Прогулка по Праге — Мосты Праги. Сколько в Праге мостов? Мосты в праге над влтавой

Карлов мост в Праге — визитная карточка чешской столицы и очень атмосферное место, пропитанное духом старины. Здесь можно любоваться красивыми видами города, разглядывать скульптуры и загадывать желания. С 1992 года мост Карла является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Карлова моста

Разрушение наводнением Юдитина моста в 1342 году стало стимулом для строительства в 1357 году более современной переправы через Влтаву. Первым архитектором нового моста был мастер Отто. В каком точно году закончилось строительство неизвестно, но похоронная процессия, несущая останки Карла IV в 1378 году, прошла по уже установленному мосту.

Параметры Карлова моста были ошеломляющими в свое время и внушают благоговение даже сегодня:

  • длина - 520 метров;
  • ширина - 9,5 метров;
  • высота - 13 метров над рекой.

На протяжении веков из-за наводнений мост разрушался много раз. Древние памятники чудом сохранились и сооружение выглядит практически так же, как и шесть с половиной столетий назад. После катастрофического наводнения в 1890 году была проведена масштабная реконструкция.

В 2004-2005 годах были проделаны работы для сохранения двух столпов, а в 2007 году вновь была проведена полная реконструкция Карлова моста, это должно устранить некоторые из неблагоприятных последствий прошлых наводнений.

Легенды о строительстве

По преданию, в те далекие времена цифрам придавали огромную значимость. Поэтому, перед началом строительства моста, Карл IV обратился за советом к астрологам. И по их рекомендации первый камень переправы был заложен самим императором 9 июля 1357 года в 5.31 утра. Если записать числа в такой последовательности: год, день, месяц и время, то получается 135797531 - число, одинаково читающееся в обоих направлениях, или как его еще называют - «палиндром». По легенде, только благодаря правильно выбранной дате, мост простоял столетия и еще столько же простоит.

Существует еще одно объяснение крепости моста: для улучшения раствора, в него добавляли сырые яйца, молоко и вино, а продукты собирали по всей стране. С этой легендой связано немало смешных басен, некоторые из них:

  1. Жители одного села так хотели угодить императору, что сварили яйца, чтобы они не разбились.
  2. Из одного небольшого городка люди прислали не только молоко, но еще творог и твердый сыр. Таким образом они хотели выслужиться перед Карлом IV.

Скульптуры и башни на Карловом мосту

Карлов мост не зря считается главной архитектурной достопримечательностью Праги, ведь его украшает бесплатная галерея под открытым небом. На мосту расположены 30 скульптур, и каждая из них имеет свои историю, которая переплетается с историей Чехии. Большинство статуй создали в XVII-XVIII веках чешские скульпторы: Матиаш Бернард Браун, Ян Брокоф и Фердинанд Максимилиан. Почти все скульптуры изображают чешских святых и сделаны из камня в стиле барокко. На сегодняшний день на мосту преимущественно находятся точные копии статуй, а оригиналы хранятся в Национальном музее.

Статуя Яна Непомуцкого — самая древняя и единственная скульптура из бронзы, находится она на мосту с 1683 года. Как гласит легенда, Яна сбросили с моста в 1393 году за то, что он не раскрыл королю Вацлаву IV исповедь его жены.

Самые знаменитые скульптурные группы :

  1. «Турок, который стережет христиан, находящихся в плену» - работа Яна Брокофа 1714 года.
  2. «Распятие» - самая древняя группа, привезенная из Дрездена в 1657 году.
  3. «Дева Мария с младенцем и святая Анна» - работа скульптора Матея Вацлава Якеля 1707 года.

Башни на обоих концах Карлова моста были единственными его украшениями до середины XVII века. Восточная башня находится при входе с моста в Старе Место и называется Староместской. Ее строительство курировалось архитектором Петром Парлержем с 1357 года по 1380 год. Восточная башня является красивейшей постройкой 14 века в Европе, ее высота составляет 47 метров над уровнем моста. Староместскую башню украшают гербы Священной Римской империи и фигурки святого Вита, Карла IV, Вацлава IV, святых Войтеха и Сигизмунда (покровителей Чехии), а завершают башню остроконечные шпили.

Западные башни построены при входе с моста в Малу-Страну и называются Малостранскими. Эти башни были построены в разные века: строительство более высокой башни закончилось в 1464 году, а низкая башня была построена в 1591 году. По архитектурному стилю две западные башни похожи на восточную башню.

