Мечеть тадж махал история. Тадж Махал - величайший памятник любви

Над ним нельзя летать самолетом. В него можно попасть ночью, но только в полнолуние. Все архитекторы, работавшие над ним, были убиты. Это Тадж-Махал. Сердце Индии.

История Тадж-Махала в Индии

Тадж-Махал построили в честь женщины. Которую очень любили и которая умерла. Потомок хана Тамерлана, Император Великих Монголов Шах Джахан приказал построить дворец в честь своей покойной супруги Мумтаз Махал. Тадж Махал переводится как «избранница дворца». У хана по традициям того времени был огромный гарем, но любил он только свою жену.

Силуэт Тадж-Махала в Индии мгновенно узнается людьми во всех уголках мира. Это одно из самых фотографируемых зданий в истории. Созданное из белого мрамора, украшенное золотом и полудрагоценными камнями, это сооружение свидетельствует о богатстве государства и умении мастеров XVII века. И конечно, о большой любви.

Неудивительно, что Тадж-Махал на карте Индии – самое популярное место. Ежегодно его посещает больше 3 миллионов человек.

Шах Джахан и его Любовь

Современники называли Шаха Джахана повелителем мира. Он правил своей империей 30 лет и за это время страна пришла к культурному и политическому расцвету.

Когда Шах был пятнадцатилетним мальчиком, на рынке он встретил девушку. Ей было 14, она торговала безделушками. Это была Арджу-манд Бану Бегам. С этой встречи и началась история Тадж-Махала в Индии. По легенде, молодые люби сразу полюбили друг друга. Но шах был вынужден заключить брак, выгодный династии. Его женой стала персидская принцесса. Первой из четырех, разрешенных исламом. Во второй раз Шах женился на своей возлюбленной. Новое имя – Мумтаз Махал – ей дал свекор, великий хан Джахангир.

Отношения молодой пары были безоблачны, доверительны и нежны. По свидетельствам современников, жена императора была красивой и мудрой. А к тому же еще и смелой. Беременной, она сопровождала его в походе и умерла при родах. Это должен был стать их четырнадцатый ребенок. Мумтаз Махал было 39 лет.

Правда или нет, но при смерти женщина якобы попросила возлюбленного исполнить два ее желания. Первое – больше не женится, чтобы не породить вражды между наследниками. И второе – возвести в ее честь мавзолей, равного которому мир еще не видел. Обе просьбы император пообещал выполнить и слово сдержал.

После смерти жены правитель на восемь дней заперся в своей комнате, не пил и не ел. За это время он очень постарел. А когда вышел, приступил к созданию самого величественного мавзолея Индии под названием Тадж-Махал.

Строительство дворца

На призыв императора съехались лучшие мастера из Багдада, Стамбула, Самарканда и еще многих городов. Каждый представил свой проект. Больше остальных правителю понравились эскизы, которые нарисовал иранец Истада Уса. Известный в те времена архитектор. Как и кто построил Тадж-Махал в Индии по его макету, Истада Уса так и не увидел. Его ослепили, чтобы больше не сотворил подобного. Не исключено, конечно, что это вымысел и бедный архитектор не пострадал. Известно также, что, кроме него, проектными работами занимались также французские и венецианские мастера.

Дворец заложили в Агре в 1632 году. Только через 10 лет завершились работы над центральным корпусом.

Архитектурные особенности Тадж–Махала

Дворец в Индии Тадж-Махал – это целый комплекс сооружений. Вот основные из них:

  • сам мавзолей (пятикупольный храм, самый большой купол напоминает бутон цветка; высота всего сооружения 74 м);
  • четыре минарета (их спроектировали и установили под небольшим наклоном от усыпальницы, чтобы в случае падения они ее не задели);
  • два одинаковых строения из песчаника;
  • сад (а в нем фонтаны и бассейн);
  • огромные ворота (по мусульманским верованиям, они словно ведут из царства чувств в царство духа, символизируют врата в рай; сразу за воротами открывается вид на мавзолей, который отражается в воде бассейна; изначально двери были серебряными, позже их заменили медными).

В мавзолей ведет лестница. Поскольку Тадж Махал в Индии – это и своего рода мечеть, у входа принято разуваться. Строение облицовано мрамором. Он полупрозрачный и полированный. Доставлять мрамор пришлось за 300 км. Он удивительно отражает свет – утром выглядит розовым, днем – белым, а ночью – серебристым.

