Зачем нужно высшее образование. Нужно ли получать высшее образование? Получать ли высшее образование

Большая часть современных абитуриентов поступает в высшие учебные заведения, но только единицы знают, чего они хотят в жизни и каким образом планируют зарабатывать на свое существование. Зачем нужно высшее образование и какие преимущества оно дает, будет рассказано в этой статье.

Зачем человеку высшее образование?

И хотя многие современные молодые люди находят себя в профессии токарей, плотников и других, наличие диплома об окончании высшего учебного заведения сегодня имеет большое значение. Зачастую бывает так, что работодателям интересно лишь само наличие этого диплома, а не конкретная профессия соискателя. Печать и подпись в соответствующем документе выступают гарантией того, что человек образован, разносторонне развит, и самое главное – имеет базовые знания, на которые в последующем и будут накладываться другие, полученные им уже в процессе работы в какой-либо организации, пусть и не по специальности.

Тем, кто интересуется, зачем нужно высшее образование, стоит ответить, что это, в конце концов просто престижно. Однако, высококлассным специалистом можно стать только при условии хорошего знания предмета и теории своей профессиональной деятельности. Люди с несколькими дипломами отлично знают, зачем нужно иметь высшее образование и не просто иметь, а получать хорошие дивиденды благодаря своим знаниям в нескольких областях или в одной, но более расширено и глубоко. Такие специалисты никогда не будут сидеть без дела, их, как правило, желают заполучить сразу несколько компаний-конкурентов. Поэтому лучше четко знать, зачем надо получать высшее образование и поступать только в тот ВУЗ, который представляет интерес.

Похожие статьи

5 мифов о высшем образовании

важный этап

Синонимы к слову важный

значимый (существенный, серьезный, значительный)
немаловажный
актуальный
ценный (полезный, неоценимый, драгоценный)
большой (крупный, высокий, великий)
знаменательный (судьбоносный, исторический, эпохальный)
ответственный (ключевой, главный, основной)
хороший (отличный, неплохой, добрый)
решающий
необходимый
влиятельный (авторитетный, видный, высокопоставленный)
критический (жизненно важный, переломный, критичный)
неотъемлемый
солидный (внушительный, представительный, респектабельный)
торжественный
подходящий
амбициозный (напыщенный, гордый, надменный)
стоящий
первенствующий

Смотреть все синонимы к слову важный

Синонимы к слову этап

стадия (фаза, фазис, каскад)
раунд
период (момент, пункт, точка)
ступень
путь (шаг, действие, перегон)
сцена
страница

Смотреть все синонимы к слову этап

В нашем мире постоянно что-то меняется, а мы в свою очередь, постоянно должны адаптироваться к этим изменениям. И как не удивительно, современному человеку, кроме уверенности в себе, необходимо в этом мире иметь также целый ряд навыков, которые помогут ему достигнуть поставленных целей и успеха.

Первое, что необходимо каждому – аттестат о школьном образовании. Без него никак и не куда. Однако в наше время для достижения успеха и престижной карьеры такого аттестата будет мало. Кроме него нам нужен будет, как минимум, диплом о среднем специальном образовании, а в идеале — диплом о высшем образовании. Некоторым люди даже получают второе высшее в Москве образование, которое существенно повышает шансы на успех и хорошую работу.

Также для поставленных целей человеку будут необходимы и такие навыки, как владение иностранными языками, умение работать на компьютере и т.п.

Почти каждый задастся вопросом о том, зачем все эти умения и знания нужны человеку.

Ответ прост: для отличной конкурентоспособности на рынке труда. Действительность наша такова, что работодатели выставляют все новые требования для рабочих той или иной должности. Кроме того, получая разнообразные навыки и обучаясь, человек повышает свою квалификацию, улучшает свои внутренние качества, самосовершенствуется, расширяет свое мировоззрение, становится более компетентным и грамотным, как в целом, так и в конкретной области.

Таким образом, любое образование дает человеку возможность найти хорошее место в социуме, помогает самоутвердиться, дает стимул для раскрытия своих потенциалов и саморазвития. Так устроена наша жизнь, что для получения престижной должности, обеспеченной жизни и прочего, нам необходимо постоянно усовершенствоваться и развивать себя.

Высшее дистанционное обучение — современный способ получения высшего образования.

Высшее дистанционное обучение — это, бесспорно удобно по многим факторам: не требуется отрываться от семьи и менять привычный образ жизни; легче устроиться на работу, т.к. никаких выездов на сессии не предусматривается, а работодатель не любит отпускать сотрудников на учебу; учись тогда, когда у тебя есть желание и столько, на сколько хватает сил — индивидуальный график обучения предоставляет полную свободу; выгоднее по деньгам — не требуются дополнительные затраты на учебники и поездки: ведь при дистанционном обучении все учебные материалы студенту предоставляются либо в электронном виде, либо на бумажных носителях.