Неоготическая лестница на остров Кампа является частью архитектурного памятника Карлова моста, ее строительство завершилось в 1844 году.

Загадывание желаний возле святого Яна Непомуцкого

На Карловом мосту есть несколько мест, где можно загадать желание. Ежедневно возле статуи святого Яна Непомуцкого (Иоанн Непомук) - чешского католического мученика - собираются толпы туристов с целью загадать желание. Под скульптурой святого находятся 2 барельефа:

  • если потереть барельеф справа - исполнится задуманное желание;
  • если загадать человека и потереть барельеф слева - укрепится дружба с загаданным человеком.

Туристы натерли «волшебные места» на барельефах до блеска, поэтому найти нужное место не сложно.

Чтобы желание обязательно сбылось, оно должно быть нематериальным.

Еще одно желание можно загадать на том самом месте, откуда сбросили в реку святого Яна Непомуцкого. Существует поверье, что когда тело погрузилось под воду, над Влтавой засветилось 5 звезд, и с того времени святого Иоанна Непомука изображают с 5 звездами над головой. Бронзовая фигурка мученика находится посередине моста на постаменте, при загадывании желания пальцы правой руки нужно положить на звезды, а левую руку - на ноги святого или на медный крест.

Карлов мост с 1974 года является пешеходным. Он сразу же стал любимым местом туристов, а также местом концентрации уличных музыкантов, танцоров, художников, торговцев антиквариатом и сувенирами. Гуляя по мосту, можно встретить не один джаз-бэнд.

Где находится и как добраться

Адрес : Karlův most, 110 00 Praha 1, Чехия.

Расположен Карлов мост в историческом центре Праги, недалеко от таких популярных достопримечательностей как Пороховая башня, Пражский Град, и Клементинум. В пешей доступности от моста находятся разнообразные варианты размещения, начиная от недорогих хостелов и заканчивая 5-звездочными .

Как добраться

На метро (ближайшие станции линии «А» ):

  • Staroměstska (правый берег Влтавы);
  • Malostranska (левый берег Влтавы).

На автобусе : № 194, № 207 - до остановки «Старе-Место».

На трамвае :

  • до остановки Staroměstska: № 1, № 2, № 17, № 18, № 25, № 93;
  • до остановки Malostranska: № 1, № 2, № 12, № 15, № 18, № 20, № 22, № 23, № 25, № 97.

Расстояние от Вацлавской площади до Карлова моста составляет всего 1 км и его можно пройти пешком, направляясь сначала по улице Melantrichova, а затем - по улице Karlova.

Карлов мост на карте Праги

Карлов мост в Праге — визитная карточка чешской столицы и очень атмосферное место, пропитанное духом старины. Здесь можно любоваться красивыми видами города, разглядывать скульптуры и загадывать желания. С 1992 года мост Карла является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Карлова моста

Разрушение наводнением Юдитина моста в 1342 году стало стимулом для стро..." />

Сегодня поговорим о достопримечательностях, которые характеризуют Прагу не менее ярко, чем Староместская ратуша или собор Св. Вита. По количеству мостов Прага, конечно, уступает Парижу, ведь в столице Франции их 38. Но дух этих двух городов с их романтизмом привлекает множество влюбленных из разных стран мира.

Итак, в Праге 18 мостов. Самый популярный и древний пражский мост — это . Его закладка состоялась в 1357 году, 9 июля в 5 часов 31 минуту. Сам король Карл 4 присутствовал при закладке. Самый короткий мост Праги называется Святоплук (его длинна 170 метров). Через Влтаву перекинуты 2 железнодорожных моста. Один из них Смиховский мост выходит прямо к (поселение, которое соперничает с Пражским градом по древности основания), а на другом берегу находится знаменитый .

В 1973 году был построен мост через Нусельскую долину, длинна которого составила 485 метров, высота – 40 метров, ширина – 26,7 метров. Это 6 транспортных полос и 2 пешеходные. Пересекая Нусельскую долину, мост соединяет две части города – Новое место и Панкрац, под ним проходит туннель метро красной ветки, которое запустили в 1974 году. Еще Нуслинский мост называется «мостом самоубийц», с него спрыгнуло с летальным исходом около 200 человек.

