Парусное судно херсонес. Едва не погибший на украине фрегат принял участие в черноморской регате. От мыса Горн до коматоза

Привет! Мой отчет о значимом событии, которое было приурочено к 200-летию И.К. Айвазовского: учебное трехмачтовое судно «Херсонес» . Парусник прибыл из Севастополя, и для всех гостей и жителей города состоялся день открытого трапа. В феодосийском морском порту корабль гостил всего сутки, но успел принять на борт большое количество гостей.

После распада Союза судно досталось Украине и пять лет использовалось, как круизное. Благодаря туристам из Германии, Бельгии и Франции была возможность содержать корабль и обучать курсантов украинских ВУЗов и училищ. После 2005 года финансирование полностью остановилось.

«Когда мы приняли это судно, мы увидели там кошмар. Механизмы судна полностью «убитые», они требуют полного ремонта. Грот-мачта вся сгнила до основания, придется варить новую. Мы меняем полностью камбуз, всю систему навигации и грот-мачту. Единственное, что там хорошо сохранилось – это каюты», – констатировал в 2015 г. глава Росморпорта.

В 2016 году фрегат начал новую жизнь. Годом ранее, освободившись от десятилетнего «заточения» в Керченском порту, где он стоял на приколе, «Херсонес» изменил порт приписки на Севастополь. На восстановительные работы приехали специалисты из многих регионов России и других стран. Объем финансирования превысил 150 млн. руб. После проведенной реконструкции легендарный парусник уже побывал в первом учебном рейсе, участвовал в регате и морском параде на День ВМФ. Капитан парусника — Дмитрий Тесленко.


Экскурсии на судне не было, поэтому пришлось обо всем спрашивать у курсантов. Парусник построен в 1989 году в польском Гданське, первоначальное название — «Александр Грин». Трехмачтовый фрегат — последний из шести парусных кораблей построенных по заказу Советского Союза. Управление 26 парусами — ручное. Двигатели используют во время штормов, а так же для захода и выхода из порта. Ширина парусника — 14 м, длина — чуть больше 100 м. Высота мачт достигает 51 м, скорость корабля — 12 узлов. На возрожденном «Херсонесе» проходят учебу и практику курсанты разных военных училищ, иногда они проводят для посетителей экскурсии.


Почему «Херсонес» легендарный? Вот справка из Википедии:

В 1997 году парусник стал первым и последним украинским судном, обогнувшим мыс Горн под парусами, с выключенными двигателями. Следует иметь в виду, что предыдущий раз парусник такого класса огибал мыс Горн в 1949 году. Это был барк «Памир». С тех пор повторить подвиг «Херсонеса» никто не смог. Все другие крупные парусники были вынуждены включать двигатели для прохождения через пролив Дрейка.

Теперь будет курсировать от Севастополя до Сочи, вдоль побережья Черного моря.


В день открытого трапа, 28 июля 2017 г., на борт парусника поднялся глава Крыма С.В. Аксенов и руководство города, после чего, с 14 ч. до 20 ч. каждый желающий смог полюбоваться великолепным кораблем. Очень гостеприимно встретил экипаж судна своих гостей: наблюдали за порядком со стороны, создавая доброжелательную атмосферу.



За восемь месяцев на паруснике были заменены палубные настилы, отремонтированы мачты, реи и электроника, надводная и подводная части, покрашен корабль, закуплено новое современное оборудование.






Из-за большого количества посетителей образовались очереди. Самое большое скопление людей было на капитанском мостике возле штурвала и рынды.









Посетители изучали парусник с неподдельным интересом, правда была одна пожилая пара, которая очень позабавила семейной сценкой.

Она: — Ну зачем ты меня сюда привел? Ради чего мы отстояли эту очередь, ведь тут и смотреть не на что!

Он все время молчал.

Она: — Ты говорил, что на паруснике будут катать, я только ради этого сюда пришла…



Роскошный парусник! Пожелаем всем курсантам удачной учебы, а фрегату долгих лет и семь футов под килем!

Правила посещения

Если у вас появится возможность подняться на борт «Херсонеса» в день «открытого трапа»:

  • обязательно возьмите с собой паспорт
  • на детей свидетельство о рождении

Ксерокопии, водительские права, пенсионные удостоверения, студенческие и прочие документы — НЕ принимаются!

