Горы Хибины. Расположение на карте, высота и фото. Хибинские горы

Не все грезят в жаркие летние дни золотым пляжным песком. Для одних окунуться в тёплое море – наивысшая точка наслаждения, другие же в качестве отдыха от серых скучных будней выбирают белоснежные макушки горных массивов. Поклонники Альп и Карпат порой даже не догадываются о существовании ещё одной живописной и динамичной горной системы недалеко от Баренцева моря, Хибины (Мурманская область).

Если знать расположение массива Хибины на карте России, несложно сопоставить выгодное месторасположение и существование целой туристической инфраструктуры, чтобы определиться где пройдут следующие лыжные каникулы.

Хибины – это невысокая горная система с наибольшей высотой в 2 тыс. 200 м. Конечно, адреналин не тот что в Альпах, зато у туриста точно не будет повода для волнения по поводу наличия снега, ведь его здесь предостаточно. Такую гарантию заснеженных вершин даёт расположение Хибин – Заполярье. Основным городом здесь считается Кировск. Здесь сосредоточена вся инфраструктура для туристов, разделённая на 4 зоны катания. Неподалёку есть ещё город Апатиты со своими подъёмниками и лыжными трассами. О хибинских горах мурманской области написано немного даже в знаменитой википедии, и не каждый знает, как туда добраться, но самым целеустремлённым эта информация наверняка пригодится.

Хибины: где найти и как добраться

Этому массиву насчитывается уже более 300 миллионов лет. В качестве наивысшей точки гор выступает Юдычвумчорр и занимает высоту 1 тыс. 200 м над уровнем моря. Несмотря на весьма скромные размеры, массив является самым величественным на всем Заполярье. По мнению туристов, которым уже посчастливилось побывать на Хибинах, воздух здесь очень разряженный, но не от высокого расположения, как принято считать, а из-за арктических потоков.

Кольский полуостров – вот где находятся горы Хибины. Кировск, который является главным городом, расположен неподалёку от Хельсинки, финской столицы, и является одним из самых влиятельных в Мурманской области. Красота хибинского городка заключена в горное полукольцо, замыкающееся с четвёртой стороны озером Большой Вудъявр. Возник город сравнительно недавно, в 20-е годы, как результат промышленных разработок полезного ископаемого апатита. Кировск можно встретить на южном склоне гор и всего в 12 км от него, на берегу речки Белой, расположены Апатиты. Территория входит в состав Зашейковского лесничества.

Добраться до заснеженной русской сказки легко . Аэропорт Хибины находится в часе езды от Кировска и принимает рейсы из Санкт-Петербурга и Москвы. Так как пассажиропоток довольно большой, незначительных размеров аэропорт просто не справляется и большинство туристов предпочитает летать через Мурманск, который принимает ежедневно рейсы из любого уголка необъятной Родины.

Какие авиакомпании летают в Хибины:

  • «РусЛайн»;
  • «Россия»;
  • «ЮТэйр».

Уже из Мурманска можно добраться до Хибин на рейсовом автобусе всего за 3–3.5 часа. Трансфер поездом отнимет у туриста целые сутки.

Климатические условия гор

Климат хибинских краёв очень загадочен и непривычен для среднестатистического россиянина, живущего где-то в центральных областях. Хибины расположились немного севернее Полярного круга , а это значит что помимо гор и активного отдыха у приезжего есть возможность пережить знаменитую полярную ночь, которая длится здесь с середины декабря и по вторую половину декабря. В этот промежуток времени солнце на небе не восходит вообще. Для тех же кто приехал в летние месяцы природа предоставила полярный день, который длится весь июнь и начало июля. В этот период солнце постоянно светит в небе и не заходит даже ночью.

Заполярье славится очень суровым климатом, но Хибины сохраняют достаточн о мягкую и гостеприимную погоду круглый год. Конечно, погода часто бывает непредсказуема и выпадает обильным снегом даже на Египет, поэтому не должно никого удивлять, что в Хибинах температура зимой может достигать отметки -30–35 градусов по Цельсию. Искрящийся снег покрывает землю с осени и до поздней весны, а в некоторых местах, особенно любимых туристами, покров можно увидеть и летом.

По мнению завсегдатаев этих мест, гостеприимнее всего Хибины в апреле - мае, так как в этот период погода наиболее ясная, длинный световой день и наиболее благоприятный для лыжни снежный покров. Те, кто приезжает встречать в горы Новый год и Рождество, могут наблюдать невероятной красоты и магии

Природа Хибин

При въезде в Кировск горнолыжный курорт Хибины предстаёт перед глазами туриста во всей своей красе. Над городом величественно возвышаются вершины гор Вудъяврчорр и Айкуайвенчорр (пер. «Спящая Красавица»). На склонах первой расположился один из трёх уникальных заполярных ботанических садов. Поднимаясь склоном хибинской горы все выше, можно наблюдать как один природный ландшафт приходит на смену другому. Начинается подъем с долинной тундры, затем переходит в еловую тайгу, после – берёзовое криволесье, которое сменяется альпийскими мхами и заканчивается арктической пустыней.

Если надоели горные трассы, сменить склон можно равнинной лыжнёй, которая имеет протяжённость в 14 км. Трасса оборудована для удобства туристов и оснащена снегоходами и скутерами. Поклонники пеших походов могут воспользоваться услугами вертолёта, который за весьма скромные деньги доставит экстремалов на любую из четырёх хибинских вершин. Здесь туристы смогут проверить свои навыки выживания и, спускаясь вниз по склону, насладиться первозданной природой Хибин. Опытные спортсмены могут прокатиться на одной из горных дорожек типа хели-ски, но исключительно под контролем инструктора, так как эти склоны лавиноопасны.

Полезные ископаемые Хибин тщательно скрываются в тектонической структуре гор. Здесь есть и железная руда, и медно-никелевые руды, и нефть. Но главным достоянием, конечно, являются голубовато-зелёные камни апатита.

Ночлег

Горнолыжный курорт Хибины сейчас переживает особенно бурное развитие. К сожалению, отельный бизнес пока что не достигает уровня популярных европейских курортов, но туристы отмечают что в последние годы в Апатитах и Кировске появилось много уютных гостиниц. Туристы, побывавшие в Хибинах, советуют подходить к выбору жилья с особым вниманием и подыскивать отель недалеко от полюбившейся горнолыжной трассы. В каждом из четырёх горнолыжных комплекса есть свои хостелы и гостиницы. Также туристам может понравиться проживание в частном секторе. Расценки на проживание в отелях и частном секторе сравнительно невысокие, но наиболее экономичным вариантом остаётся все же хостел.

Чего ожидать от трасс?

Хибины представляют собой настоящий райский уголок для любителей активного отдыха. Помимо стандартных трасс любой сложности, здесь имеется модульный стадион, трамплины, каток. Австрийские ратраки утрамбовывают лыжню. Наверх компании могут взобраться на кресельных подъёмниках или многочисленных буглях. Пункты проката снаряжения и кафе работают в круглосуточном режиме. Выбирая трассу на весь период отдыха , нужно учитывать свои навыки, так как каждый из комплексов имеет различные уровневые характеристики. Наиболее одарённые и натренированные лыжники предпочитают склон Кукисвумчорра и «Двадцать пятый километр», а спортсмены попроще уважают «Северный склон». Любителям досок рекомендуется посетить «Хибины Сноу Парк».

Цены на горнолыжный курорт

Апатиты и Кировск считаются местами для бюджетного горнолыжного отдыха. Стоимость ски-пасов и подъёмников везде абсолютно разные, в зависимости от длины подъёмника и зоны катания:

Этот горнолыжный курорт пока что находится только на стадии развития, но динамика впечатляет. Именно поэтому иностранные и российские инвесторы стараются вложиться в него по максимуму и сделать Хибины достойной, а главное, доступной для каждого заменой дорогостоящим европейским курортам.

Для тех, кто ни разу не был в Кировске, мы собрали информацию о погоде, сезоне, ценах и местной инфраструктуре. Надеемся, что она окажется полезной:) Информация обновлена 22.10.2016.

Где находятся Хибины и что это за горы?

Хибины - горный массив в центральной части Кольского полуострова, территориально принадлежит Мурманской области. С Хибинами тесно соседствуют города Кировск и Апатиты. Средняя высота гор - 800-1100 м. над уровнем моря. Высшая точка - 1201 м. Многие вершины - плоские, платообразные. Рельеф разнообразен, многие склоны за пределами горнолыжных комплексов - потенциально лавиноопасны, несмотря на небольшую высоту гор.

Горнолыжные комплексы находятся вокруг Кировска и в черте города. Город Апатиты находится в 17 километрах от Кировска, именно в Апатитах располагается ближайший ж.д. вокзал и аэропорт "Хибины".

Какие погодные особенности в Кировске?

Кировск находится за Полярным кругом. Именно здесь часто можно воочию наблюдать явление северного сияния. Для этого нужная ясная погода, геомагнитные колебания по прогнозу и некоторое отдаление от огней города. Сияние можно увидеть с августа по апрель.

