Гарни армения достопримечательности. Колесим по армении. Возвращение в Ереван

Пещерный монастырь Гегард является одной из самых посещаемых достопримечательностей Армении. Он, как и скальные утесы вокруг святыни, внесен в Список мирового наследия ЮНЕСКО.

Армянские турфирмы активно возят сюда туристов. Но намного дешевле приехать в Гегард самостоятельно. Так вы сможете провести в монастыре столько времени, сколько захотите.

И потом, у вас есть возможность задержаться здесь и осмотреть прекрасное ущелье реки Гохт, притока Азат. Рядом находится ресторан с отменной кухней и демократическими ценами. А чуть ниже по течению реки Азат разместилось уникальное плато Гарни.

Но как добраться до дикого ущелья Гегард и его монастыря? На этот вопрос мы ответим в данной статье. Мы также расскажем, как с пользой провести день, выбравшись на самостоятельную однодневную экскурсию к одной из самых знаменитых святынь Армении.

Почему монастырь так называется

Полное имя обители - Гегардаванк. С армянского языка это переводится как «монастырь копья». Но не стоит думать, что обитель была населена воинственными иноками-рыцарями наподобие тамплиеров. Название свое монастырь Гегард получил из-за копья римского легионера Лонгина, которым тот проткнул тело распятого Иисуса Христа на Голгофе.

Орудие Страстей Господних почитается в как реликвия. Копье Лонгина (по преданию) привез из Иерусалима сам Долгое время реликвия хранилась вдали от мирской суеты.

Но если вы - ревностный верующий и выбираетесь в Гегардаванк только для того, чтобы поклониться копью Лонгина, мы вынуждены вас разочаровать. Данный предмет (был ли он орудием Страстей или нет - не доказано) сейчас хранится в музее где находится также престол Верховного Католикоса армян. Расположена эта обитель в городе Вагаршалате.

История монастыря Гегард

Как гласит легенда, это место было освоено отшельниками еще на заре христианства в Армении по инициативе Святого Григория Просветителя. Но историки датируют основание обители четвертым веком.

В одной из пещер берет начало источник. Труднодоступные скалы и наличие пресной воды под рукой привлекало в ущелье монахов, спасавшихся от суеты мирской в скитах.

Первые отшельники вырыли кельи прямо в мягкой горной породе. Поэтому и скит сначала назывался Айриванк, то есть «пещерный монастырь». Позже появились и наземные строения. Это были храмы и хозяйственные сооружения.

Но в IX и Х веках монастырь серьезно пострадал от арабских набегов. Особенно разрушительным был захват обители вице-регентом арабского халифа Насром в 923 году. Также монастырь страдал от частых землетрясений.

Огромный вклад в возрождение этой обители внесли военачальники царицы Грузии Тамары, Иване и Закаре Закоряны, которые в начале XIII столетия освободили край от сельджуков. Их потомки (Хахбакяны и Прошяны) продолжали покровительствовать скальной святыне. Поэтому она и стала их родовой усыпальницей.

Где расположен монастырь Гегард. Как добраться из Еревана до этой достопримечательности

Обитель находится всего в 40 километрах к востоку от столицы Армении. Если вы планируете однодневную самостоятельную экскурсию, то Гегард можно посмотреть в комплексе с не менее знаменитым храмом Гарни. Тем более, что маршрутки из Еревана едут только до этого городка.

Но сначала нужно добраться до автостанции. От центрального проспекта Маштоца туда идет городская маршрутка № 51. Проезд до городка Гарни стоит 250 драм. Маршрутки отправляются каждый час.

Через 30 минут вы уже на месте. Из Гарни до монастыря Гегард идти около восьми километров. Половину пути можно проделать на автобусе № 284, следующем до деревни Гохт.

Дорога очень красивая, пологая, проложенная по ущелью серпантином. Для тех пешеходов, которые хотят сократить себе путь, есть тропки.