Запрещено проносить колюще-режущие предметы, любую стеклянную тару.

Не допускаются:

  • несовершеннолетние без сопровождения взрослых
  • лица в состоянии алкогольного опьянения
  • граждане с домашними животными

Благодарю за внимание!

В «СКФ Черноморской регате больших парусников 2016» принял участие фрегат «Херсонес». Мало кто верил, что учебный парусник удастся восстановить после 10 лет простоя и медленного разрушения. Но это случилось. Корреспондент «Ленты.ру» прошел вместе с «Херсонесом» второй этап черноморской регаты из Новороссийска в Сочи, в условиях реальной гонки и шторма познакомившись с членами экипажа и капитаном корабля Дмитрием Тесленко.

Большие парусники

Большие парусники - товар штучный. В мире их осталось совсем немного. Содержать большой парусник престижное, но и дорогое удовольствие, которое может себе позволить далеко не каждая страна, имеющая выход к морю. В СССР флот учебных парусников был одним из лучших в мире как по составу кораблей, так и по их качеству. После развала Союза три больших парусника (барк «Товарищ», фрегаты «Херсонес» и «Дружба») отошли к Украине. России достались барки «Седов» и «Крузенштерн» и три фрегата «Мир», «Надежда» и «Паллада».

Все пять российских больших парусников живы и здоровы - ходят по морям-океанам, радуют глаз, участвуют в регатах, на них постоянно проходят практику курсанты российских мореходок. А вот судьба украинских парусников оказалась печальной.

Барк «Товарищ» (Херсон) пришел в полную негодность, после долгих и мучительных переговоров был выкуплен группой немецких энтузиастов и превращен в плавучий музей города Штральзунд, который являлся его первоначальным портом приписки (в 1933 году).

Фрегат «Дружба» (Одесса) в 1992-м был переоборудован в круизную яхту, возил туристов из Барселоны на Балеарские острова, постепенно пришел в негодность и вот уже 12 лет стоит на приколе в Военной гавани Одессы. Чтобы сохранить парусник, нужны немедленные и значительные вложения, но ни денег, ни желания у его хозяев нет.

Фрегат «Херсонес» (Керчь) с 2006 года стоял на приколе в Керчи, где врастал в ил, разваливался и разворовывался. Весной 2014-го парусник вместе со своим портом приписки и всем Крымским полуостровом вошел в состав России. В сентябре 2016 года впервые за 10 лет «Херсонес» вышел в море, чтобы принять участие в «СКФ Черноморской регате больших парусников 2016».

История фрегата «Херсонес»

Учебный трехмачтовый фрегат «Херсонес» - третий из пяти однотипных парусников, заказанных Советским Союзом у Польши. Прототипом для всей серии стал «Дар Молодежи» (порт приписки - Гдыня), спущенный на воду в 1982 году. Кстати, польский фрегат продолжает активно использоваться и не раз встречался автору в разных портах мира.

Первоначально планировалось назвать новый фрегат «Александр Грин», но на воду он был спущен уже как «Херсонес», в честь 1000-летия Крещения Руси. Одним из тех, кто принимал парусник в 1989 году в Гданьске, был нынешний парусный боцман «Херсонеса» Станислав Максименко:

Строили корабль на знаменитой судоверфи имени Ленина в Гданьске. Теперь ее уже нет. Как-то зашли в Гданьск, хотел сходить на завод, так даже места не смог найти. Мы тогда во всем сами участвовали: и когда машину устанавливали, и когда мачты ставили, цистерны вываривали, делали каюты, водопровод…, в общем, принимали судно по частям и все целиком.

Учебный трехмачтовый фрегат «Херсонес»

Год постройки: 1989, Гданьск, Польша.
Порт приписки: Севастополь.
Водоизмещение: 2987 тонн.
Длина: 108,6 метра.
Высота мачт: фок - 49,5, грот - 51, бизань - 46,5 метра.
Штатное число парусов: 26, площадь - 2770 квадратных метров
Экипаж: 46 человек.
Число курсантов: до 130 человек.

