Рассказы ученых про остров рюген. Сказочный отдых - остров рюген. Географическое положение и климат

12 апреля 2013, 10:11

В давние времена, на южном побережье Балтийского моря, на территории современной Германии, жили славяне - руяне или руги. Здесь осталось множество названий указывающих на это: Росток, Любек, Шверин (Зверин), Дрезден(Дроздяны), Лейпциг (Липск) и это далеко не все из них. Остров Рюген, в Балтийском море, на северо-востоке Германии знают,без сомнения, все, кто интересуется ранней историей и языческой религией славян. Место легендарное, мистическое.

Ведь именно здесь, в самой северной точке острова находилась легендарная крепость Аркона. Высоко на меловой скале, на крутом обрыве, защищённая с трех сторон морем, а с четвёртой, огромным крепостным валом, неприступная для неприятеля, столица самого могущественного племени западных славян.

Древние славяне всегда использовали особенности природных ландшафтов для обороны своих городов, но расположение Арконы настолько гениально и невероятно, что позволяло этому маленькому княжеству сохранять свою независимость и религию, находясь постоянном состоянии войны с во многом превосходящими по численности и военной мощи соседями - католическим Польским государством, императорской Германией и датскими викингами. И не только обороняться против многочисленных врагов. Обладая мощным флотом, руяне долгое время держали под контролем большую часть южного побережья Балтийского моря.

Огромные богатства накапливались в крепости, отчасти будучи завоёваны в военных походах, отчасти будучи преподносимы в виде дани и жертве идолу бога Святовита всеми остальными славянскими племенами. Ведь Аркона была ещё и религиозной столицей всех языческих славянских племён того времени. Жрецы с дарами божеству шли не только со всего балтийского побережья,современной восточной Германии и Польши, но и из Моравии. Сохранилась память об этом месте и в русских сказаниях.

Всеволод Иванов "Радуга над Арконой"

В древнерусских сказаниях это остров Буян в море-окияне, там где Камень-Алатырь бел-горюч лежит, Прадуб древний неохватен и могуч стоит, семь небес пронзает и подпирает центр мироздания. Аркона - Ярконь - ярый - огненный белый конь - символ благодати Бога света.

Илья Глазунов "Остров Рюген. Жрец и священный конь Святовита"

Храм в поселении Аркона на острове Руян был главной святыней западных славян, являлся крупнейшим культовым центром и последним бастионом западнославянского язычества, противостоящим воздействию христианства. По общему убеждению балтийских славян, арконский бог давал самые знаменитые победы, самые точные прорицания. Поэтому для жертвоприношений и для гадания сюда стекались славяне со всех сторон Поморья. При храме содержался священный конь Святовита, белой масти с длинными, никогда не подстригавшимися гривой и хвостом. Один только жрец Святовита мог кормить и садиться на этого коня, на котором по верованиям сражался сам Святовит против своих врагов. Посредством этого коня и гадали перед началом войны. Служители втыкали перед храмом три пары копий на известном расстоянии друг от друга, к каждой паре привязывалось третье копье поперек. Жрец, произнеся торжественную молитву, выводил коня за узду из сеней храма и вел на скрещенные копья. Если конь через все копья ступал сначала правою ногой, а потом левою - это считалось счастливым предзнаменованием. Если конь ступал сначала левою ногой, то поход отменялся. Три пары копий возможно символически отображали при гадании волю богов небесных, земных и подземных.

Всеволод Иванов "Храм Святовита в Арконе"

Святилище располагалось на вершине мыса, главная площадь была защищена со стороны моря крутыми обрывами, а со стороны острова двойным полукольцом системы рвов и валов (вообще характерных для славянских святилищ), а на центральной площади стояло деревянное капище, окружённое частоколом с большими воротами во двор. Внутри святилища стоял истукан Святовита. Со слов летописца XII века Саксона Грамматика этот идол был выше роста человека с одним станом и четырьмя головами по сторонам света, сидевшими на четырёх отделёнными друг от друга шеями. Четыре головы, по-видимому, символизировали власть бога над четырьмя сторонами света (как четырьмя ветрами) и четырьмя сезонами времени, то есть космического бога пространства времени (сходного с римским Янусом).

