Военная шхуна. Военные парусники: X-XVII вв.: ког, каракка, галеон, фрегат, корвет, шхуна, бриг, бригантина, каравелла. Виды парусников. Sos над атлантикой

Военные парусники: X-XVII вв.: ког, каракка, галеон, фрегат, корвет, шхуна, бриг, бригантина, каравелла. Виды парусников.

Различия между парусными торговыми и во­енными парусниками не так четко и ясно выражены, как различия между гребными военными судами и торговыми парусниками древних времен. В эпоху гребных судов средневековья, кроме, или военных галер, существовали также«фламандские галеры» и «румынские галеры», предназначавшиеся для перевозки товаров, хотя они были вооружены и оснащены, как боевые суда.

Торговым парусникам, подобно фламандским и румынским галерам, приходилось совершать дол­гие путешествия, подвергаясь опасности нападе­ния вражеских судов и морских пиратов. Поэто­му им надо было быть хорошо вооруженными, чтобы иметь возможность эффективно защищать­ся. Это стало наиболее актуальным после вели­ких географических открытий, когда каракки и галеоны, неся домой свой драгоценный груз, ста­новились желанной и соблазнительной добычей, что вынуждало их быть готовыми защищать себя от нападения судов, подобных им размерами и вооружением.

Имеющиеся у нас источники не делают чет­ких различий между торговым и военным гале­оном, и даже к концу эпохи парусных судов в первой половине XIX столетия между трехпа­лубным кораблем, или военным фрегатом, и такого же водоизмещения торговым судном не было различия ни в конструкции корпуса, ни в компоновке и расположении парусов. Конструк­тивные различия стали иметь место после внед­рения парового двигателя.

Самым старым военным парусником Средиземно­морья являлся ког, служивший преимуществен­но в качестве грузового, а также военного суд­на, как это было, например, во флотилии, сна­ряженной Венецианской республикой для крес­тового похода в 1202 г. В этой флотилии было четыреста восемьдесят судов, включая сто двад­цать усиер (судно для перевозки лошадей), и большое количество когов, соответствующим об­разом экипированных осадными башнями и пе­реносными мостами для штурма стен городов, которые предстояло брать. Эти суда играли ак­тивную роль в завоевании Константинополя. При атаке на город галеры высадили солдат с лест­ницами для подъема на стены, а затем отошли, освободив место для когов, которые с башнями и переносными мостами подошли под самые стены, так что солдаты, штурмовавшие стены, оказались практически на том же уровне, что и защитники города. Как известно, Константино­поль был взят 17 июля 1203 г. крестоносцами, которые изгнали византийских императоров из Восточной Римской империи, создав недолговеч­ную Латинскую империю.

Когда Жан де Бриенн, предводитель кресто­носцев, обложил в 1218 г. Дамьетту, для под­держки штурма он использовал коги, связанные попарно, о чем свидетельствует хроникер Оливь- еро да Колонья.

Коги составляли часть флотилии Бьяджио Ас- серето у Понзы в 1435 г., но они, по всей веро­ятности, представляли собой уже совершенно другой тип судна, хотя и носили то же название.

В XIII в. в дополнение к когам существовали и другие довольно крупные суда, именовавшиеся просто «корабль». Мы имеем возможность уви­деть довольно точное изображение парусного корабля 1268 г. в морском договоре «Contractus Navigiis Dominis Regis cum Venetis», который король Франции Людовик подписал с Венециан­ской республикой с целью поставки судов для крестового похода. Этот договор содержит пере­чень размеров и особенностей некоторых судов, в частности, носивших названия «Санта-Мария», «Рокфор» и «Святой Николай». «Рокфор» имел киль длиной в 103,34 фута (31,5 м) и общую длину в 162,4 фута (49,5 м), ширину в 46,94 фута (14,31 м), две полные палубы, главную палубу и надстройки на носу и корме высотой в три твиндека (межпалубное пространство; здесь имеется в виду: «высотой в три этажа»). Коман­да насчитывала сто десять человек, однако суд­но могло взять на борт от семисот до восьмисот человек и пятьдесят лошадей.

Из заключенного с Генуей договора на пос­тавку судов явствует, что генуэзские суда имели две мачты (самая высокая впереди), латинс­кое парусное вооружение (косые треугольные па­руса на мачтах) и два рулевых весла на корме. Эти суда классифицируются как корабли, а не как коги возможно потому, что они были круп­нее и имели такелаж (веревочные ванты и снас­ти) на двух мачтах с латинскими парусами. Гла­ва одиннадцатая «Imposicio Officii Gazakiae» 1141 г. проводит различие между когами и ко­раблями, но поскольку те и другие были одина­ковых размеров, относит их к одному и тому же классу военных судов. Описываются характерные особенности корабля, подтверждается, что он до­лжен иметь грот с бонетом (добавочное полотни­ще, пришнурованное или пристегнутое к нижней кромке основного квадратного паруса для увели­чения его полезной площади), то есть, другими словами, прямой, а не латинский парус и вторую меньшую мачту. Поэтому корабли 1441 г. имели две мачты с прямым парусным вооружением.

Средиземноморский ког 1200-1400 гг. совер­шенно отличался от североевропейского кога. Последние представляли собой средних размеров суда с одним большим прямым парусом и всего одной палубой.

В своих «Хрониках» Джованни Виллани сви­детельствует, что около 1304 г. «некие люди из Байонны в Гаскони на судах, которые они назы­вали когами, прошли через Гибралтарский про­лив и явились в наше море как пираты... с тех пор генуэзцы, венецианцы и каталонцы плавают на когах поскольку коги более надежны и дешевы, како­вое обстоятельство обусловило значительные из­менения в составе нашего военного флота». В сражении между судами Гая Фландрского и Райньера Гримальди из Генуи, которая имела место в августе 1340 г., Виллани говорит, что у Райньера было двадцать пять галер, прибывших из Генуи, и двадцать круглых (парусных) кораб­лей, оснащенных в Кале, тогда как Гай Флан­дрский имел восемьдесят когов с надстройками и оснасткой «соответственно особенностям того моря», и с командой не менее ста человек.

Хроникер в двух местах продолжает подчер­кивать, что североевропейские коги имели иную оснастку, чем средиземноморские, и что их ис­пользование у моряков Средиземноморья в нача­ле 1300 г. получило широкое распространение, вынудив их «отказаться от плавания на больших кораблях».

Наиболее достоверные изображения североев­ропейских когов можно видеть на многочислен­ных печатях немецких городов, присоединивших­ся к Ганзейскому союзу, и в особенности на печати города Эльбинга, которая может быть датирована приблизительно 1350 г. Ког на ней имеет круто изогнутый прямой форштевень и ах­терштевень, один руль и одну мачту с прямым парусом. Когда ког прижился в Средиземноморье, он, вероятно, увеличился в размерах, продолжая сохранять форму корпуса и парусное вооруже­ние, о чем свидетельствует Филиази в своей «Memorie Storiche di Venezia», где он ссылает­ся на коги, способные перевозить от семисот до восьмисот человек. Декрет, провозглашенный до­ном Педро Арагонским в 1340 г., ставит коги в один ряд крупными кораблями: «Que si alguna паи, cocha о altro vexel gros...» («так что если любой корабль, ког или другое крупное судно...»).

После кога, следующим этапом стала «каракка» - тип судна, чье использование приняло широкое распространение в Средиземноморье и Атлантическом океане в начале XV в. Характер­ным для каракки было наличие мачты с прямым парусным вооружением, расположенной чуть впе­реди миделя (середина корпуса судна), и задней мачты с косым латинским парусом.

Ранее изображение каракки можно найти на картине Жентиле де Фабриано, хранящейся в Ватиканском музее. Запечатленная художником каракка имеет квадратный грот, снабженный «бо- нетом», т. е. полосой парусины, добавленной к нижней кромке паруса для увеличения его по­

лезной площади. Это небольшая каракка с од­ной мачтой, вооруженной прямым парусом, и одной мачтой с латинским парусом на корме. Другой характеристикой этого типа судна явля­ется то, что его носовая надстройка (полубак) сильно выступает вперед за форштевень, обыч­но располагаясь над бушпритом, причем эта надстройка всегда бывает высотой в два, а то и в три твиндека.

