Древняя скульптура женского божества называется. Древнейшие скульптуры

Когда именно была возведена самая древняя статуя мира – скульптура Сфинкса, учёные до сих пор не определили: некоторые считают, что это грандиозное сооружение увидел мир ещё в тридцатом веке до нашей эры. Но большинство исследователей всё же более осторожны в своих предположениях и утверждают, что Сфинксу не более пятнадцати тысяч лет.

Сегодня самыми востребованными буддийскими скульптурами обычно являются золотые бронзы с определенными временными периодами, особенно привлекательными для рынка. Например, Брук говорит, что ранняя династия Мин работает с царствования императоров Юнле и Сюанды, позолота-бронзы Тибета 15-го века, скульптуры Непальской эпохи Личави и Маллы, а также ранние работы династий Цин в настоящее время приносят высокие цены.

Чтобы начать различать культуры, стили и исторические периоды, Брук предлагает, чтобы коллекционер рассматривал как можно больше примеров буддийской скульптуры. В Нью-Йорке он рекомендует посетить Музей искусств Рубина, посвященный искусству и сохранению культур Гималаев, Индии и соседних регионов. Другие образцовые коллекции включают в себя 3-ю коллекцию г-на и г-жи Рокфеллер, ныне расположенную в Азиатском обществе в Нью-Йорке, коллекцию, созданную Нортоном Симоном и размещенную в Музее Нортона Саймона в Калифорнии и в Художественном музее Кливленда.

Это значит, что уже на момент создания самого грандиозного памятника человечества (высота Сфинкса превышала двадцать метров, а длина – более семидесяти) на территории Египта уже было хорошо развито искусство, в частности, скульптура. Получается, что в действительности намного старше египетской культуры, которая появилась в IV тысячелетии до нашей эры.

Большие справочники также являются необходимостью. Два окончательных тома - это индо-тибетские бронзы Ульриха фон Шредера и буддийские скульптуры в Тибете, которые тщательно организованы по типу. Брук отмечает, что они не распечатаны, поэтому может потребоваться некоторое рытье в редких книжных магазинах - и достаточное количество наличных - чтобы получить ваши копии.

Брук объясняет, что рынок буддийских скульптур может колебаться, с разными периодами или стилями, растущими и падающими в популярности. Однако примерная часть из любого периода времени сохранит свою ценность. То, что делает большое качество в буддийской скульптуре, основано на ряде вещей, включая стилистическое моделирование фигуры, редкость предмета и мастерство художника. «В конце дня люди покупают, потому что они красивы и хорошо сделаны», - отмечает Брук. Рассматривая свою цену, он добавляет: всегда покупайте самую качественную работу, которую вы можете себе позволить.

Эту версию большинство исследователей подвергают сомнению и пока сходятся на том, что лицом Сфинкса является лицо фараона Хеврена, который жил около 2575 – 2465 гг. до н. э. – а значит, свидетельствует о том, что это грандиозное сооружение из монолитной известковой скалы высекли всё же египтяне. И охраняет он пирамиды фараонов в Гизе.

Как универсальное правило, вы никогда не должны покупать скульптуру, если вы не видели ее лично. «Страшная работа может выглядеть действительно замечательно на фотографии, и верно и обратное», - отмечает Брук. Когда вы начнете наращивать свою визуальную память, вы сможете обнаружить маленькие вещи, свидетельствующие о том, что что-то не совсем правильно с работой. Когда фальсификаторы делают реплики или копии скульптуры, они обычно делают это с помощью опубликованных ссылок. В таких ссылках вы видите только фронт скульптуры - задняя часть и нижняя часть обычно не публикуются.

Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож). Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно поэтому древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»).

Форварды воссоздают эти части из своих фантазий, что делает для странных и часто причудливых компонентов дизайна. Например, говорит Брук, драпировка халата Будды может сбиваться странно - или украшения бодхисаттвы не будут сидеть должным образом. Иногда задняя часть скульптуры выглядит более легко завершенной, чем передняя, ​​предавая отсутствие фальсификатора, заставляя спину выглядеть так же хорошо, как и передняя. Для ремесленника, производящего оригинал, каждый аспект работы не менее важен.

