Остров в норвежском архипелаге. Поездка в Норвегию. Остров Сенья. Что посмотреть в Норвегии

В Северной Европе расположено Королевство Норвегия. Оно занимает западную часть Скандинавского полуострова и множество небольших островов, которые прилегают к нему. Острова Норвегии находятся также в Северном Ледовитом океане (Медвежий, Ян-Майен). Стране принадлежит крупный архипелаг Шпицберген. Её заморской территорией в Атлантике является остров Буве. Норвегия претендует на Землю Королевы Мод и остров Петра I – антарктические территории, на которые распространяется конвенция 1961 г. Всего к этой стране относится не менее 50 тысяч островов разного размера. Самыми известными и большими считаются остров Сенья, Лофотенские острова, архипелаг Шпицберген.

Краткая характеристика

За полярным кругом находятся Лофотенские острова. Природа тех мест отличается неповторимой красотой. Острова расположены друг за другом цепочкой, формируя барьер между Северным морем и материком. Возле их восточных берегов проходит североатлантическое течение, которое взаимодействует с приливными волнами и образует самое опасный на планете водоворот – Мальстрим. Численность населения Лофотенских островов составляет 24 тысячи человек. Климат отличается мягкостью благодаря Гольфстриму. Этот сегмент моря никогда не замерзает. Крупнейшими участками суши архипелага считаются Аутсвагей, Вествогей и Москнесей. Между ними курсируют паромы. Главным городом архипелага считается Сволвер.

Рассматривая острова Норвегии, особое внимание стоит уделить Шпицбергену. Он расположен на большом расстоянии от Скандинавского полуострова, в Норвежском море. Это огромный заповедник, где сохранились представители северной фауны. Там обитают моржи, белые медведи, олени, тюлени, песцы. Прямо к берегам подходят киты, а на скалах расположены крупные птичьи базары. Обитаемым островом является только Западный Шпицберген. На нем проживают около 3,5 тысяч людей, половина из них имеет русские корни. Шпицберген ежегодно принимает не менее 2000 туристов, которых привлекает морской рафтинг и прогулки на собачьих упряжках.

Вторым по величине островом страны считается Сенья, прославившийся потрясающей природой. На его территории создан национальный парк Эндердален.

К северу от Лофотенских лежат острова Вестеролен. Туристы едут туда, чтобы посмотреть на тюленей. На границе Норвежского и Гренландского морей расположен остров Ян-Майен, имеющий вулканическое происхождение. Он имеет действующий вулкан Беренберг. Природа этого участка суши представляет собой тундру, которая перемежается редкими лугами.

Климатические условия

Для страны характерен не очень суровый климат, несмотря на её северное положение. Многие острова Норвегии находятся в зоне морского климата с мягкими зимами. Причина относительно теплой погоды заключается в действии течения Гольфстрим.

Остров Сенья – второй по размеру , если не считать архипелага Шпицберген (с их учетом он занимает 5-е место); его площадь 1586 кв. км. Известен Сенья в первую очередь своей удивительной природой – его зачастую называют «Норвегией в миниатюре» за то, что здесь можно увидеть самые разнообразные пейзажи: высокие горы, начинающиеся прямо от побережья, полные лосося, небольшие , равнины, поросшие густой травой, леса.

Сенья привлекает туристов не только природой, но и , а также живописными рыбацкими деревушками. Также остров является любимым местом для любителей . Известный английский писатель Дэвид Ховарт упомянул остров Сенья в своем романе «Мы умираем в одиночестве».

Общая информация

Найти остров Сенья на карте очень просто: он расположен на севере страны, чуть севернее , практически посредине береговой линии фюльке Тромс. Очертаниями Сенья напоминает отпечаток лапы какого-то диковинного животного.


На острове проживает около 10 тыс.человек. Они занимаются преимущественно рыбной ловлей, выращиванием рыбы на специальных морских «фермах» и сельским хозяйством. Часть жителей занята в сфере туризма. Территория Сеньи частично расположена на материке, в основном же разделена между четырьмя коммунами:

  • Торксен (на западе острова);
  • Берг (на северо-западе);
  • Транёй (юг и юго-восток);
  • Ленвик (северо-восток и восток острова).

Север и запад острова скалистые; здесь можно увидеть достаточно крутые горы. А вот южная и восточная части острова характеризуются более мягкими пейзажами. Здесь больше равнин, и основные сельскохозяйственные земли располагаются именно в южных и восточных районах Сеньи.


Климатические условия

Климат на той стороне острова, что обращена к материку, несколько более суров, чем на побережье Норвежского моря. Зимы мягкие; на восточной стороне температура опускается ниже нуля (среднедневная температура в январе – примерно -4°С, может опускаться и до -6…-7°С. На западной стороне острова температура днем редко опускается ниже 0°С, ночью бывают незначительные морозы. Однако временами здесь дуют сильные ветры, из-за которых уровень комфортности понижается, и кажется, что на улице холоднее, чем на самом деле.


