Здание гостиницы националь. Кирилл Иртюга, генеральный директор УК «РосинвестОтель» и VOYAGE Hotels&Resorts

Гостиница «Националь» - одна из старейших действующих гостиниц в Москве. Расположенная в самом центре Москвы – на углу Тверской и Моховой улиц, по соседству с Красной площадью, Кремлем, Александровским садом – она давно уже стала неотъемлемой частью столичного ландшафта, а ее история тесно связана с историей самой Москвы, да и всей России.

Строительство гостиницы «Националь» началось в 1900 году. Проект здания гостиницы по заказу Варваринского общества домовладельцев разработал известный тогда архитектор Александр Иванов. При возведении здания применялись самые современные технологии и строительные материалы – железобетонные конструкции, гидроизоляция. Величественные фасады гостиницы были отделаны природным камнем, керамической плиткой, лепниной, а угловой аттик украшен майоликовыми панно. Поражала воображение внутренняя отделка «Националя» - мраморные лестницы в вестибюле, витражные окна, мозаичный пол, фигуры атлантов, установленные у входа в лифты.

Не менее пышно были отделаны и обставлены номера гостиницы. Мебель для них была изготовлена по специальному заказу, из красного дерева, светлого и мореного дуба, других ценных пород. Самые дорогие апартаменты «Националя» - такие, как «Гостиная Людовика XV» или «Гостиная Людовика XVI» - располагались на третьем этаже и предназначались для приема высокопоставленных гостей. Роскошь обстановки дополнялась эксклюзивным набором удобств и гостиничных услуг. Многие номера гостиницы были оборудованы ванными комнатами и ватерклозетами, во всех номерах были установлены сейфы. Здание «Националя» обогревалось самой современной системой отопления, разработанной на литейном заводе Сан-Галли. Гостиница была полностью телефонизирована, что тоже являлось признаком роскоши по тем временам.

Кроме номеров, в здании «Националя» размещались читальня, ресторан и различные гостиничные службы, а также магазины, пекарня и винный склад.

Гостиница «Националь» открылась в 1903 году и сразу же приобрела небывалую популярность, заняв почетное место в ряду лучших гостиниц Москвы. Проживание в «Национале» стоило недешево, однако номера гостиницы никогда не пустовали. Здесь селились богатые купцы и крупные промышленники, иностранные дипломаты, здесь в разное время проживали такие видные деятели русской культуры, как Федор Шаляпин, Николай Римский-Корсаков, Иван Бунин.

Перемены, произошедшие в России после Октябрьской революции 1917 года, отразились и на судьбе гостиницы «Националь». Во время октябрьских боев в Москве здание гостиницы служило одним из опорных пунктов контрреволюционных сил и получило повреждения при артобстреле. После окончательной победы большевиков были национализированы все крупные гостиницы Москвы. Гостиница «Националь» была превращена в «1-й Дом Советов», то есть, общежитие для функционеров и чиновников новой власти. В марте 1918 года, после того, как столица была перенесена в Москву, в роскошных номерах «Националя» поселились члены Советского правительства. Здесь проживали Дзержинский, Свердлов, Троцкий, а в номере 107 ненадолго поселились Ленин и Крупская. Номер был обставлен мягкой мебелью в зеленых тонах, на массивном письменном столе, покрытом зеленым сукном, стояли черные мраморные чернильницы с пресс-папье, два бронзовых подсвечника и бронзовая лампа с зеленым абажуром. Освещала номер бронзовая трехрожковая люстра. Некоторые детали этой обстановки сохранились и до наших дней.

