Собор Святого Петра — величайшая христианская церковь в Риме.

Собор Святого Петра - католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире.

Белый шатер, сияющий в синем небе Рима - купол собора Святого Петра , главного храма католического мира. Храма, которому уже более пяти веков…



Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. После смерти Браманте работа была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского. Затем строительство собора возглавил Микеланджело. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики и через 120 лет после начала строительства, папа Урбан VIII освятил новый собор.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.



Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики. Также он создал великолепное внутреннее убранство и знаменитую сень над могилой апостола, чье имя носит собор. Колоннада, обрамляющая соборную площадь, также его творение.



Вид со стороны собора на площадь

Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили “окошечко” - “исповедальню”, через которое верующие могли видеть гробницу святого Петра, сокрытую под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах, доказали, что под алтарной частью собора находится гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения. Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как в большинстве христианских храмов.



Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны - Святая, и открывается она лишь в Святой год. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой “yobel”, откуда и произошло слово “юбилей”. Святая дверь замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.



Бронзовые двери центрального входа выполнены флорентийским мастером Филаретом. В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре - апостолы Петр и Св. Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы Святого Павла и распятие Святого Петра. Над дверями помещён мраморный барельеф Бернини “Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного”.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.



Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх словно поднятое ветром легкое полотнище.

По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и на латыни со словами Христа: “Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”.



Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей - с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк - со львом, Лука - с волом, Иоанн - с орлом. Лев, орел и вол - называемые “апокалиптическими зверями”, о которых Иоанн Богослов в “Апокалипсисе” пишет как о животных, которые окружали престол Бога.





Высота фасада - 45 м, ширина - 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор.



Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. “Навичелла”. Рельефы крайнего левого портала - “Врат смерти” - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.



Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.



В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Неподалеку расположена бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.



В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная “Пьета”. Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 25 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.



Рядом располагается небольшая капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе.

Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой - надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе - введении нового, григорианского, календаря. Чуть дальше находится выполненное в неоклассическом стиле скульптором Кановой надгробие Климента XIII. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

По всему периметру собора идет вереница капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, многочисленные гробницы римских пап, королей и императоров. В соборной ризнице находится мраморная доска с именами всех первосвященников, похороненных в соборе, начиная с первого - апостола Петра. Многочисленные надгробия римских пап, установленные в соборе, в большинстве своем являются произведениями искусства, выполненными великими мастерами - Джотто, Бернини, Микеладнджело, Гульельмо делла Порта, Торвальдсена. В соборе хранится Копье сотника Лонгина - то самое, которым был пронзен на кресте Спаситель. Оно попало в Рим из Константинополя. В одной из капелл хранится часть мощей архиепископа Константинопольского Св. Иоанна Златоуста.

До 1990 года собор Святого Петра в Риме являлся самым большим христианским храмом в мире (в 1990 году его превзошел собор в Ямусукро, столице африканского государства Кот’д Ивуар - бывший Берег Слоновой Кости). Размеры собора потрясают. Он занимает площадь в 22067 квадратных метров. Высота собора составляет 133 метра, длина с портиком - 211,5 метра. Кстати говоря, крупнейшая в мире христианская церковь - та самая базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро - возведена по образцу Собора Святого Петра.



В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонаротти выполненная незадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.



Собор Святого Петра стал символом могущества католической церкви. Но также стал и образцом, чьи черты узнаваемы во всех крупных храмовых всех постройках христианских стран последующих столетий.



Ещё пара ночных видов собора Святого Петра







Базилика святого Петра

Территория, где расположен Собор святого Петра, имеет свою историю, которая берёт начало в Древнем Риме. Во второй половине I века нашей эры здесь был возведён Цирк Нерона . Во времена античности цирки служили развлекательными сооружениями для проведения различных состязаний и представлений. Однако Нерон превратил свой цирк ещё и в место для экзекуций, где с особой жестокостью подвергались мучениям христиане. В их числе был и апостол Пётр, который в 67 году принял на арене Цирка Нерона смерть на кресте (его распяли вниз головой). Останки Петра были захоронены здесь же, на прилегающем «цирковом» кладбище. Вскоре могила Петра стала особым местом почитания для римских христиан, которые в последствии постановили, что когда они смогут построить свой первый храм, то его алтарь будет располагаться именно на месте захоронения святого Петра.

Как известно, только при императоре Константине (начало IV века) гонения на последователей Иисуса Христа были прекращены, а христианство получило статус господствующей религии. Император всячески содействовал постройке первого христианского храма, получившего название Базилика святого Петра . Строительные работы были завершены в 326 году . Достопримечательность сразу же стала главным центром паломничества в Риме. Все коронации избранных понтификов проходили в стенах базилики, а в 800 году здесь был провозглашён императором Священной Римской империи Карл Великий.

В 846 году базилика была разграблена сарацинами. Зная о нахождении в крупных храмах Рима колоссальных сокровищ, сарацинские воины грабили те из них, которые находились вне стен Аврелиана (в их число входила и Базилика святого Петра).

В середине XV века старая базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, находилась в полуразрушенном состоянии, поэтому Папа Николай V начал работы по реконструкции и расширению. Однако кардинальное решение принял только Юлий II, который, желая укрепить папское влияние, приказал выстроить на её месте собор, превосходящий размерами все существующие религиозные сооружения в мире .

