Что сейчас в аничковом дворце. Аничков дворец – символ монаршей любви к России (1) - Вопросы истории. Перелистнём страницы истории

В тысяча семьсот сорок первом году императрица Елизавета, только что взошедшая на престол, издала указ о строительстве Аничкова дворца. Петербург стремительно расширялся. Создал проект разноэтажного здания в форме вытянутой буквы «Н» новый архитектор северной столицы Михаил Земцов, а завершил грандиозное строительство в знаменитый архитектор Б. Растрелли.

В те далекие времена Фонтанка была окраиной города, а на месте современного Невского проспекта проходила просека. По мнению автора проекта, Аничков дворец должен был стать украшением въезда в город. К нему от самой Фонтанки был прорыт канал, который завершался небольшой гаванью. Построенный дворец, немного напоминавший Петергоф, Елизавета передала в дар своему фавориту Разумовскому. Позднее строение неоднократно передавалось в дар, в основном дворец являлся подарком на свадьбу. После того как к власти пришла Екатерина Вторая, она выкупила Аничков дворец у родственников Разумовского и подарила его Кроме того, фавориту было подарено сто тысяч рублей на реконструкцию дворца по собственному вкусу. В результате за два года архитектор И. Е. Старов перестроил здание в стиле классицизма. Исчезла характерная для барокко разноэтажность, была уничтожена великолепная лепнина, гавань была засыпана. В итоге Аничков дворец стал более строгим и холодным.

В конце восемнадцатого века здание было откуплено в казну, и в нем непродолжительное время располагался Кабинет Императора. Позднее для него было построено архитектором Кваренги отдельное помещение. Аничков дворец подарил на свадьбу своей родной сестре, великой княгине, горячо им любимой Екатерине Павловне, ставшей супругой принца Георга Орденбургского.

В 1817 году во дворце поселился будущий император Во время его правления архитектор Росси изменил интерьеры некоторых залов дворца. Когда Николай переехал в Зимний, он приезжал в Аничков дворец во время Великого поста, здесь же регулярно проводились роскошные придворные балы.

Есть памятники, без которых трудно представить Петербург. Аничков дворец всегда был украшением северной столицы. Он тесно связан с жизнью великих людей России.

В 1837 году, после сильнейшего пожара в Зимнем, августейшее семейство Николая Первого некоторое время проживало в знаменитом дворце. Здесь же воспитывался и сын императора Александр, одним из учителей которого был величайший русский поэт Ему во дворце были предоставлены отдельные апартаменты.

После революции тысяча девятьсот семнадцатого года Аничков дворец в Санкт - Петербурге непродолжительное время был музеем истории города. В 1937 году здесь состоялось открытие Дворца пионеров. Но начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы в историю легендарного дворца. Первого октября 1941 года в этом историческом здании был открыт хирургический стационар, в котором за время его существования были спасены тысячи жизней героических защитников блокадного Ленинграда. Весной 1942 года госпиталь был переведен, и в мае здесь вновь начал работу Дворец пионеров.

Где сейчас располагается Аничков дворец , в начале XVIII века принадлежала А. М. Девиеру - первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. В 1727 году он был отправлен в ссылку, землю отдали лесоторговцу Д. Л. Лукьянову. На его дворе, ближе к Фонтанке, к 1738 году располагался полковой двор Преображенского полка. Владение Дмитрия Лукьянова упоминается в докладе Комиссии от строений, которая в 1738 году рекомендовала застроить этот участок Невского проспекта каменными обывательскими домами.

Судьбу этой территории резко изменил дворцовый переворот 25 ноября 1741 года, когда на престол взошла дочь Петра I Елизавета. Пришла к власти она при помощи преображенцев. В память об этом она распорядилась на месте их полкового двора построить собственный дворец. Официально он строился для Елизаветы Петровны. Но ни для кого не было секретом, что во дворце будет жить её фаворит граф Алексей Григорьевич Разумовский.

Проект императорского дворца в 1741 году составил М. Г. Земцов , он же и начал строительство. Первый ордер на постройку архитектору был выдан гоф-интендантом Шаргородским 6 апреля 1742 года . С 1743 года, после смерти Земцова, строительство вёл "архитектурии гезель" Г. Д. Дмитриев. Он успел довести стены здания только до карниза, скончавшись в 1746 году. Завершил строительство Аничкова дворца Ф. Б. Растрелли . Первоначальный проект итальянец скорректировал, заменив завершение боковых ризалитов в виде финиментов двумя многогранными куполами, обрамлёнными многочисленными декоративными вазами. Он так писал об Аничковом дворце:

"Я исправил большой дворец Аничков и прибавил к нему часовню с куполом, а также большой зал с парадной лестницей, богато украшенной статуями и скульптурными орнаментами, равно и все парадные покои и часовня были украшены богатыми плафонами" [Цит. по: 5, с. 316].

Аничков - первый дворец на Невском проспекте. Название он получил от Аничкова моста , находящегося рядом. В отличие от других зданий на проспекте, главный фасад обращён не в его сторону. Такое расположение здания наглядно показывает, что в начале 1740-х годов Невский проспект ещё не воспринимался как главная улица города.

