Провоз багажа и ручной клади. В «Аэрофлоте» прокомментировали введение оплаты багажа по невозвратным билетам Невозвратные авиабилеты закон багаж

Госдума приняла законопроект, который позволит авиакомпаниям запрещать пассажирам с невозвратными билетами бесплатный провоз багажа.

Неужели мы больше не сможем летать с чемоданами? Авиабилеты станут ещё дороже? Долой панику, давайте вместе во всём разбираться.

Что такое невозвратные билеты и насколько бесплатен “бесплатный багаж”?

Невозвратные билеты отличаются от возвратных тем, что пассажир, отказавшись от перевозки по собственному желанию, не сможет вернуть потраченные на билет деньги.

Новый закон касается только невозвратных билетов. Для возвратных билетов сохраняется бесплатная норма провоза багажа минимум в 10 кг.

Вообще “бесплатный” багаж не такой уж и бесплатный: его стоимость изначально включена в тариф авиабилета. Поэтому Минтранс предложил сделать часть билетов безбагажными. Согласно статистике авиакомпании “Победа”, 40% пассажиров лоукостера летают налегке. А благодаря новому закону людям больше не придётся платить за то, чем они не пользуются.

Как именно будет работать закон?

На самом деле многие авиакомпании уже давно ввели безбагажные тарифы. Например, если Вы покупаете самые дешёвые невозвратные билеты от UTair, за багаж Вам придётся доплачивать в аэропорту. А теперь это будет подтверждено законом. То есть, авиакомпания сама сможет решать, убрать багаж из невозвратных билетов или оставить.

Самое главное - перевозчик обязан сообщить пассажиру об условиях перевозки вещей до покупки билета.

Безбагажные авиабилеты уже давно продаются, только теперь они будут официально подтверждены законом

А что будет с ручной кладью?

Пассажиры по-прежнему будут иметь право на провоз ручной клади весом до 5 кг. Помимо этого без дополнительных плат с собой на борт можно взять портфель, дамскую сумочку, портплед с костюмом, костыли, люльку и детское питание.

Аэрофлот и S7 не планируют менять тарифную политику, а Победа обещает снизить цены на билеты без багажа

Что говорят авиакомпании об изменениях в Воздушном кодексе? Представители S7 Airlines и Аэрофлота приветствуют принятие закона о невозвратных безбагажных билетах, но менять свою тарифную сетку не собираются.

Напомним, что у S7, UTair, Нордавиа и других перевозчиков уже есть билеты без багажа: в тариф базовый эконом включена только бесплатная ручная кладь до 10 кг. Билеты на самолеты Аэрофлота предусматривают бесплатный провоз и багажа, и ручной клади при покупке любых тарифов.

А вот лоукостер “Победа” обещает снизить цены на свои билеты на 20%, когда новый закон вступит в силу.

Что делать, если я купил невозвратный билет с багажом, а после принятия закона авиакомпания поменяла тариф на безбагажный?

Клиенты FlyNow задают вопрос, что делать, если билеты уже куплены? Придётся ли доплачивать за чемодан в аэропорту? Не придётся! Закон не имеет обратной силы, то есть, на каких условиях были куплены билеты, на таких вы и полетите. В общем, бояться нечего: ваш багаж останется при вас.

Если билеты куплены по условиям, действующим до принятия закона, то никаких проблем не возникнет

Как узнать условия провоза багажа при покупке авиабилетов через интернет?

Покупая билеты в авиакассах FlyNow, наши сотрудники предупредят вас о возможности провоза багажа и помогут выбрать оптимальный для вас вариант перелета.

Если же вы покупаете билет самостоятельно на сайте, то обратите внимание на информацию, размещенную после информации о самом рейсе.

На сайте бронирования авиабилетов FlyNow указывается подробная информация о возможности обмена, возврата авиабилетов и о норме багажа, разрешенного к бесплатному провозу.

Вот, например, вариант вылета по невозвратному билету с разрешенным к провозу багажом. Указана возможность обмена билета на другую дату вылета и бесплатный провоз одного места багажа.

Кто выиграет от этой ситуации?