После того, как Советское правительство перебралось в Кремль, гостиница «Националь» долгое время оставалась общежитием ВЦИК. Последствия этого выявились в начале 1930-х годов, когда гостинице решили вернуть прежние функции. В ходе инвентаризации оказалось, что большая часть гостиничных интерьеров и мебели пришла в негодность, а инженерно-технические коммуникации значительно изношены. В здании «Националя» был проведен капитальный ремонт. Изменился внешний вид гостиницы: нижние этажи, облицованные гранитом, песчаником и красным кирпичом, перекрасили под гранит, дубовые рамы заменили алюминиевыми переплетами, а вместо майоликовых панно на угловом аттике здания появился индустриальный пейзаж в духе времени. Мебель для номеров «Националя» взяли из резервного фонда, созданного при национализации дворянских усадеб. Так в гостиничной обстановке появились мебель и предметы искусства из Аничкова и Царскосельского дворцов. «Националь» превратился в своеобразный «музей», что сразу сказалось на стоимости проживания в гостинице – селиться в ее номерах было не по карману даже иностранным туристам. В последующие годы «Националь» приобрел репутацию убыточной гостиницы. Несколько раз – и в 1950-х, и в 1960-х годах - предпринимались попытки модернизировать и переоборудовать здание гостиницы, но размахом они не отличались – ремонт крыш и электропроводки, реставрация отдельных предметов антикварной обстановки, внутренние перестройки здания. Правда, в 1974 году гостиница «Националь» была включена в список памятников истории и культуры, охраняемых государством – но не потому, что ее здание было архитектурным памятником в стиле модерн, а потому, что здесь когда-то проживал Ленин. Ветхость здания и отсутствие современного оборудования практически лишили «Националь» прежней популярности.

Серьезные перемены в судьбе гостиницы начались только в 1985 году, когда наконец было принято решение о полной реставрации «Националя». Часть антикварной мебель, признанной национальным достоянием, передали на хранение в музеи, остальную вывезли на реставрацию, чтобы потом использовать в оформлении интерьеров гостиницы. По результатам конкурса, проведенного в 1990 году, был выбран генеральный подрядчик – австрийская фирма «Рогнер». С российской стороны в реставрации «Националя» принимали участие специалисты московского управления по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2».

Работы по возрождению гостиницы «Националь» велись в трех основных направлениях – ремонт и перепланировка здания, модернизация гостиничного оборудования, обновление интерьеров. К северному фасаду здания пристроили еще один этаж – там разместился оздоровительный центр, чердак превратили в мансарду с двадцатью дополнительными номерами, а бывший внутренний двор перекрыли стеклянной крышей и обустроили там кафе с зимним садом. Одновременно австрийские дизайнеры разрабатывали для «Националя» мебель в стиле югенд, проектировали интерьеры. Были изготовлены новые люстры, до мелочей повторявшие дизайн первых, еще дореволюционных светильников «Националя».

Возрожденный «Националь» принял первых постояльцев в 1995 году. В том же году указом Президента Российской Федерации здание гостиницы было отнесено к памятникам истории и культуры города Москвы федерального значения. Так начался новый этап в истории «Националя». С самого открытия гостинице была присвоена высшая категория – пять звезд. В новом облике «Националя» современное гостиничное оборудование сочеталось с бережно восстановленной атмосферой старины. Многие номера сохранили интерьеры начала 20 века и были обставлены антикварной мебелью, на стенах гостиницы появились гравюры и эстампы с видами старой Москвы, живописные полотна, написанные в духе русского реализма. Новый «Националь» быстро завоевал популярность у гостей столицы, приобретя репутацию престижной и эксклюзивной гостиницы. К 2000 году, когда старейшая гостиница Москвы торжественно отпраздновала свое столетие, уже можно было сказать, что проект возрождения «Националя» увенчался несомненным успехом.

Траурной датой в более чем вековой истории гостиницы «Националь» стало 9 декабря 2003 года. В этот день у гостиницы был совершен террористический акт. При взрыве «мерседеса», припаркованного у входа в гостиницу, погибли шесть человек, в том числе обе террористки – чеченские шахидки, еще двенадцать человек получили ранения разной тяжести. Взрывной волной были выбиты несколько стекол на первом и втором этажах гостиницы. В июне 2005 года у гостиницы «Националь» был открыт памятный знак, посвященный жертвам теракта. На кубе из черного мрамора высечена искра и написаны имена погибших. Надпись на памятнике гласит: «Вечная память жертвам террористического акта 9 декабря 2003 года».

В наши дни гостиница «Националь» прочно заняла почетное место среди лучших пятизвездочных гостиниц мира. Достижения «Националя» были неоднократно отмечены почетным дипломом и Бриллиантовой звездой Академии гостеприимства США – самой престижной наградой в мировом гостиничном бизнесе. «Националь» входит в группу наиболее фешенебельных отелей европейской гостиничной сети «Le Meridien» - «А Royal Meridien Hotels», но при этом остается стопроцентно муниципальной гостиницей и обслуживается исключительно российским персоналом. Генеральный директор гостиницы Юрий Подкопаев, который руководит «Националем» с 1985 года, дважды отмечен званием одного из лучших отельеров мира.