Постройка Собора святого Петра

Автором архитектурного проекта строительства Собора святого Петра нельзя назвать одного человека, так как на протяжении длительного периода времени разработкой и постройкой занимались поочерёдно сразу несколько известных мастеров. Первым начал работу в 1506 году архитектор Донато Браманте , проект которого предусматривал постройку сооружения в форме греческого креста, а после его смерти строительством занялся Рафаэль Санти , вернувший вид латинского креста (то есть, храм отличался одной удлинённой стороной). Затем строительство продолжилось под руководством Бальдассаре Перуцци, а после него свой вклад внёс и Антонио да Сангалло.

Спустя почти 40 лет руководить строительными работами поручили известному живописцу, скульптору и архитектору Микеланджело Буонаротти . Его идея собора, ориентированного на центральный купол стала основополагающей. Укрепив фундамент сооружения, и сделав его более монументальным, великий архитектор разработал многоколонный входной портик и возвёл барабан центрального купола. Проект Микеланджело предусматривал дополнительные четыре малых купола, однако после его смерти архитектором Виньола были реализованы только два, а центральный купол был возведён уже Джакомо делла Порта .

Реконструкции и перестройки Собора святого Петра на этом не закончились, и в начале XVII века по воле Павла V архитектор Карло Мадерна увеличил восточную сторону сооружения за счёт пристройки трехнефной базиликальной части, а с западной стороны возвёл фасад. В результате купол оказался скрытый монументальным фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали (с улицы Via della Conciliazione, которая ведёт на Площадь святого Петра). 18 ноября 1626 года Папа Урбан VIII освятил Собор святого Петра .

Главный фасад

Монументальный фасад имеет размеры 45 на 115 метров и увенчан карнизом с аттиком, на котором установлены статуи Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов, за исключением апостола Петра. Статуи апостолов Павла (с мечом в руке) и Петра (с ключом от Царствия Небесного) расположены перед входом в собор. Архитрав содержит надпись «Папа Павел V Боргезе, римский понтифик в год 1612, седьмой год своего понтификата, возвёл в честь князя апостолов» (IN HONOREM PRINCIPIS APOST PAVLVS V BVRGHESIVS ROMANVS PONT MAX AN MDCXII PONT VII). Входом в собор служат пять порталов:

Портал Филарета (центральный портал). Выполнен в бронзе в середине XV века ещё для античной базилики Константина. На панелях присутствуют изображения Христа на троне, Мадонны на троне, святого Петра и святого Павла. На нижних панелях представлены сцены мученичества двух святых. Слева - «Усекновение главы святого Павла, справа - «Распятие на перевёрнутом кресте святого Петра». Портал венчает барельеф работы Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного».

Святой портал (последний портал справа). Выполнен Вико Консорти в бронзе в 1950 году. Портал открывают только в Святой Юбилейный год, то есть, один раз в 25 лет. Изнутри собора Святой портал замурован каменной кладкой. В канун Рождества кладку разбирают, и предварительно троекратно преклонив колени, первым входит действующий понтифик. В конце Юбилейного года портал замуровывают на следующие 25 лет.

Портал Смерти (первый портал слева). Изготовлен в 1964 году. Через него выходит процессия во время похорон понтифика. Портал украшают изображения Гроба Господня, символы Евхаристия (хлеб, вино и ветви лозы), сцены убийства Авеля, смерть Иосифа и мученичество святого Петра.

Портал Добра и Зла. Выполнен Лучано Мингуцци в 70-х годах XX века.

Портал Таинства . Выполнен мастером Венанцо Крочетти по заказу Павла VI, который впервые открыл его в сентябре 1965 года. Портал украшен ангелом, который объявляет о семи таинствах .

Купол

Купол собора высотой 138 метров опирается на колонны и считается самым высоким в мире. Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырёх евангелистов: Марка со львом, Луки с волом, Иоанна с орлом и Матфея с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия. Лев, орёл и вол - так называемые «апокалиптические звери», о которых Иоанн Богослов пишет как о животных, которые окружали престол Бога. Вокруг внутренней окружности купола расположена надпись двухметровой высоты: «Ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и дам тебе ключи Царства Небесного» (TV ES PETRVS ET SVPER HANC PETRAM AEDIFICABO ECCLESIAM MEAM TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORVM). Внизу фонаря выбито посвящение: «Во славу святого Петра, Сикст V в год 1590, в пятый год понтификата» (S. PETRI GLORIAE SIXTVS PP. V. A. M. D. XC. PONTIF. V).

Микеланджело до своей смерти успел закончить только опоры и барабан купола. Дальнейшие работы выполнял его ученик Джакомо да Виньола при участии Джорджо Вазари. Однако через 19 лет при новом Папе Сиксте V ответственными за постройку были назначены Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. Завершая постройку купола, архитекторы постарались не отходить от замысла автора проекта Микеланджело, и уже в 1590 году все работы были завершены. Во время понтификата Климента VIII на купол собора был установлен крест, на котором были закреплены две небольшие раки с мощами Андрея Первозванного, частицей Животворящего Креста и медальоном Агнца Божьего .

Интерьер

Внутреннее убранство Собора святого Петра богато декорировано скульптурами, барельефами, росписью и другими произведениями искусства. Центральный неф, на полу которого имеются метки, определяющие размеры самых крупных соборов мира, огорожен. Справа в конце главного прохода установлена скульптура святого Петра XIII века, которая считается чудодейственной, поэтому каждый посетитель старается прикоснуться к ней.