Брук рекомендует, чтобы коллекционеры внимательно следили за руками, ногами, ювелирными изделиями и драпировками. «Это самые трудные вещи для моделирования для любого». Если какой-либо из них выглядит плохо представленным, это признак того, что работа по крайней мере не очень высокого качества.

Жизнь эту они творили по раз и навсегда установленным канонам, от которых не отступали в течение нескольких тысячелетий (специально для этого были даже предусмотрены и разработаны специальные инструкции и руководства). Древние мастера использовали специальные шаблоны, трафареты и сетки с канонически установленными пропорциями и контурами людей и животных.

Художники, которые создали буддийские скульптуры, анонимны. Однако в некоторых случаях скульптуры отмечены надписями, свидетельствующими о том, что они были сделаны во время правления какого-то императора или в жизни тибетского ламы. Эти работы, говорит Брук, особенно ценны.

Надписи обычно обеспечивают дополнительное понимание жизни тех, кто поклонялся им. За этот период записки Брука, ремесленники и богословы углубили все глубже и глубже в природе буддизма, придумывая новые способы думать о принципах учения Будды. Полученные в результате эзотерические формы, отраженные в разнообразии буддийских божеств и особенно представленные в буддизме тибетского стиля, предлагают бесчисленные возможности для изучения и оценки.

Работа скульптора состояла из нескольких этапов:

  1. Прежде чем начать работать над статуей, мастер выбирал подходящий камень, обычно – прямоугольной формы;
  2. После этого при помощи трафарета наносил на него нужный рисунок;
  3. Дальше методом высекания удалял лишний камень, после чего обрабатывал детали, шлифовал и полировал скульптуру.

Характеристика египетских скульптур

В основном древнеегипетские статуи изображали правителей, вельмож. Также популярна была фигура работающего писца (его обычно изображали со свитком папируса на коленях). Скульптуры богов и правителей обычно выставляли на всеобщее обозрение на открытых пространствах.

Интерес к буддийской скульптуре - это интерес к идеологии, иконографии и последовательности определенных тем в течение тысячелетий - универсальные темы, которые могут найти аудиторию у всех. Как и в любой другой области коллекционирования искусства, условие является важным аспектом ценности произведения. Однако, учитывая возраст многих буддийских скульптур, нужно быть реалистичным, и есть вероятность, что многие примеры пройдут в какой-то форме восстановления. К сожалению, некоторые реставрации лучше других, и Брук советует коллекционерам всегда проконсультироваться со специалистом, чтобы узнать, насколько значительная реставрационная работа может изменить ценность работы.

Особой популярностью пользовалась статуя сфинкса – несмотря на то, что сооружения таких размеров, как в Гизе, больше нигде и никогда не делали, существовало немало его уменьшенных дубликатов. Аллеи с его копиями и другими мистическими зверями можно было увидеть практически во всех храмах древнего Египта.

Учитывая, что фараона египтяне считали воплощением бога на земле, величие и несокрушимость своих правителей скульпторы подчёркивали специальными приёмами – расположениями фигур и сцен, их размерами, позами и жестами (позы, предназначенные передать какой-либо момент или настроение – не допускались).

Различные материалы, очевидно, имеют разный уровень прочности. Бронза и камень являются самыми выносливыми, а лепнина, терракота и лак могут быть трудными для сохранения. Брук советует, чтобы те, кто надеялся сделать долгосрочные инвестиции, были осторожны с любыми материалами, которые будут сильно меняться из-за экологического или естественного распада.

Работа со старым, хорошо документированным происхождением всегда будет стоить значительно больше, чем аналогичная работа без истории, - говорит Брук. Иногда богатое происхождение помогает обеспечить подлинность. «Если работа принадлежит престижной коллекции или была опубликована известным ученым, - добавляет он, - то во многих случаях она уже прошла процесс проверки».


Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. Фигура величава и статична, правитель без каких-либо эмоций смотрит на мир и любому, кто видит его, очевидно, что ничто не в состоянии поколебать его власть, а характер фараона властный и непреклонный.

Как и многие древние произведения, буддийские скульптуры связаны международными законами, которые иногда запрещают их продажу за пределами своей страны происхождения. У Камбоджи есть аналогичное соглашение, приуроченное ко всему. Коллекционер должен изучить такие законы и протоколы, чтобы гарантировать, что работы в его коллекции сохраняют свою целостность и ценность.

Мы все знаем о древних египтянах и пирамидах, древних греках с их храмами и скульптурами или майяне со своим пророческим календарем. Есть, однако, культуры, которые далеки от полезности истории. Вот некоторые из народов, которые не имеют исторической славы, которой они могли бы заслужить.

Если скульптура, изображающая мужчину, стоит, его левая нога всегда делает шаг вперёд, руки или опущены вниз, или же он опирается на держащий в руках посох. Через некоторое время для мужчин добавили ещё одну позу – «писца», человека в позе лотоса.

Вначале так изображали только сыновей фараонов. Женщина стоит прямо, ноги сомкнуты, правая рука опущена, левая – на талии. Шеи, что интересно, у неё нет, голова попросту соединена с плечами. Также мастера практически никогда не высверливали промежутки между её руками, телом и ногами – они их обычно обозначали чёрным или белым цветом.

Сила - одна из самых длинных царствующих династий в мировой истории. В течение 57-летнего периода они управляли почти всем Корейским полуостровом, после чего они практически не изучали археологов. В последнее время, однако, были обнаружены кости женщины, которая умерла в конце 30-х годов, недалеко от исторической столицы Сайласа.

Анализ костей показывает, что она была вегетарианцем, чья диета включала рис, картофель и злаки. Но ее череп. Сила была основана монахом Баком Хоккеосом. Легенда гласит, что он запустил таинственное яйцо в лесу и женился на королеве, рожденной драконами.

Тела статуй мастера обычно делали мощными и хорошо развитыми, придавая скульптуре торжественность и величие. Что касается лиц, то портретные черты здесь, конечно, присутствуют. В работе над статуей скульпторы второстепенные детали отбрасывали, а лицам придавали бесстрастное выражение.

Со временем культура Силы превратилась в центрально-иерархическое общество с богатым аристократическим классом. Хотя находки человеческих остатков власти редки, археологи обнаружили множество предметов роскоши, создание этих людей: от золотого дага, через железного Будды до различных драгоценностей. Все они хранятся в Национальном музее в Кёнджу, Южная Корея.

Они являются крупнейшей известной городской культурой с землей, простирающейся от реки Инд в наше время в Пакистане до Аравийского моря и Ганга в Индии. Индусы, также известные как «харапани», разработали системы канализации и дренажа для своих городов, построили впечатляющие стены и ямы для зерна, оставив артефакты, такие как керамика и глазурованные бусины.

Раскраска древнеегипетских статуй также особым разнообразием не отличалась:

  • мужские фигуры были окрашены в красно-коричневый цвет,
  • женские – в жёлтый,
  • волосы – в чёрный;
  • одежда – в белый;

К глазам скульптур египтяне имели особое отношение – они верили, что умершие через них вполне могут наблюдать за земной жизнью. Поэтому в глаза статуй мастера обычно вставляли драгоценные, или другие материалы. Этот приём позволял им добиться большей выразительности и даже немного оживить их.

Это называется причиной перехода к более важному климату и, следовательно, к концу этой цивилизации. Шансинду - культура бронзового века, разработанная на территории современной китайской провинции Сычуань. Несмотря на доказательства их таланта в искусстве, никто не знает. Они были мастерами изысканных бронзовых и золотых масок, которые, по словам археологов Музея Саниндея в Китае, являются богами или предками. Свидетельства в другом древнем городе - Цзиньша, найденном поблизости, свидетельствуют о том, что Саниндуй переехал в него.

