Кто живет на южных курилах. Где находятся курильские острова и кому принадлежат. Курилы и Япония

В виду последних событий многие жители планеты интересуются, где находятся Курильские острова, а также кому они принадлежат. Если конкретного ответа на второй вопрос по-прежнему нет, то на первый можно ответить вполне однозначно. Курильские острова представляют собой цепь островов протяженностью приблизительно 1,2 километров. Она проходит от полуострова Камчатка до островного участка суши под названием Хоккайдо. Своеобразная выпуклая дуга, состоящая из пятидесяти шести островов, располагается двумя параллельными линиями, а также отделяет от Тихого океана Охотское море. Общая территориальная площадь равняется 10 500 км 2 . С южной стороны протянута государственная граница между Японией и Россией.

Рассматриваемые земли имеют неоценимое экономическое, а также военно-стратегическое значение. Их большая часть считается частью Российской Федерации и относится к Сахалинской области. Однако статус таких составляющих архипелага, среди которых Шикотан, Кунашир, Итуруп, а также группа Хабомаи, оспаривается японской властью, которая относит перечисленные острова к префектуре Хоккайдо. Таким образом, можно найти Курильские острова на карте России, однако Япония планирует узаконить владение частью из них. Данные территории имеют свои особенности. Например, архипелаг целиком относится к Крайнему Северу, если смотреть юридические документы. И это несмотря на то, что Шикотан располагается в одной широте с городом Сочи и Анапа.

Кунашир, Мыс Столбчатый

Климат Курильских островов

В рамках рассматриваемой местности преобладает умеренный морской климат, который скорее можно назвать прохладным, чем теплым. Основное воздействие на климатические условия оказывают барические системы, которые обычно формируются над северной частью Тихого океана, холодного Курильского течения, а также Охотского моря. Южная часть архипелага охвачена муссонными атмосферными потоками, например, там также главенствует азиатский зимний антициклон.


Остров Шикотан

Стоит отметить, что погода на Курильских островах достаточно изменчива. Ландшафты здешних широт характеризуются меньшей тепло обеспеченностью, чем территории соответствующих широт, но по центру материка. Средняя минусовая температура зимой одинакова для каждого острова, включенного в состав цепочки, и составляет от -5 до -7 градусов. Зимой часто случаются продолжительные сильные снегопады, оттепели, повышенная облачность и метели. Летом температурные показатели меняются в рамках от +10 до +16 градусов. Чем южнее располагается остров, тем выше будет температура воздуха.

Основным фактором, влияющим на летний температурный показатель, считается характер гидрологической циркуляции, свойственной прибрежным водам.

Если рассматривать составляющие средней и северной группы островов, стоит отметить, что температура прибрежных вод там не поднимается выше пяти – шести градусов, поэтому для данных территорий характерен самый низкий летний показатель для Северного полушария. На протяжении года на архипелаг выпадает от 1000 до 1400 мм осадков, которые равномерно распределяются по сезонам. Также можно говорить о повсеместно избыточной влаге. В южной стороне цепочки летом показатель влажности превышает девяносто процентов, из-за чего появляются плотные по своей консистенции туманы. Если внимательно рассмотреть широты, где находятся Курильские острова на карте, можно сделать вывод, что местность отличается особой сложностью. Она находится под регулярным воздействием циклонов, которые сопровождаются чрезмерными осадками, а также могут стать причиной возникновения тайфунов.


Остров Симушир

Население

Территории заселены неравномерно. Круглогодично население Курильских островов проживает на Шикотане, Кунашире, Парамушире и Итурупе. На других участках архипелага нет постоянного населения. Всего насчитывается девятнадцать населенных пунктов, среди которых шестнадцать сел, поселок городского типа под названием Южно-Курильск, а также два крупных города, среди которых Курильск и Северо-Курильск. В 1989 году зафиксировано максимальное значение количества населения, которое приравнивалось к 30 000 человек.

Высокая заселенность территорий во времена Советского Союза объясняется дотациями тех регионов, а также большим количеством военнослужащих, которыми были населены острова Симушир, Шумшу и так далее.

К 2010 году показатель существенно снизился. Всего территории заняло 18 700 человек, из которых приблизительно 6 100 проживают в рамках Курильского округа, а 10 300 – в Южно-Курильском округе. Остальные люди заняли местные села. Численность населения значительно снизилась из-за отдаленности архипелага, однако свое сыграл и климат Курильских островов, который выдерживает далеко не каждый человек.


