Мост рядом с петропавловской крепостью. Первый независимый агрегатор походов. Где находится Иоанновский мост

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

В своё время, не такое уж и далёкое, эта диковинная летающая машина была совершенно секретной, знали о ней лишь немногие. Создал её авиаконструктор тоже во всех отношениях необычный, начиная с его биографии и заканчивая сконструированными им самолётами. Речь идёт о Роберте Людвиговиче Бартини и «Змее Горыныче», как прозвали одну из его удивительных машин. Примечательно то, что Бартини был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв называл его своим учителем.

Лучший художник среди бизнесменов, лучший бизнесмен среди художников, настоящий миллионер, завзятый тусовщик, экстремальный путешественник, страстный игрок в казино, современный Казанова, портретист Путина, Медведева и ещё множества президентов, кинозвёзд и прочих знаменитостей… Короче говоря - Никас Сафронов.

Эта информация заинтересует прежде всего тех, кто занимается археологией и кладоискательством. Оказывается, по-настоящему уникальные находки можно сделать там, где вскоре пролягут трубы газо- и нефтепроводов, и находки эти через пару десятилетий будут цениться на вес золота. Ведь трубы похоронят под собой те культурные слои, в которых нынче обнаруживаются всякие «пустяки», и доступ к ним прекратится навечно. Так что каждый найденный здесь костяной гребень со временем неизбежно превратится в бесценный раритет.

После того, что сделал Энрико Ферми, которого нередко называли Прометеем XX века, мир стал совершенно другим, ибо он обрёл новый, небывалый по мощи источник энергии. Люди, знававшие Энрико в раннем детстве, никогда бы не сказали, что этого тихого мальчугана ждёт великое будущее. Семья его была самой обыкновенной, какой могла быть у скромного железнодорожного чиновника.

Дарвиновская теория естественного отбора стала одной из самых противоречивых и скандальных страниц в истории естествознания. Она так и не признана многими учёными и отрицается большинством людей, далёких от науки. Так было при жизни Дарвина, и за прошедшие полтора века мало что изменилось.

ЭПРОН. Эта аббревиатура расшифровывается как «Экспедиция подводных работ особого назначения». Организация была создана при ОГПУ в 1923 году для выполнения особого задания - поиска сокровищ, якобы лежащих у берегов Балаклавы, в Крыму.

Он стал воплощением материальной успешности английского шпиона, получив за свою деятельность пенсию в 1000 фунтов стерлингов в год, патенты на ввоз дорогой древесины и производство красителя.

Есть на земле немало мест, где происходят чудеса, объяснить которые невозможно. И одним из таких мест можно назвать Старцев Угол, что на границе Мордовии и Нижегородской области. Вот уже несколько веков о нём ходят легенды. Впрочем, и в наши дни Старцев Угол продолжает удивлять своими чудесами.

Самым старым в Петербурге считается Иоанновский мост – ровесник города, основанного в 1703 году во время Северной войны. Город, как известно, начинался с на Заячьем острове, и одновременно, на Городском острове (теперь Петроградская сторона) началось строительство жилых домов. Тогда же по приказу Петра I через Кронверкскую протоку была устроена первая наплавная переправа, проложившая путь между строящейся крепостью и поселком.

Шведы, не желавшие без борьбы уступить русскому государю земли в устье Невы, предприняли ряд попыток захватить строящийся Петербург в 1704-1705 годах. Хотя их действия не имели успеха, но заставляли держаться начеку русских военных, доставляя немало хлопот и неприятностей строителям. В случае внезапного нападения шведов переправу, составленную из барок-плашкоутов, перекрытых деревянным настилом, следовало быстро разобрать или просто сжечь.

Прошло несколько лет. Петропавловская крепость утратила оборонительную функцию, и временное сооружение заменил постоянный деревянный разводной мост. Его назвали сначала Красным, потом Петровским (1730 год). Современное название мост носит с 1887 года, — а перешло оно от разобранного моста, ранее перекинутого через ров у Иоанновского равелина (часть оборонительных сооружений Петропавловской крепости).

Мост неоднократно перестраивали (1738, 1802, 1848 годы и т.д.), изменяя его облик. Существующий мост – пешеходный, на каменных устоях, но настил по-прежнему деревянный, поэтому здесь запрещено курить.

Его размеры (по данным СПб ГБУ «Мостотрест»): общая длина – 152 метра, длина русловой части – 74,6 метра, ширина – 10,5 метров.

Красивая решетка и фонари в виде копий, собранных в пучки и увенчанных двуглавыми орлами, выполнены в стилистике начала XIX века. Однако появились они значительно позже — в 1953 году. Так в ходе реконструкции под руководством архитектора А. Л. Ротача мост украшали к 250-летию города.

К следующей юбилейной дате в 2003 году мост обзавелся собственным талисманом. На свае у основания моста установили фигурку зайца. По традиции туристы загадывают желание и бросают монетку Арсению (так зовут ушастика в память о старинном названии Заячьего острова — Енисари). Если монетка не упадет в воду, а окажется на постаменте возле зайца – желание сбудется.