В разгар летнего сезона, когда россияне стремятся улететь в теплые края, не умолкают споры вокруг того, что теперь за авиабагаж при невозвратных билетах придется платить. Накануне соответствующий . Коллизия еще и в том, что в списке вещей, разрешенных для бесплатного провоза, не оказалось фотоаппаратов, зонтов, мобильных телефонов, верхней одежды.

В правительстве уверены, что новое багажное правило снизит стоимость билетов и поддержит лоукостеры. Эксперты авиарынка заявляют, что выгодополучателями от законопроекта являются перевозчики. Кто же выиграет от этой ситуации - авиакомпании или их клиенты?

Тарифы с невозвратными местами чаще всего предлагают лоукостеры, хотя такая опция есть и в классических авиакомпаниях. По существующему законодательству РФ и в соответствие с Федеральными авиационными правилами, провоз багажа до 10 кг и ручной клади включен в любые тарифы, в том числе невозвратные. В частности, обязанность включать в тарифы провоз багажа возложена и на единственный лоукостер в стране - авиакомпанию «Победа».

Однако новая норма, предложенная Минтрансом и одобренная парламентом, может помочь пассажирам сэкономить, если они собираются в путешествие налегке. По крайней мере, в низкобюджетной авиакомпании «Победа» заявили о готовности снизить базовые цены на авиабилеты в случае изменения законодательства в части провоза багажа. Как отметили представители лоукостера, снижение тарифов может достичь 20%. В авиакомпании считают, что перевозчики должны иметь возможность самостоятельно, но с учетом интересов клиентов, устанавливать нормы провоза багажа без дополнительной платы или предоставлять более выгодные тарифы тем, кто хочет сэкономить на перелете.

В то же время эта мера необходима для успешного развития лоукостеров, ценовая политика которых и основана на отказе от многих услуг. В европейских низкобюджетных перевозчиках такие услуги, как багаж в багажный отсек, регистрация в аэропорту, дубликат посадочного талона не включены в минимальный тариф в отличие от российского лоукостера. Например, в британской EasyJet эти опции стоят от £13 до £45, а в венгерской Wizz - от € 10 до € 50. Ручная кладь в этих авиакомпаниях обычно включена в тариф, но всё сверх нормы оплачивается отдельно. В «Победе» же, наоборот, за вещи, пронесенные в салон самолета, пассажиры доплачивают, но за дамскую сумочку, ноутбук, зонт, коляску и некоторые другие предметы сверх нормы лоукостер денег не берет. Получается, что люди, летающие налегке, с той же сумочкой или портфелем, вынуждены оплачивать свой несуществующий багаж, поскольку он автоматически включен в тариф. По данным лоукостера, таких пассажиров у авиакомпании около 40% и они от снятия багажного обременения только выиграют.

Не планируют вводить безбагажные тарифы и крупнейший российский перевозчик - «Аэрофлот». В авиакомпании заявили, что цены на авиабилеты в эконом-классе в связи с принятием нового закона не изменятся, а новое правило даст возможность пассажирам, осуществляющим перелет без багажа, покупать билеты за меньшую стоимость. «Данный законопроект позволит гармонизировать российское законодательство с международными практиками и крайне необходим для общего развития лоукост-перевозок в России. Необходимо дать пассажиру право выбирать услуги, которые ему предпочтительны на данном рейсе. Важно, что билеты по безбагажному тарифу будут альтернативой, а не заменой обычным билетам», - сообщили «МК» в авиакомпании.

Принимая законопроект Минтранса на заключительном заседании весенней сессии Совфеда, сенаторы отметили необходимость его доработки. По убеждению членов верхней палаты, запрещать бесплатно провозить зон и телефон - безответственно. В любом случае, документ одобрен, теперь главное, чтобы не получилось «как всегда», когда «хотели как лучше».

В России собираются отменить бесплатный провоз багажа при покупке невозвратных авиабилетов. Соответствующий законопроект одобрили члены Совета Федерации и направили на подпись президенту. По мнению перевозчиков, инициативу стоит принять: она позволит снизить для пассажиров стоимость перелетов. Эксперты отмечают, что резкого удешевления авиабилетов вряд ли стоит ждать. Новые тарифы на невозвратные билеты без багажа пока ни одна авиакомпания официально не опубликовала, сообщает «Приморская газета».