Идол Святовита установленный в Арконе польскими язычниками в 90-х годах

В правой руке Святовит держал рог, наполняемый ежегодно вином, а левая рука упиралась в бок. Рог символизировал власть бога над урожайностью и плодородием, то есть как бога жизненной и растительной силы. Одежда спускалась до колен. Возле идола лежал огромных размеров меч, с отделанными серебром и изысканной резьбой ножнами и рукояткой. А также седло, узда и многие другие предметы, а сам храм был украшен рогами разнообразных животных.

Альфонс Муха "Праздник Свентовита"

У храма были обширные поместья, дававшие ему доход, в пользу его собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдей у острова Руян. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне. Поэтому в храме стояли сундуки, наполненные драгоценностями. А саму Аркону окружали ещё несколько селений. Священный город Аркона, являлся в те далекие времена кузницей боевых искусств Европейского Севера. Древняя история полабских славян доносит до нас воспоминание о том, что существовал особый вид воинского служения при храмах. Эти храмовые воины и назывались изначально витязями.

Когда, после непрестанной четырехсотлетней борьбы с франкскими, германскими, датскими крестителями, народы балтийских славян один за другим, были порабощены, Аркона стала последним вольным славянским городом чтущим родных богов. И оставалась таковой, до своего уничтожения в 1168 году. В 1168 году, 15 июня, датскому королю Вальдемару I коварством и хитростью удалось ворваться в руянскую крепость.

1169 год. Воинствующие христиане под предводительством епископа Абсалона уничтожают статую бога Святовита в Арконе.

Захватчики разграбили, осквернили и потом сожгли этот храм. По воле короля Вальдемара на месте храма Святовита воздвигнули христианский храм.

Церковь в Альтенкирхен (Altenkirchen), старейшая церковь Рюгена (построена около1200 года)
В её убранстве использованы отдельные элементы разрушенных крестителями славянских языческих храмов:

Чаша из Храма Святовита, теперь она в «Альтенкирхен» крестильная чаша

Культовый славянский камень вмонтированный в стену внутри церкви.

Часть апсиды церкви / Крины (символ плодородия) вмурованные в кладку стены

Славянская ритуальная чаша с Коловратом найденная в Арконе .

Один из старых типичных домов Альтеркирхена

Историк XIX века Гильфердинг писал о северо-западных славянах следующее:"Как люди натерпевшиеся на своём веку всяких лишений и бед и закалившиеся в борьбе, делаются склонны к упорству, так и балтийские славяне; едва ли был на свете народ упорнее. Изо всех народов Европы они одни положили свою жизнь за старину свою, за свой старый языческий быт: упорная защита старины, вот первое свойство всех этих передовых племен славянских, вагров, бодричей, лютичей.."

Как свидетельствуют датские летописи, король Руяна Яромир стал вассалом датского короля. К этому периоду относится обращение руян в христианство.

В восточнославянском фольклоре также можно проследить целый ряд сюжетов и персонажей Арконского культа:

Боевой богатырский конь белой масти в былинах и сказках, приносящий удачу и победу своему хозяину и одновременно обладающий свойствами оракула-прорицателя;

Упоминаемый в сказках богатырский "меч-кладенец" ;

Волшебная уздечка (коня Святовита), обладающая свойствами удержания нечистой силы;

Подкова (условный символ коня Святовита), прибиваемая к дверям "на счастье" и для отпугивания нечистой силы;

Персонаж белого коня (иногда конской головы на палке) в рождественском обряде Коляды;

Святочные гадания сельских девушек о предстоящем замужестве посредством белого коня, переступающего через оглобли;

Изображение резной конской головы на крыше жилища, конек.

Несколько слов о самом острове. Рюген - самый большой остров в Германии. Он расположен в Балтийском море, совсем рядом с границей Германии и Польши, и, несмотря на свой относительно небольшой размер (всего 926,4 км 2), обладает береговой линией потрясающей длины - целых 574 км. Рюген очень красив и разнообразен и является одним из излюбленных мест отдыха жителей Германии. Виды острова:

В 1308 году на Балтике произошло землетрясение, после которого большая часть острова и добрая половина Арконы ушли на морское дно. В 1325 году скончался последний князь руян, Вислав III, а еще через 80 лет на Рюгене умерла последняя женщина, говорившая по славянски. Прибалтийский славянский венедский этнос прекратил своё существование, так считают многие, но даже сейчас почти в самом центре давно онемеченной земли можно услышать древнюю славянскую речь.

