Какие услуги предоставляет аэропорт при задержке. В каком размере выплачивается компенсация за задержку рейса самолета. Позднее прибытие авиалайнера

22 Июня 2017, 12:36

Пик задержек чартеров приходится на летнее время, когда массы отдыхающих перемещаются в теплые края. Сидеть на чемоданах в аэропорту – один из ночных кошмаров наших туристов. PROturizm собрал минимум советов по правильному восприятию этой проблемы.

Когда на табло появляется неприятная надпись «рейс задержан», главное, не паниковать. Всегда желательно, чтобы вам навстречу вышел представитель (авиакомпании или аэропорта) и объяснил, что происходит.

Причины задержек чартерных рейсов

Есть разные причины задержки рейсов. Иногда у аэропорта и авиакомпании данные отличаются. Чтобы определить точную причину, суды делают запросы в метео- и другие службы аэропортов.

  • Неприбытие самолета
  • Поломка самолета
  • Погодные (метео) условия

Если рейс задерживается по причинам, не зависящим от авиакомпании, материальную компенсацию получить не получится. Но в любом случае авиакомпания обязана предоставить вам определенные удобства при ожидании перелета.

Тут как раз и наступают первые сложности – авиакомпаниям не выгодно признаваться, а пассажиры не знают своих прав. Итак – флаг нам в руки, точнее ФАП – федеральные авиационные правила.

Обязанности авиакомпании при задержке рейса

Первое, что обязан сделать авиаперевозчик (или аэропорт) – это информировать пассажиров об изменении в расписании и о причинах изменений. Об этом говорит пункт 92 ФАП (Федеральных авиационных правил).

Если авиакомпания не оповещает пассажиров и представителя не найти, на чартерных перевозчиков можно жаловаться Росавиации и туроператорам. Первым, так как они вышестоящая организация над авиакомпанией. Вторым – как заключившим договор на чартерную перевозку, теперь они отвечают перед пассажирами за оказываемые услуги.

Что нужно делать при задержке чартерного рейса?

Если вы предполагаете предъявлять претензии – получите справку о задержке (отмене) рейса. На посадочном талоне должно быть указано (от руки) настоящее время вылета и поставлен штамп.

Если при ожидании перелета вам не предоставляют обязательных услуг – купите их самостоятельно, сохраните чеки и предъявите расходы к возмещению вашему туроператору, а он уже будет разбираться с чартерным перевозчиком. Примите во внимание, что денежную компенсацию можно получить только если доказана вина перевозчика в задержке рейса. В России величина компенсации за задержку рейса определена в 25% от МРОТ за каждый час задержки, но не более 50% от стоимости билета.


Права пассажиров при задержке рейса

Согласно п.99 вышеуказанных воздушных правил при задержке рейса пассажирам с детьми до 7 лет обязаны предоставить комнату матери и ребенка, а для остальных организовать хранение багажа.

Через два часа ожидания авиапассажирам за счет авиакомпании полагаются прохладительные напитки и 2 звонка по телефону или возможность отправки двух электронных сообщений.

Итак, при задержке рейса авиакомпания обязана предоставить:

  • через 2 часа – прохладительные напитки и 2 телефонные или электронных сообщения,
  • через 4 часа – горячее питание, и далее каждые 6 часов днем (или 8 часов ночью),
  • каждые 6 часов ночью (8 часов днем) – бесплатное размещение в гостинице (и доставку до нее и обратно).

К сожалению, для чартеров перенос рейсов на срок до 10 часов является допустимым. Если авиакомпания задерживает перелет на больший срок, вступает в силу Закон «О защите прав потребителей». Такая задержка рейса является существенными изменением условий договора между туристом и туроператором. При «потере суток» отдыха Роспотребнадзор встает на защиту Потребителя и можно получить компенсацию.

Что нужно знать о задержках чартерных рейсов

Разные виды ответственности разделяют перевозчиков регулярных и чартерных рейсов. В последнем случае – за перевозку отвечает туроператор, зафрахтовавший самолет, а не сам перевозчик.

При любой причине задержки рейса авиаперевозчик обязан в определенные сроки обеспечить пассажиру возможность позвонить, прохладительные напитки, горячее питание, размещение в гостинице.