Сбиться с дороги трудно. Ориентироваться следует на большую скульптуру львицы, виднеющуюся издалека. А сразу же за ней открывается чудесная панорама Гегардаванка.

Что посмотреть в Гарни. Храм Митры

Прибыв в горный городок, не стоит сразу же спешить в монастырь Гегард. В Армении сохранился один-единственный языческий храм, и находится он в Гарни. Это - как кусочек античной Греции посреди Кавказских гор: колонны, портик, высокие ступени…

Храм, посвященный Митре, был построен в первом веке нашей эры. Его удаленность послужила ему хорошей защитой, ведь с евангелизацией Армении все языческие постройки были разрушены.

Храм - единственное, что осталось от некогда грозной твердыни, которую на неприступном плато Гарни возвел царь Урарту Трдат Первый - тот самый, который основал город Эребуни, современный Ереван. Рядом с капищем Митры можно увидеть руины античных крепостных стен, терм, дворца.

Храм очень искусно украшен резьбой. Стоит также спуститься вниз по ущелью к реке Азат, чтобы увидеть «музыкальный орган», образованный природой из лавовых стоков. Поэтому плато Гарни еще называют «симфонией камней».

Церковь Маштоц Айрапет

Храм Митры не единственная достопримечательность городка. Почтите посещением и христианскую святыню Гарни. Церковь была возведена на месте языческого хачкара - испещренного петроглифами камня.

В IX веке здесь был похоронен христианский подвижник патриарх Маштоц, а тремя столетиями спустя над его могилой построили храм. Его купол и фасад, так же, как и интерьер усыпальницы, украшает искусная резьба, подобная той, которую можно увидеть в скальном монастыре Гегард.

Посещение музея Гарни платное - 1200 драм с человека. Но если вы прибудете туда в последнюю субботу месяца, вход будет свободный. Но за экскурсию на иностранном языке все равно придется заплатить две с половиной тысячи драм.

Что посмотреть в Гегардаванке. Часовня Григория Просветителя

Если вы стеснены во времени, можно не останавливаться в Гарни, а сразу же взять такси. Поездка на машине по маршруту Ереван - монастырь Гегард - Ереван обойдется вам в десять тысяч драм (1270 рублей по курсу), что совсем недорого, если вы загрузитесь туда вчетвером. Первым делом нужно остановиться у скульптуры львицы на крутом повороте дороги, чтобы сделать панорамный снимок всей обители.

Самое древнее сооружение монастыря стоит отдельно от него и довольно высоко над дорогой. Это - часовня Григория Просветителя. Она была построена около 1175 года. Вокруг нее высятся могильные хачкары, украшенные резьбой.

В самой часовне сохранились фрагменты средневековых фресок. Осмотрев их, спускаемся к воротам монастыря. Обратите внимание на крепостные валы. Несмотря на труднодоступность обители, монахи в помощь обрывистому рельефу, возвели еще стрех сторон высокую стену.

Катогике

Гегардаванк состоит как из пещерных сооружений, прорубленных в скале, так и из наземных построек. К последним относится Катогике. Это - главная церковь монастыря Гегард.

Несмотря на то что копье Лонгина уже там не хранится, храм все равно очень почитаем. В основе планировки постройки лежит равноплечий крест. По углам церкви примостились двухэтажные часовенки. Некоторые из них соединены с пещерами крытыми переходами, что делает храм как бы сердцем всего монастырского комплекса.

Следует обратить внимание на ворота, расположенные на южном фасаде. Тимпан украшают каменные гроздья винограда, плоды граната, человеческие лица, голуби. Над воротами виднеется барельеф, изображающий льва, нападающего на быка. Эта высеченная в камне сцена символизирует мощь князя.

Внутри церковь украшена аскетично, но впечатляюще. Везде виднеются хачкары - дарственные или погребальные камни, испещренные искусной резьбой. В Катогике проводятся богослужения, горят свечи и лампады.