Путеводитель по архитектурным стилям

Но в XIX веке Варваринское акционерное общество выкупило угловой участок для новой застройки. Сначала здесь появилось несколько домов с дешевыми квартирами и лавками на первых этажах. Но затем возникла идея построить роскошный отель.

Сначала гостиница называлась «Национальная». Проживание стоило недешево - до 25 рублей в сутки, но отбоя в клиентах не было. Все благодаря превосходной отделке и техническому оснащению: мраморные лестницы, лепнина, мозаичные полы, витражи, мебель из красного дерева. Майоликовые панно верхнего этажа изготовили на заводе «Абрамцево» специально для Националя. Одна из росписей изображала бога Вакха на деревянном велосипеде. Отель оснастили техническими новинками того времени: работали лифты, а в номерах появились телефоны, ватерклозеты и ванны.

В советское время после переноса столицы из Петрограда в Москву здесь некоторое время жили члены большевистского правительства. Гостиница «Националь» превратилась в Первый Дом Советов.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Гостиничные функции зданию вернули в 1930-е годы. Отель отремонтировали, а интерьеры пополнили мебелью из Аничкова и Царскосельского дворцов. Тогда же в угловой части здания появилось «индустриальное» панно работы И.И. Рерберга. А в годы Второй мировой войны в Национале устроили резиденции 16 иностранных посольств и дипломатических миссий.

Обновленная гостиница «Националь» открылась 9 мая 1995 года, когда Россия отмечала 50-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня в гостинице 202 номера, и каждый - маленький музей. Старинные вазы времен Наполеона, позолоченные люстры, мебельные гарнитуры из карельской березы отсылают гостей во времена царской Москвы. Всего на семи этажах Националя находится 500 подлинных предметов антиквариата.

Категория историко-культурного значения

Федерального значения

Вид объекта

Памятник

Основная типология

Памятник градостроительства и архитектуры

Сведения о дате создания

Адрес объекта (местонахождение)

г. Москва, ул. Моховая, д. 15/1, стр. 1 (часть)

Наименование, дата и номер решения органа государственной власти о постановке объекта на государственную охрану

Постановление Совета министров РСФСР О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" № 624 от 04.12.1974 г.

Описание предмета охраны

Градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании фронта застройки Тверской и Моховой улиц, Манежной площади; объемно-пространственная композиция главного корпуса в редакции 1901-1903 гг.; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов главного корпуса в редакции 1901-1903 гг.; четыре малых полихромных майоликовых панно 1901-1903 гг. в уровне 6 этажа; майоликовое панно с индустриальным сюжетом 1920-х гг. в уровне 7 этажа; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов внутреннего двора главного корпуса в первоначальной редакции 1901-1903 гг.; композиция и архитектурно-художественное оформление фрагмента юго-западного брандмауэра, декорированного в 1934 году по проекту академика И.В. Жолтовского в связи со строительством на соседнем участке "Дома на Моховой"; первоначальная функция гостиницы. Объемно-планировочная структура и конструкции капитальных стен главного и дворового корпусов 1901 - 1903 гг. (подвал-7 этажи); система сводчатых перекрытий подвала (предмет охраны сводчатых перекрытий подвальных помещений уточняется по результатам проекта приспособления). Первоначальное архитектурно-художественное оформление и убранство интерьеров главного корпуса: оконные валики и мраморные подоконники; объемно-пространственная композиция и декоративное оформление главного вестибюля 1901-1903 гг.: лепнина потолков, фрагмент пола, набранный из первоначальной метлахской плитки; объемно-пространственная композиция, декоративное оформление и конструкции парадной лестницы и лифтового холла со стороны Моховой улицы 1901-1903 гг. (1-6 этажи): ограждающие конструкции, лепное оформление потолков и стен, витражное заполнение оконных проемов, фрагмент пола лестничной площадки (6 этаж?), набранный из первоначальной плитки, фигуры атлантов, металлическое ограждение лифтов н. XX века; объемно-пространственная композиция и декоративное оформление лестницы со стороны Тверской улицы бывшего "Магазина готового платья и меховых изделий братьев Петуховых": фигурные ограждающие конструкции; местоположение и объемно-пространственное решение служебных лестниц главного корпуса (подвал-7 этажи) и дворового корпуса (подвал-5 этажи); местоположение и декоративное оформление коридоров и холлов 2-6 этажей главного корпуса; помещение современного зала "Санкт-Петербург": декоративное оформление и роспись потолков, первоначальные зеркало и радиаторы отопления (2 этаж, юго-восточный угол главного корпуса); помещения современных банкетных залов "Суздаль" и "Кострома": роспись потолков 1975-1976 гг., выполненная художниками И.В.Николаевым и М.М. Дедовой-Дзедушинской (2 этаж, северный угол главного корпуса); первоначальная структура номеров, расположенных вдоль главных фасадов (3-6 этажи); гостиничный номер 178 (3 этаж): оригинальное планировочное решение, декоративное оформление потолков, витраж; гостиничный номер 101 (3 этаж): лепной декор потолков с росписью, угловой камин; гостиничный номер 107 (3 этаж): в 1918 году в номере останавливались В.И. Ленин и Н.К. Крупская; гостиничный номер 115 (3 этаж): художественная роспись потолка "Триумф Юноны" 1902 год, лепной декор потолков; гостиничный номер 207 (4 этаж): фрагмент живописной композиции роспись "Вакх на деревянном велосипеде", лепной декор потолков; гостиничный номер 201 (4 этаж): роспись - фриз с фантазийными масками в золоченых виньетках по голубому фону. Комиссия предлагает уточнение наименования объекта в следующей редакции: "Гостиница "Националь", 1901-1903 г., архитектор А.В.Иванов". 2.Предмет охраны на объект культурного наследия федерального значения утверждается в установленном порядке.