Первое, что вам надо сделать – это получить штамп о задержке рейса на стойке регистрации. Тогда, если вам не предоставляют в положенное время необходимых «удобств», вы можете, в крайнем случае, заказать их сами и предъявить потом чеки к оплате авиакомпании или туроператору. Тут разборки могут довести вас до суда, но часто до этого не доходит, и претензии рассматриваются провинившейся стороной в досудебном порядке.

Вы можете подать претензию в течение полугода с даты рейса, а авиакомпания (туроператор) должен рассмотреть ее в течение 30 дней.


Последствия задержек рейсов

С начала сезона туристическое сообщество решает проблемы с переносом и отменой рейсов «ВИМ-Авиа». В случае с чартерами ответственность за транспортировку отдыхающих на место отдыха переходит к заказчику перевозки, то есть туроператору.

Невозможно предусмотреть все на свете. Можно купить самые выгодные билеты на самолет, но при этом не улететь, так как уже в зале прилета выясняется – рейс задержан. Неприятность эта почти всегда сопряжена для путешественника с целой лавиной сопутствующих проблем, начиная от того, где и на какие деньги поесть во время длительного ожидания, и заканчивая тем, как все-таки попасть в нужную точку прилета, так как там заказан отель, происходит важное мероприятие, должна произойти пересадка на другой авиарейс и т.д.

И поскольку способностями ясновидящих из нас мало кто обладает, будет полезно на досуге узнать, что делать если задержали рейс, так как паника и гнев в такой ситуации – наихудшие советчики. Прежде всего, порядок действий зависит от того, на какое именно время произошла задержка..

Что делать пассажиру, если задержали рейс на самолет?

Даже в том случае, если время ожидания рейса невелико, скажем, 1 час или немногим более, не следует пускать дело на самотек. Нужно сразу после объявления отправиться к стойке информации и потребовать от сотрудника дать разъяснение. Ответа при таких задержках обычно нет, но главная цель такого похода в том, чтобы поставить отметку на билетах о задержке. Это послужит в дальнейшем при любых разбирательствах неоспоримым доказательством.

Время задержки и ее причины могут быть любыми, но каждый пассажир должен знать, что делать если задержали рейс на самолет. В этот список входит:

  1. Предоставление места в комнате матери и ребенка пассажиркам с детьми младше 7 лет.
  2. Прием на хранение багажа до момента вылета.

Освободив руки от чемоданов и разместившись с детьми в комфортных условиях ожидать отложенный рейс несравнимо удобнее. Дальнейшие услуги перевозчик предоставляет в зависимости от времени задержки.

Если рейс задерживают на 2 часа и более пассажир вправе требовать:

  1. Возможности совершить 2 бесплатных телефонных звонка в любую точку мира, а также отправить бесплатно 2 сообщения через сеть Интернет.
  2. Напитки (вода, чай, кофе, соки) в требуемом количестве.

Если рейс задержали на 4 часа и более, то в перечень требований можно смело включать:

  1. Горячее питание сразу, а далее через каждые 6 часов днем и 8 часов – ночью.

Если задержали рейс на 6 часов или более, все пассажиры рейса перевозчиком должны быть обеспечены:

  1. Местом в гостинице до самого момента вылета. Гостиничный номер предоставляется всем пассажирам рейса днем после задержки более 8 часов, а ночью после задержки более 6 часов. Не имеет значения, сколько раз в аэропорту продлевали объявления о задержке, отсчет ведется от времени на билетах.
  2. Транспортировкой от здания аэропорта до отеля транспортом аэропорта.

Все перечисленные услуги пассажир вправе получить абсолютно бесплатно. При этом любые оправдания не имеют значения, так как правила обязывают перевозчика заботиться о клиентах при любых обстоятельствах. В случаях, когда рейс задержан по вине авиакомпании, тогда номером в гостинице и горячим обедом она уже не отделается. Всем пассажирам рейса дополнительно причитается:

  1. 3% от цены билета, помноженные на число часов задержки вылета (п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителя»).
  2. 0,25% от минимального размера оплаты труда по числу часов задержки вылета.

