Венера таврическая в летнем саду

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ

Венера Таврическая. Описание одной статуи.

В Эрмитаже, куда в университетские годы и позже, пока жил в центре города, я заходил постоянно, продлевая прогулки уже во времени, я нет-нет спускался в залы античной скульптуры, где ничем особо не интересовался, ощущая присутствие за поворотом одной-единственной статуи, по сравнению с которой все вокруг меркнет.

Вид на храм Веста и Палатин.


Век провел в Риме обширные раскопки. В ходе этих раскопок археологи удалили три метра почвы. Его руины рассказывают об эволюции искусства, истории, религии и культуры человечества. На Римском Форуме были многочисленные здания и сооружения, которые играли важную роль в жизни древних римлян в Древнем Риме.

Форум состоит из 22 отдельных памятников. Например, в Курии состоялись встречи римского сената, в которых также присутствовали римские императоры.


Храм Веста был центральным святилищем Рима на Римском Форуме. Он стоял за Цезарем и Диоскурентемпелем. В нем сожгли священный огонь Веста, который охраняли шесть весталей. Храм относится к тилому. В храме было шесть настоящих жриц, которые охраняли огонь в честь богини Веста, но также имели большое политическое влияние. Согласно традиции, храм вернулся ко второму царю Рима Нуме Помпилиусу и имел форму круглой хижины, напоминающей первые римские жилища.

Афродита (Венера Таврическая). Римская копия с греческого оригинала III в. до н.э. Мрамор.

Мрамор не сохранил своей чистоты и свежести, из-за этого статуя не кажется чем-то особо привлекательной. Но если представить ее во всей первозданной чистоте белоснежного мрамора, слегка окрашенного под телесный цвет, как делали греки, со зрачками, излучающими свет и жизнь, все меняется.

В середине его крыши было отверстие для дымохода от огня. Внутри храма сохранились пенаты штата, различные предметы, которые Энея якобы спас от Троя, включая Палладион, древнюю статую богини Паллады Афины. Священный интерьер храма был разрешен только несколькими лицами, такими как Весталиннен или Понтифик Максимус.




В непосредственной близости от храма находился Дом Весталей, где жили жрицы, посвященные девственности. Дом весталей был великолепным жилым зданием на Римском Форуме. Это была резиденция жриц Весты, так называемых весталей. Это была двухэтажная вилла, оборудованная системами отопления, со спальнями, кухнями, приемными и мельницей. В мраморном аркадном дворе были украшены фонтаны и статуи самых знаменитых весталей прошлого. После разрушения огнем Рима в 64 г. н.э. началось видимое строительство, которое было неоднократно отремонтировано и перестроено в эпоху Императора под Траяном и Септимием Северусом.

Богиня только что искупалась и вышла на уединенный берег; услышав чьи-то голоса, она оглянулась в сторону, движения ее рук нетрудно угадать, - можно ли вообразить, что Афродита Книдская Праксителя была прекраснее? Или Венера Милосская? Между тем у Венеры Таврической удивительная история.

Известно, в преобразованиях Петра I славянофилы и западники в равной мере увидели лишь заимствования фасонов иноземной одежды, заговорили о приобщении к достижениям западной цивилизации, о европеизации России... Это лишь внешняя сторона, видимость, которая и поныне составляет один из черных мифов о России.




Храм Сатурна расположен у подножия Капитолийского холма на Римском форуме в Риме. Его первоначально между 501 и 498 до н.э. Построенный в 3 веке до нашей эры, это второй старейший храм в Древнем Риме. Храм был перестроен Люциусом Фуриусом, возможно, в результате вторжения Галли. Наконец, храм снова сгорел к концу века и был восстановлен в 283 году. С этого времени наступает неподвижный фронт храма с настройками колонны и надпись на сохранившейся архитраве. Разрушенный огнем и восстановленный Сенатом и римским народом.

Ни одна культура не развивается без заимствований. Величайшую восприимчивость к цивилизациям Востока проявила древнегреческая культура, которую Рим взял за основу своей, основу, отринутую христианством как языческая. Новое обращение к первоистокам европейской цивилизации в странах Европы в XIV - XVI веках и породило эпоху Возрождения.