В центре собора возвышается главный алтарь, служить мессу за которым может только Папа Римский. Алтарь украшает монументальный киворий Бернини, установленный на четыре витых колонны, которые увенчаны скульптурами ангелов. Высота великолепного кивория соответствует 4-этажному зданию. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, доставленной в Рим после взятия Иерусалима. Бронзу для кивория варварски позаимствовали из древнеримского по приказу Урбана VII.

Главная апсида собора, созданная также Бернини, хранит надгробия Урбана VIII и Павла III. Здесь же находится кафедра святого Петра, где четыре статуи отцов церкви поддерживают трон святого Петра.

Со стороны правого нефа расположена Капелла Милосердия, где находится скульптурная группа Пьета или «Оплакивание Христа», работа 24-летнего Микеланджело. Несмотря на то, что это одна из первых работ юного скульптора, она свидетельствует о полной зрелости творчества Микеланджело, который намеренно подчеркнул молодость Мадонны в качестве символа вечной жизни. Затем следует Капелла святого Себастьяна, где находится большая мозаика «Мученичество Сан-Себастьяна», разработанная на основе картины Доменикино, Пьером Паоло Кристофари. В алтаре капеллы расположена могила блаженного Папы Иоанна Павла II. Далее по проходу установлены памятники Иннокентию XII работы Филиппо делла Валле и надгробие Матильды Каносса , тосканской маркграфини, которое предваряет вход в Капеллу святого Причастия. Вход в капеллу ведёт через железные ворота, узор решетки которой выполнен по эскизу Борромини. Капелла была разработана Карло Мадерна. Внутри находится скиния святого Причастия из позолоченной бронзы Лоренцо Бернини, датируемая 1674 годом, а также алтарь Троицы, произведение Пьетро да Картона. В Капелле святого Причастия происходил ритуал «поцелуй ноги», когда верующие прикладывались к останкам умерших понтификов перед их погребением. Такая практика была прекращена Пием XII, тело которого после смерти было выставлено в центральном нефе. Два памятника Григорию XIII и Григорию XIV закрывают правый проход.

Левый неф открывает Капелла Крещения, спроектированная Карло Фонтана и украшенная мозаиками Джованни Баттиста Гаулли, которые были завершены после его смерти Франческо Тревизани. Алтарная мозаичная картина была выполнена в подражании живописи Карло Маратта, полотно которого в настоящее время находится в Базилике Санта-Мария-дель-Анджеле. Сразу же за капеллой расположена могила внучки польского короля Яна III Марии-Клементины Собеской с надгробным камнем работы Пьетро Браччи. В соседней Капелле Сретения хранится тело Пия X, а вдоль стен расположены памятники Иоанну XXIII и Бенедикту XV, изготовленные в XX веке. Рядом расположена небольшая Капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие, датируемое началом XIV века, предположительно работы Пьетро Каваллини. Интерес представляет созданное скульптором Антонио Поллайоло в 1490 году надгробие Иннокентия VIII, которое находилось ещё в старой базилике. В Соборе святого Петра покоится и один из последних представителей шотландской королевской династии Стюартов, чей надгробный памятник выполнил знаменитый скульптор Антонио Канова.

С южной стороны средокрестия находится воспроизведённая в мозаике знаменитая картина Рафаэля «Преображение». Далее по южному трансепту расположен необычный памятник Александру VII , созданный Лоренцо Бернини. В этой скульптурной композиции Папа изображён не по церковным канонам, сидящий на троне, а на коленях, погруженный в молитву. Перед понтификом раскинута драпировка из красного мрамора, на которую с двух сторон опираются статуи, олицетворяющие «Благотворительность» и «Истину» с одной стороны и «Справедливость» и «Благоразумие» с другой. В центре из-под великолепной драпировки показывается фигура скелета, держащего в руках песочные часы с золотым песком, как символом неустанного потока земной жизни. Эта композиция в барочном стиле считается одной из заметных работ Бернини.

Ризница

Первоначально ризница была расположена в Ротонде святого Андрея на южной стороне собора, как мавзолей императорской эпохи второй половины XVIII века. В ходе нескольких попыток реконструкции старой ризницы в 1715 году был объявлен конкурс проектов, где победил архитектор Филипп Астория. Он предложил построить для ризницы отдельное помещение в качестве пристройки к существующему собору. Однако из-за высоких затрат на строительство, возведение новой ризницы было отложено. Только в 1776 году Пий VI поручил Карло Марчионни постройку ризницы, которую мы и наблюдаем в наши дни. Архитектор придерживался общего стилевого решения и постарался вписать её в архитектуру собора. В настоящее время здесь расположен Музей Сокровищ Собора святого Петра, в котором собраны главные священные артефакты Католической Церкви. Вход в музей платный по отдельному билету .

В результате археологических раскопок, инициированных Пием XII, были обнаружены фундамент древнеримской базилики и развалины романского некрополя. При дальнейших исследованиях в одной из ниш некрополя в 1953 году были найдены кости, завёрнутые в драгоценную ткань пурпурного цвета. Находка дала Папе Павлу VI основание утверждать, что, по всей вероятности, эти мощи и являются останками тела святого Петра. Сейчас они находятся в гробнице, которая называется «Исповедальня святого Петра». Спуститься в Исповедальню можно по двойной мраморной лестнице, которая расположена перед главным алтарём.

Интересно! Расходы на строительство Собора святого Петра оказались столь велики, что для их покрытия Папе Льву X пришлось за огромную сумму денег продать право на реализацию индульгенций в немецких землях Альбрехту Брандербургскому. Последний оказался чрезвычайно алчным дельцом. Его злоупотребления индульгенциями стали одной из причин протестных идей Лютера, Реформации и последующего раскола Европы.