Весна поздняя, в апреле на восточной части острова ночами еще бывают заморозки. Лето на восточной части относительно прохладное, в июле и августе воздух в среднем прогревается до +15°С. На западе лето теплее, около +20…22°С, иногда температура прогревается и до +30°С.


Осадков выпадает немного, в год порядка 900 мм. Наибольшее количество их выпадает осенью; самый дождливый месяц – октябрь (около 120 мм), самый снежный – декабрь (98 мм).

Активный отдых

Север Норвегии славится своей рыбной ловлей. А рыбалка на острове Сенья в Норвегии считается самой лучшей, сюда приезжают любители этого времяпрепровождения со всей страны, а также из других государств мира. Здесь можно порыбачить как в горных реках, в которых водится лосось, форель и другие ценные сорта рыбы, так и в открытом море, где можно поймать палтуса, треску, норвежскую сельдь.

Предлагает остров и зимнюю подледную рыбалку. А тем, кто приехал просто отдохнуть, будет интересно отправиться на китовое сафари.


Достопримечательности острова Сенья

Главными объектами интереса туристов являются следующие:



Где поселиться?

Острова Сенья в Норвегии очень популярны у любителей рыбалки, поэтому при желании отправиться туда в сезон лучше бронировать номера заранее. Одним из популярных острова является апарт-отель Hamn i Senja. Изначально он планировался просто как отель для семейного и корпоративного , но позже был расширен, сейчас это еще и рыболовная база.


В рыбацком поселке Мефьордвэр находится комплекс Mefjord Brygge, предлагающий уютные апартаменты и коттеджи, а также прокат лодок. В этом же поселке можно арендовать дом для отпуска Five-Bedroom Holiday home in Skaland. Коттеджи можно снять и в таких населенных пунктах, как:

  • Торскен;
  • Сифьорд;
  • Галнслотта;
  • Гибостад;
  • Сельестлетта;
  • Сванельвдален;
  • Сеньяхестен;
  • Бувика;
  • Скролльсвика;
  • Сеньяхопен.

Рестораны и кафе

Очень оригинальное кафе располагается на территории парка Сеньятроллет. Там посетителей обслуживают официанты, переодетые троллями и другими сказочными персонажами; есть специальное детское меню.

Очень хорошие рестораны в отеле Hamn i Senja. Здесь отлично готовят рыбные блюда, в том числе и из той рыбы, которую вылавливают остановившиеся в отеле любители рыбалки. Очень хороший ресторан при отеле Mefjord Brygge. Другие популярные кафе и рестораны на острове – это:

  • Widsten Handleri AS;
  • Senjastua;
  • Dorotheas Fryd;
  • Thaimatservice.

Шопинг

В «столицах» коммун есть магазины; в некоторых деревнях также есть крупные лавки, но чаще всего в них продаются только продукты питания. По выходным в главных населенных пунктах коммун работают рынки. При отелях, в Парке троллей и в национальном парке есть сувенирные магазины. с острова Сенья – фигурка тролля и «троллья варежка» из парка Сеньятроллет

.

Транспорт

Острова представлен автобусами, которые осуществляют сообщение между его городками и поселками. Кроме того, здесь можно арендовать лодку и отправиться в пункт назначения водным путем, что, учитывая изрезанную береговую линию острова, зачастую оказывается быстрее.

Как добраться?

Автомобилем до острова Сенья добираться почти сутки: дорога по трассе E45 занимает 22 часа, а по трассе E10 – 22,5. На обоих маршрутах есть платные участки, к тому же они частично проходит через Швецию.

Быстрее всего долететь до острова можно самолетом – из до Аннёйи в городе Анденесе. Оттуда можно отправиться по морю. Паромную переправу здесь осуществляет компания The Senja Ferries. Паром отправляется дважды в день, летом – трижды. Те, кто предпочитают сухопутный вариант, могут автомобилем отправиться по трассе E10; дорога займет 6 ч. 20 мин.


До парома, который должен был доставить нас на остров Сенья. Там мы планировали быстренько прокатиться по северному побережью, посетив по пути две оборудованных смотровых площадки. Была ещё опциональная программа: при условии хорошей погоды забраться на одну из самых высоких гор острова — Кейпен. Ну а напоследок — сущий пустяк: нужно было проехать 450 километров до забронированного в Финляндии коттеджа. Ну ведь всё просто, правда же?