Славянские украшения найденные немецкими археологами в Арконе

курган и дольмены на Рюгене

В данный момент вместо древней крепости высятся два маяка. Первый соорудили в 1826 году, а второй помоложе - 1902 года. Всё таки Святовит - Бог Света!

Мне снится древняя Аркона, славянский храм,
Пылают дали небосклона, есть час громам.
Я вижу призрак Световита меж облаков,
Кругом него – святая свита Родных богов.

Он на коне – и слишком знает восторг погонь,
О, вихри молний нагоняет тот белый конь.
Он бросил алую Аркону, туман завес,
И льнет к нетронутому лону, к степям небес.

Он позабыл священность красных заклятых стен
Для свежей радости неясных измен, измен.
И рог с вином им брошен в храме, и брошен лук,
И с ним несётся небесами громовый звук.

Славянский мир объят пожаром, душа горит.
К каким ты нас уводишь чарам, Бог Световит?

Константин Бальмонт

Остров Рюген находится на южном побережье Балтийского (Варяжского) моря. Рюген был заселён примерно с 4000 года до н.э. В 7 веке на острове Рюген жило мощное славянское племя — руяне (Rugieris) или руги (Rugii), основавши здесь, на побережье Померании, славянское княжество, ставшее политическим и торговым центром (гавань Ralwick) Варяжского моря на торговом пути из Готланда, и хорошо укреплённым религиозным центром на мысе Аркона.

Славянские прибрежные поселения, расположенные в большом количестве на всех речных торговых путях, имели огромное значение в торговле на Балтийском (Варяжском) море. Много скандинавских купцов жили постоянно в некоторых крупных рыночных центрах западных славян.

Ныне большие территории южного побережья Балтийского моря принадлежат Германии, и она хранит множество славянских топонимов — Росток, Любек, Шверин (Зверин), Лейпциг (Липск), Берлин — («берлога» — логово бера-медведя). .

«Остров на море лежит,
Град на острове стоит…»
А.С. Пушкин.

Сохранилось древнерусское сказание о дивном острове: «Там на море-Окияне, на острове Буяне бел-ключ камень Алатырь лежит … Прадуб древний, неохватен и могуч, стоит, семь небес пронзает, Ирий подпирает». » Ирий — это Рай на седьмом небе, а алатырь — это янтарь!

На острове Руяне, на высоком 40-метровом мысу, обращённом на восток, археологи обнаружили храмовый город-государство руссов — Аркона — Ярконь — ярый конь — солнечный белый конь Святовита.

Аркона — лежит на вершине высокого белого берега острова Рюген, и с трёх сторон омывается водами Балтийского моря. Городище-святилище Аркона сейчас занимает площадь с востока на запад 90 метров, и с севера на юг — 160 метров, хотя археологи предполагают, что размеры святилища были в три раза больше.

У северного склона горы в святилище Аркона находится святой источник и к нему проложена дорожка.

«Другой остров расположен напротив вильцев (лютичей) . Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. …Ране, у других называемые руанами ,- это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться.» - Адам Бременский «Деяния епископов Гамбургской церкви» («Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum»)

Археологические раскопки святилища Аркона проводились в 1921 г., 1930 г., 1969 -1971 годы. В окрестностях городища Аркона расположены 14 поселений и большой курганный могильник, напоминающий курганные погребения северо-западной Руси.

По данным археологии, раны (руяне) располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также вели войны с соседями, защищая свою территорию. Торговля в Арконе велась с 8 века до 10 века.


Археологи открыли два основных поселений на острове Рюген (Rьgen):
(1) Гавань в Ralswick на острове Рюген была торговым центромс 8 до 10 века. В гавани археологи нашли двадцать (20) домов, с примыкающими к ним участками побережья Балтийского моря, и удобными пристанями для торговых кораблей. Жители — скандинавы и славяне занимались различными ремеслами и торговали с иностранными купцами. За городской чертой на возвышенности, были найдено более 400 курганов, захоронения скандинавов и славян схожие.

(2) Святилище Аркона — языский храм и крепость Ругов (Rugieris). Святилище Аркона располагалось на вершине мыса, защищённого со стороны моря крутым обрывом, а со стороны суши — двойным полукольцом насыпных валов и рвами с водой. Святилище охраняли 300 воинов-ругов. В центре святилища Аркона находилось древнее капище, окружённое бревенчатым частоколом с большими воротами. Внутрь капища мог входить только верховный жрец бога Святовита. .