Если Вы хотите получить высшее или второе высшее образование, чтобы получить более высокое назначение по службе, освоить новую специальность (если Вы хотите сменить работу) — лучше всего выбрать вуз, применяющий дистанционные технологии. Затем необходимо выбрать направление подготовки и только потом — вуз, в который Вы будете подавать документы.

Многие российские вузы, и государственные, и частные, предлагают получить высшее образование дистанционно. У каждой из этих систем есть свои плюсы и свои минусы. У государства более широкая сеть институтов, университетов и прочего.

Здесь практически полная гарантия того, что Вы получите свой диплом и Вас не обведут вокруг пальца. Кстати говоря, сейчас оно платное во многих вузах, и тем более платное, если ВЫ решили получить второе высшее образование. В лучшем случае, Вам будет предложен теоретический урс, на деле довольно сильно отличающийся от практики. Мода на блестящие дипломы с витееватыми званиями и множеством печатей уже отходит, что говорит о переходе количества в качество. Поэтому более рекомендовано частное образование. Негосударственные вузы, для того чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, постоянно совершенствуют образовательный процесс, разрабатывают учебно-методические комплексы практической направленности. Но и частное образование бывает разным: есть курсы-однодневки, главная цель которых собрать как можно больше денег и благополучно распрощаться с Вами, не наделив при этом багажом знаний и навыков. Существуют так же семинары, естественно, платные, на которых Вы получите знания, но они мало чем будут отличаться от тех, которые можно получить, изучив любую специальную литературу в интернете. Но беда в том, что при этом Вы получите образец западного пошива, практически непригодный в нашей российской действительности. У нас в России другие законы, обычаи и правила. Поэтому в гораздо более выгодном свете выглядят высшие школы, созданные российскими практиками-бизнесменами. На сегодняшний день такие школы существуют. И удобны они тем, что большиство из них предлагают получить образование дистанционно.При этом посещать вуз во время обучения не требуется: возможно (но не все институты это требуют) Вам предложат приехать, чтобы сдать документы в приемную комиссию, выехать на сессии и на итоговую аттестацию.

Зачем нужно высшее образование?

Существуют вузы, в которых текущий контроль знаний, промежуточная и итоговая аттестация проводятся равномерно в течение учебного года. Это вузы, которые применяют дистанционные технологии в полном объеме. В такие учебные заведения выезжать совсем не требуется.

Дистанционное высшее обучение — это не форма обучения, это технология, представляющая собой набор инстументов, которые применяется как при очной, так и при заочной форме обучения. Чаще всего дистанционные технологии применяются при заочной форме обучения. В этом случае, студенту, получившему высшее образование дистанционно, в графе диплома «форма обучения» укажут: » заочная».

Поступление в заведения дистанционного обучения осуществляется непрерывно в течение всего года, без учета сроков начала и окончания стандартного учебного года. Такую гибкую политику используют, в основном, все вузы дистанционного обучения. Но еще встречаются вузы, которые зачисляют студентов в определенные периоды — например, перед началом каждого учебного семестра. Соответственно и перевестись на следующий курс в таких вузах тоже можно лишь в эти сроки. Это бывает неудобно для студентов-дистанционников. Поэтому при выборе вуза необходимо учитывать и эти моменты.

Особое внимание при выборе вуза для получения высшего, второго высшего образования дистанционно, следует обратить, указана ли нужная Вам специальность в приложении к лицензии. Нужно понимать, что лицензия на право ведения образовательной деятельности дает право осуществления этой деятельности по каждому конкретному направлению подготовки. Бывает так, что лицензия есть, а специальность, которая Вас интересует в приложении не указана. В этом случае необходимо отказаться от обучения в данном вузе, т.к. он не имеет права обучать студентов по этой специальности. То же относится и к государственной аккредитации. Внимательно проверяйте документы и приложения к ними на предмет наличия Вашей специальности в этих приложениях. Желаем удачи.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Миф о том, что для успеха человеку нужно иметь высшее образование, давно развенчан благодаря примерам талантливых людей, добившихся небывалых высот без заветной корочки (Билл Гейтс, Стив Джобс и др.). Но как сложилась судьба обычных людей, бросивших в свое время учебу в вузе?