На окнах и на арках ажурные решетки, в переходах черным мрамором выбиты суры из корана. Стены покрыты позолотой, мраморной мозаикой и орнаментом. На него пошло 1,5 тысячи тонн алмазов, жемчугов, агата, сердолика, малахита и бирюзы. В центре мавзолея мраморные ширмы, а за ними – гробницы. На них всегда живые цветы. Но эти гробницы ложные, пустые. Тела Шаха и его жены находятся под зданием, в склепе.

Храм Тадж-Махал в Индии возводили 22 года. Для этого понадобился труд 20 тысяч строителей. Работу над храмом вели лучшие мастера – скульпторы из Бухары, сирийские каллиграфы, ювелиры из Южной Индии.

Позже храм был разграблен, многие драгоценные камни исчезли.

Очень красив и парк вокруг мавзолея. Дорожки выложены мрамором. Бассейн, который находится перед главным входом, обсажен кипарисами. В этих краях их принято считать деревьями скорби.

На входе в сад стоит мечеть из красного песчаника. У нее одиннадцать куполов и два минарета.

Весь комплекс стоит на берегу реки Джамуны. Мавзолей отражается в водной ряби. Изображение нечеткое, это навевает мысли о неземной природе Тадж-Махала. Утром на рассвете над рекой поднимается туман и дворец словно парит в облаках.

Судьба Шаха Джахана

Император завершил строительство самого прекрасного дворца Индии Тадж-Махала и собирался приняться за следующий. Себе шах хотел выстроить на противоположном берегу реки такой же мавзолей, но из черного мрамора. И соединить оба комплекса мостом. Этот мост должен был символизировать победу любви над смертью.

Но императора подвело здоровье. Он планировал передать управление страной первому сыну, с которым они были близки. Но этому помешали интриги второго сына Шаха. Он распространил сплетни о том, что отец выжил из ума и тому не дали самостоятельно выбрать наследника. На трон взошел как раз второй сын. От братьев он избавился, а отца заточил. Где именно падший император проводил свои последние годы точно неизвестно. Большинство историков склоняются к тому, что его держали в Красном форте. Это строение напротив мавзолея, на противоположном берегу реки. Там Шах провел последние восемь лет жизни. Мог любоваться Тадж-Махалом и вспоминать любимую. Вместе с нею он похоронен в склепе дворца.

Судьба Тадж-Махала

Потомки не относились к мавзолею с таким же трепетом, как его создатель. Через два столетия дворец воспринимался уже скорее как место для развлечения, а не как святыня. Девушки могли себе позволить танцевать на террасе, а богатые молодые пары приезжали в Агру, город в Индии, поблизости Тадж-Махала, чтобы справить свадьбу. Мечеть и гостевой дом на территории комплекса можно было запросто арендовать.

Вслед за самими индусами, колониалисты англичане продолжили разграбление Тадж-Махала. Они забирали камни, ковры и даже двери. Во дворец запросто приходили с молоточком и долотом, чтобы удобней было выдирать драгоценности. В какой-то момент генерал-губернатор Индии даже планировал снести Тадж-Махал и пустить мрамор на продажу. Дворец спасло, что на тот момент не нашлось покупателей.

Еще большие разрушения мавзолей получил во время индийского восстания 1857 года и под конец XIX столетия стоял в полном упадке. Сад зарос, могилы осквернены.

За восстановление взялся уже другой генерал-губернатор. Лорд Керзон. Реставрация Тадж-Махала была завершена в 1908 году.

Следующая опасность пришла ко Дворцу уже во второй половине XX века. Агра – город Индии, рядом с Тадж-Махалом – стала промышленным центром. На Тадж-Махал полились кислотные дожди, которые портили мрамор. Только в конце 90-ых годов власти Индии приказали перенести из Агры все вредные производства.

Теперь Тадж-Махал – это главный символ Индии. Слеза на щеке вечности.

Мавзолей Тадж-Махал, расположенный в городе Агра, - это одна из самых известных достопримечательностей всего мира. Сооружение было возведено Шахом Джаханом в память о своей жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Эта печальная и невероятно трогательная история придает мавзолею ореол романтики. Тадж-Махал — красивейшее здание мира, ставшее символом вечной любви.