Необитаемые острова Ушишир

Как добраться до Курил

Добираться сюда удобнее всего по воздуху. Местный аэропорт под названием «Итуруп» считается одним из наиболее важных авиационных объектов, возведенных в постсоветские времена с нуля. Он построен и оборудован в соответствии современным технологическим требованиям, поэтому ему присвоен статус международного авиа пункта. Первый рейс, ставший в последствии регулярным, был принят 22 сентября 2014 года. Им стал самолет компании «Аврора», прилетевший из Южно-Сахалинска. На борту всего находилось пятьдесят пассажиров. Данное событие негативно было воспринято японскими властями, которые относят данную территорию к своей стране. Поэтому споры о том, кому принадлежат Курильские острова, продолжаются по сей день.

Стоит отметить, что путешествие по Курилам необходимо планировать заранее. Составление маршрута должно учитывать, что всего архипелаг включает пятьдесят шесть островов, среди которых наибольшей популярностью пользуется Итуруп и Кунашир. Добрать на них можно двумя способами. Удобнее всего долететь на самолете, однако билеты стоит купить за несколько месяцев до намеченной даты, поскольку рейсов отправляется достаточно мало. Второй способ – это путешествие на теплоходе из порта города Корсаков. Путь занимает от 18 до 24 часов, однако приобрести билет можно исключительно в кассах Курил или Сахалина, то есть онлайн продажа не предусмотрена.


Уруп является необитаемый остров вулканического происхождения

Интересные факты

Несмотря на все сложности жизнь на Курильских островах развивается и растет. История территорий началась в 1643 году, когда несколько участков архипелага были обследованы Мартеном Фрисом и его командой. Первые сведения, полученные российскими учеными, датируются 1697 годом, когда состоялся поход В. Атласова по Камчатке. Все последующие экспедиции под руководством И. Козыревского, Ф. Лужина, М. Шпанберга и других были направлены на планомерное освоение местности. После того как стало понятно, кто открыл Курильские острова, можно ознакомиться с несколькими интересными фактами, связанные с архипелагом:

  1. Чтобы попасть на Курилы, туристу потребуется специальное разрешение, поскольку зона является пограничной. Данный документ выдается исключительно пограничным управлением ФСБ Сахалинска. Для этого потребуется прийти в учреждение в 9:30 – 10:30 со своим паспортом. Разрешение будет готово уже на следующий день. Поэтому путешественник обязательно задержится в городе на один день, что следует учесть планируя поездку.
  2. Из-за непредсказуемого климата, посетив острова, можно застрять тут надолго, ведь при плохой погоде аэропорт Курильских островов и их порты прекращают свою работу. Частой помехой становится высокая облачность и туманность. При этом речь идет совсем не о пару часовой задержке рейса. Путешественник всегда должен быть готов провести тут лишнюю неделю или две.
  3. Для гостей Курил работает все пять отелей. Гостиница под названием «Восток» рассчитана на одиннадцать номеров, «Айсберг» - три номера, «Флагман» - семь номеров, «Итуруп» - 38 номеров, «Остров» - одиннадцать номеров. Необходимо бронировать места заранее.
  4. Японские земли видно из окон местных жителей, однако лучше всего обзор открывается на Кунашире. Чтобы проверить этот факт, погода должна быть ясной.
  5. Японское прошлое тесно связано с этими территориями. Тут остались японские кладбища, заводы, побережье со стороны Тихого океана густо выстелено осколками японского фарфора, который существовал еще до войны. Поэтому здесь часто можно встретить археологов или коллекционеров.
  6. Также стоит понимать, что спорные Курильские острова, прежде всего, представляю собой вулканы. Их территории состоят из 160 вулканов, из которых действующими остаются около сорока.
  7. Местная флора и фауна поражает. Вдоль автомагистралей здесь произрастает бамбук, недалеко от елки может расти магнолия или дерево шелковицы. Земли богаты ягодой, здесь обильно растет черника, брусника, морошка, княженика, красника, китайский лимонник, голубика и так далее. Местные жители утверждают, что тут можно встретить медведя, особенно недалеко от вулкана Тяти Кунашира.
  8. Практический каждый местный житель имеет в своем распоряжении автомобиль, однако ни в одном из населенных пунктов нет заправок. Топливо поставляется внутри специальных бочек из Владивостока и Южно-Сахалинска.
  9. Из-за высокой сейсмичности региона его территории застроены преимущественно двух- и трехэтажными зданиями. Дома высотой пять этажей уже считаются высотками и большой редкостью.
  10. Пока решится, чьи Курильские острова, у россиян, проживающих тут, длительность отпуска будет составлять 62 дня в год. Жители южной гряды могут пользоваться безвизовым режимом с Японией. Данную возможность за год использует около 400 человек.