  • Сестра сегодня принесла диплом об оконченном высшем образовании. Мама не нашлась сказать ничего кроме: «Храни, не потеряй, будешь детям показывать».
  • Прошлым летом моя подруга решила поехать в Польшу поработать. Приехала, а ей говорят, что она будет вместо одной работы, которую ей обещали, клубнику собирать. Она сразу стала ругаться и рассказывать, что у нее 2 высших образования. На что работодатель ответил: «Ну хотите, когда вы будете клубнику собирать, мы будем вам аплодировать?»
  • Мой сын так достал меня фразами «Зачем учиться, ведь Билл Гейтс так и не получил высшего образования, зато миллиардер » или «Стив Джобс тоже не учился в универе!», что я не выдержал и принес сыну в комнату разобранный системный блок от компьютера, отрубил в квартире Wi-Fi и сказал: «Если соберешь хотя бы системник без гугла так, чтобы он работал, то можешь спокойно забирать документы из универа!» Через 2 часа подошел ко мне с просьбой: «Пап, включи Wi-Fi, мне курсач надо готовить!»

Так нужно ли высшее образование? Большинство тех, кто получил высшее образование, а потом пришел к выводу, что оно ему не нужно, начинают антипропаганду образования. И часто даже не понимают, что причиной неудовлетворительного опыта стали они сами. Как это возможно? Хочу рассказать в этой статье.

Скептиков высшего образования прошу лишь прочитать до конца и ответить на вопросы. И если после ответов на вопросы, вы все ещё будете считать, что высшее образование — это «зло», то я очень серьёзно готова углубиться в этот вопрос и рассмотреть ваши аргументы.

Итак, почему возникла тема. В последнее время я все чаще слышу и вижу, особенно на просторах интернета, множество антирекламы высшего образования. И поскольку я сама нахожусь в системе, знаю ее изнутри, мне кажется, я могу рассказать о ней, поругать и похвалить. И вообще имею право поднимать этот вопрос.

Нужно ли высшее образование: ох уж, эти примеры

Например, я встречала такие высказывания:

  • Сначала работаешь на зачётку, потом нигде
  • Сказки мамы на ночь: закончишь школу, закончишь университет, найдёшь хорошую работу и все будет прекрасно

В сети полно информации и статей о том, как многие именитые, известные люди, чаще бизнесмены, новаторы достигали высот. При этом в своё время они бросили университет или школу и высшего образования не получили. Мол, зачем оно нужно, зачем тратить годы на непонятное времяпрепровождение, если потом оно не нужно.

Мне тяжело и часто больно смотреть на эти высказывания. Ведь обращаются к молодёжи, на эти высказывания обращают внимание школьники, которым ещё предстоит делать выбор. И печально то, что такими мощными, запоминающимися, часто провокационными фразами и мыслями можно направить молодую не сформировавшаяся личность на ложный путь, сбить с толку. Почему?

1. Подумайте сами. В процентном соотношении, сколько историй таких успешных людей, которые, бросив ВУЗы, добились успеха? Сотые доли процента. А считал кто-то тех, кто закончил ВУЗ и стал успешным?

Об образовании этих людей никто не говорит. Это же не интересно, не провокационно! А сколько их? Часто приводят такие цифры (и кстати, неизвестно еще, откуда это взято), что около 30-40% успешных и богатых людей без высшего образования. Да, хорошая цифра! Но оставшиеся 60-70% с высшим, а не наоборот. Статистика-то в пользу образования.

Многие даже не задумываются, что успешные проекты образовались именно благодаря образованию.

Вот небольшой лишь список.

  • Google — результат научной разработки его основателей студентов Ларри Пейджа и Сергея Брина. Финансировались их разработки научным фондом, поддерживали юных разработчиков научные руководители. И представьте, что они не пошли туда учиться.
  • Но и наш отечественный интернет-гигант не отстает. Волож Аркадий Юрьевич - сооснователь и гендиректор компании
  • Уоррен Баффет. Крупнейший в мире и один из наиболее известных инвесторов. Баффетт обучался под руководством Бенджамина Грэма в Колумбийском университете, штат Нью-Йорк. По словам Баффетта, именно Грэм заложил в него основы разумного инвестирования с помощью фундаментального анализа, и описывает его как человека, оказавшего наибольшее влияние на его жизнь после отца.
  • Костин Андрей Леонидович. Президент-председатель правления ВТБ, банка, входящего в ТОП-3 Российских банков. В свое время с отличием окончил экономический факультет МГУ.
  • Авен Петр Олегович. Председатель совета директоров Банковской группы «Альфа-Банк ». Закончил экономический факультет МГУ, а позже защитил диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
  • Дмитрий Гришин. Российский венчурный инвестор глава совета директоров Mail.ru Group. Окончил МГТУ имени Баумана с красным дипломом по специальности «Системы автоматизированного проектирования».

Ну что ж, хотите быть главой банка, миллионером, создать новый Гугл или Яндекс — учитесь. Что-то не так интересно звучит, да? Не то что антипропаганда. (Я просто умолчу о врачах и ученых, они ВСЕ с образованием, и их… тысячи).

А каковы шансы, что именно этот школьник, который решил не учиться, достигнет подобного успеха? А каковы шансы, что с образованием достигнет? Неизвестно. Да-да. В том и другом случае нет никаких гарантий. Я не утверждаю, что образование сделает вас успешным. Гарантий никаких ни в том, ни в другом случае.