В XV и XVI столетиях размеры каракки уве­личивались, и её паруса крепились на четырех мачтах, причем две передние были вооружены прямыми парусами, а две задние - косыми ла­тинскими. В дополнение под бушпритом, подо­бно парусу «долонис» на римских кораблях, ста­вился еще один прямой парус, получивший на­звание «блинд». В то время, как у прежних каракк обе мачты с прямым парусным вооруже­нием имели только по одному рею и по одному парусу, в период примерно от 1500 до 1520 г. стал применяться второй рей для марселя (вер" хний парус, иногда второй и третий снизу па­рус) на судах с прямым парусным вооружением. Этот парус изображен на картине, хранящейся в Гринвичском военно-морском музее, на кото­рой представлена португальская каракка «Санта Катерина до Монте Синай», и которая может быть датирована приблизительно 1520 г.

Дальнейшее увеличение парусности было до­стигнуто благодаря добавлению брамреев на двух мачтах с прямыми парусами и двух косых ла­тинских парусов на обеих задних мачтах, как это видно на знаменитой английской каракке «Хенри Грейс а Дьё», построенной в 1514 г.

Галеоны и каракки имели одинаковые паруса, но различной формы корпуса: вместо того чтобы нависать над бушпритом, баковая надстройка сдвигалась в сторону кормы, оставляя спереди выступающую часть палубы, называемую «галь­юном», отчетливо видную на английском галео­не «Арк Ройял», построенном в 1587 г. и изо­браженном на картине, живописующей разгром ис­панской Непобедимой Армады в Дувре в 1588 г. Гальюн показан еще более четко на изображе­нии французского галеона «Сен Луи», построен­ном в Голландии. Любопытной особенностью является вертикальная мачта на конце бушпри­та, оснащенная прямым парусом, носящим название «бом-блинд-бовен», тогда как под буш­притом имеется обычный блинд. Паруса этого галеона размещены только на трех мачтах, пос­кольку у него имеется лишь одна задняя мачта с латинским парусным вооружением. Есть и третий прямой парус, так называемый брамсель, на двух передних мачтах. На большом английском галеоне «Соврин ов де Сиз» постройки 1637 г. на двух передних мачтах имеются третий и четвер­тый прямые паруса, и два прямых паруса над косыми латинскими на крюйс-стеньге.

Пока на огромных английских галеонах пару­са постоянно усложнялись, в Голландии начали строить суда с намного более простыми паруса­ми, с целью уменьшить число членов команды, необходимых для маневрирования ими. Эти суда, носившие название «флейт», имели две мачты с прямыми парусами, одну мачту с латинским па­русом, блинд и бом-блинд-бовен на бушприте и имели особенностью, общую для прочих судовмсверкала вычурными резными украшениями, по­золотой, а также рядом широких застекленных окон для кают офицеров, командиров и пассажи­ров высокого ранга. В парусном вооружении этих трехпалубников можно заметить постепенное ис­чезновение блиндов и принятие на вооружение кливеров (передний косой парус на носу между фок-мачтой и бушпритом) и стакселей (косой парус между задними мачтами).

Когда стали делать закругленной надводную часть кормы, отказались от резных украшений и полностью исчезли блинды, трехпалубники при­няли ту законченную форму, которая сохраня­лась до середины XIX столетия.

Трехпалубники были наиболее крупными из военных парусников, и вплоть до конца XVIII в.

их размеры и боевая мощь определялись коли­чеством пушек. Так, например, характеризовал­ся «Васа» - шестидесятичетырехпушечный швед­ский трехпалубник, или «Ла Куронн» - семиде- сятидвухпушечный французский трехпалубник. Другой метод классификации, различавший суда по рангам, или классам, основывался, опять-таки, на количестве орудий: трехпалубный корабль с количеством пушек от семидесяти до восьмиде­сяти относился к первому рангу, судно с чис­лом пушек от пятидесяти до шестидесяти - ко второму, и так далее. В 1700 г. эта довольно грубая классификация была заменена другой, по которой в дополнение к количеству пушек при­нималось во внимание также и количество объ­единявших их артиллерийских батарей, распо-ложенных вдоль бортов судна. Так, у трехпалуб­ного корабля было три расположенных друг над другом батареи Ьрудий, включая батарею на глав­ной палубе, и Этаким образом (как подсказывает название) он имел три палубы; фрегат имел две расположенные друг над другом батареи и поэтому имел две палубы; наконец, корвет имел лишь одну батарею и поэтому одну палубу.

Что касается парусов, то трехпалубные ко­рабли, фрегаты и корветы имели по три мачты с прямым парусным вооружением, бушприт и кливера. Само собой разумеется, что по мере уменьшения размеров корпуса судна уменьшались и мачты, и паруса.

Вообще говоря, трехпалубные суда относились к военным парусникам, или линейным кораблям, тогда как фрегаты и корветы, не столь мощно вооружен­

ные, не входили в состав основных боевых фор­мирований эскадры.

Суда, имевшие вместо трех мачт с прямыми парусами лишь две, но с бушпритом и кливера­ми, назывались бригами. Если вместо прямых парусов у них были две или три мачты с косы­ми парусами, другими словами, бизани (самая задняя мачта, обычно имеющая гафельное воору­жение) и гафели (наклонное рангоутное дерево, служащее для крепления и растягивания верх­ней кромки косого паруса, имеющего форму не­правильной трапеции), но ни в коем случае не латинскими, они назывались шхунами. Судно с прямыми парусами на задней мачте и косыми на передней классифицировались, как бриганти­на. У этих судов обычно была только одна па­луба и одна артиллерийская батарея.

shopProduct Object ( => Array ( => 174 => => Набор для постройки модели корабля VIRGINIA американская военная шхуна. Масштаб 1:41 => => В начале 19 века американцы остро столкнулись с нехваткой кораблей определенного типа, необходимых для быстрых перевозок. Это подтолкнуло кораблестроителей к производству большого числа небольших судов, имеющих на вооружении косые паруса. Здесь маневренность и быстрота сочетались с элегантностью, представлявшей собой еще один несомненный плюс. Для справедливости надо отметить, что первые шхуны появились в Голландии 17 века, и само слово имеет местные корни, однако широкое применение данный тип кораблей нашел лишь в Северной Америке и с тех пор ассоциируется именно с ней. Шхуна «Вирджиния» была спущена на воду в 1819 году, для этого времени она могла развивать неплохую скорость, а также имела достаточное вооружение для осуществления береговой охраны. Прежде всего, учитывая специфику судна, его использовали для борьбы с контрабандистами. => => Вирджиния, VIRGINIA, ARTESANIA LATINA, американская военная шхуна, судомоделизм, судомодели, модели кораблей, магазин моделей, набор для сборки => Набор для сборки модели корабля - Вирджиния (VIRGINIA) американская военная шхуна. Производитель ARTESANIA LATINA. Всё для судомоделизма! =>

История корабля VIRGINIA

В начале 19 века американцы остро столкнулись с нехваткой кораблей определенного типа, необходимых для быстрых перевозок. Это подтолкнуло кораблестроителей к производству большого числа небольших судов, имеющих на вооружении косые паруса. Здесь маневренность и быстрота сочетались с элегантностью, представлявшей собой еще один несомненный плюс. Для справедливости надо отметить, что первые шхуны появились в Голландии 17 века, и само слово имеет местные корни, однако широкое применение данный тип кораблей нашел лишь в Северной Америке и с тех пор ассоциируется именно с ней. Шхуна «Вирджиния» была спущена на воду в 1819 году, для этого времени она могла развивать неплохую скорость, а также имела достаточное вооружение для осуществления береговой охраны. Прежде всего, учитывая специфику судна, его использовали для борьбы с контрабандистами.

Впоследствии шхуны использовались не только для морских и прибрежных перевозок, но и для передвижения по рекам и озерам. Так в период расцвета кораблей данного типа между Америкой и Канадой курсировало свыше 2 000 кораблей. «Вирджиния», как и большинство судов ее класса, отлично ходила при боковом ветре, поскольку косое расположение паруса существенно снижает объем бегучего такелажа и упрощает оснастку. В результате еще и сокращался экипаж, что снижало стоимость эксплуатации судна. В условиях начавшейся конкуренции в судостроении это зачастую имело решающий характер, так как при сходной скорости стоили такие суда намного дешевле. Шхуна «Вирджиния» представляет собой классический корабль эпохи, ставший одним из символов бурного развития американского континента.

Описание набора для постройки модели корабля VIRGINIA

Набор для постройки корабля представлен испанской компанией Artesania Latina, чью продукцию традиционно отличает красота и отличное качество. Материалом для создания судна послужило дерево, при этом комплект отличает низкая стоимость, тогда как качество нисколько не уступает аналогичным моделям верхнего ценового сегмента. В частности здесь имеет место наборный корпус с двойной обшивкой, где нижний цвет создан из липы, а верхний - из ореха, что придает кораблю благородный внешний вид. Палуба отлично детализирована и включает в себя множество элементов, рангоут также создан из ореха и отлично гармонирует с корпусом. Материалы для такелажа прилагаются в комплекте, где также присутствуют уже готовые паруса.