Большая Курильская дуга окружена подводными вулканами, некоторые из которых регулярно дают о себе знать. Любое извержение становится причиной возобновления сейсмической активности, которая провоцирует «моретрясение». Поэтому местные земли подвержены воздействию частых цунами. Сильнейшая волна цунами высотой около 30 метров в 1952 году полностью уничтожила город на острове Парамушир под названием Северо-Курильск.

Прошлый век также запомнился несколькими природными катастрофами. Среди них наиболее известным стало цунами 1952 года, случившееся на Парамушире, а также Шикотанское цунами 1994 года. Поэтому считается, что столь прекрасная природа Курильских островов, также очень опасна для человеческой жизни, однако это не мешает местным городам развиваться, а населению расти.

Объем действующей до 2015 года ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы" составляет 21 млрд рублей.

Основная часть этой суммы выделяется из федерального бюджета. Также Сахалинская область планирует привлечь для развития Курил средства частных инвесторов. Частные инвестиции в экономику островов составляют сейчас миллиард рублей в год, а к 2015-му — возрастут до 6 миллиардов. подробно о новой инфраструктуре Курильских островов (много фото) Курильские острова включают 30 больших и множество мелких островов. Население проживает постоянно только на Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. Население Курильских островов — 18 735 человек остров Кунашир - самый южный остров Большой гряды Курильских островов. Население — около 8000 человек . Южно-курильск - административный центр Южно-Курильского округа.


Социальное жилье

В августе 2012 г. в Южно-Курильске состоялась церемония вручения ордеров и ключей от новых квартир. 10-квартирный дом построен на средства областного и местного бюджетов по одной из областных программ.
Дом культуры (медико-просветительская экспедиция «Рубежи России»,август 2010 г.)
Новый детский сад Порт Южно-Курильска Новый глубоководный причал

Ввод в эксплуатацию современных глубоководных причальных комплексов на Кунашире и Итурупе выведет на качественно новый уровень транспортную инфраструктуру на Курилах и повысит качество жизни на островах. Теплоход «Игорь Фархутдинов» впервые пришвартовался у нового причала (февраль 2011 г.)
На средства федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов и бюджета Сахалинской области идет строительство морского вокзала на территории построенного причального комплекса в Южно-Курильской бухте. В этом здании кроме пассажиров будут располагаться различные службы — пограничный контрольно-пропускной пункт, таможенный пост, портнадзор, администрация и диспетчерская морского порта. Окончание строительства планируется в 2012 году.

Аэропорт «Менделеево» Аэродром был построен японцами, когда остров Кунашир ещё находился под управлением Японии и с тех пор практически не перестраивался. В 2006 г. был закрыт из-за полного износа инфраструктуры и разрушения взлётно-посадочной полосы. В ходе реконструкции, в рамках ФЦП социально-экономического развития Курильских островов, были введены в эксплуатацию новый пассажирский терминал, рулевые дорожки, новый перрон, взлетно-посадочная полоса (ВПП),система посадки и светосигнальное оборудование. На острове действует Менделеевская ГеоТЭС (геотермальная электростанция), которая обеспечивает остров теплом и электричеством. Энергия вулкана как источник тепла и света для человека — принцип работы этой станции. Ввод в эксплуатацию в 2007 г. II очереди станции обеспечил на 100% потребность в тепле Южно-Курильска. Запланированная модернизация Менделеевской ГеоТЭС позволит увеличить ее мощность с 3,6 МВт до 7,4 МВт.
На о. Кунашир работают два рыбоперерабатывающих производства — ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» и ООО «Дельта" . Южно-Курильский рыбокомбинат модернизировал свои производственные перерабатывающие линии. Вся рыба и морепродукты, выловленные своим собственным траловым флотом, доставляются на берег без потери качества. Комплексная смена из 25 человек успешно справляется с большими объёмами поступающего сырья. В 2011 году на о. Кунашир были положены первые километры асфальта.

