Гостиницы с богатой историей. Проектирование гостиниц, малых гостиниц. Индивидуальное проектирование гостиничных комплексов Ресепшн гостиницы стиль Ар Деко

По всему миру существуют миллионы разных отелей. Все они абсолютно разные и уникальные. Некоторые отели уютные и скромные, а другие роскошные и дорогие. Но есть ещё и другая категория. Это отели, при одном взгляде на которые захватывает дух. Когда каждый, взглянув одним глазком на фото, скажет «Ну ничего себе!».




Роскошный отель на остове Санторини (Греция) расположен на высоте 90 метров над уровнем моря, на красивых скалах кальдеры. Он считается одним из самых удивительных отелей мира. Благодаря белоснежному фасаду и нежному общему дизайну его просто невозможно не заметить. Удивительное расположение отеля приносит ему огромное количество преимуществ. Во-первых, из каждой точки отеля открывается восхитительный вид на море. Во-вторых, находясь высоко в скалах, далеко от цивилизации, отель Katikies предлагает своим гостям уединение и беззаботный отдых. Архитектура была адаптирована к окружающему ландшафту, соответствуя его природным формам. Но, несмотря на это, удивительный белый отель-курорт кардинально выделяется среди других зданий. В отеле имеются два огромных бассейна, джакузи на открытом воздухе и, конечно, впечатляющие и захватывающие пейзажи вокруг.




Замечательный отель находится в маленьком поселке Conca Dei Marini, расположенном между итальянскими городами Amalfi и Praiano. Отель и спа-комплекс размещены на краю скалы, возвышающейся над заливом Салерно. Очень романтичное и красивое место, напоминающее отели из старых фильмов. Впрочем, он таким и есть, ведь построили его в 17 веке, но в то время это был монастырь. Позже здание превратилось в отель, который впечатляет своей красотой, уникальной историей и архитектурой. После реконструкции он сохранил свое очарование, существовавшее на протяжении многих лет.


В роскошном отеле 20 номеров с видом на океан, побережье и многоуровневые сады. На протяжении многих лет в дизайн ландшафта и интерьера внесли некоторые изменения. Многие оригинальные элементы здания были сохранены, но добавлены и некоторые новые элементы. Теперь в отеле есть восхитительный бассейн, расположенный на краю утеса и роскошный спа-салон.




Курорт Ladera находится на острове Сент-Люсия. В общей сложности он состоит из 9 вилл и 23 номеров люкс с открытыми стенами. Так называемая система Open Wall заключается в том, что западная сторона каждого из номеров полностью открыта и предлагает великолепный вид на горы и Карибское море. Идея курорта с открытыми стенами была впервые реализована в 1992 году. С тех пор он стал популярным местом для туристов со всего мира. Все люксы и виллы имеют собственные бассейны. Удивительный курорт находится на тонкой грани между роскошью и минимализмом.


Расположение комнат было тщательно продумано, чтобы обеспечить гостям максимальный комфорт и конфиденциальность. Все гости могут насладиться жизнью и отдыхом вдали от цивилизации. Этому способствуют расслабляющие спа процедуры, красивые рестораны и много интересных мероприятий, которые регулярно здесь проводятся. Интерьер номеров отличается красивой французской мебелью и наличием аксессуаров, созданных местными мастерами, а также плетеными элементами декора 19-го века. Кроме того, все виллы и люксы оформлены картинами местных художников.


Отель Radisson Blu завоевал всемирное признание не из-за потрясающего месторасположения или роскошных видов, которые открываются из окон номеров, а из-за того, что в нем расположен самый большой в мире цилиндрический аквариум. Он называется Aquadom и заполнен примерно 1 миллионом литров морской воды. В аквариуме плавает 1500 тропических рыб 56 видов, а на его дне расположены миниатюрные рифы. За состоянием удивительного и уникального аквариума следят специалисты берлинского аквариума Sea Life, расположенного по соседству с отелем. Аквариум, состоящий из четырёх соединённых вместе частей, изготовлен из акрилового стекла и имеет цилиндрическую форму. Аквариум расположен на 9-метровом бетонном фундаменте. Аквариум и отель были построены одновременно, а если точнее, то отель построили вокруг аквариума, превратив его в главную достопримечательность отеля. Стеклянный лифт позволяет посетителям подняться на смотровую площадку, находящуюся под стеклянной крышей отеля. Для желающих провести больше времени здесь, отель предлагает 427 апартаментов с видом на тропический подводный мир или с видом на город.


Удивительный по красоте отель Glass Igloo находится в Финляндии. Из окон открывается восхитительный зимний пейзаж. Без сомнений, каждый, любуясь очаровательным видом, захочет провести на улице как можно больше времени. К сожалению, это не возможно из-за холодной погоды. Но есть одно место, где условия просто прекрасны. Это стеклянная вилла в отеле Kakslauttenen. Здесь зима выглядит еще красивее, нежели на самом деле.


После напряженного рабочего дня гости могут расслабиться в прозрачных комнатах и заснуть под звездами. Стеклянные купола дают панорамный вид на окружающий ландшафт, а также небо. Основная идея заключается в том, чтобы создать впечатление сна на улице под звездами, но в тоже время в тепле и уюте.




Jade Mountain – это необычный курорт, расположенный в Сент-Люсии, в восточной части Карибского моря. Он расположен над пляжем курорта Anse Chastanet. В отеле присутствуют смелые архитектурные детали, чудесные бассейны и мосты, соединяющие отдельные номера с остальной частью курорта. Прекрасные колонны подчеркивают местную архитектуру. Курорт предлагает своим гостям эксклюзивный ресторан, террасу, а также спа-салон. Все на курорте Jade Mountain сделано с акцентом на отдых и релакс. Здесь нет ни телефонов, ни радио, ни телевидения. Доступ в Интернет есть только на стойке регистрации.