Киль и форштевень имеют светлый оттенок, а шпангоуты имитированы на фальшбортах. Для палубных настроек приготовлены различные рейки из 6 древесных пород, а руль крепится на петлях. Артиллерия в виде карронады зафиксирована на поворотном станке, а материалом для юферсов и блоков послужил светлый самшит. Инструкция включает в себя книгу с подробным описанием работ, а также 39 фотографий, иллюстрирующих каждый этап сборки, что позволяет произвести ее в сжатые сроки и без ошибок.

НАБОР ИМЕЕТ ПЕРЕВЕДЕННУЮ НА РУССКИЙ ЯЗЫК ИНСТРУКЦИЮ.

=> 1 => 2010-07-07 07:23:39 => 2017-12-05 13:15:18 => 1 => 0 => 3 => 1005383 => => => 98069 => jpg => product174.php => 0.00 => 7420 => 0 => RUB => 7420.0000 => 7420.0000 => 0 => 1 => => => 0 => 11400.0000 => 89 => => 0 => 0.0000 => 0.0000 => 0.0000 => 1 => RUB => 7420.0000 => 7420.0000 => 7420.0000 => 7420.0000 => 7420.0000 => 7420.0000 => 0.0000 => 0.0000 => Array ( => Array ( => 98069 => 174 => => AL22135-RUS => 1 => => => 7420 => 7420 => 5192 => 0 => 1 => 1 => 2147483647 => => 0 => => 0 => Array ( => 1 => 0) => RUB => RUB => 7420 => 7420 => 0 => 0 => 7420 => 0)) => Array ( => Array ( => 89 => => 36 => 37 => 1 => 2374 => Модели парусных кораблей => => Модели парусных кораблей из дерева - купить в интернет-магазине «Мир Моделей» | Деревянные макеты кораблей-парусников для сборки => купить цена интернет-магазин => Модели парусных кораблей. «Мир Моделей» – это более 6000 наименований товаров для моделизма от 300 мировых брендов, а также собственное производство и доступ к специализированной литературе. Портал объединяет сайты магазина, форума, мастерской, блогов моделистов. Всё для моделирования в одном месте! => 0 => modeli-parusnykh-korabley => derevyannye-modeli/modeli-parusnykh-korabley => 381 =>

Моделирование увлекательно и интересно, особенно если речь идет о создании макетов кораблей-парусников. Компания «Мир Моделей» предлагает первоклассные комплекты известных производителей. Представленные в продаже деревянные модели кораблей-парусников для сборки позволяют воссоздать точные копии судов разных времен. Процесс увлекателен для людей всех возрастов. Создание сборных деревянных моделей часто становится семейным хобби, а полученные результаты (например, красивые парусные корабли) - предметом общей гордости. Такие изделия всегда приятно продемонстрировать гостям и знакомым.

Комплекты парусников выполнены из дерева и состоят из множества отдельных и полностью совместимых компонентов. Они подобраны таким образом, что наряду с обликом судна позволяют достоверно воссоздать присутствующую на нем атмосферу, передать особенности морского быта. На сайте вы можете купить разнообразные сборные макеты кораблей производителей разных стран (Дании, США, Италии, Германии и др.), обладающих безупречной репутацией и являющихся лидерами рынка.

Многие наборы предполагают воссоздание точных копий. Поэтому каждый комплект модели корабля поставляется с детальными иллюстрированными пояснениями и инструкциями (русскоязычными). Любые недостающие или дополнительные компоненты можно докупить на сайте. Но большинство деревянных моделей парусных кораблей этого не требуют, поскольку укомплектованы стопроцентно, до мельчайших деталей. Цена наборов определяется масштабом будущего парусника, его сложностью, особенностями оформления. Имеются модели кораблей, адресованные как начинающим, так и опытным конструкторам.

=> => 2014-07-30 15:35:08 => 2018-07-17 11:24:08 => price,18,12,16,30,31,40,93,25,26,27,108 => price DESC => 1 => 1 => .jpg)) => derevyannye-modeli/modeli-parusnykh-korabley => 7420.0000 => 0 => Array ( => Artesania Latina => WoodenKit => Модель корабля => Парусник => Судомодель => шхуна => США => Флот => Вирджиния => VIRGINIA => 1:41 => 1:41 флот) => Array () => Array ( => shopDimensionValue Object ( => 3 => kg => dimension.weight => => 3 => => => 38 => 19 => 12) => ARTESANIA LATINA => Array ( => Бумага => Дерево => ткань => Металл) => 1:41 => Array ( => Надводная) => Военный => XX век до 1939 года => Корабли => Array ( => Парусный) => Средняя => Наборный => В комплекте => shopDimensionValue Object ( => 0.54 => m => length => => 0.54 => => => 194 => 25 => 38) => shopDimensionValue Object ( => 0.12 => m => length => => 0.12 => => => 425 => 26 => 48) => shopDimensionValue Object ( => 0.5 => m => length => => 0.5 => => => 218 => 27 => 52) => Сборная => Модели => Китай) => Array ( => Array ( => 1005383 => 174 => 2017-07-07 13:32:53 => => Набор для постройки модели корабля VIRGINIA американская военная шхуна. Масштаб 1:41 => 0 => 537 => 403 => 100873 => => 22135.jpg => jpg => => => => /wa-data/public/shop/products/74/01/174/images/1005383/1005383.96x96.jpg) => Array ( => 278116 => 174 => 2015-06-16 11:29:34 => => Набор для постройки модели корабля VIRGINIA американская военная шхуна. Масштаб 1:41 => 5 => 1600 => 1200 => 1169423 => => IMG_9269.jpg => jpg => => => => /wa-data/public/shop/products/74/01/174/images/278116/278116.96x96.jpg) => Array ( => 278117 => 174 => 2015-06-16 11:29:35 => => Набор для постройки модели корабля VIRGINIA американская военная шхуна. Масштаб 1:41 => 6 => 1600 => 1200 => 616109 => => IMG_9270.jpg => jpg => => => => /wa-data/public/shop/products/74/01/174/images/278117/278117.96x96.jpg) => Array ( => 278118 => 174 => 2015-06-16 11:29:37 => => Набор для постройки модели корабля VIRGINIA американская военная шхуна. Масштаб 1:41 => 7 => 1600 => 1200 => 547783 => => IMG_9271.jpg => jpg => => => => /wa-data/public/shop/products/74/01/174/images/278118/278118.96x96.jpg) => Array ( => 278115 => 174 => 2015-06-16 11:29:33 => => Набор для постройки модели корабля VIRGINIA американская военная шхуна. Масштаб 1:41 => 8 => 1600 => 1200 => 743832 => => IMG_9267.jpg => jpg => => => => /wa-data/public/shop/products/74/01/174/images/278115/278115.96x96.jpg) => Array ( => 278119 => 174 => 2015-06-16 11:29:39 => => Набор для постройки модели корабля VIRGINIA американская военная шхуна. Масштаб 1:41 => 9 => 1600 => 1200 => 967287 => => IMG_9272.jpg => jpg => => => => /wa-data/public/shop/products/74/01/174/images/278119/278119.96x96.jpg) => Array ( => 181192 => 174 => 2014-10-03 23:49:24 => 2015-06-16 11:31:00 => AL221355_s.jpg => 10 => 400 => 300 => 25838 => => AL221355_s.jpg => jpg => => => 1434454260 => /wa-data/public/shop/products/74/01/174/images/181192/181192.96x96.jpg) => Array ( => 181193 => 174 => 2014-10-03 23:49:24 => 2015-06-16 11:31:15 => AL221356_s.jpg => 11 => 400 => 300 => 23507 => => AL221356_s.jpg => jpg => => => 1434454275 => /wa-data/public/shop/products/74/01/174/images/181193/181193.96x96.jpg) => Array ( => 181196 => 174 => 2014-10-03 23:49:24 => 2015-06-16 11:31:21 => AL221359_s.jpg => 14 => 400 => 300 => 36710 => => AL221359_s.jpg => jpg => => => 1434454281 => /wa-data/public/shop/products/74/01/174/images/181196/181196.96x96.jpg) => Array ( => 181197 => 174 => 2014-10-03 23:49:24 => 2015-06-16 11:31:31 => AL2213510_s.jpg => 15 => 400 => 300 => 38355 => => AL2213510_s.jpg => jpg => => => 1434454291 => /wa-data/public/shop/products/74/01/174/images/181197/181197.96x96.jpg) => Array ( => 179232 => 174 => 2014-10-03 23:48:53 => 2015-06-16 11:30:48 => VIRGINIA_small.jpg => 16 => 565 => 593 => 141229 => => VIRGINIA_small.jpg => jpg => => => 1434454248 => /wa-data/public/shop/products/74/01/174/images/179232/179232.96x96.jpg)) => Набор для постройки модели корабля VIRGINIA американская военная шхуна. Масштаб 1:41) => Array ( => 1 => 1 => 1 => 1 => 1 => 1 => 1 => 1) => 1 => shopProductModel Object ( => shop_product => waDbMysqliAdapter Object ( => mysqli Object ( => 11 => 5.5.47 => 50547 => 0 => => 0 => => Array () => 14 => Localhost via UNIX socket => => 0 => 5.5.59-0+deb7u1-log => 50559 => Uptime: 16726652 Threads: 8 Questions: 10296892642 Slow queries: 49587 Opens: 14795 Flush tables: 1 Open tables: 1600 Queries per second avg: 615.597 => 00000 => 10 => 14673061 => 0) => Array ( => localhost => => s7 => kDueSpGsufw => s7 => mysqli)) => => Array ( => Array ( => int => 11 => 0 => 1) => Array ( => varchar => 36) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => text) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => text) => Array ( => text) => Array ( => text) => Array ( => int => 11) => Array ( => datetime => 0) => Array ( => datetime) => Array ( => tinyint => 1 => 0 => 1) => Array ( => tinyint => 1 => 0 => 1) => Array ( => int => 11) => Array ( => int => 11) => Array ( => varchar => 255 => 0 =>) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => int => 11) => Array ( => varchar => 10) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => decimal => 3,2 => 0 => 0.00) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => char => 3) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => int => 11) => Array ( => int => 11) => Array ( => tinyint => 1) => Array ( => tinyint => 1) => Array ( => int => 11 => 0 => 0) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => int => 11) => Array ( => varchar => 255) => Array ( => tinyint => 1 => 0 => 0) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => decimal => 15,4 => 0 => 0.0000) => Array ( => int => 11 => 0 => 1)) => id => => Array () => default)) 1