Среди моряков бытует легенда, что во время постройки корма, изначально планировавшаяся для «Херсонеса», досталась «Миру», спущенному на воду чуть раньше (1988). Боцман эту версию категорически отвергает.

После спуска на воду судно передали Севастопольскому ПОРП «Атлантика», которое и эксплуатировало его до мая 1991 года. Следующим владельцем «Херсонеса» стал Керченский филиал Калининградского технологического института рыбной промышленности и хозяйства бывшего СССР. После развала Союза парусник оказался на Украине, и денег на его содержание никто больше не выделял. Ставший самостоятельным учебным заведением Керченский морской технологический институт заключил договор с немецкой компанией Inmaris. В обмен на возможность коммерческой эксплуатации парусника немцы взяли на себя большую часть расходов по его ремонту и содержанию.

От мыса Горн до коматоза

Почти полтора десятка лет «Херсонес» возил по миру немецких трейнизов (морские туристы) и украинских курсантов.

Трейнизов брали до 90 человек, иногда даже не всех смогли посадить, человек по 10 на берегу оставалось, - вспоминает боцман Максименко. - Ходили вокруг Европы и вокруг Африки, под парусами обошли мыс Горн.

Изображение: из собрания Петра Каменченко

Прохождение «Херсонесом» мыса Горн под парусами - еще одна легендарная история. В разных источниках по этому поводу написано: «никто раньше», «впервые за сто лет» и так далее.

Правда в том, что в 1997 году «Херсонес» действительно обошел мыс Горн не включая двигатель, что делали другие парусники и до него, и после. Но…

Да, мы действительно прошли из Тихого океана в Атлантику под парусами, - рассказывает боцман Максименко. - Правда, под конец ветер совсем скис, и мы едва тащились, а так бы и мировой рекорд по скорости прохождения был бы наш, немного не хватило.

За проход через мыс Горн капитану «Херсонеса» Михаилу Сухине вручили альбатроса. Рассказывают, что деревянный альбатрос был укреплен и на носу парусника, но потом куда-то исчез.

В 2000 году Inmaris, дела которой шли успешно, переоборудовала «Херсонес»: 12-местные кубрики курсантов превратились в 4-местные каюты для туристов с туалетом и душевыми кабинами, сделали новую вентиляцию и освещение, заново были отделаны внутренние помещения судна. Позже (в 2003 году) корпус был перекрашен в запоминающийся красный цвет. Соответственно повысились и цены для трейнизов. К примеру, в 2005 году 10-дневный переход из Таормины (Италия) в Стамбул стоил от 779 до 2129 евро в зависимости от категории каюты.

Об этом периоде жизни парусника свидетельствуют немецкие таблички на каютах и других помещениях, немецкие навигационные книги с картами и таблицами, сохранившиеся до сих пор стенгазеты со множеством фотографий.

В декабре 2004 года на Украине произошла «оранжевая революция». Больше года понадобилось новой власти, чтобы наложить руки на парусник. В марте 2006-го, когда был уже оформлен отход в очередной рейс, ему неожиданно запретили выход в море. «Херсонес» был отправлен в отстой Керченского порта. Немецкая сторона предъявила Украине иск, надеясь вернуть средства, затраченные на переоборудование судна. Процесс в Гаагском суде длился более трех лет, и в итоге Украину обязали выплатить Inmaris 4,8 миллиона евро.

Все могло быть и еще хуже, но в команде фрегата нашлись порядочные люди, которые все эти годы по мере сил и возможностей берегли и охраняли судно. Душой экипажа впавшего в кому парусника был боцман фок-мачты Забродский. И лишь когда боцман заболел, «Херсонес» начали постепенно разворовывать, утащили навигационное оборудование, части машин...

Ремонт

После вхождения Крыма в состав России «Херсонес», как и два других учебных парусных фрегата «Мир» и «Надежду», передали на баланс Росморпорту. В Керчи не было возможности отремонтировать корабль, не было подходящего дока и необходимых мощностей. Ледоколом Росморпорта в октябре 2015 года «Херсонес» вытащили в море и отвели в Севастополь, где поставили в док на судоремонтном заводе.