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Пб., Брокгауз-Ефрон, 1890-1907. «Ругии - многочисленный и могущественный народ, живший в северной Германии, по берегу моря, между Одером и Вислой. Во время переселения народов Ругии присоединились к готам и переселились в области по среднему течению Дуная.

В 1325 году умер последний князь руян Вислав-3, и остров Рюген (Rьgen) был завоеван герцогом Померании. В 1405 году на острове Рюген умерла последняя жительница говорившая по-славянски — .

Почитание языческого бога Святовита в народе было настолько сильным, что новая христианская религия была вынуждена считаться с нею. Именно поэтому христианские церкви строили на древних языческих капищах, а камни с изображениями языческих богов встраивали в стены христианских храмов. Имена языческих богов превращали в христианские святыни, так капище языческого Святовита было превращено в храм Святого Вита на острове Рюген.

В эпоху борьбы с язычеством и насаждением христианства в Британии известен епископ со странным славянским именем Свитун Винчестерский (St. Swithun of Winchester), умерший 2 июля 862 года и погребённый у стен строившегося Винчестерского собора.

Завещание Св. Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун ) было выполнено через сто лет, когда был наконец-то достроен Винчестерский собор и 15 июля 971 года монахи перенесли останки Святого Свитуна внутрь нового великолепного Винчестерского собора, посвященного Святой Троице, святому Петру (Saint Peter), святому Павлу (Saint Paul) и святому Свитуну (Saint Swithun).

Согласно легенде, во время церемонии перезахоронения Св. Свитуна Винчестерского обрушился сильнейший дождь, и впоследствии проливные дожди также шли в каждую годовщину смерти епископа. В Британии Св. Свитуна Винчестерского почитают «покровителем погоды» — это указывает на связь христианского епископа с древними языческими традициями, которые он принял на себя для привлечения язычников в христианский храм. Согласно древним народным приметам, если на святого Свитуна идёт дождь, то дождь будет продолжаться 40 дней (If it rains on St. Swithun’s Day, it will rain for forty days).

Символами святого Свитуна являются яблоки с посаженных епископом деревьев. В Англии говорят, что не следует есть яблоки раньше Дня святого Свитуна.

В 1005 году епископ Винчестерского собора Эльфеах (Ælfheah, англо-саксон.: «elf-high»; ook Alfegus, Alfege) был избран новым архиепископом Кентерберийским. Уходя из Винчестерского собора , епископ Эльфеах (ок. 953 — 19 апреля 1012 г.) взял с собой в Кентербери святую реликвию собора- голову Св. Свитуна , умершего в 863 году. Епископ Эльфеах был убит викингами в 1012 год у. В позднесаксонский период Свитуну приписывали силу, излечивающую раненых в бою воинов , калек и возвращающую зрение слепым.

До 1316 года голова Свитуна хранилась в Кентербери, далее следы реликвии теряются. Но в конце 14 века голова Свитуна появляется в Нормандии в соборе Эвре (Evreux), который начал отмечать праздник св. Свитуна

В Норвегии в 1125 год у святому Свитуну был построена приходская Римско-католическая церковь Св. Свитуна (норвеж.: Sankt Svithun kirke) в Ставангере (Stavanger) и хранились мощи святого Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун ) из Винчестера. Интересное сходство имён Swīþhūn = Свидун и «Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis» - «Свидур и Свидрир я был у Сёккмимира», «Viðurr at vígum» - «Видур в боях» («ВЕДУН» ); — из Перечня в Старшей Эдде в одной в главе «Речи Гримнира». Proto-Germanic: * - «воданаз» или *Wōđinaz — «водиназ»; Danish: Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН); Anglo Saxon: Woensdag = среда, ВОЕНА-ДЕНЬ (Danish: Woen)

Именно под знамёнами Святовита войны участвовали во всех сражениях, бог Святовит вёл их в бой, как Один бог войны , которому приносили человеческие жертвы поверженных врагов и христиан. Воин мог завоевать в бою благосклонность Одина бросив копьё в своих врагов с криком: «Один владеет всеми!» (Старый норвежский: Óðinn á yðr alla ).