В правительстве страны подготовили сразу два нормативно-правовых документа, которые изменяют правила провоза ручной клади и багажа в самолете.

КСТАТИ

Стоимость невозвратных авиабилетов можно вернуть при отказе от перевозки по инициативе авиакомпании (если состояние здоровья пассажира требует особых условий перевозки). Также деньги вернут в случае отказа от полета в связи с ухудшением здоровья (болезнью) или смертью члена семьи. Плата возвращается и в случае, если пассажир отказывается от перелета в связи с задержкой рейса или другими действиями перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств авиакомпании.

Первый из них разрешает авиакомпаниям не предоставлять возможность бесплатного провоза багажа покупателям невозвратных билетов. Соответствующий законопроект накануне одобрили в Совете Федерации и направили на подпись президенту. Закон вступит в силу через два месяца после официального опубликования. Сейчас пассажиры могут без доплат провозить до 10 кг независимо от типа билета.

Второй документ впервые регламентирует вес ручной клади авиапассажиров. Согласно ему граждане могут пронести с собой на борт не более 5 кг. Соответствующий проект поправок в Федеральные авиационные правила (ФАП) Минтранс опубликовал на федеральном портале проектов нормативных правовых актов - www.regulation.gov.ru. Сейчас в ФАП написано только, что в качестве ручной клади принимаются вещи, вес и габариты которых позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна.

Кроме того, поправки значительно сокращают перечень вещей, которые можно брать с собой бесплатно. Из перечня исключили верхнюю одежду, печатные издания, фотоаппараты, видеокамеры, портативные компьютеры, телефоны, зонтики, трости и букеты цветов. Если перечисленные предметы не войдут в ручную кладь весом от 5 кг, за них придется доплачивать.

В списке оставили дамскую сумочку или портфель, детское питание, люльку при перевозке ребенка, костыли и складное кресло-коляску. За них доплачивать в любом случае не придется.

Перечень был оптимизирован на основе исследований, выявивших наименее востребованные предметы, которые пассажиры обычно берут с собой на борт самолета помимо ручной клади, - уточнили в пресс-службе Минтранса.

Стадия публичного обсуждения законопроекта на портале www.regulation.gov.ru продлится до 7 августа. В это время каждый может написать к документу свои пожелания и замечания.

Авиаперевозчики говорят, что нововведения выгодны в первую очередь пассажирам. Клиент сможет выбрать наиболее подходящий тариф - дороже, но с бесплатным багажом или без бесплатного багажа, но самый дешевый.

У людей, летающих без багажа, появится возможность не переплачивать за билет и пользоваться более низкими тарифами, - заявил «Приморской газете» генеральный директор авиакомпании «Аврора» Константин Сухоребрик.

Принятие поправок в Воздушный кодекс РФ выгодно и авиаперевозчикам, настаивают аналитики. Поэтому многие компании уже активно лоббируют законопроект.

Есть несколько факторов, за счет которых авиакомпании могут либо сэкономить, либо заработать, - подчеркнул глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. - Первый из них - расход топлива, и чем меньше груза на борту, тем он ниже.

Второй важный фактор - бесплатный багаж занимает место, которое можно было бы отдать под оплачиваемый груз, уточнил эксперт. А значит, перевозить его авиакомпаниям невыгодно. Третий - чем строже ограничения по провозу багажа, тем выше вероятность, что большинство пассажиров выберут более дорогие, возвратные тарифы или все-таки заплатят за багаж. В обоих случаях перевозчик останется в выигрыше.

По минимальным подсчетам, разница в стоимости билетов с багажом и без багажа должна составить около трех тыс. руб. при продолжительности полета три часа, подсчитывает Олег Пантелеев. Однако говорить, что стоимость авиабилетов в скором времени однозначно снизится, нельзя, подчеркивает аналитик. Ни одна компания все еще не опубликовала новые тарифы.

Однако уже есть заявления, в частности, от авиакомпании «Победа», согласно которым авиаперевозчик готов снизить стоимость тарифа на 20 %, если будут легализованы безбагажные тарифы, - отметил Олег Пантелеев.

