизводящему ткань XVIII века. На стенах- парадные портреты. Золочёная резьба воссоздана под руководством А. Семёнова по моделям Н. Оде.

Мыльная комната

Самая большая комната — Мыльная, примыкающая к Туалетной и расположенная в центральной части здания. Посреди нее установленна холодная ванна с уходящими в низ ступенями, так, что в ней можно было встать во весь рост.
С потолка спускается люстра, увитая стеклянными лозами и вьюнком — любимым цветком императрицы. Ее особенность заключалась в том, что по трубке подавалась вода (электричества в те поры еще не было распространено) и обдавала холодным душем.
По методике тогдашних врачей, больную нужно было укутать в полотенце, а затем, при начале потоотделения, обмыть сперва в холодной ванне, затем в горячей (горячая ванна находится в соседней комнате — Купальне).
Но вернемся к Мыльной. Напротив ванны, на задней стенке, висит зеркало, обрамленное фарфоровыми цветами работы немецких мастеров. Но установленный снизу фарфоровый столик доказывает, что и наши русские умеют делать не хуже.
И еще одна диковинка: в углу установлен шкаф с картинами, написанными на… фарфоре, дабы постоянная влажность их не испортила. Пройдем Ванную, и попадем в Баню, где вместо традиционной каменки выложены чугунные ядра, — аттракцион, пришедший в Россию со времен Северной войны, когда петровские солдаты мылись подручными средствами.
Ведь на раскаленные камни принято брызгать водой, а валун может и расколоться, а гранитная крошка очень нежелательна для слабых легких императрицы.
К сожалению фотографий мыльной комнаты найти не удалось

Кабинет императрицы


Кабинет Императрицы

Название комнаты вовсе не означало, что его хозяйка регулярно занималась здесь государственными делами. Зачастую сюда заглядывали лишь затем, чтобы в тесном кругу приближенных сыграть партию в карты.
До Великой Отечественной войны Кабинет сохранял золоченую деревянную резьбу, шелковые драпировки, наборный паркет, появившиеся здесь в 50 — 60-х годах XVIII века.

Летом 1849 года в Петергоф доставили, а на следующий год установили в Кабинете императрицы "фарфоровый камин писан цветы и фрукты украшение по розовому грунту золотом”. На щите камина размещалось огромное зеркало в фарфоровой раме.
Из фарфора были выполнены также канделябры, каминный экран и стол.
Эти замечательные изделия императорского фарфорового завода, как и все детали отделки, погибли в 1941 году.

Особую прелесть придает Кабинету замечательный по рисунку шелк. Он появился здесь, вероятно, еще в XVIII веке. В 1818 году его сменил малиновый штоф с цветами и птицами.
Но вскоре стены Кабинета вновь украсил белый атлас с букетами и корзинами.
В Кабинете воспроизведено убранство второй половины XVIII в., времени правления Екатерины II и увлечения идеями французских просветителей.
В углах комнаты — бюсты Руссо и Вольтера.
На стенах — парадные портреты царствующих особ. Екатерина представлена стоящей в парадном костюме. Правой рукой она указывает на письменный стол, где разбросаны книги и рукописи, что должно было свидетельствовать о постоянных заботах "просвещенного монарха”. Портрет Елизаветы Петровны работы неизвестного русского художника середины XVIII века — прямая противоположность предыдущему. Елизавета удобно сидит в тронном кресле, беззаботно выражение ее лица, на губах приветливая полуулыбка.
Почти игриво держит она в правой руке скипетр.
На западной стене портрет сына Екатерины II, Павла I, копия с работы художника Ж.-Л. Вуаля, и его супруги Марии Федоровны.
Одним из излюбленных пейзажистов второй половины XVIII века, чьи полотна охотно приобретались для русских дворцов, был немецкий живописец, постоянно живший в Италии, Якоб Филипп Хаккерт. Его картина "Вид грота Нептуна в Тиволи близ Рима” находится на восточной стене.
В центре Кабинета стоит круглый стол красного дерева с мраморной доской. Это чрезвычайно редкий пример изделия мастера Марка Давида Кулерю, жившего в маленьком французском городке Монбельяр на границе со Швейцарией. М.-Д.Кулерю работал, в основном с черным деревом; мебель выполненная им из красного дерева — штучные экземпляры.

