Верхне-сысертское водохранилище. Верхнесысертское водохранилище База отдыха «Белый Парус»

Дата прохождения маршрута - 07 июля 2016г.

Когда температура воздуха за бортом приближается к +30 о С легко впасть в состояние, близкое к выходу в астрал. Жара диктует критерии выбора маршрута. А критерий один - купание, купание и еще раз купание. Но и элемент новизны в наших туристических маршрутах немаловажен. Выход есть, господа. К нашим услугам природный парк «Бажовские места».
На вечернем заседании генштаба группы был утвержден следующий маршрут : Сысерть - Механический пруд - гора Бессонова - Сысертский пруд - урочище Панова - Кипящий ключ - озеро Тальков Камень - Черновская канава - карьерные озера поселка Рудный Асбест .

Начинается наш маршрут в городе Сысерти. Город расположен в долине реки Сысерть, в окружении вековых сосновых боров, среди множества прудов: Сысертский, Механический, Ильинский (Кашинский).
Внося некоторое разнообразие в свои походные наработки, начинаем маршрут с Механического пруда, что в восточной части города Сысерть, ниже плотины пруда Сысертский.

Механический пруд был создан в связи со строительством железоделательного завода ещё в 19 веке. Он связывает Большой Сысертский пруд с Ильинским. На его берегу расположен завод «Уралгидромаш». Пруд окружен живописным сосновым лесом. Со стороны плотины хорошо просматривается гора Бессонова.

Гора Бессонова - самая видная в Сысерти. У её основания появились плотина Сысертского пруда и завод, а позднее сформировался городской центр Сысерти. На вершине горы с 1786 года стояла Никольская часовня, которая славилась тем, что в ней находилась особо чтимая верующими икона Святого Николая. В советское время часовню взорвали. А сейчас на ее вершине установлен Поклонный крест, отлитый из чугуна, с надписью на поперечной перекладине «Спаси и сохрани».

Живописным берегом Сысертского пруда идем к подвесному мосту, который переправит нас на его западный берег.

Сысертский пруд - это большой искусственный водоём, расположенный на юго-западной окраине Сысерти. Он был создан в 1732 году для местного железоделательного завода. Пруд образован плотиной у слияния рек Чёрной и Сысерти, состоит из трёх заливов, направленных в разные стороны: Верхнесысертского (южного), Черновского (северного) и северо-восточного, из которого вытекает река Сысерть.

Лесная дорога проходит в живописном сосновом лесу и выводит нас к беседке и небольшому пруду в урочище Панова.

Возраст целебного источника Кипящий ключ - более 200 лет. В этом месте проходит разлом земной коры, вода в источнике не замерзает даже зимой. Ключ освящен, обустроен, построены беседки и купальня. После освящения Кипящий ключ стали называть еще и Богородичным.

Не так давно от Кипящего ключа отсыпали мелкой щебенкой тропу, ведущую к озеру Тальков Камень.

Одна из достопримечательностей природного парка «Бажовские места» - озеро Тальков Камень расположено в отрогах Черновского увала. Озеро образовалось в результате затопления водами заброшенного талькового рудника. Добыча талькового сланца проводилась здесь в конце 19-го века. С открытием в 1927 году крупного месторождения талька «Старая Линза» около поселка Шабровский добыча минерала на Тальковом Камне прекратилась. Постепенно карьер наполнился водой.

Озеро неправильной формы, до 60-70 метров в длину. Глубина озера достигает 32 метров. Существует легенда, что на дне карьера спрятана уникальная коллекция фарфора, которая была затоплена здесь в 20-е годы ХХ века. Эти сокровища принадлежали когда-то последнему владельцу сысертских заводов Дмитрию Павловичу Соломирскому.

Именно от озера Тальков Камень начинается наша разведывательная часть похода.

Существует доверчивость разной степени тяжести. Группа «Вместе по Уралу» - живое воплощение чрезвычайной доверчивости к печатному слову и к топографическим картам в том числе. Сколько раз наступали на грабли под названием «Мало ли что на картах отмечено», а все равно с упорством маньяка на них наступаем. Это сейчас мы понимаем, что вместе с развалом великой империи СССР канули в Лету и туристические маршруты Всероссийского значения. Но, к великому нашему сожалению, эти маршруты и эти дороги отмечены на картах как существующие и вводят в заблуждение некоторых доверчивых туристок.
Мало ли что было. То, что было, быльем поросло, а в нашем случае - травой и порослью древесного происхождения. По карте отличная дорога направления юго-запад должна была вывести нас к гидротехническому сооружению Черновская канава и дамбе через Терсутское болото. Фактически траектория нашего движения была «катето-образная» - двигались от одной заросшей просеки (направления - юг) к другой не менее заросшей родственнице (направления - запад).

Комфортные лесные дороги были только у озера Тальков Камень и у дамбы через Терсутское болото, но красота летнего леса была полностью в нашем распоряжении.