Суммарно за счет компенсации пассажир сможет вернуть до половины от стоимости авиабилета (ст. 120 «Воздушного кодекса РФ»). Разумеется, если вылет так и не состоялся, то пассажир получит обратно стоимость билетов, помимо причитающихся компенсаций. Все перечисленные суммы компенсаций действуют в России, но в странах ЕС они значительно выше. Пропорционально времени перелета и расстоянию пассажир, получивший уведомление от авиакомпании об отмене рейса менее, чем за 14 дней до даты вылета, может получить компенсацию до 600 евро.

Важно: не стоит слишком долго ждать, если задержали рейс самолета, пока перевозчик оплатит гостиницу или горячий обед. Оплачивайте все самостоятельно, но сохраняйте все платежные документы: чеки, квитанции, так как позднее деньги будут возвращены, но, правда, уже через суд.

Также не стоит волноваться из-за пересадок. Если в месте посадки вы должны были пересесть на другой самолет, то перевозчик обязан предоставить место в самолете на другой рейс с тем же пунктом прибытия. Доплачивать за новый билет не придется ни копейки, даже если вас разместят в бизнес-классе вместо эконома. А вот если изначально билет был куплен в бизнес-класс, а новый предлагается только в экономе, то требовать свои деньги обратно нужно обязательно!

Как получить деньги с перевозчика, если задержали рейс самолета?

Чтобы получить все потраченное обратно, нужно написать от своего лица заявление в авиакомпанию, и попросить возместить все затраты, а также выплатить причитающуюся компенсацию за задержку вылета. К этому заявлению приложите:

  • чеки на оплату отеля и питания;
  • справку со стойки информации аэропорта о задержке рейса;
  • авиабилет.

Эту претензию не обязательно срочно нести куда-то, ее вполне можно отправить на юридический адрес перевозчика по почте, но не позднее, чем спустя 6 месяцев от даты задержанного вылета. Обычно вполне достаточно такой претензии, чтобы получить деньги обратно на указанный в письме свой счет в банке. Если же ответа так и не последовало, можно смело обращаться в суд, ведь закон на вашей стороне!

Если же вы должны были лететь по турпутевке, частью стоимости которой являлись авиабилеты, то с туроператора можно дополнительно стребовать возврат денег за те оплаченные дни, что вы провели в ожидании вылета. Эту претензию нужно поторопиться подать в офис туроператора в срок до 20 дней с даты, когда оканчивается действие подписанного договора об оказании услуг.

Куда жаловаться?

Для пассажира имеет значение, с авиакомпанией какой страны он имеет дело. Отмены и задержки внутренних рейсов российских авиакомпаний рассматриваются по российскому законодательству. Точно также рассматриваются жалобы пассажиров на иностранных перевозчиков, нарушивших свои обязательства перед российскими путешественниками. Стоит отметить, что отправляясь в путешествие, нужно не только купить билеты на самолет, но и .

Рассказать друзьям:

Задержка рейсов - это нередкое явление в работе авиаперевозчиков. Пассажиры, которым приходится часто летать, постоянно с этим сталкиваются. Причины у этого явления могут быть совершенно различными - от нелетной погоды до технических проблем.

На сегодняшний день в законодательных актах большинства стран, в том числе России и Европы, прописана ответственность авиакомпаний за задержку рейса. Ответственность наступает даже в случаях, когда причина не зависит от перевозчика.

Пассажиров, попавших в такую ситуацию, обеспечивают местом в гостинице, питанием, услугами связи, напитками. Но самое важное, что такие пассажиры имеют право на денежную выплату.

Перечень документов на денежную компенсацию

Чтобы получить выплату за задержку рейса, нужно подать авиакомпании- перевозчику претензию в письменном виде. К ней прилагаются документы (копии), которые подтверждают право на денежную компенсацию. Это следующие документы:

  • Авиабилеты, на которых стоит отметка служб аэропорта о факте задержки рейса. Это могут быть также справки, которые заверили представители аэропорта или авиакомпании.
  • Квитанции, кассовые чеки, которые подтверждают сумму понесенных расходов.

Нужно знать, что если вылет задержали на внутреннем рейсе и компания-перевозчик, соответственно, российская, то все претензии будут приняты к рассмотрению согласно законодательству РФ. Если перевозчик - это авиакомпания другой страны, но рейс задержан на территории РФ, рассмотрение претензий тоже идет по российскому законодательству. Но если рейс отложен на территории другой страны, ситуация будет рассмотрена по законам страны, на территории которой произошел инцидент. В этой ситуации неважно, чья авиакомпания.