Бомбардирский корабль

Парусный 2-, 3-мачтовый корабль конца XVII - начала XIX в. с повышенной прочностью корпуса, вооружённый гладкоствольными орудиями. Впервые появились во Франции в 1681 г., в России - в ходе строительства Азовского флота. Бомбардирские корабли вооружались 2-18 пушками крупного калибра (мортиры или единороги) для борьбы против береговых укреплений и 8-12 орудиями малого калибра. Входили в состав военных флотов всех стран. В русском флоте существовали до 1828 г

Бриг

Военный 2-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для крейсерской, разведывательной и посыльной служб. Водоизмещение 200-400 т, вооружение 10-24 пушки, экипаж до 120 чел. Обладал хорошими мореходными и манёвренными качествами. В XVIII - XIX вв. бриги входили в состав всех флотов мира

Бригантина

2-мачтовое парусное судно XVII - XIX вв. с прямым парусом на передней мачте (фок) и косым на задней (грот). Использовалось в военных флотах Европы для разведывательной и посыльной служб. На верхней палубе устанавливалось 6-8 пушек малого калибра

Галион

Парусное судно XV - XVII вв., предшественник парусного линейного корабля. Имело фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань с косыми. Водоизмещение около 1550 т. Военные галионы имели до 100 орудий и до 500 солдат на борту

Каравелла

Высокобортное однопалубное 3-, 4-мачтовое судно с высокими надстройками на носу и корме, водоизмещением 200-400 т. Обладало хорошей мореходностью и широко использовалось итальянскими, испанскими и португальскими мореплавателями в XIII - XVII вв. На каравеллах совершили свои знаменитые плавания Христофор Колумб и Васко да Гама

Каракка

Парусное 3-мачтовое судно XIV - XVII вв. водоизмещением до 2 тыс. т. Вооружение 30-40 пушек. Могло вместить до 1200 человек. На каракке впервые применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях

Клипер

3-мачтовый парусный (или парусно-паровой с гребным винтом) корабль XIX в., применявшийся для разведывательной, дозорной и посыльной служб. Водоизмещение до 1500 т, скорость до 15 узлов (28 км/ч), вооружение до 24 орудий, экипаж до 200 человек

Корвет

Корабль парусного флота XVIII - середины XIX в., предназначавшийся для разведки, посыльной службы, а иногда и для крейсерских действий. В первой половине XVIII в. 2-мачтовое, а затем 3-мачтовое судно с прямым парусным вооружением, водоизмещением 400-600 т, с открытыми (20-32 орудий) или закрытыми (14-24 орудий) батареями

Линейный корабль

Крупный, обычно 3-дечный (3 артиллерийские палубы), З-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для артиллерийского боя с такими же кораблями в строю кильватера (линии баталии). Водоизмещение до 5 тыс. т. Вооружение: 80-130 гладкоствольных пушек вдоль бортов. Линейные корабли широко применялись в войнах второй половины XVII - первой половины XIX в. Внедрение паровых двигателей и гребных винтов, нарезной артиллерии и бронирования привело в 60-х гг. XIX в. к полной замене парусных линейных кораблей броненосцами

Флейт

Парусное 3-мачтовое судно Нидерландов XVI - XVIII вв., применявшееся в военном флоте в качестве транспорта. Вооружалось 4-6 пушками. Имело борта, которые выше ватерлинии были завалены внутрь. На флейте впервые был применён штурвал. В России флейты входили в состав Балтийского флота с XVII в.

Фрегат парусный

3-мачтовый корабль, второй по мощи вооружения (до 60 пушек) и водоизмещению после линейного корабля, но превосходящий его по скорости. Предназначался главным образом для действий на морских коммуникациях

Шлюп

Трёхмачтовый корабль второй половины XVIII - начала XIX в. с прямыми парусами на передних мачтах и косым парусом на кормовой мачте. Водоизмещение 300-900 т, артиллерийское вооружение 16-32 орудия. Использовался для разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также как транспортное и экспедиционное судно. В России шлюп часто использовали для кругосветных плаваний (О.Е. Коцебу, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев и др.)

Шнява

Небольшое парусное судно, распространённое в XVII - XVIII вв. в Скандинавских странах и в России. Шнявы имели 2 мачты с прямыми парусами и бушприт. Вооружались 12-18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы в составе шхерного флота Петра I . Длина шнявы 25-30 м, ширина 6- 8 м, водоизмещение около 150 т, экипаж до 80 чел.

Шхуна

Морское парусное судно, водоизмещением 100-800 т, имеющее 2 и более мачты, вооружено в основном косыми парусами. Шхуны использовались в парусных флотах как посыльные суда. Шхуны русского флота имели на вооружении до 16 пушек.

Бывший библиотекарь Британского Адмиралтейства Л.Г.Карр Лафтон указал в своей работе, что характерная оснастка шхуны - это два гафельных паруса и передний парус. Кроме того, он отмечает, что уже в 1630 году в Голландии использовались прообразы шхун без переднего паруса. В 1780 году Универсальный морской словарь Фалконера определил шхуну как "небольшое двухмачновое судно, у которого главный парус и фок-парус подвешены на гафелях, проходящих под гиками, кормовые концы которых прикреплены к железу, охватывающему мачту так, чтобы вращаться вокруг оси, при этом задние концы перемещаются то в одну, то в другую сторону судна". Слово вероятно произошло от шотладского schoon, означающего скольжение по воде. Впервые слово "шхуна" было записано в феврале 1717 года в бостонском информационном бюллетене.












Шхуна представляла собой корабль небольшого размера. Управлял им, как правило, экипаж из нескольких человек. На шхуне ставили две или три мачты. Парусное вооружение было гафельным. Бушприт нес два треугольных паруса — кливер и бом-кливер. Форк-стаксель являлся третьим парусом. В том случае, если на фок-мачте вместо топселя сооружали два марселя, шхуну называли марсельной. В основном эти суда использовались в торговом флоте. В XIX в. на шхунах увеличили количество мачт, а паруса устанавливали только косой формы.

Узкий корпус и большая площадь парусов делали их быстрыми, обычная скорость шхуны при попутном ветре превышала 11 узлов. Осадка шхуны также была невелика, что позволяло им свободно плавать среди отмелей и рядом с берегом.