остров Итуруп -остров южной группы Большой гряды Курильских островов, самый крупный остров архипелага. Население — 6387 человек . Курильск - административный центр острова. В п.Курильск в последние годы построен современный микрорайон «Северный». В его черте планируется возвести большой дворец культуры и спорта, под крышей которого разместятся спорткомплекс, бассейн, дом культуры и другие учреждения. В 2006 году на острове был запущен современный рыбоперерабатывающий комплекс «Рейдово" .
Шесть камер воздушной заморозки обеспечивают выпуск 74 тонн готовой мороженой рыбопродукции в сутки.
На о. Итуруп так же расположен рыбоперерабатывающий цех «Ясный»,оснащенный единственным в своем роде морозильным тоннелем для воздушной заморозки рыбы,позволяющим непрерывно замораживать 210 тонн готовой рыбопродукции в сутки. Имеется икорный цех, где изготавливают 3 тонны икры в сутки. Кроме этого, посольный цех производительностью 25 тонн в сутки и холодильник мощностью 2300 тонн единовременного хранения. Работает еще несколько рыбопромышленных предприятий, самые крупные из которых — «Скит», «Буг», «Континент». На острове уже построены здания Курильской средней школы на 250 учащихся, а также современная центральная районная больница на 50 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену. Новая больница
Спортивный комплекс

работы по благоустройству

В феврале 2012 г. сданы в эксплуатацию два 8-квартирных дома
Новый аэропорт «Итуруп» располагается на солнечной стороне острова, что позволит беспрепятственно добираться до острова даже в непогоду. Увеличенная взлетно-посадочная полоса длиной 2,2 км будет принимать все типы самолетов, эксплуатирующиеся в регионе. Рядом с Курильском расположен геотермальный источник с радоновыми водами.
Несколько лет назад источники представляли собой два бетонных чана для засолки рыбы, в которых и принимали ванны отдыхающие, не забывая при этом усеивать окрестности битым бутылочным стеклом. Благоустроила геотермальные источники компания «Гидросторой»
остров Шикотан - самый крупный остров Малой гряды Курильских островов. Малокурильское - административный центр острова. Население — около 2100 человек . На средства федеральной программы уже возведен и эксплуатируется глубоководный пирс в Малокурильской бухте на Шикотане, а в соседней бухте Крабозаводской на том же Шикотане близится к завершению строительство причала на условиях софинансирования — собственных средств ЗАО «Гидрострой» и областного бюджета.



Рыбоперерабатывающий комплекс «Крабозаводск» оснащен самым современным оборудованием .
мощность цеха позволяет ежесуточно принимать и обрабатывать до 300 тонн рыбы-сырца.
Новый детский сад на 70 мест (2010 г.)

Переезд на Курилы на ПМЖ – тема которая не так давно стала интересовать потенциальных иммигрантов. Эта цепь островов находящихся между Хоккайдо и Камчаткой долгое время были предметом споров между Россией и Японией, однако после того как в декабре 2016 года президенты этих двух стран пришли к соглашению о ведение совместного хозяйства на островах, появилась надежда, что уровень жизни и развития этих территорий пойдет вверх. Острова разделяют три части Северные Курилы, Средние и Южные. Несмотря на довольно средний уровень жизни на этих островах великолепная природа которая навсегда останется у вас в памяти даже если вы приехали просто на экскурсию, во многом из-за влияния тихого океана климат более влажный и теплый, в холодное время даже в феврале самая низкая температура -5.

Экономические и территориальные особенности

Полуостров Сахалин, к которому относятся также северные и средние Курилы, один из наиболее отдаленных и труднодоступных регионов. Инфраструктура там развита слабо, сложно как приехать туда, так и уехать обратно, самолеты и паромы часто отменяют из-за погодных условий. Но если вы все же желаете переехать в этот, богатый удивительной природой, край России, то туда с удовольствием примут любых специалистов социальных профессий: врачи, учителя и т.п. Для работников этой области с удовольствием предоставят не только рабочие места, но и жилье на первое время.