При взгляде на это белоснежное, огромное, но вместе с тем кажущееся воздушным здание непременно возникает необъяснимое чувство грусти. Из истории известно, что этот мавзолей построен для Мумтаз-Махал – любимой третьей жены Шаха Джахана, которая в 1631 году умерла при родах их четырнадцатого ребенка. Скорбь Шаха бала так велика, что ее не могли заглушить ни огромный гарем, ни золото и драгоценности. Создание этого невероятного по масштабу и красоте здания как будто служит выражением глубокой скорби и признанием в вечной любви.

Мавзолей Тадж-Махал – это еще и уникальный образец архитектуры, сочетающий в себе элементы индийских, персидских и исламских стилей. Это строение представляет собой комплекс структур, центральным и основным элементом которого является мавзолей из белого мрамора.

Строительство этого чуда длилось годы (началось в 1632 году, закончилось в 1653 году), были задействованы тысячи мастеров и ремесленников, работал целый совет архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахаури. К 1648 году основной мавзолей был завершен, а прилегающие строения и сад были закончены лишь через пять лет.

Мавзолей Тадж-Махал

Архитектурным центром комплекса Тадж-Махал является усыпальница. Она просто огромна по размерам, выполнена из белого мрамора, располагается на постаменте квадратной формы и представляет собой симметричное здание с арочным проемом, увенчанное большим куполом. Основные архитектурные элементы персидского происхождения.

Внутри мавзолея две усыпальницы — Мумтаз-Махал и самого Шаха. В высоту сооружение достигает 74 метра, по его углам располагаются 4 минарета, слегка наклоненных в сторону от здания. Это было сделано специально, чтобы в случае падения они не могли повредить его.

Мраморный купол мавзолея имеет своеобразную форму, благодаря которой его называют «луковым куполом» и имеет высоту 35 метров. Его форма подчеркнута четырьмя меньшими по размеру куполами, расположенными по углам гробницы и имеющими ту же «луковую» форму.

Главный купол был украшен венцом с полумесяцем из чистого золота, который в 19 веке был заменен на бронзовую копию.

Минареты созданы как действующие части мечетей, с которых звучит призыв мусульман к молитве. Каждый минарет имеет высоту 40 метров и разделен на три равные части опоясывающими балконами. Декоративные элементы, которыми украшены минареты, также позолочены.

Экстерьер Тадж-Махала

Экстерьер Тадж-Махала по праву признан одним из лучших в мире. Декоративное оформление выполнено с применением различных видов штукатурки, красок, инкрустаций и резных элементов. В исламе запрещено использовать антропоморфических форм, поэтому элементы представляют собой символы, абстракции и растительные мотивы.

Весь комплекс украшен отрывками из Корана в качестве декоративных элементов. У входа в парк Тадж-Махала на воротах начертаны четыре аята 89-й суры Корана «Аль-Фаджр» (Заря):

«О душа, обретшая спокойствие в истине!

Вернись к своему Господу довольной блаженствами милостями Аллаха, снискавшей благосклонность Аллаха своими добрыми деяниями, совершенными в земной жизни!

Войди в число Моих благочестивых рабов!

Войди в Мой рай – жилище вечного блаженства!»

Абстрактные формы украшают многие части комплекса. Они встречаются на постаменте, минаретах, воротах, мечети и на поверхностях могилы. По низу гробницы расположены мраморные фигурки цветов и виноградных лоз. Все изображения тщательно отполированы и инкрустированы желтым мрамором, яшмой и нефритом.

Интерьер Тадж-Махала

Интерьер Тадж-Махала не совсем традиционен. Внутренняя отделка богата элементами с драгоценными и полудрагоценными камнями и инкрустациями, а зал представляет собой восьмиугольник идеально правильно формы, в который можно войти с любой из сторон. Но используется лишь одна дверь с юга со стороны сада.

Потолок зала выполнен в виде внутреннего купола, и украшен в виде солнца. Внутреннее пространство зала разделено на части восьмью большими арками. Балконы и смотровые площадки сформированы четырьмя центральными арками. Освещение зала обеспечено обзорным окном и специальными отверстиями в углах крыши.

В центре зала располагаются гробницы Мумтаз-Махал и шаха Джахана. Они щедро украшены драгоценными камнями. На надгробии Мумтаз-Махал нанесены надписи, восхваляющие ее, а так же располагается прямоугольник, по одной из версий предназначенный для написания. Единственным ассиметричным элементом во всем комплексе Мавзолея является гробница шаха Джахана, причиной этого является то, что она бала достроена позже. Она украшена теми же декоративными элементами, но больше по размерам.