Гавит

Долгое время монастырь Гегард был центром просвещения в Армении. Сюда направлялись люди, желающие не только удалиться от суеты мира, но и познать Бога. Для их обучения с западной стороны церкви Катогике в начале XIII века была построена примыкающая к скале ризница.

Там послушники проходили религиозное образование. Интересно естественное освещение этого помещения. Окон в этой ризнице нет, только посредине в потолке имеется круглое отверстие. Каменный свод поддерживают четыре колонны, разделяющие помещение на приделы.

Центр ризницы венчает купол со «сталактитами» - это лучший в Армении пример подобной архитектурной техники. Интерьер гавита впечатляет не меньше, чем церковь. Там также все испещрено резьбой, горят свечи. Суровая, аскетичная, но возвышенная красота этого места настраивает душу на особый лад.

Церковь Авазан

Не забываем, что Гегард - монастырь в скале, а потому не обойдем вниманием и пещерные постройки. Ведь первые кельи отшельники прорывали в горной породе. Считается, что монастырь на этом месте возник не случайно.

Еще в языческие времена люди приходили сюда, чтобы поклониться нимфе чудодейственного источника.Вода не иссякла и по сей день. Теперь она провозглашена чудодейственной христианской Церковью. И если вы верите в это, запаситесь какой-то емкостью и отправляйтесь в пещерную церковь Авазан.

Ее название переводится как «водоем». Это первый храм обители, который был полностью высечен в скале в 1240 годах прямо над источником. Чтобы набрать воды, нужно отстоять длинную очередь.

Из Авазана можно попасть в усыпальницу (Жаматун) рода Прошьянов, а также вторую пещерную церковь, посвященную Богоматери - Аствацацин. Эти постройки были высечены во второй половине XIII столетия. В последнем храме сохранились фрески, изображающие ангелов.

На территории монастырского комплекса имеются отдельно вырытые жаматуны, в которых покоятся представители княжеских родов (Григора и Мерика, Рузакана и Папака). Также интересно будет пройтись по анфиладе пещерных келий, которые спускаются к церкви высокими, высеченными прямо в скале лестницами.

Как вы думаете, где это храм? Греция, Афины? Или Италия, Рим? Ну может быть хотя бы в Сирии? Все не верно. На самом деле это намного ближе чем вы думаете.

Давайте я вам расскажу его историю подробнее...

В местечке Гарни (Армения), на краю фантастически красивого горного ущелья, на дне которого многие тысячи лет прокладывает себе дорогу быстрая река Азат, стоит необыкновенный памятник армянской истории — настоящий эллинистический храм. Строгие ионические колонны, удивительно точные пропорции, симметричность, богатый орнамент на камне… Храм в Гарни — отличный пример греко-римского периптера, этакий упрощенный Парфенон. Удивительным кажется тот факт, что стоит этот языческий храм на территории Армении — страны, которая первой в мире официально приняла христианство в качестве государственной религии.


Возведение храма историки приписывают царю Трдату I (царствовал во второй половине I века), который в свое время посетил с дружественным визитом Рим. В еще более давние времена Гарни служила крепостью для урартского царя Аргишти I. А с III в. до н.э. по IV век здесь располагалась летняя резиденция армянских царей (Ервандидов, Арташесидов и Аршакидов). Крепость затронули и опустошительные походы римских легионов по Армении в I в. Какое-то время даже бытовало мнение, что французское слово «гарнизон» родилось именно здесь: якобы Марк Антоний написал Клеопатре письмо, о том, что он соорудил военный лагерь у Гарни — гарнизон. Но это всего лишь красивая «этимологическая иллюзия».


Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Арме-нии ещё в первой половине I в. н. э. Была построена армянским царём Трдатом I в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его над-пись на греческом языке:

«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»

Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому. Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.

Армянские цари очень любили это место — и не только из-за ее неприступности, но и по причине потрясающего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни находится в 28 км от столицы Армении — Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном.