Пятница, февраля 5, 2016

Незадолго до нового года нам посчастливилось отснять одну из самых старых и шикарных гостиниц города — «Националь».

Гостиница «Национальная» была построена в 1902-03 годах по проекту архитектора Александра Иванова, в качестве заказчика и спонсора выступило Варваринское акционерное общество. На момент открытия это была самая дорогая, престижная, современная и технически оснащённая гостиница.

В этой публикации мы прогуляемся по холлам и номерам гостиницы, а также коротко расскажем о ее истории —>

Во все времена в гостинице останавливались соответствующие ей гости – представители государственной власти, важные иностранные господа и знаменитости. Бесконечные генерал-губернаторы, предводители дворянских собраний. Но самый известный гость первых лет гостиницы, вовсе не чиновник, а композитор — Римский-Корсаков.

После революции гостиница превратилась в 1-й Дом советов, фактически в общежитие для советских чиновников. За одни лишь 1920-е годы была утрачена большая часть мебели и былого великолепия интерьеров. С 1930-х годов это снова гостиница, уже под привычным именем «Националь», в её номера завезены сотни единиц антикварной мебели, реквизированной из богатых дворцов царской эпохи. Но масштабный ремонт и реставрацию провели в ней только в начале 1990-х годов. В ходе реставрации все помещения гостиницы привели максимально близко к изначальному виду. Пройдёмся по гостинице и посмотрим, что там внутри, что изменилось за 113 лет, и кто имел честь жить в её номерах.


Оформление лифтов в главном холле гостиницы. Лифт для 1902 года – небывалая роскошь и новшество, самые первые электрические лифты в Москве появились за год до этого, в 1901 году.

Нельзя сказать, что гостиница «Националь» – это здание в стиле модерн. Всё-таки это эклектика, архитектор Александр Иванов, который её строил, даже в эпоху модерна остался верным смешению стилей, это архитектор петербургской школы, он жил в северной столице и построил там более 60 домов, начиная с 1870-х годов, и только в 1890-е приехал в Москву. Даже в расцвет модерна он в своих проектах использовал только детали новомодного стиля. Гостиница «Националь» по своей композиции близка к классицизму, а по декору это яркая смесь классицизма, барокко, французского ренессанса и модерна. Больше всего модерна в кованных решётках балконов, мозаичном панно вверху угловой части здания, а в интерьере это прежде всего ограды парадных лестниц.


Парадных лестниц было две: главная – со стороны Моховой улицы. Ограда лестницы в стиле модерн, отсылающая к франко-бельгийскому ар-нуво – гордость «Националя», и один из главных символов гостиницы.


Смотрим с лестницы в сторону входа. Композиция холла навевает петербургской неоклассикой, многие парадные Питера оформлены похожим образом, и с атлантами. Корни архитектора дают о себе знать. Кстати, деревянный тамбур при входе частично подлинный.