Что касается требований к ручной клади, поправки в ФАП следует доработать, уверены эксперты. В текущей редакции и у пассажиров, и у авиаперевозчиков они вызывают массу вопросов. К примеру, если у человека будет в руках телефон или, допустим, куртка, которую он снял, то непонятно, нужно ли их обклеивать бирками и взвешивать. Брать деньги за перевоз трости или букета цветов и вовсе смешно.

Сейчас формулировки закона неоднозначны, - отметил заместитель председателя Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Шакуров. - Кроме того, нужно вернуть пассажирам возможность бесплатно провозить верхнюю одежду хотя бы при длительных полетах, например, из регионов Сибири и Дальнего Востока.

Авиакомпаниями теперь смогут продавать билеты, в которые вообще не входит провоз багажа - раньше 10 кг были гарантированно бесплатными (новые правила провоза багажа в самолете).

20 июля Госдума приняла поправки в Воздушный кодекс (Правила провоза багажа в самолете), которые коснутся миллионов авиапассажиров. Теперь в билеты на самолет авиакомпании могут вообще не включать бесплатный провоз багажа . Правда, это касается только невозвратных тарифов - а они самые дешевые, и большинство путешественников именно их и покупают.

Новости многих туристов привели если в ступор, то в легкое замешательство: как так, давно ж безбагажные тарифы ввели, я еще прошлым летом за чемодан на рейсе S7 платил? А «Победа» и вовсе только с дамской сумочкой пускает, за рюкзак денег требует!

На самом деле безбагажные тарифы российских авиакомпаний до сих пор были условно безбагажными - любой из них позволял бесплатно взять 10 кг. Даже «Победа» при всех ее строгостях с ручной кладью 10 кг в багажном отсеке возить разрешала. Именно потому, что эта норма была прописана в Воздушном кодексе. Теперь ее отменили. И перевозчики имеют полное право вообще багаж не включать в стоимость билета. Нужен чемодан - плати, готов лететь налегке - экономь.

И что теперь, завтра во всех аэропортах страны начнут брать деньги за каждый чемоданчик? «Комсомолка» разобралась в деталях новых правил.

КАК БЫЛО

Багаж и ручная кладь: Воздушный кодекс позволял каждому пассажиру бесплатно провезти минимум 10 кг. При этом не оговаривалось, где именно - в багажном отсеке или ручной клади. И авиакомпании трактовали, как им удобнее. Например, S7 по безабагажному тарифу разрешает взять в салон 10 кг ручной клади, бесплатного багажа нет вовсе. «Победа» - наоборот: чемодан весом до 10 кг можно бесплатно сдать в багаж, но не разрешают брать ничего, кроме прописанного в Федеральных авиационных правилах списка (см. «Важно»). У остальных перевозчиков даже по самым дешевым тарифам бесплатные нормы щедрее, чем положенный по закону минимум: у «Уральских авиалиний» 5 кг ручной клади и 10 кг багажа, у «Аэрофлота» 10 кг ручной клади и 23 кг багажа.

В итоге : в 10 кг вполне можно уложиться, если летишь на выходные или в короткую командировку. И действительно неважно, где эти 10 кг летят, в багажном отсеке или салоне. Пассажиры действительно могли сэкономить, покупая условно безбагажные билеты — ведь 10 кг в них все равно входят.

КАК БУДЕТ*

Багаж: авиакомания может вообще не включать в стоимость билета бесплатный багаж. А может и включать - как сама решит.

Ручная кладь: пассажир имеет право бесплатно провозить ручную кладь «в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами». То есть - и тут практически все отдано на откуп авиакомпании. Может разрешить брат в салон 5 кг, может 10 кг. А может ограничить предметами из тех самых федеральных авиационных правил (см. «Важно») , их поправки не коснулись.

То есть: авиакомпания вполне законно сможет требовать плату за все, кроме дамской сумочки или портфеля. И за багаж, и за ручную кладь - будь она рюкзаком, спортивной сумкой, пакетом из дьюти-фри. А много вы видели аскетов, которые летят в другой город одной лишь дамской сумочкой через плечо, без, пардон, сменного белья и носков ? При таком раскладе пассажиру придется платить сверху в любом случае — либо за чемодан, либо за ручную кладь. Но. Есть надежда, что авиакомпании обойдутся без крайностей и оставят какие-то разумные нормы бесплатной ручной клади. В мире происходит так, во всяком случае (см. «А как у них»).