Рюген (Rügen) – крупнейший и самый густонаселенный в Германии остров, расположенный в Балтийском море на территории федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания (Mecklenburg-Vorpommern). Здесь туристы обнаружат многие километры покрытых белоснежным песком пляжей, всемирно известные архитектурные памятники, большое разнообразие ландшафтов и множество возможностей насладиться живописной дикой природой.

Хотя Рюген пользуется высокой популярностью среди туристов, на острове существует огромное количество мест, где можно уединиться и насладиться тишиной. На осмотр Рюгена можно потратить один день или задержаться тут на более длительный срок.

Вид на остров Рюген, Германия (Фото © pxhere.com / Лицензия CC0 Public Domain)

Что посмотреть: топ-7 достопримечательностей Рюгена


Чем заняться на острове Рюген: топ-7 интересных дел и занятий

  1. Насладиться тишиной и одиночеством, в одном из множества заливов Рюгена.
  2. Посетить один из древних курганов острова.
  3. Сфотографироваться на фоне меловых скал полуострова Ясмунд.
  4. Совершить пешую или велосипедную прогулку по одной из многочисленных тропинок Рюгена, которые просто созданы для увлекательных путешествий.
  5. Отдохнуть в сказочно красивой лагуне.
  6. Прогуляться по 4-километровой набережной курорта Бинц, полюбоваться элегантными виллами и белоснежными пляжами.
  7. Проехаться на «псевдопоезде» Jagdschlossexpress от Бинца до дворца Границ. Цена билета для взрослых – 8 евро, для детей – 4 евро.

Где и что поесть и выпить на Рюгене

  1. Ресторан Fischraeucherei Kuse (Binz, Strandpromenade 3), который покорит своих гостей великолепными блюдами, приготовленными из местной рыбы и морепродуктов. Стоимость блюд – от 2 евро.
  2. Ресторан Strandhalle (Binz, Strandpromenade, 5), который предлагает посетителям экстраординарные блюда современной европейской кухни. Рекомендуется заказать суп из гороха и петрушки. Средняя стоимость главных блюд – 16 евро.
  3. Ресторан Poseidon (Binz, Lottumstrasse, 1), расположенный на территории исторической виллы. Здесь подают одни из лучших на острове блюд из морепродуктов. Средняя стоимость главных блюд – 15 евро.

8 дней в августе я провела на острове Рюген в Балтийском море.

На Рюгене есть местный аэропорт, но мы выбрали маршрут с остановкой в Берлине и к морю отправились на арендованном автомобиле на следующее утро, как следует отдохнув после перелета. Дорога через бывшие прусские земли радовала родными по звучанию топонимами на указателях - Панков, Каров, Дрозедов, Грибов, Тутов, Крюков, Гневиц. За сосновыми лесами, окружающими Берлин на много километров, начались сельскохозяйственные поля, на которых полным ходом шла уборка урожая. Дорога до побережья заняла два часа, которые в любованиях открывающимися пейзажами пролетели как пара минут.

Рюген со Штральзундом сейчас соединяет огромный мост, поэтому оторванность острова от материка совершенно не ощущается, что немного жаль, ведь остров был сакральным местом для многих культур на протяжении тысячелетий. Определенно, путь на священную землю должен быть труднее, чем нажатие на педаль газа.

Наш отель располагался в поселке Glowe, на узкой косе между Балтикой и глубоким заливом, который скорее нужно назвать внутренним озером. Предоплату с нас не взяли и даже документы не потребовали. Платить за проживание надлежало при выписке из отеля, причем желательно наличными - во избежание уплаты банковской комиссии.

Девушка на рецепции с трудом подбирала английские слова, а я с удивлением смотрела на нее и думала, спросить или не спросить: «неужели вы не говорите по-русски!?» - настолько ее артикуляция была похожа на артикуляцию русского человека, пытающегося говорить по-английски. В течение первого дня мы поняли две вещи. Во-первых, оказалось, что найти на острове человека, который говорит по-английски хоть сколько-то, большая удача. Официанты в кафе не знали даже элементарной лексики, типа «мясо», «рыба», «вода». Впрочем, разобраться в немецком меню оказалось не трудно, и за последующую неделю мы научились вполне успешно объясняться на языке аборигенов. Во-вторых, все те люди, которые вызывали в голове мысль: «Наши!», оказывались восточными немцами. Это было удивительно и забавно.