фото: Валентин Жиганов. Сияние над Кукисвумчорром.

Нельзя забывать, что в Заполярье есть период полярной ночи. В Кировске и Апатитах он длится с 15 по 28 декабря. В это время солнце не поднимается над горизонтом. Световой день, вернее - светлые сумерки - в среднем с 11 до 15 часов в этот период. После 28 декабря световой день начнет увеличиваться. На горнолыжном комплексе «Кукисвумчорр» имеется достаточное для комфортного катания освещение. В сезоне 2016 количество источников света на склоне планируется увеличить.

Для Хибин не редкость сильные ветра и бураны. При скорости ветра более 15 м/с канатные дороги обычно останавливаются. К счастью, это бывает не так уж и часто, но буран может затянуться на 2-3 дня. Не редкость для Хибин и туманы.

Какая продолжительность горнолыжного сезона в Хибинах?

Всё зависит от количества выпавшего снега. Обычно - с конца ноября по середину мая. Лучшее время для катания - март, апрель, первые дни мая. Незаслуженно игнорируется февраль - очень снежное время года. В феврале могут быть проблемы с видимостью, но если везёт со снегопадом - это лучший снег сезона.

Что с собой брать, собираясь в Кировск?

Если вы собираетесь посетить Кировск в декабре-январе, то вам не помешают утеплённые, непродуваемые костюмы, маски. Неплохо второй симкой иметь мобильный интернет в телефоне, поскольку wi-fi не так уж и повсеместен.

Перед поездкой обязательно вбейте в телефонную книгу номер спасательной службы МЧС 8 (815-31) 5-88-95 ! И номер любого кировского такси. Берите обязательно фотоаппарат - снимать северное сияние:)

Как добраться до Кировска?

Из Санкт-Петербурга до станции Апатиты идут поезда: 016 "Арктика", 022Ч. Стоимость жд билетов меняется от 5500 за купе в фирменном поезде до 1300 в плацкарте скоростного поезда.

Из Москвы до станции Апатиты можно добраться на поездах: 016 "Арктика, 092А. Стоимость жд билетов меняется от 6500 за купе в фирменном поезде до 1700 в плацкарте.

До аэропорта "Хибины", находящегося возле г.Апатиты , можно долететь из Санкт-Петербурга, Москвы и Череповца. Расписание на сайте аэропорта - http://www.airkirovsk.ru/

Из Москвы вы сможете долететь до Апатитов примерно за 7000-9000 рублей, из Санкт-Петербурга примерно за 4500-7000 рублей. Стоимость авиабилетов значительно меняется при раннем бронировании.

Из Апатитов до Кировска можно добраться на такси или на междугородних автобусах и маршрутках № 102, 135, 128. От вокзала проще взять такси, чем дождаться автобус.

До Кукисвумчорра из Апатитов через Кировск идут только автобусы №128 и №135, из Кировска до Кукисвумчорра ходят еще автобусы и маршрутки №1 и №12, №128, №135.

Есть еще варианты заказать микроавтобус:

1) Трансфер гостей "Хибин" на комфортабельных микроавтобусах из аэропортов и ж.д. вокзалов. Тел +7 921 27 87 652, Олег.

Стоимость проживания на съёмных квартирах в сезоне 2016-2017 колеблется от 2000 до 6000 рублей в сутки за квартиру.

Краткие ценовые характеристики на проживание в гостиницах Кировска:

Ски-пасс на 2 часа - 500 рублей

Ски-пасс на 4 часа - 800 рублей

Ски-пасс на 1 день - 1200 рублей

Ски-пасс на 5 дней - 4500 рублей.

ГК "Большой Вудъявр"

Ски-пасс на 2 часа - 600 рублей.

Ски-пасс на 4 часа - 900 рублей.

Ски-пасс на 1 день - 1400 рублей.

Ски-пасс на 5 дней - 4700 рублей.

Сколько стоит передвижение на общественном транспорте и на такси по городу?

Стоимость передвижения на автобусах и маршрутках по Кировску - 25 рублей.

Средняя цена такси: 90-100 рублей по городу, 150-160 рублей до микрорайона "Кукисвумчорр" (25км).

Номера такси и расписания автобусов вы можете найти в разделе "Как добраться".

Где можно в Кировске покушать?

В Кировске не слишком большой выбор кафе, но всё же наш рейтинг таков:

Кафе "В своей тарелке" - г.Кировск ул.Мира д.10А. Вс, пн-чт с 12:00 до 01:00

Суши-wok: 8 921-514-61-25. Вс-Чт с 11.00 до 23.00, Пт-Сб с 11.00 до 03.00

Куда можно сходить отдохнуть?

Культурную программу пребывания в Кировске вам помогут разнообразить следующие объекты.

Хибины – не просто крупный горный массив Кольского полуострова, расположенный в Мурманской области России, это еще и известный горнолыжный курорт для туристических лыжных походов разного уровня сложности. Ему уже более 350 млн. лет. Вершины Хибин платообразные. Некоторые склоны довольно крутые, с отдельными снежниками. Самая высокая точка Хибин — гора Юдычвумчорр, высотой более 1200 метров, хотя еще совсем недавно самой высокой считалась Часначорр, гора высотой 1189 метров над уровнем моря.

У подножия гор находятся – Кировск и Апатиты. Недалеко от горы Вудъяврчорр расположен один из одиннадцати институтов Кольского научного центра РАН — полярно-альпийский ботанический сад-институт, который изучает флору Хибин. Фауна Хибин представлена 27-ю видами млекопитающих, более 120 видов птиц и 2 вида пресмыкающихся находятся на данной территории. Большое количество животных и растений внесено в Красную книгу. На склонах Хибин находятся редчайшие экземпляры элементов и минералов. Хибины – настоящая кладовая ценных пород минералов, по их разнообразию занимает почетное второе место в мире.

Горы Хибины — красивые фото.

В Хибинах совмещены региональной и местный горный климат – внешние склоны с более мягким климатом, чем центральная часть массива. В горах снежно с октября по июнь. Лето короткое, всего от 60 до 80 дней, но в это время не бывает морозов. Длительность полярной ночи – 42 дня, а полярного дня – 50. С конца лета до начала весны можно понаблюдать за полярным (северным) сиянием.

Хибины пользуются популярностью у горнолыжников и альпинистов. Для покорения Хибин нужна соответствующая физическая подготовка, так как хибинские перевалы не столько крутые, сколько опасные. Хотя, как горнолыжный курорт, Хибины подойдут и опытным лыжникам и тем, кто только начал заниматься этим видом спорта. Нужно только знать – какая трасса для кого предназначена.

По поводу возникновения названия гор одной версии пока нет. Есть предположения, что название «Хибины» пошло от русского просторечного «хибен» — плоскогорье. До этого Хибины носили название саамское Умптэк, что переводится как «место, куда приходят умирать олени или «закрытые горы»

Хиби́ны (кильд. Умптек) — крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Геологический возраст — порядка 350 млн лет. Вершины платообразные, склоны крутые с отдельными снежниками.

При этом ни одного ледника в Хибинах не обнаружено.

Высшая точка — гора Юдычвумчорр (1200,6 м над уровнем моря).

В центре расположены плато Кукисвумчорр и Часначорр.
У подножия расположены города Апатиты и Кировск.

У подножия горы Вудъяврчорр — Полярно-альпийский ботанический сад-институт.



В Хибинах совмещаются черты регионального и местного горного климата. Внешние склоны гор испытывают существенное смягчающее влияние климата окружающих равнин, а микроклимат центральной части массива значительно более суровый. Снег в горах лежит с октября по июнь.

Полярная ночь длится 42 дня. Частые циклоны, резкие перепады атмосферного давления. На открытых пространствах вершин может дуть ветер со скоростью до 50 м/с. С августа и до середины апреля можно наблюдать северные сияния.

Лето короткое, в горах 60-80 дней без морозов. В предгорьях период со средней суточной температурой выше 10 °C длится около 70 дней. Летом также выпадает максимум осадков. Полярный день длится 50 дней.
В Хибинах выпадает от 600—700 мм осадков в долинах, до 1600 мм осадков на горных плато. В течение года осадки распределяются почти равномерно, чуть больше летом, немного меньше зимой. Летом без осадков обходится около 20 % дней при средней величине осадков в 2 мм / день, зимой всего лишь 10 % при средней величине осадков в 1,5 мм / день. Хибины, Хибинские горы

Флора и фауна
Флора Хибин очень ценная. На территории массива произрастает большое количество видов, включенных в «красные книги» разного ранга.
В фауне наземных позвоночных Хибинского горного массива представлено 27 видов млекопитающих, 123 вида птиц, 2 вида пресмыкающихся, 1 вид земноводных. Здесь представлены практически все млекопитающие Мурманской области. Некоторые из них отнесены к охраняемым или находящимся на грани исчезновения.

