Восход китайского туризма: как и куда едут китайцы и. Как добраться до великой китайской стены Полезные слова на китайском для путешественника

Побывать в Китае и не посетить Великую Китайскую стену – преступление. Правда, здесь как и везде в Китае стоит проблема выбора: ехать самим или с организованным туром, но тут она еще усугубляется вопросом: куда именно ехать, на какой участок стены? Поделимся своими пробами и ошибками в этом вопросе.

Как ехать?

Китай, наверно, единственная страна из всех нами посещенных, где я готова ратовать за организованные экскурсии. За 2 месяца, проведенные здесь, уже порядком поднадоело то, что ничего не получается с первого раза, а информация в путеводителях, очень часто значительно отличается от того, что есть на самом деле. Но с другой стороны, экскурсии для иностранцев на английском языке у официальных туристических агентств стоят каких-то космических денег, а при бюджетном варианте есть риск ехать в автобусе, битком набитом галдящими китайцами или посветить большую часть времени не прогулке по стене, а посещению магазинов чая и оникса.

Кроме того, экскурсия на Великую Китайскую стену – это одна из самых популярных разводок пекинских “Остапов Бендеров”. Выглядит она следующим образом: на улице к вам липнет зазывала, который убеждает вас купить у него экскурсию на Великую Китайскую стену. Рассказывает, что он на этом месте работает со времен самого товарища Мао, его экскурсии самые лучшие и дешевые, демонстрирует фото довольных клиентов и утверждает, что к нему очередь из туристов выстраивается, но ты ему понравился и поэтому тебя он завтра с удовольствием повезет.

Вещает он это весьма красноречиво и убедительно и ты уже почти согласен, тем более что добрый «гид» даже не просит с тебя всю стоимость экскурсии сразу, процентов 20-30, чтобы зарезервировать тебе место. Он «мамой клянется», что не обманет и завтра в назначенное время заберет тебя прямо из отеля. Но вот наступает завтра, а автобуса нет, гида на «его месте» нет, денег тоже нет.

О возможности такой разводки, так же как и о мы были заранее предупреждены, и поэтому сразу отклоняли подобные предложения, а их, хочу отметить, было не мало. Сравнив все «за» и «против» мы в очередной раз выбрали самостоятельный осмотр, и ни разу не пожалели, почти…

Куда ехать?

В настоящее время для осмотра открыто несколько участков стены: Бадалин, Мутяньюй, Сымытай, Цзиньшаньлин, Хуанхуа, Цзюгулоу. Изучив путеводители, бескрайние просторы интернетов и туристических форумов, мы пришли к выводу, что самостоятельно одним днем можно добраться только до первых двух: Бадалин и Мутяньюй. Бадалин – самый доступный участок стены и потому самый посещаемый, поэтому изначально мы решили поехать в Мутяньюй.

Мутяньюй

Итак, в теории, чтобы добраться до Мутяньюй сначала нужно найти автобусный терминал , который находится на станции метро Донгжимен . Всё усугубляется тем, что вам нужен не основной терминал, который находится у метро, а некий дополнительный. Найти его не просто, так как никаких указателей нет, да и все многословные описания в Интернете на самом деле мало помогают. Хорошо, что мы стараемся всегда дать точное местоположение искомых объектов на карте, и у вас подобных проблем уже не возникнет.

После того как вы с горем пополам нашли автостанцию, нужно пройти в самую глубь, там будет остановка нужного вам автобуса, а точнее автобусов, так как мы нашли информацию, о том, что до Мутяньюй с этой станции идут автобусы либо 867 либо 936. Ещё одна немаловажная деталь, если верить найденной нами информации, автобусы маршрута 867 отходят в 7:00 и 8:30 утра, так что придется встать пораньше. Мы же пришли на станцию где-то 7:30 и автобус 867 уже (или ещё) стоял на остановке, мы показали водителю записанные заранее иероглифы, на что он, жестами как мог объяснил, что до Мутяньюй он не едет, а едет до места от куда мы должны дальше ехать на такси. Ок, решили мы, значит 936-й точно идет куда нам надо. И стали ждать его (кстати 867-ой автобус отправился в 8:00).

