Коломенское музей заповедник спасские ворота. Коломенский ручей, протекающий в Голосовом овраге

1672-73 гг. Ансамбль усадьбы Коломенское. Ансамбль передних ворот. Передние ворота, расположенные на территории Государева двора царской усадьбы Коломенское, были построены в период правления царя Алексея Михайловича в 1673 году. Это были главные ворота летней царской резиденции, так как парадный въезд в Коломенское в то время осуществлялся со стороны Москвы-реки по «посольской» дороге,

и именно через них высокие гости въезжали на Государев двор. Здесь же высоких гостей встречали «хитроумной затеей», которые так любили устраивать в своих дворцах русские государи. Роль «диковины» отводилась большим механическим львам работы «иноземного мастера» Петра Высоцкого, встречавшим гостей грозным рычанием: «За воротами стояли четыре льва, сделанные из дерева и одетые в шерсть, похожую на львиную. Внутри львов находились часовые механизмы, пружина которых заставляла львов вращать глазами и по временам издавать страшный рев. Внутри ворот находились четыре таких же льва». Центральную часть ансамбля Передних ворот составляет сложное четырехъярусное прямоугольное в плане здание Передних ворот, стоящее на белокаменном цоколе. В нижнем ярусе оно прорезано двумя разновысотными сводчатыми проемами, предназначавшимися для проезда и «пешего хождения». Во втором ярусе находится большая Органная палата, в которой был устроен механизм «львова рыканья», приводивший в действие огромные фигуры львов.

В третьем ярусе размещался часовой механизм. Над ним в проемах башни висели колокола часового боя. Наверху глухого восьмигранного шатра был установлен опаянный белым железом деревянный царский двуглавый орел с короной.

С северной стороны к Передним воротами примыкают каменные одноэтажные палаты Приказной избы, в которых было сосредоточено административное управление огромным хозяйством царской усадьбы.

С южной стороны примыкали Полковничьи палаты и помещение ледников с уникальным белокаменным водоотводом, служившим для оттока воды от таявшего в погребах льда.

Фряжский погреб

В 2002-2003 годах, после проведенных полномасштабных комплексных научно-исследовательских реставрационных работ была заменена кровля до воссоздания белокаменного цоколя, благодаря чему открылся исторический, первоначальный облик Ворот. В результате реставрационных работ как в сказке появились утраченные ранее печуры, воссозданы средневековые окна и дверные проемы, обнаружен часовой механизм XVIII века, соединенный с колоколами на ярусе звона, отреставрированы внутристенные лестницы, проведены уникальные работы по инъектированию балок перекрытий. Как результат – сохранены подлинные конструкции балок XVII века, воссозданы белокаменные полы, исторические интерьеры Приказных и Полковничьих палат, проведена покраска шатра на период XVII века, выявлены исторические габариты печей. И теперь, приехав в Коломенское, посетители могут увидеть те самые Ворота, которые в XVII веке встречали иностранных послов, прибывающих на прием к царю Алексею Михайловичу. В первой половине 2004 года в ансамбле Передних ворот открылась экспозиция «Вехи истории Коломенского».

Сытный двор

Сейчас вы можете ознакомится не только с архитектурным памятником XVI века, но и расположенной в нем экспозицией “Вехи истории Коломенского”.

Спасские ворота

С западной стороны на территорию современного Государева двора в Коломенском посетители могут пройти через Задние или Спасские ворота. Ворота исторически служили хозяйственным въездом в дворцовую усадьбу (парадный въезд на Государев двор осуществлялся через Передние ворота) - через них въезжали колымаги и кареты, возы и пошевни с разной кладью.

Первое упоминание о Задних воротах содержится в чертеже XVII века из Приказа Тайных дел – Ворота на чертеже нанесены против Передних ворот по оси восток – запад. По первоначальной надписи над изображением ворот на этом чертеже известно, что они названы «задними». Ворота изображены с крещатыми бочками, как было принято.Спасские ворота имеют два проезда: один широкий для обозов и всадников и другой для пешеходов. Створки Задних ворот, согласно упоминаниям, также как и Передних, были глухими. На чертеже, выполненном командой князя П.В.Меркулова в 1767 г., Задние ворота изображены вместе с утраченными Стрелецкими караульнями.

В 1813 году к западному фасаду Задних ворот были пристроены две каменные стены, образовавшие перед воротами небольшой двор. Эти две каменные стены ограничили служительские и садовничьи земли, примыкавшие к Государеву двору.

Садовые ворота.

Садовые (Вознесенские) ворота (XIX в.)
Сохранившиеся фрагменты являлись воротами в Вознесенский сад. Стена и ворота сложены в начале XIX века из кирпичей разобранных построек XVII века.
В 2006-2007 гг. Вознесенские ворота вместе с частью ограды Государева двора были воссозданы.

В начале XXI века было проведено комплексное архитектурно-археологические исследования территории. Были раскрыты и музеефицированы фундаменты хозяйственных построек, погребов и примыкавших к ним стрелецких караулен.

Кстати, именно здесь находился деревянный дворец Алексея Михайловича, который из-за ветхости был разобран в XVIII веке. На его месте за 200 с лишним лет выросли крупные деревья. Стараясь сохранить образовавшийся сад, строители воссоздали дворец в другом месте.

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича.(новый)

Воссоздан по старинным чертежам в 2007-2008 гг. на новом месте - у пересечения проспекта Андропова и 1-й улицы Дьяково Городище. «Оригинальный» дворец династии Романовых был сооружён в XVII веке (1667 г.) и располагался возле церкви Казанской иконы Божьей Матери, вплоть до 1767 года. Он состоял из отдельных хором, соединённых между собой переходами и самой церкви Казанской иконы Божьей Матери. До наших дней сохранились лишь фрагменты фундамента «оригинального» дворца.
Работы начаты летом 2007, завершены в ноябре 2008 г.

Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек.

При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.

Сады Коломенского

Исторические сады занимают значительную часть музея-заповедника.
К началу XVIII века в сохранившихся списках садов значатся:
Красный, Казанский, Новый, Вознесенский, Большой и Дьяковский.
В них росли тысячи яблок, сотни груш, кусты малины, смородины,
крыжовника, белой и красной вишни, редкие деревья - кедры, пихта,
грецкие орехи.
В садах высаживались овощи и лекарственные травы.
Урожай использовался про «государев обиход», т. е. для царской семьи.
До наших дней сохранились три сада: Казанский, Дьяковский и
Вознесенский.