Большая голубая гостиная

Голубая гостиная в середине XVIII века называлась Столовой. Обивка стен неоднократно менялась. Голубая брокатель, давшая интерьеру новое название, впервые упоминается в 1876 году. В настоящее время стены украшены шёлком, изготовленным по образцу 1897 года.
До 1941 года здесь сохранялась живописная падуга художника Л. Дорицкого (1753). Падуга воссоздана художником Л. Любимовым в 1980 году. Гостиную украшают парадные портреты Екатерины II и жены Павла I Марии Фёдоровны — копии художников XVIII века с портретов работы Д. Левицкого и Л. Виже-Лебрен. Интерьер дополняет печь с так называемыми «ландшафтными» изразцами.

Эта комната в ряду парадных помещений дворца занимает в восточной его части такое же положение, как Чесменский зал в западном конце анфилады.
Гостиная имеет окно, на которое ориентирована ось парадной анфилады дворца.

В Голубой гостиной находится сервиз "капустные листья", заказанный в своё время Николаем I на заводе Этрурия у знаменитого Веджвуда специально для Большого Петергофского дворца. Всего в этом сервизе насчитывалось около 5570 предметов. Приступили к его изготовлению в июне 1848 года и закончили в сентябре 1853 года. В начале войны большая часть сервиза была эвакуирована. Оставшуюся часть гитлеровцы расхитили. При освобождении одного из городов Восточной Пруссии советские воины обнаружили ящики с чайными приборами, на которых стояли инвентарные номера Петергофского дворца.
Спасенные вещи были бережно отправлены на Родину и сейчас вновь занимают место в музейной экспозиции. Убранство стола дополняют вазы и рюмки из свинцового хрусталя с алмазным гранением русской работы 20х годов XIX столетия

Четыре больших канделябра с фигурками дельфинов, привезенные из Саксонии во второй половине XIX в., украшали Голубую гостиную и до войны.
У восточной стены два шкафа, богато украшенные бронзой, выдающегося французского бронзовщика середины XIX в. Фердинанда Барбидьена.
Диван и кресла французской работы конца XVIII в. Из живописных полотен наиболее интересны парадный портрет Екатерины II — копия с портрета работы Д.Г. Левицкого — и портрет Марии Федоровны, жены Павла I, кисти модной в конце XVIII в. французской художницы Виже-Лебрен. Превосходно выписаны аксессуары, тонко разработана фактура тканей на платьях и драпировках. С помощью языка аллегорий прославляются достоинства императриц. Это типичные образцы официальных парадных портретов.
Справа от камина — портрет великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III.

Дубовый кабинет

Дубовый кабинет — старейший интерьер дворца; его отделка была выполнена в первой четверти XVIII в. В кабинете императора, определяющим материалом художественной отделки является дуб. Дубовые щиты сплошь закрывают стены, придавая интерьеру удивительную теплоту и уютность. Стены кабинета от пола до потолка покрыты деревянными щитами, причем если панели низа стен гладкие, то над ними размещаются вытянутые по вертикали филенки, сплошь покрытые необычайно изящной резьбой. Резьба покрывает и двери, десюдепорты, филенки над зеркалами и камином.

Подобное решение интерьера производило сильное впечатление. Берхгольц, побывавший здесь в 1721 году, сделал следующую запись в своем "Дневнике”: "Замечателен особенно кабинет, где находится небольшая библиотека царя, состоящая из разных голландских и русских книг; он отделан одним французским скульптором и отличается своими превосходными резными украшениями”. Этим "скульптором” был Николя Пино, выдающийся мастер, приехавший в Россию в августе 1716 года. Его искусство высоко ценилось современниками. Непревзойденный декоратор Пино сам рисовал эскизы для будущих своих работ. О его маcтерстве свидетельствует альбом, хранящийся в Государственном Эрмитаже. Среди множества проектов здесь имеются рисунки Пино для филенок Дубового кабинета Большого Дворца. Некоторые из них почти без изменений были воплощены в деревянной резьбе, композиция других в процессе работы была значительно модифицирована.