Помимо нас на остановке были какие-то японцы, китайцы с фотоаппаратами и европеец с путеводителем Lonely Planet. Он, кстати, покрутился немного между автобусами и быстренько ретировался куда-то. Где-то в 8:30 подъехал заветный автобус и мы туда весело погрузились. Причем было реальное ощущение, что вокруг тебя копошится малышня, на моей памяти столько раз менять свое место могут разве что школьники. Перед отправлением к нам подошла кондуктор и поинтересовалась куда мы едем, на китайском, естественно. Кстати, в Сиане, когда мы ездили смотреть терракотовую армию, кондуктор прекрасно говорила на английском, во что значит .

В ответ на это мы, как и в случае с предыдущем автобусом, продемонстрировали ей заранее заготовленные иероглифы и приготовились к отправлению. Но не тут-то было. Наши иероглифы её чем-то не устроили, она вместе с водителем начала что-то шуметь, кричать и фактически выпихнули нас из автобуса. Что это было и почему, осталось для нас загадкой, как впрочем и весь Китай)))
Привыкнув, что ничего с первого раза в Поднебесной у нас не получается, мы решили попытать счастье на следующий день, а пока сходить посмотреть олимпийские объекты. Так как мы не хотели еще раз испытывать судьбу с кондукторшами и Мутяньюй, и поэтому решили воспользоваться планом Б, т.е. поехать в Бадалин.

Бадалин

Безусловно, это самый туристический из всех возможных вариантов стены, но зато туда ходит поезд. А поезд для нас – лучший способ добраться до сложных достопримечательностей, который неоднократно нас выручал, например в Куньмине, когда мы .

Итак, поезда на Бадалин оправляются с северного ЖД вокзала , он находится на станции Ксинхимен . Все поезда нужного нам направления имеют 4-х значный номер, начинаются с «S2», а дальше 01-99. При этом нечетный номера едут в Бадалин, а четный в Пекин. Кстати, это направление появилось не так давно – его построили к летней олимпиаде в Пекине.

Расписание поездов вывешено на стенде, но в Китае все так быстро меняется, что я не порчусь за его актуальность. Билеты продаются день в день, то есть заранее их приобрести не получится. Процедура поездки что в ту, что в другую сторону примерно одинаковая.

Покупаешь в кассе билетик (кстати стоит всего 6 CNY), проходишь внутрь вокзала и упираешься в очередь. У китайцев прям нереальная любовь к очередям: они её сначала создают на пустом месте, а потом пытаются всех обмануть и пролезать в обход. Но тут ничего не поделаешь – приходится стоять, так как металлические направляющие весьма жестко регулируют очередность самых прытких туристов. На платформу пускают минут за 15 до отправления, и тут начинается самое веселое…

Дело в том, что поезд стоит достаточно далеко от здания вокзала. Поэтому выйдя на платформу все весело бегут к поезду, надеясь занять места. Аттракцион тот еще, особенно учитывая, что бордюрная плитка на платформе весьма скользкая и эта пробежка легко может закончиться серьезными травмами.
Интересное наблюдение, китайцы почему-то предпочитают залазить в самый первый вагон, ближайший к ним, а потом уже переходить дальше внутри поезда. Если не полениться и добежать до конца поезда, вероятность занять места существенно возрастает.

Полтора – два часа в поезде и мы на месте. Дальше вся толпа весело вываливается из поезда и идет в сторону стены, примерно минут 10-20, в зависимости от скорости и количества фоток сделанных по дороге. Важно помнить, что Бадалин – это не конечная станция, но так как основная масса пассажиров выходит именно здесь

Как организовать самостоятельную поездку в Китай в 2020 году! Виза, билеты, отели, еда, транспорт, безопасность. Сколько стоит съездить в Китай? Расчет стоимости, советы и наблюдения.