Главная сторона здания обращена на Фонтанку, ко времени постройки дворца - границе города. Многие гости прибывали сюда именно водным путём. Со стороны реки был вырыт гаванец, где посетители оставляли свои гребные и парусные судна. Вдоль берега Фонтанки согласно задумке Григория Дмитриева были устроены открытые галереи .

Композиция здания состояла из трёхэтажных центрального и боковых корпусов, в которых располагались главные двусветные залы, с соединяющими их более низкими двухэтажными объёмами. Такая разноэтажность Аничкова дворца характерна для "дорастреллиевского" барокко. Ещё одной чертой раннего барокко, проявившемся в фасаде Аничкова дворца, стало применение пилястр, тогда как колонны были использованы только на главном портике. Вместе с тем, здание снабжено гораздо большим объёмом скульптур и других декоративных элементов, нежели чем постройки эпохи петровского барокко.

Корпус со стороны Невского проспекта был увенчан куполом церкви Воскресения Христова. В 1746 году над церковным куполом установили крест, а на другом - звезду (шар с 43 лучами). Для храма Растрелли проектировал трёхярусный золочёный иконостас (перенесён во Владимирский собор). Домовая церковь Аничкова дворца была освящена 17 марта 1751 года .

От Невского проспекта усадьба Аничкова дворца была отделена глухой каменной оградой с тремя воротами. Изначально боковые трёхэтажные корпуса соединялись двухэтажным переходом с центральным трёхэтажным корпусом. До Садовой улицы был устроен сад с павильонами, беседками и скульптурами. Для его устройства в 1743 году императрица повелела перевести сюда из Стрельны англицского садовника Людвига Киндера Тапера.

Аничков дворец в царское время

Строительство здания было завершено в 1756 году. В 1771 году у графа Разумовского жил писатель А. П. Сумароков, служивший у гнего адьютентом. В этом же году граф умер, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского.

В 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, которое устроило во дворце большой маскарад. На этом мероприятии присутствовало около 2500 человек.

У Разумовского Аничков дворец был выкуплен в 1776 году казной, после чего Екатерина II подарила усадьбу графу Г. А. Потёмкину. Для него дворец был перестроен в 1776-1778 годах по проекту И. Е. Старова . С тех пор дворец имеет классический, а не барочный облик. При перестройке высоту здания выровняли, засыпали гаванец, разобрали галереи вдоль Фонтанки, перепланировали сад.

В 1779 году в саду была создана галерея, засаженная тропическими растениями. В галерее князь устраивал маскарады, на которых играли до сотни музыкантов. Позже это помещение арендовало Итальянское музыкальное общество. В 1780 году на таком маскараде присутствовали императрица Екатерина II, великий князь Павел Петрович и его супруга великая княгиня Мария Фёдоровна. С 1786 по 1790 год гарелею снимал антрепренёр Иосиф Лион. В 1786 году здесь демонстрировался новый музыкальный инструмент - рояль.

Князь Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину. Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.

В 1794 году в здании разместили Кабинет Его Императорского Величества. Аничков дворец стал использоваться как личная канцелярия царя. Для новых целей здание перепланировалось по проекту Егора Тимофеевича Соколова. В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки. В 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.

По проекту архитектора Д. Кваренги в 1803-1805 годах на территории парадного двора были построены торговые ряды. По первому их ярусу проходила открытая аркада. Первоначально ряды представляли собой два Г-образных корпуса, соединённых открытой колоннадой. Территория усадьбы со стороны Садовой улицы также была "урезана". Здесь построили здание для Публичной библиотеки . Один из садовых павильонов был переоборудован для выступлений итальянского театра.

В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре великой княгине Екатерине Павловне. Дворец ей был подарен по случаю замужества с принцем Георгом Ольденбургским. Для их семьи здание перестраивал Л. Руска . От его работы до наших дней остались Танцевальный зал и Большая столовая. Торговые ряды Руска приспособил под нужды Кабинета Его Императорского Величества, который переехал сюда из помещений дворца. При этом к вывшим Торговым рядам архитектор пристроил корпуса с западной стороны. Вероятно, тогда же была построена ограда с воротами между Кабинетом и дворцом.

Георг Ольденбургский умер в 1812 году, а в 1816-м Екатерина Павловна вышла замуж за наследного принца Вильгельма Вюртенбергского и уехала на родину нового мужа. Перед отъездом дворец ей был продан в казну за 2 000 000 рублей.

С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский. Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Здесь А. С. Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму "Руслан и Людмила".

В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к предстоящей свадьбе. Для нового владельца здание было необходимо вновь перестраивать, чем в 1817-1820 годах занимался К. Росси . Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад (при участии А. А. Менеласа и И. А. Иванова). Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского). В 1818 году от площади Росси оградил усадьбу чугунной решёткой. Проект переустройства площади по чертежам Росси был осуществлён несколько позже. А тогда, при перестройке Аничкова дворца, бывшую территорию усабедного сада просто привели в порядок. Её очистили от лишних временных строений.