07:00 - 19:00
07:00 - 19:00
07:00 - 19:00
07:00 - 19:00
07:00 - 19:00
07:00 - 19:00
07:00 - 19:00
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
07:00 - 18:00
07:00 - 18:00
07:00 - 18:00
07:00 - 18:00
07:00 - 18:00
07:00 - 18:00
07:00 - 18:00
стоимость билетов:

Как найти недорогое жильё для путешествия?
Пользуйтесь поисковиками отелей. Это агрегаторы, которые выполняют поиск по разным системам бронирования, сравнивают и выбирают лучшие предложения. Русскоязычных поисковиков отелей всего два - roomguru.ru и hotellook.ru . Начинающим туристам советуем прочесть статьи и .

Как найти недорогие авиабилеты?
Чтобы не просматривать сайт каждой авиакомпании отдельно в попытке найти дешёвый авиабилет, необходимо пользоваться специализированными поисковиками. Основными русскоязычными поисковиками являются aviasales.ru

Возник вопрос?
Задайте его в комментариях, указав электронную почту, и мы ответим вам в течение 24 часов.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите текст с ошибкой и нажмите ctrl+enter, чтобы сообщить редакции.

Адрес: Ватикан, площадь Святого Петра
Дата постройки: 1626 год
Высота: 132,5 м
Святыни: могила святого Петра
Координаты: 41°54"07.7"N 12°27"12.0"E

К северу от центра Рима , на территории карликового государства Ватикан , на площади Сан-Пьетро возвышается Собор (базилика) святого Петра — крупнейший католический храм в мире.

Собор с высоты птичьего полёта

Его громадный 136-метровый купол словно парит над Ватиканом. Внутри Собора святого Петра могли бы поместиться крупнейшие храмы Европы — об этом свидетельствуют специальные отметки на полу, показывающие их размеры . По преданию, в основании базилики находится могила святого Петра — одного из 12 учеников И.Христа. Во время христианских гонений Нерона, в 64 году апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте вниз головой по собственной просьбе, так как считал себя недостойным умереть той же смертью, что и Христос. В 324 году римский император Константин I Великий воздвиг христианский храм над местом захоронения апостола. Легенда гласит, что в первом соборе св. Петра в рождественскую ночь 800 года папа римский Лев III короновал Карла I Великого.


Вид на собор с юга

Во время Авиньонского пленения, когда резиденция пап находилась не в Риме, а в Авиньоне, базилика святого Петра обветшала, а в начале XVI столетия была снесена. 18 апреля 1506 года на её месте папа римский Юлий II заложил первый камень в фундамент собора. В 1626 году папа Урбан VIII освятил новый храм.

Собор святого Петра — творение величайших мастеров Ренессанса

В строительстве собора принимали участие гениальные мастера эпохи Возрождения. В 1506 году утвердили проект архитектора Донато Браманте, согласно которому собор должен быть построен в виде квадрата с вписанным в него греческим (равносторонним) крестом. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, который перепроектировал церковь в форме латинского, то есть вытянутого в длину креста.


Вид на собор с замка Святого Ангела

В 1546 году 70-летний Микеланджело взял на себя руководство строительными работами. Он вернулся к идее Браманте, сделав несущие конструкции более массивными, и возвёл барабан центрального купола. После смерти Микеланджело архитекторы Джакомо делла Порта и Джакомо да Виньола достроили главный купол, придав ему более вытянутые очертания, и воздвигли два малых купола. В 1605 году зодчий Карло Мадерно удлинил продольную ось собора, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и воздвиг фасад в классическом стиле . Через 50 лет Джованни Лоренцо Бернини построил перед собором площадь Святого Петра.

Реликвии Собора святого

Петра Фасад Собора святого Петра венчают огромные статуи Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов (кроме св. Петра). В собор ведут пять входов. Последний вход с правой стороны, так называемые «Святые ворота», почти всегда заперт — он открывается только в юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века.


Вид на собор с реки Тибр

Интерьеры собора поражают грандиозными размерами и богатством оформления. Здесь много алтарей, надгробий, лепнины, мозаик, скульптур. Среди статуй выделяется мраморная «Пьета» Микеланджело. Она изображает скорбящую Мадонну, которая держит на руках безжизненного Христа.

В 1972 году статую попытался разбить австралийский геолог Ласло Тот. Вооружившись молотком, он набросился на «Пьету» с криком: «Я — Иисус Христос!» Поскольку врачебная комиссия признала Л. Тота душевнобольным, обвинений против него не выдвигалось. После реставрации статую защитили пуленепробиваемым стеклом. В центре собора возвышается алтарь, окружённый 44 неугасимыми лампадами.


Общий вид собора

Они зажжены над гробом, в котором покоятся мощи святого Петра. Над алтарём установлен бронзовый киворий (навес) работы Бернини, опирающийся на четыре витые колонны. Вершину алтаря венчает бронзовый шар с крестом, а под киворием подвешен позолоченный голубь — символ Святого Духа. Рядом с гробом апостола Петра, в подземной крипте нашли последний приют и другие святые папы. Неподалёку от алтаря находится бронзовая фигура святого Петра, который восседает на папском престоле и держит в руке ключи от Царствия Небесного. Статуе приписывают чудодейственную силу: если загадать желание и потереть ступню апостола, попросив его о помощи, то все чаяния и надежды исполнятся.