Материал подготовлен на основе личного опыта самостоятельного путешествия в Китай автора текста: три месяца жизни в Шенчьжене, а также поездки в Гонконг и Гуанчжоу.

Китай огромен и очень разнообразен, поэтому четко сказать, где какие цены и условия, невозможно. Буду отталкиваться от Шеньчженя - центра всей электроники, молодого и быстро растущего города на самом юге Китая, который граничит с Гонконгом. Я расскажу, что пригодиться туристу при планировании самостоятельной поездки в Китай в 2020 году, а также приведу собственные наблюдения о стране и советы путешественникам.

Как сделать визу в Китай самостоятельно

Виза в Китай для россиян нужна, за исключением редких случаев. Обычная однократная стоит 1500 рублей, двукратная - 3000, многократная - 4500 рублей. Плюс взимается банковская комиссия 2,5% с человека.

Срочная однократная - 2400, срочная двукратная - 3900, срочная многократная - 5400. Еще есть экспресс-рассмотрение, стоит дороже.

Лучше останавливаться в сетевых отелях, так как они заботятся о своей репутации. Сутки в таком отеле стоят от 30-40$ за двухместный номер. Сетевые отели в Шеньчжене: Greentree Inn , Sheraton, Novotel и т. д.

Советы:

  • Ищите отель с хорошей звукоизоляцией - китайцы шумные.
  • Фотографии отелей не всегда соответствуют действительности.
  • Иногда номер может быть чистый и уютный, но иметь посторонние запахи, например, сырости. Или окнами выходить во внутренний двор, где свалка или китайская уличная кафешка (которая производит запахи не лучше).

Аренда. Если хочется личного комфортного жилья, ищите комнату, квартиру или дом на Airbnb . Выбор жилья огромен. Аренда квартиры в Пекине стоит примерно 30-50$ в сутки, в Шеньчжене - от 27$. На месяц на Airbnb снять квартиру можно за 600-1500$ (комнаты - 500-900$). Цена зависит от города, района и состояния дома. Например, в Шеньчжене возле пляжа в курортном районе отличную квартиру сдавали за 600$. При длительной аренде бывают скидки.


Вход в Shenzhen Novotel Watergate (Фото © booking.com / Shenzhen Novotel Watergate)

Еда и кухня Китая

Другая трудность, с которой вы столкнетесь при самостоятельной поездке в Китай в 2020 году - это еда. Она здесь очень специфична, поэтому с походом в кафе возникают проблемы, особенно если не знать языка. Но тут на помощь приходят McDonald"s и KFC. Также есть много европейских известных сетей, в которых можно по картинкам заказать еду. Однако и цены в них значительно выше - например, гарнир с мясом стоит от 6$. Иногда в стоимость входит чай. В McDonald"s Биг Мак (картошка, кола, дабл чизбургер) обойдется примерно в 5$.

В целом в кафе можно поесть на 5$ и больше, в ресторанах простое блюдо стоит от 10$.

Где можно недорого и вкусно поесть в Китае:

  • Кафе для местных. В них можно за 1,5$ плотно поесть, но никто не гарантирует качество продуктов и соблюдение санитарных норм. Минус - сложно заказывать блюда, так как зачастую картинки отсутствуют или их мало, а если и есть, то непонятно, что это.
  • "Мусульманки" - это местные кафе, которые держат китайцы-мусульмане. Еда там приготовлена с соблюдением всех норм и действительно очень вкусна. Очень люблю их лапшу и советую попробовать. Они готовят ее при тебе, и за этим процессом интересно наблюдать. Стоимость от 1,5$ за огромную порцию.
  • Супермаркет. Килограмм бананов стоит 1-2$, яблоки 2-3$, мандарины 1-2$. Не советую покупать колбасные изделия. Это совсем не то, что мы ожидаем: китайские сосиски сделаны из сои с кучей специй и добавок. На вкус они сладкие и со специфичным запахом, но ради любопытства разок можно попробовать.