Самое удивительное в нем – это расположение комнат. В каждом номере курорта Jade Mountain имеется только три стены. В каждом номере есть роскошные спальни, гостиная комната и свой собственный бассейн с удивительным видом на море. А отсутствие четвертой стены – это огромный плюс, поскольку открытое пространство позволяет любоваться прекрасным пейзажем, ощущая себя частью природы.




Soneva Gill by Six Senses - это просто замечательное место для отпуска, расположенное на Мальдивах. Отель занимает одну из крупнейших лагун в этом регионе. Курорт состоит из негабаритных вилл на воде. Из каждой виллы открывается захватывающий вид на океан. Благоприятная погода и красивые белые песчаные пляжи делают регион идеальным для курорта.


Курорт находится в 20 минутах езды на катере от международного аэропорта в Мале и занимает один из 1190 островов, которые входят в состав Мальдивских островов. Роскошный курорт предлагает новый тип жизни, отличный от любого отеля или курорта. Здесь гости могут взять напрокат один из потрясающих домов и наслаждаться жизнью в окружении воды. Странное, но потрясающее ощущение смотреть в окно или открытую дверь и видеть вокруг воду.




Отель Plaza Athénée расположен в Париже и по праву считается одним из самых роскошных отелей мира. Шикарный дизайн, стильный интерьер – удачное сочетание инновационных акцентов и традиционных классических деталей. Отель расположен на Avenue Montaigne, известной как улица высокой моды. Аэропорт Шарля де Голля находится в 30 минутах езды на автомобиле от гостиницы. Пребывание в этом отеле превратится в настоящую сказку. В отеле имеется бизнес-центр, фитнес-центр, сауна, спа-центр, конференц-залы, столовая, несколько ресторанов. В каждом номере есть DVD-плееры, плазменные телевизоры, сейф и доступ к Интернету. Для тех, кто хочет отдохнуть от семейного быта, доступны услуги няни. Стоит отметить, что домашние животные также допускаются в отель.


Сегодня люди все чаще хотят найти что-нибудь привлекательное, но уникальное и необычное. Именно таким по праву можно назвать ресторан Grotta Palazzese. Palazzese – это уникальный и восхитительный ресторан, расположенный внутри сводчатой известняковой пещеры. Ресторан открыт только в летние месяцы. Известняковая пещера с видом на море – еще одна деталь, которая делает это место уникальным. Гости отеля могут насладиться ужином здесь и в то же время любоваться красивым пейзажем, слушать шум волн, разбивающихся о берег и чувствовать морской бриз, ласкающий кожу. Это место, безусловно, стоит посетить, ну хотя бы ради того, чтобы испытать острые ощущения от ужина в пещере недалеко от моря. Немного выше расположен отель. И отель, и ресторан имеют очень изысканный вид.

Отель Marina Bay Sands




Отель находится в Сингапуре и имеет множество уникальных элементов. Marina Bay Sands, считающийся самым дорогим отелем в мире, предлагает 2560 номер. Здесь также расположен самый крупный в мире открытый бассейн на высоте 200 метров над уровнем земли. Бассейн в три раза больше, чем олимпийский бассейн, и находится на 55-м этаже. Так что те, кто боятся высоты, должны быть особенно осторожными. В Marina Bay Sands также имеется казино, конференц-центр, театр и музей в форме цветка лотоса, таким образом, есть много других мест, помимо бассейна, способных привлечь посетителей. Отель был спроектирован архитектором Moshe Safdie.
Если же возникнет желание совсем уединиться, спрятаться от мира, то стоит поехать отдыхать , позволяющие побыть наедине с собой вдали от суеты и толчеи больших городов.

Архитектура отеля или гостиничного комплекса - понятие сложное и многогранное, включающее в себя внешний облик зданий, их внутреннюю планировку, ландшафтную организацию территории и внутреннее убранство помещений.

Архитектурные сооружения, как и другие явления современной художественной культуры, трудно загнать в жесткие рамки какого-либо стиля или направления. Они часто находятся на грани, представляют собой сложное сочетание различных традиционных и новаторских архитектурных приемов. Поэтому логичным представляется условно разделить пестрое многообразие современных отелей на группы по принципам их расположения и способу строительства. Для каждой группы характерны какие-то общие архитектурные особенности. Современные многоэтажные отели - комплексы с очень высоким уровнем комфорта, предлагают широкий набор услуг, имеют развитую инфраструктуру. Часто такие отели входят во всемирно известные международные сети - «Шератон», «Хилтон» и др. Разнообразные рестораны и бары, конференц-залы, магазины, подземные паркинги, открытые и закрытые бассейны и фитнесс-центры, а также оснащенные всеми современными средствами связи бизнес-центры делают их притягательными как для туристов, так и для людей, путешествующих с сугубо деловыми целями. Архитектура таких отелей предельно функциональна и современна, использует новейшие достижения строительных технологий, современные конструкции и строительные материалы.

В Европе, где сохранилось множество подлинных памятников архитектуры, где сильны культурно-исторические традиции, в архитектуре отелей четко прослеживается тенденция бережного отношения к истории, когда старые здания обретают новую жизнь. В столицах и исторических городах с богатыми культурными традициями такие отели обычно находятся в непосредственной близости от многочисленных достопримечательностей. Наиболее фешенебельные из них располагаются в старинных, представляющих архитектурно-историческую ценность зданиях в сложившейся городской застройке. Многие гостиницы существуют уже давно, имеют свою историю и традиции, гордятся своими знаменитыми постояльцами. Уровень комфорта в них находится на самом высоком уровне, так как в процессе реконструкции и обновления они были оснащены всеми средствами современного инженерного оборудования. При этом внешний облик здания и интерьер подверглись реставрации, им был возвращен первоначальный облик, воссоздана подлинная атмосфера ушедшей эпохи. Интерьеры и все убранство таких отелей выполняются в стиле и традициях определенного исторического периода.