Где находится Иоанновский мост

Пешеходная прогулка по Петропавловской крепости начинается от Иоанновских ворот. С Петроградской стороны через Кронверкский пролив к ним ведет одноименный мост. Иоанновский мост соединяет Троицкую площадь и Заячий остров.

Я сделал выборку из 2500 походов от 20 туристических клубов. Выяснилось, что...

На лето приходится 66% походов за весь год . Нет ничего удивительного, что лето – лучшая пора для отдыха с рюкзаком. Во-первых, тепло и сухо; во-вторых, есть возможность взять отпуск под путешествие.

Осенью походов мало, потому что начинаются школа, учеба, работа, да и погода портится.

Зимой преобладают лыжные туры или проживания на базах отдыха, совмещенные с радиальными вылазками без тяжелых рюкзаков и снаряжения. На зиму приходится 6% всех походов.

Весной сидеть дома невтерпеж, поэтому достается снаряжение и планируются поездки. Погода в Крыму, на Кипре и Кавказе уже выше нуля, что позволяет совершать несложные переходы без боязни замерзнуть ночью в спальнике. Март – это 5% от общей статистики.

В апреле – внезапная пауза (3%), так как туристы копят время и деньги на майские праздники. Конец апреля – резкий старт сезона походов по Крыму, Кавказу, Саянам, Алтаю с захватом первомайских праздников. Кто хочет тепла, идут по турецеой Ликийской тропе или делают переход по кипрским горам Троодоса. Также в конце апреля много предложений, куда можно пойти с детьми. Конца апреля ждут все – и взрослые, и ребятня. Жизнь набирает обороты.

Май отличается ростом числа трекингов, походов в четыре раза – 13% от общей статистики. Открываются кемпинги, а туристические базы готовы к размещению туристов. К майским походам приплюсовываются походы, начинающиеся в последних числах опреля, чтобы захватить праздничные дни.

Пятерка самых посещаемых регионов выглядит так:

Первое место . Кавказ – 29%. Эльбрус и Казбек манят походников своей красотой.

Второе место . Крым – 15%. Приближенность моря и мягкий климат делают этот полуостров уникальным и словно созданным для недельных вылазок.

Третье место . Северо-Запад – 11%. Жителям Ленинградской области и Карелии повезло с природой: тут больше рек и озер, чем в Центральном округе. В Подмосковье особо и ходить некуда.

Четвертое и пятое места . Алтай, Байкал и Сибирь – по 7%. Туда дорого добираться из Москвы и Питера, но оно того стоит. Красивая природа, а туристов не так много, как в других местах.

Все экскурсии в Петропавловскую крепость начинаются именно с прохода по Иоанновскому мосту, дорога к которому проходит или через Александровский парк (от метро), или, через Каменноостровский проспект от Троицкой площади, где обычно останавливаются туристические экскурсионные автобусы.

Если провести воображаемую линию, продолжив Иоанновский мост в обратном направлении, то он упрется в Мечеть.

У одного у устоев моста сидит знаменитый Питерский заяц , куда любой проходящий турист обязательно пытается забросить монетку.

Если, перейдя мост, повернуть налево, то выходишь сперва на лужайку, а затем по узкой вымощенной вдоль внешних стен крепости отмостке к пляжу Петропавловской крепости.

Если повернуть направо, дорога через другое поле приведет к вертолетной площадке, откуда совершаются воздушные экскурсии над Санкт-Петербургом.

Если пойти прямо… Но, это совсем другая история.

Иоанновский известен тем, что он стал самым первым постоянным мостом в городе.

Построен он был в год основания Санкт-Петербурга, в 1703 году, вместе с началом возведения Петропавловской крепости.

Тогда через Кронверкскую протоку перекинули наплавной деревянный мост. В его обязанности входило соединять собой строящуюся крепость и Городовой остров, носящий теперь наименование Петроградский.

Название тогда он имел иное – Петровский, и он долгое время был единственной постоянной переправой Санкт-Петербурга.

Петровский мост был деревянным, разводным, поверхность его была разделена на две части – пешеходную и проезжую.

В середине 18 века почти всю его площадь, за исключением его разводной части, выложили булыжником.

В конце 19 века обветшавший к тому времени, Петровский мост, перестроили. Одновременно, он получил и новое имя.

Теперь, по названию предкрепостного сооружения Петропавловской крепости, мост стал называться Иоанновским.

Новой реконструкции Иоанновский мост подвергли в середине 20 века. Тогда обновили элементы декора – обновили решетку, установили новые фонари.

Две части Иоанновского моста имеют разные декоративные решетки. На одной его части установлены ограждения, повторяющие своим рисунком решетки набережной Кронверкского канала. Вторая же часть украшена ограждением с затейливым растительным узором.

Стойки украшены изображениями боевых топоров.

Последний раз конструкцию реставрировали к 300-летию города. Тогда было заменено мостовое полотно и гидроизоляция, а также, заново облицованы устои моста.