Взгляд вверх на лестничные пролёты, украшенные к Новому году.


В 1990-е годы долго не могли придумать логотип бренда гостиницы. И внезапно обнаружили чудом сохранившийся фужер с вензелем гостиницы из сплетения русской буквы и H и латинской N. Логотип был готов, ничего нового придумывать было не нужно. В итоге вензель начала 20 века лёг в основу нового фирменного стиля гостиницы, он теперь везде – и на костюмах персонала, и в рекламных буклетах, и на всех вывесках.


Новое пространство кафе на первом этаже возникло в 1990-е годы. До реконструкции это был двор-колодец, со всех сторон окружённый корпусами гостиницы.


Растительный декор парадной лестницы тоже довольно характерная деталь эпохи модерна, но по композиции он все же ближе к классицизму.


Ещё один повод для радости – сохранившиеся витражи 1902 года в стиле модерн, украшающие окна парадной лестницы. Все они подлинные, утрачена в советское время только центральная часть окон. В Питере таких ещё довольно много сохраняется в парадных доходных домов, для Москвы это, увы, большая редкость.

Один из залов ресторана на втором этаже гостиницы. Здесь почти вся отделка утрачена в советское время, в 1930-е годы это была обычная столовая. По сохранившимся следам всё восстановлено в процессе реставрации, включая цветовую гамму стен и потолков.


Местный артефакт – подлинные радиаторы отопления начала 20 века.


Вида, который сейчас открывается из ресторана со второго этажа, изначально не было. До 1930-х годов на месте Манежной площади стоял целый квартал старой застройки, в том числе пятиэтажные корпуса гостиницы Лоскутная. Она-то и закрывала вид на Кремль из Националя.


Вид их верхних этажей «Национальной» в начале 20 века. Между домами – узкая Тверская, а вдалеке за крышами проглядывают верхушки Исторического музея и острая крыша Городской Думы (бывшего Музей Ленина, ныне еще одного здания Исторического музея).


Кухня до революции находилась на шестом этаже, чтобы запахи еды не распространялись по всей гостинице, а блюда транспортировались в ресторан на втором этаже с помощью специального подъёмника — «машины для опускания кушаний».


В окне справа видна новодельная гостиница «Москва». Считается, что художник Андрей Иогансон набросал вид гостиницы, сидя в одном из залов ресторана на первом этаже гостиницы, позже превратив рисунок в этикетку водки «Столичная».


Зал на втором этаже с окнами в сторону Тверской, — это памятник уже советской эпохи, времён «развитого социализма», 1975-76 годы. Авторы лепнины и росписей – художники И.В. Николаев и М.М. Дедова-Дзедушинская.


Оформление явно отсылает в эпоху сталинского ампира, но здесь это всё специально сделано наивно и по-детски. И не просто так, здесь в 1970-е годы была идея устроить детское кафе.


Фрагмент под названием «Карнавал», автор – Марина Дедова-Дзедушинская.


Соседний, угловой зал, оформленный теми же художниками, до революции занимал магазин меховых изделий и швейных принадлежностей братьев Петуховых. В магазин вела отдельная лестница с первого этажа, со стороны Тверской. Сейчас это вторая парадная «Националя».


В залах и номерах «Националя» содержится огромное количество антиквариата. Однако сейчас сложно сказать, откуда взялся каждый из артефактов, вот этот рыцарь, например. В 1930-е годы тысячи единиц реквизированы из дореволюционных барских домов, усадеб дворян и купцов. Всё это раздали по советским гостиницам и учреждениям.


Коридоры второго этажа.


Двери, их отделка и орнамент с номером на стекле полностью восстановлены именно так, как было в 1903 году.


Некоторые из знаменитостей, останавливавшихся в разное время в Национале – Катрин Денёв, балерина Анна Павлова, футболист Пеле, гонщик Дэвид Кулхард и Ален Дэлон. Портретами увешана вся стена в одном из коридоров.

После революции, в марте 1918 года из Петрограда в Москву переехало советское правительство. В первом поезде ехали Ленин, Крупская, Мария Ульянова и Бонч-Бруевич с женой. Их поселили в номерах «Национальной». Партийных деятелей из второго поезда определили в «Метрополь». Перед прибытием партийной верхушки в Москву из гостиницы выселили всех постояльцев и выставили охрану. Номер 107, в котором поселили Ленина с Крупской, охраняли латышские стрелки из Смольного.