С моста Легии, что начинается от , открывается прекрасный вид на Пражский град, а с , на который выходит , можно подняться в , откуда откроется великолепная панорама на Старый город. Все 18 мостов Праги пересекают одну единственную реку, имя которой Влтава. Эта река берет начало в Чехии и в Чехии же впадает в Лабу (Эльбу), неся воспоминания древнего города туда, где время бесконечно.

Как поехать в Прагу дешевле? Делимся секретами.



Туры по Европе на минибусах с опытнейшим гидом-водителем .
Группы по 6-8 человек. Без предоплаты и доп. платежей.

Карлов мост (Karlův most) - мост в Праге через реку Влтава, одна из самых узнаваемых достопримечательностей Праги.

Строительство Карлового Моста началось в 1357 году. Первый камень при строительстве заложил Карл IV, впоследствии мост был назван в честь него.

История Карлова моста в Праге

Карлов мост - самый старый мост в Праге и тех, что соединяют берега реки Влтавы - был построен на месте Юдитиного моста, разрушенного в 1342 году в результате наводнения. Задумка принадлежала королю Карлу IV, поэтому мост и называют Карловым. Строительство началось в 1357 году и завершилось только в начале XV века под руководством известного чешского архитектора Петра Парлежа. Им же возведена и украшена скульптурами и мостовая башня со стороны старого города.

Существует предание о том, что время для начала возведения моста было избрано астрологами. Историк Зденек Горский утверждает, что первый камень был положен самим Карлом IV 9 июля 1357 года в 5:31. Если выписать в ряд цифры выбранной даты, получается палиндром: 1 3 5 7 (год) 9 (день) 7(месяц) 5 3 1 (время). Тогда магия чисел играла важную роль в принятии любых решений. Положить начало строительства именно в этот момент пророчило Карлову мосту пережить много веков.

Если верить легенде, то известного католического мученика и святого Яна Помуцкого сбросили в реку с Карлового моста. Когда тело священника в мешке скрылось под водой, в том же месте очевидцы заметили мерцание 5 звезд. Поэтому с тех пор образ Яна Непомуцкого всегда изображают с 5 звездами над головою. Место, где это произошло, можно узнать по кресту, прикрепленного медными гвоздями прямо к перилам.

Долгий период времени мост использовали короли, чтобы проезжать из Кролевского двора в Град. А с простых людей за проход требовали плату.

С 1974 года Карлов мост в Праге стал полностью пешеходным.

В сентябре 1890 года в Праге случилось ужасное наводнение, которое причинило сильный вред Карловому мосту. В пролетах застряло много мусора, деревьев, снесенных водой, и возникла плотина. Под влиянием давления некоторые опоры моста рухнули. Два года ушло, чтобы устранить все последствия и поломки, вызванные стихией. Долгое время мост был закрыт, открыли его 19 ноября 1892 года.

До 1908 года через мост проходила конно-железная городская дорога, а с 1883 года - электрический трамвай. Но через некоторое время, беспокоясь о сохранности моста, его запретили.

Скульптуры на Карловом мосту

На мосту установлены 30 скульптур, которые были изготовлены в разное время. Список скульптур на Карловом мосту:

  1. Святой Иво (1711, М. Б. Браун);
  2. Мадонна со святым Бернардом (1708 - 1709, М. В. Якель);
  3. Святые Варвара, Маргарита и Елизавета (1707, Ф. М. Брокофф);
  4. Мадонна со святым Домиником и Фомой Аквинским (1708, М. В. Якель);
  5. Пьета (1859, Й. Макс);
  6. Распятие - самая первая скульптура, установленная в 1629, (Х. Хиллингер);
  7. Святой Иосиф (1854, Й. Макс);
  8. Святая Анна (1707, М. В. Якель);
  9. Святой Франциск Ксаверий (1711, Ф. М. Брокофф);
  10. Святые Кирилл и Мефодий (1928, К. Дворжак);
  11. Святой Христофор (1857, Э. Макс);
  12. Святой Иоанн Креститель (1857, Й. Макс);
  13. Святой Франциск Борджиа (1710, Ф. М. Брокофф);
  14. Святые Норберт, Вацлав и Сигизмунд (1853, Й. Макс);
  15. Святая Людмила (1720, М. Б. Браун);
  16. Святой Ян Непомуцкий (1683, Я. Брокофф);
  17. Святой Франциск Асизсский (1855, Э Макс);
  18. Святой Антоний Падуанский (1707, Я. О. Майер);
  19. Святой Винсент Феррарский и святой Прокопий (1712, Ф. М. Брокофф);
  20. Святой апостол Иуда Фаддей (1708, Я. О. Майер);
  21. Святой Николай Толентийский (1708, И. Коль);
  22. Святой Августи8 (1709, И. Коль);
  23. Святая Лютгарда (1710, М. В. Браун);
  24. Святой Каэтан (1709, Ф. М. Брокофф);
  25. Святой Войтех (1709, Й. М. Брокофф);
  26. Святой Филипп Беницкий (1714, М. Б. Мандл);
  27. Святые Жан де Мата, Феликс де Валуа и Иван Чешский (1714, Ф. М. Брокофф);
  28. Святой Вит (1714, м. Б. Мандл);
  29. Святой Вацлав (1859, Й. К. Бем);
  30. Христос Спаситель со святыми Космой и Дамианом (1709, Я. О. Майер).