Сады Тадж-Махала

Сад, располагающийся перед мавзолеем Тадж-Махал, просто прекрасен. Он имеет длину 300 метров, четыре части, которые разделены оригинальными приподнятыми дорожками на шестнадцать клумб. Канал расположенный в центре сада облицован мрамором и отражает как в зеркале образ мавзолея. Ранее описание парка содержит упоминание об изобилии растительности – разнообразные плодовые деревья, изысканные розы, нарциссы. Однако во времена правления Британии сад был измене почти до неузнаваемости – все растительность свелась к обычной зеленой лужайке.

Примыкающие строения

Кроме основных элементов Мавзолея, комплекс имеет несколько небольших мавзолеев, где покоятся остальные жены шаха, а в большем по размеру строении – любимый слуга Мумтаз-Махал. Главные ворота представляют собой монументальную структуру, сделанную из мрамора. Проход ворот повторяет по форме сводчатые проходы мавзолея, а арки украшают те же декоративные элементы. Все элементы комплекса удивительно точно спланированы геометрически и симметричны по отношению к основному зданию.

История строительства Тадж-Махала

Участок земли, на котором был воздвигнут Тадж-Махал, был приобретен шахом Джаханом у махараджи Джай-Сингха в обмен на большой дворец в центре Агры. Бля проведения строительных работ был вырыт гигантский котлован, затем он был заполнен грязью для укрепления почвы, а само место строительство было поднято выше уровня реки на 50 метров. Кроме этого для отвода воды были вырыты глубокие колодцы и заполнены щебнем. Были возведены крепкие кирпичные леса, значительно облегчившие строительство.

Для того чтобы транспортировать к месту строительства материалы была вырыта пятнадцатиметровая траншея, по которой упряжи из 20-30 волов тянули огромные блоки. Для подачи к комплексу воды из реки была создана система резервуаров. Общая стоимость строительства составила около 32 миллионов рупий.

А почти сразу после завершения строительства Тадж-Махала Аурангзеб сверг своего отца шаха Джахана и заточил его в Форте Дели.

К концу 19 века величественное сооружение пришло в запустение и было разграблено британцами. Лорд Керзон провел практически полную реконструкцию Тадж-Махала и сада.

В наши дни над комплексом возникла новая угроза – загрязнение окружающей среды постепенно ведет к разрушению здания мавзолея. Правительство принимает меры, направленные на изменение ситуации, но пока безрезультатно.

Тадж-Махал это главная достопримечательность Индии, привлекающая ежегодно около 3 миллионов туристов. Это значительная статья дохода бюджета страны. Он открыт для посещения ежедневно, кроме пятницы.

По легенде на другом берегу реки Джамны должно бол появиться черное отражение Тадж-Махала – такой мавзолей планировал построить для себя шах Джахан. Однако его планам не суждено было сбыться из-за предательства сына.

Тадж-Махал - мавзолей, находящийся в на севере Центральной Индии в Агре, на берегу реки Джамна.

Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал , умершей при родах. Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится под землей.

Шах-Джахан

Могольский правитель Шах-Джахан (1592-1666, правил в 1627-1658) воздвиг этот памятник как гробницу своей любимой жены Арджуманд Бану , более известной по ее титулу Мумтаз-Махал или Тадж-Махал (Корона дворца), умершей в 1631 году.

В ширину всей речной стороны поднята платформа с высокими (41 м) минаретами по четырем углам. На западной стороне платформы находится мечеть, на восточной - приемный зал (дом для посетителей). В центре платформы помещена гробница, имеющая в плане квадрат со скошенными углами. Проекты для гробницы были подготовлены лучшими архитекторами Могольской империи. Мавзолей расположен в центре обширной прямоугольной площадки (длина 600 м, ширина 300 м).

Величайшее произведение архитектурного зодчества, современное чудо света - индийский мавзолей Тадж-Махал. Каждый гость Индии обязательно любуется на это замечательное сооружение. Никого Тадж-Махал не оставляет равнодушным ни своим великолепием, ни своей легендой.

К Тадж-Махалу ведет искусственный канал, вокруг которого расположены изумительные кипарисы. Рядом с Мавзолеем расположены две мечети из красного песчаника. Величественное строение вместе с зелеными лужайками и яркими цветами создают впечатление, что ты попадаешь в сказку. Лучше всего рассматривать прекрасный дворец ранним утром. Создается впечатление, что Тадж-Махал парит в воздухе.