Челобитный столб


Проезд: метро "Коломенское"
Памятник архитектуры. XVII в. Столб находился у главного фасада несохранившегося дворца царя Алексея Михайловича. По преданию на столб клали челобитные – просьбы и жалобы царю. На нем размещали царские указы. Позже на столбе были установлены солнечные часы. Челобитный столб представляет собой кирпичное цилиндрическое сооружение, сложенное из большемерного кирпича размером 31х14,5х8,5 см, высотой 103 см, диаметр средней части 75 см; имеет цоколь высотой 23 см.
Первоначально сооружение было известно как Челобитный столб. Название указывает на его функцию – места подачи челобитных – просьб и жалоб – великому государю, а также публичного оглашения царских приговоров и повелений. В советскую эпоху столб имел название – Часовой столб.
Обычно появление столба связывают с постройкой в Коломенском в 1667-1670 гг. нового дворца царя Алексея Михайловича Романова. Полагают, что в этот период, ближе к юго-восточному углу дворца, был поставлен Челобитный столб.
Впервые существование Челобитного столба за¬фиксировано на плане государева двора, выполненном состоявшим в свите герцога Голштинского камер-юнкером Ф. Беркгольцем, предположительно, в 1740-х гг. В переведенной на русский язык экспликации к плану он обозначен как «столб, на который прибивают приказы и объявления». Принимая во внимание определенные погрешности перевода, можно констатировать правильную смысловую передачу сохранения функций данной постройки.
На дошедшем до нас архивном плане 2-й половины XVIII в. отмечено
местоположение Челобитного столба. В ведомости дворцового села Коломенского 1760-х гг., цитируемой И.В. Маковецким по архивному источнику, наряду с другими постройками, упомянут и Челобитный столб, это единственное имеющееся на сегодня письменное свидетельство его существования.
К этому временному периоду относится изображение Челобитного столба, сделанное работавшим в России немецким театральным декоратором Фридрихом Гильфердингом. Дошедшая до нашего времени гравюра (в 2-х вариантах) является единствен¬ным подлинным изображением Дворца царя Алексея Михайловича, выполненным с натуры и незадолго до его разборки. У юго-восточного угла хором, перед окнами царского терема, на поросшей травой площадке Гильфердингом показан Челобитный столб – невысокое вазонообразное сооружение «с приступами» и двухчастным круглым навершием, обнесенное изгородью из жердей. Надо полагать, что в те годы он вряд ли использовался по назначению, являясь, скорее, памятником ушедшей эпохи.
Во время Отечественной войны 1812 г. стоявшими в Коло¬менском французскими войсками усадебным постройкам был нане¬сен значительный урон. Не исключено, что именно тогда Челобитный столб практически был утрачен.
С середины 1820-х гг. началось возрождение Коломенского ансамбля. Одновременно со строительством велись большие работы по благоустройству усадебной территории. В этот период был возведен Челобитный столб, но в другом материале и иной конфигурации.
Хранящаяся в ГМЗ «Коломенское» акварель середины XIX века, сомнительно приписываемая Ф.Солнцеву, и анонимный чертеж того же времени из фондов РГАДА, изо¬бражающие дворец ХVII века, видимо, воспроизводят современный, существовавший Челобитный столб, заметно отличающийся от по¬казанного на гравюре Гильфердинга. Это цилиндрической формы кирпичное сооружение, завершающееся круглой плитой, имеющей незначительный вынос, и поставленное на многоступенчатом постаменте. В 1872 г. И.Е. Забелин, работая над монументальным трудом «Домашний быт русских царей в XVII и XVIII столетии» и часто посещая Коломенское, высказал предположение, что данный памятник в XVII в. был устроен не для челобитных, а для солнечных часов, так как находился на самом Государевом дворе, куда не пускали посторонних, а у Передних ворот стоял стрелецкий караул. Это предположение в 1928 г. повторил известный искусствовед В.Згура.
Такая гипотеза оказалась востребованной в советский период. В конце 1920-х гг. под руководством П.Д. Барановского начинаются комплексные работы по исследованию и реставрации древних памятников усадьбы. Приступая к восстановлению столба, Барановский опирался на его сохранившиеся изображения. В частности, на фотографию 1905 г. сделанную жителем села Коломенского И. Медведевым, которая свидетельствует о заброшенности памятника, утрате им завершения и значительном разрушении его кирпичной кладки, выполненной большемерным кирпичом.
Вначале 1930-х гг. им была воплощена в жизнь идея о солнечных часах, высказанная ранее Забелиным. К сожалению, фотодокументы этого периода не обнаружены. Фотография 1956 г. свидетельствует о проведенной реставрации, однако можно полагать, что серьезных изменений облика, который придал ему Барановским, Часовой столб не претерпел.
В процессе реставрационных работ 2000-х гг. была докомпанована и восстановлена лицевая поверхность кирпичной кладки, устроена по периметру столба отмостка из искусственного белого камня. Кирпичная кладка оштукатурена. Таким Челобитный столб сохранился до настоящего времени.

Домик Петра I, XVIII в.

Москва,ансамбль усадьбы Коломенское
Проезд: метро "Коломенское"

Дом Петра I в Коломенском – единственный в Москве мемориальный музей, посвященный царю-реформатору. Он был построен в 1702 г. на острове Маркове в устье Северной Двины, близ впадения ее в Белое море. В этом специально для него построенном доме царь прожил два месяца, наблюдая за постройкой Новодвинской крепости, которая должна была защитить город Архангельск, единственный в то время морской порт России, от ожидавшегося нападения шведского флота. Простой деревянный дом имеет три теплых жилых помещения с холодными сенями между ними. Особенность дома – большое количество окон, что дало повод современникам называть царское жилище «государевыми светлицами». В XIX веке дом Петра перевезли в Архангельск. Для обеспечения сохранности над памятником возводится деревянный «футляр», который позже был заменен на кирпичный «футляр-павильон». В послереволюционные годы возникла угроза уничтожения исторического памятника, поэтому в 1934 году П.Д. Барановский привез его в Коломенское. В 2008 году была проведена полномасштабная научная реставрация памятника. Ремонтно-реставрационные работы включали в себя усиление и замену утраченных элементов конструкций, устройство перекрытий и стропильной системы, протезирование бревен, замену верхних венцов сруба, воссоздание элементов крыльца. Экспозиция в Домике Петра I воссоздает интерьер домика времени жизни в нем Петра I, повествует о начальном этапе петровских преобразований и знакомит с разносторонними интересами царя-преобразователя.