*После вступления поправок в силу. Все это касается только невозвратных билетов. Для пассажиров с возвратными тарифами новый закон ничего не меняет.

6 НАИВНЫХ ВОПРОСОВ

Когда новые правила начнут действовать?

Спокойно - только через 60 дней после официальной публикации поправок. Ориентировочно, с конца сентября - начала октября. То есть в летние отпуска успеем отлетать, как привычно, 10 кг бесплатно гарантированы даже по безбагажным тарифам.

Деньги за чемодан будут брать на любом рейсе?

Нет. Все зависит от авиакомпании и от тарифа, по которому вы покупаете билет. Поправки позволяют сделать полностью безбагажными только невозвратные билеты. Если билет можно вернуть - то в его стоимость автоматом входят минимум 10 кг багажа (или больше, это уже право авиакомпании).

Скорее всего, перевозчики за ближайшие два месяца перекроят свои тарифные сетки под новые правила. Будут самые дешевые билеты, которые нельзя сдать и любой багаж только за деньги, будут средние, с 10 кг бесплатного багажа и ограничениями по возврату (со штрафом, например) и дорогие, где можно взять чемодан весом 23 кг и сам билет менять и сдавать. Это условная схема, конечно.

Как узнать, положен ли мне бесплатный багаж?

Поправки обязывают авиакомпанию информировать пассажира об условиях провоза багажа и ручной клади при покупке билета. Справедливости ради, они и сейчас на своих сайтах эту информацию не прячут. Как правило, надо нажать на название тарифа рядом с ценой или иконку, символизирующую багаж. Увидите: только ручная кладь, 10 кг, 23 кг... Если спохватились уже после покупки, в электронном билете ищите графу «Багаж».

Сколько будет стоить сдать чемодан?

Тарифы устанавливает перевозчик. В среднем, по нынешним расценкам, - 2 000 рублей или 50 евро (на международных рейсах) за чемодан весом до 23 кг.

Подешевеют ли билеты?

Главный аргумент сторонников закона - билеты на самолеты подешевеют. Почему? Провоз багажа - это услуга, за которую пассажир платит. Ведь с чемоданами самолет тяжелее, ему нужно больше топлива, опять же погрузка-разгрузка-зарплата грузчиков, багажная лента. Сейчас за эту услугу платят все. А если разделить - полет отдельно, багаж отдельно - часть пассажиров смогут платить только за сам перелет и тем самым экономить. Базовые тарифы «Победы», как уверяют, снизятся на 20%.

Те, кто готов лететь по «голому» тарифу и вообще без багажа, возможно, заплатят меньше. Но для большинства пассажиров полеты в итоге подорожают, считает Александр СИЗИНЦЕВ, генеральный директор интернет-сервиса для путешественников Biletix. Потому как вдобавок к тарифу будут раскошеливаться за багаж, даже минимальный.

А КАК У НИХ?

Посмотрим, появятся ли у нас билеты за 10 евро!

В Евросоюзе и США вопрос с багажом законы вообще никак не регулируют, авиакомпании сами решают, что разрешат пассажиру везти бесплатно, а что за деньги, - комментирует PR-директор Aviasales Янис Дзенис.

Так что и в России теперь - как во всем мире. Любой, кто летал западными лоукостерами , знает: у Ryanair, EasyJet и им подобных в билет действительно вообще никакой багаж не входит. Зато с ручной кладью щедро - Ryanair даже две сумки разрешает провезти, одну на полке над сиденьем, другую под креслом. Так что пассажиры на чемоданах экономят, а в салон берут по максимуму.

Российские авиаторы, которые лоббировали свежепринятые поправки, как раз доказывали: наша норма в 10 кг бесплатного багажа мешает отечественным лоукостерам конкурировать с иностранными, у которых таких ограничений нет. Что ж, посмотрим, появятся ли у нас теперь билеты за 10 евро, как в Европе - препоны-то сняли!

ЦИФРЫ

50% пассажиров не знают, включен ли бесплатный багаж в купленный ими билет.

30% платят за чемодан уже в аэропорту , с удивлением узнав, что тариф безбагажный.

60% можно сэкономить, если оплачивать не входящий в билет багаж заранее, на сайте авиакомпании.