При водоизмещении до 100 тонн пиратская шхуна несла 8 пушек и экипаж около 75 человек.

Недостатком шхуны была недостаточная дальность плавания. Приходилось часто заходить в порты, чтобы пополнить запасы воды и пищи. Впрочем, при достаточном ведении и умении, пираты все, что им надо, брали в море.







Большинство шхун были двухмачтовыми. Но в конце XVIII века была версия трёхмачтовых шхун, которые часто называли "Шхуна Терн". Первая такая шхуна, использовавшаяся в военном флоте, была «Revenge». Построенная в Балтиморе в 1805 году, эта шхуна позже была переименована Адмиралтейством в «Flying Fish». Её характеристики: длина - 79 футов (24 м), ширина - 22 фута (7 м) и вес - 150 тонн. Вооружение - 10 двенадцатифунтовых карронад.

Как военные корабли шхуны стали впервые использоваться во время Семилетней войны 1755 - 1763 годов (период войн с французами и индейцами). Первой шхуной, построенной американцами для Королевского военно-морского флота стал корабль под названием Barbadoes («Барбадос»). 15 марта 1757 года он был приобретен флотилией под командованием Мура, размещенной в Английской гавани, Антигуа (English Harbour, Antigua). Длина Barbadoes составляла 80 футов, ширина - 22 фута, осадка - 9 футов, а масса - 130 тонн. На корабле было установлено четырнадцать 3-х фунтовых орудий и, вероятно, приблизительное столько же вращающихся пушек. Важную роль, которую шхуны играли в прибрежных водах, подтверждает следующий факт. В 1763 году капитан Джеймс Кук (впоследствии знаменитый тем, что он стал первым известным европейцем, высадившемся в Австралии) получил под свое командование военную шхуну Grenville («Гренвиль»), на которой должен был исследовать восточные берега нынешней Канады. Он занимался этим в течение четырех лет, и каждую зиму ему приходилось пересекать Северный Атлантический океан. В состав флотов остальных европейских держав шхуны не входили до 1760-х годов.

Несомненно, наиболее известный класс шхун - это Балтиморские клиперы (Baltimore Clippers). Эти корабли, построенные в начале 1800-х годов, обладали рядом черт, выделявших их среди остальных шхун. Все они в длину достигали около 100 футов, их грот-мачта была смещена к корме, а фок-мачта по высоте почти равнялась грот-мачте. У всех этих шхун был срединный разрез в форме сердца и наклоненная задняя часть. Первым известным Балтиморским клипером стала британская шхуна Berbice («Бербис»), построенная в Вирджинии в 1798 году. Она была короче в отличие от своих позднее построенных родственниц, достигая в длину всего лишь 73 фута. Ширина ее составляла 21 фут, осадка - 9 футов, а масса равнялась 100 тоннам. Вооружение состояло из восьми 4-хфунтовых орудий и четырех вращающихся пушек. Расцвет американского варианта Балтиморского клипера относится ко времени войны 1812 года, когда судам этого класса удалось захватить свыше 500 британских кораблей.

Наиболее известной американской шхуной, использовавшейся как капер (частное вооружённое судно) была Принц де Ньюфчатель. Построенная в Нью-Йорке в 1812 году, она имела следующие характеристики: длина - 110 футов (34 м), ширина - 26 футов (8 м), осадка - 12 футов (4 м) и вес - 328 тонн. Вооружение - 2 шестифунтовые пушки для преследования и 16 двенадцатифунтовых карронад (короткоствольных орудий, названных от шотландского "Carron"). Она не переоборудовалась в торговое судно, а была создана как капер. Проект получился удачным - Prince De Neufchatel превосходила по крайней мере 17 британских военных кораблей. Шхуна получилась настолько удачной, что 11 октября 1812 года её доблестная команда в морском сражении вывела из строя британский 40-пушечный фрегат Endymion.

В 1902 году американцам удалось построить семимачтовую шхуну с металлическим корпусом «Thomas W. Lawson». Её характеристики: длина - 370 футов (113 м), ширина - 50 футов (15 м), осадка - 35 футов (11м) и вес 5218 тонн. Шхуна настолько ужасно плохо управлялась, что кто-то однажды охарактеризовал её управление "как выброшенный на берег кит"

Основные источники:

А мы пока давайте быстренько и кратенько "добежим" до 15 века, а там уже раскроем вопрос подробнее. Итак начинаем:

Первые парусные суда появились в Египте приблизительно 3000 лет до н. э. Об этом свидетельствуют росписи, украшающие, древние египетские вазы. Однако родиной лодок, изображенных на вазах, является, повидимому, не долина Нила, а близлежащий Персидский залив. Подтверждение этому - модель подобной лодки, найденная в Обейдской гробнице, в городе Эриду, который стоял на берегу Персидского залива.

В 1969 г. норвежский ученый Тур Хейердал предпринял интересную попытку проверить предположение, что оснащенное парусом судно, сделанное из тростника папируса, могло совершать плавание не только по Нилу, но и в открытом море. Это судно, по существу плот, длиной 15 м, шириной 5 м и высотой 1,5 м, с мачтой высотой 10 м и единственным прямым парусом, управлялось рулевым веслом.

До начала использования ветра плавучие средства либо передвигались на веслах, либо их тянули идущие по берегам рек и каналов люди или животные. Суда позволяли перевозить тяжелые и громоздкие грузы, что было значительно более производительно, чем перевозка упряжками животных на суше. Массовые грузы также транспортировались главным образом по воде.

Судно из папируса

Исторически засвидетельствована большая военно-морская экспедиция правительницы Египта Хатшепсут, предпринятая в первой половине XV в. до н. э. Эта экспедиция, которую историки считают также торговой, проследовала через Красное море в древнюю страну Пунт на восточном берегу Африки (это приблизительно современное Сомали). Корабли возвращались тяжело нагруженные различными товарами и невольниками.

При ближнем плавании финикийцы использовали преимущественно легкие торговые суда, имевшие весла и прямой рейковый парус. Значительно внушительнее выглядели суда, предназначенные для дальнего плавания, и военные корабли. Финикия, в отличие от Египта, имела очень благоприятные природные условия для строительства флота: вблизи побережья на склонах Ливанских гор росли леса, в которых преобладали знаменитые ливанские кедр и дуб, а также другие ценные породы деревьев.

Помимо усовершенствования морских судов финикийцы оставили еще одно примечательное наследие - слово "галера", которое вошло, вероятно, во все европейские языки.Финикийские суда отправлялись в плавание из больших портовых городов Сидона, Угарита, Арвада, Гебала и др., где находились также крупные судостроительные верфи.

Исторические материалы говорят также о плавании финикийцев в южном направлении через Красное море до Индийского океана. Финикийцам же приписывается честь первого плавания вокруг Африки в конце VII в. до н. э., т. е. почти за 2000 лет до Васко да Гамы.

Греки уже в IX в. до н. э. научились у финикийцев строить замечательные по тому времени суда и рано начали колонизацию окружающих территорий. В VIII-VI вв. до н. э. область их проникновения охватывала западные берега Средиземного моря, весь Понт Эвксинский (Черное море) и Эгейский берег Малой Азии.

Ни одно деревянное античное судно или часть его не сохранились, и это не позволяет уточнить представление об основных типах галер, сложившееся на основе письменных и других исторических материалов. Водолазы и аквалангисты продолжают обследование морского дна на местах древних морских сражений, в которых погибли сотни кораблей. Об их форме и внутреннем строении можно судить по косвенным признакам - например по точным зарисовкам расположения глиняных сосудов и металлических предметов, сохранившихся там, где лежал корабль, И все же при отсутствии деревянных деталей корпуса не обойтись без помощи кропотливого анализа и воображения.

Судно удерживалось на курсе при помощи рулевого весла, что по сравнению с более поздним рулем имело по крайней мере два преимущества: позволяло поворачивать неподвижное судно и легко производить замену поврежденного или поломанного рулевого весла. Торговые суда были широкими и имели обширное трюмное пространство для размещения грузов.

Корабль греческая боевая галера приблизительно V в. до н. э., так называемая бирема. С расположенными по бортам в два яруса рядами весел, она, естественно, обладала большей скоростью, чем корабль такой же величины с половинным числом весел. В этом же столетии получили распространение и триеры - боевые корабли с тремя "этажами" гребцов. Подобное устройство галер - вклад древнегреческих мастеров в конструиро-вание морских судов. Военные кинкеремы не были "длинными судами", они имели палубу, внутренние помещения для воинов и особенно мощный, окованный медными листами таран, расположенный впереди на уровне воды, которым во время морских сражений проламывались борта вражеских кораблей. Подобное боевое устройство греки переняли у финикийцев, применявших его в VIII в. до н. э.