К Дубовому кабинету, связанному с именем Петра I, издавна относились как к одной из реликвий. Поэтому принято было считать, что интерьер кабинета не претерпел с момента его создания каких-либо изменений. В действительности оказалось, что дело обстояло иначе. В середине XVIII века при расширении дворца по проекту Растрелли в восточной стене Дубового кабинета на месте окна пробивают дверной проем. Тогда же исчезает и печь с маленьким боковым камином на северной стене и взамен сооружается мраморный камин с зеркалом в резной раме. Вслед за этим ликвидируется одна из симметрично расположенных на северной стене дверей, соответствовавшая существующей ныне. Эти переделки вынуждают дополнить число панно еще двумя. При этом расположение их на стенах было нарушено. И сейчас о замысле Леблона и Пино можно только догадываться.


Два панно, первоначально располагавшиеся, скорее всего, на южной стене в простенке между окнами, а ныне помещенные в юго-западном и юго-восточном углах, должны были в символической форме прославлять Петра I и его супругу. Эскизы к этим панно сохранились в Музее декоративных искусств в Париже. При воплощении этих эскизов в дереве Н. Пино внес некоторые изменения. На одной филенке в окружении глобуса, навигационных и астрономических инструментов изображен мужчина в античной одежде. Голова его украшена лавровым венком — символом славы. Ниже, на фоне трубы и лиры, свиток с надписью: "La Vertus Supreme du Pierre Premier Empereur De La Grande Russie” (Высшая добродетель Петра I Императора Великой России). На панно в юго-восточном углу комнаты в центральном медальоне изображена Минерва — богиня мудрости. Поле филенки украшено символами скульптуры, живописи, архитектуры, музыки и торговли. Два панно на южной и одно на восточной стене заполнены символами военного и морского могущества: мечами, шлемами, щитами, боевыми топориками, трезубцами Нептуна и т. п. До войны сохранялась подобная же филенка на северной стене.

Совершенно иного содержания два панно справа от камина. На лентах с кистями как бы подвешены различные духовые, струнные и ударные инструменты. Здесь волынки, скрипки, кастаньеты, треугольники и т. д. На раскрытых нотных тетрадях воспроизведены записи мелодий начала XVIII века. В целом разнообразная и великолепная по исполнению резьба Дубового кабинета представляла собой уникальный ансамбль в характерной для того времени символической форме, прославлявший расцвет науки, культуры, торговли и военного могущества новой России и ее преобразователя Петра I. В кабинете издавна сохранялись вещи, связанные с основателем Петергофа. Сейчас на бюро между окон стоят его походные часы-будильник, выполненные аугсбургским мастером Иоганнесом Беннером. Такие часы, вложенные в кожаный футляр со стеклом, брали в дорогу. Подобные часы часто имели лишь одну часовую стрелку. У западной стены на столе — кабинет итальянской работы конца XVII века, выполненный из черного дерева и бронзы со вставками из лазурита, яшмы и различных мраморов. Стулья и кресла первой трети XVIII века с плетеными сиденьями издавна находились в этом помещении.

Штандартная

Штандартная была декорирована по проекту Ф.-Б. Растрелли золочёной резьбой по дереву, стены затянуты шёлком. Ткань неоднократно менялась. С середины XIX века — это «брокатель по жёлтому фону с лиловыми разводами» под цвет императорского штандарта (в то время в комнате хранились штандарты гвардейских полков, отсюда и название). В настоящее время стены и мебель обиты шёлком, изготовленным по образцу ткани из Петергофской Собственной дачи работы московской мануфактуры И. Кондрашова 1840-х годов. Ткань воссоздана московскими мастерами под руководством А. Фейгиной

Кавалерская

Здесь размещался караул кавалергардов, производились представления кавалеров российских орденов, устраивались приёмы офицеров гвардейских полков. Стены затянуты малиновым штофом, изготовленным на московской мануфактуре Ф. Коровина в конце XIX века. Шёлк воссоздан в 1974 году. В Кавалерской находится одна из изразцовых печей Большого дворца, являющихся подлинным произведением искусства. Печь восстановлена под руководством В. Жигунова. Убранство интерьера дополняют картины, среди которых полотно школы П. Рубенса «Апофеоз войны»