Геология
Хибинский щелочной массив представляет собой сложное по форме и составу интрузивное тело больших размеров. Возраст по данным гелиево-свинцового метода определен как карбоновый и составляет 290 ±10 миллионов лет. Характерной особенностью Хибинского массива является кольцевое (в плане) строение, имеющее ряд аналогий среди некоторых других щелочных массивов. Комплексы горных пород, слагающие массив, образуют как бы сложенные друг в друга дуги, открытые к востоку, что объясняется внедрением магмы вдоль чередующихся кольцевых и конических разломов.

На территории Хибинского массива в настоящее время установлено около 500 минералов, десятки которых имеют практическую ценность, 110 не встречаются нигде больше. Такое сосредоточение на ограниченной территории огромного количества минералов не имеет аналогов ни в одном месте земного шара. Своеобразие геохимии Хибинского массива ведет к накоплению редких минералов и создает месторождения совершенно новых полезных ископаемых. Хибины, Хибинские горы

Комплексы пород, слагающих Хибинский массив:
комплекс хибинитов и эндоконтактных нефелиновых сиенитов,
комплекс трахитоидных хибинитов,
комплекс рисчорритов,
комплекс ийолит-уртитов, малиньитов и луявритов,
комплекс среднезернисых нефелиновых сиенитов,
комплекс фойяитов.
В пределах Хибинского массива найдены уникальные[источник не указан 558 дней] минеральные ассоциации, не характерные для остальных массивов щелочных пород, в том числе топаз, шпинель. В ксенолитах горы Эвеслогчорр находится проявление синего сапфира — драгоценного камня высшей категории.

озеро Длинное, Хибины

Добыча полезных ископаемых
Хибинские горы.
На территории Хибинского массива расположены крупнейшие месторождения апатит-нефелиновых руд.

B настоящее время функционируют следующие рудники: Кировский (месторождения Кукисвумчорр и Юкспор), Расвумчоррский (месторождения Апатитовый цирк и плато Расвумчорр), Центральный (плато Расвумчорр) , Восточный (месторождения Коашва и Ньоркпахк) и недавно открытый - Олений ручей (месторождение Коашва). Добыча полезных ископаемых ведется как подземным, так и открытым способом. Количество открытых горных работ снижается и вскоре разработка месторождений будет вестись только подземным способом.
Основными минералами, добываемыми в Хибинах, являются: апатит, нефелин, сфен, эгирин, полевой шпат, титаномагнетит. Раньше добывался ловчоррит.

Экспедиции и путешественники
1840 А. Ф. Миддендорф.
1887—1892 В. Рамзай, А. Чильман, А. Петрелиус и др.
1880 Н. В. Кудрявцев.
1907 М. М. Пришвин.

1914 начало строительства Мурманской железной дороги.
1920 академиком А. Е. Ферсманом обнаружены редкие щелочные минералы.
1925—1926 А. Н. Лабунцовым открыты крупные залежи апатита.
1930 на берегу озера Большой Вудъявр начато строительство апатито-нефелиновой обогатительной фабрики (АНОФ-1).
2012 в восточной части Хибин, на берегу озера Умбозеро открыт ГОК Олений ручей.

В настоящее время Хибины популярны у горных и лыжных туристов, а также альпинистов. Для их преодоления как летом, так и зимой необходима хорошая физическая подготовка участников. Тем не менее, большинство перевалов некатегорийные, либо имеют 1-2 категории. Все хибинские перевалы можно разделить на два типа - седловинные и ущелья. Хибины, Хибинские горы
Высочайшие вершины:

Вершины
Высота
Категорийность
Юдычвумчорр 1200,6 м зимой 1А, летом н/к -
Часначорр 1189 м -
Путеличорр 1111 м зимой 1А, летом н/к -

Интересен тот факт, что до определённого времени высочайшей точкой Хибин считалась гора Часначорр (1189 м). Хотя и сейчас в интернете нередко встречаются ресурсы, в которых Часначорр указана как высочайшая точка. Не менее интересен и такой факт: по разным данным высота горы Юдычвумчорр составляет от 1200 до 1206 метров.

гора Юдычвумчорр

ОБЪЕКТЫ ХИБИН

Юдычвумчорр (кильд. «гудящая гора») — гора с обрывистыми стенами и плоской вершиной, расположенная на Кольском полуострове в юго-западном блоке Хибин. Высота 1200,6 метров. С юга и юго-востока Юдычвумчорр ограничивает глубокая долина реки Малая Белая, а с запада — долина ручья Ферсмана. Является высшей точкой европейского Заполярья России.
Юдычвумчорр иногда именуют также горой Ферсмана, в честь исследователя Хибин, знаменитого советского геохимика и минералога Александра Евгеньевича Ферсмана.
Кукисвумчорр — горный массив на Кольском полуострове. Самый большой из входящих в Хибинские горы. Высшая точка — гора Кукисвумчорр (1143 м над уровнем моря). Расположен в центре Хибин. Сложен нефелиновыми сиенитами. Склоны гор крутые, покрытые лесотундровой растительностью. Вершины плоские, каменистые. В северной части расположены два ледника. По западной стороне массива протекает река Вудъяврйок. На массиве берут начало реки Тульйок и Кунийок. У подножия гор расположены озёра Большой Вудъявр и Малый Вудъявр. В горах располагается озеро Академическое. В предгорье расположен одноимённый отдаленный район Кировска в котором ведется разработка апатито-нефелиновых руд.

На южном склоне горы Кукисвумчорр расположен одноимённый горнолыжный комплекс, в котором проводятся ежегодные соревнования по фрирайду.
21 октября 2010 года в микрорайоне Кукисвумчорр произошло техногенное землетрясение магнитудой 3,2 балла. Толчки ощущались и в Мурманске. Последствиями землетрясения стали лишь незначительные разрушения на близлежащем руднике.

перевал Кукисвумчорр

Часначорр (саамск. — Гора Дятла) — горный массив, расположенный в западной части Хибин. Вторая по высоте гора — 1189 м.
Гора ограничивает бассейны долин Меридионального ручья с востока (соединяется с меридиональным хребтом Поачвумчорр), реки Кунийок и ручья Петрелиуса с запада. С севера отделена от горы Индивичвумчорр перевалом Южный Чоргорр, а на юго-западе смыкается с высочайшим плато Юдычвумчорр. На этой перемычке расположены наиболее труднопроходимые перевалы хибинских гор: Ферсмана и Крестовый. В северном цирке горы берет свое начало река Часнайок. Высшая точка — плато. Гора ограничена с севера, востока и на юге обрывистыми стенами.

ПЕРЕВАЛЫ ХИБИН

г. Южный Чоргорр, озеро Имандра

вид с горы Кукис, великолуние

река Малая Белая, Северное сияние

озеро Имандра с перевала Аку-Аку

Перевал Ферсмана — перевал в Мурманской области, высота — 974 м над уровнем моря. Располагается в западной части Хибин между вершиной Ферсмана и плато Юдычвумчорр, соединяет долины Меридионального ручья и Малой Белой реки. Назван в честь советского геохимика и исследователя Хибин — Александра Евгеньевича Ферсмана.

река Рисйок Хибины, Хибинские горы

ОТЧЕТ О ПЕШЕ-ГОРНОМ ПОХОДЕ В ХИБИНЫ
Отчёт о горном туристском походе II к.с. по Хибинам
Дата: 14 июля - 2 августа 2006 г.
Маршрутная книжка №177-04/3-216
Руководитель: Ольховская И.Г. (Москва)

1. Справочные сведения о походе
Организация: ГОУ ДДЮТЭ ЮОУО ДО г. Москвы, ГОУ СОШ № 1037 "Лингва".
Округ: Южный.
Район похода: Кольский полуостров, Хибины.
Вид туризма: горный.
Категория сложности похода: вторая.
Нитка маршрута: Москва - ст. Апатиты- г. Кировск - База ПСС - пер. Северный Лявочорр (н/к, 713) - пер. Высокий (1А, 1125) - пер. Северный Рисчорр (н/к,875) - База ПСС - пер. Южный Рисчорр (н/к, 895)- пер. Безымянный (1А, 925) - пер. Тахтарвумчорр (1Б, 1093,8) - пер. Западный Петрелиус (н/к, 846) - пер. Орлиный (1Б, 1105) - ст. Хибины - Апатиты - Москва.
Протяженность маршрута: 127,5 км.
Сроки похода: с 14 июля по 2 августа 2006 года.
Продолжительность активной части: 12 дней.
Маршрутная книжка № 177-04/3-216.

Туристские возможности района
В Хибинах можно совершать пешеходные походы до IV КС, горные - до III КС.
Перевалы Алявумчорр Восточный, Алявумчорр, Буревестник, Крестовый, Полночный, Трещина имеют категорийность 2А в летний период и позволяют это сделать.
Хибины и альпинистский район. На вершины Тахтарвумчорр, Вудъяврчорр, Юмъечорр проложены классифицированные маршруты от 1Б до 4Б. Мурманское издательство "Север" выпустило каталог с описанием этих маршрутов.
Хибины - очень популярный лыжный район. Здесь можно планировать маршруты до III КС. Однако начинающие лыжные группы должны быть подготовлены к категорированному маршруту, иметь опыт холодных ночевок, уметь действовать в лавиноопасной обстановке.
Хибины развивающийся горнолыжный район. Прямо из г.Кировска можно сесть на подъемники и заехать на горнолыжные склоны. Есть гостиницы, развит частный сектор. Склоны укатываются ратраками.