(Фото © Jo@net / flickr.com / Лицензия CC BY 2.0)

Интернет и сотовая связь в Китае

Все sim-карты продаются только по паспорту в специализированных местах. Стоимость мобильной связи достаточно высока - от 20$ в месяц, плюс за покупку карточки и выбор тарифного плана берут столько же. Чтобы приобрести нормальный тариф и разобраться во всем, нужно знать китайский язык. Если вам нужен интернет в Китае, в поездке проще пользоваться Wi-Fi - в больших городах его можно найти повсюду.

Есть еще одна неприятность, с которой многие сталкиваются - это блокировка всех служб Google, YouTube, Instagram. Для доступа к ним необходимо установить себе специальную программу VPN.


China Mobile - крупнейший оператор мобильной связи в мире (Фото © Open Grid Scheduler Grid Engine / flickr.com)

Транспорт в Китае

С транспортом в Китае все отлично. Очень развита инфраструктура. Самолеты, паромы, поезда (в том числе скоростные), автобусы, метро и такси. В любую точку добраться можно без проблем. Проезд в автобусах - от 0,3$, в метро - от 0,5$.

Если собираетесь поехать в Китай на месяц, покупайте проездной. Пластиковую карточку можно пополнять и использовать в метро и автобусах, а затем вернуть и получить деньги обратно. Стоимость 4$. Это очень удобно: не нужно узнавать стоимость билетов, покупать жетоны, стоять в очередях. Соответственно, пропадает и проблема языка. На поездки в пределах одного города хватит 10-30$ на месяц.

Очень распространенный вид передвижения - электромопеды. По сути это такси, только менее комфортное, более экстремальное и дешевое - от 2$. Основное преимущество - отсутствие пробок, так как ездят мопеды, где хотят. Единственный минус - это язык. Нужно договориться о цене и месте назначения.

(Фото © Lαin / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0)

Банкоматы и карты

Будьте готовы, что во многих магазинах вашу карту Visa или MasterCard могут не принять, так как в Китае другая платежная система - UnianPay. Эту карту можно оформить в любом банке бесплатно. Если нужно снять деньги со своей, то есть множество банкоматов для этого.

Менталитет китайцев

Не удивляйтесь, если в Китае вы будете чувствовать себя обезьянкой, с которой все хотят сфотографироваться. Для китайца иметь фото с европейцем - это показатель крутости, статуса, так что вы всегда будете в центре внимания. На вас всегда будут оборачиваться и, не стесняясь, смотреть в упор. Помимо повышенного интереса, китайцы будут пробовать заработать на "белом человеке". Для них мы ходячие деньги, так что торгуйтесь во всех магазинах. К примеру, однажды мы сбили цену на рубашку с 35$ до 5$.

О культуре и воспитании большинства китайцев говорить можно долго. Уступить место девушке, пропустить ее вперед, пропустить выходящих из транспорта, мусор выбросить в урну - это все не про них. Также у них нет чувства такта. Не удивляйтесь, если при первой же встрече вас будут расспрашивать про личную жизнь, зарплату и здоровье. Сами же китайцы очень хитрые и предприимчивые, но в то же время добродушные.

Полезные слова на китайском для путешественника:

Безопасность в Китае

Знаете, откуда пошла традиция носить рюкзак спереди? Из Китая. Там очень распространено мелкое воровство. В больших городах везде можно встретить полицейского, который с радостью поможет в любой ситуации. Также во всех автобусах, метро, торговых центрах, да и просто на улице висят камеры, поэтому в больших городах нечего боятся, гуляя вечером по улицам. Из личного опыта: я гуляла с фототехникой, и ни разу никто не пытался пристать.

Также в Китае есть негласное правило, что животным, детям и лаоваям (иностранцам) можно все.