Крепость Гарни воздвигнута в одноименном селении Котайкского марза. Это было мощное укрепление, хорошо известное по летописным источникам (Корнелий Тацит, Мовсес Хоренаци и другие). В сооружениях Гарни своеобразно сочетаются элементы эллинистической и национальной культуры, наглядно свидетельствующие как об античных влияниях, так и о самобытных строительных традициях армянского народа. Художественные достоинства и уникальность памятников ставят Гарни в число выдающихся произведений мирового значения.

Сооружения крепости Гарни удачно вписаны в окружающую природу. Крепость расположена в живописной горной местности, откуда открывается широкий вид на необозримые пространства фруктовых садов, полей и горных склонов, покрытых пестрыми коврами разноцветных трав, на причудливые крутые каменные обрывы каньона реки Азат.

В стратегическом отношении, местоположение Гарни также было выбрано чрезвычайно удачно. Еще в древнейшие времена, здесь существовала циклопическая крепость - Бердшен (III тысячелетие до н.э.). Согласно найденной на территории Гарни клинописи, крепость эта была завоевана в первой половине VIII века до н.э. урартским царем Аргишти I. В эпоху армянских правителей из династии Ервандидов, Арташесидов и Аршакидов (с IIIв. до н.э. по IVв. н.э.), Гарни служила резиденцией царей и местом пребывания их войск.


Крепость Гарни занимает, господствующий над прилегающей местностью, треугольный мыс, огибаемый рекой с двух сторон. Глубокое ущелье и отвесные склоны служат естественным неприступным рубежом, поэтому крепостная стена возведена только со стороны равнины. Она построена из крупных базальтовых квадратов, уложенных плашмя насухо и скрепленных железными скобами, залитыми свинцом. Ритмично расставленные, прямоугольные в плане башни и, повышавшая эффективность флангового обстрела, вогнутая форма, наиболее уязвимой для неприятеля, середины северной стены, значительно усиливали обороноспособность крепости и одновременно обогащали ее архитектурно-художественный облик.

Дворцовый комплекс включал несколько, отдельно расположенных, зданий: храм, парадный и колонный залы, жилой корпус, баню и др. Они размещались вокруг обширной главной площади крепости, в ее южной, удаленной от входных ворот, части, где образовывали своеобразный ансамбль. В северной части, очевидно, находились помещения обслуживающего персонала, царской охраны и гарнизона.

Вершину мыса занимал храм, обращенный на площадь главным северным фасадом. Храм - художественный центр комплекса, расположен на главной оси, проходящей через ворота крепости.

Храм был построен во второй половине I века н.э. и посвящен языческому божеству, возможно, богу солнца Митре, фигура которого стояла в глубине святилища - наоса. После провозглашения в Армении в 301 году государственной религии - христианства, вероятно, храм использовался как летнее помещение для царей, именуемое в летописи «домом прохлады».

По стилю храм, представляющий собой шестиколонный периптер, близок к аналогичным памятникам Малой Азии (Термес, Сагала, Пергам), Ливан () и Рима. В основном он выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Следует отметить, что тип прямоугольного в плане культового здания с колоннами и фронтоном был известен на территории Армянского нагорья еще в эпоху урартийцев.

Другим значительным по художественному достоинству и размерам сооружением (около 15x40м) был двухэтажный дворец, находившийся к западу от храма.

К северу от строений был размещен гарнизон. Здесь же находились помещения для слуг. Уникальным памятником крепости является античный языческий храм, посвященный богу Солнца, построенный в I веке нашей эры в самой высокой части крепости. Но он не был уничтожен, как многие языческие храмы, после принятия христианства в Армении.
Храм господствует над остальными постройками. Он далеко виден со всех сторон, поражая своей пропорциональностью и гармонией своих частей. Храм возведен на высокой платформе, размеры которой 15х11 метров. С северной стороны к зданию поднимается широкая лестница, состоящая из 9 мощных ступеней. Крыша постройки покоится на 24-х величественных колоннах. Храм имеет богатую архитектурную отделку. Выступающие по сторонам лестницы массивы украшены барельефами коленопреклоненных атлантов с воздетыми руками. Капители колонн украшены ажурным лиственным орнаментом с невысоким рельефом. Карнизы боковых фасадов увенчаны львиными головами. Дверной проем украшал резной наличник. Внутри храма был установлен идол, олицетворяющий Солнце, являющийся предметом поклонения древних армян.