Переезд на Северные и Средние Курилы и как получить ПМЖ

Россиянину переехать туда настолько же просто, как и в любой другой регион, а вот с иностранными гражданами ситуация обстоит так же как с переездом в Россию в целом. Процедура получения ПМЖ (постоянного вида на жительство) происходит в несколько этапов:

  1. Приехать на территорию РФ и оформить временную регистрацию (для этого вам необходимо согласие принимающего вас человека с русским паспортом).
  2. Оформить РВП (временный ВНЖ который выдается сроком на три года).
  3. Подать документы на ВНЖ (разрешение на постоянное проживание, срок его действия 5 лет, прожив в стране этот срок, при соблюдении определенных условий можно подать на гражданство).

После того как вы оформили временную регистрацию, необходимо определиться с основанием подачи документов на РВП. Его можно получить двумя способами:

  • в обычном порядке (тогда вы должны соответствовать одному из основных оснований: брак с россиянином, официальное трудоустройство, воссоединение с семьей и т.п.);
  • стать участником программы «Переселения соотечественников» (в этом случае вы можете подать на гражданство минуя процедуру оформления ВНЖ).

Внимание! Если в период действия РВП вы отсутствовали в стране более чем полгода разрешение временного проживания может быть аннулировано!

Требования к претенденту

При получении ВНЖ, а затем и гражданства в общем порядке вам необходимо соответствовать одному из нижеперечисленных пунктов:

  1. совершеннолетний гражданин другой страны проживший 3 года по РВП (в случае оформления РВП на основании брака подать на ВНЖ можно спустя всего полгода);
  2. специалисты высокой квалификации (сюда же входят ученые, спортсмены и пр.);
  3. иностранный инвалид опекуном которого является россиянин или мигрант с ВНЖ;
  4. гражданин Белоруссии, участник “программы переселения” или “носитель русского языка”;
  5. иммигрант со статусом беженца;

Если с основанием для прошения у вас все хорошо, необходимо заранее собрать и подготовить необходимый пакет документов, все документы должны быть предоставлены на русском языке или с нотариально заверенным переводом. После подачи документов в течении двух месяцев органами управления будет принято и вынесено решение о предоставлении или отказе вам в ВНЖ. Если два месяца прошло, а письмо с ответом вам так и не пришло, не спешите паниковать, позвоните в тот отдел в котором вы подавали документы, так как если решение было вынесено в последний день двухмесячного периода, то пока вам отправят уведомление, и оно дойдет до вас может пройти еще около месяца.

Переезд на Южные Курилы особенности получения ПМЖ

Для тех, кто решился переезжать на Южные Курилы ситуация выглядит немного иначе, так как переезд в эту часть островов и оформление ПМЖ является таким же по условиям , как и получение этого статуса в Стране Восходящего солнца.
Для этого сначала необходимо также оформить ВНЖ, а за тем прожить по нему определенный срок продлевая его на законных основаниях.
Кто может получить ВНЖ в Японии:

  • На основании обучения. Чтобы получить высшее образование в Японии и внж на этом основании, первым шагом необходимо оформить годовую студенческую визу, которую можно продлевать неограниченное количество раз пока вы продолжаете обучение.
  • Получить официальное место работы. В этом случае необходимо знание языка страны хотя бы на начальном деловом уровне, английский в Японии имеет куда меньшее значение чем родной, а потому, чтобы получить престижную должность и потом подать на гражданство необходимо будет окончить минимум языковую школу.
  • Получить статус беженца. В этом случае иммигранту выдается трехгодичный внж, с возможностью по истечению этого периода подать на пмж.
  • На основании брака с японцем/японкой. Наиболее краткосрочный и быстрый способ получить пмж и гражданство. Кроме того, дети, рожденные в законном браке будут автоматически получать гражданство.

Внимание! Двойное гражданство в Японии не допускается, однако исключение составляют дети до 18 лет рожденные в браке где только один родитель японец, по достижении этого возраста человеку дается 2 года на выбор гражданства.

На Курилах хорошая погода два раза в год. В мае и сентябре. Летом холодные дожди. Зимой чудовищные снегопады. А тайфуны приходят без предупреждения. Здесь живут люди. Рождаются и... не умирают. Северные надбавки, ранняя пенсия - это повод купить домик у теплого моря и съехать.

Если вы решили переехать на Курилы, то приготовьтесь к испытаниям. Рабсила, конечно, нужна каждый год, в путину. С мая по октябрь. Для этого надо завербоваться. Получить спецпропуск. Пограничная зона. Но все окупится сторицей. Зарплаты не такие, как были в СССР, но миллион за сезон рыбачок получает. Я плыл на Итуруп в одной каюте с холодильщиком Игорем из Бендер. Возвращался "домой", на Шикотан. Его специальность на вес золота. Он для наших иностранец. Никакими льготами не пользуется. А для своих - находка. На дом в Бендерах он давно накопил. Но пока молод, надо пахать. Ездит туда-сюда. Уважаемый на Шикотане кадр.