Когда мы вышли на пляж, в наши головы - в первый и в последний раз - закралась предательская мысль о том, что решение провести морской отпуск на Балтике было не самым удачным. При температуре воздуха +20, воды +19 и сдувающем с ног холодном ветре невозможно расстаться с курткой и позагорать, не говоря уже о том, чтобы искупаться. Впрочем, маленькие дети не только плескались в воде, но и плавали на надувных матрасах, что, учитывая ветер, было за гранью моего понимания. Оставалось любоваться мелким белым песком и соснами, устроившись в особых балтийских лежаках, точнее «седаках» - больших плетеных креслах с боковыми стенками, защищающими от ветра.

На следующее утро мы арендовали велосипеды и отправились на мыс Аркона - к легендарному святилищу Свентовита, мегалитам рядом с бушующим морем и Альтенкирхен, самой старой, как можно догадаться по названию, на острове церкви, в основание которой положен языческий камень - поверженный на бок идол. Наши расчеты на активный отдых оправдались - погода для вело- и пеших прогулок была идеальна.


Дорога частично шла вдоль соснового леса, а сама Аркона - это бескрайние поля золотой пшеницы с редкими деревушками между ними. Забегая вперед, скажу, что мы оказались на острове в сезон жатвы и за неделю пребывания успели увидеть сначала гнущиеся по тяжестью зерен колосья, потом работу комбайнов (даже в субботу и в воскресенье) и струи обмолоченной пшеницы в лучших традициях советского агитпропа, а затем - опустевшие поля с осиротевшими цветами мака вдоль дорог.

Довольно часто попадались жилые дома с «золотыми петушками» на крыше - похоже было, что жители острова неплохо знакомы со сказками Пушкина. А так же вот такими гребешками:

Исследователи считают Рюген (прежнее его название - Руян) легендарным островом Буяном. Для балтийских славян-язычников Рюген был последним оплотом - христианизации под силовым влиянием датчан они подверглись лишь в XII веке, и сейчас по всему острову разбросаны бережно сохраняемые остатки крепостных валов.


На мысу Аркона, где располагалось славянское городище с главным святилищем бога Свентовита, в настоящее время ведутся археологические раскопки. Малая часть находок выставлена в одном из бункеров времен Гитлера, а рядом с валами расположены стенды с историческими реконструкциями и деревянные скульптуры, воссоздающие лики идолов. Спасибо резчикам - славянский тип лица передан удивительно точно, и любоваться красотой индивидуальных черт можно бесконечно.

Там же неподалеку, на берегу моря, для туристов поставлен деревянный стул в виде почитаемого древними славянами журавля, а в 20 метрах от него - христианское распятие. Вот такое сочетание интереса к языческой культуре и историческому прошлому с безусловным уважением к христианству.

Идолы из цельного дуба вырезаны польскими мастерами.


Свентовит:

Поселок Витт там же, на Арконе, - это традиционная рыбацкая деревня, как она выглядела в XIII веке, но с современными коптильнями на берегу и неплохими ресторанчиками, в которых кормят рыбным супом, рыбными салатами и жареной рыбой с картошкой. Горячий чай, спасающий от ледяного ветра, и копченая рыба нескольких сортов со свежим белым хлебом в сочетании с видом на свинцовое море, лодки и стаи чаек - это именно то, что нужно после хорошего велопробега.



В последующие дни мы чередовали спокойный отдых на пляже с путешествиями по острову на автомобиле, а также пешими и велопрогулками. Оказалось, что нормальная для Балтики температура воздуха в августе - 27-28 градусов, а не 20, а загар на северном солнце получается прекрасный, и при этом не нужно никаких защитных кремов.

На второй день пребывания я бродила вдоль пляжа по колено в воде, а на третий - полезла купаться. Ощущения были совершенно удивительные. Во-первых, к холодной воде быстро привыкаешь. Во-вторых, контраст температур провоцирует какой-то внутренний жар и вылезать из моря совершенно не холодно, наоборот, хочется скорее обратно. В-третьих, измученный антибиотиками организм ответил на такую закалку неожиданным приливом сил, и после 50-60 километровых поездок на велосипеде хотелось гулять по сосновым рощам и танцевать под луной.