В отделке используются дорогостоящие материалы; это могут быть дубовые панели для облицовки стен и потолков, шпалеры и гобелены, наборный паркет, мрамор, широко используется бронза и позолота. Интерьеры изобилуют подлинными отреставрированными деталями и антикварной мебелью, поражают роскошью и производят впечатление полного соответствия определенной эпохе. Это может быть барокко или ампир, рококо или ар-нуво. Тенденция обретения старыми зданиями новой жизни и новой судьбы привела к тому, что неприступные замки, которые пощадило время, стали сегодня твердынями гостеприимства. Средневековый замок Amberley Castle вот уже почти девять столетий возвышается среди величественных холмов и обширных озер Западного Сассекса, в ста двадцати километрах от Лондона. Он поражает восхитительной атмосферой уединенности и безмятежного покоя, в которой сосуществуют неповторимый флер старины и высочайший уровень комфорта, присущий загородному отелю мирового класса. Всего в отеле девятнадцать индивидуально оформленных антикварной мебелью и роскошными тканями апартаментов, в которых есть все современные удобства, причем телевизоры, видеоплейеры, телефоны и прочая аппаратура деликатно закамуфлирована в историческом антураже.

В последнее время все большее распространение получает несколько иной подход к архитектурному решению отелей, размещающихся в исторических зданиях. Бережно относясь к внешнему облику и фасадам, архитектор оставляет за собой право создавать совершенно новый по стилю и духу интерьер. Так, расположенный в самом центре Лондона недалеко от Трафальгарской площади пятизвездочный отель One Aldwych поражает резким контрастом: здание начала века и суперсовременный интерьер. Высокие темпы повседневной жизни и плохая экологическая ситуация в современных мегаполисах заставляют человека поворачиваться лицом к природе, черпать в ней жизненные силы. Достоинства тихой и размеренной провинциальной жизни, спокойствие и уединенность на лоне природы, национальный колорит и особенности местной кухни делают «агротуризм» все более привлекательным. Гостиницы, предлагающие такой отдых, обычно располагаются в сельской местности в зданиях традиционной архитектуры. Отель «Борго» в Тоскане, в Италии расположен в старинном здании, типичном для средиземноморской архитектуры, в винодельческом поместье в провинции Кьянти. Сегодня, как и столетия назад, здесь производятся вкуснейшее вино и свежее оливковое масло. Вокруг раскинулись обширные виноградники и живописные оливковые рощи, царит умиротворяющая атмосфера патриархальной Италии.

Национальный колорит - одна из основных особенностей, характерных для архитектуры загородных отелей, предназначенных для отдыха. Использование в архитектурном облике традиционных для данной местности приемов, деталей и материалов позволяет гармонично вписать здание в окружающую среду и оптимально приспособиться к природно-климатическим условиям. Кроме этого национальный колорит, присутствующий как в архитектурном облике, так и в оформлении интерьера является важным эмоционально-эстетическим фактором, который влияет на формирование положительного имиджа гостиниц.

Доставить гостю удовольствие, сделать его пребывание в отеле приятным и нескучным, развлечь его и удивить, поразить воображение и остаться в его памяти надолго - вершина, достичь которую удается не всем гостиницам. Она покоряется только тем, кто твердо знает формулу успеха: выразительная архитектурная форма должна быть наполнена содержанием высококлассного обслуживания.

Архитектурно-планировочная организация сооружений гостиниц — важный фактор их функционирования, особенности архитектуры, значительно отчетливее планирования гостиничных сооружений, существенно выделяет их на фоне сооружений другого функционального профиля.

Архитектура отеля в определенной степени выступает фактором его саморекламы. Отдельные гостиницы оригинальностью архитектуры выраженной в форме сооружения, отделке фасада, высоте здания, использование строительных материалов известны во всем мире — один из самых высоких в Европе отель «Westin Rotterdam» (Нидерланды), отель «Royal Olympic Hotel» (Греция) с террасами на стеклянном фасаде с насаждениями декоративных деревьев и т.п.. Вместе особенности архитектуры играют роль культурно-эстетического фактора застройки территории — сооружение отеля гармонично дополняет местный архитектурный колорит или создает архитектурную противоположность локальному архитектурном планировании и определенный эстетический дискомфорт.

Архитектурно-планировочные особенности отеля выступают важным экономическим фактором их развития. С типом планировки и застройки существенно связаны расходы на благоустройство окружающей территории, отчисления за использование земельного участка (налог на землю, арендная плата и др.)., Уход и ремонт здания и др..

Архитектурно-планировочная характеристика гостиницы влияет на особенности оборудования учреждения инженерно-техническими средствами, важный фактор безопасности проживания для гостей и работы для персонала. В крупных отелях возникает необходимость дополнительных мер безопасности, обусловленной человеческим, природным, техническим факторами.

Вместе, архитектурно-планировочная организация гостиниц также подвергается воздействию ряда факторов, среди которых основные: исторический тип здания, место в городской застройке, характер природного ландшафта, категория отеля, экономические, этнические особенности региона.

Большинство современных гостиниц построена в XIX-ХХ вв., Особенно интенсивно их строительство осуществлялось после Второй мировой войны. Расширение сети гостиничных предприятий, в том числе значительных размеров, объяснялось растущим значением туризма, деловой активности, широким использованием новых технологий и материалов, прежде железобетона, в строительстве.

В архитектурном стиле европейских и американских отелей конца XIX начала XX вв. характерной чертой является стремление придать фасаду зданий представительного вида, что является свидетельством комфорта и высокой экономической рентабельности средства размещения. В оформлении композиции экстерьера использовалась значительное количество архитектурно-декоративных элементов, которые отвечали требованиям повышенной монументальности фасада. Мозаичность композиции фасада связывалась с использованием классических элементов — колонн, арочных переходов, разорванных фронтонов, которые подчеркивали монументальность здания и не уступали дворцам второй половины XIX ст. Архитектура гостиниц, построенных в этот период (отель «Piccadilly» (Лондон), «Victoria» (Амстердам), «Премьер-Палас» (Киев), «Гранд-Отель» (Львов)) соответствовала тогдашним эстетическим предпочтениям Европы. В интерьере использовались новые принципы организации планирования и отделочные материалы. Тогда сформировалась типичная для современных отелей схема планировки первого этажа: в центре располагался вестибюль с парадной лестничной холлом, тут же, или в полуподвале, располагался ресторан, административные и хозяйственные помещения, на остальных этажах — жилые комнаты. Отели этого периода в архитектурно-планировочной композиции внешнего вида, планировке жилых и нежилых помещений, размерах, как правило существенно отличаются от зданий гостиниц построенных после Второй мировой войны.