С северной стороны площади расположено здание бани, сооруженное в III веке, которое включало не менее пяти помещений различного назначения: первая с востока апсидальная комната служила раздевальней, вторая - купальней с холодной, третья - с теплой и четвертая - с горячей водой. Здесь был резервуар для воды с топочным отделением в подвале. Полы из обожженных кирпичей, покрытых слоем полированного стука, опирались на круглые столбы и обогревались снизу горячим воздухом с дымом, поступавшим в подполье из топки.



Раскопки крепости

Представление об убранстве интерьера дают, уцелевшие в некоторых помещениях, фрагменты двухслойной штукатурки: нижний - белого и верхний - светло-розового цветов, а также полы с остатками каменной мозаики пятнадцати оттенков. Особенно интересна мягкая по колориту мозаика пола раздевальни, датируемая III-IV веками, выдающийся образец монументальной живописи в Армении. Сюжет мозаики (площадь 2,91x3,14м) заимствован из греческой мифологии.

Когда рядом с храмом обнаружили остатки крупных сооружений, в одном из них при очистке небольшой комнаты в 1953 году открыт мозаичный пол размером 2,9x2,9 метра, являющийся уникальным памятником древнеармянской культуры. На мозаике сохранились надписи, сделанные па греческом языке.

На светло-зеленом фоне моря выложены изображения богов Океана и Моря в окружении рыб, нереид и ихтиокентавров. По периметру мозаики проходит широкая полоса розового цвета. Тональные переходы поверхности воды создают впечатление движения волн. Греческие надписи знакомят с названиями божеств и нереид, мастерски выполненных со знанием анатомических построений фигур. Своеобразна трактовка человеческих фигур, изображенных с лицами восточного типа. Интересна греческая надпись над головами богов: «Потрудитесь, ничего не получив».



Кликабельно, панорама

Сейчас комплекс Гарни представляет собой развалины крепости с некогда мощными стенами, остатки дворцового комплекса, типичные римские бани с чудом сохранившейся древней мозаикой на полу и, конечно же, храм, в котором поклонялись богу солнца Митре. Статуя Митры стояла во внутреннем помещении храма на возвышении алтаря, так, чтобы пришедшие поклониться богу могли видеть ее, находясь на улице перед зданием. Периодически (вероятно, в дни солнцестояния) жрецы устраивали для прихожан своеобразный мистический спектакль. В определенное время лучи солнца под углом падали сквозь квадратное отверстие в крыше храма на хорошо отполированный большой прямоугольный камень, закрепленный над входом в святилище. Отражаясь от ровной поверхности камня, солнечные лучи попадали на залитую водой или маслом квадратную дыру в полу в центре комнаты. От водной глади лучи тоже отражались и, на сей раз, освещали ярким светом статую бога Митры. Так жрецы являли людям чудо божественного Солнца.


В 1679 году по Армении прокатилось сильное землетрясение, разрушившее множество строений. Пострадал и храм в Гарни. Его обломки разлетелись по ущелью реки Азат. В 1966-1976 годах храм удалось восстановить благодаря опытным реставраторам и местным жителям, которые в течение нескольких лет собирали кусочки разрушенного здания по окрестным склонам. Сегодня святилище бога Солнца выглядит немного заштопанным: некоторые его части так и не были найдены или были слишком сильно разрушены, их заменили новыми, уже не обладающими той «античной древностью», однако эти современные «вставки» позволили сохранить целостность храма. И это еще одна иллюзия Гарни — языческий храм, которого уже не должно было быть, все еще возвышается над глубоким ущельем на фоне ожерелья заснеженных гор.