Выглядело все очень плачевно... - рассказывает Андрей Иванов, матрос 1-го класса, инструктор верфи «Полтава» (Санкт-Петербург), восстанавливавший «Херсонес» в Севастополе. - Корпус был в ужасном состоянии, его завод «Звездочка» ремонтировал. Сделали отлично. Мне нравится, что кораблик разобрали вот действительно полностью: сняли все покрытия, отпескоструили все по два раза. Чувствовали ответственность. И когда он сошел со стапелей - свежая красочка, свежая палуба, новый такелаж, новая команда, новая жизнь… Как птица феникс воскрес! Буквально зажегся!

Ремонт длился восемь месяцев. 1 июня 2016 года Росморпорт передал «Херсонес» из керченского филиала в севастопольский, корабль поменял прописку и капитана.

Видео: Андрей Иванов, матрос 1-го класса, инструктор верфи «Полтава» (Санкт-Петербург)

Четыре боцмана, парусный мастер и капитан

Рассказывает капитан «Херсонеса» Дмитрий Тесленко:

1 июня прилетел посмотреть, в каком он виде. Увидел - в доке стоит беленький, покрашенный. Но работы, конечно, еще много было: мачты проржавели, такелаж сгнил, сняли и положили на причал реи, все зачистили, убрали ржавчину, вырезали и проварили заново сквозные проржавления, сделали винто-рулевую группу… Боцмана с «Мира» прибыли к нам на неделю, помогли восстановить бегущий такелаж. Спасибо им огромное.
- А команда?
- Застал экипаж в девять человек, включая своего старого боцмана, с которым ходил 10 лет еще на «Палладе». Из Керчи остался второй помощник, остальных уже новых в Севастополе набирали. Нашли боцмана, который здесь работал до 2010 года, парусный мастер остался, вот, наверное, и все, кто знает это судно.
- У остальных вообще не было опыта хождения на парусном судне?
- Откуда?... Уже перед отходом к нам пришли боцманами два молодых матроса, ходившие на «Мире» и «Седове», вроде ребята толковые. Так что паруса знают у меня четыре боцмана, парусный мастер и я.
- А люди, которые имеют опыт хождения на яхтах, могут большим парусникам пригодиться?
- Не думаю, понимание ветра у них, конечно, есть, а работать с парусами они не могут. У них совершенно другой стиль работы, соответственно и мышление другое.

Заграница? Смотря какая…

Сейчас команда укомплектована полностью?
- Да, полностью, по штатному расписанию.
- Какая задача стоит перед «Херсонесом», что должно получиться?
- У нас должно получиться учебное парусное судно.
- Для какого учебного заведения? Для крымского, севастопольского, гражданского, военного?
- Для всей России. Сейчас у нас на борту курсанты Московского института водного транспорта и севастопольцы, ребята из РГУ, ушаковцы, нахимовцы с разных курсов. А дальше будут из Ростова, Новороссийска…
- А куда ходить будете?
- Пока здесь.
- Между Сочи и Новороссийском?
- По Черному морю.
- В нейтральные воды вам выходить можно?
- На Черном море нет нейтральных вод, здесь есть экономические зоны, поделенные между прибрежными странами.
- Но за границу вам пока выходить будет нельзя?
- Ну, это смотря в какую заграницу. Если в Европу, то в ближайшее время, наверное, да, но я думаю, без проблем можно будет пойти в Азию.
- А как Босфор проходить?
- Турки наши друзья…
- Дай бог! Говорили, что Путин лично договорился с Эрдоганом, чтобы «Крузенштерн» пропустили на Черноморскую регату без лишних поборов.
- Вот и относительно нас договорятся. А дальше там Греция, Кипр, Египет - все наши друзья.