Архитектура современных отелей, построенных с середины 60-х годов XX ст. связывается с общим процессом урбанизации. В архитектуре заведений размещения этот процесс отражается в строительстве многоэтажных архитектурных форм, рассчитанной на обслуживание большого количества гостей. Примером является отель «MGM Grand» в Лас-Вегасе (США) рассчитан на 5505 мест, сегодня считается крупнейшей гостиницей в мире. В строительстве этого отеля использованы железобетон, в наружной облицовке — стекло, внутреннее пространство рационально спланирован, оборудован сложной системой инженерных коммуникаций, различного типа заведениями питания, предприятиями вспомогательного сервиса.

Значительное распространение приобретают гостиничные комплексы — отели, состоящие из двух и более пространственно разделенных корпусов с системой учреждений разнопрофильных инфраструктурного обеспечения — питание, игровыми, развлекательными, выставочными и другими учреждениями. Особой грандиозностью отмечаются гостиничные комплексы атриумного типа, характерные для выдающихся деловых центров, курортных центров и центров игорного бизнеса. Атриумное тип архитектурно-планировочных форм отелей был начат со строительством гостиницы «Hyatt Regency» в 1967 p. в Атланте (США). Отель имеет форму квадрата с внутренним атриумом (двором), перекрытого на уровне 22 этажа стеклянным перекрытием. В пространстве озелененного атриума отличаются этажные галереи, лифтовой холл со стеклянными кабинами лифтов. Внутреннее пространство атриума организован как миниатюрный городок с зонами отдыха, ресторанами, торговыми заведениями, спортивными площадками и др.

Значительную роль в архитектурно-планировочной организации гостиниц играет их расположение в городской застройке: в центре города, на его окраине, рядом выдающихся объектов городской инфраструктуры (памятники истории и архитектуры, ведомственных учреждений, учреждений культуры и др.)., В пригородной или парковой зоне отдыха.

Расположение отеля в центре города обуславливает необходимость органического соответствия архитектурному ансамблю улицы, площади, соседних зданий. Вместе, здание гостиницы часто является основным архитектурным акцентом в застройке микрорайона, выделяется этажностью, оригинальностью архитектуры, что подчеркивает престиж гостиничного комплекса.

Сооружение отеля в центральной сомкнутости городской застройке обусловливает компактную форму сооружения. Конфигурация участка застройки определяет выбор планировочного типа заведения размещения. Большинство отелей в центральной части городов характеризуется многоэтажностью, основа здания часто имеет прямоугольную, трапециевидной формы, форму трилистника.

Экономические факторы отражаются в рациональности проектирования сооружения гостиницы, в частности на планировочной структуре жилых этажей, номеров, помещений для обслуживающего персонала, лифтовых и лестничных холлах, горизонтальным и вертикальным коммуникациям, связям между этажами и помещениями в пределах одного этажа, в конечном итоге на затратах времени, удобства использования помещений различных функциональных групп.

Здания отеля расположены в исторической части города должны соответствовать его архитектурному типу. Например, здание гостиницы «K + K Hotel Central», расположена в исторической части Старой Праги, рядом с Пороховой башней, идентична в архитектурной композиции с жилым домом XVII-XIX вв. Отдельные гостиницы могут располагаться в памятниках архитектуры, или входят в архитектурно-туристский комплекс города. Например, отель «Eisenhut» в городе Таубер (Германия) эксклюзивный в плане расположения в памятнике позднесредневековой архитектуры XV-XVIII вв.

Расположение отеля в городской или пригородной зоне отдыха приводит сочетание архитектуры здания с особенностями окружающего природного ландшафта, способствует объединению деловых отношений и отдыха. В частности, отель «Duin Kruidberq Country Estate», расположенный в национальном парке возле Амстердама (Нидерланды), среди живописного леса на побережье озера, сочетает уникальные черты местного природного ландшафта и архитектуры псевдоготического стиля.

В местах с ограниченным пространством застройки используются технологии строительства, когда первые этажи имеют уменьшенные размеры, а с высотой протяженность и площадь жилых этажей увеличивается. Например, в 11-этажном отеле «Du Lac» в Тунисе (Тунис) каждый следующий этаж с высотой нависает над предыдущим.

Сомкнута городская застройка обусловила развитие компактных многоэтажных (цилиндрических, конических форм) гостиничных зданий централизованного планирования. Такую архитектуру, например, имеет 36-ти этажная башня-отель «Holiday Inn» в Аусбурзи (Германия). Номера в отеле расположены с 1-го по 11-й этаж, помещения общего пользования — на последних или в подвальных и цокольных этажах. Такая схема планирования типична для большинства отелей башенного типа.

Разные цели туристских поездок обусловили появление многофункциональных отелей сочетаются с учреждениями иного целевого назначения: административными и торговыми учреждениями, учебными и конгресс-центрами, концертными и выставочными залами и др.. В частности, такое сочетание характерно для Центра международной торговли в Москве, в структуре которого две гостиницы (квартирного и атриумного типа), деловой центр с выставочным и конгресс-залом, помещения для офисов и торговли. Туристический комплекс «Киевская Русь» в Киеве охватывает две гостиницы, туристическое агентство и конгресс-холл.