Посещение Собора святого Петра

На вершину купола Собора святого Петра можно подняться двумя способами — на лифте и по лестнице, состоящей из 500 ступеней . Со смотровой площадки открываются изумительные виды на Рим и Ватикан . Слева от собора находится центральный вход в Ватикан, охраняемый гвардейцами.


Фасад собора

Без участия гвардейцев не обходится ни одно торжественное богослужение в Соборе св. Петра, ни один официальный приём у папы римского. Гвардейцы облачены в полосатые жёлто-фиолетовые средневековые костюмы. По легенде, эта форма придумана самим Микеланджело. Планируя визит в Собор св. Петра необходимо одеться соответствующим образом — шорты, короткие юбки, майки и топы, обнажающие плечи, недопустимы.

+18
Итак, немного исторической справки на тему:
"Античный Ватикан начинался на одном из семи римских холмов - Монте-Ватикане, где в то время проживали жрецы храма Аполлона, предсказывавшие будущее.
Это место считалось святым и там никто не жил. Постепенно храм обветшал, растерял часть клира, и при императоре Гае Юлии Калигуле здесь был возведен амфитеатр для гладиаторских боев."

В силу того, что с самого утра безжалостно жарит солнце, а очередь в Ватикан ну ооочень длинная.
Мы решили не скупиться и купили экскурсию на русском языке - группы пускают без очереди.



(наш русскоязычный гид)



(масштабы бедствия - очередь начинается и тянется далеко-далеко вдоль стен)






Пройдя внутрь через металлодетекторы, упираешься взглядом в современную скульптуру Джулиано Ванджи.
Которая символизирует основную идею правления Иоанна Павла II:
на одном из барельефов изображен улыбающийся Иоанн Павел II, который поддерживает фигуру Человека - символ всего Человечества в тот самый момент когда он отрывается от мраморной глыбы,
принимая форму и завладевая окружающим пространством. Название произведения-"Переступить порог надежды", с верой и уверенностью в будущее переступить порог третьего тысячелетия.


Поднявшись по извилистой лестнице,


Мы попали во внутренний двор.





Первое место, куда мы направились: Museo Gregoriano Etrusco - один из григорианских музеев Ватикана, расположенный во дворце Иннокентия VIII и здании времён папы Пия IV.
Его мы как-то очень быстро пробежали. Ничего особо запоминающегося, кроме архитектуры и скульптур внутреннего двора.



Шишка, датируемая I и II веками н.э., в свое время была центральной фигурой старинного фонтана,находившегося в районе Марсова поля.
Впоследствии Шишке, нашли иное применение, и она была установлена в центре входного атриума Базилики Святого Петра, построенной императором Константином.
Она была покрыта роскошным балдахином,опирающимся на четыре колонны из порфира и украшенного бронзовыми павлинами из близлежащего Мавзолея Адриана.
Использовалась как фонтан, в котором паломники совершали омовения прежде, чем войти в собор.
Во дворе сейчас копии павлинов, оригиналы хранятся в Новом Крыле музеев.


"Сфера со сферой"- произведение миланского автора Арнольдо Помодоро, символизирует, по словам самого автора, связь между планетой (маленький шар) и Вселенной (большой шар).
Шар был приобретен для коллекции достопримечательностей Ватикана при папе Иоанне Павле II в 1990 году.


Круглый зал это "связной элемент" начальной части Музея Пия-Климента. Посреди Круглого Зала огромная садовая чаша времен Римской Империи.
В углублении находится статуя Апоксимена. Которая изображает атлета в тот момент, когда он с помощью скребка старается очиститься от остатков масла, прилипшего к телу песка и пота.
Статуя представляет собой копию в мраморе, датируемую I в.н.э. с бронзовой фигуры работы греческого мастера Лизиппа.

Так же с балкона зала открывается чудесная панорама на город:


Внутренний восьмиугольный дворик дворца Бельведер.
Первоначально здесь был разбит апельсиновый сад квадратной формы, впоследствии превращенный по распоряжению Юлия II и по проекту Браманте в сад статуй.


Более короткие стороны восьмиугольника называются "кабинетами", в них установлены самые ценные статуи, некогда украшавшие старинный сад Юлия II.

В центральной нише, слева: статуя Венеры Феликс, копия Афродиты Книдской Праксителя, с портретной головой, напоминающей молодую Фаустину около 170 г.
Согласно подписи на цоколе постамента, статуя была посвящена Венере Счастливой Саллюстией и Гельпидом.




Одной из самых знаменитых скульптур двора считается римская мраморная копия статуи Аполлона Бельведерского с бронзового оригинала скульптора Леохара.



Статуя Фьюме (называемая также "Арно") и саркофаг Амазономахии.Статуя речного божества, является плодом множества реставраций и дополнений.
Правая рука и голова статуи,дополнение и реставрация времен Возрождения.Есть предположения,что дополнял и реставрировал статую Микеланджело.


Скульптурная группа "Лаокоон и сыновья".
В соответствии с легендой жрец Лаокоон и два его сына были задушены ужасными змеями, вызванными из морских глубин богиней Афиной и богом Посейдоном.
Жрец возражал против перевозки в город деревянного троянского коня, оставленного греками в качестве жертвоприношения Афине, и сделавшими вид, что они сняли осаду города,и даже требовал предать его сожжению. Троянцы сочли его гибель знамением небес и решили принять коня,внутри которого укрывались греческие герои, предопределив таким образом печальную участь города.
Легенда о Лаокооне стала мифическим предостережением тем, кто старается противится неизбежному:
падение и разрушение Трои было предопределено на небесах, а из пожиравшего её пламени должен был восстать Эней-прародитель нового рода основателей Рима.
Скульптура была найдена в 1506 г., в районе Эсквилино, в зоне, где в свое время располагался Золотой Дворец императора Нерона.