Одна из теорий об этом движении заключается в том, что крупное землетрясение перенаправило воду в рудник реки Мине и вынудило Саньшинг мигрировать. Шахтеры вырыли голову терракотовой статуи, свидетельствующей о богатой скульптурной традиции. С тех пор были обнаружены многие более сложные терракотовые скульптуры, в том числе ювелирные изделия и другие символы силы, известные из находок, связанных с Древним Египтом. Также были обнаружены скульптуры людей с различными заболеваниями, такими как элефантиты.

Египетские статуи (имеются ввиду не фундаментальные сооружения, а более мелкие изделия) не были рассчитаны на то, чтобы их рассматривали со всех сторон – они были полностью фронтальные, многие из них как будто прислоняются спиной к каменному блоку, что служит для них фоном.

Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны. Практически во всех статуях древнего Египта чувствуется геометричность – это объясняется, скорее всего, тем, что изготовляли их из камня прямоугольной формы.

Тот факт, что найденные артефакты были перенесены из их контекста без соответствующего археологического анализа, способствует тайне, окружающей Нок. Соединенные Штаты возвратили в Нигерию коллекцию статуэток времени, которые были украдены из Национального музея Нигерии и незаконно ввезены в Америку.

Этруски являются доримской культурой, населявшей сегодняшнюю северную Италию примерно в 700 году до нашей эры. Возможно, она поглощена Древним Римом. Этрусская цивилизация была теократией, а религиозные ритуалы были частью повседневной жизни. Самый старый образ рождения в западном искусстве был обнаружен в этрусском святилище Поджо Карла. В то же время археологи обнаружили песчаную плиту размером от 1, 2 до 0, 6 метра с редкими этрусскими гравюрами. С языка сохранилось лишь несколько письменных свидетельств.

Эволюция египетских скульптур

Поскольку творчество не может не реагировать на изменения, которые происходят в жизни общества, египетское искусство на месте не стояло и со временем несколько видоизменилось – и стало предназначаться не только для похоронных обрядов, но и для других сооружений – храмов, дворцов и т.д.

Некоторые культуры известны только свидетельствам других культур для них. Это также относится к таинственной стране Пунт, королевству в Африке, развивающему торговлю с древними египтянами. Предполагается, что Пунт населял земли к югу от сегодняшнего Судана, на южном побережье Красного моря, но никто точно не знает, где именно. Две культуры торговались, по крайней мере, в 26 веке до нашей эры, во время правления фараона Куфу, который построил великую пирамиду в Гизе.

Египтяне оставили подробные описания товаров, полученных из Пунта - золота, слоновой кости, мирры, а также экспедиций на море, посетивших потерянное королевство. Однако египтяне не объяснили, куда именно отправляются эти экспедиции. Предполагается, однако, что Пунт находился вдоль Нила, где-то в приграничном районе нынешнего Судана и Эфиопии.

Если вначале они изображали только богов (изготовленная из драгоценных металлов крупная статуя того или иного божества была расположена в посвящённом ему храме, в алтарной части), сфинксов, правителей и вельмож, то впоследствии стали изображать и простых египтян. Такие фигурки в основном были деревянными.

До наших дней дошло немало изготовленных из дерева и алебастра небольших статуэток – причём среди них были фигурки животных, сфинксов, рабов, и даже имущества (многие из них впоследствии сопровождали умерших в потусторонний мир).


Статуи Раннего Царства (IV тысячелетие до н.э.)

Скульптура в этот период развивалась в основном в трёх самых крупных городах Египта – Она, Киптоса и Абидоса: именно здесь находились храмы с установленными в них статуями богов, сфинксов, мистических животных, которым поклонялись египтяне. Большинство скульптур были связаны с ритуалом обновления физической мощи правителя («хеб-сед») – это прежде всего или выбитые в стене или представленные в круглой скульптуре фигуры сидящих или идущих фараонов.