Отели расположены в туристическо-оздоровительных районах среди природных ландшафтов характеризуются непосредственной связью архитектурно-планировочных форм с окружающим рельефом. Характер природного ландшафта предопределяет выбор архитектурных форм, среди которых различают:

— Архитектурные формы, вписывающиеся в ландшафт, например, гостиница для туристов и спортсменов «FJELLGARDEN» в Швеции состоит из четырех зданий в форме холмов, которые по внешнему виду напоминают снежные холмы;

— Противопоставление архитектуры туристского отеля ландшафта или рельефа. Согласно этому подходу используются два варианта доминирования: в первом акцентом выступает ландшафт — отель «Голубой залив» в Крыму, во втором акцентом есть гостиница, например, отель «Скальный» в Крыму, четко выраженный своим размерам в рельефе природного ландшафта;

— Подчинение архитектуры ландшафта — в данном подходе природные формы ландшафта и архитектурные формы гармонично сливаются. Например, архитектура отеля «Steigenberger Hotel Gstaad-Seanen» (Швейцария) максимально повторяет рельеф комплексом сомкнутых зданий разной высоты, композиция крыш которых воспроизводит силуэт окружающих горных хребтов.

Гостиницы в пределах туристско-оздоровительных центров с другими туристскими учреждениями чаще объединяются в туристические комплексы. Согласно специализации различают следующие типы туристических комплексов: молодежный туристический комплекс — включает туристический отель, туристическую базу, туристическую станцию, туристический лагерь; туристско-спортивный комплекс — туристический отель, туристическую базу, спортивно-оздоровительный лагерь; горно-спортивный туристический комплекс — туристический отель, туристическую базу, горнолыжную станцию; водноспортивный туристический комплекс — туристический отель, водную базу (акватель, флотель), водную станцию ​​(ботель).

Гостиница «Москва» на Охотном Ряду, 2 одна из самых больших в столице России. Изначально была построена в период с 1933 по 1935 годы. Проект был разработан группой архитекторов, в которую входили Леонид Иванович(?) Савельев и Освальд Андреевич Стапран, при значительном участии Алексея Викторовича Щусева .

Гостиничный комплекс был разобран в 2004 году, а на его месте возведено здание, которое построено по действительным первоначальным чертежам и практически полностью воспроизводит былые формы демонтированного ранее (так заявляют застройщики).

Фото 1. Гостиница "Москва", центральный фасад которой выходит на

Манежную площадь

История строительства первой очереди

Гостиница «Москва» вошла в список первых строений такого типа в советской России. Занимает целый квартал, ограниченный улицей Охотный ряд и площадями - Манежной и Площадью Революции . Массивное здание стало доминантой прилегающей территории.

Стоит отметить, что район Охотного ряда считался в начале XX столетия одним из самых неблагополучных по санитарному состоянию в городе Москве. Так как это место было запланировано при новой власти под площадку для строительства Дворца труда, то окрестности начали расчищать и приводить в более достойный вид.

Без перегибов, результатом которых стал снос в 1920-е годы часовни во имя Александра Невского и церкви Параскевы Пятницы, не обошлось. Но, между тем, здесь развалили все зловонные ветхие лавки, большая часть которых находилась в южной оконечности этого района, а тамошний рынок перенесли из самого центра первопрестольной на Цветной бульвар .


Фото 2. Вид на гостиничный комплекс со стороны улицы Охотный ряд и

Театральной площади

Авторами стали, как писалось выше, архитекторы Стапран и Савельев. Будущее здание должны были возвести в модном тогда стиле конструктивизма, что явно вступало в противоречие с архитектурным обликом этого района: массивность и строгий аскетизм никак не вписывались сюда.

К тому времени, когда была уже практически завершена каркасная коробка здания, к реализации проекта строительства будущей гостиницы «Москва» привлекли известного архитектора еще дореволюционной школы Алексея Щусева. Почему?

Дело в том, что к наступлению 1930-х годов архитектура страны Советов начала отходить от авангардной стилистики в контуре зданий и повернулась лицом к градостроительному наследию прошлого, т.е. классическому стилю, который и стал фактором появления так называемого «сталинского ампира».

Так вот, Алексей Иванович и должен был подправить первоначальную задумку своих молодых коллег.

Значительные изменения внести уже было невозможно из-за уже выстроенной монолитной коробки, но Щусев сумел многое подправить, не ущемляя самолюбия Савельева и Стапрана, и создать лаконичный декор, исполненный в духе неоклассицизма.

Так здесь появился восьмиколонный портик с открытой террасой, высотой в шесть этажей, многочисленные балконы по фасаду и лоджии-аркады со стороны главного входа. На углах здания появились башенки, а оно само после всех нововведений получило некую пластичность, которую помогло выразить членение на фрагменты всего фасада.

Здание гостиницы «Москва» изначально должно было быть разновысотным: главный фасад со стороны Манежной площади насчитывал 14 этажей, а корпус по Охотному ряду - всего 10.

Стоит отметить, что строение должно было иметь архитектурную связку с будущим Дворцом Советов, который планировалось возвести на месте разрушенного храма Христа Спасителя , а потому и центральный фасад ориентирован на ту сторону и теперь «смотрит» прямо на воссозданное культовое здание.

В те же годы архитектор Щусев принимается за выполнение плана по строительству второй очереди гостиницы «Москва», но к практической реализации проекта тогда так и не приступили.

Два дополнительных корпуса начали возводить лишь в 1968 году. Это были 10-этажное здание со стороны Площади Революции и 6-этажное строение, выходящее фасадом на Театральную площадь. Для этих целей были снесены некоторые постройки, находящиеся рядом с уже построенной частью гостиничного комплекса, в т.ч. и гостиница «Гранд-отель».

Работы были завершены в 1977 году в канун празднования 60-летнего юбилея Октябрьской революции.

Хотя здания и старались возвести в той же архитектурной концепции, что и бывшие строения, но декор фасадов получился несколько сухим. Многие критики высказывали особенные претензии корпусу со стороны Театральной площади , который представлял собой обычную бетонную коробку.