Петр Первый в Коломенском

В Московском объединенном музее-заповеднике начался новый выставочный проект формата оpen air «Мастера скульптуры на открытом воздухе в Коломенском». Здесь установили копию знаменитой скульптуры Петра I. Оригинал находится в центре Антверпена (Нидерланды). Это произведение – работа всемирно известного мастера Георгия Франгуляна. Модель памятника российскому Императору в музее-заповеднике установили не случайно. Именно здесь, на древней Коломенской земле провел свое детство Петр I. Скульптура появилась вблизи Государева двора, у домика Петра I.
Оригинал же стоит в центре Антверпена (Нидерланды) с 1998 г. Тогда скульптуру подарила русская делегация, приехавшая в Нидерланды на фестиваль «Дни Петра Великого».

Автор скульптуры – Академик Российской академии художеств Г. Франгулян. Среди известных работ – скульптура «Распятие», установленная в соборе св. Франциска, памятники Б. Окуджаве и И. Бродскому в Москве, А. Пушкину в Брюсселе, скульптурная композиция «Ладья Данте» в Венеции. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее, Музее им. А. Пушкина и частных коллекциях в различных странах мира.
С именем первого Российского Императора в Коломенском связано многое. После Азовского похода 1696 г. именно здесь он собрал войско, прежде чем торжественно въехать в Москву. В декабре 1709 года сюда свезли плененных под Полтавой шведов, а позже царь-победитель с триумфом вошел в столицу.
Память об Императоре хранят и стены Домика Петра I. Он был построен в 1702 г. в устье реки Северная Двина корабельными мастерами специально к приезду государя. Царь проживал в нем более двух месяцев и следил за строительством Новодвинской крепости. Чтобы спасти Домик Петра I, его разобрали, перевезли в Москву, реставрировали, а в 1936 году открыли для посетителей. Напротив крыльца домика на площадке стоят галерные якоря. Они были найдены у Коломенского в Москве-реке. По музейной легенде, они затонули и лежали здесь с тех пор, когда на реке строились суда для флотилии Петра I.
С Нидерландами у Петра I складывались особые отношения. Там в 1717 г. останавливался русский царь, с целью налаживания торговых связей с западным государством. Бронзовый император стоит, уперев руки в боки. Под ногами - сургучная печать Петра. Для придания монументу большей динамичности одна рука императора на 20 см длиннее другой. По данным ЮНЕСКО, памятник Петру I в Антверпене входит в десятку лучших уличных скульптур Европы.

Хозяйственная постройка 17-18 век

Хозяйственная постройка (Медоварня), XVII в., ансамбль усадьбы Коломенское. Москва,метро "Коломенское"
В 1927 году Медоварня – один из первых памятников деревянного зодчества из собрания музея – была перевезена в Коломенское с территории бывшего села Преображенского. Медоварня – хозяйственная постройка бывшего Николаевского Единоверческого монастыря, служившая кухней для приготовления напитков на основе меда.
Постройка деревянная, рубленная, прямоугольная в плане, покрытая двускатной кровлей.

Медоварня, редкий памятник деревянной архитектуры Подмосковья этого периода поражает монументальностью. Огромные стволы лиственниц, из которых она сложена, достигают в размере 40-50 см.
Редкий памятник деревянной архитектуры Москвы этого периода поражает монументальностью.
В 2001 году были проведены противоаварийные ремонтно-реставрационные работы. В настоящее время в помещениях Медоварни проводятся экскурсионно-художественные программы, знакомящие посетителей музея-заповедника со старинными народными обрядами, обычаями и праздниками.

Водонапорная башня

Москва,метро "Коломенское"
Водовзводная башня, XVII в. - водовзводная башня построена во второй половине XVII в. В 1675 г. мастер Богдан Пучин установил в башне водовзводный механизм, подававший воду в Государев двор. Второе назначение башни - проездные ворота в Вознесенский сад и село Дьяково.
в Коломенском

Неподалеку от церкви Вознесения обособленно от других памятников стоит Водовзводная башня. Вероятно, она была построена в 70-е гг. XVII в. Точная дата не установлена. По легенде, опубликованной в XIX в., в этой башне хранились клетки с соколами для соколиной охоты царя Алексея Михайловича. Поэтому второе название башни - Соколиная. В 1675 г. мастером Богданом Пучиным в башне был установлен водовзводный механизм, подававший воду в Государев двор. Верхнюю часть сооружения завершает крыша - "бочка" с металлическим покрытием,точно повторяющая первоначальную форму кровли. Под восточным пряслом здания располагается узкий белокаменный колодец со сводом. Из него выходят две керамические трубы в сторону Георгиевской колокольни и в сторону с. Дьяково. Колодец, возможно, доходил до водоносного слоя. Механизм подъема воды не сохранился, однако башня использовалась именно для этой цели.

В 70-ые годы XVII века для обеспечения водой Дворцового комплекса загородной царской резиденции в Коломенском было построено специальное здание Водовзводной башни. В ней с помощью механизмов вода поднималась из колодца в резервуары и по трубам разводилась потребителям.

В восточном крыле до настоящего времени сохранилась лишь часть утраченного водонапорного механизма – белокаменный сводчатый бассейн с колодцами и двумя трубами.
Одновременно с вышеупомянутым назначением Башня использовалась и как проездные ворота, ведущие в Вознесенский сад и дворцовое село Дьяково. В первой половине XVIII века с переносом столицы в Петербург загородная резиденция российских правителей утрачивает свои функции. Водонапорный механизм как и часть других сооружений Государева Двора не эксплуатируется.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском
Москва, Андропова проспект, 39
Проезд: м.Коломенская, м.Каширская
Год постройки: Между 1529 и 1532.
Церковь. Действует.
Престолы: Вознесения Господня
Церковь Вознесения является первым из сохранившихся до нашего времени и самым совершенным каменным шатровым храмом, положившим начало новому типу храма, который получил широкое распространение на Руси в XVI в., прервав византийскую традицию крестовокупольной церкви (в середине XVII в. при Патриархе Никоне шатровые храмы были признаны не соответствующими церковному чину, и на их строительство был наложен запрет). Здание носит подчеркнуто центрический характер - все четыре фасада его столпа обработаны одинаково (алтарная абсида отсутствует). Полагают, что храм был заложен по велению Василия III либо в 1529 г. как моленный о даровании сына - наследника престола, либо в 1530 г. в честь рождения этого сына - будущего царя Ивана Грозного, и освящен в 1532 г. Крестчатый четверик, установленный на высоком подклете, переходит в восьмерик, который завершается шатром, увенчанным небольшим куполом. Столп храма опоясан галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодара которой вертикаль основного объема органично вписывается в рельеф берега Москвы-реки (первоначально галерея была открытой). Применение ордера и итальянизирующий характер ряда деталей декора, не встречавшихся до того в памятниках русского зодчества, дает основание предполагать участие в постройке храма итальянского архитектора. Существует мнение, что им был Петр Малый, прибывший в Москву в 1528 г. На восточной стороне галереи-гульбища расположен трон. Внутри шатер храма открыт, отчего в небольшом по площади помещении церкви (8,5 X 8,5) создается впечатление обширного пространства и общей устремленности всех форм вверх (высота столпа здесь 41 м). Не исключено, что шатер имел орнаментальную роспись. Иконостас церкви - XVII в.