В настоящее время на мосту установлены 28 из 31-й статуи - точные копии оригиналов, которые в XX веке перенесли в Национальный музей. Это сделано потому, что скульптуры были изготовлены из недолговечного песчаника и разрушались.

Возле одной из опор из моста также установлена скульптура Брунсвика - работа неустановленного скульптора начала 16 века.

Башни Карлова моста

С обеих сторон Карлова моста установлены башни:

  • (высота 47 метров) - построена в готическом стиле по проекту Петра Парлера в середине 14 века и была задумана как триумфальная арка для коронующихся королей;
  • Малостранские мостовые башни - это две разных по высоте и стилистике башни, построены в начале 15 века на места старой романской башни;

Загадать желание на Карловом мосту

На мосту находятся два места, где туристы загадывают желания:

  • возле статуи Яна Непомуцкого;
  • возле решётки с изображением Яна, где по преданию он был сброшен в Влтаву.

Помните, что желание должно быть реальным и исполняемым.

Где находится Карлов мост?

Карлов мост находится в центре Праги - столице страны Чехии и соединяет районы Малая Страна и Старе Место.

Как добраться до Моста?

Возле Карлова моста находятся трамвайные остановки:

  • Karlovy lázně - трамваи №№2, 17, 18, 53. (Старе-Место)
  • Staroměstská - трамваи №№2, 17, 18, 53. (Старе-Место)
  • Malostranské náměstí - трамваи №1, 12, 15, 20, 22, 25, 57. (Мала-Страна)

Либо на метро линии А до станция Staroměstská или Malostranská.

Если нужно (например, чтоб организовать шоп-тур), покупаем пакетные туры на .


Великолепные мосты Праги

Первый мост, построенный в этом городе, располагался как раз там, где сейчас находится Карлов мост. Его соорудили еще в первой половине X столетия, из дерева. Тело покойного Вацлава из Стара Болеславы провозили в Град именно по этому мосту. Несколько десятков лет мост верно служил городу, однако, наводнение 1157 года разрушило его до основания, и Владислав II, правивший в те времена, был вынужден возвести новый мост. Таким образом, вскоре Влтаву перешагнул Юдитин мост, который располагался немного севернее. Сооружение получило такое название в честь королевы Юдиты, наблюдавшей за процессом постройки. В те годы этот мост считался единственным в Европе техническим сооружением столь значительных масштабов.

Просуществовал Юдитин мост почти 200 лет, пока еще одно наводнение не обрушилось на Прагу. После потопа 1342 года мост был почти полностью уничтожен. Остатки опор этого романского сооружения — единственное, что напоминало о некогда мощном строении.

Спустя несколько лет, в 1357 году, началось строительство моста, который стоит и поныне — . Полукилометровое сооружение стоит на шестнадцати пилонах, соединенных арочными сводами, тогда как Юдитин мост подпирало аж 24 опоры. По всей видимости, потому он и пострадал, что чересчур препятствовал течению реки.


Карлов мост

Мост, возведенный по указу Карла IV привлекал к себе внимание инженеров и архитекторов всей Европы с момента постройки. Самый длинный мост в Европе — дрезденский — издавна считали наиболее эффектным. Пражский же всегда слыл самым прочным. Впечатляющая (на то время) ширина моста, составлявшая почти 10 метров, позволяла проводить на нем турниры, чем активно пользовались организаторы подобных мероприятий. В качестве примера можно упомянуть турнир 1436 года, состоявшийся здесь в честь короля Зигмунда.