И вот с самого утра всё пошло наперекосяк. Когда я проснулся и посмотрел на часы, стал очевиден первый факт: мы безнадёжно проспали. Пока мы завтракали и выписывались из гостиницы, к первому факту добавился второй — норвежская погода решила в очередной раз показать нам свой капризный нрав, и вместо обещанного синоптиками перфоманса «синее безоблачное небо», запустила свой авторский проект — «безнадёжные серые тучи».

До парома оставалось 50 минут и ровно столько же километров по узкой извилистой дороге, петляющей по побережью. Следующий паром должен был отправиться только через полтора часа, что нас совершенно не устраивало.

Сонную тишину норвежских деревень нарушал лишь рёв бензинового мотора. Серебристая Мазда с российскими номерами, нагло нарушая все мыслимые правила, летела по ровному асфальту вдоль изрезанного бухтами побережья фьорда. Встреться ей на пути полиция, и штраф эдак тысяч в десть норвежских крон — водителю обеспечен. А в дополнение к нему — ещё и мораторий на получение Шенгенской визы лет на пять. Но в то утро норвежские боги были явно на нашей стороне: когда паром издал протяжный гудок и начал удаляться от берега, мы уже поднимались по лестнице, ведущей с автомобильной палубы в душный салон. Прошло сорок пять минут и серебристая Мазда, как ни в чём не бывало, соблюдая правила, не спеша ехала по дороге вдоль северного берега острова Сенья.

Наша первая остановка — рыбацкая деревня Хусёй (по-норвежски - Husøy), разместившаяся на маленьком островке посреди живописного фьорда. Говорят, что ветра зимой здесь такой силы, что иногда срывают крыши домов. Деревня — совсем небольшая, население — около 250 человек.

Когда-то давным давно в этих краях потерпели крушение несколько испанских кораблей, с тех пор некоторые жители деревни подозрительно похожи на испанцев. Более того, в деревне вот уже несколько веков соблюдается сиеста — вне зависимости от времени года всё местное население после обеда дружно отправляется отдыхать.

Пока члены моего экипажа изучают ассортимент местного магазина, пытаюсь найти заправку — утром, торопясь на паром, я совсем забыл, что бензина почти не осталось. Проехав круг почёта по деревне, нахожу всё что угодно, но только не заправку. Детский сад — есть, школа — есть, ресторан — есть, заправки — нет.

Следующая остановка — небольшая парковка у подножия большой горы. Отсюда начинаются два маршрута — на горы Кейпен и Барден. Мы хотим покорить Кейпен. Его высота — 938 метров над уровнем моря.

Погода не располагает к прогулкам по горам, но ведь синоптики обещали нам хорошую погоду. Глядишь, пока будем карабкаться вверх, — и солнце выглянет.

Упорно лезем через болото до седловины, в надежде что погода изменится в лучшую сторону, открыв нам гору.

Здесь маршрут раздваивается. Налево — тропа на Барден, направо — на Кейпен.

Облака висят прямо над головой. Думаем что делать дальше.

Внезапно норвежское небо решает упростить наш выбор — начинается проливной дождь. Продолжать восхождение в такую погоду — безумие. Спускаемся обратно вниз.

По пути любуемся местной флорой.

Заодно, ей же и подкрепляемся.

Переодевшись и отогревшись в машине, отправляемся на поиски бензина — угроза остаться без топлива посреди пустынного норвежского острова становится всё более реальной. Для решения этой задачи приходится сделать дополнительный крюк почти в сотню километров. Наконец, машина заправлена под завязку — можно продолжать путешествие.

Возвращаемся обратно на северный берег. Здесь расположен национальный туристический маршрут «Сенья».

Неожиданно облака разрываются, и по противоположному берегу фьорда начинает струиться тёплый солнечный свет.

Менее чем через десять минут мы приезжаем к смотровой площадки Тунгенесе (по-норвежски — Tungeneset). Это — одна из двух оборудованных смотровых площадок на острове.

Погода к этому времени кардинально меняется.

Смотровая площадка представляет собой маленькую парковку и короткую деревянную тропу, ведущую к побережью фьорда.

Здесь находятся две природных достопримечательности.

Первая - каменные ванны, частично заполненные водой.

Говорят, что в хорошую погоду в них любят купаться туристы. За те двадцать минут, пока погода на Сенье в тот день была хорошей, мы не то что не увидели желающих искупаться, мы вообще не встретили ни души.

Вторая достопримечательность — остроконечная горная гряда, приютившаяся на противоположном берегу фьорда.

Её, почему-то , любят называть «Зубами дракона», хотя, на самом деле, этот скальный массив имеет официальное название - Оксхорнан (по-норвежски — Okshornan), что переводится как «Бычьи рога». Хотя, если честно, эти скалы, всё-таки, больше похожи на зубы дракона чем на рога быка.