История строительства мавзолея Тадж-Махал

Это изумительное сооружение было построено по приказу падишаха Шах-Джахана в память о своей красавице жене, безвременно ушедшей при родах, в память об их беззаветной любви друг к другу. Падишах хотел построить напротив Тадж-Махала дворец из черного мрамора. Два дворца он мечтал соединить мостом. Но его планам не удалось сбыться. Он умер в заточении, любуясь на прекрасный дворец и мечтая о встречи со своей женой в ином мире. После смерти падишаха захоронили в этом же Мавзолее.

Строили мавзолей около 22-х лет. Все элементы Мавзолея симметричны, пропорции соблюдены и кратны четырем. Высота Мавзолея 74 метра. Все вымерено до миллиметра, учтены возможности разрушений на случай землетрясения или урагана.
Для строительства здания использовали белый мрамор. В зависимости от времени суток, цвет мрамора меняется. Украшен Мавзолей изящной резьбой, решетками с драгоценными камнями, на потолке расписаны суры из Корана на арабском языке.

В центре Мавзолея - ложные гробницы, настоящие же находятся под полом.

В строительстве за весь период участвовало 20 тысяч человек. Имя архитектора не известно, но исследователи убеждены, что строительство дворца дело рук жителей Ирана, Индии, Средней Азии.

Скрытые символы и знаки

Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из корана, обращенная к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай».

Проходят столетия, но Тадж-Махал только хорошеет и восхищает гостей своей неувядающей красотой. Красотой строения и красотой вечно живой любви.

Экускурсии в Тадж-Махал

Лучшее время для посещения мавзолея - с ноября по февраль, в остальные месяцы тут слишком жарко. Тадж-Махал открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Стоимость посещения равна приблизительно $10. Добраться до Тадж-Махала можно из Дели на поезде, автобусе или приобрести экскурсию.

Посещение Тадж Махала осуществляется через Восточные, Западные или Южные ворота.

Правила посещения Тадж-Махала:

  • разрешено проносить воду в прозрачных бутылках, видеокамеры, фотоаппараты, мобильные телефоны и небольшие женские сумочки;
  • при посещении Тадж-Махала необходимо снимать обувь;
  • внутри мавзолея фотографировать запрещено;

Где находится Тадж-Махал?

Город Индии, где находится Тадж-Махал - Агра, на берегу реки Джамна.

Тадж-Махал – признанный символ вечной любви, ведь он был создан ради женщины, покорившей сердце Императора Великих Моголов Шах-Джахана. Мумтаз-Махал была его третьей женой и умерла при родах их четырнадцатого ребенка. Чтобы увековечить в памяти имя возлюбленной, падишах задумал грандиозный проект по возведению мавзолея. Строительство заняло 22 года, но сегодня это образец гармонии в искусстве, отчего туристы со всего мира мечтают посетить чудо света.

Тадж-Махал и его строительство

Чтобы возвести величайший в мире мавзолей, падишах задействовал более 22 000 людей со всей империи и прилегающих государств. Лучшие мастера трудились над мечетью, чтобы довести ее до совершенства, соблюдая полную симметрию согласно планам императора. Изначально участок земли, на котором планировалось установить гробницу, принадлежал махарадже Джай Сингху. Шах-Джахан отдал ему взамен на пустующую территорию дворец в городе Агра.

Сначала проводились работы по подготовке почвы. Территорию, превышающую по площади гектар, перекопали, заменили на ней грунт для устойчивости будущего здания. Фундаментом стали вырытые колодцы, которые заполнили бутовым камнем. В ходе строительства использовался белый мрамор, который приходилось везти не только из разных уголков страны, но даже из соседних государств. Чтобы решить проблему с транспортировкой, пришлось специально изобрести повозки, сконструировать подъемный пандус.

Только усыпальница и платформа к ней строились около 12 лет, остальные элементы комплекса возводились в течение других 10 лет. За эти годы появились следующие сооружения:

  • минареты;
  • мечеть;
  • джаваб;
  • Большие ворота.


Именно из-за такой протяженности во времени, нередко возникают споры относительно того, сколько лет строили Тадж-Махал и какой год считать моментом окончания работ по возведению достопримечательности. Строительство началось в 1632 году, а все работы завершились к 1653, сам мавзолей был готов уже в 1643. Но как бы долго не длились работы, в результате в Индии появился поражающий воображение храм высотой 74 метра, а окружают его сады с впечатляющим бассейном и фонтанами.