28 апреля 2011 года стало известно, что историко-культурный комплекс «Гарни» удостоен премии ЮНЕСКО-Греция 2011 года им. Мелины Меркьюри



Баня

А вот вам например

В горах на востоке от Еревана резко начинается провинциальная Армения. Разбитые автомобильные дороги с латками внезапно сменяются размытой дождём грунтовкой, автобус ПАЗ снижает скорость до 10 км/час, пассажиры хватаются зубами за поручни. Сквозь заляпанные окна открываются красивые горные виды: зелёные холмы, шиферные крыши рассыпанных вдоль дороги одиноких деревень, заснеженные верхушки гор где-то на горизонте. Всего 25 километров по такой дороге отделяет древний языческий храм Гарни от армянской столицы. Задолго до принятия христианства здесь, на высоких ступенях в тени коринфских колонн, цари древности в обмен на кровавые жертвенные дары просили эллинских богов об урожае и послушных подданных.


Языческий храм Гарни расположен среди идиллического пейзажа на отроге скалы и выглядит точь-в-точь, как в школьном учебнике по истории. Ряд из шести строгих колонн, девять ступеней, треугольный тимпан над входом, а внутри - холодная одинокая комната. Если здесь когда-то и проводились кровавые ритуалы, то больше 20 человек внутри храма при этом не присутствовали. Наверное, внутрь тесной комнаты допускались только жрецы.

Храм в Гарни (ГарнИ, так называется деревня, рядом с которой расположен храм) был построен в 76 году. Отвесную скалу занимала крепость царя Трдата Первого, частью которой являлся дошедший до наших дней храм.



Храм Гарни оказался единственным, который пережил период разрушения языческих храмов, наступивший после того, как Армения в 301 году приняла христианство. Землетрясение 1679 года разрушило храм, но в 1960-70-х годах упавшие колонны водрузили на место армянские археологи.

Храм Гарни стоит над обрывом. Внизу петляет горная река Азат, по обе стороны от неё возвышаются поросшие травой горы.
Когда-то вокруг крепости располагалось поселение. Существует легенда, основанной на найденной клинописной табличке, согласно которой царь Урарту Аргишти завоевал эту скалу в 7 веке до н.э. и насильно переселил жителей в основанную им крепость Эребуни, ставшую впоследствии Ереваном.



Горная дорога в храм Гарни и монастырь Гехард.
Чуть дальше по дороге из Еревана вглубь страны, вверх по течению реки Азат, среди гор в узком ущелье скрывается один мужской монастырь. Будто для пущей маскировки, каменные стены монастыря сливаются с окружающими скалами. Я говорю о мужском монастыре Гехард.


Гехард - один из древнейших монастырей Армении. Его сооружения частично вырезаны в скале. Внутри главного храма очень темно: освещением служит лишь узкое отверстие в куполе и свечи. Основной объём храма был пристроен к тем притворам, что находятся в скале. На стенах скалы вырезаны такие же древние армянские символы, что и на хачкарах - больших расписных надгробных камнях.



В древности Гехард называли Айриванк, то есть "пещерный монастырь ". Здесь хранилось копьё, которым, согласно поверью, пронзили Иисуса Христа на Кресте. Священное копьё ныне хранится в монастыре Эчмиадзин.



В 2000 году ЮНЕСКО внесло монастырь Гехард в список всемирного культурного наследия за исключительную сохранность армянского средневекового монастырского комплекса и богатую коллекцию хачкаров.
Гехард был основан в IV веке на месте священного источника, вытекающего из скалы. Главная церковь была построена в XIII веке. Рядом с монастырём протекает горная река Азат. Через реку переброшен живописный каменный мост.


У входа в монастырь Гехард под яркими зонтами стоят торговцы суджуком, яичным хлебом и разными сладостями. Если поторговаться, здесь можно купить вкусности по цене вдвое-втрое ниже, чем на рынке в Ереване.