Образование поможет лишь тем, кому оно действительно нужно. Нужно ли высшее образование и как это определить? Поговорим ниже.

Нужно ли высшее образование? Популярные возражения

Получил диплом, а меня никто не берет на работу, приходится ходить искать места. Виновато высшее образование.

Почему-то мы считаем, что получив корочки, мы тут же устроимся, нас прямо с руками оторвут радостные работодатели. Но разве есть гарантия этого? Нет, мы давно уже живем не в Советском Союзе. Нет гарантии, что вас примут с удовольствием. А каковы шансы устроиться куда-то без образования? Еще меньше.

Я хочу сказать, что образование и устройство на работу — это два разных процесса. Да, одно отчасти зависит от другого, но важно понять, что получить образование — это еще не значит получить работу. Как в случае с образованием, так и без него, для того, чтобы найти хорошее место, нужно потрудиться, приложить усилия.

Вас это смущает? Избавьтесь в своих головах от мифа, что диплом равняется благополучному месту. С распадом СССР это перестало быть таковым. Вы можете относиться к этому как угодно. Это факт и это нужно понять. Выкиньте этот миф об устройстве на работу.

С дипломом или без нужно прилагать усилия. Котлеты отдельно, мухи отдельно. Устройство на работу — это отдельный проект. Ваш личный. Образование только даст право надеяться на некоторые должности и базу знаний для ряда специальностей. И все.

А теперь задумайтесь, виновато ли само высшее образование в том, что в вашей голове сидит этот советский миф? Вопрос риторический.

Получил диплом, работу ищу, а не могу устроиться. Работы нет. В моей отрасли все переполнено. По специальности никто не берет. Виновато высшее образование.

Сразу вопрос: а вы, когда поступали, то изучали рынок? Анализировали, где вы можете работать, насколько профессия востребована? Нет? Почему?

Почему перед тем, как отдать документы, вы не поинтересовались, каковы шансы устроиться на работу по этой специальности, какова текучка в профессии, какие шансы на развитие? Не интересовались? Почему?

Я могу сказать, что в 16 лет, когда готовилась к поступлению на химико-технологический факультет узнала по интересуемой специальности все, что было доступно. Где можно работать, каковы шансы, есть ли вакансии. Меня порадовало, что на желаемую специальность был спец. набор от работодателей, которые готовы платить спец. стипендию и ждать выпускников. Здорово, правда. Я готовилась и мечтала работать в крупной классной, процветающей компании.

Но туда я так и не поступила. Нет, с экзаменами было бы все в порядке, я сознательно не подала туда документы. Там у меня могли быть проблемы с устройством, поскольку на такие типы предприятий с осторожностью берут женщин из-за угрозы здоровью. Я решила, что этот вариант мне не подходит. Я заранее поняла, что потом меня могут ждать трудности, да и здоровье мне дорого.

Готовилась к одному, поступила в другое, на химический факультет. Где был широкий потенциал работать в безопасных пищевых, косметических и экологических областях. Я уже тогда в 16 лет об этом всем думала. А вы?

Когда мы хотим открыть бизнес (по хорошему), мы тщательно анализируем нишу, спрос, выявляем потребности потенциальных покупателей. Ведь не сделав это, можно вылететь в трубу. Когда мы встречаем людей, то мы осознанно или нет оцениваем их, насколько это хороший человек, каковы у него ценности. Нам не очень хочется общаться с алкоголиками-тунеядцами-нытиками-попрошайками, мы отстраняемся и не впускаем таких людей в свою жизнь.

А почему бездумно получаем образование такое, которое никому не нужно и еще надеемся, что нас как высококлассных специалистов оторвут с руками? Идите учитесь на учителей, врачей — там спрос огромный. Не хочется? Хочется на юриста? Там халява и деньги? Так не удивляйтесь, что юристов полно и шансы на устройство минимальны.

А теперь задумайтесь, виновато ли само высшее образование в том, что вы не подумали заранее о работе? Еще один риторический вопрос.

Знаю людей с образованием, они какие-то тупые и глупые. Образование их портит

На самом деле, какое бы внешнее культурное воздействие ни было, человек становится умным, эрудированным, грамотным САМ. Да, среда может внести свои коррективы, молодой человек может попасть в дурную компанию. Но те, кто желают развиваться, развиваются. А кто любит лишь попивать пивко, да играть в танки, не станут великими учеными и изобретателями, в каком бы элитном ВУЗе не учились.

Любой человек может запустить себя, а может постоянно развиваться, совершенствовать личные качества. Только это работа самого человека, за него не должен и не может это делать кто-то другой. Вы все еще думаете, что это должны быть университетские преподаватели?