Коломенское – один из самых популярных парков отдыха в Москве. Находится на одноимённой станции метро. Но это не только парк, но ещё и усадьба и музей-заповедник. Именно поэтому ежедневно его посещают тысячи человек. В выходные, особенно ближе к вечеру, от станции метро Коломенская один сплошной поток людей по неширокому тротуару идёт в сторону парка-усадьбы.

Схема парка Коломенское. Парк довольно большой, вы можете убедиться в этом кликнув на картинку ниже (откроется в новой вкладке):

В Коломенском я бывал чаще, чем в других парках Москвы. За 3 года жизни в столице это единственный парк, где я был более трёх раз. В Москве много интересных мест, куда можно сходить, а времени и выходных мало. Выходных с хорошей погодой ещё меньше. Поэтому посещать одни и те же места постоянно – это, на мой взгляд, нерациональное использование времени. Хочется же увидеть что-то новое, получить новые впечатления.

Соответственно, напрашивается вопрос: «Чем же Коломенское заслужило такое пристальное внимание?».

Ответ простой: здесь красиво и есть что посмотреть.

Здесь красиво весной, когда расцветают яблони в Воскресенском саду, по парку плывут сладковатые ароматы. И не менее, а, может быть, даже красивее осенью, когда все деревья окрашиваются в жёлтые и красные цвета, под ногами шуршит опавшая разноцветная листва, в которой очень любят копошиться дети. Весной и осенью в хороший солнечный день здесь особенно много отдыхающих с фотоаппаратами. На фоне цветущих яблонь весной и жёлто-красной листвы осенью получаются отличные фотографии.

Летом – это красивый парк, где можно хорошо отдохнуть, подышать свежим воздухом, как бы банально это ни звучало, погулять по набережной Москвы-реки, покататься на катере или на теплоходе (через Коломенское проходят несколько маршрутов ). Здесь традиционно ежегодно проводятся выставки песчаных скульптур, на которых у меня почему-то так и не получилось побывать.

В праздники Коломенское становится одним из мест проведения концертов и гуляний. Зимой людей в Коломенском меньше, чем в тёплое время года. Я тоже зимой здесь был только один раз – на масленицу. Всё-таки на морозе не очень хочется гулять по паркам, больше отдаёшь предпочтение каким-то тёплым крытым помещениям.

Из истории Коломенского

История Коломенского начинается в 14 веке. Именно к этому времени относятся первые письменные упоминания о нём. По легенде основали село Коломенское жители города Коломны, бежавшие от войск хана Батыя, который сжёг их город. Коломенское было загородной резиденцией русских царей. По их приказу здесь возводились церкви и храмы. В 1528-1532 гг. по указу Василия III была построена церковь Вознесения Господня, которая стала летней домовой церковью русский правителей. В 1547-1554 гг. Иван Грозный возводит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи – прообраз на Красной площади.

Церковь Вознесения Господня.

Усадьба Коломенское была любимой резиденцией царя Алексея Михайловича. В период его правления она достигает своего расцвета. Алексей Михайлович строит здесь огромный дворец на 270 помещений. современники называли восьмым чудом света. Но простояло это чудо всего 100 лет. После переноса столицы России из Москвы в Петербург дворец постепенно ветшал и в 1767 г. его было приказано разобрать, сделав подробные обмеры и чертежи. По этим чертежам дворец был воссоздан в наше время и сейчас доступен для посещения каждому.

Вознесенский сад. Его площадь 5 га. Это один из древнейших садов на территории Москвы. Является частью Большого «старого» государева сада в Коломенском. В саду растёт около 880 деревьев, в основном яблони.

На территории Вознесенского сада находятся древнейшие коломенские дубы. Им уже почти 400 лет. По одной из легенд под сенью этих дубов обучался грамоте царевич Пётр Алексеевич, будущий император Пётр I.

Дворцовый павильон 1825 г. – единственная постройка, оставшаяся от Александровского дворца. Александровский дворец был построен на замену обветшавшему и вконец разрушенному французской армией во время войны 1812 г. Екатерининскому дворцу. Новый дворец стал своеобразным памятником победе России в войне с Наполеоном. Но Александр I так и не смог пожить в своём новом дворце. Дворец был построен в 1825 г., а 19 ноября 1825 г. царь умер в Таганроге. Впоследствии Александровский дворец в Коломенском пришёл в запустение и был разобран. От него остался только этот павильон, который использовали, вероятно, как чайный домик или домашний театр.

Домик царя Петра Алексеевича в Коломенском парке. Построен в 1702 г. русскими и голландскими мастерами в устье Северной Двины на острове Марков. В документах 18-19 вв. его именовали дворцом. Пётр I жил в нём два с половиной месяца летом 1702 г. во время строительства Новодвинской крепости, которая должна была защищать подступы к Архангельску. В 1864 г. крепость утратила своё военное значение, и её вместе с домиком передали в ведение Архангельскому епархиальному ведомству. В 1877 г. домик переносят в центр Анхангельска для лучшего сохранения. А в 1930 г. домик разбирают и переносят в Москву, восстанавливают интерьер времён жизни в нём Петра Великого и сейчас его могут увидеть все желающие, как снаружи, так и изнутри.

В двадцатые годы прошлого столетия известный архитектор России Барановский П.Д. начинает создавать на территории усадьбы музей деревянного зодчества под открытым небом. Из всех уголков России в Коломенское начали свозить деревянные архитектурные памятники. Так здесь оказались: башня Братского острога, Моховая башня Сумского острога и Святые ворота Николо-Корельского монастыря.

Башня Братского острога – одна из четырёх угловых башен Братского острога, построенного казаками на реке Ангаре, памятник оборонного зодчества 17 в. В одной из этих четырёх башен в своё время был заточён протопоп Аввакум. Когда строили Братскую ГЭС то место, на котором находился острог, попало в зону затопления и одну из башен перевезли в Коломенское и отреставрировали.

Моховая башня – часть Сумского острога-крепости, который защищал северные владения России в 17 в. К 20 веку из 6-ти его башен сохранилось только две. В 1931 г. всё, что осталось от Моховой башни разобрали и перевезли в Коломенское, где она хранилась в запасниках музея почти 80 лет. В 2003 г. ею занялись реставраторы, которым удалось восстановить памятник таким, каким он был в 1680 г.