В восьмиугольном дворике хранится также обширная коллекция саркофагов времен древних римлян, в свое время дававшего работу множеству специализированных мастерских,
постоянно совершенствовавшихся в искусстве барельефа и создавших подчас настоящие шедевры.
Резные усыпальницы свидетельствуют о завидном финансовом положении заказчиков.

Через восьмиугольный дворик прошли вв Зал Животных - самый настоящий зоологический музей в мраморе.


Зал Муз в центре которого находится знаменитый Бельведерский торс.


Аполлон изображен выходящим вперед, чтобы сыграть на кифаре.
В античной мифологии Аполлон фигурирует,как властитель волшебной горы Парнас, бог музыки и поэзии, окруженный музами и считается покровителем прорицателей и поэтов.
Скульптура представляет собой копию времен эпохи императора Адриана



(слева направо: Мельпомена - муза трагедии, Аполлон, Эрато - муза элегии)

Далее Зал Ротонда .
Построен Микеланджело Симонетти в 1780 - 1782 гг. в соответствии с идеалами классицизма XVIII в.
В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона.











В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев.

(статуя Геркулеса из позолоченной бронзы - единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности)






Вход в Зал Греческого Креста. Входной портал охраняют две гигантские фигуры атлантов, выполненные в египетском стиле и украшавшие прежде виллу Адриана;
император совершил множество путешествий по восточным владениям и проникся любовью к культуре великих цивилизаций.


Мозаика у входа в зал была найдена при раскопках одной из римских вилл, где она украшала триклиний (обеденный зал), и отреставрирована в 18 веке.


Сразу на право перед входом в длинную Галерею Канделябров - круглый Зал Биги.
Зал был построен по проекту архитектора Джузеппе Кампорезе по заказу папы Пия VI.
В нем стоит бига-римская колесница, запряженная двумя лошадьми, статуя «Дискобол»(II в.н.э.), и другие статуи и саркофаги.


Главные Галереи Папского Дворца-Канделябров.
Потолочная фреска сразу у входа изображает фамильный герб Папы и его Папскую эмблему в виде двух перекрещенных ключей под Папской короной.


Следующая Галерея-Галерея Гобеленов .
Галерея длинной в 100 метров, главные экспонаты-гобелены Брюссельской мануфактуры Питера Кук ван Альста, вытканные в 16 веке.
До этого момента они украшали стены знаменитой Сикстинской капеллы.








Галерея Географических Карт.
Идея проекта принадлежит Папе Григорию XIII, пожелавшему воспроизвести карту всей Италии.
Галерея представляет собой коридор длиной 120 м. и шириной 6 м.
Она расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII.









После галереи Географических Карт и через комнаты апартаментов Папы Пия V и Зал Собески.





Прихожая купола (Vestibolo a Cupola) здесь заканчивается череда длинных-длинных галерей:


В нашу экскурсионную програму не входило посещение Станцы Рафаэля, но я не могла такое пропустить и увлекла Сергея за собой, о чём он потом ни разу не пожалел.
Если идти напрямую, то вниз по лестнице спустишься в Сикстинскую капеллу, но об этом позже:)
Из Прихожей купола мы отправились налево.
Sala dell’Immacolata, т.е Непорочного Зачатия.
В католицизме существует догмат Непорочного Зачатия Девы Марии. Согласно ему Богородица была освобождена от первородного греха еще во чреве матери.
















Станцы Рафаэля - серия из четырех комнат, расположенная над Апартаментами Борджиа.
Эти комнаты были частью личных апартаментов Папы Юлия II.
Станцы начали расписывать знаменитые художники того времени - Бальтазаре Перуцци, Содома, Перуджино.
Браманте, главный папский архитектор, представил Папе Юлию своего протеже Рафаэля.
Папа пришел в восторг от эскизов молодого художника (Рафаэлю было 25 лет) и поручил сделать росписи станц Рафаэлю.

Первая станца дель Инчендио ди Борго.
Расписана Рафаэлем сюжетами из истории папства. Сюжетами являются исторические события, происходившие при папах, носивших имя "Лев".






Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, — «Пожар в Борго» (правый верхний угол и на 2-м фото левый).

Фреска "Победа Льва IV над сарацинами в морском сражении при Остии в 849 г."


Фреска "Коронация Папой Львом III Карла Великого"


Затем идет зал Константина . Этот зал был расписан после смерти Рафаэля, по эскизам мастера его учениками.





Фреска Дж. Романо " Битва на Мильвийском мосту"


Фреска "Крещение Константина Великого"


Станцу д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511—1514 гг.
Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.


Фреска «Изгнание Элиодора», по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить.



Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II.
Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Фреска "Освобождение апостола Петра из Мамертинской тюрьмы":


Фреска "Месса в Больсене". Справа от алтаря изображен Папа Юлий II.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским рабочим кабинетом, и здесь же подписывались папские указы.
Это первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508—1511 гг.).
Тема росписи — духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области:
«Афинская школа» — философию, «Мудрость, умеренность и сила» — правосудие.

«Парнас» — поэзия.


«Диспута» — богословие. Изображает диалог о таинстве Св. Причастия и смысле гостии.