(Фото © Today is a good day / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0)

Сколько стоит самостоятельная поездка в Китай из России

Давайте посчитаем, сколько стоит поездка в Китай на двоих на 10 дней при вылете из Москвы:

  • Однократная виза - 52$.
  • Авиабилеты из Москвы в Пекин и обратно - от 586$. Найти билет >>
  • Отель в центре Пекина в низкий сезон - 130$. Найти отель >>
  • Питание в забегаловках для местных - 120$.
  • Страховка - 23$.
  • Транспорт и достопримечательности - примерно 200$.

Итак, сколько же стоит съездить в Китай самостоятельно? Минимальная стоимость поездки, если вы готовы экономить - примерно в 1111$ на двоих на 10 дней.

Если же вы привыкли жить с комфортом, то путешествие будет стоить примерно 1711$ на двоих (проживание в отеле 3* - 250$ и питание в кафе и ресторанах - 600$). Мы в месяц на двоих тратили 1500$.


Фрагмент купюры в 100 юаней (Фото © super.heavy / flickr.com)

Воспользуйтесь нашими полезными советами по самостоятельной поездке в Китай в 2020 году:

  • Посмотрите перед путешествием, как китайцы считают на пальцах. Совпадение с нашим счетом только до 4, дальше все по-другому.
  • Обязательно скачайте в телефон переводчик.
  • Возьмите нужные лекарства, так как в китайских аптеках вы вряд ли сможете найти что-то знакомое. Скорее встретите засушенную жабу, нежели активированный уголь.
  • Скачайте на телефон программу Baidu и карты городов, где собираетесь жить. Эта программа поможет подобрать маршрут, время и вид транспорта, определить лучший вариант пути. С ней не потеряетесь. Очень советую!

Надеюсь, общее представление о ценах и условиях у вас составилось. И проблема языка, как видите, не столь страшна. Путешествуйте, ведь в мире столько всего интересного!

(Фото © monkeylikemind / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0)

Источник вступительного изображения: © mandylovefly / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0.

В начале 2000-х граждане Китая совершали только 10,5 миллиона путешествий. К 2017 году число таких путешествий выросло до 145 миллионов - на невероятные 1 380 %!

Меньше чем за 20 лет рынок международного туризма Китая достиг наивысших позиций в мире, опередив даже США. По данным Всемирной туристской организации, за 2016 год китайские туристы потратили в других странах 261,1 миллиарда долларов; в 2000 году эта сумма составляла около 10 миллиардов долларов. По предварительным данным, в 2017 году их траты составили около 300 миллиардов долларов. Американские же туристы в 2016 году потратили относительно небольшие 123,6 миллиарда долларов.

Примечательно, что активно путешествуют только 7 % китайцев - 99 миллионов человек. Для сравнения: доля таких граждан среди населения США составляет 40 %, а в Великобритании - 76 %. Таким образом, потенциал для роста туристического рынка Китая при населении в 1,4 миллиарда поражает. в Китае прогнозирует, что к 2030 году путешествовать будут более 400 миллионов китайцев.

По версии института, это означает, что из 600 миллионов путешествий, которые к 2030 году добавятся к нынешнему количеству (сейчас путешествуют 1,2 миллиарда человек, через 12 лет их число вырастет до 1,8 миллиарда) почти половину будут совершать китайцы. Китайский рынок международного туризма будет составлять почти четверть мирового.

Неудивительно, что уже сейчас туристические ведомства различных стран стараются привлечь растущую армию китайских туристов. К примеру, рекламная кампания сайта Visit Britain стартовала еще в 2014 году. Туроператоров, отели и руководство достопримечательностей обязали предоставить информацию на кантонском или мандаринском диалектах, а также адаптировать продукцию под китайский рынок и культуру.

Куда едут китайские туристы?

Число 145 миллионов заграничных поездок может ввести в заблуждение: при подсчетах учитывались специальные административные районы Китая - Гонконг и Макао, а также остров Тайвань, который государство считает своей территорией. В 2017 году эти регионы посетили 69,5 миллиона туристов.