Утром причалили к Итурупу. Поселок Китовый. Причал новенький. Строили южные корейцы. На этот "недружественный шаг" мы получили протест от японцев. Что бы там ни было, но причал современнее сахалинского. Чище и безопаснее. Что поразило: много людей из Киргизии. Они и в порту помогают, и на стройках. Как сюда пробралась эта рабочая сила при такой космической стоимости билета? Хотя, с другой стороны, когда видишь товарищей из Средней Азии, понимаешь, что это маркер экономического роста. Там где пусто, эти люди не обитают.

Курилы - это икра. За завтраком мне давали две плошки с этим чудесным продуктом. Лососевая и минтая. Что опустошалось скорее? Минтаевая с лучком да подсолнечным маслицем уходила влет. Шла "разнорыбица". Это первый этап путины, когда вытаскивают треску, камбалу и царственный минтай. Раньше его моя кошка не ела. А теперь он король! Правда, правда...

Минтая ловит старый морской волк Владимир Григорьевич Лысенко. Родом с Украины. Окончил училище на Сахалине. Ходит в море как на прогулку. Меня посадили пассажиром на его МРС 348. МРС - это малый рыболовный сейнер. Качать стало сразу после выхода из бухты Ясная. Ох, ребята, сколько стоило мне написание этих строк!..

Лысенко смотрит в эхолот. Только он понимает, где какая рыба ходит. Это окунь. На него лицензии нет. Вот треска. Вот камбала. Забросили двухкилометровый невод. Минут через сорок, когда МРС сделал круг и захватил добычу, пошла настоящая работа. Все семь членов экипажа вытаскивали трал. Результат - камбала.

На Курилах принято подвозить. Едем. Девочка голосует.

До Рейдово!

Садитесь!

Разговорились. Анна - выпускница курильской школы. Приехала сюда с родителями. Они работают на рыбокомбинате. После сдачи экзаменов поедет учиться в Хабаровск.

У меня там дедушка. Очень зовет!

А потом вернетесь?

Не знаю... А что тут делать? Раз в неделю дискотека. Видик. Ну, бассейн. Что еще?

А что надо еще молодому поколению?

Не стал я ей объяснять, что жизнь на Курилах это и есть самый настоящий драйв. Хотя Интернет здесь дрянной. Тянут кабель с Сахалина. Оптоволокно. Все будет хорошо. Но дорого! 1000 рублей за 1 ГБ.

Бассейн с кинозалом недавно построили. Появился на островах хозяин. "Гидрострой". Это такая островообразующая компания. Двое бывших военных взяли рыболовный промысел в свои руки. Преобразили острова. "Гидрострой" дал работу. Люди стали зарабатывать. Все пошло своим путем. Кстати, 31 июля 2013 года помнит каждый курильчанин. В этот день был положен первый метр асфальта. Построили завод. Битум привозной, конечно. Но асфальт такой, как в Японии. Могу засвидетельствовать. Отловил местных красавиц на главной улице Курильска для мини-интервью.

Да, тротуары появились, и мы по-другому стали одеваться! - говорит Вера.

Раньше была грязь и еще раз грязь! Ходили в сапогах. А теперь и в босоножках бывает! - вторит Инна.

А на самой высокой точке Курильска установили металлический... сортир! Тоже признак цивилизации. Дежурной нет. Вместо нее табличка: "Кидайте 30 рублей в кружку". Кружка была пуста. При очевидной малолюдности сэкономить можно легко!

Цены и вправду космические. Колбаса докторская 1000 рублей за килограмм. Водка самая доступная - 450. Но зато камбала свежемороженая - 56 рублей за кило! Жить можно.

Людмила Шапка, бывший собкор "Вестей" на Сахалине, теперь заведует связями с общественностью в АО "Гидрострой". Решила сделать перфоманс. Снять на баннер рыбаков в исторических робах. Типа 60-е, когда начинались рыбные Курилы. Сетевязальный цех. Он сохранился в первозданности. Меня пригласили консультантом, чему я безмерно благодарен. Причалившие рыбаки прошли на площадку. Там были такие типажи! И тут приехало начальство... Им тоже нашли робы. Вы ни за что не догадаетесь, кто простой рыбак из бухты Оля, а кто гендиректор.