Денежные компенсации за задержку рейса в ЕС

В Евросоюзе урегулирование отношений между пассажиром и авиакомпанией прописаны в Положении № 261/2004 Европейского парламента и Совета ЕС. Согласно текста этого документа, авиакомпания выплачивает компенсацию за задержку рейса, ее размер зависит от времени задержки и расстояния перелета.

Денежные компенсации за задержку рейса в России

В России такие ситуации разбирает ст.126 Воздушного Кодекса РФ. Согласно статье, пассажир может в течение шести месяцев с момента прилета, предъявить претензию. Это можно сделать с помощью заказного письма, с полной описью приложенных документов, или лично. Копию претензии и квитанции, доказывающие отправку бумаг, лучше сохранить, для судебных разбирательств. В суд стоит обращаться, если виновник отказывается заплатить компенсацию или в случае отсутствия реакции на ваше обращение.
В суде понадобятся документы: исковое заявление, билет с отметкой об отмене рейса (или его задержки), письменная претензия авиаперевозчику, документы, подтверждающие расходы на питание, проживание, сотовую связь.

Регулярные рейсы и чартер. Есть ли разница в ответственности при задержке рейса?

Часто возникает вопрос, существуют ли различия в действиях потерпевших пассажиров, если рейс был чартерным? Сначала необходимо понять, в чем разница между чартерным и регулярным рейсом.
Регулярные рейсы - постоянные рейсы по фиксированному графику. В случае международных рейсов, все разногласия регулируются межправительственными нормативными актами. В любой кассе можно ознакомиться с инструкциями по бронированию, продаже билетов, а также по ситуациям отказа от полетов.

Чартерные рейсы - это рейсы, которые организуются согласно чартерного договора между авиакомпанией и туроператором. Эти рейсы часто не имеют точного графика вылетов (точность до 3-5 часов). Авиабилеты на чартерные рейсы покупаются у туроператора (владельца чартера), в авиакассах такие билеты не купишь.

Авиабилет - это договор пассажира и авиакомпании о том, что перевозчик обязан доставить пассажира и его вещи целыми и невредимыми, а пассажир, соответственно, оплатить эти услуги.

В Воздушном и Гражданском кодексе РФ прописано, что ответственность за отмену или задержку рейса несет авиакомпания. Таким образом, разницы, какой рейс отложен или задержался, нет. Перевозчик при задержке рейса должен обеспечить пассажиру набор услуг, прописанный законодательством, а в ряде случаев еще и выплатить компенсацию.

Что обязана сделать российская авиакомпания при задержке рейса в РФ?

Если вылет задержали более чем на 2 часа:

  1. Авиакомпания обязана предоставить возможность сделать телефонных звонка (в том числе за границу) или два сообщения по e-mail.
  2. Обязана предоставить прохладительные напитки.

Если произошла задержка вылета более чем на 4 часа:

  1. Предоставляется горячее питание.
  2. Далее горячее питание должно предоставлять каждые шесть часов в дневное и восемь часов в ночное время.

Если вылет задержан более чем на 6-8 часов:

  1. Размещение в гостинице в дневное время, если задержка рейса составляет 8 часов, в ночное время, если 6 часов.
  2. Бесплатный транспорт от аэропорта до гостиницы.

Все вышеперечисленные услуги оказываются бесплатно в независимости от того, чартерный или регулярный рейс задержан.

Вынесенное в заголовок слово «Армагеддон» применительно к сбоям чартерных расписаний авиакомпаний в последние дни отнюдь не выглядит как аллегория. В минувшие выходные веерные задержки рейсов допустили сразу несколько авиаперевозчиков, в аэропортах разных стран застряли в ожидании вылета на Родину сотни российских туристов, иным пришлось провести на чемоданах двое и более суток. Сами авиакомпании в один голос ссылаются на дефицит самолетов – непредвиденный выход из строя даже одной машины приводит к масштабным коллапсам. Насколько убедительны такие объяснения?