Секретарская

Интерьер был создан по проекту Ф.-Б. Растрелли в середине XVIII века. Основной элемент декора- зелёный шёлковый штоф, которым затянуты стены,- воссоздан по образцу XVIII века. Белые панели и двери были оформлены золочёными прямоугольными тягами, резными изображениями птиц, растительным орнаментом. В Секретарской находится одна из изразцовых печей Большого дворца. Воссоздана под руководством В. Жигунова. Паркетный пол, как и ещё в некоторых залах (Куропаточной, Диванной и Голубой гостиных, Коронной, Голубой приёмной, Дубовом кабинете Петра I) выложен рисунком «зигзаг». На стенах- картины «Загородный дворец» работы голландского художника Я. Ван ден Стратена (1701) и «Горный пейзаж» работы неизвестного итальянского художника XVIII века.

Коронная

В 1769—1770 годах по проекту Ю. Фельтена создаётся парадная Опочивальня.
С конца XVIII века комната стала называться Коронной (в помещении был установлен специальный «стоянец» для короны).
В сентябре 1941 года всё убранство, за исключением снятого со стен шёлка, погибло. Коронная воссоздана по проекту Е. Казанской и В. Савкова.
Комнату украшает плафон «Венера и Адонис» работы неизвестного итальянского художника XVIII века.
Стены затянуты расписанным акварелью китайским шёлком конца XVII — начала XVIII века, на котором детально изображён процесс производства фарфора. Ткань реставрирована А. Васильевой.

Восстановлена в 1964 году, наряду с Картинным залом, а также Куропаточной и Диванной гостиными была в числе первых воссозданных залов Большого дворца.

Церковный корпус

Церковный корпус является частью архитектурного ансамбля Большого Петергофского дворца, построенного по проекту Растрелли в XVIII веке. Во время Великой Отечественной войны здание церкви было уничтожено. В 1952-1958 годы фасады церковного корпуса были воссозданы, но купол долгое время был одноглавым, пятиглавие было восстановлено лишь в начале XXI века. Центральный купол пятиглавого Церковного корпуса увенчан православным крестом, поднятым на высоту 27 м.

Церковном корпусе Большого Петергофского дворца крестили четырех из пяти детей последнего российского императора Николая II — все дети, кроме старшей, Ольги, родились в Петергофе.

Работы по воссозданию Церковного корпуса начались в 2001 году и продолжались до 2005 года. В это время было воссоздано наружное убранство корпуса. До конца апреля 2011 года планируется выполнить весь комплекс работ по воссозданию внутреннего убранства церкви, резного золоченого иконостаса, лепного декора, резных украшений, позолотные и живописные работы.

Сбор материалов и исследование аналогов для восстановления живописи были начаты еще в 2005 году, была подготовлена соответствующая историческая справка. Работа достаточно сложная, особенно трудно для современных художников воссоздать технику мастеров второй половины XVIII века.

Гербовый корпус

Симметрично расположенные по отношению к центральной части дворца Гербовый и Церковный корпуса имеют золоченые фигурные купола, увенчанные фонариками и луковицами. Грани куполов, фонарики и луковицы украшены золочеными гирляндами пальмовых листьев.

Купол Гербового корпуса завершается вращающимся флюгером в виде трехголового орла с распростертыми крыльями, державой и скипетром в лапах. При взгляде с любой стороны орел воспринимается как двуглавый и как бы парит над дворцом.

Особая кладовая

Стоит также упомянуть и о Особой кладовой "корпуса под Гербом” Большого Петергофского дворца. Под таким странным названием скрывается музей необычных, можно сказать интимных вещей Российских царей - вещей, которые имели для них большую ценность. Фотографий, к сожалению, найти не удалось, но не написать об Особой кладовой было бы непростительно)