Непосредственным создателем сего сооружения был Петр Парлеж. Период барокко подарил мосту три десятка статуй и несколько групп святых. Ряд этих архитектурных украшений стал самой длинной галереей такого рода в мире. В процесс создания этих шедевров архитектурного искусства внесли свою лепту многие ваятели этой эпохи. Помимо прочих архитекторов и скульпторов того времени, наиболее активное участие в сотворении элементов этой принимали мастера семьи Брокоффов, а также, Ян Бедржих Кол и Матиаш Браун. Наибольшей художественной ценностью из всех изваяний обладает скульптурная группа св. Луиттарды, автором которой является все тот же Матиаш Браун. Стоит заметить, что эта работа и прославила мастера.


Карлов мост

На долю Карлова моста выпало немало наводнений, однако он по сей день твердо стоит на Влтаве. Сильнее всех остальных был потоп 1890 года, разбушевавшийся настолько, что далеко не все скульптуры, украшавшие постройку, остались на своих местах. Мост успешно пережил множество суровых испытаний, среди которых многочисленные войны и наводнения. Он стал настоящим полем боя в 1848 году, во время революции, а до этого, в 1648 году, здесь проходила битва жителей Старого Места со шведскими войсками. Мост был свидетелем бегства Фридриха Пфальцкого, потерпевшего поражение в Белогорской битве. Все правители, руководившие чехией после Карла IV, были коронованы именно здесь, на этом мосту. Нынешнее название мост получил относительно недавно, в 1870 году. До этого же он слыл «каменным», или «пражским».

Карлов мост около пяти веков был единственным сообщающим звеном между берегами Праги. Идея о возведении еще одного моста через Влтаву родилась лишь в начале позапрошлого столетия. Сам же мост появился в 1842 году, получив название Шнирхов . Это цепное ампирное строение соединяет берега чешской столицы в том месте, где на данный момент находится . Простояло это сооружение, до 1901 года, а затем его заменили более современной конструкцией, которая теперь зовется мостом Легии .


По мере развития сети железных дорог, возникла необходимость в соединении левого берега Праги с правым посредством сооружения соответствующего строения, в результате чего и появился мост, по которому поезда попадали из в Смихов. Эта постройка успешно функционирует и в наше время. Годом его рождения считается 1878-й, и называется он — , который среди всех каменных сооружений Праги стоит на втором месте после Карлова. Неподалеку от острова Штванице был сооружен еще один железнодорожный мост. В те же времена на месте нынешнего стоял цепной мост Франца I.


Немыслимо, но пражане и в новое время довольно-таки успешно обходилась столь малым количеством мостов. Сама же река имела совершенно иной вид: когда мостов было немного, можно было увидеть серебристую гладь Влтавы, простирающуюся на многие километры. Сейчас же мосты разбивают реку на множество небольших отрезков, что полностью меняет внешний вид водоема. В наши дни перед взглядом горожан и гостей города предстает совсем иной пейзаж: ряд мостов, выстроившись по порядку выглядят по-своему очаровательно и придают столице Чехии неповторимый колорит большого города.

Каждое из этих сооружений заслуживает отдельного упоминания, поэтому рассмотрим их более детально. Как уже говорилось, мост Палацкого стоит на втором месте среди каменных сооружений после Карлова моста. Это великолепное строение некогда украшали скульптурные группы, автором которых был И.В. Мысльбек. Снять их пришлось после нападения американской авиации, которое состоялось 14 февраля 1945 года. Со стороны Нового Места было установлено изваяние Либуша с Пршемыслом, а неподалеку от них стоял легендарный певец того времени — Лумир. На другом берегу моста можно было увидеть Забу со Славоем и Цтираду с Шаркой. Скульптуры, получившие серьезные повреждения во время этого налета были перемещены в более безопасное место в Вышеграде.


Мост Палацкого

Первое мостовое сооружение, построенное в прошлом веке, называют (Jiráskův most) . Ширина, которой сильно упростило транспортные проблемы пражан. Мост построили в 1928 году, а назван он именем писателя Алоиса Йирасека, который был автором множества исторических романов. Работал и жил он неподалеку от того места, где сейчас стоит мост. Со стороны Нового Места на мосту установлен памятник писателю, а рядом с ним — доходный дом с мемориальной доской на нем.


Двигаясь дальше по реке, мы встретим мост Первого мая ( , мост Легионеров) , а за ним и Карлов мост, Однако, об этих сооружениях мы уже говорили выше. Следующий на очереди — (Mánesův most) , который впервые был сдан в эксплуатацию в 1916 году. Его строительство началось еще в 1911 году, однако, в последующие годы, во время Первой мировой войны, завершить строительство так и не удалось. Этот бетонный мост сооружен возле площади Красноармейцев .