В Аничковом дворце Карл Росси переоформил Танцевальный зал, Музыкальную, Диванную, Кабинет, Будуар, спальни. В 17 залах заново расписали плафоны, стены затянули штофом, атласом и бархатом. В других помещениях стены расписали под мрамор, установили новые печи, камины, медель, люстры, бра и торшеры. Абсолютно все предметы интерьера делали по рисункам Росси. В результате интерьеры Аничкова дворца стали единым цельным ансамблем.

Работой в Аничковом дворце архитектора Росси великий князь Николай Павлович был чрезвычайно доволен. В 1825 году он стал императором, а на следующий год дал Аничкову дворцу статус императорского. Он продолжал месяцами жить здесь. Дворец называли "собственным Его Императорского Величества".

В 1822 году здесь родилась великая княгина Ольга Николаевна. В 1830 году в Аничковом дворце состоялся большой костюмированный бал по случаю заключения мира с Турцией. Именно при Николае I в Аничковом дворце проходили балы которые так не любил А. С. Пушкин, и которые так любила его жена Наталья Николаевна. В апреле 1838 года здесь проходила лотерея, в качестве выигрыша в которой была картина К. П. Брюллова "В. А. Жуковский". Вырученные от проведения лотереи деньги пошли на выкуп крепостного Т. Г. Шевченко.

Следующим хозяином Аничкова дворца в 1841 году стал великий князь Александр Аниколаевич (будущий Александр II). В 1853 году сюда были проведены водопровод и канализация. В 1855 году дворец стали называть Николаевским.

После смерти Николая I в 1855-1860-х годах усадьбу делили вдовствующая императрица Александра Фёдоровна и великий князь Николай Николаевич, которому строили собственный дворец.

В 1865 году над Аничковым дворцом работал архитектор Жибер для наследника престола, сына Александра II, великого князя Николая Александровича. Но Николай Александрович неожиданно умер. В 1866 году дворец стал резиденцией великого князя Александра Александровича, будущего Александра III. Тогда же здесь состоялась свадьба великого князя и датской принцессы Дагмары (будущей императрицы Марии Фёдоровны). В 1868-1875 годах над интерьерами дворца работал И. А. Монигетти. Александр III часто жил в Аничковом дворце, где проводил не только личное время, но и занимался государственными делами.

С 1875 года Аничков сад был открыт для прогулок детей с родителями или с няньками.

В Аничковом дворце прошло детство сына Александра III, будущего императора Николая II. 1874-1875 годах К. К. Рахау сделал новый парадный подъезд в виде аркады и над ним - зимний сад. В 1886 году в Аничковом дворце работал архитектор М. Е. Месмахер . В 1885-1886 годах заложили аркаду первого этажа здания Кабинета (архитектор Н. А. Шильдкнехт).

Последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф. С 1899 года при Аничковом дворце работала школа для детей служащих.

В 1914 году в церкви Аничкова дворца состоялось венчание племянницы Николая II великой княжны Ирины Александровны и князя Ф. Ф. Юсупова.

В здании Кабинета Е. И. В. в 1915-1916 годах архитектором А. Я. Белобородовым был устроен парадный зал в неоклассических формах.

Аничков дворец - Дворец Пионеров

Сразу после революции Аничков дворец национализировали. В нём работало министерство продовольствия. В 1918-1935 годах во дворце работал музей города. Именно города, то есть и Москвы, и других городов, а не только Ленинграда. Музей сохранял императорскую обстановку, занимал несколько зданий вдоль Фонтанки. Его директором был архитектор

Я уже как-то рассказывала об интересном месте нашей Северной столицы, которое именуется « ».

Надеюсь, что повествование об одноименном дворце также привлечет ваше внимание. Тем более что это – одно из старейших зданий, расположившихся у Невского проспекта. И сохраняет для нас с вами этот дворец свои истории, начиная с далёкого XVIII века.

А ведь согласитесь, что всем порой так хочется хоть на мгновение при помощи фантастической машины времени совершить путешествие в прошлое.


Вот я и предлагаю вам небольшой подобный экскурс, главным героем которого сегодня будет выступать это великолепное здание.

Перелистнём страницы истории

Герой моего рассказа расположился между речкой Фонтанкой и улицей Садовой.

Появление первого дворца у Невского проспекта

Изначально это место в молодом Петербурге было во владении некого генерала А. Э. Девиера.


После того, как владельца за политпроступки побили кнутом и выслали из Северной столицы в Сибирь, территория в 1727 году переходит к лесопромышленнику Д. Л. Лукьянову. На ней с 1738 года расположился двор того самого Преображенского полка, при поддержке которого в 1741 году при дворцовом перевороте на трон взошла императрица Елизавета Петровна.


Она-то и решила отметить событие своего триумфа постройкой в этом месте дворца (официально-то для самой себя, но на самом деле – для своего фаворита – графа А. Г. Разумовского). Я уже намекала вам, что история здания сохраняет немало петербургских тайн и легенд, в чем вы сами убедитесь по ходу моего рассказа.