История строительства первой очереди гостиницы «Москва» связана легендой с самим Иосифом Виссарионовичем Сталиным - руководителем Советского государства той поры.

Якобы, архитектор Алексей Викторович Щусев представил на подпись вождю проект оформления главного фасада в двух вариантах, совмещенных в одном рисунке и разделенных срединной линией: левый был более помпезный, а правый выполнен в более строгих формах. Подпись Сталина пересекла осевую линию, и решить, какой из них утвержден на самом деле, уточнить побоялись. Так и построили фасад с некоторой асимметричностью.

В подтверждение этому указывают на различающиеся друг от друга правый и левый ризалиты.

Легенда может и красивая, но не соответствует фактам. Сталин никогда не ставил свои подписи на архитектурных проектах.

«Реставрация путем сноса» - архитектурное течение времен Лужкова

В 2004 году старые корпуса гостиницы «Москва», занимавшие целый квартал, демонтировали, а на их месте начали возводить новодел, который по своим формам должен был напоминать прежнее строение. К 2013 году основные работы были завершены, и скоро начнется новая история этого комплекса в центре столицы.

Стоит заметить, что на строительство были выделены огромные деньги, из которых порядка 90 миллионов долларов были банально похищены. Многие считают, что перестройка здания потребовалась именно для этих целей - распила.

Гостиница «Москва» была построена лишь в 30-х годах прошлого столетия, и здесь можно было обойтись щадящей реконструкцией, позволяющей привести здание к уровню лучших мировых отелей, тем более, что такой опыт в столице уже имелся. В качестве примера можно привести гостиницы «Метрополь», «Националь», «

Сегодня, с учетом того, что происходит бурное развитие туризма, особое внимание уделяется развитию гостиничного бизнеса. Значение отеля или гостиничного комплекса в современной инфраструктуре туризма трудно переоценить. И это не случайно, так как для путешественников наших дней, гостиница должна стать на время уютным и комфортабельным домом, куда им захочется вернуться еще раз.

Над решением этого вопроса работают многие специалисты и не последнее место в этом, занимает работа архитектора, который на стадии проекта закладывает основы имиджа гостиницы. Архитектура отеля или гостиничного комплекса включает в себя как внешний облик зданий, их внутреннюю планировку, так и ландшафтную организацию территории и внутреннее убранство помещений. Каждая составляющая важна, но только вместе, соединяясь в одно гармоничное целое, они становятся законченным художественным образом, соответствующим общей идее гостиницы. При этом архитектурный облик становится тем визуальным фактором, который производит самое первое и сильное впечатление на человека.

И сегодня, практически все современные архитектурные направления и течения нашли свое отражение в архитектуре гостиниц. Являясь сложным и комплексным по своему назначению объектом, сочетающим в себе наряду с жильем общественно-развлекательные функции, гостиница дает возможность архитектору воплотить все творческие замыслы и создать выразительный и запоминающийся образ. Для этого архитекторы часто используют традиционные для данной местности планировочные приемы и строительные материалы. В сочетании с неожиданными новаторскими идеями зодчим удается обеспечить привлекательный и запоминающийся для туристов имидж гостиничного комплекса. С учетом различного подхода к архитектурному решения отелей, их можно условно разделить на несколько групп – современные гостиничные комплексы, отели, расположенные в исторических зданиях и экзотические отели.

Современные многоэтажные отели

Архитектурный облик таких отелей обычно не имеет национальной окраски – это, прежде всего, визуальный образ современной архитектуры, поражающий воображение смелостью форм и технических решений. Архитектура - предельно функциональна и современна, использует новейшие достижения строительных технологий, современные конструкции и строительные материалы. Новейшее инженерное оборудование – системы энерго- и водоснабжения, вентиляции и обогрева позволяют создавать внутри гостиничного комплекса свой микроклимат, комфортную для человека среду.

Обладая автономностью, такие комплексы дают возможность человеку реализовать свои потребности в развлечениях и отдыхе, не выходя за его пределы. Кроме этого, в подобных отелях созданы все условия для успешного проведения различных бизнес-мероприятий – съездов, конференций и т.д.

К таким отелям относится семизвездочный «Burj al-Arab Hotel». Это самое большое сооружение на ближнем Востоке, высотой превосходящее Эйфелеву башню. Отель построен в форме паруса яхты. Он стоит на треугольном искусственном острове в 280 м от побережья Джумейры. Здание имеет стальные диагональные крепления по внешним сторонам стен и установлено на бетонных сваях, уходящих в морское дно. Общая площадь его помещений составляет 111 тыс. 480 м2, а высота здания – 321 м. Отель оборудован самыми быстрыми в мире лифтами. Средняя скорость их движения – семь метров в секунду. На самом последнем этаже расположен ресторан, откуда открывается фантастический вид на море и побережье. Роскошный отель вмещает двести двухуровневых номеров. Площадь самого маленького одноместного – 169 м2. Для оформления интерьеров отеля использовались самые изысканные материалы: мрамор, ценные породы дерева, натуральный камень, кожа, и даже драгоценные металлы - более 8 тыс. м2 отеля украшает чистое золото высшей пробы.

Дизайнеры позаботились не только о красоте фасада и внутреннего убранства, но и об удобстве работы персонала, который предоставляет гостям поистине безупречный сервис. Каждый этаж оснащен собственной службой приема, и каждому гостю предоставляются услуги дворецкого. В отеле 6 шикарных ресторанов, один из которых – подводный.

Сегодня современные гостиничные комплексы тесно связаны с индустрией развлечений. Эту тенденцию можно проследить на примере отелей, расположенных на территориях тематических парков развлечений, например Диснейленда. В этих условиях гостиница настолько соответствует окружающей ее сказочной реальности, что становится своего рода декорацией, на фоне которой гости получают удивительное ощущение ожившей иллюзии. Архитектура отелей мирового центра азартных игр Лас-Вегаса характеризуется тем, что в их основу положены достопримечательности различных стран.