С помощью новых технологий, укрепили своды и защитили от разрушения, с помощью химического состава, камни, из которых они сделаны.

Теперь мост гарантировано защищен от разрушения на ближайшие 30 лет.

Кроме укрепления конструкции, были выполнены и работы по восстановлению утерянных элементов декора. На въездах вновь появились отреставрированные фонари, а на них - восстановленные по сохранившимся рисункам позолоченные фигурки орлов.

Отремонтировали и декоративную решетку.

Длина Иоанновского моста теперь составляет 152 метра, а ширина – 10 метров.

Иоанновский мост - самое первое и старейшее мостовое сооружение Санкт-Петербурга, история которого началась вместе с рождением самого города.

История

Переправу у Меньшикова бастиона построили к маю 1703 г. с целью транспортировки земли для закладки Петропавловской крепости – первого мощного форпоста новорожденного града Петра. В те времена переправа через Кронверкскую протоку соединяла Городовой остров (сегодня – Петроградский) с Заячьим.

Ненадежный наплавной мост, в те времена носивший имя Красный, опирался на деревянные барки, качавшиеся на волнах и скребущие друг друга бортами, и имел два разводных пролета. По задумке строителей такая конструкция имела свои преимущества для военной ситуации - при вероятном наступлении противника деревянное сооружение можно было легко поджечь и остановить врага.

На карте молодого Петербурга мост, который наводили только летом, был обозначен уже в 1705 г., а к середине 1706 г. возвели устойчивое свайное сооружение с настилом из досок, где была выделена полоса и для проезда телег, и для пешеходов. К 1730 г. мост стали называть Петровым (или Петровским).

В 1738 г. в Петропавловской крепости был построен Иоанновский равелин, названный в память о брате Петра I и в честь правящей царицы Анны Иоанновны – племянницы государя. Необходимость в дополнительных укреплениях отпала, и свайную конструкцию перестроили в многопролетный мост с центральным разводным крылом.

Часть конструкций – береговые пролеты и дамбы - выложили из камня в форме арок, дошедших до нас в неизменном виде. Средние пролеты, поднятые над руслом пролива, остались деревянными и впоследствии неоднократно перестраивались. Ось сооружения была ориентирована на Иоанновские ворота равелина, построенные к 1740 г. по проекту талантливого военного инженера-гидротехника графа Бурхарда К. фон Миниха.

К концу 1760-х гг. поверхность проезжей части Петровского моста выложили в виде булыжной мостовой, исключая разводной пролет. К 1887 г., учитывая, что мост ведет прямо к Иоанновским воротам равелина, ему присвоили окончательное имя – Иоанновский.

В течение следующих десятилетий, мост неоднократно обновляли, в результате чего сквозные арочные пролеты на берегу заложили камнем, реставрировали перила и плафоны фонарей, но серьезным конструктивным изменениям до середины XX века сооружение не подвергалось.

Во время капитального ремонта 1951 – 1953 гг., который провели по проекту инженеров П.В. Баженова и П.П. Степанова и завершили к 250-летнему юбилею Петербурга, средние пролеты, ранее выполненные из деревянных балок, реконструировали в металле. Исторический вид настила сохранили, оставив его деревянным.

Благодаря работе архитекторов-реставраторов А.Л. Ротача и Н.Н. Белехова оформление переправы также было изменено. Мост осветили фонари, повторявшие дизайн светильников старого Суворовского моста, а узор новой решетки ограждения во многом совпадал с оформлением старинных ограждений на набережных Кронверкского пролива с витыми растительными орнаментами. Обелиски с касками выполнены по образцам начала XIX века, созданным для Троицкого моста.

Иоановский мост в наше время

В ходе реставрационного ремонта Иоанновского моста 2001 – 2003 гг. была проведена замена мостового полотна, облицовочного покрытия аркад и оснований, усилен свод сооружения, укреплена кладка, проведена гидроизоляционная обработка открытого свода составами с долговременной защитой известняковой кладки от воздействия влаги.

Во время работ по реставрации восстановили узор чугунной решетки, на торшерных фонарях вновь появились позолоченные изображения двуглавых орлов над копьями,

Длина части моста над руслом – 74,6 м, полная длина с учетом арок над береговой частью – 152 м, ширина – 10 м.

В мае 2003 г. на свае у моста появилась полуметровая фигурка Зайчика. Создатель бронзового зверька – скульптор Владимир Петровичев - посвятил ее мирному обитателю древнего Заячьего острова. По легенде, восходящей к временам строительства Петербурга, ушастый спасся от наводнения, спрятавшись в сапоге Петра Великого.

Поскольку хроники сообщают, что император лично спасал солдат во время весенних наводнений, стоя по пояс в ледяной воде, легенда приобрела особый смысл. А Зайчик Иоанновского моста стал талисманом, который туристы каждый день осыпают монетками - на счастье.

Чтобы найти Иоанновский мост, нужно доехать до станции метро «Горьковская», а после выхода в город повернуть и идти в обратном направлении через Александровский парк около 7 минут.