Особенность архитектуры Тадж-Махала

Несмотря на то, что постройка является настолько значимой с культурной точки зрения, до сих пор нет достоверной информации о том, кто на самом деле был главным архитектором усыпальницы. В ходе работ привлекались самые лучшие мастера, был создан Совет архитекторов, а все принимаемые решения исходили исключительно от императора. Во многих источниках считается, что проект создания комплекса исходил от Устад Ахмад Лахаури. Правда, при обсуждении вопроса о том, кто построил жемчужину архитектурного искусства, нередко всплывает имя турка Иса Мухаммед Эфенди.

Впрочем, не имеет особого значения, кто построил дворец, так как он является символом любви падишаха, стремившегося создать уникальную усыпальницу, достойную его верной спутницы жизни. По этой причине в качестве материала был избран белый мрамор, обозначающий чистоту души Мумтаз-Махал. Стены гробницы украшены драгоценными камнями, выложенными в затейливые картинки, чтобы передать удивительную красоту жены императора.

В архитектуре переплетаются несколько стилей, среди которых прослеживаются нотки из Персии, ислама и Средней Азии. Главными достоинствами комплекса принято считать шахматный пол, минареты высотой в 40 метров, а также удивительный купол. Особенностью Тадж-Махала является использование оптических иллюзий. Так, например, надписи из Корана, написанные вдоль арок, кажутся одинакового размера на всей высоте. На самом деле буквы и расстояние между ними сверху значительно больше, чем внизу, но человек, заходящий внутрь, не видит этой разницы.

На этом иллюзии не заканчиваются, так как наблюдать за достопримечательностью нужно в разное время суток. Мрамор, из которого он сделан, полупрозрачный, поэтому днем кажется белым, на закате солнца приобретает розоватый оттенок, а ночью под лунным светом отдает серебром.

В исламской архитектуре невозможно обойтись без изображений цветов, но то, насколько мастерски был сделан памятник из мозаики, не может не впечатлить. Если приглядеться, можно заметить десятки драгоценных камней, инкрустированных всего на паре сантиметров. Такие детали встречаются внутри и снаружи, потому что весь мавзолей продуман до мелочей.

Вся конструкция имеет осевую симметрию снаружи, поэтому некоторые детали были достроены лишь для поддержания общего вида. Интерьер также симметричен, но уже относительно гробницы Мумтаз-Махал. Общую гармонию нарушает лишь надгробие самого Шах-Джахана, которое уже после его смерти установили рядом с возлюбленной. Хотя для туристов не имеет значения, как выглядит симметрия внутри помещения, потому что оно украшено настолько изысканно, что взгляд разбегается, и это учитывая то, что большую часть сокровищ разграбили вандалы.

Для возведения Тадж-Махала потребовалось установить массивные леса, при этом решено было использовать для этого не привычный бамбук, а прочный кирпич. Мастера, работавшие над проектом, утверждали, что разбирать созданную конструкцию придется годами. Шах-Джахан пошел другим путем и объявил, что каждый желающий может забрать столько кирпичей, сколько сможет унести. В результате конструкция была разобрана жителями города за несколько дней.

История гласит, что по завершении строительства император приказал выколоть глаза и отрубить руки всем мастерам, сотворившим чудо, чтобы они не могли воспроизвести подобные элементы в других работах. И хотя в те времена многие действительно использовали такие методы, считается, что это лишь легенда, и падишах ограничился письменным заверением о том, что архитекторы не будут создавать похожий мавзолей.

На этом интересные факты не заканчиваются, ведь напротив Тадж-Махала должна была быть такая же гробница для индийского правителя, но из черного мрамора. Об этом кратко было изложено в документах сына великого падишаха, но историки склоняются к тому, что в них речь шла об отражении существующей усыпальницы, которая из бассейна кажется черного цвета, что также подтверждает страсть императора к иллюзиям.

Существуют споры о том, что музей может разрушиться из-за того, что река Джамна с годами мельчает. Недавно на стенах были найдены трещины, но это вовсе не значит, что причина кроется лишь в реке. Храм расположен в городе, где на него влияют различные факторы, связанные с экологией. Некогда белоснежный мрамор приобретает желтый оттенок, поэтому его приходится часто чистить белой глиной.