Обратный путь — всегда долог. Исключением не было и наше возвращение домой из Северной Норвегии. Выехав с Сеньи, мы, вместо того чтобы спокойно отправиться обратно короткой дорогой, зачем-то поехали смотреть . Пока выбирались обратно — наступила ночь. До мы добрались лишь к утру. Пришедший ему на смену день был посвящён отдыху. Кто-то неторопливо гулял по ближайшим окрестностям, кто-то спал. Вечер ознаменовался праздничным ужином в честь скорого возвращения домой. Ночь была спокойной.

Наступил одиннадцатый день нашей экспедиции. Попрощавшись с хозяевами коттеджа, мы отправились дальше. Очередной вечер застал нас в финском городе Ийсалми, где у нас произошло неожиданное в местную культуру распития алкогольных напитков. Утро прошло в борьбе с закономерным похмельем. Вставать совершенно не хотелось, и только ценой невероятных усилия, я нашёл в себе силы позавтракать, после чего путь домой продолжился. Наконец, вечером двенадцатого дня мы торжественно вернулись в Санкт-Петербург. Наше путешествие на север закончилось.

Протянувшиеся тонкой неровной линией в Норвежском море Лофотенские острова – превосходное место для отдыха в течение нескольких дней. Здесь удивительно мягкий климат для севера и много жилья в рыбацких домиках (rorbuer), которые теперь хорошо оборудованы и вмещают 2-6 человек. Кроме того, на Лофотенских островах пять хостелов и множество кемпингов. Прибрежные суда Hurtigrute заходят в порты Стамсунд и Свольвер, а из Будё следуют на южные острова Москенес, Верёй и Рёст. Чуть более дешёвые скоростные пассажирские суда связывают и со Свольвером. Междугородное автобусное сообщение соединяет материк и острова (из Будё до Свольвера через Фауске и из Нарвика до Свольвера).

Город Свольвер и селение Хеннингсвер на острове Эуствогёй

Главный город на самом большом из северных островов (Эуствогёй) – Свольвер, ничем не примечательное место, где останавливаются все островные автобусы. Суда из Будё причаливают примерно в 1 километре к западу от городского центра, а суда Hurtigrute швартуются в центре, рядом с автостанцией и турбюро, где можно получить информацию об острове и узнать расписание автобусов (с конца мая до середины июня понедельник-пятница 9.00-16.00 и суббота 10.00-14.00; с середины июня до середины августа понедельник-пятница 9.00-16.00 и 17.00-19.30/21.30, суббота 9.00/10.00-14.00/16.00, воскресенье 16.00-19.00; с середины до конца августа понедельник-пятница 9.00-19.00, суббота 10.00-14.00; с сентября до середины мая понедельник-пятница 9.00-16.00).

Приятно проживать в старых домах на воде Svolvoer Sjohus на берегу у Parkgata, 5 минут ходьбы от площади. Цена проживания включает и пользование хорошо оборудованной кухней. В восточной части гавани дамба ведёт к островку Svinoya. На острове есть Svinoya а Rorbuer, это и простые рыбацкие хижины, и шикарные домики со всеми удобствами. Из Свольвера на автобусе можно доехать в гораздо более привлекательное селение Хеннингсвер, 23 километра на юго-запад, с петляющими улочками и ярко окрашенными деревянными домиками в гавани. Тут стоит переночевать: в самом центре предлагается жильё в Den siste Viking, Misvaerveien 10, справа кафе Klatrekafeen.

Деревня Стамсунда на острове Вествогёй

Следующий большой остров на юго-западе Вествогёй привлекает туристов в немалой степени благодаря очарованию Стамсунда, где старые постройки тянутся вдоль скалистого берега. Это первая остановка прибрежных судов Hurtigrute по пути на север из Будё и лучшее место для проживания на островах. Сюда легко добраться из Эствогёя на автобусе, правда, с пересадкой в Лекнесе, 16 километров к западу.

В Стамсунде первым делом следует отправиться в гостеприимный хостел (закрыт с середины октября до декабря), состоящему из нескольких рыбацких домиков (rorbuer) на берегу небольшого залива, примерно 1 километр от порта и 200 метров от автостанции Лекнеса. Здесь первоклассная рыбалка: в хостеле дают напрокат лодки и сети, можно , а затем на дровяных печах в хостеле приготовить ужин из вашего улова.

Острова Флакстадёйя и Москенесёйя в Норвегии

Следующие два Лофотенских острова Флакстадёйя и Москенесёйя удивительно хороши. Шоссе E-10 идёт вдоль скалистого берега с туннелями и мостами до порта Москенес, на полпути между Будё и «птичьими» островами Верёй и Рёст на юге. Примерно через 6 километров шоссе заканчивается одним из самых прелестных селений на островах под названием «О» с рядом старых построек, теснящихся между серо-зелёными горами и бурным морем.