Внутренний туризм также очень популярен среди китайцев. Масса туристов едет в Пекин и Шанхай. Из-за наплыва гостей по выходным там даже перекрывают движение автомобилей по главным улицам. По словам эксперта Telegraph Travel Салли Пекк, которая в прошлом жила в Китае, популярны также направления, связанные с новейшей историей страны. К примеру, многие посещают плотину «Три ущелья» в бедном промышленном регионе Китая. Молодые туристы, которые ищут острых ощущений, едут в горную провинцию Юньнань, которая граничит с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом и является одним из самых этнически разнообразных регионов Китая.

Великая Китайская стена иногда выглядит так

Другие азиатские страны также получают выгоду от роста туризма среди китайцев. В десятку самых популярных направлений среди них входят Таиланд, Япония, Вьетнам, Южная Корея и Сингапур. Замыкают рейтинг США и Италия.

Рост туристической индустрии в Таиланде

1990 - 5,3 миллиона туристов ежегодно
1995 - 7 миллионов туристов ежегодно
1998 - 7,8 миллиона туристов ежегодно
2005 - 11,6 миллиона туристов ежегодно
2010 - 15,9 миллиона туристов ежегодно
2014 - 24,8 миллиона туристов ежегодно
2015 - 29,9 миллиона туристов ежегодно
2016 - 32,6 миллиона туристов ежегодно
2017 - 35,4 миллиона туристов ежегодно

Наиболее популярны такие локации, как Пхукет на юге страны и Чиангмай на севере.

С ростом популярности туризма в Китае увеличились и показатели приема путешественников в соседних странах.

Таиланд, лидер после Гонконга и Макао, в прошлом году принял 35,4 миллиона иностранных туристов - на 668 % больше, чем в 1990 году (5,3 миллиона туристов). В Японию в 2017 году приехали 28,4 миллиона туристов (на 887 % больше, чем в 1990-м - 3,2 миллиона). Во Вьетнам в 1990 году прибыли всего 250 тысяч путешественников; в 2017-м страну посетили 12,9 миллиона человек - рост составил 5 160 %! Все эти показатели были бы невозможны без китайских туристов.

Развитие аэропортов Китая

Туристическая активность китайцев спровоцировала быстрое расширение аэропортов страны. В 2017 году девять из них попали в список 50 самых загруженных аэропортов мира, а три - в первую десятку. В 2010-м эти показатели составляли, соответственно, шесть аэропортов в лонг-листе и один в десятке.

Аэропорт Гуанчжоу Байюнь, к примеру, относится к самым быстрорастущим пересадочным узлам в мире. В 2017 году он принял 65,8 миллиона пассажиров, тогда как в 2000-м - всего 12,8 миллиона.

Как выглядят и ведут себя китайские туристы?

В недавнем отчете Еврокомиссии говорится, что для китайцев «самым дорогим ресурсом является время». Они предпочитают путешествовать эффективно - не задерживаться в достопримечательностях долго. Китайские туристы в Европе больше всего интересуются ее искусством и культурой, а также небольшими городами. Они экономят на еде, жилье и транспорте, однако охотно занимаются шопингом.

По словам Салли Пекк, когда китайцы приезжают в Европу, они стараются посетить каждую из крупнейших столиц и пройтись там по магазинам. Британский бутик-городок Бистер Виллидж, почти полностью состоящий из магазинов, не менее популярен среди китайских туристов, чем Букингемский дворец.

«Китайцы предпочитают популярные достопримечательности - Биг-Бен в Лондоне или виноградники в Бордо», - отмечает Пекк. Малоизвестные места их не слишком интересуют.

Что касается внешнего вида, китайцы предпочитают бейсболки или козырьки с логотипом своего туроператора, а также неизменно носят на себе заметную фототехнику, говорит Пекк. Также, по ее словам, множество китаянок выбирают в поездки совсем неподходящую обувь. К примеру, в горах можно нередко встретить туристок на высоких каблуках.