Еще до строительства храма на участке был поставлен алтарь, посвященный Сатурну. Юбилей посвящения был одним из самых высоких римских праздников и отмечался в декабре в многодневном пиршестве Сатурналий. Традиция гласит, что Диоскури помог римлянам победить в битве того времени. В благодарность римляне построили храм. Храм был обновлен Люцием Цецилием Метеллом Делматиком. Храм использовался несколько раз в поздней республике в качестве места для встреч сената.

Во имя Тиберия и его умершего брата Друса. Повод и время восхваления этого нового здания неизвестны.


Лучший вид этого храма - из Колизея. Храм Венеры и рома - это двойной храм в Риме. Его сохранившиеся останки расположены на склоне Велиа, обращенной к Колизею. Челла, обращенная к Форуму Романума, была посвящена римской богине римских рома, а другая практиковала культ Венеры, который был возрожден императором Адрианом. Основание храма было 140 на 100 метров, что сделало его самым большим храмом в Риме.

То же самое Россия пережила в свои исторические сроки. Тут нет речи об отсталости, как нельзя говорить об отсталости младшего брата по отношению к старшему, пусть первый будет стараться подражать второму; и о заимствованиях много говорить не следует, тем более если младший гениально одарен.

Самые впечатляющие свойства и черты ренессансных эпох и личностей - это гениальность и универсализм познаний и дарований. Можно ли представить короля, властителя, царя из всех времен и народов, чтобы он при этом предстал превосходным кузнецом, плотником, токарем, кораблестроителем, полководцем, ценителем книг и искусства, выправителем алфавита?

Начался под Адрианом, но закончился только под его преемником Антонином Пием. Основания этого здания были частично использованы. Храм был обрамлен на его длинных сторонах двойным портиком серых гранитных столбов с пропилеей. В целом архитектура храма была больше ориентирована на греческий, чем на римские строительные правила.

Храм Антонина Пия и Фаустины

Поэтому у него не было высокого подиума, что было необходимо для римских храмов.


Июль 138 до его смерти римский император. Римская империя под ним, четвертая из шести приемных императоров и основателей династии Антонинов, испытала свой последний долгий мирный период. Его именем было Титус Аврелий Фульвус Бойоний Аррий Антонин. Антонин был у. также построил названный в честь его знаменитых термальных ванн в Карфагене, но чье завершение он не жил.

А знаете ли вы, откуда взялась в Эрмитаже Венера Таврическая? Из Тавриды? Из Греции? Из Италии?
Или из Таврического дворца? Видимо, да. Но туда она попала из Летнего сада, где мраморная статуя обнаженной богини была впервые в России выставлена на всеобщее обозрение летом 1719 года.

На Руси еще не видели белых дьяволиц, как христиане называли изваяния богини любви и красоты, ломая ей руки и сбрасывая в канаву. Отрытую из-под земли статую, столь редкой сохранности и уникальной красоты, купить, оказалось, не так просто: Ватикан, прознав о находке и сделке, наложил арест на статую Венеры.

Март 161 в Ланувии на Албанских холмах. У императора Антонина Пия был храм, построенный в 141 году н.э. для его покойной жены Фаустины. Храм возвышается на высокой платформе и с юга проходит через улицу через Сакра через лестницу. В настоящее время видимая кирпичная лестница представляет собой современную реконструкцию. В передней части Простилоса преобладают шесть 17-метровых монолитных столбов из Чиполлино, зеленоватого мрамора с тонкой, темной структурой от греческого острова Эвбея. В 18 веке церковь Сан-Лоренцо в Миранде была построена в храме.

Пришлось вмешаться министрам царя, вступить в переговоры с кардиналами, обещать им доставить мощи святой Бригитты, прежде чем позволили покинуть пределы благословенной Италии Венере. Вывезти ее морем не решились: а вдруг буря, кораблекрушение?