Например, отель «Париж - Лас-Вегас» - это Франция на американском континенте, а отель «Нью-Йорк - Нью-Йорк» состоит из множества «манхэттенских» небоскребов, перед которыми установлена уменьшенная копия статуи Свободы. Есть в Лас-Вегасе и своя маленькая Венеция - отель «Венеция», дающий возможность гостям, не выезжая из Штатов побывать в Венеции – самом романтическом городе Италии. С высочайшей достоверностью в комплексе отеля воссозданы Дворец Дожей, Мост Вздохов и другие венецианские достопримечательности. Строительство этой гостиницы обошлось $4,2 млрд.

Выход индустрии развлечений на новый уровень ознаменовался открытием отеля-казино «Bellagio», представляющего собой настоящий художественный музей, для которого специально были куплены полотна знаменитых художников: Ван Гога, Моне, Дега, Пикассо и других знаменитостей.

Строительство отелей в Лас-Вегасе продолжается. Так, Д. Трамп, американский миллиардер, заявил о намерении построить самую высокую гостиницу на территории знаменитого квартала Strit в Лас-Вегасе. Отель будет похож на здание международной гостиницы и башни Трампа в Нью-Йорке. Возведение 64-этажной гостиницы, состоящей из 1000 номеров и 50 квартир класса «люкс», планируется начать в 2005 году. Ее стоимость оценивается в 300 миллионов долларов. Продолжительность строительства может составить 18-24 месяца. Здание этой гостиницы высотой 197 м будет превышать гостиницу Wynn в Лас-Вегасе (187 м), которая будет построена в апреле 2005 года. Причем ее стоимость оценивается в $2,6 млрд. Рядом с ней сооружается гостиница Palazzo высотой 196 м, строительство которой «тянет» на $1,6 млрд. Планируется, что она будет сдана в эксплуатацию в 2007 году.

Новая жизнь старых отелей

Тенденция сохранения и реставрации старых отелей прослеживается, практически, во всем мире. Особенно это заметно в Европе, где сохранилось множество подлинных памятников архитектуры. В архитектуре отелей наиболее заметно прослеживается тенденция бережного отношения к истории, и старые здания обретают новую жизнь. В европейских столицах и исторических городах с богатыми культурными традициями такие отели обычно находятся в непосредственной близости от других исторических достопримечательностей.

Наиболее фешенебельные из них располагаются в старинных, представляющих архитектурно-историческую ценность зданиях в сложившейся городской застройке. Многие отели существуют уже давно, имеют свою историю и традиции, гордятся своими знаменитыми постояльцами. Уровень комфорта в них находится на самом высоком уровне, так как в процессе реконструкции и обновления они были оснащены всеми средствами современного инженерного оборудования. При этом внешний облик здания и интерьер подверглись реставрации, им был возвращен первоначальный облик, воссоздана подлинная атмосфера ушедшей эпохи. Интерьеры и все убранство таких отелей выполняются в стиле и традициях определенного исторического периода. Подобные отели получили мировую известность.

Например, парижский «Hotel Meurice» считается престижнейшим отелем Франции и входит в состав знаменитой Dorchester Group, включающей наиболее фешенебельные отели мира. За 183 года своего существования отель реконструировали три раза (в 1907, 1947 и 2000 гг.). Архитектор и дизайнер, осуществлявшие проект перестройки, прекрасно отдавали себе отчет в том, что «Meurice» не просто старейший отель Парижа - это часть его истории. В Париже, который называют гостиной для всего мира, существует большое количество отелей, расположенных в обновленных старинных зданиях. Это отель «Saints-Peres» – очаровательный и благородный по атмосфере старинный особняк с полностью отреставрированными интерьерами и отель «Lotti», впервые открывшийся в 1910 г., где номера оформлены в стилях Людовика XV и Людовика XVI.

Отель «Lancaster», построенный в 1889 г., был полностью отреставрирован в 1996 г. и поныне идеально иллюстрирует «искусство жить по-французски» времен Второй империи. В самом центре Парижа расположен великий и единственный «Ritz». Сохранение исторических зданий лежит и в основе градостроительной политики других западных стран. В Цюрихе (Швейцария), который, оставаясь одним из крупнейших бизнес-центров мира, соединяет изысканность старины и элегантную простоту современного культурного центра, находится «Dolder Grant Hotel». Расположенный на высоком холме в старинном городском парке, он был построен около ста лет назад в стиле «ар нуво» (франц. L"Art Nouveau - новое искусство). Облик отеля соответствует окружающему пейзажу и напоминает замок.

Тенденция обретения старыми зданиями новой жизни и новой судьбы привела к тому, что и настоящие замки, которые пощадило время, стали сегодня твердынями гостеприимства.

Например, средневековый замок Amberley Castle, который вот уже почти девять столетий возвышается среди величественных холмов и обширных озер Западного Сассекса, в 120 км от Лондона, поражает восхитительной атмосферой уединенности и безмятежного покоя. В отеле всего девятнадцать индивидуально оформленных антикварной мебелью и роскошными тканями апартаментов, в которых есть все современные удобства.

В последнее время все большее распространение получает и другой подход к архитектурному решению отелей, размещающихся в исторических зданиях. Бережно относясь к внешнему облику и фасадам, архитектор оставляет за собой право создавать совершенно новый по стилю и духу интерьер. Так, расположенный в самом центре Лондона недалеко от Трафальгарской площади пятизвездочный отель «One Aldwych» поражает резким контрастом - здание начала века и суперсовременный интерьер.

Экзотика гостиничного бизнеса

Архитектура отелей этой группы, зависит от тех конструктивных особенностей, которые влияют на безопасность, проживающих. Так, например, для оборудования подводного отеля «Jules" Undersea Lodge» два исследователя-океанолога Ян Коблик и Нейл Мани переоборудовали свою подводную лабораторию, находящуюся на глубине 21 м под водой в Изумрудной лагуне во Флориде. Отель рассчитан на 6 постояльцев, оснащен душевой, кухней, гостиной, есть даже телефон, жилая площадь - 600 м2.