Вернули домой

То есть вся эта история с санкциями вас не сильно напрягает? Та же Украина считает, что парусник у нее украли…
- Не украли, а вернули домой.
- Как на ваше назначение реагируют знакомые капитаны иностранных судов?
- Поздравляют, желают удачи.
- А как к вашему участию в Черноморской регате отнеслись ее организаторы Sails Training, с их стороны не было возражений?
- Они, наоборот, рады. Были у нас на борту, уговаривали меня пойти в Варну. Обещали все для этого сделать. Я ответил, что пока не могу.
- Не проще было бы сменить название, перепродать его другому владельцу, затем выкупить назад и таким образом юридически «очистить» судно?
- Я слышал, были какие-то такие идеи, но ничего этого делать не стали. Принципиально поменяли порт приписки с Керчи на Севастополь, а не на Новороссийск или Сочи, чтобы «Херсонес» как был, так и остался в Крыму. Мне кажется, это очень правильное решение. Севастополь - город-герой, его история тесно связана с русским парусным флотом, и он должен иметь свой большой парусник.

В море мы отдыхаем

Мы обходим фрегат. На первый взгляд все чисто и красиво, но при более пристальном взгляде видно - где-то палубный настил почернел, где-то не хватает парусов, а на тех, что есть, красуются заплаты...

В каком сейчас состоянии находится парусник?
- В рабочем. Новые паруса уже ждут нас в Севастополе. Подвезли, когда мы уже выходили, не успели их забрать...
- А машины?
- С машинами все нормально, сейчас проходим послеремонтный хронометраж. Все в работе. А что не в работе, по приходу сделаем. Ремонт закончили 11 сентября и в этот же день вышли в море.

Устали?
- Люди работали очень напряженно, конечно, накопилась усталость, но в море мы отдыхаем. Никто же не верил, что мы выйдем, даже те, кто нас ремонтировали, говорили, что до Нового года не выйдете. Но вот, вышли…
- А курсантов сейчас сколько?
- 70 человек.
- Не мало?
- Мало. Нужно по меньшей мере 90. По 30 человек на мачту.
- И как «Херсонес» чувствует себя под парусами, какие ощущения?
- Трудно пока сказать, шли сюда под крутым бейдевиндом. Курсанты были не подготовлены, поэтому ставили минимальное число парусов. Пока освоили только два прямых паруса и два косяка: фок, грот, нижний марсель и стаксель. У нас все пока в первый раз.

На своей первой после возрождения регате «Херсонес» проявил себя отлично. При сложных погодных условиях - ветер в порывах до 20 метров в секунду и волнение в шесть баллов - фрегат поставил все имевшиеся у него паруса и долго шел третьим, пропустив вперед лишь «Мир» и «Надежду». Курсанты и команда работали отлично, не допустив практически ни единой ошибки.

Работы на «Херсонесе» предстоит еще много, но главное уже сделано - российский флот получил еще одно отличное учебное парусное судно, и у него есть будущее.

Самые красивые селфи – «Херсонес» один из самых «инстаграмных» объектов. Но помимо своей красоты у «Херсонеса» немало достижений и задач.

Парусное учебное судно «Херсонес» построено в 1989 году в Польше на Гданьской судоверфи им Ленина. Первоначально назван «Александр Грин», но по окончанию постройки, в честь 1000-летия крещения Руси, был переименован в «Херсонес».

Современный трехмачтовый фрегат — корабль с полным прямым парусным вооружением. В 1997 году парусник получил известность, став последним судном, обогнувшим мыс Горн под парусами, на выключенных двигателях. С тех пор повторить подвиг «Херсонеса» никто не смог. Чилийская ассоциация вручила судну диплом о прохождении мыса Горн, капитану «Херсонеса» Михаилу Сухину было присвоено почетное звание «Альбатрос».

С 2006 по 2015 год судно находилось на продолжительной и вынужденной стоянке в порту Керчь, за такой долгий период из-за отсутствия финансирования техническое состояние парусника полностью пришло в негодность.

В 2014 году новым судовладельцем парусника «Херсонес» Минтранс России, ФГУП «Росморпорт».

9 октября 2015 года ПУС «Херсонес» был отбуксирован для прохождения ремонта в Севастопольский филиал ЦС «Звездочка» и 10 декабря 2015 года был поставлен в док.

В июне 2016 года ремонт был окончен. Кораблю возвращена первоначальная окраска. Судовладельцем было принято решение, что ПУС «Херсонес» будет базироваться в порту Севастополь.

С августа 2016 года на парусном учебном судне «Херсонес» начинает прием на борт курсантов Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф.Ушакова, филиалов и других морских ВУЗов России для прохождения плавательской практики.