Для тех, кому интересно, как переводится название комплекса, стоит сказать, что с персидского оно значит «величайший дворец». Впрочем, существует мнение, что тайна кроется в имени избранницы индийского принца. Будущий император был влюблен в свою кузину еще до брака и называл ее Мумтаз-Махал, т. е. Украшение Дворца, а Тадж, в свою очередь, значит «венец».

Туристам на заметку

Не стоит и перечислять, чем знаменит великий мавзолей, ведь он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также считается Новым чудом света. В ходе экскурсии обязательно расскажут романтичную историю о том, в честь кого был построен храм, а также дадут краткое описание этапов строительства и откроют секреты, в каком городе есть похожее строение.

Чтобы посетить Тадж-Махал, потребуется адрес: в городе Агра необходимо добраться до State Highway 62, Tajganj, Uttar Pradesh. Фотографии на территории храма разрешается делать, но только на обычную аппаратуру, профессиональное оборудование здесь строго запрещено. Правда, многие туристы делают красивые фото за пределами комплекса, просто нужно знать, где находится смотровая площадка, с которой открывается вид сверху. На карте города обычно указывается, откуда можно увидеть дворец и с какой стороны открыт вход на территорию комплекса.

Во второй трети XVII в. представитель династии Моголов (1526–1858) Шихаб ад-дин Шах-Джихан I (1628–1657) построил великолепный мавзолей Тадж-Махал близ Агры. , воздвигнутый по велению Шах-Джахана для его рано умершей любимой жены Мумтаз, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Тадж-Махал создан в стиле мугал — смеси традиций индийской, персидской и исламской архитектуры. В комплекс входят пять основных элементов: ворота, сад, мечеть, джаваб и сам мавзолей. Шах-Джахан тщательно выбирал и корректировал проект мавзолея, обращаясь к лучшим в то время зодчим Востока. Основной замысел проработал Устад Мохаммед Иса Эффенди — византийский турок, ученик крупнейшего турецкого архитектора Синана, грека по происхождению. В разработке проекта участвовали мастера Индии, Средней Азии, Персии, Аравии. Шах-Джахан сам выбрал место для неслыханного мавзолея ниже Агры на правом берегу Джамуны. Стройка продолжалась с 1631 по 1647 год; на ней постоянно было занято около 20 тысяч рабочих.

Мавзолей Тадж-Махал вместе с окружающим его парком занимает значительную площадь – 17 га. Доступ в сады и к мавзолею открыт с южной стороны сада, где на одной линии стоят два входных портала, украшенные традиционными чаттри. После этого посетитель попадает на территорию четко спланированного сада, который разделен на квадраты четырьмя каналами, в точке пересечения которых находится бассейн. Само здание мавзолея находится на северной стороне.

Усыпальница возведена на искусственной платформе на берегу реки Джамна. Платформа вымощена белым мрамором. Мавзолей, авторство которого приписывается индийскому архитектору Устаду Ахмаду Лахори, представляет собой компактное здание из белого мрамора с традиционными для индийской архитектуры срезанными углами, с большим куполом и четырьмя чаттри на крыше. Здание целиком выполнено из белого мрамора, которое великолепно отражает солнечные лучи. По легенде, шах хотел, чтобы ему построили отдельный мавзолей черного цвета на противоположном берегу реки Джамны. Однако Шах-Джихан был свергнут с престола своим собственным сыном Аурангзебом.

На восточной и западной границе комплекса Тадж-Махал строго по поперечной оси относительно главного здания расположены две постройки из красного песчаника. Каждая постройка увенчана тремя белыми куполами. И хотя они имеют иное предназначение (справа – «Джаваб» – приют для именитых гостей, а слева – мечеть, где служили поминальные службы), все здания логично вписываются в мемориальный комплекс.

В центре платформы помещена гробница, имеющая в плане квадрат со скошенными углами. С внутренней стороны стены огибает обходной коридор с 8-угольными камерами на каждом угловом повороте. В центре размещается 8-гранная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом; внутрь ее ведут порталы, по одному с каждой стороны. Камера содержит кенотафы (надгробный памятник умершим, останки которых покоятся в другом месте или не найдены) Тадж-Махал и Шах-Джахана, окруженные ажурной мраморной оградой (их поверхность инкрустирована полудрагоценными камнями), в то время как подлинные захоронения находятся в крипте непосредственно под камерой. Снаружи арочный портал на каждом фасаде фланкирован двумя ярусами ниш, и все сооружение увенчано луковичным куполом, высоко поднятым над пологой внутренней купольной чашей погребальной камеры. Простые пропорции определяют план и соотношение вертикалей: ширина постройки равна ее общей высоте 75 м, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты.