Отделку помещений середины ХIХ века воссоздали реставраторы. Наборные полы, как задумал Растрелли, аналогичны тем, что украшают Большой дворец. В трех интерьерных комнатах представлены самые ценные экспонаты. Здесь можно увидеть костюм Петра I, платья придворных дам. Костюмы из гардероба Потемкина пострадали от времени, не раз перешивались. Их хранили в казне, затем передали театральному ведомству. Трудно поверить, но прекрасно сохранилась даже упряжь коня Екатерины II, на котором она отстаивала право на престол. Только бархат немного поблек. На фоне роскошных интерьеров особенно хороши два трона. Они попали в Петергоф из Московского кремля. Российские императоры короновались на исторических престолах (к примеру, жена Николая II восседала на престоле Ивана Грозного), но для торжественных приемов к каждой коронации заказывался новый трон. Из Большого дворца в Корпус под гербом перенесли роскошный трон Николая II. Парчу на нем пришлось заменить, но на нее перенесена старая вышивка. В специальных витринах с "холодным" светом сияют коронационные и наградные вещи, императорские фамильные драгоценности, фарфор, веера, табакерки. Кабинет, опочивальня и туалетная — жилые апартаменты Екатерины. Здесь воссоздан интерьер ее эпохи: письменный стол, портреты, кровать, самовар, даже заводная птичка. В туалетной — зеркало в серебряной оправе работы французского мастера, ювелира Людовика XV. Начиная с Екатерины в него смотрелись все российские императрицы.

Интимные вещи Российских царей

Веер любви
Веер — деталь женского туалета, которая во все века действовала на дам завораживающе. К примеру, веер, подаренный французскими дипломатами жене великого князя Константина Николаевича, выполнен из перламутра и бумаги с изображением сцены встречи французской делегации с великим князем. А вот Екатерине Второй принадлежал совсем простенький костяной веер, обтянутый тканью. Зато с примечательным рисунком — путешествия по воображаемой стране любви.

Перо свободы
Среди личных вещей Александра Второго стоит обратить внимание на крестильный позолоченный ларец и уникальный двусторонний портретик будущего императора. Но самая дорогая вещь коллекции — обычное перо, которым в 1861 году Александр подписал Указ об отмене крепостного права.

Седло власти
Екатерина Вторая взошла на престол благодаря поддержке своего фаворита Орлова и императорских гвардейцев. Всем известен верховой портрет будущей императрицы в гвардейском костюме зеленого сукна. Здесь же представлено то самое шитое золотом седло со всей сбруей, с которого Екатерина буквально не слезала во время дворцового переворота.

Чернильница войны
Бросается в глаза массивный серебряный письменный прибор с четырьмя ножками в виде сфинксов, украшенный лебедем с раскинутыми крыльями. Этот прибор, по преданию, Александр Первый возил с собой на переговоры в Париж во времена русско-французских войн. После смерти Александра прибором пользовалась его мать Мария Федоровна, а после завещала его своему второму сыну — императору Николаю Первому.

Самовар азарта
Знатоки утверждают, что Екатерина Великая была большой любительницей карт. На игральном столике раскиданы так называемые «шекспировские» карты 1787 года выпуска, принадлежавшие императрице. Даже именной серебряный самовар на прикроватном столике Екатерины и тот разрисован карточными мастями.

Сокровища будуаров
На выставке широко представлены туалетные принадлежности и драгоценности, украшавшие будуары императриц: табакерки, флаконы, баночки, серебряные зеркала, бриллиантовые броши и жемчужные серьги. Особенно поражает фрейлинская брошь, усыпанная бриллиантами, принадлежавшая одной из наперсниц Марии Федоровны, с монограммой императрицы.

Часы конца самодержавия
Отдельный зал занимают изделия, изготовленные для семьи Николая Второго известным ювелиром Фаберже и его учениками. Часы и лупа, украшавшие кабинет императора, дерево с пасхальными яйцами, одно из которых изготовлено из цельного 18-каратного изумруда. Здесь же — огромный серебряный кубок работы Фаберже, которым Николай Второй самолично награждал победителя ежегодных яхтенных соревнований в Петергофе.

В июле 2009 года Тео Фаберже, внук знаменитого Карла Фаберже, завещал Петергофу два пасхальных яйца. Речь идет о памятных ювелирных изделиях: «300-летие Петербурга» и «Самсон». Пасхальное яйцо «300-летие Петербурга» (мрамор, хрусталь, серебро, золочение, гравировка) было сделано в 2003 году и поочередно выставлялось в Петергофе, Гатчине, музее истории Петербурга, Павловске и Царском Селе. «Самсон» — серебряное яйцо, покрытое темно-синей гильошированной эмалью. Внутри находится золотая фигурка Самсона, разрывающего пасть льву.