В сентябре 2016 г. парусник «Херсонес», впервые с момента 2006 г., отправился в свое первое плавание и принял участие в международной парусной регате «SCF Black Sea Tall Ships Regatta – 2016».

В этом ходу парусник принимал участие в учебно-практической экспедиции «Крымская кругосветка-2018» с известным путешественником Федором Конюховым.

На Ялтинской Набережной «Херсонес» появляется довольно часто. Не упустите возможность послушать экскурсию на судне, походить по палубе, полюбоваться на грот мачту и, конечно, сделать селфи на закате…

ИСТОРИЯ ПАРУСНИКА «ХЕРСОНЕС»

Парусное учебное судно "Херсонес". Построено в Польше на Гданьской судоверфи им Ленина в 1989 году. Первоначально назван «Александр Грин», но по окончанию постройки, в честь 1000-летия крещения Руси, был переименован в «Херсонес».

Современный трехмачтовый фрегат - корабль с полным прямым парусным вооружением. Является одним из серии шести однотипных судов (систершипс): «Дар Млодзёжи», «Дружба», «Мир», «Паллада» и «Надежда». Суда этой серии являются самыми быстрыми учебными парусниками по классификации STI (Sail Training International).


В 1997 году парусник получил известность, став последним судном, обогнувшим мыс Горн под парусами, на выключенных двигателях. Предыдущим парусником такого же класса, мыс Горн был пройден в 1949 году. Это был барк "Памир". С тех пор повторить подвиг "Херсонеса" никто не смог. Все другие крупные парусники были вынуждены включать двигатели для прохождения мыса «Горн».

Чилийская ассоциация вручила судну диплом о прохождении мыса Горн, капитану «Херсонеса» Михаилу Ивановичу Сухину было присвоено почетное звание «Альбатрос».

В 2003 году корпус судна был покрашен тёмно-красный цвет, украшен полосой песочно-золотистой охры вдоль борта и орнаментом того же цвета на корме.

С 2006 по 2015 год судно находилось на продолжительной и вынужденной стоянке в порту Керчь, за такой долгий период из-за отсутствия финансирования техническое состояние парусника полностью пришло в негодность.

В 2014 году новым судовладельцем парусника «Херсонес» Минтранс России, ФГУП "Росморпорт".

9 октября 2015 года ПУС «Херсонес» был отбуксирован для прохождения ремонта в Севастопольский филиал ЦС "Звездочка» и 10 декабря 2015 года был поставлен в док. В июне 2016 года ремонт был окончен. Кораблю возвращена первоначальная окраска. Судовладельцем было принято решение, что ПУС «Херсонес» будет базироваться в порту Севастополь.

С августа 2016 года на парусном учебном судне "Херсонес" начинает прием на борт курсантов Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф.Ушакова, филиалов и других морских ВУЗов России для прохождния плавательской парктики.

В сентябре 2016 г. парусник «Херсонес», впервые с момента 2006 г., отправился в свое первое плавание и принял участие в международной парусной регате «SCF Black Sea Tall Ships Regatta – 2016».

С июня 2016 г. по настоящее время капитан судна - Тесленко Дмитрий Сергеевич.

О судовладельце: Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» содействует развитию морской транспортной инфраструктуры России и повышению конкурентоспособности российских морских портов путем эффективной эксплуатации, содержания и развития закрепленного за предприятием федерального имущества в морских портах. Принимает активное участие в реализации федеральных целевых программ развития морского транспорта Российской Федерации. Оказывает услуги по обеспечению безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним.

Мировая практика подготовки специалистов для работы на море предусматривает прохождение кадетами обязательной практической подготовки в условиях действующего судна. В связи с этим морские государства считают необходимым иметь в своем флоте специализированные учебные суда. Особой гордостью в учебном флоте высшего учебного заведения морской направленности является наличие действующего парусника.

На постсоветском пространстве учебный флот представлен такими парусными судами:
«Крузенштерн» - Балтийская государственная академия рыбопромышленного флота, Калининград;
«Седов» - Мурманский государственный технический университет.
«Мир» - Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург.
«Паллада» - Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Владивосток.
«Надежда» - Дальневосточный государственный морской университет, Владивосток.
«Дружба» - Одесская национальная морская академия.
«Херсонес» - Керченский государственный морской технологический университет.