Варианты подъезда и выезда с маршрута
Основной вид транспорта для подъезда и выезда - железная дорога, которая проходит через город Апатиты и далее по западному краю Хибин (восточный берег озера Имандра). После города Апатиты, в пределах Хибин, есть станции: Хибины, Нефелиновые Пески и Имандра.
В Апатиты мы ехали на поезде №212. Отправление из Москвы в 1.17. утра с Ленинградского вокзала, прибытие в Апатиты на следующий день в 10.16. Стоимость проезда 1047 рублей. Обратно на нем же, №211. Отправляется из Апатит в 21.25., прибытие в Москву на Ленинградский вокзал в 4.40.утра. Стоимость проезда 1140 рублей.
По предварительной договоренности из Москвы по телефону на ж/д вокзале в Апатитах нас встретил ЗИЛ 130 из Кировского ПСО и забросил в район путешествия, до озера Гольцовое. Обошлось нам это в 2 500 рублей с группы из 14 человек.

Город Апатиты связан автобусным сообщением с Кировском (южная часть Хибин) и с посёлком Коашва (восточная часть Хибин).
В Апатитах имеется аэропорт, который способен принимать самолёты из дальних мест. В настоящее время регулярных пассажирских рейсов из Москвы нет.
Из Апатитов до Кировска ходят несколько номеров автобусов. Из них только один номер (101) идёт от ж/д вокзала. Если ехать другими номерами, то нужно в центре Апатитов (у магазина "Север") пересесть на 101 или 8 маршрут. Стоимость проезда 6 рублей.
Быстро добраться из Апатитов до станции Имандра непросто. Электричек только две -Апатиты-Оленегорск (в 7 утра) и Оленегорск-Апатиты (в 4 вечера). Автомобильной дороги, как известно, туда нет. Именно поэтому на данный участок приходится оставлять больше времени.

От станции Хибины до Апатитов можно добраться автобусом, который ходит каждый день в 15.00. и в 17.00. Автобус в пути 40 минут, стоимость проезда 34 р.80 коп. Так же рабочим поездом, который ходит по будням в 17.00.
Другие возможности ж/д проезда: из Москвы и обратно есть три поезда сообщением Москва-Мурманск. № 15/16, 111/112, 181/182.

Сведения о возможности организации заброски на маршруте
Конечно, основная возможность организации заброски связана с базой ПСС. Еще одна возможность - это станция МГУ, если там проходит маршрут. Всегда можно оставить заброску просто в камнях, но для этого она должна быть соответствующим образом подготовлена. Т.е. в коробках и обязательно в п/э пакетах на случай дождя. Конечно, надо не забыть место заброски и получше ее замаскировать.
Мы планировали разложить три заброски в трех разных местах. Но по дороге на базу спасатель нас предупредил, что в данный момент в тех местах бродит медведица, может разорить заброску. Поэтому в камнях мы оставили только одну заброску (под спуском с перевала Безымянный), а две другие отвезли на базу Куэльпор. Решили, что лучше пробежать лишние километры, чем остаться без продуктов.
По предварительной договоренности из Москвы по телефону на ж/д вокзале в Апатитих нас встретил ЗИЛ 130 из Кировского ПСО и забросил в район путешествия, до озера Гольцовое. Обошлось нам это в 2 500 рублей с группы из 14 человек.

водопады под пиком Марченко

3. Организация похода
Выбор маршрута
Группа совершила горный поход II КС. Районом для путешествия были выбраны Хибины в связи с наличием в составе группы троих неопытных участников, примкнувших в школьной турсекции "Эдельвейс" в 2005-2006 учебном году. У остальных участников довольно приличный туристический опыт: горная I КС в Хибинах, горная II КС в Саянах.
Основная часть участников в Хибинах не первый раз. Поэтому при построении нитки маршрута выбирались перевалы, на которых мы ещё не были. Многие участки запланировано проходить траверсом без тропы.
В 2004 году, совершая горный поход I КС, мы проводили снежное занятие под перевалом Орлиный (1Б), но на сам перевал идти не могли. Теперь, в походе II КС, мы могли пройти понравившийся нам и нехарактерный для Хибин перевал. Так же, мы могли позволить себе побывать и на других сложных перевалах.
В 2005 году Громов В.В. выпустил классификатор перевалов по Хибинам, состоящий из 93 перевалов. В нем у перевала Орлиный есть ещё одно название - Балтийский проход, у перевала Крестовый - Скалистый, не совсем понятно где находится перевал Крутой (или он и есть Орлиный?). Какой перевал имеется в виду под названием Высокий? На эти и другие вопросы мы хотели найти ответы.

Запасные и аварийные варианты маршрута
Были предусмотрены запасные варианты:
Вместо пер.Высокий (1А) перевалы Находка (1А) и Юж.Партомчорр (н/к).
Вместо перевалов Крутой (1Б) и Ферсмана (1Б) перевалы Южный Чоргорр (н/к, 850) и 60 лет Октября (1Б).
Запасные варианты позволяют сохранить заявленную категорию.
Аварийные варианты маршрута позволяют выйти из района самым простым путем за наиболее короткое время (см. обзорную карту района похода). В нашем случае это из района перевалов Северный и Южный Лявочорр, Северный и Южный Рисчорр, пер.Орлиный - на базу ПСС. Там могут помочь с транспортом, отвезти в Кировск. С Высокого - через Северный Портомчорр на базу. С перевала Безымянный - в Кировск. С перевалов Орлиный, Ферсмана - на станцию Хибины. Со станции Хибины можно уехать на автобусе или рабочем поезде в Апатиты. Аварийный выход можно осуществить за сутки.

гора Рисчорр Хибины, Хибинские горы

5. Техническое описание маршрута
Пояснения к техническому описанию
В тексте берега рек и стороны долин имеются в виду орографические, если не оговорено отдельно. Переходы совершались по 25 минут, если нет дополнительного пояснения. МН - место ночевки. На простых осыпных склонах крутизной до 200 везде применялась самостраховка ледорубом или альпенштоком.

Первый ходовой день.
Станция Апатиты- г. Кировск - База ПСС - озеро Гольцовое - подход под перевал Северный Лявочорр (н/к, 713).

Ночёвка на высоте - 400 м.
Набор высоты -200 м.
Сброс высоты - 0 м
Километраж - 4,8 км.
ЧХВ - 40 мин.

15 июля поездом № 212 Москва - Мурманск приехали на станцию Апатиты в 10ч.00мин. Нас встречал 3ИЛ 130 с базы ПСС. Мы поехали в Кировск. В Кировске остановились на площади Ленина возле остановки "Почта". Дали 2 телеграммы: в СЮТур и в ДДЮТЭ. Зашли в аптеку, купили участнику туристические ботинки в спортивном магазине за 1 800 рублей. Купили хлеб на первые 3 дня.
Потом поехали на базу ПСС, по пути оставив заброску №1 под спуском с перевала Безымянный. Приехали на базу Куэльпорр, отметились у спасателей, оставили две заброски №№2 и 3. Всего 11 коробок.
Проехали озеро Щучье, и остановились на правом берегу озера Гольцовое за впадением р. Лявойок справа по ходу в озеро. Дальше водитель не поехал, т.к. дороги вдоль озера нет. Возможно движение машины по песчаному берегу озера. Но тоже, довольно недалеко. Так же, мы опасались проехать мимо нужной нам долины. Поэтому высадились сразу после переезда через пролив между двумя озерами. В 15.00 встали на обед.
В 17.00 выходим с обеда. Движемся вдоль озера Гольцовое правым по ходу берегом без тропы по краю озера (фото № 1). Нам предстоит пересечь устье р. Сев. Лявойок, впадающей в озеро справа по ходу. Устье состоит из 4-х рукавов, которые мы пересекаем вброд. Брод несложный, по щиколотку, ширина рукавов по 2-3 метра. Пересекаем их в бродильной обуви. Идём на перевал Северный Лявочорр не вдоль русла реки Сев. Лявойок, так как там тропы нет. Вокруг густое криволесье. Поэтому движемся далее на север вдоль озера ещё 1 км до дороги, отмеченной на карте. Как ориентир на эту дорогу можно использовать залив в озере Гольцовое слева по ходу на западной стороне озера практически напротив дороги. Встаем на дорогу и движемся по ней один переход (25 мин.), выходим к реке Сев. Лявойок, делаем привал. В течение этого перехода встречаем три места под ночёвки. Встать можно не в любом месте, т.к. долина реки узкая, каменистая. Вокруг криволесье, смешанный лес, невысокие берёзы, сосны, глубокая моховая подстилка, прошлогодние ягоды (брусника). Брусники этого года ещё нет. Шикша ещё не поспела, а только начинает. Голубика тоже только начинает - рано мы пришли. Проходим ещё 15 минут, и находим место под ночёвку. Это каменистые площадки в долине реки, можно поставить палатки и непосредственно в лесу. Решаем его не пропускать, потому что дальше уже мест может не быть. А до перевала Северный Лявочорр ещё около 3 км. В18.30. становимся на ночёвку. Вода из реки. Дрова в лесу есть.