Святые (Проездные) ворота Николо-Карельского монастыря были частью Николо-Карельского монастыря, находившегося на месте впадения Северной Двины в Белое море. Построены ворота были в 1662 г. А в 1932 г. их перевезли в Коломенское.

В усадьбе пасечника вы сможете познакомиться с бытом и деятельностью русского пасечника конца XIX – начала XX вв. Здесь находится деревянный дом с жилыми комнатами и хозяйственными помещениями, приусадебный участок с самой пасекой. Вот только не знаю, действительно ли там, в ульях, есть пчёлы или это просто что-то типа макетов.

По Коломенскому водят экскурсии, на которых вам подробно расскажут об упомянутых здесь и других его достопримечательностях. Телефон экскурсионного бюро: 8-499-615-27-68 (71).

«Непутевые заметки» Дмитрия Крылова в Коломенском:

Вконтакте

Ворота расположены у западной границы Государева двора и с конца XVIII века служили основным въездом на хозяйственный двор царской резиденции.

Ludvig14 , CC BY-SA 3.0

История

Точная дата постройки ворот неизвестна. Возможно, они появились при перестройке усадьбы в 70-х годах XVII века (предположительно в 1671–1672 гг.). Своим названием ворота обязаны иконе Спаса Нерукотворного, ранее находившейся в киоте над проездными арками.


Shakko , CC BY-SA 3.0

Западные Спасские ворота расположены напротив восточных Передних ворот, построенных в 1673 году. Последние поначалу служили главными воротами летней царской резиденции, вход в которую осуществлялся со стороны . С южной стороны к Спасским воротам примыкали два помещения Стрелецких караулен, построенных в 1680-е годы и использовавшихся для охраны царской усадьбы.


Bhbyf rjhytdf , CC BY-SA 4.0

В XVIII веке ворота несколько раз ремонтировались - в 1735, 1742 годах и позднее. В конце XVIII века Спасские ворота стали основным въездом на территорию усадьбы. Вероятно по этой причине в XIX веке в килевидные кокошники завершения ворот были вмонтированы вензели Петра I и двуглавые орлы.


Ludvig14 , CC BY-SA 3.0

В 1814 году при постройке дворца императора Александра I Стрелецкие караульни были разобраны.


yeowatzup , CC BY 2.0

В 1838 году Е. Д. Тюриным был разработан проект восстановления ворот, призванный предотвратить постепенное разрушение деревянного верха сооружения. На реализацию проекта потребовалось несколько ремонтов, наиболее значительный из которых был в 1868 году. Результатом этих мероприятий стала замена обветшавшего деревянного покрытия на вальмовую кровлю. Нынешнее завершение «кресчатой бочкой» появилось в ходе реставрационных работ 1977-1978 годов, выполненных по результатам исследований исторических документов, в том числе описи 1740 года.

В 2001-2003 годах была выполнена полномасштабная реставрация Спасских ворот, а в 2007 году были восстановлены Стрелецкие караульни.

Фотогалерея





Полезная информация

Задние

Стоимость посещения

вход в парк свободный, на выставки за отдельную плату; единый билет во Дворец Алексея Михайловича 400 руб.
прогулка на теплоходе: взрослый билет 400 руб., детский 150 руб.

Часы работы

  • территория, ежедневно
  • 1 апр–31 окт: 7:00-22:00
  • 1 нояб–31 марта, 8:00-21:00
  • экспозиции музея
  • ежедневно: 10:00–18:00, кроме понедельника

Расположение парка

Расположен к югу от центра Москвы, занимает территорию 390 га; входит в Московский государственный объединённый музей-заповедник «Коломенское - Лефортово - Люблино - Измайлово».

Ограничения

В парк запрещено проходить, а точнее проезжать на роликах или велосипедах. При такой большой территории это существенный недостаток.

Архитектуруа

Меньшие по размеру Спасские ворота изначально были не менее представительными, чем парадные Передние ворота. Выполненные из кирпича, ворота имеют два пролёта: широкий был предназначен для проезда обозов и экипажей, а более узкая «калитка» использовалась пешеходами.

Фасады ворот оформлены подобием тосканского ордера. Арочные пролёты фланкированы трёхчетвертными колоннами и обрамлены профилированными архивольтами, что придаёт объёму ворот пластическую насыщенность.

Пластику фасадов дополняет составленный из сухариков фриз и киоты, помещённые над проёмами ворот. Спасские ворота имеют редкое для ворот покрытие в виде «кресчатой бочки». Конёк кровли был украшен прорезным металлическим гребнем.

Следующей усадьбой, которую я решил посетить в один из майских дней, стало Коломенское — бывшая царская вотчина и подмосковное село. Сейчас это государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, который расположен к югу от центра Москвы и занимает территорию 390 га.

Как обычно для начала небольшая справка, благодаря которой можно проследить всю историю Коломенского и хорошо понимать, куда же я направлялся:

1336 год — первое письменное упоминание о Коломенском в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты
1528-1532 годы — строительство знаменитой шатровой Церкви Вознесения Господня
1651 год — строительство Церкви Казанской иконы Божией матери
1667-1668 годы — строительство Теремного дворца Алексея Михайловича (был разобран при Екатерине II)
1923 год — основание музея-заповедника
1994 год — Церковь Вознесения Господня в Коломенском включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
2001-2007 годы — проведение реставрационных работ

Ближе всего ко входу в музей-заповедник расположена станция метро "Коломенская" Замоскворецкой линии. Есть также одноимённая ж/д станция, которая находится к западу, но судя по по карте придётся пробираться по не очень хорошим дорогам через промышленные предприятия и гаражи, да и времени уйдёт больше. Поэтому я доехал на метро до станции "Коломенская" и, выйдя из первого вагона, оказался сразу около выхода. От станции пришлось пройти около 700 метров на юг вдоль проспекта Андропова прежде чем оказаться около ограждений музея-заповедника.

Вообще в Коломенское существует несколько проходов (КПП). Наиболее заметными, как мне показалось, являются два из них:
— на пересечении проспекта Андропова и Коломенского проезда. Через него можно попасть, если идти от станции "Коломенская" на юг около 1 км.
— на пересечении Каширского шоссе и проспекта Андропова. Через него я как раз вышел и попал почти сразу на станцию метро "Каширская".


Я же не стал добираться ни до одного из них и попал на территорию заповедника через одну из открытых калиток, которая первой попалась мне, пока я шёл от станции метро "Коломенская". Дальше я направился по аллее.


Вдоль неё попадаются такие обрубленные деревья.

За ними находится экскурсионное бюро музея-заповедника .