Все на Турцию

Тезис о глобальной нехватке бортов на чартерном рынке не выдерживает серьезной критики, – убеждены эксперты. Они приводят пример, сколь активно стали в последнее время пополняться парки авиакомпаний, особенно после того, как осенью прошлого года были возобновлены полеты в Турцию. С прицелом в том числе и на это направление активно заказывали лайнеры перевозчики, отметившиеся знаковыми задержками в нынешнем летнем сезоне.

Так, «ВИМ-Авиа» , бывший главным ньюсмейкером по части сбоев в расписании на старте сезона, в конце 2016 года пополнил парк четырьмя самолетами Boeing 737-500, а также широкофюзеляжными бортами – двумя Boeing 767-300, шестью Boeing 777-200 и одним Airbus A 330-200. Накануне лета перевозчик получил еще один Boeing 777-200 и ожидает дополнительной поставки нескольких Boeing 777 и Airbus А-330. Даже с учетом масштабных планов по регулярным полетам на китайском направлении такого флота вполне достаточно и для активной работы на чартерном рынке, – считают наблюдатели.

Расширился и парк iFly – авиакомпании, к которой в последние недели тоже много нареканий из-за сбоев в чартерном расписании. Критичная задержка вылета 21 июля из Бодрума в Москву – лайнер прибыл в российскую столицу на два дня позже намеченного – стала поводом для вмешательства Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Нехватка самолетов? Но ведь авиаперевозчик буквально месяц назад рапортовал о получении от Emirates трех бортов А 330-200. Даже если впоследствии авиакомпания осуществит намерение вывести из эксплуатации два своих Boeing 757, всё равно ее парк увеличивается на один лайнер.

Конечно, авиаперевозчики получают в основном «возрастные» машины – тем же «новым» Аэробусам iFly по 18 лет. Однако в практике российского чартерного рынка накоплен немалый опыт работы с таким авиапарком в условиях интенсивной нагрузки. Вспомним, именно подержанные самолеты составляли основу авиаактивов «Трансаэро» , несколько лет доминировавшей в сегменте заказной авиаперевозки и ушедшей с рынка в 2015 году. При этом даже в самые «тучные» для выездного туризма 2011–2013 годы, когда плотность чартерных рейсов была заметно выше, чем сейчас, «Трансаэро» удавалось быть пунктуальной. Сбои случались, но расписание не сыпалось. Почему?

Взгляд назад

Как рассказал корреспонденту сайт топ-менеджер туроператора, бывшего в свое время одним из основных партнеров «Трансаэро» по авиаперевозке, у авиакомпании до 30 % бортов постоянно находилось в резерве.

Это было весьма накладно с точки зрения экономики бизнеса, однако для пассажиров служило надежной гарантией точности соблюдения расписания.

«Менеджмент «Трансаэро» учитывал, что эксплуатирует подержанный авиапарк, поэтому имел не один запасной борт на 8–10 машин, а два», – продолжает тему Владимир Воробьёв , президент – другого бывшего партнера авиакомпании. По его словам, были периоды, когда из трех имевшихся у «Трансаэро» Ту-204 летал только один, остальные стояли в резерве. Кроме того, некоторые борта использовались как источники запчастей – чтобы оперативно установить на сломавшийся самолет необходимую деталь, а не ждать ее поставки от производителя.

Есть еще одна точка зрения. По мнению коммерческого директора Александра Буртина , у «Трансэаро» существовал хронический переизбыток авиатехники, перевозчик не мог полностью загрузить свой растущий флот, поэтому дополнительное резервирование было отчасти вынужденным. Сейчас перевозчики работают в другой ситуации – спрос на перевозку большой, но он сконцентрирован в летние месяцы. Отсюда и высокая плотность полетных программ, и сложности с резервированием.

Что в сухом остатке

Спустя два года после ухода «Трансаэро» стало очевидно: тезис о том, что авиакомпанию заслуженно убрали с рынка из-за того, что она создавала излишек провозных емкостей и активно демпинговала ради заполнения бортов, оказался несостоятельным. Большая часть пригодных для полетов лайнеров, использовавшихся перевозчиком, перешла в парк «России» , другие авиакомпании нарастили собственные авиаактивы, и профицит самолетов никуда не исчез. В результате на чартерном рынке по-прежнему царит демпинг, а из-за нежелания менеджмента обеспечивать надежное резервирование бортов туристам приходится терпеть немыслимые сбои в расписании. В перспективе это может привести к устойчивой фобии у клиентов турфирм к чартерным авиарейсам как таковым.