Везли не спеша через Вену и на санях, дождавшись зимы. Чуть ли не год или два царь Петр, совершив второе путешествие по Европе, пережив трагедию с бегством сына к австрийскому императору и смерть младшего сына, вел переписку со своими послами о доставке Венус в Санкт-Петербург. Постигшие бедствия не сломили его дух. Он устроил на Неве и в Летнем саду уникальное для православной Руси празднество в честь античной гостьи.

Храм был также посвящен ему, и посвятительная надпись, которая первоначально была прикреплена только к архитраве, была дополнена рядом в фризской зоне. «Для обожествленного Антонина и обожествленного Фаустины в резолюции Сената».


Хорошо видна Базилика Юлия с Капитолийского холма - здание расположено с левой стороны на переднем плане. Базилика Юлия когда-то была древним залом на Римском форуме в Риме. Строительство базилики было, вероятно, 54 г. до н.э. Гаюсом Юлием Цезарем на месте небольшого здания предшественника, базилики Семпрония и цеха магазинов, ветеранов таберней, началось.

Что это было? Мережковский свой исторический роман о Петре I и Алексее начинает с упоминания об этом празднестве, хотя последний к этому времени, как год скончался, не вынеся пыток, обычного способа дознания во всех странах исстари.

Появились фильмы и исследования, в которых царя показывают чуть ли не самолично истязающим сына и первую жену Евдокию. Все это выдумки! То есть из той же серии черных мифов о России. Но если, допустим, это правда, сохранились документы, внушающие доверие у историков, - а таких документов нет, - во всех странах при раскрытии заговора у трона летели головы и самых близких к властителю в первую очередь. Тут нет новости.

Еще неоконченная Базилика Юлия была 46 лет до нашей эры. Открыт во времена диктатуры Цезаря. Название происходит, как часто в римских зданиях, от рода Юлий Цезарь - он родом из семьи юлиан. После очередного пожара в 283 году, она снова была перестроена под Диоклетианом. С длиной 101 метра и шириной 49 метров, Базилика Юлия была самой большой базиликой непосредственно на Римском Форуме. Он лежал на южной стороне между Викусом Югарием на западе и Викусом Туском на востоке. У базилики был высокий неф и галереи над проходами и апсида для места судьи.

Сегодняшние остатки могут лишь догадываться.

Одним из самых последних памятников в области Римского форума является так называемая колонна Фока, построенная в честь византийского императора Фокаса. Колонна Фокаса - почетная римская колонна чести, построенная по приказу Экзарха Равенны, Изумруда, в 608 году в честь императора Фоки. Столбец считается последней публичной структурой, построенной на Римском форуме в древности. Первоначально она была увенчана позолоченной статуей императора. Рядом находятся останки семи других столбов вдоль Виа Сакра.

Не в жестокостях и принуждениях суть деяний царя-реформатора. Не в этом его уникальность. У нас и поныне посмеиваются над празднествами, какие любил устраивать царь Петр. Даже Пушкин в «Арапе Петра Великого» не без юмора упоминает ассамблеи, какие учредил царь, приучая русское общество к свету, в котором столь любил бывать сам поэт в свое время.

Когда эта колонна была возведена, от старого великолепия форума и Вечного города осталось немного. После войны с готами император Юстиниан, Рим и Италия были опустошены на 550. Тем не менее, строительство этой колонны иллюстрирует, что Рим также использовался для восточно-римских императоров. Форум, древний центр города, очевидно, все еще использовался в то время и считался подходящим местом для возведения такого важного памятника - сначала в В последующие десятилетия это должно было полностью потерять свое значение и, наконец, служить пастбищами.

Между тем театр возник, вся культура античности зачиналась со всенародных празднеств. Вот к чему приобщал русский народ царь-реформатор, как гениальная личность скорее всего бессознательно, но заключая в себе все богатство человеческой природы, как греки.

Теперь представьте Летний сад. Со стороны Невы в галерее из двенадцати парных колонн высится статуя Венеры. Гости, а это знать и мастеровые, строители города и кораблей, съезжаются на лодках и барках. На пристани восседает на бочках с вином Вакх, который всех привечает чаркой вина.