16 июля.
Второй ходовой день.
Перевал Северный Лявочорр (н/к, 713) - долина реки Кальйок.
Ночёвка на высоте - 700 м.
Набор высоты -313м на перевал + 100 м через хребет + 100 м к МН =513м
Сброс высоты - 200 м.
Километраж - 8,4 км
ЧХВ -2ч 05 мин.

Выход в 10.00. От МН продолжаем движение по дороге. На самом деле, эта дорога ведёт под перевал Центральный Лявочорр (1А, 909), но до слияния ручьёв под перевалами Северный и Центральный Лявочорр можно ей воспользоваться для подхода под перевал Северный Лявочорр. На фото № 2 видно, как отрог вершины Лявойок (1047,1) делит долину: налево - к Северному Лявочорру, направо - к Центральному. От МН это один переход, т.е. 25 минут.

Ещё через 15 мин подходим подножию отрога вершины Лявойок. Дорога уходит направо по ходу, к Центральному Лявочорру (ф. № 3) и виден его перевальный взлёт. А мы уходим с дороги налево, движемся по еле заметной тропе по средней и мелкой осыпи по дну долины 10 мин. Отсюда открывается вид на перевальную седловину (фото № 4).Ещё через один переход мы на перевале (фото №5). Перевальный взлёт длиной 200м, крутизной 200 - 250, мелкая осыпь. Седловина широкая, тур в центральной части. С перевала открывается вид в долину реки Кальйок.С перевала мы немного приспускаемся вниз, огибаем вершину Лявойок (1047,1), оставляя ее справа по ходу. Траверсируем склон, покрытый мелкой и средней осыпью, крутизной 200. За два перехода доходим до понижения в хребте между вершиной Лявойок справа по ходу и вершиной 905 м слева. Таким образом, мы поднялись на отрог с вершины Лявойок. Он выше перевала Сев.Лявочорр на 100 метров. С него видно, что с вершины 905,0 м в долину реки Кальйок идёт дорога.

Мы же, траверсируя склоны горы Лявойок, спускаемся к верховьям реки Кальйок. Со склонов Лявойока открывается вид в верховья долины Кальйока, к горе Лявочорр и к перевалам Южный и Центральный Лявочорр.

Внизу видна заброшенная буровая вышка. Недалеко от неё, поближе к воде, мы встанем на ночёвку.
Прямо вниз спускаться круто. Склон покрыт мелкой осыпью, длина 200 м, крутизна 500-550. Поэтому мы уходим траверсом немного левее и выходим к дороге, идущей с вершины 905,0м. Проходим по ней до первой воды (это Кальйок), делаем перекус. От перевала до этого места 4 перехода по 25 мин.
Поднимаемся левым (орографически) берегом реки Кальйок по грунтовой дороге, ведущей к вышке. Проходим один переход, в течение которого мальчики случайным попаданием камня добывают в пищу куропатку. Приходится встать на ночлег у вышки, так как рядом с ней есть дрова для приготовления пищи. Как показал следующий день, встать выше такой большой группой было негде. Но под одну-две палатки можно найти место на протяжении ещё одного перехода. Встаём на ночёвку в 17.00. Вода из реки, дрова можно собрать вокруг заброшенной вышки. Довольно большая каменистая ровная площадка.

17 июля.
Третий ходовой день.
Перевал Высокий (1А, 1125) - подход под перевал Северный Рисчорр (н/к, 875.)
Ночёвка на высоте - 440 м.
Набор высоты - 425 м на перевал+200 м на хребет=625 м.
Сброс высоты - 625 м в дол. р. Майвальтайока+ 260 м в дол. р. Сев. Каскаснюнйок=885 м.
Километраж -14,4 км.
ЧХВ -2ч20 мин на подъем + 2ч 30 мин на спуск.

С МН от вышки вышли в 10.00. Движемся по дороге, но в течение первых 10-15 мин. она закончилась. Река есть, но она время от времени уходит под камни. То с одной, то с другой стороны лежат снежники. За один переход доходим до спуска с перевала Центральный Лявочорр. На морене, под перевалом, можно поставить 1-2 палатки - местами есть мелкая галька, вода кое-где выходит на поверхность. Морена сложена средними и крупными камнями.
Проходим ещё один переход, впереди открывается место слияния ручьёв, дающих начало реки Кальйок. Понятно, что нужно идти либо налево, либо направо. Налево - на вершину Лявочорр (1188,6), направо - на перевал Высокий (1А,1125), то есть перевал Южный Лявочорр. Орографически это название более логично. Мы идем на перевал Высокий, поэтому пошли направо. Снизу перевальный взлёт показался невысокий, но длинный и пологий (200м, крутизна 200). Но после подъема на него впереди открывается огромное плато вершины Лявочорр (фото № 11), по которому мы шли 2 перехода, пока не открылся вид в другую долину. Это долина ручья, впадающего в р. Майвальтайок. На перевале в 13.10. Сняли 2 записки: 2003 года, 2005 года. В одной из них написано, что это - Южный Лявочорр, а в другой - Высокий.
Таким образом, подъем на перевал простой. 1А он за другую сторону, по которой мы спускаемся. На спуске склон длиной 300м, крутизной 30-350, сложен средней и крупной осыпью. Камни острые. Спускаемся, соблюдая правила движения на камнепадоопасных участках, самостраховка ледорубом, в касках. Общее направление спуска - влево-вниз. Тропы нет. Весь склон усеян частями разбившегося самолета. По запчастям, которые мы взяли, сделали вывод, что это случилось в 1985 -1986 гг. Спуск занял 25 минут.

Под перевалом, при спуске, два озера. Одно, дальнее, видно сразу с перевала. Другое - приблизительно с середины перевального взлета. На карте отмечено одно. У второго, дальнего озера, в 1400 делаем перекус.

Вышли с перекуса в 1530. Наш следующий перевал Северный Рисчорр. Склоны долины довольно пологие, до 200, покрыты мелкой осыпью. Поэтому мы не спускаемся вниз в долину Майвальтайока, а траверсируем восточные склоны г.Портомчорр (1081), оставляя гору справа. Движемся без тропы. За два перехода доходим до ручья, вытекающего из под Северного Портомчорра. Переправляемся через него по камням. Отсюда хорошо видна его седловина.
Продолжая траверсировать склон, обходим г.Портомчорр с юга на протяжении двух переходов. Движемся по простому осыпному склону крутизной до 200. Таким образом, обогнули гору с юга.
Выходим к крутому спуску в долину ручья, вытекающего из под перевала Южный Портомчорр. Это левый приток р. Каскаснюйок. Крутизна склона около 300 - 350, протяженность участка 200 м, перепад высот120 м, покрыт мелкой осыпью. Применяя самостраховку ледорубом, в касках, серпантином спускаемся со склона к ручью, пересекаем ручей по камням и на правом берегу в 1900 становимся на ночлег на ровной каменисто-травянистой площадке. Дров нет, вода из ручья.

18 июля.
Четвёртый ходовой день.
Перевал Северный Рисчорр (н/к, 875) - база ПСС.
Ночёвка на высоте - 280 м.
Набор высоты - 435 м.
Сброс высоты - 595 м.
Километраж -10,8 км.
ЧХВ - 4 ч 10 мин.

От МН поднимаемся на отрог с вершины 1083м за один переход (25мин) и спускаемся к реке, текущей из-под перевала Умбозёрский (н/к, 527). Это левый приток Северного Каскаснюйока. Переходим его по камням. За два перехода пересекаем отрог вершины Рисчорр (1017,9 м), траверсируя ее склоны. Склоны покрыты мелкой осыпью, местами поросшею мхами и лишайниками. Траверсом выходим в ущелье перевала Северный Рисчорр. С правого по ходу борта ущелья видна перевальная седловина Северного Рисчорра. За 10 минут подходим под перевальный взлет. В нижней части это осыпной склон, крутизной 200-300, мелкая подвижная осыпь. Движемся сначала по ней до снежника, потом выходим на снежник. По нему идти удобнее, чем по подвижной осыпи. Снежник длиной 200 м, крутизной 200 - 300. При движении по снежнику первый бьет ступени.Подъем на перевал из под перевального взлета занимает 20 минут. На перевал поднимаемся в 12.50. Выходим прямо к туру. Тур сложен из больших камней, из него торчит лыжная палка. Берём записку группы педагогов под руководством Устинова С.В. из ДДЮТЭ ЮАО г.Москвы. Они были здесь 15 июля этого года (т.е. три дня назад) и прошли его в другую сторону - к Умбозеру.