Проникнуть в Jules" Undersea Lodge можно только с аквалангом, «прихожая» устроена на суше и напоминает спуск в бассейн. Постояльцы попадают в гостиницу через, так называемую, влажную комнату, в которой можно переодеться в обычную одежду и принять душ. В отеле посетители обходятся без дыхательных аппаратов, так как герметичное помещение заполнено воздухом. Контроль по поддержанию нормальных условий в отеле осуществляется на станции, находящейся на поверхности, в Изумрудной лагуне. Станция соединена с отелем кабелем, при помощи которого в отель подаются воздух, вода и электричество. Считается, что именно «Jules" Undersea Lodge» – первый в мире подводный отель. Создатели подводного отеля изначально вынашивали планы построить сеть подобных объектов. Но на данный момент, с развитием этой идеи они не спешат.

Пользуются популярностью и отели расположенные на деревьях. Особенность гостиничного комплекса «Ariau Jungle Tower» как раз и состоит в том, что он расположен на деревьях. Гостиница находится в месте впадения Рио-Негру в Амазонку, в 55 км от столицы Амазонии – Манауса.. И это не просто чудачество архитекторов. Причин для поднятия номеров на высоту от 50 м было несколько. Во-первых, в особо неблагоприятный сезон уровень воды здесь поднимается на 20-25 м. К тому же, в Амазонии очень много всякой живности, которая не прочь полакомиться зазевавшимся европейским туристом, например, милые рыбки пираньи. Но несмотря на это «Ariau Jungle Tower» очень популярен среди мировой элиты. В свое время здесь побывали Билл Клинтон, президенты всех латиноамериканских стран и президент Германии Роман Херцог. VIP-гости принимали участие в работе конференции, которые проводятся тут очень часто. Несмотря на «мелкие» неудобства, отель настолько завораживает своей экзотичной красотой, что от постояльцев просто нет отбоя.

Молодожены бронируют для медового месяца башню «Влюбленный Тарзан», расположенную на высоте 60 м. Кто покруче занимает апартаменты в «Императорской башне». А для обычных постояльцев весь комплекс привычных услуг - номера с ваннами и кондиционерами, гиды, говорящие на нескольких языках, ну и, конечно, два бассейна, на высоте четыре метра над землей.

Отели на деревьях сегодня не редкость. Подобные «подвесные отели есть и в других регионах мира. Например, в Турции уже более 17 лет функционирует «древесный» отель «Kadir"s tree houses». Он рассчитан на 300 спальных мест и представляет собой пару десятков брусчатых хижин, устроенных прямо на ветвях гигантских деревьев.

В последние годы активно идет работа по созданию космических отелей. 25 мая 2002 г. достигнута принципиальная договоренность между российской компанией «Атлас аэроспейс» и международной корпорацией «Миркорп» о создании орбитальной гостиницы для туристов. Конечно, между ними существуют серьезные разногласия по поводу того, какой должна быть первая в мире космическая гостиница. «Миркорп» предлагает традиционный вариант, до сих пор использовавшийся в мире, то есть универсальную станцию. С точки зрения «Атлас аэроспейс», помимо высокой стоимости такая станция имеет существенный недостаток - большие затраты при эксплуатации и поддержании рабочего состоянии в периоды вынужденных простоев. Именно по этим причинам была затоплена станция «Мир».

«Атлас аэроспейс» предлагает использовать принципиально новый подход - модульное строительство, при котором отдельные части станции узкоспециализированы, недороги, могут выводиться на орбиту и затапливаться автономно, по необходимости. Гибкий подход позволяет выстраивать корабль из модулей под определенную задачу. При этом планируется существенно изменить внутренний дизайн в космическом модуле, приспособить его к более комфортному проживанию, увеличить объем жилого помещения. Система жизнеобеспечения гостиницы будет работать от двигателей корабля, доставляющего туристов на орбиту. Таким образом, когда экипажа нет на борту - это просто болванка, пребывание которой в космосе ничего не стоит владельцам на Земле.

По расчетам партнеров, первоначальная цена проекта (основные связки, обеспечивающие функционирование гостиницы в режиме одновременного приема двух туристов) составляет $100 млн. Даже для земной гостиницы это очень немного, а для космоса вообще не деньги, ведь старт одного «шаттла» обходится в $500 млн. На станции посещения, как предпочитают называть ее партнеры, будет два кресла. Стоимость каждого билета при регулярных запусках может снизиться до $10-15 млн. Помимо туристического, у станции посещения есть второе перспективное предназначение - платформа для альтернативных научных программ. Есть и другие направления деятельности, например, возможность выхода в космос странам, не являющимся сегодня членами космического клуба МКС. И, наконец, гостиница может стать уникальной площадкой для проведения различных съемок. Специалисты признают, что несмотря на различные подходы - это первый в истории коммерческой космонавтики большой совместный проект с участием двух компаний.

Этап, когда каждая частная компания стремилась выйти на орбиту в одиночку, прошел. Время показало, что для осуществления космических программ просто необходима кооперация финансовых и технических возможностей бывших конкурентов. Генподрядчиком объединенного проекта выступает НПО «Энергия». Вместо заключения В современном мире существует огромное количество отелей. Они различаются по назначению, вместимости, этажности, типу конструкций, уровню комфорта, месту расположения и иным признакам.

Все эти признаки в свою очередь оказывают влияние на архитектурно-планировочное решение, а значит и на имидж гостиницы. Ведь сегодня гостиница перестала быть просто местом для временного ночлега. Высокого уровня комфорта уже недостаточно. Для успеха в конкурентной борьбе необходимо учитывать требования современного рынка. Просто развлекать гостей и обеспечивать их комфорт – теперь этого слишком мало, надо еще и удивлять, а может даже ошеломлять.