Так как Гехард расположен на той же дороге, что и Гарни, обе эти достопримечательности удобно увидеть за один день. До Гарни легко добраться на автобусе. На месте трудно будет не найти свободного таксиста, готового сбросить полцены за удовольствие отвезти вас в Гехард и вернуть назад. На обратном пути таксист будет уговаривать поехать с ним в Ереван за небольшую доплату. Альтернативы такси на этом маршруте нет, автобус до Гехарда не ходит. Гарни и Гехард - ещё одни из тех достопримечательностей Армении, которые находятся на расстоянии однодневного тура из Еревана.

Больше репортажей об

Храм был восстановлен из руин в советское время.

История

Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Арме­нии ещё в первой половине I в. н. э. Была построена армянским царём Трдатом I (54-88 гг.) в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его над­пись на греческом языке:

«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении (Μεγαλη Αρμενια) государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»

Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому (286-330 г.). Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении.

Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.

Армянские цари очень любили это место - и не только из-за ее неприступности, но и по причине потрясающего климата - и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни находится в 28 км от столицы Армении - Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно.

Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном.

Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, огибаемый рекой Азат с двух сторон, глубокое ущелье, а отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом.

Ущелье примечательно своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и имеют название «Симфония камней». В остальной части крепости создана мощная оборонительная система - могучая крепостная стена с четырнадцатью башнями.

Armen Manukov , CC BY-SA 3.0

На том участке, где подход к крепости был осложнён природными условиями, башен меньше, они поставлены на расстоянии 25-32 м друг от друга. А там, где противник мог сравнительно беспрепятственно подойти к стенам, башни возведены чаще и находятся на расстоянии 10-13,5 м друг от друга. Башни имели прямоугольную форму. На Армянском нагорье прямоугольные башни существовали еще с урартских времен.

Armen Manukov , CC BY-SA 3.0

Как крепостные стены, так и башни построены из больших глыб местного голубоватого базальта, без раствора и соединены железными скобами, углы соединения залиты свинцом. Крепостные стены имеют толщину 2,07-2,12 м и длину по всему периметру (вместе с башнями) 314,28 м. В отдельных местах сохранилось 12-14 рядов высотой до 6-7 м. Внутрь крепости можно было попасть лишь через одни ворота шириной с одну колесницу. При этом численность войск в крепости была огромной.

Дворцовый комплекс

Историко-архитектурный комплекс Гарни находится рядом с одноимённым современным посёлком. Храм Гарни - единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма.

Храм сложен из блоков гладкотесанного базальта. Камни длиной около двух метров, скреплены скобами и штырями. Xрам выстроен в эллинистических архитектурных формах. По всей ширине фасада тянутся девять массивных ступеней высотой 30 сантиметров, которые придают сооружению величественность и торжественность. Пилоны по сторонам лестницы украшены рельефами. На них изображены обнаженные атланты, стоящие на одном колене, с воздетыми вверх руками, поддерживающие жертвенники. Xрам по всей своей композиции является периптером. План представляет собой прямоугольный зал с портиком, снаружи он окружен колоннами. Детали храма, в отличие от единообразия, имеющего место в греко-римских сооружениях, разработаны с многообразием, присущим местному искусству. В орнаменты наряду с многочисленными вариантами акантового листа введены армянские мотивы: гранат, виноград, листья орешника, цветы. Резьба по базальту свидетельствует о первоклассной работе армянских мастеров. В прямоугольное святилище, перекрытое сводом, ведут неглубокие сени, вход украшен богато орнаментированным наличником. Размеры святилища невелики. Здесь находилась только статуя божества. Этот небольшой храм обслуживал царя и его семью.

В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1966-1976 г. Возле храма сохранились остатки древней крепости и царского дворца, а также здание бани, сооружённое в III веке. Дворцовый комплекс находился на южной, удаленной от входа, части крепости. На северной же крепостной территории размещались царское войско и обслуживающий персонал. К западу от храма, у края обрыва, помещался парадный зал. С севера к нему примыкал двухэтажный жилой корпус. Сохранившиеся на штукатурке следы розовой и красной краски напоминают о богатом убранстве жилых и парадных покоев дворца. Здание бани включало не менее пяти помещений различного назначения, из которых четыре имели по торцам апсиды. Полы украшены эллинистической мозаикой.