Напротив Цезарфорума находится Форум Траяна с колонкой Траяна. В рельефах колонны сообщается о двух кампаниях Траяна против даков. Столбец расположен, как и Цезарьфорум, ниже текущего уровня улицы в закрытой зоне. Детали рельефов трудно распознать с расстояния. Строительство началось под Траяном. В ее ноге находится могильная камера, в которой погребены пепел императора Траяна. Апостол Петр теперь сидит на троне на вершине колонны.

Колонна состоит из 18 мраморных барабанов диаметром 3, 50 м, а снаружи широкая полоса рельефов спирально намотана вверх.


Холм Палатина ограничен небольшими долинами Римского Форума и Цирка Максимуса. Название холма - одного из семи холмов Рима - вероятно, происходит от Палеса, богини пастухов. Однако на этом холме, согласно традиции, Ромул показал раскопки, что история поселений этого холма намного старше.

Вдоль аллеи, ведущей к Летнему дворцу, установлены столы с холодной закуской, и там царь с царицей приветствуют гостей. Трубы, барабанный бой и пушечная пальба над Невой возвещают о начале празднества в честь Венус.

На лодках подъезжают ряженые, изображающие богов, нимф и сатиров во главе с Нептуном. Празднество в разгаре. На Неве возгораются огни с разнообразной символикой и фейерверк.




Однажды Капитолийский холм был центром древнего Рима, а в его самых высоких точках стояли храмы Юноны Монеты и Храма Юпитера. Капитолийский холм является одним из семи холмов Рима и в то же время самым маленьким. На Капитолийской площади стоит конная статуя Марка Ауреля посередине, а на заднем плане - Дворец сенатора.

Капитолийские музеи - это музей города Рима и сегодня состоят из нескольких коллекций древностей и художественных галерей. Самые важные находятся на Капитолийском холме, над Римским Форумом в Дворце Консерватории и Палаццо Нуово.

Здесь в годах лишь ближайшие сподвижники царя, в большинстве все молоды, а из дам и вовсе все еще юны. На дощатой галерее у Летнего дворца играет оркестр; ряженые закружились в хороводе, к ним присоединяется публика, а в разгар веселья и царь с царицей; хороводу тесно, и он растекается по аллеям Летнего сада.

Это больше, чем празднество, а мистерия, с явлением в умах и миросозерцании русских поэтов и художников богов Греции, как было и в странах Европы в эпоху Возрождения.

Подобное празднество, изумившее Европу, устроил в Таврическом дворце и саду 28 апреля 1791 года Потемкин, князь Таврический, формально в честь императрицы Екатерины II. Там были выставлены произведения искусства: картины, скульптуры, бюсты, - исключительные, и среди них Венера, в честь которой устроил празднество царь Петр, в скором времени, с заключением мира со шведами, объявленный императором всероссийским.

Венера Таврическая, взгляните на нее внимательнее при очередном посещении Эрмитажа или на снимок, теперь ясно, это символ Ренессанса в России, с его первоистоками в античности, что вполне сознавал Петр I, величайшая ренессансная личность. «Как же! - мне сказала главный редактор издательства «Аврора», куда я заглянул с рукописью книги «Ренессанс в России» (женщина). - Он рубил головы стрельцам...»
Святая простота! Так-то проглядели эпоху Возрождения в России, то и дело впадая в самоуничижение и юродство, вплоть до разрушения великого государства.

Есть сонет, посвященный Венере Таврической. В Эрмитаже эта уникальная статуя занимает не лучшее место: при входе в большой зал в углу, - большинство посетителей проходят мимо, не выделяя ее среди множества скульптур. А если с экскурсоводом, группа останавливается у прохода, внимание у всех рассеяно; не знаю, что рассказывает экскурсовод, между тем Венера Таврическая достойна выситься одна в небольшом зале, чудесный символ Ренессанса в России, что воплощает и Эрмитаж со всеми его сокровищами (отнюдь не императорскую власть, как думают несведущие в искусстве).