Следующим строением, которое мы упомянем будет бывший Мост Сватоплука Чеха () , являющийся самым коротким из всех. Его длина составляет всего 170 метров, а служит он соединяющим звеном между и легенским берегом.


За этим строением следует Штефаников мост (Štefánikův most) , переправляющий транспорт к легенскому туннелю. Это бетонное сооружение, на месте которого некогда стоял цепной мост, используется с 1951 года.


Немного дальше по реке находится , состоящий из двух отдельных частей. Первая из них была построена из металла и сдана в эксплуатацию в 1910 году, вторую же часть строили из бетона, а первый транспорт по ней проехал на два года позже, в 1912 году. Это второе сооружение стало первым бетонным мостом в городе. Для украшения строения были приглашены такие известные мастера, как Маржатка, Штурса и Гутфрейнд. Главков мост можно разделить на две части, поскольку он проходит через самый большой остров в Праге — Штванице .


Главков мост

Отдельной темой для обсуждения будет одно из самых длинных мостовых сооружений в Праге — . Его длина составляет 341 метр, а по ширине он в два раза превосходит Карлов мост. Расстояние от левого борта до правого — 21 метр. Этим мостом соединили Либень и Голешовице. Сооружение построено из бетона, в 1982 году.


Почти тогда же было завершено строительство моста Защитников баррикад (Most Barikádníků) — последним строением в цепи пражских мостов. Этот мост помогает добираться из центра Праги к . Исторически сведения гласят, что это место было опорным пунктом Пражского восстания.


Посетив Прагу, и поднявшись на Летну, турист откроет перед собой дивный вид на город, с его великолепными башнями, воротами и мостами. И тут и там Влтаву пересекает множество мостовых сооружений, создающих своеобразный каскад. Среди них и легендарный Карлов мост, который нынче не является единственным с своем роде, однако неизменно остается уникальным памятником мирового масштаба.Идея о постройке моста через Нусельскую долину возникла несколько десятков лет назад, но, поскольку, острой необходимости в этом город не испытывал, этот проект так и продолжал висеть в воздухе. Однако, как всегда бывает, возможным становится все что угодно, как только появляется в этом нужда, и когда пришло время, от Панкрацкой долины до Нового места был построен еще один мост, . Это свершилось в 60-х годах, поскольку десятки тысяч жителей Южного города не могли иначе быстро добраться до центра Праги. Помимо всего прочего, существовала и потребность в возведении магистрали Север-Юг, проложить которую было возможно только в этом месте. В длину это мостовое сооружение простирается на 490 метров, а под его основаниями проложена линия метро. Автомобили и прочий транспорт проезжают по мосту, стоящему над «чашей» Нусельской долины, на высоте 40 метров. Его поддерживают четыре капитальных пилона. Стоит заметить, что основной проблемой в проектировании и постройке этого сооружения было преодоление сложностей рельефа в этом месте, а вовсе не борьба с водоемом.


Нусельский мост

Эстакада автострады, связывающая Высочаны с Северным городом, во многом похожа на тот мост, что над Нусельской долиной. В скором времени в Праге будет возведен и еще один мост, который станет частью магистрали Север-Юг. Это сооружение будет проходить над вокзалом «Прага-Стршед». В какой-то степени можно считать, что он станет продолжением Главкова моста.

Пражские мостовые сооружения заслуживают уважения не только благодаря отличным техническим параметрам. Мосты разнятся между собой как материалом, взятым в строительстве за основу, так и архитектурным оформлением. Каждый из них по-своему красив и величествен. Проезжая по очереди по мостам чешской столицы, вам будут открываться все новые и новые пейзажи и панорамы, наслаждаться которыми можно бесконечно. Город не раз предстанет перед Вами в необычном ракурсе, и это поможет лучше его понять. Непременно стоит взглянуть на пражские мосты с высоты, поскольку сверху все воспринимается совершенно иначе.

Ежедневно по Карлову мосту (Karlův most) в Праге проходят тысячи человек. Причина популярности проста: эта средневековая переправа сегодня соединяет два важнейших для туристов района города - Старый Город и Пражский Град.