Риски чрезмерного туризма

Такие города, как Венеция, Барселона и Дубровник, в настоящее время страдают от наплыва туристов. Эксперты опасаются, что рост китайского туризма может сделать пребывание в них и вовсе невыносимым.

Отдельно расскажу о нашем железнодорожном опыте и о том, как мы добывали еду в этой поездке. Все свои перемещения между городами в Китае мы совершали на поездах.

Это были наши требования к блюдам. Хорошо, когда в кафе есть меню с картинками. Мне, в общем-то, нравятся и блюда со сладким соусом, хотя я не могу их есть много. Но Лене они не понравились.

Вообще у китайцев особая любовь к сладкому - даже найти не сладкий хлеб практически не возможно. Хлеб в нашем понимании мы там вообще не нашли.

Все сосиски, какие мы пытались пробовать, хоть внешне и были похожи на наши, но на вкус были гадко сладкими.

Картофель там тоже весь сладкий.

Кстати, китайское пиво нам понравилось.

В итоге у нас сложился свой набор требований к блюдам:

  • 不辣 - búlà - не острое,
  • 不甜 - bùtián или 不加糖 - bùjiātáng - не сладкое,
  • 没有豆腐 - méiyǒudòufu - без тофу.

Еще иногда нужно сказать, чтобы блюдо нам упаковали с собой. Мы просто показывали эту фразу, написанную по-китайски. Пора бы нам уже ее выучить:

请把这到菜给我包 - Qǐng bǎ zhèdàocài gěi wǒ bāo.

Может, вам пригодится в вашем путешествии.

Однажды мы пытались заказать баоцзы. Меню было без картинок. Узрели знакомый иероглиф 鸡 - Jī - курица. Обрадовались - решили заказать баоцзы с начинкой из курицы. Они были вкусными, но курицы мы там не нашли. Там было 鸡蛋 - Jīdàn - яйцо. Мы знали, как это слово звучит, но не помнили, как оно пишется.

Хороший обзор о китайской еде написала хозяйка блога Way2China Анна в статье Что и как едят китайцы .

Успела за 65 минут до вылета. Зареклась подъезжать к вылету на поезде впритык по времени.

УРОК

  • Перед большими переездами-перелетами оставляйте денек в городе вылета - всегда ведь есть, где там погулять, и точно не опоздаете на самолет.

Ехали китайцы, потеряли яйцы. Девки думали – малина, откусили половину (народная частушка)

Подмосковная электричка Ярославского направления. Сели. По одному челу у окошечка. Носы в телефоны, наушники, соответственно, в уши. Все, как всегда. Сейчас набьётся полный вагон нас - замкадышей, работающих в столице Родины городе-герое Москве. Как-то неожиданно поезд дернулся и медленно, поскрипывая и покачиваясь на стрелках, начал движение в область. Оглядываюсь по сторонам: народу на удивление немного, сидят, сонно озираясь, и, привычно встречаясь глазами с попутчиками, даже не отводят глаза, а просто смотрят сквозь; так смотрят все жители больших городов на себе подобных. Видимо, за этот безразличный взгляд и не любит москвичей все остальное население нашей необъятной Родины, даже не отдавая себе отчета, за что. Ну что делать, насильно мил не будешь… зато мы вас, понаехавших, очень любим, прям всем сердцем. Такая уж у нас адаптивная реакция на вынужденное ежедневное коловращение в бесчисленной человеческой массе. Выживаем, как можем, уж не обессудьте.