В XIX веке развалины храма привлекали к себе внимание многочисленных ученых и путешественников, таких как Шарден, Мориер, Кер-Портер, Телфер, Шантр, Шнаазе, Марр, Смирнов, Романов, Буниатян, Тревер, Манандян. Французский ученый Дюбуа де Монпере в 1834 году попытался с приблизительной точностью сделать проект реконструкции храма. В конце XIX века возникла идея перевезти все детали храма в Тифлис - центр Кавказского наместничества и сложить здесь перед дворцом царского наместника. К счастью, эта затея провалилась из-за отсутствия соответствующих средств перевозки.

В начале XX века проводились археологические работы по обнаружению деталей и обмерам храма небольшой экспедицией под руководством Н. Я. Марра. В начале 30-х годов главный архитектор Еревана Н. Г. Буниатян обследовал Гарнийский храм и уже в 1933 году дал проект реконструкции его первоначального вида. Вопрос восстановления языческого храма в Гарни интересовал и академика И. А. Орбели. В середине 60-х годов работы по восстановлению были поручены архитектору А. А. Саиняну. Почти 10 лет кропотливо трудились замечательные армянские мастера. Восстанавливать храм было не проще, чем строить его, надо было находить место каждого сохранившегося камня. Гарнийский храм был полностью восстановлен в 1976 году.

Возведение храма историки приписывают царю Трдату I (царствовал во второй половине I века), который в свое время посетил с дружественным визитом Рим. В еще более давние времена Гарни служила крепостью для урартского царя Аргишти I. А с III в. до н. э. по IV век здесь располагалась летняя резиденция армянских царей (Ервандидов, Арташесидов и Аршакидов). Крепость затронули и опустошительные походы римских легионов по Армении в I в. Какое-то время даже бытовало мнение, что французское слово «гарнизон» родилось именно здесь: якобы Марк Антоний написал Клеопатре письмо, о том, что он соорудил военный лагерь у Гарни — гарнизон. Но это всего лишь красивая «этимологическая иллюзия».

Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Армении ещё в первой половине I в. н. э. Была построена армянским царём Трдатом I в. 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его надпись на греческом языке:

«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»

Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому. Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.

Армянские цари очень любили это место — и не только из-за ее неприступности, но и по причине потрясающего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни находится в 28 км от столицы Армении — Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном.

Храм был построен во второй половине I века н. э. и посвящен языческому божеству, возможно, богу солнца Митре, фигура которого стояла в глубине святилища — наоса. После провозглашения в Армении в 301 году государственной религии — христианства, вероятно, храм использовался как летнее помещение для царей, именуемое в летописи «домом прохлады».

По стилю храм, представляющий собой шестиколонный периптер, близок к аналогичным памятникам Малой Азии (Термес, Сагала, Пергам), Ливан (Баальбек) и Рима. В основном он выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Следует отметить, что тип прямоугольного в плане культового здания с колоннами и фронтоном был известен на территории Армянского нагорья еще в эпоху урартийцев.

Храм господствует над остальными постройками. Он далеко виден со всех сторон, поражая своей пропорциональностью и гармонией своих частей. Храм возведен на высокой платформе, размеры которой 15×11 метров. С северной стороны к зданию поднимается широкая лестница, состоящая из 9 мощных ступеней. Крыша постройки покоится на 24-х величественных колоннах. Храм имеет богатую архитектурную отделку. Выступающие по сторонам лестницы массивы украшены барельефами коленопреклоненных атлантов с воздетыми руками. Капители колонн украшены ажурным лиственным орнаментом с невысоким рельефом. Карнизы боковых фасадов увенчаны львиными головами. Дверной проем украшал резной наличник. Внутри храма был установлен идол, олицетворяющий Солнце, являющийся предметом поклонения древних армян.