Это кабинет и спальня Владимира Ильича Ленина. Мебель в номере антикварная, но не из Националя, а, опять же, из дворцов и усадеб, ввезённая в 1930-е годы. Причём в этом номере часть предметов аж из царских дворцов Петербурга. Круглый стол имеет штамп Царскосельского дворцового управления., а письменный стол с выдвижными ящиками – клеймо Аничкова дворца. Подлинная мебель из «Национальной», увы, не пережила 1920-е годы, значительная её часть ещё и пошла на дрова для отопления.


В этой комнате спали Крупская и сестра Ленина Мария Ульянова.


Неоклассический орнамент, восстановленный в ходе реконструкции в 1990-е годы, восстановленный по следам, обнаруженным под несколькими слоями советских обоев. Подобные орнаментальные пояса украшали все номера гостиницы, только рисунок их в каждом номере разный.


В каждой комнате разный орнамент.

Кроме вождя пролетариата, в бывшей «Национальной» успели пожить в те дни: Свердлов, Троцкий, Луначарский, Цюрупа, Будённый, Ворошилов и Сталин. 19 марта 1918 года, через неделю после приезда, всех партийных лидеров, вместе с Лениным переселили в Кремль, в скором порядке почищенный и подлатанный после революционных боёв.


Ванная в номере 107 теперь новая. Подлинные ванные были по нынешним меркам маленькие и неудобные, однако для начала 20 века – роскошь небывалая. Всеми этими удобствами «Национальная» и выигрывала у остальных, лидирующих в то время гостиниц. Лоскутная, Большая Московская, Париж, Лувр-Мадрид, Дрезден, — все они были построены ещё до проведения канализации в Москве, и в большинстве случаев не имели сантехнического оборудования и ванных. Да и «Национальной» только 13 самых дорогих номеров имели ватер-клозеты и ванные. Остальные гости пользовались 49 санузлами на этажах.


Коридор третьего этажа.

После переезда правительства в Кремль «Национальную» переименовали в 1-й Дом Советов. Все магазины 1-го и 2-го этажа были закрыты, ресторан превратился в столовую. Делегаты съездов Советов, приехавшие, вроде как, на время, уезжать отсюда не хотели. Члены Коммунистической партии Финляндии, работники аппарата Государственного Контроля, члены Малого Совета Народных Комиссаров, перечислять их должности можно ещё долго, но фамилии вряд-ли кому-то о чём-то говорят в наше время: Фрумкин, Минкин, Галкин, Карамясов, Рославец и т д. Из известных людей можно вспомнить Молотова и Кагановича. Постепенно номера гостиницы переполнялись, партийные деятели низших чинов приглашали свою родню и друзей, все хотели здесь остаться, в итоге гостиница превратилась в сплошной хаос и беспорядок.

Вот, что писал в отчёте после проверки член комиссии Г.П. Маурин: «Осматривая 1-й Дом Советов ВЦИК, его склады с продуктами, кладовые с инвентарем и кухню, где готовится обед, я нашел и был прямо-таки поражен всей бесхозяйственностью лиц, поставленных в этом учреждении. Кухня, где готовится кушанье, представляет из себя, если войти от 10 часов утра до 1 дня, сплошное болото или помойную яму. На полу сплошняком лежат отбросы от продуктов, как-то: корки от очистки картофеля и листья от капусты, и все это в достаточной мере пропитано грязью.
…туши мяса и рыбы лежат на открытом дворе под навесом, подвергаясь обветриванию и порче. Та же участь постигает и картофель, которого 1000 пудов в мешках составлены в общую груду и представляют из себя свалку испорченных продуктов».

И только в 1930-е годы всё изменилось, всех большевиков выселили, и 1-й Дом Советов снова превратился в гостиницу «Националь».

Вернёмся к осмотру лучших номеров гостиницы.


Это 115 номер, носивший до революции имя «Гостиная Людовика XV». Мебель из карельской берёзы, завезённая сюда в 1930-е годы, была изготовлена в начале 20 века на известной фабрике П.Н. Шмидта. Изначально в этом номере, как и во всех номерах третьего и четвёртого этажа была мебель из красного дерева, с фабрики Мельцера, законодателя мебельной моды Петербурга и поставщика Императорского двора. На пятом и шестом этажах стояла мебель из светлого и морёного дуба. Восстановлена первоначальная отделка стен штофом – тканью розовых тонов. При реставрации оказалось, что верхний карниз был ещё и деревянной конструкцией крепления шелкового штофа.