Павел Панченко - мой коллега. Он работает в местной газете "Красный маяк". Редакция заняла здание бывшего японского госпиталя, который японцы подарили после страшного землетрясения 1994 года. Большая больница давно уж отстроена. Ну не пропадать же зданию?

Павлу скоро 55. Он спит и видит, как в декабре поедет на ПМЖ в Сочи. Уже и участок приглядел.

Люди приезжают сюда заработать льготы. Потом выбирали себе новое место жительства. Как правило, у моря. Единственное, что не отпускает, это море!

В подтверждение своих слов он забрасывает спиннинг в речушку возле Тихого океана и тут же вытаскивает рыбеху с локоть. Три минуты - три рыбины. Ужин готов.

Тихий океан был не тихим. Ветер гнал частую волну. По прибрежному вулканическому песку, как по асфальту, машины ехали в Горячий Ключ. Пока отлив, так быстрее.

Главное для курильчанина - это прописка! Она дает не только льготный проезд на "большую землю", но и безвизовое посещение острова Хоккайдо. Еще каждый год выделяются квоты для лечения в Японии детей с Курильских островов. Здесь это ценят. И благодарят. Но в то же время Фонд Андрея Первозванного совместно с ЗАО "Гидрострой" два раза в год высаживает на Курилах десант лучших российских врачей - медико-просветительская экспедиция "Рубежи России". Это, наверное, лучшее проявление гражданственности.

Владимир Путин и Синдзо Абэ недавно договорились о новых экономических проектах на Курилах.

Спрашиваю мэра города Курильска Георгия Митрика, что больше всего заинтересует Курильск.

Конечно, строительство мусоросжигательного завода! Это необходимо для острова, для экологии! Городская свалка уже переполнена. Надо что-то делать!

Я тысячу раз задавал себе вопрос: "К чему я поехал на Курилы и зачем пишу этот материал?" Доказать, что это часть России? Очевидно и без меня. Рассказать, как живут местные жители? Для этого не хватит и всей газеты. Хочется процитировать одного полковника, с которым мы банкетировали на официальном приеме. Он сказал меткий, но точный тост: "Охотское море - это русское море! Курилы - это ключик к нему. И он в руках у России!" Ну что же, иногда полковники говорят яснее, чем дипломаты. И я с ним немедленно выпил.

Курильский вопрос не решён уже многие десятилетия и то и дело всплывает на повестке дня. Что же такого в этих Курилах, что за них так бьются Россия и Япония? Лайф решил посмотреть на жизнь на островах с обычной человеческой точки зрения.

Курилы и туристы

1) Для посещения Курильских островов нужно специальное разрешение, поскольку это пограничная зона. Выдаётся оно в пограничном управлении ФСБ Южно-Сахалинска. Нужно прийти в будний день с 9:30 до 10:30 с паспортом и его копией, и только на следующий день вы получите пропуск. Так что любому путешественнику придётся на один день задержаться в городе.

2) Планировать маршрут по Курилам - совсем не то же самое, что расписать свой путь по Европе. Давайте разберёмся. Всего 56 островов, из них наиболее популярные - Кунашир и Итуруп. Добраться до них можно только двумя способами, и оба не из простых. На самолёте: из Южно-Сахалинска до Курильска (остров Итуруп) или из Южно-Сахалинска до Южно-Курильска (остров Кунашир). По понедельникам и четвергам рейсов нет в принципе, а билеты нужно покупать за несколько месяцев, иначе просто всё уже будет раскуплено. На теплоходе: отправляется из города Корсаков Сахалинской области всего два раза в неделю. В пути - от 18 до 24 часов. Но купить билеты можно только непосредственно в кассах на Сахалине и на Курилах, никакой онлайн-продажи нет. Так что чаще всего их разбирают местные жители.

3) На Курилах можно застрять надолго просто потому, что вы не сможете вернуться на материк. В плохую погоду не ходят теплоходы и не летают самолёты. Местные даже шутят, что аэропорт Кунашира построен в месте, где как раз чаще всего бывают туманы и облачность. И речь идёт не о задержке рейса на пару часов. Есть вероятность провести на Курилах лишнюю неделю-другую. Паромное сообщение тоже ненадёжно. Этим летом один из двух теплоходов просто сломался.