Пока учился, понял, что хочу заниматься другим. Открыл свое дело, занялся дизайном/решил заняться психологией/вырезать мебель/ путешествовать и тп. Высшее образование виновато в том, что мешало заниматься любимым делом.

В коучинге есть один удивительный, прекрасный принцип «каждый человек делает ЛУЧШИЙ выбор в данный момент». Тогда в 16-17-18 лет, вы просто не могли знать, что через 2-3 года вы займетесь починкой байков и это будет настоящим удовольствием для вас, станет делом жизни.

Тогда у вас, не было того опыта, тех знаний, которые есть сейчас. Тогда вы сделали этот выбор, потому что не знали, что вам может понравиться в будущем. Тогда вы еще только-только начали понимать, чего хотите в жизни. Вышка была приемлемым вариантом на тот момент. Вы не стали слоняться по дворам, попивая пивко с «друзьями», а стали учиться хоть чему-то, возможно, нашли настоящих друзей среди однокурсников, встретили будущую жену/мужа, участвовали в студенческих мероприятиях.

У многих из нас в голове сидит миф о том, что однажды сделав выбор профессии, мы навсегда в ней останемся. Друзья, это МИФ, МИФ, МИФ. Можно (и нужно) менять род своей деятельности. Нет ничего ужасного, если через год-два-три после поступления, вы поняли, что это не ваше, если вы нашли дело, которое вам нравится больше. Так это же прекрасно!

Некоторые мои одногруппники/однокурсники закончили образование и поняли, что эта специальность была не для них. Еще в ходе основной учебы некоторые поступили на второе высшее, кто-то закончил курсы переподготовки. Выучились, устроились и счастливы себе в новой сфере. Это же хорошо, и это их жизненный путь.

Виновато ли образование, что вы сами не знали в свои 16-17-18 лет, чего хотите? Да опять этот риторический вопрос!

А может, вы поступили, потому что настояли родители, за компанию с другом, потому что модно? А потом говорите, что образование бесполезно. Я так очень аккуратно, не сочтите за дерзость, хочу поинтересоваться, а не ваша ли в том вина ответственность, что вы выбрали образование, поддавшись внешнему влиянию?

Так виновато ли образование, что поступили вы не по собственному желанию? (Да что за эти риторические вопросы, надоели уже!)

Проанализируйте, нужно ли вам высшее образование

Итак, если вы негативно относитесь к образованию, ответьте на вопросы:

  • Та специальность, куда вы поступили, является ли желанной, является ли вашим любимым делом? Была ли таковым на момент поступления?
  • Вы анализировали заранее возможности устройства на работу? Просматривали спрос на специалистов по этой специальности?
  • Вы делали усилия по поиску работы? Насколько качественно вы искали себе место?
  • Вам действительно нравится делать то, чему вы научились?

Если вы ответили ДА на все вопросы, если вы сделали все, что зависит от вас, и при этом считаете, что высшее образование — не нужно, тогда мне очень интересна ваша позиция, я с удовольствием в комментариях рассмотрю с вами эту тему.

Больше всего печально смотреть, что пеняют на ВУЗы в основном те, кто пошел учиться туда не по своему желанию, ничего не делал, чтобы узнать о будущей работе, не предпринимал попыток использовать свои знания. А потом обвиняют образование в своих неудачах. Согласитесь, это позиция ребенка, подростка, но не взрослого человека.

С мифами разобрались. Теперь мое мнение, нужно ли оно, это образование.

Я считаю, что образование нужно. НО. Не всем.

Кому НЕ нужно высшее образование? Тем, кто занимается своим любимым делом и при этом для вашего дела диплом НЕ нужен. Кто-то мастерит, кто-то пишет сказки, кто-то чинит байки, кто-то продает свои поделки, кто-то воспитывает детей, кто-то строит бизнес. Зачем вам образование в том, что не ваше? Не за чем. Оно лично вам не нужно и все. Точно так же как не нужен тулуп и валенки, если вы в тропиках живете и у вас 30-градусную жара круглый год. Сам тулуп и валенки — вещь хорошая, но вам лично они не нужны.

Если же для вашей любимой деятельности обязательно нужен диплом (например, если вы врач и вам это очень нравится), то да, образование нужно. Обязательно.

Мы так часто виним всех и вся (образование, государство, президента, страну, родителей, общество) в наших неудачах. Мы часто вспоминаем о таком пафосном слове как «ответственность», когда дело касается других. Но, увы, столь редко помним об этой ответственности, когда речь идет о собственном образовании. Ведь мы сами пошли на это образование, так почему виним кого-то или что-то в неудачности этой попытки?

Это мы делаем выбор, подчиняться внешнему давлению или идти своим путем. Это мы меняемся, взрослеем, получаем опыт. У нас практически всегда есть реальный выбор, и абсолютно всегда есть выбор своей реакции. Это называется проактивность, если вы читали С. Кови или Виктора Франкла.