Порой шли по азимуту без всякой тропы, но все-таки продвигались в нужном направлении.
- Ох, чует мое сердце, не надо идти этой просекой.
- А куда? Другого варианта нет… И это лучше, чем по азимуту.
- Не знаю куда, но эта просека мне не нравится.
- Короче! Идем до конца.
- Ага. Там и встретимся.

Двое взрослых условно вменяемых людей по собственной воле издеваются над собой. Извращенки какие-то, мазохистки. А если быть точными, то перед Вами туристы обыкновенные, которые сражаются с угрюмой действительностью с любовью и удовольствием.

Выходим к ЛЭП и ситуация из разряда «кретино-макекозо» благополучно агонизирует. Под ногами появляется лесная дорога, что может быть приятнее?

Черновская канава - уникальное гидротехническое сооружение 18 века расположена в междуречье рек Северная Сысерть, Каменушка и река Черная. В нашем походе мы должны пересечь ту ее часть, что находится южнее автотрассы Сысерть-Рудник Асбест и изображена на всех картах Свердловской области в отличие от той ее части, что севернее автотрассы и на картах не значится.
Но прежде нам предстоит преодолеть небольшое море грязи, намекающее нам, что канава где-то рядом. Благородный читатель может не волноваться, это препятствие мы благополучно преодолели, не испачкав ботинок.

Данный проект задумывался с целью регулирования стока воды между тремя реками и двумя заводскими прудами. В 18-19 веках основным видом энергии для работающих Уральских заводов была вода. Именно она приводила в движение все производственные механизмы. По замыслу разработчиков гидротехническое сооружение должно было собрать часть воды в реках Черная, Каменушка и направить ее вначале в пруд Верхнесысертского завода, а затем в Сысертский пруд для вторичного использования на Сысертском заводе. Канава была проложена полностью от реки Черная до реки Северная Сысерть, но по каким-то причинам не была введена в эксплуатацию.

В этой части рукотворная Черновская канава проходит среди болота. Как несчастные крепостные и подневольные люди демидовских времен прокладывали ее? Трудно представить. Канава, конечно, не везде проходит через болото. Северную ее часть на небольшом участке прорыли в горе, и канава проходит в каньоне. Но здесь другой случай.
Общая протяженность Черновской канавы - более 10 километров. Почему столь грандиозное гидротехническое сооружение, на создание которого было потрачено столько сил и средств, не было пущено в эксплуатацию не известно. Вдвигаются разные версии: технические просчеты, экономические причины (нехватка средств), распри между наследниками Турчаниновых. Но ни одна из них не кажется бесспорной.

До дамбы через Терсутское болото осталось что-то около километра. Жара... Мы уже прошли около 27 километров (а предполагали, что весь маршрут составит 26 километров). Собрав силы и волю в кулак, думая о высоком (например, о предстоящей встречей с карьерными озерами) движемся к намеченной цели.

Терсутское болото - самое большое болото между городами Сысерть и Полевской. В давние времена через болото проходила старинная дорога из Сысертского завода в Полевской. Дорога была «худой, с настланными гатями». Ею предпочитали пользоваться только зимой.

Ох, до чего же жарко было. Мы брели, брели, брели… и много в том преуспели. Осталось каких-то 2 километра до спасительного купального Карьера №1, но эти километры показались нам чрезвычайно длинными: какой-то путь к коммунизму - никак дойти не можем. Бредут караваны - салют Мальчишу. Но не будем отвлекаться от главной темы.
Первые разработки асбеста относятся к 1760 году. В середине 19-го века рудник забросили как нерентабельный, но в 1932 году месторождение было вновь разведано. Разведкой обнаружили 4 участка, которые отрабатывали четырьмя карьерами. При руднике построили поселок Асбест.
Наконец, добрели до Карьера №4 (или Терсутский Карьер).

Далее следует Карьер № 3, где сейчас располагается за колючей проволочкой база отдыха. Где-то среди лесных зарослей спрятался Карьер №2. Мы же всей душой рвемся к Карьеру №1.
Тащимся в свое прекрасное будущее, еле ноги переставляем. Вернее, ноги живут своей автономной жизнью и исправно выполняют свои функции, за что им большое спасибо. Просто внутреннее ощущение времени изменилось, замедлилось.
- Брось меня, командир.
- Не брошу. Самой рядышком прилечь охота.
- Все верно. Вместе заварили кашу, вместе и расхлебывать. А то, понимаешь, горьку ягоду рвали вместе, а сладку ягоду - ты одна.

Всему когда-нибудь приходит конец. И нашим мучениям он тоже пришел. И вот знойный воздух сгустился перед нами, и соткалось из этого воздуха карьерное озеро с бирюзово-изумрудной водой. Это был не мираж. Это было всамделишное озеро, он же Карьер №1. Ура!

Вода! Восхитительно мокрая, прохладная, чистая, прозрачная, живая. Мы воскресли из мертвых. Что мы представляли собой до купания: замызганное, измочаленное не понятно что; волосы на голове слегка напоминали вздыбленную мочалочку. А после купания: бодренькие, полные жизни, интересные дамы туристической наружности. Вот что с человеком делает живая вода.