Неподалёку расположен стенд с планом заповедника. Поэтому перед тем как отправиться дальше, пришлось внимательно изучить карту и выбрать оптимальный маршрут, который позволил бы увидеть как можно больше достопримечательностей.


Около большого стенда с картой находятся Спасские ворота . Они были построены в 1670-х годах вместе со стенами Государева двора и служили въездом в хозяйственную часть дворцовой усадьбы.


Название ворот происходит от одной из икон над проездными арками - образа Спасителя. Известно и другое старинное их название - "Задние". Ворота имеют два проезда: широкий для обозов с грузами и узкий для пешеходов. В 2001-2003 годах сотрудниками Московского государственного объединенного музея-заповедника были выполнены полномасштабные работы по реставрации Задних ворот.

Пройдя через ворота, слева от меня оказывается стена белого цвета - бывшая ограда Государева двора, которая примыкает к Спасским воротам с северо-запада и продолжается в направлении к церкви Казанской иконы Божией Матери. По другую сторону от меня находилась Стена Кормового двора, представляющая собой сохранившиеся до настоящего времени фрагменты грады Государева двора XVII века. Ограда, частично возведенная в каменных, частично в деревянных конструкциях, как бы замыкала в своем прямоугольнике строения Государева двора, тем самым, обеспечивая безопасность царской резиденции. За период существования она неоднократно ремонтировалась и перестраивалась, и до настоящего времени сохранилась лишь фрагментарно.


За Спасскими воротами расположена восстановленная планировка территории Государева Кормового двора на период XVII века. Он представлял собой комплекс каменных сооружений, возведенных одновременно с деревянным дворцом Алексея Михайловича в 1667-1668 годах. Здесь выпекали хлеб, готовили разнообразные блюда из мяса, дичи, рыбы, круп и овощей, хранили припасы. Стена и хозяйственные постройки к середине XVIII века пришли в ветхость, и в 1815 году основная часть построек была разобрана, а стена сохранена.


В начале XXI века было проведено комплексное архитектурно-археологические исследования территории. Были раскрыты и музеефицированы фундаменты хозяйственных построек, погребов и примыкавших к ним стрелецких караулен.


Кстати, именно здесь находился деревянный дворец Алексея Михайловича, который из-за ветхости был разобран в XVIII веке. На его месте за 200 с лишним лет выросли крупные деревья. Стараясь сохранить образовавшийся сад, строители воссоздают дворец в другом месте.


Среди деревьев затерялся памятник Александру II . Он был обнаружен и перевезён в Коломенское из деревни Шайдорово в начале 1970-х годов. Памятник был установлен крестьянами села Шайдорово в благодарность императору Александру II за отмену крепостного права на улице или перекрестке, так как был рассчитан на осмотр с разных точек зрения. Ко времени своего обнаружения памятник был лишен икон, помещавшихся в киотах по четырем граням столба, а также текстовых надписей. В 2005 году силами специалистов-реставраторов проведена реставрация памятника.

Но больше всех на территории до Передних ворот выделяется Церковь Казанской иконы Божией матери .


Изначально она была деревянной и строилась при царе Михаиле Федоровиче в 1630-х годах. В 1651 году взамен деревянной было построено ныне существующе кирпичное здание церкви.


Расположенная в центре Государева двора церковь служила домовой, семейной церковью для живших здесь царственных особ.

С большим деревянным дворцом царя Алексея Михайловича, построенном в 1667 году, храм соединялся закрытой галереей-переходом. С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.


В настоящее время в Церкви Казанской иконы Божией Матери круглогодично проводятся службы. Внутрь можно свободно зайти, что я и сделал.

Напротив Спасских ворот, на другой стороне бывшего Государева двора, находится комплекс Передних ворот с несколькими пристроенными зданиями. Они также были построены в период правления царя Алексея Михайловича в 1673 году. Это были главные ворота летней царской резиденции, так как парадный въезд в Коломенское в то время осуществлялся со стороны Москвы-реки по «посольской» дороге, и именно через них высокие гости въезжали на Государев двор.


Центральную часть ансамбля Передних ворот составляет сложное четырехъярусное прямоугольное в плане здание Передних ворот, стоящее на белокаменном цоколе. В нижнем ярусе оно прорезано двумя разновысотными сводчатыми проемами, предназначавшимися для проезда и для пешеходов. Во втором ярусе находится большая Органная палата, в которой был устроен механизм "львова рыканья", приводивший в действие огромные фигуры львов. В третьем ярусе размещался часовой механизм. Над ним в проемах башни висели колокола часового боя.


Наверху глухого восьмигранного шатра был установлен опаянный белым железом деревянный царский двуглавый орел с короной.

С северной стороны к Передним воротами примыкают каменные одноэтажные палаты Приказной избы , в которых было сосредоточено административное управление огромным хозяйством царской усадьбы.


С южной стороны примыкали Полковничьи палаты и помещение ледников с уникальным белокаменным водоотводом, служившим для оттока воды от таявшего в погребах льда.


В 2002-2003 годах, после проведенных полномасштабных комплексных научно-исследовательских реставрационных работ была заменена кровля до воссоздания белокаменного цоколя, благодаря чему открылся исторический, первоначальный облик Ворот.


Общий вид на ансамбль зданий около Передних ворот открывается со стороны Церкви Вознесения Господня.


Неподалёку от Передних ворот находится хозяйственная постройка XVII века — медоварня . В 1927 году её одну из первых памятников деревянного зодчества перевезли в Коломенское с территории бывшего села Преображенского. В 2001 году были проведены противоаварийные ремонтно-реставрационные работы. Меня поразили огромные стволы лиственниц диаметром до полуметра, из которых сложена медоварня.


Но главной достопримечательностью Коломенского является Церковь Вознесения Господня . Она предстаёт перед взором сразу же после прохода через Передние ворота.


Церковь Вознесения Господня была построен в 1532 году по указу великого московского князя Василия III по обету в честь рождения долгожданного наследника Ивана, в будущем - первого русского царя Ивана IV Грозного.

Освященный в честь праздника Вознесения Господня, храм стал первым на Руси примером каменной шатровой постройки: его крестообразный в плане объем перекрыт высоким восьмигранным конусом-шатром.

Церковь Вознесения Господня долгое время оставалась самым высоким зданием на Руси (62 метра). В 1994 году церковь была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО .


В начале XXI века сотрудниками Московского государственного объединенного музея-заповедника была проведена полномасштабная реставрация церкви, воссоздан иконостас, открылась музейная экспозиция в подклете - нижнем этаже церкви. В 2007 году реставрация храма была закончена и состоялось торжественное открытие памятника. Несмотря на свой почтенный возраст, храм не подвергался значительным перестройкам и реконструкциям, что стало одной из причин для включения памятника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Между Передними воротами и Церковью Вознесения находится здание Трапезной церкви Святого Георгия (сооружение середины XIX века), которое составляет вместе с расположенной рядом Георгиевской колокольней XVI века единый комплекс Георгиевской церкви . Колокольня служила звонницей для Церкви Вознесения Господня.