Ущелье Рисчорра узкое и длинное, забитое снегом. Высота стен - скал ущелья 7м, длина 300м.
Проходим перевальную седловину и выходим из перевальной щели. Начинается дождь. Спускаемся в долину Рисчорра. Практически сразу с перевала начинается тропа, по которой мы и идём. Спуск в долину Рисйок проходит по простому осыпному склону крутизной 200. Спускаемся два перехода по 25мин. и выходим к грунтовой дороге. Здесь начинается лесная зона. По дороге идём вниз. По правому берегу р.Рисйок 1 час, с 14.00 до 15.00., и выходим к пересечению с дорогой, ведущей на базу ПСС. Мы поворачиваем направо, идём 300-400м, 10 минут, выходим к базе ПСС.
На базе располагаемся в домике с печкой. Проживание в домиках спасателей стоит одни сутки 120 рублей с человека. Можно заказать баню. 1 час - 300 рублей.
На территории ПСО построена и функционирует гостиница"Рамзай". Но расценки в ней значительно выше.

20 июля.
Пятый ходовой день.
База ПСС - перевал Южный Рисчорр (н/к, 895) - озеро Академическое - подход под перевал Безымянный (1А, 925).
Ночёвка на высоте - 420 м.
Набор высоты -615 м.
Сброс высоты - 475 м.

ЧХВ - 4 часа 35 минут.

Из-за дождя откладываем выход до 1200. Из-за тумана видны только ближайшие горы. Идём на перевал Южный Рисчорр (н/к, 895) по дороге, знакомой нам по спуску с перевала Северный Рисчорр. Она идет вдоль правого берега реки. За один час (рюкзаки лёгкие - взяли продуктов на три дня, до следующей заброски) доходим до места перехода через реку Рисйок, где дорога раздваивается. Налево на Северный Рисчорр, направо - на Южный Рисчорр. Нам направо.
Ещё за один переход (до 1400) подходим к перевальному взлёту (200-300, длина 250м, скально-осыпной) Южного Рисчорра (фото №21). На перевал идёт тропа. За 40 мин поднимаемся на перевал. Тур в центральной части перевала, возне него лавочка, две памятные таблички. Идёт снег, ветер. Поэтому мы быстро фотографируемся и спускаемся вниз.

Наш следующий перевал - Безымянный (1А, 925). Поэтому мы не спускаемся в долину р. Каскаснюнйок, а траверсом выходим к озеру Академическое, далее траверсируем восточные и южные склоны в.905м и попадаем в долину реки Тульйок.
В заявленном маршруте планировалось подняться на плато над озером. Однако, погода и ее прогноз плохие. Видимость ограничена (500 м). Поэтому решили на плато не подниматься.
Спустились в долину реки и сразу попадается тропа, идущая в сторону перевала Безымянный. Встали выше границы леса на травянистых площадках рядом с тропой. Ниже на 400 м виднеется криволесье. Спускаться к нему бессмысленно, т.к. это потеря высоты и от травы и кустарников только ещё больше намокнешь. Т.к. дождь не прекращался, то все вокруг мокрое. И возможные дрова тоже. Ужин готовим на горелках, вода из реки. Палатки ставим тандемом, между ними готовим, т.к. дождь и ветер. Перевал время от времени заволакивает туманом.

21 июля.
Шестой ходовой день.
Долина реки Тульйок - Перевал Безымянный (1А, 925 м) - озеро Малый Вудъявр.
Ночёвка на высоте - 360 м.
Набор высоты -505 м.
Сброс высоты - 565 м.
Километраж -12 км.
ЧХВ -5 часов.

Утром дождь и сильный ветер. Дежурные встают в 9.00. Готовим в тамбуре под тентом. Еду дежурные разносят по палаткам.

22 июля.
Седьмой ходовой день. Полудневка.
Экскурсия в ПАБС - 23 км г. Кировска - подход под перевал Тахтарвумчорр.
Ночёвка на высоте - 500 м.
Набор высоты -40 м (от ПАБС к МН)+ 140 м (подход под перевал).
Сброс высоты - 40 м (от МН к ПАБС).
Километраж -18 км, в зачет 14,4 км.
ЧХВ -3 часа 20 минут.

23 июля
Восьмой ходовой день.
Пер. Тахтарвумчорр (1Б, 1093)- долина реки Малая Белая.
Ночёвка на высоте - 400 м.
Набор высоты -593 м.
Сброс высоты -693 м.
Километраж -12 км.
ЧХВ -6 часов 15 минут

Выход от МН от границы леса у переправы через ручей в 10.00. Идем выше ручья по правому борту долины по средней осыпи, местами попадаются крупные валуны. Траверсируем склон. За 2 перехода, к 11.30, подходим под перевальный взлет. Это скально-осыпной склон крутизной 300, длиной 250 м. Общая длина перевального взлета 500-550м. В нижней части это скально-осыпной склон крутизной 300, длиной 250 м. Сначала движемся по мелкой и средней осыпи 1 переход. Подходим под снежник длиной 100 м, крутизной 300-450. Снежник занимает практически весь перевальный взлёт по ширине. Пока возможно идти справа от него по скалам, мы идём.
Глубина снежника по пояс и выше. А справа от него уже не осыпь, а скалы, к тому же мокрые. Поэтому далее движемся по снежнику, повесив одни вертикальные перила длиной 40м. Участники одевают страховочные системы. Крепятся к перилам схватывающим узлом. Работают в касках и рукавицах. Палки на темляке на руке, ледорубы пристрахованы. На перилах по одному человеку. Крутизна снежника местами достигает 450. Веревку закрепили за большой камень. Зам. руководителя проходит скальный участок лазанием и крепит веревку за большой камень для движения группы по снежнику. Руководитель при движении по снежнику бьёт ступени. Участники поднимаются по ступеням с использованием перил с самостраховкой схватывающим узлом.

После выхода с первого снежника справа появляется осыпной участок, по которому возможно движение. Движемся по нему 15 м в обход снежника и выходим на скально-осыпной участок. Здесь группа собирается, т.к. осыпь довольно подвижная, склон камнепадоопасен. Вероятно попадание камней в нижних участников, которые поднимаются по снежнику. Поэтому собираем группу над первым снежником. Продолжаем движение вверх по мелкой и средней осыпи. Длина этого участка 200 м, крутизна 300. На мелкой осыпи видны следы спусковой тропы, однако подниматься по ней неудобно.
Выходим на второй снежник. Он тоже занимает весь перевальный взлет от скал слева до скал справа. Двигаться по нему проще, чем по скалам, поэтому выходим опять на снежник. Крутизна его 300, длина 100м. Второй снежник проходим без перил, первый бьет ступени.Самостраховка осуществляется альпенштоком или ледорубом. Второй снежник выводит на перевальную седловину. Она длинная, как видно по карте. Этот перевал ещё называется Щель дракона. Перевальная седловина и представляет собой довольно протяженную щель длиной 400м. Перевальная седловина местами забита снегом.

С перевала спускаемся прямо вниз. Перевальный взлёт с этой стороны представляет собой скально-осыпной склон, покрытый средней, местами мелкой осыпью. В его средней части лежит снежник, который легко обходится справа по ходу. Длина склона 300-350м, крутизна 300. Спуск занимает один переход (25мин). Уже со спуска видели внизу озеро, у которого планируем встать на перекус. За 2 перехода спускаемся к нему в 16.20. Начинается дождь. Натягиваем тент. Во время прохождения перевала дождь то начинался, то заканчивался несколько раз. После перекуса движемся 3 перехода по морене вдоль ручья правым берегом. Морена сложена средними камнями. Тропы нет. Выходим к границе леса и долине реки М.Белая.
Спуск к реке проходит по криволесью, которое мы пересекаем за 10 минут. Через реку переправляемся вброд. Брод несложный, глубина 20-30 см. У реки нас обрадовано встречает огромное количество комаров. После переправы углубляемся в лес на 100 метров и выходим на очень набитую тропу, ведущую в цирк перевалов Западный, Восточный Петрилиус и Рамзай. Сразу встречаем детскую группу, бодро идущую на Рамзай в 21.00. вечера. По тропе проходим вверх 200м, обнаруживаем очень хорошее место для ночевки и разбиваем лагерь. Дрова в лесу в достаточном количестве, т.к. это уже не криволесье. Вода из М.Белой. Опять дождь. Время 21.00.

водопад на реке Тульйок

24 июля.
Девятый ходовой день.
Долина реки Малая Белая - перевал Западный Петрелиус (н/к, 846) - долина реки Петрелиус. Радиальный выход на базу.
Ночёвка на высоте - 600м.
Набор высоты -446 м.
Сброс высоты - 246 м.
Километраж - 21,6 км, в зачет 10,8 км (до озера).
ЧХВ -3 ч 15 мин (до озера).

25 июля.
Дневка. Возвращение с базы ПСС.
Часть группы возвращается с базы по известному уже ей пути, приносит продукты.

Дни отсидки в лагере под перевалом Орлиный из-за плохих погодных условий. Видимость от 50 до 150 м.