В один из дней мы отправились в национальный парк Ясмунд, на территории которого сохранилась растительность послеледникового периода. Уже на опушке леса нас встретила стая ланей (а впрочем, возможно, это были косули - не важно) и зайцы. Тропа шла вдоль моря и сквозь гигантские деревья со сказочными узловатыми корнями открывался вид на потрясающей красоты меловые утесы. Пробраться к морю было почти невозможно - вдоль береговой линии на протяжении многих километров тянулся крутой обрыв, заросший вековыми деревьями.


На территории заповедника на берегу лесного озера богини Херты находятся остатки валов другой славянской крепости, а неподалеку от нее - остатки священного бука, вокруг которого по легенде раз в год собирались старейшины, чтобы послушать шепот богини в шелесте ветвей.


В чаще священного леса нетрудно отыскать мегалитические комплексы, оставшиеся от более древних культур. Всего на острове я насчитала 27 мегалитов, причем большинство из них просто обозначены на карте, но об их расположении не всегда знают даже местные жители. Разбросаны они на первый взгляд хаотично, но что примечательно почти все - в шаговой доступности от моря, однако в небольшом удалении от берега.

Указателями обозначены только те, что находятся на пересечении туристических маршрутов. Абсолютное большинство давно заросли, и если не искать их специально, то трудно догадаться, что скрывает вон та группа деревьев посреди пшеничного поля. В любом случае, такая концентрация сакральных мест на квадратный километр площади говорит об уникальном положении острова у древних народов.

В Германии фрау обычно ездят на велосипедах без рамы и с корзинками на руле, и для поездки в Ясмунд мне досталась именно такая модель. Пробираться по буеракам на двух колесах было невозможно. Корзинка все время перевешивала, и пару раз я едва не свалилась в обрыв. Большую часть времени я либо тащила свой велосипед в гору, либо пыталась удержать его на спуске. Более удачливый муж практиковался в слаломе на корнях. Пешие немцы, встречающиеся на нашем пути, с осуждением смотрели ему вслед. «Они не понимают, как можно ездить на велосипеде без каски», - решили было мы, но когда, выбравшись из заповедника, решили изучить информацию на одном из информационных стендов, с удивлением обнаружили, что велосипеды на его территории запрещены вовсе.

Уставшие от приключений, вечерами мы лакомились мороженым из облепихи, любуясь закатом. «Это типично рюгенское растение», - заявил официант, когда я спросила, что такое sanddorn. Оказалось, из облепихи на Рюгене делают буквально все - мороженое, соки, конфеты, настойки и прочее, а растет она там, как сорняк вдоль полей.

В наши планы входило путешествие по северной Германии, но доехать мы успели только до Штральзунда - покидать Рюген совершенно не хотелось, напротив, было желание облазить каждый уголок, найти каждый мегалит и каждое гигантское дерево (почти двести деревьев на Рюгене имеют в окружности до 8 метров). Удивительный здоровый климат все время побуждал двигаться и изучать новые места. Несмотря на то, что я предпочитаю ездить отдыхать в разные места, на Рюген я вернусь точно и не один раз.

ОРИГИНАЛ ЗАПИСИ ОПУБЛИКОВАН НА САЙТЕ EUROMAG.RU

Славянское племя руян поселилось на острове Ругия примерно в 6-м веке. Удачное географическое положение и другая, самобытная вера вызывало у соседей, особенно у датчан, ненависть. Рассказывает Павел Жуков.

Как и подобает островным жителям, руяне обладали мощным как торговым, так и военным флотом. Их корабли неоднократно наведывались в Скандинавские и Прибалтийские страны с целью грабежа. Более того, даже некоторые территории, входившие в состав Дании, платили руянам дань. И в XII веке между датчанами и жителями острова началась война.

Аркона — столица и культурный центр

Главным городом руян была Аркона, которая являлась не просто столицей, а настоящим культурным и духовным центром всего острова. Особое место в городе занимал храм бога Святовита, который описал датский историк и путешественник Саксон Грамматик: «Город Аркона лежит на вершине высокой горы. С севера, востока и юга огражден природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей. Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм». Капище было внушительных размеров — более трехсот метров.

Первые славяне поселились на острове Ругия в VI веке


При храме в момент наивысшего расцвета островного славянского государства находились три сотни отборных солдат, считавшихся чуть ли не личной дружиной самого четырехликого Святовита.