Самая значительная реликвия из 115 номера – французская ваза начала 19 века с изображениями Наполеона и его жены Жозефины. Жозефина смотрит в угол, и раз в две недели вазу поворачивают на 180 градусов, чтобы всё было по-честному. В эпоху «перестройки», когда из гостиницы вывозили имущество, легендарная ваза пропадала. Уголовный розыск бросил все силы на её поиски, и вскоре в милицию позвонил истопник одной из московских котельных. Оказалось, что его друг, бывший сотрудник гостиницы прятал эту вазу у него в котельной. Вора поймали, а вазу вернули на место.


Сейчас этот номер относится к классу президентский люкс. До революции в таких номерах останавливались члены королевских семей, иностранные дипломаты, министры царского правительства. В 1913 году тут проживал дядя Николая II, великий князь Александр Михайлович, тесть Феликса Юсупова. А в 1918 г. именно в этом номере разместился Яков Свердлов — председатель ВЦИК, один из людей, принимавших решение о расстреле царской семьи.


Рояль 19 века немецкой фирмы Rud Ibach Sohn.


Живописное панно «Триумф Юноны» сохранилось с 1902 года, в 1990-е отреставрировано.


А в спальне мебель уже современная, стилизованная под старину.

Во времена сталинских репрессий многие номера прослушивались. Однажды писатель Михаил Шолохов стал случайной жертвой прослушки. Обычно, приезжая в Москву, он останавливался в «Национале». В 1938 году разыгрался роман писателя с женой «железного наркома» Николая Ежова. Евгения Ежова навещала автора «Тихого Дона» именно в номерах этой гостиницы. И самое интересное то, что запись с прослушки через чекистов попадала прямиком к наркому Ежову.


Ещё один номер, достойный внимания – 177. Мебель тоже вся антикварная, привезённая из богатых усадеб.


Контраст.


Стоит приглядеться к деталям кровати.


Её спинки украшены бараньими головами.


Кровать с баранами, а шкаф с лебедями в капителях.


Сверху пояс восстановленных фрагментов декора в стиле модерн. Тёмный прямоугольник – это расчищенная подлинная роспись, по ней и были восстановлены все остальные. Потемнел подлинный фрагмент от времени, изначально он был таким, как все остальные сейчас – более светлым.


Подлинный и восстановленный фрагменты.


Столик в гостиной.


В гостиной комнате декор представлен мастями игральных карт. И тут тоже сохранили подлинный, потемневший фрагмент.


Коридор четвёртого этажа.


В 2007 году в этом номере останавливался президент Франции Николя Саркози.


Картина «Вакх на деревянном велосипеде», относится к изначальной отделке гостиницы, недавно отреставрирована.


Детали мебели номера 210.


Этот номер трёхкомнатный, по бокам от главной угловой комнаты расположены ещё две, с окнами на Моховую и Тверскую. В 1920-е годы в угловой комнате жила семья товарища Кропоткина и стояло 10 кроватей.


Комната с окном на Моховую. В этой комнате жила уже другая семья. Фактически каждый номер в 1920-е годы представлял собой коммуналку.


А эта выходит на Тверскую. В таких небольших комнатах могли во времена 1-го Дома Советов жить охранники или подчинённые больших начальников.

В ходе реставрации «Националя» в 1990-е годы с 3-го по 6-й этаж восстановлено 120 номеров, их максимально привели к изначальному виду.


Самый верхний витраж отличается от всех остальных.


Его фрагмент.


Коридоры шестого этажа и богатая растительная лепнина.


Смесь рококо и модерна.


И в завершение – кадр из зала ресепшн, на первом этаже.