Постройка XIX века была возведена на месте более ранней пристройки XVII века к западной стороне колокольни архитектором Е.Д.Тюриным. В 2004 году были проведены реставрационные работы. После реставрации воссоздан внешний архитектурный облик Трапезной по проекту Е.Д.Тюрина.


Рядом с колокольней и трапезной находится Водовзводная башня . Она была построена в 70-ые годы XVII века для обеспечения водой дворцового комплекса загородной царской резиденции в Коломенском. Одновременно с этим башня использовалась и как проездные ворота, ведущие в Вознесенский сад и дворцовое село Дьяково. В первой половине XVIII века с переносом столицы в Петербург загородная резиденция российских правителей утрачивает свои функции. Водонапорный механизм как и часть других сооружений Государева Двора не эксплуатируется. С того момента башня несколько раз ремонтировалась и реставрировалась. Последняя научная реставрация была проведена в 2007 году.

Учитывая, что Церковь Вознесения Господня находится на возвышенности, от неё открывается панорамный вид на Москву-реку и город в целом.


К северу от Церкви Вознесения расположена единственная сохранившаяся постройка от находившегося здесь дворца императора Александра I начала XIX века. В 1825 году по проекту Е.Д.Тюрина на месте обветшавшего екатерининского дворца здесь был построен дворец для Александра I. Но государь в этом же году скончался и не успел его посетить. В 1870-е годы заброшенный дворец был разобран, и от него остался только павильон , служивший чайным домиком или домашним театром. В 2005-2006 годах Московский государственный объединенный музей-заповедник провел полномасштабную реставрацию павильона, вернувшую ему первоначальный вид.


Главный, выходящий на реку фасад, украшен скромным дорическим портиком.


Ведущую к портику широкую лестница украшают скульптуры сидящих львиц.


Между павильоном 1825 года и Церковью Вознесения находятся 2 пушки XVII века .


Они направлены в сторону Москвы-реки.


На этом осмотр мною достопримечательностей, расположенных в центральной части музея-заповедника, был закончен. Я направился в южную часть Коломенского. Для этого мне пришлось спуститься по довольно крутому спуску, который вывел меня прямо к Москве-реке.


Здесь же находится Нижний Коломенский пруд .


В одну сторону открывается вид на набережную.


Здесь можно увидеть плавающих уток и покормить их.


С другой стороны через устье Голосова оврага перекинут каменный мост .


Около него находится небольшой водопад - Коломенский ручей , протекающий по Голосову оврагу.


На юг от моста также простирается набережная Москвы-реки. Но в виду того, что там ничего интересного не было видно, я направился по старинной дороге (неасфальтированной и незамощённой). Но теперь это был довольно крутой подъём.


Вообще в южной части музея-заповедника находится большое количество оврагов, как довольно больших и глубоких (с вершины некоторых открываются замечательные виды), так и небольших.


Если по левую сторону от меня Москва-река, то по другую сторону находится сильно заросшее древнее кладбище.


Здесь я смог разглядеть только основание Церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове .


Я решил подойти к церкви поближе. Хорошо, что вскоре дорога привела меня ко входу на древнее кладбище. К слову сказать, там гуляли и другие посетители музея-заповедника. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм постройки середины XVI века. Он был закрыт в 1924 году, однако, являясь выдающимся памятником архитектуры, не был разрушен и долгое время оставался заброшенным.

Деревня Дьяково вошла в состав Москвы в 1960 году и в 1980-е годы практически прекратила свое существование (несколько имеющихся в настоящее время домов построены уже в 1990-х). Кладбище при церкви действовало до 1980 года, затем было закрыто. Церковь была вновь освящена в 1992 году, в настоящее время проводятся регулярные богослужения. Недавно была завершена масштабная реставрация.

Дальше мой путь лежал через Дьяковский яблоневый сад , где можно встретить уже довольно старые деревья.


Некоторые из них имеют интересную форму.

На территории сада располагается пруд .


В яблоневый сад из центральной части музея-заповедника можно попасть также через Голосов овраг. Для этого сооружены лестницы.


Яблоневый сад плавно переходит в вишнёвый сад бывшего села Дьяково.


Если идти вдоль сада, то можно уже выйти с территории заповедника. Хотя почти у самого выхода находится воссозданный деревянный дворец Алексея Михайлович а .


Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике ещё в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Были проведены археологические работы и исследованы сохранившиеся фундаменты. Нынешнее строение представляет собой макет дворца Алексея Михайловича в натуральную величину.


Строительство происходит по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами.

По словам властей города строительство должно завершиться в 2010 году.


Внешне дворец уже готов. Но можно заметить рабочих, которые скорее всего ещё отделывают большое число внутренних помещений.


Вокруг дворца высажены молодые деревья.


Присутствуют и интересные дизайнерские решения.


На этом моя прогулка по Коломенскому закончена. Надеюсь её когда-нибудь повторить, чтобы посетить пока невиданные мне места.

Музей-заповедник Коломенское расположен на юго-востоке Москвы. На обширной территории в 390 гектар расположено много историко-архитектурных объектов, есть и новострой, такой как дворец царя Алексея Михайловича. А храм Вознесения Господня в Коломенском включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме всего этого Коломенское это красивейший ландшафтный парк, где прогуливаются не только москвичи, но и гости города ежегодно приезжающие в Москву со всего Мира.

Как добраться до музея-заповедника Коломенское

Парк занимает действительно огромную территорию, поэтому добраться сюда можно сразу с двух станций метро. Станция метро Каширская и станция метро Коломенское. Разница где выходить есть, а чтобы определиться со станцией метро, нужно определиться что вы хотите посетить в первую очередь. Со станции Каширская легко и быстро можно догулять до дворца Алексея Михайловича, а со станции Коломенское до Храма Воскресения Господня. Лишь это может послужить критериями выбора станции, потому что обе эти станции находятся на одной ветке метро.

Дорога до парка Коломенское от метро проще и удобнее в первом варианте, то-есть от станции Каширская. Здесь нам нужно пересечь сквер и по подземному переходу выйти к КПП №5 музея-заповедника Коломенское. Вход на территорию бесплатный, но поскольку это заповедная территория, то с собаками сюда не пускают.

Мы же вошли в парк со стороны Каширского шоссе, чуть южнее, через КПП №6. Вообще у парка довольно много входов и выходов и возле каждого расположена план-схема парка, поэтому заблудиться будет трудно. Вся же прогулка вряд ли займет у вас больше 4-5 часов.