Хотя греки были способными, хорошо подготовленными мореплавателями, морские путешествия были в ту пору делом опасным. Далеко не каждое судно достигало пункта назначения в результате то кораблекрушения, то пиратского нападения.
Галеры античной Греции бороздили почти все Средиземное и Черное моря, есть свидетельства об их проникновении через Гибралтар на север. Здесь они достигли Британии, а возможно, и Скандинавии. Пути их плаваний показаны на карте.

При первом большом столкновении с Карфагеном (в Первой Пунической войне) римляне поняли, что нельзя надеяться на победу, не имея сильного военно-морского флота. С помощью греческих специалистов они в короткое время построили 120 больших галер и перенесли на море свой метод ведения боя, который применяли на суше - индивидуальный бой воина против воина личным оружием. Римляне использовали так называемые "вороны" - абордажные мостики. По этим мостикам, которые острым крюком вонзались в палубу неприятельского корабля, лишая его возможности маневрирования, римские легионеры врывались на вражескую палубу и завязывали бой в присущей им манере.

Римский флот, как и современный ему греческий, имел в своем составе два основных типа судов: "округлые" торговые и стройные боевые галеры

Определенные усовершенствования можно отметить в парусном вооружении. На главной мачте (грот-мачте) сохраняется большой четырехугольный прямой парус, который иногда дополняется двумя малыми треугольными верхними парусами. Появляется меньший четырехугольный парус на передней наклонной мачте - бушприте. Увеличение общей площади парусов увеличило силу, используемую для движения судна. Однако паруса продолжают быть дополнительным движителем, главным остаются весла, не показанные на рисунке.
Значение паруса, тем не менее, несомненно, возросло, особенно при дальних плаваниях, которые совершались вплоть до Индии. При этом помогало открытие греческого мореплавателя Гиппала: августовский юго-западный и январский северо-восточный муссоны способствовали мак-симальному использованию парусов и одновременно надежно указывали направление, как много позже компас. Дорога из Италии в Индию и обратный путь, с промежуточной переправой караванами и судами по Нилу от Александрии до Красного моря, продолжались приблизтельно год. Раньше путь на веслах вдоль берегов Аравийского моря был гораздо продолжительнее.

Во время торговых плаваний римляне использовали многочисленные средиземноморские порты. О некоторых из них уже упоминалось, однако на одно из первых мест следует поставить расположенную в дельте Нила Александрию, значение которой как транзитного пункта увеличивалось по мере роста торгового оборота Рима с Индией и Дальним Востоком.

Более половины тысячелетия держали Европу в страхе рыцари открытого моря -викинги. Своей мобильностью и вездесущностью они обязаны дракарам - подлинным шедеврам судостроительного искусства

Hа этих кораблях викинги совершали далекие морские плавания. Ими открыты Исландия, южный берег Гренландии, задолго до Колумба побывали они в Северной Америке. Змеиные головы форштевней их кораблей видели жители Балтики, Средиземноморья и Византии. Вместе с дружинами славян обживали они великий торговый путь из варяг в греки.

Основным движителем дракара был рейковый парус, площадью 70 м2 и более, сшитый из отдельных вертикальных полотнищ, богато украшенный золотой тесьмой, рисунками гербов вождей или различными знаками и символами. Рей поднимался вместе с парусом. Высокую мачту поддерживали идущие от нее к бортам ванты и к оконечностям судна - штаги. Борта защищались богато расписанными щитами воинов. Силуэт скандинавского судна является единственным в своем роде. Он имеет много эстетических достоинств. Основой для воссоздания этого судна послужил рисунок знаменитого ковра из Бае, рассказывающий о высадке в 1066 году Вильгельма Завоевателя в Англию.

В начале XV века стали строить двухмачтовые когги. Дальнейшее развитие мирового судостроения ознаменовалось переходом в середине XV века к трехмачтовым судам. Впервые такой тип судна появился на севере Европы в 1475 году. Его фок- и бизань- мачты позаимствованы у средиземноморских венецианских судов.

Первым трехмачтовым судном, зашедшим в Балтийское море, был французский корабль "Ля Рошель". Обшивка этого корабля, имевшего длину 43 м и ширину 12 м, набрана не внакрой, подобно черепице на крыше дома, как это делали раньше, а вгладь: одна доска вплотную к другой. И хотя такой способ обшивки знали и прежде, тем не менее заслугу его изобретения приписывают корабелу из Бретани по имени Жюлиан, который назвал этот способ "карвель", или "кравеель". Название обшивки позже перешло в наименование типа судов - "каравелла". Каравеллы были изящнее коггов и имели лучшее парусное вооружение, поэтому не случайно средневековые первооткрыватели избирали для заморских походов эти прочные, ходкие и вместительные корабли. Характерные особенности каравелл - высокие борта, глубокая седловатость палубы в средней части судна и смешанное парусное вооружение. Только фок-мачта несла четырехугольный прямой парус. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру.

В первой половине XV века крупнейшим грузовым судном (возможно, до 2000 т.) была трех - мачтовая двухпалубная каракка, вероятно, португальского происхождения. В XV-XVI веках на парусных судах появились составные мачты, которые несли сразу несколько парусов. Площадь марселей и крюйселей (верхних парусов) была увеличена, что облегчило управление и маневрирование судном. Отношение длины корпуса к ширине составляло от 2:1 до 2,5:1. В результате мореходные качества этих, так называемых "круглых" судов улучшились, что позволило совершать более безопасные дальние плавания в Америку и Индию и даже вокруг света. Четкого различия между парусными торговыми и военными судами в то время не существовало; типичным военным судном в течение ряда веков была лишь гребная галера. Галеры строились одно- и двух- мачтовые и несли латинские паруса.


"Васа" шведский военный корабль

В начале XVII в. Швеция значительно упрочила свое положение в Европе. Основатель новой королевской династии Густав I Васа много сделал для того, чтобы вывести страну из средневековой отсталости. Он избавил Швецию от датского владычества, провел реформацию, подчинив государству ранее всесильную церковь.
Шла тридцатилетняя война 1618-1648 гг. Швеция, которая претендовала на роль одной из главенствующих стран Европы, стремилась окончательно закрепить свое господствующее положение на Балтике.

Основным соперником Швеции в западной части Балтийского моря была Дания которая владела обоими берегами Зунда и важнейшими островами Балтийского моря. Но это был очень сильный соперник. Тогда шведы все внимание сосредоточили на восточных берегах моря и после длительных войн захватили издавна принадлежавшие России города Ям, Копорье, Карела, Орешек и Иван-город, лишив таким образом русское государство выхода к Балтийскому морю.
Однако Густав II Адольф - новый король династии Васа (1611-1632) хотел достичь полного господства Швеции в восточной части Балтийского моря и начал создавать сильный военно-морской флот.

В 1625 г. Стокгольмская королевская кораблестроительная верфь получила крупный заказ на одновременную постройку четырех больших кораблей. Наибольший интерес король проявил к строительству нового флагманского корабля. Этот корабль получил имя "Васа" - в честь шведской королевсксй династии Васа, к которой принадлежал Густав II Адольф.

К строительству Васы были привлечены лучшие корабельные мастера, художники, скульпторы, резчики по дереву. Главным строителем был приглашен хорошо известный в Европе корабельных дел мастер голландец Хендрик Хибертсон. Через два года корабль благополучно спустили на воду и отбуксировали к достроечному причалу, расположенному как раз под окнами королевского дворца.

Галион "Голден хинд" ("Золотая лань")

Cудно построено в 60-е годы XVI века в Англии и первоначально называлось "Пеликан". На нем английский мореплаватель Френсис Дрейк в 1577-1580 годах в составе эскадры из пяти кораблей предпринял пиратскую экспедицию в Вест-Индию и совершил второе после Магеллана кругосветное плавание. В честь прекрасных мореходных качеств своего корабля Дрейк переименовал его в "Золотую лань" и установил в носовой части судна фигурку лани из чистого золота. Длина галиона 18,3 м, ширина 5,8 м, осадка 2,45 м. Это один из самых маленьких галионов.