Построение дворца

Проект этого императорского здания в виде буквы «Н» создал знаменитый архитектор М. Г. Земцов.


Его кончина в 1743 году повлияла на передачу «бразд правления» вначале зодчему Г. Д. Дмитриеву, а затем (также после смерти оного) – знаменитому Ф. Б. Растрелли, внесшему в проект Михаила Земцова свои коррективы. Растрелли писал, что добавил ко дворцу «часовню с куполом, а также большой зал с парадной лестницей, богато украшенной статуями и скульптурными орнаментами»…


Своё название здание получает от находящегося поблизости . Его парадный вход обращен к речке Фонтанке. Вдоль неё в те времена проходила граница города, а Невский проспект тогда ещё не обрёл статуса центральной столичной улицы. Мне было интересно узнать, что поначалу гости могли добраться сюда непосредственно по воде. Кстати, был даже устроен гаванец (небольшая гавань в форме ковша), где горожане оставляли свои средства передвижения (такая вот своеобразная стоянка для судов).


Параллельно Фонтанке ещё по замыслу Г. Дмитриева были установлены открытые галереи. Архитектурное решение дворца представляло собой композицию из трёхэтажных корпусов, соединенных двухэтажными перемычками. Подобная черта построек характерна для зданий раннего барокко.


Над корпусом со стороны Невского проспекта возвышался купол Воскресенского храма, для которого иконостас был создан также мастером Растрелли. Сегодня этот шедевр находится Северной столицы. Освещение домового храма Аничкова дворца произошло в марте 1751 года. Отмечу ещё одну деталь: между зданием и Садовой по велению императрицы устроили сад для прогулок, подобный Петергофскому.


Принадлежали труды по его созданию «аглицкому» садовнику Л. К. Таперу. Постройка дворца окончилась в 1756 году.

Дворец в имперские времена

Облик дворцового ансамбля, дошедшего до нас с вами, складывался под влиянием смены «архитектурных мод», которые предпочитали также меняющиеся владельцы. Само здание, если оглянуться на его историю, постоянно выступало в роли дорогого подарка. А кто бы из нас с вами отказался от подобного презента?!


Именно в данном качестве оно чаще всего переходило из одних великосветских рук в другие. Да и был этот подарок прекрасен, ведь над дворцом в разные времена потрудились такие видные мастера, как И. Е. Старов, Л. Руска, Дж. Кваренги, К. И. Росси, А. И. Штакеншнейдер и другие.А теперь расскажу о том, кто же здесь жил-поживал и добра наживал. Как я уже отмечала, первым фактическим хозяином Аничкова дворца стал граф Разумовский.


При нём находился бывший в услужении у «Его светлости» знаменитый писатель А. П. Сумароков. Этого многожанрового литератора порой нарекают «отцом русского театра».


После смерти первого владельца Аничков дворец достался его брату, и не кому-нибудь, а самому президенту Академии наук – графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому. У него в 1776 году здание было откуплено Екатериной II и тут же подарено теперь уже её фавориту Г. А. Потёмкину.


Новый хозяин, видимо, жаждал перемен и пригласил для этой цели архитектора И. Е. Старова. Дворец был преобразован по канонам классического стиля, «гаванец-стоянка» для судов засыпана, упразднены галереи на Фонтанке и модернизорован сад, в котором в 1779 году появляется оранжерея с заморскими растениями. Думаю, что все люди падки на диковинки, только вот для знати они, к тому же, по карману. Как же не обзавестись?


В своей новой галерее Потёмкин закатывал балы-маскарады, во время которых слух присутствующих услаждали порою до сотни оркестрантов-музыкантов. Эта тропическая галерея также может похвалиться большим количеством подслушанных светских сплетен.


Но мы с вами оставим жёлтые байки в стороне, а вот то, что в 1786 году тут впервые был представлен необычный музыкальный инструмент – рояль, я упомяну. (Вообще по ходу отмечу, что появился он в 1709 году). Хитрый Потёмкин перепродал дворец купцу Шемякину. Екатерине II отказ от её подарка не понравился. Она вновь выкупила его и опять же вручила Потёмкину.


Уж не знаю, в силу каких соображений, но и тот вновь продал его (на сей раз – в государственную казну). После такой чехарды, устроенной со дворцом императрицей и её любимчиком, здесь в 1794 году разместился Императорский Кабинет, где одно время сохранялись сочинения Иосифа Залусского. Именно они послужили базой для организации Публичной библиотеки Северной Венеции.


Мне кажется интересным распутывать исторические узелки и внезапно для себя порой находить интересные аналогии. Когда-то поживал в Аничковом дворце «отец русского театра» Сухоруков, а в 1799 году одну из частей здания отдали именно для нужд Театральной дирекции Петербурга. В начале XIX века мастер Кваренги построил перед её парадным входом Торговые Ряды.


А со стороны Садовой улицы пристроил помещение для Публичной библиотеки. Что же касается «подарочной эстафеты» по передаче дворца, то она так и не прекращается.