4) Собственно, непогода на Курилах появляется очень часто. Зимой холодно, летом прохладно, но всегда влажно - либо снег по пояс, либо туманы, морось, дожди и тайфуны. Пусть средняя температура самого холодного месяца, февраля, - минус 7 градусов - не кажется цветочками, поскольку всегда дуют сильнейшие ветра. На островах творится климатический кавардак : в Южно-Курильске может идти дождь, а уже в 13 километрах от города светит солнце, потом снова дождь, и вот на 17-м километре снова солнце!

5) На всех Курилах мы насчитали только пять отелей. Гостиница "Айсберг" (3 номера), "Восток" (11 номеров), "Флагман" (7 номеров) - на Кунашире, гостиницы "Остров" (11 номеров) и "Итуруп" (38 номеров) - соответственно, на Итурупе. Итого - всего 70 номеров! Стоит это удовольствие около 3 тыс. рублей за двухместный номер. Местные же советуют всегда узнавать, есть ли свободные номера в российско-японском доме дружбы в Южно-Курильске. Во время приезда на Кунашир японских туристов номера русским не сдаются. Приоритет отдаётся иностранцам.

Курилы и Япония

6) Японию видно практически из окна. Есть несколько наиболее выгодных локаций - на Кунашире на 13-м и на 17-м километрах с побережья лучше всего можно разглядеть японскую землю. Но погода должна быть ясной.

7) Везде на Курильских островах проглядывается японское прошлое. Есть бывшие японские заводы, японские кладбища, а практически всё тихоокеанское побережье Кунашира около устьев рек усыпано осколками довоенного японского фарфора и пустыми бутылками японского пива - хорошее место для археолога или просто коллекционера!

8) На Кунашире можно посетить японский склад левых сапог (точнее, то, что от него осталось). Почему именно левых сапог, а не пары? Это связано с тем, что в японской армии правые и левые сапоги хранились отдельно во избежание воровства, а ещё чтобы ими не смог воспользоваться противник, если обнаружит склад.

Курилы и природа

9) Курилы - это в первую очередь вулканы! На островах около 160 вулканов, 40 из которых - действующие. Только вслушайтесь в их названия: Стокап, Богдан Хмельницкий, Чирип, Буревестник, Демон, Иван Грозный, Медвежий, Мачеха, Дракон, Ермак, Кудрявый, Меньшой брат.

10) Ещё Курилы - это уникальная флора и фауна. Здесь вместо травы растёт бамбук вдоль дорог, а рядом с елью можно увидеть шелковицу и магнолию. Курильский бамбук, кстати, достигает 3,5 метров. И повсюду россыпь ягод - морошка, брусника, голубика, черника, костяника, княженика, китайский лимонник, красника и другие.

11) На Курилах можно запросто столкнуться с медведем. Одним из самых медвежьих краёв считаются окрестности вулкана Тяти Кунашира.

12) Курильские острова - это родина кошачьей породы курильский бобтейл. Оттуда в конце XX века курильский бобтейл был завезён на материк. Отличительная черта породы - это короткий хвост, как его ещё называют - хвост-помпон.

Курилы и курильчане

13) Почти у каждого курильчанина есть автомобиль. Чаще всего это японские джипы. Но на островах нет ни одной заправки! Жители заказывают бочки с топливом из Южно-Сахалинска или Владивостока. Только в этом году к 1 октября местные власти Итурупа пообещали организовать первую АЗС.

14) Дома на Курильских островах почти все двух- и трёхэтажные. Пятиэтажки уже считаются высотками, и они скорее редкость. Всё из-за высокой сейсмичности региона.

15) Отпуск у курильчан "северный" - 62 дня в год, а ещё для жителей южных островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи) действует безвизовый режим с Японией. Однако на самом деле местные редко пользуются этим правом - в среднем за год туда с Курил ездит около 400 человек (всего на Курилах живет чуть более 19 тыс. человек).

16) Курильчане - люди открытые и добрые, так отзываются о них побывавшие на островах путешественники. Если вы турист, то без внимания и интереса со стороны местных людей вы не останетесь, вас обязательно спросят о вашей жизни и расскажут про свою, порекомендуют посетить уникальные достопримечательности, а иной раз и вызовутся сами доставить вас до них.

В подготовке материала принимали участие местные жители, туристы и туркомпания RussiaDiscovery.