Итак, привычно движемся домой, чтобы завтра утром снова в той же электричке, толкаясь и матерясь, смотреть друг на друга «сквозь» … Подъезжаем к платформе «Москва 3». И тут мое внимание привлекает группа пассажиров, компактно, но с огроменным багажом из клетчатых «челночных» сумок, расположившихся в одном из шестиместных «купе». Ребята не наши- азиаты, галдят как-то тревожно, в окно пальчиками тычут, фразы интонационно вопросительные, хотя, может, на «ихнем» языке и не вопросительные вовсе, а утвердительные или даже повелительные. Присматриваюсь к ним и даже где-то прислушиваюсь. А ребятки все больше возбуждаются, начинают беспомощно головенками вертеть, ищут ответного взгляда. «Хелп ми, плиз!» читаю в их прищуренных глазках единственную знакомую мне иностранную фразу. Встаю, подхожу поближе, громко и с акцентом, чтобы понятней было, спрашиваю, что, мол, случилось, чем помочь? По-русски, ясен пень, спрашиваю. Так как другими языками не шибко владею. Да и с их национальностью не все пока ясно. А было бы ясно, что толку? Тут один из моих визави, самый башковитый, стал мне в нос бумажки какие-то совать. Смотрю, бумажки на русском. Ну, слава Богу! Билеты! До Пекина! Да и этот, башковитый, лопочет что-то типа «сяо, ляо, мы китайса, сяо, ляо, мы Пекин». И жестами вопрошает: почему Пекина, мол, теперь совсем-совсем другой сторона стала? Озарение пришло Свыше! Эта, стало быть, команда китайских гастарбайтеров или как их там, отработав свою смену по пошиву «брендовой» одежки местного разлива где-то в ближнем Подмосковье, возвращается на родину, судя по билетом, в Пекин. Я, по большому счету, с большой уважухой отношусь к восточному менталитету, но этих ребят, походу, нехорошие люди набрали где-то по глухим деревням Поднебесной, посулив немерено денег за работу в России, а, нажившись на их доверчивости и дешевом труде, посадили в электричку до Москвы и сунули билеты «Москва-Пекин», не удосужившись объяснить, что в Москве надо пересесть на поезд дальнего следования. Поезд, подъезжая к Москве, двигался короткими перебежками, останавливаясь у каждого столба, потом, постояв несколько минут на Ярославском вокзале, пошёл обратно в область, толи в Александров, толи в Загорск, вернее – в Сергиев Посад. Мне-то один хрен, мимо родных Мытищ по любому не проскочит, а вот китаезам ну никак до дома на этой шайтан-арбе не добраться. Но, они то этого не знали! Ну, не сказали им их благодетели-работодатели о пересадке, забыли, мать их так… Смотрю в билеты, потом на часы, получается, что до отправления их поезда 20 минут осталось. Тут электричка в аккурат остановилась. Двери открылись, а напротив встречная стоит, тоже с отрытыми дверями. Хватаю клетчатые сумки и тащу к выходу, выкидываю на платформу. Китаезам кричу: «Быстро ходи туда, кули!». Языковый барьер рухнул сам. Пацаны, курившие в тамбуре встречной электрички, быстро сообразили, что к чему и дернули «стоп-кран», который, кстати, совсем и не «стоп», а блокирует закрытие дверей, и стали затаскивать многочисленные сумки вместе с многочисленными китайцами в свой вагон. Кричу им вдогонку, чтобы на Ярославке высадили «клетчатых» и проводили к первым путям, откуда поезда на Дальний Восток идут. Но, меня, наверное, никто и не слышит, наши и их двери закрылись и поезда пошли каждый в свою сторону.

Я еду домой в Мытищи. На северо-восток. Китайцы тоже едут домой, но в другую сторону, на юго-запад, хотя Китай на востоке, даже намного восточнее Мытищ… Парадокс, однако… Приеду домой и посмотрю в географическом атласе, должен где-то на полке пылиться. А пока можно минут сорок, прижавшись лбом к дребезжащему стеклу, подремать. Да не, все путём, все норм… Земля-то круглая… Надеюсь, успеют китайцы на свой поезд. Тогда и до Пекина через неделю-другую доберутся… наверное…