28 июля.
Десятый ходовой день.
Верховья реки Петрелиус - подход под перевал Орлиный (1Б, 1105).
Ночёвка на высоте - не было.
Набор высоты -100 м.
Сброс высоты - 0 м.
Километраж -1,5 км.
ЧХВ - 1 час.

29 июля.
Одиннадцатый ходовой день.
Перевал Орлиный (1Б, 1105) - долина реки Малая Белая.
Ночёвка на высоте - 300 м.
Набор высоты - 405м.
Сброс высоты - 480 м.
Километраж -9,6 км.
ЧХВ - подъем на перевал 3 ч40 мин + спуск до площадок 1 ч + спуск в дол. Малой Белой 1 ч20 мин = 6 ч.
Надеваем системы, готовим веревки, схватывающие узлы, карабины, одеваем кошки. Кошек всего три пары, поэтому их одевают зам. руководителя, который пойдет первым и будет вешать перила, и два участника. Руководитель идет вторым по перилам и бьет ступени, где ботинками, где подрабатывая ледорубом. Участники поднимаются по перилам с самостраховкой схватывающим узлом, в рукавицах, на голове каска.
Перевальный взлет длиной 400м, крутизной 300-45?, снежный, местами скально-осыпной. Весь снизу не просматривается.
По средней осыпи подходим под снежник. Осыпь как бы языком вклинивается в снежник. Её дина 100м, крутизна 30?.
Наши веревки - две по 40 м, две по 30 м. Первым идет зам. руководителя. Это самый сильный и опытный участник. Он идет в кошках, с самостраховкой ледорубом, самовыпуском по перилам. Они крепятся на станции на ледорубе.
Первую веревку крепим на скале за петлю, справа по ходу. На ней, кстати, уже есть чья-то петля. Но мы вешаем свою.
Со снежника выходим вправо по ходу на скально-осыпной участок крутизной 35?- 40?, и собираем группу. Так как все подходят по одному, то этот процесс занимает около 30 минут. Время от времени налетает туман. Сильный ветер, морось. Здесь небольшой свободный от снега пятачок, на котором можно посадить группу. Чтобы не мерзнуть, накрываемся тентом. Пока ждем, навешиваем третью веревку в 30 м. Опять на ледоруб. Четвёртую сразу не вешаем, так как нужно будет в том месте всем собраться в ожидании веревок снизу. Пока последние из 14 человек не пройдут предыдущие перила и не принесут их. А в том месте на снежнике отсидеться негде. Нет прикрытия скалами от пронизывающего ветра. К тому же ноги от снега практически у всех уже мокрые. Поэтому собираем группу здесь, после второй веревки, а не после четвертой.
После подхода последних участников с веревками и ледорубами, начинаем вновь движение вверх. Проходим по уже готовым 3-им перилам в 30 м, потом 2 веревки по 40 м и еще 30 м. Все крепим на ледорубах, они входят по головку.
Оказываемся по ширине, в средней части снежника. Все снаряжение задействовано. На скалах справа просматривается место, где можно снова собрать группу. Наводим к скалам направо горизонтальные перила из петли в 10 м и выходим на скально-осыпной участок ().
Проходим вдоль скал (крутизна 30?) 70 м до небольшой открытой площадки и собираем группу. Накрываемся тентом. Дальше наверх не поднимаемся, пока не придут все участники, чтобы не засыпать камнями нижних участников. Так как скалы мокрые, камни на них не держатся. Если бы ни это обстоятельство, можно было бы подняться еще выше на 100 м. Там есть грот в скале, укрытие, в котором можно собрать группу. От места второго сбора группы веревок больше уже не вешаем. Проходим вдоль скал, по границе снежника, 100 м мимо этого грота и выходим опять на снежник крутизной 20?. Первый бьет ступени. Проходим так 70 м с самостраховкой ледорубом и выходим на перевальную седловину.

30 июля.
Двенадцатый ходовой день.
Долина реки Малая Белая - ст. Хибины - ст. Апатиты.
Ночёвка на высоте - 160 м.
Набор высоты - 0 м.
Сброс высоты - 140 м
Километраж - 7,2км.
ЧХВ - 2ч.

Подъем в 10.00. В этом месте, где дорога пересекает реку с правого берега на левый, река разливается на два рукава, огибая островок. Реку Малая Белая в этом месте вполне можно перейти в брод. Сначала один рукав, затем другой. Но часть группы не желает мочить "бродильную" обувь, поэтому решаем навести переправу через реку. К тому же, один участник болен. Ноги ему мочить в холодной воде нежелательно. У больного забрали почти всё из рюкзака.
Начинаем организовывать переправу в 11.20. С островка на другой берег. И там, и там есть деревья.
Переправляемся сами, рюкзаки отдельно (). В 12.10 вся группа на другом берегу. 10 мин уходит на сбор снаряжения, и в 12.20 выходим по дороге на запад, к станции Хибины.
Дорога идет по смешанному лесу. Идем три перехода по 40 минут и доходим до первых дачных домов поселка у станции Хибины. Так как сегодня воскресенье, то встречаем грибников, у которых узнаем, что сегодня лучше уехать на автобус в 17.00. в Апатиты. А вообще он ходит по вторникам, четвергам, субботам, воскресеньям в 15.00 и 17.00. Стоимость проезда 34р 80.коп. Рабочий поезд ходит по рабочим дням, в Имандре он бывает в 17.00. Но с ним случается частенько такое, что он опаздывает, может ехать от Имандры до Апатитов 3 или 4 часа.

8. Выводы и рекомендации
Выбор района и нитки маршрута
При выборе района и маршрута похода мы руководствовались следующими соображениями. Район должен быть не очень удаленным и не очень сложным, т.к. в группе есть трое неопытных участников. В тоже время, в маршруте должны быть интересные перевалы для более опытных участников. Поскольку район для нас не новый, пришлось поискать сложные перевалы, на которых не была основная часть группы. Уложить их на нитку маршрута с учетом организации забросок. В результате прошли малопосещаемые перевалы в Хибинах. Это Южный Лявочорр (Высокий (1А, 1125)), Тахтарвумчорр (1Б, 1093), Орлиный (1Б, 1105).
Мы ставили перед собой цель внести ясность в названии и месторасположении некоторых перевалов. В походе мы выяснили, что перевал Высокий (1А, 1125) это перевал Южный Лявочорр. Находится в южной части массива горы Лявочорр.
Предполагаемое месторасположение перевала Крутой(1Б, 1030) сфотографировали с двух сторон () и отметили на схеме прохождения перевала Орлиный (1Б, 1105).
Из-за плохих погодных условий мы потеряли время в отсидке под перевалом Орлиный и не побывали на перевале Ферсмана.
Прохождение перевала Орлиный стало кульминацией всего похода. Оно оказалось самым сложным по погодным условиям и с технической точки зрения, но и самым интересным и запоминающимся. Время прохождения перевала можно сократить, если проходить его в связках и при наличии у каждого участника кошек. Но в Хибины мало кто берет с собой кошки на каждого участника, т.к. снежные перевалы для этого района все же не характерны.

Интересные объекты
Район похода известен как один из крупнейших в мире по добыче апатит и других полезных ископаемых, из которых можно сделать очень много полезных вещей и предметов. Например, облицовочную плитку, бокалы, чашки и многое другое, что нас окружает в повседневной жизни. Да и сама добыча руды в карьерах технологически интересна. Обо всем этом можно узнать в Минералогическом музее в Кировске.
История освоения района связана с разведывательными работами, что отразилось в названиях перевалов в честь геологов, работавших в этом районе. Например: Рамзай, Петрелиус, Арсеньев. На перевале Рамзая есть мемориальная табличка. По дороге к озеру Малый Вудъявр находится памятник из кирпичной кладки на месте первой научно-исследовательской станции изучения Хибин при МГУ под руководством академика А.Е.Ферсмана. Она продолжала работать даже в годы Великой отечественной войны.
Уникальным является Полярный альпийский ботанический сад в районе 23 км. Это один из самых высокогорных ботанических садов в мире. Рекомендуем всем там обязательно побывать. Ботанический сад предлагает посетителям ряд экскурсий: в Тропическую оранжерею, "Интродукция растений и озеленение городов Заполярья", "Экологическая тропа, географов", которая знакомит с высотной зональностью растительного покрова Хибинских гор.
Наиболее благоприятные сроки для посещения данного района - конец июля - начало августа. В это время созревают черника, голубика, много грибов. И уже комары и мошкара пошли на убыль.
Мы застали начало созревания ягод, хотя, если бы и пошли позже, поесть их смогли бы только в начале и конце похода, т.к. все остальное время были выше границы леса.
С собой у каждого были накомарник и аэрозоль от комаров. Надо заметить, что выше границы леса комаров значительно меньше.
Выполнила Ольховская И.Г.