Государь Александр I в 1809 году дарит здание сестре, великой княгине Екатерине в качестве презента к её свадьбе с принцем Георгом Ольденбургским. Для молодой четы дворец вновь модернизируется (архитектор Л. Руска). Сегодня труды мастера сохранены в облике зала для балов и столовой.


Пространство Торговых Рядов перешло для нужд Императорского Кабинета. Руска пристроил к ним западные корпуса и ограду с воротами между Кабинетом и дворцом. Отмечу, что в тот период во дворце жил знаменитый поэт Жуковкий – воспитатель будущего царя Александра II. Именно в этих стенах представил свою поэму «Руслан и Людмила».


Вскоре в 1816 году дворец вновь переходит в распоряжение казны. Далее он был подарен будущему императору Николаю I к предстоящей свадьбе. Теперь над зданием потрудился К. Росси. Усадьба по его проекту влилась в архитектурный комплекс Театральной площади (сегодня – пл. Островского), от которой её отделила чугунная ограда.


Также и интерьер помещений, переделанный по задумкам России, стал представлять единый ансамбль.


Николай I любил этот дворец и проводил в нём много великосветских приемов, балов и лотерей. Следующим владельцем здания, теперь получившим приставку к имени «собственный дворец Его Императорского Величества», в 1841 году становится будущий Государь Александр II.


В середине XIX века дворец оснастили водопроводом и канализацией. Шли годы, а вместе с ними сменялись высокопоставленные владельцы. Здесь была сыграна свадьба Александра III с принцессой Дагмар.



В начале XX века дворец стал свидетелем исторического события – венчания племянницы Николая II великой княжны Ирины Александровны с Феликсом Юсуповым.


Это была свадьба с тем самым князем, который участвовал в убийстве всем нам известного Григория Распутина.

Легенда Аничкова дворца


В образе женщины в белом одеянии оно неоднократно являлось нашим монархам, которые в разное время проживали во дворце, и даже вело с ними свои монологи. Правда это или вымысел – сегодня не узнать, так как императоры на этот счёт как-то публично не распространялись. А вот школа для детей прислуги здесь действительно реально существовала с 1899 года.

После революции дворец был приватизирован государством. Поначалу тут разместилось министерство продовольствия. Далее, с 1918 по 1935 год, была оборудована экспозиция городского музея.


Отмечу, что не именно Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда), а городов, как таковых, вообще. Возглавлял его архитектор Л. А. Ильин. В залах бывшего Императорского Кабинета функционировали «офисы» коммунальной и социальной гигиены, а также библиотека Музея города. Период церковных репрессий коснулся и домового храма дворца. В итоге, в 1926 году его купола снесли и переплавили. Что касается музея, то в 1928 закрыли и его. Имущество было распродано и роздано для других экспозиций.

Образование Дворца пионеров

И вновь – исторический зигзаг. Я вам уже рассказывала, что в стенах Аничкова дворца воспитывались царские наследники, а в конце XIX века даже находилась школа для детей служащих. Это словно положило начало появившемуся тут в 1937 году грандиознейшему в стране Дворцу пионеров и школьников.


Для этой цели Аничков дворец вновь переделали (по эскизам А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского). Две комнаты здания были украшены палеховской росписью по мотивам произведений А. С. Пушкина и А. М. Горького.


Во Дворце сразу открылось более ста секций и кружков.


Уверена, что всем известны имена: Виктор Корчной, Станислав Жук, Алиса Фрейндлих, Лев Лурье, Елена Образцова…


Профессиональный звёздный путь этих людей начался именно в данном Ленинградском дворце пионеров.

Аничков дворец в Великую Отечественную войну

Расскажу теперь о судьбе дворца в то трагическое для всей страны время.


Уже с октября 1941 года по май 1942 года на его территории работал хирургический госпиталь. Сам Дворец не закрывал свои двери для детворы все страшные блокадные дни! Несмотря ни на что, именно тут в 1942 году был проведён выпускной для ленинградских школьников. Кроме того, проходили здесь и новогодние елки, и творческие олимпиады.


А концертные бригады художественных кружков Дворца пионеров, превозмогая слабость от голода, выступали перед бойцами в госпиталях и в воинских подразделениях.


Неспроста 70 молодым артистам были вручены медали «За оборону Ленинграда». Пострадавший от артобстрелов комплекс дворца к 1945 году уже сумели восстановить.

Аничков дворец сегодня

Мне кажется символичным тот факт, что первый дворец на Невском проспекте, находившийся в собственности самых блистательных лиц России, здание, где прошло отрочество императоров, звучали стихи Пушкина и Жуковского, сегодня принадлежит наследникам страны – нашим детям.


Теперь оно носит название Петербургского городского Дворца творчества юных. Здесь для ребят – настоящее царство радости! Отмечу, что сегодня каждый ребёнок, начиная с дошкольного возраста, в Аничковом дворце может найти себе занятие по вкусу в технических, творческих, спортивных, хореографических и прочих кружках и секциях.


Здесь ежегодно проходят конкурсы, конференции, семинары и фестивали. Кстати, именно в этих стенах проводится финальный тур Всероссийского конкурса для педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».