До рейсового автобуса Рудник Асбест - Сысерть еще целый час. И вот сидим мы на берегу озера как два слегка контуженных Героя Советского Союза и смотрим на все глазами уставших героев - чуть, чуть снисходительно. Туристы так странно устроены, что долго сидеть на месте не могут. Решили выйти на автотрассу и поймать попутку. И поймали. Такие прекрасные туристки на дороге не валяются.

Статистика похода следующая:
- общая протяженность маршрута - 30км;
- средняя скорость движения - 4 км/час.

Подведем итоги нашей разведки. Рассчитывать на указанную на картах дорогу направления юго-запад от озера Тальков Камень до дамбы через Терсутское болото не следует, нет ее. Может быть, следует попробовать пойти от озера Тальков Камень на юг почти до северной оконечности Верхнесысертского пруда, а потом идти вдоль ЛЭП на запад. Но это как-нибудь в следующий раз.

А пока - всем пока.

Верхнесысертское водохранилище (его также называют Верх-Сысертский пруд) - расположено на расстоянии около 50 км от Екатеринбурга.

На реке Сысерти в начале 19-го века появилось немало водоемов, в связи со строительством железоделательных заводов. Верхне-Сысертский пруд - самый живописный из них. Образован в 1849 году.

Цифры: Средняя глубина составляет 4,5 метра. Ширина - около 1,5 километров. Верхне-Сысертский пруд имеет два рукава - северный (длинной около 5 км) и южный (около 4 км).

Здесь водится много озерной рыбы: окунь, чебак, ерш, водятся щука и лещ. Водохранилище - излюбленное место рыболовов.

Вокруг Верхне-Сысерсткого водохранилища со всех сторон - заповедные леса, преимущественно сосновый бор, ели, пихты. Растут грибы и ягоды. Местность - экологически чистая, свежий воздух. Северный и Южный заливы образуют полуостров, где был создан природный заповедник.

По соседству с водоемом расположились вершины Уральских гор: Емельянов мыс, гора Карасья и другие.

Дно у пруда - местами каменистое, местами - песчаное. Однако, у озера множество небольших заливчиков с песчаным дном, что очень удобно для отдыхающих.

По берегам выстроено множество оздоровительных лагерей, есть санатории, базы отдыха, пансионаты. Оборудована инфраструктура - есть летние кафе, доступен прокат катамаранов, лодок.

Плюсы:

Есть песчаные заливы, живописная местность, заповедные леса

Минусы:

Расположено несколько далековато от Екатеринбурга, добираясь на общественном транспорте около 4-5 км придется пройти пешком

Как добраться:

На личном автомобиле: выезжаем из Екатеринбурга в сторону Челябинска, перед постом ГИБДД поворачиваем на Сысерть. За Сысертью (50-й километр Челябинского шоссе) минуем Сысертский пруд, немного дальше проезжаем по мосту, пересекаем речку Сысерть, поворачиваем направо, проезжаем пос. Верхняя Сысерть и доезжаем до Верхне-Сысертского пруда.

На общественном транспорте: до поселка Верхняя Сысерть регулярно ходят автобусы. С Северного автовокзала г. Екатеринбурга ежедневно отправляется маршрутное такси №170, с Южного автовокзала - маршрутки №130, №160. На развилке перед конечной остановкой необходимо выйти и направиться пешком по дороге, ведущей к лесу. Оттуда около 4-5 км пешком до озера.

Фото Костенко О.

Рыбалка на Верхнесысертском водохранилище: , , .

Направление от Екатеринбурга: Челябинск
Расстояние от Екатеринбурга (в диапазоне): до 50км
Как доехать:

Выезжаем из Екатеринбурга по трассе М-5, едем через Сысерть к поселку Верхняя Сысерть, он находится на берегу водоема, у плотины. Дальше можно ехать и налево и направо.


Средняя глубина:
Максимальная глубина: 10,5м
Максимальные длина и ширина (км): 6,1*1,8км
Прозрачность воды, чистота: вода слабо прозрачна.
Источники водоснабжения:
Вытекающие реки: река Сысерть (Полдневая Сысерть).
Площадь: 5,6км 2
Дикий отдых: в палатках и автомобиле.
Культурный отдых: на северном берегу расположены базы отдыха и детские лагеря.
Плата: Бесплатно
Происхождение водоема:

Образовано плотиной в 1849 году, в 1969 она была реконструирована.


Дно:

дно ровное, пологое, с небольшими ямками.


Рыба: Часто клюет лещ до 2 кг, окунь, щука до 3 кг, судак до 1,5 кг, елец и окунь, водится плотва и линь. В 2010 году водоем зарыблялся карпом (встречаются экземпляры до 10 кг), белым амуром и толстолобиком. Место очень популярное среди рыбаков, поэтому улов на каждого отдельного рыбака не слишком большой.