__________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.khibiny.net
http://skazmurman.narod.ru/
http://www.hibiny.com
М. М. Пришвин «Хибинские горы»
Ферсман А. Е. Путешествия за камнем. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1960.
Петиция министру природных ресурсов и экологии РФ С.Е. Донскому: Не допустить возобновления конфликта в Хибинах
Особенности прохождения перевалов Хибин зимой
Классификатор препятствий спортивного туризма. Хибинские Тундры Кольского полуострова. Перечень перевалов. Перевал Арсенина.
"Туристские путешествия по Кольскому полуострову", О.Славинский, В.Царенков, Издательство "ФиС", 1965г.
Загадки Кольского полуострова
Сайт Википедия
http://www.photosight.ru/
http://www.skitalets.ru/mountain/2007/khibiny_olkhovskaya06/

Хибины - это горный массив в центральной части Кольского полуострова, представляющий собой преимущественно плато с покатыми крутыми склонами. Местами на склонах горного хребта встречаются так называемые снежники - скопления снега, защищенные от прямого солнечного света и ветров. С запада и востока к горам подступают крупные озера Имандра и Умбозеро, кроме этих водоемов местность богата озерами поменьше и небольшими речками.
Формирование современного облика Хибин, составленных в основном щелочными породами и гранитоидами докембрийского возраста, одними из древнейших на территории России - возрастом порядка 2 млрд лет, происходило в основном в самом недавнем прошлом под воздействием ледников. В ледниковый период все окружающее пространство было покрыто ледовым панцирем, местами над ним возвышались скалы. По мере того как ледник наступал, оставляя борозды в горной породе, и стаивал, унося обломки, а затем снова возвращался, формировался своеобразный ледниковый ландшафт, который характерен для всего Кольского полуострова. Максимальной величины ледники на Хибинах достигли примерно 20 тыс. лет назад.
Поднятие горного хребта началось по окончании оледенения: лед начал окончательно сходить здесь около 10 тыс. лет назад, освобождая поверхность от колоссальной ноши. Хибины продолжают расти, и со времени схода основной массы ледников их высота увеличилась примерно на 20 м. В целом для процесса формирования хребта характерна неравномерность, что сказывается на строении гор: структура их концентрична, это проявляется в дугообразном расположении различных пластов пород. Кроме того, отмечается уменьшение возраста пород от краев к центру. Слоистость обусловлена тем, что в расщелины попадала магма.
Одним из первопроходцев Хибин стал российский и финляндский геолог Вильгельм Рамзай, который занимался как изучением этого горного хребта, так и всего Кольского полуострова в целом.
Результатом кропотливой работы ученого, в частности, стала карта Хибин.
Первая советская экспедиция на Хибины стартовала 25 августа 1920 г. В ее состав вошли минералог Александр Ферсман, президент Академии наук Александр Карпинский и геолог Геологического комитета Александр Герасимов. Главной задачей, стоявшей перед специалистами, был поиск апатитов, использующихся в том числе в черной и цветной металлургии. Эта экспедиция положила начало изучению Хибин для нужд промышленности.
В 1929 г. в Хибинах был открыт горно-обогатительный комбинат «Апатит». В годы Великой Отечественной войны на нем производились мины, гранаты и другие виды взрывчатки, но уже в 1944 г. предприятие вернулось к нормальной работе.
К 1960 г. добыча апатитовой и нефелиновой руды была поставлена в районе Хибин на поток, в результате стали появляться новые города для проживания рабочих. Еще в 1931 г. здесь был отстроен город Кировск, в 1966 г. рядом с ним вырос Новый город, который позднее был переименован в Апатиты. Впоследствии поблизости появились также и другие поселки, которые были названы в честь несметных ценностей Хибин, в том числе Титан, Нефелиновые пески.

Горнолыжный курорт среди минералов

Хибины расположены в центральной части Кольского полуострова. Это преимущественно плато, разделенные между собой ущельями, с многочисленными перевалами и обрывами. Центральную область хребта занимают плато Кукисвумчорр и Часначорр. У подножия Хибин расположены города Апатиты и Кировск.
В настоящее время в Хибинских горах разрабатывается множество месторождений, а разведано здесь около пяти сотен минералов.
Хибинские горы по сей день сохраняют огромный потенциал для развития добывающей промышленности. Здесь есть множество не только подземных, но и открытых месторождений. В частности, в районе Хибин разведаны залежи слюд вермикулита и флогопита, разрабатываются месторождения драгоценных камней (в том числе синего сапфира) и керамических пегматитов. В целом в Хибинских горах было выявлено около 500 различных минералов, 110 из которых более нигде не встречаются.
Помимо полезных ископаемых Хибинские горы хранят еще и бесценные подземные запасы воды, причем на глубине более 1,5 км обнаружены были и термальные источники.
Большие масштабы добычи полезных ископаемых в районе Хибин неизбежно сказываются на экологии. Проблемы связаны и с большим объемом извлекаемой из-под земли сопутствующей породы, и с необходимостью вырубки лесов для запуска работ на новых месторождениях. Именно поэтому экологи в настоящее время отстаивают идею создания национального парка в районе Хибинских гор.
Работа по изучению и сохранению местной природы была начата еще в первой половине XX в. В частности, на горе Вудъяврчорр был создан Полярно-альпийский ботанический сад. В нем поэтапно представлена растительность, характерная для местной тундры, елово-березовой и альпийской тундр, а также для арктической пустыни. В целом на территории ботанического сада произрастает более 400 видов растений.
Фауна Хибинских гор представлена преимущественно птицами, млекопитающих здесь насчитывается менее 30 видов. Однако небольшое число видов последних характерно для всего Кольского полуострова.
После окончания ледникового периода льды долгое время не отступали с Хибинских гор. Однако сейчас от ледниковых образований практически не осталось следов, если не считать характерный рельеф. На данный момент на Хибинах располагаются всего четыре ледника, которые занимают площадь около 0,1 км 2 .
В районе Хибин продолжается сейсмическая активность. Первое из зарегистрированных землетрясении произошло еще в 1758 г., а последнее было зафиксировано в 1988 г., с эпицентром неподалеку от города Кировска.
Примерно на четверти территории этого хребта существует опасность схода снежных лавин. Кроме того, в районе Хибин отмечаются очень сложные погодные условия: характерны резкие перепады атмосферного давления и сильные ветры. В частности, на вершинах скорость ветра может достигать 50 м/с. Кроме того, угол подъема постепенно возрастает, а путь преграждают многочисленные валуны. Осложняет ситуацию и чрезвычайно переменчивая погода: условия могут меняться по несколько раз в течение дня.
Однако Хибины неизменно остаются популярными среди альпинистов. За годы освоения этого горного хребта появились проторенные маршруты, в числе которых есть варианты не только для многоопытных спортсменов, но и для начинающих. Кроме того, есть здесь и горнолыжные трассы, которые сосредоточены в основном в районе Кировска.


Общая информация

Месторасположение : Кольский полуостров.
Административная принадлежность : .
Крупнейшие города : Апатиты - 57 398 чел. (2015 г.), Кировск - 27 250 чел. (2015 г.).
Ближайший аэропорт : аэропорт Апатиты.

Цифры

Площадь : 1300 км 2 .
Самая высокая точка : гора Юдычвумчорр (1200,6 м).
Основные вершины : Часначорр (1188 м), Путеличорр (1111 м).

Климат и погода

Характерны длинная и снежная зима, холодное и короткое лето.
Однако близость Гольфстрима обуславливает более теплый климат по сравнению с другими заполярными областями России.
Полярная ночь длится 42 дня.
Средняя температура января : -5°С.
Средняя температура июля : +14°С.
Среднегодовое количество осадков : от 600-700 мм в долинах до 1600 мм на горных плато.

Экономика

Промышленность : добыча полезных ископаемых (апатит, нефелин, сфен, эгирин, полевой шпат, титаномагнетит).
Научные исследования .
Сфера услуг : туризм.

Достопримечательности

Природные : сопки Лявинская и Поутелле, Полярно-альпийский ботанический сад-институт.
Кировск : музейно-выставочный центр АО «Апатит», историко-краеведческий музей, Литературный музей В. Ерофеева.
Апатиты : музей-архив истории изучения и освоения Европейского Севера России, музей геологии и минералогии Геологического института КНЦ РАН, геологический парк под открытым небом, музей-квартира академика А.В. Сидоренко.

Любопытные факты

■ Полярно-альпийский ботанический сад является самым северным ботаническим садом в России и одним из трех ботанических садов мира, расположенных за полярным кругом.
■ Хибинские тундры прежде нередко называли «Черепом земли». Таким образом ученые отметили участки, на которых на поверхность выходят древние горные породы, формирование которых связывают с геологическими процессами многомиллиардной давности. Эти образования являются частью Балтийского кристаллического щита.
■ Писатель Михаил Пришвин в ходе своего большого путешествия по Европейскому и Русскому Северу побывал и на Хибинах в 1907 г. Им посвящен один из рассказов - «Хибинские горы».
■ Большинство вершин Хибин носят саамские названия. Носителей саамского языка - саамов, или лопарей - осталось немного, они проживают преимущественно на севере Скандинавского полуострова и на Кольском полуострове.