И мне радостно, что моя знакомая также побывала в числе победителей, как преподаватель ИЗОстудии.


Кстати, балы, концерты и ассамблеи тут также проводятся.


Дворец творчества гордится своей уникальной библиотекой , опытно-экспериментальной площадкой , музеем, в который я приглашаю и вас.

Музей Аничкова дворца

Если вы захотели не просто со стороны взглянуть на этот памятник архитектуры, а побывать на экскурсии «Дворец царей – дворец детей», то, я считаю, что у вас будет 1,5 часа увлекательного погружения в прошлое совместно со знакомством с современной бытностью Аничкова дворца.


Подробную информацию, включающую и расписание экскурсий, можно получить . Мой вам совет – непременно узнайте про план проведения этих обзорных мероприятий предварительно, так как без гида посещение Дворца не предусмотрено. Отмечу, что экскурсии проводятся только в соответствии с указанным расписанием текущего месяца для индивидуальных посетителей .

Добавлю, что вы также побываете на выставке «Живое искусство Палеха», которая входит в общую обзорную экскурсию.


Взрослый билет обойдётся в 200 рублей, а для школьников и студентов – 80 рублей. Билеты можно приобрести в кассе дворца (Невский пр., 39, у входа на территорию Аничковой усадьбы).Необходимы бахилы или сменная обувь.

Как добраться

Как я уже отмечала – здание, которое нас с вами интересует, является первым дворцом, воздвигнутым у Невского проспекта. Следовательно, находится оно в центре города.


Добираться сюда лучше всего на метро, выйдя на станциях «Маяковская», либо «Гостиный Двор». От обеих по Невскому проспекту вам до Дворца идти всего несколько минут. Другой общественный транспорт не рассматриваю, так как этот способ – самый удобный во всех смыслах (близко от достопримечательности, нет пробок, да и прогулка по Невскому проспекту уже – маленькое событие для путешественников). Точный адрес - Невский проспект, 39.

Подробнее о каждом варианте:


От метро "Гостиный двор" (1) до Аничкова дворца (2) идти всего 5 минут. Но даже проходя это небольшое расстояние, вы минуете Российскую национальную библиотеку (5), замечательный Екатерининский садик (3), в центре которого сможете полюбоваться на великолепный памятник Императрице Екатерине Великой (архитектор Давид Иванович Гримм), за ним увидите здание Александрийского театра (советую посетить его спектакли при случае).


Напротив, через Невский проспект располагается Петербургский театр Комедии (6).


Второй маршрут от станции метро "Маяковская" (1) проведёт вас через тот самый Аничков мостик (3), название которого и дало имя дворцу (2).


По-моему, в любом случае вы обогатите свое путешествие новыми интересными фрагментами.

Напоследок

Вот мы с вами и совершили при помощи машины времени, которая есть у каждого и называется воображением, небольшое путешествие в знаменитый петербургский Аничков дворец.


Узнали об истории его появления и послушали рассказы об обитателях этой удивительной усадьбы. Думаю, что и по мосту, в честь которого Дворец назван, вы также прошлись и полюбовались скульптурной группой «Укрощение коня».


Подобные знакомства с архитектурными памятниками позволяют нам больше узнать о прошлом самой страны. Ведь создавали их талантливейшие мастера для известных исторических персон, без рассказа о судьбах которых при повествовании об истории зданий нам не обойтись.


И пока мы сохраняем наши дворцы-музеи, хранится и память о людях, так или иначе, с ними связанных. Кстати, перед главным корпусом Аничкова дворца вас встретит берёза, которую посадили наши герои-космонавты Герман Титов и Комаров.

Первым зданием, выполненным в стиле барокко, в Санкт-Петербурге стал Аничков дворец на Невском проспекте 39 , над которым помимо Дмитриева и Земцова трудился известный Растрелли. Строение высотой три этажа с куполами, напоминающими форму луковиц, и двумя флигелями парадным входом развернуто к реке Фонтанке. Среди собственников здания был Потемкин и Разумовский. Это здание также было кабинетом императора, то есть помещением, где располагалось имущество царской семьи. За время своего существования строение сильно изменило свой внутренний и внешний вид. Все залы, кроме Желтоколонного и Белого, оформлены в классическом стиле, а также сохранились до наших дней практически без каких-либо изменений.

Роль царской резиденции дворец выполнял вплоть до девятнадцатого века. Когда завершилась революция, внутри открылся музей старого Петербурга, а далее Дворец пионеров. В начале девяностых годов прошлого столетия его переименовали в Дворец творчества юных. Чтобы узнать, почему так называется Аничков дворец , рекомендуется ознакомиться с его историей от начала до конца. Сегодня внутри здания расположилось более 20 действующих секций или кружков для детей.