Кому еще не нужно образование? Тем, кто выбрал профессию в быстроменяющейся сфере. Веб-программирование, большинство специальностей в маркетинге и веб-профессий (таргетологи, рекламщики, SEO и SMM специалисты), бизнесы всех уровней. В этих сферах все меняется быстрее, чем модифицируются учебные планы. Да, система образования со своими стандартами менее поворотливая. Она по определению, по сути своей не может угнаться за этими сверхскоростными областями.

И если вы задались вышеуказанными вопросами о будущем устройстве, вы сразу поймете, что образование по таким специальностям скоро устареет. Я призываю вас всегда думать вперед, это главное.

Образование как ресурс

Думаю, вы поняли, что само образование здесь нейтрально. В системе есть свои пробелы, прорехи, а есть и положительные стороны. Как и везде. Это точно такой же внешний ресурс, как и все остальное. Мы можем им пользоваться или нет. Мы можем его, то есть образование, выбирать, менять, не заканчивать или заканчивать, пользоваться им или не пользоваться.

Образование — это ресурс. Как время, деньги, материалы для строительства, дома, машины, умение водить эту машину, навык , компьютер и смартфон, кредиты в банках. Бывают откровенно ужасные ресурсы, прогнившие и обветшавшие. Бывают прекрасные. Мы сами себе выбираем, какими ресурсами пользоваться, а какими нет. Вы же не берете кредиты в каждом втором банке просто потому, что:

  • реклама понравилась
  • родители настояли
  • кредит — это модно
  • за компанию с другом
  • а что, у всех кредиты и у меня то же…

а потом сидите и плачете, оттого, что по уши в долгах и вините банки, за то, что они такие-сякие кредиты выдают. Так и с образованием. Если вы будете рассматривать его как ресурс, будете выбирать под ваши нужды, искать хороший ВУЗ с нужной программой, примерами успешных выпускников, отзывами (а не подаваться туда, где обучают кое-как и не тому, что нужно), то образование станет одним из самых удачных вкладов в свое будущее.

Заканчиваю сие длительное повествование, а то боюсь надоела уже.

Выводы

Давайте подведу итог, чтоб собрать мысли в кучку. Несколько основных выводов:

  1. Высшее образование — не зло и не добро. Это ресурс, который нужно использовать разумно.
  2. Есть люди, которым образование для жизни не нужно. И не надо его тогда получать.
  3. Есть люди, которым образование необходимо. Добро пожаловать в стены университета.
  4. И главное: учиться надо тому, что любишь, что нравится, от чего горят глаза. Это относится не только к высшему, а к любому образованию.

А вы что думаете по этому поводу?

Вокруг высшего образования ведутся постоянные споры. Кто-то считает, что без него никуда, другие уверены, что обучение в вузе - пустая трата времени. Так кто же прав? Давайте разбираться вместе.

Преимущества и недостатки высшего образования

У высшего образования есть свои плюсы и минусы. Основные преимущества:

  • Возможность карьерного роста. В большинстве госструктур невозможно занимать руководящие должности без высшего образования.
  • Получение специальных знаний. Есть ряд профессий, которым можно научиться только в вузе.
  • Преимущество при трудоустройстве. Работодатели чаще всего хотят видеть у себя специалистов высшей квалификации.
  • Получение полезных навыков. В вузе вы научитесь быстро находить нужную информацию, а также систематизировать и обрабатывать ее. Выработаете способность к самообучению.
  • Расширение кругозора. Вам придется изучать много разных дисциплин, с которыми в обычной жизни вы бы не познакомились.
  • Приобретение коммуникативных навыков и полезных связей. Вы научитесь договариваться и находить общий язык с разными людьми. Вас ждет много новых знакомств, которые могут принести пользу в дальнейшем.

К недостаткам можно отнести:

  • Длительный период обучения. Вы проведете за партой 5-6 лет своей жизни. Все это время придется сидеть на шее у родителей, ведь не все могут учиться и работать одновременно. А если все же найдете работу, будет очень сложно совмещать.
  • Высокая стоимость обучения. Попасть на бюджет удается далеко не всем, поэтому будьте готовы выложить немаленькую сумму за весь срок обучения. Особенно если хотите поступить в престижный вуз.
  • Недостаточное получение практических навыков. Вузы дают больше теории, чем практики. В итоге приходится обучаться на рабочем месте.
  • Большие нагрузки при обучении. Поскольку вуз дает широкие знания, вас ждет много новых дисциплин. Большую часть времени придется обучаться самостоятельно. Плюс вас ожидают контрольные, курсовые, рефераты, зачеты, экзамены. Такой ритм не все выдерживают.