Над публикацией работали:
текст: Александр Иванов
фото: Александр Усольцев

Конечно, в гостинице "Националь" я не останавливалась, а вот в ресторане "Националь", что при гостинице, довелось побывать один раз, как ни странно, в студенческие годы, в начале семидесятых. Помню, зал, где мы ужинали вдвоём с молодым человеком, показался мне слишком чопорным и ужин слишком официальным и скучным. Мне было там неуютно. Но, в тот момент мне было просто интересно побывать в знаменитом ресторане. Больше мне туда не хотелось.
Это я пишу к тому, чтобы объяснить, почему моя заметка про "Националь" не попала в разряд советов, связанных с темами: "где жить" и "где поесть".
Я напишу о гостинице "Националь", как о месте, представляющем художественную и историческую ценность. Информация взята с сайта гостиницы.
Гостиница Националь в Москве построена в 1903 году по проекту архитектора Александра Иванова. Роскошное здание отеля создано в эклектическом стиле с элементами модерна. Отель больше похож на музей. Он украшен природным камнем и лепниной, мрамором и витражными окнами. Пол из мозаики. Уже в то время отель был оборудован лифтами и системой вентиляции, телефонной связью.
Первоначальное название гостиницы - «Национальная». По замыслу создателей, гостиница была предназначена для приема и обслуживания высокопоставленных иностранных гостей и представителей российской государственной и военной элиты.
В 1903 году «Национальная» насчитывала сто шестьдесят номеров, среди которых самыми дорогими и роскошно отделанными были апартаменты на третьем этаже гостиницы: номер 101, до 1917 года называвшийся «Гостиная Людовика XVI» и номер 115, носивший имя «Гостиная Людовика XV».
В 1903 году стоимость за проживание в гостинице колебалась от 1 рубля 50 копеек до 25 рублей в сутки. Для сравнения в начале XX века земские учителя и врачи получали жалованье 10 - 15 рублей, что являлось неплохим доходом.
В «Национальной» предпочитали останавливаться не только министры, чиновники и дипломаты. Среди постояльцев гостиницы было множество деятелей искусства - знаменитая русская балерина Анна Павлова, французский писатель Анатоль Франс, английский писатель Герберт Уэллс. В 1903 году одним из самых именитым постояльцем "Национальной" был выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Октябрьская революция 1917 года роковым образом изменила судьбу «Национальной». В 1918 году Советское правительство переехало из Санкт-Петербурга в Москву, и пока для Правительства в спешке приводили в порядок помещения в Кремле, пострадавшие от артиллерийского обстрела в ходе уличных боев, гостиница «Национальная» стала временным пристанищем для Ленина, Крупской, Дзержинского, Троцкого, Свердлова и других представителей коммунистической элиты. Ленин и Крупская прожили 7 дней в номере 107.
После переезда Советского правительства в Кремль гостиницу стали именовать в духе революционного времени, по-новому - «Националь», Первый Дом Советов.
Капитальный ремонт гостиницы продолжался с 1 июля 1931 года по 31 декабря 1932 года. Оборудование вновь открывающихся гостиничных номеров «Националя» осуществлялось из резервного фонда, созданного после Октябрьской революции в результате «расформирования» усадеб и дворцов. В числе предметов внутреннего убранства в «Национале» оказались мебель и произведения искусства, в том числе, из Царскосельского и Аничкова дворцов.
Новое масштабное полотно площадью в 120 квадратных метров, размещенное к 1932 году на фасаде вновь открывшегося «Националя», изображало индустриальный пейзаж - вышки электропередач, заводские трубы и трактора – все, что по мнению идеологов советского искусства 1930- х годов, лучше отражало дух времени, чем первоначальный античный сюжет в духе модных тенденций конца XIX начала XX веков.
С 1991 по 1995 г. в «Национале» была проведена масштабная реконструкция. 9 мая 1995 года гостиница «Националь» вновь открыла свои двери для гостей под брендом «Le Meridien», одним из крупнейших гостиничных брендов, объединяющего пятизвездочные отели по всему миру.
1 сентября 2009 г. гостиница «Националь» стала первым и единственным в России отелем сети The Luxury Collection, покинув бренд Le Meridien, также принадлежащий компании Starwood Hotels & Resorts.
The Luxury Collection насчитывает более 60 отелей по всему миру. Все они - эксклюзивные отели с уникальной историей и архитектурой, высочайшим уровнем сервиса для самых взыскательных и респектабельных гостей.
Сегодня среди гостей «Националя» по-прежнему лидеры государств и видные политики, общественные деятели и ученые, бизнесмены и писатели, актеры и музыканты, поэтому «Националь» и поныне - в центре общественной, политической и культурной жизни страны и мира, принимая глав государств Большой Восьмерки, гостей Московского Международного кинофестиваля и т.д.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.