Ярким примером этого типа статуй является скульптура сидящего на пьедестале фараона Хасехема, одетого в ритуальную одежду. Уже здесь можно увидеть основные черты древнеегипетской культуры – правильные пропорции, в которой преобладают прямые линии и монументальность формы. Несмотря на то что его лицу присущи индивидуальные черты лица, они чрезмерно идеализированы, а глаза имеют традиционное для всех скульптур той эпохи выпуклое глазное яблоко.

В это время устанавливается каноничность и лаконичность в форме выражения – отбрасываются второстепенные признаки и акцентируется внимание на величественности в образе.

Статуи Древнего Царства (XXX – XXIII вв. до н.э.)

Все статуи этого периода и дальше изготавливают согласно ранее установленным канонам. Нельзя сказать, что предпочтение отдаётся какой-то определённой позе (особенно это касается мужских фигур) – популярны как статуи в полный рост с выдвинутой вперёд левой ногой, так и восседающие на престоле, сидящие со скрещёнными в форме лотоса ногами или преклонившие колени.

В это же время в глаза начали вставлять драгоценные или полудрагоценные камни, делать рельефную подводку век. Мало того, статуи начали украшать драгоценностями, благодаря чему они начали приобретать индивидуальные черты (примерами таких работ могут послужить скульптурные портреты зодчего Рахотепа и его жены Нофрет).

В это время значительно усовершенствовалась деревянная скульптура (например, фигура, известная как «Сельский староста»), а в усыпальницах тех времён нередко можно увидеть статуэтки, которые изображают работающих людей.

Статуи Среднего Царства (XXI– XVII вв. до н.э.)

Во времена Среднего Царства в Египте насчитывается огромное количество разных школ – соответственно, развитие скульптуры претерпевает значительные изменения. Их начинают изготавливать не только для усыпальниц, но и для храмов. В это время появилась так называемая кубическая статуя, представляющая собой фигуру, заключённую в монолитный камень. По-прежнему популярны деревянные статуи, которые мастера после того, как вырезали из дерева, покрывали грунтом и расписывали.



Скульпторы всё больше обращают внимание на индивидуальные особенности человека – при помощи идеально проработанных элементов они в своих работах показывают характер человека, его возраст и даже настроение (например, при одном лишь взгляде на голову фараона Сенусерта III становится понятно, что когда-то это был волевой, властный, ироничный правитель).

Статуи Нового Царства (XVI– XIV вв. до н.э.)

В период Нового Царства особое развитие получает монументальная скульптура. Она не только всё чаще выходит за пределы погребального культа, но в ней также начинают проявляться индивидуальные черты, не свойственные не то что официальной, но даже светской скульптуре.

Да и светская скульптура, особенно когда речь идёт о женской фигуре, приобретает мягкость, пластичность, становиться более интимной. Если раньше женщины-фараоны согласно канонам нередко изображались в полном царственном облачении и даже с бородой, то теперь они избавляются от этих черт и становятся изящными, грациозными, изысканными.

Амарнский период (начало XIV вв. до н.э.)

В это время скульпторы начинают отказываться от сильно идеализированного, сакрального образа фараона. Например, на примере огромных статуй Аменхотепа IV, можно увидеть не только традиционные приёмы, но и попытку передать как можно точнее облик фараона (причём как лицо, так и фигуру).

Ещё одним новаторством стало изображение фигур в профиль (раньше канон этого не допускал). В этот период возникла также всемирно известная голова Нефертити в синей тиаре, созданная скульпторами мастерской Тутмеса.

Статуи Позднего Царства (XI – 332 г. до н.э.)

В это время мастера все меньше начинают придерживаться канонов, и они постепенно сходят на нет и становятся условно-идеализированными. Вместо этого Они начинают усовершенствовать своё техническое мастерство, особенно в декоративной части (например, одной из лучших скульптур того времени считается голова статуи Ментуемхета, изготовленная в реалистичном стиле).