Значительно большими кораблями, чем галеры, были галеасы: они имели три мачты с латинскими парусами, в корме два больших рулевых весла, две палубы (нижняя для гребцов, верхняя для солдат и пушек), в носовой части надводный таран. Эти военные суда оказались долговечными: еще в XVIII веке почти все морские державы продолжали пополнять свои флоты галерами и галеасами. В течение 16-го века сформировался облик парусного корабля в целом сохранившийся до середины 19-го века. Корабли значительно увеличились в размерах, если для 15-го века редкостью были суда более 200 тонн, то к концу 16-го века появились единичные гиганты достигающие 2000 тонн, а корабли водоизмещением 700-800 тонн перестали быть редкостью. С начала 16-го века в европейском судостроении все чаще стали применяться косые паруса, сначала в чистом виде, как это делалось в Азии, но к концу века распространилось смешанное парусное вооружение. Совершенствовалась артиллерия, - бомбарды 15-го и кулеврины начала 16-го веков все еще мало подходили для вооружения кораблей, но к концу 16-го века проблемы связанные с отливкой были в значительной степени решены и появилась морская пушка привычного вида. Около 1500-го года были изобретены пушечные порты, пушки стало возможно размещать в несколько ярусов, причем верхняя палуба освободилась от них, что положительно сказалось на остойчивости судна. Борта судна стали заваливать внутрь, - так пушки верхних ярусов оказывались ближе к оси симметрии корабля. Наконец, в 16-м веке во многих европейских странах появились регулярные военные флоты. Все эти нововведения тяготеют к началу 16-го века, но, учитывая время необходимое для внедрения, распространились только к его концу. Опять же и судостроителям надо было приобрести опыт, ибо попервоначалу корабли нового типа имели раздражающую привычку опрокидываться сразу при сходе со стапелей.

В течение 16-го века сформировался облик парусного корабля в целом сохранившийся до середины 19-го века. Корабли значительно увеличились в размерах, если для 15-го века редкостью были суда более 200 тонн, то к концу 16-го века появились единичные гиганты достигающие 2000 тонн, а корабли водоизмещением 700-800 тонн перестали быть редкостью. С начала 16-го века в европейском судостроении все чаще стали применяться косые паруса, сначала в чистом виде, как это делалось в Азии, но к концу века распространилось смешанное парусное вооружение. Совершенствовалась артиллерия, - бомбарды 15-го и кулеврины начала 16-го веков все еще мало подходили для вооружения кораблей, но к концу 16-го века проблемы связанные с отливкой были в значительной степени решены и появилась морская пушка привычного вида. Около 1500-го года были изобретены пушечные порты, пушки стало возможно размещать в несколько ярусов, причем верхняя палуба освободилась от них, что положительно сказалось на остойчивости судна. Борта судна стали заваливать внутрь, - так пушки верхних ярусов оказывались ближе к оси симметрии корабля. Наконец, в 16-м веке во многих европейских странах появились регулярные военные флоты. Все эти нововведения тяготеют к началу 16-го века, но, учитывая время необходимое для внедрения, распространились только к его концу. Опять же и судостроителям надо было приобрести опыт, ибо попервоначалу корабли нового типа имели раздражающую привычку опрокидываться сразу при сходе со стапелей.

В первой половине 16-го века появился корабль обладающий принципиально новыми свойствами и совершенно иным назначением, чем корабли существовавшие раньше. Корабль это предназначался для борьбы за господство на море путем уничтожения вражеских боевых кораблей в открытом море артиллерийским огнем и соединял значительную по тем временам автономность с сильнейшим вооружением. Существовавшие до этого момента гребные корабли могли господствовать разве что над узким проливом, да и то, если базировались в порту на берегу этого пролива, кроме того их мощь определялась численностью войск на борту, а артиллерийские корабли могли действовать независимо от пехоты. Нового типа корабли стали называться линейными - то есть основными (подобно "линейной пехоте", "линейным танкам" название "линейный корабль" не имеет касательства к выстраиванию в линию, - они если и строились, то как раз в колонну).

Первые линейные корабли, появившиеся на северных морях, а позже и на Средиземном море, были невелики - 500-800 тонн, что примерно соответствовало водоизмещению крупных транспортов того периода. Даже не крупнейших. Но крупнейшие транспорты строили для себя богатые купеческие компании, а линейные корабли заказывали небогатые еще в то время государства. Вооружались эти корабли 50-ю - 90 пушками, но это были не очень сильные пушки, - в основном 12-ти фунтовые, с небольшой примесью 24-х фунтовых и очень большой примесью мелкокалиберных пушек и кулеврин. Мореходность не выдерживала ни какой критики, - даже в 18-м веке корабли еще строились без чертежей (их заменял макет), а количество пушек рассчитывалось исходя из ширины судна измеренной шагами, - то есть варьировалось в зависимости от длины ног главного инженера верфи. Но это в 18-м, а в 16-м корреляция между шириной судна и весом орудий не была известна (тем более, что ее и нет). Проще говоря, корабли строили без теоретической базы, только на основе опыта, которого в 16-м, начале 17-го века еще почти не было. Но главная тенденция просматривалась ясно, - пушки в таком количестве не могли уже рассматриваться как вспомогательное вооружение, а чисто парусная конструкция указывала на стремление получить океанский корабль. Уже тогда для линкоров была характерна вооруженность на уровне 1.5 фунта на тонну водоизмещения.

Чем быстроходнее был корабль, тем меньше на нем могло быть пушек по отношению к водоизмещению, так как тем более весил двигатель - мачты. Мало того, что сами мачты с массой канатов и парусов весили изрядно, так они еще и смещали центр тяжести вверх, следовательно их приходилось уравновешивать, закладывая в трюм большее количество чугунного балласта.

Линейные корабли 16-го века еще имели недостаточно совершенное парусное вооружение для плавания в Средиземном море (особенно в восточной его части) и на Балтике. Шторм шутя выдул испанскую эскадру из Ла-Манша.

Уже в 16-м веке Испания, Англия и Франция вместе имели около 60-ти линейных кораблей, причем Испания более половины этого числа. В 17-м веке к этой тройке присоединились Швеция, Дания, Турция и Португалия.

Корабли 17-18 веков

На севере Европы в начале XVII века появляется новый тип судна, похожий на флейт - трех-мачтовый пинасс (пинасса). К этому же типу судов относится и появившийся в середине XVI века галион - военное судно португальского происхождения, которое в дальнейшем стало основой флотов испанцев и англичан. На галионе впервые орудия были установлены и над и под главной палубой, что привело к строительству батарейных палуб; орудия стояли по бортам и стреляли через порты. Водоизмещение крупнейших испанских галионов 1580-1590 годов равнялось 1000 т., а соотношение длины корпуса к ширине 4:1. Отсутствие высоких надстроек и длинный корпус позволяли этимкораблям ходить быстрее и круче к ветру, чем "круглым" судам. Для повышения скорости были увеличены количество и площадь парусов, появились добавочные паруса - лисели и ундерлисели. В то время символом богатства и силы считались украшения - все государственные и королевские суда были роскошно отделаны. Различие между военными и торговыми кораблями стало более отчетливым. В середине XVII века в Англии начали строить фрегаты, имевшие до 60 орудийна двух палубах, и меньшие боевые суда, такие, как корвет, шлюп, бомбарда и другие.

К середине 17-го века линейные корабли существенно подросли, - иные уже до 1500 тонн. Количество пушек осталось прежним - 50-80 штук, но 12-ти фунтовые пушки остались только на носу, корме и верхней палубе, на прочих палубах размещались пушки по 24 и 48 фунтов. Соответственно, и корпус стал прочнее - выдерживал 24-х фунтовые снаряды. В целом, 17-й век характеризуется низким уровнем противостояния на море. Англия почти на всем его протяжении не могла разобраться с внутренними неурядицами. Голландия предпочитала корабли небольшого размера, полагаясь больше на их количество и опыт экипажей. Могущественная в тот период Франция пыталась навязать Европе свою гегемонию войнами на суше, - море французов интересовало мало. Швеция безраздельно господствовала на Балтийском море и не претендовала на другие водоемы. Испания и Португалия были разорены и нередко оказывались в зависимости от Франции. Венеция и Генуя быстро превращались в третьестепенные государства. Средиземное же море было поделено, - западная часть отошла к Европе, восточная - к Турции. Ни одна из сторон не стремилась нарушить равновесия. Однако, Магриб оказался в европейской сфере влияния, - английские, французские и голландские эскадры в течение 17-го века покончили с пиратством. Величайшие морские державы 17-го века имели по 20-30 линкоров, остальные - единицы.

Турция также с конца 16-го века начала строить линейные корабли. Но они еще существенно отличались от европейских образцов. Особенно формой корпуса и парусным вооружением. Турецкие линейные корабли были существенно быстроходнее европейских (особенно это сказывалось в условиях Средиземноморья), несли 36 - 60 орудий калибра 12-24 фунта и были слабее бронированы, - только от 12-ти фунтовых ядер. Вооруженность составляла фунт на тонну. Водоизмещение составляло 750 -1100 тонн. В 18-м веке Турция стала существенно отставать в отношении технологий. Турецкие линкоры 18-го века напоминали европейские 17-го века.