25 июля Совет Федерации подписал закон об отмене бесплатного багажа для невозвратных авиабилетов. Этот законопроект был внесен в Госдуму еще три года назад, но лежал без движения, а на прошлой неделе его неожиданно быстро приняли. Эксперты считают, что пролоббировать документ могла компания «Победа», ведь возможность свободно регулировать тарифы особенно актуальна для лоукостеров. Тем временем крупные российские авиакомпании говорят, что пока не собираются менять условия своих тарифов.

Согласно новым поправкам в Воздушный кодекс, тариф билета, который нельзя вернуть, «может не предусматривать» бесплатный багаж. Предусматривать ли возможность невозвратных билетов без багажа, решает сам перевозчик. Норму по весу бесплатного багажа также определит авиакомпания, но есть строгий минимум: 10 кг и (или) два места багажа на одного пассажира. Также в тексте закона прописано, что у перевозчика есть право на расторжение договора воздушной перевозки пассажира в одностороннем порядке в связи с его отказом, например, уже в аэропорту оплатить провоз багажа. При этом сам перевозчик обязан проинформировать пассажира о том, нужно ли ему будет оплачивать багаж. И сделать это авиакомпания обязана еще до покупки билета.

Глава Министерства транспорта (Минтранс) Максим Соколов отметил, что закон позволит снизить цены на билеты на 10—20%. Авиакомпания «Победа» уже выступила с заявлением о том, что готова снизить базовые цены до 20%: «Победа» считает разумным решением предоставление клиенту возможности отказаться от ненужных ему услуг». В компании отмечают, что почти половина пассажиров, летающих «Победой», путешествуют «налегке» и не пользуются правом провоза багажа до 10 кг. При этом в прошлом году разразился скандал, когда пассажиры «Победы» не могли пройти в салон с рюкзаками: сотрудники компании отказывались признавать их ручной кладью и требовали сдавать в багаж, доплачивая за услугу уже в аэропорту.

Компания «Аэрофлот» заявила, что в настоящее время не планирует вводить «безбагажные тарифы». «Цены на авиабилеты в эконом-классе в связи с принятием нового закона не изменятся, — гласит ответ, который прислала в редакцию пресс-служба компании. — Данный законопроект позволит гармонизировать российское законодательство с международными практиками и крайне необходим для общего развития лоукост-перевозок в России. В частности, низкобюджетная авиакомпания «Победа», входящая в Группу «Аэрофлот», сможет существенно снизить базовые тарифы. Также стоит отметить, что закон, прежде всего, отвечает интересам пассажиров. Он даст возможность пассажирам, осуществляющим перелет без багажа, покупать авиабилеты за меньшую цену. Необходимо дать пассажиру право выбирать услуги, которые ему предпочтительны на данном рейсе. Важно, что билеты по безбагажному тарифу будут альтернативой, а не заменой обычным билетам».

— Конечно, закон пролоббировали сами авиакомпании, — считает Андрей Крамаренко , ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.

— Здесь не может быть интереса пассажира. Сделано это для дополнительной прибыли, которую компания получает за пользование допуслугами. Кроме того, это закон не только о багаже, но и о ручной клади.

Минтранс утвердил перечень вещей, которые кроме ручной клади пассажир может взять с собой на борт самолета. Многих удивило, что в списке нет мобильного телефона, фотоаппарата, ноутбука и верхней одежды. Тех вещей, которые пассажиры чаще всего берут с собой в полет. То есть все это должно будет входить в норму 5 кг, выделенную на ручную кладь.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с резкой критикой перечня вещей, включенных в ручную кладь: «Вы там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, цветы, верхнюю одежду». В Минтрансе Матвиенко ответили, что «оптимизация» перечня проведена на основе исследований, выявивших «менее востребованные» предметы, которые пассажиры обычно берут с собой на борт самолета помимо ручной клади.

Что теперь будет с ценами на авиабилеты? Олег Пантелеев , глава аналитической службы информационно-аналитического агентства «АвиаПорт», полагает, что тарифы, не позволяющие провозить багаж, будут дешевле рублей на 200—400, при этом «багажные» тарифы, как возвратные, так и невозвратные, могут подорожать на 2—3 тысячи. Пантелеев считает, что авиакомпании убедили правительство изменить действующие правила, чтобы компенсировать большие убытки, которые отрасль несет в последние годы. По подсчетам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, в 2016 году их совокупный убыток составил 10 млрд рублей — это на 17,6% больше, чем годом ранее (8,5 млрд). Заинтересована в изменениях больше других была компания «Победа».