Когда при власти был Саис, мастера опять возвратились к монументальности, статичности и каноническим позам, но трактуют это уже по-своему и их статуи становятся более стилизованные.

После того как в 332 г. до н.э. Александр Македонский завоевал Египет, независимость свою страна эта потеряла, а культурное наследие древнего Египта окончательно и бесповоротно слилось с античной культурой.

Звериный оскал палеолита

Археологи сделали древнюю статую древнейшей

Фото Stadt Ulm Ulmer Museum

Человека-льва — тридцатисантиметровую статуэтку из мамонтовой кости, найденную накануне Второй мировой войны в Южной Германии, — изваяли 40 тысяч лет назад. Новая датировка удревнила беспрецедентное произведение искусства, хранящееся в немецком городе Ульм, на 8 тысяч лет. На то, чтобы собрать буквально по крупицам удивительную фигурку, ученым потребовалось более 70 лет. Новейшие расчеты показывают, что палеолитический художник потратил на человека-льва не меньше 400 часов — примерно два месяца работы в светлое время.

Сообщение о новой датировке человека-льва появилось накануне открытия в Британском музее большой выставки, посвященной искусству палеолита. Ульмская скульптура должна была украсить экспозицию наравне с такими произведениями древнейшего искусства, как зарайский бизон и Вестоницкая Венера. Однако реставраторы не сочли возможным перевозить человека-льва в Лондон: он слишком хрупок. В Великобританию отправилась копия бесценной скульптуры.


Человек-лев найден на юге Германии, в районе, известном как Швабская Юра или Швабский Альб. В тамошних невысоких меловых горах расположено несколько пещер, четыре из которых — Фогельхерд, Штадель, Гайссенклостерле и Холе Фельс — прославились благодаря обнаруженным в них древнейшим изображениям животных и птиц, первым музыкальным инструментам (флейтам) и первым изображениям человека. Большинство находок сейчас датируются 35-40 тысячами лет, в том числе «Венера из Холе Фельс» (антропоморфная фигура с воздетыми руками) и сохранившаяся целиком фигурка мамонта. Время изготовления флейт отодвинуто еще дальше — до 42-43 тысяч лет. Пол Мелларс (Paul Mellars), один из ведущих современных исследователей палеолита Европы, комментируя несколько лет назад находку «Венеры из Холе Фельс», сказал, что южногерманские пещеры должны по праву считаться родиной европейской скульптуры.



Честь обнаружения человека-льва принадлежит немецкому археологу Роберту Ветцелю, исследовавшему пещеру Штадель. Ветцель вел систематические раскопки в пещере с 1937 года, до него там побывали десятки, если не сотни энтузиастов, искавших следы пребывания в ней первобытных людей, ведь еще в середине XIX века там находили кости пещерных животных и каменные орудия. Ветцель, сотрудник музея города Ульм, обнаружил осколки костяной статуэтки за несколько дней до начала Второй мировой войны — 25 августа 1939 года. Обломки извлекли из земли, упаковали в ящик и отправили в университет Тюбингена, где они ждали своего часа тридцать лет. Раскоп Ветцеля был засыпан и надежно укрыт. Профессор вернулся к изучению пещеры в 1954-м и работал в ней каждый сезон вплоть до своей кончины в 1961 году. Но о костяной статуэтке он не вспоминал.

В 1969-м во время инвентаризации кладовых Ульмского музея коробка с фрагментами человека-льва была наконец-то обнаружена. Осколки достали, собрали из двухсот фрагментов «черновик» статуэтки (двести фрагментов составили примерно 70 процентов объема), датировали радиоуглеродным методом и получили сенсационный возраст: 32 тысячи лет. До тех пор древнейшей скульптурой считалась упомянутая выше Вестоницкая Венера (25-29 тысяч лет), найденная в Моравии.