Над главным помещением (по сложившейся в индийской архитектуре традиции) подняты два купола – один в другом. Внешний купол увенчан шпилем, а внутренний (меньших размеров) сделан для того, чтобы соблюсти гармонию с пространством интерьера. Это конструктивное решение появилось в эпоху Тимуридов, а в Индии впервые было применено при строительстве мавзолея (1518) делийского правителя Низам-хана Сикандара II (1489–1517) из династии Лоди.

Орнаментация внутренних поверхностей Тадж-Махала поражает изяществом. В отделке применялись самоцветы и разноцветный мрамор. Так, черным мрамором выполнен эпиграфический декор, воспроизводящий суры Корана почерком сульс. Известно, что могольские императоры были увлечены флорой: они разводили цветники и розарии, специальные плантации декоративных растений. Эта любовь в полной мере присутствует в орнаментации интерьера мавзолея. Мозаика из разноцветных кусочков агата, сердолика, ляпис-лазури, оникса, бирюзы, янтаря, яшмы и кораллов воспроизводит цветочные гирлянды, букеты, украшающие стены погребального зала. Складывается впечатление, что Тадж-Махал создавался не как усыпальница, а как памятник любви императора к своей несравненной супруге Мумтаз-Махал (Мумтаз – «несравненная», араб.).

Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из Корана, обращённая к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай». Учитывая, что на языке моголов того времени слова «рай» и «сад» пишутся одинаково, можно понять замысел Шаха-Джахана - построение рая и помещение в его пределах своей возлюбленной.

Напротив Тадж-Махала шах Джахан распорядился начать строительство такого же мавзолея из черного мрамора — уже для себя. Но едва строители успели завезти первые глыбы черного мрамора, один из старших сыновей безутешного шаха — Джахангир — сверг отца с престола. Тот попросил только об одном — чтобы из места его заточения был виден Тадж-Махал.

Шах Джахан окончил свои дни в уединенной башне в двух километрах от выстроенного им мавзолея, глядя на него из небольшого окна. Когда же зрение его ослабело, в противоположную от окна стену врезали большой изумруд, в котором отражалась белоснежная усыпальница любимой Мумиаз.

Известная всем легенда утверждает, что Тадж Махал – это гробница жены могольского (Моголы – династия правителей Индии 1526-1858) шаха Джахана. Считается, что строили этот памятник архитектуры 22 года (1631-1653), после чего шах захотел построить аналогичное сооружение, но из черного мрамора, для себя. Осознав, что подобное строительство в конец разорит государство, собственный сын короля положил конец этой задумке, поместив отца в тюрьму. Однако это лишь одна теория происхождения Тадж Махала. Красивая, привлекательная для туристов. Романтическая. Правдива ли она?

Альтернативная история

Есть те, кто оспаривает официальную теорию, указывая на следующие факты:

Мусульманские правители нередко устраивали усыпальницы в захваченных храмах и дворцах.

В архиве махараджы Джайпура того времени есть два приказа Джахана передать Тадж в собственность Джахана.

Название «Тадж Махал» не встречается в летописях моголов. Официальная теория относит название к имени усопшей, Мумтаз (Мумтадж) Махал, однако ее имя на самом деле было другим – Мумтаз-ул-Замани.

В летописях моголов ничего не говорится о безумной любви Джахана и Мумтаз-ул-Замани. Эта история не имеет под собой исторической основы.

Некто Алберт Манделсло, европеец, посетивший Агру в 1638-ом году, 7 лет спустя смерти короля Джахана, никак не упомянул о следах грандиозного строительства, которые, несомненно, должны были остаться. Другой европеец, Питер Манди, который был в Агре через год после смерти Джахана, писал о Тадж Махале как об очень древнем сооружении.

Ну и, наконец, углеводородный анализ показывает, что здание как минимум на 300 лет старше Джахана.

Профессор П. Н. Оук считает, что название «Тадж Махал» произошло от имени Шри Шивы – «Теджо Махалайя», а само здание является древним храмом Шри Шивы.

Многие комнаты Тадж Махала опечатаны со времен Джахана.

Сообщается также, что исследования профессора Оука были запрещены во времена Индиры Ганди, чье имя до сих пор проклинают многие индийцы.