В течение 18-го века рост размеров линейных кораблей продолжался непрерывно. К концу этого века линейные корабли достигли водоизмещения в 5000 тонн (предельного для деревянных кораблей), броня усилилась до невероятной степени - даже 96-ти фунтовые бомбы недостаточно вредили им, - а 12-ти фунтовые полупушки на них уже не употреблялись. Только 24-х фунтовые для верхней палубы, 48-ми - для двух средних и 96-ти фунтовые - для нижней. Количество пушек достигло 130. Были, правда, и меньшие линкоры на 60-80 орудий, водоизмещением около 2000 тонн. Они чаще ограничивались 48-ми фунтовым калибром, от него же и были защищены.

Невероятно возросло и количество линкоров. Линейные флоты имели Англия, Франция, Россия, Турция, Голландия, Швеция, Дания, Испания и Португалия. К середине 18-го века Англия захватила на море почти безраздельное господство. К концу века она располагала почти сотней линейных кораблей (включая и те, что не находились в активном использовании). Франция набирала 60-70, но они были слабее английских. Россия при Петре наштамповала 60 линейных кораблей, но они были сделаны в спешке, кое-как, - халтурно. По-богатому, только подготовка древесины - что бы она превратилась в броню - должна была занимать 30 лет (вообще-то, русские корабли и позже строились не из мореного дуба, а из лиственницы, она была тяжелой, сравнительно мягкой, но не гнила и служила в 10 раз дольше, чем дуб). Но уже одно только их количество вынудило Швецию (да и всю Европу) признать Балтийское море русским внутренним. К концу века численность линейного флота России даже уменьшилась, но корабли были подтянуты к европейским стандартам. Голландия, Швеция, Дания и Португалия имели по 10-20 кораблей, Испания - 30, Турция - тоже около того, но это уже были корабли не европейского уровня.

Уже тогда проявилось то свойство линейных кораблей, что создавались они более всего для числа, - чтоб были, а не для войны. Строить и содержать их было дорого, а укомплектовывать экипажем, всякого рода припасами и отправлять в походы - тем более. На этом и экономили, - не отправляли. Так что даже Англия использовала одновременно только небольшую часть своего линейного флота. Снаряжение для похода 20-30 линкоров было и для Англии задачей общенационального масштаба. Россия держала в боевой готовности всего несколько линкоров. Большинство линейных кораблей всю свою жизнь проводили в порту имея на борту лишь минимальный экипаж (способный при острой необходимости перегнать корабль в другой порт) и незаряженные пушки.

Следующим по рангу за линкором кораблем был фрегат, предназначенный для захвата водного пространства. С попутным уничтожением всего (кроме линкоров), что на этом пространстве имелось. Формально, фрегат был вспомогательным кораблем при линейном флоте, но, учитывая, что последний использовался крайне вяло, фрегаты оказывались самыми востребованными из судов того периода. Фрегаты, как позже и крейсера, можно было разделись на легкие и тяжелые, - хотя формально такой градации не проводилось. Тяжелый фрегат появился в 17-м веке, это было судно имеющее 32-40 пушек, считая фальконеты, и вытесняющее 600-900 тонн воды. Пушки были по 12-24 фунта, с преобладанием последних. Броня выдерживала 12-ти фунтовые ядра, вооруженность составляла фунт на 1.2-1.5 тонны, а скорость была большей, чем у линкора. Водоизмещение последних модификаций 18-го века достигло 1500 тонн, пушек было до 60-ти, но 48-ми фунтовых, обычно, не имелось.

Легкие фрегаты были распространены уже с 16-го века, а в 17-м составляли подавляющее большинство всех военных кораблей. Для их производства требовалось дерево существенно более низкого качества, чем для строительства тяжелых фрегатов. Лиственница и дуб считались стратегическими ресурсами, а сосны, пригодные для изготовления мачт в Европе и европейской части России были сочтены и взяты на учет. Брони легкие фрегаты не несли, - в том смысле, что их корпуса выдерживали удары волн и механические нагрузки, но на большее не претендовали, - толщина обшивки составляла 5-7 сантиметров. Количество пушек не превышало 30-ти и только на самых крупных фрегатах этого класса на нижней палубе стояли 4 24-х фунтовки, - даже не занимали весь этаж. Водоизмещение составляло 350-500 тонн.

В 17-м, начале 18-го веков легкие фрегаты был просто самыми дешевыми военными кораблями, кораблями, которых можно было наделать целую тучу и быстро. В том числе и путем переоборудования торговых судов. К середине 18-го века стали специально производиться подобные корабли, но с акцентом на максимальную скорость - корветы. Пушек на корветах было даже меньше от 10, до 20 (на 10-ти пушечных кораблях пушек на самом деле было 12-14, но те что смотрели на нос и на корму классифицировались как фальконеты). Водоизмещение составляло 250-450 тонн.

Количество фрегатов в 18-м веке было значительным. Англия имела их немногим более, чем линейных кораблей, но все равно получалось много. Страны с небольшими линейными флотами имели фрегатов в несколько раз больше, чем линкоров. Исключение составляла Россия, у нее один фрегат приходился на три линкора. Дело было в том, что фрегат предназначался для захвата пространства, а с ним (пространством) на Черном и Балтийском морях было туговато. В самом низу иерархии находились шлюпы, - корабли предназначенные для несения дозорной службы, разведки, борьбы с пиратством и так далее. То есть, - не для борьбы с другими военными кораблями. Наименьшие из них представляли собой обычные шхуны тонн в 50-100 весом с несколькими орудиями менее 12-фунтов калибром. Наибольшие имели до 20 12-ти фунтовых пушек и водоизмещение до 350-400 тонн. Шлюпов и других вспомогательных кораблей могло быть сколько угодно. Например, Голландия в середине 16-го века имела 6000 торговых кораблей большинство из которых было вооружено.

Путем установки дополнительных орудий 300-400 из них могли быть превращены в легкие фрегаты. Остальные - в шлюпы. Другой вопрос, что торговый корабль приносил голландской казне прибыль, а фрегат или шлюп эту прибыль потребляли. Англия в тот период имела 600 торговых кораблей. Сколько народу могло быть на этих кораблях? А - по-разному. В принципе, парусник мог иметь по одному члену экипажа на каждую тонну водоизмещения. Но это ухудшало условия обитаемости и снижало автономность. С другой стороны, чем многочисленнее был экипаж, тем более боеспособным оказывалось судно. В принципе, 20 человек могли управлять парусами крупного фрегата. Но только при хорошей погоде. Проделывать то же самое в шторм, параллельно работая на помпах и задраивая выбитые волнами крышки портов, они смогли бы незначительное время. Скорее всего, силы у них закончились бы раньше, чем у ветра. Для ведения боя на 40-ка пушечном корабле по минимуму требовалось человек 80, - 70 заряжают пушки одного борта, а еще 10 бегают по палубе и руководят. Но если корабль будет совершать такой сложный маневр, как разворот, все канонирам придется нестись с нижних палуб на мачты, - при развороте, корабль какое-то время непременно должен будет двигаться галсами против ветра, но для этого, понадобится наглухо зарифить все прямые паруса, а потом, естественно, снова раскрыть их. Если канонирам надо будет то лезть на мачты, то бежать в трюм за ядрами - много они не настреляют.

Обычно парусники предназначенные для длительных переходов или продолжительного крейсирования имели на борту одного человека на 4 тонны. Этого было достаточно для управления судном и для боя. В случае, если корабль использовался для десантных операций или абордажа, численность экипажа могла достигать одного человека на тонну. Как они сражались? Если в море встречались два примерно равных корабля под флагами враждующих держав, то оба они начинали маневрировать с тем, что бы занять более выгодную позицию со стороны ветра. Один стремилось зайти в хвост другому, - так можно было в самый интересный момент отнять у противника ветер. Учитывая, что пушки наводились корпусом, а маневренность корабля была пропорциональна его скорости, ни кто не хотел на момент столкновения двигаться против ветра. С другой стороны, слишком набрав ветра в паруса можно было проскочить вперед и пропустить противника в тыл. Все эти танцы были оригинальны том плане, что маневрировать практически возможно было только направлением.

Конечно же вся история не влезла в рамки ЖЖ, поэтому читайте продолжение на ИнфоГлазе -