Исторические сведения

Расположенная вдоль Невского проспекта между Фонтанкой и Садовой улицей территория сегодня занята Аничковым дворцом. Изначально эти земли в начале восемнадцатого века принадлежали первому генералу полицмейстеру А. М. Девиеру, который в 1727 году был отправлен в ссылку. Территория была передана во владения Д. Л. Лукьянову. Тогда земли ближе к Фонтанке занимал полковой двор, относящийся к Преображенскому полку. Судьба поместья была резко изменена переворотом, свершившимся 25 ноября 1741 года. Тем временем престол заняла Елизавета, которая приходилась Петру I дочерью. К власти он смогла прийти с помощью преображенцев. Как рассказывает история Аничкова дворца , что строился он для Елизаветы, однако ни для кого не стало новостью, что жить там будет ее любимчик граф по имени Алексей Григорьевич Разумовский. Над проектом в 1741 году работал М. Г. Земцов. Строительство началось под его же руководством. После смерти Земцова, которая датирована 1743 годом, за строительство взялся архитектор Г. Д. Дмитриев, однако он также скончался в1746 году, завершив здание только до карнизов.

Закончил строительные работы итальянский архитектор Ф. Б. Растрелли, которому довелось корректировать боковые ризалиты, завершив их двумя куполами с многочисленными декоративными вазами.

Свое название Аничков дворец в СПБ получил от Аничкова моста, расположенного неподалеку. Он отличается от других зданий, расположенных вдоль проспекта, тем, что его главный фасад смотрел вовсе не в его сторону. Выбранное расположение говорит о том, что для тех времен Невский проспект не считался главной улицей Санкт-Петербурга. Связано это с тем, что большинство гостей прибывали во дворец именно по воде, поэтому парадный вход смотрит именно на Фонтанку. Тут также был организован гаванец, где посетители Елизаветы могли оставить свои парусные и гребные суда. По замыслу Григория Дмитриева вдоль набережной Фонтанки также располагались галереи открытого типа.

Дворовый ансамбль состоял из трехэтажного бокового и центрального корпуса, внутри которых находились двусветные залы. Они соединились с двухэтажными более низкими объемами. Подобного рода архитектура относится к барокко «дорастреллиевского» периода. К стилю барокко, как видно по фото Аничкова дворца в Санкт-Петербурге , также относится использование пилястр, при этом колонны украшали исключительно главный портик. Однако для петровского барокко использовано нехарактерно большое количество скульптур и прочих элементов декора. Сторона фасада, граничащая с Невским проспектом, увенчана церковным куполом Воскресения Христова. В тоже время от проспекта усадьба была отделена высокой стеной из камня с тремя воротами.

История периода царского времени

Строительный процесс растянулся надолго, поэтому был завершен в 1756 году. Следующая смена хозяина датирована 1771 годом, когда умер граф Разумовский, а усадьба перешла во владение его брата академического ученого Кирилла Григорьевича Разумовского. 1775 год стал временем проведения большого маскарада на 2500 персон. На этот период дворец был арендован петербургским купечеством. Мало знать, где находится Аничков дворец , чтобы проникнуться историей этого места необходимо знать основных его владельцев:

  1. 1776 год – усадьба была передарена Екатериной II графу Г. А. Потемкину. Он перестроил дворец под собственные требования. Именно тогда здание поменяло свой облик с барочного на классический. Во время реконструкции была выровнена высота строения, гаванец засыпан, открытые галереи разобраны, сады перепланированы.
  2. 1779 год стал временем создания галереи с тропическими растениями, где князь организовывал маскарады, на которых выступали одновременно около ста музыкантов. Затем данное помещение перешло в аренду сообществу итальянских музыкантов. Однажды гостями такого маскарада стал Павел Петрович (великий князь) со своей супругой Марией Федоровной и императрица Екатерина II.
  3. 1784 год – Потемкин перепродал усадьбу купцу Шемякину, однако уже в 1985 году дворец у Аничкова моста выкупила Екатерина II и возвратила прежнему владельцу. Императрица решила, что негоже отказываться от царских подарков.
  4. В 1809 году здание перешло во владение Екатерине Павловне, которая являлась сестрой Александра I. Такой презент был ей преподнесен, как подарок по случаю замужества. Семья также решила перестроить дворец. Над новой планировкой работал Л. Руска. Из его работ до сегодняшнего дня дошла Большая столовая и Танцевальный зал.
  5. После коны мужа, датируемой 1812 годом, Екатерина спустя несколько лет вышла замуж вновь и переехала, продав усадьбу государственной казне. С того времени в доме жил известный поэт В. А. Жуковский, являющийся воспитателем наследника престола, ставшего в итоге императором Александром II.

Если верить истории, Аничков дворец адрес которого Невский проспект 39, перенасыщен литературой. Именно тут А. С. Пушкин зачитал Жуковскому недавно дописанную поэму «Руслан и Людмила». Следующим собственником строения стал будущий император Николай I. Ему также захотелось перестроить дворец на свой лад. Перепланировкой занимался К. Росси. Им был отстроен сервизный корпус и два павильона на территории сада, который также претерпел изменения. Карл Росси заново проработал дизайн Танцевального и Музыкального зала, будуара, диванной, кабинета и спальни. Внутри семнадцати залов была выполнена свежая роспись плафонов, а стены перетянуты бархатом, штофом или атласом. Стены оставшихся комнат были расписаны под мрамор. Примечательно, что любые детали были сделаны по эскизам, подготовленным Росси. Полномасштабная строительная работа позволила интерьерам стать единым ансамблем.