Одним из прекрасных представителей парусного флота СССР является «Херсонес» — учебный трехмачтовый фрегат в настоящее время принадлежащий Керченскому государственному технологическому университету, Украина. Фрегат «Херсонес» последний в серии из шести парусных кораблей построенных по заказу руководства СССР в Польше на верфи «Stocznia Gdanska» в 1989 году.

Однотипные морские парусные суда: «Дар Молодежи», «Дружба», «Мир», «Паллада» и «Надежда» были построены с целью введения учебной практики в морских учебных заведениях. Корабли находились в портах Гданьск, Одесса, Севастополь, Санкт-Петербург и Владивосток. При постройке фрегата «Херсонес» корпус судна был выкрашен в белый цвет.

Морское парусное судно отлично справлялось со своей задачей. Многие курсанты проходили морскую практику, после которой они смело выходили в море уже, будучи капитанами и штурманами других кораблей и судов.

Учебные парусные суда - это сознательно дотационные учебные лаборатории для будущих моряков. Нормальным в мировой практике является государственное финансовое обеспечение работы таких судов.

В Украине есть два таких судна - «Дружба» и «Херсонес». Парусник Одесской академии «Дружба» попал в затруднительное финансовое положение и уже много лет находится в порту Одесса без шансов на продолжение плавания.

«Херсонес» на протяжении многих лет, включительно до 2006 года, обеспечивал студентам Керченского университета и другим морским учебным заведениям Государственного комитета рыбного хозяйства полноценную практическую подготовку.
Основные специальности, которые требуют наличия учебного судна, - это судовождение, эксплуатация судовых энергетических установок, электрооборудование и автоматика судов.

Квалификационные характеристики этих специальностей разработаны соответственно требованиям международной морской конвенции ПДМНВ-78/95 (STCW-78/95), а учебные планы охватывают практически весь перечень требований, необходимых для сертификации и дипломирования вахтенного помощника капитана, вахтенного механика и судового электромеханика. Подготовка включает, кроме теоретических, также и практические занятия, тренинг на борту судна во время плавательных практик.

Важнейшим требованием для работы на судне на офицерской должности есть обязательное наличие у выпускника документально подтвержденного стажа плавания не меньше 12 месяцев (с несением учебной вахты под руководством дипломированного специалиста). Для получения такого стажа в учебном плане предусмотрен ряд практик. УПС «Херсонес» является уникальной базой для практик студентов, в особенности младших курсов. Работа на палубе, операции с парусным оснащением являются отличной школой относительно будущей работы в море. На старших курсах процесс практической подготовки студентов обеспечивается несением учебных вахт на штурманском мостике или в машинном отделении под руководством высококвалифицированных штурманов, судовых механиков и преподавателей университета.

«Херсонес» последний рейс в 2006 году

Практику одновременно проходит большое количество студентов. На «Херсонесе» 6 кубриков по 12 мест, столовая, техническая библиотека, учебные аудитории: есть учебная штурманская рубка со всем необходимым навигационным оснащением. Эксплуатация парусного судна, которое имеет 26 парусов общей площадью 2771 м, возможна только при наличии на палубе экипажа численностью не меньше 40 квалифицированных специалистов и 70 кадетов. Ручное управление парусами предусматривает работу на высоте до 50 метров молодых людей, которые пригодны по состоянию здоровья и имеют навыки такой работы. Ежегодно на «Херсонесе» проходили практику до 350 студентов КГМТУ, а также курсанты Одесского и Херсонского морских училищ рыбного хозяйства.

Выход «Херсонеса» из эксплуатации в 2006 г. привел к ряду проблем с организацией вышеуказанных практик в связи с тем, что судовладельцы неохотно принимают на практику студентов младших курсов в связи с отсутствием первичных морских документов, а на «Херсонесе» администрация университета предусматривала выдачу таких документов по завершении практики. Практика на судах не учебного назначения значительно снижает качество практической подготовки потому, что судно выполняет в первую очередь коммерческую задачу, а судовые специалисты не имеют ни времени, ни опыта для обучения кадетов. Каждое судно не учебного назначения может принимать на практику одновременно не больше 3-4 человек. Графики рейсов таких судов никогда не совпадают с графиками практик университета ни по срокам, ни по продолжительности. Все это приводит к трудности в выполнении графиков учебного процесса.