Профессии, которые требуют наличия высшего образования

Существуют сферы деятельности, где без высшего образования никак не обойтись. Мы составили список профессий, которые можно получить только в вузе:

  • вирусолог;
  • биофизик;
  • авиаконструктор;
  • культуролог;

Профессии, для которых достаточно СПО

В колледжах представлен широкий выбор направлений, которые востребованы на рынке труда. В основном это рабочие специальности и из сферы услуг. В отличие от вузов, обучение в колледже больше направлено на получение практических навыков. Как правило, после окончания можно сразу приступить к работе. Работодатели охотно принимают таких специалистов. Вот наиболее востребованные профессии:

  • автомеханик;
  • повар;
  • кондитер;
  • парикмахер;
  • педагог начальных классов;
  • системный администратор;
  • строитель;
  • медсестра;
  • косметолог;
  • дизайнер;
  • специалист по гостеприимству.

Профессии, которые не требуют специального образования

Есть ряд специальностей, которые можно освоить самостоятельно или на специальных курсах . А для некоторых и вовсе достаточно иметь минимальные навыки и физическую выносливость. Вот список самых популярных профессий:

  • официант;
  • продавец-консультант;
  • оператор cаll-центра;
  • менеджер по продажам;
  • аниматор;
  • курьер;
  • водитель;
  • копирайтер;
  • smm-менеджер;
  • охранник;
  • фотограф;
  • флорист;
  • визажист.

Все эти специальности востребованы на рынке труда, но вас ждет большая конкуренция. Чтобы достичь успеха, нужно все время совершенствоваться.

Как принять верное решение?

  • Прислушивайтесь к себе. Не идите в вуз только потому, что это считается престижным или настаивают родители. Жить и работать потом вам.
  • При выборе профессии учитывайте не только ее престижность, но и свои способности и наклонности. С этим вам помогут тесты по профориентации.
  • Изучите рынок труда. Узнайте, какие специальности наиболее востребованы, обратите внимание на уровень зарплаты.
  • Не стоит выбирать чересчур популярные направления . При переизбытке специалистов могут возникнуть трудности с трудоустройством.
  • Если вы выбрали вуз, посетите его заранее, пообщайтесь с нынешними студентами. Изучите условия обучения, уровень преподавания и т. д.
  • Если вы до конца не определились с выбором направления, не спешите. Не поступайте, лишь бы поступить. Поступите в колледж или устройтесь на работу. Так вы не потратите время зря. Получить высшее образование никогда не поздно.

Получать высшее образование или нет, зависит от направления, которое вы выбрали. В любом случае, чтобы добиться успеха, вам придется много работать и постоянно самосовершенствоваться.

Итак, средняя зарплата очень среднего молодого специалиста по сравнению с 2015 годом в 2016 году выросла... аж на 300 рублей. Это если выпускник вуза нашел работу. Недавно опубликованный мониторинг Минобрнауки дает цифры: находят чем заняться только 75% окончивших университеты и институты. В мониторинге, правда, не говорится соответствует ли полученная в высшем учебном заведении специальность тому, за что молодому человеку платят зарплату. Могу предположить: работа продавцом в овощном магазине или приемщиком в химчистке - тоже вариант для выпускников экономических и юридических факультетов.

Вопрос только - нужно ли было просиживать четыре года в аудитории, чтобы потом раскладывать по полкам капусту и укроп? И зачем вообще нужно высшее образование? (Кстати, выпускники экономических и юрфаков в среднем даже недотягивают и до 27 700 - у них зарплаты 27 тысяч и 26 тысяч рублей соответственно.)

Кто молодец

Собственно, мониторинг дал вполне ожидаемые результаты. Находят работу по специальности и неплохо зарабатывают выпускники МГУ , СПбГУ и Национальных исследовательских университетов - такой статус не так давно получили ведущие российские вузы (см. таблицу). Среди нужных специалистов - авиационные и ракетно-космические инженеры, медики, фармацевты, знатоки ядерной энергетики, теплоэнергетики, химических технологий, геологи, горняки и нефтяники (см. таблицу).

Но таких специалистов у нас готовят полсотни вузов. Вопрос - а кого готовят остальные почти девять сотен?

Вуз или не вуз

А-а-а, вот ваши дети университеты пооканчивали, а наших вы в ПТУ запихнуть хотите! - это обычная первая реакция на разговор о том, куда поступать и зачем.

И на следующий вопрос: «А вы уверены, что именно вуз сделает дальнейшую жизнь вашего ребенка счастливой и успешной?» возникает долгое задумчивое молчание.

Школа, вуз, работа - это давно привычная схема. И мало кто из родителей, а тем более бабушек и дедушек готов согласиться, что она устарела. Между тем большинство вузов не столько учат, сколько доращивают детишек. Первые два года минимум. Только где-то лет в 19 у ребят просыпается понимание: «Ой, куда я поступил? Зачем мне это?!»