Я совершенно не помню что это был за зал, но от такого количества совершенной красоты я очень расчувствовалась.
Пожалуй станцы произвели на маня самое мощное впечатление.


Далее были Апартаменты Борджиа - апартаменты папы Александра VI (Родриго де Борджиа), расположенные этажом ниже станц Рафаэля.
Эта часть дворца Николая V была в конце XV в. перестроена под личные апартаменты Александра VI и в 1490-х гг. украшена росписями Бернардино Пинтуриккьо и художников его мастерской.





Мыслитель. Роден





Коллекция современного религиозного искусства
В 55 залах представлены произведения современного искусства: живопись, скульптура, прикладное искусство, графика, витражи, подаренные Ватикану художниками и коллекционерами.
В ранней коллекции находились произведения Эль Греко, Симоне Мартини, Тоси, Манчини и др. Фонды коллекции включают около 800 произведений художников со всего мира.

Винсент Ван Гог "Пьета"

Гаэтано Превиати, Clair de lune (1909)



Анри Матисс "Мадонна с ребенком"



Отто Дикс, библейские сюжеты. Это святой Христофор, несущий Иисуса:


Педро Кано "Объятия" (The Embrace) - это моя любимая картина, почему-то так понравилась, что я бы себе забрала домой и повесила на стену:)


Сальвадор Дали:


"Миланский собор с крыши" Джорджо де Кирико


Уилл Барнет "Четыре поколения" 1984 - нам с Сергеем эта картина показалась несколько жутковатой))


И наконец, после того как мы немного запутались в коридорах и пошли было назад в сторону выхода, вернулись и пошли в Сикстинскую Капелл у - бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название.


Вообще-то в капелле запрещено(!) фотографировать и разговаривать , но гул стоит жуткий.

"После сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци) группа флорентийских художников была приглашена в Рим,
где вместе с умбрийскими мастерами в 1481-83 гг. украсили стены Сикстинской капеллы.
Это были Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли, при участии своих помощников:
Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давид Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д"Антонио.
Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни).
Первоначально фресок было 16, сохранилось 12."


" Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, созданный в 1508—1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения. Сложнейшую задачу, поставленную перед ним папой Юлием II — Микеланджело, называвшему себя скульптором, а не живописцем, не приходилось ещё осуществлять столь масштабную работу в технике фрески,
— мастер выполнил в рекордные сроки и практически один."


После посещения капеллы, из которой выгнали товарища с камерой:), мы пошли обратно в сторону выхода.
Кусочек внутреннего двора:





Вид на купол собора святого Петра:





Вновь по коридорам музея:








Открытки из Ватикана близким:) *ну как тут удержишься от такой чудесной традиции:)?*




Рядом с отделением почты находятся - сувенирная лавка (чьооооотки нннада? :)


И макет Ватикана:





Так незаметно пролетел почти весь день), мы вышли на площадь перед собором и решили заглянуть в него до заката:



Туда тоже очередь т.к. необходимо пройти металодетекторы и имейте ввиду - соблюсти дресс-код!
(В собор нельзя входить с голыми плечами)


Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro) -католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире.
Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.
Вместимость около 60 000 человек+400 тыс человек на площади.









"Оплакивание Христа" - первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти.
Это единственная работа скульптора, которую он подписал/Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет.
После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.
Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини.


Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини.



Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.
В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.
Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.
Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика.
Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра.
Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа.
Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.











Центральный неф - Общая длина базилики 211,6 м.
На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио.
Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.



Швейцарская гвардия — один из видов вооружённых сил Ватикана. Её по праву можно считать старейшей армией мира, сохранившейся до наших дней.
Основанная ещё в 1506 году, она на данный момент включает в себя всего 100 гвардейцев, которые готовятся в швейцарских вооружённых силах и служат в Ватика.
На военную службу на добровольной основе призываются получившие среднее образование мужчины-швейцарцы только католического вероисповедания в возрасте от 19 до 30 лет.





Немного нас уставших, но чертовски довольных недаром проведённым временем:)








Главный собор католической церкви расположен рядом с тем местом, где когда-то располагался цирк Нерона, ставший известным, благодаря проводимым здесь массовым казням первых христиан. На месте собора раньше находилось кладбище. Здесь же, согласно преданию, был распят святой Пётр. Над его могилой в III веке нашей эры императором Константином была построена первая базилика. ">

Согласно провидению, апостол Петр пришел в Вечный город в 43 году, чтобы стать главой христианской общины. Он находился в Риме на протяжении 25 лет. Во времена преследований христиан, между 64 - 67 годами, он претерпел мученическую смерть в цирке Нерона на склоне Ватиканского холма и был погребен в земле, на кладбище, недалеко от прилегающей к цирку дороге. Могила Святого Петра и есть точка опоры Ватикана, единственная причина и суть всех его строений. Если бы здесь не было могилы бывшего Галилейского рыбака, свидетеля воскресения Христова, который был уверен в том, что тоже будет распят, то не возник бы на этом месте великолепный храм и не существовал бы ныне прекрасный город-государство Ватикан.

Могила Святого Петра стала культовым местом: около 160 года здесь были построены первые оградительные стены и маленький мраморный памятник. В 322 году, десять лет после признания религиозной свободы христиан, император Константин повелел построить первую базилику. Она была в сущности храмом-мавзолеем Апостола. В VI веке Святым Григорием Великим был построен престол для совершения Мессы. В 1120 году папа Каллист II построил алтарь над этим престолом, названный Конфессией.