Где жить в отпуске?

Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

Дворец царя Алексея Михайловича

На территории парка проложено несколько широких асфальтовых дорог, у них даже есть названия как у настоящих улиц. Та, по которой пошли мы называется 1-я улица Дьяково Городище.

Вдоль нее по обеим сторонам расположилась временная выставка современной скульптуры.





Пройдя не более ста метров поворачиваем налево и оказываемся у дворца царя Алексея Михайловича. Конкретно этот дворец был построен в 2010 году, а воссоздан он по планам и изображениям настоящего дворца Алексея Михайловича построенного в 1672 году. Дворец прослужил династии Романовых сто лет и в 1767 уже обветшалый он был разобран по указу императрицы Екатерины II.



Дворец красив и величественен. Внутренние помещения располагают в себе множество экспозиций. Главная экскурсия, которую можно приобрести в кассах дворца это экскурсия по покоям царя и царевичей с выходом на смотровую площадку дворца. Экспозиции дворца Алексея Михайловича включают в себя мужскую и женскую половины дворца и выставку сокровищ русского искусства XVII века. Кроме постоянных экспозиций, дворец вмещает и привозные выставки о которых можно узнать на официальном сайте музея-заповедника Коломенское . Собираясь на выставки и экспозиции во дворец Алексея Михайловича учитывайте, что почти все музеи нашей страны не работают по понедельникам, этот не является исключением.







На территории дворца любят проводить фотосессии молодожены, к слову сказать свадебная фотосессия, так же как и любительская съемка во дворце оплачиваются дополнительно.









У другого входа во дворец, куда ведет другая асфальтированная дорога прямо от того входа к которому можно подойти с метро Каширская, установлен миниатюрный памятник императрице Елизавете Петровне. Да, это императрица, на коне и в мундире Преображенского полка. Такой же памятник установлен в Балтийске, разница лишь в том, что высота памятника в Балтийске 6,3 метра.



Парк Коломенское

Отсюда нас ждет продолжительный переход до следующей достопримечательности, а пока можно не спеша прогуляться мимо полей клевера и яблоневого сада. Недалеко от сада есть смотровая площадка с панорамой на Москву-реку.









Дальше дорога проходит мимо Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Заходить на территорию храма мы не стали.

После этого нас ждет спуск и подъем в Голосов овраг по красной деревянной лестнице. В овраге справа расположено два пруда Верхний и Нижний Коломенские. Они остались для нас незамеченными.

Поднявшись из оврага мы увидели верхушку главной достопримечательности Коломенского заповедника. Кстати здесь расположен стенд с картосхемой пешеходного оздоровительного маршрута. Так что при желании в Коломенском вас ждет терренкур. Здесь вы вольны выбирать дальнейший маршрут. Можно свернуть направо и выйти к Храму Вознесения Господня снизу, а можно как мы продолжить двигаться прямо, так мы выйдем к домику Петра I. В любом случае все главные достопримечательности расположены по правую руку по нашему маршруту, поэтому и двигаться надо правее.



Это домик Петра I. Именно в нем жил Петр в 1702 году, правда не долго, всего два месяца, наблюдая за строительством военных кораблей и укрепления Архангельска. В Коломенское же домик Петра переехал лишь в 1934 году, в рамках сохранения исторических ценностей. Внутри домика воссоздана обстановка светлиц времен Петра I. А перед самим домиком установлен памятник русскому царю и первому Всероссийскому императору.



Дальше через сохранившиеся фрагменты стены мы попадаем в то самое место, где раньше находился дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Здесь же расположен Челобитный столб — памятник архитектуры XVII века. Это было место подачи просьб и жалоб государю, а также публичного оглашения царских указов. Челобитный столб, как и большинство построек царской усадьбы был разрушен во время Отечественной войны 1812 года и в последствии восстановлен.



Мы оказываемся у Передних ворот. Именно через них осуществлялся вход в резиденцию царя. Это может показаться удивительным, но центральных вход был именно со стороны Москвы-реки.





Храм Вознесения Господня в Коломенском

За стеной располагается целый ансамбль построек XVII века. Это трапезная, Водовзводная башня, храм звонница, Дворцовый павильон и конечно главный объект не только этого ансамбля, но и всего музея-заповедника в Коломенском — Храм Вознесения Господня.







Территория комплекса украшена не только клумбами с красивыми цветами и ровно подстриженным газоном, но и настоящими пушками XVII века.









Храм Вознесения Господня в Коломенском является старейшей постройкой Коломенского и его возраст исчисляется с 1528 года. Построен он был на крутых склонах в основании бьющего здесь ключа. Храм включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм был возведен как молельный. Молились в нем о чадородии великокняжеской семьи.





От Храма можно спуститься к набережной и вернуться к тому оврагу, откуда мы пришли сюда другой дорогой.

Ну а мы выходим той же дорогой что и пришли, но идем от храма строго прямо по Липовой аллее, так что справа от нас оказывается Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Храм был построен в 50-е годы XVII века и приурочен к рождению наследника Алексея Михайловича, сына Дмитрия.



Липовая аллея заканчивается Спасскими воротами, которые на чертежах XVII века названы «задними». Как и положено воротам той эпохи, они имеют два пролета для обозов и пешеходов. Здесь обычно собираются и стартуют все экскурсии по музею-заповеднику Коломенское.



Музей деревянного зодчества

По набережной движемся влево мимо голландского домика Петра и скоро попадаем на территорию деревянных построек. Они современные, но построены в стиле древнерусского зодчества.

А это Башня Братского острога, отсюда открывается красивый вид на Храм Вознесения Господня.



Отсюда же открывается вид еще на один храм. Это Деревянный храм Георгия Победоносца в Коломенском.



Из этой части музея-заповедника можно выйти к станции метро Коломенское. С этого места до станции метро Коломенское не более 1 км, а если считать от выхода из музея-заповедника до метро Коломенское, то расстояние составит всего 600 метров.

Прогулка получилась продолжительной. Если считать от входа до выхода, то получилось чуть меньше 6 км. Если прибавить к прогулке посещение выставок и экспозиций, то получится существенно больше. В жаркий летний день осилить такой маршрут помогут только скамейки в тени деревьев и запас питьевой воды. И если первое вам обеспечит музей-заповедник в Коломенском, то второе целиком и полностью зависит от вас — не оплошайте. Подводя черту можно сказать, что парк в Коломенском отличное место для прогулок. Здесь чисто и свежо. Здесь можно любоваться не только природой, но сотворенным человеком, как нашим современником, так и человеком жившим пятьсот лет назад.