— Сейчас авиаперевозчики сталкиваются с неблагоприятной ситуацией: сложившийся на рынке уровень цен не обеспечивает окупаемость перевозок, — говорит Пантелеев. — Инициировали изменение правил в первую очередь авиаперевозчики, при этом наши законодатели видят, что так или иначе безбагажные тарифы присутствуют в мировой авиационной практике, так что ничего сверхъестественного в этом нет. Вопрос только в том, как известную и практикуемую в мире систему, которая предусматривает существование безбагажных тарифов, реализовать так, чтобы дать возможность сэкономить пассажирам, которые летают налегке, и не создавать дополнительных ловушек и подводных камней для тех, кто берет с собой багаж.

Федор Борисов , ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, не доверяет сведениям об огромных убытках авиаперевозчиков:

— На мой взгляд, это была ошибка в расчетах. Первая пятерка перевозчиков (группа «Аэрофлот», включая «Россию», S7, «Ютэйр», «Уральские авиалинии») закончила 2016 год с прибылью, из первой тридцатки половина пошла с прибылями. По мнению Борисова, законопроект является оправданным компромиссом, приближающим российскую отрасль авиаперевозок к современным стандартам:

— Лоукостер — это не авиакомпания низких цен, это компания невысоких издержек. Пассажиру предлагается самому формировать пакет услуг, которые он хочет получить. Возможность для бизнеса самостоятельно определять нормы провоза багажа — это один из необходимых атрибутов для развития лоукоста. В разных странах есть разное регулирование, но в целом это вопрос качества услуги, и он регулируется рынком. Поэтому никакой катастрофы не произошло. Потребители изменений даже не почувствуют: давно уже есть безбагажные тарифы, которые авиакомпании применяют, нарушая законодательство, а сейчас они будут их применять, не нарушая законодательства. Цена определяется не законами, она определяется спросом и предложением. Вы и сейчас не бесплатно возите багаж, просто эта цена забита в тариф.

— На данный момент Минтранс предлагает правила, которые не включают в вес ручной клади такие вещи, как компьютер, телефон, планшет, фотоаппарат, верхнюю одежду, — на мой взгляд, это будет создавать конфликтные ситуации. Есть вещи, которые являются необходимыми атрибутами путешествия. А например, за компьютерами — будущее системы развлечений на борту: сейчас в сиденьях есть телевизионные экранчики, а в будущем будет вай-фай на борту с возможностью скачивать контент, это позволит снизить вес самолета и улучшить эргономику.

Закон вступает в силу через 60 дней после дня его официального опубликования. Будет ли пересмотр списка «запрещенки» после критики, прозвучавшей от сенаторов, пока неизвестно. «Новая» отправила запрос в правительство РФ с просьбой устроить встречу с тем конкретным чиновником, кто разрабатывал этот перечень, — вот у него и спросим.

Подвиги Минтранса

Чиновники Министерства транспорта в последние месяцы добились еще двух «крупных успехов».
  1. В тесном сотрудничестве с депутатами Госдумы Минтранс спровоцировал коллапс перевозок на общественном транспорте и такси. Дума приняла закон о том, что с 1 июня водители с иностранными правами не могут работать на территории России. Цены на такси начали расти, иностранцы работали нелегально, автобусные парки заставляли водителей-россиян работать сверхурочно. В Думе спокойно объясняли, что во всем виноват Минтранс — там, мол, не разработали к моменту принятия закона регламент, регулирующий выдачу прав российского образца на основании иностранных.
  2. Минтранс ввел обязательную регистрацию дронов весом от 250 граммов — теперь при покупке беспилотника гражданин должен будет ставить его на учет в специальном госучреждении и запрашивать разрешения на полеты. Так что увидеть дачи коррупционеров будет сложнее, а попутно, кажется, закроются все профильные детские кружки: в небо нам не нужно — его контролирует товарищ майор. (Подробнее об этом — в ближайших номерах «Новой».)