В 1452 году первоначальный собор решили перестроить, но лишь в 1506 году начались серьезные работы. Строительство храма продолжалось почти сто лет, с 1506 по 1616 год, при 18 папах, от Юлия II до Павла V, вписавшего свое имя на фасаде. Многие важные работы поощряли папы Урбан VIII и Александр VII. Непроста и судьба проекта, осуществленная и измененная 12 великими архитекторами. Наиболее известные из них: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана и Карло Модерно. Новый Собор Святого Петра был освящен папой Урбаном VIII 18 ноября 1626 года.


Собор занимает более 44.000 кв.м., длина его около 187 м., ширина 114,5 м., почти как футбольное поле, а высота 46 метров. О необъятности храма красноречиво говорят пометки на мраморном полу в центральном нефе. Здесь указаны размеры других больших христианских соборов, которые уступают ему по величине. Убранство Собора ошеломляет обилием золота, мозаик, величественных статуй святых, надгробными памятниками папам, а главное, изумительными творениями Бернини и молодого Микеланджело.

В центре, под фронтоном, — знаменитый балкон, с которого папа Римский обращается к верующим.


Базилика построена в форме латинского креста. До 1989 года собор являлся крупнейшим храмом в мире, пока его не обогнала базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ, построенная в Ямусукро, столице Кот-д"Ивуара, кстати, по образу и подобию главного героя моего рассказа.


Часы на фасаде, с одной стрелкой. На другой стороне — такие же часы, но с двумя стрелками.


На крыше собора установлено 13 статуй — Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, кроме апостола Петра.


Высота каждой статуи — почти 6 метров.



Армия Ватикана — швейцарские гвардейцы. В наше время их всего 110, как можно догадаться из названия — все они граждане Швейцарии. Считается, что их форма шьётся по эскизам Микеланджело. Кстати, это одна из старейших армий мира, сохранившихся до наших дней. Правда, в военных действиях она участвовала всего один раз — в 1527 году, когда Рим был разграблен войсками императора Священной Римской империи.


Швейцарский гвардеец

Святые ворота


Собор огромен. Вроде входишь вместе с огромной толпой, но внутри эта толпа неожиданно рассеивается по безразмерному залу и становится абсолютно незаметной. Во времена празднеств собор вмещает до 60 тысяч человек.

Длина центрального нефа — 211 метров.


Всё это впечатляет не меньше собора Святой Софии в Стамбуле , который до постройки собора Святого Петра оставался крупнейшим христианским храмом в мире.

общий вид зала.


Потолок








Интерьер собора до ряби в глазах красив и торжественен. Причём, в отличие от православных храмов, эти великолепие и роскошь совершенно не крикливы. Изящными деталями можно любоваться бесконечно долго — здесь действительно есть что поразглядывать.






Центральный неф


Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным собором св. Петра.


В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуя Святого Петра, выполненная из бронзы в IV веке неизвестным сирийским скульптором, пользуется необычайной славой. Считается, что стоит прикоснуться к ней и помолиться, и мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому одна стопа статуи стерта от прикосновений молящихся.

Статуя Св. Петра


В левой руке Св. апостол Петр держит ключи от рая. Стена за статуей украшена мозаикой, а не тканью.


Св. Петр руководил церковью 25 лет. За 19 столетий единственным папой, сидевшем на престоле Петра дольше (1847-1878), чем сам Петр, был папа Пий IX. Его портрет размещен на стене над статуей апостола. Пьедестал из алебастра выполнил в 1757 г. Carlo Marchionni. Мраморное кресло относят к раннему Возрождению.

29 июня в день памяти апостола Петра, его статую облачают в одежды, так что кажется, что статуя оживает.


Трон Св. Петра и Слава


Неф базилики


Кафедра Святого Петра


Сень над папским алтарём и могилой Св. Петра ЗДЕСЬ


Киво́рий (греч. κιβώριον, лат. ciborium), кивория, алтарная сень — сень (навес) над престолом (алтарём), поддерживаемая колоннами. В плане чаще всего представляет собой квадрат, состоит из четырёх арок, опирающихся на четыре колонны. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.

Алтарь. Считается, что это именно то место где был похоронен апостол Пётр. Над алтарём расположен тридцатиметровый киворий на изогнутых колоннах, опять же работы Бернини.


Предметом картины на Алтаре является праздничная месса Св Basil в присутствии Римского Императора Valens.St.


Под алтарем стоит саркофаг с забальзамированным телом папы Иоанна XXIII.


Алтарь св. Иеронима. Запрестольный образ «Последнее причащение св. Иеронима» художника Domenichino, 1614. Переведена в мозаику в 1744 г. Знаменитая картина ныне хранится в Пинакотеке Ватикана. На картине изображен св. Иероним, принимающий последнее причастие от св. Ефрема, которому помогает св. Паула.


Балдахин


В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчёлы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа.

Парит в сиянии символ Святого Духа.






Правый неф

В первой капелле правого нефа находится гениальное творение двадцатилетнего Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà) .

Скульптура была высечена из единого блока белого мрамора из Каррары, а на ленте, опоясывающей Мадонну, скульптор высек надпись “Микеланджело - флорентинец” .

Это — единственная работа, собственноручно подписанная Микеланджело.


Над этом творением Микеланджело работал больше двух лет. Скульптура изображает Пресвятую Деву Марию, которая держит на коленях мертвого сына - Христа. Красота линий, идеальные пропорции тел в натуральную величину, молодые лица и скорбь Матери так явны, что хочется замереть в безмолвном поклоне перед бессмертным шедевром Микеланджело.