«Херсонес», в частности, имел еще одну миссию - он репрезентовал страну на разнообразных морских соревнованиях, фестивалях, представлял собой гордость и флаг Украины как морского государства. С 1992 по 2006 г. УПС «Херсонес» принимал активное участие 8 престижных соревнованиях парусных судов и международных регатах во Франции, Германии и завоевывал кубки и морскую славу Украине в странах Европы.

«Херсонес» - единственное в мире судно, которое за последние 100 лет обогнуло мыс Горн (Южная Америка) без использования двигателей - только на парусах. Среди моряков это считается настоящиим подвигом. В 1997 г. Чилийская ассоциация вручила судну диплом о прохождении мыса Горн, а капитану «Херсонеса» Михаилу Сухине было присвоено почетное во всем мире звание «Альбатрос».

Три года авторитетнейшее украинское судно стоит в Керченском морском рыбном порту. Но до сих пор администрация университета регулярно получает приглашения на участие парусника в разнообразных международных регатах. В Германии существует общество «Друзья Херсонеса». -Херсонес» любят и помнят в мире. Поэтому обращаемся в правительство Украины с просьбой сдвинуть с мертвой точки возобновление эксплуатации «Херсонеса» и возвратить университету возможность выпускать морских специалистов достойной квалификации и качества. «Херсонес» - это единственное действующее парусное судно Украины, а на наш взгляд - еще и ее национальное достояние.

Для справки:
Российское учебное парусное судно «Крузенштерн» в последние годы все чаще представляет Россию на разных заграничных мероприятиях. В частности, «Крузенштерн» на протяжении всего периода Олимпийских Игр 2010 года в Канаде стоял в порте Ванкувера.

На его борту проходили многочисленные встречи с участием российских спортсменов.

Первого декабря 2009 года барк «Крузенштерн» отправился во второй этап Международной трансатлантической экспедиции, посвященной 65-летию Великой Победы. 90-летию образования рыбной отрасли России и 60-летию первой сельдяной экспедиции. Плавание барка завершается в мае 2010 года. На борту «Крузенштерна» находятся 120 курсантов различных учебных заведений морского профиля.

Барк «Крузенштерн» зашел в порт столицы зимней Олимпиады-2010 Ванкувер, где предоставил свой борт для поддержки сборной России. На протяжении всей Олимпиады барк стоял в порту. На его борту прошли разные акции и мероприятия в поддержку российских спортсменов. Вход на судно был открыт для всех желающих. Барк представил и Калининград, и Россию в целом. На его борту были развернуты 3 выставки, а курсанты и команда судна были в группе поддержки российских спортсменов. После Олимпиады барк продолжил свой трансатлантический поход. Он возвратился через Панамский канал в Атлантический океан, где участвовал в мероприятиях на Кубу, в Венесуэле и в других странах.

Когда НВС «Херсонес» был на плаву, вокруг него также кипела жизнь: на его борту организовывались встречи, проводились разнообразные мероприятия, кадеты проходили плавательную практику. НВС «Херсонес» представлял наше государство во многих регионах земного шара. В каждом порту-стоянке курсанты проходили по набережной парадным маршем. Поднимался Государственный флаг Украины, звучал Государственный гимн. Курсанты видели мир, получали прекрасные навыки морского дела. Профессиональный слаженный экипаж предоставлял кадетам уникальные знания и умение обращения с парусным такелажем, оснасткой судна, лоцманские навыки и т. п.

Все знают о проблеме «Херсонеса»: на сегодня он стоит в порту г. Керчь, а вместо обучения и практики кадетов накапливает долги. Хочется надеяться, что правительство Украины примет мудрое решение относительно «Херсонеса», который является гордостью нашей морской страны и может снова стать базой для подготовки кадетов.

Александр ГАДЕЕВ,
проректор керченского
государственного морского
технологического университета.

подробнее о паруснике… http://kgmtu.com.ua/khersones