И архитектурная доминанта всего дворцово-паркового комплекса. В XVII – XIX веках Большой дворец являлся парадной резиденцией русских царей, где происходили важные события, проводились праздники и приемы, балы и маскарады.

В настоящее время Большой дворец - это уникальный историко-художественный музей, в коллекции которого собрано около трех с половиной тысяч экспонатов, среди которых живопись и фарфор, ткани и уникальная мебель, а также личные вещи российских правителей.

Большой дворец в Петергофе - описание

Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части - это Церковный корпус и в западной – корпус «Под гербом».

Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.

В центре кровли - золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек - Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.

Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.

Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.

Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.

По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:

  • Чесменский зал – это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала - это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
  • Тронный зал – это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
  • Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
  • Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото
  • Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774 - 1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал - его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
  • Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра - его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.

За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, - все эти детали создают атмосферу праздника.

Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

Из истории

  • Первый этап строительства Большого дворца (тогда его называли Верхними палатами) проходил в 1714 – 1725 годах и в то время это был скромный царский дворец в стиле «петровского барокко», в создании которого участвовали архитекторы Иоганн Браунштейна и Жан Батист Леблон, а затем с 1719 гола - Николо Микетти. Идея местоположения и первоначального облика Верхних палат принадлежала Петру Первому
  • В 1725 – 1740 годах завершалась декоративная отделка здания, в 1732 году фасад строения был увеличен за счет пристройки по бокам одноэтажных жилых корпусов, выполненных по проекту Михаила Земцова
  • В период правления Елизаветы, дочери Петра, здание было перестроено по образцу Версаля в стиле зрелого барокко. Работы велись в 1740 – 1760 годах по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. Здание, состоявшее из средней части, галерей и боковых корпусов, увеличилось за счет боковых крыльев в сторону Верхнего сада. Кроме того, по проекту Растрелли была возведена нарядная церковь и Гербовой корпус. Непревзойденный мастер барочного стиля в отделке залов использовал деревянную золоченую резьбу и наборные паркеты из ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Все это придало строению дополнительную торжественность и великолепие. Верхние палаты превратились в настоящий Большой дворец
  • В последующие годы были созданы новые парадные залы, проводился ремонт и переделка интерьеров в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Юрий Фельтен и Жан Батист Валлен-Деламот оформляют в 1760-1770 годах Китайские кабинеты, Чесменский и Тронный залы
  • С 1917 года Большой дворец стал историко-художественным музеем
  • Во время Великой Отечественной войны здание музея было практически уничтожено, а большая часть экспонатов похищена фашистами
  • В 1952 году, благодаря труду историков, архитекторов и реставраторов, Большой дворец, в основном, был восстановлен. Первым после ремонта открылся Портретный зал, экскурсанты посетили его в 1964 году.

Режим работы Большого дворца Петергофа - лето 2019

  • Индивидуальные посетители допускаются с 12:00 до 14:30 и с 16:15 до 19:45. В остальное время обслуживаются туристические группы.
  • Выходные дни – понедельник и последний вторник каждого месяца.
  • Посещение проводится в составе группы. Группы из индивидуальных посетителей формируются после покупки билета в кассе. Экскурсия на русском языке входит в стоимость билета.

Большой дворец является центром дворцово-паркового ансамбля, поражает своим великолепием и богатством убранства. Более 300 метров в длину и 3 этажа. Большой дворец располагается на вершине 16-ти метровой террасы на берегу Финского залива.

Стоимость билетов в Большой дворец Петергофа - лето 2019

  • Для граждан России
    • взрослые - 450 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет), студенты и пенсионеры - 300 руб.
  • Для граждан СНГ
    • взрослые - 450 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
  • Для иностранных граждан
    • взрослые - 1000 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
  • Любительская фото и видеосъемка запрещена

Сегодня, как и в прежние времена, Большой дворец в Петергофе восхищает своим великолепием. Вы познакомитесь с искусством русского дворцового интерьера XVIII - начала XIX веков и увидите, как барочные залы, созданные Растрелли, соседствуют с торжественными апартаментами периода классицизма и комнатами с элементами стиля рококо.