«Если бы в 2004–2008 годах некий провидец рассказал, что будет твориться на рынке туристической авиаперевозки в 2017-м, я бы, пожалуй, просто ушла из туризма, решив, что это Армагеддон», – делится мнением с коллегами по группе

Реклама

Задержки чартерных рейсов стали регулярными, ежедневно Росавиация фиксирует от трех до 13 таких случаев. Накануне Azur Air задержала чартер из Домодедово во Вьетнам на 14 часов, а авиакомпания «Икар» задержала вылет из Новосибирска в Камран на 16 часов. Для оздоровления рынка авиаперевозок в туристском сегменте федеральные ведомства могут перевести чартерные перевозки в статус регулярных.

В этом туристическом сезоне Росавиация ежедневно фиксирует не менее 3–4 задержек чартерных пассажирских перевозок на срок более двух часов. В некоторые дни задерживаются больше десяти рейсов. По данным Росавиации, в России 6 августа были задержаны 13 чартеров.

В первые дни августа на первое место по количеству задержанных чартеров вышла компания Azur Air. 1 августа авиаперевозчик задержал один рейс, 2–3 августа - по пять, а 6 августа - шесть, в числе которых рейс из московского авиаузла Домодедово до Нячанга (Вьетнам), задержанный на 14 часов.

По расписанию вылет должен был состояться 5 августа в 15.25, однако рейс перенесли сначала на 20.45, а затем откладывали каждый час. Отчаявшиеся пассажиры задержанного рейса пыталась заблокировать вылет этой же авиакомпании в Анталию в 4.30 утра. По сообщениям информагентств, люди скандировали: «Помогите, позор Azur Air».

В Росавиации отмечают, что причиной задержки стала неисправность воздушного судна и его вынужденная замена. В то же день в Домодедово был задержано еще два рейса Azur Air в Турцию (более чем на 12 часов каждый) - также из-за неисправности воздушных судов.

Вылет чартерного рейса «Новосибирск – Анталья» авиакомпании Royal Flight задерживается на 9,5 часов из-за неисправности самолёта.

По расписанию Boeing 757 должен был вылететь из аэропорта Толмачёво 7 августа в 8:00, но не отправился в Турцию до сих пор. Сейчас расчётное время вылета перенесено на 17:30, сообщает онлайн-табло аэропорта.

«Посадку даже не объявляют. Зарегистрировались мы в 12 часов дня, прошли все таможни, досмотры. И с этого момента в зале ожидания сидим. <…> Номер выхода нам сначала поставили, потом убрали. Пишут: "Задержка"», - рассказала НГС.НОВОСТИ одна из пассажирок чартера.

По её словам, в зале ожидания много пассажиров с детьми. «Очень маленьких нет, грудничков - от 1,5–2 лет и постарше. Они уже все шоколадки из автомата съели, газировку всю выпили, чипсы и всё такое, потому что дети голодные - с утра приехали. Питания никакого не предоставлено пока», - рассказала пассажирка. Уже во второй половине дня туристам предложили прохладительные напитки - в итоге за водой выстроилась очередь.

Минтранс РФ совместно с Росавиацией разрабатывает пакет законопроектов, системно решающих проблему срывов чартерных рейсов в высокий туристический сезон, сообщает во вторник газета "Известия" со ссылкой на источник в авиационной отрасли.
Как пишет газета, новые меры будут направлены на "недопущение создания условий для задержек и отмен чартерных рейсов, выполняющихся по заказам туроператоров". Они также будут предполагать более жесткую реакцию авиационного регулятора и "неотвратимость наказания авиаперевозчиков, допустивших сбой". По данным "Известий", ведомства также планируют доработать механизм аннулирования допусков авиакомпаний к выполнению международных чартерных рейсов.

"Одна из инициатив, которая уже обсуждается, - это введение обязательного требования к авиакомпаниям предоставлять в Росавиацию сведения о планируемых объемах чартерных пассажирских перевозок… Ведется дискуссия о возможности отказа от практики перевозки туристов на массовых направлениях отдыха чартерными рейсами, фрахтователями которых выступают крупные туроператоры. Но пока однозначного мнения о целесообразности этого шага нет", - пишет издание.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.