Найти рассматриваемый Аничков дворец на карте Невский проспект 39 можно в две минуты, однако из-за отсутствия полноценных экскурсий по этому месту рекомендуется самостоятельно более подробно ознакомиться его историей. Например, очередным владельцем строения в 1841 году стал князь Александр Николаевич. Модернизация строения пришлась на 1853 год, когда здесь была проведена канализация и водопровод. С 1897 года тут начали показывать кинематографические ленты, с 1899 – открылась школа, где учились дети служащих.

Дворец Пионеров

Когда закончилась революция, дворец был национализирован. Внутри него расположилось министерство продовольствия. С 1918 по 1935 годы помещение использовалось, как городской музей. Не Ленинграда, а именно города, то есть Москвы и других российских городов. Именно это обстоятельство позволило сохранить Аничков дворец на карте СПБ таким, каким он был при последнем императоре. Внутри корпуса, где ранее располагался кабинет, с 1918 года функционировал филиал социальной и коммунальной гигиены, а также городская библиотека. Закрытие музея датировано 1928 годом. С того времени большая часть имущества была распродана.

Дворец пионеров на территории прежней усадьбы был открыт в 1937 году по замыслу С. М. Кирова. Он стал самым большим на территории прежнего СССР. Над реконструкцией 1936-1937 годов работал дует архитектор Д. Л. Кричевский и А. И. Гегелло. Именно они замкнули корпус-кабинет в каре, их мастера расписали две комнаты по мотивам А. М. Горького и А. С. Пушкина. Изначально здесь работало более сотни детских кружков. Здешнюю шахматную секцию посещали Борис Спасский, Лев Додин, Елена Образцова, Сергей Юрский, так далее. 1941 год стал переломным для строения. Тогда оно было разгромлено артиллерийским снарядом, полностью уничтожившим зимний сад. Стены уцелевших корпусов стали военным госпиталем, который проработал здесь около 18 месяцев. Несмотря на военные действия, большинство секций продолжали свою работу.

Сегодня практически каждый турист знает, где находится на карте СПБ Аничков дворец , поскольку уже к 1945 году он был отреставрирован. Напротив главного корпуса также растет знаменитая береза, посаженная там известными космонавтами Владимиром Комаровым и Германом Титовым. Современное название Дворец творчества юных здание получило в 1990 году.

Название данного архитектурного шедевра связана с мостом, который находится недалеко от самого здания. Данный мост был возведен военными, которые принадлежали к адмиральскому батальону под командованием М. Аничкова. Дворец начали строить в 1741 году на холме с правой стороны легендарной реки Фонтанки.

История Аничкова дворца очень богата, она включает в себя следующие знаменательные события.

  • В начале 18 века легендарная императрица Екатерина ІІ купила данное здание и преподнесла его в подарок Г. Потемкину.
  • В 19 веке появилась новая традиция среди императорской знати - Аничков дворец начали передавать в качестве свадебного подарка.
  • В начале 20 века после революции здесь разместился Музей города. Однако экспозиции в музее касались не только Санкт-Петербурга, но и Рима, Москвы.
  • В 1937 году здесь был открыт один из крупнейших во всем СССР Дом пионеров. Здание пережило Вторую мировую войну и осталось нетронутым, несмотря на то, что его неоднократно планировали взорвать.
  • В период боевых действий здесь размещался госпиталь. После окончания военных действий Дом пионеров вновь открылся для гостей. Его посетили известный шахматист Б. Спасский, певица оперы Е.Образцова, известная актриса А. Фрейндлих и др.

Сейчас в здании располагается Дворец творчества юных и функционирует Аничков лицей. В дворце размещено более двух десятков секций для школьников, разнообразные кружки. Однако дворец приветствует и взрослых, здесь постоянно проводятся экскурсии.

Архитектура Аничкова дворца

Проект здания Аничкова дворца был заложен М. Земцовым, которым планировал создать его в стиле барокко. Однако архитектор не смог воплотить в жизнь свои замыслы, поскольку умер через полтора года. Архитектурные дела легли на плечи Д. Дмитриева и Б.Ф. Растрелли. Однако они кардинально поменяли первоначальный замысел М.Г. Земцова.

Центральную часть здания представляет собой трехэтажную конструкцию с большим и светлым залом. Эта часть соединяется с флигелями специальным крыльцом. Центральный фасад выходит к реке Фонтанке, там же расположен парадный вход. Противоположный фасад выходит в сад, где размещены павильоны и скульптуры.

Отделка всех комнат выполнялась под контролем Б.Ф. Растрелли. Живописные произведения А.П. Антропова, И.Я. Вишнякова украшают стены помещений. На втором и третьем этажах находится церковь с одиннадцатиметровым иконостасом с позолотой, который выполнен в стиле барочной орнаментики.

Аничков дворец - архитектурный шедевр 18 века, поражающий своей красотой и уникальностью. Сегодня здесь проводятся интересные выставки и работают детские кружки.