Карлов мост - история

Еще в 1172 году на месте Карлова моста выстроили переправу через реку Влтаву, Юдитин мост. Разрушенный наводнением 1342 года, о своем существовании он напоминает лишь Малой мостовой башней, а также несколькими арками, сохранившимися в подвалах домов.

Juditin most чехи решили не восстанавливать. Южнее его развалин был сооружен под руководством известного немецко-чешского архитектора, Петера Парлера, Карлов мост. Новое сооружение сделали более высоким и широким: при длине в 515,8 м ширина новой конструкции увеличилась на три метра, до 9,4 м, достигая в самом просторном участке отметки в 13,4 м.

Точная дата начала строительства известна лишь по легендам, которые гласят, что время для старта первого дня работ выбрали астрологи. Они порекомендовали заложить камень в основание будущего моста 9 июля 1357 в 5:31 утра, что и сделал сам Карл IV.

Карлов Мост - Малостранские мостовые башни
Карлов Мост - Староместская мостовая башня

Карлов мост - архитектура

Образцом для строительства служил, очевидно, Каменный мост в Регенсбурге. Полотно удерживает 16 арок, изготовленных из песчаника. Защищают мост три башни, две из которых расположены на стороне Мала-Страны. При этом Староместская мостовая башня считается одним из красивейших готических сооружений в городе и Европе.

Между 1683 и 1714 годами мост украсили цепью из 30 барочных статуй. Сегодня все они заменены репликами, а в те времена участие в их создании принимали знаменитейшие богемские скульпторы. Все изваяния посвящены почитаемым святым рубежа веков. В 1965 году их с целью сохранения перенесли в Национальный музей.

Карлов Мост - скульптуры
Карлов Мост

Интересно, что среди скульптур Карлова моста (это имя было дано переправе в 1870 году, на волне национального возрождения) нет представителей политиков, ратовавших за создание сильного чешского государства. Так, здесь не найти скульптуры даже Карла IV и Вацлава IV. Увидеть можно лишь распространителей и идеологов католицизма (св. Бернард, св. Иво, Фома Аквинский и т.д.).

Карлов мост (Karlův most), изначально называемый Пражским, неоднократно проходил через испытания природными стихиями и антропогенными происшествиями. В отличие от предшественника, ему удалось выстоять. Так, в 1432 году три опоры были повреждены в результате наводнения, в 1496 году сломалась третья арка, а в 1648 прямо на мосту велись сражения между шведами и чехами в ходе Тридцатилетней войны. Тогда же переправа лишилась большей части своих украшений.

Несмотря на то, что и позже Карлов мост сталкивался с разрушительной силой природы (например, в 1748 году сразу пять опор пострадали от наводнения), свой современный облик переправа получила на рубеже XVII - XVIII веков. Однако испытывать ее судьбу продолжала не только стихия. В конце XIX столетия по мосту пустили линию конки, а позже - трамвай с нижним токосъёмом. К счастью, городские власти вовремя одумались, а с 1974 сделали переправу пешеходной.

Стоит отметить, что Карлов мост, как единственное связующее звено между двумя берегами, сыграл важную роль в истории развития города. Так, когда стало понятно, что его содержание потребует немалых сумм, контроль за уплатой пошлин поручили Мальтийскому ордену и Ордену Крестоносцев Красной Звезды. Получив под контроль, соответственно, восточную и западную части моста, они возвели целые районы: один вокруг Мальтийской и Велкопреворской площадей, а второй около площади Крестоносцев.

Как и сам мост, связанные с ним элементы являются архитектурными памятниками. Заслуживают внимания путешественников неоготическая лестница на остров Кампу (1844 г), все три башни, лестницы.

Карлов Мост - вечером
Карлов Мост - на рассвете

Немаловажную роль этот архитектурный объект сыграл и в истории города. Если верить преданиям, именно отсюда был сброшен в мешке Ян Непомуцкий, почитаемый чешский святой. После казни 27 июня 1621 г лидеров антигабсбургского восстания на Староместской мостовой башне 10 лет висели головы 12 лидеров протестантского движения. С 1438 года по мосту проходил Королевский путь - маршрут, по которому будущие чешские правители ехали на церемонию коронации.

Сегодня Карлов мост - один из самых известных в Европе. Гости Праги верят, что загаданные здесь желания обязательно сбываются. Ну а скептикам, несомненно, доставит удовольствие знакомство с уникальным произведением искусства средневековых архитекторов.

Видео:

Карлов мост - адрес: Karlův most, 110 00 Praha 1