Главный игрок на рынке профориентации - вуз, - рассказывал на Радио «КП » Владимир Оглоблин , партнер профориентационного портала «Проект Про», эксперт комитета по образованию «Деловой России ». То есть только в вузе, и то не сразу студенты соображают, какую профессию получают. И задумываются.

В итоге выходят условными «специалистами» и не в состоянии выстроить карьеру. Да и какому работодателю нужен вялый специалист, который из-под палки делает нелюбимое дело?

А можно было поступить по-другому? Можно! Вуз - это только одна из возможных траекторий. И не всегда лучшая. Слабый вуз - почти всегда гарантия неуспешности в жизни после его окончания. Знаний мало, перспективы доучиться немного. При этом сегодня вариантов, чтобы выстроить успешную карьеру, множество.

Главный вопрос - не где учиться, а какой набор навыков, умений, знаний ты хочешь получить, чтобы стать успешным и востребованным на рынке труда, - объясняет Оглоблин. - Ты выбираешь учебное заведение по тому, какие компетенции оно тебе дает, как изменится твоя цена после этого на рынке. Это как в компьютерной игре. Занял один уровень, прокачал, набрал силу и иди на следующий. Для этого есть колледжи, курсы, онлайн-обучение, короткие программы, образовательные семинары. В колледже за два-три года можно получить профессию программиста, системного администратора, специалиста по туризму или гостиничному хозяйству, дизайнера, слесаря, оптика. Мерчандайзер (товаровед по-старому) в Москве может рассчитывать максимум на 35 - 40 тысяч рублей. А токарь 5-го разряда, разбирающийся в современных станках и технологиях, будет зарабатывать от 50 тысяч, а то и все 100. Хочешь развиваться дальше - прокачивай следующий уровень.

Выбор вуза в этом смысле - это длинное, сложное и рискованное дело, - продолжает Оглоблин - В советское время можно было за пять лет получить диплом и потом почти всю жизнь его монетизировать. Сегодня надо постоянно развиваться. Помните, в прошлом десятилетии были популярны пейджеры? Их выпускали сотнями тысяч, компании работали. За пять лет индустрия развернулась и исчезла. А скоро исчезнет такая отрасль, как автомобильные перевозки. Вернее, принципиально изменится. Не нужно будет столько водителей, диспетчеров - по дорогам будут ездить машины с автопилотом.

- А если все-таки родители настаивают - надо идти в вуз?

Мой совет: выбирать максимально сложное для себя. Если уж ты тратишь 4 - 5 лет жизни, постарайся выжать из них максимум, пока мозг активный, пока нет нагрузки в виде семьи, ипотеки. Думаю, менеджмент, экономика, юриспруденция, любая гуманитарная специальность, которую можно получить, почитав книги, послушав онлайн-курсы, - это не то, на что стоит тратить время в вузе.

ВАЖНО!

По данным Аналитического центра при правительстве РФ , в ближайшее время каждый десятый выпускник вуза может остаться без работы после завершения обучения. Предложение превышает спрос на рынке труда на 18%.

Для того чтобы получать образование, а не «доращиваться» в вузе, теряя годы, нужно еще в школе понимать, кем хочет стать ребенок. Можно ли определиться еще за партой? Владимир Оглоблин говорит: можно.

У ребенка, вполне естественно, не может быть полного представления о той или иной профессии, - объясняет Владимир. - Поэтому мы употребляем такое слово, как «гипотеза». В каком месте ребенку было бы интересно, комфортно, где бы мог зарабатывать? - рассуждаем мы вместе с родителями. - Ребенок говорит: хочу быть маркетологом. Отлично. Что для этого нужно, чтобы проверить эту его гипотезу? Можно пройти тест, посмотреть, как твои способности коррелируют с этой профессией. Можно сходить в компанию, которая занимается маркетингом, посмотреть на этих людей, понять, хочешь ли ты среди них всю жизнь прожить. Есть вузы, в которые можно сходить. Есть лидеры профессионального мнения, состоявшиеся маркетологи, биографию которых ты можешь изучить и подумать, насколько тебе такой путь в жизни близок. Есть практики и стажировки - не думаю, что какая-то компания откажет, если придет школьник с родителями и попросит посмотреть, как здесь работается сотрудникам.

- Насколько объективны тесты?

Тест позволяет ребенку сориентироваться хотя бы в первых двух-трех гипотезах, кем он хочет стать. Тесты бывают разные. Есть Центр гуманитарных технологий при МГУ с базой, основанной еще на исследованиях советской школы. Причем тест можно пройти дистанционно из любого региона. Он помогает найти свой вуз. У нас тоже есть свой тест - он больше ориентирует на выбор профессии, а не вуза. Чем раньше вы нащупаете, что вашему ребенку интересно, тем больше шанс, что он станет успешным.