А вот так Грамматик в своем труде «Деяния данов», созданном в XIV веке, описал храм главного божества руян: «Посреди города была площадь, на которой стоял храм из дерева, изящнейшей работы… Внешняя стена здания выделялась аккуратной резьбой, грубой и неотделанной, включавшей формы разных вещей. В ней имелся единственный вход. Сам же храм заключал в себе два ограждения, из которых внешнее, соединенное со стенами, было покрыто красной кровлей; внутреннее же, опиравшееся на четыре колонны, вместо стен имело завесы и ничем не было связано с внешним, кроме редкого переплета балок».

Святовит — верховное божество руян

Примерно в XI веке руяне достигли пика своего могущества. Они были полноправными хозяевами Балтийского моря, которое соседние народы называли не иначе как Морем Ругов.

Войны за выживание

В начале XII века расстановка сил в Балтийском регионе начинает меняться. Руяне, несмотря на сильный флот и мощную армию, оказываются в невыгодном положении. Дело в том, что жители острова очутились в окружении христиан, которым очень хотелось распространить свою веру как можно дальше. А главным врагом руян стала Дания.

В 1136 году между двумя государствами произошел первый конфликт. Закончился он для руян трагично — король Дании Эрик II захватил Аркону. Но разрушать город не стал. Более того, он вернул захваченные земли, но с одним условием — руяне должны были отказаться от веры предков и принять христианство. Островные славяне согласились, но новую религию так и не приняли.

Это спровоцировало дальнейшие войны. За семь лет (с 1159 года по 1166-й) то датчане, то саксонцы нападали на остров. Руяне сопротивлялись отчаянно, но справиться с гораздо более сильным противником у них не получилось. Датский король Вальдемар I сумел одолеть последнего руянского князя Яромира.

В 1168 году Аркону полностью разрушили, а статую бога Святовита сожгли. Князь Яромир избежал смертной казни. Он признал себя вассалом Вальдемара I, а свой остров — частью епископства Роскилле. Но датчанам этого, конечно, было мало. Они хотели, чтобы славянское племя стало христианским. И Яромир согласился. Руян насильно крестили, а тех, кто отказывался предавать веру предков, убивали.

Датчане хотели обратить язычников-руян в христианство

Интересно и то, что по условиям мирного договора та земля, где раньше находился храм Святовита, теперь переходила в непосредственное подчинение церкви. «Довеском» шла обязательная помощь руян Дании в случаи войны и ежегодная дань.

В 1185 году датчане начали возведение церкви на полуострове Виттов в Альтенкирхине. А в качестве строительного материала они использовали руины Арконы. Поэтому там до сих пор жив «камень Свантевита». Его даже описал в «Саксонской хронике» за XVI век Давид Хитреус: «Изображение идола руянов, высеченное на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен, в притворе храма. Более похожего на чудовищного злого демона, чем на какого-либо бога; прежние жители острова называли его Святовитом, нынешние же Витольдом».

Сохранилось упоминание и в «Истории Каменной епархии» от XVII века: «Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Чёрным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы «Древний Вит». С большой головой, густой бородой он скорее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом».

Последние из славян

В 1234 году жителям Руяна удалось скинуть датское владычество. Они даже расширили территорию своего государства и основали город Штральзунд. Но это, конечно, были уже не те руяне, что хозяйничали в Балтике два столетия назад. Они стали христианами, свои исконные традиции, по большей части, заменили на датские или немецкие. Даже родной язык и то стал забываться.

В 1168 году Аркона была полностью разрушена

К концу XIII века славяне-руяне уже практически полностью потеряли свою культуру и самобытность. Процесс онемечивания шел стремительно и неумолимо.

А в 1325 году умер последний руянский князь Вислав III. На нем славянская ветвь правителей острова оборвалась. А в 1404 году поочередно ушли из жизни последние мужчина и женщина, которые еще помнили язык своих предков. С их смертью прекратил свое существование и славянский руянский диалект. Остров Руян уже безоговорочно стал Рюгеном, а его жители — носителями только немецкой культуры и языка.

Славяне не смогли справиться с онемечиванием

На сегодня почти все эти земли относятся к Германии, к ее федеральной земле Макленбург-Передняя Померания. А о том, что там когда-то жило гордое и грозное славянское племя, напоминают лишь руины их главного города — Арконы. Да и то, территория городища из-за частых оползней, становится все меньше. Так что, недалек тот день, когда и последний след руян исчезнет.