Первым исследователем человека-льва был выдающийся археолог из Тюбингенского университета Иоахим Хан (Joachim Hahn), специалист по Верхнему палеолиту и знаток первобытного искусства Европы. Благодаря реконструкции Хана стало понятно, что статуэтка имеет одновременно антропоморфные и зооморфные черты, причем животная составляющая досталась скульптуре от крупного кошачьего. Хану не удалось найти практически ни одного фрагмента головы, и в его реконструкции у статуэтки присутствовали мужские гениталии.

Младшая коллега Хана Элизабет Шмид (Elisabeth Schmid) занялась человеком-львом в начале 1980-х. К этому времени в ходе новых раскопок удалось обнаружить еще несколько сотен фрагментов скульптуры, и Шмид удалось существенно дополнить облик человекозверя — в частности, стала хорошо видна его львиная морда. Стоит отметить, что, прежде чем дополнить облик человека-льва, Шмид разобрала статуэтку на части, удалив клей, которым пользовался Хан, и собрала ее заново. Шмид пришла к выводу, что человекокошачье существо было отнюдь не мужчиной, а женщиной, и человек-лев на время превратился в человека-львицу, сделавшись знаменем сторонников матриархальной модели верхнепалеолитического общества.



К 2000 году накал страстей по поводу пола скульптуры, к счастью, поутих. И в 2009-м еще один археолог из Тюбингенского университета — Клаус-Иоахим Кинд (Claus-Joachim Kind) — отправился в пещеру Штадель, чтобы завершить поиск осколков. Кинд нашел несколько важных фрагментов спины и шеи, правой руки-лапы и сотни мелких обломков, так что к концу 2012 года «трехмерную головоломку» удалось сложить набело. Увы, многие элементы «головоломки» утрачены навсегда: в частности, непонятно, как именно выглядели кисти и ступни человека-льва, был ли у него хвост и так далее.

Вопросов к человеку-льву у исследователей не счесть. Кто это существо — божество или проводник из одного мира в другой? Мы ведь ничего не знаем о представлениях создателей статуэтки о мире — только предполагаем, пользуясь аналогиями с известными нам примитивными обществами, где важнейшую роль играют шаманы, проводники из мира живых в миры животных и мертвых. А может быть, все проще, и человек-лев — это идеальный самец? (В каждой шутке есть доля шутки.) Зачем его изваяли — поклоняться или носить с собой как амулет? И это только самые очевидные предположения — с нашей точки зрения, бесконечно удаленной от мировоззрения обитателей пещеры Штадель.

Что означают насечки на левом плече статуэтки? Есть ли какая-то связь между человеком-львом и антропоморфной фигурой из Гайссенклостерле, у которой тоже есть насечки на руках? Напомним, что Гайссенклостерле — это одна из четырех самых известных пещер Швабского Альба, наравне со Штадель. Раскопки там вел уже известный нам Иоахим Хан, он и нашел пластинку, на которой изображена рельефная человеческая (или зверочеловеческая) фигурка с поднятыми руками. Хронологически она является современницей человека-льва. Некоторые интерпретаторы называют ее «адорантом», то есть поклоняющимся божеству, высшей силе; есть мнение, что на пластинке изображен шаманский танец.

Почему человек-лев большой — почти 30 сантиметров, а большинство других костяных статуэток не превышают семи сантиметров в высоту? В «адоранте» меньше четырех сантиметров, высота «Венеры из Холе Фельс» — шесть сантиметров.

Возникают и более общие вопросы: что привело 40-45 тысяч лет назад к такому взрыву пластического искусства, причем не только в Швабском Альбе, но и в других регионах Европы — на территории современных Франции, Испании и Италии? Связано ли появление искусства с развитием языка или с притоком нового населения?

Можно ли в принципе найти ответы на эти вопросы — отдельная проблема. Зато можно радоваться, что хоть что-то осязаемое уцелело от тех далеких времен. Дикое, но симпатичное.